Василий Великий — Вселенский учитель. Житие Святителя Василия

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, «принадлежит не одной Кесарийской Церкви, и не в свое только время, не одним соплеменникам своим был полезен, но по всем странам и градам вселенной, и всем людям приносил и приносит пользу, и для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим», – так говорил современник святителя Василия, святой Амфилохий, епископ Иконийский (+ 344; память 23 ноября). Родился Василий около 330 года в Кесарии, административном центре Каппадокии, и происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью христианской веры. Дед и бабка святителя со стороны отца во время гонения Диоклетиана должны были скрываться в лесах Понта в течение семи лет. Мать святого Василия, Емилия, была дочерью мученика. Отец святителя, также по имени Василий, адвокат и известный преподаватель риторики, постоянно жил в Кесарии.

В семье было десять человек детей, пять сыновей и пять дочерей, из них пятеро были потом причислены к лику святых: Василий, Макрина (память 19 июля) – образец аскетической жизни, оказавшая сильное влияние на жизнь и характер святого Василия Великого, Григорий, впоследствии епископ Нисский (память 10 января), Петр, епископ Севастийский (память 9 января), и праведная Феозва – диакониса (память 10 января). Первые годы жизни святой Василий провел в принадлежавшем его родителям поместье на реке Ирисе, где воспитывался под руководством матери и бабки Макрины, высокообразованной женщины, сохранившей в памяти предание о знаменитом святителе Каппадокии – Григории Чудотворце (память 17 ноября). Первоначальное образование Василий получил под руководством отца, затем он обучался у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, где познакомился со святым Григорием Богословом, а позже перешел в школы Константинополя, где слушал выдающихся ораторов и философов. Для завершения образования святой Василий отправился в Афины – центр классического просвещения.

После четырех или пяти лет пребывания в Афинах Василий Великий обладал всеми доступными знаниями: «Он так изучил всё, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому». Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в астрономии, математике и медицине, – «это был корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы». В Афинах между Василием Великим и Григорием Богословом установилась теснейшая дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Позднее, в похвальном слове Василию Великому, святитель Григорий Богослов восторженно говорил об этом времени: «Нами руководили равные надежды и в деле самом завидном – в учении… Нам известны были две дороги: одна – к нашим священным храмам и к тамошним учителям; другая – к наставникам наук внешних».

Около 357 года святой Василий возвратился в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику. Но вскоре, отказавшись от предложения кесарийцев, желавших поручить ему обучение юношества, святой Василий вступил на путь аскетической жизни.

После смерти мужа мать Василия со старшей дочерью Макриной и несколькими девственницами удалились в фамильное поместье на реке Ирисе и вели подвижническую жизнь. Василий же, приняв Крещение от епископа Кесарийского Диания, был поставлен чтецом. Как истолкователь Священных Книг, он сначала читал их народу. Затем, «желая снискать руководителя к познанию истины», святитель предпринял путешествие в Египет, Сирию и Палестину, к великим христианским подвижникам. Вернувшись в Каппадокию, он решил подражать им. Раздав свое имущество бедным, святой Василий поселился недалеко от Емилии и Макрины на другом берегу реки, собрав вокруг себя иноков в общежитие. Своими письмами Василий Великий привлек в пустыню своего друга Григория Богослова. Святые Василий и Григорий подвизались в строгом воздержании: в жилище их, без кровли, не было очага, пища была самой скудной. Они сами обтесывали камни, сажали и поливали деревья, возили тяжести. От больших трудов мозоли не сходили с их рук. Из одежды Василий Великий имел только срачицу и мантию; власяницу носил только ночью, чтобы ее не было видно. В уединении святые Василий и Григорий усиленно занимались изучением Священного Писания по руководствам древнейших толкователей и, в частности, Оригена, из произведений которого они составили сборник – Филокалия (Добротолюбие). В то же время Василий Великий по просьбе иноков написал сборник правил нравственной жизни. Своим примером и проповедями святитель Василий Великий содействовал духовному усовершенствованию христиан Каппадокии и Понта; многие устремились к нему. Образовывались мужские и женские монастыри, в которых Василий стремился соединить жизнь киновиальную с отшельническою.

В царствование Констанция (337–361) распространилось лжеучение Ария, и Церковь призвала к служению обоих святителей. Святой Василий вернулся в Кесарию. В 362 году он был рукоположен Мелетием, епископом Антиохийским в диакона, а затем, епископом Евсевием Кесарийским, в 364 году, посвящен в сан пресвитера. «Но видя, – как повествует Григорий Богослов, – что все чрезвычайно почитают и хвалят Василия за мудрость и святость, Евсевий, по человеческой немощи, увлекся ревностью к нему и начал выказывать нерасположение к нему». Монахи встали на защиту святого Василия. Чтобы не вызвать церковного разделения, он удалился в свою пустыню и занялся устройством монастырей. С приходом к власти императора Валента (364–378), решительного сторонника ариан, для Православия наступают тяжелые времена – «предстояла великая борьба». Тогда святой Василий спешно возвратился в Кесарию по вызову епископа Евсевия. По словам Григория Богослова, для епископа Евсевия он был «добрым советником, праведным предстателем, истолкователем Божия Слова, жезлом старости, опорой верным в делах внутренних, самым деятельным в делах внешних». С того времени и церковное правление перешло к Василию, хотя по иерархии занимал он второе место. Проповеди говорил он ежедневно, и часто дважды – утром и вечером. В это время святой Василий составил чин Литургии; им написаны также Беседы на Шестоднев, на 16 глав пророка Исаии, на псалмы, второе собрание монашеских правил. Против учителя ариан Евномия, который с помощью аристотелевых построений придал арианской догматике научно-философскую форму, превращая христианское учение в логическую схему отвлеченных понятий, Василий написал три книги.

Святитель Григорий Богослов, говоря о деятельности Василия Великого в тот период, указывает на «пропитание нищих, странноприимство, попечение о девах, писанные и неписанные уставы для монашествующих, чиноположения молитв (Литургия), благоукрашения алтарей и иное». По кончине епископа Кесарийского Евсевия, в 370 году, на его кафедру был возведен святой Василий. Как епископу Кесарийскому, святому Василию Великому были подчинены 50 епископов одиннадцати провинций. Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский (память 2 мая), с радостью и благодарностью к Богу приветствовал дарование Каппадокии такого епископа, как Василий, прославившегося святостью, глубоким знанием Священного Писания, великой ученостью, трудами на благо церковного мира и единства. В империи Валента внешнее господство принадлежало арианам, которые, по-разному решая вопрос о Божестве Сына Божия, были разбиты на несколько партий. К прежним догматическим спорам был присоединен вопрос о Святом Духе. В книгах против Евномия Василий Великий учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном. Сейчас же для полного выяснения православного учения по этому вопросу, по просьбе святого Амфилохия, епископа Иконийского, святитель написал книгу о Святом Духе.

Общее печальное положение усугублялось для епископа Кесарийского еще и такими обстоятельствами, как разделение Каппадокии на две части при распределении правительством провинциальных округов; антиохийский раскол, вызванный поспешным поставлением второго епископа; отрицательное и высокомерное отношение западных епископов к попыткам привлечь их к борьбе с арианством и переход на сторону ариан Евстафия Севастийского, с которым Василия связывала тесная дружба. Среди постоянных опасностей святой Василий поддерживал православных, утверждал их веру, призывая к мужеству и терпению. Святым епископом написаны многочисленные письма к Церквам, епископам, клиру, частным лицам. Низлагая еретиков «оружием уст и стрелами письмен», святой Василий, как неутомимый защитник Православия, всю свою жизнь вызывал неприязнь и всевозможные происки ариан.

Император Валент, беспощадно отправлявший в изгнание неугодных ему епископов, насадив арианство в других малоазийских провинциях, явился в Каппадокию с той же целью. Он послал к святому Василию префекта Модеста, который стал угрожать ему разорением, изгнанием, пытками и даже смертной казнью. «Всё это, – ответил Василий, – для меня ничего не значит, тот не теряет имения, кто ничего не имеет, кроме ветхих и изношенных одежд и немногих книг, в которых заключается всё мое богатство. Ссылки нет для меня, потому что я не связан местом, и то место, на котором живу теперь, не мое, и всякое, куда меня ни кинут, будет мое. Лучше сказать: везде Божие место, где ни буду странником и пришельцем (Пс. 38, 13). А мучения что могут сделать мне? – Я так слаб, что только первый удар будет чувствителен. Смерть же для меня благодеяние: она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь, к Которому давно я стремлюсь». Правитель был изумлен таким ответом. «Может быть, — продолжал святитель, — ты не встречался с епископом; иначе, без сомнения, услышал бы такие же слова. Во всем ином мы кротки, смиреннее всякого, и не только пред таким могуществом, но и пред всяким, потому что так предписано нам законом. Но когда дело идет о Боге и против Него дерзают восставать, тогда мы, всё прочее вменяя за ничто, взираем только на Него Единого, тогда огнь, меч, звери и железо, терзающее тело, скорее будут для нас удовольствием, нежели устрашат».

Доложив Валенту о непреклонности святого Василия, Модест сказал: «Побеждены мы, царь, настоятелем Церкви». Ту же твердость Василий Великий обнаружил и перед лицом самого императора и своим поведением произвел на Валента такое впечатление, что он не поддержал ариан, требующих ссылки Василия. «В день Богоявления, при многочисленном стечении народа, Валент вошел в храм и смешался с толпой, чтобы показать видимость единения с Церковью. Когда же в храме началось псалмопение, слух его поражен был как громом. Царь увидел море народа, и в алтаре и близ него благолепие; впереди же всех Василия, не воскланяющегося ни телом, ни взором, как будто в храме не произошло ничего нового, но обращенного только к Богу и престолу, а клир его в страхе и благоговении».

Святой Василий почти ежедневно совершал Богослужение. Он особенно заботился о строгом исполнении канонов Церкви, внимательно следя, чтобы в клир вступали только достойные. Неутомимо обходил он свои церкви, наблюдая, чтобы нигде не была нарушена церковная дисциплина, устраняя всякое лицеприятие. В Кесарии святой Василий устроил два монастыря, мужской и женский с храмом в честь 40 мучеников, где хранились их святые мощи. По примеру иноков, клирики митрополии святителя, даже диаконы и пресвитеры, жили в чрезвычайной бедности, трудились и вели жизнь чистую и добродетельную. Для клира святой Василий добивался освобождения от податей. Все свои личные средства и доходы своей церкви он употреблял в пользу бедных; в каждом округе своей митрополии святитель создал богадельни; в Кесарии – гостиницу и странноприимный дом.

Болезни от юности, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения рано истощили силы святителя. Преставился святитель Василий 1 января 379 года в возрасте 49 лет. Незадолго перед кончиной святитель благословил святого Григория Богослова на принятие Константинопольской кафедры.

По преставлении святого Василия Церковь тотчас стала праздновать его память. Святой Амфилохий, епископ Иконийский (+ 394), в своем слове в день кончины святителя Василия Великого говорил: «Не без причины и не случайно божественный Василий разрешился от тела и преставился от земли к Богу в день Обрезания Иисуса, празднуемый между днем Рождества и Крещения Христова. Поэтому сей блаженнейший, проповедуя и восхваляя Рождество и Крещение Христово, превозносил обрезание духовное, и сам, совлекшись тела, удостоился вознестись ко Христу именно в священный день воспоминания Обрезания Христова. Посему-то и установлено в настоящий день ежегодно чтить память Великого празднованием и торжеством»

Святитель Василий Великий -один из трех Вселенских святителей, епископ Кесарии Каппадокийской. Память ему совершается 14 января (1января по старому стилю).

Святитель Василий Великий. Жизнеописание

Святитель Василий Великий родился около 330 года в Кесарии Каппадокийской. Его родители были знатного происхождения, а также отличались ревностью христианской веры. Его дедушка с бабушкой пострадали во время гонения императора Диоклетиана, а родной дядя был епископом, как и двое братьев - Григорий Нисский (ок. 335–394 гг.) и Петр Севастийский . Отец Василия был оратором и законоведом и желал, чтобы Василий пошел по его стопам. Василий получил прекрасное образование в Кесарии и Константинополе, а затем обучался в Афинской академии. В ней он познакомился с Григорием Богословом (329–389 гг.).

По возвращении в Кесарию Василий занялся светскими делами, но благодаря влиянию его благочестивой сестры Макрины (324 (327 или 330)–380 гг.) Василий стал вести более аскетичную жизнь и в конце концов вместе с несколькими друзьями покинул город и поселился на семейных землях в Понте. В 357 году Василий отправился в продолжительное путешествие по коптским монастырям, а в 360 году сопровождал каппадокийских епископов на синод в Константинополь. Незадолго до смерти кесарийского епископа Диания Василий был рукоположен во пресвитеры и стал советником епископа Евсевия, сменившего Диания после его смерти. Строгая аскетичная жизнь Василия пришлась не по душе Евсевию, и Василий решил уйти в пустыню, где стал налаживать монашескую жизнь.

Приход к власти арианского императора Валента (328–378 гг.) и растущие притеснения христиан привели к тому, что Евсевий стал искать помощи деятельного и усердного Василия. В 365 году Василий возвратился в Кесарию и стал управлять епархией. Он написал три книги против арианской ереси, проповедуя «три ипостаси в единой сущности». Несмотря на противодействие ряда епископов, после смерти Евсевия в 370 году Василий заступил на место митрополита Каппадокийского и принялся за искоренение арианства в Малой Азии. Труды Василия по искоренению арианства привели его к столкновению с Валентом. Во время путешествия императора по Каппадокии епископ категорически отказался признать правоту арианского учения. В ответ Валент разделил Каппадокию на две провинции, что привело к сокращению канонической территории епископа Василия и подорвало его позиции в Церкви. Все же Василию удалось продвинуть на место епископов ключевых городов своих соратников Григория Нисского и Григория Богослова. В это время началась борьба за патриарший престол в Антиохии, на котором Василий не хотел видеть никейца Павлина, опасаясь, что чрезмерное преувеличение единства Бога чревато ересью савеллианизма.

Император Валент погиб в битве при Адрианополе (378 г.). Здоровье епископа Василия было подорвано аскетическим образом жизни. Он умер в первый день нового 379 года. Святитель Василий оставил нам множество богословских трудов: девять бесед на Шестоднев, 16 бесед на разные псалмы, пять книг в защиту православного учения о Святой Троице; 24 беседы на различные богословские темы; семь аскетических трактатов; правила монашеские; устав подвижнический; две книги о Крещении; книгу о Святом Духе; несколько проповедей и 366 писем разным лицам.

Библиотека Русской веры

Почитание святителя Василия Великого

Святитель Амфилохий, епископ Иконийский (ок. 340–394 гг.), в своем надгробном слове о святителе Василии сказал:

Он для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим.

За свои заслуги перед Церковью Христовой святитель Василий назван Великим и прославляется как «слава и красота Церкви», «светило и око вселенной», «учитель догматов». Святитель Василий Великий является небесным покровителем просветителя Русской Земли - святого равноапостольного великого князя Владимира, во святом крещении Василия. Князь Владимир почитал святителя Василия и в честь него возвел на Руси несколько храмов. Многие русские правители при крещении были наречены в честь Василия Великого, в частности, Владимир Мономах (в крещении Василий), Василий I, Василий II. Святитель Василий Великий наряду со святителем особенно почитается русским народом. Частица мощей святителя Василия находится в Почаевской Лавре. Честная глава святителя хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне, а его десница - в алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Память святителя Василия Великого совершается 14 (1 января ст. ст.) января и 12 февраля (30 января - ст. ст.) - в Соборе трех святителей.

Тропарь и кондак святителю Василию Великому

Тропарь, глас 1:

В о всю2 зeмлю и3зhде вэщaніе твоE, ћко пріє1мши сл0во твоE, и4мъ же бGолёпнw научи1лъ є3си2, и3 є3стество2 сyщихъ ўzсни1лъ є3си2. чlческіz nбhчаи ўкраси1лъ є3си2. цrкое сщ7eніе, џ§е препод0бне васи1ліе, моли2 хrтA бGа спасти1сz дш7sмъ нaшимъ.

Кондак, глас 4:

K ви1сz ст0лпъ неподви1жимыи цRкви, подаS всём некрaдомое богaтьство земнhмъ, запечатлёz твои1ми ўчeньми, небоzвлeнне васи1ліе препод0бне.

Народные традиции в день святителя Василия Великого

Канун Васильева дня в народе назывался Васильевым вечером . У северо-западных славян он получил название «щедрого», «щедрухи», «богатого», потому что в этот вечер доставали из кладовых самое лучшее; в центральной и южной России - «Авсень», «Овсень», «Усень», «Таусень». Любимым святочным развлечением для молодежи были гадания, самыми верными и действительными они считались как раз под Новый год, в Васильев вечер. К этому дню были приурочены все виды гаданий, несмотря на то, что благочестивыми людьми это почитается за великий грех. Почти все способы гадания имеют одну цель - узнать, скоро ли, куда и за кого выдадут замуж (или на ком женят) и как сложится жизнь в чужой семье.

Святителя Василия Великого почитали за покровителя свиней, поэтому в народе этот праздник называли еще свиным. На праздник резали скот, кололи так называемых «кесаретских» поросят (по имени Василия Великого, архиепископа Кесарийского), чтобы стол был сытным, мясным и поговаривали: «Свинку да боровка для Васильева вечерка ». Одним из главных блюд являлась фаршированная свиная голова: «В Васильев день - свиную голову на стол! ». «Не чиста животина свинья , - можно услышать в народе, - да нет у бога ничего нечистого: свинку-щетинку огонь палит, а Василий зимний освятит! ». Зажаренный кесаретский поросенок считается как бы общим достоянием: все желающие односельцы могут приходить и есть его, причем каждый из приходящих должен принести хоть немного денег, которые вручаются хозяину, а на другой день передаются в приходскую церковь и поступают в пользу причта. Обычай требует, чтобы кесаретский поросенок непременно был жареный и подавался на стол в целом виде (неразрезанным), хотя бы по величине он походил на большую свинью. Перед едой старший в семье поднимает чашку с поросенком вверх до трех раз, приговаривая: «Чтобы свиночки поросились, овечки ягнились, коровушки телились ».

Также на стол обязательно подавали кутью. В отличие от кутьи на Рождественский сочельник («постной») и Крещенский («голодной») она была «богатой», в нее добавляли сливки, масло, миндаль, грецкие орехи. Стол не уступал по своему ассортименту яств рождественскому застолью. Множество обычаев было связано в народном воображении с Васильевыми вечерами. И теперь местами соблюдаются такие обычаи, как варка «Васильевой каши», засевание зерна или хождение по домам.

После праздничного обеда бытовала традиция ходить к соседям и знакомым и просить друг у друга прощения. Особенно популярен Васильев день был у молодых людей. Они могли вновь посвататься, если ранее получили отказ. Детям в этот день нравилось рассыпать по избам зерна ярового хлеба: «засев» был своего рода обрядом. Хозяйки потом собирали зерна и хранили их для посева. Садоводы также особо молились святителю Василию Великому, прося сохранить плодовые деревья от вредителей. В некоторых местах бытовал обычай отряхивать в этот вечер деревья с присказкой: «Как отряхиваю я белпушист снег, так отряхнет червя-гада всякого по весне святой Василий! »

Святитель Василий Великий. Иконы

Согласно иконописному подлиннику XVI века, святитель Василий Великий на фресках и иконах изображался в светлой крещатой фелони, правой рукой он благословляет народ, а в левой держит Евангелие. Изначально Василий Великий изображался фронтально, погрудно, как на иконе VII в. из монастыря великомученицы Екатерины на Синае. Позднее появились изображения святителя в рост. На иконах XI века Василий Великий изображается склонившимся в молении, с развернутым свитком в руках.

В конце XI веке в Византии было утверждено празднование памяти Трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста). В связи с этим получили распространение совместные изображения Трех святителей. В Древней Руси праздничные иконы Трех святителей получили распространение с XV века, часто в составе минейных икон-таблеток, например, «троицкие» (2-я четверть XV в.), «софийские» из Великого Новгорода (конец XV в.).

В византийском искусстве палеологовского времени появились композиции, раскрывающие тему учительства святых отцов, например, «Беседа трех святителей» или «Благодатные плоды учения» во фресках церкви Архангелов в Леснове, Македония (1347–1349 гг.). Василий Великий сидит за пюпитром с крестообразным основанием, от которого исходят потоки вод, т.е. «река учения». Такие иконописные изображения святителя появились на Руси в XVI–XVII вв. под названием «Беседа Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста», «Учение», или «Добрые плоды учения», например, в стенописи собора во имя Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1502 г.).

В Московской иконописи иллюстрирование жития Василия Великого встречается чаще. Исключительным богатством иконографических сюжетов (225 листовых миниатюр) отличается русский лицевой список Жития Василия Великого 3-й четверти XVI в. из собрания М. А. Оболенского. Русские памятники XVII в. отличались увеличением числа житийных эпизодов и большой декоративностью.

Храмы на Руси во имя святителя Василия Великого

Первый храм, построенный князем Владимиром в Киеве на месте языческого капища, был освящен во имя Василия Великого. Также князь Владимир воздвиг церковь святого Василия в Вышгороде, где первоначально были похоронены князья-страстотерпцы Борис и Глеб. В XII веке во имя Василия Великого были построены храмы в Киеве, Новгороде, Овруче и на Смядыни близ Смоленска. В XIII–XV вв. храмы в честь Василия Великого строились в Твери (до 1390 г.), Пскове (до 1377 г.) и в других городах. Церковь во имя святителя Василия Великого в г. Овруч (Украина) входит в комплекс Свято-Васильевского женского монастыря (УПЦ МП). Храм был построен в 1190 году князем Рюриком Ростиславовичем (ум.1212 г.). Строительством церкви руководил зодчий Древней Руси Петр Милонег. В 1321 году Васильевская церковь в Овруче была почти полностью разрушена литовцами, восстановлена в 19070–1909 годах известным архитектором А. В. Щусевым. В храме сохранились фрагменты древнерусских фресок.

Во имя святителя Василия Великого был освящен храм в г. Владимир-Волынский (Украина). Точная дата сооружения церкви неизвестна. Согласно данным исследователей, церковное здание датируется 70–80 годами XIII-середины XIV вв. Первые документальные сведения об этом памятнике относятся к 1523 г. В 1695 г. церковь была в запустении, такой же она оставалась и в XVIII в. Памятник не раз перестраивался и достраивался. Интерьер был украшен фресками, забеленными в конце XVII в. Значительные работы, которые изменили ее первоначальный вид, были произведены в 1900–1901 гг. по проекту архитектора Н. И. Козлова.

Во имя святителя Василия была освящена церковь Василия на Горке в Пскове. Деревянный храм на месте каменного был построен в XIV веке на холме, возвышающемся в болотистой местности, перед ручьем Зрачкой. В 1375 году по берегу ручья была сооружена стена Среднего города и напротив церкви возведена Васильевская башня, над которой была устроена звонница. В 1377 году храм был расписан. В 1413 году на месте деревянной церкви был возведен каменный храм. Конец XV века и XVI век являются периодом расцвета, в это время к храму были пристроены приделы и галерея. В начале XVI века была написана чтимая храмовая икона Тихвинской Богоматери.

В Тверской ямской слободе Москвы некогда существовала церковь во имя святителя Василия. Точное время постройки храма неизвестно. Первое упоминание о церкви Василия, епископа Кесарийского, в источниках встречается в переписи 1620–1621 годов. Эта церковь была деревянной, срубленной «клетски». В 1671 году все постройки Тверской ямской слободы были уничтожены пожаром. В 1688 году началось строительство каменной церкви Василия Кесарийского. В мае 1934 года храм был закрыт и уничтожен.

Старообрядческие храмы во имя святителя Василия Великого

Во имя святителя Василия Великого освящен Пермского края. Старообрядческая церковь была сооружена в начале 1990-х попечением семьи Кречетовых, освящена в 1995 г., колокольня построена в 1999 году. В 2000 году храм, исключая колокольню, сгорел, построен заново.

В с. Золотилово Ивановской области в 1895-1915 гг. был построен . В настоящее время церковь заброшена.

В 1854 году на юго-востоке Румынии в с. Сарикёй была сооружена .

Скульптурные изображения святителя Василия Великого

Скульптурная композиция святителя Василия с житием установлена в начале 2011 года в Киеве.

Скульптура святителя Василия установлена в одной из церквей в Праге.

Родиной Василия Великого – одного из отцов христианской церкви, святителя, Вселенского учителя, архиепископа, знаменитого богослова, была Кесария Каппадокийская, поэтому его еще называют Василием Кесарийским. Появился на свет приблизительно в 330 г. Оба родителя принадлежали к знатным и очень состоятельным родам, но семейство его славилось не только этим, но и выдающимися способностями, ревностным отношением к христианству. Примечательно, что из десяти родившихся в этой семье детей половина была причислена к лику святых вместе со своей матерью прав. Емилией.

Образование Василий получил превосходное: сначала на родине, потом 18-летним юношей он приехал в Константинополь, где изучал различные науки: физику, астрономию, медицину, философию, риторику, математику. Известно, что он был слушателем лекций известного софиста Ливания. Его познания в философии и других областях значительно углубились после пребывания в течение нескольких лет в Афинах.

Некоторое время после возвращения на родину, в Кесарию, Василий занимался делами сугубо светского характера, однако под влиянием сестры Макрины его интерес к духовной жизни все более возрастал, превращаясь в осознание призвания. Его образ жизни стал более аскетичным; вместе с группой единомышленников он уехал на семейные земли в Понте, подальше от города с его суетой и соблазнами. После принятия крещения его посвятили в чтецы. Есть в его биографии и такой факт, как путешествие в Египет через Палестину и Сирию, в которое он отправился в 357 г. Там он ездил по монастырям, наносил визиты известным отшельникам, активно штудировал труды святых отцов, совершал аскетические подвиги.

Вернувшись на родину, Василий основал в Понтийской области ряд монастырей, для которых он собственноручно написал устав. Его рукоположили в пресвитеры, позднее он стал епископом, а 370 г. его избрали архиепископом Кесарии.

Деятельностью на поприще служения богу он снискал себе всеобщее уважение и славу (в том числе иудеев и язычников), авторитет его был поистине велик. Он строго следил за тем, чтобы каноны не нарушались, чтобы в церквях царила дисциплина. Им были основаны не только два монастыря, но и гостиница, странноприимный дом, богадельня; все живущие в нужде, гонимые, угнетенные всегда могли рассчитывать на его поддержку - активная благотворительная деятельность Василия Кесарийского была неотъемлемой чертой его служения богу и людям. Образ жизни его был очень строгим, аскетичным, а сила молитвы - великой. Обладая сверхъестественной прозорливостью, Василий Великий мог отмаливать даже самые тяжелые грехи и давать надежду отчаявшимся грешникам; стяжал он и дар сотворения чудес.

Сложно переоценить его вклад в создание духовной, богословской литературы. Его богатое наследие включает в себя книги в защиту православной веры (например, критика арианского учения «Против Евномия»), толкования, аскетические трактаты, проповеди, правила, письма. Написанные им «Девять бесед на шестоднев» о принципах христианской космогонии пользовались у современных ему богословов и философов большой популярностью. Внесенная им лепта в святоотеческую литературу не потеряла актуальности до сих пор. И по сей день в церквях служится т.н. литургия Василия Великого, создание которой (равно как и изобретение иконостаса) приписывается именно этому знаменитому богослову.

Жизнь одного из отцов церкви было яркой, насыщенной, но недолгой. Будучи сорокалетним мужчиной, в письмах он говорил о себе как о старике. Суровый аскетический образ жизни нанес его здоровью серьезный ущерб, и сердце знаменитого богослова остановилось 1 января 378 г., а вскоре его имя пополнило сонм православных святых.

Биография из Википедии

Васи́лий Вели́кий (греч. Μέγας Βασίλειος, ок. 330-379), известный также как Василий Кесарийский (Βασίλειος Καισαρείας), - святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов. Один из трёх каппадокийских Отцов Церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом . Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого. Автор пятой и шестой молитв утреннего правила (обязательного для исполнения православными христианами), многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трёхсот). Убеждённый поборник киновии.

Жизнеописание

Родился святой Василий около 330 года в Кесарии, административном центре Каппадокии, и происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью христианской веры. Его дедушка с бабушкой пострадали во время Диоклетиановых гонений. Его родной дядя был епископом, как, впрочем, и двое братьев - Григорий Нисский и Пётр Севастийский. Сестрой святителя была преподобная Макрина. Мать Василия - преподобная Эмилия Кесарийская. Его отец, будучи оратором и законоведом, предназначал Василия для той же стези. Он получил прекрасное образование в Кесарии и Константинополе, а закончил его в Афинах, где обучался в школе риторов Проэресия. В ней он повстречался и сдружился с Григорием Богословом. Вместе с ними учился и будущий гонитель христиан и император Юлиан Отступник.

По возвращении в Кесарию Василий было посвятил себя светским делам, но влияние его благочестивой сестры Макрины (будущей игуменьи) заставило его повести более аскетичную жизнь и в конце концов, вместе с несколькими товарищами, покинуть городскую суету и поселиться на семейных землях в Понте, где они составили подобие монашеской общины. В 357 году Василий пустился в продолжительное путешествие по коптским монастырям, а в 360 году сопровождал каппадокийских епископов на синод в Константинополь.

Решение собора в Римини поддержать осуждённое Первым Вселенским собором учение Ария (которое разделял и кесарийский епископ Дианий) стало тяжёлым ударом для Василия и его товарищей. Примирившись с Дианием незадолго до его смерти, Василий был рукоположен во пресвитеры и сделался советником Евсевия, сменившего Диания в качестве епископа. Строгая и аскетичная жизнь Василия пришлась не по душе Евсевию, и первый предпочёл удалиться в свою пустыню, где стал налаживать монашескую жизнь, к которой всегда питал пристрастие.

Приход к власти арианского императора Валента и растущие притеснения православных понудили Евсевия искать помощи деятельного и усердного Василия. В 365 году последний вернулся в Кесарию и взял управление епархией в свои руки. Он написал три книги против ариан, проповедуя лозунг «три ипостаси в единой сущности», который был приемлем как для последователей Никейского символа веры, так и для тех, кто ещё недавно симпатизировал арианам. Несмотря на противодействие ряда епископов, по смерти Евсевия в 370 году Василий заступил на место митрополита Каппадокийского и ревностно принялся за искоренение арианства в Малой Азии.

Антиарианская деятельность Василия привела его к столкновению с Валентом. Во время путешествия императора по Каппадокии епископ наотрез отказался признать правоту арианского учения. В ответ Валент разделил Каппадокию на две провинции, что привело к сокращению канонической территории Василия и подорвало его позиции в церкви. Тем не менее Василию удалось продвинуть на место епископов ключевых городов своих соратников Григория Нисского и Григория Богослова. Основная же борьба развернулась за место патриарха антиохийского, на котором Василий - в отличие от епископов Александрии и папы Дамасия - не желал видеть ортодоксального никейца Павлина, опасаясь, что чрезмерное преувеличение единства Бога чревато ересью савеллианизма.

Гибель Валента в битве при Адрианополе изменила баланс сил в государстве и церкви, но Василий воспользоваться этим не успел. Его здоровье было подорвано аскетическим образом жизни. Он умер в первый день нового 379 года и в скором времени был причислен к лику святых. Память в Православной церкви 1 (14) января и 30 января (12 февраля) - Собор трёх святителей.

Сочинения

  • Догматические: «Против Евномия», «О Святом Духе»;
  • Экзегетические: 15 бесед на псалмы, «Беседы на Шестоднев», «Толкование на пророка Исаию»;
  • Беседы (проповеди): 28 бесед на различные темы;
  • Письма: ок. 365 писем к различным лицам;
  • Аскетические: «Нравственные правила», «Монашеские правила», пространные и краткие.

Огонь, меч, дикие звери и металлические когти скорее будут для нас наслаждением, чем вызовут ужас.

Василий Великий

Среди сонма православных святых - этих жертв, мучеников, "пострадавших друзей Жениха" в земной жизни были богатые и бедные, правители и нищие, воители и "кроткие духом".

Они различаются между собой по началу своего земного существования, но они равны перед Богом, одинаково любимы Им, ибо святые - это "сжатые колосья, которые Господь заключил в житницы Царствия Своего".

Они являются главным аккордом всеобъемлющего Гимна спасения, наглядным подтверждением этого догмата.

Наша история о двух святых - непохожих своей земной судьбой, своими поступками и характером, но удостоенных однинаково Высшей награды - увидеть Царство Божие.

Это два Василия - святые, которые поднялись к небесам, казалось, различными Лествицами, но получившие одинаковую степень святости, ибо знаменовали собой одно - отказ от своего собственного ради Господа, его дела, будущего торжества его Царства. В их судьбах отражаются разные стороны святого их Имени Василий. Эти святые - Василий Великий и Василий Блаженный.

"Еще в юности он обнаружил ученость высшую своего возраста и твердость убеждений высшую учености "

Григорий Богослов

"Высокий и величественный столп Церкви Божией, светило Богословия, красота иерархии, истинный человек Бога Отца, пламенный благовестник Единородного, верный управитель и домоправитель Духа Святого, чадо мудрости, вместилище разума, казна познания, училище благочестия, толкователь тайного и Божественного света, непреодолимая и неподвижная крепость силы и крепости Христовой, царская труба Слова Божьего" - все эти хвалебные эпитеты, высказанные епископом Иконийским святым Амфилохием, относятся к одному из столпов православия - святителю Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской, прозванному Великим.

Величие святого Василия сказалась, в первую очередь, в той роли, которую сыграл он для становления Православной Церкви, установления и укрепления ее догматов, культа и традиций.

ІУ век жизни христианской Церкви, служению которой отдал всю жизнь и все пламя своей неординарной натуры этот славный отец и учитель церкви, был одним из переломных периодов в истории христианства.

После трех столетий гонений и издевательств власти над Христовой Церковью, непонимания со стороны большинства народов того времени проповеди Христа, самопожертвования и мученичества первых христиан, которые своей жизнью и смертью доказали кристальную чистоту и праведность Божественного учения, наконец, с принятием восточно-римскими императорами Константином и Ликинием эдикта о веротерпимости, кажется, пришло время для процветания христианства. Но христианство подверглось еще одному испытанию, возможно, даже более страшному, чем в предыдущие века притеснений - Церковь охватило пламя внутренних раздоров и лжеучений.

Одна за другой появляются и множатся ереси: арианство, аполинарийство, несторианство, евтихианство и другие, которые искажали смысл и ценности христианского вероучения.

Распространению искаженных верований в большой степени способствовало то, что большинство пастырей церкви Христовой были слабо подготовлены теоретически, не ощущали дьявольской разницы в вопросах толкования вероучения. Многие священнослужители шли на служение в поисках славы, почестей и выгоды. Не вело к лучшему и то, что, следуя традициям того времени, определенная часть монахов, кроме служения Церкви и Богу, занималась сельским хозяйством, ремеслами и торгашество. Бедность и притеснённость тогдашнего общества приводила многих мирян в христианские монастыри и общины, но ревностными и истинными послушниками Христовыми эти люди не становились из-за отсутствия должного порядка и воспитания в обителях Божиих.

Все это требовало для укрепления и сохранения самого христианства, прихода деятеля, который бы положил конец раздору и колебаниям в Церкви, навел порядок в ее устройстве и укрепил основы церковной жизни.

Именно таким деятелем стал святитель Василий - высокоученый и незыблемый ревнитель веры Христовой.

Происходя из знатного и уважаемого кесарийского рода, он смолоду получил лучшее для своего времени образование, впитав и творчески переосмыслив жемчужины светской мудрости в лучших учебных заведениях Кесарии и Афин, проникнувшись святостью и истинной набожностью в знаменитых христианских храмах и общинах Египта и Передней Азии. Но больше всего Василию, для духовного становления, дали уединенные аскетические размышления над чтением Священного Писания и произведений первых Отцов Церкви.

Глубоко постигнув истины христианства, будущий святитель приложил много усилий к разработке теоретических основ христианства, разъяснения и

толкования сложных мест вероучения. Он написал много богословских трудов, среди которых и объемные религиозно-философские трактаты, и короткие Поучения, задушевные беседы и пламенные Слова.

Когда я беру в руки и читаю его "Шестоднев" - пишет друг и соратник Василия Великого Григорий Богослов о девяти беседах святителя на первую главу Книги Бытия, - то вхожу в общение с самим Творцом.

Руководствуясь собственным опытом аскетической и праведной жизни, Василий Великий начинает создавать новые, как по характеру, так и по содержанию, монастыри и общины христиан. Он пишет для них уставы жизни и служения, составляет своды правил монашеского благочестия. В этой работе Василий снова выходит из собственной практики. Он создает смешанную форму монашеской жизни, сочетающей в себе особенности затворничества и "общежительства": умеренный и целесообразно избраный физический труд, сочетающийся с молитвой и созерцанием.

Как архиепископ провинции, Василий пристально наблюдает за правильностью ведения богослужения в подчиненных ему храмах, ревностью их служителей в исполнении своих пастырских обязанностей.

Плодотворно работая на ниве укрепления и реформирования внутри церковной жизни, Василий Великий не забывает и о простых членах паствы. Он часто лично проводит службу в храмах, выступает с проповедями перед мирянами. Именно в этих выступлениях наиболее ярко проявляется Васильев талант оратора и радителя за ближних. Его красноречивое слово, благодаря своей искренности, шло к сердцам слушателей, а из-за своей простоты было понятно всем. Он проповедовал о вреде пьянства, о посте, благочестии и других предметах с впечатляющей неутомимостью, и его собирались слушать все, начиная со знати и заканчивая простыми крестьянами-бедняками.

Много сделал Василий Великий и как благотворитель. Все свое имущество он постоянно раздавал страждущим и малоимущим. На остатки своего родового состояния Василий создал на окраине Кесарии целый благотворительное городок, где были монастыри, гостевые дома для паломников, дома немощных и старых, больницы, леплезорий для больных проказой.

Такая активная деятельность святителя нередко, конечно, вызывала зависть у коллег и ярость у врагов православия.

Император Валент - ревнивый последователь арианской ереси - пытался повлиять на священника различными средствами: и привлечь его на свою сторону лестью, и напугать его, и незаслуженно опорочить и уничтожить.

Однажды император послал в Кесарию своего префекта Модеста, который пришел к Василию и стал угрожать ему разорением, изгнанием, пытками и даже смертной казнью.

Все это, - ответил Василий, - для меня ничего не значит. Тот не теряет состояния, кто ничего не имеет кроме ветхой и благой одежды и немногих книг. Изгнание для меня не существует, я не связан определенным местом: то в котором я живу сейчас - не мое, а любое, куда меня не бросят - будет мое. А мучения? Что могут сделать они мне? - Я так слаб, что только первый удар будет для меня ощутимым. Смерти я не страшусь, ибо она - благодеяние для меня, она скорее приведет меня к встрече с любимым Богом, для которого я живу и тружусь, к которому я все время хочу.

Посрамлены сановник отступился, ибо был поражен силой духа и мощью веры Василия.

Святитель Василий постоянно пытался принести благо людям, укрепить основы веры, дать стимул нового расцвета православия. Даже в последние мгновения своей жизни он следовал этому. Когда пришло время умирать, святой Василий совершил последний подвиг своей жизни - обратил в православие иноверца.

Врач-еврей, осмотрев умирающего святого, сказал, что последний не доживет и до утра, или же он, иудей, перейдет в христианство. Услышав эти слова, Василий начал просить Бога продлить еще немного его земное существование для того, чтобы осуществить еще одну услугу богу. Когда утром врач увидел живым своего безнадежного пациента, то воскликнул:

Теперь я вижу чей Бог истинный! Я хочу немедленно викреститься.

Святой Василий лично провел обряд крещения врача и его семьи, а затем с миром отошел, чтобы уже навек объединиться с Тем, к которому несся всю жизнь. Произошло это 14 января 379 года от Рождества Христова. Его гроб с почетом провожали не только христиане, но и иудеи и язычники. Человеческая память укрепила за ним славу не только великого церковного деятеля, но и чуткого и доброго человека.

"... Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира Бог избрал, чтобы посрамить сильное... "(1 кор.1, 27).

Для того чтобы стать любимцем Бога не обязательно с мечом в руках вершить его волю, перед сильными мира сего отстаивать правду Божию, писать Богодуховные книги или раздавать все свое богатства неимущим. Покорность, набожность и скромность, видимая слабость и немощь могут также славить Бога, нести свет веры людям, утверждать мощь Православия ".

В семье простых мещан из подмосковного села Елохово в декабре 1468 родился мальчик Василий, который своей жизнью прославил не только свою семью, но и свой народ, Православие ".

Еще подростком Василий обнаружил чудесные способности. Так, служа подмастерьем у сапожника, мальчик одним случаем снискал себе славу провидца. К мастеру пришел купец чтобы заказать себе сапоги, которые он не сносил бы и за несколько лет. Василий при этом нерадостно улыбнулся и сказал:

Сошьем такие, что до смерти не износишь, - и заплакал.

На вопрос хозяина, что бы все это означало, парень поведал, что чувствует близкий конец заказчика. И действительно - вскорости купец умер.

Затем у Василия было еще несколько прозрений от которых он с каждым днем становился все грустнее. Зачастую парень говорил, что видит как бесчисленные грехи тянут этот мир в ад.

Что бы как-то спасти своих соотечественников, Василий покинул службу и отправился в люди, став нищим-юродивым, ходил по улицам Москвы босой и голый, голодал, жил на пороге церкви, часто одевал на себя металлические "вериги". Поступки его иногда были странными и, на первый взгляд, непонятными. То опрокинет на рынке прилавок с хлебом, то виллет квас из сосуда, то набросится на нищего, то подойдет к дому, в котором люди что-то радостно и громко празднуют, и расплачется, обнимая его уголки. На такие выходки Василия люди чаще всего реагировали непониманием, а иногда и ругали и били нищего, а последний радовался и прославлял Бога. Позднее же оказывалось, что хлеб был испечен из испорченной муки, квас прогорклый, нищий был перевоплощенным бесом, а о "веселых домах" юродивый сказал:

Я вижу, что ангелы скорбные стоят у дома и горько жалуются о грехах человеческих, а я со слезами выпрашиваю у них молить Господа об обращении грешников на путь истинный.

Постепенно за Василием утвердилась слава провидца и человека Божия. Особенно возрос его авторитет, когда в одном из храмов юродивый сбросил со стены и разбил икону Божьей Матери.

За такой поступок прихожане чуть не убили Василия, но когда по его требованию содрали с иконной доски верхний слой краски, то увидели под ним лик Сатаны, и поняли, что были обмануты нечестивым и поклонялись дьяволу, а юродивый спас их от греха. Тогдашний летописец говорит о Василии Блаженном: «Дьявола он всегда умеет раскрыть во всяком образе и всюду его Преследуя!».

Всеми своими поступками, своей жизнью Василий подавал пример благочестия и набожности. Он ругал и обличал тех, кто подавал милостыню, помогал церкви из корыстных побуждений - не через христианскую заботу или искреннюю веру, а в надежде прослыть благочестивым и ревностным христианином. Блаженный говорил, что милостыня нужна не всем нищим и страждущим, а только тем, кто использует эти подаяния на благие дела. Сам Василий однажды отдал много денег, которые ему подарили, иностранному купцу, который потерял свое состояние, бедствовал, но не мог попросить помощи у людей из-за своей скромности.

Василий Блаженный стал со временем для своих современников символом благочестия, смирения и олицетворением главных христианских добродетелей. Следуя своим праведным путем, он не боялся ни человеческого осуждения, ни непонимания, ни насмешек; ни ярости сильных мира сего. Даже грозный царь Иван Грозный боялся юродивого, ибо последний в глаза говорил государю правду о его кровавых делах. Блаженный Василий осуждал неправедные поступки этого власть придержащего, выговаривал ему за недостаточное старание в молитвах, с презрением относился к царским подаркам, мог спокойно отказаться сесть к обеду за царский стол. Поданый царем кубок с вином, Василий выливал в окно со словами, что гасит горящий Новгород (и действительно, в это время пожар в, казалось, в обреченном городе, волшебным образом прекращался), выбрасывал царево мясо, потому что не хотел "есть человеков "(Грозный в это время праздновал кровавую победу над очередным своим царедворцем, который попал в царскую немилость), шубу "с царского плеча" спокойно отдавал первому встречному.

На своем тернистом пути юродивого Василий нередко творил чудеса: в 1521 году молитвам святого Москва была спасена от нашествия татарского хана Махмед-Гирея; летом 1547 г. юродивый предсказал страшный пожар в столице; однажды вылечил от тяжелой болезни русского царя; вернул зрение немощной женщине...

Василий прожил 72 года, большинство из которых посвятил подвигу юродства, и умер 2 (по новому стилю 15) августа 1557 года. Москва с большими почестями хоронила своего святого. Сам царь Иван Грозный с боярами нес гроб умершего, а обряд погребения вершил митрополит Московский Макарий. Василия похоронили в Троицкой церкви, которая и сегодня в народе называется храмом Василия Блаженного.

Сохранилось летописный описание святого, где есть очень интересная характерная подробность его образа: "Наг весь, в руке посошок" - в этих словах и все величие, и вся простота этого необыкновенного человека.

Перед нами два светлых образы, два описания жизни Божьих наперсников, святых, которые своими поступками прославили Господа, его грандиозное величие, необъятную мудрость, безграничное человеколюбие. Величие и простота, пламенность и покорность соединились в них. Чему же учат нас эти два Василия? К чему зовут? - К христианской любви и скромности! К отказу от потакания своим страстям.

Много соблазнов окружает нас, и хотя мы всячески стремимся к праведной жизни, но нередко не хватает у нас сил устоять. В таких случаях нам нужно обращаться за помощью к святым, которые в земной жизни, несмотря на множество забот и скорбей, не оставляли без своей помощи тех, кто приходил к ним, тем более они и после своего вознесения НЕ оставят тех, кто сейчас обращается к ним с верой и надеждой.

Сейчас плачуся к вам, святые патриарси, цари и пророки,

Апостолы и святители и все избранные Христом: помогите

мне на суде, да спасут душу мою от силы вражьей.


Имя: Василий Великий (Василий Кесарийский)

Дата рождения: 330 г.

Возраст: 49 лет

Дата смерти: 379 г.

Деятельность: святитель, архиепископ, церковный писатель, богослов

Семейное положение: не был женат

Василий Великий: биография

Василий Великий – проповедник, церковный писатель и архиепископ в турецкой Кесарии, живший в 4 веке. Мужчина яростно боролся с еретиками, не боясь наказания от правителей. Учитель церкви отличился россыпью добрых дел, которые щедро посвящал простому народу.

Детство и юность

Великий угодник родился в городе Кесария, который был административным центром турецкого региона Каппадокия, в очень религиозной, знатной и богатой семье. Год рождения церковникам так и не удалось установить – примерно 330-й. Василий назван в честь отца, законоведа и оратора.


Мальчик с детства рос в атмосфере почитания Господа. Бабушка в юности училась у святого Георгия Чудотворца, а в молодости вместе с мужем пострадала от масштабной опалы на христиан, вошедшей в историю как Диоклетиановые гонения. Родной дядька служил епископом, как и два брата Григорий Нисский и Петр Севастийский. Сестра Макрина в будущем стала игуменьей монастыря.

Маленького Васю отец тоже готовил к стезе священника. Будущий учитель Церкви получил прекрасное образование – сидел за партами школ Кесарии, Константинополя и Афин. В 14 лет родитель Василия умер, и юноша три года жил в загородном доме бабушки, который позднее превратили в монастырь. А в 17-летнем возрасте молодой человек лишился и старшей родственницы, пришлось переезжать к матери в Кесарию.


В столице эллинских премудростей Афинах Василий прилежно учился и посещал церковь – в жизнеописаниях сделан акцент на чистоту жизни юноши. Его настолько увлекали науки, процесс получения знаний, что, сидя днями и ночами за книгами, забывал даже поесть. Здесь произошла знаковая встреча: Василий познакомился, а позднее крепко подружился с . Его однокашником был также Юлиан Отступник, будущий император и гонитель христиан.

Пять лет Василий провел в Афинах, а после окончания учебы решил, что багаж знаний достаточно наполнен светскими науками. Молодому человеку не хватало религиозной опоры, поэтому отправился на поиски христианских подвижников.

Христианское служение

Дорога привела Василия в Египет, где процветало христианство. Мужчина погрузился в чтение богословских книг, которые предоставил новый знакомый - архимандрит Порфирий. Параллельно пробовал себя в постах. В стране пустынь открылась великолепная возможность поучиться у славных современников – рядом жили подвижники Пахомий, Марий Александрийский, Фиваид.


Спустя год Василий уехал в Палестину, оттуда в Сирию и Месопотамию, посещал святые места, упивался знакомством с местными подвижниками, вступал в религиозные споры с философами. Дойдя до Иерусалима, будущий святой пожелал креститься, и во время таинства, по преданию, герой впервые увидел знамение. Когда святитель подошел к мужчине, чтобы окрестить, с неба рухнула огненная молния, а из нее выпорхнул голубь и исчез в Иордане.

Вернувшись в родные пенаты, Василий сначала хотел заняться светскими делами, однако родственники убедили начать аскетичную жизнь. Мужчина с кучкой друзей и единомышленников отправился в семейные владения на острове Понте, где основал монашескую общину. Но в 357 году его биография вновь обогатилась путешествиями – теперь уже по коптским монастырям.


В 360 году на родине Василия посвятили в сан пресвитера, он стал советником у своего друга Евсевия, который служил епископом. Забота о верующих, доступное проповедование Божьего слова подарили уважение и любовь народа, да такого масштаба, что Евсевий начал завидовать служителю. Его не устраивала также слишком аскетичная жизнь пресвитера. Чтобы снизить градус напряжения в отношениях, Василий решил вернуться в монашескую обитель в пустыне, тем более такая перспектива его всегда прельщала.

В пустыне великий угодник наслаждался покоем и тишиной, при этом ужесточил условия жизни: никогда не мылся, не зажигал огня, сидел на хлебе и воде, а из одежды носил только срачицу и мантию. Строгое воздержание вымотало организм – Василий похудел, а сил почти не осталось.


Чуть позднее к монаху присоединился друг Григорий Богослов. Товарищи вместе посвящали дни молитвам, забросив некогда любимые мирские книги, взялись за изучение Священного Писания и создание уставов иноческого общежития, которые до сих пор в ходу у представителей Восточной церкви. Григорий так же, как и Василий, не щадил себя, работая до седьмого пота, деля с другом жилище без кровли и ворот.

Тем временем на римский престол взошел император Валент, с началом его правления православных стали сильно притеснять. Для укрепления сил Евсевий призвал усердного и умного Василия, и пустынный монах с радостью пришел на помощь. Возвратившись в 365 году в Кесарию, мужчина взял управление епархией в свои руки.

Из-под пера Василия вышли три книги с нападками на арианских еретиков, к тому же мужчина избрал лозунг для трудов – «три ипостаси в единой сущности», который объединял разные направления веры.


По-настоящему Василий развернул деятельность после кончины Евсевия в 370 году. Церковник принял должность митрополита Каппадокийского и начал яростно уничтожать арианство в Малой Азии. Конечно, римский правитель не стерпел такой наглости и пошел на крайние меры, разделив Каппадокию на две автономные территории.

Василий остался без львиной доли учеников и последователей, а его авторитет в церкви снизился. Однако поборник истинной веры все же поставил епископами на главные города регионов единомышленников – Григория Богослова, Григория Нисского и брата Петра. А затем судьба преподнесла Василию подарок: в бою при Адрианополе пал император Валент, что сулило изменение баланса сил в церкви и государстве в целом. Но для Василия было слишком поздно.

Чудеса и добрые дела

Жизнь Василия Великого обросла легендами. Православные верят, что мужчина был свидетелем и исполнителем нескольких чудес. Однажды к святому обратилась женщина, которую притеснял начальник. Но на письмо, написанное Василием, обидчик ответил грубо. Тогда великий угодник напророчил ему, что вскоре сам будет спасаться от гнева вышестоящих лиц. И действительно, спустя время начальник попал в опалу к царю.


Во время Персидской войны Василий самозабвенно молился перед иконой Пресвятой Богородицы, у ног которой изображался великомученик Меркурий – воин с копьем. Мужчина просил, чтобы святые не допустили возвращения живым с войны Юлиана Отступника. Вдруг Меркурий исчез, а когда появился, с копья его капала кровь. Позже гонцы принесли весть, что Юлиана на войне серьезно ранили.

Василий обладал необычным даром: во время литургии золотой голубь, висевший над святым престолом, три раза сотрясался, свидетельствуя о появлении Святого Духа. Но как-то раз птица не подала знака, а Василий задумался и понял, что причина в диаконе, который посмел на службе смотреть в строну красивой женщины.


Священник посадил диакона на жесткую епитимию, а перед алтарем повелел соорудить перегородку, чтобы женщины не могли смотреть на него во время богослужения. С тех пор голубь не переставал возвещать о сошествии Святого Духа.

Еще одно предание гласит, что Василию удалось избежать изгнания по божественному провидению. В день Богоявления Господня в церковь, где он служил, явился царь Валент. Увидев красоту убранства и порядок в храме, настолько восхитился, что проникся расположением к святому угоднику.

Однако, уехав домой, враги Василия склонили правителя изгнать борца с арианами. Во время подписания соответствующего указа под Валентом закачался стул и сломалась трость, которой ставят подпись. После того как треснула третья трость, император испугался и уничтожил приговор.


Василий снискал славу доброго человека, готового прийти на помощь нуждающимся, даже если его самого ждет при этом наказание. Известна история о спасении юной и богатой вдовы Вестианы, которую епарх Евсевий пытался насильно выдать замуж за одного сановника. Девушка не желала терять вдовью чистоту и бросилась с мольбами о помощи к Василию.

Архиерей успел отправить беднягу в девичий монастырь, как тут же прилетели гонцы Евсевия с требованиям выдать непокорную беглянку. Тогда Василия уличили в прелюбодеянии и обыскали опочивальню. Рассерженный епарх обещал святителя отправить на великие мучения. Прознав о том, что Василия хотят наказать, народ с оружием кинулся к дворцу Евсевия. В итоге святой вернулся в собственную обитель живым и невредимым.

Смерть

К тому времени, когда появилась возможность воспользоваться политическими изменениями в государстве, аскетичный образ жизни вконец истощил организм Василия. Мужчина умер в первый день 379 года, отдав служению в храме 8,5 лет.


По легенде перед смертью Василий Великий сначала крестил новичка-еврея, затем обратился к ученикам и пастве с назидательными словами не покидать церковь до 9 часов вчера. Помолился Богу, воздав хвалы за столь насыщенную и праведную жизнь, и испустил дух. На похоронах были замечены представители разных конфессий – и христиане, и иудеи, и даже язычники. Василия канонизировали вскоре после смерти.

Память

День памяти Василия Великого в Русской православной Церкви – 14 января. Хвалы святому возносят также 30 января, в этот день установлен праздник Собор трех святителей – Василия, Григория Богослова и .

Святой имеет несколько икон. Стал покровителем монахов, музыкантов и садоводов. К образу обращаются за помощью в учении, просветительстве, начале нового дела и въезде в новый дом.


10 раз в году в церквях проводят литургию Василия Великого. Это чинопоследование составил сам архиепископ Кесарии.

В 1999 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II на ВДНХ в Москве заложили первый камень Приписного храма святителя Василия Великого. Осенью 2001 года готовую часовню освятили.