Организация работы зоны то 1. Определение годового пробега подвижного состава

При небольшом списочном составе парка АТП, а следовательно, и небольшой программе ТО не удается использовать поточный метод обслуживания. В этом случае ТО проводят на универсальных постах, обеспечивающих полное выполнение перечня обязательных операций ТО-1 (или ТО-2)на каждом из них.

Широкое применение универсальных постов объясняется также разномарочностью подвижного состава на многих АТП, которая делает невозможным эффективное использование поточных линий даже на средних и крупных предприятиях. При использовании для ТО универсальных постов применяется частичная или полная специализация исполнителей - по видам работ или по группам агрегатов.

Посты используются тупикового и проездного типов. Проездные посты, позволяющие сохранить маневрирование подвижного состава, наиболее предпочтительны для обслуживания автопоездов и автобусов сочлененного типа.

При программе обслуживаний не более 8 автобусов в сутки НИИАТ рекомендует выполнять ТО-1 на универсальном тупиковом посту (Рис. 38).

Рис. 38. Технологическая планировка универсального

поста для ТО-1 автобусов:

1 - тележка для сбора фильтрующих элементов; 2 - стол-ванна для промывки фильтров; 3 - стол-ванна для чистого масла на подставке; 4 - ларь для чистых обтирочных материалов; 5 - наконечник с манометром для воздухораздаточного шланга; 6 - стационарная компрессорная установка; 7 - направляющие для колес автобуса; 8 - слесарный верстак; 9 - стеллаж-вертушка для нормалей (крепежных деталей); 10 - маслораздаточная колонка; 11 - подъемник с креплением на стенке канавы; 12 - электромеханический солидолонагнетатель; 13 - маслораздаточный бак; 14 - переносной ящик для инструмента и нормалей (крепежных деталей); 15 - подставка для работы в осмотровой канаве;

При программе обслуживаний грузовых автомобилей меньше 11 в смену НИИАТ рекомендует выполнять ТО-1 на универсальных тупиковых постах (Рис. 39).

Рис. 39. Технологическая планировка универсального

тупикового поста для ТО-1 автомобилей ЗИЛ-130:

1 - слесарный верстак; 2 - ларь для обтирочных материалов; 3 - тележка для транспортировки аккумуляторных батарей; 4 - трехфазная штепсельная розетка; 5 - передвижной пост слесаря-ремонтника; 6 - воздухораздаточные автоматические колонки; 7 - стеллаж-вертушка для крепежных деталей; 8 - гайковерты для гаек колес; 9 - переходной мостик; 10 - установка для отсоса отработавших газов; 11 - передвижной пост электрика; 12 - ящик для инструмента и крепежных деталей; 13 - подставка под ноги для работы в осмотровой канаве; 14 - подъемник гидравлический, передвижной.

На этом же посту выполняют контрольные, регулировочные и крепежные работы по агрегатам и механизмам автомобиля, а также работы электротехнические, по системе питания и шинам.

При этом выполнение смазочных, заправочных и очистительных работ предусматривается на отдельном посту смазки. Производительность такого поста при пяти исполнителях на посту составляет 8-10 автомобилей в смену.

Примерная схема технологической планировки универсального поста ТО-2 для грузовых автомобилей ЗИЛ и ГАЗ на осмотровой канаве и на подъемнике представлена на рис. 40, 41.

Рис. 40. Схема технологической планировки поста ТО-2 на тупиковой канаве:

1 - подвод сжатого воздуха; 2 - тележка для транспортировки аккумуляторных батарей; 3 - бак для тормозной жидкости; 4 - слесарный верстак; 5 - ларь для обтирочного материала; 6 - тележка электрика - карбюраторщика; 7 - ящик для инструмента и мелких деталей; 8 - вращающийся стеллаж для мелких деталей; 9 - подставка под ноги рабочего при работе в осмотровой канаве; 10 - тележка передвижная слесаря; 11 - тележка для снятия и установки колес автомобиля; 12 - гайковерт для гаек колес; 13 - подъемник для вывешивания колес автомобиля; 14 - установка для отсоса отработавших газов; 15 - гайковерт для гаек стремянок рессор; 16 - воздухораздаточная автоматическая колонка.

Рис. 41. Схема технологической планировки поста ТО-2,

оборудованного подъемником.

1 - тележка для снятия и установки колес; 2 - ванна для промывки тормозных колодок; 3 - гайковерт для гаек колес; 4 - вращающийся стеллаж; 5 - секционный шкаф;

6 - гайковерт для гаек стремянок рессор; 7 - воздухораздаточная автоматическая колонка; 8 - тележка для перевозки аккумуляторных батарей; 9 - стол-тележка электрика; 10 - канцелярский стол; 11 - ларь для обтирочных материалов; 12 - подъемник; 13 - ящик для негодных деталей; 14 - верстак слесарный с тисками; 15 - передвижная подставка для рабочего при выполнении работ сверху;

На посту выполняют контрольные, регулировочные, крепежные операции, обслуживание электрооборудования, шин и приборов системы питания двигателя.

Смазочные и заправочные операции выполняются на посту ТО-1 или на отдельном посту.

202. Метод организации техпроцесса постовых работ ТР на универсальных постах.

Метод универсальных постов предусматривает выполнение работ на одном посту бригадой ремонтных рабочих различных специальностей или рабочими – универсалами высокой квалификации, этот метод применяют при небольшом списочном составе парка. Универсальный пост ТР обычно представляет собой осмотровую канаву, оснащенную оборудованием, обеспечивающим выполнение любых работ ТР на а/м. В траншее часто размещают оборудование, необходимое для выполнения сложных работ снизу а/м. траншея облегчает переход рабочих и перемещение оборудования из одной канавы в другую, что позволяет сократить потери рабочего времени и повысить степень использования оборудования. Посты могут быть как тупиковыми так и проездными. Преимуществом обслуживания на универсальных постах является возможность выполнения на каждом посту различного объема работ, а так же сопутствующего ТР при различной продолжительности пребывания а/м на каждом посту. Недостатки: необходимость многократного дублирования одинакового оборудования, ограниченная возможность применения высокопроизводительного гаражного оборудования, ограниченная возможность разделения труда и специализации работающих.

Перечень оборудования : 1. Тележка для колес. 2. Гайковерт полуоси 3. Передвижной пост слесаря-авторемонтника 4. Тележка для рессор 4. Маслораздаточная колонка 6. Гайковерт для колес 7. Шкаф 8. Пресс для снятия КПП 9. Приспособление для снятия кабин 10. Бак для масла 11. Переходной мостик 12. Подъемник канавный 13. Стеллаж для крепления деталей 14. Подставка под ноги 15. Вентиляционный отсос отработавших газов 16. Гайковерт для гаек стремянок и рессор 17. Бак для трансмиссионного масла 18. Бак для гипоидного масла 19. Емкость для слива трансмиссионного масла 20. Емкость для слива воды 21. Емкость для слива моторного масла. 22. Верстак слесарный 23. Ларь для обтирочных материалов 24. Подставка под двигатель 25. Бак для тормозной жидкости. 26 - всякого рода емкости, баки, воронки.

Сущность метода универсальных постов состоит в том, что все работы, предусмотренные для данного вида ТО, выполняются в полном объеме на одном посту группой исполнителей, состоящей из рабочих различных специальностей или рабочих-универсалов.

Одна из форм метода универсальных постов – обслуживание с переходящими специализированными звеньями (бригадами) рабочих или отдельными исполнителями. Сущность такой формы организации ТО-1 или ТО-2 заключается в следующем. На АТП организуют несколько универсальных (тупиковых или проездных) постов и столько же звеньев (бригад) рабочих, специализирующихся по видам работ ТО или по агрегатам, системам автомобиля. Обязательным условием при организации работ по этому методу является кратность сменной (при работе соответствующей зоны ТО в одну смену суточная программа равна сменной, т. е. N ic = N c м 1) программы по ТО данного вида числу постов (автомобиле – мест) и, следовательно, числу переходящих специализированных звеньев рабочих.

Например, если сменная программа ТО-1 (N c м 1) равна 12 обслуживаниям, то число специализированных звеньев и число постов зоны ТО-1 (П 1) может быть равно 2, 3, 4. При числе постов зоны ТО-2 (П 2), равном 3, сменная программа ТО-2 (N c м 2) должна быть равна трем или шести обслуживаниям, т. е. для зоны ТО-2 отношение N c м 2 / П 2 не должно превышать 2, а быть равным 1 или 2.

Трудоемкость работ для каждого звена подбирается с таким расчетом, чтобы они начинали и заканчивали работы одновременно на всех постах. После выполнения предусмотренного объема работ специализированные звенья меняются местами, т. е. переходят со своим инструментом, приспособлениями на другие посты по установленной схеме, используя при этом специальные передвижные тележки.

Число переходов (N пх )в общем случае будет на единицу меньше числа постов (П 1) данной зоны ТО, т. е. N пх = П 1 – 1.

Такая организация ТО более прогрессивна, хотя полностью недостатки метода универсальных постов она не устраняет, так как применение высокопроизводительного оборудования затруднено или его требуется большое количество.

Сущность метода специализированных постов состоит в том, что весь объем работ данного вида ТО распределяется по нескольким постам. Посты и рабочие на них специализируются либо по видам работ (контрольные, крепежные, смазочные и т. д.), либо по агрегатам, системам автомобиля. Кроме того, на АТП организуются отдельные специализированные посты, на которых производят определенные виды работ или операции независимо от вида ТО.

Это могут быть: централизованные посты смазки, посты для контроля и установки передних колес; для контроля и регулировки тормозных качеств автомобиля; прокачки тормозной системы и т. д.



Метод специализированных постов может быть поточным и операционно-постовым (последний не получил широкого применения в практике). Поточный метод ТО является наиболее прогрессивным, но его применение дает технико-экономический эффект только для АТП с большим числом одномарочного и однотипного подвижного состава.

При этом методе все работы выполняются на нескольких специализированных постах, расположенных в определенной технологической последовательности, совокупность которых называется линией обслуживания. Посты на линии обслуживания могут располагаться как прямоточно, т.е. по направлению движения автомобиля, так и в поперечном направлении.

В зависимости от характера работы поточных линий различают потоки непрерывного и прерывного (периодического) действия. Поток непрерывного действия применяется чаще всего на АТП при производстве ЕО, реже ТО-1. Потоки периодического действия в основном применяются на АТП для ТО-1, реже ТО-2.

Перемещение автомобилей по постам поточной линии может осуществляться своим ходом (с периодическим пуском и остановкой двигателей), перекатыванием вручную автомобилей, установленных на роликовых тележках по рельсам, с помощью конвейеров (напольных, подвесных), иногда кран-балками и другими способами. Обслуживание на потоке имеет целый ряд достоинств по сравнению с методом универсальных постов.

Недостатком любой поточной линии является невозможность изменения объема работ на каком-либо из постов, если для этой цели не предусмотреть заранее резервных «скользящих» рабочих, включаемых в выполнение дополнительно возникших работ сопутствующего ремонта. Поэтому для сохранения рассчитанного такта линии следует в составе специализированной бригады предусматривать 1-2 слесарей-ремонтников, а также не полностью загруженного бригадира, общий резерв времени которых должен составлять примерно 15% всего объема работ на линии.

Наличие дополнительного поста (тамбура) на самой линии или отдельно от нее, на котором можно было бы завершить работы, по каким-либо причинам не выполненные на потоке, также позволяет сохранить ритмичность в работе поточной линии.

При поточном методе проведения ТО-1 и ТО-2 специализацию пос­тов следует предусматривать по типовой технологии выполнения регламентных работ по видам технического обслуживания. Научно-исследова­тельским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) разработаны типовые схемы поточных линий ТО-1 (рис. 4.1) с различной пропускной способностью для грузовых и автобусных АТП, а также типовые схемы организации процесса ТО-2 для различных по мощности предприятий.

При проектировании (реконструкции) зон ТО (ЕО, ТО-1, ТО-2) дипломник должен выбрать и обосновать метод организации производства технического обслуживания по теме проекта, установленной в задании на проектирование.

На выбор метода обслуживания влияют следующие факторы:

– сменная программа по ТО данного вида;

– количество и тип подвижного состава;

– характер объема и содержание работ по данному виду ТО (постоянный или переменный);

– число рабочих постов для ТО данного вида;

– период времени, отводимый на обслуживание данного вида;

– трудоемкость обслуживания;

– режим работы автомобилей на линии. Необходимыми условиями проведения ТО-1 и ТО-2 на потоке являются следующие:

– сменная программа по технологически совместимому подвижному составу должна быть не менее: для ТО-1 – 12-15 обслуживаний, для ТО-2 – 5-6 обслуживаний (при наличии диагностических комплексов соответственно 12-16 и 7-8);

– наличие трех и более рабочих постов для ТО-1 одиночных автомобилей, для автопоездов – двух и более; для ТО-2 одиночных автомобилей четырех рабочих постов и более, для автопоездов – трех и более.

– расчетное число линий обслуживания данного вида должно быть целым числом с допустимыми отклонениями от него ±0,1 в пересчете на одну линию.

При соблюдении всех этих условий для зон ТО-1 и ТО-2 экономически целесообразным является поточное производство с применением конвейера или других механизмов для принудительного перемещения автомобилей.

Рис. 4.1. Пример схем технологических процессов:

a – технического обслуживания автомобилей в зоне ТО-1;
б – ремонта агрегатов в цехе (участке)

Если хотя бы одно из условий, приведенных выше, не выполняется, то применение конвейера или другого дорогостоящего оборудования для перемещения автомобилей считается экономически нецелесообразным, хотя принцип расположения постов в линию может соблюдаться, как и при поточном методе.

В таких случаях для зон ТО-1 и ТО-2 можно рекомендовать метод универсальных постов с переходящими специализированными звеньями (бригадами) рабочих, а для зоны ТО-2, кроме того, операционно-постовой метод обслуживания в несколько приемов-заездов.

КУРСОВАЯ РАБОТА

Участок для проведения ТО-1


Введение

технический обслуживание подвижной автомобиль

Автомобильный транспорт занимает одно из ведущих мест среди других видов транспорта и для того, чтобы обеспечить работоспособность автомобиля в течении всего периода эксплуатации необходимо периодически поддерживать техническое состояние комплексом технических воздействий, которые в зависимости от назначения и параметра можно разделить на две группы:

воздействия, направленные на поддержание агрегатов, механизмов, узлов автомобиля.

комплекс мероприятий первой группы составляет систему технического обслуживания (ТО) и профилактический характер, а второй систему восстановления.

У нас в стране принято планово-предупредительная система ТО и ремонт автомобилей. Сущность этой системы в том, что ТО осуществляется по плану, а ремонт - по потребности.

Принципиальные основы планово-предупредительной системы ТО и ремонта автомобилей установлены действующим положением о ТО и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.

ТО включает следующие виды работ: уборочно-моечные, контрольно-диагностические, крепежные, смазочные, регулировочные, электротехнические и другие работы, выполняемые, как правило, без разборки агрегатов и снятия с автомобиля отдельных узлов и механизмов.

Если при ТО нельзя убедится в полной исправности отдельных узлов, то их следует снимать с автомобиля для контроля на специальных стендах и приборах.

По периодически, перечню и трудоемкости выполняемых работ ТО согласно действующему положению подразделяется на следующие виды:

Ежедневное обслуживание (ЕО)

Первое (ТО-1) и сезонное (СО) техническое обслуживание. Положением предусматривается два вида ремонта автомобилей и его агрегатов:

текущий ремонт (ТР) выполняемый в автотранспортных предприятиях;

капитальный ремонт (КР) выполняемый на специализированных предприятиях.

ТО-1 заключается в наружном техническом осмотре всего автомобиля и выполнений в установленном объеме контрольно-диагностических, крепежные, смазочные, регулировочные, электротехнические и смазочных работ с проверкой работы двигателя, рулевого управления, тормозов и других механизмов.

Проводится ТО-1 периодически, через установленные интервалы по пробегу и должно обеспечить безопасную работу агрегатов, механизмов и систем автомобиля в пределах установленной периодичности.

ТР осуществляется в автотранспортных предприятиях или на станциях ТО и заключается в установлении мелких неисправностей и отказов автомобиля, способствуя выполнению установленных норм до капитального ремонта.

ТР заключается в проведении разборо-сборочных, слесарных, сварочных и других работ, а так же замены деталей в агрегатах (кроме базов) и отдельных узлов в автомобиле (прицепе, полуприцепе), требующих соответственно текущего и капитального ремонта.

При ТР ремонте агрегаты на автомобиле меняют в том случае, если время работы агрегата превышает время, необходимое для его замены.


1. Общая часть


1.1 Характеристика объекта проектирования и анализ его работы


Техническое обслуживание предназначено для поддержки автомобилей в технически исправном состоянии, выявления и предупреждения отказов и неисправностей, а также снижения интенсивности изнашивания деталей, узлов и механизмов путем проведения установленного комплекса работ:

контрольных смотровых и диагностических;

крепежно-регулировочных;

смазочно-очистительных;

электротехнических;

арматурных и других видов работ.

В данном курсовом проекте рассматривается автотранспортный участок, специализированный на текущем ремонте подвижного состава.

Состав участка составляет 300 единиц.

Тип предприятия - грузовой учасок предназначен для перевозки инертных материалов и строительных материалов.

Природно-климатическая зона, в которой эксплуатируется подвижной состав - умеренно-холодная.


Таблица 1. Количественный и качественный состав автомобилей

Марка подвижного составаБелАЗ 540КамАЗ 6520 (самосвал)Среднесуточный пробег (км) Lcc200300Пробег с начала эксплуатации (км) Lн.э100009600Списочное количество (шт.)150150

Количество рабочих дней в году - 250

Время начала работы - 800

Обед - 1200-1300

Время окончания работы - 1700

Средняя продолжительность работы в сутки - 800


2. Расчетно-технологическая часть


Данный раздел включает технологический расчет производственных подразделений по техническому обслуживанию, диагностике и текущему ремонту подвижного состава на автотранспортом участке.

Целью технологического расчета являются определение объема работ по участку ТО и ремонта, и расчет необходимого количества исполнителей.

Технологический расчет предполагает последовательность решения следующих основных задач:

выбор исходных нормативов режима ТО и ремонта и корректирования нормативов;

определение проектных величин коэффициента технической готовности и коэффициента использования автомобилей;

определение годового пробега автомобилей;

определение годовой и сменной программы по техническому обслуживанию автомобилей;

определение общей годовой трудоемкости ТО подвижного состава;

определение годовой трудоемкости работ по объекту проектирования;

определение количества ремонтных рабочих на участке.


2.1 Выбор исходных нормативов режима ТО и корректирование нормативов


Периодичность первого (второго) ТО определяется по формуле:


L1(2)=Lн1(2) ЧK1ЧK3,км (2.1.)


Где L1(2) - расчетная периодичность первого (второго) ТО.

Lн.1(2) - номинальная периодичность первого (второго) ТО.

[Приложение 0.1 табл. 0.1]

K1 - коэффициент корректирования, учитывающий категорию условий эксплуатации; [Приложение 1 табл. 1]

K3 - коэффициент корректирования, учитывающий природно-климатические условия;

L1 = 2000 Ч 1 Ч 0,9 = 1800 км

L1 = 3000 Ч 0,9 = 2700 км

Норма межремонтного пробега (пробег до капитального ремонта) определяется по формуле:


Lкр= L н кр ЧK1ЧK2ЧK3,км (2.2)


Где L нкр = номинальная норма межремонтного пробега (пробега до КР); [Приложение 0.1 табл. 0.2] 2 = коэффициент корректирования, учитывающий модификацию подвижного состава и организацию его работы;

Lкр = 100000 Ч 1 х 1 Ч 0,9 = 90000 км

Lкр = 300000 Ч 1 Ч 0,9 Ч 0,9 = 243000, км

Трудоёмкость ежедневного (первого, второго) ТО определяется по формуле:


t Е.О.= t нЕ.О 1,2ЧKK5 (2.3)


Где t нЕ.О.1,2 - номинальная трудоёмкость ежедневного (первого, второго) ТО;

K5 - коэффициент корректирования, учитывающий размеры участка и количество технически совместимых групп подвижного состава;

t Е.О. = 1 Ч 1 Ч 1,15 = 1,15 чел. Чч

t 1 = 13 Ч 1 Ч 1,15 = 14,95 чел. Чч

t Е.О.= 1 Ч 1 Ч 1,15 = 1,15 чел. Чч

t 1 = 13 Ч 1,15 Ч 1,15 = 17,16 чел. Чч

Удельная трудоёмкость ТР определяется по формуле:


t т.р = t н т.р. ЧK1ЧK2Ч K3Ч K4(ср) ЧK5 (2.4)


Где t т.р - расчётная удельная трудоёмкость ТР.

t н т.р - номинальная удельная трудоёмкость ТР.

K4(ср) - коэффициент корректирования, учитывающий пробег подвижного состава с начала эксплуатации.

В формуле (2.4) и (2.7) величины K4(ср), K4?(ср) рассчитываются по формуле:


K4(ср)= = 1,5 (2.5)


Величина K4? (ср) рассчитывается по аналогичной формуле с заменой величины K4(n) на K4?(n)


K4? (ср)= = = 1,28 (2.6)


t т.р = 22 Ч 1 Ч 1 Ч 1,1 Ч 1,15 Ч 1,15 = 41,75 чел. Чч/1000

t т.р = 22 Ч 1 Ч 1,15 Ч 1,1 Ч 1,15 Ч 1,15 = 48 чел. Чч/1000

Норма дней простоя автомобиля в ТО на 1000 км пробега определяется по формуле:


d то и тр = d нто и тр* K4? (ср), дн (2.7)


d то и тр - расчетная (скорректированная) норма дней простой в ТО на 1000 км пробега.

d нто и тр - исходная норма простоя в ТО на 1000 км пробега.

d то и тр = 0,65 Ч 1,28 = 0,83 ДН/1000

КамАЗ 53212

d то и тр = 0,65 Ч 1,28 = 0,44 ДН/1000

Норма дней простоя автомобиля и прицепного состава в КР:

d кр = 35 дн

КамАЗ 53212

d кр = 30 дн

Скорректированные нормативы приведены в таблице 2.


Таблица 2. Исходные скорректированные нормативы ТО и ремонта

МаркаИсходные нормативыКоэффициенты корректированияСкорректированные нормативыОбозначениевеличинаK1K2K3K4(ср) K4(ср)K5KрезОбозначениеВеличинаБелАЗ 540 L н1, км20001-0,9--0,9L 1(км)1800L н2, км80001-0,9--0,9L 2(км)7200L нкр, км100000110,9--0,9L кр(км)67500t нео, ЧЕЛ/Ч1,0-1--1,151,15t ео(ЧЕЛ/Ч)1,32t н1,ЧЕЛ/Ч13-1--1,151,15t 1(ЧЕЛ/Ч)17,16t н2,ЧЕЛ/Ч58,5-1--1,151,15t 2(ЧЕЛ/Ч)77,22t нтр,ЧЕЛ/Ч22111,11,51,151,9t тр(ЧЕЛ/Ч)48dнто и тр, дн0,65---1,28-1,28dто и тр(дн)0,83dнкр,дн35------dкр (дн)-КамАЗ 5511 L н1, км30001-0,9--0,9L 1(км)2700L н2, км120001-0,9--0,9L 2(км)10800L нкр, км30000010,850,9--0,77L кр(км)243000t нео,ЧЕЛ/Ч1-1--1,151,15t ео(ЧЕЛ/Ч)1,15t н1,ЧЕЛ/Ч13-1,15--1,151,32t 1(ЧЕЛ/Ч)17,16t н2,ЧЕЛ/Ч58,5-1,15--1,151,32t 2(ЧЕЛ/Ч)77,22t нтр,ЧЕЛ/Ч2211,151,11,151,152,18t тр(ЧЕЛ/Ч)48dнто и тр, дн0,65---1,28-1,28dто и тр(дн)0,83dнкр,дн30------dкр (дн)-

2.2 Определение проектных величин коэффициента технической готовности и коэффициента использования автомобилей



Где бТ - коэффициент технической готовности автомобилей.

Lсс - Среднесуточный пробег автомобиля.то и тр - количество дней простоя автомобиля в ТО. кр - количество дней простоя в КР.

Lсркр - расчётная норма межремонтного пробега, определяется по формуле:


Lсркр = LкрЧ (1-) (2.9.)


Где Lкр - норма пробега до КР.

A5 - количество автомобилей прошедших ремонт.

A - количество автомобилей данной марки.


A5 = ЧA (2.10.)


Если > 1, то A5 = А.

БелАЗ 540 Lсркр = 90000 Ч (1-) = 65700, км

КамАЗ 5511 Lсркр = 243000 Ч (1-) = 182250, км

БелАЗ 540 бТ = = 0,99

КамАЗ 5511 бТ = = 0,94


би = Ч бТ Ч Ки (2.11.)


Где би - коэффициент использования автомобилей. рг - количество рабочих дней.

Ки - коэффициент снижения использования техники исправных автомобилей по организационным причинам (приближённо равный 0.93 ч 0.97).

БелАЗ 540 би = Ч 0,99 Ч 0,93 = 0,63

КамАЗ 5511 би = Ч 0,94 Ч 0,93 = 0,6


2.3 Определение годового пробега подвижного состава


УLГ = 365 Ч А Ч Lсс Ч би (2.12.)


Где УLГ - годовой пробег автомобилей в атп.

А - списочное количество автомобилей.

Lсс - среднесуточный пробег одного автомобиля.

БелАЗ 540 У= 365 Ч 10 Ч 200 Ч 0,63 = 459900 км

КамАЗ 5511 У= 365 Ч 15 Ч 400 Ч 0,6 = 1368750, км


2.4 Определение годовой и сменной программы по техническому обслуживанию автомобилей


Nео =, ед (2.13.)


Где Nео - годовая программа ежедневных ТО

УLГ - годовой пробег автомобилей в атп. [с 12]

Lсс - среднесуточный пробег одного автомобиля. [с 7]

БелАЗ 540 Nео = 2299 ед.

КамАЗ 5511 Nео = = 3285 ед.

Количество технических обслуживаний за год определяется по формуле:


N2 =, ед (2.15.)

N1 = - N2, ед (2.16.)


Где N1(2) - годовая программа ТО-1 (2)

БелАЗ 540 N2 = = 64 ед

N1 = - 64 = 192 ед

КамАЗ 5511 N2 = = 121,67 ед

N1 = - 126,74 = 365 ед

Сменная программа по любому из технических воздействий определяется по формуле:



Где N-годовая программа по соответствующему воздействию (ТО-1)

Ссм - количество рабочих смен в сутки соответствующего подразделения

БелАЗ 540 NСМ (ТО-1) = = 0,77 ед

КамАЗ 5511 NСМ (ТО-1) = = 1,46 ед


2.5 Определение общей годовой трудоёмкость ТО подвижного состава на участке


TТО = TЕО + T1 + T2 + TСО,чел. Чч (2.18)

TЕО = tЕО Ч КМ Ч NУМР,чел. Чч (2.19)

T1 = t1 Ч N1,чел. Чч (2.20)

T2 = t2 Ч N2,чел. Чч (2.21)

TСО =c Ч t2 Ч 2ЧA, чел. Чч (2.22)


В формуле (2.22) КМ - коэффициент механизации показывает снижение трудоёмкости за счёт механизации работ ЕО.

Величина КМ определяется по формуле:


КМ = 1- (2.23)


Где М - доля работ ЕО, выполняемых механизированным способом и приближённо принимая по таблице 2.1. , М = 65

В формуле (2.15) С = 0,3 для умеренно - холодных климатических районов.

КМ = 1-= 0,35 для всех автомобилей.

БелАЗ 540 TТО = 694 + 2870 + 4306 + 463,32 = 8333 чел. Чч

TЕО = 1,15 Ч 0,35 Ч 1724 = 694 чел. Чч

T1 = 14,95 Ч 192 = 2870 чел. Чч

TСО= 0,3 Ч 77,22 Ч 2 Ч 10 = 463,32 чел. Чч

КамАЗ 5511 TТО = 992 + 6263 + 9395 + 695 = 17345 чел. Чч

TЕО = 1,15 Ч 0,35 Ч 2463,75 = 992 чел. Чч

T1 = 17,16 Ч 365 = 6263 чел. Чч

TСО = 0,3 Ч 77,22 Ч 2 Ч 15 = 695 чел. Чч

Годовая трудоёмкость по ТР подвижного состава определяется по формуле:


ТТР = Ч tТР, чел. Чч (2.24)


Годовой пробег а/м

БелАЗ 540 ТТР = Ч 41,75 = 19201 чел. Чч

КамАЗ 5511 ТТР = Ч 48 = 63072 чел. ч

Общий объём работ по ТО подвижного состава участка определяется суммированием величин трудоёмкости рассчитанных по формулам (2.18.) и (2.24) , т.е.:


ТТОиТР = ТТО + ТТР, чел. ч (2.25)


БелАЗ 540 ТТОиТР = 8333 + 19201 = 27534 чел. ч

КамАЗ 5511 ТТОиТР = 17345 + 63072 = 80417 чел. ч


2.6 Определение годовой трудоёмкости по участку ТО


ТТР(пост.цех.) = , чел. ч (2.26)


СТР - количество процентов выпадающих на долю цеховых работ из общего объёма работ по текущему ремонту, которые принимаются из Приложения 1 методических указаний.

БелАЗ 540 ТТР(пост.цех.) = = 7104 чел. ч

КамАЗ 5511 ТТР(пост.цех.) = = 22075 чел. ч


2.7 Определение количества ремонтных рабочих на участке ТО


Общее технологически - необходимое (явочное) количество ремонтных рабочих на участке определяется по формуле:


Ря(ТОиТР) =, чел. (2.27)


Где ФР.М. - номинальный годовой фонд рабочего времени,

ФР.М. = 1860

БелАЗ 540 Pя атп (ТОиТР) = = 15 чел.

КамАЗ 5511 Pя атп (ТОиТР) == 43 чел.

Расчёт общего количества рабочих на участке.


Pя атп (ТОиТР) = Pя атп (ТОиТР) БелАЗ+ Pя атп (ТОиТР) КрАЗ + Pя атп (ТОиТР) КамАЗ + Pя атп (ТОиТР)ГКБ


SPя атп (ТОиТР) = 15 + 55 + 43 + 3 = 116 чел.

Технологически необходимое явочное количество исполнителей по соответствующим объектам проектирования определяется по формуле:


РТР(ПОСТ. ЦЕХ.) =(2.32)


БелАЗ 540 РТР(ПОСТ..ЦЕХ.) = = 4 чел.

КамАЗ 53212 РТР(.ПОСТ.ЦЕХ.) = = 12 чел.

Расчёт общего количества рабочих в цехе ТО.


Ртр(пост.цех)БелАЗ + Ртр(пост.цех)КрАЗ + Ртр(пост.цех)КамАЗ +Ртр(пост.цех)ГКБ (чел.) (2.33)


(пост. цех.) = 4 + 17 + 12 + 1 = 34 чел.

Штатная ведомость работающих в цехе ТО. Расчёт количества вспомогательных рабочих по участку ТО.

Определение численности вспомогательных рабочих составляет 10-20% от числа основных производственных рабочих .

РВСП = PОСН Ч (0,1 ч 0,2) чел.

РВСП = 34 Ч 0,2 = 6,8, принимаю 7 чел.

Расчёт количества рабочих ИТР .


3. Организационная часть


В организационном разделе разрабатывается решение следующих задач:

выбор метода организации производства ТР на участке;

выбор метода организации технологического процесса на объекте проектирования;

выбор режима работы производственных подразделений;

расчет количества постов в зоне ТР;

распределение исполнителей по специальностям и квалификации;

подбор технологического оборудования;

расчет производственной площади объекта проектирования и объемно-планировочное решение;


3.1 Выбор метода организации производства на участке


Задачи технической службы участка: поддержание в технически исправном состоянии подвижного состава, технологического оборудования, зданий, сооружений, коммуникаций.

Организация производства ТО и ремонта основана на формировании производственных подразделений по техническому процессу и внедрении централизованного управления (ЦУП).

Основные организационные принципы этого метода заключаются в следующем:

Управление процессом ТО и ремонта подвижного состава осуществляется Централизованно отделом управления производства.

Организация ТО и ремонта на участке основывается на технологическом принципе формирования производственных подразделений (комплексов), при котором каждый вид технического воздействия (ТО-1; ТР автомобилей, ремонт агрегатов) выполняется специализированными подразделениями.

Подразделения (бригады, участки и исполнители), выполняющие однородные виды технических воздействий, для удобства управления ими объединяются в производственные комплексы (комплекс диагностики и технического обслуживания, комплекс текущего ремонта, комплекс ремонтных участков).


Схема 1. Управления производством ТО на участке


Подготовка производства - комплектование оборотного фонда, доставка агрегатов, узлов и деталей перед отправкой в ремонт, обеспечение рабочим инструментом.

Обмен информацией между отделом управления и всеми производственными подразделениями базируется на двухсторонней диспетчерской связи, средствах автоматики и телемеханики.


3.2 Выбор метода организации технологического процесса в цехе ТО


В данном проекте я принимаю между универсальных и специализированных постов.

Для автомобиля КамАЗ - 5511 с прицепом я организовал ТО-1 на специализированных постах одной линией (поточным методом), т.к. он обеспечивает повышение производительности труда, вследствие специализации постов, рабочих мест и исполнителей, создается возможность для более широкой механизации работ, способствует повышению и технологической дисциплины, обеспечивает непрерывность и ритмичность производства, снижает себестоимость и повышает качество обслуживания, способствует улучшению условий труда и сокращению производственных площадей.

Для автомобилей БелАЗ - 540 я выбрал метод универсальных постов, т.к. малая сменная программа по ТО, в которой эксплуатируется разнотипный подвижной состав.


Схема 2. Управления зоны ТО на участке


Схема технологического процесса на участке ТО.

Поступившие с зоны ожидания автомобили заходят на пост обогрева и контрольно-диагностических работ, где они обследуются для дальнейшего решения, какого типа работы будут произведены по ТО, после автомобиль заходит на пост, где производят крепежные работы, протяжка болтовых соединений и узлов, далее автомобиль поступает на регулировочные работы, электротехнические, шинные. На смазочных работах производится смазка узлов и агрегатов автомобиля. После зоны ТО-1 автомобиль проходит на контроль ОТК, после чего решается ставить автомобиль в зону ТО-2 или ТР или выпускать на линию.


Схема 3. Схема технологического процесса технического обслуживания


3.3 Расчет количества постов в зонах ТО


Количество постов в зоне ТО-1:



Где R - ритм производства, т.е. время одного обслуживания, рассчитывается по формуле:



Где Тсм - продолжительность работы зоны ТО за одну смену, принимаю 8 ч;

Ссм - число рабочих смен;

Nсм - сменная программа по ТО;

Такт поста, рассчитывается по формуле:



Где Nг - годовая программа по ТО

Т - годовой объем работ в зоне ТО

Pn - среднее число рабочих, принимаю 3 ч

tn - время на перемещение автомобиля при установке на пост и съезд с поста, принимаю 3 мин

3 = 302 ед

3 = 1349 ед

n1 = = 1,05 ед

3 = 346 ед

3 = 1547 ед

В формуле (3.6) KН учитывает неравномерность поступления автомобилей в зону ТР. Для крупных АТП рекомендуется принимать KН =1,2, для мелких - KН =1,5. Я принимаю KН = 1,5.

n ТР = 2 + 1 = 3 ед

КамАЗ 53212

n ТР = 6 + 3 = 9 ед


3.4 Распределение исполнителей по специальностям и квалификации


Общее количество исполнителей в производственных подразделениях, полученное расчетом в п. 2.7., распределяют по специальностям (видам работ) и квалификации.

В данном проекте по техническому обслуживанию количество исполнителей для каждого вида работ определяют с учетом примерного распределения общего объема работ по ТО. Результаты расчета и принятое количество исполнителей различных специальностей с учетом возможного совмещения профессии представляю в виде таблицы 3.2.


Таблица 3. Распределение исполнителей в зоне ТО-1 по специальностям

Виды работРаспределение трудоёмкости, %Количество исполнителейрасчётноепринятое1. Диагностические70,1612. Крепежные363,333. Регулировочные90,814. Электротехнические90,815. По системе питания70,1616. Шинные90,817. Смазочные, заправочно-очистительные232,122

Итого: 100% 9,2 10


3.5 Подбор технологического оборудования


Таблица 4. Технологическое оборудование

НаименованиеТип и модельКол-воРазмер в плане ммОбщая площадь м2Маслораздаточная колонка367М5-Д4265*4300,21Установка для сбора отработавшего маслаС-5083730*5500,4Солидоло-нагнетательНИИАТ 3095690*3750,3Установка для заправки масломС-2294425*4700,2Тележка аккумуляторная для пуска двигателя в холодное время года536 М31360*7000,95Прибор для проверки и регулировки фарК-3103900*7300,66Комплект оборудования и приспособления для ТО Аккумуляторной батареиКИ-3893900*3000,27Дымомер-фотомерСМОГ-13565*8500,48Универсальный газоализатор выхлопных газовГИАМ-27-023525*3500,18Прибор для проверки пневматического привода тормозной системыК-235М3610*1150,07Устройство зарядноеЗУ-1М3480*3200,15Электрогайковерт для гаек колес грузовых автомобилейИ-33081100*6500,7Станок для обдирочных работ и заточки инструментаОШ-13420*5350,23Подъемник канавный передвижнойП-2465850*1000,85Подъемник-комплект передвижных стоекП-23841110*12081,34Тележка для снятия, установки и транспортировки колесП-25441160*9101,1Домкрат гидравлическийДГ-258185*1450,04Домкрат гаражный гидравлическийП-30862010*3100,62Подвесная кран-балкаЭД-101г/п 10тСтеллаж-вертушка для крепления деталейС.и.1270*700,005Воздухораздаточная колонкаС-413М7360*3600,13Тумба для брусков противооткатныхС.и.4800*6000,48Стеллаж секционныйС.и.8600*4000,24Стол-ванна для промывки фильтровС.и.5800*6000,48Ящик для инструментов и крепежных деталейС.и.61000*8000,8Слесарный верстакС.и.62000*10002Ларь для обдирочных материаловС.и.6800*6000,48

3.6 Расчет производственной площади и объемно-планировочное решение сварочно-шиномонтажного цеха


В проектах по зоне текущего ремонта определение производственной площади производится по формуле: = KПЧ fа Ч n (3.4)


Где: F - площадь зоны ТО, м2;

KП - коэффициент плотности расположения постов, принимается по данным таблицы 4.6.

fа - площадь горизонтальной проекции автомобиля, м2, принимается по автомобилю, имеющему наибольшие размеры;

n - количество постов в зоне ТР, принимается по результатам расчёта в п. 3.5.

БелАЗ 540 F = 4,5 Ч 25,23Ч4 = 454,14 м2

КамАЗ 5511 и КрАЗ 256 F = 4,5 Ч 21,38 Ч 12 = 1155 м2

В проектах по ремонтным цехам (участкам) производственная площадь рассчитывается по формуле:


F = KПЧ f об (3.5)


Где: F - площадь цеха, м2;

KП - коэффициент плотности расположения оборудования, принимается по данным таблицы 4.6 методических указаний по выполнению курсового проекта, принимаю равным 4,5.

fа - площадь горизонтальной проекции оборудования, м2, принимается по сумме площадей оборудования.

F = 4,5 Ч 62,29 = 280,5 м2

БелАЗ 540 F = 280,5 + 1155 = 1435,5 м2

КамАЗ 5511 F = 280,5 + 454,14 = 734,64 м2

УFфак = 1435,5 + 734,64 = 2170 м2

Площадь и объем участка ТО

Fцех = 2170 м2

Vцех = 26460 м3


Заключение


В данном курсовом проекте, я рассмотрел и решил следующие задачи:

произвел корректирование нормативов;

определил коэффициент технической готовности и коэффициент использования автомобилей;

определил годовой пробег автомобилей (грузовых) на участке;

определил трудоемкости по всем видам работ;

определил количество ремонтных рабочих на участке и объекте проектирования;

выбрал метод организации ТО участка;

распределял рабочих по специальностям и квалификациям;

делал подбор оборудования и оснастки;

производил расчет производственной площади;

в разделе охрана труда

В полном объеме решил все задачи, поставленные передо мной в задании на курсовой проект.


Список используемой литературы


1. Бибиков В.Н. Методическое указание по выполнению курсового проекта. Н. Новгород: 1991.

Карагодин В.И., Несвитский Я.И., Левинсон Б.В., Бабин П.В., Черкис В.Н. Справочник по техническому обслуживанию автомобилей. Киев: 1968.

Сафонова М.А. Методическое пособие по расчету вентиляции АТП и сварочных цехов. Братск: 1999.

Сафонова М.А. Методическое пособие по расчету искусственного освещения производственных помещений. Братск: 2000.

Краткий справочник НИИАТ - М.: Транспорт, 1980.

Новые нормы расхода топлива и ГСМ. - М.: ИНФРА-М, 2000.

Сафонова М.А. Методическое пособие к курсовому и дипломному проектированию для студентов специальности 1705 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» - Братск: ПЛ-63, 1998.

Крамаренко Г.В. Техническая эксплуатация автомобилей. - М.: 1972.

Митрохин Н.Н. Ремонт автомобилей и двигателей. - М.: 2001.

Карташов В.П. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий: Учебное пособие для учащихся автотранспортных техникумов. - М., Транспорт, 1977.

Рогова Л.А. Технологическое проектирование АТП. - БрИИ, 2000.

29kb. 20.02.2006 02:11

Кожухов(19-01).doc

АННОТАЦИЯ
В данном дипломном проекте рассмотрена работа автотранспортного предприятия ТОО «Автопарк» и выполнены расчеты по технологическому проектированию и организации работы зоны ТО-1 с предложением повышения ее производственной мощности.

Проект состоит из нескольких частей, в которых решаются соответствующие каждой сфере вопросы, имеющие непосредственное отношение к работе АТП.

Расчеты направлены на улучшение работы АТП с учетом происходящих изменений и тенденций в автотранспортной промышленности, на адаптирование предприятия к условиям рынка, целесообразность которых обосновано в экономической части проекта.

Уделено внимание вопросам охраны труда, где определяются пути решения проблем безопасности при выполнении работ и способы определения токсичности двигателей.

В конструкторской части проекта проведен анализ существующих моделей солидолонагнетателей и внесены экономически целесообразные изменения в конструкцию выбранной модели.

В последней части проекта выполнен расчет экономической эффективности, где определены соотношения затрат и получаемой прибыли.

Дипломный проект выполнен в объеме 104 листов пояснительной записки и содержит 10 листов графического материала.


  1. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ…………..……………8

    1. Краткая характеристика ТОО «Автопарк»…………………………….. 8
1.2 Технико-экономические показатели ТОО «Автопарк»……………… 9

1.3 Анализ технико-экономических показателей…………………………..10

1.3.1 Структура подвижного состава предприятия…………………….10

1.3.2 Коэффициент технической готовности и выпуска………………11

1.3.3 Списочное количество автомобилей……………………………..12


      1. 1.3.4 Общий пробег автомобильного парка……………………………12
1.3.5 Время нахождения автомобиля в наряде…………………………13

1.3.6 Число автомобиле-дней в работе………………………………….13

1.3.7 Эксплуатационная скорость……………………………………….14

1.3.8 Объем перевозок…………………………………………………..14

1.3.9 Динамика расходов и доходов…………………………………….14


  1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ АТП……………………………………15

    1. Выбор исходных данных………………………………………………16

    2. Расчет производственной программы по ТО…………………………16

      1. Расчет программы для автомобилей «Газ»………………….. 16

      2. Расчет производственной программы по ТО для автомобилей «ЗИЛ»……………………………………………………………..19

    3. Расчет годового объема работ и численности производственных рабочих…………………………………………………………………….19

      1. Автомобили «Газ»……………………………………………... 19

      2. Автомобили «ЗИЛ»………………………………………… 22

      3. Годовой объем работ по самообслуживанию предприятия……..23

      4. Распределение объема ТО и ТР по производственным зонам и участкам…………………………………………………………….24

      5. Расчет численности производственных рабочих………………...25

    4. Технологический расчет производственных зон, участков и складов предприятия……………………………………………………………….27


      1. Расчет площадей производственных участков…………………..27

      2. Расчет площадей складов………………………………………….28

      3. Расчет площади зоны хранения…………………………………...28

      4. Расчет площади вспомогательных помещений………………….28

    5. Подбор оборудования…………………………………………………..29

  1. СТРОИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ………………………………………….34

    1. Требования к генеральному плану……………………………………..34

    2. Требования к производственному корпусу……………………………36

    3. Основные требования к посту, участку, зоне…………………………37

  2. ОГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ………………….39

    1. Принципы и методы управления предприятием……………………...39

    2. Форма управления в ТОО «Автопарк»………………………………. 39

    3. Управление предприятием ТОО «Автопарк»……………………….. 40

  1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗОНЫ ТО-1…………………………………………42

    1. Характеристика зоны ТО-1 ТОО «Автопарк»………………………… 42

    2. Организация производства в зоне ТО-1…………………………………43

    3. Расчетная часть……………………………………………………………44

      1. Исходные данные…………………………………………………..44

      2. Расчет производственной программы по вводимой группе автомобилей………………………………………………………...45

      3. Трудозатраты на проведение работ ТО-1………………………...46

      4. Определение числа производственных рабочих…………………46

      5. Расчет количества постов………………………………………….47

    4. Подбор оборудования…………………………………………………..47
Технологическая карта №1…………………………………………………..49

Технологическая карта №2…………………………………………………..57

Технологическая карта №3…………………………………………………..60

Технологическая карта №4…………………………………………………..65


  1. РАСЧЕТНО-КОНСТРУКТОРСКАЯ ЧАСТЬ………………………………66

    1. Анализ существующих конструкций солидолонагнетателей………..66

      1. Модель НИИАТ-390……………………………………………….67

      2. Модель 170…………………………………………………………69

      3. ЦКБ модель 3154…………………………………………………...70

      4. Модель 142…………………………………………………………73

    2. Расчетная часть………………………………………………………….75

      1. Выбор модели………………………………………………………75

      2. Характеристика предлагаемых работ…………………………….75

      3. Выбор двигателя…………………………………………………..76

      4. Исходные данные………………………………………………….76

      5. Расчет цепной передачи первой ступени…………………………76

        1. Проектный расчет…………………………………………..76

        2. Проверочный расчет………………………………………...80

      6. Расчет цепной передачи второй ступени…………………………82

        1. Проектный расчет…………………………………………..82

        2. Проверочный расчет………………………………………..84

      7. Расчет валов………………………………………………………..85

        1. Выбор материала валов……………………………………..85

        2. Выбор допускаемых напряжений на кручение……………85

        3. Определение геометрических параметров ступеней валов. Выбор подшипников………………………………………..85

          1. Определение параметров вала №1……………………..86

          2. Параметры вала №2……………………………………..87

      8. Параметры зубчатого колеса и шестерни………………………..88

  1. БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ ПРОЕКТА…………………….90

    1. Техника безопасности при выполнении основных работ……………90

    2. Методы испытания на токсичность бензиновых двигателей………..96

  1. РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ……………………106

    1. Расчет капитальных вложений………………………………………..106

      1. Расчет капитальных затрат солидолонагнетателя……………...106

      2. Расчет капитальных затрат зоны ТО-1………………………….107

    2. Расчет текущих затрат по зоне ТО-1…………………………………108

      1. Основная заработная плата рабочих…………………………….108

      2. Расчет текущих затрат на электроэнергию……………………..109

      3. Затраты на обслуживание оборудования……………………….109

      4. Затраты на материалы……………………………………………109

      5. Амортизационные отчисления…………………………………..109

      6. Накладные расходы………………………………………………110

    3. Определение дохода и прибыли………………………………………110

    4. Расчет экономической эффективности……………………………….111

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...112
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..113
СПЕЦИФИКАЦИЯ…………………………………………………………….114
ВВЕДЕНИЕ
Целью автомобильного транспорта, как части транспортного комплекса страны, является удовлетворение потребности сельского хозяйства и населения страны в грузовых перевозках при минимальных затратах всех видов ресурсов. Эта генеральная цель обеспечивается в результате повышения показателей эффективности автомобильного транспорта: роста провозной способности транспорта и производительности транспортных средств; сокращения себестоимости перевозок; повышения производительности труда персонала; обеспечения экологичности транспортного процесса.

Техническая эксплуатация как подсистема автомобильного транспорта должна способствовать реализации целей автомобильного транспорта АПК и иметь управляемые показатели эффективности системы, т. е. автомобильного транспорта АПК.

Знание количественной и качественной характеристик закономерностей изменения параметров технического состояния узлов, агрегатов и автомобиля в целом позволяют управлять работоспособностью и техническим состоянием автомобиля в процессе эксплуатации, т. е. поддерживать и восстанавливать его работоспособностью.

Необходимость поддержания высокого уровня работоспособности требует, чтобы большая часть неисправностей была предупреждена, т. е. работоспособность изделия была восстановлена до наступления неисправности. Поэтому задача ТО состоит главным образом в предупреждении возникновения отказов и неисправностей, а ремонта – в их устранении.

К системе ТО и ремонта автомобилей предъявляются требования:


  1. Обеспечение заданных уровней эксплуатационной надежности автомобильного парка при рациональных материальных и трудовых затратах;

  2. Ресурсосберегающая и природоохранная направленность;

  3. Планово-нормативный характер, позволяющий планировать и организовывать ТО и ремонт на всех уровнях;

  4. Обязательность для всех организаций и предприятий, владеющих автомобильным транспортом, вне зависимости от их ведомственной подчиненности;

  5. Конкретность, доступность и пригодность для руководства и принятия решений всеми звеньями инженерно-технической службы автомобильного транспорта;

  6. Стабильность основных принципов и гибкость конкретных нормативов, учитывающих изменение условий эксплуатаций, конструкции и надежности автомобилей, а также хозяйственного механизма;

  7. Учет разнообразия условий эксплуатации автомобилей.
Обеспечение требуемого уровня технической готовности подвижного состава для выполнения перевозок при наименьших трудовых и материальных затратах является основным требованием производственно-технической базы автомобильного транспорта системы АПК.

Уровень развития ПТБ оказывает существенное влияние на показатели работы АТП, а значит на весь процесс работы по ТО и ремонту. Качество работ ТЭА имеет прямое отношение к уровню развития ПТБ. Техническая готовность автомобильного парка и его надежность, производительность будут повышаться с повышением показателей и развитием ПТБ. Одним из главных целей системы ТО и ремонта является качество проводимых работ, надежность, уровень оснащенности рабочего места, поста. Уделение особого внимания развитию ПТБ в среде материально-технической базы является сейчас как никогда актуальным для автомобильного транспорта нашей страны. Непрерывное развитие автомобильной промышленности зарубежных стран только усиливает необходимость развития материально-технической базы автомобильного транспорта нашей республики.

Важность автомобильного транспорта как элемента производственной инфраструктуры сельского хозяйства страны определяется не только тем, что без его участия практически не осуществляется ни один вид хозяйственной деятельности, но и тем, что им перевозится более 80% всех грузов, которые доставляются всеми видами транспорта. Автомобили выполняют либо полностью весь процесс перевозок грузов от производителя до потребителя, либо во взаимодействии с другими видами транспорта осуществляют начальную, промежуточную или конечную его фазу.

Огромное значение автомобильный транспорт имеет для жизни населения страны, как в городах, так и в сельской местности. Он способствует подъему жизни народа в экономическом и культурно-бытовом отношении, выравниванию условий жизни населения.


  1. ^ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЗАДАНИЯ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ

    1. Краткая характеристика ТОО «Автопарк».

В 1956 году в п. Глубокое была организована автобаза №6, которая в мае 1957 года была переименована в автобазу №7. В сентябре 1962 года автобаза №7 переименована в автомоторный парк №1 п. Глубокое. С января 1991 года решением общего собрания трудового коллектива, согласно закону Казахской ССР «об аренде» автопарк является арендным предприятием Восточно-Казахстанского производственного объединения автомобильного транспорта. В связи с законом об отмене аренды от 19 января 1994 года автопарк зарегистрирован как «Товарищество с ограниченной ответственностью» и вышло из состава объединения автомобильного транспорта. ТОО «Автопарк» является самостоятельным юридическим лицом, имеет свой расчетный счет, гербовую печать.

ТОО «Автопарк» расположен в п.Глубокое по пр. Абая, 9, занимает территорию в 26 га, на которой расположены мощная ремонтная база, зона ТО-1, ТО-2, автомойка, теплые боксы для стоянки автомобилей, душевые и бытовые помещения, столовая.

Парк грузовых автомобилей, как транспорт общего пользования, осуществляет перевозку грузов и продукции сельского хозяйства по району и области. Автопарк имеет широкую сферу обслуживания, автомоторный транспорт обеспечивает возрастающие транспортные потребности населения и хозяйств, связанные с высокой скоростью и срочностью передвижения, доставкой грузов непосредственно от пункта отправления к месту назначения, обслуживает районы с недостаточно развитой сетью маршрутов автомобильного транспорта.

Предприятие предоставляет услуги по обслуживанию организаций, оказывает услуги, как населению, так и предприятиям по техническому обслуживанию и ремонту.

В качестве подвижного состава для перевозки грузов используются грузовые автомобили марки «ГАЗ-53» всех модификаций. Автомобили марки ЗИЛ-131 и «Газ-52» обслуживают грузоперевозки для всех хозяйствующих субъектов района.

Автомобили оснащены радиостанциями, что позволяет более совершенную форму обслуживания населения и хозяйств района грузоперевозками.

Прием заказов принимается по договорам, заключенной между хозяйствующими субъектами и автопарком, а также диспетчерской службой, работающей круглосуточно.

При выезде на линию, автомобиль проходит контрольный осмотр технического состояния, водитель в медицинском пункте медицинское освидетельствование о состоянии здоровья.

В ремонтной зоне производится техническое обслуживание ремонт не только собственного, но и частного подвижного состава.

В ТОО «Автопарк» проводится технический осмотр грузового транспорта всех марок, замена номеров, водительских удостоверений, оформляется купля-продажа автомобилей.

В настоящее время ТОО «Автопарк» - стабильно работающее и рентабельное предприятие.


    1. Технико-экономические показатели предприятия ТОО «Автопарк»

Ниже приводятся технико-экономические показатели ТОО «Автопарк» за 2001-2005 гг.
Таблица 1 – Технико-экономические показатели ТОО «Автоопарк»


Показатели

2001

2002

2003

2004

2005

Среднесписочное количество

158

152

145

115

115

Авто-дни в работе

28199

22373

30224

22982

25423

Коэффициент технической готовности

0,764

0,67

0,71

0,85

0,8

Коэффициент выпуска на линию

0,51

0,51

0,61

0,7

0,71

Общий пробег, тыс. км

3370

3420

3490

4500

4630

Среднесуточный пробег, км

120

153

115

196

209

Время в наряде

10,1

11,6

7,4

11,3

12,1

Авточасы в наряде, т. час

285

260

225

260

275

Объем перевозок:

для автом-й грузового назначения


1944

1690

1300

1570

1650

Эксплуатационная скорость, км/час

11,8

13,1

15,1

17,3

19,1

Степень изношенности автомобиля

0,73

0,77

0,81

0,85

0,89

Автодни в хозяйстве

55292

43868

49547

32831

31652

Доход

тыс. тг.


25400

25760

30900

31800

34100

    1. Анализ технико-экономических показателей

      1. Структура подвижного состава ТОО «Автопарк»
Соотношение групп автомобилей на предприятии приведено ниже на примере круговой диаграммы:

Рисунок 1 – Структура подвижного состава «Автопарк»


      1. Коэффициент технической готовности и выпуска


Рисунок 2 – Коэффициенты ТГ и выпуска
Коэффициент технической готовности в период 2001-2005 гг. колеблется в пределах 0,6-0,8, причем как видно из графика значение коэффициента за последние два года не опускается ниже 0,8. Коэффициент выпуска с каждым повышается, что свидетельствует о наметившихся положительных тенденциях на предприятии. В среднем за эти годы он составил 0,6.


      1. Списочное количество автомобилей


Рисунок 3 – Списочное количество автомобилей
Списочное количество автомобилей за последние годы снизилось с отметки 150 до чуть более 100, что связано с физическим и моральным износами подвижного состава, с объективным понижением производственных мощностей на предприятии.


      1. Общий пробег автомобильного парка


Рисунок 4 – Общий пробег автопарка
Общий пробег автомобильного парка предприятия за рассматриваемый период только увеличивался и в 2005 году составил более 4,5 тыс. км пробега, что происходит в связи с возрастанием времени работы автомобилей на линии.


      1. Время нахождения автомобиля в наряде


Рисунок 5 – Время в наряде
Время нахождения автомобиля в наряде в среднем 8 часов. Полная занятость водителей на линии наблюдается в последние годы, что видно из графика – в 2004 году наибольший показатель. Увеличение продолжительности работы водителей происходит при правильной организации труда.


      1. Число автомобиле-дней в работе




Рисунок 6 – Число автодней
Изменение количества автомобиле-дней в работе за этот период происходило с переменным успехом, делая скачки и падения. Так если в 2001, 2002 и в 2005 годах оно доходило до пиковых значений, то в промежутке этих лет показания понижались.


      1. Эксплуатационная скорость




Рисунок 7 – Эксплуатационная скорость
Эксплуатационная скорость, как видно из графика, в последние годы на предприятии только увеличивается. Обусловлено это тем, что принимаются необходимые меры по уменьшению времени простоя на каждой остановке при перевозке грузов и некоторыми увеличениями протяженности маршрутов обслуживания.


      1. Объем перевозок




Рисунок 8 – Объем перевозок


      1. Динамика расходов и доходов



Рисунок 9 – Динамика расходов и доходов
В целом изменение расходов и доходов одинаковое. Их показатели с каждым годом увеличивались. Но как видно из графика разница между этими показателями в последний год изменилась в сторону увеличения дохода.