Что есть православная вера. Возможна ли вера вне Церкви? Источник христианской веры

О том, что вера и Церковь — вещи совершенно разные и первое прекрасно обходится без второго, я слышу на протяжении двадцати лет, но особо часто сия мысль звучит в последний год, на волне антицерковной медийной кампании.

Тема одновременно и проста, и сложна. Проста — потому что с богословской точки зрения тут действительно всё довольно прозрачно. Если мы говорим, конечно, о вере во Христа, а не о некой сферической вере в вакууме, вере во «что-то там такое». Церковь — не человеческое изобретение, она основана Самим Христом, и спорить с этим фактом — то же самое, что отвергать Евангелие.

Теперь о сложности. Сложность в том, что это вышеприведенное рассуждение ничего не значит для множества людей, которые веруют не во Христа, а во «что-то там такое». Это «что-то там такое» они могут даже называть словом Бог, могут даже и Христом называть. На самом же деле предмет их веры — это гремучая смесь из собственных фантазий, выдранных с мясом кусков из Библии и... и какого-то странного ощущения, дыхания чего-то нездешнего. Называя вещи своими именами — душа человеческая по природе христианка и тянется ко Христу, ощущает Его — не видя, не понимая. Так слепой от рождения человек может воспринимать солнце — не как свет, а как тепло особого рода, отличающееся от тепла печки.
Вера ли это? Наверное, да. Вера — это же, по словам апостола Павла, «уверение вещей невидимых». Вера ли это во Христа? Тут однозначно ответить не могу. С одной стороны, Тот, Чьи прикосновения ощущает сердце такого вот верующего во «что-то там» человека, — это действительно Господь наш Иисус Христос. С другой стороны, тот умственный конструкт, который такие люди принимают за предмет своей веры, к Христу может иметь отношение самое отдаленное. Как бы они его ни называли: «Мировой разум», «Душа мира», «Высшее начало», «Провидение», да хотя бы и Христос — они сами его сочинили, слепили по своему образу и подобию. Придумали себе такого бога, с которым удобно, вера в которого дает психологический комфорт, ласкает ум причастностью к чему-то возвышенному.

Иногда такая вера вообще ничего от человека не требует, ни в чем не ограничивает, и более того — помогает самооправдаться, если совесть грызет. Но иногда такая вера предполагает и некие самоограничения — как правило, произвольную подборку из Десяти заповедей (что характерно, первая заповедь, та самая, которая о верности единому Богу, в подобную подборку никогда не включается). Человек, придумав себе веру, может искренне пытаться не воровать, не лжесвидетельствовать, не блудить — потому что эти ограничения соответствуют его придумке. Но если и впадает во грехи — то стыдно ему становится не перед этим придуманным богом, но перед самим собой.

Иначе говоря, в рамках такой веры Бог воспринимается как нечто неотделимое от тебя самого, как некое твое высшее «Я», твой идеальный образ. Если и обращаешься к Богу «Ты» — на самом деле все равно обращаешься к себе.
Я по себе это хорошо знаю. Сам таким был лет с шестнадцати и почти до двадцати шести. Ощущал какое-то

Дуновение Божие, но как только ни трактовал его! И в самопальном понимании Евангелия, и по Даниилу Андрееву (чей поэтический дар я и сейчас не отрицаю), и по Каббале (о которой полторы статейки в желтой прессе читал), и по Карлосу Кастанеде (этого я штудировал основательно). А вот Церковь я воспринимал как чисто человеческую придумку, сборище темных людей, неспособных подняться до таких глубоких рассуждений. Смешно.
Но даже в такой смешной, искусственной вере все равно есть какой-то тихий отзвук веры истинной. Это фантазия на 99 процентов, но никогда на все сто. Всегда есть какой-то, пусть и микроскопический, шанс, что верующий в собственноручно придуманного бога вдруг опомнится и уверует в Бога Истинного. Этот самый «бог в душе» может оказаться переходной стадией между полным неверием и подлинным христианством. К сожалению, многие на ней застревают навсегда.

А вообще о таком наивном богостроительстве гораздо лучше сказал Александр Галич в стихотворении «Псалом»:

Б. Чичибабину

Я вышел на поиски Бога.
В предгорьи уже рассвело.
А нужно мне было немного -
Две пригоршни глины всего.
И с гор я спустился в долину,
Развел над рекою костер,
И красную вязкую глину
В ладонях размял и растер.
Что знал я в ту пору о Боге
На тихой заре бытия?
Я вылепил руки и ноги,
И голову вылепил я.
И полон предчувствием смутным
Мечтал я, при свете огня,
Что будет Он добрым и мудрым,
Что Он пожалеет меня!
Когда ж он померк, этот длинный
День страхов, надежд и скорбен -
Мой бог, сотворенный из глины.
Сказал мне:
- Иди и убей!..
И канули годы.
И снова -
Все так же, но только грубей,
Мой бог, сотворенный из слова,
Твердил мне:
- Иди и убей!
И шел я дорогою праха,
Мне в платье впивался репей,
И Бог, сотворенный из страха,
Шептал мне:
- Иди и убей!
Но вновь я печально и строго
С утра выхожу за порог -
На поиски доброго Бога
И - ах, да поможет мне Бог!

Написал это Галич в 1971 году. Через год он принял Таинство Крещения в Русской Православной Церкви.

Ну вы тему подняли! Я из семьи староверов. Насчет библии, так Христос разогнал торговцев из церкви, помните? Сейчас схожая ситуация. В церквях торгуют церковными свечами и атрибутами обрядов. Я сильно сомневаюсь, что церковники выполняют (не все) свою святую миссию работы с душами прихожан.Напомните мне, кого из нынешних церковников при вашей жизни кононизировали? Нет таких. Мне кажется, сейчас для попов это обычная работа,за хорошие деньги, а не жизнь во славу Господа! Так вот, староверы — это люди, которые молились и жили по божьему завету еще до появления церквей на Руси, это гностики,т.е. самое начало истинной веры в Бога (не путать с сектами). Человек создан Господом по образу своему и подобию, в том числе и в нас есть душа — это частица Создателя. И я могу напрямую, без попов, обращаться к Создателю, он меня…

Стоит ли современному человеку верить в Бога?

Однажды один философ сказал: «Бог давно умер, просто люди об этом не знают».
Религия всегда шла рядом с человеком. Какие бы древние цивилизации не находили археологи - всегда есть доказательства того, что люди верили в божеств. Почему? Почему люди не могут жить без Бога?

Что же такое «Бог»?

Бог – сверхъестественное высшее существо, мифологическая сущность, выступающая объектом почитания. Конечно, сотни лет назад все необъяснимое казалось фантастическим и вызывало благоговение. Но зачем поклонятся мифическому существу человеку нынешнему?

Современная наука с каждым днем делает гигантский шаг вперед, объясняя то, что раньше считалось чудесами. Мы истолковали возникновение Вселенной, Земли, воды, воздуха - жизни. И возникли они не за семь дней. Когда-то люди объясняли все катастрофы гневом Божьим. Теперь мы понимаем, что землетрясение - это следствие движения земной коры, а ураган - потоков воздуха. Сегодня ученые находят…

Не раз приходилось слышать, в том числе и от дорогих моему сердцу людей, высказывание: «Вера в Бога - это одно, а Церковь - это другое». Как это понять? Марина

Отвечает священник Сергий КРУГЛОВ, клирик Спасского собора города Минусинска Красноярского края:

Если рассматривать словарное значение этих выражений, то, действительно, «вера в Бога» - это одно, а «Церковь» - это другое. Наверное, каждый человек хотя бы раз в жизни задумался о Боге в том или ином контексте. Даже атеисты к Богу неравнодушны - вспоминаются слова одного верующего человека, обращенные к атеистам: «Если Бога нет, что же вы с Ним боретесь?»

И опыт наблюдения за людьми, как принадлежащими к Церкви, так и «гуляющими сами по себе», показывает: есть люди, верящие в Бога, но не желающие принадлежать к Его Церкви, а есть те, кто крещены и считают себя членами, так скажем, церковной организации, но из их жизни никак не явствует, что Бог для них важен. Конечно, всякое внешнее наблюдение за…

Архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ, отвечает на вопросы читателей «Православной Жизни» о духовной жизни и отношениях с Богом.

– Отче, сегодня хотелось бы ответить на некоторые письма наших читателей. Все они объединены одной темой «Как не предать Бога». К примеру, наша читательница спрашивает: «Если круг общения составляют в основном светские люди, далекие от Церкви, нужно ли им рассказывать, что каждое воскресенье ходишь в храм? Пару раз ответила на вопрос знакомых о том, как провела выходные, что была в церкви – они хмыкнули в ответ. Нужно ли посвящать нецерковных знакомых в религиозный аспект моей жизни? Следует ли мне свидетельствовать о своей вере? Не будет ли молчание предательством перед Богом?» Прокомментируйте, пожалуйста.

– Сразу обратимся к Евангелию. Господь говорит: «Не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» (Мф. 7:6). То есть, если мы видим, что люди, с которыми мы общаемся, совершенно не готовы к разговорам на…

Православный придел храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Фото: А. Поспелов / Православие.Ru

Есть одна очень важная мысль, которая часто звучит в полемике православных с протестантами. «Зачем вы строите такие огромные храмы, тратите столько денег и средств на устройство места поклонения Богу, Который ясно сказал: “Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине” (Ин.4:21, 23–24). Неужели вы думаете, что Богу нужны эти храмы, пышные облачения, дорогие убранства?» - с нескрываемым удовлетворением спрашивают нас. Но именно последняя мысль должна нас ободрить. Значит, люди, которые с нами говорят, не далеки от Православия, значит, мы сможем понять друг друга, потому что на этом и основывается православное отношение к храму:…

Похоже, тут нужно подчеркнуть разницу между ЦЕРКОВЬЮ и ХРАМОМ, буквальный перевод слова церковь—(e’kklhsi/a -греч. «экклезия» — собрание, общество созванных) , ну а храм это здание для религиозных обрядов.

Так вот, согласно Библии, что бы верить в Бога, ни церковь, ни храм не нужны, ибо «и бесы веруют и трепещут» (Иакова 2:19) , а они надо думать от церкви далеки.. .

Однако «просто веры» не достаточно, что бы спастись, нужны дела подтверждающие эту веру —«Вера без дел мертва» (Иакова 2:20)

Церковь же, по словам Павла нужна вот для чего— «Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания (ЦЕРКОВЬ) своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать [друг друга] , и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного. «,

словом церковь нужна для взаимного ободрения верующих и для организованного служения Богу, НО это не «крестные знамения» и не поклоны иконам, мощам и т. п. ,

Иисус вообще осуждал…

протоиерей Александр Глебов

Сегодня на вопрос: «Являетесь ли вы верующими человеком?», большинство людей отвечает: «Бог у меня в душе и посредники мне не нужны». Как Вы прокомментируете то, что Церковь, в массовом сознании, изымается из веры в Бога?

Вопрос очень актуальный. В первую очередь подобный вопрос проистекает из непонимания многими людьми функции Церкви, ее назначения. Сегодня вопрос о Церкви – это, в первую очередь, вопрос о церковной культуре, о церковных праздниках, о святых. Люди более просвещенные могут поразмышлять о христианской философии и истории. Но крайне редко вопрос о Церкви касается сущности самой Церкви. Несмотря на количество храмов и количество людей, относящих себя, хотя бы по факту своего крещения, к православной вере, вопрос о том, что такое Церковь и, собственно, для чего она нужна, для многих сегодня остается открытым. Неправильное понимание Церкви часто приводит к ее критике. Представление…

Просмотр полной версии: Если веруешь в Бога, обязательно ли ходить в церковь?

Никак не могу понять: если веруешь в Бога, так ли обязательно ходить в церковь? Если я молюсь вечером. утром, стараюсь жить с Богом в сердце, но в церковь хожу нечасто, только на большие церковные праздники. Не люблю столпотворения и поклонения иконам. Ведь говорил Иисус: «молитесь не в храме, но в сердце своем». Или я не прав?

Я тоже считаю, что в церковь ходить необязательно. Главное, чтобы Бог был в твоем сердце. Церковь — это только посредник.

Очень часто внешние действия закрывают глубинный смысл происходящего, но с другой стороны:если вы принимаете какую-либо доктрину, то соблюдайте ритуал.

Конечно не обязательно. Церковь давно превратилась в идеологический аппарат по отъему денег. В некоторых церквях вообще вредно находится. Уровень образования и грамотности многих священников тоже оставляет желать лучшего.
Но все же есть храмы и храмы. Если Вам повезет и вы…

Нужно ли верить в бога?

Человек от природы – неверующий. Все дети – атеисты, поскольку, рождаясь, мы еще не успеваем усвоить навязанных нам в обществе стереотипов и догматов. Не зная о догматах так называемой «веры», дети ничего не знают и боге (богах) и до определенного момента высшим авторитетом для них являются родители. И уже потом от родителей и общего окружения у ребенка формируются те или иные представления, будь то атеистические или религиозные. Неоспоримо одно: все дети изначально – атеисты.

Кто же такие верующие? Верующие – есть те, кто признают бытие высшего, сверхъестественного существа или существ.

А во что или в кого верит бог, если хотя бы в качестве ненаучной гипотезы допустить его существование? Возьмем христианского бога, как наиболее близкого к нам территориально.

Книга Бытие утверждает, что бог создал человека по своем образу и подобию. Отсюда, если он верующий, значит, и человека создал верующим. Иисус, его…

Сообщение от Djin88

Я думаю что для того чтобы верить в БОГА не нужно ходить в церковь, т.к. вера должна быть в сердце в голове, а церковь выступает в роли посредника (типа прямая связь с БОГОМ). Вы скажете, а как же молитвы, так молиться можно и дома! Попробуйте переубедить меня! Может я и поменяю свой взгляд!

Вы говорите о церкви как о храме, здании. И правда, зачем люди, веруя в Бога, стоят храмы?

Что такое храм для Бога?
«Пока человек остается земнородным существом, — душевно-телесным, протяженно-пространственным, личным и множественным, — ему неизбежно вводить созерцаемого им Бога в свои «категории», как бы «выражать» Его на языке своей земнородности. Человек, прочувствовавший неизреченность Божества, все-таки говорит о Его вездесущии; человек, исповедующий, что Бог — везде и повсюду, все-таки строит Ему храм».

Храм есть как бы «земное жилище» неземного и вездесущего Бога: для язычника — полуприсутствие самого бога в обличии «идола»; для христианина -…

Для чего нужна Церковь? На этот вопрос невозможно ответить однозначно, потому что верующие и неверующие люди ответят на него по-разному. Если для первых Церковь – это Истина и Жизнь, то для вторых, в лучшем случае, некий социальный негосударственный институт, деятельность которого имеет некоторые полезные аспекты.

Церковь дает человеку главное – Веру, Надежду, Любовь. Для верующего человека вопрос о том, есть ли Бог, лишен смысла, потому что вся жизнь является зримым подтверждением Его существования. Бог открывается тому, кто Его ищет. Как человек становится на путь веры? Если веру ему с детства не привили родители, то чаще всего он приходит к ней в дни тяжелых жизненных испытаний. Когда человеку уже не на что надеяться, он обращается к Богу. Можно назвать это глупостью, поступком слабого отчаявшегося человека. А можно сказать, что в душе запутавшегося человека впервые за многие годы проснулось и потянулось к Свету что-то истинное. В дни, когда у него все благополучно,…

Вера в Бога – это не только знание о том, что Он есть, а искреннее желание выполнять Его святую волю, искреннее желание жить по воле Божией. Многие думают, что достаточно верить только лишь в существование Божие, в Его любовь, справедливость, всемогущество. Этого мало. О таких «верующих» Слово Божие говорит: «И бесы веруют, но трепещут…». Одной веры в бытие Божие мало. Священное Писание гласит: «Вера без дел мертва…». Без дел каких? Естественно, речь идёт о делах, которые угодны объекту нашей веры, то есть Господу Богу. Другими словами, вера – это не только знание о Боге, но и искреннее исполнение Его святой воли. Когда человек выполняет заповеди Божии, живёт по совести, тогда и только тогда его можно назвать верующим. Вера это не только свойство души человека, но и состояние его ума, воли, чувства. Вера в Бога не только выполнение святой воли Божией, но и усматривание во всём воли Божией. Или по-другому сказать, умение во всем видеть волю Божию. То есть, одно и то же событие можно…

Екатерина

Ну да,и что это не свадьба Алладина и царевны Будур,а так..сон.Так что …ешьте,пейте дорогие гости,это всего лишь сон,…а утром Мы отрубим ему голову.

Я же не есть,так во сне я,и убедил сам себя,что меня Бог вылечил.То что,врач махнул рукой(безнадежен)-это сон,и что без одной таблетки и укола встал,то же сон,что 12 лет после этого живу,так это все мои родные себя убедили,что я живой,и они во сне,как на той свадьбе.Вот Вы в профиле своем гордо написали,что Вы атеист,и жена моя «гордо» воевала с моей верой,а как я заболел,и врач махнул рукой,»догадалась» взять пост(это надо же,воительница против веры,…и в посте),ещё и соседку упросила поддержать её в посте(И Церковь молилась),и …вот пишу Вам во «сне».

Так мало того,своими «заблудшими» и «спящими» глазами видел брата и сестру,которых врачи отдали домой «умереть»,а они «не захотели»,взяли и исцелились(внушили себе)да так,что и анализы свои «выправили».Врачи смотрят ясными глазами(не…

Как поверить в Бога? И возможно ли научиться Вере?

Каждый человек к вере в Бога приходит по-своему. По-разному люди Веру понимают и чувствуют. Отдельный вопрос, кого в принципе можно считать истинно верующим человеком, а кого нет. Ведь мало просто сказать «я верю, что Бог существует».

Вера - это огромная сила и она очень много может дать человеку, который верит по-настоящему. А если вера формальна, если это просто слова «я верю в Бога» и за этими словами нет определённого мировоззрения, духовной работы над собой, глубоких чувств и праведного образа жизни - это не вера, а фальшь, пустой звук.

Вера в Бога - это духовная, энергетическая связь с Творцом, это Его покровительство и помощь. Вера это чувства и огонь, божье пламя в духовном сердце человека (Атман), которое наполняет душу Светом и Силой, Радостью и Видением Будущего, наполняет жизнь высоким смыслом. Подробнее о том, что такое Вера в Бога - читайте здесь.

Так же, перед тем как приступить к формированию…

Нужна ли нам церковь?

НУЖНА ЛИ НАМ ЦЕРКОВЬ?

Церковь!!! Какие ассоциации вызывает у тебя это слово? Ходишь ли ты туда? Если да, то для чего? Хочешь найти там Бога? Есть ли Он там? Большинство молодежи не посещает церковь. Почему? Наверное не верят в Бога. Или может не хотят верить? Неужели Бог настолько ужасен, что от него отворачиваестя все больше и больше людей? Узаконеный представитель Бога – ЦЕРКОВЬ. Чисты ли ее побуждения? О ее непогрешимости слышали все, но так ли это на самом деле? В этом-то вся проблема. Церковь всю свою жизнь преподносила Бога так, как ей было выгодно. Многие с детства ходят в церковь, но что они знают о Боге, о Библии? Что они вообще знают о своей вере? Есть конечно продвинутые индивидуумы, а как насчет остальных 99%? Что они получают от церкви? Спасение? Покой? Надежду? Или любовь? А может они ничего там не получают? Тогда зачем они туда ходят? Потому что так принято! Хождение в церковь – это показатель веры в Бога. Только…

Нет веры в Бога

Нет веры в Бога и это уже не секрет, а существующая реальность. В этой статье мы обсудим это, а также получим ответы на такие вопросы: Что в книге «Истоки современного атеизма» говорится о вере в Бога в наши дни?

Эпоха безверия: стоит ли продолжать поиски?

Люди теперь вспоминают о Боге все реже, обходясь без него в повседневных делах и решениях. […] Бога вытеснили иные ценности - доход и продуктивность.

Когда-то человек видел в Боге смысл жизни и всех своих начинаний, сегодня же Бог остался лишь на задворках истории. […] В сознании людей ему уже нет места.
Неш М. Истоки современного атеизма (Neusch M. Aux sources de…

Православие — Правильно славить Бога

Откуда много вер в мире?

Враг нашего спасения диавол породил и порождает безчисленные ложные учения, ереси, секты и расколы, через которые разлучает навеки людей от Бога (прав. Иоанн Кронштадтский).

Как наша Церковь относится к католикам?

Наша Православная Церковь считает католиков еретиками (преп. Макарий Оптинский).

Можно ли думать, что добрые неверующие или магометане спасутся?

Ошибочно думать и говорить, что добрые люди между магометанами и неверующими спасутся, то есть вступят в общение с Богом. Церковь всегда признавала, что одно средство спасения - Искупитель, Спаситель (свт. Игнатий Брянчанинов).

Можно ли думать, что католики спасутся?

Преподобный Пафнутий Боровский видел в аду князя литовского Витовта, попавшего туда ради ложной католической веры.

Как показать сектантам, что их вера не спасительная?

Спросите сектантов: где их святые угодники, чудотворцы,…

Каждый раз, читая утренние молитвы или присутствуя на богослужении, мы либо слышим, либо читаем, либо поем Символ веры. В нем есть такие слова: «верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». И порой возникает вопрос: понятно, как можно верить в Бога, а как можно верить в Церковь? Мы в церковь ходим, мы в ней живем, мы члены Церкви. Что же тогда является предметом веры? Это недоумение показывает, что мы в Церкви не всегда замечаем то, что является в ней главным. Об этом размышляет игумен Нектарий (Морозов).

Идеальный образ единения

Если взять Катехизис святителя Филарета, митрополита Московского, то можно найти там определение Церкви. Он говорит, что Церковь — это от Бога установленное сообщество людей, объединенных православной верой, Законом Божиим, священноначалием и таинствами. Это определение полностью соответствует действительности, но практически все богословы, которые о Церкви писали и о Церкви говорили, сходились в том, что какого-то удовлетворительного определения Церкви, которое бы не имело изъяна, дать невозможно. Почему? Потому же, почему невозможно дать исчерпывающего определения Бога: человеческим умом Бога постигнуть невозможно, и мы не можем сказать, что до конца знаем, каков Он. Собственно говоря, вечная жизнь человека, вечное блаженство заключаются в бесконечном познании Бога, а если бы мы могли сейчас сказать, что есть Бог, окончательно, то не было бы этой вечности. И наверное, то же самое можно сказать о Церкви. Ведь Церковь — это не только сообщество людей, объединенных Богом на основе веры; Церковь — это в то же время и Сам Господь; Он является главой Своей Церкви. Можно, наверное, пытаясь для самих себя объяснить, что же такое Церковь, сказать, что это есть некий лучший и идеальный образ единения Бога с людьми и людей с Богом, потому что именно в Церкви мы получаем возможность в этом единении с Богом пребывать.

Как-то раз, проводя для самого себя некий эксперимент, я задавал знакомым мне людям — причем все эти люди были однозначно церковными — два вопроса: «Что такое Церковь вообще?» и «Что такое Церковь собственно для вас?». И ответы на эти вопросы были очень различны. Кто-то — порой даже человек, имеющий начатки богословского образования,— вообще не мог ответить на вопрос, что такое Церковь, и дать ей определение. А кто-то мог это определение дать, но затруднялся сказать, что такое Церковь собственно для него. Из всех ответов, которые я услышал на второй вопрос, мне больше всего понравился ответ человека, который сказал: «Церковь — это для меня то, без чего бы я не мог жить, потому что если б не было в моей жизни Церкви, то в ней была бы огромная пустота и я не знал бы, что есть возможность учиться любить Бога, жить с Богом и всю свою жизнь к Богу идти». Действительно, вне Церкви эта возможность у человека исчезает, и ее как бы и нет. И когда различные богословы стараются объяснить, что в первую очередь оставил на земле Господь по завершении Своего земного служения, по Своем распятии, по Своем Воскресении и вознесении на Небеса, то все сходятся опять-таки в том, что самое главное, что Господь оставил нам,— это Церковь.

Под водительством Духа

Каждый раз в конце вечернего богослужения мы слышим глубочайшие слова: «Утверждение на Тя надеющихся, утверди, Господи, Церковь, юже стяжал еси Честною Твоею Кровию». Вот та цена, которую заплатил Господь за то, чтобы дать нам этот образ бытия с Богом,— Его кровь. Церковь — это Его самый главный и самый драгоценный дар для нас. Был такой замечательный святой, он жил в начале ХХ столетия и после мученической кончины отошел к Богу,— святитель Илларион Троицкий. Он написал целый ряд работ, так или иначе посвященных Церкви, и в одной из его книг есть такое напоминание: он говорит о том, что Сам Господь никогда ничего не писал. Мы можем найти единственный эпизод, когда ко Христу привели женщину, взятую в прелюбодеянии, и Он, наклонившись, что-то писал перстом на земле (см.: Ин. 8, 6),— но что, впрочем, не знает никто. К чему обращает на это внимание святитель Илларион? Он говорит об этом для того, чтобы донести мысль: на земле Господь оставил только Церковь, ее Он основал, ее стяжал Своею кровью, ее Он Духом Святым утвердил. А Евангелие мы получили уже собственно в Церкви, как обретаем в ней абсолютно всё, что потребно для нашего спасения. Апостол Павел не случайно называет Церковь столпом и утверждением истины (ср.: 1 Тим. 3, 15): человеку в этом мире очень легко заблудиться, и даже тот, кто поверил во Христа, узнал Его, может заблудиться столь же легко, если не будет водительства Духом Святым, которое мы обретаем в Церкви.

Когда мы читаем Символ веры, то утверждаем, что веруем в единую Церковь. Что значит «в единую»? Во-первых, это означает, что Церковь — одна, и не может быть какой-то другой, потому что созданная Господом Церковь — невеста Христова. Во-вторых, она единая потому, что объединена единой верой и единым учением, которое является общим для всей Церкви на всем пространстве земли. Вы знаете, что есть различные Поместные Церкви: Русская Православная Церковь, Грузинская Православная Церковь, Болгарская Православная Церковь и так далее, но при всем при том это Церковь единая. И есть еще одно единство: это единство Церкви земной и Небесной — как раз то, что делает необходимой нашу веру в Церковь.

В Церкви — среди святых?

Чаще всего мы претыкаемся, скажем так, о человеческую составляющую Церкви. Мы видим перед собою мирян, которые ходят в церковь, мы видим перед собою священников, мы видим перед собою епископат — и естественно, что у всех людей, которых видим, мы замечаем какие-то человеческие недостатки. Иногда это недостатки кажущиеся, иногда это недостатки совершенно реальные, и очень часто человек о них спотыкается: он думает, что если в Церкви всё не совсем так, как должно быть, то невозможно говорить о том, что Церковь — Святая. Бывает порой, что человек, придя в храм, сталкивается с чем-то, что его от Церкви отвращает, и в результате уходит оттуда с обидой и недоумением: как можно принадлежать к такой Церкви? Ведь она должна быть Святой, и люди там должны быть святыми, а люди такие-сякие… Но для человека, который воцерковляется, это недоумение перестает быть актуальным, потому что он сам знает собственные несовершенства и каждый раз приходит для того, чтобы об этих несовершенствах свидетельствовать во время совершения Таинства Исповеди. Так что нам, людям церковным, очень хорошо известно, что святой Церковь делают, конечно, не наша праведность, не наши достоинства, которых у нас, к сожалению, гораздо меньше, чем хотелось бы, а делает Церковь Святой именно ее небесная составляющая. Образно говоря, Церковь — это некая единая семья, в которой Отцом является Бог, Матерью является Пресвятая Богородица, старшими братьями и сестрами для нас являются Ангелы и святые, ну а младшими в ней являемся мы. Мы привыкли называть «братьями нашими меньшими» животных, но на самом деле мы тоже являемся братьями меньшими, и притом братьями, которые очень своим старшим братьям и сестрам досаждают жизнью своей. Но тем не менее они по любви своей нами не гнушаются.

Жить в Церкви — что это значит?

Вокруг нас часто звучит такое словосочетание — «церковная жизнь». И мы вроде бы понимаем, что жить церковной жизнью — значит регулярно ходить в храм, участвовать в церковных таинствах, молиться и исповедовать ту веру, которая делает нас православными христианами. Но можно ли сказать, что это исчерпывающее определение жизни человека в Церкви? Это, безусловно, не так, потому что мы собственно церковную жизнь, на самом деле, знаем очень плохо. Две тысячи лет существования Церкви — это огромная история. С одной стороны, это жития святых, которыми славится Церковь, с другой стороны, это страницы истории Церкви как таковой, которые очень тесным образом переплетаются с мировой историей и с историей государства, в котором мы живем,— и безусловно, все это нужно изучать. Ведь мы задаемся какими-то вопросами о Церкви сегодня, а этими же вопросами задавались люди, жившие сто, двести или триста лет тому назад, и они, возможно, находились в очень похожем положении, так что, читая об этих людях, мы будем получать ответы на те вопросы, которые появляются у нас. Ну и кроме того, очень важно ощущать некое единство своей жизни и жизни тех людей, которые жили в Церкви до нас.

Но история Церкви — это, естественно, не единственное, что человек должен знать. Необходимо познакомиться с началами богословия. Обязательно нужно познакомиться и с тем, из чего состоит церковное богослужение, потому что церковная служба — это тоже отражение жизни Церкви. На самом деле, если человек внимательно слушает церковные песнопения и молитвословия, то из их содержания он уже может постигнуть практически все — и богословие Церкви, и ее учение, и даже отчасти ту же самую историю, которая порой во многих канонах, стихирах тоже отражена.

Когда-то несколько студентов Санкт-Петербургской Духовной Академии спросили святого праведного Иоанна Кронштадтского: каким образом он стал таким, каким он стал. Они подразумевали под этим вопрос, каким образом он стал великим чудотворцем, каким образом он стал человеком, которого считали еще при жизни общероссийским светильником веры православной и образцом святости. Но он их не понял, потому что о себе думал совершенно иначе; потом до него все-таки дошел смысл их вопроса, и он сказал им: «Я никогда не делал ничего особенного, я просто жил в Церкви». И он действительно жил в Церкви в полном смысле этого слова, потому что его день начинался в церкви, проходил в служении Церкви и людям и заканчивался фактически тоже в храме. Возможность жить именно так есть не у каждого человека, но жить в Церкви всю свою жизнь может буквально каждый из нас. Память о том, что мы являемся частичками, клеточками этого единого Тела, этого богочеловеческого организма, может присутствовать всегда. И вся наша жизнь может быть не только пользованием теми благами, что Господь в Церкви нам преподал, но может быть и служением Церкви. И это вещь очень и очень важная, потому что Господь говорит о Себе, что Он не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20, 28). И если человек хочет Богу уподобиться, то в том числе он может уподобиться Ему и через служение — Церкви и другим людям.

Любовь и твердость

Каким может быть служение человека в Церкви? Оно может быть различным. Оно может начинаться с того, что человек что-то делает в храме, а может — с того, что человек людей в храм приводит. Безусловно, не каждый из нас может быть апостолом, потому что апостолы хотя и были людьми такими же, как мы, из плоти и крови, но что-то в них было такое, почему Господь именно их избрал. Он ведь говорит им: Не вы Меня избрали, но Я избрал вас (ср.: Ин. 15, 16),— избрал, потому что увидел какие-то особые качества, которые у них были. И главное качество, наверное, было такое: у них была готовность последовать за Ним до конца и всю жизнь посвятить Ему и тому делу, ради которого Господь пришел на землю. Что-то апостольское тем не менее должно присутствовать и в каждом из нас. Мы видим, насколько мала Церковь в современном мире. С одной стороны, у нас в стране, по разным оценкам, от шестидесяти до восьмидесяти процентов людей, которые крещены в Православной Церкви и формально являются православными христианами. С другой стороны, когда мы начинаем считать, сколько человек ходит в храм и реально живет церковной жизнью постоянно, а не от случая к случаю, эта цифра колеблется от одного до трех процентов от всего населения нашей страны. И следовательно, всё остальное количество людей, которые крещены, но в Церковь не ходят,— это люди, которые находятся между верой и безверием. От чего зависит, окажутся ли они в Церкви и откроется ли для них когда-либо та жизнь, которая когда-то открылась для нас? С одной стороны — от них самих, с другой стороны — это дело милости Божией, ну а с третьей стороны — это дело и нашего служения.

Вспомним, каким образом росла и умножалась Церковь в древности. Неверующий человек видел перед собою верующего человека, и его заинтересовывал образ жизни, который этот верующий человек ведет. Его интересовало, почему этот человек такой добрый, почему он любит людей, почему он настолько внутренне отличается от других. Мы имеем массу свидетельств о том, что в древности христиане выделялись не каким-то особым видом, а именно особым поведением — своей любовью друг к другу и к тем людям, которые их окружали. На почве этого начиналось общение, в процессе которого христиане рассказывали об Источнике своей любви. Они говорили о том, что верят в Бога, Который есть Любовь, они эту любовь ощутили, на эту любовь своим сердцем откликнулись и их переполняет желание этой любовью с другими людьми делиться. В человеке возгоралось желание постигнуть этот Источник любви, и таким образом Церковь умножалась. Это с одной стороны. С другой стороны, Тертуллиан не случайно говорит о том, что кровь мучеников — это семя Церкви: чем больше проливалось мученической крови, тем больше становилось людей, верующих во Христа. Казалось бы, это парадокс: когда люди чего-то хотят, а их за это убивают, то чаще всего они перестают этого хотеть. Но вот горстка учеников Христовых входит в языческий мир, ее пытаются истребить, другие люди на это смотрят со стороны и в результате тоже становятся христианами — фактически для того, чтобы их тоже убивали. И наверное, когда мы говорим о христианстве с людьми неверующими, но тем не менее пытающимися разобраться в том, что это такое, нет лучшего доказательства божественности его происхождения. Христианство — это вещь необъяснимая; это самая невыгодная религия, это религия, которая фактически запрещает человеку себя самого защищать и разрешает защищать только других, то есть полагать свою душу за ближних своих, но не за себя самого. И почему-то эта религия в период, когда она более всего гонится и уничтожается, начинает разрастаться. Это некая тайна. Исходя из всего этого можно говорить, наверное, о двух вещах, которые более всего необходимы для того, чтобы людям помогать в Церковь прийти: это умение любить — любить этих людей в том числе, и это твердость в вере, наша готовность за веру что-то перенести, за веру постоять. Когда люди видят и любовь, и твердость в исповедании веры одновременно — это то, что однозначно увлекает их сердца.

Место, где нам хорошо

Как именно говорить о вере, как говорить о Церкви и о жизни в Церкви — это, наверное, тема отдельного разговора. Каждый из нас в этом вопросе какой-то опыт имеет, и мы знаем, насколько безуспешны порою бывают наши в этом смысле усилия. Мы начинаем человека звать в Церковь, говорим о том, как это хорошо, как это важно, а разговор кончается конфликтом. Причем этот конфликт не всегда возникает из-за того, что на нас сердятся и с нами ругаются,— порой ругаемся именно мы и при этом являем такую «любовь» в разговоре, что у человека желание в Церковь приходить просто отпадает навсегда.

Разобщает — меньше, чем объединяет

Говоря о том, что есть Церковь, нужно сказать и о том, что это не только место особого Божественного присутствия и единения Бога и людей, но Церковь всегда была и будет оставаться местом, где с особой силой действует враг нашего спасения. Почему? Потому что враг всегда стремится разрушить то, что важнее всего. Почему бывает так трудно молиться? Потому что молитва — это наша беседа с Богом, это то, что нас с Богом соединяет. Поэтому на молитве начинается рассеяние мыслей: мы вспоминаем какие-то забытые вещи, забытые телефоны, забытые имена и всё что угодно, потому что враг готов нам в это время все что угодно напомнить, лишь бы отвлечь от молитвы. И то же самое с Церковью: если мы посмотрим на историю Церкви, то увидим, что на протяжении всей этой истории реализуется то, о чем говорил Господь апостолу Петру. Он говорил: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу (Лк. 22, 31). Сеять — значит рассеивать в разные стороны, разрывать это единство, разрушать его. И на протяжении всей истории Церкви это происходит. Была единая христианская Церковь, потом появилась Католическая Церковь, потом она раздробилась на Католическую и Протестантскую, Протестантская начала дробиться на множество мелких конфессий… Но разделение необязательно достигается именно через то, что Церковь раскалывается. Порой оно может происходить на основе того, что между людьми возникает какая-то неприязнь. А порой может происходить как раз по той причине, о которой я говорил вначале: мы видим человеческое несовершенство — может быть, священника, может быть, епископа — и уходим под этим впечатлением из храма. Эти несовершенства бывают объективными, бывают кажущимися, но это в любом случае нашего церковного единства разрушать не должно. Мы всегда должны помнить, что человеческие недостатки — всё то, что может нас разделять и разобщать,— это гораздо меньше, чем то, что нас объединяет. И такая поразительная вещь: бывает, что смотришь на человека и понимаешь, что он живет жизнью никуда не годной — и такие явные немощи у него есть, и такие. А потом приходит время испытания, и ты видишь, как этот человек являет вдруг такой удивительный героизм христианского духа и такое самоотвержение, на которые бы ты никогда не решился. Почему это так? А потому, что человек меняется в Церкви. И он может меняться как к худшему, так и к лучшему — мы всегда должны быть к этому готовы.

И еще об одном нужно сказать. Очень плохо, когда мы, в один храм приходя и являя некую Церковь в миниатюре, не знаем друг друга. Это неестественно: быть людьми, которые должны соединяться любовью, и не знать друг друга ни по имени, ни по внешнему виду — прийти-уйти и больше никак не встречаться. Это совершенно неправильно, мы обязательно должны друг друга в Церкви узнавать, должны друг другу помогать, должны участвовать в жизни друг друга, потому что именно это и является подлинной христианской общиной. Хотя есть такая вещь: начинаем друг друга узнавать, начинаем дружить, начинаем друг другу помогать — начинаем ссориться. Пока друг друга не знаем, ссориться не получается; ну в крайнем случае кто-то на кого-то не так посмотрел, кто-то кому-то на ногу наступил, но это не повод для серьезной ссоры. А вот как только подружились, поводов поссориться всерьез оказывается очень много. Почему — опять-таки потому, что сатана просил, дабы сеять нас как пшеницу. И нужно помнить, что и во всей нашей жизни, а тем паче в Церкви надо всё нас разделяющее преодолевать.

До конца времен

И наконец, нужно знать, что в жизни Церкви бывают периоды, когда кажется, что если еще не всё пропало, то вот-вот пропадет и Церковь разрушится, погибнет. Таких моментов в истории Церкви было, на самом деле, очень и очень много. Это были порою времена, когда какие-то ереси фактически настолько умножались и усиливались, что брали верх над православной верой, это были периоды гонений, когда казалось, что вот-вот — и ничего не останется. Но надо всегда помнить о том, что Господь сказал: врата ада не одолеют Его Церковь (см.: Мф. 16, 18), то есть Церковь будет существовать до тех пор, пока существует этот мир. И поэтому нужно не столько желать спасать Церковь и бояться того, что она разрушится, сколько просто за нее держаться, в ней жить и оставаться, какие бы соблазны, какие бы искушения изнутри или извне на нее ни восставали. Образно говоря, Церковь — это некий огромный состав, который едет по рельсам и должен попасть в Царство Небесное. И он туда попадет, а попадем или не попадем туда мы, зависит от того, не выйдем ли мы раньше времени из вагона, когда нам покажется, что ехать дальше некуда, и от того, как мы будем себя в этих вагонах вести. Как говорил преподобный Петр Дамаскин, спасение наше совершается между страхом и надеждой, когда мы одновременно и боимся за свои грехи лишиться Царства Небесного, и в то же время надеемся на милость Божию. В какие-то моменты в нас усиливается надежда, в какие-то усиливается страх. Но обязательно через нашу жизнь должно пройти и то, и другое — точнее, мы должны и то, и другое в своем сердце пронести.

Фото из открытых интернет-источников

Газета «Петропавловский листок», сентябрь-октябрь 2017 г.

Определяемая с точки зрения богопознания вера есть, прежде всего, доверие человеческого ума к Божественной истине, без исследования о ней, на основании свидетельств Священного Писания, Священного Предания и тех чудесных знамений, какие всегда сопровождают истинную веру. Так мы веруем, что мир сотворен Богом в шесть дней и соблюдается он Словом Божиим (2Пет.3:7); веруем, что снова Господь придет на землю судить живых и мертвых; веруем, что будет воздаяние за гробом и жизнь вечная. Под верой, далее, разумеется сердечная уверенность человека в известной религиозной истине без отчетливого еще постижения ее умом; например, не постигая догмата Святой Троицы, мы бываем внутренне уверены, что, действительно, Бог троичен в Лицах, что, действительно, Христос - Сын Божий, сошедший на спасение наше, а Дух Святой - источник нашего освящения и усыновления Богу.

Вера и знание в религии и науке

То же самое говорится в Догматике Тоне, только с более совершенным исполнением учения о божественном человечестве Искупителя, которое, таким образом, гласит: Царь Небесный появился из любви к человечеству на земле и беседовал с людьми. Ибо, взяв плоть из чистой девы и, выйдя из нее с фальсифицированным, он, сын, является двоякой природой, но не человеком. Поэтому, провозглашая его истиной как полного Бога и совершенного человека, мы исповедуем Христа как нашего Бога. Таким образом, в соответствии с доктриной Священного Писания и доктринами Вселенских Соборов Православная Церковь признает превосходно, с художественной точки зрения, учение о божественной природе Спасителя мира в его наполненных Духом песнопениях, о великом богослове и гминологи, почтенный Иоанн Дамаскин.

Но все такие убеждения еще нельзя назвать совершенной верой. Вера на высшей ступени своего развития есть видение - видение духом Бога и святых Его, созерцание тайн горнего мира, осязание их духовным чувством. О такой совершенной вере говорит апостол Павел в Послании к Евреям: «вера, - определяет он, - есть обличение вещей невидимых» (Евр.11:1). «Обличение» - от слова «облик», т.е. при наличии истинной веры духовный предмет отчетливо выясняется пред нашим духом, получает облик, становится осязаемым и видимым чрез живое соприкосновение с ним нашего духа.

Художественно не менее ценное, но точное и полное выражение находит это учение в представлениях или иконах Искупителя Мира, используемого Православной Церковью. Это греческое слово означает: существующее. Это имя Бога, с которым Сам Бог явил Себя почтенному Моисею, когда он послал его в Египет, чтобы возглавить Евреям оттуда, и попросил Моисей Бога заверить людей Его имени как перефразировку Его природы. Я: существо, я. вечное, неизменное, всегда правдивое, всегда одно и то же, неизмеримое, невыразимое.

Таким образом, Православная Церковь, в ее иконах как художественные достижения, остается верной доктрине Писания и Традиции и не сразу пытается выразить рационалистически мыслящему протестанту невыразимое посредством самопотворных трюков, а через свободу в представлении человеческой природы Искупителя он использует только слово, произнесенное им самим, невыразимое, чтобы обозначить Его Божественную Суть. В понедельник, 5 сентября, после приглашения протестантской семинарии, расположенной за пределами Сеула, Его Высокопреосвященство.

Следовательно, совершенная вера есть зрение очами сердца духовного мира, ощущение его духовным чувством. В подтверждение своего учения апостол Павел приводит далее и имена тех великих праведников Ветхого Завета, которые имели подобную веру. Таковы были святые патриархи, цари и пророки, «которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими… их не был достоин весь мир» (Евр.11:33-35, 38).

Митрополит Корейский Отец Амвросий дал две лекции для 35 аспирантов, всех пасторов. Курсы, по которым проводились лекции, были из Миссологии и Литургии. Мы записали, по большей части, дебаты, которые последовали за каждой конференцией, и мы приводили ее ниже, поскольку мы считаем, что как поднятые вопросы, так и форма передачи православных свидетельств в Корее представляют большой интерес.

Мы используем его с снисходительностью, поскольку он преобладает на международном уровне. Вместо этого мы предпочитаем термин «свидетельство». Термин «миссия», являющийся созданием западного богословия, не встречается в Библии, в то время как, напротив, термин «свидетельство» появляется несколько раз.

Вера в Бога

Учение о Боге в Символе веры начинается словом: “Верую”. Бог есть первый предмет веры христианской. Таким образом, наше христианское признание бытия Божия основывается не на рассудочных основах, не на доказательствах, взятых из разума или полученных из опыта наших внешних чувств, а на внутреннем, высшем убеждении, имеющем нравственное основание.

Он попирает драгоценный божественный дар своей свободы и унижает свою личность. Прозелитизм означает, что один их убеждения, налагаемые на других с справедливыми и несправедливыми средствами, а свидетели Христа означает борьбу, чтобы жить во Христе и повторить мои слова и мою жизнь вневременные «идите и смотрите» в Апостол Фелипе ничего хорошего намеренно «Натаниэль» - мой «сосед». Катастрофические результаты прозелитизма в так называемые миссионерские страны для западного христианства, которые мы переживаем по сей день, не оставляют, на мой взгляд, никакого пространства, чтобы избежать окончательного осуждения тактики прозелитизма.

Веровать в Бога значит, в христианском понимании, не только умом признавать Бога, но и сердцем стремиться к Нему.

“Веруем” в то, что недоступно внешнему опыту, научному исследованию, восприятию нашими органами внешних чувств. В славянском и русском языках понятие “верую” глубже значения русского “верю, ” обозначающего часто простое принятие без проверки свидетельства другого лица, чужого опыта. Св. Григорий Богослов различает и в греческом языке: религиозную веру - “верую в кого, во что “; и простую личную веру - “верю кому, чему “. Он пишет: “Не одно и то же значит: “веровать во что” и “верить чему”. Веруем мы в Божество, а верим относительно всякой вещи” (Твор. св. Григория Богослова. Часть 3, стр. 88, “О Духе Святом”).

Понятие веры в святоотеческой письменности

Другими словами, кто-то не решает для себя работать миссионером, но его посылает церковь. Послушание Церкви - единственный способ спасти души. Если мы вспомним, например, случай с апостолами Варнавой и Павлом, мы увидим, что они были избраны Духом Святым и Церковью в молитве и посте, послали их к задаче евангелизации. И когда они вернулись в Иерусалим, они сообщили церкви, что он послал их «из всего, что Бог сделал с ними».

Эта тема имеет большое богословское значение для распространения верной веры и единства Церкви. Если каждый действует по его мнению и своему желанию, то и вера, и единство Церкви находятся под угрозой. Знаете ли вы, что верят современные греки? Конечно, они верят в двенадцать богов Олимпа! он ответил мне.

Христианская вера есть таинственное явление в области человеческой души. Она шире мысли, сильнее , действеннее ее. Она сложнее отдельного чувства , она содержит в себе чувства любви, страха, почитания, благоговения, смирения. Она также не может быть названа волевым явлением, ибо, хотя она двигает горами, христианин, веруя, отказывается от своей воли, всецело предавая себя в волю Божию: “Да будет воля Твоя на мне, грешнем”.

И что греки с тех пор имеют непрерывную православную христианскую традицию? Такие шутливые и гораздо худшие вещи случаются, когда за каждым самозваным миссионером не оказывается церковь, которая их посылала. Вы знаете лучше меня, что в Корее есть миллионы людей не только нехристиан, но и нерелигиозные. Хотя Греция является страной с двумя тысячами лет христианской истории и что более 90% ее населения составляют православные христиане.

Если бы Корея была христианской страной, Константинопольский Константинопольский Патриархат не отправил бы меня в Корею. И они также выбрали местом своего миссионерского действия священный остров Патмос! Остров Апокалипсиса, в котором все еще живы следы евангелиста любви, святого Иоанна Богослова. На этом острове, где жили и действовали великие христианские святые, есть многочисленные церкви и монастыри, и что православная вера его жителей имеет свои корни в апостольские времена. Как это было также несправедливо, что сделала католическая церковь в 90-х годах, после падения коммунистического режима в России.

Конечно, христианство связано и с умственным знанием, оно дает мировоззрение. Но если бы оно оставалось только мировоззрением, пропала бы его движущая сила; без веры оно не было бы живой связью неба и земли. Христианская вера есть нечто гораздо большее, чем-то “убежденное предположение, ” называемое верой, какое обычно встречается в жизни.

Униаты немедленно бросились копаться, чтобы обратить католиков, русских, имеющих давнюю православную традицию. Если кто-то хочет совершить миссионерскую работу, лучше обратиться к другим нехристианским странам. Без, конечно, спора, что правильная вещь всегда остается в курсе практики. Поэтому рабочий миссионерской работы Церкви должен иметь Христа как образец для подражания и тех, кто следовал по стопам Христа, то есть Святым. Несомненно, миссионер должен быть человеком со многими качествами, самым выдающимся из которых является то, что он должен быть человеком, который борется с его страстями.

На вере создана Христова, как на скале, которая не содрогнется под нею. Верою святые побеждали царства, творили правду, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись при немощи (Евр. 11:33-38). Одушевленные верою христиане с радостью шли на мучения и смерть. Вера - камень, но камень не осязаемый, свободный от грузности, тяжести; влекущий вверх, а не вниз.

Катарсис для приобретения Святого Духа - это первый шаг. И из катарсиса затем продвигается к просветлению и обожествлению. Вы не можете передать другому человеку все, что у вас нет. Чтобы стать свидетелем самого Христа, вы обязательно должны были испытать присутствие Христа в своей жизни.

Апостолы, увидев, что много внимания к служению столов «ограбили» их от времени их главной задачи, затем предложили выбрать семь диаконов и сами объявили следующее решение: «И мы будем упорствовать в молитве, и в служении слова». Другими словами, Православная Церковь, следуя апостольской традиции, принимает поклонение проповеди. Это легко понять, следует ли посещать религиозную конгрегацию в православной церкви или в протестантском доме молитвы. На собрании православных акцент делается на поклонении Богу, в то время как Протестанты даются в проповеди.

Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой ” - сказал Господь (Ин. 7:38), и проповедь апостолов, проповедь в силе слова, в силе Духа, в силе знамений и чудес, была живым свидетельством истинности слов Господа.

Если будете иметь веру и не усомнитесь…, если и горе этой скажете: поднимись и ввергни себя в море, будет ” (Матф. 21:21). Чудесами святых всех веков наполнена история Церкви Христовой, Но чудеса творит не вера вообще, а вера христианская. Вера действенна не силой воображения и не самогипнозом, а тем, что она связывает с источником всякой жизни и силы - с Богом. Она сосуд, которым зачерпывается вода; но нужно быть у этой воды и опустить сосуд в нее: вода эта - благодать Божия. “Вера есть ключ к сокровищнице Божьей, ” пишет о. Иоанн Кронштадтский (“Моя жизни во Христе”, т. 1, стр. 242).

Вот почему мы часто слышим о протестантах, которые узнали православие, что «в наших собраниях мы слышали много слов, а в Православной Церкви мы много молились и мало слышали». Мы, православные христиане, святое Евангелие, которые всегда находились в центре алтаря, чтобы напомнить нам, что слово Божие должно быть центром нашей повседневной жизни, мы учим его через Божественное Поклонение тремя способами: сначала мы читаем его, В каждом божественном служении читаются священные библейские чтения. В частности, в каждой божественной литургии мы слышим слово Божие о апостольском и евангельском чтении и о последующей божественной проповеди.

Поэтому трудно дать определение: что есть вера. Когда Апостол говорит: “Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом ” (Евр. 11:1), то, не касаясь здесь природы веры, указывает только на что направляет ее взор: - на ожидаемое, на невидимое, а именно, что вера есть проникновение души в будущее (осуществление ожидаемого ) или в невидимое (уверенность в невидимом ). Это свидетельствует о таинственном характере христианской веры.

Во-вторых, мы поем. Очень богословские и замечательные гимны православного богослужения в основном полны прямых или косвенных библейских ссылок. Во многих случаях при сравнении текстов отмечается, что некоторые гимны являются слово в слово текстовой цитатой из библейских текстов. Другими словами, у нас есть текст Библии, «составленный в мелодиях». Иными словами, иконы - это «живописное» Евангелие. Если, например, взглянем на икону Преображения, мы увидим, что агиограф через рисунки и цвета наглядно повторяет слова евангелистов, которые описывают чудо Преображения.

Вера и знание в религии и науке

Значение веры в религии столь велико, что саму религию часто называют просто верой. Это справедливо, но не более, чем и в отношении к любой другой области познания.

Путь к знанию для человека всегда открывается с веры родителям, учителю, книге и т.д. И только последующий личный опыт укрепляет (или, напротив, ослабляет) веру в правильность ранее полученной информации, претворяя веру в знание. Вера и знание, таким образом, становятся единым целым. Так происходит рост человека в науке, искусстве, экономике, политике…

В заключение можно сказать, что в поклонении Православной Церкви у нас отличная аудиовизуальная система евангельского учения. Но апостол Павел в ареопаге только проповедовал. Однако в других случаях, как мы знаем из Деяний, апостолы следовали миссионерскому методу поклонения и после проповеди. Их конгрегации были в основном направлены на «преломление хлеба» и обучение.

И это потому, что во время празднования Евхаристии мы живем в честь Тайной вечери для искупления человечества. Так же, как тогда, в верхней комнате Иерусалима, Христос отдал Своё Тело и Кровь своим ученикам, поэтому в каждой Божественной Литургии один и тот же Христос присутствует в невидимом, ипостасно и в значительной степени как жертва и жертва, и передает Его Тело и Его Кровь крещеным верующим, которые занимают пост апостолов. И, конечно же, мы, которые получают Святое Причастие, верят, что мы действительно получаем Святое Тело и Кровь Христа «за прощение наших грехов и вечной жизни».

Столь же необходима человеку вера и в религии. Она является выражением духовных устремлений человека, его исканий и часто начинается с доверия тем, кто уже имеет в ней соответствующий опыт и знания. Лишь постепенно, с приобретением собственного религиозного опыта, у человека наряду с верой появляется и определенное знание, которое возрастает при правильной духовной и нравственной жизни, по мере очищения сердца от страстей. Как сказал один из великих святых: “ видит истину Божию по силе жития”.

Это не символическая форма, потому что Христос во время Тайной Вечери не сказал своим ученикам: «Возьми, ешь; это как мое тело»или «Пейте все это, потому что это похоже на мою кровь», но «это мое Тело»и «это моя кровь». Напротив, в Божественной православной литургии присутствует Великая Вечеря, Распятие и Воскресение Христа; Христос дает себе «снова и снова», чтобы верующие «ели и пили», «всегда ели и никогда не тратили». В церковной истории Древней Церкви Есть многочисленные сообщения о время преследования и катакомбах, которые свидетельствуют о пыле первых христиана и рисков оспариваемого для участия в евхаристических собраниях причаститься Телами и Кровь Христа.

Христианин на этом пути может достичь такого познании Бога (и существа тварного мира), когда его вера сорастворяется со знанием, и он становится “один дух с Господом” (1 Кор. 6:17).

Таким образом, как во всех естественных науках вера предваряет знание, и опыт подтверждает веру, так и в религии вера, исходя из глубоко интуитивного чувства Бога, приобретает свою силу только в непосредственном личном опыте Его познания. И только вера в небытие Бога, во всех своих мировоззренческих вариантах, остается не только не оправданной в опыте, но и находящейся в вопиющем противоречии с великим религиозным опытом всех времен и народов.

Суеверия

Суеверие, то есть вера суетная, не приносящая истинную пользу душе человека - это своего рода духовная болезнь, без всякого преувеличения ее можно уподобить наркомании, и образуется она там, где оскудевает истинное знание о вере и о духовной жизни. Вера без знания очень быстро превращается в суеверие, то есть весьма странную смесь различных взглядов, где находится место и, и бесам, и даже Господу, но отсутствуют понятия покаяния, борьбы с грехом, изменения образа жизни.
Суеверно мыслящий человек верит, что его личное благополучие зависит от того, насколько успешно он сумеет оборониться от злых сил. При этом понятия любви Божией, воли Божией, Промысла Божия ему совершенно чужды. Не знает такой человек и не хочет знать, что скорби и страдания, попущенные Богом, являются проявлением любви Божией к нам - воспитательным средством, благодаря которому человек оказывается способным осознать свою немощь, почувствовать необходимость помощи Божией, покаяться и переменить свою жизнь. И не важно, каким образом эти скорби нас посещают: через болезнь или потерю близких, или в результате несчастного случая, или через наветы колдунов.

Грешат тяжко против первой заповеди Божией те, кто держится суеверия. Суеверие, или суетная вера, вера ни на чем не основанная, недостойная истинных христиан.
Святые отцы и учители Церкви часто предостерегали от предрассудков и суеверий, которыми обольщались иногда и древние христиане. Их предостережения можно подразделить на три вида:
1) предостережения от так называемых примет, когда из самых маловажных случаев выводятся предзнаменования о счастливых обстоятельствах в нашей жизни;
2) предостережения от гаданий или ворожбы, или сильного желания какими бы ни было, даже темными средствами, узнать, какова будет последующая наша жизнь, успешны или безуспешны будут те или другие наши предприятия; и, наконец,
3) предостережения от желания приобрести силы, исцеляющие от болезней или предохраняющие от различных бед и опасностей; от использования предметов, которые не заключают в себе ничего врачебного и по свойствам своим не могут иметь никакого влияния на наше благополучие и счастье.

Источник христианской веры

Источником веры является откровение. Словом откровение в тесном смысле означается „сокровенных таин явление» или сверхъестественное сообщение людям со стороны Бога каких-либо новых и неведомых для них истин.

В отличие от сверхъестественного откровения, постоянное обнаружение действий всеблагого Промысла Божия, являемое чрез посредство естественных сил и законов природы, установленных Творцом, называется откровением естественным. Этот последний вид откровения означается в Св. Писании более общим наименованием: явление, в отличие от более специального слова – откровение, которым преимущественно означается откровение какой-либо тайны, или истины, превышающей силы естественного человеческого ума. Когда. ап. Павел говорит об откровении Бога языческому миру чрез посредство видимых творений, то употребляет выражение: „Бог явил им“ (Рим. I:19), а когда тот же апостол говорит об откровении чрез писания пророческие тайны воплощения (Римл. ХIV, 24), об откровении ему тайны относительно призвания в церковь Христову язычников (Ефес. III:3) и вообще о сверхъестественных откровениях (ср. 1 Кор. II:10; 2 Кор. XІІ, 1, 7; Ефес. I:17; Филипп III, 15): то во всех этих случаях откровение обозначает словом откровения. В этом смысле откровение св. Иоанна называется Апокалипсисом.

Вера и Церковь

Внешнее единство есть единство, проявленное в общении таинств, внутреннее же единство есть единство духа. Многие спаслись (напр., некоторые мученики), не приобщившись ни одному из таинств Церкви (даже и Крещению), но никто не спасается, не приобщившись внутренней церковной святости, ее вере, надежде и любви; ибо не дела спасают, а вера. Вера же не двояка, но едина – истинная и живая. Посему неразумны те, которые говорят, что вера одна не спасает, но еще нужны дела, и те, которые говорят, что вера спасает, кроме дел: ибо если дел нет, то вера оказывается мертвой; если мертва, то и неистинна, ибо в истинной вере Христос, истина и жизнь, если же не истинная, то ложная, т.е. внешнее знание.

Главная » Атеист - это » Что есть православная вера. Возможна ли вера вне Церкви? Источник христианской веры

Понедельник, 12 Января 2015 г. 15:41 + в цитатник

Отрывок из фильма "Василий Буслаев", диалог Василия с иноземцами.

СУТЬ ВСЕХ РЕЛИГИЙ

Различия идеологий порождают разногласия. На почве религиозных противоречий какого только зла не было совершено за всё время... Пора бы уже начаться противоположному процессу: объединению людей на основе общего.


- Будда не призывал становиться буддистом.

Будда говорил: "Прекрати совершать насилие над этим миром. Относись ко всему и ко всем с любовью".

- Кришна не агитировал людей становиться последователями индуизма.

Кришна говорил: "Отбрось все концепции и представления об этом мире и просто с любовью предайся мне".

- Иисус не навязывал людям никакую религию и не хотел, чтобы они становились христианами.

Иисус говорил: "Люби Бога и своего ближнего всем своим сердцем и всей своей душой, как самого себя".

Выйдите за пределы религий, просто любите жизнь и людей вокруг вас.

Говорят: вот докажите, что бога нет.


Товарищи, опровержением ваших больных фантазий пусть занимаются специалисты, психиатры.
В мировой культуре можно насчитать тысячи "мертвых" богов. Более того, в одном лишь индуизме на сегодняшний день насчитывается около миллиона божеств. Христиане кричат о своем единобожии, хотя их "единый" бог каким-то образом триедин. Но ваши боги — ваша проблема.

Суть в том, что любой бог мертв, если все его последователи умирают. Зевс, Тор, Митра, Атис, Озирис, Один etc. "умерли", о них забыли. И они не подают признаков жизни. Ни один бог не подает признаков жизни, ибо живет он лишь в вашем заражённом религией сознании.

И я ничего не имею против вашей веры, пока вы её носите в себе молча. Но я не уважаю ваших религиозных чувств, ибо уважаю лишь те фантазии, которые не претендуют на то, чтоб иметь статус реально существующих явлений. Ваша религиозность умаляет в моих глазах разумность человечества. Мне больно, что человеческий разум так легко и охотно отказывается от познания природы мира во имя простого пути веры.

Нет, я не говорю, что верить легко. Верить, наверное, еще сложнее, чем не верить. Ведь это же нужно приложить усилия, чтоб в 21 веке поверить в то, что Вселенной 4000 лет. Можно туеву хучу примеров вспоминать, какой абсурд приходится принимать религиозному человеку на веру, и это лишнее, думаю. Но, уверен, чрезвычайно сложно убить в себе разум, чтоб принять некоторые утверждения "святых" писаний... Однако разум всегда в поиске, а задача верующего — лишь постараться убить в себе всякий разум. И тогда наступает блаженство, тогда все так очевидно... Всем управляет бог, всё создал бог: что может быть проще?

Да, я хочу, чтобы наша цивилизация не растрачивала ресурсы на постройки храмов, мечетей, синагог и прочих бессмысленных зданий. Я хочу, чтоб эти индивидуумы, носящие рясы и выманивающие деньги у глупых людей, занимались чем-то действительно полезным.

Поэтому я против религий. Я не хочу видеть, как умирает наша планета, а миллионы людей в это время молятся. Я хочу, чтобы эти миллионы шли на изучение и решение действительно важных вопросов: глобальное потепление, исследования в области межгалактических/межзвездных путешествий; чтоб детям в школу закупались книги, компьютеры; чтоб делались ремонты дорог. Я хочу видеть спутниковые антенны, а не золотые купола. Хочу видеть развивающуюся медицину, а не молящегося попа или шепчущую бабку. Я хочу видеть здоровую цивилизацию сознательных и ответственных людей.


Серия сообщений " ":
Часть 1 -
Часть 2 -
...
Часть 16 -
Часть 17 -
Часть 18 - Несколько слов о религии (ярым фанатикам не читать). Основная задача всех церквей. Мой Бог рабом меня не кличет..я против религий. Суть всех религий.
Часть 19 -