Установление тоталитарных просоветских режимов дата. Установление тоталитарного режима в россии

Нижегородский филиал

Университета Российской Академии Образования

Реферат по предмету историческая психология, на тему:

Психология тоталитарного режима

Нижний Новгород 2009


1. Причины установления тоталитарного режима

2. Тоталитарное воздействие на личность

3. Психика А.Гитлера


Причины установления тоталитарного режима

Причиной установления тоталитарного режима является уникальность и сила тоталитарного лидера на массы, вызванная психологическими особенностями лидера. Эти особенности сыграли свою роль для того, чтобы народ поверил своему лидеру и следовал его мысли. Но здесь важно посмотреть, неужели только личные качества лидера, помогли достичь контроля над людьми, и их веры в его слова? Рассмотрим Германию, и ее самого заметного авторитарного лидера Адольфа Гитлера. Что-то должно было подтолкнуть народ, поверить словам Гитлера. Поколение людей в Германии родившееся в начале 20 века пережили массу неблагоприятных психологических последствий исторических событий. Это и первая мировая война, это значит, что многие выросли в неполных семьях, и революция 1918-1919гг. в Германии, и сложное экономическое положение, за ним следует голод. Первая мировая война, послевоенное испытание этого поколения оказали решающее травматическое влияние на формирование личности молодых немцев, способствовало формированию у будущих нацистов таких психологических качеств, как слабая индивидуальность, повышенная агрессивность, гневливость, что, в конечном счете, обусловило подчинение тоталитарному лидеру.

Исторические события необходимо учитывать, так как поколение, которое выросло в ту или иную эпоху будет иметь свой индивидуальный взгляд на жизнь, и характер, обусловленный влиянием исторических событий, экономических, и культурных условий.

Для поколения немцев выросших в этих исторических, культурных и экономических условиях свойственны такие «психические отклонения»:

· кризис идентичности;

· потребность идентификации с отцом, доходящая до навязчивых состояний;

· расстройство временной перспективы;

· отождествление мужской силы с военными занятиями;

· комплекс псевдомужской роли, характеризующий отношение к женщинам с позиции ненормального аскетизма и повышенного сексуального контроля над собой, выработка чувств превосходства над ними. (Г. Гимлер, П. Левенберг)

Тоталитарное воздействие на личность

Абсолютная власть групп людей, партий, в индустриальных обществах 20 века получила название тоталитаризм. У всех тоталитарных режимов есть общие черты:

· культ народных вождей;

· разрастание аппарата репрессий;

· централизованное стягивание ресурсов нации, для державных задач и планов;

· контроль над частной жизнью человека, замена последней общественно-политическими целями режима.

При авторитарном режиме верховный правитель считается с корпорациями и сословиями, это орган власти. Корпортивно-сословная личность, тесно включена в свою среду и мало общается за ее пределами. Тоталитаризм центрирует власть, он последовательно ломает и подчиняет себе микросоциальную среду личности. По его правилам ничто не должно заслонить человека от власти: коллеги, знакомые, родственники должны стать пропагандистами или соглядателями режима.

Тоталитарный режим идет к цели совершенного человеческого устройства. Этой цели должно быть подчинено все, и частная жизнь граждан страны.

При тоталитарных правителях большую часть средств и времени отводят на постройку концлагерей, фабрики уничтожения людей, снаряжение и улучшение состояния армии, и военной промышленности. Это правительство хочет подстроить весь народ под себя, что бы все думали и делали, так как хотят «наверху». Этот плачевный пример постиг не только Германию с ее правителем А. Гитлером, но и Советский Союз при правлении Сталина.

Свою власть и свою идею вносят тоталитарные правители в каждую семью своей страны. В каждой доме висят портреты первых лиц государства, печатаются газеты со статьями о политике правителей, производятся прижизненные памятники вождя, и вся эта массовая пропаганда доходит до самых отдаленных населенных пунктов страны. И народ убеждается, что политика правительства на самом деле правильная и полезная для государства. А те, кто не принимал действующую власть и не соглашался с ней, обычно отправляли в концлагеря, выселяли из страны, или еще хуже убивали. Убийство политических противников приносит тоталитарным правителям удовольствие, так как убийство позволяет им почувствовать себя властелинами над высшей ценностью – человеческой жизнью. А это полная для них власть.

Да, именно таким жестоким и некритичным к себе является тоталитарное правительство. Это идея одного психически больного человека, массово заражала всю страну, это не означает, что народ становился больным, просто сильная и успешная пропаганда делала свое дело, и люди верили. Конечно, мнение людей здесь не учитывалось, здесь имеет место навязчивая идея лишь одного человека, который хочет власти над всем и вся.

Психика А. Гитлера

В психике фашистского вождя центральное господствующее положение занимает непреодолимое всепоглощающее чувственное побуждение – стремление к наибольшему объему власти над людьми, желание захватить все, во что бы то ни стало, под любым предлогом и любой ценой. Это патологический эмоциональный сдвиг, означающий расстройство эмоциональной сферы. Это расстройство связано с неуемлимым желанием власти, но ее полностью и сейчас невозможно утолить, и это расшатывает психику и приводит не только к эмоциональным, но и другим расстройствам. Чрезмерное возбуждение одной определенной эмоции – влечение к власти, это и есть эмоциональное расстройство.

Есть еще и проблема психопатии у фашистского вождя, он нетерпим к чужому мнению, подсознательно стремиться к конфликтам, неспособность к дружбе из-за того, что они не способны проникаться мыслями и чувствами других людей, сопереживать. Стремление к конфликтам, в которых он сбрасывает патологическое нервное возбуждение.

Паранойя, это еще одна черта Гитлера, т.е. все его планы, несут в себе внешние правдоподобие.

Эмоциональную сферу психики А. Гитлера ослабили травмы, нанесенные в детстве: пренебрежительное отношение к нему отца, ранняя потеря родителей и перенесенная болезнь. Друзей у Гитлера никогда не было, он просто не умел адекватно общаться, так как начитался националистических брошюр и наслушался расистских бредней. Гитлер платил соратникам по партии деньгами, постами, привилегиями и частью власти, все это делалось, что бы никто и не подумал сдвинуть его с поста власти.

Неумение слушать, это следствие недостаточной воспитанности, чувство ярости, когда собеседник не соглашался с мнением Гитлера, он просто теряет самообладание и орет.

Гитлер любил, когда им восхищаются, в этом тоже обозначается стремление к власти.

После захвата власти фашистским вождем, все государство превращается в сумасшедший дом, где даже психически нормальные люди должны вести себя как психопаты регулярно выражая любовь к вождю.

Гитлер требовал от других к себе безоговорочного согласия, послушания, восхищения.

Гитлер играл роль объединителя всего германского народа, всех его классов и слоев вокруг идей в борьбе за интересы Германии, в то время, как его настоящей целью была власть и одна только власть над Германией, над Европой, и над всем миром.

Как и положено психопату, Гитлер полностью выдумал угрозу, якобы грозящую Германии со стороны ее соседей и зачислил их в «смертельные враги», не потому, что они были их врагами, а потому, что он хотел их видеть их врагами.


Вывод

По моему реферату можно сделать вывод, что не учитывать исторические, культурные и экономические события, при рассмотрении народа, или отдельно взятого человека это большая ошибка. Ведь именно в этом и храниться то зерно, от которого вырастает личность и целая эпоха.

Тоталитарный режим, столько горя принес всему человечеству. Но, к сожалению, смотря на современное поколение, понимаешь, что авторитарных людей тяготеющих к власти, становится только больше и кто знает, что нас ждет в будущем. У многих людей из нашего поколения складывается впечатление, что только при наличии власти в любом ее проявлении, можно добиться всего что хочешь. У нас, как и в начале 20 века идет пропаганда по всем средствам массовой информации. Только в прошлом веке пропаганду вели вожди в пользу своих убеждений и их были единицы, а сейчас нам вбивают в головы, что власть приведет к спеху, к красивой жизни, и это уже не единичный случай, а массовость. Все стремятся подняться по карьерной лестнице, любыми путями, не взирая не на какие преграды, даже на людей. Забываются такие понятия как дружба, преданность, над этим возвышается предательство.

Но и к этому привели исторические события. У нас в стране во времена перестройки, тоже была тяжелая экономическая ситуация. Людям было тяжело и физически и психологически. Родители беспокоились о будущем своих детей. И у многих людей сработал инстинкт самосохранения и наживы, кто наворовал, тот лучше живет. С тех пор и повелось. Так что на все события, есть своя психологическая история.


Литература

1. Шкуратов В.А. « Историческая психология». Москва, 1997 г.

2. Самойлов Э.В. « Общая теория фашизма»

3. П. Левенберг - Каталог психических отклонений поколений.

4. К. Маннгейм - Психологические предпосылки нацистского режима Германии.

Вопрос о корнях тоталитаризма является сложным. Исследователи не дают однозначного ответа на этот вопрос. Ниже приведены наиболее типичные подходы, объясняющие феномен тоталитаризма.

Согласно первой версии потенциальная возможность тоталитаризма кроется в расширении функции государственного контроля и регулирования. Уже сам по себе госкапитализм, появившейся на рубеже ХIХ-ХХ вв., представлял собой авторитарную тенденцию. Если же процесс регулирования со стороны государства заходит достаточно далеко, то общество теряет способность к самоконтролю и обрекает себя на тоталитаризм.

Среди других причин можно отметить концентрацию ресурсов в руках государства в период Первой мировой войны, что потенциально усилило возможности государства в управлении другими общественными процессами.

Тоталитаризм выводится из победы тоталитарных идеологий. Духовную предпосылку подобных идеологий ХХ в. исследователи пытаются вывести из идей прошлого, в частности, из политической философии Платона, Т. Макиавелли, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Гегеля. Устанавливается генетическая связь тоталитаризма с социалистической теорией К. Маркса и В.И. Ленина. "Вина" возлагается и на философию Просвещения XYIII в., которая, борясь с религией, создала культ разума и мифологизирована саму рациональность. Просветители обвиняются в том, что способствовали возникновению социальных утопий, претендующих на переустройство мира на началах здравого смысла и гармонии.

Более распространен подход, выводящий тоталитаризм из объективных тенденций развития современной цивилизации, в частности, из ее технизации. Этот подход прослеживается в работах Н. Бердяева, который считал, что техническая эра, порожденная торжеством рационального мировоззрения, означала установление особого господства не только над природой, но и над человеком. По мысли философа, техника превращает целостного индивида в отдельную рабочую функцию, делает его поведение легко контролируемым и управляемым. Вслед за Н. Бердяевым ряд исследователей под техникой понимают не просто власть машин, а особый способ организации манипулирования людьми.

С позиции социально-политического подхода корни тоталитаризма видятся в активности "массового человека", в расширении форм его политического участия. Этот ракурс исследования восходит к работам испанского мыслителя Х. Ортеги-и-Гассета ("Восстание масс") и немецкой исследовательницы Х. Арендт ("Происхождение тоталитаризма"), Н. Бердяева. Массовое общество формируется как результат модернизации конца ХIХ - начала ХХ века. Массовое общество стало удобным объектом манипулирования со стороны вождей.

Модернизация, особенно в ее ускоренном варианте, характерном для Германии и России, а позже и для азиатского региона, привела к резкому размыванию традиционных структур, к эрозии традиционных культурных ценностей и вызвала подъем социально-политической активности массового человека. Чувство потерянности и страха за свою безопасность, ощущение социальной и национальной ущемленности породили психологический феномен, который получил название - "бегство от свободы" (термин Э. Фромма).

Четвертый подход дополняется социально-психологической трактовкой тоталитаризма. Так, Э. Фромм, опираясь на концепцию "социального характера", пытается объяснить конформизм и послушность личности при тоталитаризме не только внешним давлением со стороны лидеров, а определенными универсальными качествами бессознательного в психике человека (например, агрессивностью), которые проявляются в специфических конкретно-исторических условиях. Тоталитаризм трактуется Фроммом как выражение неспособности массового человека нести личную ответственность за свою судьбу, что проявляется в попытке переложить ее на сильного лидера, перед которым он испытывает одновременно и страх и уважение.

Это позволяет взглянуть на тоталитарную диктатуру в иной плоскости: особая духовная сущность этого режима формируется не только как результат манипулирования сознанием народа, но и на основе психических импульсов, идущих от масс к вождям. Не приняв этот вектор в расчет, невозможно понять ни саму природу культа вождей, ни причины относительной устойчивости тоталитарных режимов.

В основе мотивации поиска вождей, способных "железной рукой" восстановить общественный порядок и гарантии безопасности, лежат: неудовлетворительность современной цивилизацией в силу необходимости мыслить и действовать рационально, нести груз ответственности за принятие решений и действия; страх перед все более сложными проблемами, которые несет в себе техническая эра; страх перед хаосом и анархией, распадом традиционных связей, которые наблюдаются в период острых кризисов и революционных преобразований.

Как конкретизацию предыдущих двух подходов можно рассматривать версию "опаздавшей модернизации". Опоздавшая модернизация - это скачок менее развитых стран до уровня более передовых. Она представляет собой форму форсированного развития, когда предпринимаются попытки быстрого перехода общества на новый экономический, технологический и социальный уровень. Сопровождающие это развитие экономические кризисы, резкая имущественная дифференциация населения в сочетании с проблемами бедности и голода, порождают социальное напряжение в обществе и политическую нестабильность. Правящие элиты, пытаясь сохранить общественную стабильность, делают ставку на недемократические механизмы власти.

контрольная работа

1.2 Предпосылки установления тоталитарных режимов

Вопрос о корнях тоталитаризма является сложным. Исследователи не дают однозначного ответа на этот вопрос. Ниже приведены наиболее типичные подходы, объясняющие феномен тоталитаризма.

Согласно первой версии потенциальная возможность тоталитаризма кроется в расширении функции государственного контроля и регулирования. Уже сам по себе госкапитализм, появившейся на рубеже ХIХ-ХХ вв., представлял собой авторитарную тенденцию. Если же процесс регулирования со стороны государства заходит достаточно далеко, то общество теряет способность к самоконтролю и обрекает себя на тоталитаризм.

Среди других причин можно отметить концентрацию ресурсов в руках государства в период Первой мировой войны, что потенциально усилило возможности государства в управлении другими общественными процессами.

Тоталитаризм выводится из победы тоталитарных идеологий. Духовную предпосылку подобных идеологий ХХ в. исследователи пытаются вывести из идей прошлого, в частности, из политической философии Платона, Т. Макиавелли, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Гегеля. Устанавливается генетическая связь тоталитаризма с социалистической теорией К. Маркса и В.И. Ленина. "Вина" возлагается и на философию Просвещения XYIII в., которая, борясь с религией, создала культ разума и мифологизирована саму рациональность. Просветители обвиняются в том, что способствовали возникновению социальных утопий, претендующих на переустройство мира на началах здравого смысла и гармонии.

Более распространен подход, выводящий тоталитаризм из объективных тенденций развития современной цивилизации, в частности, из ее технизации. Этот подход прослеживается в работах Н. Бердяева, который считал, что техническая эра, порожденная торжеством рационального мировоззрения, означала установление особого господства не только над природой, но и над человеком. По мысли философа, техника превращает целостного индивида в отдельную рабочую функцию, делает его поведение легко контролируемым и управляемым. Вслед за Н. Бердяевым ряд исследователей под техникой понимают не просто власть машин, а особый способ организации манипулирования людьми.

С позиции социально-политического подхода корни тоталитаризма видятся в активности "массового человека", в расширении форм его политического участия. Этот ракурс исследования восходит к работам испанского мыслителя Х. Ортеги-и-Гассета ("Восстание масс") и немецкой исследовательницы Х. Арендт ("Происхождение тоталитаризма"), Н. Бердяева. Массовое общество формируется как результат модернизации конца ХIХ - начала ХХ века. Массовое общество стало удобным объектом манипулирования со стороны вождей.

Модернизация, особенно в ее ускоренном варианте, характерном для Германии и России, а позже и для азиатского региона, привела к резкому размыванию традиционных структур, к эрозии традиционных культурных ценностей и вызвала подъем социально-политической активности массового человека. Чувство потерянности и страха за свою безопасность, ощущение социальной и национальной ущемленности породили психологический феномен, который получил название - "бегство от свободы" (термин Э. Фромма).

Четвертый подход дополняется социально-психологической трактовкой тоталитаризма. Так, Э. Фромм, опираясь на концепцию "социального характера", пытается объяснить конформизм и послушность личности при тоталитаризме не только внешним давлением со стороны лидеров, а определенными универсальными качествами бессознательного в психике человека (например, агрессивностью), которые проявляются в специфических конкретно-исторических условиях. Тоталитаризм трактуется Фроммом как выражение неспособности массового человека нести личную ответственность за свою судьбу, что проявляется в попытке переложить ее на сильного лидера, перед которым он испытывает одновременно и страх и уважение.

Это позволяет взглянуть на тоталитарную диктатуру в иной плоскости: особая духовная сущность этого режима формируется не только как результат манипулирования сознанием народа, но и на основе психических импульсов, идущих от масс к вождям. Не приняв этот вектор в расчет, невозможно понять ни саму природу культа вождей, ни причины относительной устойчивости тоталитарных режимов.

В основе мотивации поиска вождей, способных "железной рукой" восстановить общественный порядок и гарантии безопасности, лежат: неудовлетворительность современной цивилизацией в силу необходимости мыслить и действовать рационально, нести груз ответственности за принятие решений и действия; страх перед все более сложными проблемами, которые несет в себе техническая эра; страх перед хаосом и анархией, распадом традиционных связей, которые наблюдаются в период острых кризисов и революционных преобразований.

Как конкретизацию предыдущих двух подходов можно рассматривать версию "опаздавшей модернизации". Опоздавшая модернизация - это скачок менее развитых стран до уровня более передовых. Она представляет собой форму форсированного развития, когда предпринимаются попытки быстрого перехода общества на новый экономический, технологический и социальный уровень. Сопровождающие это развитие экономические кризисы, резкая имущественная дифференциация населения в сочетании с проблемами бедности и голода, порождают социальное напряжение в обществе и политическую нестабильность. Правящие элиты, пытаясь сохранить общественную стабильность, делают ставку на недемократические механизмы власти.

Административно-правовые режимы

Административно-правовые режимы - это специальный комплекс оперативных государственных управленческих решений и административно-правовых мер убеждения и принуждения...

Демократический государственный режим

Первый шаг в классификации политических режимов - разделение их на открытые (демократические) и закрытые (недемократические). Открытая политическая система характеризуется высокой степенью «отзывчивости» по отношению к требованиям...

Законодательство Украины о свободе вероисповедания

С завидной регулярностью нас поражают прилетающие из разных уголков мира сообщения о массовых самоубийствах, совершенных адептами какой-то секты: Аум Сенрике, Народный храм, Орден храма Солнца - список длинный...

Конструкция "формы государства" и существующие подходы к её оценке

Образование и коррупция

Самый простой вариант изменения тенденции в динамике ИВК можно представить в виде квадратичной зависимости от времени (х): И(х) = в0+ в1 х + в2х2 + е...

Правовая культура и правосознание как средство и условие стабилизации и гуманизации политического режима. 1. Политический режим как совокупность методов...

Политический режим как элемент формы государства

В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга. Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можно провести классификацию: - по тому, в чьих руках находится власть; - по тому...

Понятие и виды государственных (политических) режимов

Вопрос о типологии государственных режимов разработан слабо в учебной литературе. Существуют два разных подхода к типологии государственных режимов: 1...

Соотношение государственного и политического режимов

Вследствие того, что государственно-правовой режим является главным и определяющим элементом политического режима, своеобразным опорно-двигательным аппаратом последнего...

Таможенные режимы перемещения товаров через таможенную границу

Ввоз товаров на таможенную территорию РФ и их вывоз с этой территории влечет за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов и соблюдать его...

К самым древним преступлениям против собственности - краже и грабежу, стали добавляться новые, такие как разбой, мошенничество, присвоение и растрата чужого имущества, со временем появилось и такое преступление, как вымогательство...

  • Что способствовало его возникновение в одних странах и почему его избежали другие страны?
  • Есть ли в этом определенные закономерности?
  • Закончилась ли в XX в. эпоха тоталитаризма, или в будущем демократия не отступит перед новой волной деспотизма?
  • Где необходимо искать корни тоталитаризма: в экономике, в идеологии или в самой сознании людей?

Исследователи дают разные варианты ответов на эти вопросы. Ниже приведены наиболее типичные подходы, которые объясняют феномен тоталитаризма. Согласно первой версии, потенциальная возможность тоталитаризма скрывается в расширении функции государственного контроля и регулирования. Уже сам собой государственный капитализм, который появился на рубеже XIX-ХХ вв., является авторитарным тенденцией. Есть мнение, что если процесс регулирования со стороны государства заходит достаточно далеко, то общество теряет способность к самоконтролю и обрекает себя на тоталитаризм. Подобной точки зрения придерживался К.Поппер, который рассматривал тоталитарную систему такой, а государство присваивает себе функции управления во всех сферах, насильственно регулирует их в духе господствующей, ориентированной на идеальное будущее, идеологии. Среди других причин исследователи называют концентрации ресурсов в руках государства в период Первой мировой войны, что потенциально усилило возможности государства в управлении другими общественными процессами. На эту причину указывал в 40-х гг. Ф.Хайєк, который увидел в усилении планового регулирования "дорогу к рабству".

Некоторые исследователи рассматривают тоталитаризм как победу тоталитарных идеологий, которые оказались востребованными массами. Духовную предпосылку подобных идеологий XX в. пытаются вывести из идей прошлого, в частности, из политических идей Платона, Н.макиавелли, Ж. -Ж.Руссо, Ф.Гегеля. Устанавливается генетическую связь леворадикальной тоталитаризма с социалистической теории К.Маркса, Ф.энгельса, В.ленина, а праворадикального тоталитаризма - с теорией Гегеля.

Так, К.Поппер увидел непосредственное обоснование тоталитарного национализма в таких идеях Гегеля:

  • существование в каждой исторической эпохе выбранной нации, определенной для мирового господства;
  • извечная враждебность государств друг к другу и война как способ их утверждения;
  • свобода государства от моральных обязанностей;
  • моральная ценность войны (Гегель считал, что долгое, а тем более вечный мир "развращает нацию");
  • идеал героической жизни ("живи рискуя") в противовес буржуазном покоя.

Возникает вопрос: почему тоталитарные теории оказались востребованными в начале XX в.? Ответ на него предполагает изучение состояния самого общества, что и делают представители социально-политического подхода, согласно которому тоталитаризм - результат активности "массового человека" и расширение форм ее политического участия. Этот ракурс исследования берет начало с работ Х.Ортеги-и-Гассета, Х.Арендт, Н.бердяева. Массовое общество начинает формироваться с конца XIX - начала XX века, как результат процесса модернизации. Под модернизацией понимают процесс перехода от аграрного к индустриальному типу производства, урбанизации, развитие средств массовой коммуникации, повышение общего уровня грамотности и т.д. Одновременно модернизация привела к разного размывание традиционных структур (сельской общины, семьи и привычного уклада жизни, к эрозии традиционных культурных и моральных ценностей и вызвала подъем социально-политической активности массовой человека.

Следует обратить внимание еще на другую сторону модернизации - расширение технических возможностей контролировать сознание и поведение людей. Появление в 20-30-х гг. XX в. доступных средств массовой информации (газет, радио, а позже телевидение) предоставило тоталитарным лидерам уникальную возможность манипулировать миллионами людей.

Тоталитаризм можно рассматривать как реакцию "массового человека" на политические и социально-экономические кризиса первой половины XX вв.: революции, мировые и гражданские войны, затяжные экономические кризисы. Эти явления сопровождались массовой маргинализацией населения, то есть появлением огромного количества людей, "выбитых" из своих социальных групп (классовых, профессиональных, семейных, национальных и др.). Необходимо отметить, что под маргинальностью понимается вызвано некими обстоятельствами (например, мінрацією, урбанизацией, экономическими кризисами) нахождения индивида вне своей социальной группой, а также разрыв индивида с групповыми социокультурными нормами. Результатом распада традиционных структур стало появление атомизированных (с ослабленными социальными связями) людей, которые стали удобным объектом для манипулирования. Атомизированная масса была наиболее чувствительной на призывы тоталитарных вождей, которые предложили ей новую консолидирующую основу - идеологию, с помощью которой создавалась иллюзия привлечения индивида к классу или расы, к государству.

Признание того, что тоталитаризм опирается на определенный тип сознания и психологию "массового человека" нашло отражение в социально-психологическом трактовке причин тоталитаризма. Так, Е.Фромм сделал попытку объяснить конформизм и послушність личности при тоталитаризме не только внешним давлением со стороны лидеров, а определенными универсальными качествами бессознательного в психике человека, которые могут проявить себя при определенных условиях. Кризиса и войны первой трети XX в. привели в целых группах населения чувство потери и страха за свою безопасность, что нашло выход в специфическом психологическом феномене, который получил название - "бегство от свободы". Другими словами, этот побег имеет от ответственности, которая сопровождалась поиском вождей, способных восстановить гарантии личной безопасности порядок и уничтожены социальные связи. Это позволяет посмотреть на тоталитарную диктатуру в другой плоскости: особая духовная сущность этого режима формируется не только как результат манипулирования сознанием народа, но и основе психических импульсов, идущих от масс к вождей. Страх перед хаосом и анархией, распадом традиционных связей, которые наблюдаются в период острых кризисов и революционных преобразований, лежит в основе мотивации поиска вождей, способных "железной рукой" восстановить общественную стабильность. Культ вождей, который имеет место при тоталитаризме, также может быть объяснен психологией атомізованої массы. Масса не просто хочет подчиняться сильному лидеру, но она преподносит этих лидеров. Через подобный иррациональный связь с вождями масса чувствует себя главным субъектом истории. Х.Арендт обратила внимание на такое явление, как полная идентификация масс с лидерами. Как отметила исследователь, причина любви масс к тоталитарных вождей заключалась в том, что биографии последних воплотили в себя биографию масс той эпохи: неудачи в профессиональной и социальной жизни, несчастье в личной жизни и т.д. Поэтому величие вождей воспринималась массами как собственно подъем. Конечно, появление культа вождей имеет и другую причину. Миф о вождях-героев активно воплощается в сознание народа всеми средствами пропаганды. Что касается И.сталина, то здесь присутствовало явление, которое М.Вебер определил как функциональную харизму - перенос И.сталина авторитета В.ленина. Был создан образ Сталина как верного соратника, ученика: продолжателя дела Ленина.

Социально-политический и социально-психологический подходы могут быть дополнены версии "модернизации, что опоздала" (модернизация "вдогонку"). Ее наиболее часто используют для объяснения причины возникновения тоталитаризма в 65 некоторых современных авторитарных режимах. Модернизация, что опоздала , является формой форсированного развития, когда делаются попытки быстрого перехода общества на новый экономический, технологический и социальный уровень, который демонстрируется более развитыми странами (индустриализация в СССР, экономический рост современных стран Юго-Восточной Азии). Подобная форма модернизации содержит угрозу становления так называемых постмодернізаційних диктатур . Под этим понимается резкое усиление роли государства в осуществлении всех преобразований. В бывшем СССР это проявилось в формировании командно-административной системы, которая взяла на себя функцию мобилизации всех ресурсов общества для обеспечения плана индустриализации страны. Не случайно, что в настоящее время большинство стран, которые пытаются в экономике и технологии "догнать" развитые страны, представляют собой авторитарные политические режимы. Есть и другие причины, способствующие возникновению авторитарных режимов. Авторитаризм может стать реакцией на социальное напряжение в обществе и политическую нестабильность, которые могут быть вызваны экономическими кризисами, резкой имущественной дифференциацией населения в сочетании с проблемами бедности и голода. Правящие элиты, пытаясь сохранить общественную стабильность, делают ставку на недемократические механизмы ее обеспечения.

Другими причинами могут стать:

  • обострение противоречий в етнорелігійній сфере;
  • фрагментарная политическая культура, когда население ориентируется на различные идеологии и модели развития при одновременном отсутствии единых общенациональных ценностей;
  • неразвитость политических институтов, которые позволяют выразить интересы различных слоев населения.

Наряду с внутренним напряжением, авторитаризм может утвердиться как ответ на внешнюю (реальную или мнимую) угрозу: возможность военных конфликтов, потери независимости. Одновременно авторитаризм может вырастать из политической пассивности народа, архаичной политической культуры, из привычки подчинения властям.

Это связано с некоторыми причинами:

  • отсутствие массовой поддержки и четко выраженного источники легитимности власти;
  • дело держать общество в установленных властями пределах вызывает обратную реакцию демократической оппозиции;
  • нерешенность таких социальных проблем, как голод, абсолютная бедность населения. Например, в некоторых странах Юго-Восточной Азии и Африки отсутствуют элементарные социальные программы (в том числе и пенсионные);
  • углубление социального расслоения между богатыми и бедными, которое в некоторых странах выступает обратной стороной быстрого экономического роста.

По мере завершения восстановительного периода обострялись присущие нэпу противоречия, нарастал антагонизм между политикой и экономикой.

Зимой 1927 - 1928 гг. разразился острый кризис хлебозаготовок, провалился экспортно-импортный план. Руководство страны прибегло к насильственным, чрезвычайным методам изъятия зерна. Хлебный дефицит был ликвидирован, но крестьяне стали сокращать невыгодное им теперь зерновое производство. Зимой 1928 - 1929 гг. вновь последовали чрезвычайные меры. Анализ причин кризиса, поиск путей выхода из него привел к формированию в партии двух основных точек зрения.

Сталин видел причины кризиса в недостаточных темпах развития индустрии, что порождало товарный голод и не давало возможности получать у крестьян хлеб экономическим путем - через обмен на промтовары. Подчеркивал Сталин и классовый аспект проблемы: эксплуататор-кулак саботирует хлебозаготовки. Сталин предлагал сконцентрировать все силы на магистральном направлении - в тяжелой индустрии, а затем, создав собственную энергетическую и металлургическую базы, перевести на индустриальную основу все народное хозяйство. В деревне предполагалось ускоренно организовать крупнотоварные коллективные хозяйства, которые, как считалось, были намного эффективнее индивидуальных и отвечали социалистическому идеалу.

В представлении Бухарина кризис был вызван в основном субъективными причинами, выход из него виделся в повышении закупочных цен на хлеб и сырье, закупке хлеба за границей, увеличении налогов на деревенские "верхи". Бухарин выступал за сбалансированное развитие тяжелой и легкой промышленности, индустриального и аграрного секторов; развертывание крупных коллективных хозяйств в зерновых районах. Но основой аграрного сектора, по его мнению, должны были оставаться индивидуальные крестьянские хозяйства.

Поражение бухаринской группы было вызвано не только контролем Сталина над партаппаратом, но и большой привлекательностью его программы для партийных масс, рабочих и крестьянской бедноты. Увлекла сталинская программа и многих патриотов, увидевших в ней путь превращения Советской, но России, в великую мировую державу.

Любой вариант перехода к индустриальной экономике осуществляется болезненно. В СССР эта "болезнь" протекала с "осложнениями": не было возможности использовать внешние источники для накопления необходимых ресурсов. "Осложнение" второе: в советской модели индустриализации акцент делался на первоочередное развитие самых передовых в ту эпоху, чрезвычайно капиталоемких отраслей: энергетики, металлургии, химической промышленности, машиностроения.



При этом, под давлением Сталина, была дана установка на максимальные темпы индустриализации . Среднегодовые темпы прироста промышленной продукции определялись: в планах первой пятилетки (1928/1929 - 1932/1933 гг .) - 29.1%, второй (1933 - 1937 гг.) - 20,9%.

Масштабность задач и крайняя лимитированность материальных и финансовых средств привели к резкому усилению централизации управления и планирования. Цель была одна - сосредоточить максимум сил и средств на решающих участках индустриализации, как можно быстрее создать мощную тяжелую промышленность.

Успешное начало первой пятилетки вызвало "головокружение от успехов" в рядах партийного руководства и рядовых партийцев. В 1929 - 1933 гг. неоднократно пересматривались в сторону повышения плановые задания в промышленности. Транспорт перестал справляться с возросшим объемом перевозок, срывались сроки капитального строительства. Возросший импорт оборудования требовал роста экспорта сельскохозяйственных продуктов и сырья. Уже летом 1930 г. в промышленности проявились черты экономического кризиса, который продолжался до конца 1933 г.

В этих условиях в конце 1929 г. был взят курс на сплошную коллективизацию , проведение которой ценой колоссальных жертв и страданий крестьянства позволило наладить бесперебойные поставки продовольствия и сырья в город; обеспечило промышленность дешевой рабочей силой. В течение нескольких лет было обобществлено подавляющее большинство крестьянских хозяйств. Число раскулаченных составило, по некоторым данным, 3,5 млн. человек. Раскрестьянивание деревни сопровождалось репрессиями не только против "кулаков", но и против всех противников перехода к колхозам. В результате насильственной коллективизации и раскулачивания, перекачки средств из деревни в город в 1932 - 1933 гг . разразился страшный голод, охвативший сельские районы Северного Кавказа, Нижней и Средней Волги, Украины, Казахстана и унесший огромное число жизней (до 5 - 8 млн. человек).

Воздействие сплошной коллективизации на развитие аграрного сектора было катастрофическим: за 1929 - 1932 гг. поголовье крупного рогатого скота и лошадей сократилось на 1/3, свиней - в 2 раза и т.п. В течение 30-х годов из деревни было "выдавлено" 15 - 20 млн. человек, что позволило увеличить численность рабочего класса с 9 до 24 млн. человек.Была создана целостная система массированной перекачки финансовых, материальных, трудовых ресурсов из аграрного сектора в индустриальный, т.е. коллективизация создала необходимые условия для индустриального скачка, в этом ее главный результат.

По объему промышленного производства СССР в конце 30-х годов вышел на 2 место в мире после США (в 1913 г. - 5 место). Сократилось отставание от развитых капиталистических стран по производству на душу населения: с 5 - 10 до 1,5 - 4 раз. СССР стал одной из трех - четырех стран мира, способных производить любой вид промышленной продукции, доступной в то время человечеству. Созданный в этот период экономический потенциал стал основой победы Советского Союза в Великой Отечественной войне.

Но скачок в развитии тяжелой индустрии был куплен ценой отставания в легкой промышленности, стагнации аграрного сектора, сверхцентрализации экономической жизни, предельного ограничения сферы деятельности рыночных механизмов: в стране утвердилась мобилизационная хозяйственная модель.

Форсированный индустриальный рост в условиях острой нехватки капиталов лимитировал возможности материального стимулирования труда, вел к разрыву экономических и социальных аспектов развития, что способствовало росту напряжения в обществе. Ускоренная индустриализация, сплошная коллективизация вели к усилению миграционных процессов, крутой ломке образа жизни огромных масс людей ("великий перелом"). Чтобы овладеть процессами, поставившими общество на грань гражданской войны, использовался мощный политико-идеологический прессинг. В 30-е годы уничтожаются остатки гражданских свобод, формируется "левототалитарный" режим . Вся экономика огосударствляется, государство и общество пронизываются партийным влиянием и идеологизируются.

Недовольство рабочих - следствие политики "затягивания поясов" - руководство сумело направить в русло "спецеедства". Роль громоотвода сыграли фальсифицированные "Шахтинский" (1928 г.) и последующие процессы, где главными виновниками экономических трудностей выступали "буржуазные специалисты". Другой формой апелляции к классовым чувствам рабочих стало провозглашение в конце 1929 г. курса на всемерное ускорение строительства социализма . Грандиозность планов оказывала мощное стимулирующее воздействие на рабочих, увлекая их идеей "скачка в социализм".

Режим смог опереться на значительную часть рабочих, бедных и часть средних крестьян. Творцами сталинской революции (наряду с бюрократическим аппаратом) стали партийные, чрезвычайные и карательные органы. Большая часть общества в 30-е годы была вовлечена в иерархическую систему идеологизированных организаций: в партию, комсомол, профсоюзы и др. Население поддерживалось в состоянии повышенной мобилизационной готовности при помощи массированных пропагандистских кампаний, массового террора, показательных судебных процессов над "врагами народа".

Массовый террор стал непременной чертой политической системы, методом управления, контроля и подавления. “Контингент" ГУЛАГа врос в экономику, обеспечивая дешевой рабочей силой "стройки социализма" и предостерегая недовольных от открытых выступлений. Общая численность заключенных в лагерях составляла: в 1941 г. - 1560000 чел., в 1947 г. - 1048127 чел.

Победоносное завершение войны, казалось, открывало простор переменам в стране. Возвращение к мирной жизни предполагало не только восстановление экономики, но и выбор путей этого процесса.

Напряженная дискуссия при рассмотрении в 1945 - 1946 гг. проекта IV пятилетнего плана завершилась крахом попыток добиться более сбалансированного развития народного хозяйства через повышение материальных стимулов к труду, смягчение волевых методов руководства. Это означало возврат к довоенной модели развития со всеми ее издержками и бесперспективностью. Ярким доказательством этого стал голод 1946 - 1947 гг., потрясший страну. В 1947 - 1953 гг. были воспроизведены те же экономические явления и тот же цикл, что и в 30-е годы.

Государственная политика в отношении крестьян так же не претерпела существенных изменений. В начале 50-х годов деревня была на грани разорения. Она не могла и дальше быть источником для финансирования "сверхпрограмм" промышленности.

Социальные программы были сведены до минимума. Кампании по снижению цен, как и денежная реформа 1947 г., имели политический эффект, но не повысили реальный уровень жизни людей.

Возврат к прежней тоталитарной модели еще более наглядно проявился в политической и духовной жизни общества. С 1946 г. начинается массированное наступление на инакомыслящих под флагом борьбы с "антисоветчиками", "террористами", представителями "западнических враждебных течений" в науке, литературе, искусстве и т.д.

Возобновляются массовые репрессии. "Ленинградское дело", "дело Госплана", "дело врачей" и другие стали лишь вершиной огромного айсберга репрессий послевоенных лет.

Послевоенные годы ознаменовались апогеем тоталитарного режима в СССР. Постоянно расширявшаяся зона подневольного труда, рассредоточенная между колхозной деревней, с одной стороны, и ГУЛАГом, с другой, создавала потенциальный источник социальной напряженности. Хотя репрессивная политика спасала пока режим от критического давления снизу, она не могла предотвратить сползание страны к кризисной черте. Единственный путь преодоления кризисных явлений, на развитие которого можно было рассчитывать в этих условиях, - путь реформ сверху. А главным барьером на этом пути была фигура вождя. В этом смысле Сталин был обречен, хотя ситуация завершилась самым естественным образом 5 марта 1953 г.