Интересные факты о проказе. Исторический форум г

Лепра считается экзотической болезнью, однако около десяти миллионов людей в мире страдают ею. Как и в средние века, носители проказы селятся вдали от людей, обычно, высоко в горах. Движимая любопытством, я попала в Терский лепрозорий. Именно здесь была написана знаменитая книга «Прокаженные».

Маленькая страна
Мы долго едем по высокогорной заснеженной дороге. На километры вокруг – ни одного жилья. Терский лепрозорий затерялся в горах Ставропольского края. Его создал сто семь лет назад местный батюшка, среди прихожан которого насчитывалось очень много прокаженных. За время своего существования лепрозорий вырос в целый поселок со своими устоями и традициями.
Лепрозорий делится на три части – жилые застройки, больничный и административный дворы. Именно про него написана знаменитая книга Георгия Шилина “Прокаженные”, над которой плакали еще наши бабушки. Вопреки постановлению, запрещавшему контакты здоровых людей с зараженными, автор жил здесь в начале прошлого века. С тех пор мало что изменилось: выросли только новые современные здания с газом и канализацией, да появились памятники - два Ленину, и два не вернувшимся с войны сотрудникам лепрозория.
Всего в поселке 32 дома – пятиэтажки и больничные корпуса. Здесь же свой детский сад, который посещают тридцать детей. Раньше была и школа, потом закрыли. Теперь на учебу поселковых ребятишек возят в ближайший город – Георгиевск. У тамошних учителей лепрофобии нет – привыкли. Да и не опасны детишки – сейчас в поселке из людей младше сорока лет лепрой никто не болеет.
Есть в этой маленькой стране лепробольных и своя психушка, в настоящее время в ней содержат шестерых пациентов. На окнах в этом корпусе – решетки, дверь заперта. На весь Советский Союз психиатрическое отделение для “проказников” было лишь здесь, и всех везли сюда. После распада страны СНГ затребовали: “Отдавайте наших больных”. Отдали, только вот специалисты подобного профиля остались лишь здесь.
Сегодня в Терском лепрозории живет под тысячу человек. Из них страдают от лепры всего сто двадцать. Остальные – врачи, обслуживающий персонал и просто люди, которым больше негде жить. Некоторые из них всю жизнь провели здесь, и понятия не имеют о том, что находится дальше границы поселка.

Президент поселка прокаженных
Главврач лепрозория – Михаил Гридасов, в одном лице совмещает первое лицо лечебного учреждения, главу администрации и президента этого странного поселения.
- У нас своя “скорая помощь”, - рассказывает он, - пожарная и газовая служба, осталось только поставить четыре вышки, поднять флаг, придумать гимн, и государство готово.
(Кстати, в “Прокаженных” один из больных также озвучил идею создания государства лепробольных. Через какие-то сто лет его задумка, практически, воплотилась в жизнь).
Я спрашиваю директора, как он попал сюда, как отважился лишиться полноценной жизни, изолировав себя в поселке прокаженных.
- Да я сам из местных, родился здесь и вырос, - улыбаясь, признается Михаил Иванович.
- Вы… Ваши родители… болели проказой, - наконец решаюсь я спросить то, о чем думаю.
- Нет, - главврач ничуть не обижается на вопрос, – мои родители поселились здесь после войны, в 1947 году, отцу предложили работу. Честно говоря, когда учился в Харьковском мединституте, я тщательно скрывал от своих сокурсников то, что вырос и жил на территории лепрозория. Женившись, хотел поселиться в Георгиевске, да здесь жилье дали, я и остался.

Вместе и после смерти
Вместе с Михаилом Ивановичем мы спускаемся на больничный двор, расположенный ниже основной части поселка. Воздух здесь такой чистый, что с непривычки начинает кружиться голова. Сопровождает нас шестидесятилетняя Степанида. По ней и не скажешь, что она – прокаженная. Цветущая моторная бабулька в калошах на босу ногу и распахнутом пальто вслух рассуждает о том, какие стали гадкие мужики, и некого теперь найти для души, вот и приходится лечить грусть “горькой”. “Но я, честно, завязала”, - крестится она, преданно глядя на главврача. Степанида – хроническая алкоголичка. Под всяческим предлогом ей уже стараются не выдавать пенсию деньгами, потому что все пропивает до копейки, а сразу меняют на натурпродукт в местном магазине.
Четкой границы между административным и больничным двором нет, так же, как и черты, разделяющей здесь здоровых и больных. Мы проходим здание современного кинотеатра. В стороне осталось кладбище. За сто семь лет оно сильно разрослось, хоронили там и здоровых и больных.
- Наши врачи даже после смерти не разлучаются с пациентами, - грустно шутит главврач. - Каждому из них нужно поставить памятник за то, что посвятили свою жизнь этим людям, не побоялись черной ауры, окружающей проказу. Все, с кем им приходится общаться за пределами поселка, услышав о лепрозории, сразу в панике бегут мыть руки. Здесь трудятся одни представители врачебных династий: они сменили на посту своих родителей, дедушек и бабушек. Вот старшая медсестра Мария Ивановна проработала 48 лет. В семье санитарки Галины – четыре поколения медиков: ее бабушка, мать, сама Галина, теперь еще и дочь возвратилась после учебы домой. Всю жизнь – с одними и теми же больными, а ну-ка попробуй вытерпеть все их претензии и капризы! Кстати, у нас самая высокая в мире продолжительности жизни лепробольных.
«Еще бы, - думаю я про себя. – С таким то воздухом!».

Безрукий художник
Первые застройки лепрозория давно обветшали и теперь служат для хозяйственных нужд. Рядом выросли шесть корпусов современных больничных зданий.
Больничные палаты больше похожи на комнаты в общежитие, или обычные квартиры. Люди здесь живут (точнее, доживают) годами, поэтому как могут, устраивают свой быт. В каждой комнатке телевизор, ковры, портреты и иконки на стенах, опрятные занавески, шкафчики, украшенные фарфоровыми фигурками.
Везде в коридорах висят огромные, великолепно написанные маслом картины. Их создал местный художник. Рисовал кисточками, привязанными к культям рук. Если бы не болезнь, он получил бы достойное своего таланта образование, возможно, стал бы одним из известнейших художников современности. Но сейчас его работы, законченные незадолго до смерти, известны лишь в лепрозории, а главные ценители его гения – больные проказой.
Не он один, все здесь – не состоявшиеся в социуме люди. Они не успели раскрыть и применить свои таланты. Тем, кто попал сюда в более преклонном возрасте, остались воспоминания: один был когда-то виртуозным летчиком, другой – журналистом, как-то лечился негр – известный радиоведущий.

Клеймо изгоев
Клинические симптомы лепры (в переводе с испанского – проказы) описаны еще в Библии. Древнейшая болезнь до сих пор остается одной из самых малоизученных. Говорят, что проказа – возмездие за грехи предков. Учеными же установлено, что палочка Генза – распространитель болезни, передается воздушно-капельным путем при длительном контакте, но только в том случае, если у человека существует генетическая предрасположенность к этому заболеванию. То есть если от нее страдал кто-то из его родственников.
Первые признаки – потеря чувствительности тканей, человек может обвариться кипятком, не почувствовав боли. Затем кожные проявления, трофические язвы, “львиное лицо”, потеря конечностей и слепота. Человек как бы отмирает по частям, заживо гниет.
Со времен существования человечества, прокаженные подвергались гонениям. Об этом в пятом веке до нашей эры писал еще Геродот. Их жестоко убивали или, снабдив трещетками и колокольчиками, выпроваживали из стана живых на верную смерть.
Даже в советское время лечение в лепрозориях больше напоминало пожизненную изоляцию больных от общества. И в наши дни этой болезни сопутствует древний, генетический страх, который тяжело преодолеть.
Прежде в России было четырнадцать лепрозориев, теперь всего четыре - остальные закрыли за ненадобностью. Половина из них расположена в Южном федеральном округе.
Когда общаешься с лепробольными, возникает смешанное чувство: и любопытно, и жалко их, в тоже время страшно смотреть, как в зверинце. Многие из них могли бы жить за пределами Терского лепрозория, но болезнь так просто не отпускает их “на волю”. Их боятся, у каждого за плечами негативный опыт свободной жизни, связанный с издевательствами и проклятиями. Не от болезни они прячутся здесь, а от обычных людей.
Им не запрещено иметь детей, никакие контрацептивные меры (как это практикуется в отношении психических больных) к ним не применяются. В подавляющем большинстве случаев, дети рождаются здоровыми. Прежде их насильно разлучали с родителями и отправляли в специальный детский дом.

Семьи прокаженных
- Нет, мы общаться не будем, у нас высокопоставленные родственники, известные люди, так что сенсации не будет, - кричит мне в лицо дедушка, над внешностью которого проказа изрядно потрудилась, и плечом подвигает к выходу из комнаты.
В этой комнате живут супруги Носковы – пожалуй, самые агрессивные жители лепрозория. Таких Носковых полно в любом обществе, не только среди лепрабольных. Мне уже успели рассказать про эту чету, они всегда всем недовольны: уходом, едой, медперсоналом, соседями. Их уже даже еду готовили индивидуально, и то они жаловались, много раз писали доносы во все инстанции, и лепрозорий подвергался бесконечным проверкам. Озлобленность усугубили пропавшие в дефолт деньги, после продажи городской квартиры положенные на сберкнижку.
Большинство жителей лепрозория создают семьи между собой, овдовев, сходятся по новой. Кореец Борис когда-то заразил свою жену, что не помешало наделать им девять детей. Сейчас у него уже четырнадцать внуков. Жену похоронил, теперь живет в лепрозории с другой женщиной, вдовой. Расписываться они не считают нужным, просто коротают старость.

Лепролюбовь
Маргарите Михайловне под 70 лет. Как и у большинства больных, у нее отсутствуют брови и ресницы, на лице застыла “львиная” маска, часть пальцев на руках превратилась в культи. Тем не менее, она вяжет себе теплые вещи, выткала симпатичные коврики, вышила подушечки так, как и здоровый человек не смог бы.
Вся ее жизнь – сплошная трагедия. Когда на теле молодой девушки стали появляться белесые пятна, она была уверена, что это последствия жутких картин войны: на глазах у девочки фашисты убивали людей. Ее долго пытались лечить от малярии, от сифилиса. Когда дознались, что это за болезнь, стала известной и семейная трагедия: в двухлетнем возрасте Риту взяли на воспитание из детдома. Настоящая мама девочки оказалась лепробольной, она умерла сразу после войны.
Десять лет Рита прожила в лепрозории, ее подлечили и выписали. Но жизнь за пределами лепрозория не складывалась: найти работу невозможно, “добросердечные” соседи пытались сжечь ее квартиру, заливали ее дизраствором. А бывало и такое - водитель останавливал автобус, в котором ехала Маргарита и заявлял: “Все, приехали, выходи” и выставлял ее, не слушая жалоб.
Так и вернулась Маргарита Михайловна жить в лепрозорий. Здесь второй раз вышла замуж. Но потом муж ушел к другой, тоже лепробольной. Неприятно видеть их каждый день, но и возвращаться в город не хочется: ее преследует постоянный страх того, что кто-то увидит ее ноги, до колен изъеденные лепрой, протезы вместо ступней.
- За что нас ненавидят и боятся? – задает она мне риторический вопрос. - Ведь наша болезнь не от пьянства или наркомании, не от блуда.
Не боятся их только депутаты – прокаженные такой же электорат. Местные политики с удовольствием приезжают на агитацию.

Старожилы лепрозория
Дольше всех здесь находится баба Маруся. Ей 84 года, из них 65 она живет здесь – с 1939 года. Лепра не пощадила бабушку: она давно, еще четыре десятка лет назад, ослепла, у нее вдавлен нос, чудовищные струпья изуродовали все тело. Но бабушка не унывает: сама себя обслуживает, стирает и убирает.
Ее мать также болела лепрой, она умерла в двадцатые годы прошлого века. Баба Маруся пережила мужа, и теперь из родственников у нее никого не осталось.
Алла, живущая в соседней комнатушке, тоже недавно похоронила мужа, но держится молодцом. Она аккуратно подкрашена, пользуется кремами для лица. Женщина с удовольствием фотографируется, кокетливо пряча руки, на которые лепра наложила свой отпечаток. Сразу видно: этот человек – оптимист, и никакие жизненные передряги не смогут ввести его в ступор.
В восемь лет Алла обварила ноги, не почувствовав боли. Проказой болела и ее мать, так что диагноз был очевиден. Алла попала в лепрозорий, в стенах которого и выросла. За его пределы она первый раз выехала вместе с мужем уже в зрелом возрасте – проведать сына, жившего в детском доме в Лабинске.
Сын подрос и из единственного света в окошке превратился в постоянный кошмар родителей. Если и приезжал, то чтобы забрать пенсию, а во время своего последнего визита украл деньги. Муж Аллы поругался с сыном и впервые дал ему пощечину, а после этого слег, и вскоре умер. Сын даже не приехал на похороны, вообще исчез. Алла волнуется за непутевого ребенка (которому, правда, уже под сорок лет), скучает, в то же время не может простить ему воровства, ставшего причиной смерти мужа.
- Родила на свою голову, - вздыхает она. – Никому я теперь не нужна, - приветливая улыбка на ее лице вдруг сменяется гримасой страдания, из под очков с большими оптическими линзами ручьем текут слезы, - и сами мы никому не нужны, не живем здесь, а доживаем, мучаемся сами, и мучаем других…
Я, потрясенно молчу, и медсестра быстро выводит меня из палаты.

Грозит ли нам лепра?
В настоящее время лепра вошла в разряд экзотических болезней, и даже позабыта благодаря распространению сифилиса, СПИДа, туберкулеза. Тем не менее, сегодня в мире, по разным данным, страдают от лепры от 3 до 15 миллионов человек.
С недавних пор жителей других государств, въезжающих на ПМЖ в нашу страну, стали проверять на лепру. И это правильно, считают сотрудники лепрозория, нельзя ее выпускать из-под контроля: “Отпустишь лепру, снова появятся колокольчики”.
Казалось бы, благодаря развитию современной медицины, о чудовищной болезни можно навсегда забыть. Но, по наблюдениям лепрологов, на ее распространение большое влияние оказывает социально-экономический фактор. Через инкубационный период – в среднем 10-15 лет, после войн, различных катаклизмов в масштабах страны, отмечался подъем заболевания проказой. В таких традиционно неблагоприятных районах, как Поволжский и Астраханский новые случаи лепры отмечаются ежегодно. В этом году, после долгого перерыва, проказа зарегистрирована в Средней полосе России.
Сегодня никто не даст гарантии, что завтра не произойдет новая вспышка проказы, вызванная экономическими потрясениями начала 90-х годов прошлого столетия. Как говорят даже врачи-лепрологи: “Лепра родилась вместе с человечеством, и умрет тоже вместе с ним”.

Наверное, никому не нужно объяснять, кто такой прокаженный или прокаженная. Это люди, больные проказой - тяжелым инфекционным хроническим заболеванием, которое поражает кожные покровы, нервную систему, глаза и некоторые внутренние органы. Данное слово пришло в русский язык из позднелатинского языка, где оно звучит как leprosus, что созвучно с латинским leprosorium.

Говоря медицинским языком, прокаженный или прокаженная — это пациент, у которого обнаружен хронический гранулематоз, вызванный микробактериями Mycobacterium lepromatosis и Mycobacterium leprae.

История проказы

Названное заболевание известно с давних времен и упоминается еще в Библии. О лепре писал Гиппократ, но он, вероятно, перепутал ее с псориазом. В Древней Индии также знали о проказе. А в появилось множество лепрозориев, так как болезнь перешла в стадию эпидемии. Так, в XIII веке, по данным Матвея Парижского, английского историка, бенедиктинца, хрониста, в Европе количество прокаженных составляло 19 тысяч человек. Первым известным достаточно хорошо стал лепрозорий Святого Николая в Харблдауне, что в Англия.

В Средневековье прокаженный или прокаженная - общества, обреченный на смерть в страшных мучениях. Такого человека помещали в лепрозорий, вроде как для того, чтобы вылечить. Но по факту, это был карантин, из которого редко кому удавалось выйти живым. Дело в том, что проказа передается через выделения изо рта и носа во время частых и тесных контактов с людьми. А в лепрозории контакты более чем тесные и частые.

Проказа в современном мире

В 90-х годах прошлого века количество прокаженных в мире снизилось с 10-12 млн человек до 1,8 млн. Проказа в основном распространяется в тропических странах, где природой созданы подходящие условия для жизни микробактерии. И хотя случаи заболеваемости снизились, эта болезнь до сих пор достаточно широко распространена в Индии, Непале, некоторых районах Бразилии, Танзании, Мозамбике, на Мадагаскаре и на западе Тихого океана. Всемирная организация здравоохранения в 2000 году опубликовала список стран с очагами болезни. Бирма занимает третье место, по количеству зараженных, Бразилия — второе, а Индия — первое.

Важно знать, что инкубационный период у проказы очень долгий, в среднем 4-6 лет, а иногда затягивается и на 10-15 лет. Продолжительность лекарственной терапии, в зависимости от степени и тяжести заболевания, может длиться от 3 до 10 лет.

Книга "Прокаженные"

Люди, страдающие названной болезнью, становились и героями литературных произведений. Так, в 1959 году был переиздан роман Георгия Шилина "Прокаженные". Книга описывает жизнь лепрозория. Следует сказать, что автор сам неоднократно посещал это заведение, навещая там больного друга, и даже жил там.

"Прокаженные" — это повествование о судьбе различных людей, которые оказались в одном месте — в лепрозории. Каждая история трогает и потрясает до глубины души. Героев достаточно много, но характер каждого уникален - в них трудно запутаться. Так, главный врач лепрозория, доктор Туркеев, принадлежит к редкому типу людей, которых не интересуют ни слава, ни деньги, и которые отдают всего себя служению избранному делу. Безвозмездно (к сожалению, забытое ныне слово). Стиль Шилина прекрасный, эмоциональный, яркий, выразительный.

В Польше в 1976 году был снят фильм "Прокаженная". Это история любви простой девушки и знатного вельможи, которая никого не оставит равнодушным.

Напоследок отметим, что прокаженные, фото которых можно в достаточном количестве найти в Интернете, поражены этим заболеванием в разной степени, и иногда по человеку не видно, что он болен. Поэтому соблюдайте избегайте тесных контактов с людьми, которые вызывают подозрение, особенно если вы находитесь в отпуске в тропических странах. Будьте здоровы!

Друзья, держитесь крепче, меня посетила очередная идея, и состоит она в том, чтобы написать цикл постов под общим кодовым названием "История болезни". Как понятно из названия посты выползают из-под куста будут посвящены самым знаменитым болезням и их месту в истории. Посты эти не претендуют ни на что кроме приведения в порядок весьма разрозненных моих знаний и латания некоторых моих же черных дыр в образовании, ну и вам, глядишь, пригодятся. Кстати, не думайте, что я забросила генетику - я даже все ваши вопросы помню, и медленно, но верно пишу удобоваримое по теме.

Что же касается болезней, я предполагаю идти в алфавитном порядке. И самая известная болезнь на букву А... А пусть будет проказа:))

Итак, проказа, она же лепра, она же болезнь Хансена, она же львиная болезнь, она же ленивая смерть, она же крымка, она же финикийская болезнь, она же болезнь св. Лазаря - заболевание, вызываемое Mycobacterium leprae очень похожей на возбудителя туберкулеза. Бактерия эта капризна до такой степени, что плодится только в человеке, в броненосцах и в подушечках мышиных лап - согласитесь, странный и изысканный вкус...

Если честно, то по сей день врачи ломают голову над принципами распространения проказы и причинами ее проявления - одни твердят, что нужен длительный кожный контакт с больным, другие настаивают, что и надышаться этой бактерийкой тоже можно. Доподлинно известно, что у больных она может выделяться как через кожу, так и через слизистые оболочки дыхательных путей, а вот как ее нахватывают окружающие - пока вопрос открытый.

Как и в случаях с остальными инфекционными болезнями, среди врачей нашлись самоотверженные ребята, например, норвежский врач Даниельсен и его коллеги, которые, будучи приверженцами идеи о том, что человеческие болезни надо изучать на человеке, не только пытались привить себе проказу банальными впрыскиваниями крови прокаженных под кожу, но и трансплантировали себе кусочки кожных покровов прокаженных. Из этого ничего не вышло: никто из экспериментаторов не заболел.

В общем, факт остается фактом: микобактерия проказы ленива и неповоротлива и даже размножается очень медленно, это вам не пронырливая бледная спирохета. И мало того, что не всякий контачивший, даже долгое время с больным проказой заболевает (5-10% по статистике), так еще инкубационный период - то есть время от попадания микроба в организм до появления первых признаков болезни - что-то около трех - пяти лет, но может длиться и более десятилетия, если сильно повезет. Объясняют это не только вялостью и низкой иммуногенностью возбудителей проказы, но и тем, что большинство из нас обладает достаточным уровнем иммунитета, чтобы противостоять случайно забредшим в организм отдельным возбудителям лепры, но не всегда достаточным, чтобы полностью их уничтожить.

Кстати, известно, что у кошек, буйволов, крыс и некоторых видов обезьян есть свои возбудители заболевания очень похожего на проказу, но к ним человек не восприимчив.

Оставляя в стороне клинические нюансы, скажу, что при всех формах проказы особенно страдают кожа и нервы. При этом утрачивается чувствительность отдельных областей, и следовательно, повышается травматизм. То есть больной проказой может положить руку на утюг, не очень заметив, что утюг включен в сеть. Сами понимаете, с ножами, неровными лестницами и хождением по стеклам босиком все обстоит еще хуже. Кроме того, из-за повреждения нервов нарушается кровоснабжение кожи и это способствует образованию язв. Плюс кожа уплотняется, на ней появляются пятна, сыпи, места, где пигмент полностью отсутствует, кроме того в коже образуются скопления клеток - лепромы, которые обезображивают конечности и лицо и тоже со временем изъязвляются - именно по этому болезнь носит название "львиной", уж очень похож становится страдающий поздней стадией проказы на человека в маске льва. Со временем происходит отмирание не только кожных покровов, но и разрушение более глубоких тканей, вплоть до костей - тут-то и начинают у больного отпадать пальцы, уши и проваливается нос. Причем совершенно без боли.

Сомнительная честь считаться родиной проказы принадлежит юго-восточной Азии, откуда болезнь была завезена в Индию и Египет, а уж там расстарались пронырливые торговцы и отменные моряки - финикийцы, осчастливив проклятой хворобой Грецию и остальное Средиземноморье, где она так и стала называться - финикийской болезнью.

Заглянув в Индию, обнаруживаем, что там проказа была известна под названием куштха, что означает приблизительно "пожирающая". А одно из первых документальных упоминаний о проказе черным по белому значится в Ведах. Был такой мудрец и целитель-энтузиаст с простеньким именем Яджнавалкья, и поклонялся он Солнцу, которое называл не иначе, как Сурья, и все клянчил у него новые гимны и мантры. И однажды Сурья пожалел прыгающего на солнцепеке старика с бубном, и спустился к нему в образе коня и подарил ему целую антологию "Сурья:The Best" (на самом деле - яджус-мантры, составившие основу книги "Ваджасани" - "извлеченные из конской гривы"). Но это не важно, а важно то, что коллегой этого непроизносимого был зануда и мудрец Дурвасас (вот уже и нормальные имена стали попадаться), который пришел к Кришне как-то с визитом - совместно мантр от Сурьи почитать, чайку попить индийского, со слоном. А заодно и сказал ему, что Солнце доброе-доброе, но в случае чего может и белую проказу наслать. Кришна вежливо покивал, а вот сын его - оболтус и в будущем очень хороший человек - Самба, над стариком откровенно посмеялся. Ну и сам виноват - не успел дойти до фонтана, как уже сделался больным белой проказой.

Неловкость, конечно, ужасная, Кришна долго извинялся, пока наконец Дурвасас не согласился отменить проклятие и излечить болезнь в обмен на клятву - почитать солнце и сделать седьмой день недели священным днем (понятно теперь, как надо бороться за изменения в трудовом законодательстве? куда там профсоюзам с их нудными забастовками). Так что именно этой болезни Индия обязана по меньшей мере одним храмом Солнца (его Самба построил, когда подрос), а также днем отдохновения. А исцелению Самбы от проказы весь мир обязан - сюрприз, сюрприз! - Заратустрой. Потому как именно Самба много лет спустя стал отцом будущего пророка. А не излечился бы - не стал бы, потому как индийские законы в смысле разрешения браков прокаженным были весьма строги - дозволялось заводить семью только с таким же прокаженным, а со здоровым человком - ни-ни. Кроме того, в законах Ману оговаривается, что человек, заболевший проказой, не может претендовать на наследство от любого из своих родственников.

Зато в древнеиндийских медицинских трактатах впервые упоминается как средство от лепры чаульмугровое (оно же - шолмогровое) масло или масло Царя Рамы из плодов дерева калоо. По легенде, узнав, что заразился проказой, царь отправился умирать в джунгли, и там на подножном и подручном корму не только не умер, но очень даже излечился. В западной фармакологии это масло стало использоваться только в XX веке, сначала как средство от проказы, а недавно оказалось, что оно еще и жировые клетки уничтожает, так что королевское масло перекочевало в антицеллюлитные крема.

Китайские лекари, которым проказа была известна тысячелетия за три до нашей эры, к слову сказать, для лечения проказы все больше драгоценные камни предпочитали: аметист и лазурит - в профилактических целях, яшму же добавляли в мази, когда уже был поставлен диагноз. Впрочем, не брезговали они и соединениями ртути, которые в последствии стали применяться и для лечения сифилиса. А зато их индийские коллеги знали, что если подарить человеку нечистый алмаз - с вкраплениями или с желтыми пятнами, то проказу на него как раз можно накликать - к бабке не ходи.

Впрочем, надо сказать, что путаница в древних письменных источниках с проказой изрядная: во многих случаях симптомы описаны весьма невразумительно, давая ученым повод утверждать, что в некоторых регионах под проказой понимали не только собственно лепру, но и ряд других заболеваний, сопровождавшихся живописными кожными изменениями, например, псориаз. Есть даже мнение, что в некоторых случаях, например, в Ветхом Завете, пару раз вместо проказы описывается поздняя стадия СПИДа - но это уже, по-моему, версия от лукавого.

В то же приблизительно время, что и законы Хаммурапи, но немного юго-западней - в Египте - появляется одна любопытная тенденция: слово "прокаженный" становится ругательным. Просвещенные египтяне, на которых веке эдак в семнадцатом до нашей эры набежали азиатские захватчики (ну, помните, гиксосы, которые в Нижнем Египте правили чуть больше века, а имена их царей потом оказались таинственным образом стерты почти во всех письменных источниках того времени), от обиды повадились "прокаженными" называть пришельцев, хотя палеопатологи убедительно доказали, что лепрой те страдали не чаще самих египтян.

Традицию египтян продолжили и усугубили авторы и герои Ветхого Завета, которые чуть что, не только ругались словом "прокаженный", но и хватались за проказу,если кого надо было покарать или предать хуле. Но в Ветхом Завете вот какая загогулина вышла с проказой: два слова - цараат и шхин-ро были переведены эллинами одинаково - лепра (при этом в период, на который приходится создание Септуагинты - перевода всех текстов с древнееврейского на греческий, словом lepra греческие врачи называли не только саму проказу, но и псориаз). Авторы синодального перевода, который увидел свет в XIX веке тоже напрягаться с разделением болезней не стали: проказа и проказа. Итак, что мы имеем в Ветхом Завете, если не полагаться на переводы? Во-первых, шхин-ро, которой естествоиспытательно настроенный сатана поразил Иова, чтобы доказать богу, что праведный человек праведен только до определенного момента, а потом идет в разнос, проклиная небо и свалившиеся с него напасти. И если верить талмудистам, симптомы шхин-ро не очень-то походили на настоящую проказу, скорее это была тяжелая форма псориаза с поражением почек и суставов или другая аутоиммунность. Вторая болезнь - цараат, впервые встречается в книге Исхода. Это - так называемая "белая проказа" и симптомы ее вполне себе описаны: появление белых пятен и молочнообразных гнойников на коже, выпадение волос; образование бугров под кожей, которые могут нагнаиваться, ну и так далее. Эту форму проказы быстренько перенес, в порядке демонстрации божественного могущества фараону, Моисей: "Еще сказал ему Господь: положи руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху, вынул ее, и вот, рука его побелела от проказы, как снег. [Еще] сказал: положи опять руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху; и вынул ее из пазухи своей, и вот, она опять стала такою же, как тело его" (кстати, в Коране тоже есть описание этого события с той лишь разницей, что там проказой Моисей был болен изначально и давно, а не заболел на глазах у фараона). Потом этой "белой" проказой болели все, кому не лень, в основном, конечно, в качестве наказания за ослушание, злословие, неукротимую гордыню и прочее, прочее, мало ли в человеке изъянов. Так, в книге Числа, Мариам, которая высказалась о Моисее без должного почтения получила за это сполна: "И облако отошло от скинии, и вот, Мариам покрылась проказой, как снегом. Аарон взглянул на Мариам, и вот, она в проказе" (но закончилось все хорошо, не волнуйтесь, сам же Моисей за Мариам и заступился). Потом проказой заболел Азария (он же Озия) - десятый царь иудейский, в порядке божественной борьбы с его неумеренной гордыней. Его, кстати, так и не исцелили, и он мало того, что умер в изгнании, но еще и похоронен был отдельно ото всех.

Там же, в Ветхом Завете, появляется устойчивое словосочетание "проказа Нееманова". История сей басни такова: сирийцы взяли в плен в одном из набегов кучу народу, и среди них маленькую израильскую девочку, которая узнав, что предводитель сирийцев - Нееман, болен проказой, поведала, что в земле Израильской царь, как всякий приличный царь, лечит возложением рук еще и не такое. Нееман ничтоже сумняшеся махнул к иудейскому царю. Тот сначала удивился, конечно, потом одежду на себе порвал от расстройства, что хорошего человека разочаровывает, и честно объяснил, что байки все это, что он - в крайнем случае ветрянку может излечить, или грипп, или что там еще через десять дней само проходит. Ну, а пока выпили с горя по чарке, закусили, приходит весть от пророка Елисея из ближайшей пустыни: "Зря хорошую вещь испортил тчк Есть пророк родном отечестве зпт звать мной тчк Нееману десять раз нырнуть Иордан зпт будет как новенький тчк Пророческим приветом Елисей тчк" Нееман немного покапризничал, а потом подумал-подумал, да и нырнул. И оздоровился. Кинулся было к Елисею с дарами, а тот даров не принял - сказал, что нечего благодарить там, где божий промысел. Однако слуга Елисея, раздосадованный отсуствием у своего хозяина деловой хватки при наличии полезного и потенциально прибыльного дарования, тайком догнал Неемана и попросил от имени пророка талант серебра и чего-нибудь из одежды. Нееман, выдал просимое в двойном размере, но вот проказа его на слугу-то и перекинулась. С тех пор и пошло гулять проклятие "да прилепится к тебе проказа Нееманова".

Между прочим, в книге Левит даны довольно подробные инструкции, как отличить проказу от лишая, парши, облысения и прочих недугов, сопровождающихся кожными изменениями. Причем функция санитарно-гигиенического контроля возлагалась на священников, для простых же смертных из пункта в пункт повторяется одна и та же инструкция: увидел белую язву - тащи пострадавшего к священнику, который разберется, что к чему. И если диагностирует проказу, то на больном будет разодрана одежда, он будет объявлен нечистым и изолирован. Но вот тут с "белой" проказой интересная фишка - выясняется, что она может быть не только на человеке, но и на одежде, и даже на на дом небеса могут наслать цараат, и тогда приходится пораженное сжигать, а для исцеления человека и дома необходимо приносить жертвы. То есть болезнь выходит за рамки болезни и становится одним из знаков проклятия, затрагивающего не только собственно согрешившего, но и его имущество.

Что касается Нового Завета, то там наиболее интересное упоминание о проказе втсречается в связи с Иисусом, который исцелял прокаженных буквально пачками, о чем сказано и в Коране, где, как мы помним, Иисус выступает в качестве пророка Иссы. Кстати, мусульмане проявляли куда меньше осторожности в обращении с прокаженными. Так, известно, что Магомет сиживал с больными проказой за одним столом, да и любимая служанка его жены тоже страдала этим недугом.

А вот любопытная байка из византийских источников: Константин Великий, основавший в IV веке будущую столицу Византийской империи, оказывается, тоже страдал проклятой болезнью. Понятно, что на лечение были брошены все силы, но первую строчку хит-парада оригинальных способов избавления царя от проказы заняла группа жрецов из храма Юпитера Капитолийского, предложившая простенькую косметическую процедуру - каждое утро купаться в крови младенцев. Константин так удивился, что даже не обиделся и от лечения мягко, но твердо отказался. И буквально на следующую ночь ему во сне явился святой Сильвестр с благодарностями, похвалами и благой вестью, что Константин будет исцелен. Именно после этого владыка Византийский и принял христианство (с чем с чем, а с пиаром у ребят-христиан всегда было хорошо) и все государство заодно окрестил, чтобы не путаться.

Впрочем, это не первый и не последний случай лечения проказы кровью, первый описан все в тех же Числах - там в крови младенцев купался прокаженный фараон (тот же самый эпизод описывает в своих трудах и Плиний), а одно из последних упоминаний о крови, как средстве от проказы находим у Теофраста нашего Бомбаста Фон Гогенгейма, в народе известного под именем Парацельс, а это на минуточку, уже шестнадцатый век.

В фольклоре целого ряда европейских стран существует легенда с незамысловатым сюжетом: из двоих друзей один заболевает проказой, и второй, узнав, что единственным средством от этой болезни является детская кровь, убивает собственных детей, чтобы исцелить друга. Разумеется, в конце происходит не только чудесное исцеление, но и не менее чудесное воскрешение детей в награду за верность их отца дружбе.

Если верить палеопатологам, начало последнего всплеска заболеваемости проказой в Европе приходится на V-VII век нашей эры и связано оно со свалившимся из далеких восточных земель Бичом Божьим и его многочисленной родней, устроившей Европе глобальное "понаехали тут", более известное как Великое Переселение Народов. И далее проказа бушует по всей Европе на протяжении целого средневековья, ибо плотность населения растет. Мотание в Палестину и обратно наряду с усилением и усложнением торговых связей только усугубляют ситуацию.

Считается, что самый первый лепрозорий появился в Европе в 570 году, но насчет конкретного места его организации источники молчат. Впрочем, как бы там ни было, а начиная с этого времени лепрозории множатся по Европе, как грибы - практически каждый крупный город за своей чертой имеет какую-нибудь богадельню, где прокаженные вольны жить как им вздумается - их же никто не охраняет, ибо опасаются заразиться.
Существует ряд правил, который прокаженные должны соблюдать, например, им запрещено купаться в проточной воде, разговаривать со здоровым человеком, стоя по ветру, прикасаться к чужим вещам или к товарам при их покупке и т.д. Всякий прокаженный автоматически утрачивает не только все свои гражданские права и обязанности, положение в обществе и родственные связи (факт заболевания был достаточной причиной для развода даже в средневековой Европе. Более того, согласно принятому во Франции в1453 году закону, жена, сожительстующая с больным проказой мужем, несет наказание у позорного столба), прокаженный, по сути дела, считается мертвым. Его отпевают в церкви, уложив в гроб, а затем выдают трещетку или колокольчик и специальную одежду (в каждом регионе она была своя), без которой отныне больной не может появится среди здоровых людей.
Проказа по-прежнему остается болезнью всех слоев общества (хотя, конечно, венценосных прокаженных никуда не изгоняют) и наиболее знаменитым прокаженным Средневековья может по праву считаться король Балдуин IV Прокаженный (неожиданно,да?), чья болезнь повлияла и на политику: именно исходя из факта, что он слаб, болен, протянет недолго, а наследников не оставит, его, тринадцатилетнего, и посадили на Иерусалимский престол. Но - шляпы долой, и склоните головы - этот человек умудрялся успешно сражаться с великим и ужасным Саладином, держать в узде всех претендентов на престол и даже организовал все так, что после него оный престол занял именно тот, кого он выбрал - Балдуин V, сын его сестры. А ведь рядом с настоящим Балдуином Прокаженным не было верного Орландо Блума с бутафорским мечом наперевес, крепким плечом и честными глазами, это ж вам не кино.

Болезнь, свирепствуя, опустошает целые деревни, количество лепрозориев в Европе медленно, но верно достигает 19 тысяч, появляются отдельные заведения, например, для придворных дам и для состоятельных больных. Более того, они начинают богатеть, ибо свои ручонки к созданию лепрозориев прикладывают монашеские ордена - в основном, конечно иоанниты - госпитальеры, чада святого Лазаря и кармелиты.

Волна ужаса захлестывает Европу, колокольцевый звон слышится путнику едва ли не за каждым поворотом, фигуры в черных капюшонах с прорезями для глаз выступают отовсюду и тянут просительно руки, и тошнотворным туманом застилает мозг предательская мысль, а не я ли завтра, спаси и сохрани? И на волне этого ужаса поднимается инквизиция, чья охота на ведьм многими историками сегодня рассматривается как экстренные санитарно-гигиенические мероприятия, поскольку в пособиях по выявлению ведьм первейшим и основным пунктом идет отыскание "печати дьявола", которая являет собой пятно или вырост на коже - внимание! - совершенно нечувствительный к боли, что весьма характерно для проказы (кстати, о том, что Балдуин IV болен его воспитатель в свое время догадался, наблюдая за играми мальчика со сверстниками: будущий король никак не реагировал на весьма болезненные для нормального ребенка щипки и уколы игрушечным мечом). Более того, ни одна ведьма не могла считаться ведьмой, пока на ее теле не была найдена такая печать. Такая постановка вопроса многое объясняет, не так ли? В том числе и спад заболеваемости в Европе, который наступает к семнадцатому веку.

Впрочем, тут есть еще одна деталь: известные своей неукротимой активностью и научной смекалкой британские ученые предположили, что резкий спад заболеваемости лепрой в период Возрождения и далее связан с конкурентным распространением туберкулеза. Правда, БУ (тм) настаивают на конкуренции по типу "туберкулез развивается быстрее, стало быть, убивает раньше", поэтому заболевший проказой имеет весьма скромный шанс от нее умереть, если он к тому же болен туберкулезом. Мне же кажется, что дело тут в том, что бактерии достаточно родственны, чтобы вызывать развитие так называемого перекрестного иммунитета, и клетки, стимулированные занесенной в организм палочкой Коха, вполне способны адекватно отреагировать и на бактерии проказы, буде таковые появятся в поле зрения (по крайней мере, если верить последним исследованиям - тенденция прослеживается четко - больные туберкулезом проказой практически не заражаются). То есть туберкулез - это своего рода прививка от проказы. Более того, вакцинация против туберкулеза это, возможно, и вакцинация против проказы тоже. А учитывая, что в 64 странах прививка от туберкулеза обязательна, а еще в 118 настоятельно рекомендуется и может быть сделана по первому требованию, не удивительно, что современному человеку надо приложить массу усилий, чтобы заболеть, тогда как нашему средневековому прапрапра было достаточно, образно говоря, прогуляться по одной улице с прокаженным.

Итак, в семнадцатом веке после резкого сокращения количества инфицированных начинается продолжительная грызня церкви и государства за имущество лепрозориев, включая недвижимость и земли. Буквально целое столетие, особенно во Франции и сопредельных государствах проходит в переделе имущества, издании законов и их отмене, тогда как на несколько тысяч лепрозориев едва ли наберется более полусотни больных. Европа облегченно выдохнула - одним демоном, терзающим ее плоть, стало меньше.

Ну и коротенько пробежимся по современной истории: до двадцатого века во всех европейских странах еще действуют законы предусматривающие принудительное помещение страдающих проказой в лепрозории. В 1948 году на международном конгрессе в Гаване решено, наконец, загладить нетактичность древних египтян и исключить из всех языков мира слово "прокаженный". С 1954 года страдающие лепрой получают в свое рапоряжение целый день - 30 января отныне и впредь считается Международным Днем Помощи Больным Проказой. Сегодня заболеваемость лепрой составляет чуть больше 200 тыс человек в год, и большинство из них приходится на слаборазвитые страны. В Европе и Америке лечение больных осуществляется в основном амбулаторно, хотя последний европейский лепрозорий, который находится в Румынии в местечке Tichilesti, все еще функционирует, поскольку некоторые его обитатели отказываются его покидать.

Я уже делал посты на тему, у кого из известных людей была язва; астма. Но есть еще интересная (во всех смыслах…) тема. Как неожиданно (для меня, во всяком случае) оказалось – тут есть о чем поговорить…
Пост собрал, пользуясь различными сайтами в интернете. Есть доказанные факты, а есть – предположения. Последние выношу отдельно.
Не так уж мало знаменитых и талантливых людей, среди которых художники, литераторы, музыканты (кстати, невольно заметим в скобках – людей науки в идущем ниже списке почти нет! Почему – вопрос отдельный), объединяло одно: они любили, страстно и беззаветно; или просто предавались плотским усладам… а расплатой за это приходила «венерика».
Не миновали того и многие знаменитости со знаком «минус».

Франсиско Гойя (1746–1828), легендарный испанский художник. Живописец уделял немалое внимание не только искусству, но и женщинам. В 1792 году Гойя серьезно заболел, это было венерическое заболевание, предположительно сифилис. Тогда сифилис и гонорею не очень-то различали.

Шарль Бодлер (1821–1867), выдающийся поэт и критик 19-го века. Знаменит во многом своим эпатажем публики в плане имиджа и содержания своих стихов. По сути – «панк» той эпохи. Его любимыми женщинами в основном были проститутки. Опыт употребления наркотиков он тоже имел. Неудивительно, что Бодлер не дожил не то что до старости, но даже до пожилого возраста и умирал страшно, несколько лет находясь в помрачении сознания и параличе. И «дело» также усилил имеющийся в анамнезе, что тоже немудрено, сифилис.

Артур Шопенгауэр (1788–1860), легендарный немецкий философ. Он, как известно, не имел семьи и детей, и женщин в его жизни замечено не было вообще. Тем не менее, он тяжело болел сифилисом, что все-таки не помешало ему прожить 72 года, что для человека в то время с таким диагнозом было непросто. Только вот где он мог его получить? Бытовое происхождение этого заболевания все более оспаривается наукой. Очевидно, чтобы не умирать девственником, Артур, не умеющий по жизни строить отношения с женщинами, все же имел какую-нибудь одну связь с проституткой за деньги и – не сильно удачно… Не повезло… Но есть и другая несколько экзотичная версия: что Шопенгауэр якобы сам привил себе эту болезнь, чтобы понять состояние психики сифилитика. Вроде из той серии, когда Достоевский ловил своего рода кайф от эпилепсии. Хотя на мой взгляд, версия все же странная.

Ги Де Мопассан (1850–1893), французский писатель, автор всемирно известных романов «Милый друг», «Жизнь», и не менее известный развратник, не пытающийся даже скрывать факта, что практически не вылезал из публичных домов. При такой жизни просто невозможно кончить как-то иначе. Тем более на развитие у Мопассана сифилиса повлияла и неблагоприятная в этом плане наследственность… Так или иначе, в 40 с небольшим лет Мопассан умирает в полном сумасшествии.

Джакомо Казанова, имя которого уже кажется нарицательным и некой легендой. Но на самом деле это реальное лицо, жившее в 18-м веке (1725–1798), граф-авантюрист, попробовавший в своей жизни и занятия магией, и неимоверный, как бы мы сейчас выразились, «пик-ап». Расплатой было попадание в венецианские тюрьмы и – целый букет венерических болезней.
Удивительно, но и он при этом дожил до 73-х.

Анри Де Тулуз-Лотрек (1864–1900), «малютка Анри», великий художник-импрессионист. Из-за своего очень маленького роста он обычно вызывал у женщин насмешки. Поэтому отвлекался походами в бордели и абсентом. Не дожив до сорока, он умирает от алкоголизма и сифилиса.

Фридрих Ницше (1844–1900), не нуждающийся в комментариях. Возможно, его также полное сумасшествие в конце жизни «подогрел» и сифилис. Скорее асексуал по жизни, Ницше в молодости был практически изнасилован своей кузиной-сексуальной маньячкой, после чего и заболел.

Поль Верлен (1844–1896), знаменитый поэт периода экспрессионизма во французской литературе. Бисексуал, алкоголик и сифилитик.

И рядом с ним, конечно же, другое имя – «проклятый» поэт Артюр Рембо (1854–1891), молодой любовник Верлена. Об их отношениях написаны книги и сняты фильмы. Скорее всего, сифилис они «заработали» друг от друга. От страшной болезни Рембо вначале теряет ногу, но и потом жизнь его не удается спасти.

Король Англии Генрих VIII (1491–1547). По мнению историков, диктатор и правитель-психопат страшнее Ивана Грозного. По его приказу, в частности, были без суда и следствия повешены тысячи людей всего лишь за одно бродяжничество (даже не за воровство). Как и Грозный, – многоженец, аналогично убивший и заточивший в темницу некоторых из своих жен. До старости не дожил, что, полагаю, справедливо. В последние годы тяжело болел – кроме последствий сифилиса имел место, судя по всему, еще и сахарный диабет.

И – сам уже упомянутый нами для сравнения Иван Грозный (1530–1584). Многие историки и медики, знакомые с данными анализа костей царя и записями о его болезнях того времени, считают, что Грозный – многоженец, развратник и, весьма вероятно, бисексуал – болел сифилисом. Этим некоторые и объясняют обнаруженное в его останках большое количество ртути – сифилис тогда лечили ртутными препаратами. Что интересно, не меньше ртути нашли и в костях его сына. Так что, возможно, отец с сыном вместе ходили по бабам и – доходились.

Мао Цзэдун (1893–1976). Китайский диктатор был патологическим развратником и постоянно участвовал в оргиях. Есть версия, что он якобы придерживался оккультного поверья: если ему удастся «распатронить» тысячу девственниц – он обретет бессмертие. Вероятно, на тысячу у Мао сил и времени все-таки не хватило – вот потому-то он и умер… Перейдя от шутки уже к серьезному, отметим, что в быту Мао Цзэдун тоже не отличался опрятностью: мог запросто выйти к официальным визитерам в нижнем белье, поскольку жарко; предпочитал не мыться по-нормальному, а только обтираться мокрым полотенцем. К врачам (кстати, как и Сталин) обращаться не любил. Поэтому у пожилого Мао обнаружилась уже целая «кучка» запущенных болезней, вызванных неопрятностью, и – венерических, которых избежать уж при такой жизни тоже было невозможно.
Также еще в списке известных венериков значатся: Оскар Уайльд, Поль Гоген и Ван Гог, украинский писатель Иван Франко, Франц Шуберт, короли Карл VI и Карл VII, Авраам Линкольн, кардинал Ришелье и даже литературный «отец» Фауста – Гёте. И даже – некоторые римские папы.

Есть гипотеза, что сифилис в Европу был массово завезен из Америки непосредственно после экспедиции Христофора Колумба. Другие источники доказывают, что все как раз наоборот – это из Европы сифилис завезли в Новый Свет, и неслучайно болезнь сию именуют «французской». Впрочем, такая ее «кличка», возможно, просто связана с французскими нравами, тоже не требующими комментариев. К тому же сами французы кличут сифилис как раз «испанской болезнью»… (Навроде как мы зовем аттракцион-горки «американскими», а американцы те же самые горки именуют «русскими».)

Так или иначе, существует предположение, что сифилисом болел и сам Колумб, и это – одна из причин его ранней, в 55 лет, смерти.

Сифилисом страдал Жюль Гонкур, один из знаменитых братьев Гонкуров, а возможно, и оба.

Под некоторым «подозрением» – Бетховен.

В письмах современников Пушкина упоминается, что молодой Александр сходился с женщинами легкого поведения и вследствие чего «неоднократно страдал от Венеры». Тем не менее дети у Пушкина потом были, и целых четверо. Так что если Александр Сергеевич и болел чем-нибудь в этом роде, то навряд ли сифилисом, а все же чем-то полегче. (Кстати, в России гонорею называли «гусарским насморком» – болезнью «поручиков ржевских».) Что ж, мы хорошо знаем – великому поэту в жизни было ой как не чуждо ничего человеческое, порой даже слишком... И «донжуанский список» Пушкина занимает не одну страницу.

Упорно ходит версия о сифилисе у большевика номер один – Владимира Ульянова (Ленина). Версия не подтверждена до конца, отчасти потому, что до сих пор результаты вскрытия тела Ленина не рассекречены полностью.

Есть также мнение, что сифилисом болел Гитлер, что и привело отчасти к его параноидным наклонностям, сыгравшим роковую роль в мировой истории, и невозможности вести здоровую сексуальную жизнь. Некоторые идут дальше, утверждая, что якобы оный Гитлер получил от проститутки-еврейки, отчего и стал в частности патологическим ненавистником евреев. Думаю, уж такие подробности проверить трудно. К тому же, биография этой чернейшей личности вообще окружена тайнами, и данная – далеко в ряду их не единственная.

Пост подходит к концу и вдруг замечаю: в списке нет ни одной женщины! Хотя, повторяю, нашел несколько материалов, но факт: из известных женщин, написавших книги или вписавших свое имя в политику, не упомянута ни одна. Хм…
И еще любопытно – нигде в этом контексте не упомянут маркиз де Сад.
Как резюме можно отметить, что венерические болезни актуальны и в наше время. И даже неизвестно, когда они были более распространены – в нынешнем 21-м веке или в прошлые эпохи. Резиновое средство защиты, конечно, – дело хорошее, но увы, и оно не дает стопроцентной гарантии безопасности. Правда, сейчас более актуален уже не сифилис, а болезни «нового поколения»: такие, как хламидиоз, уретроплазмоз, генитальный герпес и др. И добавился еще и страшный СПИД, которого человечество, видимо, не знало раньше. Да и перечисленный ранее ряд вовсе не так «безобиден», как кажется: если такие инфекции не замечены вовремя, они могут привести к тяжелым осложнениям, влекущим за собой бесплодие, импотенции и фригидности различной степени. А к сожалению, тот же хламидиоз иногда принимает коварные формы, совершенно не давая знать о себе месяцами, а потом вдруг проявляясь в виде резкого осложнения.
Да, нынче у нас есть и антибиотики, и многое другое, но… Но если ты можешь не вступать в случайную связь – лучше этого не делай, – так справедливо сказать на эту тему в виде главного совета.

Лепра считается экзотической болезнью, однако около десяти миллионов людей в мире страдают ею. Как и в средние века, носители проказы селятся вдали от людей, обычно, высоко в горах. Движимая любопытством, я попала в Терский лепрозорий. Именно здесь была написана знаменитая книга «Прокаженные».

Маленькая страна
Мы долго едем по высокогорной [!?] заснеженной дороге. На километры вокруг – ни одного жилья. Терский лепрозорий затерялся в горах [!?] Ставропольского края. Его создал сто семь лет назад местный батюшка, среди прихожан которого насчитывалось очень много прокаженных. За время своего существования лепрозорий вырос в целый поселок со своими устоями и традициями.
Лепрозорий делится на три части – жилые застройки, больничный и административный дворы. Именно про него написана знаменитая книга Георгия Шилина “Прокаженные”, над которой плакали еще наши бабушки. Вопреки постановлению, запрещавшему контакты здоровых людей с зараженными, автор жил здесь в начале прошлого века. С тех пор мало что изменилось: выросли только новые современные здания с газом и канализацией, да появились памятники - два Ленину, и два не вернувшимся с войны сотрудникам лепрозория.
Всего в поселке 32 дома – пятиэтажки и больничные корпуса. Здесь же свой детский сад, который посещают тридцать детей. Раньше была и школа, потом закрыли. Теперь на учебу поселковых ребятишек возят в ближайший город – Георгиевск. У тамошних учителей лепрофобии нет – привыкли. Да и не опасны детишки – сейчас в поселке из людей младше сорока лет лепрой никто не болеет.
Есть в этой маленькой стране лепробольных и своя психушка, в настоящее время в ней содержат шестерых пациентов. На окнах в этом корпусе – решетки, дверь заперта. На весь Советский Союз психиатрическое отделение для “проказников” было лишь здесь, и всех везли сюда. После распада страны СНГ затребовали: “Отдавайте наших больных”. Отдали, только вот специалисты подобного профиля остались лишь здесь.
Сегодня в Терском лепрозории живет под тысячу человек. Из них страдают от лепры всего сто двадцать. Остальные – врачи, обслуживающий персонал и просто люди, которым больше негде жить. Некоторые из них всю жизнь провели здесь, и понятия не имеют о том, что находится дальше границы поселка.

Президент поселка прокаженных
Главврач лепрозория – Михаил Гридасов, в одном лице совмещает первое лицо лечебного учреждения, главу администрации и президента этого странного поселения.
- У нас своя “скорая помощь”, - рассказывает он, - пожарная и газовая служба, осталось только поставить четыре вышки, поднять флаг, придумать гимн, и государство готово. (Кстати, в “Прокаженных” один из больных также озвучил идею создания государства лепробольных. Через какие-то сто лет его задумка, практически, воплотилась в жизнь).
Я спрашиваю директора, как он попал сюда, как отважился лишиться полноценной жизни, изолировав себя в поселке прокаженных.
- Да я сам из местных, родился здесь и вырос, - улыбаясь, признается Михаил Иванович.
- Вы… Ваши родители… болели проказой, - наконец решаюсь я спросить то, о чем думаю.
- Нет, - главврач ничуть не обижается на вопрос, – мои родители поселились здесь после войны, в 1947 году, отцу предложили работу. Честно говоря, когда учился в Харьковском мединституте, я тщательно скрывал от своих сокурсников то, что вырос и жил на территории лепрозория. Женившись, хотел поселиться в Георгиевске, да здесь жилье дали, я и остался.

Вместе и после смерти
Вместе с Михаилом Ивановичем мы спускаемся на больничный двор, расположенный ниже основной части поселка. Воздух здесь такой чистый, что с непривычки начинает кружиться голова. Сопровождает нас шестидесятилетняя Степанида. По ней и не скажешь, что она – прокаженная. Цветущая моторная бабулька в калошах на босу ногу и распахнутом пальто вслух рассуждает о том, какие стали гадкие мужики, и некого теперь найти для души, вот и приходится лечить грусть “горькой”. “Но я, честно, завязала”, - крестится она, преданно глядя на главврача. Степанида – хроническая алкоголичка. Под всяческим предлогом ей уже стараются не выдавать пенсию деньгами, потому что все пропивает до копейки, а сразу меняют на натурпродукт в местном магазине.
Четкой границы между административным и больничным двором нет, так же, как и черты, разделяющей здесь здоровых и больных. Мы проходим здание современного кинотеатра. В стороне осталось кладбище. За сто семь лет оно сильно разрослось, хоронили там и здоровых и больных.
- Наши врачи даже после смерти не разлучаются с пациентами, - грустно шутит главврач. - Каждому из них нужно поставить памятник за то, что посвятили свою жизнь этим людям, не побоялись черной ауры, окружающей проказу. Все, с кем им приходится общаться за пределами поселка, услышав о лепрозории, сразу в панике бегут мыть руки. Здесь трудятся одни представители врачебных династий: они сменили на посту своих родителей, дедушек и бабушек. Вот старшая медсестра Мария Ивановна проработала 48 лет. В семье санитарки Галины – четыре поколения медиков: ее бабушка, мать, сама Галина, теперь еще и дочь возвратилась после учебы домой. Всю жизнь – с одними и теми же больными, а ну-ка попробуй вытерпеть все их претензии и капризы! Кстати, у нас самая высокая в мире продолжительности жизни лепробольных.
«Еще бы, - думаю я про себя. – С таким то воздухом!».

Безрукий художник
Первые застройки лепрозория давно обветшали и теперь служат для хозяйственных нужд. Рядом выросли шесть корпусов современных больничных зданий. Больничные палаты больше похожи на комнаты в общежитие, или обычные квартиры. Люди здесь живут (точнее, доживают) годами, поэтому как могут, устраивают свой быт. В каждой комнатке телевизор, ковры, портреты и иконки на стенах, опрятные занавески, шкафчики, украшенные фарфоровыми фигурками.
Везде в коридорах висят огромные, великолепно написанные маслом картины. Их создал местный художник. Рисовал кисточками, привязанными к культям рук. Если бы не болезнь, он получил бы достойное своего таланта образование, возможно, стал бы одним из известнейших художников современности. Но сейчас его работы, законченные незадолго до смерти, известны лишь в лепрозории, а главные ценители его гения – больные проказой.
Не он один, все здесь – не состоявшиеся в социуме люди. Они не успели раскрыть и применить свои таланты. Тем, кто попал сюда в более преклонном возрасте, остались воспоминания: один был когда-то виртуозным летчиком, другой – журналистом, как-то лечился негр – известный радиоведущий.

Клеймо изгоев
Клинические симптомы лепры (в переводе с испанского – проказы) описаны еще в Библии. Древнейшая болезнь до сих пор остается одной из самых малоизученных. Говорят, что проказа – возмездие за грехи предков. Учеными же установлено, что палочка Генза – распространитель болезни, передается воздушно-капельным путем при длительном контакте, но только в том случае, если у человека существует генетическая предрасположенность к этому заболеванию. То есть если от нее страдал кто-то из его родственников. Первые признаки – потеря чувствительности тканей, человек может обвариться кипятком, не почувствовав боли. Затем кожные проявления, трофические язвы, “львиное лицо”, потеря конечностей и слепота. Человек как бы отмирает по частям, заживо гниет. Со времен существования человечества, прокаженные подвергались гонениям. Об этом в пятом веке до нашей эры писал еще Геродот. Их жестоко убивали или, снабдив трещетками и колокольчиками, выпроваживали из стана живых на верную смерть. Даже в советское время лечение в лепрозориях больше напоминало пожизненную изоляцию больных от общества. И в наши дни этой болезни сопутствует древний, генетический страх, который тяжело преодолеть. Прежде в России было четырнадцать лепрозориев, теперь всего четыре - остальные закрыли за ненадобностью. Половина из них расположена в Южном федеральном округе.
Когда общаешься с лепробольными, возникает смешанное чувство: и любопытно, и жалко их, в тоже время страшно смотреть, как в зверинце. Многие из них могли бы жить за пределами Терского лепрозория, но болезнь так просто не отпускает их “на волю”. Их боятся, у каждого за плечами негативный опыт свободной жизни, связанный с издевательствами и проклятиями. Не от болезни они прячутся здесь, а от обычных людей. Им не запрещено иметь детей, никакие контрацептивные меры (как это практикуется в отношении психических больных) к ним не применяются. В подавляющем большинстве случаев, дети рождаются здоровыми. Прежде их насильно разлучали с родителями и отправляли в специальный детский дом.

Семьи прокаженных
- Нет, мы общаться не будем, у нас высокопоставленные родственники, известные люди, так что сенсации не будет, - кричит мне в лицо дедушка, над внешностью которого проказа изрядно потрудилась, и плечом подвигает к выходу из комнаты. В этой комнате живут супруги Носковы – пожалуй, самые агрессивные жители лепрозория. Таких Носковых полно в любом обществе, не только среди лепрабольных. Мне уже успели рассказать про эту чету, они всегда всем недовольны: уходом, едой, медперсоналом, соседями. Их уже даже еду готовили индивидуально, и то они жаловались, много раз писали доносы во все инстанции, и лепрозорий подвергался бесконечным проверкам. Озлобленность усугубили пропавшие в дефолт деньги, после продажи городской квартиры положенные на сберкнижку.
Большинство жителей лепрозория создают семьи между собой, овдовев, сходятся по новой. Кореец Борис когда-то заразил свою жену, что не помешало наделать им девять детей. Сейчас у него уже четырнадцать внуков. Жену похоронил, теперь живет в лепрозории с другой женщиной, вдовой. Расписываться они не считают нужным, просто коротают старость.

Лепролюбовь
Маргарите Михайловне под 70 лет. Как и у большинства больных, у нее отсутствуют брови и ресницы, на лице застыла “львиная” маска, часть пальцев на руках превратилась в культи. Тем не менее, она вяжет себе теплые вещи, выткала симпатичные коврики, вышила подушечки так, как и здоровый человек не смог бы. Вся ее жизнь – сплошная трагедия. Когда на теле молодой девушки стали появляться белесые пятна, она была уверена, что это последствия жутких картин войны: на глазах у девочки фашисты убивали людей. Ее долго пытались лечить от малярии, от сифилиса. Когда дознались, что это за болезнь, стала известной и семейная трагедия: в двухлетнем возрасте Риту взяли на воспитание из детдома. Настоящая мама девочки оказалась лепробольной, она умерла сразу после войны. Десять лет Рита прожила в лепрозории, ее подлечили и выписали. Но жизнь за пределами лепрозория не складывалась: найти работу невозможно, “добросердечные” соседи пытались сжечь ее квартиру, заливали ее дизраствором. А бывало и такое - водитель останавливал автобус, в котором ехала Маргарита и заявлял: “Все, приехали, выходи” и выставлял ее, не слушая жалоб. Так и вернулась Маргарита Михайловна жить в лепрозорий. Здесь второй раз вышла замуж. Но потом муж ушел к другой, тоже лепробольной. Неприятно видеть их каждый день, но и возвращаться в город не хочется: ее преследует постоянный страх того, что кто-то увидит ее ноги, до колен изъеденные лепрой, протезы вместо ступней.
- За что нас ненавидят и боятся? – задает она мне риторический вопрос. - Ведь наша болезнь не от пьянства или наркомании, не от блуда.
Не боятся их только депутаты – прокаженные такой же электорат. Местные политики с удовольствием приезжают на агитацию.

Старожилы лепрозория
Дольше всех здесь находится баба Маруся. Ей 84 года, из них 65 она живет здесь – с 1939 года. Лепра не пощадила бабушку: она давно, еще четыре десятка лет назад, ослепла, у нее вдавлен нос, чудовищные струпья изуродовали все тело. Но бабушка не унывает: сама себя обслуживает, стирает и убирает. Ее мать также болела лепрой, она умерла в двадцатые годы прошлого века. Баба Маруся пережила мужа, и теперь из родственников у нее никого не осталось. Алла, живущая в соседней комнатушке, тоже недавно похоронила мужа, но держится молодцом. Она аккуратно подкрашена, пользуется кремами для лица. Женщина с удовольствием фотографируется, кокетливо пряча руки, на которые лепра наложила свой отпечаток. Сразу видно: этот человек – оптимист, и никакие жизненные передряги не смогут ввести его в ступор.
В восемь лет Алла обварила ноги, не почувствовав боли. Проказой болела и ее мать, так что диагноз был очевиден. Алла попала в лепрозорий, в стенах которого и выросла. За его пределы она первый раз выехала вместе с мужем уже в зрелом возрасте – проведать сына, жившего в детском доме в Лабинске.
Сын подрос и из единственного света в окошке превратился в постоянный кошмар родителей. Если и приезжал, то чтобы забрать пенсию, а во время своего последнего визита украл деньги. Муж Аллы поругался с сыном и впервые дал ему пощечину, а после этого слег, и вскоре умер. Сын даже не приехал на похороны, вообще исчез. Алла волнуется за непутевого ребенка (которому, правда, уже под сорок лет), скучает, в то же время не может простить ему воровства, ставшего причиной смерти мужа.
- Родила на свою голову, - вздыхает она. – Никому я теперь не нужна, - приветливая улыбка на ее лице вдруг сменяется гримасой страдания, из под очков с большими оптическими линзами ручьем текут слезы, - и сами мы никому не нужны, не живем здесь, а доживаем, мучаемся сами, и мучаем других…
Я, потрясенно молчу, и медсестра быстро выводит меня из палаты.

Грозит ли нам лепра?
В настоящее время лепра вошла в разряд экзотических болезней, и даже позабыта благодаря распространению сифилиса, СПИДа, туберкулеза. Тем не менее, сегодня в мире, по разным данным, страдают от лепры от 3 до 15 миллионов человек.
С недавних пор жителей других государств, въезжающих на ПМЖ в нашу страну, стали проверять на лепру. И это правильно, считают сотрудники лепрозория, нельзя ее выпускать из-под контроля: “Отпустишь лепру, снова появятся колокольчики”.
Казалось бы, благодаря развитию современной медицины, о чудовищной болезни можно навсегда забыть. Но, по наблюдениям лепрологов, на ее распространение большое влияние оказывает социально-экономический фактор. Через инкубационный период – в среднем 10-15 лет, после войн, различных катаклизмов в масштабах страны, отмечался подъем заболевания проказой. В таких традиционно неблагоприятных районах, как Поволжский и Астраханский новые случаи лепры отмечаются ежегодно. В этом году, после долгого перерыва, проказа зарегистрирована в Средней полосе России. Сегодня никто не даст гарантии, что завтра не произойдет новая вспышка проказы, вызванная экономическими потрясениями начала 90-х годов прошлого столетия. Как говорят даже врачи-лепрологи: “Лепра родилась вместе с человечеством, и умрет тоже вместе с ним”. © Copyright: Валерия Подорожнова , 2005
Свидетельство о публикации №2508210147