Совет при президенте российской федерации по развитию гражданского общества и правам человека. Совет при президенте российской федерации по развитию гражданского общества и правам человека Крым голосование 16 03 г

В 2014 г. состоялся референдум о статусе Крыма и Севастополя.

Референдум о статусе Крыма и Севастополя – референдум, проведённый 16 марта 2014 г. местными властями на территории Автономной Республики Крым и города Севастополя.

Участники референдума должны были выбрать один из двух вариантов: «Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?» или «Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?»

Возможность отрицательно ответить на оба вопроса и сохранить статус-кво (Конституцию Автономной Республики Крым 1998 года) организаторами референдума не предусматривалась.

Бюллетени для проведения референдума 16 марта 2014 г. содержали варианты ответа на трёх языках: русском, украинском и крымско-татaрском. Бюллетень, в котором были оставлены неотмеченными или были отмечены оба варианта ответа, считался недействительным.

Согласно официальным результатам референдума, подавляющее большинство проголосовавших во всех городах и административно-территориальных образованиях полуострова высказалось за присоединение к России. Большинство государств-членов ООН считает, что референдум не имеет законной силы.

Автономная Республика Крым: Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации? – 1233002 (96,77 %). Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины? – 31997 (2,51 %). Недействительных голосов – 9097 (0,71 %). Всего голосов – 1274096. Явка – 83,10 %. Общее число зарегистрированных избирателей – 1534815.

Севастополь: Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации? – 262041 (95,60 %). Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины? – 9250 (3,37 %). Недействительных голосов – 2810 (1,03 %). Явка – 89,50 %. Общее число зарегистрированных избирателей – 306258.

Комиссию по проведению референдума в Автономной Республике Крым возглавлял Михаил Малышев. Комиссию по проведению референдума в Севастополе возглавлял Валерий Медведев.

При рассмотрении вопроса о ситуации в Крыму в Совете Безопасности ООН тринадцать его членов поддержали проект резолюции, объявляющей референдум не имеющим законной силы, однако Россия наложила на неё вето, а Китай в ходе голосования воздержался. В дальнейшем, 27 марта 2014 г., Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, в которой, отметив отсутствие санкции Украины на проведение референдума, заявила, что он не имеет законной силы, а поэтому не может служить основанием для какого-либо изменения статуса Автономной Республики Крым или города Севастополя.


В свою очередь, Россия признала референдум, ссылаясь на прецедент с односторонним провозглашением независимости Косова. Российское руководство ссылается на закреплённое в Уставе ООН неотъемлемое право народов на самоопределение и заявляет, что российское вмешательство в Крыму проводилось с целью обеспечения безопасности граждан и благоприятных условий для их волеизъявления.

17 марта 2014 г. на основании Декларации о независимости и результатов референдума была провозглашена Республика Крым как независимое и суверенное государство, в состав которой вошёл Севастополь в качестве города с особым статусом. Республика Крым в лице своего высшего органа власти – Государственного Совета Республики Крым – обратилась к Российской Федерации с предложением о принятии Республики Крым в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта Российской Федерации со статусом республики. В тот же день Президент РФ В.В. Путин подписал указ о признании Республики Крым в качестве независимого и суверенного государства. 18 марта 2014 г. был подписан межгосударственный договор о принятии Крыма и Севастополя в состав России.

Предыстория вышеуказанных событий заключалась в следующем.

На фоне Украинского кризиса, после свержение режима В.Ф. Януковича, 27 февраля 2014 г. Верховный Совет Автономной Республики Крым проголосовал за проведение в Крыму 25 мая 2014 г. референдума «по вопросам усовершенствования статуса и полномочий» региона. За соответствующее решение проголосовал 61 из 64 присутствовавших депутатов. Президиум парламента дал оценку последним событиям на Украине, заявив, что в стране произошёл «неконституционный захват власти радикальными националистами при поддержке вооружённых бандформирований». В этой ситуации, как заявили депутаты, региональный парламент «принимает на себя всю ответственность за судьбу Крыма».

Согласно постановлению, на референдум должен был быть вынесен вопрос: «Вы за государственную самостоятельность АР Крым в составе Украины на основе договоров и соглашений? (да или нет)». Эта формулировка соотносилась с конституцией Крыма от 1992 года (впоследствии отменённой), в статье 9 которой значилось: «Республика Крым входит в государство Украина и определяет с ней свои отношения на основе Договора и соглашений». В ней также определялось, что «Республика Крым на своей территории обладает верховным правом в отношении природных богатств, материальных, культурных и духовных ценностей, осуществляет свои суверенные права и всю полноту власти на данной территории». Впоследствии дата проведения была перенесена на 30 марта 2014 г.

В вышедшем 28 февраля 2014 г. номере газеты Верховного совета АРК «Крымские известия» были даны разъяснения в отношении вопроса, который будет выноситься на референдум. Было отмечено, что в вопросе нет положений о независимости АРК, выходе АРК из состава Украины, о вхождении АРК в состав другого государства: «Вопрос, вынесенный на референдум, не содержит положений о нарушении территориальной целостности Украины. Целью референдума является усовершенствование статуса АРК, чтобы права автономии были гарантированы при любых изменениях центральной власти или Конституции Украины. Все предпринятые шаги направлены на то, чтобы с автономией считались, разговаривали и согласовывали решения центральных органов власти».

Вечером 1 марта 2014 г. депутаты городского совета Севастополя проголосовали за поддержку проведения в Крыму референдума о расширении статуса автономии и наделили соответствующими полномочиями координационный совет Севастополя по обороне и обеспечению жизнедеятельности города.

2 марта 2014 г. спикер крымского парламента Владимир Константинов заявил, что основная цель референдума – переход Крыма из режима автономии в режим самостоятельного государства, и на этом основании планируется строить отношения с центральной властью на договорных началах.

3 марта 2014 г. пресс-служба Верховного совета Автономной Республики Крым распространила заявление крымского парламента о том, что развитие политической ситуации в Украине «даёт веские основания для опасений за судьбу страны, создаёт угрозу миру и стабильности в Крыму»: «Соглашение о порядке выхода из политического кризиса от 21 февраля 2014 года, подготовленное с участием представителей ЕС и Российской Федерации и подписанное представителями власти и оппозиции Украины, определяло правовой путь урегулирования конфликтной ситуации. Однако радикальные силы сорвали его выполнение, избрав путь силового отстранения от власти легитимного главы государства, в результате чего деятельность высших органов государственной власти вышла за рамки конституционно-правового поля. Были созданы не предусмотренные действующим законодательством институты власти, которые наделялись неконституционными полномочиями». В заявлении указывалось, что, по мнению крымского парламента, постановление Верховной рады Украины «О самоустранении президента Украины от выполнения конституционных полномочий и назначении внеочередных выборов президента Украины» было принято с нарушением Конституции Украины, которая не предусматривает прекращение полномочий главы государства по причине самоустранения от выполнения своих полномочий - «следовательно, правовые основания для возложения обязанностей президента Украины на председателя Верховной рады Украины Турчинова А. В., в том числе по подписанию законов Украины, отсутствуют». Со своей стороны, подчеркивалось в заявлении, Верховный совет АР Крым «действовал и продолжает действовать строго в рамках правового поля. С первых дней кризиса мы призывали к соблюдению конституционного порядка, исходя из необходимости сохранения суверенитета и территориальной целостности Украины, и продолжаем придерживаться этих позиций». Однако парламент автономии, несущий ответственность за обеспечение прав и свобод её жителей, не может оставаться сторонним наблюдателем разрушительных процессов, происходящих в стране, и «именно эти обстоятельства побудили депутатов Верховного совета Автономной Республики Крым принять решение о проведении республиканского /местного/ референдума как формы прямого народовластия по вопросам усовершенствования статуса и полномочий автономии. Вынесенный на референдум вопрос не содержит положений о независимости Автономной Республики Крым, о её выходе из состава Украины и вхождении в другое государство. При этом мы выступали и выступаем за наделение Крымской автономии широкими полномочиями, которые должны быть гарантированы при любых изменениях центральной власти и конституции Украины».

3 марта 2014 г. пресс-служба Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Украины сообщила, что «в условиях действующего украинского законодательства невозможно назначить, подготовить и провести местный референдум»: «Механизма реализации права граждан на принятие решений по вопросам местного значения путём проведения местного референдума нет. Проведение любого местного референдума согласно существующему нормативно-правовому регулированию является невозможным». Вместе с тем, Верховный совет Автономной Республики Крым (АРК) на состоявшемся 3 марта 2014 г. заседании официально перенёс дату референдума по вопросу о статусе и полномочиях Крыма на 30 марта 2014 г. 4 марта 2014 г. Сергей Аксёнов объявил на пресс-конференции, что референдум может быть проведён и раньше.

6 марта 2014 г. Верховный Совет АР Крым принял решение войти в состав Российской Федерации в качестве субъекта Российской Федерации и провести референдум на всей территории Крыма (включая город Севастополь), причём не 30 марта 2014 г., а 16 марта 2014 г., вынеся на обсуждение вопрос о будущем статусе Крыма, предполагающий выбор одного из двух вариантов ответа: «Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?» или «Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?». В тот же день постановление о проведении референдума вынес городской совет Севастополя.

Позднее заместитель председателя Верховного Совета Крыма Григорий Иоффе заявил, что изменение формулировки вопроса (вынесение вопроса о вхождении Крыма в состав России) было вызвано реакцией Киева на решение о проведении референдума в Крыму, на который на тот момент не планировалось выносить вопрос о выходе автономии из состава Украины (на Сергея Аксёнова и Владимира Константинова было заведено уголовное дело по статье «Действия, направленные на насильственное изменение или свержение конституционного строя или на захват государственной власти», и как стало известно 5 марта 2014 г., киевский суд вынес постановление об их задержании).

Крымские депутаты приняли решение обратиться к руководству России с предложением «о начале процедуры вхождения в состав Российской Федерации в качестве субъекта Российской Федерации». Объясняя свое решение, парламентарии заявили, что на Украине «в результате антиконституционного переворота захватили власть националистические силы», которые «грубо нарушают Конституцию и законы Украины, неотъемлемые права и свободы граждан, включая право на жизнь, свободу мысли и слова, право говорить на родном языке», при этом «экстремистские группировки предприняли ряд попыток проникновения в Крым в целях обострения ситуации, эскалации напряжённости и незаконного захвата власти».

Глава комиссии по проведению референдума Михаил Малышев сообщил 8 марта 2014 г., что для проведения референдума будет открыто около 1,2 тыс. участков и будет образовано 27 территориальных избирательных комиссий. Типография «Таврида» получила госзаказ на печать 2 млн бюллетеней.

Сообщалось, что на 200 избирательных участках будет проведён экзит-полл по заказу информационного агентства Крыминформ.

11 марта 2014 г. парламент Крыма и городской совет Севастополя приняли декларацию о намерении провозгласить независимость Крыма от Украины и войти в состав Российской Федерации. В декларации говорится, что власти Крыма и Севастополя приняли данное решение, «исходя из положений Устава ООН и целого ряда других международных документов, закрепляющих право народа на самоопределение, а также принимая во внимание подтверждение Международным судом ООН в отношении Косово от 22 июля 2010 года того факта, что одностороннее провозглашение независимости части государства не нарушает какие-либо нормы международного права». Власти Крыма объявят полуостров независимым государством с республиканской формой правления в случае, если в результате назначенного на 16 марта 2014 г. референдума о статусе Крыма и Севастополя жители региона примут решение о вхождении Крыма и Севастополя в состав России. В этом случае Республика Крым подпишет соответствующий межгосударственный договор, на основании которого обратится с предложением о принятии Республики Крым в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта Российской Федерации.

Постановлением Верховного Совета Автономной Республики Крым от 6 марта 2014 и решением городского совета г. Севастополь от 7 марта 2014 года было установлено, что правом голоса на референдуме обладают только граждане Украины, достигшие на день голосования возраста 18 лет и зарегистрированные в соответствующей административно-территориальной единице, что не давало возможности гражданам России, проживающим на территории Крыма, принять участие в референдуме.

6 марта 2014 г. Верховный Совет АР Крым принял «Временное положение о республиканском (местном) референдуме в Автономной Республике Крым». 7 марта Севастопольский городской совет утвердил «Временное положение о референдуме в городе Севастополе».

Во Временном положении указано, что подсчёт голосов участников референдума осуществляется открыто и прозрачно. Граждане имеют право осуществлять наблюдение за голосованием на референдуме и подведением его итогов. Также говорится, что комиссия по проведения референдума «регистрирует официальных наблюдателей от иностранных государств, международных организаций, республиканских организаций, объединений граждан, общественных организаций».

11 марта 2014 г. Верховный совет АР Крым опубликовал порядок аккредитации СМИ для освещения референдума. В нём указывалось, что журналист аккредитованного СМИ обязан «объективно информировать аудиторию своего СМИ о ходе голосования, в своей профессиональной деятельности использовать документально подтвержденные факты, соблюдать общепризнанные нормы журналистской этики, а также не распространять материалы негативного характера».

13 марта 2014 г. в Крыму и Севастополе началась работа участковых комиссий. День 15 марта был объявлен в республике днём тишины, и предвыборная агитация в этот день не велась.

Реакция действующих властей Украины была следующей.

До этих событий в украинском законодательстве отсутствовали нормативные правовые акты, касающиеся проведения референдумов о статусе части территории Украины. Согласно Конституции Украины, вопросы изменения территории страны решаются исключительно на всеукраинском референдуме (статья 73), а учитывая унитарное государственное устройство, все вопросы по организации и процедуре выборов и референдумов определяются только законами Украины.

Согласно украинскому законодательству, вопросы роспуска парламента Автономной Республики Крым, а также соответствия Конституции Украины принимаемых парламентом автономии правовых актов относятся к исключительным полномочиям Конституционного суда Украины.

24 февраля 2014 г. Верховная Рада Украины приняла Постановление «О реагировании на факты нарушения судьями Конституционного Суда Украины присяги судьи», согласно которому пять судей Конституционного суда Украины были освобождены от должности, а президенту Украины и Совету судей Украины предлагалось освободить от должности семь других судей Конституционного суда Украины путём созыва съезда судей Украины.

В конце февраля 2014 г. председатель Совета судей Украины Василий Онопенко отметил, что законодательство Украины предусматривает проведение только одного типа референдума – всеукраинского, а потому проведение местного референдума будет незаконным, а любые решения, принятые в Автономной Республике Крым и противоречащие Конституции Украины, будут являться незаконными.

4 марта 2014 г. окружной административный суд Киева удовлетворил ходатайство об обеспечении иска Генеральной прокуратуры Украины о признании противоправными некоторых решений, принятых парламентом АРК. В том числе было отменено решение об организации и проведении местного референдума.

6 марта 2014 г. и. о. президента Украины, председатель Верховной рады Александр Турчинов заявил, что «Верховный Совет Крыма, который полностью контролируется военными Вооружённых сил Российской Федерации, принял незаконное решение о проведении референдума. …Это решение является нелегитимным и ничтожным». 7 марта 2014 г. Александр Турчинов издал указ «О приостановлении действия постановления Верховной Рады Автономной республики Крым от 6 марта 2014 года № 1702-6/14 „О проведении общекрымского референдума“». В тот же день это постановление парламента Крыма, а также аналогичное решение горсовета Севастополя были отменены административным судом Киева. Юридическое управление секретариата Верховного совета АРК дало разъяснение, что данное постановление не влечет правовых последствий, так как не было одновременного обращения в Конституционный суд Украины.

Согласно статье 51 Закона о Конституционном суде Украины, пленарное заседание Конституционного cуда Украины является полномочным, если на нём присутствуют не менее двенадцати судей Конституционного cуда, что было невозможно обеспечить вследствие освобождения от должности 24 февраля 2014 г. пяти судей Конституционного суда Украины. В связи с этим, Верховная Рада Украины 13 марта 2014 г. утвердила в должности и привела к присяге новых четырёх судей Конституционного суда.

На пленарном заседании 14 марта 2014 г Конституционный суд Украины в составе пятнадцати судей (включая семь судей, которые 24 февраля 2014 г. были признаны Верховной Радой нарушившими судебную присягу) принял решение о признании не соответствующим Конституции Украины постановления Верховного совета Автономной республики Крым о проведении общекрымского референдума. В своём решении суд постановил прекратить деятельность крымских комиссий всех уровней, созданных для проведения этого референдума, а также потребовал от Совета министров Крыма прекратить финансирование мероприятий референдума, обеспечить уничтожение бюллетеней и агитационных материалов. Неисполнение решения Конституционного суда Украины влечет за собой уголовную ответственность.

14 марта 2014 г. Конституционный суд Украины принял решение, что референдум является неконституционным. В тот же день, 14 марта 2014 г., постановления Верховного Совета Автономной Республики Крым и городского совета Севастополя о проведении общекрымского референдума, с точки зрения правительства Яценюка, утратили силу.

6 марта 2014 г. в связи с принятием депутатами Верховного Совета Крыма решения о вхождении автономии в состав Российской Федерации Главное следственное управление СБУ начало досудебное расследование. Квалификация – посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины.

В тот же день Центральная избирательная комиссия Украины поручила заблокировать доступ к базе данных Государственного реестра избирателей для органов Госреестра АР Крым и Севастополя.

Позиция России по вопросу о принятии нового субъекта федерации заключалась в следующем.

Согласно действующей Конституции РФ (статья 65, часть 2), «принятие в Российскую Федерацию и образование в её составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом», согласно которому принятие в состав РФ в качестве нового субъекта «иностранного государства или его части» осуществляется исключительно по взаимному согласию России и другого заинтересованного государства, которым является Украина. К тому же инициатива о принятии в состав России нового субъекта федерации, образованного на территории «иностранного государства», должна исходить от этого государства, а не от отколовшейся части. Это решение в 2004 году подтвердил Конституционный суд РФ в связи с просьбой непризнанной республики Южная Осетия войти в состав РФ.

21 мая 1992 г. Верховный Совет РСФСР принял постановление № 2809-1, которое признавало Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1954 года «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР» «не имеющим юридической силы с момента принятия» ввиду того, что оно было принято «с нарушением Конституции (Основного Закона) РСФСР и законодательной процедуры». Однако российский парламент уточнил, что в связи с конституированием последующим законодательством РСФСР факта передачи Крымской области, заключением между Украиной и Россией двустороннего договора от 19 ноября 1990 года, в котором стороны отказываются от территориальных притязаний, и закреплением данного принципа в договорах и соглашениях между государствами СНГ считает необходимым урегулирование вопроса о Крыме путём межгосударственных переговоров России и Украины с участием Крыма и на основе волеизъявления его населения.

28 февраля 2014 г. председатель комитета Государственной думы Российской Федерации по международным делам Алексей Пушков заявил, что референдум будет являться юридически обоснованной базой для изменения статуса Автономной Республики Крым в случае, если население за это проголосует, и что референдум является гораздо более легитимной формой изменения статуса, чем стихийный Майдан.

28 февраля 2014 г. депутат Государственной думы РФ Сергей Миронов внёс поправки к действующему законодательству, существенно меняющие процедуру принятия новых субъектов РФ. Этими поправками предусматривалось, что если в том или ином иностранном государстве отсутствует «эффективная суверенная» власть и действующее руководство этой страны не в состоянии защитить права своих граждан, то часть территории этого государства можно присоединить к РФ «по результатам референдума, проведённого в соответствии с законодательством иностранного государства на территории данной части иностранного государства», либо «по обращению органов государственной власти данной части иностранного государства». Также депутат предлагал ввести норму, по которой «инициаторами предложения о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта части иностранного государства… являются органы государственной власти части иностранного государства». По мнению одного из авторов российской конституции и бывшего депутата Государственной думы Виктора Шейниса, в случае утверждения поправок Миронова принятие Крыма в состав РФ не нарушило бы нормы российского права, однако стало бы серьёзным нарушением международного права.

7 марта 2014 г. Совет Федерации заявил, что готов поддержать решение Крыма о вхождении в РФ. Эту информацию огласила спикер Валентина Матвиенко на встрече с крымской делегацией.

После принятия 11 марта 2014 г. Верховным Советом Автономной Республики Крым и Севастопольским городским советом Декларации о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя Крым получил возможность войти в состав России как независимое и суверенное государство, в случае соответствующих результатов референдума. Таким образом, отпала необходимость в принятии поправок, инициированных 28 февраля 2014 г. Сергеем Мироновым, поскольку в них шла речь о принятии в состав Российской Федерации части иностранного государства.

17 марта 2014 г. Президент РФ подписал указ «О признании Республики Крым». Республика Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус, была признана в качестве суверенного и независимого государства.

Подавляющая часть населения Крыма выступила в поддержку референдума.

Против референдума выступали представители украинских и крымскотатарских общественных организаций.

Уже 6 марта 2014 г. лидер Меджлиса крымскотатарского народа (общественная организация (представительный орган) крымских татар) Рефат Чубаров призвал жителей АРК бойкотировать референдум, поскольку решение о его проведении «было принято неправовым способом». Выступая в эфире «Громадського ТВ», Чубаров заявил, что, согласно решению Меджлиса, крымские татары не признаю́т и не призна́ют никакого референдума в условиях оккупации. Лидер крымских татар, народный депутат Украины Мустафа Джемилев в интервью азербайджанскому изданию haqqin.az обратился к президентам Турции, Казахстана и Азербайджана с призывом не допустить выхода Крыма из состава Украины: «Наш народ однажды был изгнан со своих родных земель, мы не хотим повторения этой трагедии. Поэтому мы обращаемся за помощью к Ильхаму Алиеву, Абдулле Гюлю и Нурсултану Назарбаеву. Не оставляйте своих крымских братьев и сестёр в это трудное время. Мы требуем помощи у всего мира. В России нам вновь уготованы изгнания и репрессии».

8 марта 2014 г. в Крыму состоялась Всекрымская акция «Женщины Крыма против войны – Женщины Крыма за мир!», в которой, по утверждению организаторов (среди которых был и Меджлис), приняло участие более 12 тыс. женщин разных национальностей.

15 марта 2014 г. Меджлис выступил с обращением к Верховной Раде Украины и ко всему народу Украины, в котором подтвердил своё признание Украины как суверенного и независимого государства в существующих границах и заявил о непризнании готовящегося референдума, «проводимого с целью изменить территориальную принадлежность Крыма», легитимным и соответствующим международному праву и Конституции Украины. Меджлис заявил, что «категорически отвергает любые попытки определить будущее Крыма без свободного волеизъявления крымскотатарского народа - коренного народа Крыма» и что лишь крымским татарам принадлежит право решать, в каком государстве жить крымскотатарскому народу. По убеждению Меджлиса, «восстановление прав крымскотатарского народа и реализация им права на самоопределение на своей исторической Родине должны осуществляться в составе суверенного и независимого Украинского государства».

Международная реакция на референдум оказалась различной.

США, ЕС, НАТО, ОБСЕ еще до проведения референдума объявили его незаконным, не соответствующим Конституции Украины.

Парламентская ассамблея Совета Европы 9 апреля 2014 г. приняла резолюцию № 1988 (2014) с осуждением действий России по присоединению Крыма: «Ассамблея решительно осуждает российскую военную агрессию и последовавшую за ней аннексию Крыма, что является явным нарушением норм международного права, в том числе положений Устава ООН, Хельсинкского акта ОБСЕ и Устава и основных правил Совета Европы». Референдум в Крыму признан не соответствующим конституциям Крыма и Украины. «Кроме того, заявленная явка и результаты являются неправдоподобными», - отмечается в резолюции, на основании того, что русские составляли лишь 54 % населения Крыма, а 36 % были крымские татары и этнические украинцы, которые, по информации Ассамблеи, объявили о бойкоте референдума. «Результаты референдума и незаконная аннексия территории со стороны Российской Федерации не имеют юридической силы и не признаются Советом Европы». 10 апреля 2014 г. ПАСЕ приняла резолюцию, согласно которой делегация Российской Федерации, за принятие Крыма в состав России, была лишена права голоса в ассамблее и исключена из всех руководящих органов до конца 2014 года. Документ принят голосами 145 депутатов, 21 – против, 22 – воздержались. Предложение о замораживании членства России в ассамблее, выдвинутое британцем Робертом Уолтером, не получило поддержки. Однако в текст резолюции была внесена поправка о лишении права делегации РФ до конца 2014 года работать в руководящих органах ассамблеи – бюро, президентском и постоянном комитетах, - а также участвовать в миссиях наблюдателей ПАСЕ.

Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что крымский референдум полностью соответствует международному праву и Уставу ООН, а его результаты должны стать отправной точкой в определении будущего полуострова.

Официальный представитель МИД Китая Цинь Ган подчеркнул, что кризис на Украине обусловлен историческими предпосылками и сложившейся ситуацией, и для его урегулирования необходимо в полной мере предпринимать сбалансированные и взвешенные шаги. Голосование по предлагаемому проекту резолюции Совета Безопасности в настоящее время может вызвать только противостояние и ещё больше осложнит ситуацию, - говорится в заявлении МИД Китая.

Из стран, расположенных на территории бывшего СССР, в той или иной мере, в поддержку референдума высказались Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, а также Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Приднестровская Модавская Республика.

Венецианская комиссия признала референдум в Крыму нелегитимным, мотивируя это тем, что возможность проведения такого референдума не предусмотрена ни украинской, ни крымской конституциями, а также тем, что условия его проведения не соответствуют демократическим стандартам. Венецианская комиссия подчеркнула, что право на самоопределение следует понимать главным образом как внутреннее самоопределение в рамках существующих границ, а не как внешнее самоопределение через отделение. Кроме того, любой референдум о статусе территории требует серьёзных предварительных переговоров со всеми заинтересованными сторонами, а таких переговоров не было.

15 марта 2014 г. Совет Безопасности ООН обсудил проект резолюции, которой предлагалось объявить предстоящий референдум в Крыму «не имеющим силы» и призвать все страны не признавать его результаты. Постоянный представитель России при Совете Безопасности ООН Виталий Чуркин отметил: «Россия будет уважать выбор народа Крыма». Тринадцать из пятнадцати действующих членов Совета Безопасности ООН (Австралия, Аргентина, Великобритания, Иордания, Литва, Люксембург, Нигерия, Республика Корея, Руанда, США, Франция, Чад, Чили) были за принятие проекта резолюции. Китай воздержался при голосовании. Россия, пользуясь правом вето (как постоянный член Совета Безопасности ООН), проголосовала против, заблокировав таким образом принятие данного проекта.

Генеральная Ассамблея ООН 27 марта 2014 г. приняла резолюцию в поддержку территориальной целостности Украины, текст которой объявляет общекрымский референдум 16 марта 2014 года не имеющим законной силы. Из 193 государств- членов ООН «за» принятие резолюции проголосовали 100 государств, «против» принятие резолюции проголосовали 11 государств, воздержались – 58 государств, не голосовали - 24. Данная резолюция не обязательна к исполнению и носит исключительно рекомендательный характер.

Много перемен произошло в мире за 2014 год. Для кого-то они прошли незаметно, другие просто стали чаще читать новости, для третьих мир стал войной.

Для в этом году изменилось многое. «Полуостров Крым и город Севастополь перешли в состав Российской Федерации», - так будет звучать для многих потомков итог референдума 2014 года. Это будет через 20, 30, может, 40 лет. А сейчас одни скажут: «Крым вернулся домой», другие будут утверждать: «Россия оккупировала Крым».

Перед тем как подробнее рассмотреть события начала 2014 года и понять, чем дышат крымчане спустя год присоединения Крыма к России, стоит совершить небольшую экскурсию в прошлое и узнать, как связана история полуострова и России.

Переход Крыма под власть Российской империи

В июле 1774 года закончилась война России с Османской империей. По итогам к победившим отошли ряд причерноморских городов, и они получили право иметь торговые и военные корабли в Черном море. На Крымском полуострове появилось независимое государство.

Уже в 1774 году стало понятно, что присоединение к России Крыма - это, как говорится, вопрос времени. Но разрешился он уже не военным, а политическим путем.

С помощью России к власти в Крыму пришел а предыдущий правитель со своими сторонниками вынужден был бежать в Турцию. Присоединение Крыма к России 1783 года было закреплено манифестом императрицы Екатерины II 8 апреля. С тех пор история полуострова неразрывно связана с Россией.

Краткая история Крыма с 1921 по 1954 год

Крым после присоединения к России в 1783 году стал кардинально меняться, развивалась инфраструктура и производство, сменился национальный состав населения.

Когда большевики пришли к власти и закончилась Гражданская война, была создана Крымская АССР. В начале XX века на полуострове проживали: русские, которые составляли почти половину населения (49,6 %), крымские татары (19,4%), украинцы (13,7%), евреи (5,8%), немцы (4,5%) и другие национальности (7%).

В годы Великой Отечественной войны в Крыму шли ожесточенные бои, долгая оккупация неузнаваемо изменила облик полуострова и характер его жителей. Весной 1944 года началась операция по освобождению Крыма от захватчиков.

В 1944-1946 годах крымские татары были депортированы с полуострова за поддержку фашистской Германии, была образована Крымская область в составе России.

Крым и Украина

В 1954 году Крым был включен в состав Это было логично и продиктовано тесными экономическими и культурными связями, а также единством территорий. Многие коммуникации, железнодорожные и автомобильные пути были связаны с материковой частью Украины.

В 1989 году изменилось отношение правительства Союза к крымским татарам и началась их обратная миграция на полуостров.

В начале 1991 года был проведен первый референдум, по итогам которого Крым снова получил права автономии в составе УССР. После распада Крым остался в составе теперь уже независимого государства Украина. С 1994 по 2014 год просуществовала Автономная Республика Крым. В начале 2014 года произошло новое присоединение к России Крыма.

С чего все началось

В ноябре 2013 года в начались акции протеста. Президент страны В. Янукович откладывал подписание договора об ассоциации с Евросоюзом. Это и послужило поводом для выхода людей на улицы.

Начавшаяся со студенческого митинга акция переросла в мощное движение. Десятки тысяч людей организовали палаточный городок в центре Киева, начали занимать административные здания, жечь шины.

Постепенно мирный митинг превратился в жесткое противостояние между демонстрантами и милицией. Появились первые жертвы с обеих сторон. Одновременно в западных областях Украины начались акции против существующей власти, назначались свои руководители городских и областных советов, рушились памятники Советского режима.

Государственный переворот на Украине

В феврале 2014 года акция в Киеве, которая стала называться Евромайдан, достигла своего пика. Неизвестными снайперами были убиты десятки протестующих и правоохранителей. Оппозиция и лидеры протестного движения совершили переворот, президент Янукович с семьей бежал из страны.

К власти пришли прозападные лидеры, агрессивно настроенные против русских, России, Советского Союза. Незаконные вооруженные формирования начали перемещаться из Киева в регионы. На начались ответные массовые акции против нового режима.

Крым: от демонстраций к референдуму

Кризис украинской власти в феврале 2014 года привел Крым к необходимости определить свою дальнейшую судьбу. Принятие новой власти на Украине означало разрыв исторической, культурной, социальной связи полуострова с Россией. Совершившие переворот в Киеве силы недвусмысленно враждебно и агрессивно высказывались о русских, в том числе проживающих в Крыму.

В Керчи и других городах начались протесты против новой власти в Киеве, угнетения русского языка, навязывания своей истории, приезда вооруженных агрессивных сторонников Евромайдана, разрушения памятников советского времени. Надо, однако, сказать, что часть населения Крыма поддерживала пришедших к власти лидеров и в целом акцию в центре столицы Украины. В основном согласие с новой властью выразили крымские татары.

Защищая свои ценности, культуру, быт и безопасность жители Крыма объявили о желании провести референдум, на котором определить волю большинства граждан полуострова: остаться под властью Украины или присоединиться к России.

Подготовка, реализация и итоги референдума 2014 года

Дата проведения референдума о судьбе Крыма была назначена на 25 мая. Пока на полуострове проводилась активная подготовка, на Украине, США и странах Европы обсуждался вопрос незаконности такого референдума, заранее говорили о непризнании его результатов.

Позднее на фоне разрастающегося дата голосования была перенесена уже на 16 марта. Народ в Крыму продемонстрировал большую активность и явку, превысившую 80% населения. Крымчане осознавали судьбоносность референдума. Это была еще не дата присоединения Крыма к России, но сейчас именно день 16 марта предлагается сделать праздничным днем на полуострове.

Уже 17 марта были подведены итоги. Население Крыма проголосовало за объединение с Россией. А был одобрен и подписан закон, по которому официально состоялось присоединение к России Крыма и Севастополя.

Российские военные в Крыму

В конце зимы 2014 года на Крымском полуострове были замечены активные передвижения людей в военной форме. Политики, незаконно получившие власть в Киеве, сразу же обвинили Россию в военной агрессии. В свою очередь, Россия отрицала присутствие своего военного контингента на полуострове, кроме базирующихся подразделений в соответствии с соглашением между Россией и Украиной.

Позднее военных, которые совершали передислокацию на территории полуострова, стали называть «зелеными человечками» и «вежливыми людьми».

Надо сказать, что Украина отказала руководству Автономной Республики в создании условий для волеизъявления народа. И, благодаря присутствию российского военного контингента, который имел право находиться на полуострове, присоединение Крыма к России произошло мирным путем.

Вопросы законности отсоединения Крыма от Украины

Украина и ее союзники сразу заявили о незаконных действиях правительства Крыма и России. Результаты референдума и сам факт его проведения, по мнению лидеров многих стран, являются незаконными. Страны Евросоюза и США не признали присоединение Крыма к России и продолжают утверждать, что полуостров находится под оккупацией.

В то же время они поддержали неконституционный переворот в Киеве, и, более того, представители Соединенных Штатов и стран Европы встречались с активистами Евромайдана и даже консультировали его лидеров.

Объявление о референдуме в Крыму было принято законным правительством автономной республики. Явка на участки для голосования показала заинтересованность населения в решении вопроса дальнейшей жизни полуострова в условиях нарастающего кризиса на Украине и мире. Абсолютное большинство, превышающее 90% проголосовавших, высказалось за присоединение Крыма к России.

Международное право подразумевает возможность народа, проживающего на определенной территории, самостоятельно решать свою судьбу. И население Крыма это сделало. Автономия республики в составе Украины позволяла правительству объявить о референдуме, и так и случилось.

Первые месяцы после референдума

Переходный период трудно дается жителям полуострова. Присоединение Крыма к России 2014 года - несомненно, важнейшее историческое событие в жизни всей страны. Но какой стала и станет жизнь крымчан в ближайшее время?

В марте-апреле 2014 года на полуострове стали закрываться предприятия и банки, прекратились выплаты по картам и в кассах. Украинские бизнесмены выводили свои активы.

Начались перебои с водой и электроэнергией, выросла безработица, а очереди на переоформление документов не добавляли радости в будни крымчан. В апреле-мае на полуостров хлынула первая волна беженцев с юго-востока Украины, где началось вооруженное противостояние киевской власти с ополчением Луганской и Донецкой областей.

Как спустя несколько месяцев стали воспринимать местные жители присоединение Крыма к России? Отзывы были самыми разными. Кто-то поддался тоске и панике из-за ухудшающейся экономической ситуации. Другие проявляли готовность идти по избранному пути через любые преграды. Жизнь полуострова изменилась и не во всех сферах к лучшему, но крымчане живут и радуются переменам.

Еще не сменили номера сотовых телефонов, не вывели из оборота гривну, не получили новых номерных знаков на автомобили, но уже повсюду развеваются трехцветные флаги.

Как крымчане встретили Новый 2015 год

Присоединение Крыма к России 2014 года добавило хлопот и переживаний в жизнь коренного населения. За этими заботами кто-то и не заметил приближения Нового года. В городах все чаще отключают свет и воду, цены растут так же, как пробки на дорогах, новых рабочих мест пока не создали, поэтому многие будут встречать праздники скромно: нет работы - нет денег.

Уже скоро год, как состоялось присоединение Крыма к России. Мнения по-прежнему разные. Но тут и там можно услышать призыв: «Не ной, переживем».
В 2015 году крымчан ждет еще немало перемен, но они уже научились терпению. Главное, что отмечают многие из них, - это спокойствие, которое позволяет без страха смотреть в будущее.

Россия после присоединения Крыма

Многие политологи, экономисты, предприниматели считают: присоединение к России Крыма обходится стране настолько дорого, что дешевле было выкупить полуостров у Украины. Санкции, инициатором которых стали США, уже к лету 2014 года стали ощущаться в работе российских предприятий. Дестабилизировалась и финансовая система страны.

Даже крупные предприятия вынуждены уменьшить количество выпускаемой продукции, в связи с чем ожидаются и сокращения работников, а значит, рост безработицы по всей стране.

США были поддержаны большинством стран Евросоюза. Санкции все ужесточаются, Россия обвиняется в оккупации Крыма и активной помощи ополченцам Юго-Востока Украины. Власти Киева постоянно делают заявления о присутствии регулярных российских войск на их суверенной территории.

Европа и США стремятся изолировать экономику России, обрушить финансовые рынки, заставить ее играть по своим правилам. Но ситуация не вышла из-под контроля, у страны есть серьезные союзники, экономика начинает переориентироваться на новые рынки.

16 марта 2014 года в Крыму и Севастополе состоялся референдум, по результатам которого около 96,77% избирателей республики и 95,6% избирателей города проголосовали за воссоединение полуострова с Россией. Явка составила 83,01% и 89,5% соответственно.

Опираясь на итоги референдума и принятую 11 марта декларацию о независимости, 17-го числа парламент Крыма провозглашает независимость республики. Симферополь обращается к Москве с просьбой включить полуостров в состав России в качестве нового субъекта. Владимир Путин подписывает указ о признании независимости Республики Крым, а затем одобряет проект договора о воссоединении Крыма с Россией.

Далее, 18 марта, в Георгиевском зале Кремля подписан договор о воссоединении Крыма с Россией, согласно которому в составе РФ появляются новые субъекты – Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Под документом ставят подписи президент России Владимир Путин , председатель Госсовета Крыма Владимир Константинов , председатель Совета министров Крыма Сергей Аксенов и глава Севастополя Алексей Чалый .

20 марта Государственная дума РФ принимает закон о воссоединении Крыма с Россией, 21 марта президент подписывает этот документ и утверждает ратификацию соответствующего договора. Также Путин подписывает указ о создании Крымского федерального округа.

Стоит напомнить предысторию проведения плебисцита. Власти автономной республики Крым на фоне системного политического кризиса и массовых беспорядков на Украине еще 27 февраля 2014 года приняли решение о проведении референдума, назначив его на 25 мая 2014 года. К слову, первоначальный вопрос референдума не включал в себя решение выйти из состава Украины, а лишь предлагал возврат к положениям Конституции 1992 года, предоставлявшим Крыму и его населению более широкие права. Основанием для такого решения послужил отказ в признании легитимности новой власти, а также резонные опасения за судьбу населения полуострова.

Дальнейшее углубление кризиса и угрозы со стороны Киева привели к тому, что в первых числах марта дата референдума была перенесена на 30 марта, а уже 6 марта эту дату повторно перенесли на 16-е число. В тот же день и на ту же дату аналогичный референдум был назначен и в Севастополе.

Теперь вопрос стоял иначе. Жителям двух регионов предлагалось сделать выбор: либо войти в состав России, либо вернуться к Конституции 1992 года и остаться в составе Украины. Позднее отказались считать законным решение властей Крыма и Севастополя Евросоюз, США и другие государства. Отказом в отправке своих наблюдателей за ходом референдума ответила и ОБСЕ, сославшись на то, что подобного обращения не поступало от официальных властей Украины. Собственно это и предопределило тот факт, что до сих пор Запад де-юре не признает полуостров частью Российской Федерации.

События Крымской весны – это всего лишь выполнение Россией своих же собственных решений по статусу Крыма и Севастополя!

Валерий Подъячий

Мировое сообщество не должно связывать легализацию российского статуса Крыма и Севастополя только с результатами общекрымского референдума 16 марта 2014 года, на котором жители полуострова почти единогласно проголосовали за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации. То, что Запад ставит под сомнение этот референдум и отвергает его результаты, совсем не означает международное признание суверенитета Украины над Крымом и Севастополем. Ведь Украина получила международную правосубъектность в границах без Крыма и Севастополя, находившихся в тот момент в составе РСФСР. Украина с 1945 года является субъектом международного права и одним из создателей Организации Объединённых Наций. Она вступала в ООН без Крыма и Севастополя. С тех пор не существует юридически значимых документов, включивших Крым или Севастополь в состав государственной территории Украины. Цессия, т. е. передача суверенитета от одного государства другому по соглашению между ними, требует заключения между соответствующими государствами международного договора, который должен отвечать всем основным принципам современного международного права. Украина никаких подобных, предусмотренных международным правом, соглашений по Крыму не заключала.

Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1954 года и Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1954 года «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР» являлись внутренними документами СССР и после его развала не давали независимой Украине никаких прав на Крым. Юрисдикция, которую осуществляла Украина над Крымом почти 23 года, носила временный характер. Российский же суверенитет над полуостровом никому и никогда не передавался. В начале 90-х годов Россия подтвердила свой суверенитет над Крымом и Севастополем соответствующими постановлениями Верховного Совета Российской Федерации.

Так 21 мая 1992 года Верховный Совет Российской Федерации принял Постановление №2809-1 «О правовой оценке решений высших органов государственной власти РСФСР по изменению статуса Крыма, принятых в 1954 г.». Этим правовым актом Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1954 года «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР» как принятое с нарушением Конституции (Основного Закона) РСФСР и законодательной процедуры было признано не имевшим юридической силы с момента принятия. Парламент России этим документом поставил задачу - «считать необходимым урегулирование вопроса о Крыме путем межгосударственных переговоров России и Украины с участием Крыма и на основе волеизъявления его населения». На следующий день после принятия этого исторического решения Верховный Совет Российской Федерации обратился к президенту и Верховному Совету Украины с призывом «воздержаться от каких-либо действий, направленных на подавление свободного волеизъявления населения Крыма, имеющего, в соответствии с международными нормами, полное право самостоятельно определить свою судьбу». «В настоящий момент всем, кому дороги идеалы демократии и справедливости, необходимо проявить в отношении Крыма мудрость, ответственность и сдержанность, обеспечить строгое соблюдение прав всего населения Крыма» - говорится в тексте обращения. Верховный Совет России выразил надежду, что «все вопросы российско-украинских отношений будут решаться мирным путем политических переговоров с целью достижения справедливых договоренностей, отвечающих интересам сторон и способствующих миру и согласию», а также, «что такой же подход будет проявлен и со стороны Украины и ее высших органов власти».

9 июля 1993 года Верховный Совет Российской Федерации принял Постановление №5359-1 «О статусе города Севастополя». Этим правовым актом был подтверждён российский федеральный статус города Севастополя в административно-территориальных границах городского округа по состоянию на декабрь 1991 года. Парламент России в этом документе поставил задачу Совету Министров - Правительству Российской Федерации в кратчайший срок разработать государственную программу обеспечения статуса города Севастополя, дав соответствующие поручения министерствам и ведомствам, а также провести переговоры с правительством Украины о городе Севастополе как главной базе единого Черноморского флота. При этом планировалось подготовить проект закона о закреплении в Конституции Российской Федерации федерального статуса города Севастополя.

На момент принятия этих постановлений Верховный Совет РФ был определён как верховный орган власти, правомочный решать любой вопрос, отведённый к ведению Российской Федерации. События Крымской весны - это всего лишь выполнение Россией своих же собственных решений по статусу Крыма и Севастополя. Исполнительная власть и Президент РФ, как её руководитель, должны неукоснительно и добросовестно выполнять решения высшего законодательного органа страны. Это общепринятая во всём цивилизованном мире практика. И если это не удаётся сделать сразу, значит надо осуществить, как только представится для этого хотя-бы малейшая возможность. Она появилась сразу же после свержения легитимного президента Украины в феврале 2014 года, в тот момент, когда страна вышла из конституционного поля и оказалась на пороге хаоса и гражданской войны. Конституция Украины либо действует целиком, либо вообще не действует, выборочное правоприменение при этом не допустимо. Поскольку она перестала действовать, то и пришло время вернуть исконно российские земли под юрисдикцию РФ. Государственность же Украины должна быть заново переоформлена и конституционно закреплена, потому что прежнего государства, предусмотренного Конституцией Украины от 28 июня 1996 года, больше нет. Это уже другое государство, пусть и с тем же названием. Поэтому оно не вправе требовать себе территории, не участвующие в переформатировании нового украинского проекта. До написания нового основного закона страны вопрос её территории является дискуссионным, что наглядно демонстрируют события последних месяцев в Новороссии.

Но даже Конституция 1996 года однозначно не определяет принадлежность Крыма и Севастополя Украине. Могу это утверждать, основываясь на собственном опыта доказывания этого факта в украинских судах, где проходил в качестве подсудимого по уголовному делу о «сепаратизме» против активистов Народного фронта «Севастополь-Крым-Россия». Для этого предлагаю вспомнить некоторые правовые нормы и дефиниции. Часть 3 статьи 2 Конституции Украины гласит: «Территория Украины в пределах существующей границы целостна и неприкосновенна». Государственной границей Украины, в соответствии со ст.1 Закона Украины «О государственной границе Украины» от 4 ноября 1991 года, является линия и вертикальная поверхность, которая проходит по этой линии и определяет пределы территории Украины - суши, вод, недр, воздушного пространства.

Делимитация границы предусматривает определение общего положения и направления государственной границы между сопредельными государствами путём переговоров, а демаркация границы - проведение линии государственной границы на местности с обозначением её специальными пограничными знаками. В соответствии со ст.2 Закона Украины «О государственной границе Украины» государственная граница Украины определяется Конституцией Украины и законами Украины, а также международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины. Вопрос границ регулируется Договором между Российской Федерацией и Украиной о российско-украинской государственной границе. Статья 5 этого договора, подписанного в Киеве 28 января 2003 года, гласит, что «ничто в настоящем Договоре не наносит ущерба позициям Российской Федерации и Украины относительно статуса Азовского моря и Керченского пролива как внутренних вод двух государств». Крым находится между Украиной и Россией как раз в зоне Азовского моря и Керченского пролива, где нет никаких границ и, более того, договором они и не предусмотрены. Таким образом, договорно закреплено отсутствие государственной границы между Украиной и РФ в Азово-Керченской акватории.

20 апреля 2004 года этот договор был ратифицирован Верховной Радой Украины законом №1681-IV. В этот же день - 20 апреля 2004 года - Президент России Владимир Путин подписал указ о награждении орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени украинского президента Леонида Кучмы. Орден был вручён Кучме в Кремле спустя семь лет 28 июля 2011 года уже Дмитрием Медведевым. Таким образом, были отмечены заслуги бывшего украинского президента в закреплении на договорном уровне отсутствия государственной границы между Украиной и Россией. Путин наградил Кучму орденом потому, что Россия в любой удобный для неё момент смогла бы поднять вопрос территориальной принадлежности Крыма и Севастополя, что в последствии и было сделано.

Отсутствие государственной границы между Украиной и Россией на крымском участке стало наиболее очевидным во время скандального судебного процесса против активистов движения «Севастополь-Крым-Россия» в феврале 2011 года. Адвокат подсудимых Иван Бакай обратился с соответствующими запросами в МИД Украины и Госпогранслужбу. «На сегодня продолжается переговорный процесс между Украиной и Российской Федерацией относительно определения государственной границы в Азовском и Чёрном морях, а также Керченском проливе» - ответил адвокату директор договорно-правового департамента МИД Украины. «В данный момент продолжается переговорный процесс по проведению демаркации государственной границы в Азовском море и Керченском проливе. Переговорный процесс возглавляют представители МИД Украины и Российской Федерации» -- говорится также и в ответе из Госпогранслужбы Украины. Из этих документов следует, что ни делимитация, ни демаркация украинско-российской границы в районе Азовского моря и Керченского пролива не проводилась. Не проводилась она также и в районе Чёрного моря. Следовательно, нет государственной границы между Крымом и Россией.

Тем не менее, несмотря на отсутствие границ между Крымом и Россией, 28 февраля 2011 года приговором Апелляционного суда Автономной Республики Крым активисты Народного фронта «Севастополь-Крым-Россия» Валерий Подъячий и Семён Клюев были осуждены по ст.110 ч.2 УК «Посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины» на три года лишения свободы. СБУ обвинило нас в организации и проведении пресс-конференции 21 января 2008 года, в ходе которой был оглашён пресс-релиз, последний абзац которого содержал текст: «Для того чтобы предотвратить драматические для жителей полуострова события крымский парламент незамедлительно должен имплементировать результаты референдума 20 января 1991 года, для чего отменить Конституцию АРК 1998 года, как противоречащую волеизъявлению крымского народа, и принять Декларацию о воссоединении Крыма с Россией. Затем объявить полуостров территорией, находящейся под юрисдикцией РФ, а также убрать оккупационную символику со здания Верховного Совета Крыма и обязать все местные органы власти в Крыму и другие подведомственные им учреждения вывесить государственные флаги России» . Приговор до сих пор не отменён.

Весьма показательным является то, что Украина осудила тех, кто требовал реализации результатов общекрымского референдума, дающего полуострову законное право на воссоединение с Россией. Речь идёт о голосовании 20 января 1991 года о воссоздании Крымской АССР, как субъекта Союза и участника Союзного договора. Напомню, что в референдуме приняли участие 81% имеющих право голоса жителей полуострова, включая Севастополь. «ЗА» проголосовали 93%. В бюллетенях для референдума была одна формулировка, а восстановили автономию совершенно в другом виде - как неотъемлемую составную часть Украины. Прежняя Крымская АССР существовала в составе РСФСР, а поэтому и воссоздать её можно было только в том статусе, в котором она была упразднена (восстановить, воссоздать можно только то, что ранее имело место). Поскольку Постановлением Верховного Совета СССР №2013-1 от 7 марта 1991 г. отменён Указ Президиума ВС СССР от 30 июня 1945 г. «О преобразовании Крымской АССР в Крымскую область в составе РСФСР», то Крымская АССР, восстановленная по итогам волеизъявления крымчан 20 января 1991 года юридически должна была находиться в составе РСФСР. Следует особо отметить, что в 1954 году Украинской ССР передавалась Крымская область, а Крымская АССР существовала почти до 1946 года в составе РСФСР. Поэтому по результатам общекрымского референдума 20 января 1991 года Крымская АССР должна быть воссоздана в составе тогдашней РСФСР.

Более того, формулировка общекрымского референдума предусматривала Крымскую АССР «…как субъект Союза ССР и участника Союзного договора». На момент проведения референдума СССР и де-юре и де-факто существовал, а поэтому Крымская АССР, бесспорно, становилась субъектом СССР. В этом контексте уместно будет вспомнить ещё об одном референдуме, о результатах которого умалчивают до сих пор. А между тем, по итогам всеукраинского референдума о независимости Украины от 1 декабря 1991 года решение о выходе Крымской АССР из состава СССР не принято. Крым не выходил из СССР и не имел права находиться в составе Украины.

1 декабря 1991 года в административных границах Украинской ССР был проведён всеукраинский референдум о независимости Украины. Голосование проходило, в том числе и на территории Крымской АССР. Всеукраинский референдум был организован Верховным Советом УССР и правительством УССР. Бюллетень для голосования содержал вопрос: «Подтверждаете ли Вы Акт провозглашения независимости Украины?».

Поскольку 1 декабря 1991 года Украинская ССР входила в состав СССР и её территория находилась под юрисдикцией Союза ССР, то подобные референдумы должны были проводиться в строгом соответствии с союзным законодательством. Законом, регулировавшим данные правовые отношения, являлся Закон СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» № 1409-1 от 3 апреля 1990 года. Статья 3 этого закона предусматривает, что в союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, референдум проводится отдельно по каждой автономии.

Крымская АССР была восстановлена Законом Украинской ССР «О восстановлении Крымской Автономной Советской Социалистической Республики» от 12 февраля 1991 года и на момент проведения всеукраинского референдума 1 декабря 1991 года де-юре и де-факто существовала. Поэтому всеукраинский референдум 1 декабря 1991 года должен был проводиться отдельно по Крымской АССР. В соответствии со статьёй 6 вышеупомянутого Закона СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» в союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, итоги референдума рассматриваются Верховным Советом союзной республики совместно с Верховным Советом автономной республики.

В начале 2014 года я обратился к Председателю Верховного Совета АРК Владимиру Константинову с запросом, в котором просил сообщить: рассматривались ли Верховным Советом Крымской АССР совместно с Верховным Советом УССР итоги всеукраинского референдума 1 декабря 1991 года? Из полученного из Верховной Рады АРК официального ответа следует, что Верховный Совет Крымской АССР вообще не рассматривал итоги референдума о независимости Украины 1 декабря 1991 года как того требовал Закон государства.

Статья 6 Закона СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» предусматривала, что решение о выходе республики из СССР считается принятым посредством референдума, если за него проголосовало не менее двух третей граждан СССР, постоянно проживающих на территории республики к моменту постановки вопроса о её выходе из СССР и имеющих право голоса согласно законодательству существовавшего на тот момент Союза ССР. Это же относится и к автономной республике, так как в союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, референдум проводится отдельно по каждой автономии. По украинским данным в Крымской АССР в референдуме 01.12.1991г. приняло участие 67,5% из числа лиц, внесённых в списки для голосования, из которых 54,2% проголосовали «За».

То есть в Крыму только 36,5% (для сравнения на Украине - 76%) от имеющих права голоса проголосовало положительно. А это никак ни две трети, а чуть более трети,и даже не проживающих, а находящихся в момент проведения этого референдума на территории полуострова граждан СССР.Для «поднятия» явки в этом голосовании «приняли участие» отдыхающие в крымских санаториях и командировочные, имеющие советские паспорта (в том числе жители не только Украины, но и других союзных республик). Бюллетени в Крыму и Севастополе также раздавались и военнослужащим срочной службы, которые временно пребывали на территории полуострова. Суммарно это несколько десятков тысяч тех, кто не имел права принимать участие в подобных референдумах в качестве постоянно проживающих на территории автономной республики.

Поэтому в соответствии с Законом СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» Верховный Совет Крымской АССР должен был рассмотреть итоги всеукраинского референдума о независимости Украины от 1 декабря 1991 года и огласить, что решение о выходе Крымской АССР из состава СССР не принято .

Валерий Подъячий, лидер движения «Севастополь-Крым-Россия», осуждённый украинским судом за «сепаратизм»

Положение о проведении референдума о статусе Севастополя, который был назначен местным горсоветом, готовилось за одну ночь. А до этого надо было уговорить депутатов Совета принять решение о проведении голосования.

Нынешний зампред заксобрания Севастополя Александр Кулагин, среди прочего, отвечал за юридическую подготовку голосования на референдуме в 2014 году.

Он рассказал ForPost, что главной проблемой в тот период было найти общий язык со всеми депутатами горсовета, от которых зависело решение по референдуму.

«Была проблема с тем, что начали обсуждать вопрос проведения референдума в Севастополе с товарищами из горсовета. А у них у каждого было своё видение по формулировкам и написанию Положения о проведении референдуме. Но всё-таки потом пришли к консенсусу, что проводить референдум нужно по аналогии с Крымом. После этого было принято консолидированное решение, что вопросы, которые вынесут на референдум в Севастополе, будут совпадать с вопросами, которые вынесут наши коллеги в Крыму».

По словам Кулагина, самое главное, что горсовет Севастополя (украинский. - Ред. ) принял решение о проведении референдума. Потому что он на тот момент (первая половина марта 2014 года. - Ред. ) был легитимным органом власти.

«И после этого Валерию Медведеву (председателю избиркома Севастополя. - Ред. ) было поручено за ночь подготовить положение о референдуме, что он успешно сделал. Когда самая сложная часть была пройдена, сомнений не оставалось, что с точки зрения закона референдум пройдёт безупречно», - поделился Александр Кулагин.

По словам Валерия Медведева, в тот момент сложным было почти всё; благодаря высокому духовному подъёму на это не обращали внимание.

«6 марта была назначена комиссия по подготовке и проведению референдума, а на следующий день, 7 марта, было указание Центральной избирательной комиссии <из> Киева о том, чтобы закрыть всю базу данных избирателей. Сразу стал вопрос, как же готовить списки избирателей, но в этим справились», - рассказывает Валерий Медведев.

По словам экс-главы Севизбиркома, было определено 192 участка для голосования на референдуме. Они сразу были обеспечены ящиками для голосования, кабинками и бюллетенями на трёх языках: русском, украинском и крымско-татарском.

«Была обеспечена охрана участков. Я поверил, что референдум получится, где-то в 7:45 утра 16 марта, когда проехал по нескольким избирательным участкам. Они ещё не открылись, но уже были большие очереди из числа тех, кто хотел проголосовать. И пошло… К 22:00, когда мы закрыли участки, нам принесли предварительные данные, что явка больше 80%. А из них более 90%, что мы за возвращение в Россию. Это было впечатляюще.

Ну а когда голоса подсчитали, мы увидели, что явка составила 89,5%, а из них 95,6% проголосовали за вхождение Севастополя на правах субъекта в Российскую Федерацию», - вспоминает события марта 2014 года Валерий Медведев.

Павел Истомин
Фото: Газета.ру