Медитация на поток восприятий. Техника для самопознания и просветления

Обратимся теперь к самому процессу самопознания как последовательной смене действий, позволяющей достичь целей самопознания. Постараемся ответить на вопрос: какие средства можно использовать в ходе организации самопознания?

К наиболее распространенным способам самопознания относятся следующие: самонаблюдение, самоанализ, сравнение себя с некоторой «меркой», моделирование собственной личности, осознание противоположностей в каждом качестве, поведенческой характеристике.

Самонаблюдение. Это способ самопознания путем наблюдения за собой, своим поведением, действиями, событиями внутреннего мира. Человечество давно знакомо с самонаблюдением, которое одно время выступало как основной метод психологии и называлось «интроспекцией» (заглядывание внутрь), а сама психология получила название «интроспективной». В последующем от этого метода отказались как от основного, поскольку он очень субъективен и не дает точной картины психики человека, но как способ самопознания он имеет огромное значение.

Самонаблюдение бывает попутным малоосознанным и целенаправленным. Как попутное малоосознанное самонаблюдение осуществляется постоянно и тождественно функционированию нашего сознания. Мы что-то делаем, общаемся, отдыхаем и как бы одновременно наблюдаем за собой, осуществляем самоконтроль. Как только поведение выходит за рамки норматива, установленного другими или нами самими, мы вносим в него коррективы. В ходе нецеленаправленного самонаблюдения тем не менее осуществляется процесс накопления фактов, некоторые из них в силу значимости или повторяемости становятся объектом нашего сознания, т.е. обнаруживаются, фиксируются, подвергаются анализу.

Целенаправленное самонаблюдение имеет место тогда, когда мы ставим цель обнаружить и зафиксировать в себе проявление того или иного качества, свойства личности, поведенческой характеристики. Для этого нередко человек намеренно ставит себя в соответствующие ситуации или даже сам создает их, проводя над собой своеобразный эксперимент. Хорошие возможности для такого экспериментирования создают специально организованные психологические тренинги, позволяющие обнаружить и зафиксировать в себе определенные свойства и качества.

Из сказанного понятно, что и попутное, и целенаправленное самонаблюдение дают возможность обнаружить и зафиксировать свойства личности, черты характера, особенности общения и многое другое.

Самоанализ. То, что обнаруживается с помощью самонаблюдения, подвергается анализу (расчленению, расщеплению), в ходе которого черта личности или поведенческая характеристика расчленяется на составляющие части, устанавливаются причинно-следственные связи, идет процесс размышления о себе, о данном конкретном качестве.

Пример. Вы установили или обнаружили путем самонаблюдения и фиксации неприятных эмоций, что застенчивы. Путем самоанализа уточняем, действительно ли это так, т.е. каковы признаки застенчивости. Вы можете себе сказать: «Я стесняюсь, я краснею (или бледнею), не могу внятно ответить на поставленные вопросы». Но если остановиться только на этом, то вас могут захлестнуть неприятные чувства и переживания, может возникнуть комплекс неполноценности. Однако это только первичный самоанализ. Далее, размышляя об этом, можно поставить вопросы: всегда ли это проявляется? Застенчив ли я в общении с близкими и родными людьми? - Нет. Проявляю ли я застенчивость, отвечая урок? - Нет. А в общении с незнакомыми людьми? - Да. Со всеми ли? - Нет, только с представителями противоположного пола. Таким образом, выясняется, что вы застенчивы, но не вообще, а с представителями противоположного пола. Чем это вызвано? Можно додумать, что это или стремление понравиться, или незнание, как себя вести в разных ситуациях, или неуверенность, проявляющаяся в общении с чужими людьми противоположного пола, которая возникла еще в детстве в результате насмешек и иронии по поводу вас. Вот мы и подходим к гипотетической истине в нашем гипотетическом примере. Оказывается, причиной застенчивости взрослого человека может быть затаенная обида, пережитая в детстве, как результат насмешек над ним.

Как видим, приведенный здесь алгоритм самоанализа довольно прост, он лишь требует внимания к себе, некоторого времени и умения правильно задать себе вопросы и, привлекая жизненные факты, правильно на них ответить.

Сравнение себя с некоторой «меркой». Слова «мерка» и «шкала» - это условные понятия, однако они позволяют достаточно точно передать суть данного способа. Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми, или с идеалами, или с принятыми нормативами. Прием сравнения дает возможность выстроить самооценку как важный компонент самопознания. Такое сравнение осуществляется шкалой, полярными полюсами которой являются противоположности, например: умный -глупый, добрый -злой, справедливый - несправедливый, внимательный - невнимательный, трудолюбивый-ленивый. И мы обязательно в этой шкале находим себе место.

Пример. Вы говорите: «Я достаточно умный, но не очень обязательный, очень добрый человек, но иногда неуверенный в себе». Такие мерки формируются в вас на протяжении всей жизни, зачастую бессознательно, на основе постоянного сравнения себя с другими людьми или с общепризнанными нормативами. Мерки бывают разные: в виде шкалы, как в данном случае, или в виде рангов, когда вы ранжируете людей по степени выраженности того или иного качества, находя в этом ряду место и себе, например: вы можете выделить в себе сильные качества, которые дают вам силы жить, трудиться, взаимодействовать с другими людьми, и слабые качества личности, которые, наоборот, затрудняют жизнь, вносят дисгармонию, порождают отрицательные эмоции.

Однако в любом случае, сравнивая себя с некоторым «эталоном», мы даем себе самооценку как в целом, так и по отдельным качествам и поведенческим характеристикам. Это в конечном итоге приближает нас к познанию и построению Я-концепции.

Моделирование собственной личности относится уже к довольно специальным методам самопознания, и лучше всего его использовать, опираясь, например, на помощь психолога. Но, к сожалению, общение с психологом доступно далеко не каждому, поэтому элементы самомоделирования можно использовать и самостоятельно. Моделирование - это отображение отдельных свойств и характеристик в символах, знаках, объектах реальных процессов (в данном случае своей личности, своих отношений с другими).

Простейшим приемом моделирования является, например, рисование себя: «Я в настоящем», «Я в будущем», «Я как друг», «Я как учащийся» и многое другое. Рисунок облегчает самоанализ: какой я, какие у меня черты, качества, чего я хочу, что я могу и т. д. Эффектным является и такой прием, когда символами (например, кружочками) обозначаются Я и другие значимые люди, прописываются и осмысливаются связи между собой и другими: симпатии, антипатии, доминирование, подчинение, конфликты и т.д. Так можно обозначить и качества собственной личности: какие-то из них расположить в центре, какие-то - на периферии, сгруппировав их по степени близости друг к другу (одни - помогают жить, строить отношения с окружением, другие - мешают, делают личность слабой). После этого аналогичным образом проводится анализ, идет процесс размышления над собой, своим поведением и поступками. Практика показывает, что такие приемы значительно облегчают процесс самопознания, так как дают возможность вынести свой внутренний мир вовне, смотреть на него как бы со стороны.

Возможны и более сложные способы моделирования как структуры своей личности, так и своих отношений, например, с помощью ролевых игр и психодрамы, но эти способы требуют включения других людей и могут быть реализованы только под руководством опытного психолога.

Осознание противоположностей относится к способам, которые применяются на более поздних этапах процесса самопознания, когда та или иная личностная характеристика уже выделена, проанализирована, оценена и дает возможность безболезненно осуществить акты самопринятия. Суть заключается в том, что наша личность в целом, ее отдельные качества одновременно имеют позитивные и негативные стороны. Поэтому самопознание будет неполным, если мы фиксируемся только на одной стороне, воспринимая ее или как безусловно позитивную, или как безусловно негативную.

Пример. Ответственность - это сильное качество. Нередко мы говорим о необходимости воспитания ответственности, желаем, чтобы люди проявляли это качество. Но высокий уровень ответственности или сверхответственности мешает человеку, вызывает отрицательные переживания, так как быть ответственным везде и во всех ситуациях невозможно. Возьмем другое свойство, относимое людьми обычно к отрицательным характеристикам, - агрессивность. Во многих культурах и обществах агрессивность не поощряется в силу своей разрушительности и рассматривается как показатель слабости личности, ее незрелости, как неумение держать себя в руках, как отсутствие выдержки и самообладания. Но агрессивность - это одновременно и способность «выпустить пар», разрядиться, освободиться от накопившейся отрицательной энергии, способ катарсиса, очищения. Поэтому речь в плане воспитания и самовоспитания пойдет не о том, чтобы человек вообще не проявлял агрессивности, а об овладении приемлемыми способами ее выражения, например, важно научиться переводить деструктивную агрессию в конструктивную, овладеть замещающими действиями, не приносящими вреда другим людям, животным, вещам, а также способами сдерживания, самообладания, терпения, терпимости и т.д.

Обычно человек, обнаружив и даже проанализировав то или иное качество, испытывает чувство удовлетворенности, если оно положительное и отвечает его потребности быть на уровне своих притязаний, или неудовлетворенности, если это качество относится к категории отрицательных, слабых. Такой подход является однобоким. Важно в позитивном (положительном) сильном качестве найти слабые стороны, а в отрицательном - положительные и сильные стороны. Именно такая внутренняя работа нередко позволяет провести переформулирование, замену качеств, в результате чего свойство принимается как собственное достояние, а его отрицательные последствия сводятся к минимуму. Разберем это положение на примере застенчивости.

Пример. Некоторые воспринимают застенчивость у себя как отрицательное качество, которое мешает в общении с другими людьми, и могут этот факт переживать очень сильно. Переживания, в свою очередь, усиливают подозрительность по отношению к окружающим. Подозрительность усиливает застенчивость. Круг замыкается. Застенчивость не принимается, с ней начинают бороться. Борьба на деле сводится только к усилению переживаний. Однако достаточно в застенчивости выделить сильную позитивную сторону, как она может быть безболезненно принята. Такой сильной стороной может быть, например, чувствительность к отношению людей, что выступает показателем тонкой душевной организации и внутреннего мира. Принять в себе чувствительность, тонкую душевную организацию легче, чем застенчивость, хотя по большому счету (за исключением нюансов) это одно и то же.

В целом необходимо заметить, что самопринятие - важный момент заключительной части самопознания, оно же является и отправной точкой для самосовершенствования, саморазвития, выступая одновременно и как этап самопознания, и как способ достижения единства и гармоничности личности, и как механизм саморазвития.

Самым широким и доступным способом самопознания является познание других людей. Давая характеристики своим близким, друзьям, разбираясь в мотивах их поведения, мы переносим эти характеристики, нередко бессознательно, на самих себя, сравнивая себя с другими. Такое сравнение дает возможность выделить общее и особенное, понять свое отличие от других и то, в чем конкретно оно заключается.

Обратимся к средствам самопознания.
Одним из распространенных средств самопознания является самоотчет, который может осуществляться в разных формах. Устный самоотчет может проводиться в конце недели, месяца и т.д. Здесь важно воспроизвести события дня или недели: проанализировать свое поведения в разных ситуациях; отметить все позитивы и негативы; причины, которые побудили поступать так или иначе; проиграть модели более эффектного поведения; выделить в себе качества и черты личности, проявившиеся в «отчетном» периоде.

Другой формой самоотчета является ведение дневника. Преимущества этой формы несомненны, хотя она и требует временных затрат и волевых усилий. Во-первых, когда человек записывает события, то происходит интенсивная работа ума, особенно в тех случаях, когда надо выразить в словесной форме различные переживания, в результате чего происходит процесс осознания как событий, так и переживаний. Во-вторых, ведение дневника позволяет зафиксировать в письменной форме самое уникальное, что у нас есть, - свой жизненный опыт, который выступает в качестве важного результата нашей жизни и учения. В-третьих, в дневнике можно описывать свое прошлое, тем самым более глубоко осознать его, обнаружить динамику развития своей личности. В-четвертых, дневник позволяет давать себе самохарактеристику, где описание сочетается с анализом.

Следующими средствами самопознания являются просмотр кинофильмов, спектаклей, чтение художественной литературы. Известно, что писатели, особенно классики, - непревзойденные психологи, более того, они нередко поднимают такие вопросы, к решению которых научная психология только начинает подходить. Читая художественную литературу, обращая внимание на психологические портреты и характеристики героев, их поступки, отношения с другими людьми, вы невольно сравниваете себя с этими героями. Просмотрев фильм, спектакль, прочитав художественное произведение, постарайтесь задать себе ряд вопросов: каковы поступки главных героев? Какие факторы сыграли ведущую роль в формировании характера главного героя? Что побудило человека стать именно таким? Мог ли он поступить иначе? Как бы я повел себя в данной ситуации? Что нужно сделать этому герою, с моей точки зрения, чтобы быть другим, измениться? И т.д. Хорошо известна истина, что чем больше начитан человек, тем более он эрудирован, в том числе и в вопросах самопознания.

И, пожалуй, самые широкие возможности для самопознания предоставляет изучение психологии, в частности таких ее разделов, как психология личности, групп; социальная психология; психология познавательной деятельности. В настоящее время во многих средних и высших учебных заведениях психология стала обязательным предметом, что, несомненно, является положительным фактором. В связи с этим значительно увеличился объем популярной психологической литературы, где можно почерпнуть массу полезных сведений, повысить свою психологическую грамотность, расширить сферу самопознания.

Полезно использовать психологические тестирования, но надо иметь в виду, что лучше пользоваться серьезными, апробированными тестами, внимательно читая инструкции и способы интерпретации. Если есть возможность, интерпретацию лучше осуществить совместно со специалистом-психологом. К развлекательным тестам надо и относиться соответственно, не принимая их всерьез.

К специальным средствам самопознания следует отнести различные современные формы работы психолога. В ходе индивидуального консультирования психолог строит работу с пациентом таким образом, чтобы тот максимально раскрылся, понял свои проблемы, нашел внутренние ресурсы для их разрешения, осуществил акты самопознания. Хорошие результаты дает и работа в группе социально-психологического тренинга. Здесь контакт строится таким образом, что группа, являясь своеобразным зеркалом, в котором отражается каждый ее участник, интенсифицирует процессы познания других и себя. Непременным условием взаимодействия группы и психолога является создаваемая руководителем атмосфера доверия и взаимопринятия. В психологии существует большое количество разного рода психотерапевтических методов и приемов, которые позволяют личности не только более глубоко познать себя, но и выработать направления саморазвития, свои собственные решения различных жизненных проблем и трудностей.

Еще с малых лет каждый ребенок начинает исследовать окружающий мир и пытается ему подражать, впитывая в себя огромное количество информации, словно губка воду. Процесс дальнейшего развития личности ребенка во многом зависит от особенностей восприятия внешнего мира и от отношений, которые складываются с близкими ему людьми. Со временем самосознание растет, и ребенок постепенно нащупывает границы между внешним миром и своим, внутренним. На этом этапе происходит накопление опыта и знаний, основанных на пережитых событиях, а также становятся видны шаблоны поведения, мышления и чувств конкретного человека, которые свойственны ему в различных ситуациях. Критический момент в самопознании наступает с потребностью в постановке вопросов: «Кто я и зачем я есть?» или «Какой я сейчас и каким могу стать?» После этого на поиск ответов и определение своей цели в жизни у людей уходит много лет. Одни вскоре бросают безуспешные попытки однозначно ответить на вопросы самопознания, другие находят ответы, но остаются недовольны результатами самопоиска. А ведь познать самого себя очень важно для успешного решения жизненных задач, в том числе конфликтов, возникающих с другими людьми. Самопознание помогает избегать многих жизненных трудностей, находить новые конструктивные пути, разрешать споры творчески, в духе взаимопонимания, сопереживания и взаимопомощи. Наше самосознание, так называемое чувство «Я», - это главный инструмент в процессе познания своей личности, которым не так уж легко воспользоваться. Не каждому под силу самостоятельно преодолеть барьеры, создаваемые как несовершенством человеческой природы в целом, так и личностными особенностями конкретного человека. Наиболее общее препятствие в процессе самопознания состоит в том, что человек считает себя венцом природы и не желает признавать, что является частью животного мира. С точки зрения психологии, неудачи в познании себя связаны с боязнью человека обнаружить в своей личности что-то отталкивающее и ужасное – то, из-за чего можно потерять уверенность в себе. Актуальной также является теория о том, что многие люди считают более важным дать себе оценку в соответствии с запросами общества и прекращают попытки познания себя такими, какими они являются на самом деле. Человек должен быть собой, знать свои недостатки и достоинства, радоваться своим талантам и соединять их со своими желаниями, будучи при этом требовательным к себе. Если же игнорировать свою подлинную суть, и пойти путем самообмана к достижению ложных целей, то подавление реального «Я» идеальным приведет к развитию чувства тревоги и к дискомфорту в жизни. Опытный психолог помогает запутавшемуся человеку безопасно исследовать свой внутренний мир в поиске новых ресурсов, открывая новые способности и возможности, расширяя границы восприятия окружающего мира. Решение проблем появляется в результате постижения чего-то нового в себе – того, что может обеспечить творческий прорыв и вывести человека на качественно иной уровень самопонимания, самовосприятия и самореализации. Именно поэтому процесс самопознания с помощью психолога чаще всего происходит в виде арт-терапии, которая способствует творческой активности человека. Творчество помогает пробуждению внутренних сил, которые ранее по различным причинам сдерживались. А психологическое исцеление происходит за счет растущей внутренней целостности человека.

Выбирайте на своё усмотрение и не забывайте пользоваться.

Глядим в зеркало - техника, помогающая лучше понять и воспринять самого себя, как есть

Эта техника является медитативной техникой, помогающей нам лучше понять и воспринять самого себя, как есть.

Элементом желательности является отсутствие посторонних, в условиях одиночества, тишины и покоя.

Расслабляемся, а затем смотрим на себя в зеркало. Желательно в зеркале видеть себя в полный рост.

Тщательно оглядываем себя с ног до головы, но концентрируемся на лице, Изучаем себя и стараемся видеть себя как бы со стороны, как будто изучаем другого человека.

Изучаем глаза, рот, губы…, временами нам может показаться, что мы видим другого человека, а не себя — это хорошо!

Именно так мы и должны рассматривать себя, как бы, находясь в диссоциации, вглядываясь на себя со стороны.

Смотрим на себя 15 - 30 минут, а потом отвечаем на вопросы, сосредоточившись и пытаясь определять чувства и отношение к этому «незнакомцу».

  • Нравиться ли он нам или нет?
  • Что нам удалось рассмотреть под физической маской?
  • Что мы сумели прочитать нового в его глазах?
  • Что в нём самое лучшее, а что худшее?
  • Как бы вы описали его незнакомому человеку, которому предстоит встретиться с ним и узнать его?
  • Представьте, что вы видите его впервые, какое у вас сложилось впечатление? Что нужно, чтобы впечатление было лучше?
  • Представьте неприятную черту характера до безобразия, а затем рассмейтесь над полученным образом, как над отражением в кривом зеркале комнаты смеха.
  • Рассмотрите себя обнажённым, какие части тела вы бы хоте ли изменить, а какие — нет или хотели приобрести?

Совершенно безразлично в какой последовательности или очерёдности зафиксируются все эти впечатления, мысли и оценки, т. к. главное во всем этом, то, что вы почувствуете. Обычно все бывают несколько удивлены тем чувством, которое испытывают и фиксируют по отношению к зеркальному образу.

Не будьте к себе слишком критичны — это всего лишь медитация и только!

Просто фиксируйте, с полным безразличием, что хорошо, а что плохо — интеграция пройдет сама собой, если не сразу, то со временем. Главное разглядеть определенное количество как хорошего, так и плохого, как недостатки, так и достоинства, как сильные, так и слабые стороны, тогда легче будет протекать синтез. Главное, чтобы произошло удивление!

Взгляд со стороны - Трансформация через диссоциацию

Когда мы хотим посмотреть на вещи свежим взглядом, то стараемся их представить, как будто видим в впервые — этот эффект рождает некую диссоциацию. В этом подходе, просматриваются йоговские медитативные техники. В “Книге тайн” Бхагаван Раджнеш описывается сутра в которой представлена следующая медитативная техника: «Смотри на прекрасного человека и на самого себя, и на самый обычный предмет, смотри так, как если бы ты видел его впервые». Сутра указывает, что для нас становится привычным не замечать знакомые предметы и явления. Говорят, что под небесами нет ничего нового это процесс — перешедший в событие. В действительности же, под небесами нет ничего старого — это превращение события в процесс, который течёт, а, следовательно, изменяется. Устраивает только наш взгляд, привыкая к вещам: тогда действительно нет ничего нового, даже в самом себе.

Для детей новым является всё. Раджкеш заканчивает главу следующими словами: «Смотри на мир новыми глазами, как будто вы видите его в первые... Это придаст новизну вашему взгляду. Ваши глаза станут невинными. И эти невинные глаза по-настоящему смогут видеть. Эти невинные глаза смогут проникать во внутренний мир».

В современной психотерапии — это, прежде всего состояние диссоциации — из которого всё видится таким, каким всё является на самом деле. Из этого состояния хорошо происходит синтез и интеграционные техники, что, собственно говоря, в диссоциации происходит как естественный процесс саморегуляции.

Этот психотерапевтический подход мы встречаем во многих технологиях — мета-зеркало, выдувание и т. д. Все эти техники позволяют пациенту взглянуть на себя и свою проблему как бы со стороны, как бы новыми глазами, свежим взглядом. Взгляд со стороны из диссоциации, всегда вернее, что изменяет восприятие и отношение пациента к себе самому и к проблеме.

В Библии сказано: «Будьте как дети и вы заслужите царствие небесное на земле». Имеется ввиду, не детскую наивность и инфантилизм, а подразумевается стратегия и структура мышления направленная больше, на интуицию. Дети наслаждаются самим процессом, в отличие от взрослых, которые заинтересованы только в результате. Дети больше полагаются и доверяют своему подсознанию и используют его в своём воображении и мышлении.

Медитативный тренинг настройки на выполнение любых задач - (Альфа-ритмы мозга)

Для того чтобы очень хорошо выполнить то или иное задание, необходимо на него настроиться. Для этого издревле существуют специальные приемы самовнушения.

Медитация, аутотренинг или самогипноз - эти понятия определяют процесс, в котором человек извлекает свои внутренние настройки и управляет ими. Самое сложное в этом процессе — как раз извлечь эти самые настройки или, вернее сказать, прийти в то состояние, в котором это возможно. Но если вы научитесь это делать, то ваши возможности станут поистине безграничны. Мы не предлагаем вам часами сидеть в какой-либо позе йога, добиваясь полного расслабления, например в "позе кучера", повторяя фразу за фразой по несколько раз подряд, концентрируя внимание то на руке, то на ноге. Мы разработали более эффективный и гораздо более быстрый метод расслабления и назвали его Альфа-тренинг (А-тренинг). В наше время сверхбыстрого темпа жизни мало у кого есть желание тратить несколько часов в день на то, на что можно потратить всего несколько минут.

В чем отличие А-тренинга от аутотренинга или медитации? На первый взгляд, они мало чем отличаются. Человек приходит в расслабленное состояние и, сохраняя его, выполняет психофизиологический настрой всего организма. Мы, как уже говорилось, разработали более короткий путь вхождения в это состояние и делаем упор на визуализацию предстоящих процессов. В своей повседневной деятельности мы живем в цикле Бета-ритмов головного мозга. Альфа-ритмы сродни состоянию полудремы, когда человек еще не спит, но уже и не бодрствует. В это время перед глазами человека начинают мелькать какие-то картинки, образы. Это замечательное состояние, в котором человек способен делать очень интересные вещи. Как раз в этом состоянии человек может выполнить настройку своего подсознания на успешное прохождение упражнения.

Мы своими мыслями и образами, создаваемыми в нашем сознании, передаем команду нашему мозгу в подсознательную область его действия. А в подсознательной зоне вступают в действие как раз те 90-99% нашего мозга, которые обычно как бы не действуют. Слова, которые произносятся, и образы, которые человек создает, подсознание начинает принимать как команды. Поэтому нужно создавать команды и визуализировать только положительные действия, приводящие вас к успеху. И главное — ваши команды должны говорить о том, что вы выполняете действия в настоящем времени - "я делаю это сейчас". Таким образом, у вас вырабатывается практика выполнения нужного вам действия в реальной виртуальности вашего сознания и вы получаете опыт, который потом будете применять в реальной жизни.

Состояние альфа-ритмов работы головного мозга превращает узкую щель, через которую вы раньше в трудом протискивались, в широко открытые ворота, и через них можно свободно проходить, пронося с собой большой багаж нужных вам настроек. Та граница, которая присутствует при обычных обстоятельствах, оказывается открыта для спокойного прохода. Создавая “день открытых границ”, вы позволяете настроить весь свой организм и мозг на успешное выполнение нужных вам заданий.

Создание нового образа и через него программы на самосовершенствование

Чтобы было легче ответить на вопрос „кто я? “, нужно создать свой психо-образ, т. е. визуальный автопортрет. Зрительный образ той личности, которой мы в действительности являемся.

Увидев свой автопортрет со стороны, можно найти отражение тех сил, которые скрываются в нас.

Прежде всего следует расслабиться и сконцентрироваться.

  1. Представьте себя художником, в руках у которого кисть, карандаш или мел и вы “пишите” свой портрет. Вначале тело, а затем ноги, руки, голову. Необязательно быть профессиональным художником т. к. это мы делаем в своём воображении. Визуальный образ желательно выполнить в полный рост и в натуральную величину, т. е. в диссоциации.
  2. Наносим детали, волосы, глаза, обувь, одежду.
  3. Теперь можно изменить сёбя так, чтобы мы выглядели как бы нам хотелось, а не тем, какой сейчас. Рисуем наш образ достижения, глаза искрящиеся, умный взгляд, отражающий радость сердца и спокойствие души. Лицо расслабленное и спокойное, улыбка выражает понимание, расположение и силу духа. Награждаем своё произведение прямой фигурой, бодрой походкой, гордой осанкой. Создавая свой портрет, стараемся отразить в нём все лучшие качества, которые нам присущи.
  4. Окиньте взглядом портрет и скажите: “Это — я”. Такой Я истинный, каким должен быть и являюсь по сути. Глядя на свой автопортрет, задайте вопрос: «Как сильно мы себе нравимся, когда счастливы и здоровы?» Сейчас можно ещё что-то добавить, исправить, а что-то убрать. Добавляем к своему портрету все нужные черты, и доводим его до совершенства.
  5. Ставим подпись под портретом: “Это — я”. Оживляем портрет и говорим себе: “Это действительно “я” — прекрасный и доброжелательный человек». Даем портрету все эпитеты, которые приходят нам на ум, соответствующие нашим чаяниям.
  6. Сливаемся с портретом, он входит в нас и становиться нашей частью, кровью и плотью.

Любая мысль, которая возникает у человека, может повлечь за собой химические, биологические физиологические реакции в нашем мозге, особенно, если мы находимся в трансе. Вглядываясь в портрет, мы закладываем оттиск своёго нового “Я” в подсознание, и ту программу, которая в него заложена. Эта программа начинает работать, так мы творим самих себя.

У Юнга было две знаменитые тетради, первую он называл «Чёрная книга» и она представляла собой нечто вроде ежедневника Молескин, а вторая тетрадь была «Красной книгой». В ней содержится наибольшая часть знаменитых рисунков Юнга с изображением Мандалы.

Вот эта вот «Красная книга» была похожа на настоящий средневековый фолиант — у неё был переплёт из настоящего сафьяна, и Юнг, когда писал в ней, стилизовал свои буквы и оформление под «готику». Понятно,что он любил свою Красную Книгу больше других.

Наверное, у каждого человека должны быть такие тетради. Работая в своих ежедневниках — ежедневно, Юнг создал много открытий, ведь творческую атмосферу пишущему человеку порождает — его тетрадь. Это тот минимум, который у творческого человека должен быть, даже если нет кабинета, письменного стола, дома, родины...

Недаром Цветаева писала в своих дневниках: «Если у меня спросят —Россия или мои тетради, я знаю, что выберу. Поэта без его тетрадей нет».

Итак, ежедневная работа в Красной Книге подвигла Юнга на изобретение замечательной психотерапевтической техники. Как и все рисуночные техники она обоюдоострая:

во-первых, служит целям диагностики (позволяет себя понять и увидеть со стороны целостную картину своей проблемы, «затыка»),

и во-вторых, оказывает терапевтический эффект — лечит состояние угнетённости по ходу ежедневного рисования.

Кто его знает — возможно, что терапевтический эффект наступает сразу тогда, когда ты «себя понял». Ну а «понять себя» помогает — мандала.

Вот, что пишет Юнг в своей знаменитой книге «Воспоминания. Сновидения. Размышления»

«Вообще, я понял тогда, что ничто так не меняет нашу жизнь как язык. Ущербный язык делает жизнь неполной и ущербной».

Это Юнг имел в виду то, что он переходит от слов — к рисункам, к пиктограммам. И вот его излюбленной пиктограммой (ежедневным почти) трудом становится набросок, чертёж мандалы. Юнг умел рисовать, как и все люди его поколения, поэтому нам с вами я советую не стесняться прибегать порой к технике коллажа, если не получается рисовать что-то, что нравится самомуи «о чём-то говорит» — каждый день.

И вот, что у него получилось:

«Каждое утро я рисовал в записной книжке маленький кружок - -мандалу.которое в тот момент выражала моё внутреннее состояние. Эти рисунки давали мне возможность видеть, что происходило с моею психикой день ото дня».

И вот, наконец, Юнг приходит к очередному открытию, он понимает, что Мандала — это идеальный чертёж нашего с вами внутреннего мира.

«Мандала — это внутренняя цельность, которая стремится к гармонии и не терпит самообмана».

Самообмана она действительно не терпит, поэтому если в какой-то день рисуются разорванные безобразные тревожные рисунки с нарушенной симметрией и гармонией — то такие рисунки и надо рисовать. Они не только показывают на языке символов — что с вами,но и оказывают эффект терапевтический, как мы уже и говорили.

В конце-концов, Юнг понял, что его детище, его главный архетип — Самость может быть лучше всего выражен через мандалу.

Куда мы идём?

Раньше, как и все мы, Юнг полагал, что развитие человека, ход его личности, его биографии и т.д., можно условно представить как график в виде стрелки, вектора, линии, стремящейся куда-то «туда», за горизонт, в место под названием «Вперёд».

И вот тут, рисуя свои мандалы, Юнг понял — нет!..

Развитие человека идёт не по направлению к пункту Условный «Вперёд»!

«Когда я начал рисовать мандалы, я заметил, что всё, все пути, которыми я шёл, все шаги, которые я делал, вели не вперёд, а— НАЗАД, к некоему исходному Центру».

Юнг мог рисовать мандалы, в центре которых находился золотой дворец. У него и чернила были,и навык делать скетчи, наброски. У вас есть масса вариантов, как делать свои мандалы «говорящими».

Но вот вам ещё одна техника самоанализа из арсенала психотерапевтических техник Юнга.

Рисуя мандалы, Юнг поехал в морю (у него умерла жена) и в пасмурные непогодные дни бродил по берегу, часто безлюдному. И вот там-то он вспомнил, что мальчишкой любил строить целые города из камней, песка, грязи.

Причём города эти имели средневековую — радиальную форму, то есть представляли собой ту же мандалу — круг.

Работая с камнями и грязью, которой вместо цемента скреплялись камни, Юнг выстроил не одну трёхмерную мандалу, из тех, что не вошли в его «Красную Книгу».

Он рассказывает — как окончилась эта его практика с мандалами-городами из камней. Поставив в центре своего города храм, Юнг искал камень для «алтаря».

Когда камень был найден, послушание, которое Юнг возложил сам на себя, было окончено.

Работая, этот великий психиатр позволял иногда задавать себе вопрос: «Куда ведёт меня эта работа?» , но мгновенного исчерпывающего ответа не требовал.

Задавайте себе этот вопрос и вы.

Елена Назаренко

Есть много разных путей, способов и методов самопознания, одним из которых является медитация, и данное упражнение на самопознание – это один из самых простых методов.

Есть много разных путей, способов и методов самопознания, одним из которых является медитация, и данное упражнение на самопознание – это один из самых простых методов.

Это упражнение не требует никакой специальной подготовки или особых условий проведения – достаточно понять саму суть метода самопознания, изложенную в данной статье.

Конечно, поначалу его лучше выполнять в спокойной обстановке, что вас никто не отвлекал разговорами или чем-то еще. Данное упражнение также можно делать во время прогулки, в общественном транспорте или на работе – параллельно другим действиям, если можете совмещать эти вещи.

Несколько слов о самопознании

Есть различные техники и способы, которые преследуют разные цели. Это упражнение на самопознание способствует познанию себя, что означает, по сути, достижение высшей цели человеческой жизни на Земле.

Познать себя означает постичь свою истинную природу - природу души, чистое сознание. Согласно Священным писаниям, душа является чистым сознанием, неотъемлемой частицей Бога, она вечна, исполнена знания и блаженства, и всегда чиста. Однако эти качества души (нашего высшего Я, чистого сознания) скрыты иллюзорными отождествлениями с материальным телом, умом, эмоциями и игровыми ролями, которые человек играет в обществе, а медитация как раз позволяет увидеть иллюзорность этих отождествлений. Таким образом, избавляясь от иллюзий, человек может познать себя – свою вечную духовную природу, исполненную знания и блаженства.

То, что природа человека не материальна, а духовна, доказывается тем фактом, что человек никогда не может удовлетвориться преходящими материальными объектами и удовольствиями. Природа души – это счастье, вечность и знание, и ничто в материальном мире не может стать достаточно хорошим заменителем вечности, счастья и мудрости. Само стремление быть вечно счастливым и мудрым – это стремление к обретению себя, осознанию своей истинной природы.

Данное упражнение – это довольно простой метод самопознания. Его можно назвать медитацией на разотождествление, то есть устранение иллюзорных отождествлений.

Упражнение состоит из нескольких шагов, в каждом из которых есть два элемента – наблюдение и размышление. Это несложный метод, который может использовать каждый человек.

Шаг 1. ОСОЗНАЙТЕ, ЧТО ВЫ НЕ ТЕЛО.

Это осознание достигается путем наблюдения и размышления. Торопиться не нужно.

Вы наблюдаете тело, воспринимаете его каким-то образом – с этим фактом не поспоришь. Когда вы осознали, что воспринимаете свое тело, вспоминаем научно доказанный факт из физики – наблюдатель не может быть тем, что он наблюдает. То есть, если вы что-то наблюдаете (воспринимаете), то очевидно, что вы не являетесь этим, иначе не смогли бы это наблюдать. Этот научный факт подтверждается практически всеми религиями, духовными практиками и мудрецами.

Дальше идут размышления: если я наблюдаю тело, значит я нечто отличное от этого тела. Таким образом достигается осознание «я не тело», после чего может возникнуть логичный вопрос «Кто же я тогда, если не тело?». Это первый шаг в медитации на самопознание. Не следует ожидать, что с первого же раза вы получите полное разотождествление с телом, но уровень осознания по данному вопросу повысится.

ШАГ 2. ОСОЗНАЙТЕ, ЧТО ВЫ НЕ УМ (НЕ МЫСЛИ).

Выполняется таким же образом – с помощью наблюдения и размышления.

Ум, думающий механизм, состоит из мыслей. В момент, когда нет мыслей, нет и ума. Вы осознаёте процесс мышления, наблюдая свои мысли, а значит – являетесь чем-то отличным от этих мыслей.

Желания тоже относятся к уму, так как в нем и возникают. Поэтому вы также можете познать, что, по сути, не имеете ничего общего с желаниями, кроме того факта, что наблюдаете их возникновение и исчезновение.

Это более сложный шаг, чем первый, потому что природа ума более тонка, чем природа тела (ум и тело состоят из разных энергий). Природа ума ближе к природе души, чем природа грубого материального тела.

Но просто наблюдая ум, т.е. возникающие мысли, и все чаще осознавая, что наблюдаемое не есть наблюдатель, медитирующий человек углубляется в самопознании, и у него может возникнуть следующий логичный вопрос: «Если я не ум, то кто же я?»

ШАГ 3. ОСОЗНАЙТЕ, ЧТО ВЫ НЕ ЭМОЦИИ

Выполняется точно таким же образом – путем наблюдения и размышления.

Эмоции тоже относятся к уму, но для удобства их можно рассмотреть отдельно. Эмоции или чувства, как и мысли, появляются и исчезают, и вы можете их наблюдать (воспринимать, осознавать). Просто понаблюдайте, как они появляются, изменяются и исчезают, осознайте их как нечто временное. Они приходят и уходят, как и мысли, а вы остаетесь. И здесь снова возникает вопрос «если я являюсь наблюдателем чувств, а значит, не являюсь ими, кто же я?»

Завершая третий шаг упражнения, медитирующий еще больше погружается в свою истинную природу, и цель данного метода самопознания становится все ближе.

Итак, получается, что я не тело, я не ум, я не эмоции. Я наблюдаю все эти преходящие вещи. Всё меняется, а я остаюсь наблюдателем. Что же я собой представляю как наблюдатель?

ШАГ 4. ОСОЗНАЙТЕ, ЧТО ВСЕ ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ ЛОЖНЫ

На данном шаге упражнения человек может подробно разобрать идеи типа «я являюсь духом», «я душа» и другие подобные, которые более или менее понятны для ума, но, по сути, ничего толком не объясняют и удовлетворения не приносят.

Как бы вы себя не назвали, какие бы характеристики себе ни приписали, этого надолго не хватит – вы будете чувствовать, что здесь что-то не то – так как наблюдатель не является наблюдаемым. Если вы говорите, что вы дух или душа, то кто тогда наблюдет этот дух или душу, кто называет себя этим?

Все отождествления временны, и потому ложны. Как бы вы себя ни назвали – это все будут временные наблюдаемые ярлыки, создаваемые умом.

Четвертый шаг – последний в этом упражнении и самый сложный, и ум не сможет завершить его полностью. Самопознание, то есть познание себя как чистого сознания, без ярлыков и самоидентификаций, может произойти, что говорится, по Воле Бога, когда ум зайдет в тупик и отключится ввиду своей некомпетентности в данном вопросе.

Тогда исчезают все отождествления, вы больше не считаете себя кем-то или чем-то в противоположность чему-то еще.

Нет отождествлений, нет противопоставлений, нет двойственности. Есть происходящее.

Это описывается разными словами:

«На все Воля Бога», «Вещи случаются», «Событья происходят», «Дела делаются», «Поток восприятий», «Божественная игра» и т.д.

Все эти описания, конечно, интересны для ума, но ум не может их правильно понять, так как он работает в двойственности, а мы пытаемся описать недвойственность. Поэтому от описаний мало пользы.

Последний 4-й шаг упражнения на самопознание – это достижение понимания, что все отождествления ложны, иллюзорны; и это максимум, что можно понять умом (то есть, с помощью любого метода самопознания).

Ум не поможет переступить грань двойственности (так как сам и создает эту двойственность), это может произойти только «по Воле Бога».

Качество и количество упражнений на самопознание

Имеет значение и качество, и количество выполняемых упражнений.

Каждый новый круг упражнения (последовательное прохождение всех шагов), приносит углубление самопознания – но при условии, что делается качественно. Здесь нужен интерес и желание познать себя, а также настойчивость в попытках разобраться с этим вопросом. Одно только повторение фраз типа «я наблюдаю тело, значит я не тело…» (аффирмация) мало что даст, если нет интереса и искреннего стремления самопознания.

С другой стороны, важно и количество – в том смысле, что не нужно на месяц застревать на первом шаге, пытаясь получить на нем полное разотождествление с телом. Этого не произойдет. Поработали с первым шагом, получили более глубокое (или хотя бы более «свежее», обновили) понимание, и перешли ко второму шагу.

Каждый для себя должен сам почувствовать, когда стоит перейти к следующему шагу. Если не чувствуете момент, когда можно перейти к следующему шагу, используйте наблюдение и размышление на каждом шаге в течение, скажем 5-15 минут. Таким образом, упражнение можно сделать за 20 минут или час. У кого-то будет уходить больше часа, у кого-то меньше 20 минут – это индивидуально.

Даже если вы будете делать это упражнение как аффирмацию (то есть совсем мало наблюдения и размышления, а больше как повторение фраз), и всего лишь по 5 минут в день, но регулярно, с интересом и желанием познать себя, это тоже может поспособствовать разотождествлению и самопознанию.

Выполняя упражнение шаг за шагом, круг за кругом, понимание будет углубляться, что означает прогресс в применении данного метода самопознания. Если данная медитация в какой-то момент перестала давать углубление понимания, а осознание ложности всех отождествлений еще не достигнуто, возможно, если смысл поискать другие методы или техники самопознания. Или же разобраться глубже с каким-то из шагов. В этом может также помочь чтение соответствующей литературы.

Данное упражнение – это философский метод самопознания, основанный на наблюдении и размышлении. Он, как и все остальные способы самопознания, имеет свои плюсы и минусы.