Старорусская дом 5 3. Доходный дом полежаева

Известно, что булгаковский Воланд, повелитель сил Тьмы, он же Дьявол, он же Сатана, во время своего непродолжительного визита в советскую Россию проживал в Москве по адресу: ул. Садовая, дом 302-бис, квартира 50. Тем не менее, и в Петербурге есть дом, который также связывают с расположением в нем пресловутой «нехорошей квартиры». А обязаны мы этим режиссеру Владимиру Бортко, снявшему в 2005 году телесериал по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита». С тех пор нет-нет и назовут этот ничем не запятнавший себя петербургский дом, расположившийся на углу Старорусской и Новгородской улиц, «Бесовым домом». Тогда как раньше его именовали куда как более романтично: «Домом с башенками».

Скромное обаяние буржуазии

Зловещего в облике этого дома, безусловно, ничего нет. Однако здание сразу же привлекает внимание всех проходящих и проезжающих мимо своей грандиозностью и необычностью. Во-первых, оно огромное и занимает практически весь квартал. Это даже не дом, а целый живописный архитектурный комплекс из нескольких шестиэтажных корпусов, связанных друг с другом сложной системой арок и дворов и, конечно же, объединенных единым стилем. Главным фасадом дом выходит на Старорусскую площадь, сюда же выходит и открытый двор, отделенный от улицы кованой оградой с широкими воротами.

Дом этот был построен в самый канун революции, в 1913-1915 годах, талантливым архитектором Иваном Яковлевым по заказу купца первой гильдии, хлеботорговца М.Н. Полежаева и стал одним из первых в Петербурге полноценных жилых комплексов «повышенной комфортности» с собственной инфраструктурой. Можно сказать, перед нами «элитное жилье» того времени. Комплекс был рассчитан на весьма обеспеченных людей – ведь некоторые квартиры занимали по несколько сотен квадратных метров.

Квартиры, выходящие окнами на улицу, со светлыми просторными комнатами, предназначались для купцов высшей гильдии, а во двор были «обращены» только кухни и кладовые. Между этими квартирами находились жилища для публики попроще - тоже просторные и с хорошей планировкой, но поскромнее. В задней части дома, с видом на двор - квартиры для купцов «средней руки».

Красив необыкновенно


Дом Полежаева, ко всему прочему, справедливо считался и одним из самых красивых доходных домов в Петербурге. И, одновременно - одним из самых ярких городских объектов в стиле модерн. Хотя отдельные элементы его оформления явно говорят о влиянии готики и даже традиционного русского стиля.

Разглядывать этот дом можно бесконечно - вы всегда найдете новые и новые детали, которые покажутся вам интересными: то окна необычной формы, то лепнину, то, наконец, мелкие украшения и детали, или башенки, балюстрады, пилястры, полуколонны, шпили, мансарды... А необычная кирпичная облицовка, выполненная в белом и малиновом тонах? Или необычные квадратные башенки-эркеры? А меня, например, интересует загадочный вензель «К.А.» над окнами четвертого этажа, не совпадающий с инициалами ни владельца дома, ни архитектора.Одной из самых запоминающихся деталей дома считаются пары атлантов и кариатид, выполненных в стиле эпохи Возрождения.

Когда купцов не стало


После революции 1917 года с Домом Полежаева произошло то же самое, что и с подавляющим большинством петербургских доходных домов: квартиры были превращены в банальные коммуналки. Правда, в этом доме и коммуналки стали особенными (вспомните про огромную площадь здешних квартир). Местные коммуналки стали насчитывать подчас до двадцати комнат и до сотни жильцов. Количество электрических звонков перед дверями ряда квартир могли поразить воображение. Первые же этажи с регулярной периодичностью отдавали под разные общественные учреждения.
Увы, капитальный ремонт уверенным шагом прошел мимо этого уникального памятника архитектуры. И это сегодня видно невооруженным глазом, особенно в подъездах дома. Впрочем, это не мешает по-прежнему восхищаться красотой здания в целом.

Вернемся к кинематографической странице «биографии»


История умалчивает о том, при каких обстоятельствах взор режиссера В. Бортко пал на этот дом. Известно только то, что увидев это великолепное строение, он решил снимать свой фильм именно в Северной столице. И Доходный дом Полежаева прекрасно справился со своей «ролью», успешно подменив московский дом на Садовой, описанный в романе. К слову, на время съемок на здании поменяли вывеску, а во дворе на трансформаторную будку прикрепили щит с надписью «Москва. 1932 год».

Кстати, если вы помните, в 27-й главе романа кот Бегемот устраивает в злосчастной квартире № 50 пожар, заканчивая тем самым историю «нехорошей квартиры» и самого дома. Мы же от всей души надеемся, что история этого петербургского дома будет продолжаться, и знаменитый Дом Полежаева непременно узнает лучшие времена.

Адрес: Старорусская ул., 5 / Новгородская ул., 3.

Как добраться: станция метро «Площадь Александра Невского»; пешком около 15 мин.

Поиски места съемок для фильмов о Москве не раз приводили режиссера Владимира Бортко в Петербург. Так было с картиной «Собачье сердце», так было и с «Мастером и Маргаритой». Домом, где та самая нехорошая квартира, стал особняк Полежаева на углу Старорусской и Новгородской. Кто еще, кроме кинематографического Воланда и компании, жил в этом доме? Какие тайны времен серебряного века хранит здание в стиле модерн? Знает Виктория Зуева.

Сергей Виватенко, историк: «Это так называемый дом Полежаева, это фамилия русских купцов, старообрядцев, которые занимались - были монополистами - продажей зерна с Поволжья, разбогатев на этом, они стали строить недвижимость в Санкт-Петербурге, это не самый лучший район города, но в будущем он был очень перспективным».

Дом построили в 1915 году, по проекту архитектора Ивана Яковлева для богатых жильцов: лифт, черная и белая лестницы, электроэнергия, водопровод, квартиры до нескольких сот квадратных метров - 20 комнат! Внутреннее убранство могло посоперничать с княжескими особняками. Дом на Старорусской стал одним из первых полностью обеспеченных инфраструктурой - по качеству и удобству соответствует современным жилым комплексам.

Сергей Виватенко, историк: «Знаменитые люди, которые здесь жили - это, наверное, Черубина Де Габриак. Это известный такой скандал среди поэтов Серебряного века, а эту женщину писал поэт Максимильян Волошин, в эти стихи влюбился Николай Гумилев, он стал настаивать о свидании любовном, закончилось тем, что вместо женщины, которую Гумилев нафантазировал, перед ним стоял Карабас-Барабас. Алексей Толстой с него писал Карабаса-Барабаса. Закончилось это знаменитой дуэлью Волошина и Гумилева, но, впрочем, она была не кровавая».

Дом привлекал постояльцев своей мрачной красотой - башенки со шпилями, кирпичная облицовка, которая со временем потемнела и придала дому еще больше сурового обаяния. Искусная лепнина, полуколонны и фигуры атлантов, облаченные в одежды эпохи Ренессанса. После революции дом отдали под коммунальные квартиры. Только в одной могли проживать до сотни человек!

Виктория Зуева, корреспондент: «Этот дом известен еще тем, что именно здесь снимали несколько сцен для фильма "Мастер и Маргарита" в 2004 году. Квартира на улице Садовой 302-бис - фактически пусть и в Москве - но на экране мы видим этот дом».

При одном взгляде на дом становится немного не по себе. Неудивительно, что Воланд со своей свитой поселился именно здесь.

Владимир Бортко - не единственный, кто решил показать дом на экране. Его также можно увидеть в сериале «Бандитский Петербург». Сейчас доходный дом Полежаева - декорация фильма о Викторе Цое режиссера Кирилла Серебренникова. Планируется, что лента выйдет на экраны осенью 2018 года.

На интересном перекрестке Старорусской, Исполкомской, Новгородской и 8-Советской улиц находится небезынтересный дом, на который невозможно не обратить внимание. Я вот обратил.

Дом, о котором идет речь, находится по адресу: Старорусская улица, 4. Он находится в историческом районе, который назывался Пески (сейчас, правда, это название употребляется все реже и реже). В начале XX века этот райончик облюбовали купцы, большую часть из которых составляли староверы. Появилась, как принято говорить, промышленная зона, образованная прядильно-ниточным комбинатом, хлебозаводом, ликероводочным заводом и старейшей в России электростанцией, которая сейчас стала Центральной ТЭЦ. В то же время здесь появилось много доходных домов. Один из них – доходный дом Полежаева, построенный в 1913-15 годах по проекту архитектора И.И. Яковлева. Господин Полежаев был купцом первой гильдии и торговал хлебом. Судя по всему, торговал успешно.

Этот дом один из первых в Петербурге жилых комплексов (похожие есть на Каменоостровском проспекте – Дом Бенуа, на улице Некрасова – дом Бассейного товарищества и еще несколько). Дом предназначался для обеспеченных купцов, хотя, конечно, квартиры, выходящие на улицу, были значительно больше и стоили гораздо дороже.

Вообще это здание было интересно не только с точки зрения архитектуры, но и с точки зрения инженерии. Так, например, в доме не было печного отопления, а была своя котельная, которая находилась рядом, но после Великой Отечественной войны ее разобрали, и дом подключили к центральной сети. В Советское время часть дома занимала поликлиника. Потом врачи оттуда съехали. Сейчас часть здания занимает институт права.

Если смотреть с высоты птичьего полета, то дом Полежаева напоминает (тут стоит сделать паузу) пенсне. Длинный корпус вдоль Исполкомской улицы, перпендикулярный ей корпус и прилегающие к нему постройки, образовывающие два двора-колодца. Еще одна ассоциация – глаза аллигатора.

В доме до сих пор достаточно много коммунальных квартир. Некоторые из них достигают 400 квадратных метров, там проживают по десять-двенадцать семей, и, конечно, расселить их проблематично. Многие подъезды выглядят не лучшим образом. Но в большинстве уже сделан ремонт. Напротив находится здание Рождественской школы и здание детской городской библиотеки, за библиотекой – трубы ТЭЦ.

Фасады здания выглядят достаточно необычно: лепнина, скульптурные группы повторяются по всему пространству, составляя необычный многослойный узор.

Вот так выглядит подъезд со стороны Исполкомской.

Прямо у дома расположено троллейбусное кольцо. Здесь начинается (или заканчивается?) 10-й маршрут.

Ограда перед внутренним двором.

Внутренний двор, выходящий на перекресток, тоже является частью фасада и несет на себе часть его элементов, правда в упрощенном варианте.

Внутренняя арка, ведущая в восточную часть двора.

Здесь все гораздо прозаичнее. Нет лепнины, нет украшений, только бледно-желтая краска.

И кусочек неба.

Стена. Кот. Мопед.

В районе Советских улиц есть удивительный по архитектурному ансамблю перекресток улиц 8-й Советской, Старорусской и Новгородской. На перекрестке много интересных зданий, но главная архитектурная доминанта - безусловно, огромный дом с башенками, известный как Дом Полежаева.

Этот удивительный дом - безусловно, один из самых красивых доходных домов в Петербурге. Разглядывать его можно бесконечно - и каждый раз находить новые и новые детали: окна необычной формы, скульптуры, лепнина, мелкие украшения и детали, башенки, балюстрады, шпили, мансарды... Бесконечно удивляет эклектичность стилистики дома (впрочем, свойственная модерну): тут можно проследить и элементы готики, и детали средневековых палат, и "русский стиль".

Дом был построен накануне революции, в 1913-1915 годах архитектором Иваном Яковлевым по заказу купца первой гильдии, хлеботорговца М.Н. Полежаева. Он был одновременно и одним из самых ярких в Петербурге объектов в стиле модерн, и - одним из первых в Петербурге полноценных жилых комплексов (наряду, например, с Домом Бенуа) с собственной инфраструктурой. Дом состоит из нескольких шестиэтажных корпусов, соединенных между собой сложной системой дворов и арок. Главным фасадом он выходит на Старорусскую площадь; сюда же выходит открытый двор-курдонер, отделенный от улицы кованой оградой с широкими воротами.

Комплекс был рассчитан на обеспеченных людей - некоторые квартиры занимали несколько сотен квадратных метров. Квартиры, выходящие окнами на улицу, предназначались для купцов высшей гильдии: со светлыми просторными комнатами, где во двор выходили только кухни и кладовые. Между этими квартирами спроектированы жилища для инженеров - тоже просторные и с хорошей планировкой, но поскромнее. В задней части дома - квартиры попроще, для купцов "средней руки".

После революции с домом произошло то же, что и с большинством петербургских доходных домов - квартиры были превращены в коммуналки. Только вот в доме Полежаева коммуналки были особенно большими, насчитывая до двадцати комнат и до сотни жильцов (учитывая первоначальные площади квартир - неудивительно). На первых этажах размещали то поликлиники, то филиалы учебных заведений.

Жаль, что настолько уникальный памятник архитектуры находится сейчас в плачевном состоянии, и никто, кажется, не собирается с этим ничего делать. С момента постройки дом ни разу не бывал на капремонте, и сейчас внутренние помещения просто разрушаются. Даже то, что в начале двухтысячных дом засветился в популярном сериале Владимира Бортко "Мастер и Маргарита" (именно он олицетворял дом 302-БИС по Садовой улице в Москве, где жили Воланд и его свита), ничего принципиально не изменило. В 2001 году дом включен КГИОПом в Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, но и это не повлекло за собой капремонта.