Презентация на тему архитектура земли фараона. Архитектура страны фараонов

Основой религии Древнего Египта была вера в загробную жизнь, во всем подобную земной, и поэтому гробницы наряду с храмами стали главными архитектурными сооружениями. Храм был жилищем бога, а гробница – местом пребывания духа и тела умершего. Гробницы тщательно строились и укра-шались, они были символом вечности. Расцвет архитектуры Древнего Египта связан с объединением Верхнего и Нижнего Египта.

В период Раннего царства гробницы были довольно простыми сооружениями с массивными стенами и напоминали по внешнему виду завалинку у дома. Арабы называют такую гробницу мастаба, что по-арабски значит «скамья». Города и дворцы Древнего Египта давно стали пылью, а его храмы и дома мертвых до сих пор служат источником вдохновения для современной архитектуры.

Мастаба напоминала могилы додинастического периода. Умершего погребали в яме и насыпали холм, которому затем придавали правильную форму.и обкладывали кирпичом. Гробницы могли быть с множеством наземных и подземных помещений, богато украшенных и содержащих утварь и припасы. В основе конструкции были деревянные или сделанные из кирпича-сырца опоры, покрытые бутовой кладкой и затем – кирпичной кладкой.

Фасад дворцов

Фасады гробниц, видимо, имитировали фасады дворцов, ведь гробница была резиденцией фараона в другой жизни. Дворцы строили из дерева, а обычай делать фасады из илового кирпича, вероятно, пришел из Месопотамии. Часто гробницы были ярко раскрашены, и следы раскраски сохранились до сих пор.

Погребальная камера

Погребальная камера иногда вырубалась в скале и опускалась на большую глубину. Камер могло быть несколько, и некоторые из них закрывались опускающимися каменными плитами.

В одном некрополе встречались и совсем маленькие могилы с одним помещением, принадлежавшие рядовым общинникам или чиновникам, и большие, принадлежавшие родственникам царя с множеством наземных и подземных помещений.

Кирпич-сырец

Кирпич-сырец, сделанный из смеси ила и соломы, был обычным материалом для строительства домов в Древнем Египте.
Он использовался и в Месопотамии, что дало возможность заимствовать технику и применять ее не только в бытовом строительстве, но и для монументальных построек.

Ложная дверь

Гробница была домом умершего, предназначенным для вечной жизни. А глухая дверь, каменная или сделанная из кирпича-сырца, имитировала настоящую входную дверь. Через нее «двойник» умершего, Ка, мог уйти из гробницы и вернуться. Дверь обычно располагалась в восточной стороне, обращенной к Нилу.
Самые сложные гробницы состояли из множества помещений и представляли собой настоящую резиденцию для умершего и одновременно ворота в вечность. Комнаты были украшены рельефами со сценами из повседневной жизни, орнаментами. Здесь также были кладовые, молельня. комнаты для отдыха и столовая.

Пирамиды

Египет невозможно представить без пирамид. Самая большая и знаменитая – пирамида Хеопса в Гизе. Она – единственное сооружение из семи чудес света, сохранившееся до наших дней. Пирамиды появились во времена III династии (2780-2680 гг. до Р.Х.). Это были гробницы фараонов. КIV динас- & тии культ фараона усилился. Его считали богом. А умерший фараон был покровителем своей страны. В это время уже окончательно была найдена идеальная форма для вечного дома фараона – пирамида. В эпоху Среднего царства (2134-1786 гг. до Р. X.) пирамиды перестали быть исключительно царскими. Они сделались меньше по размеру, но были прекрасно украшены внутри рос-писями и рельефами, а также их стены были покрыты иероглифами, известными как Тексты пирамид.

Ступенчатая пирамида. Саккара (ок. 2778 г. до Р. X.)

Ступенчатая пирамида фараона III династии Джосера была самой ранней. Она была частью погребального ансамбля, состоящего из пирамиды, южного и северного дворцов и поминальных храмов. Ансамбль находится в южной части некрополя в Саккаре.

Первоначально была воздвигнута большая мастаба из блоков известняка. Стены снаружи были облицованы каменными плитами. С северной стороны находился вход, ведущий к глубокой шахте. Внизу располагалась по-гребальная камера. В ходе строительства гробницу решили увеличить в высоту, поставив на первую мастабу еще три.

Первоначально пирамида была задумана как семиступенчатая, но затем к ней прибавили еще один уступ, промежутки между мастабами засыпали мелким камнем и всю пирамиду облицевали каменными плитами. По форме она напоминает две мастабы, поставленные одна на другую.

Пирамида Унаса. Саккара

Эта пирамида, являющаяся царской гробницей и расположенная рядом со ступенчатой пирамидой, выглядит совсем простой. Ее стены покрыты вырезанными иероглифами. повествующими о путешествии мертвых в загробный мир.


Вторая пирамида Снофру напоминает мастабу на которой возвышается пирамида. Изменение угла наклона ее граней с 56 градусов до 43 сделало ее стороны ромбовидными. Возможно, это понадобилось, чтобы сделать пирамиду более устойчивой.

Погребальный ансамбль в Абусире (V династия)

Ансамбль включает пирамиду, нижний и верхний храмы. Основное ядро пирамиды облицовано белым известняком, верхушка – гранитная. Нижний храм был как бы входным залом и использовался как пристань. Верхний храм имел двор, окруженный галереей, крышу которой поддерживали колонны.

Пирамиды знати. Абидос

Начиная со Среднего царства, пирамиды возводились не только для фараонов, но и для людей знатных, а также и просто богатых. Пирамиды были меньшего размера, но богато украшенные рисунками и рельефами.

Плиты в пирамидах

Решетки устанавливались на пути к камере захоронения как защита от грабителей. Деревянные колья поддерживали гранитную плиту. Если в гробнице пытались что-либо сдвинуть, плита падала, и гробница наглухо закрывалась.

Великие пирамиды Гизы

Комплекс пирамид, сооруженный в Гизе фараонами IV династии, Хеопса, Хефрена и Микерина самый большой в древнеегипетской архитектуре. Тысячи каменных блоков были переправлены по реке. Затем их перетащили с помощью специальных устройств на границу с пустыней, чтобы построить здесь гробницы в форме правильных пирамид. В свое время огромный масштаб
строительства пирамид и прилегающих к ним сооружений стал причиной воз-никновения теорий о деспотичном и бесчеловечном правлении египетских фараонов этого времени. Но методы и способы, с помощью которых были
возведены пирамиды, до сих пор остаются неясными.

Великая пирамида Хеопса является чистейший геометрической формой и по сей день служит источником вдохновения для архитекторов в строительстве современных зданий, как, например, в Париже.

Великая пирамида Хеопса (2680-2565 до Р.Х.)

Самая большая из трех пирамид. пирамида Хеопса достигает 146.59 м в высоту, она занимает площадь 5.2 гектара. При строительстве пирамиды использовался привозной известняк. На каждой стороне пирамиды находилось углубление с царской лодкой, чтобы душа фараона могла путешествовать.

Вход в пирамиду находится с северной стороны. От входа идет длинный коридор к погребальной камере, расположенной в центре пирамиды. Эти ничем не украшенные коридоры являлись священным проходом, предназначенным для мертвых.

Первоначально пирамиды были облицованы известняком, образовывавшим гладкую белую поверхность, а верхняя часть, возможно, была покрыта золочеными плитами с выбитыми на них молитвами.

Внутренняя часть пирамиды состояла из тысяч каменных блоков, весом около 2,5 тонны. Добытые в каменоломнях с огромным трудом и укрепленные на месте с помощью тонкого слоя известкового раствора, они укладывались на свои места людьми.

Разгрузочные камни

Четыре разгрузочных камня находятся над входом в пирамиду.
Над потолком погребальной камеры в нескольких рядах кладки оставлены пустоты для облегчения давления огромной массы. Эти приемы показывают, что египтяне знали и применяли на практике законы физики. Вход в пирамиду после захоронения был тщательно заделан.

Погребальная камера пирамиды Хеопса

Погребальная камера, защищенная решеткой, покрыта пятью рядами кладки, каждый ряд которой состоял из девяти каменных плит, уложенных одна на другую. Два узких коридора, назначение которых до сих пор неизвестно, вели из камеры наружу.

Галерея пирамиды Хеопса

Длинная галерея вела к погребальным камерам, расположенным на разных уровнях. Свод галереи состоит из семи гориэон тальных выступающих один над другим рядов каменной кладки. Каждый следующий ряд является опорой предыдущего. Ничем не украшенная кладка галереи дополняет сдержанно монументальный внешний облик пирамиды.

Сфинкс

Находится рядом с пирамидой Хефрена. Он высечен из большой скалы, напоминающей по форме лежащего льва. Это один из примеров изображения льва с головой человека, в традиционном головном уборе фараона и с накладной бородой. Скульптор придал голове сфинкса портретные черты Хефрена.

Длина Сфинкса – 72 метра, высота – 20 метров. Он вырезан из огромного осколка скалы возле пирамид.

Некрополь Гизы

Три главных составляющих некрополя Гизы – пирамиды Хефрена, Хеопса и Микерина расположены по диагональной оси. Их погребальные храмы обращены в сторону Нила. На западе находились мастпабы высших сановников.

Скальные гробницы

В период Древнего царства пирамиды были основной формой гробниц фара-онов. Для захоронения знати строили мастабы. Но в эпоху Среднего царства появились гробницы, вырубленные прямо в известняковых холмах, распо-ложенных возле Нила. Вскоре гробницы для фараонов тоже стали вырубать
в известняке. К самым известным скальным гробницам относится Долина царей – место погребения фараонов Нового царства недалеко от Фив на западном берегу Нила. Гробницы состояли из нескольких комнат, предназ-наченных для погребальных даров и погребения умершего. Они были ук-рашены яркими росписями с изображениями сцен повседневной жизни, священных церемоний, мифологических сцен и похоронных обрядов.

Гробницы в Бени-Хасане вырезаны в скале. У берега реки обычно сооружалась небольшая молельня, от которой к скальной гробнице вела дорога, заканчивающаяся площадкой, обрамленной портиком с колоннадами.

Вход, обрамленный двумя колоннами, ведет в прямоугольную камеру с четырьмя колоннами, в стене которой вырублена ниша. Потолок плоский или с небольшим сводом. Вход является единственным источником света.

Колонны установлены на больших плоских круглых каменных основаниях, которые с небольшими изменениями использовались в египетской архитектуре.

Для портиков делались колонны двух видов: шестиугольные с ровными гранями и шестнадцаиугольные с вогнутыми гранями. Считается, что они несли чисто эстетическую функцию, смягчая жесткость традиционной прямоугольной структуры гробниц. Колонны слегка сужаются кверху, а вмес- то капители у них квадратная плита.

Ложный ход

Ложные ходы, ямы, фальшивые камеры должны были защитить гробницы от осквернения. Ложный ход вел нарушителей покоя гробниц к пустой погребальной камере, тогда как настоящее захоронение скрывалось под ним.

Вырубленные в скалах гробницы сначала были относительнопростыми по форме. Но с XIX династии форма стала развиваться в сложную систему украшенных рельефами камер, соединенных между собой коридорами и лестницами. Для создания последних приглашалась специальная команда мастеров из деревушки Дейр эль-Мединэ.

В роскошно декорированной погребальной камере находился саркофаг. Он обычно вырезался из цельного куска гранита и был покрыт иероглифами, которые образовывали красивый графический узор.

Гробницы Долины царей были вырублены в толще скал, в попытке спрятать их от грабителей. Здесь же находится гробница Тутанхамона, прекрасно сохранившаяся до XX в.

Храмы

Храмы, как и гробницы, строились из камня. Они были жилищами богов и походили на жилище человека. Скупые свидетельства о ранних храмах со-хранились лишь благодаря сооружению на их месте более поздних храмов. Расцвет храмового строительства приходится на Новое царство, Храмы именно этого времени прославили древнеегипетское зодчество и до сих пор возвышаются над современными городами, окружающими их. Интерьеры храмов были богато украшены. Достаточно обычны были изображения фараонов, их побед и жизни. Храмы были также важными социальными и политическими центрами. В эпоху Нового царства жречество обладало огромной властью, и храмы были независимы и служили лишь богам.

Погребальные храмы строились рядом с гробницами. В них приносили дары умершему. Храм состоял из входной галереи, внутреннего двора, святилища и ниши.

Храм солнца. Абусир

Во время V династии появляются храмы, посвященные богу солнца Ра. К храму в Абусире от пристани на Ниле вел мощеный коридор с верхним светом. В центре двора храма стоял обелиск, а около храма – каменная священная ладья, посвященная солнечному богу.

Храм сфинкса Гиза.

Нижний храм пирамиды Хефрена расположен рядом со сфинксом. Он примыкал ко двору пирамиды и соединялся дорогой с верхним храмом.

Рамссеум (ок. 1279 до Р. X.)

С восточной стороны погребального храма Рамсеса II находился пилон, за которым располагался открытый двор со статуями царя в виде бога Осириса. На северную сторону двора выходил фасад дворца с портиком с двойной колоннадой.

Храмы имели свою символику, объясняющую мифологическое происхождение Египта. Ограждающая храм стена обозначала границы вод, а база, на которой стояло святилище, символизировала первозданный холм, на котором был основан Египет.


Колоссы – огромные статуи, вырубленные из камня, изображали сидящего или стоящего фараона в виде божества, с короной или царским головным убором. Обычно они ставились перед храмами и могли весить до 1.000 тонн.

Храм Хатшепсут. Дейр эль-Бакри (XVIII династия)

В храме Хатшепсут. в отличие от других заупокойных храмов, не было погребения. Он располагался на трех террасах. От молельни внизу к храму вела дорога, по сторонам которой стояли высеченные из известняка сфинксы. На нижней террасе располагался первый двор I с прудом, второй, с портиком с четырехгранными колоннами, – на средней террасе. Двор верхней террасы был обнесен колоннадой. К нижней террасе прилегают два святилища – Анубиса и Татхор. По бокам верхней возвышались пятиметровые статуи Хатшепсут.

Высокие трапециевидные каменные башни – пилоны – обрамляли вход в храм. Сверху пилоны были накрыты карнизом и искусно украшены рельефами. Как правило, на передней поверхности пилона располагались сюжеты, рассказывающие о жизни фараона, а на задней – ритуальные сцены.

Храмы Карнака. Фивы

Построенный в Фивах на восточном берегу Нила, храмовый комплекс в Карнаке был центром культа Амона, верховного божества Египта. Карнак стал средоточием религиозной жизни в период Нового царства. Возможно, именно поэтому в Фивах было выбрано место царского некрополя на западном берегу Нила. Карнак строился в течение долгого времени. Фараоны возводили здесь великолепные постройки, надеясь на благо- склонность богов.
В Амарнский период (1570-1314 гг. до Р.Х.) были сделаны попытки уменьшить власть карнакского жречества, столица перенесена в Амарну, установлен новый культ, но со смертью фараона Эхнатона старый порядок быстро восстановился и Карнак снова начал процветать.


К входу в храмовый комплекс вела аллея сфинксов – широкая дорога, обставленная с двух сторон статуями сфинксов. Все статуи повторяли друг друга. Они создавали настроение торжественности перед входом в храм.

Храмовый комплекс был огражден мощной стеной и состоял из главного храма, посвященного Амону, священного озера, храмов другим богам, домов, школ и подсобных строений. Он являлся религиозным и социальным центром Фив. Карнакский храм был посвящен триаде богов: Амону-Ра. Мут и Хонсу.

Огромный по масштабу карнакский храм включает в себя: пилонов, несколько внутренних дворов, гипостильный зал, молельни, храмы. Комплекс сложился в период Нового царства. Он построен из песчаника и известняка. Гранит и кварцит были использованы для украшения храмов, статуй и обелисков.

За первым пилоном сохранились остатки пандуса. Он использовался во время строительства пилона, а затем его постепенно разрушали.

Обелиск

На примере обелиска можно говорить о технологических достижениях Нового царства. Громадную монолитную гранитную глыбу весом до 350 тонн до-ставляли к храму и уже на месте декорировали. Обелиски XVIII династии были покрыты золочеными иероглифами, составлявшими тексты, посвященные богу Ра.

Гипостиль (большой зал с колоннами) в Карнаке насчитывает 134 колонны. Он был построен в царствование Рамсеса II.
Колонны делили зал на несколько нефов, причем центральный был более высоким, чем боковые, а также поддерживали потолок, состоящий из огромных каменных плит. В центральном нефе колонны были в виде раскрытых па-пирусов, а в боковых – лотосов. В потолке центрального нефа были окна.

Капители колонн имитировавшие природные растительные формы: папирус, лотос, пальмы, проходят через всю египетскую монументальную архитектуру. Их формы, по-видимому, происходили от древних тростниковых святилищ. Теперь же вырезанные из камня, колонны были обильно декорированы резьбой и раскрашенными иероглифами, ритуальными рисунками и природными орнаментами.

Храм Хонсу (ок. 1198 до Р. X.)

Этот храм посвящен Хонсу (сыну Амона и Мут) и выдержан в традиционных для храмов Нового царства формах. Он поставлен на небольшое возвышение и имеет несколько ступенек. Потолок низкий. Храм не имел окон и освещался искусственным светом.

Нубийская граница

Южная граница с Нубией, или Кушем, была очень важна для Египта, так как Нубия богата золотом и камнем. Город Асуан, где были богатейшие гранитные каменоломни, лежал на границе страны, и караваны, доставлявшие золото, слоновую кость, шкуры пантер, рабов, проходили здесь. Здесь же находились поместья египтян, храмы. Победные походы фараонов Нового царства в Нубию и Переднюю Азию укрепили авторитет Египта. Силой оружия и хит-ростью египтяне заставили признать свою власть на огромной территории. Нубия, наконец, стала египетской провинцией, а изображения темнокожих нубийцев появились в гробницах этого времени.

Абу-Симбел

Несмотря на то что храмы высечены в скале, они повторяют традиционную планировку египетских храмов. Это самые большие и величественные соору-жения. которые были созданы на протяжении всей истории Египта. Главное их украшение – рельефы с изображением битвы при Кадеше. фараона Рамсеса, жертвующего пленных богам.

Нубия (ок. 1260 г. до Р. X.), построенный Рамсесом II. этот монументальный храм был вырублен в скале в Абу-Симбеле. По сторонам входа возвышаются четыре огромные портретные статуи Рамсеса II на троне. Карниз украшен небольшими статуями сидящих павианов – священных животных бога Тота. Над входом высечено изображение бога солнца с головой сокола.

Портал храма имел традиционную форму с узким входом. За ним располагался зал с восемью столбами, к которым были приставлены статуи Рамсеса в виде бога Осириса. За первым залом располагался поперечный зал. в котором хранилась священная ладья, святилище и узкие камеры, которые, видимо, являлись складскими помещениями.

Восемь статуй, изображающих Рамсеса II в облике бога Осириса, царя мертвых, располагались в пёрвом зале храма.
В эпоху Нового царства культ Осириса переживал возрождение. Наличие характерного для Осириса головного убора, короны Атеф, свидетельствует о том, что фараон изобразил себя в виде бессмертного бога еще при своей жизни.

Ворота были узкими. Над ними возвышалась наблюдательная вышка. Большой отряд следил за безопасностью.

По крайней мере восемь крепостей из камня « кирпича-сырца было сооружено вдоль Нила.
На юге две крепости из кирпича-сырца, облицованные внутри камнем, стояли на берегу Нила, охраняя границы египетских завоеваний.

Как сам форт, так и огораживающая его стена демонстрируют особенности конструкций, предвосхитивших устройство позднейших европейских замков. Амбразуры в стене, зубцы, из-за которых стреляли лучники, были уже в Египте, тогда как рвы и парапеты – изобретения более поздние.

Эллинистические храмы

В 332 г. до Р. X. войска Александра Македонского вступили в Египет. Жречество приветствовало Александра и объявило его «сыном Ра, любящим Амона». При нем в Египте началось строительство, но настоящий расцвет эллинистической архитектуры относится ко времени правления преемников Александра, царей македонской династии Птолемеев (305-30 до Р. X.).

Иноземное владычество возродило египетские формы и традиции. Птолемеи
поддерживали культ египетских богов и сооружали в их честь храмы. Основные элементы конструкции и расположение помещений остались прежними. Храмы все еще играют большую социальную роль, оставаясь центром жизни города.


Храм Гора построен из песчаника. Все его помещения: пилон, открытый двор, входной зал, гипостильный зал, святилище и молельни – расположены симметрично по одной оси. В пилоне находилась лестница, по которой можно было подняться на крышу. Тексты, находящиеся на стенах храма, сообщают, что он был построен по древним образцам.

Проходя под карнизом пилона, в центре которого помещен солнечный диск с изображением змей с двух сторон, посетитель попадал во внутренний двор, обнесенный с трех сторон колоннадой. В глубине двора стоит огромная, вы-сеченная из камня статуя бога Гора в образе сокола.

Храм в Эдфу сохранился лучше всех остальных эллинистических храмов. Он строился около двухсот лет. Крыша в храме использовалась для религиозных ритуалов.

Пронаос храма в Эдфу

Пронаос – это помещение с колоннами, входной зал, расположенный перед святилищем.

В Эдфу в пронаосе находилось три ряда по шесть колонн с гладкими стволами и капителью в виде открытой чашечки цветка. Единственным источником света было отверстие в потолке.

Колонны с головой Хатхор Отождествляемая греками с Афродитой, Хатхор была богиней любви. Храм Гатор легко узнать по колоннам с капителями, на которых с четырех сторон изображены головы Хатхор. Колонны находятся в храма.

Карнизы

Карниз – горизонтальный выступ, идущий вдоль верней части стены или пилона. Характерный элемент египетской архитектуры. Карнизы ранних построек были просты, более поздних, украшались рельефами и несли смысловую нагрузку.

Экранная стена разработана для того, чтобы ограничить доступ света в пронаос. сделана из тонкого камня и проходит за колоннами первого ряда. Она украшена изображениями царей и цариц, а также мифологическими сюжетами.

Архитектура Древнего Египта и по настоящее время вызывает множество вопросов в плане ее создания и строительства. Так чем же уникальны были архитектурные особенности египтян?

Ранняя египетская архитектура

История развития архитектуры Древнего Египта имеет определенную структуру.
Известны следующие периоды архитектуры Древнего Египта:

  • Раннее царство;
  • Древнее царство;
  • Среднее царство;
  • Новое царство;
  • Позднее царство.

Памятников архитектуры раннего царства не дошло до наших дней. В те годы египтяне в строительстве использовали кирпичи, изготавливаемые из глины и речного ила, которые не выдерживают испытания тысячелетиями.

В годы Раннего царства широко развернулось строительство молелен и мастаб.

Мастаба - это гробница знатных людей в виде усеченной пирамиды с внутренними ходами и залами. В молельной камере располагалась статуя, в которую согласно религии вселялась душа усопшего.

Во времена Раннего царства в Египте в архитектуре начинают использоваться вогнутые карнизы и орнаментальные фризы.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Также отметим, что Сфинкс тоже был воздвигнут более 12000 лет назад, о чем говорят последние научные исследования.

Рис. 1. Египетский Сфинкс.

Эпоха пирамид

Именно период древнего царства является воплощением египетской мифологии и присущей только ей культуры. Впервые идея возвести вместо мастабы пирамиду возникла во времена правления фараона Джосера. Архитектор Имхотеп построил ступенчатую пирамиду размером 121х109 метров при высоте 62,5 метра.

Ее отличительной особенностью является глубокая вертикальная шахта, сверху накрытая куполом. По одной из версий, эта шахта ведет в город, отстроенный под землей.

Широко известными являются пирамиды Гизы. Самая высокая из них - пирамида Хеопса - высотой 140 метров.

Рис. 2. Пирамида Хеопса.

Главная ее загадка заключается в том, что она не упоминается в египетских папирусах, зато есть у Геродота. Пирамиды имеет три усыпальницы и множество камер и коридоров.

Во времена Древнего царства разворачивается строительство солнечных храмов. Каждый из них имел вид постройки на возвышении, окруженную стеной, а в центре храма устанавливался обелиск. Самый известный храм солнца - храм Ниссусера.

Рис. 3. Храм Ниссусера.

В эпоху Среднего царства наблюдается доминирование индивидуализма. Каждый египтянин заботился о своей загробной жизни, что привело к строительству малых пирамид. При их возведении акцент делался на обустройство внутреннего пространства.

В городах развивается инфраструктура. Например, в основанном городе Кахун были сделаны широкие дороги и проведен водосток.

Стоит отметить уникальность египетской росписи стен иероглифами и различными рисунками.

Архитектура Нового и Позднего царств

В 16 веке до н.э. возрастает культ бога Амона. В честь него строятся прямоугольный Луксорский и Карнакский храм. Оба здания соединяла аллея, что стало визитной карточкой периода.

Важно: Еще одной постройкой стал храм Хатшепсут в Дейр эль-Бахри, который был высечен в скале и представлен в виде трех ступеней, соединенных пандусными лестницами. Его привлекательность в использовании множества колонн и рельефов, посвященных жизни царицы.

В Позднем царстве популярность набирают такие элементы как гипостили, пилоны. Упор делался на обработку декора.
После вторжения армии Александра Македонского в Египет начинает наблюдаться синтез двух культур.

Что мы узнали?

Если мы говорим кратко об архитектуре Древнего Египта, стоит отметить, что в ней выделяются 4 основные черты - монументальность, ритмика, геометричность и строгая симметрия. Это была величайшая культура античности.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 383.

Главной отличительной чертой египетской архитектуры является ее монументальность. Об этом мы можем судить в первую очередь по известным во всем мире .

Однако в строительном искусстве Древнего Египта были не только величественные пирамиды, но и многие другие виды сооружений, которых является весьма оригинальной. Развитие культуры этой уникальной цивилизации можно проследить по нескольким временным периодам.

Периоды развития египетской архитектуры

Длинная и узкая долина реки Нил была со всех сторон окружена знойной пустыней. И все же на этой небольшой площади плодородной земли жители Египта сумели создать собственную цивилизацию, не похожую на все остальные, существовавшие до и после нее. Можно смело утверждать, что египетское искусство, религия и и на сегодняшний день являются наиболее значительными достижениями древнего мира.

Небольшая территория Египта была условно разделена между племенами Верхнего и Нижнего Египта. Однако эти племена независимо друг от друга создают своеобразные архитектурные традиции. Развитие египетской архитектуры можно условно разделить на несколько временных отрезков:

  • Доисторический период — (длился вплоть до 3200 года до нашей эры) — в это время на территории Древнего Египта строились отдельные селения, укрепленные для обороны. Они состояли из жилых домов, которые делали из простых и недолговечных материалов. Также в этот период строятся небольшие по размерам надгробные сооружения.
  • Древнее царство — (с 2700 по 2200 годы до нашей эры) — этот период характеризуется постройкой крупных храмовых сооружений.
  • Среднее царство — (с 2200 по 1500 годы до нашей эры) — в эти времена огромную популярность приобретают храмы, выдолбленные в скалах или размещенные в глубоких пещерах.
  • Новое царство — (с 1500 по 1100 годы до нашей эры) — были построены знаменитые архитектурные комплексы в Луксоре и Карнаке.

В дальнейшем египетская архитектура начинает обогащаться элементами других культур, и ее своеобразие и уникальность проявляются уже не так выразительно.

Главным правилом для египетских зодчих был закон симметрии. Она была задействована в композиции всех зданий, в масштабах построек и в размещении частей сооружения относительно его центральной оси.


Строительные материалы

Главным строительным материалом в Древнем Египте был природный камень. Египтяне научились добывать его, а древние мастера умели искусно обрабатывать его. Каменоломни принадлежали государству, поэтому методы добычи и обработки камня были едиными по всей стране и не менялись на протяжении 3500 лет.

Из цельных каменных глыб высекались высокие стройные , из камня делали массивные колонны и столбы высотой в десятки метров, которые и на сегодняшний день поражают воображение специалистов утонченностью и совершенством своих форм.

Даже гигантские пирамиды складывались из огромных каменных блоков, обработанных так мастерски, что для их монтажа не требовалось добавление строительного раствора. Причем, кладка получалась настолько качественной, что между двумя соседними камнями невозможно было просунуть лезвие самого тонкого ножа.

Тяжелые балки перекрытия опирались на стены, колонны и пилоны. Египетские мастера в конструкции сооружений не использовали своды, хотя и были знакомы с технологией их возведения.

Вместо сводов использовались различные виды опорных элементов:

  • Каменные столбы — они были монолитными, и имели простое сечение квадратной формы. Подобные опоры делали массивными из монолитных каменных блоков. Столбы из камня выглядели строго, аскетично, но при этом невероятно внушительно.
  • Колонны — они состояли из базового элемента, ствола и капители. Стволы простых колонн были также квадратной формы, а более сложные выполнялись в виде многогранников, которые украшали стеблями растения, применявшегося для изготовления папируса. Иногда на стволах колонн можно видеть вертикальные желобки — каннелюры.

Для архитектуры Древнего Египта были характерны капители в форме листьев пальмы, цветков лотоса или папируса. Можно встретить также изображения головы богини Хатор — покровительницы земледельцев.


Древние храмы Египта

Наряду с крупными храмовыми комплексами, которые строились на египетской земле, в скалистых отложениях вырубались пещерные храмы, имевшие богатое внутреннее убранство.

Фасадные стены храмов были наклонными, что способствовало их большей устойчивости. Не исключено, что наклонная форма была позаимствована из самых ранних глинобитных построек.

Сразу же за фасадным пилоном располагался квадратный двор — перисталь, окруженный со всех сторон частым рядом массивных колонн. Они были расположены очень близко друг к другу. Во двор могли проходить все желающие.

Далее следовал колонный зал — гипостиль, который освещался сквозь просветы в перекрытиях. Освещение было устроено так искусно, что в определенные часы внутренний зала представлял собой уникальное по красоте зрелище.

В композиции всего храмового комплекса четко прослеживался нерушимый для египтян закон симметрии. Поэтому все помещения были расположены строго симметрично центральной оси храма.


Храмовый комплекс царицы Хатшепсут

Древние архитекторы Египта были не только талантливыми мастерами и гениальными конструкторами. Они продумывали влияние экстерьера зданий и расположения помещений в них на мировосприятие рядового гражданина. Так, последовательное чередование пространств различных размеров, огромные колонны, постепенное уменьшение освещения и сгущение мрака должны были подчеркивать могущество божественных существ и оказывать на входящего невероятно сильное эмоциональное воздействие.

Самыми крупными и значительными храмовыми комплексами этого периода являются большой храм Амона в городе Фивы (на сегодняшний день это Луксор и Карнак), а также храм Хора в Эдфу и на острове Филе.


Среди известных пещерных храмов можно назвать сооружения в Абу — Симбеле, которые вырубались в толще скальных пород. На внешней стороне скалы расположен фасад с гигантскими скульптурами, а в глубину уходят целые анфилады помещений, щедро украшенные рельефными изображениями, скульптурными композициями и искусными росписями в богатой цветовой гамме.


Храм Рамсеса в Абу — Симбеле

Виды гробниц

В верованиях древних египтян человеческая душа Ка жила до тех пор, пока тело (Ба) сохранялось в надлежащем виде. Именно поэтому было изобретено и успешно развивалось искусство мумификации останков умерших. А для размещения мумий использовались специальные постройки — гробницы, которые имели различные размеры и характер конструкции:

  • Небольшие гробницы — предназначались для упокоения и сохранения останков простых граждан. В них размещался минимальный перечень обязательных предметов, необходимых усопшему для жизни в загробном мире.
  • Мастабы — имели форму усеченной пирамиды небольшого размера, и использовались для сохранения мумий чиновников и знатных вельмож. чаще всего строили недалеко от пирамид. Их располагали правильными рядами, ориентируя по сторонам света. Таким образом формировались целые » города мертвых».
  • Пещерные гробницы — иногда гробницы вырубали в толще скальных пород, делая несколько углубляющихся помещений. При этом вход в гробницу украшали рельефами или статуями.
  • Пирамиды — эти известные во всем мире гробницы фараонов строились еще при их жизни. Гигантские пирамиды призваны были увековечить имя правителя, а также сохранить его тело для последующей вечной жизни. Камера для хранения мумифицированных останков фараона была очень маленькой, и помещалась глубоко под землей в сети запутанного лабиринта. Это делали для того, чтобы избежать уничтожения мумии даже в том случае, если основные помещения пирамиды будут вскрыты и разграблены.

Ученые полагают, что сама пирамидальная форма огромных гробниц фараонов возникла как следствие надстройки и увеличения мастабы. Было расширено основание и надстроены дополнительные ступени.

Примером подобного сооружения может служить уникальная пирамида Джосера в Саккаре, построенная около 2800 года до нашей эры. В высоту она достигает 60 метров, а в плане пирамида представляет собой прямоугольник со сторонами 116 и 107 метров. В дальнейшем пирамиды начали возводить на квадратном основании.


На сегодняшний день сохранилось несколько десятков пирамид разного размера, которые находятся между Фаюмом и Каиром. Они были построены в III тысячелетии до нашей эры в Гизе.

Наиболее грандиозной постройкой считается пирамида Хеопса, площадь которой составляет около 53 тысяч квадратных метров. Она была сооружена из множества огромных каменных блоков, каждый из которых весит почти 2,5 тонны. Ученые подсчитали, что для строительства пирамиды Хеопса потребовалось около 2,5 миллиона кубометров природного камня.


Внешняя сторона пирамид была облицована искусно обработанными каменными плитами. Но облицовка до наших дней практически не сохранилась. Ее остатки можно видеть лишь на вершине пирамиды фараона Хефрена.


Самой маленькой пирамидой в Гизе считалась гробница Микерина, которая была построена в более поздний период. Для ее наружной отделки использовались плиты из прочного и красивого полированного гранита.

Архитектура городов

Первые поселения возникли в Египте в IV тысячелетии до нашей эры. Это были города, в которых жили преимущественно торговцы и ремесленники. Сохранились развалины городов Ахетатона и Кахуна. В процессе их строительства египетские архитекторы пользовались единым планом, поэтому однотипные дома формировались в прямоугольную систему улиц.

Самые простые постройки были предназначены для проживания рабочих — строителей пирамид, тогда как для специалистов более высокого уровня (архитекторов, инженеров, врачей) и охраны строились дома с разнообразной, но все же стандартной планировкой.

Город Кахун имел специальные укрепления, а также был оборудован канализацией. Для строительства жилых домов чаще всего использовался кирпич — сырец, сделанный из смешанного с соломой нильского ила. Более прочным материалом был обожженный кирпич, но даже постройки из него не смогли сохраниться до наших дней.


Планировка построек в городе Кахун

Именно по этой причине история архитектуры древнего мира изучается прежде всего по сохранившимся зданиям дворцов и храмов, сооружениям мостов, плотин и крепостей, которые строились из крепкого и долговечного природного камня.

Во II тысячелетии до нашей эры планировка жилых домов выполнялась в виде правильного прямоугольника. В таком доме находилось несколько маленьких комнат и залов, потолок которых поддерживали внутренние колонны.

В период Нового царства планировка жилья совершенствуется. В Фивах и Ахенатоне строят квадратные или прямоугольные в плане жилые дома. Рядом с низкими одноэтажными постройками возводят дома в несколько этажей, оснащенные внутренними лестницами. Ориентация комнат приходилась на северную сторону, навстречу освежающим воздушным потокам.

Египетские мастера также строили огромные и сложные технические сооружения. Среди них можно назвать разветвленную сеть каналов и водохранилища, из которых город обеспечивался водой. В частности, египетскими строителями был сооружен первый в мире канал, который соединял Нил с Красным морем.


Хозяйство и культура Древнего Египта возникли на узкой полосе (15 – 20 км) плодородной долины Нила, сжатой Ливийской и Аравийской пустынями.

Наиболее древние памятники египетской архитектуры сосредоточены в дельте реки.

В плодородной, очень длинной и узкой долине Нила, с обеих сторон окруженной пустыней, развивалась цивилизация, относящаяся к наиболее значительным и своеобразным культурам древнего мира. История Древнего Египта охватывает несколько тысячелетий - с конца V тысячелетия до н. э. до IV в. н. э. За столь значительное время в Древнем Египте было создано огромное количество великолепных построек, скульптур, произведений живописи, декоративно-прикладного искусства. Многие из них остаются непревзойденными образцами высочайшего мастерства и творческого вдохновения.

Во главе государства, объединившего владения Среднего и Нижнего Нила и концу IV тыс. до н. э., стоял царь (впоследствии получивший титул фараона), считавшийся сыном бога Солнца и наследником бога подземного мира Озириса.

Независимо друг от друга племена Нижнего и Верхнего Египта создают основы своеобразной архитектуры. Ее развитие иногда делят на несколько больших временных периодов.

Предполагается, что в доисторический период (до 3200 г. до н. э.) строились укрепленные поселения с жилыми домами из недолговечных материалов и возводились надгробные архитектурные сооружения.

В период Древнего царства , приблизительно в 2700-2200 гг. до н. э., начинается строительство монументальных храмовых сооружений.

В период Среднего царства (2200-1500 гг. до н. э.), когда столицей был город Фивы, появляются полупещерные храмы.

В период Нового царства (1500-1100 гг. до н. э.) создаются выдающиеся храмовые сооружения в Карнаке и Луксоре. В позд

ний период в архитектуру Египта начинают проникать чужеродные элементы.

Временные рамки исторических периодов

  • ок. 10000 – 5000 лет до н.э. Первые деревни на берегах Нила; образование 2 – х царств – Верхнего и Нижнего Египта
  • ок. 2630 до н.э. Построена 1 – я ступенчатая пирамида
  • ок. 2575 до н.э. В эпоху Древнего царства бронза вытесняет медь; строятся пирамиды в Гизе; начинается мумификация умерших
  • ок. 2134 до н.э. Междуусобицы губят Древнее царство
  • ок. 2040 до н.э. Начало Среднего царства; знать Фив объединяет страну; завоевание Нубии
  • ок. 1700 до н.э. Конец Среднего царства
  • 1550 до н.э. Начало Нового царства; постоянная армия
  • 1400 до н.э. Египет достигает вершины могущества
  • 1070 до н.э. Начало упадка
  • 332 до н.э. Завоевание Египта Александром Македонским
  • 51 до н.э. Начало правления Клеопатры
  • 30 до н.э. Египет становится римской провинцией

Основной строительный материал в Египте - камень. Египтяне были мастерами его добычи и обработки. Они высекали высокие стройные каменные глыбы в виде обелисков, которые были символами солнца - великого Ра, а также огромные столбы и колонны высотой с трех- и пятиэтажный дом. Отдельные тщательно отесанные каменные блоки пригонялись друг к другу идеально, насухо, без раствора.

Вес тяжелых балок перекрытия несли стены, пилоны и колонны. Египтяне не использовали сводов, хотя и знали эту конструкцию. На балки укладывали каменные плиты перекрытия. Опоры были самые разнообразные; иногда это монолитные каменные столбы простого квадратного сечения, в других случаях - колонны, состоявшие из базы, ствола и капители. Простые стволы имели квадратное сечение, более сложные представляли собой многогранники и часто изображали связки стеблей папируса. Стволы иногда имели каннелюры (вертикальные желобки).

Для египетской архитектуры была характерна своеобразная форма капителей, изображавших цветок папируса, лотоса или листья пальмы. В отдельных случаях на капители высекали изображение головы богини плодородия Хатор.

Религиозные воззрения древних египтян, в которых смешались почитание местных божеств, культ Озириса и Исиды, а также бога Солнца Амона, заслуживают особого внимания – они определяли общественную и государственную жизнь страны: подавляющее большинство архитектурных памятников Древнего Египта сооружения культового назначения: храмы и погребальные комплексы.

Дворцы Египта

Дворцы фараонов и знати в Древнем Египте строили в основном из глиняных кирпичей, высушенных на солнце. В отличие от храмов, которые строили из камня на века, где поклонялись богам постоянно и во все времена, каждый из фараонов строил себе после вступления на трон новый дворец. Брошенные здания быстро ветшали и разрушались, и поэтому, как правило, от дворцов фараонов не оставалось даже руин. В лучшем случае на месте великолепных дворцов можно найти остатки стен и битую черепицу.

Предполагают, что внешний вид дворца фараона, его фасада повторяли формы архитектуры древних царских гробниц того времени. Гробница считалась домом усопшего в его загробной жизни, логично предположить, что она была похожа на его жилище в этой жизни. Исходя из этого предположения, стена дворца могла быть разделенной уступами с фигурными зубцами поверху. Немногочисленные сохранившиеся изображения дворцов фараонов свидетельствуют, что стены дворца были украшены барельефами и орнаментом.

Дворцовый фасад мы можем увидеть на знаменитой палетте фараона Нармера, на его фоне изображены победы, имя и титул фараона. Из этого изображения мы узнаём, что территория дворца, имеющая форму четырехугольника, была окружена крепостной стеной с башнями. На палетте обозначена и линия фундамента здания. Похожий дворцовый фасад изображен на могильной плите фараона Джета: на прямоугольном поле стены выделяются три высокие башни, украшенные тремя вертикальными чертами-лопатками. Между башнями можно увидеть два углубления, похожие на ворота.

Особенно наглядно о дворцовой архитектуре древних египтян рассказывают нам огромные саркофаги из базальта или известняка. Их резные украшения на каждой из четырех сторон изображают фасады царского дворца.

Реконструкция дворца

Реконструкция дворца

Реконструкция дворца

Роскошь во дворце фараона

Дворец фараона

дворец фараона

Храмы Египта

Храм Тота в Луксоре – исторический памятник Египта.

Святыня была построена в 1925-1895 годах до нашей эры. Основной строительный материал – камень.

Древнеегипетский Тот был богом мудрости и образования, поэтому у подножия храма были установлены огромные его статуи.

Во время раскопок у основания храма было также найдено 4 бронзовых сундучка, высота которых - 20,5 сантиметров, ширина - 45 сантиметров, длина - 28,5 сантиметров. В них было много серебряных шариков, по большей части смятых, золотые цепи и изложницы, лазурит - необработанный или в виде цилиндрических печатей.


Руины храма Оcириса

Храм находится в легендарной Долине Царей. К сожалению, от некогда великого храма остались лишь руины, но они буквально пропитаны историей Древнего Египта. Построен он был довольно давно и является исторической ценностью. Строил его фараон Сети I, который правил в промежутке с 1294г. До 1279 г. до нашей эры.

Само строение очень сложное по своей конструкции и имеет очень большое количество помещений. Сети I не закончил строительство храма, эту сложную задачу завершал его сын Рамсес II. Конструкция по своей структуре достаточно сложная, но интересная. Имелось два зала, каждый из них украшало множество колонн. В первом зале их было 24, а во втором - 36. Второй же, зал был самым таинственным: из него были проделаны проходы к семи святилищам. Каждое святилище было посвящено одному из семи богов (Осирис, Исид, Хорус, Амон, Ра-Хорахти, Птах и Ра). В конце обожествлялся сам Сети I. В часовнях находились статуя бога, священная ладья и ложная дверь. Через эту дверь проникал дух божества.

За самим храмом расположено здание, называемое Осирейон. На его стенах можно увидеть выбитые тексты из "Некрономикона" - египетской «Книги мертвых». Территорию Храма Осириса до сих пор изучают ученые и ведут на ней раскопки.


Храм Меренптаха

Заупокойный храм Мернептаха расположен в Долине Царей и практически разрушен. Когда-то здесь находился целый комплекс, продуманный до мелочей, сейчас же остались лишь статуи.

Ранее в первый двор сооружения вели ворота, открывающие вид на колоннады – по шесть колонн с каждой стороны. Левая сторона двора комплекса являлась фасадом кирпичного дворца царя. А гигантская Стела Израиля, когда-то стоявшая перед вторым пилоном, была построена в честь Меренптаха, указывая на его военную доблесть.

За данным пилоном следовал второй двор, в котором был обнаружен бюст Мернептаха от рухнувшей статуи. Из двора вел проход в залы. Храм завершался 3 святилищами с помещениями для жертвоприношений и священных предметов. Когда-то весь храмовый комплекс был отделан изразцами и золотом, его окружала огромная кирпичная стена, однако в настоящее время от былых построек практически ничего не осталось.


Храм Монту

Храм Монту - египетский храм, посвященный богу войны Монту.

Данная святыня была построена во времена Старого царства. Храм располагался в древнем городе Медамуде. Этот город был раскопан в 1925 году французским археологом Фернандо Биссоном де ла Роком. Во время раскопок были обнаружены многочисленные конструкции, а также храм.

До нашего времени сохранились лишь колонны и фрагменты стен. Храм был построен из кирпича и камня. Структура храма следующая: платформа, трибуны, канал, дромос, главные ворота, портик, зал и святилище. Был также двор для живого священного быка. Бога Монту ассоциировали с бушующим быком, поэтому бык был почитаемым животным. Также самого Монту изображали с головой быка. Подобная статуя и фигурки быков были найдены во время раскопок храма.


Храм Исиды в Филах

Знаменитое святилище Исиды , существовавшее вплоть до исчезновения древнеегипетской цивилизации, находится на острове Филе, неподалеку от Асуана. Исида (Изида, Isis) - одна из величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства. Она почиталась как сестра и супруга Осириса, мать Гора, а, соответственно, и египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями Осириса. Культ Исиды и связанные с ним мистерии приобрели значительное распространение в греко-римском мире, сравнимое с христианством.

Сейчас храм Исиды находится на острове Агилика. При сооружении Асуанского водохранилища в 1960 году ЮНЕСКО выступило с инициативой о переносе храма вверх по течению Нила. Храм был разрезан, разобран, а после каменные блоки были перевезены и вновь собраны на острове Агилика, расположенном в 500 метрах вверх по течению. Все это было обставлено такой широкой PR-деятельностью, типа: русские своими плотинами и водохранилищами уничтожают природу и памятники древней культуры, а мы, просвещенный западный мир, спасаем храмы от затопления. Только умалчивалось, что основной ущерб этот храм получил после возведения английской плотины в начале века, а Асуанская плотина, построенная при помощи CCCР, в свою очередь, стала объектом важного социального значения и поддержания энергетического баланса в регионе, без которого современная египетская экономика просто не существовала бы.


Архитектура Древнего Египта

В то время, когда другие народы находились еще на стадии доисторического развития, египтяне обладали уже высоким и развитым искусством. История архитектуры начинается в Египте. Точные археологические даты установить невозможно: при настоящем состоянии наших знаний приходится классифицировать памятники в порядке следования современных им династий .

Таким образом, архитектуру Древнего Египта можно разделить на 5 периодов: архитектура Раннего царства, архитектура Древнего Царства, архитектура Среднего царства, архитектура Нового царства, архитектура Позднего царства.

Характеристики архитектуры Древнего Египта

Древний Египет, положивший начало архитектуре, был страной, лишенной строительного леса . Дерева было также мало, как и в других оазисах африканской пустыни, основная растительность - пальмы, дающие дерево плохого качества, и тростник. Все это во многом определило то, что основными строительными материалами были необожженный кирпич-сырец и камень, главным образом, известняк, добываемый в Нильской долине, а также песчаник и гранит . Камень использовался в основном для гробниц и захоронений, в то время как кирпич шел на постройку дворцов, крепостей, зданий в окрестностях храмов и городов, а также вспомогательных сооружений для храмов.

Древнеегипетские дома строили из грязи, добываемой в Ниле. Ее оставляли на солнце, чтобы она высохла и стала пригодной для строительства.

Многие египетские города не сохранились до наших дней, так как располагались в зоне разливов Нила, уровень которого поднимался каждое тысячелетие, в итоге многие города были затоплены, или грязь, использованная для строительства, становилась удобрением для крестьянских полей. Новые города строились на месте старых, поэтому древние поселения и не сохранялись. Однако засушливый климат Древнего Египта сохранил некоторые сооружения из кирпича-сырца - деревня Дейр эль-Медина , Кахун , город, достигший расцвета в Среднее царство (современный Эль-Лахун), крепостные сооружения в Бухене и Миргиссе. Но тот факт, что многие храмы и сооружения сохранились до наших дней, следствие того, что они находились на недостижимой для нильских разливов высоте и были построены из камня.

Основное понимание древнеегипетской архитектуры основано на изучении религиозных памятников, сооружений наиболее сохранившихся . Судя по некоторым сохранившимся колоннам храма в Карнаке египтяне перед укладкой камня кантовали начисто лишь постели и вертикальные швы; лицевая же поверхность камней обтесывалась по окончании постройки здания. Этим приемом пользовались впоследствии греки. Камни клались без раствора и без всяких искусственных связей. В фиванскую эпоху металлические скрепления, по-видимому, совершенно не употреблялись, и лишь изредка использовались деревянные скобы в форме ласточкина хвоста для связи камней между собой (Мединет-Абу, Абидос) или же для скрепления давших трещину монолитов (Луксорский обелиск)

Внешние и внутренние стены, а также колонны и пирсы, были покрыты иероглифическими и иллюстрированными фресками и резными фигурками, раскрашенными разными цветами . Мотивы украшений египетских зданий символичны, так например - скарабей, священный жук, или солнечный диск, символизировавший бога солнца Ра. Также часто встречаются пальмовые листы, заросли папируса, цветы лотоса . Иероглифы использовались не только в декоративных целях, но и чтобы сохранить исторические события, войны, которые велись, богов, которым поклонялись, быт древних египтян, жизнь и смерть фараонов, правивших древним государством.

Архитектура Раннего царства

Памятники монументального зодчества практически не сохранились, поскольку основным строительным материалом в те дни был легко разрушавшийся кирпич-сырец. Использовались также глина, тростник и дерево, причем сочетание кирпичной облицовки и деревянных балочных перекрытий и декора является важным признаком, позволяющим отнести произведение к сфере искусства Раннего царства. Камень применялся лишь как отделочный материал. К этой эпохе относится тип дворцовых фасадов - «серех», изображения которых встречаются на стелах фараонов I династии. Черты этих сооружений нередко повторялись и в формах царских саркофагов. Культовые и мемориальные постройки сохранились лучше, чем дворцы: это, прежде всего, святилища, молельни и мастабы . Декорирование святилищ еще сохраняет связь с эпохой деревянного зодчества, в котором использовался орнаментальный мотив тростниковой плетенки.

В период Раннего Царства сложились и такие приемы оформления, как вогнутые карнизы , орнаментальные фризы (живописные или скульптурные) и оформление дверного проема глубоким уступом.

Многие из традиций храмового зодчества отразились и в стиле мемориальных сооружений, которые были очень важны для древнеегипетской культуры в связи с решающей ролью в ней погребального культа. Погребения I-II династий сосредоточены в районе Мемфиса и Абидоса , ставшими центрами заупокойного культа. С ним связано, с одной стороны, широкое развитие типа гробниц-мастаб , самых характерных построек в зодчестве Древнего Египта. С другой стороны, именно в связи в разработкой мастаб происходит обогащение уточнение содержания культа.

Архитектура Древнего царства

Приблизительно в XXX веке до н. э. фараоном I династии Нармером , или Менесом , были объединены в единое государство Северный и Южный Египет со столицей в Мемфисе .

Создание мощного централизованного государства под властью фараона, который считается сыном бога Ра , продиктовало и основной тип архитектурного сооружения - гробницу, внешними средствами передающую идею его божественности. Наивысшего подъема Египет достигает при правителях III и IV династий. Создаются самые большие по размерам царские гробницы-пирамиды, над сооружениями которых десятками лет трудились не только рабы, но и крестьяне. Этот исторический период нередко называют "временем пирамид", и его легендарные памятники не были бы созданы без блестящего развития в Египте точных наук и ремесел.

Одним из ранних памятников монументальной каменной архитектуры является ансамбль погребальных сооружений фараона III династии Джосера . Он был возведен под руководством египетского зодчего Имхотепа и отражал замысел самого фараона (впрочем, этот замысел несколько раз претерпевал существенные изменения). Отказавшись от традиционной формы мастабы , Имхотеп остановился на пирамиде с прямоугольным основанием, состоящей из шести ступеней. Вход находился с северной стороны; под основанием были высечены подземные коридоры и шахта, на дне которой располагалась погребальная камера. В заупокойный комплекс Джосера входили также южная гробница-кенотаф с примыкающей к ней молельней и двор для обряда хеб-сед (ритуального возрождения жизненной силы фараона в беге).

Ступенчатые пирамиды возводили и другие фараоны III династии (пирамиды в Медуме и Дахшуре); одна из них имеет ромбовидные контуры.

Пирамиды в Гизе

Совершенное выражение идея гробницы-пирамиды нашла в усыпальницах, выстроенных в Гизе для фараонов IV династии - Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура), которые еще в древности считались одним из чудес света. Самая большая из них была создана зодчим Хемиуном для фараона Хеопса . При каждой пирамиде возводился храм, вход в который находился на берегу Нила и соединялся с храмом длинным крытым коридором. Вокруг пирамид рядами располагались мастабы . Пирамида Микерина осталась незавершенной и достраивалась сыном фараона не из каменных блоков, а из кирпича.

В погребальных ансамблях V-VI династий основная роль переходит к храмам, которые отделываются с большей роскошью.

К концу периода Древнего царства появляется новый тип здания - солнечный храм. Его строили на возвышении и обносили стеной. В центре просторного двора с молельнями ставили колоссальный каменный обелиск с вызолоченной медной верхушкой и огромным жертвенником у подножья. Обелиск символизировал священный камень Бен-Бен , на который по преданию взошло солнце, родившееся из бездны. Как и пирамиды, солнечный храм соединялся крытыми переходами с воротами в долине. К числу наиболее известных солнечных храмов принадлежит храм Ниусирра в Абидосе .

Архитектура Среднего царства

Индивидуализм египтян проявился прежде всего в том, что каждый стал заботиться о собственном бессмертии. Теперь уже не только фараон и вельможная знать, но и простые смертные стали претендовать на привилегии в потустороннем мире. Так возникла идея равенства после смерти, что сразу же отразилось на технической стороне культа умерших. Он очень упростился. Стали излишней роскошью гробницы типа мастаба . Для обеспечения вечной жизни было уже достаточно одной стелы - каменной плиты, на которой были написаны магические тексты и все, что требовалось умершему в загробном мире.

Однако фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид, желая подчеркнуть законность обладания престолом. Правда это были уже не те пирамиды, что возводились в эпоху Древнего царства: размеры их значительно уменьшились, материалом для строительства служили не двухтонные блоки, а кирпич-сырец , изменился и способ кладки. Основу составляли восемь капитальных каменных стен, расходившихся радиусами от центра пирамиды к ее углам и середине каждой из сторон. От этих стен под углом в 45 градусов отходили другие восемь стен, а промежутки между ними заполнялись обломками камня, песком, кирпичом. Сверху пирамиды облицовывались известняковыми плитами, соединявшимися друг с другом деревянными креплениями. Так же, как и в Древнем царстве, к восточной стороне пирамиды примыкал верхний заупокойный храм, от которого шёл крытый переход к храму в долине. В настоящее время эти пирамиды представляют собой груды развалин.

Наряду с пирамидами, которые по сути копировали пирамиды Древнего царства, появился новый тип погребальных сооружений, сочетавший в себе традиционную форму пирамиды и скальную гробницу. Наиболее значительным из подобных памятников была усыпальница царя Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахри . К ней из долины вела ограждённая каменными стенами дорога в 1200 метров длиной и 32 метра шириной. Главную часть усыпальницы составлял заупокойный храм, оформленный портиком ; по центру пандус вел на вторую террасу , где второй портик окружал с трех сторон колонный зал, в центре которого возвышалась сложенная из каменных глыб пирамида. Её основанием служила естественная скала. С западной стороны находился открытый двор, оформленный портиками, с выходами в колонный зал и святилище, вырубленное в скале. Гробница фараона размещалась под колонным залом.

Значительным сооружением эпохи Среднего царства является и заупокойный комплекс фараона Аменемхета III в Хавара. Пирамида сложена из кирпича и облицована известняком, погребальная камера высечена из цельной глыбы отполированного жёлтого кварцита . Особую известность получил заупокойный храм при пирамиде. Этот храм вошел в историю культуры под названием лабиринта . Храм занимал площадь в 72000 квадратных метра и делился двумя рядами колонн на три нефа , из которых центральный был выше боковых и освещался через оконные проёмы в верхней части стен.

Лабиринт считается самым выдающимся из множества многоколонных храмов, построенных в период Среднего царства. Колонны его были стилизованы под растительные формы, что соответствовало символике храма как дома божества - солнца, которое, по одной из египетских легенд, родилось из цветка лотоса. Чаще всего колонны имитировали связку стеблей папируса, были также колонны с растительной капителью , изображающие цветок папируса или лотоса. Все колонны богато украшали цветным орнаментом и позолотой. Между капителью и тяжёлым перекрытием египтяне помещали значительно меньшую по размерам плиту абак , незаметную снизу, в результате чего, казалось, что потолок, расписанный под звездное небо с золотыми звёздами, парит в воздухе.

Наряду с традиционными для египетского зодчества колоннами, появилась новая форма колонны с каннелированным стволом и трапециевидной капителью. Некоторые исследователи считают их прообразом дорического ордера , но эти довольно неопределённые совпадения могут оказаться случайными.

Архитектура Нового царства

Ведущую роль в архитектуре и искусстве Нового царства начинают играть Фивы . За короткий срок в них строятся пышные дворцы и дома, великолепные храмы, которые преобразили вид Фив. Слава города сохранялась в течение многих веков.

Строительство храмов велось в трех основных направлениях: возводились наземные, скальные и полускальные храмовые комплексы.

Ворота Луксоркского храма

Наземные храмы представляли собой втянутый в плане прямоугольник, окружённый высокой массивной стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов . Вход в храм оформляли пилоном , с внутренней стороны которого две лестницы вели на верхнюю платформу. К наружной стороне пилона прикрепляли высокие деревянные мачты с флагами, а перед ними воздвигали гигантские статуи фараона и позолочённые обелиски. Вход вёл в открытый, обнесенный колоннадой двор, заканчивающийся портиком , построенным немного выше уровня двора. В центре двора находился жертвенный камень. За портиком располагался гипостиль, а за ним, в глубине храма - молельня, состоящая из нескольких помещений: в центральном на жертвенном камне находилась священная ладья со статуей главного бога, в остальных двух - статуи богини-жены и статуи бога-сына. Вокруг молельни по периметру тянулся обходной коридор, из которого дверные проемы вели в дополнительные залы, храмовую библиотеку, хранилища для статуй, комнаты для специальных ритуалов.

К подобному типу храмов относятся оба храма Амона в Фивах - Карнакский и Луксорский .

Фасад храма Рамзеса II

Скальные храмовые комплексы представляют собой перевёрнутую букву «Т». Фасад храма вырубали в наружной части скалы, все остальные помещения шли вглубь. Примером храма такого типа, может служить храм Рамзеса II в Абу-Симбеле . Ансамбль состоит из двух сооружений: Большого храма и Малого. Большой был посвящён фараону и трём богам: Амону , Ра , и Птаху . Малый воздвигли в честь богини Хатор , образ которой совпадал в с образом жены Рамзеса II Нефертари .

Существенным нововведением Архитектуры нового царства явилось отделение гробницы от заупокойного храма. Первым фараоном, нарушившим традицию, стал Тутмос I, решивший захоронить свое тело не в пышной гробнице заупокойного храма, а в высеченной в отдаленном ущелье гробнице, в так называемой «Долине Царей ».

Примером полускального заупокойного храма может служить храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри . Она построила свой храм рядом с храмом фараона Ментухотепа II . Ее храм превосходил храм Ментухотепа и размером, и богатством декора. Он представлял собой сочетание трех поставленных друг на друга кубов. Оформление фасадов строилось на чередовании горизонталей террас с вертикалями колоннад. В нижнем ярусе помещался портик, занимающий всю длину восточной стены и разделенный посередине пандусом. На вторую террасу вела лестница, визуально являющаяся продолжением пандуса.

В подражание великим царям многие из правителей позднего периода вели строительство в Карнаке (например, современный вход в храм Амона возведен при фараоне Шешонке I ; сохранилась и колоннада фараона Тахарки). В период владычества Куша строятся кирпичные гробницы в форме пирамид. Постройки в целом сохраняют ориентацию на классические традиции.

Источники

  • Строительство храмов// Крушкол Ю.С., Мурыгина Н.Ф. Черкасова Е.А. Хрестоматия по истории Древнего мира. – М., 1975.
  • Исида и Осирис // Немировский А.И. Мифы древности:Ближний Восток. Научно-художественная энциклопедия. - М., 2001.
  • Книга мертвых // Поэзия и проза Древнего Востока / Ред. и вст.ст. Брагинского И.- М., 1973.
  • Надпись Аменхотепа III из Мемнония // Хрестоматия по истории Древнего Востока/ Гл. ред. Струве В.В.- М., 1963.
  • Померанцева Н. Эстетические основы искусства Древнего Египта. - М., 1976.
  • Всеобщая история искусств: В 6 т./ Под ред. Веймарна Б. – Т.1. Искусство древнего мира. - М., 1956.
  • Гнедич П.П. История искусств с древнейших времен. - М., 2000.
  • Кинк Х.А. Древнеегипетский храм - М., 1979.
  • Культура древнего Египта / Отв. ред. Кацнельсон И. - М., 1976.
  • Матье М.Э. Во времена Нефертити. - М., 1965.
  • Перепёлкин Ю.А. Переворот Амен-хотпа IV: В 24. – ч. 4.1. – М., 1967.
  • Любимов Л. Над вечностью // Тутанхамон и его время. Сб.ст./ Под ред. Даниловой И. – М., 1976.
  • История зарубежного искусства / Под ред. Кузьминой М.Т.,Мальцевой Н.Л. – М., 1984.
  • Шейко В.М., Гаврюшенко А.А., Кравченко А.В. История

художественной культуры. Первобытность. Древний мир.– Харьков, 1998.

  • Виноградова Н.А., Каптерева Т.П., Стародуб Т.Х. Традиционное искусство Востока: Терминологический словарь. - М., 1997.
  • Губарева М.В., Низовский А.Ю. Сто великих храмов. - М., 2002.
  • Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика: В 2т. / Гл. ред. Полевой В.М. – Т.1. (А-К) – М., 1991