Соловецкие святые зосима и савватий. Чудеса преподобных зосимы и савватия соловецких

ЗОСИМА И САВВАТИЙ СОЛОВЕЦКИЕ

Удивительно: два эти человека никогда не встречались друг с другом, но тем не менее в памяти русских людей и в церковной традиции имена преподобных Зосимы и Савватия навсегда связаны друг с другом. Церковь чтит и третьего из основателей знаменитого Соловецкого монастыря - преподобного Германа Соловецкого.

Преподобный Савватий Соловецкий был иноком Кирилло-Белозерского монастыря. О его предшествующей жизни мы ничего не знаем: неизвестно, ни кем он был, ни откуда пришел в обитель преподобного Кирилла Белозерского, ни где принял пострижение. Неизвестно и когда именно он появился в Белозерском монастыре. Житие преподобного сообщает, что он подвизался в обители «во дни благочестивого князя Василия Васильевича», то есть Василия Темного, следовательно, после 1425 года (начало княжения Василия II). Иногда называют и более точную дату: 1436 год. Однако следует сразу отметить, что хронологические ориентиры, содержащиеся в Житиях преподобных Зосимы и Савватия, весьма смутны и во многом противоречивы.

Житие Савватия так рассказывает о начале подвигов преподобного: «Услыхав о том, что в Новгородской же области находится озеро Нево (то есть Ладожское), а на нем остров, называемый Валаам, где находится монастырь во имя Преображения Господня, иноки которого пребывают в строгих подвигах, день и ночь благоугождая Богу и питаясь трудами рук своих, преподобный Савватий стал просить игумена и братию Кириллова Белоезерского монастыря о том, чтобы его с благословением отпустили в монастырь Валаамский на жительство». Игумен дал ему свое благословение, и вскоре преподобный переселился в Валаамский Спасо-Преображенский монастырь.

На Валааме, также как и в Кирилловом монастыре, Савватий вел добродетельную и подвижническую жизнь. Однако, тяготясь общением с братией (которые, согласно Житию, высоко почитали и постоянно восхваляли его), Савватий задумывается об уходе из монастыря и отыскании безмолвного и уединенного места для поселения. Еще раньше он слыхал о пустынном и безлюдном Соловецком острове на Белом море (главном из шести Соловецких островов, расположенных при входе в Онежскую губу Белого моря). Преподобный решает переселиться туда. Он обращается с просьбой к игумену Валаамского монастыря, однако настоятель и братия отказывают ему.

Тогда Савватий ночью тайно покидает Валаамскую обитель. Он устремляется на север и достигает побережья Белого моря. Многих расспрашивает он о безлюдных Соловецких островах. Местные жители рассказывают ему, что остров Соловецкий (Соловки) удобен для проживания: на нем имеются пресная вода, рыбные озера, леса; однако связь его с материком очень затруднительна из-за его удаленности и трудности плавания по Белому морю. Лишь иногда, в хорошую погоду, к островам подходят рыбаки на своих лодках, но затем всегда возвращаются восвояси. Когда жители тех мест узнают о намерении Савватия поселиться на Соловецком острове, они начинают всячески отговаривать его, а иные даже осмеивают его.

Между тем преподобный пришел к устью реки Выги, впадающей в Онежскую губу Белого моря. На этом месте, называемом Сороки, издавна находилась часовня. Здесь Савватий встретился с иноком Германом, жившим при часовне уединенной жизнью. Савватий рассказал ему о своем желании, и оба подвижника решили вместе поселиться на Соловках. Положившись на Бога, они приготовили лодку, захватили с собой немного пищи и одежды, а также орудия, необходимые для работы. Дождавшись тихой погоды, иноки начали свое плавание и в два дня пути благополучно достигли острова.

Подвижники отошли немного в глубь острова и нашли там весьма красивую местность, пригодную для поселения. Здесь преподобные водрузили крест, построили келью и начали жить в трудах и молитве. (Место их первоначального поселения находится в 12-ти верстах от нынешней Соловецкой обители, близ горы Секирной; впоследствии здесь была сооружена пустынь с часовней во имя преподобного Савватия.)

Житие рассказывает о столкновениях подвижников с местными жителями-рыбаками, также начинавшими селиться на Соловецких островах. Это обычное явление того времени, когда монастырская колонизация труднодоступных северных районов шла рука об руку с колонизацией крестьянской. Согласно рассказу Жития, лишь вмешательство Высших сил заставило местных рыбаков прекратить чинить препятствия преподобным. «Бог назначил сие место для пребывания иноков», - такие слова услышала некая местная женщина, жена рыбака, и муж ее поспешил покинуть остров.

По прошествии некоторого времени Герман покинул остров и переселился на реку Онегу, Савватий же остался один. Почувствовав приближение смерти, он стал размышлять о том, как бы ему причаститься Святых Таин. На острове не было священника, и Савватий решил вернуться на материк. На лодке он переплыл море и, достигнув берега, отправился к устью реки Выги. Случилось так, что в пути Савватий повстречал некоего игумена Нафанаила, который со святыми дарами следовал в отдаленную деревню, чтобы причастить находившегося при смерти больного. Сначала Нафанаил хотел причастить Савватия на обратном пути и предложил ему подождать в церкви на Выге. «Отче, не откладывай до утра, - отвечал преподобный, - ведь мы не знаем того, будем ли сегодня дышать воздухом, а тем более, как мы можем знать о том, что случится потом». Не осмеливаясь более противоречить угоднику Божию, рассказывает Житие, Нафанаил причастил преподобного и стал умолять его дождаться своего возвращения на Выге; Савватий согласился. Он благополучно достиг церкви и затворился в келье, находившейся при ней. Здесь его повстречал некий купец, новгородец по имени Иоанн, плывший по Выге со своими товарами. Преподобный благословил его и попросил остаться на ночь; Иоанн сперва стал отказываться, но тут на реке началась буря, и купец увидел в ней знак Божий. Той же ночью преподобный скончался: наутро Иоанн пришел к нему в келью и нашел его сидящим во всем иноческом облачении. Вскоре вернулся игумен Нафанаил; вдвоем они предали тело преподобного Савватия земле.

Это случилось 27 сентября, однако в каком именно году, неизвестно (источники называют 1425, 1435 или даже 1462 год). Святые мощи пребывали здесь же, на Выге, до того времени, когда были перенесены на Соловецкий остров (по разным данным, 1465 или 1471 год). Житие святых Зосимы и Савватия рассказывает о чудесах, которые происходили у гроба преподобного. Так, брат Иоанна, Феодор, однажды был спасен молитвами святого Савватия от страшной бури, разыгравшейся в море.

Спустя год после кончины преподобного Савватия, сообщает Житие преподобного Зосимы Соловецкого, «благоугодно было Господу прославить то место на Соловецком острове, где подвизался сей святый муж, устроением здесь славной и великой обители. На это дело был избран Господом муж, подобный в подвигах преподобному Савватию, - преподобный Зосима».

О личности Зосимы Соловецкого нам известно чуть больше, чем о личности Савватия. Зосима родился в Новгородской области. Его родина - село Толвуя, находившееся на берегу Онежского озера. (По-другому, его родители, люди весьма богатые, первоначально жили в Новгороде, а затем переселились в деревню Шунга, ближе к морю.) Родителей преподобного звали Гавриил и Варвара; своего сына они с юных лет воспитали в христианских добродетелях и выучили грамоте. Впрочем, Житие святого почти не содержит каких-либо фактических подробностей о жизни преподобного до его появления на Соловецком острове, ограничиваясь лишь самыми общими сведениями, характерными для житий многих русских святых. Так, желая сохранить чистоту душевную и телесную, отрок отказывается вступить в брак; когда же родители начинают настаивать на женитьбе, он покидает семью и живет отшельником в некоем уединенном месте, принимая на себя иноческий образ. В поисках наставника для себя, а также опасаясь, что родители воспрепятствуют его подвигам, он уходит еще дальше от дома.

Так Зосима повстречался с иноком Германом, тем самым, который ранее жил вместе с преподобным Савватием на Соловецком острове. Герман и рассказал Зосиме историю жизни и подвигов преподобного Савватия. Услышав об этом, рассказывает Житие, преподобный Зосима «весьма возрадовался духом и пожелал быть жителем того острова и преемником преподобного Савватия, почему и стал усердно просить Германа довести его до того пустынного острова и научить его там житию иноческому».

К тому времени отец Зосимы умер. Преподобный похоронил его, мать же уговорил оставить дом и принять пострижение в монастыре. После этого Зосима раздал оставшееся после родителей имущество нищим, а сам вернулся к Герману. Преподобные иноки приготовили все необходимое для плавания и для последующей жизни на пустынном острове и отправились в путь. Они благополучно достигли Соловецкого острова и избрали себе подходящее место для поселения. Согласно монастырскому преданию, это произошло в 1429 году, но современные исследователи склонны датировать начало подвигов основателей Соловецкого монастыря несколькими десятилетиями позже.

В день прибытия, рассказывает Житие, иноки соорудили себе шалаш, а затем срубили и кельи. Место же построения церкви указало чудесное знамение, которого сподобился увидеть преподобный Зосима: утром следующего после прибытия на остров дня, выйдя из шалаша, он узрел пресветлый луч, который сиял с неба. Впрочем, до построения церкви было еще далеко.

Вскоре Герман отправился на материк для пополнения запасов, необходимых для строительства монастыря. Ему пришлось задержаться на побережье; наступила осень, и плавание по Белому морю сделалось невозможным. Зосима зимовал на острове в одиночестве. Это было крайне тяжело: святому пришлось пережить и голод, и бесовские наваждения. Запасы продовольствия пополнились чудесным образом, когда преподобный уже отчаялся найти себе пропитание: к нему явились некие мужи с санями, полными хлеба, муки и масла. Неведомо: рыбаки ли это были, забредшие сюда с побережья, или Божьи посланцы. Наконец, весной вернулся Герман, а с ним еще один человек, по имени Марк, весьма искусный в ловле рыбы (позднее он принял пострижение с именем Макарий). Вскоре на остров приплыли и другие иноки. Они принялись рубить деревья и строить кельи, а затем срубили и небольшую церковь во имя Спаса Преображения.

Для освящения церкви необходимо было благословение архиепископа, а также церковная утварь, антиминс (четырехугольный плат, возлагаемый на престол, на котором совершается таинство причащения); необходим был и игумен для обители. Преподобный Зосима послал одного из братии в Новгород, к святителю Ионе (он занимал новгородскую кафедру с 1459 по 1470 год). Вскоре благословение и все необходимое для освящения церкви было получено; прибыл и игумен - иеромонах Павел. Церковь была освящена, и так начала свое существование Спасо-Преображенская Соловецкая обитель.

Братия вели многотрудную жизнь: проводили время в посте и молитвах, своими руками возделывали землю, рубили лес, ловили рыбу, варили соль, которую затем продавали заезжим купцам, получая взамен все необходимое для монастырской жизни. Не выдержав столь тяжкого жития, игумен Павел вскоре покинул монастырь. Его преемником стал Феодосий, но и он оставил обитель, переселившись на материк. Братия решили, что игумен должен быть избран непременно из иноков, живущих в монастыре, и обратились с мольбой к Зосиме, чтобы тот принял на себя руководство обителью. Преподобный долго отказывался, но, наконец, под давлением как монастырской братии, так и святителя Ионы, вынужден был согласиться. Преподобный отправился в Новгород, где был рукоположен в священнический сан и поставлен игуменом основанного им монастыря. Житие свидетельствует, что игумен привез из Новгорода в монастырь много золота, серебра, церковной утвари, хлеба и другого добра, которое передали обители новгородский архиепископ и бояре.

Число иноков в обители постоянно увеличивалось. По благословению игумена Зосимы была возведена новая деревянная церковь во имя Спаса Преображения, большая трапезная (ибо прежняя уже не вмещала братию), а также церковь во имя Успения Божией Матери.

В 1465 году (по другим данным, в 1471 году) в обитель были перенесены мощи преподобного Савватия Соловецкого. Житие рассказывает, что долгое время место его погребения оставалось неизвестным для соловецких иноков. Но однажды в монастырь пришло послание из Кирилло-Белозерского монастыря, в котором, со слов новгородского купца Иоанна, рассказывалось о последних днях преподобного, а также о чудесах возле его могилы, свидетелями которых были сам Иоанн и его брат Феодор. Братия тут же снарядили суда и поспешили в путь. Им удалось обрести нетленные мощи первого насельника соловецкого и, при попутном ветре, перевезти их в свою обитель, потратив на плавание всего один день, вместо обычных двух. Мощи преподобного Савватия были положены за алтарем церкви Успения Пресвятой Богородицы, в особой часовне. А в скором времени из Новгорода была привезена икона святого Савватия, пожертвованная в монастырь упомянутыми выше купцами Иоанном и Феодором.

В 70-е годы XV века игумену Зосиме пришлось еще раз отправиться в Новгород. Монастырь вел большое хозяйство, занимаясь рыбным и соляным промыслами и торговлей, и это приводило к столкновению его интересов с интересами крупных новгородских бояр. «По наущению от диавола, - читаем в Житии святых, - на Соловецкий остров начали приходить многие из боярских слуг вельможеских и насельников земли Корельской, которые ловили рыбу на озерах, запрещая в то же время инокам ловить рыбу на потребу монастырскую. Эти люди называли себя господами острова того, преподобного же Зосиму и прочих иноков поносили укорительными словами и доставляли им много неприятностей, обещая разорить монастырь». Игумен обратился за помощью к архиепископу Феофилу, преемнику святителя Ионы (он занимал новгородскую кафедру в 1470–1480 годах). Житие рассказывает, что во время этого своего пребывания в Новгороде преподобный предсказал разорение города, опустошение дома знаменитой Марфы Борецкой и казни шестерых наиболее видных новгородских бояр, что и исполнилось после завоевания Новгорода великим князем Иваном III. Что же касается основной цели его визита, то соловецкий игумен добился полного успеха: и архиепископ, и бояре обещали ему защиту от насилий со стороны боярских слуг. Более того, по свидетельству Жития, преподобный Зосима получил особую грамоту «на владение островом Соловецким, и островом Анзером, лежащим в десяти верстах от Соловков, и островом Муксомой, лежащим в трех верстах. И приложили к грамоте восемь оловянных печатей: первую - владыки, вторую - посадника, третью - тысяцкого и пять печатей - от пяти концов (районов. - Авт.) Новгорода». По грамоте, ни новгородцы, ни местные жители карелы не имели права «вступаться» в островные владения; все угодия, а также рыбный промысел и солеварение объявлялись принадлежащими исключительно монастырю. «А кто приедет на те острова на ловли, или на добыток, на сало, или на кожу, и всем тем давать в дом Святого Спаса и святого Николы (то есть в Соловецкий монастырь. - Авт.) изо всего десятину».

Неудивительно, что уже в XVI веке Соловецкий монастырь становится одной из богатейших обителей русского Севера. Он прославился и как военный страж северных рубежей России, не раз принимавший на себя удары врагов и в XVII, и в XVIII, и даже в XIX веке.

Последние годы своей жизни преподобный Зосима по-прежнему проводил в постоянных трудах и молитвах, ни на минуту не забывая о смерти и неотвратимости Божьего суда. Своими руками он соорудил себе гроб и держал его в сенях кельи, сам выкопал могилу. Предчувствуя приближение смерти, преподобный вверил монастырь своему преемнику - Арсению, затем собрал братию и преподал ей наставление.

Скончался преподобный игумен Зосима 17 апреля 1479 года. Братия с честью похоронили его в могиле, которую он выкопал своими руками, за алтарем церкви Святого Преображения Господня; позднее над могилой сооружена была часовня. В 1566 году, 8 августа, святые мощи преподобных Зосимы и Савватия торжественно перенесли в придел соборного храма во имя преподобных, где они покоятся и доныне.

Как и святой Савватий, святой Зосима прославился как великий чудотворец. Известны его многочисленные чудеса, которые стали совершаться уже вскоре после его кончины. Много раз преподобный являлся плавающим по морю, когда они находились в опасности, останавливал бурю и спасал корабли от потопления; иногда его видели в храме среди молящихся иноков; больные получали исцеление у гробниц Зосимы и Савватия молитвами преподобных.

Уже в конце XV века в Соловецком монастыре была составлена первая редакция Жития святых Зосимы и Савватия, до нас не дошедшая. Вскоре после смерти преподобного Зосимы, рассказывается в особом «Слове о сотворении Жития», старец Герман продиктовал свои воспоминания о святых «начальниках» Соловецких ученику Зосимы Досифею (одно время возглавлявшему обитель). Герман был человеком неграмотным и разговаривал «простою речью», что вызывало насмешки иных соловецких иноков. Однако Досифей прилежно записал рассказы старца. Впрочем, эти записи вскоре после смерти Германа (1484) пропали: на Соловки приехал некий инок из Кириллова монастыря и увез записки Досифея с собой. Впоследствии Досифей оказался в Новгороде, и новгородский архиепископ Геннадий благословил его написать Житие соловецких подвижников. Досифей принялся за дело, опираясь на собственные воспоминания и восстанавливая в памяти рассказы Германа. Однако Досифей не решился показать свой труд Геннадию, поскольку, по его мнению, он был написан слишком простым и безыскусным языком, не украшенным, по обычаям того времени, разного рода риторическими оборотами. Лишь несколько лет спустя, в 1503 году, Досифей побывал в Ферапонтовом монастыре и уговорил проживавшего там в заточении бывшего митрополита Спиридона-Савву переписать жизнеописание Зосимы и Савватия заново. Отредактированный Спиридоном труд Досифей отвез в Новгород, где он вызвал одобрение святителя Геннадия. (Эта редакция Жития Зосимы и Савватия дошла до нашего времени, хотя и в единственном списке.) Впоследствии Житие было отредактировано еще раз - знаменитым книжником Максимом Греком; позже к нему присоединялись рассказы о новых чудесах соловецких чудотворцев. Было составлено и Похвальное слово преподобным Зосиме и Савватию. Вообще, Жития святых основателей Соловецкой обители относятся к числу наиболее распространенных в древнерусской книжности.

Местное почитание преподобного Савватия началось вскоре после перенесения его мощей на Соловецкий остров; кончина игумена Зосимы и чудеса, начавшиеся у его гробницы, привели к церковному прославлению и этого великого соловецкого подвижника. Общецерковное же празднование святым было установлено на церковном соборе 1547 года; позднее к лику святых был причтен и преподобный Герман Соловецкий.

Церковь празднует память преподобных Зосимы и Савватия Соловецких 8 (21) августа, в день перенесения их мощей, а также 17 (30) апреля (память преподобного Зосимы) и 27 сентября (10 октября) (память преподобного Савватия).

ЛИТЕРАТУРА:

Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих Миней св. Димитрия Ростовского с дополнениями из Пролога. М., 1902–1911. Сентябрь (Житие преподобного отца нашего Савватия, соловецкого чудотворца); апрель (Житие преподобного отца нашего Зосимы, игумена Соловецкого);

Жизнеописания достопамятных людей земли Русской. X–XX вв. М., 1992;

Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1988.

Из книги Кризис воображения автора Мочульский Константин Васильевич

САВВАТИЙ. Семья Задорогиных. Роман. Из–ство писателей в Берлине. 1923.Навалены кучи песку, нагромождены балки, вырыты ямы для извести, набросаны груды камней - по всему видно, что идет постройка. Но что строится - неизвестно. Строительные материалы еще не здание. И досадно:

Из книги Русские святые автора Автор неизвестен

Савватий Соловецкий, преподобный Преподобный Савватий Соловецкий († 27 сентября 1435 г.) продолжил лучшие традиции русского монастырского подвижничества, заложенные веком раньше преподобным Сергием Радонежским. Не сохранилось известий, из какого города или села

Из книги Русские святые. Июнь–Август автора Автор неизвестен

Вассиан и Иона Пертоминские, Соловецкие чудотворцы, преподобные Преподобные Вассиан и Иона - иноки Соловецкого Преображенского монастыря, ученики святого игумена Филиппа, впоследствии митрополита Московского († 1570; память 9/22 января). Немалотруден был тогда подвиг

Из книги Русские святые. Март-Май автора Автор неизвестен

Зосима и Савватий преподобные Соловецкие Преподобные Савватий и Герман отплыли на необитаемые Соловецкие острова в 1429 году. Прожив в уединении шесть лет, преподобный Герман вернулся на побережье для пополнения насущных припасов, а преподобный Савватий продолжил свой

Из книги Оптинский патерик автора Автор неизвестен

Савватий и ученик его Евфросин Тверские, преподобные В рукописном описании Тверских святых сказано: «Преподобный Савватий, игумен пустыни, образом сед, брада, аки Иоанна Богослова». Преподобный подвизался по благословению святителя Арсения, епископа Тверского, в 15

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Иеросхимонах Савватий (Нехорошев) (†9/22 августа 1895) В миру Сергей Андрианович Нехорошев, из мещан города Болхова Орловской губернии, по ремеслу кузнец. В детстве обучался грамоте вместе с другими детьми у настоятеля Болховского монастыря, знаменитого архимандрита отца

Из книги Новые мученики российские автора Польский протопресвитер Михаил

Монах Савватий (†24 декабря 1833 /6 января 1834) Из дворовых людей. Первоначально жил несколько времени в рославльских пустынных лесах Смоленской губернии вместе с монахом Досифеем и другими пустынниками. В 1821 году, когда живший в тех же рославльских лесах монах Моисей

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Преподобные Тверские: Варсонофий, Савва, Савватий и Евфросин (XV в.) Память их празднуется 2 марта вместе со свт. Арсением и в 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских святыхВ 1397 г. св. Савва Бороздин (память его 1 окт.) основал в

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

Преподобный Савватий Соловецкий (+ 1435) Память его празднуется 27 сент. в день преставления, 8 авг. в день перенесения мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святыхВ начале XV в. Савватий из Кирилло-Белозерского монастыря, избегая славы человеческой,

Из книги автора

Преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские, или Соловецкие (+ 1544 или 1561) Память их празднуется 3 июля, св. Иоанна 24 июня - в день тезоименитства с Иоанном Предтечей, св. Лонгина 16 окт. - в день тезоименитства с мучеником Лонгином (I в.) и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором

Из книги автора

Подобные Иона и Вассиан Пертоминские, или Соловецкие (+ 1561) Память их празднуется 12 июня в день гибели, 5 июля в день обретения мощей и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святыхПрпп. Иона и Вассиан, смиренные трудники Соловецкого монастыря и ученики

Из книги автора

19. Соловецкие узники и их исповедание В день отдания Пасхи, 27 мая / 7 июня 1926 г., в монастырском кремле Соловецкого острова, в продуктовом складе лагеря заключенных, собрались по возможности все заключенные здесь епископы для заслушания доклада другого узника, профессора

Из книги автора

Герман, Савватий и Зосима Соловецкие (+XV) Герман Соловецкий (+ 1479), преподобныйРодом был из города Тотьмы Пермской епархии. Родители не могли научить его грамоте, но воспитали ум и сердце сына в строгих правилах христианского благочестия.Раньше других иноков он побывал на

Из книги автора

ЗОСИМА, преподобный игумен Соловецкого монастыря, родом из села Толвуя, что на Онежском озере. В молодых летах постригся он в монахи и удалился из Новгорода на Соловецкий остров, и с сотрудником преп. Савватия, старцем Аввою Германом, положил первое основание знаменитому

Из книги автора

ИОНА и ВАССИАН, преподобные Соловецкие (см. Вассиан и

Из книги автора

САВВАТИЙ, преподобный Соловецкий когда родился, неизвестно, жил во времена в.к. Василия Василиевича Темного, при митрополите Фотии. В 1396 году пришел Савватий в Кирилло-Белоезерский монастырь, и там постригся. Увлекаемый жаждою уединения, сей великий труженик удалился


ПЕРЕНЕСЕНИЕ СВЯТЫХ МОЩЕЙ ЗОСИМЫ И САВВАТИЯ,

СОЛОВЕЦКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ

Преподобные Савватий и Герман отплыли на необитаемые Соловецкие острова в 1429 году. Прожив в уединении шесть лет, преподобный Герман вернулся на побережье для пополнения насущных припасов, а преподобный Савватий продол-жил свой подвиг в одиночестве.

Предвидя приближение кончины, преподобный Савватий в поисках священ-ника уплыл с острова на побережье. Там, у реки Выг, в местности, называемой Сорока, он встретил обходившего этот край игумена Нафанаила. Исповедавшись, получив причастие Святых Христовых Таин, преподобный Савватий мирно отошел ко Гос-поду 27 сентября 1435 года. Игуменом Нафанаилом и купцом Иоанном преподоб-ный Савватий был погребен при часовне на реке Выг.

Годом позже уроженец Обонежья, молодой инок Палеостровского монастыря Зосима после знакомства с иноком Германом, спутником преподобного Савватия, отправился с ним для уединенного жительства на Соловецкие острова. По прибы-тии, в первую же ночь, преподобный Зосима был удостоен пророческого ви-дения, вдохновившего двух иноков на основание Соловецкой обители.

По прошествии нескольких лет преподобный Зосима, вызванный архиепис-копом в Новго-род, был рукоположен в священный сан и удостоен возведения
в сан игумена. В обители не забыли первоначальника этих мест преподоб-ного Савватия. По совету старцев Кирилло-Белозерского монастыря перенести мощи препо-добного Савватия (что соответствовало жела-нию братии Соловецкой оби-тели) преподоб-ный Зосима перевез святые мощи преподобно-го на место поcледних его подвигов. Здесь, за алтарем новопостроенного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, они были положе-ны в землю, где покоились до 1566 года.

Преподобный Зосима преставился к Богу, до-стигнув маститой старости,
17 апреля 1478 го-да. Братия погребли своего игумена за алтарем Преображенского храма.

Через несколько десятилетий церковный Собор при митрополите Москов-ском Макарии 26 февраля 1547 года определил совершать всецерковную память Соло-вецким преподобным каждому в день его кончины: Савватию — 27 сентября/10 октября, Зосиме — 17/30 апреля.

Известны сведения, согласно которым первое обретение мощей преподобных от-цов было 2 сентября 1545 года. Вероятно, это связано с подготовкой
к кано-низации этих подвижников на Соборе 1547 года.

Прославленный игумен Соловецкого монастыря священномученик Филипп (Ко-лычев; † 1569), ставший настоятелем в 1548 году, много потрудился во славу обите-ли. Святым игуменом Филиппом был обнаружен чудотворный образ Богоро-дицы Одигитрии, принесенный на остров преподобным Савватием, а также его каменный крест. Эти святые реликвии были установлены у мощей препо-добных: икона — у гробницы святого Савватия, а крест — в часовне святого Гер-мана. Было также пополнено житие преподобных описанием чудес, совер-шившихся при их гробни-цах.

Торжество перенесения мощей преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чу-до-творцев, состоялось на третий день праздника Преображения, после освя-щения Преображенского собора 8 августа 1566 года. Подготовлено и вдохновлено оно было святителем Филиппом, будущим митрополитом Московским (+1569; память 9/22 января, 3/16 июля и 5/18 октября). Мощи преподобных Зосимы и Савватия были перенесены в придел Преображенского собора, устроенный в их честь.

Русский народ свято чтит память Соловецких чудотворцев; они особо почи-таются как покровители пчеловодства. Во многих местностях России к дню памяти препо-добного Зосимы «Пчельника» (17/30 апреля) приурочивалась выс-тавка пчел. В день памяти преподобного Савватия (27 сентября/10 октября) обычно завершается уборка пчел в омшанник на зимовку.

21 августа Русская Православная Церковь вспоминает преподобных Савватия, Зосиму и Германа, Соловецких чудотворцев, точнее - двойное перенесение их мощей. События эти напрямую связаны с историей Соловецкой обители.

Преподобные Савватий, Зосима и Герман Соловецкие никогда бы не встретились, если б Господу было не угодно, чтобы в Белом море вырос прекрасный и уединенный монастырь, в который стремятся по сей день паломники со всего света. Кстати сказать, святые Савватий и Зосима в земной жизни знакомы не были, однако имя одного подвижника неотделимо теперь от имени другого - в небесной истории.

Преподобный Савватий (†1435)

Итак, началось все со стремления насельника Кирилло-Белозерского монастыря Савватия к пустынножительству. Инок, добродетельный и строгий, которого уважали братия, ушел от них, испросив благословения, на Валаам. Прожив там несколько лет, он, по житию, «начал искать еще более уединенного места. Возвеселилась пустыннолюбивая душа его, когда он узнал, что на далеком севере, в море, есть необитаемый Соловецкий остров». Удалился инок и из Валаамского монастыря, хотя валаамские монахи очень просили преподобного Савватия не оставлять их, - путь его лежал к берегам Белого моря.

У реки Выг преподобный встретил жившего при часовне в селении Сорока инока Германа, который прежде бывал на Соловецких островах, но один не решался там поселиться. В 1429 году они вдвоем на утлой лодочке достигли Большого Соловецкого острова. Место, где иноки поселились, позднее было названо Савватиево; оно находится недалеко от Секирной горы.

Через шесть лет непрестанных трудов и молитвы, Савватий отошел ко Господу. Вот как это случилось. Инок Герман отлучился на материк по хозяйственной надобности, и его брат остался один. Он уже предчувствовал, что скоро уйдет в обители Отца Небесного и хотел причаститься Святых Христовых Таин. Один он отправился туда, где встретил Германа - в селение Сорока, к часовне. Тут он встретил священника, игумена Нафанаила. Игумен исповедал и причастил соловецкого пустынника, после чего 27 сентября 1435 года преподобный Савватий мирно отошел ко Господу. Погребен он был у стен часовни. Только через 30 лет его святые мощи были перенесены на Соловки и положены за алтарем церкви Успения Преcвятой Богородицы.

Преподобный Зосима (†1478)

Преподобный игумен Зосима, благоустроитель Соловецкой обители, познакомился с преподобным Германом Соловецким, когда жил в одном из северных поморских монастырей. Был он юн, но душа его жаждала пустынножительства, поэтому после рассказов инока Германа о суровом Соловецком острове, где тот несколько лет прожил вместе с преподобным Савватием, Зосима отправился еще дальше на север.

В 1436 году иноки Зосима и Герман поселились на Большом Соловецком острове у моря, недалеко от места, где ныне расположена обитель. Однажды Зосима увидел необыкновенный свет и на востоке прекрасную церковь высоко над землей. Это чудесное знамение пустынники восприняли как благословение на основание монастыря. Подвижники начали заготавливать лес и приступили к строительству, поставили кельи и ограду.

Немало испытаний претерпели преподобные прежде, чем обитель расцвела.

Однажды Зосима зимовал один, оставшись без съестных припасов. Непогода не позволяла Герману вернуться к зиме с материка. Все запасы инока Зосимы истощились, но чудо помогло подвижнику: к нему пришли двое незнакомцев и оставили хлеба, муки и масла. В изумлении инок не спросил, откуда они. Вскоре преподобный Герман вернулся на остров с рыбаком Марком, который принял монашеский постриг. Другие жители Поморья также стали приходить в обитель.

Умножалось число братии, строилась обитель. Выросла деревянная церковь Преображения Господня с приделом во имя святителя Николая. Несколько игуменов приезжали на остров, чтобы возглавить монастырь, однако никто не мог выдержать здешних суровых условий жизни. Тогда соловецкие иноки выбрали себе игуменом Зосиму. Он был рукоположен во священника и совершил в Соловецкой обители первую Литургию. По преданию, во время молитвы во время того богослужения лицо его светилось, как лицо ангела.

Через некоторое время в монастыре был построен новый храм в честь Успения Божией Матери, сюда перенесли мощи преподобного Савватия. Трудами игумена Зосимы и братии на безлюдном острове поднялся монастырь. В обители был устав православных общежительных монастырей, традиционный для русского иночества.

Прошло несколько десятилетий игуменства преподобного Зосимы. Когда приблизилось время его кончины, он созвал братию и поставил игуменом благочестивого инока Арсения. Сказав прощальное слово, подвижник отошел ко Господу 17 апреля 1478 года и был погребен за алтарем деревянной церкви Преображения Господня.

Преподобный Герман (†1479)

Подвиг преподобного Германа, сподвижника преподобных Савватия и Зосимы, заключался в повседневном труде во славу Божию. Шесть лет он помогал святому Савватию, более 40 лет трудился в обители при игумене Зосиме. Не оставляя подвига молитвенного, он совершал морские переходы, преодолевал в трудах тяготы северного края, вместе с братией возводил храмы. Устные повествования старца Германа о соловецких подвижниках Савватии и Зосиме, записанные по его просьбе, были позднее использованы при составлении их жития.

В 1479 году преподобный Герман, исполняя поручение игумена Арсения, преемника преподобного Зосимы, поехал в Новгород. Болезнь не позволила ему вернуться на острова. В обители святого Антония Римлянина подвижник причастился Святых Христовых Таин и предал душу свою Богу. Соловецкие иноки не смогли отвезти его тело в монастырь из-за распутицы на дорогах. Только через пять лет мощи преподобного Германа были перенесены в Соловецкую обитель - их положили рядом с мощами преподобного Савватия. Позднее над местом погребения преподобного Германа была поставлена часовня, а в 1860 году построена каменная церковь, освященная в его честь.

Перенесение мощей подвижников

Святые мощи первоначальников Соловецких, преподобных Зосимы и Савватия, ко времени их церковного прославления, которое произошло в 1547 году, находились в монастыре. В 1862 году, по завершении строительства Свято-Троицкого собора, святые мощи преподобных Зосимы и Савватия были поставлены в серебряных раках в Зосимо-Савватиевском приделе и находились там до закрытия монастыря в 1920 году.

До 1939 года мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа оставались на Соловках в краеведческом музее, состоявшем в подчинении начальства лагеря, который был открыт на месте славной обители. После ликвидации лагеря мощи Соловецких первооснователей были вывезены с острова и переданы на хранение в Центральный антирелигиозный музей в Москве, а затем в Ленинградский музей истории религии и атеизма.

В июне 1990 года Соловецкие святыни были переданы Русской Православной Церкви и 16 августа 1990 года перенесены в Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры. В августе 1992 года состоялось торжественное перенесение мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа в Соловецкий монастырь.

В настоящее время мощи Соловецких первооснователей покоятся в надвратной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.

Молитвы Зосиме, Савватию и Герману Соловецким

О Преподобнии и богоноснии отцы наши Зосимо, Савватие и Германе, земнии ангели и небеснии человецы, ближнии друзи Христовы и угодницы Божии, обители вашея славо и украшение, всея же северныя страны, паче и всего православнаго отечетва нашего необоримая стено и великое заступление! Се мы, недостойнии и многогрешнии, с благоговейною любовию ко святым мощем вашим припадающе, духом сокрушенным и смиренным прилежно молим вас: молите непрестанно благосердаго Владыку и Господа нашего Иисуса Христа, яко дерзновение велие к Тому имущии, да не отступит от нас Его вседействующая благодать, покров же и заступление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы на месте сем да пребудет, и да не оскудеют никогдаже истиннии ревнители ангельскаго жития во святей обители сей, идеже вы, богоноснии отцы и начальницы, безмерными труды и пощеньми, токи же слезными и всенощными бдении, непрестанными молитвами и моленьми начало иноческому житию положисте. Ей, угодницы святии, молитвенницы к Богу благоприятнейшии, теплыми вашими к Нему мольбами оградите и сохраните ны и святое селение сие ваше от труса, потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и смертоносныя язвы, от вражды и всяких нестроений, от всякия беды и скорби и от всякаго зла: да непрестанно на месте сем, в мире и безмолвии, благочестно славится Пресвятое имя Господа и Бога, и обретают вечное спасение ищущие Его. О преблаженнии отцы наши, Зосимо, Савватие и Германе! Услышите ны грешныя, во святей обители вашей и под кровом вашего защищения недостойно жительствующыя, и благомощными вашими к Богу ходатайствы испросите душам нашым грехов оставление, жития исправление и вечных благ восприятие в Небеснем Царствии: всем же верующим, иже на всяком месте и во всякой нужде призывают вас в помощь и заступление, и иже с благоговейною любовию во обитель вашу притекают, не престаните изливати всякую благодать и милость, сохраняюще их от всякия сопротивныя силы, от всякия напасти и от всякаго злаго обстояния, и подающе им вся потребная к душевней и телесней пользе. Наипаче же молите премилосердаго Бога, да утвердит и укрепит Церковь Свою святую и все наше православное Отечество в мире и тишине, в любви и единомыслии, в правоверии и благочестии да сохранит и соблюдет во веки веков. Аминь.

О преподобнии отцы, велицыи заступницы и скории услишателие молитв, угодницы Божии и чудотворцы Зосимо, Савватие и Германе! Не забудите, якоже обещастеся, посещати чада ваша. Аще бо и отыдосте от нас телом, но духом присно с нами пребываете. Молим убо вы, о преподобнии: избавите ны от огня и меча, от нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, от тлетворных ветров, и от напрасныя смерти, и от всех прилогов бесовских, находящих на ны. Услышите нас, грешных, и приимите молитву сию и моление наше, яко кадило благовонное, яко жертву благоугодну, и души наша, злыми делы, и советы, и помыслы умерщвленныя, оживите и, якоже умершую отроковицу востависте, якоже неисцельны раны многих исцелисте, от духов нечистых зле мучимых избависте, тако и нас, содержимых во узах вражиих, измите и от сетей диавола избавите, из глубины прегрешений изведите и милостивым вашим посещением и ходатайством от врагов видимых и невидимых оградите ны благодатию и силою Всесвятыя Троицы, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Зосима Соловецкий :

Родился в Новгородской республике, в селе Толвуя, на берегу Онежского озера. Спасаясь на поморье, на устье реки Сумы , встретился с иноком Германом, который до того жил с преподобным Савватием на Соловецком острове. Прибыв на этот остров в 1436 году, они построили себе келью. Вскоре к Зосиме стали стекаться ученики, которые построили храм и обитель и избрали Зосиму своим игуменом.

В 1465 году преподобный Зосима перенёс мощи преподобного Савватия с реки Выги в свою обитель. По делам обители Зосиме приходилось ходатайствовать в Новгороде , в том числе и перед знаменитой Марфой-посадницей . Она принимала его в своём доме и дала монастырю грамоту о правах на тони (места для рыбной ловли). Впоследствии появилось мнение, что данный документ не мог быть выдан Марфой, а является поздней подделкой соловецких монахов.

Зосима умер в 1478 году; канонизован церковным собором 1547 года.

Савватий Соловецкий


Житие не сообщает о происхождении и годе рождения Савватия. Также неизвестна дата принятия им монашества. Согласно житию, во времена митрополита Фотия Саватий уже подвизался в Кирилло-Белозерском монастыре. Узнав, что на острове Валааме есть монастырь, где иноки ведут жизнь более строгую, Савватий перебрался туда. Удивляя братию своим терпением и смирением, он искал место для совершенного уединения и безмолвной молитвы. Савватий узнал, что в двух днях плавания от берега в Белом море стоит большой остров, никем не населённый, и ушёл из Валаамского монастыря.

Сначала он поселился у часовни на реке Выг, где встретил инока Германа, одиноко жившего в лесу. Герман согласился сопровождать Савватия на остров и остаться с ним там. Оба старца в 1429 году благополучно прибыли на остров и, не доходя 13 км до места современного монастыря, они близ озера водрузили крест и поставили келью. Постепенно, уже после смерти Савватия, на острове поселились другие отшельники и возник монастырь, получивший название Соловецкого.

Мощи преподобного Савватия были перенесены в Соловецкий монастырь в 1465 году при игумене Зосиме, и положены в землю за алтарём Успенского собора, где находились до 1566 года. В этом году, 8 августа, они, вместе с мощами преподобного Зосимы, были перенесены в придел Спасо-Преображенского собора, устроенный во имя этих соловецких святых.

На московском соборе, бывшем при митрополите Макарии, в 1547 году, установлено наряду с другими отечественными святыми совершать память преподобного Савватия 27 сентября (по юлианскому календарю).

В 1861—1925 годах мощи находились в Свято-Троицком соборе монастыря. С 1992 года его мощи покоились в Благовещенском храме Соловецкого монастыря, в богато украшенной раке.

В настоящее время мощи Савватия, Зосимы и Германа Соловецких покоятся в Филипповском храме монастыря. Летом переносятся в Спасо-Преображенский собор.

Зосима и Савватий сильно почитаются старообрядцами.


Соловки.

Соловецкий монастырь основан в 1436 году в землях Новгородской республики монахами Зосимой и Германом. Первое монашеское поселение на островах появилось несколько раньше — в 1429 году. Основатели — Герман и Савватий. До марта 1682 года, когда была учреждена Архангельская епархия (Холмогорская), монастырь находился в пределах Новгородской епархии .

Расцвет обители в XVI веке связан с деятельностью игумена Филиппа (Колычёва) будущего Филиппа святителя Московского , избранного в 1548 году монастырским собором и возведённым в сан игумена Новгородским архиепископом Феодосием.

Игумен Филипп положил много труда по внутреннему и внешнему благоустройству обители. Большие денежные вклады от царя и других благотворителей дали возможность выстроить два больших храма: в честь Успения Пресвятой Богородицы и Преображения Господня. В последний были перенесены мощи основателей монастыря — святых Зосимы и Савватия. Благодаря образцовой хозяйственной деятельности игумена Филиппа, монастырь сделался богатейшим промышленным и культурным центром северного Поморья. Филипп устроил сеть каналов между многочисленными озёрами на Соловецком острове, поставил на них мельницы, соорудил ряд новых хозяйственных построек, увеличил хозяйственный инвентарь; на поморских землях увеличилось число соляных варниц и впервые был заведён железный промысел.

Своей праведной жизнью соловецкий игумен стяжал себе всеобщее уважение, и слава о нём и о его жизни распространилась так далеко, что достигла царя Ивана Грозного, который вызвал Филиппа из Соловецкой обители и предложил занять кафедру митрополита Московского.

Церковную реформу патриарха Никона монастырь осудил как ересь. Противостояние приняло форму осады (т. н. Соловецкое сидение ), которая продлилась с 1668 по 1676 год. В 1676 крепость была взята в результате предательства одного из монахов. Почти все мятежные монахи были убиты.

К XVII веку в монастыре было порядка 350 монахов, 600—700 послушников и крестьян. Монастырь посещал император Пётр Первый, так как Соловецкий монастырь представлял собой важную приграничную крепость, с гарнизоном и артиллерией.

17 августа 1902 года Соловецкий монастырь торжественно праздновал 200-летие посещения монастыря Петром Великим. В торжестве участвовали местные власти, военные суда, два монастырских и четыре частных парохода. Суда были украшены флагами и ночью иллюминированы.

В XVI —XVII веках монастырь выдержал несколько нападений шведов (в 1571 , 1582 и 1611 годах). Позднее, в 1854 году, монастырь был обстрелян английскими паровыми 60-пушечными фрегатами «Бриск» и «Миранда» . После девятичасовой канонады, не приведшей ни к каким сколько-нибудь серьёзным разрушениям (что отчасти объясняется прочностью стен и дальностью, с которой приходилось вести обстрел — бухта Благополучия имеет сложный и опасный рельеф дна), англичане вынуждены были оставить монастырь в покое.



С XVI и до начала XX века монастырь также служил политической и церковной тюрьмой. Камеры в монастырских башнях и стенах этого монастыря имели форму усечённого конуса длиной около трёх метров, шириной и высотой по два метра, в узком конце — один метр. По разным подсчётам, со времён Иоанна Грозного до 1883 г. через тюрьму Соловецкого монастыря прошли от 500 до 550 узников, среди которых такие заметные личности, как П. А. Толстой, В. Л. Долгоруков, П. И. Калнышевский, Ф. П. Шаховской.

Соловецкая тюрьма существовала до 1883 г., когда из неё были выведены последние узники, но караульные солдаты содержались в ней до 1886 г. После официального закрытия тюрьмы Соловецкий монастырь продолжал служить местом ссылки для провинившихся служителей церкви, что подтверждает газета "Правда" от 1912 года: Лишенный игуменского сана за распутную жизнь, настоятель Сковородского монастыря новгородской епархии Нафанаил, сослан в Соловецкий монастырь. Настоятелем назначен игумен Митрофан. Сковородский монастырь почти разорен его бывшим настоятелем. .

В январе 1908 года газета "Русь" писала: Соловецкий монастырь, бывший долгое время местом ссылки, в настоящее время вновь будет служить этим целям. В виду того, что архангельская губернская тюрьма переполнена, монастырь предоставил свое подворье для помещения пересыльной тюрьмы. («Русь»)

Для всех желающих приехать в святое место паломникам, Соловки были открыты, но монахи при входе в монастырь обыскивали каждого прибывающего.

В октябре 1910 года в газете "Русское слово" находим интересную статью под заголовком "Женщина монах". : АРХАНГЕЛЬСК, 13,Х. Экстренно выехал в Соловецкий монастырь судебный следователь Коровьин для производства дознания по делу арестованной неизвестной женщины, проживавшей в монастыре в течении 18 лет под видом монаха Арсения. Одновременно в Соловецкий монастырь следственной властью отправлена в сопровождении стражников и неизвестная женщина, которая будет предъявлена братии монастыря с целью опознания и установления личности.

Вместе с тем в 1912 году можно найти такую запись : Соловецкий монастырь открываете мореходную школу и сельскохозяйственные курсы. Хороший пример для других наших богатых монастырей, застывших в бездеятельности.


В 1920 году монастырь был окончательно ликвидирован: приказ о ликвидации отдал М. С. Кедров, который в 1941 году сам был ложно обвинён своими однопартийцами и расстрелян по приказу Берии. Культурные ценности монастыря и большие запасы продовольствия были по приказу Кедрова реквизированы.

Гробницы с мощами святых Зосимы и некоторых других были поставлены в Преображенском соборе… Чтобы не оскорблять религиозных чувств читателей описанием гнусного фарса… ограничусь одним моментом. Когда вскрывали мощи св. Зосимы, то отделили голову от туловища… Будто бы Коган спросил архипастырей: „Это ваш главный святой? Вот ему…“ — и с силой ударил носком по черепу, который, отлетев, ударился о стену .

В 1920 году на территории монастыря располагается лагерь принудительных работ, который вместе с конвоем насчитывал 350 человек . В 1923 был учреждён Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), преобразованный позднее в 1937 году в Соловецкую тюрьму особого назначения — СТОН, расформированную в 1939. Значительную часть заключённых составляли т. н. «политические» — духовенство, офицеры белого движения, эсеры , интеллигенция.

Про ужасы и зверства над заключёнными Сталинского лагеря на Соловках писал в "Архипелаге ГУЛЛАГ" Солженицин.

Здесь в монастыре, а вернее в Сталинском лагере с 1924 по лето 1928 года, арестованному духовенству ещё разрешали сохранять рясы, бороды, длинные волосы, какой-нибудь требник, псалтырь или евангелие, но ни иконы, ни лампады не допускались .

В ноябре 1925 года в Соловках содержалось более ста двадцати церковных людей, включая сюда 24 епископа и архиепископа, белое и черное духовенство (священники, игумены, архимандриты и др.) , а также мирян, осужденных за участие в церковных делах. В 1926 и в 1927 годах на Соловки продолжали посылать дополнительные партии осужденного духовенства, но все же численность этой группы соловчан никогда не превышала двух-трех процентов от общего числа заключенных на острове: одни убывали окончив срок, или шли в ссылку, других привозили им на смену.

Летописцы упоминают о пяти умерших на Соловках заключённых священниках:

Петр , епископ Тамбовский (в конце 1925 г.,) и отец Никодим — . А так же ещё два замерзших священника.

На Соловках заключение отбывали:

Архиепископ (Иларион (Троицкий) , викарий Московский и бывший профессор Московской Духовной Академии и один из ближайших помощников патриарха Тихона;
«…и в часы, когда Ленина хоронили в Москве — передает отец Польский, соузник архиепископа — мы должны были здесь, в лагере, простоять пять минут в молчании. Владыка Иларион и я лежали рядом на нарах, когда против нас посреди барака стоял строй наших отцов и братии разного ранга… „Встаньте, все-таки великий человек, да и влетит вам, если заметят“ — убеждали нас. Глядя на владыку, и я не вставал. Так благополучно и отлежались. А владыка говорил: — Подумайте, отцы, что ныне делается в аду: сам Ленин туда явился, бесам какое торжество! ..»

Архиепископ Евгений (Зернов) Приамурский и Благовещенский, признанный всеми епископами на Соловках за первого среди них. Позже в 1937 году был расстрелян.

Профессор Московской Духовной Академии Иван Васильевич Попов , также из ближайших сотрудников Патриарха Тихона. Профессор Попов отличался строгим образом жизни, почти монашеским: воздерживался в пище, безропотно трудился и оставался безбрачным. В Соловецком кремле доктор богословия и профессор академии и университета обучал грамоте уголовников.

Оставшиеся на службе лагеря монахи-инструктора молились в кладбищенской церкви после работы: вечером по субботам и в воскресные дни. Доступ в церковь до 1925 года был запрещен всем заключенным, даже высшему духовенству ..

С 1942 года по октябрь 1945 года в монастыре в течение 3 лет базировалась часть Соловецкой школы юнг, при учебном отряде Северного Флота, готовившихся к боевым действиям, открыта 25 мая 1942 года по приказу наркома ВМФ СССР Кузнецова Н. Г..

В 1967 году создан Соловецкий музей-заповедник, реорганизованный в 1974 году в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, продолжающий существовать и по возобновлении монашеской общины.

Газета "Раннее утро" 1913 год: В Соловецком монастыре на днях состоится торжество по случаю возвращения из Англии колокола, который был снят и увезен англичанами во время Крымской войны.
Московская синодальная контора, в ведении которой состоит Соловецкий монастырь, по указу Св. Синода распорядилась, чтобы рядом с памятной доской, свидетельствующей о пленении колокола, во время торжества была помещена новая доска с надписью:
«1913 года, августа 4 дня, через 58 лет после осады Соловецкой обители англичанами, бывшей во время Крымской войны 1854 года, взятый тогда и увезенный в Англию монастырский колокол от церкви св. апостола Андрея Первозваннаго на Заяцком острове, возвращен в Соловецкий монастырь в знак проявления великобританским правительством дружественных отношений, существующих ныне между обеими державами. Событие это совершилось в царствование в Англии короля Георга V, в России же Императора Николая II»

Что касается новейшей истории монастыря, то в декабре 1988 года был создан церковный приход , куда был назначен иеромонах Герман (Чеботарь). 4 июля 1989 года он освятил находящуюся за монастырской оградой часовню святителя Филиппа — первый возрожденный храм Соловков .

Как сказал паломник Илья, побывавший на Соловках в 2006 году: -
Соловки - это такое место, что ради посмотреть на него не жаль не только проехать несчастные полторы тысячи километров, но даже и пройти их пешком. Я бы пошёл.

Яко светильницы явистеся всесветлии / во отоце окияна моря, / преподобнии отцы Зосимо и Савватие, / вы бо, крест Христов на рамо вземше, / усердно Тому последовасте / и, чистотою Богови приближившеся, / отонуду силами чудес обогатистеся. / Темже и мы любезно притекаем к ракам честных мощей ваших и умильно глаголем: / о, преподобнии, молите Христа Бога спастися душам нашим.

Отходя душой ко Господу, преподобный Зосима сказал братии, что он не оставит места своих подвигов, и обещал духом пребывать с учениками своими.

Вскоре после преставления преподобный явился иноку Даниилу и рассказал, как по милости Божией он беспрепятственно прошел мимо воздушных бесов и, не задержанный ими, был причтен к лику святых.

Затем преподобный явился старцу Тарасию на своем гробе, а ученику своему Герасиму явился в воскресенье, после утрени. Зосима шел от гробницы преподобного Савватия к своей. Взглянув на Герасима, он сказал: «Подвизайся, чадо, и ты воспримешь награду за труды твои».

Некий старец Феодул, нечаянно поскользнувшись, упал и так сильно ушибся, что уже не мог ходить в церковь и все время лежал в постели. Преподобный Зосима однажды поздно вечером пришел в его келью, помолился и исцелил Феодула.

Один из монахов обители, по имени Митрофан, рассказывал, что, когда он был еще мирянином, купцом и плавал по морю, однажды поднялась столь сильная буря, что корабль заливало вол-

нами и все находившиеся на нем пришли в отчаяние и только со слезами молились Спасителю и Божией Матери. Но вдруг они вспомнили о преподобном Зосиме Соловецком и призвали его себе на помощь, и тотчас увидели святого, сидящего на корме корабля и бьющего по волнам своей монашеской мантией, отчего волнение немедленно прекратилось. И он до тех пор управлял кораблем, пока не привел его к берегу.

Одного мирянина, именем Никон, сильно мучили бесы. Когда же его привели к мощам преподобного Зосимы, тот явился ему, избавил от демонов и отослал домой здоровым.

Один ослепший крестьянин получил исцеление при гробе святого, но за маловерие свое ослеп вторично. Тогда он возвратился к мощам, покаялся, помолился и снова был исцелен преподобным.

Нередко преподобный Зосима являлся вместе с преподобным Савватием. Так однажды инок Иосиф, находясь на острове Кузове, ночью взошел на гору для молитвы и, посмотрев на Соловецкие острова, увидел посредине монастыря два огненных столпа, восходивших от земли до неба. Когда он рассказал об увиденном другим инокам, они сказали ему: «Это основатели и начальники монастыря Соловецкого, преподобные Зосима и Савватий сияют из гробов своих, ибо они духовные столпы, просвещенные Божественной благодатью».

Преподобные Зосима и Савватий исцелили одну женщину Марию, одержимую бесом. А некую девицу воскресили. Девица эта по внушению бесов зарезала сама себя, но святые Зосима и Савватий воскресили ее и, явившись ей во сне, дали в руки сосуд с мазью и сказали: «Помажь свои раны, ибо ради слез отца и матери твоих мы пришли исцелить тебя». Девица помазала себя мазью (во сне) и через три дня действительно выздоровела.

Некто Феодор, живший на берегу Белого моря, рассказывал, что случилось ему плыть по морю с товаром и внезапно поднялась сильная буря. Бросив якорь и став на одном месте, корабельщики, сильно смущенные, обратились с молитвой к Богу и угодникам Его Зосиме и Савватию Соловецким. Сам же Феодор, спустившись вниз, задремал и увидел в тонком сне двух благообразных старцев, стоявших на корабле и указывающих рулевому, что делать. Проснувшись, Феодор поднялся наверх, и один из корабельщиков сказал ему: «Я, сильно устав, задремал и видел во сне двух старцев на корабле, и один из них сказал другому: «Постереги, брат корабль этот, а я спешу в Соловки к обедне». Все поняли, что этими старцами были Зосима и Савватий, и ободрились в надежде на спасение. И действительно, вскоре буря прекратилась, и спасенные от гибели корабельщики поплыли дальше, славя и благодаря Бога и его святых угодников.