Биомеханика боевых искусств – сфера теоретических знаний о состояниях человеческого тела в движении и покое, о взаимодействиях тел и влиянии на них физических сил. «Удары мешком по груди»

Знаменитые мастера XIX века Сун Шичжун и Го Юньшэнь исходным пунктом Синъицюань называли Саньтиши (положение столба в синъицюань)

Значение практики столба для боевых искусств

Сунь Баоинь в книге «Синъицюань» написал:

«Прежде чем научиться бить, сперва тренируй столб. Тысяча способов происходит из саньтиши.»

Сунь Лутан рассказывал о своем ученике Ци Гунбо:

«Ци Гунбо три года практиковал саньтиши, поэтому его внутренняя сила сконцентрировалась, форма и мысль соеденились в одно. Если тронешь его, тут же усилия всего тела скоординируются, и он мгновенно производит сильный «взрыв» силы; руки его взлетают как стрелы – будто тигр бросается на ягненка и тот в страхе бежит…»

По словам Сунь Цзяньюнь, дочери Сунь Лутана,

«Ци Гунбо не практиковал ничего, кроме саньтиши в течении 3 лет. Ежедневно он приходил на тренировку и становился в эту позиции, без просьб научить его чему-нибудь еще. В конце концов, он стал лучшим учеником отца в синъицюань.»

такое внимание практике столба уделяют не только в синъицюань. В тайцзицюань практика столба относится к вспомогательной наработке. Прорабатывают «стояние столбом» и стояние в основных 8 методах (Пэн, Люй, Цзи, Ань, Цай, Ле, Чжоу, Као). Об этом подробно написал мастер Ван Пэйшен в книге «Тайцзицюань дэ цзянь шэньхэ цзи цзи цзо юн».

Ван Сянчжай – основатель стиля дачэнцюань — называл практику столба «главной практикой».

«В багуачжан «стояние столбом» не относится к числу важнейших тренировочных методов, а используется как вспомогательная практика при тренировке вращения ладоней в хождении по кругу до достижения «построения каркаса». По этой причине ей уделяют мало времени, однако ее нельзя упускать из виду»
писал Ша Гочжэн.

Однако в Багуачжан используется и другая практика столба – «движущийся столб» (подвижный низ, фиксированный верх), который является основной практикой.

Столб практикуется во всех боевых искусствах Китая, в одних используется как вспомогательная практика, в других — является главной. Применяется для взращивания энергии и закаливания духа, для вырабатывания внутренней силы, необходимой в кулачном искусстве.

Три составляющих «столба»

I.Регулирование тела

Регулирование тела – это принятие правильного положения во время практики столба, что является обязательным условием для свободной циркуляции энергии и крови по всей системе меридианов. При принятии неправильного положения

«Если энергия не движется, то мысль не концентрируется, что приводит к беспорядочному рассеиванию энергии».

Одним из главных требований в «регулировании тела» — является понятие сун (расслабление). Сун означает расслабление тела, выраженное в естественном расслаблении мышц, сухожилий, соединительных тканей, суставов и всех внутренних органов, приведение их в состояние не напряжения. Когда это достигнуто, занимающийся будет ощущать комфортность в данном положении, которую необходимо сохранять до конца практики «столба». Если цзинь зарождается в стопах, управляется поясницей и выражается в кистях; то напряжение, напротив, зарождается в кистях и распространяется по всему телу. Поэтому важное значение во время практики столба, и не только столба, но и боевых искусств вообще – придается положению кисти. А положение ладони относительно тела, влияет на распределение энергии внутри его. Это можно видеть на примере саньтиши — фото 1, 2, на которых изображен Сунь Лутан. Комментарии дает его дочь Сунь Цзяньюнь:

«Позиция Саньтиши, что упомянута в книге моего отца (Синъицюань сюэ), была изменена отцом, когда ему было уже 60 лет. В книжном варианте пальцы руки, расположенной спереди, направлены прямо наружу (см. Фото 1). Когда ему было за 60 лет, он изменил положение впереди расположенной руки (изменилось вообще положение кистей — прим. Б.В.): пальцы направлены вверх и запястье стало согнуто. В это время его книга уже была издана, и я предполагаю, что он сфотографировался в новом положении для того, чтобы я обучала людей последнему положению. Он говорил: «Я был не прав, демонстрируя первое положение». Он почувствовал, что если кисть прямая и пальцы направлены наружу, энергия выходит из кисти наружу. Это будет хорошо для боя, но плохо для взращивания энергии. Если взращивается энергия, она должна сохраняться в теле. Когда кисть поднята вверх, энергия остается в ней и возвращается в тело».

А. Классификация столбов в боевых искусствах
(на примере стилей Внутренней семьи боевых искусств)

Мастер Кан Гэу в книге «Чжунго ушу шиюн цюаньшу» приводит классификацию «столбов»:

  • а) «Стоящий столб» (чжаньчжуан) – тренирует цельность формы и собирает энергию. «Стоящий столб» используется во всех боевых искусствах, он в свою очередь подразделяется на:
    • а) Столб с «одиночной тяжестью» — когда большая часть веса распределена на одной из ног.
    • б) Столб с «двойной тяжестью» — вес равномерно распределен между ногами.

    Мастер Сун Шичжун описывает это таким образом:

«В искусстве синъицюань выделяют искусство дао и воинское искусство. Саньтиши разделяют на стойки с одиночной и двойной тяжестью. Тренируясь в воинском искусстве, применяют позу с двойной тяжестью, когда центр тяжести располагается между ног. Всё тело обладает силой, чистое и мутное неразделимы, сяньтянь и хоутянь неразличимы. Используют волю хоутянь чтобы вести ци дыхания и накапливать в даньтянь, укрепить подобно железному камню. Всё тело стоит погруженно вниз, как гора Тайшань, не боятся пинка ногой и удара рукой.Упражняясь в искусстве дао, в саньтиши применяют позицию с одиночным весом. Впереди — полное, сзади — пустое, центр тяжести на задней ноге, передняя нога может быть пустой или полной. В центре [сердце] не применяется сила. Прежде нужно опустошить сердце, мышление соединяется с даньтянь. «.

  • б) «Движущийся столб» (синчжуан) – направляет энергию к ногам, делая так, что перемещения становятся легкими и ноги опускаются быстро. Фиксированный верх и подвижный низ – практикуются в багуачжан и синъицюань. В багуачжан он является основной практикой и называется «Внутренняя работа» (нэйгун).
  • в) «Бьющий столб» (цзачжуан) – собирает цзинь и наполняет стопы, тренирует мощь выброса цзинь; посылает упорядоченную в «стоящем столбе» цзинь наружу. Бьющий столб практикуется только в синъицюань.

Эти техники акцентируют внимание на управлении энергией посредством мысли, перемещении тела посредством энергии и выбросе силы посредством тела. Мысль, энергия, цзинь и форма (син) – если собираются, то собираются все в одно; если происходит выброс одного, выбрасываются все.

Б. Три степени сложности выполнения «столба»

По степени сложности «столб» можно разделить на три вида: в высокой, средней и низкой стойке.

Высокая стойка предполагает незначительное сгибание ног в коленях, что не требует больших усилий. В этой стойке легче всего войти в состояние между бодрствованием и сном, в котором осуществляется «Внутренняя практика».

В средней стойке колени сгибаются под углом около 130 градусов, что обычно используется после получения определенных результатов в высокой стойке.

Низкая стойка требует сгибать колени под углом 90 градусов. Это положение используется только, когда достигнут результат при работе в первых двух. Низкая стойка может служить тестом для определения глубины «Внутренней практики». По продолжительности нахождения в ней можно определить, на каком этапе находится практикующий. Когда практикующий будет на этапе «преобразования духа (шэнь) в пустоту (сюй), время нахождения в этой стойке «исчезает», и человек может находиться в низком положении столько, сколько пожелает. Одной силой мышц этого не выполнить.

В. Положение тела практикующего относительно сторон света

Человек находится под постоянным воздействием магнитного поля земли, поэтому очень важно сориентировать тело относительно сторон света.

Наиболее благоприятным направлением тела, если нет проблем со здоровьем, является положение «лицом на юг, спиной на север». Если в организме имеются отклонения, то направление может измениться. Положение тела, сориентированного в направлении «север – юг», совпадает с направлением силовых линий Земли. В результате усиливается магнетизм биологического поля человека, что положительно влияет на работу всего организма и результаты занятий.

Г. Выбор времени для занятий

Время для практики «столба» выбирается в зависимости от поставленной задачи:
23 –01 часов — время циркуляции энергии по меридиану желчного пузыря, период укрепления Изначальной ян
05 – 07 часов — время циркуляции энергии по меридиану толстого кишечника, период укрепления Истинной ян.
11 – 13 часов — время циркуляции энергии по меридиану сердца, период укрепления Изначальной инь
17 – 19 часов — время циркуляции энергии по меридиану почек, период укрепления Истинной инь.

Это время выбирается в том случае если вы будете практиковать «столб» отдельно от остальных занятий. Если вы включите его в свой тренировочный процесс, то лучше всего его практиковать после разминки и растяжки, перед выполнением основной части.

II.Регулирование дыхания

Регулирование дыхания – означает его упорядочение с помощью сознания. Отрегулированное дыхание возбуждает Истинную энергию человека, гармонизирует циркуляцию энергии и крови, массирует внутренние органы, способствует расслаблению тела, слиянию мысли и энергии, погружению мозга в состояние покоя. Все это делает «Регулирование дыхания» – важной составной частью «внутренней практики». В практике «столба» используется – естественное и обратное дыхание. Естественное дыхание – это обычное диафрагмальное дыхание, при котором одновременно с вдохом живот плавно раздувается, выпячивается, а с выдохом — постепенно поджимается.

Обратное дыхание – одновременно с вдохом живот плавно поджимается внутрь, а с выдохом постепенно выпячивается.

До этапа «преобразования семени (цзин) в энергию», рекомендуется использовать естественное дыхание, а после этого этапа можно практиковать на выбор. Дыхание должно быть ровным, медленным, глубоким и, прежде всего, естественным и незаметным. Диафрагмальное дыхание способствует собиранию энергии в Даньтянь. «Регулирование дыхания» должно происходить естественным образом, искусственное форсирование только отдалит цель.

III.Регулирование сознания

Под регулированием сознания понимается его тренировка. Во время практики необходимо успокоиться, полностью сосредоточившись на упражнении, устранить посторонние мысли, погрузившись в состояние высокой степени покоя «пустоты», расслабления, радости и комфорта. К регулированию сознания относится «концентрация мысли», что означает определенную степень сосредоточенности на точках собственного тела и перемещения мысли по меридианам. А если вспомнить, что мысль ведет энергию, то фактически «регулирование сознания» означает регулирование энергии или Взращивание (культивирование) энергии.

Этапы практики «столба»

По мнению даосов практику «столба» можно разделить на пять этапов:

1.Преобразование зародыша (гу) в семя (цзин)

Это построение основы или «закладка фундамента Даньтянь», на которой начинает появляться ощущение энергии и возрастает семя.

Ма Чуаньсюй так говорил об этом:

«Становится важной мысль. Мысль ведет энергию, а энергия ведет силу. Нужно развить энергию Даньтянь, чтобы использовать это – и только тогда это можно назвать «внутренней практикой»».

2.Преобразование семени (цзин) в энергию или циркуляция энергии по Малому Небесному кругу

Когда завершено преобразование семени в энергию, энергия может свободно циркулировать по меридианам Жэнь-Ду (переднесрединный и заднесрединный меридианы).

Вот как мастер Ван Пэйшэн в книге «Шиюн и гун» описывает Малый Небесный круг:

«Вдох – подвести Ци из Даньтянь к т. Хуйинь в промежности и далее через «заставы» Вэйлюй (копчик), Цзяцзи (между лопаток), Юйчжэнь (на затылке) к т. Байхуй (на темени).
Выдох – опустить Ци от т. Байхуй по переднесрединному меридиану и возвратить в нижний Даньтянь.»

Вот мнение мастера Ма Чуаньсюя:

«Малый Небесный круг открывается естественно, а не намеренно, когда ваша внутренняя практика достигает этого уровня».

3.Преобразование энергии (ци) в дух (шэнь) — или циркуляция энергии по Большому Небесному кругу

«Когда завершено преобразование энергии в дух, энергия может свободно циркулировать по всем меридианам тела. Где бы вы ни сконцентрировали внимание, ощущение энергии появится в этом месте и вы будете ощущать живость и ясность».
(Ван Пэйшэн)

Обычно практику Большого Небесного круга описывают как «соединение пяти центров». «Пять центров» – это точки Лаогун в центрах ладоней, точки Юнцюань в центрах стоп и точка Байхуй на макушке. Тренировка проходит в следующей последовательности

  • Охрана мыслью Даньтянь
  • Следование мысли к т. Юнцюань
  • Следование мысли к т. Лаогун
  • Следование мысли к т. Байхуй
  • Впадение 5 центров в Даньтянь

«Необходимо открыть Большой Небесный круг, чтобы энергия могла достичь рук. Это требует времени, вначале необходимо использовать мысль, чтобы направлять энергию в руки».
(Ма Чуаньсюй)

4.Преобразование духа (шэнь) в пустоту (сюй)

Достижение Пустоты является целью Внутренней практики большинства высокоразвитых типов цигун, таким образом все школы цигун стремятся к достижению Пустоты.

«Пустота (Ничто) — это такое состояние, в котором появляется способность двигать энергию без сознательного усилия. Энергия будет вести себя подобно ртути: как только ударите рукой, энергия немедленно вытечет из Даньтянь, пройдет сквозь руку и достигнет запястья. Рука будет чувствоваться противником как очень тяжелая».
(Ма Чуаньсюй)

Вот так описывает мастер Ван Пэйшэн «Практику преобразования духа в Пустоту»:

«Позвольте Ци циркулировать по большому небесному кругу, войдите в состояние в котором достигается ощущение Ци во всем теле.
Не думайте ни о чем, даже о входе в «Ничто». Помните пословицу: «Все желания ложны, истина лишь в отсутствии желаний».

А вот описание ощущений в состоянии «Ничто»:

«Во время входа в состояние Пустоту, перед глазами обычно появляется белый свет и цветное пятно размером с пуговицу. Белый свет и цветное пятно исчезнут после входа в состояние Ничто. Тела как бы исчезает.»

5.Превращение пустоты (сюй) в Дао

Описание этого этапа в источниках нет, можно только догадываться, что он из себя представляет. Вот как писал об этом этапе Чэнь Гу’ань:

«Что касается конкретного воплощения, то в виду того, что я не имею перед собой примера, моя кисть и тушь не могут придать форму содержанию».

Заключение

Данная статья писалась с целью показать практическую пользу для люде увлеченных боевыми искусствами. Чтобы иметь возможность оценить свои занятия и качество преподавания «горе-учителей», которые обучают «столбу» как попало, а то и вовсе опускают обучение этому важному элементу в практике боевых искусств.

Традиционные практики Востока отличаются своей эффективностью и мудростью, это знания, которым насчитываются уже тысячи лет.

Боевой цигун – основополагающая методика, которую используют для тренировки тела, укрепления духа, а также для того, чтобы обрести невероятную физическую силу. Но, в отличие от банальных тренировок в тренажерном зале или в гимнастической секции, здесь упор делается не на размер мускулов.

Цигун для здоровья и боевых искусств

Основным отличием боевого цигуна от лечебного является то, что данный вид цигуна в максимально короткие сроки наполняет тело практика энергией Ци. В то время, как целительный комплекс китайской традиционной медицины делает это медленно и размеренно.

Основная задача жесткого цигуна – поднять уровень абсолютно всех защитных функций физического тела и духа. Данная практика дает большое количество энергии, увеличивает ясность мысли, повышает работоспособность.

Опытные специалисты, а также настоящие Мастера китайской практики уверяют, что жесткий цигун – это единственная эффективная техника. Лечебно-оздоровительный цигун дарит организму исцеление и помогает человеку самовосстанавливаться. Боевой цигун укрепляет тело, делая его более выносливым и сильным. Мастера жесткого цигуна используют его для регулярных тренировок в боевых искусствах.

Зачастую боевой цигун – упражнения, которые помогают улучшать физические показатели при занятиях ушу. Реже жесткий цигун практикуют как самостоятельный вид тренировок.

Для начинающего практика такой вид цигуна может быть гораздо сложнее в освоении, чем лечебно-оздоровительный. Однако Мастера всего мира утверждают, что практиковать жесткий цигун могут даже неопытные новички. Во многом жесткий цигун базируется на методике, которая позволяет насытить человеческое тело мощным потоком Ци. Учителя советуют своим ученикам изначально заниматься именно этим видом практики. Считается, что для китайских единоборств жесткий цигун является незаменимым.

Именно систематические занятия боевым цигуном позволяют практикам совершать поистине потрясающие вещи и удивлять своими силовыми показателями. Боевой цигун – это не та методика, которая позволит вам нарастить мускулы или набрать мышечную массу.

Однако здесь этого и не требуется. Китайцы верят, что сила человека исходит изнутри и питается энергией Ци . Чем больше ее в теле – тем сильнее человек, а потому для практики не имеет значения ни ваш вес, ни ваши изначальные силовые показатели.

Примечательно, что даже хрупкие юные девушки, практикующие боевой цигун, с легкостью могут выполнять любые задания наравне с мужчинами. Так, одну из основных проверок – дробление каменной или деревянной плиты голыми руками, практикующие женщины проходят с легкостью.

Главные эффекты, которые начинают проявляться уже после нескольких занятий боевым цигуном:

  • Увеличение работоспособности;
  • Уменьшение времени, необходимого организму для отдыха;
  • Улучшенное противостояние любым болезням;
  • Тело перестает воспринимать боль;
  • Закаляется волевой дух;
  • Повышение сексуальной активности;
  • Укрепление мышечного каркаса и сухожилий в организме;
  • Повышение устойчивости к стрессам;
  • Наполнение каждой части тела энергией.

Разновидности жесткого цигуна

Боевой цигун имеет две разновидности, которые отличаются друг от друга тем, куда именно практик направляет энергию Ци . Их называют внешним и внутренним стилями.

В случае использования практиком внешнего стиля он концентрирует все свои мысли и сознание, направляя всю Ци в определенные мышцы своего тела, расположенные на конечностях, тем самым наполняет их энергией и невероятной силой. Использование данного стиля позволяет добиваться крайне необычных эффектов, например, стойкости к колющему и режущему оружию, феноменальной силы и так далее.

Однако настоящие Мастера не приветствуют использование только одного внешнего стиля. Поскольку физическое тело ограничено в возможностях и рано или поздно случается момент, когда та или иная мышца конечности наполнена энергией Ци максимально, а практик продолжает питать ее данной силой. Следовательно, происходит рассеивание столь ценной Ци , а мышечный каркас практика, использующего только лишь внешний стиль, начинает быстро стареть.

Внутренний стиль боевого цигуна позволяет избежать этого и предотвратить рассеивание энергии Ци . При использовании данной техники практик направляет всю энергию в свое туловище и уже оттуда Ци распределяется равномерно по всем конечностям.

Данный стиль немного сложнее, нежели внешний, поскольку требует от практика большей концентрации и опыта.

Для того, чтобы правильно распределить энергию из туловища по конечностям, практик должен минимизировать использование мышц. Но использовать только один внутренний стиль Мастерами также не рекомендуется, поскольку спустя некоторое время приходит момент, когда необходимо напитать энергией мышцы конечностей напрямую, без участия туловища.

Внешний и внутренний стили неразрывно связаны друг с другом, будто Инь и Ян, поэтому следует оказывать им одинаковое внимание, важность этих двух практик равноценна.

Использование двух стилей долгие годы и столетия несло в себе практическую пользу только для боя, а влияние на здоровье оставалось без внимания, его воспринимали лишь как позитивный побочный эффект. И только в последнее время Мастера и ученики обратили внимание на огромную пользу для здоровья, которую несет в себе практика боевого цигуна.

Поскольку в боевом цигуне основное место занимает быстрое перетекание Ци , то при занятиях данным видом практики большое внимание уделяется изучению меридианов тела, ведь именно они являются каналами, позволяющими перемещаться энергии. Также усиленное внимание при практике жесткого цигуна уделяется и пупочному центру, ведь данная область отвечает за волю и силу.

Использовать боевой цигун можно не только для защиты от прямых нападений или во время боя. Такая практика укрепляет все слабые зоны на теле, повышая его упругость, делая его неуязвимым.

В Китае древние монахи неуклонно следовали своим боевым традициям. Даже мужчины преклонного возраста и худощавого телосложения отличались недюжинной силой и выносливостью. Жесткий цигун позволял даосским монахам избегать ранений и увечий в оборонительном бою, а для рядовых воинов это было единственной возможностью вернуться домой целыми и невредимыми.

Примечательно, что и ныне Мастера боевого цигуна на первый взгляд кажутся слишком щуплыми для того, чтобы обладать такими потрясающими возможностями. Но, как обозначалось в статье выше – в Китае физическую силу никогда не соотносили с размером мускулов. И пока враги страны уповали на изнуряющие силовые тренировки, изящные китайцы предпочитали действовать более мудро, черпая свои силы из жизненного источника Ци .

Истинный Учитель боевого цигуна вряд ли удивит вас своей мощной фигурой. Однако он сможет продемонстрировать вам такие невероятные способности, которые многим людям покажутся невозможными.

Многие, кто наблюдал со стороны за тренировками Мастеров, отмечали, сколь огромная внутренняя сила заключена в обыкновенной физической оболочке. У опытного практика крепость духа выражена настолько, что даже колюще-режущие предметы не могут задеть или травмировать его.

Кажется, будто мечи и кинжалы отскакивают от поверхности кожи Мастера. В этом и заключается удивительная способность боевого цигуна. Внешне ваше тело совершенно никак не трансформируется, поэтому вряд ли кто-либо догадается о той скрытой силе, которая находится у вас внутри.

Совмещая внутренний и внешний стили, практик сможет добиться поистине потрясающих результатов. Предания о монахах, ходящих по горячим углям, по острым осколкам или без труда лежащих на доске с торчащими гвоздями – это не миф и не выдумки, все это возможно и реально при использовании силы Ци .

Комплекс жесткого цигуна для защиты уязвимых мест на теле

Наработка железной груди

«Массаж груди»

  1. Положение любое.
  2. Левая рука прижата ладонью к груди, правая накрывает ее сверху.
  3. Происходит массаж груди по часовой стрелке, нажатие усиливается с течением времени. При этом следует контролировать Ци.

«Удары кулаком по груди»

  1. Рука сгибается в локте и наносит удар по груди. В этот момент происходит резкий выдох и выброс Ци.

«Удары бамбуковой палкой по груди»

  1. Встаньте ровно, тело расслаблено.
  2. Рука сгибается в локте и наносит удар палкой по груди. В этот момент происходит резкий выдох и выброс Ци.
  3. Повторять до наступления боли.

«Удары мешком по груди»

  1. Встаньте ровно, тело расслаблено.
  2. Рука сгибается в локте и наносит удар мешком по груди. В этот момент происходит резкий выдох и выброс Ци.
  3. Повторять до наступления боли.

  1. Совершите шаг правой ногой и поворот корпуса влево, при этом хлопните партнера по груди правой рукой. Партнер делает то же самое.

Наработка железного живота

«Массаж живота»

  1. Положение любое.
  2. Левая рука прижата ладонью к животу, правая накрывает ее сверху.
  3. Происходит массаж живота по часовой стрелке, нажатие усиливается с течением времени. При этом следует контролировать Ци.
  4. Выполняется в течение 30-60 минут.

«Удары кулаком по животу»

  1. Встаньте ровно, тело расслаблено.
  2. На вдохе поднять правый кулак.
  3. Рука сгибается в локте и наносит удар по животу. В этот момент происходит резкий выдох и выброс Ци.
  4. Повторять до наступления боли.

«Удары бамбуковой палкой по животу»

  1. Встаньте ровно, тело расслаблено.
  2. На вдохе поднять правую руку с палкой.
  3. Рука сгибается в локте и наносит удар палкой по животу. В этот момент происходит резкий выдох и выброс Ци.
  4. Повторять до наступления боли.

«Удары мешком по животу»

  1. Встаньте ровно, тело расслаблено.
  2. На вдохе поднять правую руку, в которой находится мешок, наполовину наполненный металлическими опилками, а на вторую половину – фасолью.
  3. Рука сгибается в локте и наносит удар мешком по животу. В этот момент происходит резкий выдох и выброс Ци.
  4. Повторять до наступления боли.

Методика вспомогательной тренировки

  1. Встаньте лицом к партнеру на расстоянии одного шага.
  2. Совершите шаг правой ногой и поворот корпуса влево, при этом хлопните партнера по животу правой рукой. Партнер делает то же самое.
  3. Повторить аналогично для левой стороны.

Наработка железной спины

«Солнце ходит, звезды движутся»

  1. Сядьте, закройте глаза, кисти должны быть прижаты к пояснице.
  2. 36 раз растереть внутрь, затем 36 раз наружу.
  3. Выдвинутыми фалангами указательных и средних пальцев нанесите удары по пояснице.
  4. Вновь выполните цикл растираний.
  5. Повторить удары и растирания 3 раза.

«Золотой мальчик бьет в барабан»

  1. Возьмите мягкий деревянный молоток с рукоятью из лозы.
  2. Направьте всю Ци в спину.
  3. Нанесите легкие удары по спине, усиливая их с течением времени.
  4. Выполняйте до момента, когда боль станет невыносимой.

Наработка железной промежности

«Поднимать и опускать анус»

  1. Сядьте, сложив ноги.
  2. Поднимите анус и задержите дыхание на 5 секунд. Также осуществляется подъем яичек.
  3. На выдохе расслабьте все тело. Яички опускаются медленно вниз.
  4. Повторите упражнение 18 раз.

«Колодезный ворот поднимает ведро»

  1. Подвяжите небольшой груз к основанию мошонки.
  2. Раскачивайте груз вперед-назад 20 минут.
  3. Постепенно увеличивайте вес груза.

«Обхлопывание яичек»

  1. Встаньте ровно, ноги на ширине плеч, колени полусогнуты.
  2. При помощи деревянной палки совершите легкие похлопывания по мошонке и половому члену. Постепенно усильте удары.
  3. Проводите данную процедуру в течение 5 минут.
  4. Переведите область похлопывания на живот и внутренние часть бедер, пока не наступит онемение.

Боевой цигун: видео уроки и научные эксперименты

Интересные факты и научные исследования, чудесные возможности главных Мастеров боевого цигуна вы сможете посмотреть в видео ниже.

Мастер цигун показывает способности

Не менее интересен ролик от канала National Geographic, где ведущие провели настоящий эксперимент, шокировавший научный мир.

Боевой цигун: видео для начинающих от Мастера Андрея Левшинова

Боевой цигун – это практика, которая позволит вам обрести невероятные физические способности, укрепит тело. Мощная защитная система, образовавшаяся в Китае еще до начала нашей эры, популярна и актуальна по сей день.

Твердый (жесткий) цигун обязателен для всех, кто практикует восточные единоборства, особенно – для искусства ушу.

Но и для обычного человека подобный вид тренировок – это лучшая защита своего тела.

Слабые и уязвимые места в нашем теле – это словно хрупкие звенья цепи, без их должного укрепления человек рискует пострадать даже от самого незначительного случая или непредвиденного обстоятельства. В Китае об этом хорошо знали древние монахи, потому они побеспокоились о том, чтобы обезопасить себя и избавиться от таких хрупких звеньев. Теперь их мощная практика доступна любому современному человеку.

«Если вы хотите достичь высот и окунуться в глубины гун-фу - занимайтесь цигун. Если же вы хотите достичь высот и окунуться в глубины цигун - занимайтесь медитацией».
Сифу Хо Фатт Нам

Цигун тесно связан с китайскими боевыми искусствами. Но философия и методики тренировок присутствуют и боевых искусствах Японии, Вьетнама, Кореи, Таиланда и Индии. Даньтянь, дан-дьен, тандэн, хара, секретная чакра, свадхистана – все это одно и тоже, но на разных языках и в разных традициях. До «культурной» революции в Китае цигун преподавали исключительно избранным ученикам. Именно поэтому о нем говорили как о некоем продвинутом стиле внутреннего гун-фу, с помощью которого Мастер мог поразить противника, не оставляя никаких внешних следов. Также, что Мастера могут безболезненно переносить удары соперника, не получая травм, и даже отражать голыми руками вооруженное нападение. Позже, когда цигун начали обучать как оздоровительному искусству, многие стали ошибочно думать, что он не имеет ничего общего с боевыми искусствами.
Что же такое цигун? Система упражнений? Путь к бессмертию? Магия? Философия? Искусство? Образ жизни? В чем его секрет и как его можно использовать в повседневной жизни?

Необходимо сказать, что термин «цигун» молодой, и он массово стал употребляться в коммунистическом Китае. Так же, цигун – это собирательное понятие. Поскольку в прошлом среди Мастеров были представители разных направлений: конфуцианского, даосского, буддистского, медицинского, боевого - то и названия, которые они использовали, были различными: чин-гун, туна, даоинь, яншеншу, синци, ляньдань, сюаньгун, цзингун, дингун, сингун, нэйгун, сюдао, цзочань, нэйянгун, яншэнгун и другие. На мой взгляд, более точное название такой практики передает термин “Ян Шен Шу” - Искусство Взращивания Жизни.

Сейчас цигун находится в состоянии расцвета. В прошлом он не был так доступен и популярн. В наши дни можно пойти в книжный магазин и свободно купить книгу по цигун. Такая ситуация в прошлом была невозможна. Тогда секреты этого искусства ревностно охраняли и за обладание такой книгой люди иногда рисковали своей головой. Но обладание подобной книгой совсем не означает, что знания будут получены правильно и придет успех. Цигун на 80% состоит из мелочей, без которых это будет просто красивая гимнастика. Поэтому нужен тот, кто научит и передаст состояние цигун, то есть нужен Мастер.

Некоторые люди имеют искаженные представление о цигун. При первом приближении цигун можно считать системой упражнений, но он отличается от обычных видов физкультуры и спорта. Считать, что это всего лишь какой-то вид плавных физических упражнений для поддержания здоровья и лечения болезней, - такое понимание крайне ограничено. Плавные физические упражнения составляют лишь незначительную часть цигун. Китайский цигун имеет множество разновидностей и содержит исчерпывающе полный набор форм, которые могут выполняться в положениях лежа, сидя, стоя, в движении. Есть динамические и статические формы, а также сочетания тех и других. Аналогичная ситуация сложилась и с йогой несколько десятилетий назад. Тогда многие западные люди думали о йоге как о наборе забавных поз для похудения или как о разновидности гимнастики. В то время как все эти достоинства имеют место, они весьма мелки по сравнению с главной целью йоги - единению с Богом. Таким же образом многие люди понимают цигун поверхностно. Они не осознают поистине неограниченных возможностей этого древнего Искусства.

Одной из основных целей занятий является обретение крепкого здоровья и долголетия. Также благодаря практике цигун человеческое тело приобретает удивительные возможности, которые поражают даже самых отъявленных скептиков и служат объектом научного изучения. Но в чудесах цигун нет ничего загадочного и мистического. Цигун – это наука. И человек, желающий заниматься цигун, не должен считать себя всезнающим и непогрешимым. Необходимо настроиться на учебу. Эта наука, в широком смысле, является средством познания ци. Цигун соприкасается со всеми видами человеческой деятельности, связанными с энергией. Сюда можно отнести фэн шуй, медицину, физиогномику, климатологию и тп. В практическом применении искусство цигун направлено на сохранение и укрепление здоровья, усиление боевых качеств, тренировку умственных способностей и движение к духовному совершенству.

Частично Цигун похож на йогу – этот раздел называется «даоинь» (современное название «даосская йога»). Много техник даоинь повторяют характерные особенности движений разных животных: черепахи, журавля, обезьяны, тигра. Но в целом Цигун – это искусство владения энергетикой человека и вселенной. Это - огромный комплекс практик, который задействует в совокупности тело, дыхание и сознание. Термин «цигун» состоит из двух слов: «ци» и «гун». На Западе принято понимать под «ци» энергию. Также, этим словом изначально обозначались воздух, пар, дыхание. «Гун», означает «мастерство, достижение». Один из возможных переводов этого термина звучит как «искусство управления жизненной энергией».

Занятия по системе Цигун предполагают формирование правильной структуры тела - физической и энергетической: очищение, открытие каналов, по которым протекает жизненная энергия ци. Затем - изучение способов принимать и излучать ци, распределять ее по каналам; изучение прикладных техник Цигун; техник уменьшения потребления пищи заменяя ее ци; изучение базовых методик Цигун-терапии для поддержания психического и телесного здоровья. Третий этап - расширение интуитивного восприятия и познания, что способствует развитию человека как индивидуума и пониманию его истинной природы.

Мастера различных школ боевых искусств, всегда использовали цигун для усиления боевой мощи. Тот тип цигун, который известен как «боевой», иногда называют жестким цигун (ин цигун). Однако, для обозначения оздоровительного аспекта, термин «мягкий цигун» звучит весьма редко, и то, чтобы избежать неправильного толкования. Жесткий цигун иногда называется также «ушу-цигун» (цигун боевого искусства). В нем при помощи хлопков, ударов и соответствующих приемов, ци направляется в определенные части тела, вызывая в мышцах или костях тех или иных органов, нехарактерную для обычных людей способность переносить болевые ощущения. Отсюда и рассказы о людях, не боящихся ножа, копья, иглы, давления, прижигания и ошпаривания. Они проявляют невероятные способности переносить боль и демонстрируют их на сцене или применяют в целях самозащиты.
Для тренировки воинов, цигун стали применять во времена династии Тан. Учеников школ гун-фу знакомят с базовыми понятиями цигун ещё на начальном этапе обучения, а в процессе тренировок они постигают более сложные элементы этого искусства. Шаолиньское гун-фу, наиболее знаменитое из китайских боевых искусств, содержало семьдесят два специализированных направления: Золотой Колокол, Железная Ладонь, Бег поверх Травы и другие, применявшие цигун на тренировках. Известный факт, что Мастера шаолиньского гун-фу выдерживают удары, не получая травм, ломают кирпичи голыми руками или бегают очень долго и быстро, не уставая. Секрет следует искать в искусстве управления потоком ци.

Также цигун развивает способность к абстрагированию от окружающей обстановки и сосредоточению на конкретной задаче - качества, бесценные для любого бойца. Все достижения гун- фу так или иначе связаны с медитацией, которая представляет собой процесс тренировки ума.
Это уже неоспоримый факт: цигун существенно повышает боевое мастерство. В отличие от других боевых искусств (не использующих цигун в тренировках) и различных видов физических упражнений, цигун позволяет человеку совершенствоваться без оглядки на возраст. Дело в том, что, в отличие от физической силы, убывающей с возрастом, внутренняя мощь цигун с годами практики только лишь возрастает.

Во многих боевых искусствах за приобретение внешней силы ученик расплачивается огрубением кожи и мозолями на руках и ногах. Владеющий цигун, обладая не меньшей боевой мощью, не только не будет носить эти памятные знаки - напротив, благодаря цигун, его внешность станет более привлекательной. В то время как представители многих школ боевых искусств становятся агрессивными в силу специфики тренировок, то с цигун они неизменно спокойны и уравновешены.
Подобные качества являются прямым результатом дыхательных и медитативных техник по системе цигун. Например, Тай-цзи цюань - это не только эффективное искусство самообороны, но и прекрасный способ профилактики и лечения заболеваний. С его помощью человек успешно противодействует органическим и эмоциональным нарушениям. Если ученик не осознает значимости цигун, как основной составляющей, то занятия тай-цзи цюань как таковые, принесут несомненную пользу. Однако, тренировки с привлечением техник цигун, значительно усилят боевой эффект.

Поскольку уровень достижений тренирующихся неодинаков, то очень трудно одной методикой охватить тысячи вариантов. Но большинство школ гунфу развивают только нижний даньтянь. Это можно объяснить тем, что именно этот даньтянь совпадает с центром тяжести человека, что выгодно при изучении боевой техники. Кроме того, энергия и структура нижнего даньтяня являются наиболее доступными для изучения. Человек, постигший ис¬кусство владения даньтянем, может лечить, об¬ладает сверхсилой и сверхвыносливостью, владеет магией, не боится смерти. Существуют сотни методов и систем развития даньтяня. Великой тайной в работе с нижним полем энергии является способ достижения гармонии между телом, дыханием и духом. Разгадкой ее занимались многие выдающиеся Мастера, но каждый из них достигал своей глубины в этой бесконечной пропасти понимания жизни.

Как пример, можно привести японские практики развития тандена или хара. В сумо «центр тела» выступает видимым образом – это огромные животы борцов. В схватках сумотори зрители видят не просто движения в виде серии толчков и бросков, а поединок, взаимное столкновение центров борцов. При этом, каким бы физически крепким и массивным не был бы борец, он всегда уступит своему противнику, который лучше овладел своим хара. Также в японской культуре есть очень важное понятие - «харагэй» («искусство хара»). Это интуитивный процесс общения людей и понимание ими друг друга при помощи намеков. В таком виде концепция хара вошла в такие искусства, как чайная церемония, каллиграфия и японский театр.

Кисида Кэндзо, директор общественной организации, занимающейся вопросами морального воспитания населения (сюёдан), которая была основана в 1906 г. (39-й год Мэйдзи), сказал следующее:
«Человек, овладевший хара» -это, прежде всего, храбрец, который ничего не боится и ничему не удивляется. Тот же, кто дрожит от страха по малейшему поводу, силы в хара не имеет.
Во-вторых, у такого человека возрастает сила самоконтроля и выдержка, и при малейшей неприятности или раздражении он не поднимает шума, так как все «оседает на дно» хара.
В-третьих, такой человек не чувствует ни жары ни холода, а ощущения физической боли сильно ослабевают. Если, например, при медицинской операции «опустить силу» на «дно» хара, то боль сразу уменшится. Такой человек бесстрашно стоит перед обнаженным мечом и легко может сделать даже каппуку.

В-четвертых, становится возможным легко овладеть высшими секретами мастерства различных искусств, будь то кэндо, дзюдо, каллиграфия, живопись, музыка, пение в театре Но, плотницкое или кузнецкое дело – мастера любого из искусств – люди, овладевшие хара.

И в-пятых, искусство харалечит все болезни, здоровье возрастает, а значит приходит творческая активность, бодрость и отличное настроение. Способ дыхания силой хара – один из самых действенных методов оздоровления».

Однако методы, используемые в цигун, словами передать очень трудно. Кроме того, овладевших ими людей всегда было не слишком много. В Цинскую эпоху (1644-1911 гг.) Чжоу Сюэхай писал: «О методах даоинь существуют трактаты таинственные, смысл их скрытный, так что многого не понять. Как ни стыдно, но не усвоить эти методы». Поэтому до сих пор цигун считают тайным учением и важное место при тренировках отводится правильной передачи метода.

Дьяченко Дмитрий

"Самое замечательное переживание, которое мы можем испытать - это мистическое. Это основополагающее чувство, дающее рождение истинному искусству и науке. Тот, кто этого не познал, и тот, кто потерял способность удивляться, – все равно что мертв и глаза его затуманены." (Альберт Эйнштейн.)

Хотели бы вы узнать, насколько сильна внутренняя энергия у учителя цигуна перед тем, как начать у него обучение? Или насколько сбалансированна его ки физически, эмоционально и даже духовно? А как насчет того, чтобы измерить собственную энергию или определить, сколько пользы мы получаем от наших тренировок?

Праническое целительство не только учит нас целить, не прикасаясь к телу человека, – оно дает возможность практикующим боевые искусства ответить на эти и многие другие вопросы.

В детстве меня приводили в восхищение телевизионные передачи типа "Кунг фу", фильмы Морихеи Уесибы и рассказы о мастерах боевых искусств, способных одним ударом остановить бегущего быка. Мне хотелось обучиться и развить эти мистические способности, дремлющие во мне и ожидающие возможности вырваться наружу подобно знаменитому трех-дюймовому удару Брюса Ли.

Подобно большинству мальчишек, начинающих путь в мире боевых искусств, я пришел в спортивный зал в 12-летнем возрасте в полной уверенности, что уже через месяц смогу ходить по рисовой бумаге, не оставляя ни следа, и становиться невидимым – совсем как в телевизионных шоу или в рассказах о мастерах. Я начал традиционное обучение искусствам: разучивал ката за ката, получал пояса и, казалось бы, навсегда оставил свои мечты о достижении единения со вселенной и развитии всех тех способностей, которые открывало это состояние.

Последний тест на стресс

Лишь спустя 13 лет занятий боевыми искусствами я нашел свою мечту. Семь лет я работал торговцем, и стресс буквально разрывал меня. Годы постижения различных видов боевых искусств не спасли меня от стресса, в котором я находился. И я снова стал искать учителей, которые могли бы дать мне знание о мистической энергии "ци". Я обучался у известных мастеров, тренировался по специальным программам, изучал технику медитаций и даже начал думать, что уже знаю кое-что о Даосизме. И все же я не ощущал "ци", не был здоров и не испытал мистических переживаний, к которым я так стремился.

И наконец я нашел то, что искал. Мы с женой пошли на выставку "Whole Life Expo", где сотни людей демонстрировали все, что только можно себе представить. Мое внимание привлекла надпись на стенде: "Балансировка чакр. Бесплатно". Я не знал, что такое чакра - но услуга была бесплатной. Я лег на пол, и один из учеников провел руками над моим телом на расстоянии около фута. Я почувствовал энергию, волнами проходящую сквозь меня, и понял: все, о чем я мечтал с детства, – возможно.

Я подумал: "Для того чтобы он передал мне эти сокровенные знания, мне придется долгие годы мести полы в его доме". И был сильно удивлен, когда услышал, что можно прочитать книгу "Праническое целительство" и пройти двухдневный курс пранического целительства под руководством аттестованного инструктора. Значит, я тоже могу этому научиться! Я был так взволнован, что не мог поверить ему. Однако невозможно было не поверить в только что пережитые ощущения, и я решил попробовать.

На занятиях я встретился с замечательным инструктором пранического целительства – Мастером Стивеном Ко, который мог делать чудеса с помощью ума, например, изменять температуру воздуха в комнате и целить других движениями своих рук или даже без их помощи. Невероятно, но через два часа я чувствовал энергию, передавал энергию и даже сдвигал партнеров с места с помощью энергии. Я узнал о пране (энергии), о том, как она влияет на тело, и об энергетических центрах, называемых чакрами.

Сила энергии

"Медитация на двух сердцах" – первая медитация, которой наш инструктор научил нас. Я испытал невероятные ощущения, когда такая энергия прошла через меня. Я никогда не думал, что это возможно. На самом деле, эта энергия была для меня чересчур сильной из-за гипертонии, к которой меня привели мои бойцовые тренировки. Моя голова раскалывалась от роя мыслей, которые не давали мне уснуть. С Праническим целительством пришла надежда на улучшение здоровья.

За две недели давление нормализовалось, и я смог по-настоящему заняться медитацией. Аллергия и головные боли прошли, и вместо них появилось невероятное ощущение душевного покоя. В постижении боевых искусств я достиг более высокого уровня. Какое замечательное ощущение – наконец-то найти то, что искал, и даже лучше – знать, что у тебя есть два учителя, которые могут научить, и, что более важно, научат меня всему, что мне необходимо.

Основатель Пранического целительства грандмастер Чоа Кок Суи – самый удивительный человек, которого я когда-либо встречал. Он полностью соответствует своему титулу. Его способность управлять невероятными объемами энергии и ясно объяснять сложнейшие понятия внушают трепет. Я впервые встретился с ним на семинаре, который назывался "Праническая духовная самозащита". Мы учились создавать энергетические щиты для отражения физической, эмоциональной и умственной атаки. Занимаясь боевыми искусствами, я слышал о таких техниках, как "железная рубашка" и других, для овладения которыми требуются годы медитации. В течение часа мы кидали друг в друга различные предметы [для проверки надежности щитов].

Тот, кто не знаком с тонкими энергиями, будет потрясен, если увидит деструктивный эффект, который оказывают на нас критика и осуждение со стороны других людей. Например, выражение "У меня горят уши, наверное, кто-то меня обсуждает" имеет под собой реальную основу. Люди, обладающие даром видения тонких энергий, говорят, что негативные мысли о ком-то выглядят как красные кинжалы, кинутые в этого человека и делающие его энергетическое поле горячим и плотным. Повторение таких атак через некоторое время может привести к проблемам со здоровьем на физическом уровне, в частности, болям в плече или спине (отсюда выражение "подобно ударом кинжала в спину").

Позитивное из негативного

Большинство людей испытывает эффект взаимодействия с негативной энергией. Например, после посещения больницы у многих появляется чувство усталости и опустошенности. Праническое целительство может помочь практикующим боевые искусства защитить себя в таких ситуациях. Что мне больше всего нравится в грандмастере Чоа, это то, что он всегда проводит интересные эксперименты. В один из вечеров после семинара мы экспериментировали допоздна. Я находился на расстоянии десяти футов от грандмастера Чоа и пытался сдвинуть его с места с помощью энергии.

От одной только мысли, что мне предстоит проделать это, по моему лицу прошел легкий бриз. По мере того как я вкладывал все больше энергии в эту попытку, мои ноги стали скользить назад, как если бы я стоял на льду и при этом пытался сдвинуть с места Эмпайр Стейт Билдинг. Для моего развития грандмастер позволил мне продолжить мои попытки сдвинуть его с места в течение еще десяти минут. Я был измучен и в то же время благодарен за предоставленную бесценную возможность испытать его энергию и развить свою собственную.

В тот же вечер я узнал, каким образом Кузнечик (Дэвид Кэррадайн в сериале "Кунг Фу") выхватывает камешек из руки своего учителя. Мы только что прошли курс более высокого уровня – Йоги Архатов – который основан на внутренней тибетской медитации. Книг об этом учении нет, знания передаются только устно.

Мы с партнером практиковались в выхватывании друг у друга 25-центной монетки, когда в комнату вошли грандмастер Чоа и мужчина лет семидесяти. Мужчину звали Пепе. Он не знал, чем мы занимаемся, и не был знаком с этой игрой. Грандмастер Чоа объяснил ему правила игры и попросил его выхватить монетку из моей руки. Я выставил свою руку, ожидая сыграть с Пепе шутку. Без особых усилий он выкрал монетку из моей руки. Я был моложе Пепе на 40 с лишним лет и к тому же очень ловок, поэтому решил, что он выиграл только потому, что новичкам всегда везет, или потому, что я не был готов к этому. К моему удивлению, он отнял у меня монетку еще раз, потом еще и еще.

Пораженный и немного расстроенный, я попытался выхватить монету из его руки, и каждый раз в моей руке оказывался воздух. Мы все были потрясены, не понимая, как это у него получается. Грандмастер Чоа потом объяснил: "Пепе практикует более высокий уровень медитации, а ты только что закончил курс, поэтому его тело имеет больше "ци" и его реакция намного быстрее".

Этот эксперимент доказывает, что человек, занимающийся духовными практиками, даже несмотря на свой возраст, легко одерживает победу над теми, кто сильнее, ловчее или моложе его.

В другой раз во время ужина после семинара грандмастер Чоа взял лимон и попросил меня предложить для него другой вкус. Как это делают многие индийские йоги, он превратил горечь лимона в великолепный вкус шоколада. Затем он направил энергию в мой указательный палец на правой руке. Энергия, идущая из пальца, расширилась от 6 дюймов до более чем 6 футов и продолжала расти.

Этой излучаемой пальцем энергией я дотронулся до нескольких людей, и они почувствовали мое прикосновение. В завершение вечера грандмастер Чоа наполнил комнату благоуханием роз, еще больше подняв у всех настроение. Если бы я не видел этого своими глазами и не ощутил бы своим носом, я бы не поверил в это.

Целительство и боевые искусства

Праническое целительство помогает практикующим боевые искусства стать более совершенными, а именно увеличить уровень своей энергии и сбалансировать свои энергетические центры. Например, чувствительность практикующего Винг Чун, независимо от того, знаком ли он с энергией или нет, объясняется чувствительностью его внутренней ауры. В обучение по программе черного пояса пятой степени в тай-джитсу (нин-джитсу) входит известное испытание мечом, удар которого наносится со спины. Чувствительность ауры практикующего к приближающейся волне энергии позволяет ему уйти с линии атаки до того, как на него обрушится удар.

Грандмастер Чоа продемонстрировал движения ударов, которые, если соединить их с энергией, становятся разрушительными.

В 1980-х гг. нин-джитсу Стивена Хайеса достигло необычной популярности, и вполне заслуженно, так как это было великое искусство. В 1990-х гг., благодаря Чемпионату по смешанным боевым искусствам (Бои без правил, Ultimate Fighting Championship), репертуар практикующих боевых искусств пополнился новыми захватами. Однако, каким бы увлекательным и радостным занятием ни являлась практика ударов, захватов и развитие быстроты движений, все это несоизмеримо мало по сравнению с умением исцелить вывих лодыжки и поставить человека на ноги. Более высоким уровнем является работа с внутренней энергией. А это и есть Праническое целительство.

Есть такое высказывание: "Все является энергией". Поэтому чем больше у тебя энергии, тем быстрее твои движения, тем эффективнее ты можешь целить себя и других. Я предвижу, что в будущем у профессиональных спортсменов и профессиональных бойцов будет персональный пранический целитель, который подбодрит их энергией, поможет при травме и ускорит восстановление потерянной спортивной формы. Я уже целил бойцов в турнире LJGC и знаю, что эта тенденция будет развиваться. Практикующие боевые искусства смогут тренироваться подобно древним мастерам.

Если вы хотите понять причину огромной популярности и силы Пранического целительства, начните с вершины: познакомьтесь с основателем этого учения – грандмастером Чоа Кок Суи, инженером-химиком по профессии, успешным бизнесменом и незаурядной личностью. Более 20 лет он посвятил изучению принципов восточных и западных систем медитаций, боевых искусств, эзотерических наук, экспериментируя и проверяя на практике эффективность различных техник и методик.

Грандмастер Чоа убежден, что человечество готово получить эти сокровенные знания, чтобы подняться на более высокий уровень духовного развития. Он заслужил репутацию учителя, срывающего покровы мистики с тайных принципов и ритуалов и превращающего их в практические, применимые к современным условиям жизни, методики. Учебные и целительские центры и фонды, созданные более чем в 45 странах, передают эти бесценные знания людям.

Последние 18 лет я посвятил изучению многих видов внешних и внутренних боевых искусств. Праническое целительство, хотя оно и не принадлежит к разряду боевых искусств, помогло мне улучшить каждый аспект моей жизни, и в особенности повысить эффективность моих тренировок. Говорят, что человек использует не более 10% возможностей своего мозга. Одной из причин, побудивших меня изучать боевые искусства, было желание развить в себе способность концентрироваться, а также стимулировать развитие других моих умственных способностей.

На Востоке есть изречение: "Ум подобен пьяной обезьяне", что означает, что ум трудно контролировать. Многие люди изучают Тай-Ци с целью релаксации, но так и не могут расслабиться из-за беспокойности ума. Человек, овладевший техниками Пранического целительства, может расслабиться за несколько минут. Способность фокусировать ум на одном предмете тоже является важным навыком, который я приобрел в процессе обучения Праническому целительству.

С помощью Пранического целительства профессиональный боец может значительно повысить и свой материальный достаток. Ведь спортсмены теряют в деньгах, если в результате полученных травм не могут участвовать в соревнованиях. А как было бы здорово обладать способностью максимально сокращать время, необходимое для восстановления спортивной формы.

Когда я впервые повстречался с Джо Морейра, его колено было настолько травмировано, что он не мог ходить. Если бы я не помог ему, он не смог бы вести двухдневный семинар, который состоялся на следующий день. Чтобы наглядно продемонстрировать возможности Пранического целительства ускорять темпы выздоровления, на учебных семинарах по освоению продвинутых техник этого учения один из студентов добровольно делает себе порез на пальце. Обычное время заживания пореза составляет около одной недели, при применении же особой техники пранического целительства оно сокращается до 10 минут.

Один мой знакомый, практикующий боевые искусства, сломал себе палец. Перелом пальца был явно виден на рентгенограмме, сделанной днем раньше. Через десять минут после сеанса пранического целительства знакомый сообщил, что боль ушла, и даже снял шину. Подобное ускорение темпов самозаживления и восстановления организма имеет большое значение для спортсменов, практикующих состязательные виды единоборств.

Многие бойцы принимают пищевые добавки для повышения своей силы, скорости и выносливости. Однако и здесь Праническое целительство может прийти им на помощь. Для повышения силовых способностей атлеты принимают стероиды. В Праническом целительстве имеется естественная альтернатива химическим веществам, вредным для организма. Это – "Мастер-техника". С ее помощью можно быстро накачать тело энергией. Я сам видел, как бодибилдер "исчерпал свой кредит" в жиме лежа. Я применил к нему эту технику, и он добавил еще 30 фунтов веса.

Что касается скорости, внутренняя энергия и здесь является ключевым фактором. Я был свидетелем того, как грандмастер Чоа, который не занимается спортом, нанес удар кулаком с такой скоростью, что я уловил только возвращение руки в исходную позицию. Праническое целительство поможет бойцам стать сильнее, быстрее и выносливее.

Современный боец станет более гармоничным – как внешне, так и внутренне. Есть одно даосское правило: "Если дышишь тяжело, ртом, прекрати тренировку". Считалось, что избыточная физическая нагрузка опустошает энергетические резервы организма, хранящиеся в дань-тяне. Праническое целительство научит бойцов, как наполнять этот внутренний "топливный бак", или позволит им иметь "пранических секундантов", которые помогут им восстановить силы в перерывах между раундами и во время боя. Когда бойцы устают, происходит замедление обмена в клетках питательными веществами и кислородом. Чтобы легкие впитывали больше кислорода в обычных условиях, спортсмены часто тренируются в горах. В Праническом целительстве мы используем определенные энергии для улучшения легочного объема у спортсменов и для расширения бронхов при приступе астмы.

Одной из характеристик успешного бойца является его способность превозмогать боль. В некоторых больницах на Востоке применяется бесконтактная "праническая анестезия". С ее помощью, как утверждают, можно свести к минимуму болевые ощущения во время таких процедур, как введение катетера и спинномозговая пункция.

Мысли и эмоции бойца могут быть более опасны для него, нежели его физический противник. Как бойцу контролировать свой страх перед боем? Или, в случае проигрыша, как преодолеть нежелание возвращаться на ринг? Помимо энергетического тела, которое пронизывает и окружает физическое тело и контролирует здоровье организма, имеются также эмоциональное и ментальное тела, которые отвечают за психический баланс человека.

Праническая психотерапия может помочь бойцу преодолеть свои страхи, вредные привычки и ограниченность мышления. Мне знакомы случаи, когда люди приходили на семинар преподавать, хотя за день до этого жаловались мне, что не могут ходить.

Мисаши сказал: "Великие воины всегда являются великими целителями". Подобно Брюсу Ли, который создал систему Джит Кун До, грандмастер Чоа соединил эссенции различных учений о целительстве и медитации, таких как цигун, рейки, целение наложением рук, для создания усовершенствованной и оптимизированной системы Пранического целительства.

Более чем в 30 странах мира Праническое целительство помогает практикующим боевые искусства научиться исцелять, а также воспитывать в себе черты характера воина-аскета. В течение двухдневного семинара вы научитесь, как целить, не дотрагиваясь до тела пациента, и как лечить спортивные травмы. Более высокий уровень обучения - это Йога Архатов - тибетская медитация, которая передается учителем ученикам в устной форме.

В следующем году, всего через 4 года практики, я буду учиться, как медитировать в снегу, растапливая снег жаром своего тела. Эта медитация поможет мне достичь более высокого уровня духовного развития и внутреннего мира. Сегодня в мире существуют больницы, в которых применяются не лекарства, а методы биоэнерготерапии для лечения рака и других заболеваний. В больницах и медицинских институтах США начинают обучать и применять Праническое целительство.

Как обучиться Праническому целительству

Самый лучший способ научиться чувствовать энергетические центры – это пройти курсы пранического целительства. Обучающихся на семинаре просят проверять экспериментально все, о чем говорит преподаватель. Для этого инструктор активизирует ваши ладони и несколько энергетических центров, после чего вы сможете их легко чувствовать и использовать для проведения экспериментов. Если ваши руки еще не активизированы, но вы хотите почувствовать энергию, попробуйте следующий простой способ: прижмите язык к верхнему нёбу, улыбнитесь, проделайте 15 полуприседаний, а затем поместите свои руки ладонями параллельно друг к другу на расстоянии 6 дюймов (как будто вы держите между руками грейпфрут). Сконцентрируйте внимание на ваших пальцах и ладонях. Выполняйте медленное глубокое диафрагмальное дыхание в течение 30-45 секунд.

Чакры (энергетические центры) ладоней при их использовании или после их активизации становятся очень чувствительными. Для того, чтобы почувствовать (просканировать) чакру, повернитесь к своему партнеру и начните приближаться к нему с обращенной к нему ладонью с расстояния около 5 футов (вы можете использовать прилагаемую диаграмму для визуализации места нахождения чакры). Медленно приближайтесь к партнеру и остановитесь, когда ваши руки ощутят давление. Это вы чувствуете уровень энергии в чакре. Если руки ничего не ощущают, проделайте упражнение по повышению их чувствительности еще раз.

Эти энергетические центры ощущаются как легкое давление или магнитное поле. Со временем вы сможете улавливать скорость их движения и определять их характеристики. Этот навык позволит вам просканировать энергетическое тело и энергетические центры вашего потенциального инструктора и оценить его уровень.

Так как Праническое целительство является системой, нацеленной на духовное развитие человека, оно идеально подходит для балансирования энергии изучающих боевые искусства. Если вы просканируете энергетические центры практикующих цигун и внешние боевые искусства, то увидите, что у большинства людей чрезмерно развиты низшие чакры и недостаточно развиты высшие. Такой дисбаланс негативно влияет на энергетичесакую систему человека и его физическое тело.

Поэтому так важно найти баланс в жизни, тренировках и энергетике. Праническое целительство есть путь к достижению этой цели.

Интересен в данном аспекте широко известный в единоборствах тест, называемый тамэсивари - разбивание разными способами твердых предметов (досок, черепицы, кирпичей, бетонных блоков и т.п.), который не является лишь испытанием физической силы и техники, а основан на умении в состоянии кратковременного транса мгновенно концентрировать психическую энергию для создания энергетической «подушки» между поверхностью предмета и ударной поверхностью руки или ноги.

Когда рука каратиста приближается к стопке кирпичей, то кирпич крошит не физическая сила человека, а его сфокусированная направленная энергия. Этот феномен хорошо известен учителям школ боевых искусств и не раз демонстрировался при медленном просмотре видеозаписей.

Но есть объективные ограничения в выборе психотехники, зашифрованной в определенном языке. Чтобы успешно следовать рекомендациям, например, тибетских мистиков, нужно быть приобщенным к соответствующей культурной традиции, знать специальную символику, жить особыми представлениями. В монастырях Тибета «энергетическим» видам кунг-фу обучают с семилетнего возраста. Широко применяется кунг-фу и в тибетской медицине для отключения сознания больного на время проведения операции и приведения его потом в сознание путем нажатия на определенные биологически активные точки организма.

Однако, «энергетические» виды восточных единоборств не являются широко распространенными, т.к. такого рода «тайные» знания тщательно охраняются и зашифровываются, чтобы оградить непосвященных от неумелого и опасного экспериментирования со своей психикой. Кроме того, спекуляции на эзотерических знаниях не могут быть связаны с добрыми намерениями, и к их современным интерпретациям стоит подходить осторожно.

Опыт использования «энергетических» видов восточных единоборств велик, он запечатлен в многочисленных историях, легендах, притчах о выдающихся воинах-мудрецах, основателях школ боевых искусств. Так, Джон Стивенс пересказывает одну из таких историй об известном японском мастере фехтования XIX века Тэссю Ямаскэ, испытавшем «озарение» на пути боевого искусства, что наполнило новым смыслом всю его жизнь.

В молодости он вызвал на поединок знаменитого мастера меча Дзимэй Адзари и после долгой борьбы, используя свои физические преимущества, поверг противника на землю. Но за мгновение до этого Адзари молниеносным ударом сломал три бамбуковые полоски протектора у Ямаскэ. Когда Ямаскэ понял, что был побежден, то стал учеником победившего его мастера.

Адзари обладал колоссальной духовной силой и потому выходил победителем из единоборств. Но лишь через 17 лет упорных тренировок Ямаскэ наконец достиг «озарения» и тоже наполнился духовной силой. Один из учеников, собираясь вступить с ним в поединок, вдруг отбросил меч и воскликнул: «Сэнсей, пожалуйста остановитесь!» - «Почему?» - спросил Ямаскэ. «Я тренировался с вами много лет, - ответил ученик, - но никогда не ощущал такого ужасающего присутствия».

В этой истории кроется ключ к пониманию, почему человек, ведущий порочный образ жизни и делающий зло, никогда не достигнет вершин мастерства. Он может закалить тело, отработать до автоматизма свою технику, но он никогда не сможет достичь озарения, дающего ключ к духовной силе, т.к. не сможет духовно слиться в своем сознании с природой и космосом. И потому будет неизбежно побежден мастером, достигшим этого.