Организация арбитражных судов в рф. Система арбитражных судов РФ

Большие расстояния между населенными пунктами Российской Федерации создают серьезные трудности для реализации права на судебную защиту участникам арбитражного судопроизводства . В целях приближения правосудия к месту нахождения участвующих в деле лиц или их месту жительства , находящихся или проживающих в отдаленных местностях, по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в составе арбитражных судов субъектов РФ могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания этих судов.

Постоянное судебное присутствие арбитражного суда субъекта РФ представляет собой обособленное подразделение арбитражного суда субъекта РФ, расположенное вне места постоянного пребывания этого суда и наделенное правом осуществлять его полномочия.

Структура арбитражных судов субъектов РФ. В арбитражном суде субъекта РФ образуются следующие структурные подразделения: президиум, судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений , и судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений .

Президиум арбитражного суда субъекта РФ действует в составе председателя этого суда, его заместителей, председателей судебных составов и судей. Судьи арбитражного суда субъекта РФ, входящие в президиум этого суда, утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ по представлению председателя арбитражного суда субъекта РФ сроком на два года, после чего они могут быть вновь переназначены в состав президиума.

Президиум арбитражного суда субъекта РФ обладает следующими полномочиями:

  • утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда;
  • рассматривает другие вопросы организации работы суда;
  • рассматривает вопросы судебной практики.

Президиум арбитражного суда субъекта РФ созывается председателем этого суда по мере необходимости и правомочен решать вопросы при наличии большинства членов президиума. Постановления президиума арбитражного суда субъекта РФ принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов президиума и подписываются председателем арбитражного суда субъекта РФ. Члены президиума не вправе воздерживаться от голосования.

Судебные коллегии арбитражного суда субъекта РФ. В арбитражном суде субъекта РФ могут создаваться судебные коллегии, которые утверждаются президиумом суда из числа судей этого суда по представлению председателя суда. Судебные коллегии возглавляют председатели - заместители председателя арбитражного суда субъекта РФ.

Судебные коллегии арбитражного суда субъекта РФ рассматривают в первой и апелляционной инстанциях все дела, подведомственные арбитражным судам в РФ, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов , анализируют судебную статистику

В арбитражном суде субъекта РФ образуются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию, а при отсутствии судебных коллегий - из числа судей этого суда. Судебные составы формируются председателем арбитражного суда субъекта РФ. Судебный состав возглавляет председатель, утверждаемый президиумом арбитражного суда субъекта РФ сроком на три года.

Председатель арбитражного суда субъекта РФ

Председатель арбитражного суда субъекта РФ наделен следующими полномочиями:

  • организует деятельность арбитражного суда субъекта РФ;
  • распределяет обязанности между своими заместителями;
  • формирует судебные составы;
  • созывает президиум арбитражного суда субъекта РФ и председательствует на его заседаниях, а также выносит на рассмотрение президиума вопросы, отнесенные законом к ведению президиума;
  • осуществляет общее руководство аппаратом арбитражного суда субъекта РФ, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда;
  • представляет арбитражный суд субъекта РФ в отношениях с государственными, общественными и иными органами;
  • осуществляет другие полномочия, установленные законом.

Полномочия арбитражного суда субъекта РФ. Арбитражный суд субъекта РФ:

  • рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;
  • готовит предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

Арбитражные апелляционные суды

Арбитражные апелляционные суды - это суды, осуществляющие проверку в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов РФ , принятых ими в первой инстанции. В настоящее время на территории России действуют 20 апелляционных судов .

В составе арбитражного апелляционного суда по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного апелляционного суда.

Президиум арбитражного апелляционного суда. Президиум арбитражного апелляционного суда действует в составе председателя арбитражного апелляционного суда, его заместителей, председателей судебных составов и судей.

В арбитражном апелляционном суде образуются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию, а при отсутствии судебных коллегий - из числа судей этого суда. Судебные составы формируются председателем арбитражного апелляционного суда.

Полномочия председателя арбитражного апелляционного суда. Председатель арбитражного апелляционного суда наделен следующими полномочиями:

  • организует деятельность арбитражного апелляционного суда;
  • распределяет обязанности между заместителями председателя арбитражного апелляционного суда;
  • формирует из числа судей арбитражного апелляционного суда судебные составы;
  • созывает президиум арбитражного апелляционного суда и председательствует на его заседаниях;
  • осуществляет общее руководство аппаратом арбитражного апелляционного суда;
  • представляет арбитражный апелляционный суд в отношениях с государственными, общественными и иными органами;
  • осуществляет другие полномочия, установленные настоящим Федеральным конституционным законом.

Полномочия арбитражного апелляционного суда. Арбитражный апелляционный суд наделен следующими полномочиями:

  • проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции, повторно рассматривая дело;
  • пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
  • обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в апелляционной инстанции;
  • изучает и обобщает судебную практику;
  • подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
  • анализирует судебную статистику.

Федеральные арбитражные суды арбитражных округов

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ наделен следующими полномочиями:

  • рассматривает материалы по изучению и обобщению практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики;
  • решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой;
  • решает вопросы об обращении в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров ;
  • избирает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ секретаря Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ из числа судей Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • утверждает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ членов судебных коллегий и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда РФ, а также судей, входящих в состав Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • решает вопросы создания в структуре арбитражных судов судебных коллегий по рассмотрению отдельных категорий дел;
  • рассматривает вопросы образования постоянных судебных присутствий в составе арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов РФ, определяет место их пребывания и назначает их руководителей из числа заместителей председателей соответствующих судов;
  • утверждает по представлению председателя арбитражного апелляционного суда судей арбитражного апелляционного суда, входящих в состав президиума арбитражного апелляционного суда;
  • утверждает в порядке, предусмотренном законом, места постоянного пребывания федеральных арбитражных судов округов;
  • утверждает по представлению председателя федерального арбитражного суда округа судей этого суда, входящих в состав его президиума;
  • утверждает по представлению председателя арбитражного суда субъекта РФ судей этого суда, входящих в состав его президиума;
  • утверждает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ регламент арбитражных судов;
  • решает другие вопросы организации и деятельности арбитражных судов в РФ в соответствии с законом.

По вопросам своего ведения Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ созывается Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ правомочен решать вопросы при наличии не менее двух третей его состава. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов Пленума. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ подписывается Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ и секретарем Пленума.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, заместителей Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда РФ.

В заседаниях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ вправе принимать участие Генеральный прокурор РФ. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ в заседаниях могут принимать участие Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Министр юстиции РФ, председатели, заместители председателей, судьи арбитражных судов и другие лица.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ наделен следующими полномочиями:

  • рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в Российской Федерации;
  • рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды в Российской Федерации.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ созывается Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ по мере необходимости и правомочен решать вопросы при наличии большинства членов Президиума. Постановления Президиума принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов Президиума и подписываются Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ. Члены Президиума не вправе воздерживаться от голосования.

Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда РФ. В Высшем Арбитражном Суде РФ создаются судебные коллегии из числа судей Высшего Арбитражного Суда РФ, которые утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда РФ возглавляют председатели - заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Коллегии рассматривают дела в первой инстанции, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику , а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.

В судебных коллегиях Высшего Арбитражного Суда РФ образуются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию. Судебные составы формируются Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ.

Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ является судьей и осуществляет процессуальные полномочия, установленные АПК.

Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ:

  • организует деятельность Высшего Арбитражного Суда РФ и системы арбитражных судов в Российской Федерации;
  • созывает Пленум и Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ и председательствует на их заседаниях, а также выносит на рассмотрение Пленума и Президиума вопросы, отнесенные законом к их ведению;
  • осуществляет общее руководство аппаратом Высшего Арбитражного Суда РФ, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • распределяет обязанности между заместителями Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • формирует из числа судей Высшего Арбитражного Суда РФ судебные составы Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • выносит на обсуждение Совета председателей арбитражных судов вопросы, отнесенные законом к его ведению;
  • представляет Высший Арбитражный Суд РФ в отношениях с государственными, общественными и иными органами;
  • осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законом.

Совет председателей арбитражных судов. При Высшем Арбитражном Суде РФ действует Совет председателей арбитражных судов в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и председателей арбитражных судов. Заседания Совета проводятся по мере необходимости. Совет председателей арбитражных судов является совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов. Для реализации решений Совета председателей арбитражных судов Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ издает приказы и распоряжения.

Научно-консультативный совет при Высшем Арбитражном Суде РФ. Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с применением законов и иных нормативных правовых актов и разработкой предложений по их совершенствованию, при Высшем Арбитражном Суде РФ действует Научно-консультативный совет. Состав Научно-консультативного совета и положение о нем утверждаются Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ.

Полномочия Высшего Арбитражного Суда РФ. Высший Арбитражный Суд РФ наделен следующими полномочиями:

  • рассматривает дела в порядке надзора по проверке на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в Российской Федерации;
  • пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
  • обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности указанных в ч. 2 ст. 125 Конституции законов, иных нормативных актов и договоров, а также о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;
  • изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики;
  • разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах;
  • решает вопросы образования постоянных судебных присутствий арбитражных судов;
  • осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения;
  • решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РФ;
  • осуществляет другие полномочия, предоставленные ему Конституцией, Законом об арбитражных судах РФ и другими федеральными конституционными законами.

Высшему Арбитражному Суду РФ принадлежит также право законодательной инициативы по вопросам его ведения. По вопросам внутренней деятельности арбитражных судов и взаимоотношений между ними Высший Арбитражный Суд РФ принимает регламент, обязательный для всех арбитражных судов в Российской Федерации.

Организационно-структурная система арбитражных судов строится на четырех уровнях.

1) Первый уровень составляют арбитражные суды субъектов Российской Федерации . В их числе арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. На территориях нескольких субъектов Российской Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. Судебную власть на территории одного субъекта Российской Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов. Согласно ст.36 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" арбитражный суд субъекта Российской Федерации:

Рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

Пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

Обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

Изучает и обобщает судебную практику;

Подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

Анализирует судебную статистику.

Общее количество арбитражных судов первого уровня - 81.

2. Второй уровень образуют арбитражные апелляционные суды . Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов определяется ст. 33.1 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации". В Российской Федерации действует 20 арбитражных апелляционных судов.

1. Третий уровень образуют 10 федеральных арбитражных судов округов, каждый из которых работает в качестве кассационной инстанции по отношению к группе арбитражных судов, составляющих один судебный округ. Их состав определяется в ст. 24 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации". В Российской Федерации действуют: ФАС Волго-Вятского округа, ФАС Восточно-Сибирского округа, ФАС Дальневосточного округа, ФАС Западно-Сибирского округа, ФАС Московского округа, ФАС Поволжского округа, ФАС Северо-Западного округа, ФАС Северо-Кавказского округа, ФАС Уральского округа, ФАС Центрального округа. В кассационной инстанции решения арбитражных судов проверяются с позиций правильности применения норм материального и процессуального права. Например, Федеральный арбитражный суд Московского округа осуществляет проверку вступивших в законную силу решений, вынесенных Арбитражным судом города Москвы и Арбитражным судом Московской области.

2. Четвертый уровень представляет Высший Арбитражный Суд Российской Федерации . В соответствии со статьей 127 Конституции Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Он входит в единую судебную систему страны наряду с Конституционным судом Российской Федерации и судами общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Российской Федерации.

Арбитражный Суд РФ выполняет целый ряд полномочий:

1) рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в РФ;

2) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

3) обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности указанных в Конституции РФ законов, иных нормативных актов и договоров;

4) обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

5) изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики;

6) разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

7) ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах;

8) осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения;

9) решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РФ;

10) решает вопросы образования постоянных судебных присутствий арбитражных судов;

11) обладает правом законодательной инициативы по вопросам его ведения;

12) по вопросам внутренней деятельности арбитражных судов и взаимоотношений между ними принимает регламент, обязательный для арбитражных судов в РФ.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации действует в составе:

- Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Пленум решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой, об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, нормативных правовых актов и договоров, утверждает регламент арбитражных судов.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов, а также рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды в Российской Федерации. Его работа наиболее для нас заметна, т. к. именно Президиум ВАС, на основе произведенного анализа судебной практики издает читаемые большинством юристов Постановления Президиума ВАС. Они обязательны для применения всеми судами РФ и позволяют нам ориентироваться в сложном лабиринте задач по применению правовых норм.

Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассматривают дела в первой инстанции, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и нормативных правовых актов, осуществляют иные полномочия в соответствии с регламентом.

При Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации действует Совет председателей арбитражных судов, являющийся совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности. Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формулированием практики исполнения законов и иных нормативных актов и разработкой предложений по их совершенствованию, при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации действует Научно-консультативный совет. В его составе образованы секции: процессуального законодательства, административно-правовая, гражданско-правовая и международного частного права.

Структура арбитражных судов различного уровня определяется в зависимости от выполняемых ими функций и объема работы.

Федеральные арбитражные суды округов действуют в составе президиума федерального арбитражного суда округа, судебной коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В некоторых судах созданы налоговые коллегии. Президиумы федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации по представлению их председателей утверждают членов судебных коллегий и председателей судебных составов соответствующего суда, рассматривают другие вопросы организации работы суда и вопросы судебной практики

В соответствии со ст.45 ФКЗ от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", деятельность арбитражного суда обеспечивается аппаратом арбитражного суда, возглавляемым руководителем аппарата - администратором соответствующего арбитражного суда.

Администратор арбитражного суда руководит аппаратом арбитражного суда, организует его работу по обеспечению прохождения дел в арбитражном суде, по обращению к исполнению судебных актов арбитражных судов, а также осуществляет иные функции по обеспечению деятельности арбитражного суда, определяемые Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Аппарат арбитражного суда осуществляет достаточно большой объем работы и занимается следующими видами деятельности:

1) организует предварительный досудебный прием лиц, участвующих в деле;

2) принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов арбитражного суда, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату государственной пошлины, судебных расходов, подлежащих внесению на депозитный счет арбитражного суда, а также арбитражных штрафов;

3) содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях;

4) ведет учет движения дел и сроков их прохождения в арбитражном суде, осуществляет хранение дел и документов;

5) изучает и обобщает судебную практику;

6) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, проводит информационно-справочную работу;

7) ведет статистический учет в сфере деятельности арбитражного суда;

8) осуществляет материально-техническое обеспечение арбитражного суда, социально-бытовое обслуживание судей и работников аппарата арбитражного суда.

Работники аппарата арбитражного суда находятся на федеральной государственной службе.

Организационное обеспечение деятельности арбитражных судов в Российской Федерации осуществляется Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации производит подбор и подготовку кандидатов в судьи, организует работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов арбитражных судов, осуществляет финансирование арбитражных судов, обеспечивает контроль за расходованием финансовых средств, выделяемых арбитражным судам.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со ст.44 ФКЗ от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", обязаны оказывать содействие Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации в организационном обеспечении деятельности арбитражных судов в Российской Федерации.

Материально-техническое снабжение и обеспечение служебными помещениями арбитражных судов в Российской Федерации, а также медицинское, жилищное и социально-бытовое обслуживание судей и работников аппаратов арбитражных судов осуществляются соответствующим органом исполнительной власти по месту нахождения арбитражного суда за счет средств федерального бюджета.

Арбитражное судопроизводство защищает права и законные интересы лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере.

Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

1) Высший Арбитражный Суд РФ;

2) федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

3) арбитражные апелляционные суды;

4) арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах. Задачи судопроизводства в арбитражных судах:

1) обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

2) справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;

3) укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

1) формирование уважительного отношения к закону и суду;

5) содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

6) содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел.

Арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией РФ, Федеральным Конституционным законом «Об арбитражных судах», Арбитражным процессуальным кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

К подведомственности арбитражного суда относятся дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений. Экономические споры – все споры, подведомственные арбитражному суду, включая как споры, возникающие из гражданских правоотношений, которые традиционно именовались имущественными, так и споры в сфере управления, возникающие из административных правоотношений.

Подведомственные дела в первой инстанции арбитражного суда рассматриваются судьей единолично либо коллегиально. Коллегиальное рассмотрение дел в арбитражном суде первой инстанции осуществляется в составе 3 судей или судьи и 2 арбитражных заседателей.

Судопроизводство в арбитражных судах ведется в гражданском и административном порядке.

Еще по теме Система, состав, структура и функции арбитражных судов.:

  1. § 2 Нотариат в системе органов государственного управления
  2. Глава IV. СООТНОШЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЧАЛ В СИСТЕМЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  3. § 1. Понятие административного судопроизводства в арбитражном процессе 1. Общая характеристика
  4. 16.3. Юридическая служба на предприятии: ее роль и функции
  5. Глава 19. Формирование новой системы органов государственной власти и самоуправления в Республике Башкортостан

Статья 118 Конституции РФ устанавливает, что правосудие в нашей стране осуществляется только судом.

Арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему РФ.

Образование, полномочия, и деятельность Арбитражных судов РФ регулируются основным законом РФ - Конституцией, федеральными конституционным законом о судебной системе, федеральным конституционным законом «Об Арбитражных судах в Российской Федерации» , и другими конституционными законами.

Порядок осуществления судопроизводства в арбитражных судах устанавливается Арбитражным процессуальным кодексом.

Арбитражный суд в РФ – это юридическое лицо, которое имеет печать. На печати нанесено наименование Арбитражного суда, а также изображение Государственного герба РФ.

Символами судебной власти Арбитражных судов являются поднятый над зданием суда Государственный флаг РФ, изображение Государственного герба РФ и государственный флаг в зале заседания. в судебных заседаниях осуществляют правосудие в мантиях.

Компетенция Арбитражных судов

Арбитражные суды осуществляют правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды рассматривают споры между юридическими (предприятия, учреждения, организации) и физическими (индивидуальные предприниматели) лицами, возникающие в процессе их предпринимательской деятельности, споры между юридическими и физическими лицами с одной стороны и государственными органами с другой стороны, дела об административных правонарушениях, а также иные дела, отнесенные законодательством к компетенции Арбитражных судов.

Если вы находитесь в Москве, юрист по арбитражным делам Носков Игорь Юрьевич окажет квалифицированную юридическую помощь и защитит интересы предпринимателей и компаний, оказавшихся в спорной или затруднительной ситуации.

Если ваша проблема связана с подрядом, недвижимостью, оказанием услуг, торговлей, денежными обязательствами или банкротством, вы пришли по адресу.

«Если судиться, то побеждать» — это принцип, которому Игорь Юрьевич следует в своей работе, а десятки выигранных дел говорят сами за себя.

Основные задачи Арбитражных судов

В соответствии с Федеральным конституционным законом «Об Арбитражных судах в Российской Федерации» перед Арбитражными судами стоят две основные задачи:

  • защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц и граждан в предпринимательской сфере и иной экономической деятельности;
  • содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в данной.

Система Арбитражных судов

1. Высший Арбитражный суд РФ

До 2014 года РФ являлся высшим судебным органом по разрешению споров в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 02.02.2014г. принят Закон РФ о поправке к Конституции РФ N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" , в соответствии с которым Высший Арбитражный Суд РФ упраздняется, а все вопросы осуществления правосудия, входящие в его компетенцию, передаются в юрисдикцию Верховного Суда РФ.

В связи с этим установлен переходный период сроком на 6 месяцев.

Полномочия ВАС РФ: рассматривает в порядке надзора решения Арбитражных судов РФ, пересматривает их по вновь открывшимся обстоятельствам, обращается в Конституционной суд для проверки соответствия конституционности закона, изучает и обобщает практику, дает разъяснения по вопросам судебной практики, осуществляет иные полномочия.

2. Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды)

Проверяют законность вступивших в силу судебных актов арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов.

В РФ действуют следующие арбитражные кассационные суды:

3. Арбитражные апелляционные суды

Проверяют законность и обоснованность решений арбитражных судов первой инстанции.

В России действуют двадцать Арбитражных апелляционных судов, в каждом округе – по две апелляционные инстанции.

4. Арбитражные суды первой инстанции субъектов РФ

В субъектах Российской Федерации действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

На территориях нескольких субъектов РФ может осуществлять правосудие один Арбитражный суд, и, наоборот, на одной территории субъекта РФ может действовать несколько Арбитражных судов.

Данные Арбитражные суды создаются федеральными законами.

Арбитражные суды субъектов РФ рассматривают подведомственные им дела в первой инстанции, пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам принятые ими решения.

5. Специализированные арбитражные суды

Суд по интеллектуальным правам.

Данный суд действует в РФ с июля 2013 года, в соответствии с Постановлением ВАС РФ от 02.07.2013г. № 51 .

Суд по интеллектуальным правам рассматривает споры, связанные с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанции.

Суд по интеллектуальным правам рассматривает, например, дела в сфере патентных прав, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, об установлении патентообладателя и другие.

Состав арбитражных судов

Состав арбитражных судов – это их внутреннее устройство.

1) Состав Верховного Суда РФ – с 2014 года высшего судебного органа

  • Пленум Верховного Суда РФ;
  • Президиум Верховного Суда РФ;
  • Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ
  • Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ;
  • Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ;
  • Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ;
  • Военная коллегия Верховного Суда РФ.

2) Состав Федеральных арбитражных судов округов (арбитражные кассационные суды)

  • Президиум федерального арбитражного суда округа;

3) Состав Арбитражных апелляционных судов

  • Президиум арбитражного апелляционного суда;
  • Судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
  • Судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

4) Состав Арбитражных судов первой инстанции субъектов РФ

  • Президиум (председатель суда, его заместители, председатели судебных составов и судей).
  • Судебные коллегии и судебные составы.

5) Состав специализированных арбитражных судов

Суд действует в составе судей, судебных составов президиума:

  • Президиум в составе Председателя Суда по интеллектуальным правам, его заместителей, председателей судебных составов и судей, входящих в состав президиума Суда по интеллектуальным правам
  • Судебные коллегии. Их возглавляют председатели - заместители председателя Суда по интеллектуальным правам.
  • Судебные составы. Их возглавляет председатель, избираемый сроком на три года.

Аппарат арбитражного суда. Задачи, функции

Деятельность арбитражного суда обеспечивается аппаратом арбитражного суда, который возглавляет администратор соответствующего арбитражного суда.

Аппарат арбитражного суда проводит досудебный прием лиц, обращающихся в арбитражный суд, принимает и выдает документы, заверяет копии, проверяет правильность уплаты , оказывает помощь судьям в подготовке дел к рассмотрению, ведет учет дел, и т.п.

Итак, в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ решение Арбитражного суда может быть проверено в трех инстанциях: апелляционной, кассационной и надзорной.

Это гарантирует законность принимаемых решений.

Все инстанции Арбитражных судов имеют как схожие черты, так свои особенности. Общими чертами являются исправление судебных ошибок, проверка законности вынесенных решений.

Особенности: отличия апелляции от кассации и надзора состоит в том, что апелляционная инстанция повторно рассматривает дело, а кассационная и надзорная инстанции – проверяют законность вынесенного решения, т.е. соблюдение при этом материального и процессуального права).

Экономические споры, то есть те, в которых участвуют различные хозяйствующие субъекты, в России могут разрешаться при содействии арбитражных судов. В чем заключается специфика их работы? Какие нормативные акты регулируют деятельность арбитражей?

Задачи арбитражных судов

Рассмотрим для начала то, какие задачи решает судебная система арбитражных судов РФ. Их специфика определена отдельным федеральным нормативным актом — АПК РФ. В соответствии с данным Кодексом, система арбитражных судов РФ решает задачи, связанные с разрешением, как мы отметили выше, экономических споров — тех, в которых участвуют хозяйствующие субъекты: индивидуальные предприниматели, различные хозяйственные общества, иностранные компании.

Деятельность соответствующих судебных учреждений регулируется АПК и другими источниками права, в частности об арбитражных судах. В перечень задач, которые решают рассматриваемые учреждения, входят:

  • защита прав и интересов лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью, а также государственных и муниципальных органов власти в сфере бизнеса;
  • обеспечение доступности арбитражного правосудия для различных хозяйствующих субъектов;
  • справедливое решение споров в рамках разумных сроков;
  • укрепление института права, законности, а также предупреждение правонарушений в области хозяйственной деятельности;
  • стимулирование уважительного отношения граждан и организаций к закону;
  • деятельности судов, стимулирование развития между хозяйствующими субъектами партнерских отношений;
  • общения.

Нормативное регулирование системы арбитражных судов

Рассмотрим теперь более подробно то, какими нормативными актами регулируется система арбитражных судов РФ. Основополагающий источник права, на который должны опираться в своей деятельности арбитражи, как, впрочем, и любые учреждения, граждане и организации, — Конституция РФ. Конкретно порядок определяется главным законом государства, а также:

  • ФКЗ «О судебной системе»;
  • ФКЗ «Об арбитражных судах»;
  • АПК РФ;
  • иными федеральными законами, сфера действия которых распространяется на деятельность арбитражей.

АПК РФ устанавливает норму, в соответствии с которой в РФ применяются положения международного договора, в случае если в нем установлены иные правила, чем те, что зафиксированы в законодательстве. На судебных заседаниях должны применяться только действующие положения законодательства. В случае если та или иная норма в рамках процессуального права, которая требуется для оценки результатов тех или иных правоотношений в рамках заседания, отсутствует в законодательстве, то система арбитражных судов РФ обязана ориентироваться на принцип аналогии права. То есть рассматривать спор в контексте схожих норм законодательства, которые регулируют смежные сферы правоотношений.

Рассмотрим теперь то, что представляет собой арбитражный суд РФ как самостоятельный правовой институт. Для этого обратимся к положениям ФКЗ «Об арбитражных судах».

Арбитражные суды как самостоятельный правовой институт

В соответствии с отмеченным источником права, арбитражи являются федеральными судами. В систему соответствующих учреждений входят:

  • окружные арбитражные суды (они также являются кассационными);
  • апелляционные судебные учреждения;
  • суды первой инстанции субъектов РФ;
  • специализированные суды.

Ранее самым высоким по рангу учреждением в рамках соответствующей системы являлся Высший арбитражный суд Российской Федерации. Однако в 2014 году законодатель осуществил реформу, по результатам которой функции ВАС РФ перешли в ведение Верховного суда РФ. Рассмотрим более подробно особенности данных изменений в регулирующих нормах права.

Судебная реформа 2014 года

Итак, в начале 2014 года законодателем были инициированы поправки:

  • в ФКЗ «О Верховном суде»;
  • в ФКЗ «О судебной системе».

В соответствии с ними, как мы отметили выше, функции ВАС РФ после вступления соответствующих поправок в силу в августе 2014 года переходили в ведение ВС РФ. Был установлен особый порядок формирования состава судей в рамках ВС РФ, получившего новые полномочия.

Данная реформа, в соответствии с которой Высший арбитражный суд Российской Федерации был фактически упразднен как самостоятельный институт права, вызвала довольно много критики. Как посчитали эксперты, те компетенции, которыми изначально обладал ВС РФ, не так просто перенести на уровень другого государственного института. В связи с этим, по мнению специалистов, может снизиться качество рассмотрения дел в рамках арбитражных процессов.

Так или иначе, системы состоялась. Любой арбитражный суд РФ осуществляет свою деятельность с учетом того, что самые высокие полномочия при решении экономических споров сейчас имеет ВС РФ.

Рассмотрим теперь особенности осуществления функций конкретными разновидностями арбитражных судов, которые обозначены нами выше: окружными, апелляционными, выполняющими роль учреждений первой инстанции, которые работают на уровне субъектов РФ, а также специализированными. Для этого обратимся к положениям ФКЗ «О судебной системе».

Окружные суды: особенности выполнения функций

Итак, система арбитражных судов РФ включает учреждения, которые осуществляют свои функции на уровне округов. Данные арбитражи также являются кассационными. Можно отметить, что они рассматривают споры на уровне первой инстанции. Нужно отметить, что арбитражи округов, в соответствии с законодательством, являются вышестоящими по отношению к таким учреждениям, как:

  • апелляционный арбитражный суд;
  • учреждения, выполняющие функции на уровне субъектов РФ.

При этом оба типа организаций должны располагаться на территории соответствующего округа, если иные нормы не определены в Федеральном конституционном законе. Аналогично полномочия, алгоритм формирования, а также порядок организации деятельности окружных арбитражей устанавливаются на уровне ФКЗ.

Апелляционные суды

Собственно, апелляционный арбитражный суд как самостоятельный правовой институт также присутствует в рамках соответствующей системы. Его полномочия опять же устанавливаются на уровне ФКЗ РФ. В пределах своей компетенции данные учреждения могут рассматривать дела по новым или вновь возникшим обстоятельствам.

Арбитражи в субъектах РФ

Примеры соответствующих учреждений — арбитражный суд края или области, которые формируют отдельный субъект РФ. Основные полномочия данных организаций связаны с осуществлением правосудия на уровне первой инстанции, а также по новым или вновь появившимся обстоятельствам.

Субъектом РФ считается и Таким образом, есть арбитражный суд Москвы, Санкт-Петербурга. Его функции и полномочия соответствуют учреждениям, о которых идет речь. Арбитражный суд Московской области будет осуществлять свою деятельность независимо от столичного. То же самое можно сказать о Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Арбитражный суд Санкт-Петербурга решает споры, возникшие между хозяйствующим субъектами, которые ведут свою деятельность на территории города. Арбитраж в Ленинградской области будет рассматривать дела с участием фирм, представляющих соответствующий регион.

Арбитражный суд области или иного типа субъекта РФ осуществляет свою деятельность в порядке, который, как и в случае с предыдущими учреждениями, определяется на уровне Федеральных конституционных законов.

Еще один тип арбитражей — это специализированные суды. Они также имеют статус федеральных. Рассмотрим особенности их деятельности подробнее.

Специализированные арбитражи

Собственно, специализированные федеральные суды необязательно могут быть арбитражными. Вполне возможно, что они выполняют функции, связанные с рассмотрением административных и гражданских дел, которые в общем случае находятся в компетенции Однако при необходимости они могут выполнять функции специализированных арбитражей. Порядок их формирования, как и в случае с другими учреждениями, такими как окружной, апелляционный, арбитражный суд республики, края или области, определяется на уровне ФКЗ.

Суд по интеллектуальным правам

Пример специализированного арбитража — Суд по интеллектуальным правам. Данная организация рассматривает споры, связанные с реализацией прав. При этом одновременно имеет полномочия для осуществления правосудия на уровне первой, а также кассационной инстанций.

Итак, мы рассмотрели основные сведения о системе арбитражных судов РФ, какие именно учреждения в ней представлены. Полезно будет изучить некоторые нюансы работы данной системы. В частности то, как назначаются судьи в арбитражах. Для этого вновь обратимся к положениям ФКЗ «Об арбитражных судах», а также к дополняющим его правовым актам.

Назначение судей в арбитражах

Назначение председателей, их заместителей, а также судей во всех типах учреждений осуществляется в соответствии с положениями:

  • ФКЗ «О судебной системе»;
  • законом РФ «О статусе судей».

Главное условие, при котором гражданин получает назначение в арбитражный суд Москвы, Санкт-Петербурга, областной, краевой, окружной, — это получение согласия от квалификационной коллегии. В свою очередь, данный орган также принимает решения об освобождении судей от должности. При этом они могут обжаловаться в Дисциплинарной коллегии ВС РФ.

Финансирование деятельности арбитражей

Следующий аспект деятельности арбитражей, который мы изучим — финансирование. Оно осуществляется за счет федерального бюджета РФ. Финансирование судов осуществляется ВС РФ с учетом позиции Судебного департамента. Таким образом, обеспечение деятельности рассматриваемых учреждений осуществляется централизованно. Арбитражный суд Московской области, столицы, округа использует средства федерального бюджета.

Численность и структура арбитражей

Рассмотрим также то, каким образом законодательством РФ регулируется численность и структура рассматриваемых учреждений. Можно отметить, что соответствующие показатели устанавливаются бюджетным законодательством, поскольку, как мы отметили выше, деятельность арбитражей финансируется за счет государственного бюджета. При этом численность и структура конкретных судебных учреждений, таких как арбитражный суд Санкт-Петербурга, Москвы, области, края, определяются ВС РФ в пределах, установленных бюджетным законодательством.

Аппарат арбитражного суда

Еще один аспект деятельности рассматриваемых учреждений, который полезно будет изучить, — функционирование аппарата. Данный орган отвечает за организационное обеспечение работы арбитража. Руководит соответствующим аппаратом председатель конкретного арбитражного суда. Основные задачи, решаемые данным органом:

  • досудебный прием лиц, которые участвуют в спорах;
  • прием и выдача различных документов, осуществление их проверки;
  • содействие работе судей в рамках их подготовки к рассмотрению споров;
  • ведение учета различных дел;
  • исследование и обобщение формирующейся судебной практики;
  • подготовка различных предложений по внесению необходимых поправок в законодательство;
  • информационная, а также справочная работа;
  • статистический учет в рамках основной деятельности;
  • материально-техническое обеспечение учреждения;
  • организация исполнения изданных судом актов.

Деятельность аппарата суда регулируется специальным положением. Утверждает его Судебный департамент при ВС РФ. В целях рассмотрения особых вопросов, которые возникают в рамках рассмотрения тех или иных дел, в его аппарате собирается группа советников, которые обладают необходимой квалификацией для решения поставленных задач. Общее количество сотрудников аппаратов рассматриваемых учреждений, не считая персонала, занимающегося охраной, обслуживанием зданий, ведением транспортного хозяйства, определяется бюджетным законодательством.

Структура и численность аппарата арбитража устанавливаются председателем суда при условии согласования с Судебным департаментом в ВС РФ с учетом показателей, определенных на уровне бюджетного законодательства. Сотрудники аппарата суда могут иметь статус гражданских служащих. Их права и обязанности устанавливаются отдельными федеральными законами и иными правовыми актами, принимаемыми в целях оптимизации системы правового регулирования деятельности государственных служащих. Права и обязанности сотрудников аппарата суда, не имеющих статуса госслужащих, регулируются ТК РФ.

Резюме

Итак, мы изучили особенности системы арбитражных судов РФ. Таковые представлены 4 основными разновидностями: окружными, апелляционными, судами субъектов РФ, а также специализированными арбитражами.

Деятельность соответствующих учреждений регулируется на уровне федерального законодательства. С 2014 года наибольшей компетентностью в арбитражной системе обладает Верховный суд РФ. Он же отвечает за формирование состава судей в конкретных учреждениях, в пределах тех показателей численности кадров, которые устанавливаются бюджетным законодательством. Оно, в свою очередь, определяет то, как будет финансироваться система арбитражных судов РФ.

Рассматриваемые учреждения решают экономические споры с участием предпринимателей, хозяйственных обществ, органов власти. Организация деятельности арбитражей осуществляется учрежденным в них аппаратом.