Открытый урок на тему:«Работа с начинающими в классе гитары. План-конспект вводного занятия «Знакомство с гитарным искусством

Ларина Оксана Валентиновна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Камбарская ДШИ"
Населённый пункт: Удмуртская Республика, г.Камбарка
Наименование материала: Конспект открытого урока
Тема: "Развитие и совершенствование навыков игры на гитаре"
Дата публикации: 20.06.2016
Раздел: дополнительное образование

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Камбарская детская школа искусств»
Открытый урок

Развитие и совершенствование навыков игры в классе гитары.
преподаватель по классу гитара Ларина О.В. 2016г.

Открытый урок преподавателя по классу гитары Лариной О.В.

Тема урока: Развитие и совершенствование навыков игры в классе

гитары.

Дата, время проведения- 18.03.2016г.

Место проведения- ДШИ г.Камбарка

1.Введение


Навык- умение, выработанное упражнениями, привычкой (толковый словарь С.И. Ожегова). Навык- деятельность, сформированная путём повторения и доведения до автоматизма. Овладев необходимыми навыками для работы, человек выполняет свою работу быстрее, эффективнее, качественнее (Википедия).


Первоначальные навыки игры на инструменте закладываются в младших классах. Именно этот период является основной для дальнейшего развития музыканта- исполнителя. Задача педагога правильно организовать учебный процесс, который включает в себя: правильная посадка, постановка игрового аппарата, музыкально- слуховых и метроритмических представлений, приёмы и способы звукоизвлечения, координация рук, при этом необходимо учитывать индивидуальные особенности ученика. Не следует перегружать ученика нотным и методическим материалом, лучше постепенно закреплять и развивать каждый навык в игре, таким образом, соблюдается принцип последовательности и рациональности в обучении. Репертуар, на основе которого решаются учебные задачи по освоению игры на гитаре также является одним из направлений для дальнейшего развития и совершенствования навыков игры на инструменте. Урок проходит в рамках аттестационных мероприятий преподавателя. В данном конспекте отражена структура открытого урока, его план. В ход урока могут быть внесены изменения, обусловленные, уровнем подготовки ученика, его психологическим настроем и прочими обстоятельствами. Краткая характеристика творческого и жизненного пути композиторов, исполняемых на уроке произведений, представляется преподавателем на первом уроке изучения произведений. Эти сведения используются на уроке в беседе с учеником.
2.Цель урока:
Развитие и совершенствование навыков игры в процессе обучения.

Задачи

Развивающие:
1. Развитие у ученика исполнительского мастерства; 2. Развитие индивидуальных способностей: памяти, музыкального мышления, слухового контроля; 3. Развитие интереса к музыкальному творчеству.
Обучающие:
1. Закрепление теоретических знаний; 2. Обучение навыкам поэтапной работы над музыкальным произведением.
Воспитательные:
1. Воспитание целеустремлённости и настойчивости в овладении технических приёмов. 2. Воспитание эстетического вкуса, любви к музицированию.
3.Краткая характеристика урока (тип урока, методы и принципы,

представление ученика)

Тип урока:
комбинированный урок получения и закрепления новых знаний и навыков
Методы:
показ, прослушивание, анализ, беседа, упражнения.
Основные методические принципы:
- принцип единства художественного и технического развития; - принцип постепенности и последовательности; - принцип всестороннего развития учащегося, посредством работы над содержанием и художественным образом произведений; - принцип индивидуального подхода в работе с учащимся; Участник урока - Старков Алексей,учащийся 3 класса гитары, ОП художественно- эстетической направленности. Алексей имеет средние музыкальные данные.

4.Ход урока:

4.1.Организационный момент. (1 этап)
Цель этапа- настрой учащегося на эффективную учебную деятельность. Сообщение темы урока. Задача: Создать благоприятную творческую обстановку на уроке. Объяснить значимость темы.
4.2. Гамма До мажор. (2 этап)
Цель этапа - Техническое развитие ученика. Задачи: 1. Приобретение навыков позиционной игры, координации пальцев правой и левой рук исполнительской техники. 2. Закрепление изученных теоретических знаний. Проигрывание учеником гаммы До мажор в две октавы в аппликатуре,А.Сеговии, приёмом апояндо, применяя репетиции пальцев i-m. Замечания:- при игре гаммы ученик допускает неточности в аппликатуре правой руки в нисходящем движении; - при смене позиции теряет непрерывность исполнения. Работа над исправлением недостатков в исполнении гаммы. Очень важный момент в технике гитариста смена позиций. Более подробно остановимся на организации исполнительских движений левой руки: - большой палец левой руки при переходе в другую позицию не пережимать, переход происходит при неизменном положении кисти («кистевое движение»); - не нужно делать сильного нажима на лады, чтобы не было мышечного утомления; - пальцы приподнимаются над струнами на минимальное расстояние, чтобы быть подготовленными на следующую ноту (играем ноту си во ΙΙ позиции- смотрим на ноту до V позиции). - отрабатываем смену позиции в виде упражнения из «Школы игры на гитаре» Э.Пухоль, урок №65 Проигрывание гаммы. Прошу ученика проследить за ровностью звучания, обратить внимание на точное чередование пальцев i-m в нисходящем движении, направляю слух ученика на динамическое прослушивание.
В результате проделанной работы ученик справляется с поставленными задачами. Играем гамму в медленном темпе ровно, свободно, динамично. Когда решены проблемы с организацией исполнительских движений левой и правой руки можно приступать к разучиванию гаммы с различными ритмическими вариантами. Проигрывание каденции. Для удержания темпа гамма проигрывается под метроном.
4.3. А.Иванов-Крамской. Этюд E-dur.
Проверка результата домашней работы. Исполнение этюда. Анализ исполнения. Перед началом работы над этюдом проговариваем, что такое этюд. Этюд- инструментальная пьеса, предназначенная для развития техники исполнителя. Каждый этюд заключает в себе определенные технические трудности и служит для их преодоления. Этюды пишутся на определенный вид техники: легато, арпеджио, тремоло, аккорды и т.д. Данный этюд основан на самый распространенный прием игры на гитаре – арпеджио. На предыдущих уроках над этюдом была проделана определенная работа: детальный разбор, отработка правильной аппликатуры, выучивание наизусть. Проигрывание этюда. Определяем технические сложности, возникшие при исполнении: - не все звуки арпеджио звучат чисто и ровно. Чтобы облегчить проработку этого недостатка, играем аккорды, которые исполняет левая рука. Далее исполняется арпеджио правой рукой. Играем в медленном темпе, добиваясь ровного, непрерывного звучания, максимальной чистоты, музыкальной выразительности. Для удержания темпа этюд проигрывается под метроном.
4.4 М.Каркасси. Рондо Е - dur (4 этап)
Цель этапа- Подготовка к концертному выступлению. Развитие и совершенствование навыков работы над произведением крупной формы. Задачи: Совершенствование исполнительского мастерства, формирование навыков концертных выступлений.
Проверка результата домашней работы. Анализ исполнения. Перед началом работы над данным рондо были обговорены: происхождение формы, его строение, характер. Рондо относится к сочинениям крупной формы, в которой главная тема (рефрен) чередуется с эпизодами. Начинается и заканчивается рондо рефреном, образуя замкнутый круг. Происхождение рондо связано с народной песенно- танцевальной музыкой. Рондо в переводе с французского- круг, хоровод. Формула данного рондо- АВАСАВА А (рефрен)- Е – dur, В (1 эпизод)- Е – dur, С (2 эпизод)- А – dur. Рондо выдержано в светлом, лёгком, танцевальном характере. Размер 6/8 имеет жанровые признаки Тарантеллы: покачивающие интонации, второй голос имитирует звучание тамбурина, бубна. Танцевальность подчёркивает второй голос в 1 эпизоде, 2 эпизод выдержан в характере рефрена. Проигрывание рондо. Определение недостатков в исполнении: нет единого темпа, лёгкости звучания при переходе рефрена на 2 эпизод. Достижение единого темпа- работа с метрономом. Играем в медленном темпе, постепенно ускоряя движение. Доводим до темпа, который отражает характер рондо. Главное в исполнении- ощущение целостности развития произведения. Чтобы периодичность повторения рефрена не вызывала монотонность в исполнении обращаем внимание на более динамическое развитие. Когда решены технические и музыкальные задачи, для воспитания сценической выдержки произведение необходимо обыграть на сцене в виде прослушивания и репетиций. Полезно записать исполнение пьесы на видео и оценить исполнение со стороны. В записи заметны все недостатки, которые при игре ученик не замечает.
Л.Хухро. На лодке.
Пьеса современного композитора написана в жанре баркаролы. В пьесе трёхчастная форма. В крайних разделах без определённой мелодии, в среднем разделе- выдержано то же движение восьмыми, но первый звук акцентирован- выделяется мелодия, появляются минорные интонации. Для придания пьесе более нежного, мягкого звучания применяется игра у грифа (развитие тембрального слуха ученика). Пьеса выдержана в светлом, созерцательном характере: лёгкое покачивание на воде, движение восьмыми по аккордовым звукам. Проигрывание пьесы.
Определение недостатков в исполнении: добиваться более плавного выразительного исполнения, которое соответствует образному содержанию пьесы.
4.5. Домашнее задание (5 этап)
Самостоятельно проанализировать исполнение произведений, записанных на видео.
5.Заключение.
Данная тема урока освещает работу над развитием и совершенствованием игры на гитаре. Нотный материал, представленный на уроке, решает определённые теоретические, технические и художественные задачи. Пьесы в репертуаре ученика знакомят его с классикой гитарной музыки и музыкой современных композиторов, развивают и совершенствуют его исполнительское мастерство, творческую индивидуальность. Публичное выступление в концертах, участие в конкурсах является большим стимулом для дальнейшего музыкального развития и совершенствования навыков и умений игры на инструменте.
6.Материально- техническое обеспечение:
- гитара- 3шт; - фортепиано- 1шт; - нотные сборники (педагогический репертуар); - метроном; - компьютерное обеспечение.
7.Используемые источники:
1.А.М.Иванов-Крамской «Школа игры на шестиструнной гитаре» 2. Э.Пухоль «Школа игры на шестиструнной гитаре» 3.А.Гитман «Начальное обучение на шестиструнной гитаре» 4.Ю.П.Кузин «Азбука гитариста» 5.Интернетисточники

5.Заключение


Данная тема урока освещает работу над развитием и совершенствованием игры на гитаре. Нотный материал, представленный на уроке, решает определённые теоретические, технические и художественные задачи. Пьесы в репертуаре ученика знакомят его с классикой гитарной музыки и музыкой современных композиторов, развивают и совершенствуют его исполнительское мастерство, творческую индивидуальность. Публичное выступление в концертах, участие в конкурсах является большим стимулом для дальнейшего музыкального развития и совершенствования навыков и умений игры на инстументе.

КГП «Гимназия № 21 акимата города Рудного»

РАЗРАБОТКА УРОКА

с учащейся 4 класса Власовой Алиной

Тема: «Развитие технических навыков

у учащихся младших классов»

Преподаватель по классу гитары

Гунько М.Ю.

2014 г .

Разработка урока с учащейся 4-го класса Власовой Алиной.

Тема урока : Развитие технических навыков у учащихся младших классов.

Цель урока : Воспитание творческого подхода к работе над произведениями.

Задачи урока : Образовательные, развивающие и воспитательные.

    Изучение технических особен6ностей исполнения приемов игры «апояндо» и «тирандо».

    Развитие навыков чтения нот с листа.

План урока:

    Работа над музыкальными произведениями (Аноним – «Старинный танец», О. Киселев «Добрая песенка из мультфильма»).

    Работа над чтением с листа (А. Виницкий «Учитель и ученик. 95 дуэтов»).

    Заключение. Домашнее задание.

Ход урока:

    Аноним «Старинный танец». Проверка домашней работы – ученица наизусть исполнила первую часть произведения. Преподаватель обратил внимание учащейся на то, что текст должен исполняться без единой запинки. Для этого, очень важно выработать умение мысленно немного опережать то, что исполняется в данный момент, например: ученица играет первый такт, а в мыслях она уже «сыграла» второй и т.д. Также обратили внимание на работу левой руки. Важный момент – пальцы левой руки должны как бы «висеть» над ладами, т.е. быть заранее подготовленными. Для этого нужно следить за правильной постановкой левой руки.

После этого был разобран текст второй части, определена точная аппликатура и учащейся было дано задание выучить её наизусть.

    О. Киселев «Добрая пе5сенка из мультфильма». Знакомство с произведением – определили размер и тональность. Преподаватель проиграл пьесу для ученицы от начала до конца. Затем произведение было разделено на три периода по 8 тактов. После чего ученица начала читать с листа в очень медленном темпе. На этом этапе особое внимание уделяется ровности исполнения, учащаяся уже при читке с листа должна стараться ритмически точно исполнять текст.

Так же нашли точную аппликатуру левой и правой руки. Ученице было дано задание выучить первую часть произведения.

    А. Виницкий «Учитель и ученик. 95 дуэтов». В завершение урока было уделено внимание развитию навыка чтения нот с листа. Ученица вместе с преподавателем прочитала с листа мелодии № 1,2,3 из сборника А. Виницкого.

Работа над произведениями завершена. Преподаватель дает домашнее задание.

Самоанализ :

Я, Гунько Максим Юрьевич, преподаватель по классу гитары, 2-ая категория, стаж работы 3 года 7 месяцев, 23.10.2014 года провел урок с учащейся 4-го класса Власовой Алиной на тему: «Развитие технических навыков у учащихся младших классов».

Цель урока : воспитание творческого подхода к работе над произведениями. На уроке решались образовательные, развивающие и воспитательные задачи, а именно:

1) Изучение технических особен6ностей исполнения приемов игры «апояндо» и «тирандо».

2) Развитие навыков чтения нот с листа.

    Воспитание у учащегося творческого подхода при работе над произведениями.

Урок прошел в творческой атмосфере. Ученица работала на уроке очень старательно и с интересом.

На уроке я использовал словесные дидактические методы и метод показа на инструменте.

В дальнейшем я планирую продолжить работу с учащимися по развитию техники, чтению нот с листа, а так же большое внимание уделить игре в ансамбле, т.к. это развивает слух, чувство метра и повышает у учащегося мотивацию и интерес к занятиям.

Для совершенствования своего педагогического мастерства я планирую посетить уроки своих коллег, а также преподавателей музыкального колледжа.

Я считаю, что тема урока раскрыта, задачи урока решены, цель достигнута.

ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
___________________________________________________________________________

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Урмарская детская школа искусств»
Урмарского района Чувашской Республики
/429400, Чувашская Республика, Урмарский район, п. Урмары,
ул. Мира, д. 10, МБОУДО «Урмарская ДШИ»/

Открытое занятие по классу гитары

«Работа над звуком в классе гитары»

Выполнила: Михайлова Маргарита Павловна
Место выполнения работы: МБОУДО «Урмарская ДШИ» п. Урмары
Урмарского района Чувашской Республики, ул. Мира, д.10

Цель открытого занятия: развитие и формирование исполнительских навыков игры на гитаре

Задачи открытого занятия.
Обучающие:
- совершенствование и приобретение новых навыков игры на гитаре;
- обращать внимание на качество звучания инструмента;
- обучение учащегося навыкам исполнения произведения с тщательным слуховым контролем;
- умение использовать современные технические средства и комъютерные технологии.

Развивающие:
- развитие музыкального и художественного мышления, творческой активности;
- развитие внутреннего слуха;
- развитие эмоционального отношения к исполнению произведений;
- развитие исполнительского мастерства.

Воспитывающие:
- воспитывать интерес к изучаемым музыкальным произведениям;
- воспитывать внимание, умение слушать музыку;
- воспитывать навыки художественного, образного восприятия и исполнения произведений.

Тип урока: обобщающий

Продолжительность урока: 45 минут.

Оборудование и материалы, необходимые для урока:
- компьютер;
- подставка для ног;
- музыкальные инструменты: гитара;
- муз материал: 1. Гамма Соль-мажор
2. «Утушка луговая» обр. А Иванова-Крамского
3. «Позарастали стежки-дорожки» обр. А.Иванова-Крамского
4. Е.Шилин «Тарантелла»
5. Г.Купер «Тарантелла»

Ход открытого занятия:

1. Организационный момент. Приветствие.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Гамма Соль-мажор в 2 октавы
Следить за постановкой рук. Игра в позициях.
Обратить внимание на звукоизвлечение.

Домашнее задание: Гамму Ми-мажор играть различными штрихами
Разобрать гамму ми-минор во II позиции

.
4. «Утушка луговая» Р.Н.П. в обр. А Иванова-Крамского
Просмотр презентации учащегося о творчестве А.Иванова-Крамского
Проигрывание пьесы. Работа над трудными местами.
Следить за тем, чтобы мелодия звучала ярче, добиваться лучшего звучания.
Работа над ритмом и темпом, динамическими оттенками

Домашнее задание: Выучить наизусть. Сложные места отрабатывать
в медленном темпе

5. «Позарастали стежки-дорожки» Р.Н.П. в обр. А.Иванова-Крамского
Разбор произведения: ознакомиться со словами песни и нотным текстом, узнать тональность, темп, размер
Обратить внимание на штрихи, аппликатуру
Шестнадцатые ноты играть мягче и ровнее
Анализ пьесы: пьеса гомофонного склада – мелодия и аккомпанемент с басом

Домашнее задание: Внимательнее следить за аппликатурой. Мелодию играть певуче, отдельно, со счетом

6. Е. Шилин «Тарантелла»
Понятие о «тарантелле» /музыкальный словарь/
Проигрывание 1 части в медленном темпе
Отработать штрих легато во 2 части
Обратить внимание на сильные и слабые доли

Домашнее задание: Играть медленно, верной аппликатурой. Следить за звуком.

7. Г.Купер «Тарантелла»
Игра в ансамбле.
Домашнее задание: повторение партии.

8. Обобщение.
Выставление оценки.

  • Развитие музыкально-эстетического вкуса;
  • Развитие музыкального мышления, памяти, внимания и воображения;
  • Активизация наблюдательности и самостоятельности;
  • Развитие навыков работы с энциклопедиями, справочниками (печатными изданиями), так и с компьютерными технологиями;
  • Развитие познавательного интереса, повышение мотивации к обучению;
  • Развитие умений поисковой и исследовательской познавательной деятельности;
  • Развитие умений действовать самостоятельно: обучение знаниям, как действовать, планировать деятельность, как ее реализовать и вести самоконтроль без посторонней помощи.

Воспитательные:

  • Расширение круга сведений из области музыкального искусства, формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к гитарному искусству;
  • Формирование нравственных, поведенческих и других общих качеств личности обучающихся: ответственность, чувство коллективизма, инициативность, целеустремлённость.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский.

Методы реализации поставленных задач:

  • Поисковый
  • Творческий
  • Игровой

Приёмы обучения:

  • Словесный
  • Наглядный (презентационный материал)
  • Практический

Оборудование:

Музыкальные инструменты (2 гитары), подставки, микшерный пульт, экран, проектор.

Ориентация современного художественно-эстетического образования на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребёнка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков обучающихся, их познавательной активности.

Совершенно ясно, что на уроке специального инструмента, в большей степени, мы осваиваем навыки игры на инструменте, даем ребёнку знания в рамках программы. Проблема в том, что на более подробный и полный дополнительный материал из истории инструмента, жизни и творчестве композиторов, исполнителей на инструменте, на просмотр видео-исполнений ведущих гитаристов-виртуозов просто физически не хватает времени.

Для того чтобы расширить объём знаний, повысить познавательный интерес обучающихся, сформировать в них эстетические взгляды и художественный вкус, мотивировать их на самостоятельный поиск путей и вариантов решения поставленной учебной задачи, преподавателям нужно использовать в своей педагогической деятельности нестандартные (нетрадиционные) уроки.

Успешность проведения нетрадиционных уроков зависит от ряда действий преподавателя и обучающихся:

Проводится тщательная подготовка: например даются тема и предварительные задания к ней, объясняется построение урока, роль и задачи каждого ученика класса;

Главным условием является подготовка и работа над репертуаром (по теме);

Особое внимание уделяется активизации деятельности всех учащихся, включая слабых, «равнодушных», «трудных», с тем, чтобы все были заинтересованы и включены в той или иной вид активной работы.

В процессе работы, все знания, учащиеся добывают самостоятельно, в зависимости от поставленных задач. Эти задачи решаются с помощью поискового и исследовательского методов обучения. В течении полугода работы над данной темой, обучающиеся (причём все) «перелопатили» огромное количество справочной литературы, энциклопедий, материалов в интернете. Пересмотрели видеозаписи ведущих исполнителей, виртуозов классической гитары, научились обобщать и систематизировать полученную информацию, выбирать главное и интересное, сравнивать и находить особенности исполнения тех или иных произведений различных эпох и жанров, самим исполнять произведения определённых в теме композиторов.

Нетрадиционные уроки - это интересная, необычная форма предоставления материала, ведь весь материал был добыт и осмыслен обучающимися. Преподаватель только направляет, систематизирует, помогает отобрать из огромного количества информации главное и ценное, готовит репертуар и создает Презентацию (это можно поручить и старшеклассникам) и конечно же познаёт новое сам (некоторые факты стали неожиданностью).

Результат урока можно узнать в конце из анкетирования, либо опроса учащихся (желательно с применением системы поощрения), и т.д. все будет зависеть от творческой фантазии преподавателя.

Конечно, постоянно проводить нестандартные уроки по специальности нецелесообразно, можно их использовать как вводные, обобщающие, контрольные один, два раза в год. С их помощью нужно давать почувствовать ситуацию успеха обучающимся с разными музыкальными данными, так как к работе привлекаются все учащиеся класса.

Нетрадиционные уроки хорошо запоминаются, они интересны обучающимся, активизируют познавательную деятельность, творческую активность обучающихся и могут быть рекомендованы для использования в педагогической деятельности преподавателей инструментальных классов, для обновления содержания художественно-эстетического образования и совершенствования собственной педагогической деятельности в современном музыкальном образовании.

Просмотр содержимого документа
«конспект нетрадиционного урока "Мой остров гитара"»

КОНСПЕКТ

открытого урока

по специальности гитара

преподавателя МБУ ДО «ДШИ п. Старь»

Дятьковского района Брянской области

Черкесовой Елены Юрьевны

Форма: нетрадиционная УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ

Тема: « МОЙ ОСТРОВ ГИТАРА»

Вступительное слово:

Здравствуйте, дорогие ребята и гости нашего мероприятия. Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие на остров «Гитара». На нём, мы узнаем о своём любимом инструменте много интересного, зайдем в гости к великим композиторам и исполнителям, а так жевы сами исполните произведения этих композиторов и продемонстрируете свои знания и умения приобретенные за годы обучения на прекрасном инструменте, который вы выбрали для обучения.

Весь материал этого путешествия вы искали самостоятельно, в разных источниках информации. Был проделан большой путь по остову «Гитара», вы узнали много нового и интересного, и так как всё это вы проделали сами, то на всю жизнь приобрели новые знания, новые духовные и культурные ценности, способствующие вам в дальнейшем самостоятельно воспринимать и оценивать их.

Слайд №2 - Ученик: Гитара - струнный щипковый музыкальный инструмент, один из самых распространённых в мире. Применяется в качестве аккомпанирующего инструмента во многих музыкальных стилях. Является основным инструментом в таких стилях музыки, как классический , блюз, кантри, фламенко, рок-музыка. Изобретённая в XX векеэлектрическая гитара оказала сильное воздействие на массовую культуру.

Исполнитель музыки на гитаре называется гитарист . Человек, изготовляющий и ремонтирующий гитары, называется гитарный мастер или лютье .

Слайд №3 - Ученик: Тар - один из предшественников гитары.

Самые ранние сохранившиеся свидетельства о струнных инструментах с резонирующим корпусом и шейкой, предках современной гитары, относятся к III тысячелетию до н. э. Изображения киннора (шумеро-вавилонский струнный инструмент, упоминается в библейских сказаниях) найдены на глиняных барельефах при археологических раскопках в Месопотамии. В древнем Египтеи Индии также были известны похожие инструменты: набла, нефер, цитра в Египте, вина и ситар в Индии. В древней Греции и Риме был популярен инструмент кифара.

Слайд №4 - Ученик: Испанская гитара

В Средние века основным центром развития гитары была Испания, куда гитара попала из древнего Рима (латинская гитара) и вместе с арабскими завоевателями (мавританская гитара). В 15 веке получает распространение изобретённая в Испании гитара с пятью сдвоенными струнами (первая струна могла быть одиночной). Такие гитары получили название испанских гитар. К концу 18 века испанская гитара в процессе эволюции приобретает 6 одиночных струн и немалый репертуар произведений, на формирование которого оказал значительное влияние живший в конце 18 – начале 19 века итальянский композитор-виртуоз МауроДжулиани.

Слайд №5 - Ученик: Устройство гитары

Слайд №6 -Ученик: Русская гитара

В Россию гитара попала относительно поздно, когда в Европе она была известна уже пять веков. Но и вся западная музыка стала широко проникать в Россию лишь в конце 17 - начале 18 веков. Основательное место гитара получила благодаря приехавшим в Россию в конце XVII века итальянским композиторам и музыкантам, в первую очередь Джузеппе Сарти и Карло Каноббио. Еще через какое-то время, в начале XVIII века, гитара упрочила свое положение в России благодаря приехавшим в 1821 году в Петербург Марку Аврелию Цани де Ферранти, затем гастролировавшим Мауро Джулиани и Фернандо Сор. Сор, оставив в Москве жену-балерину, ставшую первой русской женщиной-балетмейстером, посвятил поездке в Россию музыкальное произведение для гитары с названием «Воспоминание о России». Это произведение исполняется и сейчас. Первым из значительных русских гитаристов, игравших на шестиструнном инструменте, был Николай Петрович Макаров. В России в конце XVIII - начале XIX веков становится популярным семиструнный вариант испанской гитары, во многом благодаря деятельности жившего в то время талантливого композитора и гитариста-виртуоза Андрея Сихры, написавшего более тысячи произведений для этого инструмента, получившего название «русская гитара».

Слайд №7 - Ученик: ДЖУЛИАНИ Мауро

Джулиани - (1781-1829) – выдающийся итальянский гитарист-виртуоз, композитор, признанный такими авторитетами, как Й. Гайдн и Л. Бетховен. Родился 27 июля 1781 года близ Неаполя. В детстве обучался игре на скрипке и флейте, одновременно самоучкой овладел гитарой: к двадцати годам он достиг уже столь блистательных результатов, что приобрел в Италии славу лучшего гитариста.

В 1816 году Джулиани с большим успехом гастролировал в Германии. В 1819 году выступал в Риме в концертах с Д. Россини и Н. Паганини.

Гитарные сочинения Джулиани позволяют рассматривать его как наиболее видного представителя итальянской школы, во главу которой ставилась виртуозность. Творческое наследие Джулиани насчитывает более 200 пьес. Это произведения для гитары соло (этюды, вариации, сонаты, сонатины, "Большая увертюра"), а также камерные ансамбли с участием гитары (в частности, дуэты), концерт для гитары с оркестром, так же он является автором «Школы игры на гитаре».
Сын МауроДжулиани – Михаил ДЖУЛИАНИ – гитарист, певец, композитор и педагог. С начала 1820-х гг. жил в России. Концертировал как гитарист, преподавал гитару и пение в Санкт-Петербурге. С 1850 года был профессором Парижской консерватории по классу вокала.

Джулиани «Аллегро» исполняет ученик.

Ученик: Матео Каркасси

Маттео Каркасси (1792 – 1853гг.) - итальянский классический гитарист и композитор.
С раннего детства учился играть на фортепиано, затем на гитаре, и к двадцати годам уже заслужил репутацию хорошего исполнителя.
В 1820 году поселился в Париже, где занимался концертной и педагогической деятельностью.
Его исполнение, отмеченное блестящей виртуозностью и элегантностью, пользовалось большой популярностью среди французской публики. Каркасси часто исполнял собственные сочинения, в основном это были фантазии и вариации на темы опер. Гитарист успешно концертировал в Лондоне, а также в различных городах Германии. Каркасси - один из представителей (наряду с Фердинандо Карулли и Мауро Джулиани) классической итальянской гитарной школы. Многочисленные его сочинения (сонаты, рондо, каприччио, вальсы и др.) входят в репертуар современных исполнителей.
Большое значение имеют его учебно-педагогические работы, в том числе этюды и «Школа игры на гитаре », выпущенная в печать в Париже в 1836 году и ставшая одним из наиболее популярных пособий при обучении на этом инструменте.

Исполняет ученик – Каркасси «Андантино»

Ученик: Фернандо Сор (1778 – 1839 гг.)

Сор Фернандо с ранних лет обучался игре на гитаре, скрипке и виолончели, музыкальное образование получил в хоровой школе при монастыре Монсеррат, затем учился в военной академии в Барселоне.
Рано проявил композиторские способности: в тринадцать лет сочинил Торжественную мессу для солистов, хора и органа, а в 1796 году написал оперу «Телемах», поставленную в театре Санта Круз.
В 1813 году Сор уезжает в Париж, где начинает вести активную концертную и педагогическую деятельность. Два года спустя композитор перебрался в Лондон, где вышли в печать одиннадцать сборников его итальянских ариетт для голоса и фортепиано, а также сочинения для фортепиано и гитары.
В 1823 году Сор поселяется в России вместе со своей женой, балериной Фелисите Юллен, танцевавшей главную партию в московской постановке «Золушки» (балет был сочинён Фернандом Сором и поставлен в Большом театре в Москве). Через три года композитор возвращается в Париж, где публикует ряд своих новых сочинений, в том числе «Воспоминания о России», в которых использует русские народные мелодии.
Творчество Сора сыграло огромную роль в развитии гитарного искусства.
Много концертируя по Европе, он снискал себе славу выдающегося виртуоза, наравне с известными гитаристами-современниками (Мауро Джулиани , Маттео Каркасси , Фердинандо Карулли ). Как композитор Сор известен прежде всего своими сочинениями для гитары (более 60), вошедшими в репертуар ведущих мировых исполнителей. Композитор трактует гитару как серьёзный музыкальный инструмент с богатыми полифоническими возможностями.
Сор также имеет большое значение как педагог - его «Школа игры на гитаре », опубликованная в 1830 году, пользовалась огромной популярностью. Среди учеников Сора - ряд известных впоследствии гитаристов, в том числе Наполеон Кост, редактировавший и издавший после смерти композитора многие его сочинения.

Дуэт учащихся – Ф. Сор «Старинный испанский танец»

Слайд №9 - Ученик: Андрес Сеговия (1894 – 1987гг.)

Андрес Сеговия начал учиться игре на гитаре с детства у своих родственников, вдохновляясь в качестве образца виртуозной техникой гитаристов, исполняющих фламенко. В отрочестве Сеговия переехал в город Гранада, где брал уроки игры на гитаре, а в 16-летнем возрасте выступил с первым концертом в Мадриде,исполняя транскрипции различных произведений, сделанные для гитары Франсиско Таррегой, и выполненные им самим переложения Иоганна Себастьяна Баха.
Ранние выступления Сеговии были встречены прохладно - отчасти в связи с тем, что его исполнительская техника заметно отличалась от техники Тарреги и большинства его учеников: он играл с использованием не только подушечек пальцев, но и ногтей, что делает звук сильнее и резче (существует точка зрения, что это различие связано со стремлением Сеговии вынести гитару из гостиных и салонов в большие концертные залы). Постоянно расширяя гитарный репертуар (в этом состояла одна из главных заслуг этого музыканта), Сеговия перекладывал для гитары широкий круг сочинений разных авторов - в том числе такие выдающиеся и сложные произведения, как «Легенда» Исаака Альбениса и Чакона Баха. Длительным оказалось творческое содружество Сеговии и с Эйтором Вилла-Лобосом, написавшим для знаменитого гитариста целый ряд произведений, начиная с известных «Двенадцати этюдов».
С середины 1950-х гг. Сеговия много преподавал. Среди его учеников множество выдающихся современных гитаристов (Д. Вильямс, Д. Брим, А. Диас, и др.)

В 1958 году Сеговия стал обладателем премии Грэмми за лучшую запись сольной академической музыки.

До глубокой старости Андрес Сеговия продолжал концертную и педагогическую деятельность. Более семидесяти лет длился творческий путь этого великого артиста!

Слайд№10 - Видео материал: в исполнении Андреса Сеговии (Альбенис«Астурио»).

Слайд №11 - Ученик: Виктор Козлов

(родился 10.01.1958, Челябинск) - российский гитарист, композитор и музыкальный педагог. Живет и работает в Челябинске (Россия).
Заслуженный артист Российской Федерации (1997), профессор.

Лауреат I-ой премии Первого областного конкурса исполнителей на русских народных инструментах в Челябинске (1988 год), лауреат Международного конкурса композиторов (г. Эстергом - Венгрия, 1989), дипломант Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах (Н. Новгород, 1990). Музыкой начал заниматься с 8 лет (Челябинская детская музыкальная школа № 2, педагог Ш. Х. Мухатдинов).
В 1979-92 гг. учился в Челябинском музыкальном училище по классу гитары, параллельно занимался композицией в классе Ю. Е. Гальперина.
В 1988 г. закончил Уральскую государственную консерваторию (класс В.М. Дерун). Принимал участие во многих гитарных конкурсах и фестивалях в России и за рубежом.

Как композитор, является автором оригинальных сочинений для классической гитары, Виктор Козлов завоевал также дипломы I степени в Донецке (1982) и Москве (1988). Летом 1989 года его имя стало известно и за рубежом: на 9-ом Международном гитарном фестивале в Эстергоме (Венгрия) В. Козлов стал лауреатом третьей премии как композитор.
Сочинять музыку начал с 12 лет. Первые значительные опусы написаны в музыкальном училище: струнный квартет; трио для флейты, альта и гитары; вариации для фортепиано, "Хоровод и пляска" для гитары соло.

В дальнейшем Виктор Козлов отдает предпочтение сочинению миниатюр для сольной гитары и трио гитар. Популярностью пользуются юмористические пьесы Козлова: Восточный танец, "Марш солдатиков" , "Маленький детектив" , "Танец охотника" , "Кискино горе" . Особое место в его творчестве занимают многочисленные произведения для детей. Он выпустил сборник музыкальных произведений для юных гитаристов "Маленькие тайны сеньориты Гитары / Детский альбом юного гитариста", который в 1999 году был признан Русским гитарным центром (Москва) лучшим в России.
В настоящее время Виктор Козлов преподает в Челябинском Высшем музыкальном училище им. П.И. Чайковского. Среди его учеников лауреаты международных и всероссийских конкурсов, стипендиаты Международной программы "Новые имена": И. Куликова, Н. Федоренко, Е. Пушкаренко, О. Киселев, М. Бакланова, Д. Иванченко.

В.В. Козлов - основатель южно-уральской гитарной школы (автор программ для всех ступеней обучения). На протяжении нескольких лет он является участником и художественным руководителем Трио гитаристов Урала, в состав которого помимо самого Виктора Козлова входят Шариф Мухатдинов и Виктор Ковба. Являясь председателем Челябинской областной Ассоциации классических гитаристов, он стал инициатором проведения в Челябинске международных фестивалей "Классическая гитара на Урале" (с 1991).

Слайд №12 - Видео материал: Виктор Козлов «Восточный танец»

Слайд №13 - Ученик: Олег Копенков

КОПЕНКОВ ОЛЕГ – гитарист, композитор, аранжировщик, ведущий концертов, ведущий радиопрограмм, ди-джей, председатль Клуба Гитаристов Беларуси, литератор, педагог, продюссер.

Родился 01сентября 1962 в Минске. Учился в ДМШ № 2 по классу баяна у преподавателя Александра Динина, в Средней школе № 102 с музыкальным уклоном по классу гитары у Георгия Станкевича. В музыкальном училище занимался в классе Владимира Белышева, Бенигны Мацкевич и Анатолия Побережного.

В Университете культуры преподавателем был Владимир Угольник. С 1990г. играет в дуэте с Сергеем Кабановым (дуэт «КОПАКАБАНА»).

С 2005 года начал писать музыку для гитары. Вышли в свет 10 авторских сборников:«Мне иногда бывает грустно», «Копенков в стиле… № 2», «Копенков в стиле… № 3», «Край мой чаровны», «Карнавал», «Давай споём!», «Только крупные формы», «Миниатюры», «С миру по нотке» и «Только для тебя».

Гастроли: Беларусь, Латвия, Литва, Польша, Украина, Эстония.

Фестивали: «Хрустальные струны» (Жданов 1986, 1988), «Серебренные струны» (Симферополь 1987, 1989), Всесоюзные фестивали гитаристов (Минск 1987-1991), (Фрунзе 1989), (Днепропетровск 1987, 1989), (Ленинград 1989), (Киев 1990), «Ренессанс гитары» (Гомель-Минск 1995-2009).

Награды: дипломы Международных конкурсов композиторов (2007, 2008, 2009 и 2010).

Дуэт учащихся - Олег Копенков “А может быть”

Видео найденое и понравившееся учащимся класса:

Видео материал: Дуэт гитаристов “Аргентинская мелодия” и “Коррида”

Видео материал: Китайские дети играют на гитарах

Заключение: Вот мы и закончили своё путешествие по острову “Гитара”

Вы узнали много нового, услышали произведения в исполнении профессионалов и учащихся, которые только начинают свой путь в мире музыки и искусства. И конечно же в конце урока, я хочу узнать у путешественников, плодотворно ли мы провели время на Остове “Гитара”:

ВОПРОСЫ:

1. Как назывались предшественники гитары? (тар, киннора, набла, цитра, кифара, вина, ситар….);

2. Как называется верхняя часть грифа? (головка или голова);

3. Сколько струн у Испанской гитары? (было 5, в последствии, 6 струн);

4. Как мы называем резонаторное отверстие на корпусе? (розетка)

5. Когда гитара получила распространение в России? (в конце 17 века);

6. С какими композиторами вы познакомились сегодня? (Ф. Сор, М.Каркасси, М. Джулиани, В. Козлов, О. Копенков, А. Сеговия);

7. Какой классический композитор жил работал некоторое время в России? (Фернандо Сор);

8. Виктор Козлов – это классический или современный композитор и исполнитель? (Современный);

9. Чей творческий путь длился более 70 лет? (А. Сеговия);

10. Джулиани – итальянский или испанский гитарист-виртуоз? (итальянский).

11. МатеоКаркасси – русский композитор? (итальянский).

12. Где живёт и работает Олег Копенков? (Белоруссия).

14. Кто сочинил произведение «Кискино горе»? (Виктор Козлов).

Открытый урок по теме: « Работа над техническим материалом в классе гитары»

Преподаватель ДМШ № 14

Антух Дарья Викторовна

Учащаяся 3 класса

Владимирова Алёна.

Цель: Формирование и развитие технических способностей учащегося.

Методы:

Словесный - общение с учащимся, дискуссии.

Наглядный показ педагогом технического материала, показ видео материалов, убеждения.

Практический исполнение учащимся технического материала, непосредственно отработка отдельных мест, пассажей, арпеджио, самооценка, контроль.

Задачи: Образовательные:

1.​ Познакомить с необходимыми упражнениями для развития независимых движений пальцев правой руки.

2.​ Обучить способам работы с гаммами, гаммаобразными пассажами и арпеджированой фактурой.

​ Развивающие:

1.​ Способствовать развитию силы и независимости пальцев правой руки.

2.​ Способствовать развитию основных игровых движений.

3.​ Способствовать развитию навыка исполнения сложных аппликатурных вариантов для правой руки на основе доступного нотного материала.

​ Воспитательные:

1.​ Воспитывать любовь к игре на гитаре.

2. Привить любовь к техническому материалу, как к неотъемлемой части музыканта.

3.​ Воспитывать культуру исполнения.

4.​ Воспитывать грамотного музыканта, посредством осмысленного исполнения технического музыкального материала.

План урока:

Введение. Начальный этап работы на уроке.

а) упражнения для учащегося без инструмента.

Приобретение начальных практических навыков работы над независимостью пальцев правой руки на гитаре.

а) упражнение на независимость пальцев правой руки;

б) упражнения для работы над качеством звука.

3.Работа над гаммой и гаммаобразными пассажами на примере этюда.

а) работа над качеством звукоизвлечения;

б) работа с ритмическими рисунками по карточкам.

в) различные варианты исполнения этюда.

4. Работа над техникой арпеджио на примере «Прелюдов» М.Каркасси.

а) прослушивание видеоматериалов, впечатление и обсуждение.

б) анализ прелюдов (выбор вариантов исполнения);

в) различные варианты исполнения, оценка собственных действий.

5. Подведение итогов работы.

а) повторение пройденного материала.

б) поощрение учащегося и задание на дом.

Ход урок

Хотелось бы начать с цитаты великих: « Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград» (Людвиг ван Бетховен ).

Действительно, только через любовь и упорство можно добиться отличных результатов и не только на музыкальном поприще.

Сегодняшний урок посвящен не легкому труду гитаристов. Это работа над техническим материалом. Как правило, для учащихся это скучное и неинтересное занятие, игра гамм, упражнений и этюдов, но и без этого мы не сможем развиваться и добиваться всевозможных высот в музыке.