Предупреждение террористических актов. Предупреждение терроризма

В соответствии с Концепцией национальной безопасности Россия объявила борьбу с терроризмом важной составной частью как национальной безопасности нашей страны, так и безопасности мирового сообщества.

Бурный процесс саморазвития организованной преступности, в том числе террористической деятельности, породил расширение её границ. Организованные группы выезжают с территории преступного базирования на территорию преступного функционирования.

Чёткая характеристика терроризма как социально-правового явления послужит ориентиром для того, чтобы определить задачи, правовые, организационные и ресурсные аспекты борьбы с терроризмом в структуре разработки и осуществления крупномасштабных мероприятий, относящихся к любой сфере внутренней и внешней политики России. Иными словами, целесообразно установить и законодательно закрепить порядок, при котором каждое политическое, идеологическое, экономическое решение подвергалось бы экспертизе на антитеррористический эффект. Такой подход соответствовал бы положению о том, что борьба с терроризмом становится одной из приоритетных задач государства и общества . Как отмечалось выше, наличие очагов напряженности в России и вблизи её границ способствует нарастанию угрозы крупномасштабных террористических актов. Вот почему необходима всеобъемлющая системная стратегия противодействия данной угрозе, нацеленная на своевременное предупреждение и предотвращение терроризма, ликвидацию связанных с ним чрезвычайных ситуаций. В России для борьбы с терроризмом создана общегосударственная система мер, которая включает политические, профилактические, правовые и комплексные меры, реализуемые правоохранительными органами, спецслужбами и подразделениями других ведомств. Организация борьбы представляет собой сложную систему мер.

Прежде всего необходимо определить наиболее уязвимые объекты и города, для которых следует разработать и осуществить дополнительный комплекс мероприятий , а именно:

Заблаговременно создать необходимые ресурсы для оперативного реагирования на различные варианты террористических действий;

Обеспечить органы управления самой современной базой данных. Из-за чрезвычайной опасности применения террористами химического и биологического оружия наличие специальных сведений, расчётов и программ – необходимое условие для своевременного обнаружения и определения характера поражения;

Тщательно спланировать порядок действий по смягчению возможных последствий ЧС, связанных с актами химического и биологического терроризма;

Наладить эффективное взаимодействие объектовых формирований с органами и силами РСЧС, включая силы СНЛК, медицины катастроф, правоохранительных органов, пожарной охраны и служб жизнеобеспечения, участвующих в ликвидации ЧС;

Отработать систему управления спасательными и другими неотложными работами при применении террористами химического и биологического оружия.

Учитывая особую опасность последствий применения современных фосфорорганических ОВ на объектах с большим скоплением населения (станции метро, аэропорты, железнодорожные вокзалы), целесообразно сформировать в наиболее крупных городах России специализированные химико-биологические команды быстрого реагирования. Участие в них квалифицированных специалистов, оснащенных необходимыми средствами контроля, защиты, нейтрализации и оказания первой медицинской помощи, будет способствовать повышению эффективности работ по спасению жизни тысячам людей.

Пришло время развёрнуть активные научно-исследовательские работы по созданию специального оборудования для обнаружения химических и биологических агентов, включая аппаратуру дистанционного входного контроля пассажиров метрополитена, аэропортов и железнодорожных вокзалов; по поиску эффективных средств нейтрализации опасных агентов, медицинских средств оказания первой помощи.

Нельзя забывать и об обучении всех групп населения правилам поведения и порядку действий в условиях угрозы и применения террористами различных видов взрывчатых, химических, биологических и иных опасных для жизни веществ, а также о проведении разъяснительной работы среди населения по правилам безопасности и поведения при обнаружении ВУ и при очистке местности (объектов) от ВОП.

Разъяснительная работа среди населения по правилам безопасности и поведения должна быть направлена на исключение или сведение к минимуму человеческих жертв, нанесения ущерба здоровью людей и материальных потерь. Проводится она на государственном, региональном и местном уровнях.

На государственном уровне - в мирное и в военное время, при введении военного положения, при возникновении региональных конфликтов и высокой криминальной обстановке организуется представителями МЧС России, МВД России, ФСБ России, Минобороны России.

На региональном уровне – представителями региональных органов власти, МЧС России, МВД России, военных комиссариатов, а также воинских частей, назначенных для выполнения задач по очистке местности (объектов) от ВОП и обезвреживанию ВУ в период выполнения задач.

На местном уровне - представителями местных органов власти, МЧС России, МВД России, военных комиссариатов и специальных подразделений, предназначенных для очистки местности (объектов) от ВОП и обезвреживания ВУ на данной территории в период выполнения срочных заявок.

Разъяснительная работа среди населения осуществляется путём проведения совещаний, выступлений по радио, телевидению, в печати; проведения бесед; издания специальных плакатов, литературы, памяток; демонстрации кинофильмов по правилам безопасности при обнаружении подозрительных объектов, сумок, игрушек и т.д.

При проведении разъяснительной работы население информируется о ВОП и ВУ, которые могут встретиться, их внешнем виде, основных характеристиках; о возможных причинах, приводящих к взрывам; о возможных последствиях взрыва (радиусы поражения людей, разрушения объектов); о безопасных расстояниях и правилах безопасности при обнаружении ВОП или ВУ; о порядке эвакуации населения из опасной зоны; о действиях населения и должностных лиц при обнаружении ВОП или ВУ; о местах укрытия и лицах, ответственных за хранение, незаконное приобретение, изготовление, сбыт и хищения ВОП, ВУ.

Особо подчёркивается, что лица, обнаружившие ВОП или ВУ, должны немедленно сообщить о его местонахождении в территориальный отдел (отделение) милиции по телефону 02, или в службу спасения – 01, или в военный комиссариат. Им запрещается подходить к ВОП, ВУ, трогать их или сдвигать с места.

В целях предотвращения террористических проявлений также используются различные специальные криминалистические методы и средства. Это, например, запирающиеся устройства помещений и сейфы с оружием, боеприпасами, взрывчатыми материалами и ядами, исключающие возможность их бесконтрольного вскрытия преступными элементами. В этих целях часто используются всевозможные современные средства криминалистической идентификации. На предупреждения подготавливаемых террористических актов работают и мероприятия по обнаружению (с применением металлоискателей, служебных собак, газоанализаторов и т.п.) возможных закладок ВУ и огнестрельного оружия в местах работы и постоянных маршрутов передвижения охраняемых лиц, проведения съездов, собраний, торжественных заседаний, концертов и т.п.

Для этой цели чаще всего проводятся следующие мероприятия:

Патрулирование улиц городов и посёлков сотрудниками милиции и военнослужащими;

Проверка у подозрительных лиц документов;

Досмотр транспортных средств на дорогах работниками ГИБДД с целью обнаружения оружия, боеприпасов, ВУ, ВВ, ядов и наркотиков;

Досмотр сотрудников и других лиц, посещающих режимные объекты государственных предприятий, учреждений и организаций, работниками военизированной охраны;

- «зачистка» помещений и территорий парков, стадионов, жилых зданий, киноконцертных залов, театров и других мест массового скопления людей при проведении там мероприятий.

Данные меры проводятся сотрудниками ФСБ России, ОВД, дружинниками и представителями других спецслужб. При необходимости к проведению мероприятий привлекаются работники ДЭЗов, РЭУ и сами жильцы (под руководством старших по дому, подъездов).

Система антитеррористической защиты – антибомбинг – это комплекс профилактических мер предупреждения преступных проявлений террористического характера.

На предупреждение актов терроризма направлены:

Проверки силами работников МВД РФ и ФСБ РФ с привлечением соответствующих специалистов-криминалистов анонимных сигналов (писем, телефонных звонков) о минировании и возможном взрыве объектов транспорта (вокзалы, аэропорты, поезда, метрополитены, самолёты, трамваи, автобусы), жилых и административных зданий, промышленных объектов, вузов, школ и больниц;

Досмотр ручной клади, багажа и носильных вещей, а также спецконтроль пассажиров в аэропортах работниками охранных структур авиакомпании;

Специальный контроль почтовой корреспонденции, посылок и бандеролей работниками почтово-багажных служб;

Личный досмотр граждан, посещающих банки, торгово-промышленные компании и частные фирмы, в т.ч. с применением металлоискателей, работниками частных охранных структур и служб безопасности.

В аэропортах должен быть создан соответствующий контроль авиапассажиров, ручной клади и грузов для выявления радиоактивных материалов.

Оперативное руководство деятельностью по пресечению террористических и диверсионных акций осуществляется органами ФСБ РФ .

Необходимость и возможность профилактики террористической деятельности предписывается Федеральным законом «О борьбе с терроризмом», законодательством о правоохранительных органах, «Концепцией национальной безопасности» и другими нормативными документами. Согласно закону, субъектами борьбы с терроризмом являются Прокуратура Российской Федерации, Федеральная служба безопасности, Министерство внутренних дел, Служба внешней разведки, Федеральная служба охраны, Министерство обороны и Федеральная пограничная служба, Государственный таможенный комитет и другие федеральные органы в пределах своей компетенции, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, например Аэрофлот, Минатом, Министерство транспорта и т.д. Координацию деятельности субъектов осуществляет Федеральная антитеррористическая комиссия, контроль - Президент и Правительство Российской Федерации, а надзор за законностью проведения работы по борьбе с терроризмом осуществляет Генеральный Прокурор и подчиненные ему прокуроры. В рамках СНГ действует Антитеррористический центр, а в мире - широкая антитеррористическая коалиция государств.

Предупреждение и пресечение терроризма и уголовно-правовая борьба с ним предполагает разработку и реализацию большого комплекса мер, коррелируемых с комплексом его причин и условий. В этот комплекс могут входить меры политического, идеологического, социального, экономического, организационного, правового, оперативного, информационного, психологического и воспитательного характера.

Устранение, минимизация или блокирование причин и условий, способствующих совершению терроризма и других преступлений террористической направленности, является магистральным направлением предупреждения и пресечения террористической деятельности и более или менее успешной борьбы с ней. Это требует постоянного мониторинга и системного изучения меняющейся причинной базы терроризма, которые должны основываться на серьезной оперативной, информационной, аналитической и прогностической работе. Проблема безопасности от терроризма выходит на первый план, отодвигая на вторые позиции опасность военную. Не случайно в США при наличии мощных структур ФБР и ЦРУ в июне 2002 г. было принято решение о создании нового «интеграционного» департамента внутренней безопасности с бюджетом в 35 млрд долл. Сейчас становится известно, что оперативная информация о готовящихся терактах в Вашингтоне и Нью-Йорке в 2001 г. при соответствующей системной и профессиональной обработке была в определенной мере достаточной для надежного прогноза и принятия своевременных эффективных мер по предупреждению террористических атак гражданских самолетов. Однако этого не случилось. Какие-то звенья системы безопасности страны не сработали. Имеющаяся информация не была должным образом использована.

Анализ системы предупреждения терроризма после известных сентябрьских событий 2001 г. в разных странах, особенно в США, Великобритании, Германии и в России, показывает, что среди предпринимаемых мер пока доминируют силовые, военные и специально-разведывательные мероприятия. В этой работе почти не уделяется внимания вопросам изучения реальных причин и условий, способствующих возникновению и разрастанию терроризма, их устранению или минимизации. Не может не тревожить и то, что предпринимаемые меры нередко нарушают фундаментальные права человека (массовые задержания и обыски, прослушивание телефонных разговоров, поощрение националистических и расовых тенденций, подозрительности и доносительства, ковровые бомбардировки и другие насильственно-военные действия). Многие противопоставляют личную безопасность правам человека.

Мир вновь стоит перед проблемой ювелирного решения важнейшей двуединой задачи - эффективности правоохранительной деятельности и ее гуманности, результативной работы органов правоох-раны и строжайшего соблюдения фундаментальных прав человека, нового соотношения свободы и необходимости, свободы и безопасности, свободы и социально-правового контроля. В то же время массовые нарушения прав человека при проведении антитеррористических операций, нередко совершаемые без соответствующего правового обеспечения, могут не только помогать предупреждать террористические акты, но и способствовать нагнетанию про-террористических настроений, что неоднократно подтверждалось в Чечне.

Терроризм является наиболее опасной формой экстремизма. Поэтому своевременная борьба с экстремистскими проявлениями представляет собой важную антитеррористическую профилактическую меру. О борьбе с экстремизмом, национализмом и другими крайне радикальными течениями (например, скинхеды) в России как предпосылками террористической деятельности говорится давно. Исполнительной властью предпринимались и предпринимаются попытки законодательного решения этой борьбы. Но они не находили необходимой поддержки в определенных слоях общества. Некоторые партии видят в этом стремление властей поставить под контроль оппозиционную деятельность. Однако, как бы ни воспринимались эти попытки, борьба с экстремистскими течениями крайне необходима. В 2002 г. был принят закон «О противодействии экстремистской деятельности». Необходим определенный запрет на пропаганду экстремистской идеологии.

Эффективными мерами борьбы с терроризмом, особенно его предупреждения, могут быть:
- жесткий социально-правовой контроль за хранением и оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, ядерных взрывных устройств, радиоактивных, химических, биологических, взрывчатых, токсических, отравляющих, сильнодействующих, ядовитых веществ;
- работа по выявлению и ликвидации источников финансирования террористической деятельности (известны несколько таких источников: поддержка отдельных государств-изгоев, спонсорство коммерческих структур, помощь преступных сообществ и других формирований организованной преступности, самофинансирование в виде легальной и криминальной коммерческой деятельности);
- осуждение насилия, применяемого в политических, экономических, национальных и религиозных целях, а также пресечение распространения в печати технологий изготовления и применения взрывных устройств и других средств террористической деятельности;
- расширение активного международного сотрудничества на различных уровнях в общей борьбе с национальной и транснациональной террористической деятельностью; обмен информацией и совместные действия спецслужб разных стран в целях активной и предметной борьбы с распространением терроризма в разных странах, регионах и в мире в целом;
- создание эффективной системы просвещения граждан в духе уважения и терпимости к иным социокультурным, этническим, национальным и религиозным традициям и особенностям разных народов, населяющих нашу многонациональную и многоконфес-сиальную страну.

Особое место в антитеррористическом просвещении должны занимать телевидение и другие средства массовой информации, так как большая часть совершаемых терактов специально рассчитана на массовый отклик СМИ. Они не должны выступать вольными или невольными пособниками террористов и распространять их идеи, как это было на НТВ во время первой антитеррористической операции в Чечне, когда под флагом критики военных действий федеральных властей телеканал систематически представлял трибуну чеченским террористам.

Необходимо решение внутренних и международных социальных, религиозных, этнических, экономических проблем, которые могут вызвать террористические проявления. Нужна социальная программа нейтрализации негативных последствий глобализации. В ней особое внимание должно быть уделено слаборазвитым странам с традиционным укладом жизни.

Особая роль в противодействии терроризму принадлежит правовой и уголовно-правовой борьбе. Ее тенденции хотя и неполно и с заметным отставанием, но коррелируют с тенденциями террористической активности.

Интенсификация терроризма после Второй мировой войны и «холодной» прогнозировалась и в мире, и отдельных странах. В 1970-е годы ООН были приняты конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, о борьбе с захватом заложников; в 1990-е - о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения, Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма и Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом. Всего 12 конвенций и ряд резолюций.

Криминологически значимым документом является резолюция VIII конгресса ООН «Меры по борьбе с международным терроризмом», в которой рассмотрены наиболее актуальные вопросы: международное сотрудничество в целях эффективного и единообразного предупреждения терроризма и борьбы с ним, юрисдикция, выдача, взаимная помощь и сотрудничество, неприменимость оправдательных аргументов, действия государств, потенциальные объекты нападений с высокой степенью уязвимости, контроль за оружием, боеприпасами и взрывчатыми веществами и судей и работников уголовного правосудия, защита жертв, защита свидетелей, обращение с правонарушителями, роль средств массовой информации, кодификация международного уголовного права и учреждение международного уголовного суда, повышение эффективности международного сотрудничества. Многие положения этой резолюции реализованы. Однако это не останавливает терроризм в мире и отдельных регионах.

Та же тенденция просматривается и в России. В 1994 г. УК РСФСР был впервые дополнен ст. 213-3 об ответственности за терроризм, а в 1996 г. в новый УК РФ введены ст. 205 под тем же наименованием и ряд других статей, предусматривающих ответственность за иные формы террористической деятельности. В 1997 г. был издан указ Президента Российской Федерации о мерах по усилению борьбы с терроризмом, а в 1998 г. принят Федеральный закон «О борьбе с терроризмом». В эти годы была создана Межведомственная антитеррористическая комиссия, а позднее и другие организационные структуры в рамках СНГ. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН» от 28 сентября 2001 г. требует поставить преграды финансированию террористической деятельности. Аналогичные тенденции наблюдались и в других странах Запада. Но принимаемые меры также не дают желаемых результатов. Необходима разработка более эффективных мер, в том числе и уголовно-правового характера. В УК РФ кроме прямых статей, предусматривающих ответственность за те или иные формы террористической деятельности, есть еще около четырех десятков статей, в которых описаны деяния, прямо не являющиеся террористическими, но их совершение облегчает осуществление террористической деятельности или способствует достижению террористических целей. Эффективная и своевременная борьба с ними служит эффективному предупреждению прямых преступлений террористической направленности. Вот их перечень:
- преступления против общественной безопасности - захват заложника; нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики; приведение в негодность объектов жизнеобеспечения; нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ; нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах; нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, воспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий; незаконное обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами; хищение или вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ; незаконное приобретение, передача сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; хищение и вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств;
- экологические преступления - нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, правил обращения с экологически опасными веществами и отходами, правил безопасности при обращении с микробиологическими либо с биологическими агентами или токсинами, ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений; загрязнение вод, атмосферы, морской среды; нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов;
- преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта - нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта;
приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения; нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов; нарушение международных полетов;
- преступления в сфере компьютерной информации - неправомерный доступ к компьютерной информации, создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ;
- преступления против основ конституционного строя и безопасности государства - государственная измена, шпионаж; насильственный захват власти или насильственное удержание власти, вооруженный мятеж, диверсия; возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды; разглашение государственной тайны; утрата документов, содержащих государственную тайну;
- преступления против порядка управления (незаконное пересечение государственной границы России) и преступления против порядка военной службы - нарушение правил боевого дежурства, правил несения пограничной службы, уставных правил караульной службы, правил полетов и подготовки к ним, правил кораблевождения;
- преступления против мира и безопасности человечества - планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны, производство или распространение оружия массового поражения и другие деяния.

Физическая, технологическая, юридическая и уголовно-правовая охрана перечисленных объектов возможной террористической деятельности является особо значимой в условиях, когда террористы ищут все новые и нетрадиционные формы террористических акций.

Интернационализация современной жизни людей сопровождается транснационализацией преступности и распространением ее типичных закономерностей, тенденций и форм на другие регионы и страны. А это требует интернационализации борьбы с преступностью, поскольку контролировать ее транснациональную составляющую на уровне отдельных государств практически невозможно.

Отсутствие в той или иной стране борьбы с каким-то видом преступной деятельности, например с отмыванием «грязных» денег, организованной преступностью, наркобизнесом, терроризмом и т.д., делает данную страну желательной не только для «своих», но и «чужих» преступников.

Глобализация мира, транснационализация преступности делают расширение международного сотрудничества в этой области неизбежным. А оно может быть осуществлено лишь при наличие координирующих международных организаций и международно-правовых установлений. Эти функции взяли на себя ООН, Интерпол, Европол, неправительственные международные организации. Важно, чтобы они сохранили и усилили свою деятельность. Большие возможности в борьбе с терроризмом могут быть у НАТО при ее трансформации из военной организации в структуру европейской безопасности, действующую под руководством СБСЕ и ООН. Однако есть симптомы ослабления ООН. Ее роль постепенно сокращается и подменяется иными наднациональными органами ведущих стран мира.

Мы продолжаем жить в условиях войн и вооруженных конфликтов, непрерывных вспышек социальной, расовой, национальной и религиозной вражды, невиданного разгула терроризма, насилия, грабежа, обмана, технологических и экологических бедствий и других форм современной преступности. Человеческое сообщество нередко оказывается бессильным перед ней. Чудовищные террористические акты в самой могучей стране мира в сентябре 2001 г. поставили мировое сообщество и его отдельные страны перед серьезным выбором. Выход из криминального капкана, в который человечество себя загнало в XX столетии, лежит в ювелирном решении сложной двуединой задачи эффективности и гуманности, жесткого социально-правового контроля при строжайшем соблюдении фундаментальных прав человека, нового понимания соотношения свободы и необходимости, свободы и безопасности, свободы, безопасности и социально-правового контроля.

Целесообразно принять новый международный документ, в котором акты международного терроризма следует отнести к числу преступлений против человечества, а следовательно, подлежащих наказанию, в том числе и международным сообществом, действующим при посредстве созданных им в соответствии с международным правом органов и учреждений. Нельзя согласиться с точкой зрения, в соответствии с которой преследование актов терроризма, как и других уголовных преступлений, относится только к компетенции суверенных государств.

Не отрицая права государства квалифицировать акты терроризма, совершаемые отдельными лицами или их организациями, в том числе и международными, как преступления и соответственно вводить уголовные наказания за их совершение, принципиально важно установить в новом документе ответственность государства за проведение политики, направленной на поддержку международного терроризма, террористических организаций и лиц, совершивших или подготавливающих террористические акты. Следует исходить из того, что именно государство несет ответственность за деятельность своих органов, даже в том случае, когда они ненадлежащим образом выполняют свои обязанности. Ответственность государства, как известно, возникает тогда, когда им нарушаются нормы международного права, обеспечивающие мирное существование суверенных государств, права и свободы человека и гражданина.

Санкции к государству, которое нарушило нормы международного права, могут исходить от одного государства или нескольких, а в случаях, относящихся к международному терроризму, от всего международного сообщества в лице Организации Объединенных Наций. Государство, в случае признания им нарушения норм и принципов международного права, обязано устранить нарушение.

Должен быть разрешен вопрос о том, кому принадлежит право предъявлять суверенным государствам подлежащие обязательному удовлетворению требования, относящиеся к международному терроризму. Очевидно, что, как это следует из Устава Организации Объединенных Наций, это право принадлежит исключительно Совету Безопасности, который вправе принимать решения, обеспечиваемые принудительной силой всех государств - членов ООН. Это надо рассматривать как одну из существенных гарантий прав суверенных государств.

Суверенные государства в соответствии с общепринятыми нормами международного права могут самостоятельно принимать любые меры безопасности, которые считают необходимыми на своей территории в связи с угрозами международного терроризма. В международном документе должно быть подтверждено, что государства самостоятельно или совместно с другими государствами вправе принимать меры военного характера в отношении поддерживающего международный терроризм государства только с санкции Совета Безопасности ООН. Это должно оградить права любого суверенного государства со стороны отдельной страны или даже ряда стран, которые под предлогом борьбы с международным терроризмом проводят, в сущности, политику, диктуемую их эгоистическими интересами.

В международном документе следует предусмотреть и возможность уголовной ответственности перед международным судом физического лица. Оно может нести ответственность перед национальными органами правосудия, но, если государство оказывается не в состоянии привлечь к ответственности тех или иных лиц, в частности, из-за того, что они занимают или занимали высокое положение в государстве, правосудие должно осуществляться судебными органами, создаваемыми международным сообществом.

В ближайшем будущем человечество может видеться как свободное демократическое общество, но с надежным дифференцированным и жестким социально-правовым контролем за реальными и возможными криминальными процессами. Самоограничиться заставит страх перед диктатурой растущей и наглеющей общей, организованной и террористической преступности. Речь идет не об иррациональном страхе индивида за свою жизнь, а об осознанном страхе человеческой цивилизации за свое существование. И это осознание уже приходит.

Информация о 18 террористах-смертниках, якобы готовящих террористические атаки в крупных российских городах, всколыхнула Татарстан, а за ним и всю страну. Накануне, в День МВД, подобные сообщения получили десятки тысяч казанцев через мессенджеры в смартфонах и соцсети.

Впоследствии тексты рассылки стали изменяться, но смысл их оставался прежним: «Знакомой из школы, где учится ее ребенок, прислали предупреждение: Уважаемые родители, примите, пожалуйста, к сведению. По информации МВД, в РФ заслано 18 террористов-смертников, в ближайшие выходные возможен теракт в крупных торговых центрах. Предупредите знакомых и близких. Пожалуйста, отнеситесь серьезно, у нас усиление очень мощное. Информация от полицейских». В различных вариантах «школа» была заменена на «детский сад», в качестве источника указывалась либо полиция, либо служба безопасности метрополитена.

По данным местных медиа, подобные «оповещения» о терактах начали появляться еще в минувшие выходные, однако массированная атака через WhatsApp и соцсети была совершена накануне. Первые сообщения о якобы готовящихся терактах появились во «ВКонтакте» в районе 10.00 мск.

Сегодня, как следует из графика, волна подобных заметок пошла на спад.

По информации журнала «Татарстан» , рассылка приходила родителям школьников и воспитанников детских садов. Впоследствии информация о якобы готовящихся терактах была широко растиражирована в крупнейших пабликах во «ВКонтакте».

Сейчас в соцсетях можно найти более десятка подобных сообщений, обрастающих все новыми и новыми подробностями: некоторые пишут, что о готовящемся теракте сообщала «телефонограмма из Москвы»; упоминаются боевики запрещенной в России группировки ИГИЛ; говорится о взятии под охрану мечетей, церквей, заводов и ТЦ Татарстана.

Беспокойство в соцсетях и за их пределами возрастало так быстро, что МВД по Республике Татарстан поспешило распространить опровержение : «В связи с возрастающим количеством сообщений в различных социальных сетях о якобы готовящихся в Татарстане диверсиях и терактах МВД по Республике Татарстан официально заявляет, что эта информация не соответствует действительности».

По убеждению силовиков из Татарстана, оперативная обстановка в республике находится под контролем, подразделения органов внутренних дел несут службу в штатном режиме. При этом в Москве после сообщений о возможных терактах меры безопасности были усилены: накануне начальник Главного управления МВД по Москве Анатолий Якунин сообщил, что полиция переведена на усиленный режим работы «в связи с угрозами, которые поступают из различных источников». По словам Якунина, эти угрозы могут быть связаны с экстремистской деятельностью. «Мы работаем в усиленном режиме и эту работу будем продолжать до особого распоряжения», — сказал Якунин.

Отдельное заявление сделала в инстаграме официальный представитель МВД Елена Алексеева: «В министерстве внутренних дел РФ знают о рассылке подобных сообщений. Изначально информация начала распространяться в Республике Татарстан и к завершению дня дошла до столицы». В беседе с «Газетой.Ru» она добавила, что в настоящее время силовики выясняют, кто и зачем распространял эту информацию.

Рассматривая проблему предупреждения терроризма, следует отметить, что для решения данной проблемы используются общепринятые меры для предупреждения преступности в целом: общие, направленные на реализацию антикриминогенного потенциала в обществе, и специальные, которые направлены непосредственно на недопущение преступности. Требин М.П. Терроризм в XXI в. / М.П. Требин. - М.: Эксмо, 2003. - С. 209

Общие меры включают:

1. осуществляемое совместно с сотрудниками милиции и военнослужащими внутренних войск патрулирование улиц, парков и скверов, электропоездов и поездов дальнего следования, объектов метрополитена и иных видов общественного транспорта (автобусов, трамваев, троллейбусов) в целях выявления предметов, веществ, запрещенных к перемещению, подозрительных лиц, появляющихся рядом с военными, государственными объектами и объектами жизнеобеспечения;

2. досмотр работниками ГИБДД, а также иными нарядами милиции, участвующими в профилактических мероприятиях, автотранспортных средств, водителей и пассажиров на дорогах, автостоянках, площадках, тротуарах, возле жилых зданий, государственных учреждений, предприятий, организаций, особо важных объектов;

3. организация служебного досмотра охраняемых территорий и помещений работниками частных охранных структур;

4. пограничный и таможенный контроль пассажиров, багажа, ручной клади, личный досмотр;

5. проверка жилых помещений и правомерности проживания граждан, пустующих квартир, чердаков и подвалов, помещений, сдаваемых внаём;

6. организация участковыми инспекторами милиции совместно с жилищными органами в жилом секторе городов и населенных пунктов, дежурств населения, народных дружин, частных охранных предприятий и служб безопасности, автовладельцев;

7. проведение разъяснительной работы среди жильцов, организация дежурства граждан и контроля за обстановкой возле жилого сектора участковыми инспекторами органов внутренних дел;

8. осуществление сотрудниками лицензионно-разрешительной системы периодических и внезапных проверок объектов разрешительной системы (мест хранения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, предприятий, организаций, изготовляющих и реализующих пиротехнические средства), атомной и энергетической промышленности, жизнеобеспечения и других объектов повышенной опасности;

9. служебный досмотр торговых точек, оптовых рынков и продукции, получаемой партиями, а также хранящейся в боксах, камерах хранения.

Специальные мероприятия представляют собой комплексные меры по предотвращению террористических актов. Широкомасштабные комплексные операции проводятся сегодня в крупных городах, регионах Российской Федерации, в том числе в Северо-Кавказском регионе. Особенность таких операций заключается в том, что они зачастую носят затяжной характер. Кроме сил милиции общественной безопасности в них участвуют сотрудники ОМОН, СОБР, уголовного розыска и т.д. К данным операциям можно отнести: Требин М.П. Терроризм в XXI в. / М.П. Требин. - М.: Эксмо, 2003. - С. 211

Комплексные мероприятия профилактического характера под условными наименованиями "Вихрь", "Динамит", "Антитеррор" и др.;

Крупномасштабные мероприятия, например "Вихрь-Антитеррор";

Оперативно-служебный досмотр и обследование помещений и территорий вокзалов, аэропортов, парков, стадионов, концертных залов и других мест массового скопления людей перед проведением общегосударственных и спортивных мероприятий;

Оперативно-служебный досмотр и обследование местности - улиц, дворов, а также квартир, домов, хранилищ промышленной и сельскохозяйственной продукции, предприятий, энергообъектов и электрооборудования (уличных приборов, щитов) и т.д.;

Проверки по выявлению фактов несоблюдения правил учета и регистрации граждан и созданию системы "жесткой регистрации" перемещения иногородних граждан.

Надо отметить, что в целом меры по предупреждению терроризма можно классифицировать следующим образом:

Законодательные;

Административно-правовые;

Уголовно-правовые;

Социальные;

Финансово-экономические;

Политические;

Военные;

Пропагандистские;

Профилактические и др. Горбунов Ю.С. Терроризм и правовое регулирование противодействию ему / Ю.С. Горбунов. - М.: Молодая Гвардия, 2008. - С. 218

Вместе с тем, важнейшим аспектом для формирования адекватной терроризму ответной государственной стратегии является рассмотрение последнего не только в криминологическом аспекте предупреждения, выявления и пресечения преступлений, но и в целом - в рамках общей системы обеспечения безопасности, представляющей собой многофункциональный и многоуровневый механизм. Следует отметить, что особую роль в реализации системы предупреждения и борьбы с терроризмом отводится негосударственным структурам безопасности, которые осуществляют: Полежаев А.П., Савелий М.Ф. Терроризм и антитеррористические меры (организация, методы и средства). Вопросы и ответы / А.П. Полежаев. - М.: МВД России, 2003. - С. 97

1. своевременное информирование правоохранительных органов о подозрительных лицах, фирмах, конкретных фактах;

2. участие групп быстрого реагирования негосударственных охранных структур в силовой поддержке при проведении правоохранительными органами крупномасштабных оперативных мероприятий (задержания, аресты, обыски, выемки, обеспечение понятыми и т.д.);

3. публикации в прессе и выступления по телевидению в качестве экспертов бывших сотрудников правоохранительных органов, хорошо знающих проблему борьбы с терроризмом;

5. организацию общественных мероприятий (конференций, "круглых столов", семинаров и др.) с привлечением представителей государственных правоохранительных органов и спецслужб;

6. привлечение в кризисных ситуациях сотрудников частных охранных предприятий для патрулирования жилых кварталов крупных городов;

7. участие в международных общественных комитетах и движениях по борьбе с терроризмом;

8. разработку, производство и поставку негосударственными предприятиями для правоохранительных органов и спецслужб, для других частных охранных предприятий специальной техники, предназначенной для выявления оружия, взрывных устройств и взрывчатых веществ, а также взрывозащитных средств (к примеру, блокираторов радиовзрывателей). Оборудование этой техникой контрольно-пропускных пунктов в местах скопления людей.

Ряд отечественных исследователей высказали мнение о необходимости внести дополнения и изменения в соответствующие статьи Уголовного кодекса в целях повышения эффективности предупреждения и совершенствования мер борьбы с терроризмом Требин М.П. Терроризм в XXI в. / М.П. Требин. - М.: Эксмо, 2003. - С. 793. Суть этих изменений и дополнений, в общем виде, в следующем: уточнить понятие терроризма; ввести понятие организованного террористического сообщества (организованной террористической группы); установить в УК России уголовную ответственность за ряд новых преступлений, например за распространение информации, содержащей указания по совершению террористических действий, а также за международный терроризм и др.; предусмотреть в УК РФ специфические формы соучастия и пособничества: передача необходимой информации террористам, представительство их интересов и др.; ввести особое процессуальное производство по таким делам, способное обеспечить сохранение конфиденциальной информации об участниках уголовного процесса, в целях обеспечения их безопасности; скорректировать содержание статей УК РФ, описывающих составы, обладающие признаками террористических действий.

Вместе с тем, стратегия предупреждения терроризму должна включать в себя грамотную информационную политику средств массовой информации. В настоящее время специалистами различных областей знаний (юристами, философами, теологами, психологами, медиками и др.) отмечается тенденция оказания отрицательного влияния определенных информационных продуктов на психологические и, как следствие, поведенческие установки населения (пропаганда в средствах массовой информации жестокости, насилия, морально-деформированных стереотипов поведения и т.п.).

Задачи органов внутренних дел при взаимодействии со средствами массовой информации заключаются в следующем:

Способствовать развенчанию террористов как обычных преступников;

Ограничить предоставленные средствами массовой информации данных о заложниках (не указывать их количество, национальность, должность, состояние здоровья и другую личностную информацию);

Ограничить информацию о тактике проведения специальной антитеррористической операции, а также об успешных или неудачных актах терроризма, чтобы другие террористы не воспользовались этим опытом;

Установить источники дезинформации, задача которых - ввести в заблуждение представителей средств массовой информации.

Перечисленные задачи решаются не в ущерб свободе прессы, а для того, чтобы средства массовой информации не стали вопреки их воле объектом манипуляций, направленных на достижение целей терроризма.

Не менее важную роль в предупреждении террористических актов играет участие гражданского общества. Так, в январе 2007 года на основе полученной от зарубежных партнеров информации об угрозе теракта в одном из российских городов на наземном транспорте и в метрополитене по решению Федерального оперативного штаба были усилены административно-режимные, оперативно-розыскные и иные меры, а также было оповещено население. Через СМИ граждан призвали повысить бдительность, тут же сообщать в органы правопорядка обо всем, что вызывает подозрение. В результате, только в Москве на "телефоны доверия" ФСБ и МВД поступило более 150 обращений граждан, а специалисты-взрывотехники свыше пятисот раз выезжали на обследование подозрительных предметов. Журавель В., Король Н., Полуев А. 2006 г. Противодействие терроризму / В. Журавель, Н. Король, А. Полуев. - М.: Эксмо, 2007. - С. 207

Хорошей профилактикой террористических проявлений на Северном Кавказе является становление гражданской российской нации, что предполагает ряд социально-экономических условий: экономический рост, восстановление социальных гарантий населению, борьбу с тотальной коррупцией властных структур, укрепление федеральной вертикали власти и т.д.

Однако это достаточно длительный процесс, актуально же главной угрозой социально-политической стабильности в регионе выступает исламский экстремизм, стремящийся нелегитимными средствами объединить народы Кавказа под знамением "истинного ислама" и вывести их из состава Российской Федерации. В этой ситуации национализм малых народов может быть использован как меньшее зло против исламского радикализма, идеология которого простирается за рамки отдельного этноса и носит ярко выраженный мессианский характер.

Вопросам формирования системы противодействия терроризму была посвящена II Всероссийская научно-практическая конференция "Роль федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, бизнес-сообщества и СМИ в формировании системы противодействия идеологии терроризма, разработке и осуществлении мероприятий по информационному противодействию терроризму", прошедшая 13-14 октября 2010 года в МГУ имени М.В. Ломоносова. Участники подготовили большое количество докладов по проблемам терроризма, таким как экстремизм в молодежной среде, этноконфессиональный экстремизм, формирование идеологии антитерроризма, роль СМИ, органов самоуправления, государственной власти, бизнес-сообщества в противодействии терроризму.

Также в мае 2011 года планируется проведение Всероссийской научно-практическая конференции "Противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде как стратегический фактор развития современного общества", которая рассмотрит вопросы формирования антитеррористического сознания молодежи и противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде. Большая работа проводится в отношении совершенствования законодательства по вопросам противодействия терроризму. В частности, в октябре 2010 были приняты парламентом поправки к Уголовному кодексу РФ, направленные на то, чтобы повысить механизмы уголовно-правовой защиты граждан от актов терроризма, данные поправки предусматривают усиление ответственности за террористическую деятельность и за пособничество в совершении теракта.

Законопроект устанавливает уголовную ответственность за пособничество в совершении теракта как самостоятельный состав преступления. Ужесточается наказание за террористический акт, и становятся более суровыми критерии для условно-досрочного освобождения тех, кто осужден за преступления террористического характера. До сих пор у них было право обратиться с просьбой об условно-досрочном освобождении, отсидев две трети назначенного им срока. Теперь никакого разговора об условно-досрочном освобождении и быть не может до тех пор, пока террорист не отбыл в местах лишения свободы три четверти своего срока наказания.

Итак, мы ознакомились с мерами противодействия и профилактики терроризма. Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что главным моментом при решении вопросов профилактики терроризма является ясное представление о принципах противостояния террористической деятельности. Это профилактика терактов, основанная на обязательном следовании тактике антитеррора. При этом работа в данном направлении может оказаться успешной только в том случае, если будут предприниматься комплексные меры, основанные на непосредственной работе правоохранительных и силовых структур при поддержке негосударственных структур безопасности, гражданского общества с опорой на СМИ.