Какой признак отличает православные храмы от других. Особенности храмов разной веры

Тема урока : Русские православные храмы

Особенности русского храмового зодчества и значение храмов в жизни наших предков.

Цель урока : Расширить знания учащихся о православных храмах на Руси, познакомить с особенностями их строительства, неповторимым обликом русской храмовой архитектуры.

Задачи урока:

· Учить учащихся умению в ходе игры добывать знания, высказывать суждения, делать выводы, развивать речь учащихся

· Расширить кругозор детей за счет сообщения интересных фактов

· Воспитывать любовь и уважение к русской культуре

· Способствовать развитию фантазии и воображения

Коррекционная работа на уроке:

· Создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы на уроке

· Развитие познавательного интереса детей через:

Использование нестандартной формы урока;

Включение игровых заданий

· Формирование положительной учебной мотивации

Оборудование :

· Иллюстрации различных архитектурных сооружений

· Схемы форм храмов

· Информационные материалы диска

Ход урока

1. Организационный момент

Сообщаю тему и цель урока.

Вступительное слово учителя.

Ребята, перед вами иллюстрации различных архитектурных сооружений

Учащиеся называют храм Василия Блаженного и объясняют почему.

Учитель: Итак, у любого архитектурного сооружения есть своё назначение: храм – для молитвы, дом – для жилья и т. д.

Работа с тетрадью: Запись в тетради: Храмы отличаются от других архитектурных сооружений по:

a) Назначению

b) По внешнему виду

c) По внутреннему убранству

Ø Что такое храм?

Ø Чем храмы отличаются от других архитектурных сооружений?

Ученик: Храм – это здание, предназначенное для Богослужения. Храм имеет купола, которые венчает православный крест. Внутри храм тоже богато украшен фресками, мозаиками, иконами.

Учитель: Ребята, как вы думаете, когда появились первые христианские храмы на Руси?

Ученик: Строительство храмов началось с проникновения христианства на Русь.

Учитель: Да, это действительно так. Сразу после крещения начинается широкое храмостроительство. Сначала для этого приглашали греческих мастеров.

Ø А теперь посмотрите на самые древние из сохранившихся храмы

Ø Видеолекция «Зодчество древней Руси»

Ø Подсчитайте, сколько же лет этим храмам? Видимо умелыми мастерами были наши

предки. Наверное, они знали какие то секреты.

Чтобы узнать секреты строительства храмов на Руси, познакомиться с их величием и красотой, мы с вами отправимся в «научную экспедицию» вглубь веков. В ходе экспедиции нас будут подстерегать преграды, преодолеть которые мы сможем, ответив на скрытые в них вопросы. Только в этом случае мы сможем продолжить путь дальше.

Узнав, а нашем путешествии, древний зодчий решил дать нам подсказку: что же мы должны исследовать в ходе нашего путешествия, но для этого мы должны разгадать смысл им сказанного.

«Прочность, польза, красота, форма – каждый компонент важен сам по себе, но только вместе они позволяют архитектурному сооружению стать произведением искусства»

Как вы понимаете сказанное?

В чем, по вашему мнению, подсказка? Что мы должны исследовать в нашей экспедиции? (беседа с учащимися)

Акцент внимания на словах – польза, красота, форма, прочность

Учитель: В экспедицию мы отправляемся в составе 2 групп:

1- я группа – эксперты-строители 2-я группа – искусствоведы

Задание: на основе самостоятельной работы с материалами учебника, с иллюстрациями различных архитектурных сооружений необходимо найти:

1-я группа – Сведения о строительном материале , из которого строились храмы на Руси, в каких случаях строились храмы,

2 - группа - Обратить внимание на их красоту, величие, их архитектурные особенности.

(время 10минут)

Ø От чего же зависит надёжность постройки? (от строительного материала)

Предполагаемый ответ: устный ответ, чтение текста.

1-й ученик: храмы строились из дерева, камня (белого известняка)

Учитель : Действительно, православные храмы на Руси строились на века, отличались прочностью, в случае необходимости заменяли крепости. Здесь можно было укрыться от набега врагов. Но не будем забывать, что храмы – это ведь ещё и прекрасные произведения искусства, неповторимые, величественные, своеобразные.

А теперь предоставим слово нашим искусствоведам. Попытаемся определить, из чего же складывается красота храмов.

Ученик: говорит о красоте, изяществе храмов, отмечает размеры храмов. Храмы возводились в ознаменование военных побед и особых событий в истории, в память о близких и в знак благодарности Богу. Особенно много церквей строилось во время голода, бедствий, мора. Это так называемые обетные церкви, строились по обещанию за один день.

Учитель : На пути нашей экспедиции вновь препятствие.

№2

- Церковь Покрова Богородицы на Нерли

Киево-печерская лавра

Софийский собор в Новгороде

Троице-сергиева лавра

Храм Рождества Богородицы в Путинках

Георгиевский собор Юрьева монастыря. Всё это прекрасные православные храмы, которые в архитектурном стиле отличаются друг от друга.

Ø Какое существенное внешнее отличие вы увидели на иллюстрациях?

Ответ: Учащиеся отмечают различное количество куполов на храмах (1,3,5,13)

Учитель: Как вы думаете, с чем связано разное количество куполов на храме?

Ученик: Это связано с размерами храмов.

Учитель : А ещё количество куполов имеет символический смысл. 1 купол символизирует единство Бога, 2 – двойная природа Иисуса Христа (Божественная и человеческая), 3 – Святая Троица, 5 - Христос и 4 апостола евангелиста, 13 – Христос и 12 учеников.

Первоначально купола имели форму «луковок» - символизировал пламя лампады, с 16века купол приобретает форму «маковки» - пламя свечи.

Чем ближе мы к цели, тем чаще на нашем пути встречаются препятствия.

№3

Перед вами иллюстрации храмов:

Церковь Покрова на Нерли

Храм Вознесения в Коломенском

Ø Найдите отличия в архитектуре

Ответ: Учащиеся отмечают своеобразие куполов этих храмов.

Учитель: Действительно, перед вами пример 2 архитектурных стилей древней Руси: крестово-купольный и шатровый. 1-й – опорные конструкции по типу креста с возведённым в центре куполом. Начиная с 14 – 15 века на север сложился шатровый стиль. Шатёр – завершение башен, храмов в виде 4-х и 8-мигранной пирамиды. Сейчас храмы в этом стиле не строятся. Отменены при Иване Грозном

Итак, ребята, настало время нам возвратиться из нашей экспедиции домой. Но вернуться нам не так то просто. Нас снова ожидает преграда. Только разгадав, её мы сможем оказаться дома.

№4

Ø какие формы имели православные храмы?

Православный храм, с точки зрения своего назначения, является «ковчегом» спасения для верующих людей. Православный храм имеет вид корабля. Алтарь современного храма всегда расположен на востоке, поскольку именно восток признаётся образом Христа.

И действительно форма храмов в виде корабля получила широкое распространение. Но на Руси строили храмы и форме креста – основание спасения людей, круга – символа вечности Церкви, восьмиугольника - символизирующего Вифлеемскую звезду.

Учитель: Вы честно выдержали долгий, трудный путь. Вы доказали, что сумеете справиться со всеми трудностями, встающими перед вами, так как прекрасно справились со всеми препятствиями, подстерегающими вас в пути. Что же каждый из вас привез из этой далёкой экспедиции? О чём вы можете рассказать вашим родителям, друзьям?

(беседа с учащимися по пройденной теме)

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Домашнее задание: описать наш Ивнянский храм.

Ø Кому он посвящён?

Ø Какую форму имеет наш храм?

Ø Изобразить его на рисунке.

Цель урока: Дать общее представление о внутреннем устроении православного храма.

1. Познакомить с новыми понятиями и закрепить понятия, данные на предыдущих уроках: иконостас, алтарь, престол, лампада, подсвечник.

2. Продолжать формировать представление детей о храме как общем доме для молитв и святыни для православных людей.

3. Формировать представление об общих элементах всех православных храмов: иконостас, алтарь, иконы, лампады. Подсвечники.

4. Формировать интерес к изучению православной культуры.

5. Воспитывать у учащихся духовное и эстетическое восприятие православной архитектуры, уважение к духовным и художественно-эстетическим традициям русского народа.

6. Продолжать формировать представление о культурном единстве России, о православии как объединяющем явлении отечественной культуры, связывающем судьбы и творчество многих поколений россиян с современной жизнью в России.

7. Обогащать, закреплять и активизировать историко-культурологический словарь школьников.

Новые слова и понятия: Иконостас. Лампада. Подсвечник. Прихожане. Священник. Крестное знамение.

Иллюстративный ряд: Фотоснимки интерьеров православных храмов, фрагментов богослужения, храмовых предметов, буклет “Храмы Пыталовского района” Н.А. Цветкова, иллюстрации учебника А.В. Бородиной “Основы православной культуры: Мы и наша культура”, плакаты, презентация.

Предварительная подготовка к уроку: Желательно до урока провести экскурсию к храму города, зайти в храм; провести перед этим с детьми беседу о том, как следует вести себя в храме. До начала урока организовать выставку работ “Мой храм”.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Выставка творческих работ.
  3. Сообщение темы урока.
  4. Физкультминутка.
  5. Объяснение нового материала (беседа с использованием выставки, иллюстраций учебника и презентации).
  6. Физкультминутка.
  7. Подведение итогов.
  8. Рефлексия.

    Ход урока

1. Организационный момент

Сегодня на уроке
Пойдём мы с вами в храм.
И будем все внимательно
Следить за тишиной.

2. Выставка творческих работ

На доске записано:

“В нашу эпоху нет более острой темы и для познания, и для жизни, чем тема о культуре и цивилизации. Это тема об ожидающей нас судьбе”. Н. Бердяев

Прочитайте, что записано на доске. Как вы это понимаете? (Ответы детей)

Что такое храм? (Дом Божий)

Что такое крест? (Это символ спасения человека и заботы о других людях, добровольно ради Христа взятые на себя каждым христианином)

По каким признакам мы отличаем православные храмы от других зданий? (Маленькие и большие храмы, белокаменные и расписные – все имеют на главках крест)

Давайте рассмотрим нашу выставку. Расскажите, в каком храме вы были. Что особенно вас удивило, что запомнили? Чем заняты люди в храме? Тихо ли в храме? Везде ли можно ходить? (Высказывания детей)

3. Сообщение темы урока

Сегодня мы продолжим разговор о храме. Мы с вами узнаем, что находится в храме.

4. Физкультминутка

Поработали мы дружно, А теперь вставать нам нужно, Тише, тише, тишина: В нашу комнату пришла.

5. Изучение нового материала

В храме действительно очень красиво, но эта красота особенная – духовная, храм украшен святостью, то есть иконами и росписью с образами Господа, Божией Матери, святых, ангелов, а внешняя красота – орнаменты, позолота, оклады дополняет, украшает образы святых трудами рук людей, живущих ныне на земле. Как люди ведут себя в храме? Храм предназначен для молитв, и люди приходят в храм помолиться, все стараются не мешать друг другу, не толкаются, не разговаривают без крайней нужды. Когда ходили в храм вспомните, как прихожане берут благословение у священника, как ставят свечи, как осеняют себя крестным знамением. Подумайте, о чём бы каждый из нашего класса хотел попросить Господа, но вслух об этом не говорите. Ребята, вы не должны рассказывать и не любопытствовать о том, с чем человек хочет обратиться к Богу. То, что касается только отношений Господа и каждого человека, может обсуждать только со священником в духовной беседе или на исповеди, либо с родителями. Вмешиваться в чужой духовный мир или раскрывать свой на обозрение всех присутствующих – не принято, это признак невоспитанности. У православных людей красота и переживания внутреннего мира должны находить выражение в творчестве, в добросовестной работе, хороших поступках, заботе о друзьях, близких.

А сейчас мы поговорим о внутреннем устроении храма и храмовых предметах. (С использованием презентации). Иконостас – Перегородка с иконами, закрывающая алтарь от средней части храма. Через иконостас в алтарь ведут три двери. Средние двери называются Царскими Вратами, потому что только через них священник выносит Чашу со Святыми Дарами (Тело и Кровь Христовы, то есть Сам Господь, Царь Славы). На Царских Вратах изображается сюжет Благовещения и четверо евангелистов. Другие врата, северные и южные, несут на себе изображения архангелов Гавриила и Михаила или первых диаконов и называются диаконскими, потому что через них обычно проходят диаконы. Священники проходят через эти врата во время богослужения очень редко, а епископы почти никогда, так как во время богослужения они символически изображают Христа Спасителя и потому проходят через Царские Врата. Иконы на иконостасе располагаются в определённом порядке, по ярусам (чинам). Справа от Царских Врат находится икона Спасителя, а слева – Божией Матери. Рядом с иконой Христа помещают храмовую икону (на ней изображён святой или священное событие, которому посвящён храм). Это местный ярус. Иногда икона Спасителя здесь заменяется иконой Троицы. Над местным ярусом располагается второй, праздничный чин, на котором отображены главные православные праздники. Третий ярус называется апостольским, потому что на нём представлены апостолы. Четвёртый ярус содержит изображения святителей, то есть святых епископов, а пятый – пророков. В середине иконостаса часто помещается икона, называемая “Деисис” (иногда говорят “Деисус”), то есть “Моление”, она изображает Спасителя на престоле с Божией Матерью и Иоанном Крестителем, стоящим перед Ним. Эта икона символизирует совершенную молитву, так как Пресвятая Богородица и Иоанн Предтеча являются представителями-ходатаями за род человеческий, а молитва их – совершенной. Непосредственно над Царскими Вратами располагается икона “Тайная вечеря”, потому что через эти врата выносят Святые Дары. Весь алтарь находится на возвышенном месте, которое выходит в среднюю часть храма и называется здесь солеёй. Перед Царскими Вратами от солеи к середине храма отходит выступ – амвон, на котором диакон или священник произносят ектинии и читают Евангелие.

По обеим сторонам от солеи расположены клиросы, где стоят певчие и чтецы. Даже при строгом соблюдении установленных правил и сформировавшихся традиций в устроении православных храмов каждый из них отличается от других не только с наружи, но и внутри.

6. Физкультминутка

Нас ждёт работа впереди,
Но чтобы справиться смогли,
Отдохнуть мы все должны.
Ветер тихо клён качает
Вправо, влево наклоняет,
Раз – наклон, два – наклон,
Зашумел листвою клён.

7. Подведение итогов урока Работа по учебнику А.В. Бородиной “Основы православной культуры: мы и наша культура” и по плакатам.

8. Рефлексия

Давайте мы из геометрических фигур составим свой храм интересов: ели урок вам понравился то крепите красные фигурки, а если есть у вас вопросы ко мне, то жёлтые фигурки.

Еще несколько столетий назад не было традиции возводить различные монументальные памятники. Чтобы увековечить какие-либо исторические события, строили церкви. Тем самым люди прославляли Бога за данную победу. На Руси существовало немало православных храмов, среди них значительно выделялся Троицкий собор. Многие называют его величественным мавзолеем, ведь это сооружение отличается великолепием. Зачастую также выделяют церковь Вознесения в селе Коломенское. Эти храмы имеют огромное количество особенностей. Внутреннее кажется несколько затесненным, отсутствуют роскошные фресковые росписи. Каждая иконная полка не похожа на другую, ведь все детали изысканны и уникальны.

Особенности давних храмов

Внутренняя скромность церкви объясняется тем, что такие сооружения возводились к определенной дате или событию. Образы православных храмов на Руси зачастую являются отображением символических христианских идей. Планировка помещения обязательно была крестообразной, а купола непременно венчали крестами. Даже место, где должна располагаться полка для икон, выбиралось неслучайно.


Религиозная идея воплощалась в тех образках архитектуры средневековых времен, которые подчеркивали величие Господа. Нередко христианские убеждения перетолковывались таким образом, что для многих они служили выражением гражданских идей. Культовая принимала во внимание черты определенной нации и местности, на которой сооружали церковь.

Русские зодчие со временем начали добавлять к византийским мотивам несвойственные черты. Популярными стали башнеобразные строения, как, например черниговская Пятницкая церковь. Нередко также возводили «многоглавые» церкви. Ярким примером является киевский Софийский собор, который считался на момент построения довольно смелым архитектурным решением.

На сегодня специалисты используют прогрессивные строительные методы, которые отвечают всем требованиям. Руководствуясь канонической традицией, архитекторы продолжают создавать храмы удивительной красоты. Надеемся, что так же, как мы восхищаемся средневековыми церквями, современными постройками будут восхищаться следующие поколения.

ЗАДАНИЕ 1.


1. Как называется действие, в котором особым тайным образом человеку дается благодать Святого Духа?

В. Таинство

2. Какое название носит крест, изображенный на флаге военно-морского флота РФ?

Б. Андреевский

3. Какой из перечисленных праздников не является двунадесятым?

В. Покров

4. Как звали ветхозаветного праведника, с которым связана история всемирного потопа?

Г. Ной

5. На какой день недели всегда приходится празднование Пасхи?

А. Воскресение

6. Сколько двунадесятых праздников в православном календаре?

А. Двенадцать

7. С греческого языка это слово переводится как «книги»:

В. Библия

8. В Крыму был построен красивейший собор в память российского погибшего императора Александра II. Храм был двухпрестольный: нижний престол освящен во имя святого вмч. Артемия, в день памяти которого, 20 октября, скончался император Александр III, а верхний – в честь святого покровителя обоих императоров. О каком храме идет речь?

В. Собор святого Александра Невского (Ялта)

9. Как называется день накануне Рождества Христова?

Г. Сочельник

10. Какой признак отличает православные храмы от всех остальных архитектурных сооружений?

А. Вверху всегда есть крест


Система оценивания:

За каждый правильный ответ в задании 1 начисляется 1 балл .

Максимум 10 балловза задание 1 .

2.1. Прочитайте фрагмент текстаиз книги Софьи Куломзиной «Священная история в рассказах для детей». Ответьте на вопросы.

«Вокруг Иоанна собиралась большая толпа людей. Он говорил им, что недостаточно видеть в себе народ Божий, который Бог особенно любит. Нужно жить так, как велит Бог.

Что же нам делать? - спрашивали люди. И Иоанн учил их, что надо оставить все дурные дела, раскаяться в содеянном зле, нужно быть добрыми и отзывчивыми, делиться всем, что послал Бог, с другими, никого не обижать, не требовать себе самим ничего лишнего... Чтобы подтвердить, что они действительно хотят очистить себя от всего плохого, люди крестились: входили в воду реки Иордана, омывались ею, а Иоанн молился при этом Богу.

Когда Иоанна спрашивали: - Ты ли тот Спаситель, Которого мы ждем? - он отвечал:

Нет, я не Христос. Я крещу вас в воде, но стоит среди вас Кто-то, Кого вы не знаете. Идущий за мной сильнее меня.

На другой день после того, как Иоанна спрашивали “кто он?”, увидал он вдруг Иисуса Христа среди людей, толпившихся на берегу Иордана.

Он сразу узнал Его, и, когда Иисус Христос захотел принять крещение, Иоанн стал отказываться. Он говорил:

Я крещу людей, чтобы они пожалели обо всем плохом, что совершили. Это я должен креститься у Тебя, а не Ты у меня. Я не смею даже развязать ремня на обуви Твоей.

Но Иисус сказал:

Мы призваны всё совершить по правде Божией.

И послушался Иоанн и крестил Иисуса Христа. Когда Иисус Христос выходил из воды, увидел Иоанн, что из отверстого неба Дух Святой, как голубь, сошел на Него. И услышал он голос Божий:

Ты Сын Мой, Которого Я люблю, в Котором Мое благоволение...

В тот день воистину произошло откровение Святой Троицы: Бог Отец с неба сказал о Сыне Своем, Который крестился в Иордане, и Дух Святой явился в виде голубя. Вот почему и день, когда мы празднуем Крещение Господне (19-го января по новому стилю), называется Богоявлением. В этот день во всех храмах Божиих освящают воду. А мы приносим домой святую “богоявленскую” воду, храним ее дома, пьем ее с молитвой к Богу, и помогает она при всех недугах».

Вопросы Ответы
Почему праздник Крещения Господня называют Богоявлением? Потому что в этот момент произошло явление Бога, прославляемого в Троице.
На какое число приходится праздник (по новому стилю)? 19 января
Как звали пророка, крестившего Спасителя? Пророк Иоанн. (Варианты:Иоанн Предтеча, Иоанн Креститель)
Какое значение имеет слово «благоволение»? Благая воля
Что пророк сказал Спасителю, когда Он пришел к нему креститься? Пророк сказал, что он крестит людей в покаяние, и что ему самому надо креститься от Спасителя.
Описываемое событие было до или после того, как Иисус Христос начал учить людей? Обоснуйте свое мнение. Это событие было до того, как Иисус Христос начал учить людей, т.к. в тексте сказано, что ученики (люди) спрашивали Иоанна Крестителя о Христе. Следовательно, они Его не знали. Следовательно, Он еще не начал учить народ.
Какая традиция существует в праздник Крещения? Освящать воду
* Какой двунадесятый праздник в календаре предшествует Крещению? РождествоХристово

Какая из приведенных икон является иконой описываемого праздника?

Ответ: № 2

№ 1 № 2 № 3

Система оценивания:

За каждый правильный ответ на вопрос из таблицы в задании 2.1. начисляется 0,5 балла .

За правильно указанный номер иконыв задании 2.2. начисляется 3 балла .

Максимум 7 балловза задание 2

ЗАДАНИЕ 3.

Прочитайте стихотворения двух русских поэтов. Ответьте на вопросы.

Какая православная молитва легла в основу стихотворения А.С. Пушкина?

«Отче наш»

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08

Свобода вероисповедания в России предполагает право каждого практиковать какую угодно религию или не делать этого вовсе. Но в любом случае знание специальной терминологии полезно и для расширения общего кругозора, и для углублённого изучения особенностей родной страны. Важно правильно понять, в чём главное значение церкви, недаром во все времена она накладывала отпечаток на различные области деятельности государства - экономику, политику и культуру.

И людям, начинающим православную церковную жизнь, и воцерковлённым христианам следует иметь осознанное представление о тех местах , где проводятся религиозные обряды, об истории возникновения их названий и роли в современном обществе. Это знание несущественно для спасения души и обретения Царства Небесного, но учит правильно трактовать понятия и помогает ожиданиям от участия в богослужении соответствовать полученным впечатлениям.

Часто можно услышать вопрос о том, чем отличается храм от церкви или собора. С точки зрения архитектуры, главная задача представляется одинаковой для всех. Она заключается в обеспечении возможности верующим общаться со Спасителем и духовно близкими мирянами. Всё это дома Бога, где приносят искренние покаяния, просят об отпущении грехов и даровании жизни вечной, благодарят Господа за всё и радуются его милостям. А о том, в чём разница между церковью и храмом, собором и часовней, будет рассказано ниже.

Что такое храм

Этим термином называется архитектурное сооружение, построенное во славу Господа и используемое для совершения религиозных обрядов и проведения богослужений. Что значит слово «храм»? Это древнерусское «хоромы» или «храмина», применявшееся для обозначения жилых помещений крупных размеров.

Считается, что первым православным храмом стала горница обычного дома, в которой произошла Тайная вечеря накануне дня, когда Иисус Христос был предан Иудой и принял крестные страдания. Здесь Спаситель преподал ближайшим ученикам заповеди о любви и смирении, предсказал будущее христианской церкви и всего мира. Здесь произошла первая Божественная литургия или Евхаристия - Таинство претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.

Это заложило основы православного храма - специально отведённого помещения для общения с Господом посредством проведения молитвенных собраний и совершения религиозных Таинств. Храм - сакральное место с жертвенником и алтарём, в котором наиболее явственно ощущается присутствие Бога. Пришедшим сюда можно помолиться, покаяться в грехах, попросить заступничества, пообщаться с верующими единомышленниками.

Форма постройки храма глубоко символична и может иметь один из видов:

  • Корабль (базилика) - самая древняя конфигурация. Образно выражает мысль о том, что вера - ковчег спасения человечества, плывущий в вечность по бушующему житейскому морю.
  • Крест - основа Церкви, память о распятии Христа, инструмент и средство спасения рода людского.
  • Круг - символ вечности, говорит о безграничности и нерушимости существования православия.
  • Восьмиконечная звезда - сияющий путеводный свет истины на тёмном небосклоне невежества и заблуждений. Он напоминает людям о Вифлеемской звезде, которая привела волхвов к месту рождения младенца Иисуса.

Снаружи храм венчается куполами с крестами и часто имеет колокольню . Внутреннее пространство помещения делится на 3 составляющих:

  • алтарь, где находится престол;
  • центральная часть, которая и есть храм;
  • притвор, специальная пристройка.

На престоле в алтарной части совершается таинство причащения - Евхаристии, бескровного жертвоприношения. У входа обычно размещается паперть, а в дополнительном внутреннем притворе в давние времена совершались трапезы. Большой храм имеет много алтарей, для которых пристраивают приделы. Ежедневно может совершаться столько литургий, сколько есть в храме приделов, а все Евхаристии приносят разные батюшки.

Каждый храм освящается в чью-либо честь (Святой Троицы, Спасителя, Богородицы, святого великомученика или престольного праздника) и носит соответствующее название: Преображенский, Свято-Михайловский и т. п. Часто приделы тоже бывают посвящены кому-то и получают его имя, но весь храм называется в честь того, во чью славу освящён главный престол.

Понятие церкви

Слово «церковь», которое в переводе с греческого означает «дом Господа », несёт большую смысловую нагрузку. В православной традиции есть два понятия того, какая бывает церковь:

  • Религиозное здание. Это и христианский храм, и собор тоже.
  • Религиозная организация или сообщество людей, объединённых исповеданием, в этом случае - верой во Христа.

Как культовое сооружение церковь в сравнении с храмом имеет значительно меньший размер и более скромное внутреннее убранство: до 3 куполов и 1 пастыря, отправляющего службы. В её единственном приделе совершается одна литургия в день, а установка трона или кафедры для предстоятеля не предусмотрена вовсе.

Как главное сообщество всех верующих Церковь Христова включает в себя:

  • Церковь Небесную Торжествующую. Это Богородица, Ангелы, святые угодники, души усопших праведников.
  • Церковь Земную Воинствующую. Это все живущие на свете христиане, которые борются за спасение души и стяжание Святого Духа.

Одна из главных православных молитв «Символ веры » называет Церковь Святой, Соборной и Апостольской. Это - единое богочеловеческое собрание всех христиан, живущих и усопших, которых сплотили Евангельский Дух, Таинства и Благодать. Иисус Христос, установивший эту Церковь ещё более 2 тыс. лет назад и ставший её начальником, невидимо управляет паствой, крестит, исповедует и причащает мирян и духовенство.

В архитектурном смысле у церкви такое же предназначение и те же возможности, что и у храма. Но в лице православной организации и живой общности верующих она играет важную роль наставника и воспитателя своих духовных детей. Если сравнить высказывания: «Завтра в шесть часов вечера в церкви на площади состоится праздничное богослужение» и «Православная церковь решительно не одобряет однополые браки», то в первом случае легко вместо слова «церковь» придумать и подставить «храм», а во втором - нет.

Особенности собора

Название «собор» произошло от старославянского «собрание », «съезд» и получило в христианской традиции разные смысловые значения:

  • Собор Апостольский - встреча в Иерусалиме, устроенная апостолами и пресвитерами в 49 г. для обсуждения условий, необходимых для принятия язычников в христианство.
  • Собор Церковный - собрание представителей церкви для решения вопросов вероучения, дисциплины религиозной и нравственной жизни, стратегии руководства христианским обществом.
  • Главный храм местности: монастыря или всего города, где отправляют службы архиерей и несколько священников.
  • Собор Святых - важный церковный праздник, совместно прославляющий подвиги святых, которые объединяются исторически или территориально.

Обычно одна главная городская или монастырская церковь носит название собора, но иногда их бывает и несколько, т. к. в разных местностях существуют свои традиции. Главное отличие собора от других строений состоит в его грандиозных размерах. Богослужения проводятся с участием как минимум трёх священников, а праздничные обряды совершают высшие духовные чины: патриархи и архиепископы. Для этого специально устраивается кафедра архиерея (правящего епископа), и тогда собор будет именоваться Кафедральным.

Украшение собора значительно более помпезно, алтарей же, как и в храме, может быть несколько. Когда кафедру архиерея переносят в другую церковь, название «собор» у храма не отнимается, а остаётся пожизненно. Во всех крупных российских городах есть бережно хранимые величественные соборы. Они завораживают взгляды туристов, живо интересующихся такими достопримечательностями, а для верующих давно стали местом благодатного общения со Всевышним.

Определение часовни

Часовня тоже помещение для чтения молитв, которое отличается совсем маленькими размерами. Здесь есть иконы и свечи, но нет алтаря и престола, поэтому совершение Литургий допускается только в особых случаях . Часовни строят в городах и сёлах, на дорогах и кладбищах, как правило, в память о важном моменте в жизни верующих, которым было, например, явление чудотворной иконы или источника.

Поводя итоги проведённого исследования, можно выделить такие главные моменты, которые кратко обобщают всё сказанное выше:

  1. Храм - это всегда архитектурное сооружение, тогда как церковь бывает и строением, и религиозной организацией, и сообществом последователей определённого культа вероисповедания.
  2. Церковь всегда однозначно христианская, а храм может принадлежать к любой конфессии, быть древнегреческим или даосским.
  3. С точки зрения архитектуры они отличаются количеством куполов и расположением на карте местности. Храмы обычно имеют более 3 маковок и воздвигаются в значимых, центральных районах поселений. Церкви - менее 3, и могут строиться на отшибе.
  4. Размер всегда имеет значение. Величественные здания с богатыми богослужениями, от которых «дух захватывает», в народе называют храмами. Церковью, а иногда и «церквушкой», зовут более простое строение меньшего размера, которое рассчитано на небольшой приход. Постройку совсем маленькую и без алтаря именуют часовней, а главные религиозные сооружения величают Соборами.
  5. В храме может быть несколько алтарей с престолами, и потому ежедневно тут свершаются сразу две или три литургии. В церкви имеется один алтарь, поэтому эта служба совершается только раз в сутки.
  6. Для обозначения любых зданий, где проходят православные требы, можно безошибочно говорить и «храм», и «церковь». Если нужно подчеркнуть архитектурное величие христианского строения или рассказать о культовом сооружении древних греков, говорят «храм».