История убыхов. Субэтносы черкесов - убыхи сочи

История Сочи с 1838 и до 1864 года это история народа Убыхов и их сопротивления царскому правительству Российской империи. Однобокий взгляд на этот вопрос чреват перегибами и историческими нонсенсами.
Многие историки поспешили записать народ убыхов как исчезнувший с арены этнической карты мира. Но многие, похоже, постарались преждевременно сделать скоропалительные выводы. Почему?
Поспешив отчитаться начальству о выселении убыхов с территории России, многие чиновники хотели лишь получить поощрение руководства, невзирая на истинное положение дел.
А дело было по факту таким…
Немало убыхских всадников были направлены на линии соприкосновения и боевых действий с войсками Российской империи. Выполняя свои задачи, они стояли на этих позициях, будучи верные приказу. И тут наступает кульминация Кавказской войны, и доблестные войска генерала Геймана делают прорыв аж до Дагомыса и принимают капитуляцию горцев. Но! Не все убыхи приняли эту капитуляцию и уехали в Турцию. Некоторые остались в Кабарде и Черкесии на северных склонах Кавказа, решив остаться на земле предков любой ценой. Помимо этого, дети-сироты из убыхских семей были приняты шапсугской общиной и знают свои корни.

Мы все очень сентиментальны по поводу исчезающих животных на нашей планете. Люди, так что ж мы так жестоки когда исчезает целый народ? Тем более – когда он почти уже исчез!!! Давно уже занимаюсь проблемой ревитализации народа убыхов (Ревитализа́ция (от лат. re… - возобновление и vita - жизнь, дословно: возвращение жизни) - понятие, используемое в научной и практической деятельности (медицине, косметологии, архитектуре, технике, экономике, культуре, языкознании и др.), характеризующее процессы восстановления, оживления, воссоздания:
Ревитализация в лингвистике - то же, что возрождение языков.)
Выяснилось, что в Сочи сохранилось несколько семей убыхского происхождения. По причине стечения различных обстоятельств они оказались ассимилированными в нашем социуме. Пытаясь составить их генеалогическое древо и их взгляды на возможность восстановления убыхского этноса, мне удалось наладить доверительные отношения с представителями этих фамилий.
Многие скажут, что раз убыхский язык вышел из употребления, то восстановление убыхского народа невозможно. Так ли это?
Прототипом главного героя книги Баграта Шинкубы «Последний из ушедших» был Тевфик Эсенч.


Он же был последним носителем убыхского языка. После его смерти в 1992 году убыхский считается мертвым языком. Но «…сохранились записи интервью Эсенча, есть алфавит, грамматика. Это дает основание заявлять, что мы сможем восстановить разговорный язык. Канадский лингвист Джон Калоруссо (исследователь адыго-абхазских языков) утверждает, что он знает убыхский язык. Наверняка осталась информация от Джорджа Дюмезиля, который последний общался с Тефиком Эсенчем» говорит Руслан Берзек, глава правления Некоммерческого фонда «РОДОВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «УБЫХ - БЕРЗЕК», который проблему возрождения убыхского этноса считает самым главным своим призванием.


Так уж сложились обстоятельства, что проживающие в Сочи его единомышленники помогли организовать нашу встречу. Много интересных аспектов возрождения народа убыхов обсуждали мы в тот день. Многое из вышеизложенного в тексте топика есть очевидный факт. Я уверен, что та вера в возрождение древнего народа, которая поддерживает энтузиастов движения фонда «РОДОВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «УБЫХ - БЕРЗЕК», безусловно приведёт народ убыхов к этническому возрождению. Тому есть немало фактов в мировой практике. Ну неужели кто-то сомневается¸ например, что если еврей, не говорящий на иврите, выучит иврит, то он не станет полноценным евреем?
Уверен, что обогатившись ещё одним восстановленным этносом, мир станет ярче и интереснее.
Хочу акцентировать внимание на том факте, что потомки убыхов ни коим образом не ставят во главу угла вопросы исторического реваншизма. Главная задача - возродить и сохранить утерянный народ и утерянный язык, который звучал столетиями на сочинском берегу.

Убыхи – коренной народ Западного Кавказа, один из субэтносов адыгов (черкесов).

Численность населения

Русские донесения с Кавказа в начале XIX в. определяли численность убыхских племен в 3 тыс. чел., из них 1,5 тыс. носили оружие . Эти данные можно считать существенно заниженными, поскольку они относятся к начальному периоду покорения русскими Кавказа. А.П.Берже, русский этнограф и участник Кавказской войны, отмечал, что численность того или иного черкесского племени точно назвать невозможно. А.П.Берже подчеркивал, что даже "старшины никогда не знали точной цифры своих единоплеменников".

География расселения

Убыхи населяли территорию между реками Хоста и Шахе. В русских донесениях 1-й трети XIX в. содержались сведения о том, что убыхи проживали на вершинах Белой и Шахе на западной оконечности Кавказского хребта .

На первых порах русские исследователи выделяли две группы убыхских племен ‑ Саше и Вардане . А.П.Берже, в свою очередь, говорил о существовании трех убыхских обществ: "собственно Убыхи", расселившиеся в верховьях рек Хоста и Шахе, Саше – находившиеся между реками Хоста и Сочи и Вардане – в долинах рек Сочи и Шахе и их притоками .

Религиозная принадлежность

Убыхи, также как и остальные черкесские племена, являлись приверженцами местных традиционных культов. Русские донесения 1-й половины XIX в. указывали на то, что под влиянием проповедников из Турции у убыхов получил распространение ислам .

Как можно проследить по русским донесениям с Кавказа, в 1850-х гг. у убыхов получил распространение мюридизм. Русское командование отмечало также сложность в проповеди христианства среди убыхских племен .

Убыхи в период русско-черкесской войны

Среди русских убыхи считались самыми непримиримыми противниками русского проникновения на Кавказ . В 1-й половине XIX в. убыхи участвовали в общечеркесских набегах на контролируемые русскими территории . Особо известны рейды убыхов совместно с медовеями и абадзехами, происходившие в верховьях Малой Лабы в конце 1837 г.

Уже в 1837 г. русские начали переговоры с убыхами, пытаясь склонить тех к покорности. Убыхов представлял Беярслан Берзеков .

Переговоры убыхов с русскими велись постоянно. Очень часто, как можно судить из русских донесений с Кавказа, основной целью таких переговоров для убыхов был выигрыш времени для перегруппировки боевых отрядов.

В феврале 1840 г. убыхи взяли форт Лазарева, который в марте был отбит русскими войсками . В сентябре 1840 г. 7 тыс. убыхов планировали поход против верной русским Абхазии. Силы убыхов скопились на р. Цандрипш. Перегруппировка русских и абхазских войск привели к отступлению убыхских отрядов .

В том же 1840 г. убыхи активно действовали против джигетов, которые в основной массе были покорны русским . Убыхи также подталкивали к сопротивлению русским шапсугов и натухайцев .

В 1841 г. вспыхнул мятеж в Гурии (Грузино-Имеретинская губерния), за которым русское командование на Кавказе видело влияние убыхов . В октябре 1841 г. русские предприняли успешную военную экспедицию против убыхов, в результате которой убыхские племена частично принесли присягу на верность России .

В самом конце 1840‑х гг. большая часть черкесов склонялась к созданию союза черкесских племен и принятию присяги на верность России. На это имелось решение общечеркесского собрания в Адагуме. Однако на первенство в таком союзе племен претендовали убыхи, и идея верного России черкесского образования так и осталась нереализованной .

Накануне Восточной (Крымской) войны турецкие эмиссары стали активно действовать среди убыхских племен, призывая к активным выступлениям против русских . Русские донесения периода Крымской войны отмечают политическую разобщенность убыхского общества: часть поддерживала Зан оглы Сефер-бея , другая – Мухаммада Амина, наиба Шамиля. Эти разногласия препятствовали совместным выступлениям всех черкесских племен против русских . Политические споры дополнялись междоусобицей двух убыхских фамилий – Берзек и Чизма .

Русские видели основную угрозу в действиях Мухаммада Амина, поощряя убыхов к неподчинению власти наиба Шамиля в Черкесии . Работа русских лазутчиков частично приносила плоды: старейшины убыхских племен не поддержали Мухаммада Амина, в то время как простой народ с охотой шел за ним .

В феврале 1852 г. убыхи вновь попытались вторгнуться в Абхазию, собрав 3-тысячный отряд, однако и эта попытка была пресечена русскими .

С началом Крымской войны, в октябре 1853 г., Мухаммад Амин возглавил выступления вооруженных убыхских отрядов против Джигетии .

В начале 1850-х гг. открытое недовольство русскими стал выражать Хаджи Керендух Берзек, убыхский князь, который некоторое время находился на русском довольствии . К 1855 г. Хаджи Керендух Берзек открыто перешел на сторону турецких войск, усиливая своими нукерами турецкие войска .

До конца 1850-х гг. русские не могли активно действовать на Кавказе, поскольку не имели поддержки флота .

Уже в 1860 г. возобновились переговоры между русскими и убыхами. В феврале 1860 г. русские лазутчики, бывшие у убыхов, сообщили, что убыхи готовы тянуть время и, при любом удобном случае, возобновить борьбу. В случае неудачи сопротивления, убыхи готовы были уехать в Турцию .

Переговоры с русскими то прерывались, то возобновлялись. К убыхам продолжали наведываться турецкие агенты, обещая защиту от русских . Интересно отметить, что в 1860 г. источники показывали: основной статьей дохода убыхов была торговля невольниками; хотя убыхские племена жили на плодородной земле, ее обработкой убыхи не занимались .

На заключительном этапе русско-черкесской войны в июне 1861 г. убыхи, а также абадзехи и часть абхазских племен собрали меджлис недалеко от Сочи, в долине реки Псахе (Мамайка). Эта попытка объединения черкесских племен не удалась. В апреле 1864 г. в устье реки Дагомыс командующий русских войск генерал В.А.Гейман принял капитуляцию убыхов от дагомукского князя Хаджи Керендуха Берзека. В мае 1864 г. в Кбааде состоялся победный парад русских войск .

С 1858 по 1865 гг. в Османскую империю уехало 74 567 убыхов . После массового исхода убыхов в Турцию, на Кавказе осталось около 80 убыхских семейств .

Современное положение

После покорения русскими Кавказа с 1858 по 1865 г. убыхи почти полностью переселились в Османскую империю, и расселились в пределах Анатолии. Убыхи быстро ассимилировались, поэтому даже приблизительную численность потомков убыхов в современной Турции установить невозможно .

Согласно данным переписи населения 2010 года национальности "убых" в России не существует.

Культура убыхов

Особого внимания заслуживает убыхский язык, который сейчас можно считать мертвым. Последним носителем убыхского языка был Тевфик Эсенч, житель селения Хаджи-Осман кёй провинции Балыкесир, умерший в 1992 г. Данные по убыхскому языку собраны и частично представлены в Интернете.

Источники:

  1. Акты Кавказской археографической комиссии (АКАК), т.7, №874.
  2. Берже А.П. Выселение горцев с Кавказа. – Сайт "Восточная литература".
  3. АКАК, т.7, №874.
  4. Там же.
  5. АКАК, т.7, №874.
  6. АКАК, т.10, №240.
  7. АКАК, т.9, с.282.
  8. АКАК, т.8, №№645, 672.
  9. АКАК, т.8, №672.
  10. АКАК, т.8, №751.
  11. АКАК, т.9, №413.
  12. АКАК, т.9, №№391, 426.
  13. АКАК, т.9, №435.
  14. АКАК, т.9, №440.
  15. АКАК, т.9, №199.
  16. АКАК, т.9, №№438, 439; также с.296.
  17. АКАК, т.10, №617.
  18. АКАК, т.10, №№287, 292.
  19. АКАК, т.10, №292.
  20. АКАК, т.10, №628.
  21. АКАК, т.10, №631.
  22. АКАК, т.10, №632.
  23. АКАК, т.10, №483.
  24. АКАК, т.10, №576.
  25. АКАК, т.11, №38.
  26. АКАК, т.11, №322, также с.185.
  27. АКАК, т.12, с.770.
  28. АКАК, т.12, №717.
  29. АКАК, т.12, №783.
  30. АКАК, т.12, №727.
  31. Убыхи – кавказский народ, ушедшей в историю. – Сайт islam-today.ru. 28.01.2013 г.; "Сочинский меджлис" - сайт "Сочинский краевед" sochived.info, 5.08.2010.
  32. Берже А.П.Выселение горцев с Кавказа. – Сайт "Восточная литература".
  33. Убыхи. – Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т.34.
  34. Ворошилов В.И. Топонимы Российского Черноморья. История и этнография в географических названиях; Убыхи – кавказский народ, ушедшей в историю. – Сайт islam-today.ru. 28.01.2013 г.
  35. Убыхи – кавказский народ, ушедшей в историю. – Сайт islam-today.ru. 28.01.2013 г.
  36. См.: Убыхский раздел. – Сайт folk-lore.narod.ru.

"Убыхи -ушедшие во имя свободы" Убыхи - один из древнейших народов, проживающих на территории Кавказа. Истребление и массовое выселение в ходе Кавказской войны привели к их исчезновению, гибель одного из древнейших этносов Кавказв. Трагедия убыхского народа Кавказская война - сложный, многогранный, неоднозначно интерпретируемый исторический феномен. Объективное изучение комплекса вопросов, связанных с геополитикой, международными отношениями, политической историей России и социальной историей народов Северного Кавказа, в том числе убыхов, способствует правильному пониманию истоков и сущности Кавказской войны, роли России в исторических судьбах народов Северного Кавказа и той неразрывной связи, которая сложилась между ними. Первая половина XIX в. является одним из самых сложных и трагических периодов в истории черкесов Северо-Западного Кавказа. Убыхия являлась частью Западной Черкесии, которая в изучаемый период стала одним из основных (наряду с Дагестаном и Чечней) очагов освободительной борьбы северокавказских горцев против колониальной политики царского самодержавия. События, связанные с Кавказской войной и сопровождавшиеся бурными потрясениями, тесно переплетались с социально-экономическими и общественно-политическими процессами, происходившими в убыхском обществе. Поступательный процесс общественно-экономического, социального и общественно-политического развития убыхского этноса сопровождался самоотверженной борьбой за независимость. Один из древнейших народов, проживавших на территории Северо-Западного Кавказа, убыхи оказали большое влияние на ход исторических событий. Убыхский народ прошел тернистый путь, насыщенный событиями и полный трагизма. Ярчайшим примером свободолюбия и готовности положить все на алтарь независимости явилась борьба убыхского народа против царской колониальной политики на Кавказе. Освободительная борьба убыхского народа за свою независимость - одна из героических и драматических страниц в истории адыгов и всех северокавказских народов. Убыхи одними из первых взяли в руки знамя освободительной борьбы. Славившиеся, по признанию современников, своей храбростью и отвагой, убыхи шли в авангарде освободительного движения на Западном Кавказе, а на заключительных стадиях сопротивления Российским имперским завоеваниям возглавили его. Большой вклад в организацию и осуществление освободительной борьбы внесли известные убыхские предводители - Сааткерей Ада-гва-ипа Берзек, его брат Исмаил Хаджи Берзек, Хаджи Берзек Геран-дук Дагомуко и др. Это была борьба, направленная не на достижение внешних целей, а на защиту суверенности черкесов, верховенства на своей земле своего традиционного социально-политического порядка. Она завершилась массовым изгнанием убыхов, наряду с другими черкесами, на чужбину, в Османскую Турцию. Война и изгнание стали трагедией черкесов, прервали его естественно-исторический процесс развития, нарушили естественный баланс коренного народонаселения и, в конечном итоге привели к потере ими исторической родины. И если в современной историографии (как это бывало и раньше) кто-то захочет усмотреть в насильственном массовом изгнании народов Северо-Западного Кавказа на чужбину в конце Кавказской войны какой-то элемент их собственного выбора, то он увидит только выбор отчаянной и трагической борьбы за выживание и национальное самосохранение. Многострадальный убыхский народ потерял свое отечество и оказался по вине царизма на чужбине. По существу, это был геноцид: убыхский народ был полностью изгнан с кавказской земли, что в последующем послужило причиной утери им родного языка и полной ассимиляции среди народов Османской империи. Махаджирство стало шагом отчаяния, прыжком в бездну забвения. Но для гордого народа, превыше всего ставившего свою свободу, разлука с горячо любимой родиной стала единственной возможностью сохранить ее.

Убыхи жили между абхазами и адыгами, и, естественно, у них ощутимо абхазское влияние. Но еще сильнее было адыгское влияние. Повторю, что в принципе, они все прекрасно понимают, что абхазы, адыги, убыхи - это близкородственные народы. И что нам надо держаться вместе, чтобы сохраниться.


17.02.2013 20:23
Беседа Инны Хаджимба с доктором филологических наук, лингвистом-кавказоведом Вячеславом Чирикба.

Как вы стали изучать убыхский язык?

Убыхским языком я начал заниматься профессионально, когда писал свою кандидатскую диссертацию в Москве. Я защитился в 1986 году по сравнительной фонетике абхазо-адыгских языков. В то время контакта с носителями убыхского языка у меня не было, но интерес к языку был очень большой. Поступив в докторантуру в университете города Лейден в Голландии, в 1991 году я совершил первую поездку в Турцию. И тогда мне посчастливилось впервые встретить человека, для которого убыхский язык был родным - знаменитого Тевфика Есенча, живущего в селе Хаджи Осман на северо-западе Турции. Я работал здесь около четырех часов и записал с уст Тевфика тексты и различные слова.

Тевфик Есенч, тот последний убых! Вы записывали его?

Да. Скорее всего, я был последним из зарубежных лингвистов, кто с ним непосредственно работал и записывал. 7 октября следующего, 1992 года, он, к сожалению, скончался, и эта дата считается датой смерти убыхского языка. Однако, в плане изучения фонологии, морфологии, этимологии, я занимался и продолжаю заниматься убыхским языком. Сейчас имеется большой убыхский материал на аудиокассетах. В прошлом году я совершил экспедицию в Турцию и посетил около 20 убыхских сел. Мне помогла в организации экспедиции Адыгско-абхазская научная ассоциация в Турции. Это маленькие села, некоторые очень маленькие, некоторые побольше. Я пытался понять, сколько у них осталось традиционной культуры и языка. Выяснилось, что язык уже практически полностью вымер. В этом году я провел в Турции три недели и завершил свою убыхскую экспедицию. Мне очень помогли в организации поездки в убыхские села Самсуна и Синопа профессор Эрол Таймаз, а также другие адыгские, абхазские и убыхские друзья. Эта моя экспедиция многое мне дала.

Что значит «практически полностью вымер»?

Остались какие-то слова, старики могут помнить выражения, но говорить на языке, разговор вести уже не могут. Помнят такие слова или выражения как асмыҵан «я не знаю этого», йадан анышәа а ԥ хьадыкә «очень красивая девочка», маукьены? «куда ты идешь?», соушьыны? «как твои дела?» и т.д. Языка было очень мало, но я собирал материалы и по генеалогии убыхов, их традициям, свадебным ритуалам. Кажется, я собрал интересный материал, но это, к сожалению, лишь небольшие осколки традиционной культуры убыхов.
- Отличаются ли убыхи от нас, абхазов, в плане обычая, обряда, культуры?
- Убыхи жили между абхазами и адыгами. У тех, которые жили рядом с абхазами, было больше абхазских черт, у тех, которые рядом с адыгами, конечно, большее влияние культуры адыгов. Тем не менее, у убыхов сохранились и свои собственные, убыхские элементы. Их мне тоже удалось зафиксировать. Это свадебные обряды, мелодии. На убыхском языке песни уже не поют, потому что языка уже не знают, но есть мелодии на гармонике. Хотя одну песню на убыхском языке мне все же посчастливилось записать.

Мелодии именно убыхские?

Ну, это вопрос для музыковедов. Хотя даже мне ясно, что, например, свадебные песни явно содержат собственно убыхские черты.

Но когда мы говорим, что они нам близки, ведь все же обижаются. Говорят, мы - убыхи.

Нет. Я такого не встречал. Что абхазы, адыги и убыхи - братья, они это знают хорошо. Хотя по существу они - и не абхазы, и не адыги, а третий, родственный и адыгам, и абхазам народ со своим собственным отличным языком - но это уже другой вопрос.

Имеется ли у современных убыхов ощущение своей идентичности, отдельной от адыгской или абхазской?

Еще в начале XX века ранний исследователь убыхов, немецкий ученый Адольф Дирр, отмечал, что у убыхов размытая идентичность. Они себя не очень отделяли от адыгов. И это в какой-то степени объяснимо. Были смешанные семьи, браки с адыгами, меньше с абхазами. И сейчас это тоже сохранилось. Если по-турецки ты спросишь убыха, ты кто?, то он скажет: «Я черкес». Не скажет - «убых». Однако если начнешь копать немножко глубже, выяснится, что он убых.
Они считают себя убыхами, но как часть общечеркесского этнокультурного сообщества. Да и языкового - большинство пожилых убыхов хорошо владеет адыгейским языком. При этом они очень четко осознают свое ближайшее родство как с адыгами, так и с абхазами.
Как я уже сказал, они жили между абхазами и адыгами, и, естественно, у них ощутимо абхазское влияние. Но еще сильнее было адыгское влияние. Повторю, что в принципе, они все прекрасно понимают, что абхазы, адыги, убыхи - это близкородственные народы. И что нам надо держаться вместе, чтобы сохраниться. Вот это понимание есть. У них слабо выражена локальная самоидентификация, но очень четкое ощущение принадлежности к общему абхазо-адыгскому этнокультурному миру. И это чувство у них сильно присутствует, на самом деле! И поэтому, слово «черкес» для них означает «представитель западнокавказского этноса», включая сюда кабардинцев, адыгейцев, абхазов, абазин, и естественно, самих убыхов.

Звуковая система убыхского языка?

Убыхский язык считается одним из рекордсменов в мире по числу согласных. В нем 80 согласных. Это очень много! В турецком языке 21 согласный, во французском и английском - 20. В убыхском языке имеются такие согласные, которых нет в других языках мира. По крайней мере, они очень редки. Например, фарингализованные согласные.

А гласных?

Три гласных. Долгий а, краткие а, ы. Убыхская фонетика очень похожа на абхазскую, адыгейскую. Первым, кто записал убыхские слова и фразы был турецкий путешественник Евлия Челеби в XVII веке. Записи его очень точные, и в основном легко читаются. Челеби, по-видимому, был прирожденным лингвистом, он сделал первые записи на абхазском, адыгейском, мегрельском и других языках. Потом, уже в середине 19-го века, убыхским языком занимался гениальный лингвист-самоучка, русский генерал Петр Услар.

Знал ли Евлиа Челеби абхазский?

Навряд ли. Мать его была абхазкой, дядя, великий везирь Мелик-Ахмед паша, с которым он провел в походах много времени, был абхаз, и они знали язык, так что он с детства мог слышать все эти странные для турецкого уха звуки. Это вполне вероятно, потому что у него поразительно точные записи, несмотря на такие сложные звуки. Да, не исключено, что его удивительная восприимчивость, чутье к языкам, к фонетике, да и сам интерес к различным языкам, которые он записал для своей «Книги путешествий», могут быть обусловлены, в том числе, и тем, что с детства он мог слышать абхазскую речь, и ухо было натренировано к таким сложным звукам. Ведь турецкий язык очень простой.

Вы говорили, что собирали у убыхов их генеалогии. Что, они помнят и тех, кто был похоронен еще на Кавказе?

Да, но не все, некоторые. Иногда диву даешься, как они эти сложные генеалогические схемы своих предков и родственников смогли сохранить. Но встречались и такие, которые даже своей фамилии убыхской не помнили. Есть и такое. Ведь процесс ассимиляции там очень силен. Особенно в последние 40 - 50 лет.

Еще Услар писал, что убыхский язык находится в агонии, то есть уже на Кавказе он был в неблагополучной ситуации. Он явно не выдерживал конкуренцию с абхазским и особенно с адыгейским языками. Слишком большое было влияние. Когда убыхи переселились в Турцию, они оказались рассеяны по всей Турции в пространстве между Трабзоном и Бурсой, между Самсуном и Аданой и Марашем. Многие из них в первые годы погибли от болезней, от голода и холода. Часть была ассимилирована. У них не было возможности сохранить свой язык. Во-первых, они не были компактно поселены, во-вторых, они очень много народа в процессе переселения потеряли. Им было не до языка. Им надо было выжить. Язык сохранялся наиболее долго в двух регионах Турции, это около Измита, на севере центральной Турции, и около города Бурсы, на северо-западе. Около Измита есть несколько сел, в которых живут убыхи, там рядом с ними живут и абхазы, и адыги. А около Бурсы живут только адыги. Там сохранялся язык до 1992 года, и даже немного дольше.
Хотя определенная загадка в таком быстром исчезновении убыхского языка все же есть, ведь абазины тоже выселились примерно в таком же количестве, как и убыхи, но они сохранили свой язык.

Границы Убыхии по вашей версии …

Я нашел в Турции общество Хамышьаа, предки которых жили на Хосте, и другое общество, Чыуаа, они жили на Мацесте. Хамышевцы - это чистые абхазы-садзы. Среди них есть только две убыхские по происхождению фамилии, хотя они уже абхазы. А вот село, или общество Чыуа - оно смешанное, садзско-убыхское. И это значит, что на самом деле этноязыковая граница между убыхами и абхазами лежала не по реке Хоста (Хамышь), как обычно думают, а скорее по реке Мацеста, которая, кстати, носит абхазское название - «Огненное ущелье» (из Мца- ԥ сҭа). Но может и так быть, что именно после Хосты уже были смешанные убыхско-абхазские села.

Что говорит о том, что убыхи были насильственно выселены?

Убыхи считались самым воинственным племенем на Западном Кавказе. Они были непримиримыми противниками России в процессе ее колонизации побережья Западного Кавказа. К сожалению, этот народ оказался на магистральном пути, ведущем из России в Грузию, и это обстоятельство стало для них фатальным.

Они жили на пути?

Они жили на магистральном прибрежном пути. Там море, здесь горы, а между ними Убыхия, а через нее идет путь из России в Грузию, которая еще ранее вошла в Россию. Если бы убыхи тогда нашли общий язык с русскими, то, конечно, сохранились бы на родине, как и те абхазы и адыги, которые сейчас живут на Кавказе. Сейчас их было бы немало в Сочи и в его окрестностях. Но они приняли решение воевать с Россией. Это было сознательное решение. Но еще их подстрекали на войну с Россией и иностранцы - и турки, и англичане, и поляки … Результат такой непримиримой позиции нам известен - на древней земле убыхов самих убыхов уже нет ни одного человека, а в Турции они уже утратили не только язык, но многие и свою идентичность.

Англичане чего добивались?

Англичане боялись, что Россия продвинется с Кавказа дальше на юг, дойдет до Индии. А там английские колонии. Они пытались всеми силами создать черкесский буфер на пути продвижения России на юг. Хотели для этого даже создать Черкесское государство. Они преследовали собственные интересы, и в угоду своим интересам подстрекали убыхов, адыгов, абхазов на борьбу с Россией. Хотя борьба эта была, как выяснилось, безнадежной. Россия была огромной державой с неисчерпаемыми военными и людскими ресурсами, и ни абхазы, ни адыги, ни тем более такой малочисленный народ как убыхи, не могли ей противостоять. И поэтому произошло вот такое трагическое событие как мухаджирство, что в 1864 году поголовно все убыхи, все садзы, все ахчипсы, все аибговцы и все псхувцы были выселены в Турцию.

В этом сыграла решающую роль вера?

Только отчасти. Убыхам предложили переселиться либо на Кубань, либо в Турцию, но поскольку им была ненавистна сама идея быть под контролем российского царя, христианского правителя, они приняли решение выселиться под покровительство турецкого султана, воспринимавшегося как защитника всех мусульман. Так что религиозный фактор, по-видимому, сыграл определенную роль. По крайней мере, в случае убыхов. В целом же, абхазо-адыгские горцы не желали иметь никакого иностранного контроля над собой, и тем более, контроля чуждой им по духу и культуре христианской империи.
С другой стороны, у убыхов ведь были очень оживленные торговые связи со Стамбулом, с Турцией. Там у них были знакомые, друзья, даже родственники. В том числе и в султанском дворе. А с Россией никаких таких связей не было. Они боялись России. И в этом свою роль сыграла антироссийская пропаганда бывавших среди них иностранцев. Им говорили, что их всех заставят жить в одном селе, что не будет различий между дворянством и крестьянством. А социальное неравенство в Убыхии было довольно значительным. Все это вместе взятое повлияло на них, так что они, не без огромных колебаний и ожесточенных споров, приняли наконец фатальное для них решение - нет, не хотим жить под властью России. И религиозный фактор не сыграл при этом решающую роль. Самое главное для убыхов было сохранить свою свободу.

А в Турции как сложилась судьба народа?

Трагично. Во-первых, их и так было очень мало. Тысяч тридцать, не больше. Эти тридцать тысяч, вернее те, кто выжил, оказались рассеяны по всей Турции, от Трабзона до Бурсы, где сохранились и поныне маленькие убыхские села. Если бы они все поселились компактно, в одном месте, как абхазы и адыги, они могли бы, быть может, лучше сохранить себя как отдельный небольшой этнос. Но они жили рядом с турками, курдами, лазами, армянами, грузинами, греками, другими народами, населяющими Турцию. Все это ускорило их ассимиляцию.

Это было сделано преднамеренно?

Частично. Но им дали право выбирать местожительство. Они искали лесистые места, предгорья, похожие на Кавказ, где была вода, где не было малярийных комаров. Найдя такие места, они там и оставались, пускали корни. Поскольку Турция тогда была малозаселенной страной, им давали свободу выбирать местожительство. Вот они и разбрелись по всей Турции.

Все же это был замечательный народ?

Это был очень интересный народ. Убыхи оказали весьма организованное сопротивление экспансии царской России, они были сердцем и мозгом сопротивления. Они даже создали в Сочи кавказский парламент, куда вошли представители убыхов, адыгов и абхазов. В общем, весь народ практически сгорел в борьбе за свободу. Поэтому убыхи, конечно, остаются печальным символом для всех нас, для абхазов и адыгов, поскольку мы могли точно так же бесследно исчезнуть. Нам, к счастью, все-таки повезло больше, чем убыхам.

Их поддерживали и абхазы…

Их поддерживали часть абхазов, а это западные абхазы - садзы, ахчипсы, псху, аибга, и также цебельдинцы, поэтому все они были изгнаны или вынуждены уйти вместе с ними. Убыхов поддерживали также абадзехи и шапсуги. И они также почти исчезли. Абадзехи и шапсуги были самыми крупными адыгскими племенами. Сейчас осталось на Кавказе одно-два села абадзехских и несколько сел шапсугских. В общем, те, кто оказались непримиримыми, исчезли с Кавказа.

В общем, нет созвездия убыхов, их языка?

Трудный вопрос, сохранились ли убыхи как народ. Можно сказать, что абхазский народ сохранился в диаспоре, можно так сказать об адыгах, но про убыхов это утверждать труднее. Потому что в целом, хотя есть и исключения, они себя отдельно не идентифицирует, они не считают себя отдельным народом. Они считают себя частью черкесского мира. Хотя и знают разницу между собой и адыгами, и абхазами.

Могут ли убыхи вернуться в Абхазию?

Могут. Но это для них очень непросто. Проблема не только в финансовом обеспечении, но и в социальной адаптации. Они приезжают из Турции в страну, где чужой язык, чужие обычаи, чужой менталитет. Надо ко всему этому привыкать, адаптироваться. И все же есть несколько убыхов, которые приехали и живут здесь. После войны наш Первый президент Ардзинба предполагал даже создать деревню для убыхов.

Вы читаете лекции по убыхскому языку в АГУ и Институте абхазоведения. Это происходит впервые?

Лекции по убыхскому языку читали раньше во Франции Жорж Дюмезиль и Жорж Шарашидзе. В Нидерландах убыхский читал Рикс Смеетс. Да, в Абхазии впервые я читаю. И этого сегодня не происходит почти нигде в мире, только у нас.

Вы по самосознанию абхаз, но говорили как-то, что по национальности вы убых.

Нет. Я не убых, я абхаз. Просто наша фамилия, судя по работе Г.А. Дзидзария, попала в Абхазию из Сочи в начале XVIII века. В Турции все мои однофамильцы - убыхи, хотя я все же надеюсь найти и абхазов. Например, у кого-то бабушка была «Чырыг- ԥ ҳа». А среди убыхов моих однофамильцев дворов, наверное, 10 есть.

Какие еще убыхские фамилии вы встречали?

- Қьеҵе, Зеишәа, Хамыта, Шьҳа ԥ лы, Дечен, Чызамыӷәа. Есть много фамилий убыхских.

В конце года у вас выходит книга. О чем она?

При финансовой поддержке Первого президента перевели с английского мою книгу, докторскую диссертацию. Это реконструкция праабхазо-адыгского языка, древнего предка абхазо-адыских языков. Мне осталось откорректировать процентов 20 текста. Надеюсь, к концу года рукопись будет готова к изданию. На очереди у меня грамматика садзского диалекта абхазского языка, а также словарь абхазо-абазинских диалектов.

Я понимаю, что нет живого убыхского языка, но все же в душе остается надежда. Есть попытки изменить ситуацию?

Есть люди, которые пытаются учить убыхский язык. Но их очень мало. Кроме того, ведь надо с кем-то говорить на этом языке, иначе какой смысл его учить? А с кем поговоришь на убыхском языке? Для возрождения баскского языка, валлийского, существуют все условия, есть языковые сообщества довольно большие, в Басконии и в Уэльсе. При помощи специальных программ, которые щедро финансируются, они возрождают с успехом свой язык. А у убыхов только несколько энтузиастов, которые могут выучить лишь слова, или отдельные фразы, или маленькие тексты.

Конечно, это очень печально. Это был замечательный, красивый и гордый кавказский народ, с очень интересным, во многих отношениях уникальным языком. Этот народ жил на побережье, общался в ходе своей истории с византийцами, генуэзцами, турками и, как и абхазы, очень многое взял от них. Народ этот был весьма воинственным, но при этом вполне развитым культурно.
Если бы убыхи переселились на Кубань, как им предлагали, а Кубань - это километров двести от Убыхии, это ведь Кавказ, очень плодородные земли, мягкий климат, они сохранились бы, конечно, лучше, чем в Турции.

Однако и в Турции убыхи ведь проявили себя. Из их среды, особенно из дворянских фамилий, вышли военачальники, паши, даже министры, кажется, были. Были писатели, художники.

Какова ситуация с убыхами сейчас в Турции?

Убыхи активно участвуют в общей жизни абхазо-адыгской, северокавказской диаспоры. Есть даже некоторые энтузиасты, которые хотят собрать съезд убыхов. Собрать свой народ! На интернете ведется интенсивный диалог между членами убыхского сообщества Турции. Есть специальные убыхские группы в Интернете, которые между собой общаются. Это указывает на то, что самосознание убыхское в какой-то степени возрождается, особенно среди молодежи, поскольку есть ряд убыхов, которые считают, что они убыхи, что у них своя культура, свое историческое прошлое, и они хотят общаться, изучать свою историю, свой народ.

Абхазия может чем-то помочь?

Абхазия помогает тем, что принимает репатриантов убыхского происхождения. Правда, их пока очень немного. У меня есть друзья - убыхи, которые мечтают приехать в Абхазию, начать бизнес, или просто пожить здесь. Но нам нужно создать такие условия, чтобы они чувствовали себя желанными людьми, а не просто гостями.

Какое было самоназвание убыхов и как они называли абхазов?

Самоназвание убыхов - «Ҭәахы». Абхазов они называли «азӷа», абхазский язык «азӷа-бза», а Абхазию - «Азӷа-шәабла».

В первой половине XIX века убыхи, как и причерноморские адыгские племена шапсугов (соседей с запада) и садзов-джигетов (соседей с востока), имели устоявшиеся полуфеодальные отношения.

История

В 1857 году, анализируя историю происхождения убыхов, Леонтий Люлье написал:

Я выше упомянул, что на берегу Чёрного моря, между землями Натухажцев и Джигетов, обитает племя Убыхов. Оно не принадлежит ни к адыгскому, ни к абхазскому корню. По ученым исследованиям графа Потоцкого и по топографическому положению Убыхов не будут ли это остатки древних Алан (Ass ou lass) средних времен? Граф Потоцкий не мог войти с ними в сношения, изучить их язык и тем решить эту интересную историческую задачу. Прокопий (Procope) в 529 г., Массуди (Massudi) в 943 г. и Константин Порфирородный (Const. Porphyr.) в 959 г. по Р. X. указывают на Алан (Alains) и на страну их (Alania), как соседнюю с абхазскою. Путешественники Барбаро (Josaph. Barbaro) в 1436, Ламберти (lе pere Arhc. Lamberti) в 1624 и Шарден (Chardin) в 1671 годах упоминают об Аланах, живших тогда на Альпийских высотах Абхазских гор, у истоков Кубани и по древней дороге в Кодорской долине, примыкавшей к Диоскурии (Dioscurias). Замечательно, что поныне существует у Убыхов одно племя (dan), носящее имя Аланъ .

Основываясь на информацию из русских источников, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, который издавался в конце 19 века, сообщал:

Убыхи - весьма смешанное по своему составу одно из черкесских племен, ближайшая отрасль одного из самых аристократических черкесских племен, абадзехов, с которыми некогда убыхи составляли один народ и жили вместе на юго-западной покатости Кавказского хребта, между pp. Белой и Афипсом. Впоследствии, отделившись, убыхи заняли территории близ Черноморского побережья, по юго-западному склону Кавказского хребта, между pp. Хоста и Шахе, в ущельях по р. Убых, притоку Шахе, в долинах Туапсе, Псезтане, Мздымта и др. мелких рек, текущих в Чёрное море.

Убыхи делились на

1) собственно убыхи, живших между pp. Хоста и Шахе, бывших в постоянных сношениях с абадзехами, отделенными от них только горным перевалом; 2) Саше , между р. Хоста и долиной р. Соча, самые воинственные среди убыхов, и 3) Вардане , между pp. Соча и Сюепсе.

Последние две группы убыхов, кроме скотоводства и земледелия, занимались торговлей с Турцией через морскую пристань Вардане (Сюепсе).

Громадную роль играли дворянские фамилии, из коих две, Борзен и Диман, пользовались огромным влиянием не только среди убыхов, но и среди черкесов и джигетов.

Убыхи были немногочисленны, … но в войнах черкесов с русскими играли выдающуюся роль, так что русские, судя по славе убыхов у закубанских черкесов, считали их народом многочисленным и сильным; особенно много слышно было об убыхах в последние 30 лет борьбы с черкесами, когда последние стали соединяться для отпора и для нападения в большие массы, тут убыхи выступали в качестве предводителей этих скопищ, составляли их главное ядро, образцовый отряд, бившийся отчаянно впереди всех, в отступлении - сзади всех.

Убыхи прославились даже среди черкесов своей храбростью .

Численность и место проживания

По данным А. П. Берже, приведенным в его книге «Выселение горцев с Кавказа» (Глава 1 «Географические, этнографические и статистические данные о выселении»), в Турцию ушло 74 567 человек убыхского племени .

После выселения на Кавказе осталось 5-6 семей (около 40 чел.) убыхов, живущих в адыгских аулах Кубанской области и около села Головинка .

Краткие сведения по субэтническим группам убыхов

Установлены существовавшие в начале XIX века субэтнические группы (племена, общины) убыхов: Субаши (Субешх) , Хизе , Вардане , Псахе , Саше , Соцва (Соча) .

Общество Субешх . Субешх охватывало смешанное убыхо-шапсугское население территории (в совр. наимен) низовьев долины реки Чемитоквадже, Шахе и Матросской щели. В обществе Субешх, в начале XIX века, старшины были выбирались из рода Атквея, а позже, в ходе Русско-Кавказской войны, стали выбираться из рода Берзеков. Главным селением общества Субеш был аул Субешх, в долине реки Шахе, в 3 км от устья, насчитывало 200 домов.

Общество Хизе (Хобзы, Пшогия) . Хизе занимали долины рек Осакай (Осохой), Хаджиебс (ныне Якорная щель), Беранда, Детляшха, и Буу. Население смешанное - убыхи и шапсуги.

Общество Вардане . Вардане занимали полосу долины р. Буу до Мамайского перевала, на реках Хобзы (Хобза), Лоо (селение Дзепш и Лоупе - численность 200 дворов), река Нижи (совр. Уч-Дере), река Легутай (совр. Битха) и река Дагомыс. Дюбуа де Монпере и Л. И. Лавров сообщала, что крупнейшим в Убыхии было селение Фагуа (или Фагурка) или Дзепша, имевшее более 600 дворов, протяженность 18 км вдоль Западного Дагомыса).

Общество Псахе (Чизымогуа, Чизма, Мамай) . Общество Псахе занимало территорию к востоку от Вордане, в долине р. Псахе до р. Сочи. включая долину (совр) Хлудовского ручья. Известная общая численность - 500 дворов. Селения:

Чизымогуа Ахмеда (или Апохуа) - вдоль реки Псахе; - Чизымогуа Мисоуста - на левом склоне долины ручья Хладовского.

Общество Саше . Общество Саше располагалось от р. Сочи (Сочипста) до р. Агуры. (в том числе долины рек Бзугу, Цаник, Мацеста. Предводитель (или старшина) общества - Али Ахмет. Население смешанное - убыхи и абазины. Численность по сообщению Ф. Ф. Тарнау - 10 тысяч человек. Селения: Облагу (или Аубла) - на левом берегу р. Сочи, близ устья.

Непоименованные общества. Было ещё несколько горных обществ убыхов, названия которых не сохранились. В 5-6 км от устья реки Сочи было селение убыхов - Аршна Аху.

Самым южным было селение Хамыш, общества Хамыш, под управлением князей рода Хамыш. - у общества Хамыш главным было селение (название не сохранилось) которое находилось на высотах вдоль долины реки Хоста (Хуоста) в 1,5 км от берега моря. - третье селение (название не сохранилось) было между реками Хостаи Агура (Хуорта) - четвёртое селение «Зенги» - в долине ручья Видного, у подножья горы Ахун.

Горные общества убыхов . Селение Мутыхуасуа (ныне там Пластунка), было владением Хаджи-Берзека Докумку (Докумуков) и его племянника Хаджи-Берзка Керантуха. Горные убыхи отвоевали это селение у общества Саше в 1803-05 году.

Социальное устройство

Виноделие у убыхов

Их земля плодородна и не требует особой обработки. Все они выращивают виноград, особенно убыхи, и делают из него хорошее вино в больших количествах, это вино они называют «сана ». Также у них много фруктов, таких, как яблоки, вишни, груши, персики. Как и в Мингрелии, у них можно видеть своеобразный прессованный и твердый мед, который они употребляют, размешивая его в воде в виде напитка.

Медицина у убыхов

В 1898 году в район Сочи прибыл молодой русский врач Виктор Францевич Подгурский. Он ознакомился с Мацестинскими источниками. Его заинтересовали рассказы местных жителей об этой целебной воде, и загорелся идеей использовать эти источники цивилизованным методом. В том же году он выступил во «Врачебной газете» с большой статьей о Мацестинских источниках, в которой, в частности, говорилось :

«Старики черкесы из оставшихся аулов в Сочинском районе подтверждают, что источники считались у народа, населявшего побережье, целебными. Со всех сторон стекались к ним, страдавшие разными недугами.

Я ознакомился с источниками и увидел оставшиеся от купания ямы, а у входа в пещеры - огарки свечей и множество развешанных тряпочек, как благодарственное приношение больных, искавших и находивших исцеление».

Убыхский язык

Убыхский язык является одним из рекордсменов по звуковому разнообразию: по оценкам специалистов, в нём насчитывается 84 согласных фонем.

Согласно Генетической классификации языков убыхский язык (a-t°axə) являлся одним из абхазо-адыгских языков . В настоящее время убыхский язык считается мёртвым языком.

Последний носитель убыхского языка в Турции - Тевфик Эсенч - умер в 1992 году в деревне Хаджиосман.

Тевфик Эсенч был прототипом главного героя романа Б. Шинкубы «Последний из ушедших».

Тевфик Эсенч был информатором французского лингвиста Ж. Дюмезиля, как о языке, так и о культуре, верованиях и устройства жизни убыхов, которые он ранее почерпнул у своего деда Ибрагима, родившегося и выросшего в Убыхии.

  • Убыхские женщины пользовались славой красивейших одалисок султанского гарема .
  • Встречающееся в историко-этнографической и отчасти лингвистической литературе название убыхов «пёх », «pex », «pjox » (П. К. Услар) отсутствуют в текстах, записанных у Тевфика Эсенча .
  • Истории убыхов посвящён роман-историческое исследование Б. Шинкубы «Последний из ушедших».

Напишите отзыв о статье "Убыхи"

Примечания

Литература

  • Ворошилов В. И. История убыхов.- Майкоп, 2006
  • Адыгская (Черкесская) энциклопедия. Москва, 2006
  • Духовской Сергий Текст воспроизведен по изданию: // Военный сборник, № 12. 1864

Ссылки

Отрывок, характеризующий Убыхи

Данило Терентьич ничего не отвечал, и долго опять все молчали. Зарево расходилось и колыхалось дальше и дальше.
– Помилуй бог!.. ветер да сушь… – опять сказал голос.
– Глянь ко, как пошло. О господи! аж галки видно. Господи, помилуй нас грешных!
– Потушат небось.
– Кому тушить то? – послышался голос Данилы Терентьича, молчавшего до сих пор. Голос его был спокоен и медлителен. – Москва и есть, братцы, – сказал он, – она матушка белока… – Голос его оборвался, и он вдруг старчески всхлипнул. И как будто только этого ждали все, чтобы понять то значение, которое имело для них это видневшееся зарево. Послышались вздохи, слова молитвы и всхлипывание старого графского камердинера.

Камердинер, вернувшись, доложил графу, что горит Москва. Граф надел халат и вышел посмотреть. С ним вместе вышла и не раздевавшаяся еще Соня, и madame Schoss. Наташа и графиня одни оставались в комнате. (Пети не было больше с семейством; он пошел вперед с своим полком, шедшим к Троице.)
Графиня заплакала, услыхавши весть о пожаре Москвы. Наташа, бледная, с остановившимися глазами, сидевшая под образами на лавке (на том самом месте, на которое она села приехавши), не обратила никакого внимания на слова отца. Она прислушивалась к неумолкаемому стону адъютанта, слышному через три дома.
– Ах, какой ужас! – сказала, со двора возвративись, иззябшая и испуганная Соня. – Я думаю, вся Москва сгорит, ужасное зарево! Наташа, посмотри теперь, отсюда из окошка видно, – сказала она сестре, видимо, желая чем нибудь развлечь ее. Но Наташа посмотрела на нее, как бы не понимая того, что у ней спрашивали, и опять уставилась глазами в угол печи. Наташа находилась в этом состоянии столбняка с нынешнего утра, с того самого времени, как Соня, к удивлению и досаде графини, непонятно для чего, нашла нужным объявить Наташе о ране князя Андрея и о его присутствии с ними в поезде. Графиня рассердилась на Соню, как она редко сердилась. Соня плакала и просила прощенья и теперь, как бы стараясь загладить свою вину, не переставая ухаживала за сестрой.
– Посмотри, Наташа, как ужасно горит, – сказала Соня.
– Что горит? – спросила Наташа. – Ах, да, Москва.
И как бы для того, чтобы не обидеть Сони отказом и отделаться от нее, она подвинула голову к окну, поглядела так, что, очевидно, не могла ничего видеть, и опять села в свое прежнее положение.
– Да ты не видела?
– Нет, право, я видела, – умоляющим о спокойствии голосом сказала она.
И графине и Соне понятно было, что Москва, пожар Москвы, что бы то ни было, конечно, не могло иметь значения для Наташи.
Граф опять пошел за перегородку и лег. Графиня подошла к Наташе, дотронулась перевернутой рукой до ее головы, как это она делала, когда дочь ее бывала больна, потом дотронулась до ее лба губами, как бы для того, чтобы узнать, есть ли жар, и поцеловала ее.
– Ты озябла. Ты вся дрожишь. Ты бы ложилась, – сказала она.
– Ложиться? Да, хорошо, я лягу. Я сейчас лягу, – сказала Наташа.
С тех пор как Наташе в нынешнее утро сказали о том, что князь Андрей тяжело ранен и едет с ними, она только в первую минуту много спрашивала о том, куда? как? опасно ли он ранен? и можно ли ей видеть его? Но после того как ей сказали, что видеть его ей нельзя, что он ранен тяжело, но что жизнь его не в опасности, она, очевидно, не поверив тому, что ей говорили, но убедившись, что сколько бы она ни говорила, ей будут отвечать одно и то же, перестала спрашивать и говорить. Всю дорогу с большими глазами, которые так знала и которых выражения так боялась графиня, Наташа сидела неподвижно в углу кареты и так же сидела теперь на лавке, на которую села. Что то она задумывала, что то она решала или уже решила в своем уме теперь, – это знала графиня, но что это такое было, она не знала, и это то страшило и мучило ее.
– Наташа, разденься, голубушка, ложись на мою постель. (Только графине одной была постелена постель на кровати; m me Schoss и обе барышни должны были спать на полу на сене.)
– Нет, мама, я лягу тут, на полу, – сердито сказала Наташа, подошла к окну и отворила его. Стон адъютанта из открытого окна послышался явственнее. Она высунула голову в сырой воздух ночи, и графиня видела, как тонкие плечи ее тряслись от рыданий и бились о раму. Наташа знала, что стонал не князь Андрей. Она знала, что князь Андрей лежал в той же связи, где они были, в другой избе через сени; но этот страшный неумолкавший стон заставил зарыдать ее. Графиня переглянулась с Соней.
– Ложись, голубушка, ложись, мой дружок, – сказала графиня, слегка дотрогиваясь рукой до плеча Наташи. – Ну, ложись же.
– Ах, да… Я сейчас, сейчас лягу, – сказала Наташа, поспешно раздеваясь и обрывая завязки юбок. Скинув платье и надев кофту, она, подвернув ноги, села на приготовленную на полу постель и, перекинув через плечо наперед свою недлинную тонкую косу, стала переплетать ее. Тонкие длинные привычные пальцы быстро, ловко разбирали, плели, завязывали косу. Голова Наташи привычным жестом поворачивалась то в одну, то в другую сторону, но глаза, лихорадочно открытые, неподвижно смотрели прямо. Когда ночной костюм был окончен, Наташа тихо опустилась на простыню, постланную на сено с края от двери.
– Наташа, ты в середину ляг, – сказала Соня.
– Нет, я тут, – проговорила Наташа. – Да ложитесь же, – прибавила она с досадой. И она зарылась лицом в подушку.
Графиня, m me Schoss и Соня поспешно разделись и легли. Одна лампадка осталась в комнате. Но на дворе светлело от пожара Малых Мытищ за две версты, и гудели пьяные крики народа в кабаке, который разбили мамоновские казаки, на перекоске, на улице, и все слышался неумолкаемый стон адъютанта.
Долго прислушивалась Наташа к внутренним и внешним звукам, доносившимся до нее, и не шевелилась. Она слышала сначала молитву и вздохи матери, трещание под ней ее кровати, знакомый с свистом храп m me Schoss, тихое дыханье Сони. Потом графиня окликнула Наташу. Наташа не отвечала ей.
– Кажется, спит, мама, – тихо отвечала Соня. Графиня, помолчав немного, окликнула еще раз, но уже никто ей не откликнулся.
Скоро после этого Наташа услышала ровное дыхание матери. Наташа не шевелилась, несмотря на то, что ее маленькая босая нога, выбившись из под одеяла, зябла на голом полу.
Как бы празднуя победу над всеми, в щели закричал сверчок. Пропел петух далеко, откликнулись близкие. В кабаке затихли крики, только слышался тот же стой адъютанта. Наташа приподнялась.
– Соня? ты спишь? Мама? – прошептала она. Никто не ответил. Наташа медленно и осторожно встала, перекрестилась и ступила осторожно узкой и гибкой босой ступней на грязный холодный пол. Скрипнула половица. Она, быстро перебирая ногами, пробежала, как котенок, несколько шагов и взялась за холодную скобку двери.
Ей казалось, что то тяжелое, равномерно ударяя, стучит во все стены избы: это билось ее замиравшее от страха, от ужаса и любви разрывающееся сердце.
Она отворила дверь, перешагнула порог и ступила на сырую, холодную землю сеней. Обхвативший холод освежил ее. Она ощупала босой ногой спящего человека, перешагнула через него и отворила дверь в избу, где лежал князь Андрей. В избе этой было темно. В заднем углу у кровати, на которой лежало что то, на лавке стояла нагоревшая большим грибом сальная свечка.
Наташа с утра еще, когда ей сказали про рану и присутствие князя Андрея, решила, что она должна видеть его. Она не знала, для чего это должно было, но она знала, что свидание будет мучительно, и тем более она была убеждена, что оно было необходимо.
Весь день она жила только надеждой того, что ночью она уввдит его. Но теперь, когда наступила эта минута, на нее нашел ужас того, что она увидит. Как он был изуродован? Что оставалось от него? Такой ли он был, какой был этот неумолкавший стон адъютанта? Да, он был такой. Он был в ее воображении олицетворение этого ужасного стона. Когда она увидала неясную массу в углу и приняла его поднятые под одеялом колени за его плечи, она представила себе какое то ужасное тело и в ужасе остановилась. Но непреодолимая сила влекла ее вперед. Она осторожно ступила один шаг, другой и очутилась на середине небольшой загроможденной избы. В избе под образами лежал на лавках другой человек (это был Тимохин), и на полу лежали еще два какие то человека (это были доктор и камердинер).
Камердинер приподнялся и прошептал что то. Тимохин, страдая от боли в раненой ноге, не спал и во все глаза смотрел на странное явление девушки в бедой рубашке, кофте и вечном чепчике. Сонные и испуганные слова камердинера; «Чего вам, зачем?» – только заставили скорее Наташу подойти и тому, что лежало в углу. Как ни страшно, ни непохоже на человеческое было это тело, она должна была его видеть. Она миновала камердинера: нагоревший гриб свечки свалился, и она ясно увидала лежащего с выпростанными руками на одеяле князя Андрея, такого, каким она его всегда видела.
Он был таков же, как всегда; но воспаленный цвет его лица, блестящие глаза, устремленные восторженно на нее, а в особенности нежная детская шея, выступавшая из отложенного воротника рубашки, давали ему особый, невинный, ребяческий вид, которого, однако, она никогда не видала в князе Андрее. Она подошла к нему и быстрым, гибким, молодым движением стала на колени.
Он улыбнулся и протянул ей руку.

Для князя Андрея прошло семь дней с того времени, как он очнулся на перевязочном пункте Бородинского поля. Все это время он находился почти в постояниом беспамятстве. Горячечное состояние и воспаление кишок, которые были повреждены, по мнению доктора, ехавшего с раненым, должны были унести его. Но на седьмой день он с удовольствием съел ломоть хлеба с чаем, и доктор заметил, что общий жар уменьшился. Князь Андрей поутру пришел в сознание. Первую ночь после выезда из Москвы было довольно тепло, и князь Андрей был оставлен для ночлега в коляске; но в Мытищах раненый сам потребовал, чтобы его вынесли и чтобы ему дали чаю. Боль, причиненная ему переноской в избу, заставила князя Андрея громко стонать и потерять опять сознание. Когда его уложили на походной кровати, он долго лежал с закрытыми глазами без движения. Потом он открыл их и тихо прошептал: «Что же чаю?» Памятливость эта к мелким подробностям жизни поразила доктора. Он пощупал пульс и, к удивлению и неудовольствию своему, заметил, что пульс был лучше. К неудовольствию своему это заметил доктор потому, что он по опыту своему был убежден, что жить князь Андрей не может и что ежели он не умрет теперь, то он только с большими страданиями умрет несколько времени после. С князем Андреем везли присоединившегося к ним в Москве майора его полка Тимохина с красным носиком, раненного в ногу в том же Бородинском сражении. При них ехал доктор, камердинер князя, его кучер и два денщика.
Князю Андрею дали чаю. Он жадно пил, лихорадочными глазами глядя вперед себя на дверь, как бы стараясь что то понять и припомнить.
– Не хочу больше. Тимохин тут? – спросил он. Тимохин подполз к нему по лавке.
– Я здесь, ваше сиятельство.
– Как рана?
– Моя то с? Ничего. Вот вы то? – Князь Андрей опять задумался, как будто припоминая что то.