Разговор каким должен быть ученик. Правила педагогического общения консультация на тему

Разговор с учителем часто вызывает массу эмоций, которые усугубляют школьные проблемы. Выбрав эффективный подход к общению, родитель сможет избежать конфликтов и облегчит жизнь и себе, и ребенку, и педагогам.

Разговаривайте с учителем уважительно и на равных

Переступив порог школы, многие родители вновь ощущают себя в роли учеников, испытывают страх перед «взрослыми» учителями и директором. Боятся осуждения, стремятся доказать, что они хорошие. Позволяют себя отчитывать, говорят неуверенно. Со всем соглашаются, лишь бы в школе «на детях не отыгрались». Или впадают в подростковый негативизм и бессмысленное бунтарство.

Другая родительская крайность — относиться к учителям как к обслуживающему персоналу, ощущать себя клиентом, который «всегда прав».

Для конструктивного решения проблем важно постоянно удерживать позицию взрослого, сохранять деловой, уважительный тон. Не чувствовать себя обязанным доказывать, что вы хорошая мать или достойный отец.

Выберите подходящее время

Если есть потребность в разговоре с педагогом, назначьте встречу заранее. Не поднимайте частный вопрос на родительском собрании, не врывайтесь внезапно на перемене или перед началом урока, не звоните по телефону в урочные часы или поздно вечером. Удобное время и способ связи лучше обговорить при знакомстве с педагогом. Демонстрируя уважение к личному времени учителя, вы закладываете первый кирпичик взаимопонимания.

Кстати, если педагог позвонил вам сам, предложите перезвонить — школа обычно не компенсирует работникам услуги мобильной связи, а регулярное общение с родителями целого класса вылетает в копеечку.

Не накручивайте себя разговорами с другими родителями

Сегодня, когда многие активно общаются в соцсетях и мессенджерах, стало популярно делиться проблемами и негативом по поводу учителя с родителями одноклассников своего чада. Нередко в таких группах и беседах на основе пары никем не проверенных фактов рождается буквально демонический образ учительницы, не имеющий никакого отношения к реальности. Не занимайтесь коллективным фантазированием . Сначала обсудите свою проблему с педагогом лично, а потом стройте свое независимое мнение.

Подчеркните, что понимаете ситуацию

Есть вероятность, что вы будете абсолютно не согласны с позицией учителя. Но это не повод бросаться в спор с порога. Для начала повторите вкратце услышанную мысль: «Я вижу, вас очень беспокоит, что…», «Да, ситуация в классе сейчас сложная, потому что…», «Как я поняла, на ваш взгляд, мой ребенок…». Только когда вы продемонстрировали, что услышали позицию педагога, начните излагать свое видение проблемы.

Чтобы ваше мнение лучше слышали , между делом сочувствуйте учителю: «Даже не представляю, как вам тяжело: мы с одним подростком переживаем, а у вас их 25!», «Конечно, в наше время школе непросто…» и т.д. Тогда вам будет куда проще не соглашаться с учителем по существу, но при этом не превратить разговор в ссору.

Особенно это полезно, когда на самом деле у вас есть претензии. К примеру, ребенок жалуется на несправедливое отношение или грубый тон. Мама идет в школу и говорит: «Я хочу с вами посоветоваться. Маша приходит домой очень расстроенной, когда получает «тройки». Ей не всегда понятно, почему ее работу оценили низко. Что мне делать в этих ситуациях?»

Тут есть шансы, что: а) учитель поймет, что ребенок и родитель заинтересованы в учебе; б) даст полезную информацию — ведь не исключено, что оценки на деле заслуженные и школьнику нужна помощь; в) про себя проанализирует, всегда ли он прав.

А вот если мама с порога заявляет: «Почему вы все время занижаете оценки?», то учитель будет защищаться. Поэтому мы никого не обвиняем в некомпетентности, а приглашаем помочь общему делу — поддержать страдающего ученика. Нормальный человек откликнется.

Ищите общие цели

Несмотря на внешне разные подходы в той или иной проблеме, как минимум, одна общая цель у родителей и школы должна быть — дать детям образование (знания и возможности для развития). В пылу дискуссии чаще напоминайте себе и педагогу, что вы стремитесь к одному и тому же — защитить интересы ребенка. Так будет проще заметить, что условная Марь-Иванна привязывается к вам с каким-то дурацким отступом в тетради в четыре клеточки, не потому, что злыдня, а потому что беспокоится о том, научится ли ребенок слышать требования к оформлению работ (что ему пригодится и на ЕГЭ, и на дипломе в вузе). И тогда останется договориться только о том, в какой форме эти требования выдвигаются — а это уже куда проще, чем до хрипоты спорить о принципиальной необходимости четырех клеточек.

Конечно, если цели педагогов конкретной школы совсем не совпадают с вашими, а методы воспитания неприемлемы, то придется решать вопрос радикально — переходить в другое учебное заведение. Но прежде чем рубить с плеча, вглядитесь: очень вероятно, что перед вами адекватный учитель, просто несколько зашоренный странными для обычного человека требованиями системы образования.

Не прыгайте через голову

Уважайте субординацию. Прежде всего, попытайтесь решить проблему через классного руководителя, затем с учителем по предмету. Если не удалось, обращайтесь к администрации, и только в крайнем случае — в управление образования.

Если директор школы не спешит вам помочь, несмотря на то, что вы проявили уважение, понимание проблем и попросили совета, пускайте в ход военную хитрость. Для начала удостоверьтесь: «Правильно ли я понимаю, что, несмотря на ваше желание, вы вынуждены отказать в зачислении моего ребенка в этот класс/ изучении такого-то предмета/переводе на дистанционное обучение и т.д.»

Описывайте вещи предельно прямо, тогда директор может сразу пойти на попятные: «Нет, я не совсем это имела в виду…». Если же не помогает, можно попросить письменный отказ в просьбе или достать следующий козырь: «Да, я вас очень понимаю. Вы все делаете для детей, но ситуация непреодолимая. Давайте я поспособствую вам и обращусь в отдел образования. Пусть они помогут школе решить эту проблему».

Одним словом, вы не враг и не стукач, а человек, радеющий за общее дело. Таким обычно идут навстречу.

Оставайтесь защитником своего сына или дочери

Когда классный руководитель рассказывает, что ребенок устроил отвратительную драку, прогуливает уроки или не делает домашних заданий, родители испытывают стыд и злость. «Вот я ему задам!» — готово сорваться с губ. В этот момент важно не забывать о своей задаче: всегда защищать, любить и оберегать ребенка. Найдите в себе силы поблагодарить учителя за уделенное время и пообещайте разобраться в ситуации. Но не превращайтесь в палача, который, вернувшись домой, начнет махать шашкой, даже не выслушав вторую сторону. В особенности недопустимо, когда на беседе присутствуют учитель, родитель и ученик, и двое взрослых как коршуны налетают на одного ребенка.

Что бы ни происходило, повторяйте про себя как мантру: «Я все равно люблю своего ребенка», «Я здесь ради него», «Всё пройдет, пройдет и это».

Школьные годы пролетят, а отношения мамы и папы с ребенком останутся на всю жизнь. И семейное тепло куда важнее, чем одобрение педагогов и баллы на экзаменах .

Когда вам звонит учитель, велики шансы, что разговор пойдет либо о плохих оценках, либо о плохом поведении. В такой момент хочется встать в защитную позу и отвергать всякие обвинения педагога (которые он еще и озвучить не успел). Как можно остаться спокойным в такой ситуации? Все дело в правильных вопросах – они помогут вам сразу же начать выстраивать план по улучшению результатов ребенка, а не скатываться к взаимным обвинениям. Мы узнали у учителей, как реагировать родителям на самые частые причины звонков и как лучше всего справиться с ситуацией.

Учитель говорит: «Ваш ребенок не справляется с заданиями в классе».

Проблемы с успеваемостью – это симптом большого числа проблем. Ребенка могут отвлекать проблемы в семье, или ребенок просто плохо высыпается и не может сосредоточиться. Вполне возможно, что пробелы в знаниях ребенка – следствие болезни в прошлом учебном году, когда эту тему изучали в классе. Сам ребенок в ней разобраться не сумел.

Правильная реакция: уточните все подробности у учителя, чтобы понять, какого рода помощь нужна ребенку: у него проблемы по всем предметам или только по одному-двум? Он плохо написал контрольную (или две) или это длится долгое время? Он не выполняет работу или не понимает задания?

Создаем план по спасению: всегда узнавайте мнение ребенка насчет ситуации. Спросите его: «Учитель обеспокоен твоими результатами по математике, что ты думаешь об этом?». Узнайте, как вы можете ему помочь, также придумайте несколько способов совместно с учителем. Учитель может предложить методы обучения, которые можно применять дома, или проводить дополнительные занятия и консультации для ребенка. Также родителям стоит проверять домашнюю работу ребенка и вместе с ним обсуждать совершенные ошибки. Необходимо постоянно следить за тем, как реализуется план – так родители будут уверены, что ребенок развивается в правильном направлении.

Что дальше ? Встретьтесь с учителем через несколько недель после старта вашего плана, чтобы оценить прогресс ребенка. Если улучшений так и не произошло (либо они незначительны), рассмотрите вариант с дополнительным репетитором, проконсультируйтесь со школьным психологом насчет способностей и мотивации ребенка к обучению.

Плохое поведение

Учитель говорит: «Ваш ребенок плохо ведет себя в школе»

Правильная реакция: уточните, что ребенок делает не так. Он мешает другим? Бегает по классу? От него слишком много шума? Дети часто плохо умеют выражать свои чувства, плохое поведение может быть его способом передать тревожность. Узнайте у учителя, в какое время ребенок начинает себя плохо вести – в этом может крыться ответ. Например, ребенок ведет себя плохо перед уроком физкультуры – ему может быть страшно, что другие дети будут смеяться над его неуспехами в спорте. Другой вариант: ребенку не хватает внимания учителя или других детей, и он начинает громко себя вести, чтобы быть в центре внимания. Может быть, у ребенка просто избыток энергии, и он не может вести себя спокойно во время самостоятельной работы.

Неужели у ребенка синдром дефицита внимания? Если ребенок раньше вел себя спокойно, а в последнее время его поведение стало вызывать вопросы – это точно не дефицит внимания.

Создаем план по спасению: если вы считаете, что всему виной тревога, то поддержите ребенка. Покажите, что и вы плохи в спорте или в чем-то другом. Пусть ребенок увидит, что все мы допускаем ошибки и несовершенны в некоторых сферах. Помогите также ребенку показать свои сильные стороны.

Если ребенок по своей природе очень энергичен, узнайте у учителя, есть ли у ребенка возможность «выпустить пар» перед важным занятием. Можно предложить ребенку стереть с доски или выполнить другую работу по классу перед началом урока. Чтобы справиться с поиском ребенком внимания, расскажите, что лучший способ привлечь к себе внимание – соблюдать правила и получать хорошие оценки. (Можете попросить у учителя список правил класса и изучить их вместе с ним). Предложите другие пути стать заметным: сделать что-нибудь приятное одноклассникам, например.

Что дальше ? Встретьтесь с учителем, чтобы быть уверенными, что ребенок стал спокойнее. Если ребенок все еще плохо себя ведет, отведите его к психологу, чтобы он исключил синдром дефицита внимания, гиперактивность и прочие неприятные штуки.

Тяжело получать новости о неудачах своего ребенка. Предлагаем советы учителей, как лучше всего воспринять проблемы и начать их решать.

  • Уделите все свое свободное время. Если вам неудобно разговаривать с учителем, назначьте подходящее время и перезвоните педагогу.
  • Делайте записи . Намного проще запомнить замечания и предложения учителя, если перенести их на бумагу.
  • Не перебивайте . Учителя долго подбирают правильные слова для разговора с вами, уважайте их и позвольте им выговориться.
  • Делитесь своими идеями . Никто не знает ребенка так же хорошо, как его родитель, поэтому расскажите учителю, как вы справляетесь со сложными ситуациями и предложите свои варианты решения проблемы.
  • Не пытайтесь решить проблему быстро. Внимательно выслушайте позицию учителя, обдумайте её и обсудите с семьей. Встретьтесь с учителем, также в дальнейшем продолжайте следить за ситуацией и оказывать помощь учителю.
  • Не уходите в защиту . Главная цель разговора – помочь ребенку справиться с трудностями, а не винить кого-либо. Учителю необходима ваша помощь, чтобы решить проблему.

Как наладить эффективное общение?

  • Родительское собрание
  • Вы пришли поговорить с учителем
  • Учитель вызвал вас для разговора
  • Если разговор не удался…

Многие родители не умеют общаться с учителями! Да, да, это детей на «подготовке в школе» учат, что когда Марьиванна войдет в класс, нужно встать, если хочешь ответить - поднять руку и так далее. А родителей ничему подобному не учат! Исправляем этот промах!

Родительское собрание

Родительские собрания носят информационный характер. Учитель проясняет организационные моменты, общие для всего класса и не будет на нем распространяться непосредственно о вашем ребенке. Это, во-первых, не интересно другим родителям, а, во-вторых, не вполне корректно. Если у вашего ребенка есть учебные проблемы, вряд ли вы захотите, чтобы это становилось предметом всеобщего обсуждения, правда?

Не надо тянуть руку и спрашивать «как там мой?» или «почему за последнюю контрольную поставили тройку, я смотрел, там твердая четверка». Все это повод для индивидуальной беседы с учителем.

Вы пришли поговорить с учителем

Разумеется, желание поговорить с учителем у вас возникает. Но неплохо помнить, что, как в анекдоте, «вас много, а я одна». Если педагог побеседует с каждым родителем на протяжении часа, это уже 30 дополнительных рабочих часов в неделю! Поэтому было бы неплохо соблюдать простые правила, которые существенно облегчат жизнь и вам, и учителю.

    Заранее договоритесь о времени встречи , удобном и вам, и педагогу. Не надо поджидать после уроков и на перемене, поскольку вы «буквально на минуточку». У учителя могут быть свои планы именно на эту минуточку!

    Заранее сформулируйте список вопросов , адресованных педагогу. Ответ на вопрос «ну как там мой» дать непросто. Поэтому сразу обозначьте и конкретизируйте темы, которые вас беспокоят. К примеру «нам плохо дается чистописание, посоветуйте упражнения, которые будут полезны» . Или «мне кажется, что мой ребенок не ладит с Вовой (Машей), не становится ли это проблемой в классе и что можно предпринять» ?

    Возможно, у вас есть важная информация, которую нужно сообщить учителю. Постарайтесь сформулировать ее максимально практично. Рассказ, что у школьника хронический ***ит, не произведет должного впечатления. «Ну и что?» - думает педагог, который впервые слышит о такой болезни. Поэтому пожелания должны быть конкретизированы : «не давать сладкого» или «посадить за первую парту» . Если в семье есть проблемы, которые ребенок тяжело переживает (к примеру, смерть кого-то из близких родственников), об этом тоже стоит рассказать учителю.

    Иногда родители полагают, что чем больше информации о ребенке они сообщат учителю, тем лучше, и составляют биографию своего чада чуть ли не с пеленок. Не нужно этого делать - ни один педагог не удержит в голове подробное досье на всех воспитанников. Сообщите то, что может быть важно учителю - о талантах и увлечениях вашего малыша. «Любит рисовать» , «ходит в музыкальную школу, класс вокала» , «любит животных, занимается в клубе юннатов» .

«Легко обижается» , «будет делать задание, только если его развеселить» и «если он не решает задачу, нужно его еще раз попросить» - важная информация для няни, а не для педагога. Учитель - не няня!

Учитель вызвал вас для разговора

Любой родитель в этот момент сам ощущает себя немного школьником. Поэтому, увы, часто «проваливается» в одну из трех позиций.

    Агрессивная: меня вызывает на бой злобный дракон, которому я должен противостоять, чтобы защитить ребенка. Лучшая защита - это нападение. Не слушать, что мне говорят, а обвинять и запугивать!

    Виктимная: меня вызывает в пещеру злобный людоед, чтобы съесть вместо ребенка. Если я сразу признаю себя во всем виноватым, со всем соглашусь, буду поддакивать и просить прощения, то меня, быть может, не съедят.

    Ассоциативная: «мы» получили двойку, «мы» плохо вели себя на уроке, и теперь учитель хочет обвинить «нас», что «мы» плохой ребенок и плохой воспитатель. Ведь мы с ребенком - одно целое!


Все три позиции очень непродуктивны. Помните, что вы и ваш ребенок - это два разных человека. А еще - вы не адвокат и не надзиратель при ребенке, вы его воспитатель! Если возникает проблема, ее нужно решать сообща с учителем на равных.

Именно умение быть с педагогом на равных определяет, насколько эффективно будет ваше взаимодействие. Помните, вы теперь одна команда!

Подробно выясните, в чем заключается проблема и в чем, по мнению учителя, ее причина. Не отрицайте сразу - возможно, вы «за деревьями леса не видите». Возьмите время на раздумье, проанализируйте ситуацию, поговорите с ребенком. Возможно, это педагог чего-то не знает - например, ваш ребенок срывает урок, потому что его исподтишка дразнит одноклассник. Старайтесь избегать обвиняющих и оправдывающихся интонаций - неважно, кто виноват в возникновении проблемы, важно ее решить.

Если разговор не удался…

Возможно, вы последовали всем нашим рекомендациям, а взаимопонимания достигнуть так и не удалось. Это не часто, но бывает. В таком случае предложите педагогу совместно обратиться к третьей стороне: школьному психологу или завучу. Иногда свежий взгляд постороннего человека сам по себе гасит конфликт. Порой для оптимального решения требуется именно «административный ресурс», к примеру, перевести ребенка в другой класс, или проводить часть занятий в индивидуальном порядке.

Не стоит обращаться «в инстанции» сразу, через голову учителя. Даже не соглашаясь с вашим мнением, он искренне заинтересован в решении конфликта.

Наконец, не нужно предлагать учителю подарки, деньги, синекуру (давайте вы будто бы будете репетитором моего ребенка, а мы вам заплатим). Учитель - не рэкетир, от которого нужно откупиться любой ценой. Учитель друг и вам, и вашему ребенку.

Подготовила Антонина Рыбакова

Общение преподавателя и студента - тема не новая, но глубоко обсуждаемая, ведь именно из-за неправильного поведения обеих сторон возникают конфликты, которые портят жизнь и педагогу, и учащемуся.

Проще говоря, существует определенная этика общения преподавателя и студента, правилам которой необходимо следовать для достижения эффективной коммуникации.

Правила общения студента с преподавателем

Хотите вы этого или нет, но знать, как разговаривать с учителем, не просто желательно, а чрезвычайно необходимо. Почему? Элементарный этикет не раз спасет вашу пятую точку от неприятных ситуаций, с которыми вы можете столкнуться из-за простого незнания, как общаться с преподавателем.

Доброжелательное и доверительное общение преподавателя со студентами складывается из нескольких факторов:

  • взаимное уважение;
  • открытость;
  • отсутствие панибратства.

Уважайте друг друга

И это касается не только студента, но и преподавателя. Нередко встречается пренебрежительное отношение к студенту именно среди педагогического состава. Выражается оно в неподобающем поведении учителя на занятии: высмеивании недостатков, повышении голоса, занижении отметок и прочих злоупотреблениях, которые позволяют себе преподаватели только потому, что власть на их стороне.

Студент, в свою очередь, хамит, срывает занятия, открыто пользуется шпаргалками, систематически не готовится, огрызается, вступает в полемику и всячески выказывает свое негативное отношение к преподавателю.

Такое противостояние не закончится ничем, кроме как потраченным временем и нервами. А все дело в элементарном уважении друг к другу, что требует от старшего поколения терпения и мудрости, а от младшего - воспитанности и благоразумия.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на

Не переходите границы дозволенного

Дружить с преподавателем можно и даже нужно, тогда и учеба будет в радость, и бесконечный страх уйдет, и скованность в присутствии педагога исчезнет. Однако где находится та тонкая грань, которая разделяет тактичную дружбу и наглое панибратство?

Все дело во внутреннем этикете: если студент, завидев, что с преподавателем можно общаться неформально и более расслабленно, начинает "садиться на голову" и вести себя как его "кореш", то ни о каком соблюдении границ дозволенного и речи быть не может.

Свободно общаться на волнующие темы, спрашивать совет и обсуждать личные проблемы - это не значит стать преподавателю "друганом", которому можно "давать краба". Будьте учтивы и благодарны за такое отношение.

В западных странах (Европа и США) неформальное общение с учителем в порядке вещей: студенты и учителя ходят вместе на пикники, устраивают квартирники, празднуют свадьбы и дни рождения - в общем, всячески участвуют в жизни друг друга за пределами учебных стен.

А вот несколько советов, которые помогут выстроить правильное общение с преподавателем и добиться желаемых результатов.

Задавайте хорошие вопросы

Ничто так не радует преподавателя, как лес рук после занятия. Это означает, что студентам интересна тема и педагог смог объяснить материал доступно, а также увлечь учащихся в процесс.

Попробуйте задать учителю вопрос по теме, и вы увидите, как изменится его к вам отношение.

Посещайте учебные мероприятия вне учебного плана

Если преподаватель делает объявление о предстоящем семинаре, лекции в другом университете, встрече, КВНе и других мероприятиях, постарайтесь там присутствовать. Только покажите искреннюю заинтересованность: неадекватный подхалимаж всегда заметен.

Регулярно присутствуйте на занятиях

Не прогуливайте. Если заболели или есть другая уважительная причина не явиться, напишите об этом учителю на почту, например. Предупредите его, и педагог поймет, что вам не безразлично его отношение и мнение о вас. Опять же, плюсик в карму.

Будьте внимательны

На лекциях, семинарах и других учебных занятиях внимательно слушайте преподавателя. Если он увидит, что вы перешептываетесь с одногруппниками или "торчите" в телефоне, то и не будет тратить на вас время, объясняя материал. Да и это просто неприятно.

А еще, внимательность спасает при написании курсовых, дипломных и других работ . Если же вы все-таки не относитесь к числу внимательно слушающих студентов, то обратитесь в учебный сервис , ведь здесь работают люди, которые потрудились быть внимательными за вас.