Великие тайны истории:Александрийская Дева. Гипатия александрийская (биография, изображения) Первая женщина ученая

Отсюда

«Смотрю и внемлю я, склоняясь пред тобой;
И в звездный Девы храм я возношусь тогда:
Ведь, словно небеса, чисты дела твои,
Ипатия, а ты изысканности слов
Ума и знания блестящая звезда.»

Ипатия Александрийская. Фаюмский портрет, Египет

Издревле прерогативой женщины считаются чувства. Ну а в чувствах одно из главных мест занимает, естественно, страсть. Но кто бы мог подумать, что страсть женщины может вызвать такая сложная отрасль, как наука?

А между тем история знает примеры, когда научная страсть забирала женщину целиком. И первой женщиной-ученым по праву (притом трагическому) считается Ипатия (Гипатия) Александрийская - математик, астроном, астролог, философ, механик и педагог.

Показана сцена из последних страниц романа Ипатия Чарльза Кингсли,опубликованная в 1853

Только этого списка достаточно, чтобы понять величие этой женщины. Но, увы, история отнеслась к «первой» жестоко: не осталось ни одного труда, письма или книги Ипатии. И о жизни ее известно не много.

Обложка видеофильма «Агора» о жизни Ипатии,в главной роли Рейчел Вайс

Она родилась примерно в 370 году в Александрии - отсюда и ее прозвание Александрийская дева. В то время родной город нашей героини, стоявший в дельте Нила в Египте, считался эллинистическим по культуре, ибо был основан самим Александром Македонским (332 до н. э.).

Историк Сократ Схоластик характеризует Ипатию следующим образом:

Она приобрела такую учёность, что превзошла современных себе философов; была преемницей платонической школы, происходившей от Платона , и желающим преподавала все философские науки. Поэтому хотевшие изучить философию стекались к ней со всех сторон. По своему образованию, имея достойную уважения самоуверенность, она со скромностью представала даже пред лицом правителей; да и в том не поставляла никакого стыда, что являлась среди мужчин, ибо за необыкновенную её скромность все уважали её и дивились ей

С тех пор Александрия стала международным торговым, культурным и научным центром Востока. Она и сама состояла из чудес техники и научной мысли: там был построен легендарный Фаросский маяк, в Мусейоне, то есть месте муз, работало научно-преподавательское учреждение, которое сейчас мы назвали бы академией наук.

Кадр фильма «Агора»

Ученые Мусейона занимались исследованиями в области астрономии, математики, ботаники, зоологии, сочиняли философские трактаты. Там находилась и самая легендарная библиотека мира - Александрийская.

Однако к IV веку н. э. город начал терять былую славу, утрачивать блеск и могущество. К тому же на историческую сцену выходило христианство, непримиримо заявляющее свои права и на жизнь, и на душу людей. Так что Александрия оставалась последней цитаделью античных наук.

Рэйчел Вайс в роли Гипатии в фильме "Агора"

Вот в это сложное время и суждено было родиться Ипатии. Ее отец, Теон (Феон) Александрийский, был известнейшим математиком, астрономом и философом своего времени. По легенде, имя же ей дал сам Юлиан, племянник императора Константина I.
Церковь окрестила Юлиана Отступником, ибо он почитал старых античных богов и мечтал восстановить Римскую империю в ее прежних границах.

Ипатия., A. Seifert.

По преданию, Юлиан нарек свою «крестницу» в честь бога Зевса Ипата (Высочайшего). Однако это явная позднейшая выдумка. Юлиан Отступник погиб в войне против персов в 363 году, то есть еще до рождения Ипатии. Впрочем, это утверждение верно в том случае, если верна дата рождения первой женщины-ученого.
Но есть же хоть что-то точно известное о ней? Только то, что наукам ее учил отец. И стоит заметить, что для обучения наукам в то время нужно было иметь много мужества.

Джулия Маргарет Камерон в роли Ипатии

Ибо в Александрии, где уже давно правило христианство в лице городского епископата, не слишком-то жаловали научные опыты, проводимые в Мусейоне - оплоте «язычества». Примерно в 20 лет Ипатия стала свидетельницей жуткого события.

В 391 году в городе начались перебои с продовольствием, и истеричная толпа нашла виноватых - ученых из храма Сераписа в Мусейоне.

Чарльз Уильям Митчелл «Ипатия»

В храме этом уже давно не возносили молитв, а хранили книги Александрийской библиотеки, но ведь посвящен он был языческому божеству (Серапис - синтез древнегреческого Аполлона и древнеегипетского Аписа), культ которого провозгласил в Александрии еще ее основатель Александр Македонский. Так что храм язычников вполне стоило разграбить!
Служители попытались спасти книги. Но как? Кучка полуголодных библиотекарей против разъяренной толпы маргиналов?.. Сколько же крови пролито за отстаивание «божественных интересов»! Хорошо, что боги не живут на земле - они бы в ней захлебнулись.

Фронтиспис и титульный лист, Джона Толанда анти-католического трактата Ипатия:

Кровь растерзанных библиотекарей в том же русле. Вот только расправившись с учеными, толпа не нашла в храме ни питья, ни хлеба. Там были одни книги. И что с ними делать?
Сжечь…
Но книг оказалось так много, что уничтожить их толпа не успела. Подоспевшая городская стража разогнала бушующий люд. Рукописи, которые смогли спасти, собрали. Библиотека снова начала работу.
А во главе ее стал отец Ипатии - Теон Александрийский. Правда, он, пораженный бунтом толпы и разграблением библиотеки, теперь часто болел. Кому же он мог передать дело всей своей жизни - воспитание молодых ученых? Конечно, своей дочери.

Мария Андерсон в роли Ипатии

Где-то в 400 году Ипатия становится преподавательницей, а потом и схоларгом, то есть главой школы александрийских неоплатоников. Она преподавала молодым ученикам математику, астрономию, философию.
К тому же помогала отцу в работе над его сочинениями. Ряд исследователей считает, что «Начала» Эвклида и «Альмагест» Птолемея, изданные в редакции Теона, на самом деле выправила его дочь.

«Ипатия… приобрела такую ученость, что превзошла современных себе философов, - написал в «Истории Церкви» Сократ Схоластик, - была преемницей платонической школы, происходившей от Платона, и желающим преподавала все философские науки.

""Ипатия" в театре Хеймаркет.

Поэтому хотевшие изучить философию стекались к ней со всех сторон. По своему образованию, имея достойную уважения самоуверенность, она со скромностью представала даже пред лицом правителей, да и в том не поставляла никакого стыда, что являлась среди мужчин, ибо за необыкновенную ее скромность все уважали ее и дивились ей».

Увы, Сократ не упоминает главного: может, мужчины и дивились скромности Ипатии, но принять ее в качестве равно достойного собеседника все же не были готовы. Женщина по тем временам должна была вести хозяйство и ублажать «властелина», а не преподавать на кафедре, имея при этом собственное мнение.

Правда, и Ипатия попыталась некогда вести чисто женскую жизнь. По Александрии ходили сплетни о том, что в 15 лет отец выдал-таки несговорчивую девицу замуж за одного из своих учеников, да строптивица сбежала прямо с брачного ложа, ужаснувшись ласк мужа.

Иллюстрация к роману Чарльза Кингсли "Ипатия". Художник Байам Шоу

Примчалась к отцу и с порога заявила, что если и есть в ее сердце страсть, то только к чистой науке математической, а никак не к грязным объятиям мужчины. Отцу бы тогда задать непокорной трепку, а он принял блудную дочь обратно. И вот результат - девица-девственница, не зная, куда девать нерастраченные чувства, занимается то наукой, то городской политикой.

Элберт Хаббард, "Ипатия",

Виданное ли дело - женщине являться на коллоквиум, то бишь мудрую беседу, которую ведут между собой губернатор Орест и патриарх Кирилл?!

А Ипатия действительно являлась на переговоры городской власти с церковной. Истинная дочь свободолюбивой Александрии, она не хотела, чтобы христиане воевали с язычниками.

Кадр фильма «Агора»

Она мечтала об Александрии процветающей в любви и науках. Но горожане сочли, что Ипатия настраивает губернатора-»язычника» Ореста против христианского пастыря Кирилла. И вот опять цитата из Сократа: «Так как она (Ипатия) очень часто беседовала с Орестом, то ее обращение с ним подало повод к клевете, будто бы она не дозволяла Оресту войти в дружбу с Кириллом.

Иллюстрация к роману Чарльза Кингсли "Ипатия". Художник Ли Вудварт Циглер

Посему люди с горячими головами под начальством некоего Петра однажды сговорились и подстерегли эту женщину. Когда она возвращалась откуда-то домой, они стащили ее с носилок и привлекли к церкви, называемой Кесарион, потом, обнажив ее, умертвили черепками, а тело снесли на место, называемое Кинарон, и там сожгли».

"Ипатия", Юлий Кронберг

Какая жуткая картина! Десятки фанатиков набросились на 45-летнюю (по тем временам уже пожилую) женщину, раздели ее догола и растерзали на кусочки, разрезав острыми черепками (по иным свидетельствам - осколками больших раковин). Это какое же христианское милосердие явлено было миру в марте 415 года?!

Уильям Мортенсен - Смерть Ипатии

Историки до сих пор спорят: подталкивал ли Кирилл разъяренных фанатиков на расправу с Ипатией или нет? Вот снова мнение Сократа Схоласта: «Это [убийство] причинило немало скорби и Кириллу, и александрийской Церкви, ибо убийства, распри и все тому подобное совершенно чуждо мыслящим по духу Христову».

А вот другая цитата: «Это злодеяние до сих пор некоторые приписывают святому Кириллу, хотя никаких доказательств его виновности в этом мы не имеем».

Доказательств действительно нет. Но простая логика подсказывает, что беспорядки в городе не были выгодны епископу Кириллу, ведь он приехал в Александрию всего четыре года назад и еще не успел обзавестись сторонниками.


Кадр фильма «Агора»

Эллинистический мир, конечно, клонился к христианству, но не стоит думать, что все жители Александрии стремились под знамена Христа. Сторонников античных богов в городе было куда больше, и расправа над Ипатией могла бы подтолкнуть их к тому, что они вообще выгнали бы епископа Кирилла вон из города.

Так что вряд ли пастырь виноват в смерти Ипатии. Просто время было такое - время перемен, когда одна эпоха сменяла другую, и люди оказывались наглухо разделенными. Словом, прав французский поэт Леконт де Лиль, охарактеризовавший Ипатию как «настоящий символ неотвратимо погибающей эллинской эпохи».

Рафаэль Санти.Александрийская школа,1509.Ватикан

Но если не церковные власти науськали на Ипатию толпу фанатиков, то почему же случилось столь жестокое убийство? Ответ есть, его предложила сама история: вероятнее всего, невежественные фанатики посчитали ученых колдунами, а их предводительницу Ипатию - ведьмой. Издревле ведь известно: жизнь худшеет - виновата ведьма. Так что это была расправа невежества с зарождающейся наукой.

Рафаэль Санти.Александрийская школа.Фрагмент.Ипатия

В прежние времена Ипатия представлялась языческой мученицей, которая была растерзана толпой за религиозную нетерпимость. Сегодня многие полагают, что Гипатия, наоборот, относилась лояльно к прочим религиям.

Ипатия признавала примат разума над религиозными верованиями. Сближалась с Порфирием по вопросу об отсутствии субординации в трактовании трех основных ипостасей неоплатонизма, и расходилась с прочими неоплатониками в высокой оценке гражданских добродетелей
.

Ипатия не участвовала в юлианской реставрации древнего язычества; среди своих учеников имела духовных лиц из христиан. После смерти Гипатии Александрийская школа неоплатонизма превратилась в своего рода христианский богословский институт, просуществовавший до VII века. Синезий называл Гипатию «гениальным философским учителем».

Ипатия, как считается, изобрела или усовершенствовала некоторые научные инструменты: дистиллятор (прибор для получения дистиллированной воды), ареометр(прибор для измерения плотности жидкости), астролябию (инструмент для астрономических измерений, усовершенствовав астролабон Клавдия Птолемея) ипланисферу (плоскую подвижную карту неба).

Астролябия

Многие работы, приписываемые Гипатии, как считается, написаны в сотрудничестве с её отцом Теоном. Наиболее известны работы:

Комментарий к 13-й книге «Арифметики» Диофанта;
. редакция третьей книги комментариев Теона к «Альмагесту» Птолемея;
. редакция комментариев Теона к «Началам» Евклида;
. комментарии к «Коникам» Аполлония Пергского;
. «Астрономический канон».
Память о Гипатии

Имя Гипатии занесено на карту Луны.
. в честь Гипатии назван астероид (238) Гипатия. открытый в 1884 году.

. В 1720 году английский философ Джон Толанд посвятил Гипатии один из очерков своего «Тетрадима», характеризуя свою героиню, как «… добродетельнейшую, ученейшую и достойнейшую даму, разорванную на куски александрийским духовенством, чтобы удовлетворить гордость, завистливость и жестокость своего архиепископа, обычно, но незаслуженно называемого святым Кириллом». Против очерка Толанда резко выступил Клайв Льюис, называвший Гипатию «самым бесстыдным школьным преподавателем Александрии».

О Гипатии писал Вольтер. Чтобы яснее представить читателю облик Гипатии, он переносит александрийскую трагедию в современный ему Париж, где кармелитские монахи якобы растерзали некую парижскую красавицу за то, что она предпочитала Гомера поэме кармелита, посвящённой Магдалине.

Французский писатель XIX века Леконт де Лиль изображает Гипатию настоящим символом погибавшей эллинской культуры, последним воплощением «духа Платона и тела Афродиты».
. Знаменитый английский писатель Чарльз Кингсли посвятил ей роман.

. Олдос Хаксли использует сравнение с Гипатией в романе «Контрапункт»: «Очень мила, но далеко не Гипатия».
. . Гипатия (Ипатия) — один из главных персонажей повести украинского писателя Олеся Бердника «Прометей» (1970—1971 гг.).
. Астрофизик и популяризатор науки Карл Саган в книге «Космос» подробно останавливается на истории гибели Гипатии, связываемой им с разгромом Александрийской библиотеки.

Кадр фильма «Агора»

В романе Умберто Эко «Баудолино» описывается загадочное племя гипатий, они являются последовательницами Гипатии. Племя состоит из одних женщин, которые отличаются невероятной красотой и умом. Они утверждают, что являются потомками учениц Гипатии, которые после ее смерти бежали из Александрии.
. В 2009 году режиссёр Алехандро Аменабар снял высокобюджетный фильм «Агора», рассказывающий историю Гипатии. Роль Гипатии исполнила Рэйчел Вайс.

Литература

Еремеева А. И. Гипатия — дочь Теона: Земля и Вселенная, 1970, № 1.
. Кингсли Ч., Маутнер Ф. Ипатия // Вступ. ст. П. Ф. Преображенского.
. Лосев А. Ф. История античной эстетики, т. VII. — М., 1988.
. Полисфен. Под звёздами Александрии. — Киев: Содружество «Сердце», 1990. — 40
. Соловьёв В. С. Гипатия: Толковый словарь по философии.
. Сорокина И. Афина по уму, Гера по осанке, Афродита по красоте.
. Фили К. Гипатия: жертва конфликта между старым и новым миром: / Вопросы истории естествознания и техники, 2002, № 2.
. Штекли А. Гипатия, дочь Теона. — М., 1971.
Сайты:Викимедия-иллюстрации

Кто такая Гипатия Александрийская? Это гречанка, женщина-философ, астроном, математик. Считалась выдающимся мыслителем неоплатонической школы, преподавала философию и астрономию. Жила в Александрии, которая в 395 году вошла в состав Восточной римской империи (Византии). Это был период, когда набирало силу христианство, а всё языческое неуклонно оттеснялось и уничтожалось. Именно в такой отрезок времени, наполненный волнениями и смутами, и довелось жить Гипатии.

Неизвестно, когда родилась эта выдающаяся женщина. Историки называют разные годы от 350 до 370. Но все они основаны на предположениях и домыслах, так как ни в одном древнем источнике нет конкретной даты рождения. А вот дата смерти известна достоверно – март 415 года. На момент смерти женщине-философу могло быть как 44 года, так и 65 лет. Кончина её была трагической. Гипатию зверски убила толпа христианских монахов (парабаланов), а руководил ими лектор по имени Пётр.

Такой Гипатию изобразил немецкий живописец Альфред Зейферт

Отцом нашей героини был философ и математик Теон Александрийский (около 335-405). Он создал свою школу при Мусейоне, которая считалась очень престижной, консервативной и эксклюзивной. Обучали в ней плотинскому неоплатонизму. Помимо этого, Теон занимался математикой. Он разработал новое издание «Элементов Евклида». Данное издание оставалось самым популярным учебником на протяжении веков.

Нужно заметить, что о жене Теона ничего не известно. Также неизвестно, были ли у него другие дети, кроме Гипатии. А вот дочь пошла по стопам отца и стала неоплатонистом. В то время Александрийская философская школа мало чем уступала аналогичной школе в Афинах. А последняя считалась философской столицей греко-римского мира.

Поэтому у всех, кто хотел изучать философию, был равнозначный выбор: ехать в Афины или в Александрию. Очень многие выбирали второй город, а поэтому там собирались учащиеся со всего Средиземноморья. Иными словами, у Гипатии не было проблем со студентами, и она читала лекции по трудам Платона и Аристотеля. Она также читала импровизированные публичные лекции в общественных местах, а поэтому женщину-философа знал весь город.

Христианский историк Сократ Константинопольский (современник Гипатии) так описал её в своей «Церковной истории»:

«В Александрии жила женщина по имени Гипатия, дочь философа Теона. Она достигла выдающихся достижений в науке и намного превзошла других философов своего времени. Она преуспела в школе Платона и Плотина, объясняла принципы философии своим слушателям, многие из которых пришли издалека. Она ничуть не смущалась большого сборища слушателей, а все мужчины восхищались её достоинством и добродетелью».

Другой христианский историк Филосторгий, который также являлся современником нашей героини, утверждал, что она превзошла отца в математике и являлась чрезвычайно талантливым астрономом. О ней писали как о красивой женщине, но никаких её прижизненных изображений не сохранилось. Также утверждалось, что она была девственницей. Однажды один из слушателей попытался соблазнить её, но она отвергла его, а чтобы успокоить человека, сыграла ему на лире.

Из всего вышесказанного видно, что Гипатия Александрийская представляла собой блестящего философа, астронома, математика. Её знали и уважали не только в Александрии, но и во многих других городах Средиземноморья. Но тогда как же так получилось, что такую женщину, олицетворявшую собой разумную добродетель, зверски убили? Виной всему стали политика и религия. Именно религиозные и политические противоречия и погубили выдающуюся женщину-философа, которая за всю свою жизнь никому не сделала зла.

Большая часть населения Александрии в то время исповедовала христианство. А поэтому Александрийский епископ пользовался большим авторитетом. С 382 по 413 годы им являлся Феофил. Когда Александрия вошла в состав Византийской империи, то сразу же началась борьба с языческими культами. Возглавил её именно Феофил. Христиане начали разрушать языческие храмы, что спровоцировало столкновения между христианами и язычниками.

В то же время епископ терпел школу Гипатии, хотя та была язычницей. Можно даже утверждать, что Феофил считал женщину-философа своим союзником. А она расположила к себе не только епископа, но и римского префекта, и других видных политических лидеров. Со временем она стала чрезвычайно популярна в Александрии и начала оказывать весомое политическое влияние на те процессы, которые шли в городе.

Кадр из фильма «Агора». В роли Гипатии голливудская актриса Рэйчел Вайс

Всё начало меняться в 412 году, когда Феофил неожиданно умер. После этого на пост епископа Александрии стали претендовать два человека. Это Кирилл, племянник почившего Феофила, и Тимофей. В этом противостоянии победил Кирилл и тут же устроил гонения на оппозицию. Были закрыты все церкви новотарианцев, а их собственность конфискована.

Школа Гипатии сразу же проявила недоверие к новому епископу, почувствовав, что он наломает дров. И действительно, в 414 году в городе были закрыты все синагоги, а евреев изгнали из Александрии. У Ореста, который являлся префектом, то есть главой города, и был близким другом Гипатии Александрийской, такие действия вызвали чувство глубокого возмущения.

Между гражданской и церковной власть возник конфликт, вылившийся в бунт. Зачинщиками в нём были парабалани. Они чуть не убили Ореста, и тот приказал замучить Аммония, одного из главных зачинщиков, до смерти. Епископ Кирилл хотел объявить Аммония мучеником, но христиане не поддержали своего лидера. Ведь Аммоний хотел убить главу города, который также являлся христианином, а поэтому пострадал он не за веру, а за попытку совершить убийство.

Под давлением христиан Кирилл вынужден был заключить перемирие с Орестом. А в ходе переговоров последний часто консультировался с Гипатией. Ту любили и христиане, и язычники, а сама женщина-философ ни в каких конфликтах не участвовала. Она была мудрым советником с безупречной репутацией.

Епископ Кирилл быстро понял, что Гипатия Александрийская представляет серьёзную угрозу его власти. И он постарался дискредитировать эту женщину, подорвать её репутацию. По городу поползли слухи, обвиняющие её в сатанинской практике. Стали говорить, что она своей магией лишила разума префекта. А тот поддался ей, прекратил посещать церковь и начал принимать в своём доме неверующих.

Цель у этих слухов была одна – отвратить христиан от женщины-философа, подорвать её авторитет, сделать изгоем и тем самым обеспечить епископу Кириллу абсолютную власть в городе. Против Гипатии особенно рьяно начали выступать верные слуги епископа парабалани. Это была христианская община, в функции которой входили такие обязанности как уход за больными и похороны умерших. То есть парабалани были больничными прислужниками, работавшими бескорыстно, чтобы после смерти попасть в Царствие Божие.

Однако в реальности эти люди, выражаясь современным языком, представляли собой отряды боевиков. По приказу епископа они резали всех тех, кто был не согласен с его политикой. Подлинная сущность больничных прислужников и проявилась в марте 415 года.

Как писал Сократ Александрийский, известный также как Сократ Схоластик, во время мартовского христианского Великого поста парабалани, возглавляемые лектором Петром, напали на повозку, в которой ехала Гипатия. Вытащили её, волоком дотащили до ближайшего церковного храма, полностью раздели и начали сдирать с тела мясо глиняными черепками от битой посуды.

Несчастная женщина умерла в страшных муках. Но изуверы на этом не успокоились. Они потащили истерзанное тело по улицам Александрии, вытащили его за городские стены в место под названием Синарион и там сожгли. Такие действия по обычаю совершали над самыми гнусными преступниками. Их сжигали за городскими стенами, символизирую очищение города.

Женщину-философа убивают монахи-парабалани

Сократ Александрийский представил убийство женщины-философа как полностью политическое, не упомянув при этом роль церкви. Историк написал, что виной всему стала политическая ревность. Женщина восстановила Ореста против епископа и мешала их примирению. В то же время Сократ осудил действие толпы, написав: «Ничто не может быть дальше от духа христианства, чем допущение массовых убийств и сделок такого рода». Среди современных историк превалирует мнение, что епископ Кирилл если и имел к этому убийству какое-то отношение, то только косвенное.

Зверское убийство женщины-философа потрясло всё Средиземноморье. Целую тысячу лет до этого философы считались неприкосновенными личностями. Шли войны, города потрясали общественные беспорядки, но ни разу никто не посмел поднять руку на философов. Поэтому данный инцидент стали рассматривать как глубоко опасный и дестабилизирующий.

Виновником все видели епископа Кирилла. Именно его очернительная компания вдохновила убийц. Император Византии Феодосий II распорядился начать расследование и установить роль Кирилла в убийстве. В результате этого парабалани были переданы под контроль Ореста, но сам епископ избежал наказания, подкупив чиновников императора.

На этом расследование закончилось, но убийство женщины-философа сыграло на руку Кириллу. Гипатия Александрийская объединяла Ореста с оппозицией, и противостояние епископу было сильным. Но с её смертью этот союз распался. Через 2 года Кирилл опять установил контроль над парабалани, а к 420 году подчинил своей воле Александрийский совет и стал полноправным хозяином в городе. Умер епископ в 444 году и был причислен к лику святых.

В историю Гипатия вошла как выдающаяся женщина. Её именем названы кратер на Луне, астероид, в самых доброжелательных тонах о ней писали известные мыслители XVIII и XIX веков. Не забыли её и в последующие столетия. В 2009 году вышел в прокат фильм «Агора», повествующий о жизни женщины-философа. Гипатию в этой киноленте блестяще сыграла голливудская актриса Рэйчел Вайс.

В IV веке по всей Римской империи прокатилась волна свирепых погромов языческих храмов и безжалостного преследования инаковерующих ученых со стороны христианской церкви. Так, жадной до наживы толпой христианских монахов в 391 году была сожжена знаменитая Александрийская библиотека, насчитывавшая до 7000 тысяч ценных рукописей. Библиотека помещалась в роскошном храме египетского бога Сераписа. От храма и библиотеки остался один только прах да фундамент, сложенный из очень тяжелых плит. Поводом варварского уничтожения языческих храмов были, конечно, не благочестивые стремления христиан, а их неукротимая алчность.

Главой христианских банд, уничтожавших величайшие культурные ценности народа, был не кто иной, как сам архиепископ Феофил, наживший путем грабежей языческих храмов несметные богатства и снискавший среди египтян прозвище «христианского фараона». Архиепископ Феофил тратил баснословные денежные суммы на подкуп служителей в императорском дворце и содержал там на своем жалованье массу шпионов, которые доносили ему обо всех «земных делах» царедворцев, на ход которых он оказывал большое влияние.

Со смертью Феофила продолжателем всех его «святых» дел стал его племянник Кирилл. Новый преемник приумножил славу «святой» церкви тем, что организовал в Александрии и других городах еврейские погромы и спровоцировал расправу над знаменитой Гипатией, последней видной представительницей древнегреческой философии и математики.

Гипатия, по описанию историков, была женщиной необыкновенной красоты и большого ума. Отец Гипатии - Теон Александрийский, крупный ученый-математик, написавший весьма ценные толкования к астрономическому сочинению Птолемея и на знаменитые геометрические «Начала» Евклида.

Образование Гипатия получила под руководством своего отца, принадлежавшего к числу ученых Александрийской школы. Гипатия, помимо математики, занималась также философией и астрономией. Ее сочинения до нас не дошли. Но хорошо известно, что Гипатия написала обстоятельные комментарии по теории конических сечений Аполлония Пергского и на алгебраические сочинения Диофанта Александрийского. Кроме того, ею составлен ряд работ по философии и астрономии.

Утверждают, что Гипатии принадлежит честь изобретения ареометра - прибора для определения плотности жидкости, астролябии - прибора для определения широт и долгот в астрономии - и планисферы - изображения небесной сферы на плоскости, по которому можно вычислять восход и заход небесных светил.

Около 400 года Гипатия была приглашена читать лекции в знаменитую Александрийскую школу. Она заняла кафедру философии, одну из ведущих кафедр школы. Лекции она читала при большом стечении слушателей. Слава о ней разнеслась далеко за пределы Александрии. Свои лекции Гипатия обычно начинала с изложения избранных вопросов математики, затем переходила к ее приложениям и другим наукам, совокупность которых составляла древнюю философию. На поклон к женщине-философу и математику со всех концов Римской империи стекались ученые, чтобы приобщиться к источнику красоты и ума. Поэты слагали о ней стихи. Вот одно из таких посвящений:

Когда ты предо мной, и слышу речь твою,

Благоговейно взор в обитель чистых звезд

Я возношу, - так все в тебе, Гипатия,

Небесно - и дела, и красота речей,

И чистый, как звезда, науки мудрый свет...

Ясно, что эта растущая в народе популярность язычницы Гипатии не нравилась «святому» архиепископу Кириллу, и он задумал уничтожить ее. Ему не стоило особого труда натравить на нее монахов. Скоро представился и подходящий случай. Поводом послужила насильственная смерть одного из христиан города. Убийца не был известен. Есть основание предполагать, что все это было подстроено приспешниками Кирилла. Архиепископ дал понять монахам, что убийство совершено язычниками, а вдохновителем этого убийства является Гипатия. Этого было вполне достаточно, чтобы спровоцировать фанатичную толпу на самосуд.

Разъяренная толпа с гиком негодования бросилась к дому, где жила Гипатия, но там ее не оказалось. Тогда убийцы расположились у дверей дома и стали ждать ее возвращения. Скоро к дому подкатила колесница с ничего не подозревавшей Гипатией. Толпа с ревом набросилась на нее. Сорвала ее с колесницы и поволокла в церковь. Там, под сенью распятого Христа, изодрав в клочья всю одежду, несчастную изуродовали обломками черепиц и битых сосудов. Затем тело мученицы волочили по улицам Александрии. Когда порыв бешенства толпы немного утих, тело Гипатии было разрублено на куски и сожжено на костре.

Чтобы замести кровавые следы гнусного злодеяния, представители церкви позднее придумали версию, что Гипатия умерла от рук язычников, что церковь в ее смерти совершенно не повинна. Для большей убедительности Гипатию объявили «святой» и стали называть «святой великомученицей Екатериной».

Но это еще не все. Через несколько столетий церковники «открыли» мощи святой великомученицы Екатерины и на этом успокоились. Так церковь путем грязных махинаций свалила вину с больной головы на здоровую. Но память народа долговечна и ее не обмануть.

С гибелью Гипатии Александрийской фактически закатилось солнце древнегреческой математики. Гипатия была ее последней представительницей. Конечно, были математики и после Гипатии, но их творческий накал был куда слабее. «После этих последних вспышек пламя греческой математики погасло, как догоревшая свеча».

"Первой задачей тирана будет постоянно вовлекать граждан в какие-то войны, чтобы народ испытывал нужду в предводителе. А если он заподозрит кого-нибудь в вольных мыслях и в отрицании его правления, то таких людей он уничтожит под предлогом, будто они предались неприятелю". (Платон, древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.)

По историческим данным, на страстной седмице 2015 года исполнилось ровно сорок сороков (1600 лет) с момента мученической кончины Гипатии Александрийской, жутко пострадавшей от рук христиан, и известной нам под именем святой великомученицы Екатерины. Если внимательно изучить материалы, содержащие описания Гипатии и Екатерины, то становится совершенно очевидно, что это один и тот же человек.



Гипатия (имя означает - превосходная) Александрийская (370-415г.), была дочерью хранителя александрийской библиотеки, который и занимался её образованием. В 30 лет Гипатия уже возгавляла философскую кафедру в знаменитой Александрийской школе. Она была выдающимся учёным, продолжателем дела Платона и Аристотеля, слава о мудрости, нравственности, бескорыстности, скромности, и красоте которой гремела при её жизни по всей империи, а после её смерти, ещё веками раскатывалась, как эхо. По свидетельствам современников, она являла собой "тело Афродиты с умом Платона". Кроме философии, всем желающим, она преподавала также математику и астрономию, и была автором множества научных трудов. Гипатия, являясь непревзойдённым знатоком всех к тому времени известных трудов великих мыслителей античности, Священного Писания христиан, государственного и религиозного права, и медицины, была при этом ещё музыкантом и художником. Будучи от природы грациозной красавицей, она намеренно избрала образ целомудренной жизни, чтобы свободно заниматься науками, философией и богоискательством. По свидетельству современников, более всего её влекла сама тайна бытия. Если сказать другими словами, то это непосредственное познание Самого Бога. Философия неоплатонизма, школу которой в Александрии возглавляла Гипатия, и в которую съезжались ученики со всей империи, именно и выводит своей основной целью непосредственное личностное общение с единым Божеством, посредством перехода от умственных усилий и аскезы к мистически-интуитивному познанию Высшего.

Ей было не менее 45 лет, когда она невинно пострадала от людей, считавших себя христианами. Истинный праведник всегда страдает за сострадание к тем, кто его же и убивает. Её изощрённо убивали прямо в центральном христианском храме (!!!) Александрии, обнажённую, чудовищным способом, - её долго крамсали острыми керамическим черепками и морскими ракушками, заживо срезая с неё куски плоти. Это был древний египетский (языческий) ритуал-казнь прижизненного уничтожения тела, целью которого было лишение человека мирной загробной участи с утратой тела и возможности будущей жизни. Такой способ и место её убийства хорошо иллюстрирует всё уродство религиозного сознания тогдашних христиан Александрии. И сделали это монахи и параболаны, возглавляемые личным секретарём патриарха Кирилла Александрийского, - того самого, что организовал судилище, и фактически умертвил святителя Иоанна Златоуста, которого намеренно вели пешком, с непокрытой и побритой головой под палящим солнцем, от чего он и скончался в мучениях по дороге в свою вторую ссылку. А после Кирилл всячески противодействовал его прославлению, и поддался лишь под непреодолимым давлением народного почитания Иоанна, как обычно сославшись на посетившее его "чудесное видение".

Со становлением христианства государственной идеологией, в Церкви началась трагическая эпоха смешения и замещения духовного на земное, с сакрализацией этой убийственной подмены. Патриарх Кирилл был "достойным" воспреемником своего дяди Феофила, чьими непосредственными усилиями была окончательно уничтожена александрийская библиотека. Феофил предпочитал в религиозных дискуссиях кулачное право, а народ именовал его просто - "фараоном". Кирилл же превзошёл своего предка, творя ещё большие мерзости ради "блага церкви". Будучи паталогически одержимым жаждой власти, он любыми средствами укреплял своё положение. Для этого он расплодил полчища безграмотных и оголтелых фанатиков - монахов в Нитрийской пустыне, и целую армию "опричников" - параболанов (православных активистов), беспрекословно подчинявшихся только ему. Главным лозунгом этих "благовестников" было - "Умрём за Христа!" (православие или смерть!), вместо стремления к "ЖИЗНИ ВО ХРИСТЕ", который Сам умер для того, чтобы мы имели жизнь. Правда, как и нынешние "православные активисты", александрийские ревнители так же предпочитали всегда пролитие не своей крови. А Христос говорит нам, - "душу свою полагайте за друзей своих", коими Он учит видеть ВСЕХ людей, и не только заблуждающихся или желающих жить по своей традиции, но и даже явно и вероломно предающих, - ведь и предателю Он говорит: "ДРУГ, для чего ты пришёл?", и о распинателях Своих (во все времена) Он молится: "Прости им Отче, ибо не ведают, что творят!"

В итоге Кирилл получил то, чего добивался, - разными способами он уничтожил своих конкурентов, и выстроил "ограду церкви", более похожую на тюремную стену, ценой тотального уничтожения традиции античной мудрости, успевшей всё-же положить основание для христианской философии. Кирилл опозорил себя не только погромами с изгнанием александрийских евреев, и своих же собратьев христиан другого толка, и каинским закланием великой Гипатии, но и установлением практически фашистского режима в оболочке христианской идеологии. И всё это за счёт постоянных насилий, посредством политического и идеологического давления. Совершенно очевидно, что у него были серьёзные духовные "проблемы со зрением", когда он открывал Евангелие, в котором Христос говорит, что такое утверждение правды совсем не в Его Духе, что "светильник Церкви не ставят под защитный колпак", не дающий освещать христианской любовью ВСЕХ, в том числе и своих гонителей и ненавистников, за которых надо молиться и даже жертвовать собой. Христос говорит, - что те, кто в своём богоискательсте не хулят Дух Истины, и которым Господь так же открывается в доступном для них свете, - "те не против вас, а с вами", и что их надо привлекать в Церковь любовью, а не клеймить и гнать, огульно именуя всех нехристиан служителями злых духов. И главное, - "Да будете вы ЕДИНЫ, и кто хочет быть первым (т.е. ближе ко Христу), будь всем слугой", а не деспотами (владыками) или тиранами (диктаторами), которые "владеют и господствуют, а при этом ещё и благодетелями называются. Но а вы же не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий".

Гипатия имела огромный авторитет у правителя Александрии, в политическом конфликте с которым находился властолюбивый Кирилл. Религиозно и научно просвещённая Гипатия была сострадательным человеком, и она совершенно не одобряла того мракобесного закабаления и отупления несчастных людей, которым вместо радости духовного освобождения навязывается угнетающая система суеверий. Она, с присущей ей скромностью, осмелилась публично критиковать действия Кирилла, его заблуждения в трактовке трудов древних философов, Священного Писания, творений святых отцов, и постановлений церковных соборов. Да ещё и своими астрономическими изысканиями она подрывала авторитет календаря Александрийской церкви, ведущей ожесточённую идеологическую вражду против других поместных церквей за влияние.

Растерзанные останки Гипатии были выволочены этими "христианскими благовестниками" из своего храма и сожжены на заранее приготовленном костре. Кисть левой руки каким-то образом не попала в костёр, и обгорелый череп тоже смог утянуть из пепелища кто-то из её учеников или почитателей, среди которых было множество простых христиан и священнослужителей. Около 120 лет её останки, сохранившиеся нетленными, хранили и скрывали, и когда духовный недуг Александрийской церкви ослаб, то те кто был восприемниками их хранителей, сообщили об их местонахождении монахам одного синайского монастыря, которые и обрели их в указанном месте. Даже спустя несколько поколений люди никак не могли забыть великую праведницу, достойную всякого восхищения и примера. Её именовали "Гипатией Непорочной" (точнее - "всегда чистой"), по тому, что она воплотила в себе все возможные добродетели. От обретённых мощей хлынули потоки чудотворений, и народное прославление святой мученицы Христовой было уже неостановимо. Администраторам церкви пришлось дать распоряжение составить церковную службу, и написать житие. От её имени был оставлен только эпитет - "всегда чистая", что и означает имя Екатерина. Дата её рождения была перенесена так, чтобы переложить вину за её страдания на языческого властителя, но было невозможно затереть её величайшие мудрость и нравственность, которые так и попали в житие, только превратившись из языческих в христианские.

Совершенно очевидно, что великая свидетельница Христовой Истины, благодатный плод духовного пути которой всем очевиден по её почитанию и ответной помощи, избрала путь намеренного непринятия внешних форм христианской религиозности из солидарности со своими притесняемыми языческими собратьями. Она шла к Истине и несла Свет людям, не заворачиваясь в оболочку той внешней формы, которая так расходилась со своим содержанием при патриархе Кирилле и его предшественнике. Нельзя точно сказать, была ли Гипатия тайной христианкой, но по духовной своей сути она пребывала в Церкви, как в духовном Теле Христа, потому что не соглашалась ни на какую Его подмену, и стремилась именно к Самой Любви и Истине. Ведь Христос говорит, что только Он и есть "единственный Пастырь Своего единого стада", и "Он знает овец Своих, которые знают голос Пастыря своего", т.е. слышат Его истинное слово. А окаянные деспоты, именующие себя в Его Церкви "отцами, учителями и наставниками", как и их духовный предок Каин, - невинной кровью и костями праведных мостят широкие пути к СВОИМ "священным" целям, спекулируя на "оскорблённости религиозных чувств" у одурманенных и озлобленных масс. Но Христос ясно говорит о тех, кто от Его имени обтяпывает СВОИ "священные" делишки, что Он "не знает их, и откуда они". Это очень страшные слова, - ведь то, что не хочет знать Всезнающий, не имеет участия в вечной жизни, ибо вдохновителем их религиозной деятельности является АД! Нам же Христос говорит о той Истине, о которой лишь "пустозвонят" в Церкви окаянные "слепые поводыри, севшие на Моисеевом седалище", - чтобы мы "всё исполняли и хранили, но в делах их не участвовали".

Кириллова система так потрудилась, что до нас не дошло ни одного текста из множества трудов Гипатии, которые упоминаются у авторов того времени. Только лишь две её фразы сохранились в их текстах: «Сохраняй свое право на размышление, - мыслить неправильно лучше, чем не думать совсем» и «Учить людей верить в суеверия, - самое чудовищное и преступное дело». В них ясно просматривается основная причина её полемики с окаянным Кириллом, который потом, к сожалению, был причислен к лику святых Церкви Христовой, как победитель в баталиях за чистоту церковного вероучения. Но одно другого не исключает, ведь Каин в Церкви всегда маскирует свои злодеяния под Её защиту. Но с этой трагической ошибкой в Церковь прополз и был узаконен образ "непримиримого и деятельного администратора и защитника церковной ограды", а по сути тюремщика и инквизитора. Утверждения же, что все труды относимые к авторству Кирилла Александрийского, принадлежат ему лично, так же нелепы, как и считать, что все "пасхальные послания" пишет сам патриарх.

В историческом описании Гипатии, житии Кирилла Александрийского, и житии Екатерины, совершенно очевидно просматривается единство личности античной праведницы, отражённой в этих текстах. Естественно, что в житии Кирилла Гипатия была перелицована в христианку, и пострадала она от неких "мятежников, ненавидящих мир", а вовсе не от злобных фанатиков - подручных Кирилла, которые, якобы её так горько оплакивали, что даже нечаянно устроили покушение на самого правителя Александрии. (Было бы смешно, если бы не было так тошно от этой "освящённой" лжи!) Вообще житие Кирилла заслуживает отдельного рассмотрения на предмет духа, совершенно противного Духу Христову. Например александрийские иудеи именуются там не иначе, как "бесы видимые", а язычники и христиане другого толка "слугами сатаны", не заслуживающие ничего большего, как уничтожение или изгнание. А методы "созидания и защиты церкви" больше напоминают безжалостную колонизацию Америки, со строительством вавилонской башни. Можно было бы просто плюнуть на всю эту стародавнюю мерзость, но ведь её зловонный дух до сих пор душит дыхание нашей Церкви.

Ещё примечательно, как составители жития Екатерины умудрились угодить как своим заказчикам, старавшимся обелить "великого системщика" Кирилла, так и при этом не погрешить перед самой святой мученицей, - они использовали принципы символического библейского языка, от чего житие кажется наполненным какими-то странными деталями. Например: Девственная праведница, обручившаяся с самим Христом в чудном видении, носила подаренное Им кольцо, по которому и были позже опознаны её мощи. Это вполне соответствует реальности, т.к. девственная и религиозная Гипатия действительно носила уникальный статусный перстень со своим именем, как отличительный знак главы философской школы, и принадлежности к знаменитому роду, - ведь в то время перстни были как удостоверение личности (кстати, после обретения её мощей этот оригинальный перстень сразу куда-то затерялся). О той части жития, где Екатерина победила в состязании со "сборной командой" языческих мудрецов, совершенно ясно, что речь идёт о собрании христианских богословов, отстаивавших антихристианские принципы "системности" церкви, и которых Гипатия совершенно опрокинула, основываясь на превосходном знании философии и Священного Писания, что подтверждается историческими свидетельствами.

А дальше начинаются совсем удивительное, детальное повествование, - о "некоем вельможе", внушившем нечестивому императору изготовить механизм для устрашения святой, состоящий из четырёх колёс, вращающихся в разные стороны, с закреплёнными на них остриями для кромсания плоти. Это не только указание на действительную причину смерти праведницы, но и довольно точный символ того, каким бесчеловечным мясорубочным механизмом становится единая Вселенская Церковь, разделившаяся и враждующая сама в себе. В житии указано даже небывалое имя этого "внушающего вельможи" - Хурсаден, что в обратном прочтении (Недасрух) и переводе с арамейского буквально означает "дух превосходства" ("руах" - дух, "надэ" - превосходство, отсюда популярное сирийское имя Надас - превосходный). Это тот самый ЗЛОЙ ДУХ ВЛАСТИ, под внушением которого и происходят все "священные" мерзости (и не только в церкви), творимые теми, кто не имеют в себе любви, - они обольщены самим диаволом, и уверовали в некое мнимое своё "качественное ПРЕВОСХОДСТВО" дающее им "право" проливать кровь брата своего "по совести". Недаром в житии Екатерины говорится о том, что именно архангел Михаил, сошедший с Неба, сокрушил эту "пыточную конструкцию", разлетающиеся куски которой поразили всех тех, кто приводил её в движение, - это всё тоже довольно точно в своём символизме. Правда, в житии мученицы, на императора это не произвело никакого впечатления, и он приказал обезглавить святую. Кстати, она именуется в Церкви именно, как ВЕЛИКОмученица, что указывает на длительные и тяжкие её страдания, а тех же, кого усекли мечом, именуют просто "мучениками", - это ещё одна показательная деталь.

На иконах святая великомученица Христова Екатерина-Гипатия изображается с мечом в руке, - как с символом рассуждения и стойкости в духовной брани; пальмовой ветвью, - как с символом нравственной чистоты и победы; и на фоне сокрушённых пыточных колёс, как символа разрушения сатанинских усилий сделать из живого Тела Церкви - бездушный системный механизм.

В наши дни особенно актуален этот ТИПИЧНЫЙ ПРИМЕР того, как Истину в Церкви может отстаивать Каин, заражая множество других своей закваской фарисейской (законнической), саддукейской (националистической) и иродовой (властно-политической). И делает он это ВСЕГДА ценой крови брата своего, приносимого в жертву своему "священному служению". "Служение" же это узнаётся по плодам, как ОБОРОТНИЧЕСКИЙ САТАНИНСКИЙ КУЛЬТ, а Истина всегда остаётся Истиной, кто бы её не изрекал, - ведь и бесы исповедовали Христа (но только своим мучителем). Такой "изрекающий", по слову апостола, это всего лишь окаянный "пустозвон", не имеющий любви, и не знающий сердцем эту Истину, столь яростно им отстаиваемую. Потому Христос и говорит таковым: "Не знаю вас, и откуда вы!". А праведницу Свою Он знал и прославил, хоть мы и почитаем её под именим Екатерины.


В 2009 году под названием "Агора" вышел довольно тошнотворный фильм по мотивам указанных событий. Это идеологическое испражнение не заслуживает внимания ни с точки зрения исторической точности, ни хорошей игры актёров. В этом фильме вообще не изображен ни один нормальный, хоть сколько-то вменяемый человек (особенно из среды христиан), отчего он смотрится с очень большим трудом. Роль Гипатии исполнила весьма посредственная актриса, не обладающая ни красотой, ни грацией, ни даже способностью изобразить умное выражение лица. А самое нелепое, что главу неоплатонической (философско-религиозной) школы в фильме сделали научным атеистом, главным достижением которого было открытие эллиптической траектории движения космических тел. Но такова уж вся духовная сущность Каина, - сперва нагадить, а потом самому же и возмущаться, требуя от других покаяния в том, что было для них наказанием.

Всегда связывается с мужчинами. Однако в истории были женщины-ученые с мировым именем, внесшие неоценимый вклад в развитие человечества.

Женщины-ученые в Древнем мире

Русские женщины-ученые с мировым именем

К большому сожалению не все великие женщины-ученые получили признание, но, тем не менее, их труд заслуживает большого уважения.

Великие женщины-ученые других стран

Считается, что открытия, сделанные женщинами, не оказали влияния на развитие человечества. Но практически каждая страна может назвать имена представительниц прекрасной половины, которые достигли блестящих результатов в развитии мировой науки.

1.Мария Склодовская-Кюри (1867 – 1934) – польская эмигрантка вместе с мужем занималась разработками радиоактивных металлов. Ей принадлежит получение радия и полония. Мария дважды становилась лауреаткой Нобелевской премии: в 1903 году по физике, в 1911 году по химии. Но пренебрежение средствами защиты при получении радия привело к развитию лейкоза. После смерти работу Марии Кюри продолжила ее дочь, которая также получила Нобелевскую премию за вклад в развитие физики.

(1920 – 1958) – английский биофизик, открывшая ДНК. Ее лабораторные опыты помогли получить рентгеновское изображение клетки в виде двойной спирали. В 1962 году ее коллеги получили Нобелевскую премию. Сама Розалинд до триумфального события не дожила всего 4 года.

(1815 – 1851) – дочь знаменитого поэта Байрона унаследовала от матери талант к вычислительным наукам. Это первая женщина, занимавшаяся программированием. Изучив машину Беббиджа (ее мужа) девушка составила собственные алгоритмы и создала первую программу для работы огромного калькулятора. До конца машина собрана не была, но Ада вошла в историю как первый программист-женщина.

(1878 – 1968) – немецкий физик, первая женщина-профессор в Германии, выявила способ расщепления ядра с выделением большого количества энергии. Слабая экономика страны в то время не позволила закончить разработки, и про Лизу забыли, хотя ее коллега в 1944 году все же получил Нобелевскую премию. В ее честь был назван один их элементов таблицы Менделеева.

(1902 – 1992) – американский биолог. Всю жизнь занималась исследованиями генетики растений. Долгое время ее открытия не внушали доверия. Нобелевскую премию в 1983 году Барбара получила за описанные методов изменения и перемещения генов. Также она смогла объяснить устойчивость бактерий к антибиотикам и доказала, что эволюция развивается не медленным темпом, а скачками.

(1906 – 1992) – американский математик, доцент. Занималась программированием во время службы на флоте, переводила баллистические таблицы и коды для первого компилятора (компьютера) MARK-I. Благодаря Грейс появился первый язык программирования COBOL.

(1914 – 2000) – американская актриса, изобретатель. За свою кинокарьеру Хеди снялась более чем в 50 фильмах, но мало кто знает, что женщина параллельно занималась наукой. Благодаря ей мир узнал о сотовой связи, навигаторе, wi-fi. В 1942 году Хеди запатентовала программу управления торпедами, которая была оценена спустя годы. В день ее рождения теперь празднуют День изобретателей.

Список женщин, сделавших вклад в развитие человечества можно продолжать, начиная . Но устои общества и менталитет многих народов попросту не позволяли "слабому" полу заниматься наукой. Тем не менее, женщины-ученые с мировым именем смогли доказать свою значимость не только стране, в которой жили и творили, но и всему миру.