Учетная норма жилая или общая. Правила предоставления жилых помещений

Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения

Комментарий к статье 50 ЖК РФ:

1. В комментируемом законе нашла практическое применение закрепленная ст. 40 Конституции РФ норма об обеспечении жильем бесплатно или за доступную плату за счет государственных и муниципальных жилищных фондов только нуждающихся в жилище малоимущих и иных, специально указанных в законе категорий граждан. Всем остальным гарантировано содействие и поддержка со стороны органов государственной власти и местного самоуправления для осуществления их конституционного права на жилище.

В этой связи в жилищное законодательство впервые вводится понятие "учетная норма площади жилого помещения" - минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 4 ст. 50 коммент. закона).

Учетная норма по общему правилу устанавливается органом местного самоуправления (иные случаи перечислены в ч. 6 коммент. ст.). При этом установленные органами местного самоуправления учетные нормы даже в границах одного субъекта РФ могут существенно отличаться друг от друга.

Так, например, решением муниципального собрания муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области от 26 октября 2005 г. N 3/53 "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения" (Выборг. 2005. 11 ноября. N 167) учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 9 кв. м общей площади жилого помещения на человека.

Учетная норма в размере 12 кв. м общей площади на одного человека установлена в муниципальном образовании "Сланцевский район" Ленинградской области Постановлением главы муниципального образования "Сланцевский район" Ленинградской области от 5 октября 2005 г. N 719-п "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения" (Знамя труда. 2005. 15 ноября. N 88).

В субъекте РФ - городе федерального значения Санкт-Петербурге, где полномочия по обеспечению граждан жильем по договорам социального найма отнесены к компетенции органов государственной власти, ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 г. N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" (Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2005. N 10) установлена следующая учетная норма:

9 кв. м общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах;

15 кв. м общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

2. В Санкт-Петербурге осуществляются два вида жилищного учета: учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учет граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.

Приведенный выше норматив учетной нормы установлен для первого из указанных видов жилищного учета. Для учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, учетный норматив жилищной обеспеченности установлен ст. 7 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 г. N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" (Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2004. N 10) и составляет 10 кв. м общей площади жилого помещения на одного проживающего.

3. В жилищном законодательстве города Москвы определение учетной нормы площади жилого помещения дано в ч. 6 ст. 1 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (Вестник мэра и правительства Москвы. 2006. N 42). Размер учетной нормы, согласно ст. 9 указанного Закона, в Москве составляет:

10 кв. м площади жилого помещения для отдельных квартир;

15 кв. м площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены разным семьям (т.е. для квартир коммунальных).

Частью 5 той же статьи Закона города Москвы установлено, что жители города Москвы, проживающие в общежитиях коридорной системы (только коридорной, хотя по планировочным решениям общежития, в том числе и в Москве, бывают и квартирной, и блочной системы, а в южных городах страны - и галерейного типа), при определенных указанным Законом условиях принимаются на жилищный учет без учета уровня обеспеченности этих граждан площадью жилого помещения (учетной нормы).

4. В комментируемой статье законодатель вводит и другой норматив - норму предоставления, - ориентированный, как и учетная норма, на общую площадь жилого помещения. Понятие общей площади жилого помещения дано в ч. 5 ст. 15 коммент. закона.

Норма предоставления согласно ч. 2 коммент. ст. - это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления, как и учетная норма, по общему правилу (иные случаи перечислены в ч. 3 коммент. ст.) устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

В частности, в Санкт-Петербурге при предоставлении жилых помещений по договору социального найма общая площадь предоставляемого жилья не должна превышать 18 кв. м на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек, и 33 кв. м - для одиноко проживающих граждан (ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 г. N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" (Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2005. N 10).

Превышение нормы предоставления площади жилого помещения допускается в Санкт-Петербурге в случаях, предусмотренных коммент. законом (см. комментарий к ст. 58). В иных случаях с учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилых помещений, размер которых превышает указанную норму на всю семью не более чем на половину нормы предоставления жилья, полагающейся на одного человека (т.е. на 9 кв. м).

5. В Москве норма предоставления площади жилого помещения законодателем дифференцирована не только в зависимости от числа лиц, в отношении которых осуществляется предоставление, но и с учетом состава обеспечиваемых семей. Согласно ч. 4 ст. 20 Закон города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (Вестник мэра и правительства Москвы. 2006. N 42), норма предоставления составляет 18 кв. м на одного человека. При предоставлении жилого помещения в Москве одиноко проживающему гражданину норма предоставления площади жилого помещения может быть превышена с учетом конструктивных особенностей жилого помещения, но не более чем в два раза. Вследствие конструктивных особенностей жилых помещений, предоставляемых гражданам, состоящим на жилищном учете, направляемых на реализацию городских жилищных программ, размер площади жилого помещения не может быть более чем:

1) на семью, состоящую из супругов, - однокомнатная квартира площадью до 44 кв. м;

2) на семью, состоящую из двух граждан, не являющихся супругами, - двухкомнатная квартира площадью до 50 кв. м;

3) на семью из трех граждан, в составе которой есть супруги, - двухкомнатная квартира площадью до 62 кв. м;

4) на семью из трех граждан, в составе которой нет супругов, - трехкомнатная квартира площадью до 74 кв. м;

5) на семью из четырех и более граждан - жилое помещение площадью по 18 кв. м на одного члена семьи (получившийся размер жилого помещения может быть увеличен не более чем на 9 кв. м).

6. Обязанность установления допустимого размера жилых помещений (по общей площади), предоставляемых по договору социального найма нуждающимся в жилье, законодатель в значительной мере возложил на органы местного самоуправления, что является нововведением по сравнению с ЖК РСФСР, устанавливавшим на федеральном уровне норму предоставления в размере 12 кв. м жилой площади на одного человека (ст. 38 ЖК РСФСР).

7. Установленная органом местного самоуправления норма предоставления в границах конкретного муниципального образования может быть изменена (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения), но только в отношении категорий граждан, указанных в ч. 3 ст. 49 коммент. закона (федеральных очередников и очередников субъекта РФ) и только на основании федеральных законов или законов субъектов РФ, устанавливающих порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма данным категориям.

При сопоставлении названной нормы с правилами ч. 3 коммент. ст. можно сделать вывод, что иная, отличная от установленной органом местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления, норма для очередников федеральных и очередников субъектов РФ может быть установлена только тем федеральным законом или законом субъекта РФ, которым установлен и порядок предоставления жилья данным категориям очередников.

Таким образом, из приведенных выше законодательных определений как учетной нормы, так и нормы предоставления, видно, что цели и условия применения рассматриваемых в коммент. ст. нормативов различны.

8. Установление в качестве норматива размера общей площади жилья является новацией в жилищном законодательстве, так как прежние учетные нормативы были ориентированы исключительно на занимаемую гражданином жилую площадь помещения. Очевидно, здесь не последнюю роль сыграли рыночные отношения с традицией оценивать стоимость жилья по его общей площади.

Говоря о нормативах предоставления жилых помещений, следует упомянуть, что в коммент. законе отсутствует какое-либо упоминание о ранее существовавшем (ст. 39 ЖК РСФСР) институте дополнительной жилой площади.

9. В части 5 коммент. ст. закреплено правило, согласно которому размер учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, не может превышать размер нормы предоставления, установленной тем же органом.

Ранее отмечалось, что и нормы предоставления, и учетные нормы для ряда перечисленных в законе категорий очередников могут быть установлены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации либо законами субъектов Российской Федерации в размере, отличном от устанавливаемых органом местного самоуправления нормативов. При этом для таких законодательно установленных нормативов коммент. ст. (в отличие, например, от положений ч. 5 ст. 50 коммент. закона) прямо не установлено правило о недопустимости превышения размера учетной нормы над размером нормы предоставления. Однако подобная детализация представляется излишней, поскольку невозможность такого превышения вытекает из самого смысла и целей применения рассматриваемых нормативов.

Норма жилой площади на одного человека подлежит обязательному учёту при выдаче муниципального жилья. Сколько метров полагается гражданину и его семье – решается при изучении технической документации на жилплощадь. В России определены федеральные стандарты, которые, согласно ст. 38 ЖК РФ, составляют 12 м. на человека. Но региональные власти вправе корректировать эту норму.

В Москве в 2016 году учётная норма составляет 10 м. на человека. Этот параметр предусматривает не жилую, а общую минимальную жилплощадь, включая дополнительные помещения. Норма жилой площади нужна для как нуждающихся в более комфортных жилищных условиях.

Норма жилплощади на федеральном уровне

Кроме учётных параметров, законом в России предусмотрена социальная норма жилплощади, которая принимается во внимание при обеспечении молодой семьи жильём или переселении граждан из ветхих и . При предоставлении жилья учитываются следующие социальные параметры:

  • для семьи из трёх человек – не меньше 18 кв.м. на человека;
  • для семьи из двух человек – не менее 42 кв.м.;
  • для одиноко проживающего гражданина – 33 кв.м.;

Такая норма принимается во внимание при расчёте оплаты за коммунальные услуги. Собственники жилплощади должны обратиться в ЕИРЦ с документами, подтверждающими право на льготу. При расчёте оплаты на одного человека норма жилплощади определяется с коэффициентом — + 7 метров помимо выше указанных социальных нормативов.

Санитарные нормы

Федеральное законодательство устанавливает, что в России на одного человека положено не менее 6 кв. м . Санитарная норма является ориентиром, принимаемым во внимание при переселении должников по оплате ЖКХ из муниципальных квартир.

Социальное жилье, в таком случае, предоставляется в общежитиях, квартирах временного фонда. Подобная норма будет являться ориентиром при переселении граждан из аварийных домов. Гражданам должно быть предоставлена квартира, с нормой жилплощади не меньше 10 м. на человека.

Изъятие жилья для государственных (муниципальных) нужд и другие важные нюансы

В России ситуация зависит от того, было ли изымаемое жилье приватизировано или нет. В первом случае граждане должны получить жилплощадь, не менее той, которая у них была на момент отчуждения.

При изъятии муниципального жилья учитываются нормативы, принятые в конкретном муниципальном образовании. Тогда учётная норма составит не больше 10 м. на человека. Подобная цифра может быть скорректирована местными органами власти.

В 2016 году при получении жилья по договору социального найма и в собственность военными принимаются в расчёт текущее обеспечение военнослужащих жильём. Выясняется: не намеренно.

Площадь на военнослужащего и его семью должна равняться не менее 18 кв.м. для одного человека. При уходе в отставку или в запас, разрешено предоставление льготы в сторону увеличения площади жилья.

В Москве и других городах военный может получить дополнительные – от 15 до 25 кв.м. площади для одного человека. Возможно превышение социальной нормы жилья – если это зависит от технических параметров многоквартирного дома. Но такое отклонение не будет больше 9 м. на каждого человека.

Проблематика вопроса

Учётная норма площади жилого помещения соблюдается при выселении гражданина или семьи из муниципальной квартиры и предоставлении недвижимости из манёвренного жилищного фонда. Норма может не учитываться при размещении супругов, которым положено одна жилплощадь. Социальные нормы не принимаются во внимание, если родители решили прописать в квартиру несовершеннолетнего ребёнка.

Положение об учётной норме жилплощади разрабатывается на основании решения совета депутатов или другого законодательного органа, уполномоченного издавать нормативные акты на уровне местного самоуправления. Разработка актов осуществляется с учётом количества свободного жилья.

Возможны ситуации, когда молодой семье отказывают в улучшении жилищных условий, так как общая площадь их недвижимости бывает выше учётных показателей. Специалистами администрации часто не принимается во внимание факт, что жилая площадь квартиры или частного дома намного меньше общей.

Учётные параметры являются основными показателями при обеспечении населения льготными помещениями. Многодетные и малоимущие семьи получают жилье исходя из социальной нормы «квадратных метров», полагающихся одному человеку.

Оплата жилых помещений и расчёт субсидий для помощи малообеспеченному населению осуществляются с помощью социальной нормы. Такими льготами могут воспользоваться:

  • лица, пострадавшие при ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС и принимавшие участие в ядерных испытаниях в Семипалатинске;
  • обладатели государственных наград;
  • ветераны труда.

Право на льготу доступно гражданам, которые проживают в муниципальном жилье. Ветеранам предоставляется льгота, независимо от формы собственности на квартиру. Размер субсидии составит 50% от суммы оплаты за коммунальные услуги.

По смыслу п. 4 ст. 50 ЖК РФ учётная норма необходима для того, чтобы граждане смогли зарегистрироваться в очереди в качестве людей, которым необходимо улучшение жилищных условий. При выделении льготной недвижимости или государственной субсидии, учитываются все сделки, которые смогли бы привести к ухудшению жилищных условий граждан и их семей.

Размер нормы, необходимой для постановки человека на учёт, – от 6 – до 10 метров. Факт нуждаемости в жилом помещении должен подкрепляться необходимыми документами, среди которых важны:

  • выписки из домовой книги, а также по предыдущим адресам проживания за последние три года;
  • акт обследования жилищных условий;
  • справка о доходах семьи;
  • правоустанавливающие документы на имеющуюся недвижимость;
  • сведения о льготах – в том числе справка об инвалидности или наличии тяжёлого заболевания, не позволяющего домочадцам сосуществовать на жилплощади.

Плохие жилищные условия подтверждаются комиссией, которая должна выехать по месту фактического проживания льготников и вынести заключение о состоянии комнаты, квартиры или частного дома. Жилые помещения, с учётом полагающейся нормы, предоставляются согласно очереди.

Процесс предоставления длительный и может занять несколько лет. Вне очереди жилые помещения могут получить инвалиды 1, 2 группы и другие категории льготников, которые живут и работают в конкретном муниципальном образовании.

Учётная норма рассчитывается органами местного самоуправления. Она может быть выше нормативов, установленных федеральными органами власти. Показатель рассчитан на то, чтобы граждане могли свободно проживать в квартире, проводить досуг и воспитывать детей.

На практике требования о нормах жилплощади (учётной, санитарной, социальной) достаточно формализованы. Расчёты ведутся исходя из общей площади помещения, не считая реальное жилое пространство. Разногласия должны быть решены в административном или судебном порядке.

Остались вопросы? Напишите ваш вопрос в форме ниже и получите развернутую консультацию юриста:

Учетная норма определяется российским законодателем как минимальный размер жилплощади, исходя из которого требуется устанавливать уровень обеспеченности граждан, живущих в конкретном регионе, общей площадью жилья. Учетная норма жилплощади регламентирована законодателем в целях ведения учёта, устанавливающего граждан, которым требуется улучшение условий жилья.

Иными словами возможно сказать, что учётная норма жилплощади определяет потенциальные возможности конкретного российского гражданина претендовать на жильё по соглашению социального найма. Соответственно, законодатель создаёт правовые условия и предпосылки для реализации 40 статьи российской Конституции, регламентирующей право на жильё.

Малоимущим лицам, иным названным в законах гражданам, нуждающимся в жилище, определенная жилплощадь предоставляется безвозмездно либо за доступную плату из существующих государственных, муниципальных и иных российских жилищных фондов согласно регламентированным законом нормам. Выделение жилья названным лицам происходит с учётом минимально возможного размера предоставляемых помещений.

Для реализации прав граждан на жильё законодатель и установил учётную норму, а также норму предоставления жилплощади, детализировав таким образом вопрос количества предоставляемых квадратных метров жилплощади конкретному человеку.

Установление учетной нормы

Учётная норма, как и другая важная сопутствующая категория – норма предоставления жилплощади – устанавливается полномочными властями муниципалитетов. Соответственно, показатели учетной нормы варьируются в разных российских городах и населенных пунктах. Так, к примеру, в Москве сегодня учётная норма – 10 кв. м. площади на каждого жильца московской квартиры (для отдельных квартир).

Базовым, первоочередным критерием для разрешения вопроса о конкретном размере учётной нормы жилплощади в том или ином муниципалитете выступает уровень обеспеченности граждан жильём в соответствующем населенном пункте. При этом размеры устанавливаемой учётной нормы жилплощади не могут превышать размеры нормы предоставления.

К тому же при расчетах учитываются действующие сегодня в сфере жилищного права санитарно-технические нормативы и стандарты, специфика жилфонда каждого конкретного региона, плотность его заселения и имеющийся в распоряжении властей муниципалитета жилой фонд.

Для отдельных подгрупп российских граждан (к примеру, инвалидов, военнослужащих) учётная норма жилплощади может быть иного размера.

При расчете учётных норм принимаются во внимание и жилые комнаты, и места общего использования (коридоры, санузел, кухня), то есть общая площадь жилья.

Значение учетной нормы

На практике значение законодательно регламентированной учетной нормы состоит в следующем:

  1. Установленная муниципалитетом учётная норма жилплощади не позволяет нанимателю вселить в муниципальное жильё родственников либо временных жильцов (за исключением вселения несовершеннолетних детей к их родителям), а также заключить соглашение поднайма жилья, когда после этого юридического действия на каждого жильца норма станет ниже положенного размера.
  2. Именно учётная норма жилплощади, как уже говорилось, способствует практической реализации предписываемой российской Конституцией прерогативы малоимущих граждан РФ на получение безвозмездного социального жилья.
  3. Учетная норма площади применяется для принятия решений о постановке граждан-заявителей на учет как лиц, не обеспеченных жилплощадью. Полномочные органы, осуществляющие такой учет, ориентируются на тот факт, что заявитель живет в квартире и занимает жилплощадь меньшую, чем регламентированная муниципалитетом учетная норма. Постановка на учет свидетельствует о праве данного гражданина встать в очередь на приобретение социального жилья.

Например, рассмотрим ситуацию, когда в соответствующем населенном пункте учётная норма, согласно регламентам законодателя, составила 8 кв. м., а другая категория – норма предоставления – 10 кв. м. Соответственно, если житель данного населенного пункта проживает в социальном жилье с жилплощадью меньше 8 кв. м. на человека, он вправе становится на учёт и претендовать на жилье с площадью от 10 м. квадратных на каждого проживающего жильца.

Чтобы применить рассматриваемые знания на практике, заинтересованному лицу, прежде всего, требуется точно узнать конкретные размеры названных норм по местожительству. Такие сведения можно получить при личном посещении полномочного органа муниципалитета. К тому же информация обязательно размещается на официальном портале местной администрации.

Заявление гражданина, желающего встать на учёт, подаётся в компетентный местный орган власти. Дополнительно к заявлению прилагаются:

  • справки о составе семьи заявителя;
  • брачное, детские свидетельства;
  • выписки из техпаспорта имеющегося жилья;
  • иные документы по требованию полномочного органа, выполняющего постановку на учёт.

Весь требуемый перечень документации возможно узнать в администрации муниципалитета.

Отметим, что сама постановка на муниципальный учёт нуждающихся в жилплощади, скорее всего, быстро не решит жилищную проблему. Однако это создаст предпосылки для последующей реализации законных гражданских прав на предоставление жилплощади.

Нормы для отдельных категорий граждан

Законодатель предусматривает возможность отличия нормативных правил, регламентированных на местных уровнях для общего применения, и норм для некоторых категорий российских граждан. Последние нормативы принимаются на уровне федерального законодательства, Указов президента и иных приоритетных по силе действия нормативных актов.

В частности, к названным категориям лиц могут относиться , лица с тяжёлыми хроническими болезнями, военнослужащие, жители Крайнего Севера, . Для таких лиц могут предусматриваться дополнительные площади жилья. Так, например, семье лица, болеющего заразными формами туберкулёза, положены дополнительные метры жилплощади с целью его изолирования от здоровых членов семьи.

§10.2. Норма предоставления жилого помещения

Ранее статья 38 Жилищного кодекса РСФСР устанавливала норму жилой площади - 12 кв. м на одного человека; это был предельный размер предоставляемой жилой площади. На практике жилое помещение предоставляется в Российской Федерации гражданам в размере от 9 до 12 кв. м жилой площади. В некоторых регионах жилье предоставлялось по общей площади, в качестве "социальной нормы площади жилья".

Действующее законодательство предусматривает следующие виды жилищных норм:

1) норма предоставления (норма предоставления жилой площади по договору социального найма),

2) учетная норма (норма для принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий),

3) социальная норма (стандарт социальной нормы для расчета компенсаций по оплате жилья коммунальных услуг).

Согласно части 1 статьи 50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норму предоставления устанавливает орган местного самоуправления в зависимости от достигнутого в муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Например, согласно статье 12 Закона г. Москвы от 11 марта 1998 г. N 6 "Основы жилищной политики города Москвы", а также пункту 5 Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве, утвержденного постановлением Московской городской Думы от 31 января 2001 г. N 12, норма предоставления жилого помещения в Москве (социальная норма) составляет 18 кв. м общей площади на одного человека, а норма постановки на учет по улучшению жилищных условий - 10 кв. м общей площади на каждого проживающего. Федеральными законами и законами субъектов Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма, указанным в части 3 статьи 49 ЖК РФ категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. Размер общей площади квартиры определяется как сумма площадей всех помещений квартиры, включая площадь жилых комнат и мест общего пользования в квартире.

Места общего пользования квартиры - вспомогательные нежилые помещения, предназначенные для обслуживания только этой квартиры, в том числе кухня, внутриквартирный коридор, передняя, санитарно-гигиенические помещения, иные подсобные помещения. Гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, и иным категориям граждан, предусмотренным федеральным законодательством, предоставляется дополнительная площадь в виде отдельной комнаты или в размере 18 кв. м общей площади, если иное не установлено федеральным законодательством.

При определении размера предоставляемого жилого помещения учитываются жилые помещения (доли в праве на жилые помещения), в отношении которых граждане и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования, а также гражданско-правовые сделки, совершенные гражданами и членами их семей с принадлежащими им жилыми помещениями (долями в праве на жилые помещения) за период, установленный законодательством города Москвы. Иные нормы предоставления определены статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих": офицеры в воинских званиях полковника, ему равном и выше, командиры воинских частей и некоторые другие категории военнослужащих имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения - не менее 15 и не более 25 кв. м. Во исполнение Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" постановлением Правительства России от 28 февраля 1996 г. N 214 утвержден "Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты".

Норма предоставления жилой площади рано или поздно интересует едва ли не каждого человека, причем как собственника приватизированного жилья, так и пользователя квартирой по . Такой интерес чаще всего обусловлен необходимостью улучшить условия проживания благодаря социальной помощи, когда место расположения, стоимость недвижимого объекта и прочее отходит на второй план. Это может быть становление на очередь для получения жилплощади, подписание , её обмен или продажа, если в сделке участвует ребёнок.

В Жилищном кодексе Российской Федерации есть отдельные пункты, которые чётко регламентируют все условия, нормы и требования относительно жилья и условий проживания. Также там обозначена учетная норма на одного человека и порядок её расчёта.

Следует учесть, что норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения – это не одинаковые понятия. В целом же правительственное постановление определяет двенадцать метров квадратных на одного человека. При этом эта цифра не может быть равна для каждого, поэтому существует множество юридических и законодательных нюансов.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Различия в понятиях

Сегодня ни для кого не секрет, что в российском законодательстве множество аспектов не имеет чёткого пояснения, а некоторые акты и вовсе друг другу противоречат. При этом такие понятия, как учётная или минимальная на одного человека, в частности по договору социального найма, всё же законодательно отображены:

В перечисленных выше вариантах действуют свои принципы расчёта, о которых не станет лишним получить хотя бы поверхностную информацию. Осведомлённость позволяет гражданам требовать у государства улучшения условий проживания и определённое количество жилой площади.

Когда приходится рассчитывать

Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения на одного человека становится актуальным вопросом в определённых обстоятельствах.

Когда рассматривается вопрос Примечания
При получении муниципальной квартиры или комнаты по договору социального найма Чем больше членов семьи проживает в помещении, тем больше должна быть площадь в метрах квадратных. Если же в квартиру заселяются отдельные граждане, то учетная норма не превышает тридцати трёх квадратных метров.
При расширении жилья При рождении ребенка или прочем увеличении количества проживающих лиц, имеющих там постоянную регистрацию.
При вынужденном переселении Когда имеются официальные постановления относительно сноса многоквартирного дома, признания его как аварийного и переведённого в категорию нежилого фонда. Собственникам приватизированного жилья, если оно получено не по договору социального найма, по закону не имеют права предоставить взамен меньшую жилплощадь.
При начислении и перерасчете квартирной оплаты Чем больше квадратных метров и прописанных лиц, тем выше начисляемый платеж. Его сумма напрямую зависеть от данных показателей.
При оформлении прописки по месту проживания Имеют место ограничения относительно количества зарегистрированных граждан в жилье, полученном по договору социального найма, в зависимости от того, какой метраж жилья и учетная норма.

Нюансы для общежитий

Когда полученное по договору жильё представлено в виде комнаты в общежитии, действуют несколько иные правила и требования. Независимо от того, для каких целей и как надолго выдаётся комната, будь то постоянное проживание или же временное на период обучения или командировки, допускаются самые минимальные санитарные, эргономичные, планировочные нормы. Соответственно и учетная вычисляемая норма будет ниже обычного.