Конституционное право. Секта

Религиозная община первоначально - группа, объединяющая учителя, основателя религии, и его учеников. Это связь личностная, не имеющая какого-либо официального закрепления. Лишь позже в христианстве формируется религиозная иерархия, она становится церковью.

Вопрос об отношении религиозных организаций к обществу, в котором они действуют, в социологическом анализе типов религиозных организаций занимает центральное место и определяет отношение между "церковью" и "сектой". Исторический аспект этой проблемы - превращение христианства из секты, возникшей в лоне иудаизма, в церковь.

Своеобразие "секты", согласно Веберу, заключается в том, что она всегда формируется как замкнутое объединение общин, так что принадлежность к секте зависит всегда от вступления на основе договора в отдельную общину. Церкви же - учреждения, которые ведают делом спасения для всех. Секты, напротив, хотят быть общиной избранных.

Церковь обращена ко всем членам общества, тогда как вступление в секту является сознательно принимаемым решением; оно обязывает к большему, чем принадлежность к церкви, предполагается активное участие членов секты в ее деятельности. Секта несет ответственность за своих членов и исключает тех, кто не выполняет обязательства, добровольно взятые при вступлении в нее. Поэтому принадлежность к секте может служить достаточно серьезной гарантией респектабельности человека, свидетельством того, что с ним можно иметь дело.

Вебер и Трельч сводили религиозные объединения в основном к двум типам - церковь и секта. Следующий шаг в разработке типологии религиозных организаций был сделан Р. Нибуром в 20-х годах. Он представил секту и церковь как этапы в развитии религиозной организации: секта может развиться в церковь, церковь--стать сектой. Нибур ввел понятие деноминации для обозначения религиозных объединений, находящихся в стадии становления, организационного оформления. Он обратил внимание на отсутствие четких границ между церковью и сектой, уже сложившейся и утратившей былую оппозиционность. Отрицание "мира" сменяется принятием, секты перестают отличаться от церкви в своем отношении к миру, хотя в ряде других отношений они не подходят под понятие "церковь". Такие промежуточные организации и получают название деноминация.

Г. Беккер предложил другое обозначение "застывшей" секты, утратившей критический дух, - вероисповедание. Секты, существующие длительное время, становятся, в конце концов, вероисповеданиями, например методизм. Он предложил также еще одно понятие - культ. Как правило, это напоминающее секту по отношению к миру объединение людей, не приемлющих ценности, существующие в обществе, официальные взгляды и т. д. Это достаточно аморфные объединения, подчас с очень большим числом последователей, которые сплачиваются вокруг какого-либо религиозного лидера харизматического типа. Примерами современных культов могут служить спиритуализм, движение трансцендентальной медитации, вера в астрологию. Иногда этот термин используется для обозначения милленаристских (от лат. nullenium - тысячелетие) движений за установление тысячелетнего царства Христа.

Все эти понятия основаны на анализе христианства, отражают Присущие ему особенности религиозной организации. Однако в ряде крупных религий нет развитой бюрократической иерархии, например в индуизме. Применительно к исламу можно говорить о сектах. И в других мировых религиях существуют такого рода группировки. Но они не обязательно включены в дихотомию "секта - церковь".

Какова этимология этого слова? Латинское слово "secta", переводится как "школа", "учение", "направление". Энциклопедический словарь так определяет значение этого слова: "религиозная группа, община, отколовшаяся от господствующей церкви. В переносном смысле - группа лиц, замкнувшихся в своих узких интересах".

Чаще всего это слово относится к различным религиозным объединениям, но может этот термин и относиться к другим сферам. Например, в политике по отношению к различным маргинальным политическим группам.

Неоднократно использует слово "секта" Макс Вебер в своей ставшей классикой работе "Протестантская этика и дух капитализма". Он употребляет его, например, по отношению к баптистам.

Слово "секта" не является теологическим термином. Скорее он относится к таким сферам, как "социология" и "религиоведение", отчасти к истории.

Религиоведение рассматривает секту, как некую группу, которая откололась от основных религиозных течений.

Социология так же выделяет секту, как некий социум, замкнутый в себе. Но этот термин не несет негативной нагрузки в социологии.

Как известно Российское Законодательство не предусматривает такого термина. Все группы верующих определяются, как Религиозные объединения (тем самым подчеркивается их организованность). Объединения в свою очередь подразделяются, на Религиозные группы и Религиозные Организации.

Вот как Федеральный Закон "О свободе совести и Религиозных Объединениях" определяет эти понятия:

Религиозная группа:

"Религиозной группой в настоящем Федеральном законе признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица". (Ст.7)

Говоря "неюридическим" языком, религиозная группа, представляет собой объединение граждан, которые проводят свою деятельность без государственной регистрации. Собираются, молятся, но регистрироваться не хотят или не могут по тем или иным причинам.

Религиозная Организация:

"Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица". (Статья 8)

В чем же отличие между этими двумя видами Религиозных Объединений? Первые не могут выступать, как юридическое лицо, вторые таковым являются. Конечно, если есть статус юридического лица, то намного проще выступать субъектом права в силу сложившегося в обществе отношения к незарегистрированным РО.

Определение термина

Здесь мы говорим о самом важном аспекте, поставленного мною вопроса. Так что же включает в себя термин "секта"?

Определение этого слова мы не найдем в праве. Как мы выяснили основной закон, регламентирующий Религиозную жизнь в нашей стране, вообще не содержит такого термина. Нет его и в других Федеральных Законах или иных нормативных актах.

Теперь другой момент. Слова секта нет в Библии. Поэтому говорить о том, что он относится к сфере теологии, также не совсем корректно. Христианское Богословие опирается на Библию. Но в ней нет этого слова, т.к. оно происходит из латинского языка. А этот язык не является языком оригинала Библии.

Есть в Библии греческое слово "ересь", которое переводится, как "разномыслие", "разделение во мнениях". Основное значение этого слова - "тот, кто думает не так как мы".

Важнейшим фактором микросреды, формирующим религиозность индивида, является религиозная община.

специфика религиозной общины как особой социальной группы:

1 общность религиозных верований и культовых действий.

2.Религиозная община, как правило, не существует изолированно. Она представляет собой элемент более сложной системы, объединяющей обычно значительное число религиозных общин, разделяющих общие верования и практикующих общие ритуалы.

В нашей стране в основном существуют религиозные общины двух типов. Один из них - это религиозные общины без фиксированного членства, «открытые» .Второй тип религиозных общин отличается твердо фиксированным членством входящих в них верующих. Этот тип характерен для ряда конфессий, которые в советской атеистической литературе обычно именуются сектантскими. К ним относятся баптисты, адвентисты, пятидесятники и некоторые другие религиозные объединения. между членами общины возникают в большинстве случаев личностные психологические отношения, непосредственные контакты их носят повторяющийся и устойчивый характер. В общинах такого типа происходит гораздо более сильное и постоянное идейное и психологическое воздействие на каждого из членов, интенсивнее формируются многие феномены группового религиозного сознания (общие стереотипы, установки и т.п.).

3.Чем малочисленнее и сплоченнее религиозная община, тем большее воздействие она оказывает на сознание и поведение ее членов.

4.В любой религиозной общине наряду с формальной существует и неформальная социально-психологическая организация (или структура). Формальная организация определена догмами, канонами и традициями данной конфессии. В неформальной структуре межличностных отношений между членами общины большую роль играют родственные связи.

5.В формировании и воспроизводстве группового религиозного сознания активную и весьма значительную роль играют лидеры и активисты общины. 6.Стабильное существование религиозной общины зависит во многом и от наличия в ней религиозных «активистов».

7.Влияние религиозной общины на ее членов осуществляется по многим каналам: 1культовые действия (богослужения).Богослужение через систему социально-психологических механизмов (внушение, подражание, эмоциональное заражение), интенсифицирует религиозные чувства, обеспечивает эмоциональную разрядку, возобновляет и укрепляет в сознании верующего сложившиеся у него религиозные стереотипы и социальные установки.2. проповедь. 3. рукописи религиозного содержания, циркулирующих в религиозных общинах.

8.тенденция «отчуждения» верующих от окружающей их действительности, от проблем, стремлений и интересов, чуждых групповому религиозному сознанию, свойственна многим религиозным общинам.

Функции общины:1.иллюзорно-компенсаторная , которая практически реализуется прежде всего через отправление религиозного культа.2. мировоззренческая, 3.регулятивная, 4.коммуникативная, 5.интегрирующая.

Религиозная община оказывает повседневное - и нередко весьма сильное - воздействие на поведение ее членов, одобряя и санкционируя одни формы поведения и порицая, отвергая другие. Групповое давление на членов общины, не всегда принимая форму явных запретов - или тем более санкций, - как правило, ощущается каждым из ее членов, особенно если речь идет об общинах с твердо фиксированным членством. Регулирующее воздействие на членов общины осуществляется через групповое мнение, которое нередко влияет не только на поведение самих верующих, но и на их родственников, соседей и т.п.

Сплоченности членов религиозной общины способствует их повседневное общение (прежде всего - во время богослужений) и взаимная поддержка и помощь, как моральная, так и материальная.

Таким образом, влияние общины реализуется через удовлетворение не только собственно религиозных потребностей верующих, но и многих иных: потребности в общении, в утешении, в моральной и материальной поддержке и т.п.

Мормонизм - религиозное сообщество, возникшее в США в 30-е годы 19 века. Оно сочетает в себе элементы иудаизма, протестантизма и других религий. Мормоны - это члены данного сообщества.

Основатель

Своим возникновением религия обязана Иосифу Смиту, имевшему способность к мистическим видениям, которая появилась у него ещё в юном возрасте. Первое видение посетило Иосифа в 15 лет. В нём Бог и Иисус сделали Смита избранником для возрождения истинного христианства, которое не должно примыкать к существующей церкви. Спустя три года у Иосифа было второе видение. К нему явился ангел по имени Мороний и поведал, что на холме Кумор спрятаны «золотые листы» с важными сообщениями древней истории Соединённых Штатов. Эти «листы» должны были помочь Иосифу в восстановлении Истинной церкви, но забрать их ему можно только в 1827 году. Последующие три года Смит расшифровывал письмена и искал единомышленников, готовясь к открытию церкви.

Открытие церкви

История мормонов начинается с 6 апреля 1830 года. Именно тогда в Нью-Йорке была основана их церковь в составе всего 6 человек. Но в этом же году численность организации резко выросла за счёт обращения в веру очень известных в то время протестантских проповедников - Сидни Ригтона и Парли Пратта. Помимо этого, мормоны активно занимались привлечением в секту представителей разных конфессий. С этого момента к ним появилось враждебное отношение, начались преследования. В 1838 году была утверждена заповедь о десятине (пожертвовании), что позволило мормонам сколотить немалое состояние.

В 1844 году Джон Беннет (помощник Смита) открыто заявил о практике многожёнства в их церкви. По разным данным, у Смита было около 80 жён. Данная тема активно освещалась в издании «Обозреватель Нову», которое заявляло, что мормоны - это секта, выманивающая из людей деньги и развращающая общество. Основатель церкви решил применить в отношении издания силу. За это его посадили в Картхагскую тюрьму. Возмущению горожан не было предела, они взяли тюрьму штурмом. Смит погиб в перестрелке и был провозглашён мучеником. После его смерти церковь возглавил Брайм Янг. С 2008 года президентом организации является Томас Монсон.

Жизнь мормонов

Приверженцы этой религии живут по строгим правилам. Можно сказать, что мормоны - это образец высокоморальной и здоровой жизни. Им запрещено курить табак, употреблять алкоголь, наркотики, а также кофеиносодержащие напитки. Аборты и разводы тоже под запретом. Залогом духовного и материального благополучия является семья с большим количеством детей и благочестивая, наполненная трудом жизнь. Благодаря неукоснительному соблюдению этих принципов многие представители религии стали владельцами больших состояний в промышленной, страховой и банковской сферах. Несмотря на это, среди протестанских течений мормонизм считается необычным явлением. Он не особо приветствуется. Вероятно, это связано с началом его истории, когда религия носила маргинальный и сектантский характер. Теперь же мормоны - это представительная религиозная община (в неё входит больше 11 миллионов человек), которая поддерживает научный прогресс и помогает своим членам найти своё предназначение в современном мире.

У греков общее название жрецов – ίερεύς. Этим словом обозначали круг людей, имевших непосредственное отношение к ιερός (святому): они совершали священнодействия – ιερουργία – и были причастны к актам явления святого. Слово ιεροφάντης обозначало категорию жрецов-иерофантов (буквально – являющих священное); ίεροποιός – жрец другой категории (начальствующий над священнодействием, жертвоприношением).

Жречество, очень важная в религиозной иерархии группа, не являлось вплоть до эпохи эллинизма в греческом обществе обособленным сословием. В античных текстах крайне редки упоминания о жречестве как отдельной части общества, равнозначной ремесленникам, земледельцам и воинам . Отсутствие следов жреческой социальной обособленности ставит под сомнение универсальность концепции Ж. Дюмезиля о тройном делении индоевропейского общества. Религиозная выделенность тех индивидов и групп, что напрямую были причастны к священному, не имела четко закрепленного социального статуса.

Фактически совершать ритуальные манипуляции со священными предметами (например с жертвенным животным) мог каждый полноправный гражданин по своему решению либо по общественному установлению. Глава семьи брал на себя функции жреца в пределах своей домашней общины. Полис как религиозное сообщество процедурой выборов и назначений определял круг должностных лиц, выполнявших жреческие обязанности и представлявших граждан перед богами. Существовал также институт наследования жреческих должностей, которые занимали из поколение в поколение члены уважаемых родов. Этим людям принадлежало почетное наследственное право отправлять те или иные ритуалы. Так, в Элевсинских мистериях ведущая роль принадлежала семье Эвмолпидов, ведущих свою родословную от легендарного сына Посейдона Эвмолна, учредившего мистерии в Элевсине. В царскую эпоху положение басилея обязывало правителя отправлять особо важные государственные обряды, в этих случаях он выступал в роли верховного жреца.

Заметный стимул к специализации в области религиозной практики был подан развитием храмовых культов. Служба конкретному богу в храме этого бога требовала особых знаний, особого образа жизни, иногда – даже особого психического склада. В Дельфах, где формирование жречества как особой корпорации впервые в Греции начинает принимать наиболее отчетливые формы, служба Аполлону требовала от жриц-прорицательниц особой предрасположенности к вхождению в экстатические состояния.

Не только семья со своими обожествленными предками и полис с богами-покровителями определяли своим составом религиозную общину. Семьи и роды образовывали фратрии – братства не по крови, а по согласию вести свою родословную от общего предка, культ которого становился объединяющим началом членов фратрии. Фратрия могла основываться также на почитании общих богов, завещанных предками. Фратрии объединялись в филы, которые тоже образовывали особые религиозные сообщества со своим культом, мифологией, святилищами и жрецами. Профессиональные группы, например гончаров, торговцев, моряков, имели своих богов-покровителей, ритуальные даты и обряды, связывавшие их в особые религиозные сообщества.

В Греции в VI–V вв. до н.э. формируется тип религиозной общины, основанной на почитании харизматического лидера, утвердившего новое учение, особый культ и образ жизни. Речь идет прежде всего о пифагорейцах, последователях Пифагора (570– 490 до н.э.), который развил мистико-этическое учение и создал общину, крепко связанную личной преданностью учителю, аскезой, строгими предписаниями и общностью имущества. Вмешательство в политическую жизнь навлекло на пифагорейцев волну

гонений и к концу V в. до н.э. пифагейская община фактически прекратила существование. В учении пифагорейцев нашли отклик более ранние идеи орфиков, создавших свой тип религиозного сообщества – с особой мифологией, религиозной доктриной, обрядами посвящения, иерархией и нравственными нормами.

Почитание общих богов греческими государствами создавало предпосылки для возникновения культовых федераций амфиктионий (греч. άμφικτυονία). Амфиктионии, союзы нескольких государств, создавались для отправления общего культа и охраны культовых центров. Так, святилище в Дельфах служило объединяющим началом Пилейского союза, храм Аполлона на острове Делос стягивал несколько государств в Делосский союз.

Греки, собиравшиеся со всех эллинских государств на игры в Олимпию на общегреческий праздник – панегиреи (греч. πανήγυρις), осознавали себя членами огромной общины, почитавшей в священном месте общего бога – Зевса. К числу великих панегирей кроме Олимпийских игр принадлежали Пифийские – в честь Аполлона, Немейские – в честь Зевса и Истмийские – в честь Посейдона.

Возвращаясь к теме структурной организации религиозных сообществ, обратим внимание на характерную тенденцию, знаменующую от самого начала эпоху эллинизма, – на возрастание роли жречества. Растет численность жречества, и оно все четче приобретает корпоративные черты. В значительной степени тому способствовало распространение ближневосточных культов, где жреческие корпорации, специализировавшиеся на почитании того или иного божества, имели давние традиции. Жречество ближневосточной школы оказалось востребованным греческой религиозностью, в которой тяга к приватности и даже интимности культа становилась все более сильной. В культе Исиды, "при многочисленности жреческого персонала было возможно гораздо более интимное, личное отношение жреца к посвящаемому, чем в древнегреческих культах с их немногими жрецами и жрицами..."

Религиозные общины и церкви, представляющие сегодня крупнейшие мировые религии – христианство, ислам, буддизм, а подчас и менее распространенные – иудаизм, синтоизм и др., – оказывают значительное влияние на политические процессы, на формирование политической и правовой культуры, функционирование государства, положение человека в обществе и государстве. Влияние религиозных общин и церквей на политическую жизнь зависит прежде всего от уровня развития демократии в стране, которая, в свою очередь, определяется уровнем ее социально-экономического развития.

Большинство стран мира поликонфессиональны, то есть их население исповедует различные верования. В многонациональных, поликонфессиональных странах религиозные проблемы нередко переплетаются с национальными, расовыми, этническими, однако чисто национальных конфессий осталось сейчас немного (армяно-григорианство среди подавляющего числа верующих армян, синтоизм – у основной части японцев, и другие). В большинстве стран церковь отделена от государства и провозглашена свобода совести, однако в некоторых демократических конституциях отмечена особая роль одной религии и церкви (восточного православия в Греции и Болгарии), а в других, наоборот, имеется антицерковная направленность (мексиканская Конституция не дала церкви статуса юридического лица, запретила ей владеть недвижимым имуществом, запретила религиозные обряды в публичных местах). В Великобритании монарх является главой англиканской церкви.

В демократических государствах, как правило, признаются равноправие религий и церквей, свобода совести и вероисповедания, церковь отделена от государства, а школа – от церкви, любые привилегии и любая дискриминация по религиозным мотивам запрещены. Церковь выступает главным образом как хранитель нравственных, культурных, исторических традиций народа. В странах с традиционно сильным влиянием церкви заметную роль играют христианско-демократические партии, сочетающие в своих политических платформах принципы демократии с основными постулатами христианства (Германия, Италия, Бельгия, Польша, Венгрия).

В Италии, где исторически сильно влияние католицизма, отношения между государством и католической церковью строятся на конституционной и договорной основе. Согласно ст. 7 Конституции, оба субъекта независимы и суверенны каждый в своей сфере, а отношения их регулируются Латеранскими соглашениями, заключенными в 1929 году и новеллизованными в 1984 году (новеллизация Латеранских соглашений не требует изменения Конституции).

В ряде стран статус религиозных общин и церквей подробно урегулирован текущим законодательством. Например, во Франции, согласно Закону об отделении церкви от государства 1905 года, Республика не признает и не субсидирует никакую церковь и не оплачивает ее служителей.


В условиях авторитарных и тоталитарных режимов активно проявляются три основные тенденции в отношениях религиозных общин и церквей с властью: а) религия и церковь преследуются властями либо полностью подчиняются им; б) религия и церковь приобретают государственный характер; в) религия и церковь выступают в активной оппозиции к власти.

В более чем 30 мусульманских странах ислам признается государственной религией. Так, преамбула Конституции Королевства Марокко 1972 года гласит: «Королевство Марокко – суверенное мусульманское государство». Согласно ст. 19 король следит за соблюдением ислама и Конституции. Положения Конституции, касающиеся монархической формы правления и мусульманской религии, не могут быть пересмотрены (ст. 101). В некоторых мусульманских странах (Алжир, Ирак) объявление ислама государственной религией означает лишь, что государство уважает исповедуемую большинством населения исламскую религию и в общей форме заявляет о своей приверженности определенным исламским традициям, входящим в состав культурного наследия народа. В других таких странах (Саудовская Аравия, Иран, Пакистан) мусульманское право – шариат – обладает более высокой юридической силой, чем закон и даже конституция.

Во многих странах на религиозные объединения распространяется общее конституционно-правовое регулирование статуса общественных объединений.