Героико-патриотическая тема в лирике маяковского. Гражданско-патриотическая лирика В

маяковский поэзия патриотический творчество

ВВЕДЕНИЕ

Патриотические мотивы в советской лирической поэзии и их художественное воплощение

Тема патриотизма и в творчестве В. Маяковского

1 Патриотические мотивы в стихотворениях В. Маяковского, посвященных СССР

2 Патриотические мотивы в стихотворениях В. Маяковского, посвященных зарубежным странам

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы

Введение

Патриотизм как идейно-художественная доминанта - один из ключевых вопросов советского литературоведения. Патриотическая тема, являясь критерием идейной зрелости писателя и уровня его художественного мастерства, входит в основы всего советского словесного искусства. В ее звучании отчетливо вырисовываются контуры поэтической индивидуальности. В этом заключается сложность и одновременно повышенный исследовательский интерес к данной проблеме.

Использование основополагающих принципов марксистско-ленинской диалектики и важность реализации вопросов патриотизма в такой плоскости определяет методологическую основу советской литературы: конкретно-исторического подхода, партийности искусства, принципов соотношения общего, особенного и единичного, причины и следствия; содержания и формы, сущности и явления. Также традиционными в советском литературоведении становятся взгляды на проблемы творческой самобытности и комплексного исследования поэтического текста, пропагандирующими идеологию партии.

Так, Н.И. Губанов в своей работе «Отечество и патриотизм» рассматривает эту категорию с позиций марксистско-ленинского учения, определяя ее высшую ступень - социалистический патриотизм. Исследователь П.С. Выходцев в работе «С думой о Родине», затрагивая актуальные вопросы современной критики и литературоведения, утверждает прочность основ социалистического реализма, народности, партийности литературе, развитие в ней национальных традиций, национального и интернационального, патриотизма и гражданственности. Известный критик А.П. Ланщикова в работе «Славься, Отечество» дает краткий экскурс в русскую классически поэзию и прослеживает воплощение темы Родины в творчестве известных советских поэтов В. Маяковского, С. Есенина, А. Твардовского, К. Симонова, Е. Исаева, Н. Рубцова и многих других.

Таким образом, актуальность нашего исследования определяется значимостью патриотических мотивов в русской литературе, особенно в первые годы советской власти. Новизна работы связана с тем, что мы рассматриваем в данной работе особенности воплощения патриотических мотивов в творчестве Владимира Владимировича Маяковского.

Объект исследования - поэтическое творчество Владимира Маяковского, предмет - патриотические мотивы в нем.

Цель работы - выявить специфику патриотических мотивов в поэзии Владимира Маяковского.

Основные задачи , которые мы ставим для достижения цели исследования:

1)определить роль и значение патриотической лирики в русской поэзии;

2)исследовать патриотические мотивы в лирике В. Маяковского как художественное целое в их поэтическом мироощущении;

)выявить специфику патриотической лирики В. Маяковского.

Методы исследования: описательный (анализ мотивно-образной структуры), семантический, биографический.

Работа состоит из введения, двух глав («Патриотические мотивы в русской поэзии и их художественное воплощение», «Тема патриотизма в творчестве В. Маяковского»), заключения и списка литературы, который включает 26 источников.

1. Патриотические мотивы в русской поэзии и их художественное воплощение

Прежде чем говорить о патриотических мотивах в поэзии необходимо рассмотреть само понятие «лирика». Лирика - это литературный род, в котором непосредственно воспроизводятся чувства, мысли, настроения поэта, вызванные взволновавшими его явлениями жизни. Исследователь Л.И. Тимофеев отмечает, что «лирика - это отражение всего многообразия действительности в зеркале человеческой души, во всех тончайших нюансах человеческой психики и во всей полноте речевой экспрессии, им отвечающей» (Тимофеев Л.И, 2001. С. 48).

Предметом и содержанием лирики являются душевные переживания поэта как личности. В так называемой «чистой» лирике преобладает один тон, одно чувство, одно настроение, что сближает ее с музыкой. Музыкальность стиха создают такие элементы, как рифма, ритм, аллитерация, рефрен, анафора. Лирика осваивает не только стихотворные формы, но обращается и к ритмической прозе (стихотворение в прозе).

Мотив является одной из значимых составляющих в лирике, поэтому необходимо дать его определение. Понятие мотива как простейшей повествовательной единицы было впервые теоретически обосновано в работе А.Н. Веселовского. «Мотив (от лат. moveo - «двигаю») - простейшая составная часть сюжета. Исследователя интересовала по преимуществу повторяемость мотивов в повествовательных жанрах разных народов. Мотив выступал как основа «предания», «поэтического языка», унаследованного из прошлого (Веселовский А.Н, 1994. С. 22).

Ученый В.Е. Ветловская отмечает, что «задача лирического произведения - сопоставление отдельных мотивов и словесных образов, производящее впечатление художественного построения мысли» (Ветловская В.Е., 1994. С. 38).

Исследователь Н. Некрасов отстаивал мысль: «Любовь к отечеству заключается прежде всего в глубоком, страстном и небесплодном желании ему добра и просвещения, в готовности нести ему на алтарь достояние и самую жизнь, в горячем сочувствии ко всему хорошему в нем и благородном против того, что замедляет путь к совершенствованию» (Некрасов Н., 2001. С. 313).

Этой же проблеме посвящена работа Ф. Овчаренко: «Тема Родины рассматривается в неразрывной связи с темой труда, творческого созидания, нравственного возвышения человека. Очерки по преимуществу публицистичны, цель автора - выявление гражданственности, народности и идейности в рассматриваемых произведениях» (Овчаренко Ф., 2005. С. 122).

«Разработка патриотических мотивов обусловила единство поэтических средств. Любовь к Родине проявляется в единстве ассоциативного и конкретно-предметного образного мышления: родина-мать, родина-родительский дом, родина-отчий дом, родина-кров, родина-крыша, родина-подруга, родина-любовь; в единстве философско-обобщенных и символических поэтических образов, в символическом образе реки, воплощающем и объединяющем мотив исторической и военной теме» (Гордович. К.Д, 1997. С.56).

По мнению одного из крупнейших философов России Л.П. Карсавина, наиболее ярким и стойким носителем любви к Отечеству, истинного патриотизма является армия. Это определяется ее «народною природою». «На этом основании он делает вывод о том, что те остатки русской армии, которые подняли белое знамя, тоже приняли участие в созидании новой России - своею самоотверженной гибелью за ее великодержавие. Формирование и развитие патриотизма в лирических произведениях имеет длительную историю. Понятие «патриотизм» формируется в античности для обозначения чувств, моральных норм, правовых требований, отражающих отношения личности и общества. Патриотизм объявляется высшей ценностью» (Карсавин Л.П, 1993. С. 326).

Известный критик В.Г. Белинский определяет чувство патриотизма как нравственное качество, которое придает личности социальную значимость: «Любить свою родину - значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих способствовать этому» (Белинский В.Г,2004, С. 356).

С точки зрения А.И. Герцена, «сознательная и деятельная любовь к Родине, готовность пожертвовать личными интересами во имя интересов простого народа является содержанием патриотизма как высшего нравственного качества личности гражданина-патриота. Господствующая ось, около которой шла наша жизнь, - это наше отношение к русскому народу, вера в него, любовь к нему…и желание деятельно участвовать в его судьбах» (Герцен А.И, 1999. С.77).

Вопрос о патриотизме широко и остро обсуждается славянофилами и западниками. Н.А. Бердяев пишет: «Спор славянофилов и западников был спором о судьбе России, о ее призвании в мире». (Бердяев Н.А, 2007. С. 251)

Для исследований советского периода характерно разграничение понятий «патриотизм», «социалистический патриотизм», «советский патриотизм», определение их с опорой на марксистско-ленинскую идеологию, ориентацией на социалистический строй, а также изменение социальной сущности понятия «отечество».

Главной отличительной чертой советской патриотической лирики является любовь к родной земле, к своему народу и его культуре, безграничная преданность советских людей советскому общественному строю, своему социалистическому отечеству, делу коммунизма.

Много внимания теме патриотизма уделяет Г.П. Федотов. Трактовка патриотизма у Федотова связана с его пониманием культуры. Он выделяет в культуре две сферы: «рациональную, куда входят хозяйство, наука, техника, спорт, медицина и т.д., и иррациональную, духовную, в которую входят религия, искусство, литература» (Федотов Г.П, 2003. С. 188).

Современная эпоха, ее противоречия и альтернативы формируют новый, неоднозначный, многогранный облик патриотизма. Особую остроту приобретает проблема патриотизма в современном российском обществе. Она становится средоточием государственно-правовых, социально-экономических, культурно-исторических коллизий. Вместо прежнего единомыслия возникают разные подходы к ценностям, образующим основу патриотического сознания.

Патриотические мотивы тесно связаны с образами, которые помогают их реализовать. Например, у М.И. Цветаевой развитие темы патриотизма, любви к родной земле начинается с осознания себя москвичкой, с проникновения в историю, культуру, традиции. Через внимание к родной речи поэтесса ощущает глубинную причастность к судьбе своей страны, а родной город дает чувство защищенности, дома. Образ Родины в лирике М. И. Цветаевой - это безграничные пространства, ощущение красоты, свободы, полета. Образ родины, Москвы часто неразрывно связан с образами церквей, колоколов, святой земли:

Облака - вокруг,

Купола - вокруг.

Надо всей Москвой

Сколько хватит рук!

(Цветаева, 2001. С.45)

Москва! Какой огромный

Странноприимный дом!

Всяк на Руси - бездомный.

Мы все к тебе придем.

(Цветаева, 2007. С.234)

Неоднозначным было отношение поэтессы к революции, а затем и Гражданской войне, что отразилось в ее стихотворении «Родина». Лирическая героиня стихотворения вспоминает красоту «тридевятой» земли. И одновременно тоскует по своей далекой и любимой Родине.

Тоска по Родине! Давно

Разоблаченная морока!

Мне совершенно все равно -

Где совершенно одинокой

(Цветаева, 2001.С.45)

Оксюморонное обращение в конце второй строфы стихотворения показывает абсурдность ситуации, в которой оказалось множество эмигрантов:

Но и с калужского холма

Мне открывалася она

Даль, - тридевятая земля!

Чужбина, родина моя!

(Цветаева, 2001.С.39)

Особое место в творческом наследии А.А. Ахматовой занимает тема связи судьбы поэта с судьбой родины, народа. В ее решении поэтесса поражает не только глубиной постижения этих связей, но и какой-то особой интимной интонацией. Впервые в творчестве Ахматовой появилась тема конца эпохи и зазвучали ноты тягостных предчувствий. Вся образная символика стихотворения (саван, колокола, смертельный сон, мертвенность и немота) свидетельствует о том, что речь идет о событиях философского плана - о времени, трагичности эпохи, судьбе России. В стихотворении «Молитва», поражающем силой самоотречения, она молит судьбу дать ей возможность принести в жертву России все самое дорогое - свою жизнь и жизнь своих близких:

Дай мне горькие годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар,

Отыми и ребенка, и друга,

И таинственный песенный дар -

Так молюсь за Твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над темной Россией

(Ахматова, 1999. С.66)

В 1922 году, появляется стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…». Из него видно, что чувство, воодушевившее поэтессу в 1917 году, не исчезло, а окрепло до степени непоколебимой убежденности в своей правоте:

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

(Ахматова, 2008. С.23)

В творчестве Ахматовой 1930-х годов произошел своего рода взлет, рамки ее стиха расширились, вобрав в себе обе переживаемые ею великие трагедии - и начавшуюся Вторую мировую, и другую войну - развязанную преступной властью против своего же народа. И материнское горе («…сына страшные глаза - окаменелое страданье»), и трагедия Родины - все вошло в ее стих, обуглило и закалило его:

Нет! И не под чуждым небосводом -

И не под защитой чуждых крыл -

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

(Ахматова, 2008.С.36)

Горячее патриотическое чувство и осознание своей кровной связи с многослойной национальной культурой помогали поэтессе избрать правильный путь в самые трудные переломные годы.

Для другого советского писателя, С.А. Есенина, родной край, родина - это средняя Россия, село Константиново Рязанской губернии, это Русь деревенская, с крестьянским бытом и древними традициями, с ее сказками и песнями, с диалектными словами, передающими своеобразие говора, с красочным миром природы. Исторические события, изменившие Россию, со всей полнотой отразились в есенинской поэзии. Образ «голубой Руси» сменяется у него Русью советской. Поэзия Есенина отличается необыкновенной целостностью, так как все в ней - о России: «Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве». (Есенин С.А, 2010. С.78)

В стихотворении «В хате» каждая строчка наполнена деталями крестьянского быта, к которым бережно и трепетно относится поэт, так как это и есть та малая родина, где его корни, любовь к которой он пронесет через всю свою жизнь:

Вьется сажа над заслонкою,

В печки нитки попелиц,

А на лавке за солонкою -

Шелуха сырых яиц.

(Есенин, 2010. С.99)

Стихотворение 1918 года «Я покинул родимый дом…» также посвящено любимой родине, пропитано глубоким патриотизмом. Здесь вновь появляется образ «голубой Руси». Причудливо переплетение эпитетов - природа проникает в человека и наоборот, образуя единое целое. Русская природа для Есенина ассоциируются с семьей - матерью и отцом, она ему настолько же родна:

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

Словно яблонный цвет, седина

У отца заплелась в бороде.

(Есенин, 1999.С.144)

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

(Есенин, 1999. С.149)

Россия для А.А. Блока - это надежда и утешение. Ее лик «светел навсегда», она хранит «первоначальную чистоту» души поэта. Два мощных импульса поэтического творчества - лирический и гражданский - сливаются у Блока в теме России. Россия Блока - это страна громадной, еще не выявленной вполне мощи и энергии. Основное направление философско-эстетического развития Блока - в стремлении охватить мир в целом. Романтическая мечта поэта обращена теперь к реальной исторической действительности. Изменяется облик лирического героя блоковской поэзии. Это не жрец, не теург, а человек своего времени, в противоречиях сознания которого отражается дух эпохи. С особой нежностью автор отзывается о своих воспоминаниях, о его Руси:

Живую душу укачала,

Русь, на своих просторах ты,

И вот - она не запятнала

Первоначальной чистоты

(Блок, 1998. С. 33).

В 1915 году выходит в свет книга Блока с названием «Стихи о России». В лирическом трехтомнике, который автор назвал «романом в стихах», есть цикл «Родина», который объединял написанное с 1907 по 1916 год.

Цикл «Родина» - вершина третьего тома лирики Блока. Смысловое ядро цикла составляют стихи, посвященные непосредственно России. О своей неразрывной связи с Родиной, с ее во многом темной и трудной судьбой поэт говорит в стихотворении «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?»

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?

Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!

Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться.

(Блок,2003.С.290)

Подводя итоги главы, необходимо сказать, что в своей работе мы будем придерживаться определения мотива, данного А.Н. Веселовским: «мотив - простейшая составная часть сюжета».

Патриотические мотивы в русской поэзии реализуются различными способами, например, через осознание себя москвичкой, поэты уделяют внимание родной русской речи, любят богатую природу родного края, образы церквей, колоколов, ощущение красоты, свободы Чувство защищённости, дома, уюта. Одновременно поэты не приемлют войну и революцию, и с сочувствием относятся к своим соотечественникам, которые оказались в похожей ситуации («Страна», «Родина», «Москва! Какой огромный», «Облака - вокруг»). В творчестве советских писателей, патриотизм граничит с абсолютным самопожертвованием, во благо спокойствия и мира на родной земле. Личная трагедия поэтесс также проходит красной нитью через все их патриотическое творчество («Не с теми я, кто бросил землю…», «Молитва» «Реквием», «Нет! и не под чуждым небосводом»). Образ Родины непременно связан с родной деревней, поэты обращаются к образу природы, к описанию крестьянского быта, «голубой родины». Все творчество писателей проникнуто огромной любовью к родным местам, местам утешения, спокойствия. Поэты хотят видеть свою страну процветающей («Я покинул родимый дом…», «Край любимый! Сердцу снятся», «Свет луны таинственный и длинный цикле «Родина»).

Для советских писателей Родина неразрывно связана с самыми приятными воспоминаниями и дорогими им людьми. Поэты являлись патриотами своей страны, и не все соглашались на революцию - как единственно верный способ для достижения светлого будущего.

2. МОТИВЫ патриотизма в творчестве В. Маяковского

Лирический герой Маяковского - борец за всеобщее счастье. И на какое бы важное событие современности не откликнулся поэт, он всегда оставался глубоко лирическим поэтом и утверждал новое понимание лирики, в котором настроения советского человека сливаются с чувствами всего советского народа.

Лирика Маяковского богата и разнообразна. Немало своих стихов поэт посвятил патриотизму советских людей. Нами было выделено 2 способа реализации патриотических мотивов. Первый способ реализации - это прославление и восхваление Советского Союза, лидера пролетариата и русского народа, эти патриотические мотивы мы рассмотрим в параграфе 2.1. Второй способ реализации, который мы рассмотрим в параграфе 2.2., это противопоставление СССР, советской жизни и народа в целом капиталистическим странам.

.1 Патриотические мотивы в стихотворениях В. Маяковского, посвященных СССР

Первая разновидность патриотических мотивов у В. Маяковского связана с прославлением Советского Союза. Искусство для Маяковского неразрывно связано с идеей партии и пропагандой ее идей. Главная функция искусства - направленность на коммунизм и реализация идей партии.

Например, стихотворение «Товарищу Нетте» - пароходу и человеку» и «Стихи о советском паспорте» наиболее ярко реализуют патриотические мотивы. Первое стихотворение - воспоминание о советском дипкурьере Теодоре Нетте, героически погибшем при выполнении служебного долга. Вступлением к теме служит встреча Маяковского с пароходом, носящим имя прославленного героя. Но постепенно пароход как бы одушевляется, и перед поэтом возникает образ человека.

Это он - я узнаю его

В блюдечках-очках спасательных кругов.

Здравствуй, Нетте!

(Маяковский,2009,С.55).

Маяковский в своей безоговорочной вере в революцию был предельно искренен. Им двигали не вероподданические стремления быстрее присягнуть новой власти, а глубокая гражданская убежденность в святости революционных идей. Стихотворение «Революция» написано по горячим следам февральских революционных событий и имеет подзаголовок «Поэтохроника».

Пьяные, смешанные с полицией, солдаты

стреляли в народ (Маяковский, 2001, С.34).

Последние пушки грохочут в кровавых спорах,

последний штык заводы гранят.

Мы всех заставим рассыпать порох.

Мы детям раздарим мячи гранат

(Маяковский, 2001, С.34).

И все же поэт не был до конца уверен в правильности революционных методов, Маяковский так характеризует революцию, подчеркивая ее противоречивость:

О, звериная!

О, детская!

О, копеечная!

О, великая!

Маяковский стремится быть оригинальным даже в жанровом определении произведения. Бесспорно, имеются многочисленные историко-документальные хроники, скрупулезно описывающие события 1917 года, повествующие о них существующим языком цифр и дат. Маяковский же ставит иную задачу. Лишь художественная (а в особенности поэтическая хроника) может наполнить повествование жизненной силой. Маяковский показывает, как растет и ширится народное движение («Шире и шире крыл оружие»). В тексте произведения часто встречаются лозунги и призывы, призванные усилить динамику развития сюжета. Победа революции также связана в авторском сознании с окончанием международных войн:

И мы никогда, никогда!

никому, никому не позволим!

землю нашу ядрами рвать,

воздух наш раздирать остриями отточенных копий

(Маяковский, 1999,С.178)

Многочисленные повторы, патриотический пафос призваны подчеркнуть важнейшую мысль о борьбе за землю, единстве, всеобщей вере в положительном исходе революционного движения. Для поэта крайне важно верить и призывать советских граждан совершать благое дело, ради благополучного будущего всего Советского Союза.

Эти же мотивы слышны также в стихотворении «Наш марш», походный ритм которого символизирует триумфальное шествие победителей.

Есть ли наших золот небесней?

Нас ли сжалит пули оса?

Наше оружие - наши песни.

(Маяковский,1997,С.45)

Сделав пропаганду коммунистических идей и идеалов патриотизма одной из основных задач своего творчества, Маяковский не мог не писать о руководителе большевиков. В.И Ленину посвящены стихи «Владимир Ильич!», «Ленин с нами!», «Разговор с товарищем Лениным» и ряд других произведений.

будем нести,

Ильичево, знамя

(Маяковский,2005,С.33)

Автор пытался прославить, пропагандировать, осветить не биографию вождя, а ленинское дело. «Центральным произведением, посвященными руководителю государства рабочих и крестьян, является поэма «Владимир Ильич Ленин». Через все произведение проходит мысль о том, что рождение Ленина в России является исторической закономерностью» (Дядичев В.Н, 2006, С.128).

Антивоенные мотивы - еще одна важная грань патриотической лирики Маяковского, возникшая в связи с началом Первой мировой войны. В стихотворении «Война объявлена» уже само известие о начале войны уподобляется «струе крови». Первая и последняя строфы произведения образуют благодаря повторам кольцевую композицию «багровой крови лилась и лилась струя». Образный ряд стихотворения разделен на две части, к первой можно отнести образы, энергично и позитивно откликнувшиеся на начало войны. Маяковский подчеркивает бравурные плакатные лозунги, гиперболизированный подъем человеческого духа, «когда даже бронзовые генералы готовы ринутся на фронт». Ко второй части относятся образы и явления противоположного порядка, люди, отрицающие и не принимающие насилие: «небо, изодранное о штыков жала», «красный снег», «падающий сочными клочьями человеческого мяса».

Стихотворение «Великолепные нелепости» развенчивает убеждения тех, кто сморит на войну бравурно-парадными взглядами.

Все они встанут

вернутся

и, улыбаясь, расскажут жене,

какой хозяин весельчак и чудак.

Скажут: не было ни ядр, ни фугасов

и, конечно же, не было крепости!

Просто именинник выдумал массу

каких-то великолепных нелепостей!

(Маяковский, 1996. С.277).

Патриотическая направленность поэзии Маяковского устремлена в будущее. В стихотворениях «Красная зависть» и «Секрет молодости» поэт обращается к детям. Ради них, ради будущих масштабных экономических свершений старшее поколение идет на жертвы и лишения.

В первый раз

малышам-ка я

барабанящим

позавидую.

в грядущее рваться,

оббивать

его порог,

грядущее это

в двадцать

расшагаете

громом ног

(Маяковский, 1993. С.44).

Молодые -

кто бойцовым

рядам поределым

всех детей:

земную жизнь переделаем!»

(Маяковский, 2001. С.38).

Посвящать лучшие строки родной земле - глубокая традиция как русской классической поэзии, так и литературы в целом со времен ее древнейшей истории. Особенно актуальны размышления о судьбе родины, прославлении ее величия и переломные моменты, когда определяется выбор дальнейшего пути развития державы на долгие годы.

Патриотическая лирика Маяковского многогранна. Большинство стихотворений патриотической направленности славят новую советскую страну. Но есть и стихотворения о малой родине:

Только нога ступила в Кавказ,

я вспомнил, что я - грузин

Эльбрус, Казбек. И еще - как вас?!

На гору горы грузи!

(Маяковский, 2001. С.55).

пелось про это,

должно быть,

радостный край,

подразумевали поэты…

(Маяковский, 2001. С.79).

В стихотворении «Владикавказ-Тифлис» лирический герой путешествует по родным местам, свободно перемещаясь в пространстве и во времени. Для создания национального колорита Маяковский использует грузинские фразы. Он жаждет прогрессивных перемен в жизни родной страны, размаха строительства, развития промышленности, Маяковскому хотелось бы видеть, как процветает и преображается его Грузия.

Во всю трудовую прыть, для стройки не жаль ломаний!

Если даже

Казбек помешает - срыть!

Все равно не видать в тумане.

Подводя итог параграфа, нужно отметить, что патриотические мотивы в стихотворениях В.В. Маяковского реализованы в образах отдельных граждан (Теодоре Нетте, В.И. Ленин), так и народа в целом: русских солдат, обычных советских граждан, земляков, молодежи («Владимир Ильич!», «Ленин с нами!» «Товарищу Нетте», поэма «Владимир Ильич Ленин» «Стихи о советском паспорте»). Поэт подчеркивает свою преданность народному вождю, благодарит и любит его, а также призывает весь советский народ идти за лидером навстречу светлому будущему.

Поэт ратует за всеобщее единение, борется за свою Родину, прославляет революцию, как способ изменить жизнь людей в лучшую сторону, («Революция», «Война объявлена», «Шире и шире крыл оружие», «Великолепные нелепости», «Наш марш»).

Патриотизм и любовь Маяковского также реализуется с помощью образа малой Родины, в таких произведениях, как «Владикавказ-Тифлис», «Юбилейное». Автор заботится и переживает за будущее своего родного края, мечтает увидеть Грузию прогрессивной и процветающей страной с утверждением нового строя.

Владимир Маяковский беспокоится за молодое советское поколение («Красная зависть», «Секрет молодости»), призывает их беречь и заботиться о благе Советского Союза. Оригинальность, новаторство, мощная энергетика, уникальность лирического героя, вера в то, что он всеми силами отстаивает и неиссякаемый патриотизм - вот что отличает поэзию Владимира Маяковского.

2.2 Патриотические мотивы в стихотворениях В. Маяковского, посвященных зарубежным странам

Владимир Маяковский увидел капиталистический «новый свет» глазами гражданина Советского Союза. Во время пребывания в буржуазных странах поэт чувствовал себя глашатаем нового мира. Его стихотворения «Парижанка», «Небоскреб в разрезе», «Бродвей», «Бруклинский мост» и очерк «Мое открытие Америки» характеризуются острой социальной направленностью и резкой критикой буржуазного мира. И почти в каждом стихотворении Маяковский не забывает сказать о России и революции. Поэт являлся в страны капитализма как горячий патриот своей Родины.

Я хотел бы

и умереть в Париже,

если б не было

такой земли -

(Маяковский,2001.С.86)

В лирических строках «Прощанье» выражена огромная любовь поэта к своей родной земле. Маяковский ехал за границу не как турист, а как поэтический представитель новой, советской жизни, советской культуры. Из многочисленных произведений поэта о капиталистической действительности особенно выделяются его стихи и очерки о Париже и Америке. Несмотря на их тематическое и художественное разнообразие, все они были объединены одним чувством поэта - ненавистью к буржуазному миру и горячей любовью к своей Родине.

повымел Вилли -

одних пылинок

целый лес,-

волос у Вилли

живот у Вилли

(Маяковский,1999. С.67)

Город будет,

саду цвесть,

такие люди

советской

(Маяковский, 2003. С.93).

Известно, что к теме разоблачения буржуазного мира Маяковский обращался и до революции в таких стихотворениях: «Вам!», «Гимн судье», «Гимн ученому» и других, оригинальные по форме и содержанию стихотворения.

Вам, проживающим за оргией оргию,

имеющим ванную и теплый клозет!

Как вам не стыдно о представленных к Георгию

вычитывать из столбцов газет?!

(Маяковский, 2005. С.198).

И нет ни в одной долине ныне

гор, вулканом горящих.

Судья написал на каждой долине:

«Долина для некурящих»

(Маяковский, 1998. С.233).

В 1915 году Владимиром Маяковским была написана знаменитая поэма «Облако в штанах». Поэма о трагической любви перерастает в поэму о борьбе против буржуазной любви, против буржуазного искусства, религии, против всего буржуазного строя.

Любители

Святотатств

преступлений,

а самое страшное

абсолютно спокоен?

(Маяковский, 1998. С.226)

В своих стихах и очерках об Америке Маяковский снова возвращается к изображению уродств капиталистического общества в противовес развитии. Советского Союза. Буржуазная Америка не сумела обмануть поэта. Поэт убедился, что быт и нравы Америки напоминают времена царской России, возмущенный увиденным, он восклицает:

Я смотрю,

и злость меня берет

на укрывшихся

за каменный фасад.

Я стремился

за 7000 верст вперед,

а приехал

на 7 лет назад

(Маяковский, 2003. С.11).

В конец извели Христофора -

дисканточком

щелканье пробок

больную струну):

«Что вы лезете:

Европа да Европа!

и открою другую

(Маяковский, 2000. С.12).

Владимир Маяковский, будучи советским ребенком, с самого детства привык к равенству, к справедливости и к взаимопомощи. Оказавшись, в капиталистических странах автор сравнивает СССР с Европой и Америкой, приходит к выпадам в развитых и продвинутых странах происходит упадок общественной жизни, деградация человеческой души, а патриотизм прикрывается мнимой любовью. Автор отмечает экономическое и духовное развитие Советского Союза, невероятный подъем народного духа.

Развитая буржуазная техника привлекала внимание поэта. Любуясь «стальной милей» Бруклинского моста, он говорит:

Бруклинский мост -

это вещь!

(Маяковский, 2003. С.6).

Однако в стихотворении «Бруклинский мост» поэт замечает, что здесь жизнь была для одних - беззаботная, для других - голодный протяжный вой. Иначе говоря, он показывает в этом стихотворении, что техника являлась средством бесчеловечной эксплуатации угнетенных и обездоленных, а капиталисты в это время набивают свои кошельки. В то время в СССР технический подъём и развитие находится на пике своего развития, и все направлено на улучшении советской жизни. Поэт рисует не только Америку небоскребов, воротил, но и ту Америку, где в пяти минутах езды от сверкающего рекламными огнями Бродвея ящики со всевозможными отбросами, из которых нищие выбирают объедки.

я б Америку закрыл,

слегка почистил,

опять открыл -

вторично

(Маяковский, 1999.С.45).

выгребают мусор -

на объедках

с детьми пронянчиться,

чтоб в авто,

обгоняя "бусы",

ко дворцам

неслись бриллиантщицы

(Маяковский, 1999. С. 50).

Маяковский разоблачает лживые заявления о том, что Америка является демократической страной. В своей пьесе «Мистерия-буфф», написанной еще в 1918 году, поэт с едкой иронией пишет о буржуазной демократии:

Одному - бублик, другому - дырку от бублика.

Это и есть демократическая республика.

Такой оказалась и «демократия» Америки

(Маяковский, 2002. С.123).

«Мое открытие Америки» - так назвал Маяковский свой очерк, в котором он разоблачил иллюзии по поводу свободы в буржуазном обществе и показал ханжество капиталистов. Поэт развенчивает лживый характер буржуазных «свобод», растленность, продажность буржуазной культуры и морали. На каждом шагу поэт сталкивается в американской жизни с поруганием достоинства человека. Истребление коренного населения Америки безжалостными носителями тогдашней «цивилизации», угнетение якобы равноправных негров - все это нашло свое отражение в стихах и очерке Маяковского. Поэт показывает, что негры - бесправные существа, которые выполняют самый тяжелый и грязный труд.

простецкий

«телефон»

«телефонос».

Чернь волос

в цветах горит.

Щеки в шаль орамив,

сотня с лишним

сеньорит

машет веерами

(Маяковский, 1999.С.45)

«Первый класс тошнит куда хочет,

а третий - сам на себя

(Маяковский, 2001. С.179)

мексиканских нищих племен,

с одним языком,

одной рукой выжимает в лимон,

одним запирает замком

(Маяковский, 2004. С. 121).

«Белую работу делает белый, черную работу - черный», пишет Маяковский в стихотворении «Блэк энд уайт». Это стихотворение заканчивается размышлениями поэта о судьбе тружеников буржуазных стран, которые еще не осознали своего тяжелого положения.

посопел подбитым носом,

поднял щётку,

держась за скулу.

Откуда знать ему,

что с таким вопросом

надо обращаться

в Коминтерн,

в Москву?

(Маяковский,1999. С.43).

Владимир Маяковский подчеркивает, что он был в ужасе от несоответствия между созданным образом демократической страны и бесправно разделенным на классы континентом. Богачи противостоят бедным, деньги - честному слову, капиталисты - простым трудягам. Невольно сравнивая с советской жизнью автор отмечает, что в СССР равноправие, везде царит закон, а сильные помогают слабым. Таким по мнению автора, выглядела его страна, и это,конечно же, лишний раз подчеркивает выигрышное положение «маяковской» Родины перед капиталистическими столицами.

С особым негодованием рассказывает поэт о тяжелом положении женщины в буржуазном обществе. Контраст с мечтой о «светлом будущем: когда женщина станет равноправным членом общества, товарищем мужчины в труде и семье, помог поэту создать проникновенный образ женщины в стихотворении «Парижанка».

в уборной ресторана -

маленького ресторана -

Гранд-Шомьер

(Маяковский, 2001, С.23).

В противовес тому приукрашенному представлению об элегантной парижанке, которое стало привычным в литературе тех лет, он рисует скромную женщину, изнуренную тяжелым трудом. «Очень трудно в Париже женщине, если женщина не продается, а служит» - говорит поэт.

Ничто не изменилось с тех пор, когда поэт писал в стихотворении «Сифилис» о негритянке-матери, которая продает себя подгнившему мистеру Свифту. Разоблачая буржуазный мир, поэт показал, что здесь правят деньги. Печать, искусство, наука, религия - все это служит тому, кто их оплачивает. Обирая, хапая, выступает «капитал - его препохабие». Этому «препохабию» бросает поэт вызов прогрессивного, здравомыслящего человека:

Я полпред стиха - и я с моей страной

Вашим штанишкам бросаю вызов

(Маяковский, 2004, С.22).

Подводя итог параграфа, можно сделать следующий вывод. Основные образы в поэзии Маяковского, посвященной странам капиталистического строя, таковы: капиталистический буржуй (поэма «Облако в штанах»), угнетенные афроамериканцы, разбогатевшие семейные династии, униженные женщины, коренные жители американской земли. Поэт сочувствует бедным классам, коренному населению Америки (индейцам), и в итоги приходит к выводам, что «демократическое» государство поддерживает богатых («Сифилис», «Блэк энд уайт»). Автор обращает свое внимание на положение женщине в мужском обществе, на их обязанности и права. («Парижанка», «Сифилис»). В стихотворениях: «Небоскреб в разрезе», «Бродвей», «Бруклинский мост», «Мистерия-буфф» и в очерке «Мое открытие Америки» автор пытается предостеречь советский народ от наступающей капиталистической несправедливости. В таких произведениях как «Мексика», «Испания», «Нью-Йорк» - говорит об огромном расовом конфликте стран, об угнетении коренного населения. Тема псевдодемократии осмеивается в творчестве писателя («Вам!», «Гимн судье», «Гимн ученому»). Путешествуя, В. Маяковский не забывал о родной земле и во всех произведениях этого периода его патриотизм приобретал новые оттенки: любовной нежности, печали и тоски в произведениях («Прощанье», «По небу тучи бегают»). К наглядному противопоставлению капиталистических стран и СССР автор прибегает не случайно, являясь патриотом и гражданином своей страны, он идеализирует жизнь в Советском Союзе, гордится, любит, верит и видит только положительные моменты в развитии страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Патриотизм для советских поэтов интуитивно связан с образами родных мест, русской природой, трудом, армией, советскими солдатами. Советские писатели говорят о единстве со своим народом и в горести и в радости, сочувствуют и сожалеют о тяжелых временах, выпавших на долю их страны.

Подводя итоги первой главы, мы пришли к выводу, что патриотические мотивы в творчестве советских писателей (М. Цветаевой, С Есенина, А. Ахматовой, А. Блока) реализуются через ведущие темы: любовь и забота о Родине («Облака - вокруг»); борьба за спокойствие на родной земле («Не с теми я, кто бросил землю «Москва!, Какой огромный»). Также в реализации нам помогают темы: переживания за будущее страны («Русь»); тема единения с природой возвращения к «корням» («Родина», «Я покинул родимый дом…», «Край любимый! Сердцу снятся»); тема человека своего времени, тема духовного подъёма советских граждан (книга «Стихи о России»). Помимо ведущих тем, в творчестве М. Цветаевой и А. Ахматовой, мы выделяем дополнительные темы: личной трагедии, потери близких людей, несправедливость и жестокость современного строя («Реквием», «Молитва»). Основные образы этой главы: советские солдаты, матери, жены, обычные граждане, эмигранты, образы реализуются в таких произведениях. Всех авторов объединяет одна основная мысль, для каждого гражданина Родина - это бесценный, священный, любимый край, где его всегда рады видеть, куда всегда хочется вернуться.

Сделав выводы по второй практической главе, мы отмечаем, что Владимир Маяковский был абсолютным патриотом своей страны, его идеологические устремления были целиком и полностью направлены на прославление Советского Союза. Для реализации патриотических мотивов в параграфе 2.1. нами были выделены основные темы: борьба за революцию («Революция», «Война объявлена»); прославление и пропаганда советских идеалов, возвеличивание вождя и идеологи В.И. Ленина хвала героям и защитникам Советского Союзы («Владимир Ильич!», «Товарищу Нетте»); агитация следования за лидером («Ленин с нами!»); вера в светлое будущее, любовь и заботы о своей малой Родине - Грузии, надежда на ее всестороннее развитие («Владикавказ-Тифлис», «Юбилейное»); тема молодого поколения и веры в них («Красная зависть», «Секрет молодости»); тема непобедимой армии и страны, всеобщего единения («Наш марш»).

Основные образы, которые мы выделили: лидер пролетариата Владимир Ильич Ленин, герои и патриоты (Теодор Нетте), советские солдаты и защитники революции, земляки и соотечественники, идеологические противники и соратники («Шире и шире крыл оружие», «Великолепные нелепости»), образ дома и малой Родины, образ молодого поколения, рабочий и труженик.

Говоря о параграфе 2.2., мы пришли к выводу основные образы, помогающие нам, определить ведущие темы: образ псевдодемократической Америки и Европы, капиталистического буржуя, разбогатевших белых, униженных «черных», богатых семейных династий, образ нации (коренное население), образ советского гражданина в противопоставлении европейскому человеку, образ женщины, в мужском обществе.

Ведущие темы данного параграфа: богатых и бедных, «черных» и белых» наиболее ярко отразилась в произведениях: «Блэк энд уайт», очерк «Мое открытие Америки»; развития и упадка, деградации и эволюции («Гимн судье», «Гимн ученому», поэма «Облако в штанах»); равных и бесправных. А также нами выделены: тема эксплуатации человеческого труда, угнетенных и «хозяев жизни» («Сифилис», «Парижанка»); презрение и прославление («Вам!»); тема противопоставления капиталистических стран СССР, экономической и военной мощи («Небоскреб в разрезе», «Бродвей», «Бруклинский мост»), тема тоски по Родине («Прощанье», «По небу тучи бегают»), тема псевдодемократии («Мистерия-буфф»).

В заключение, хотелось бы отметить, Владимир Маяковский был человеком своей эпохи, яростно и с полной самоотдачей он боролся за свои идеи. Будучи истинным патриотом, поэт не мог не реагировать на стремительно изменяющуюся действительность. Он всецело верил и поддерживал революцию, благодарил и призывал верить в вождя пролетариатов Владимира Ильича Ленина, что лишний раз подтверждает его безграничную любовь и заботу о своей Родине.

Список литературы

1.Альфонсов В.Н. «Нам слово нужно для жизни». В поэтическом мире Маяковского / В.Н. Альфонсов. - Л.: Советский писатель,2004, С. 145

.Блок А.А. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3, - М.: Правда, 2004, С.37

.Белинский В.Г. Поли, собр. соч.: В 3 т. М.: Гос. изд-во худож, лит-ры, 2004,С.356

.Бердяев Н.А. Самопознание, АСТ Москва, Хранитель.,2007, С. 251

.Веселовский А.Н. «Поэтика сюжетов», М.: Советский писатель, 1994., С.22

.Ветловская В.Е, «Вопросы теории сюжета», СПб.: Наука, 1994., С. 38

.Выходцев П.С, Земля и люди: Очерки о русской поэзии 40-70-х годов. М.: Современник, 2001, С.45

.Герцен А.И.Собрание сочинений в тридцати томах. М., Издательство Академии Наук СССР, 1999. С.77

.Гончаров, Б.П. Поэтика Маяковского: Лирический герой послеоктябрьской поэзии и пути его художественного утверждения / Б.П. Гончаров. - М.: Наука, 2003, С. 466

.Гордович, К.Д. История отечественной литературы ХХ века: пособие для гуманитарных вузов / К.Д. Гордович. - Спб: Специальная литература, 1997. С.56

.Гинзбург Л.Я. О лирике, Л.: Сов. писатель, 2001, С. 234

.Глинкин П.Е. Поиск позиция - жанр (из опыта «тихой лирики») // Жанрово-стилевые поиски советской литературы 70-х гг Межвуз. сб. - Л.: Сов. писатель, 1999, С. 129-132

.Гусев В.И. Герой и стиль: К теории характера и стиля. Советская литература на рубеже 60-70-х гг. М.: Худож лит-ра, 1994, С. 23

.Гусев В.И. Память и стиль: Современная советская литература и классическая традиция. М.: Сов. писатель, 2003, С.56

.Губанов Н.И., Советский патриотизм великая сила в борьбе за коммунизм. - М.: Знание, 2002, С.12

.Губанов Н.И, «Отечество и патриотизм», М.: Худ.литер, 1960., С. 24

.Дядичев, В.Н. В.В. Маяковский в жизни и творчестве / В.Н. Дядичев. - М.: ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2006, С. 128

.Зайцев В,А, Современная русская советская поэзия (70-е- начало 80-х гг.). М,: МГУ, 2001, С.45

.Зайцев, В.А. Об изучении творчества В. Маяковского на современном этапе / Филологические науки, Спб.: Просвещение, - 2004, С. 3-11

.Карсавин Л.П, Сочинения, Раритет., М.: Наука, 1993, С. 326

.Ланщиков А.П., «Славься, Отечество», М.: Сов.писатель, 2000, С. 26

.Маяковский, В.В.Сочинения в 3 томах. Т. 1: Я сам, стихотворения / В.В. Маяковский. - М.: Художественная литература, 2000,С.34

.Некрасов Н., «Патриотизм советского человека: интернационализм, гражданственность, труд», М.: Сов.писатель, 2001, С. 313

.Овчаренко Ф., «С Родиной в сердце», «Литературно-критические очерки», Московский рабочий., М.: Просвещение, 2005, С. 122

.Тимофеев Л. И., «Основы теории литературы». - М.: Просвещение, 2001,С. 48

.Федотов Г.П., «Судьба России»., Спб.: Знание, 2003, С. 188

Похожие работы на - Поэтическое творчество Владимира Маяковского и патриотические мотивы в нем

Пока на оружии рук не разжали,

Повелевается воля иная.

Новые несем земле скрижали

С нашего серого Синая.

В. Маяковский

В. Маяковский - основоположник поэзии нового типа, соединившей социально-историческое, нравственное и философское направление с лирически откровенным рассказом человека "о времени и о себе". Его творчество оказывало и оказывает огромное влияние на развитие всей поэзии, являясь действенным оружием против безыдейности и формализма в литературе.

Многие произведения Маяковского глубоко патриотичны. Неумение и нежелание копить какие бы то ни было ценности, стремление к активной и результативной духовной жизни, жертвенность и самоотдача, лежащие в основе его человеческой и поэтической сущности, и вели Маяковского к мыслям о народе, о мире "без болей, бед и обид", к приятию революции, заставляя жить "удесятеренной жизнью". Для этого поэта не существовало укоренившейся в сознании многих (в том числе и очень талантливых) художников идеи о непреодолимом противоречии между искусством и жизнью, искусством и революцией.

Патриотизм был главной чертой, направлением творчества Маяковского, потому что основой духовного существования он считал личную ответственность за все, что происходит вокруг. Многочисленные революционные произведения поэта явились результатом именно такого мировидения.

Пробеги планет,Держав бытиеПодвластны нашим волям.Наша земля.Воздух - наш.Наши звезд алмазные копи.И мы никогда,Никогда!НикомуНикому не позволим!Землю нашу ядрами рвать,Воздух наш раздирать остриями отточенныхКопий.

"Левый марш" В. Маяковского - это призыв к оружию, к мужественной, активной борьбе против старого мира. Слово Маяковского - взрывной заряд, способный потрясти самое косное сознание, - призывает мысль тут же обратить в действие:

Глаз ли померкнет орлий?В старое ль станем пялиться?КрепиУ мира на горлеПролетариата пальцы!Грудью вперед бравой!Флагами небо оклеивай!

Никакие заветы прошлого не обременяли поэта, он шел к революции без каких-либо внутренних борений: "Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня... не было. Моя революция".

Маяковский - это прежде всего человек решительных поступков, позволивших ему стать первым поэтом революции. Стихи поэта были реакцией на происходящее в окружающем мире и внутри него самого.

Что угодно, только не созерцательность - вот ключ к философско-этической природе таланта Маяковского. Действенность всегда и во всем - отличительное качество поэта.

Ненавижу

Всякую мертвечину!Обожаю Всяческую жизнь!

Маяковский сознательно превратил искусство поэзии в трудное, рискованное восхождение на вершину, с которой, как ему казалось, открывались горизонты новой невиданной жизни. Он всегда писал только то, что интересовало людей, тревожило их или было непонятно, ведь поэт, по мысли Маяковского, - народный слуга.

Если я Народа водительИ одновременно - Народный слуга?

Наследие Маяковского огромно. Он обогатил русскую и мировую поэзию бессмертными художественными произведениями, которые никогда не утратят ощущение новизны, уверенности и силы, поскольку сердце его навсегда было отдано народу.

Патриотизм в творчестве Маяковского

С началом первой империалистической войны Маяковский некоторое время переживает общий, поддерживаемый официальной пропагандой патриотический настрой, просится даже добровольцем в действующую армию (его не взяли из-за политической неблагонадежности), но уже в начале 1915 года его позиция по отношению к войне решительно меняется, трагедию войны он по-настоящему выразил в стихотворении «Я и Наполеон», а стихотворение «Вам!», впервые прочитанное в артистическом кабачке «Бродячая собака» 11 февраля 1915 года, вызвало настоящую бурю негодования у буржуазной публики:

Вам, проживающим за оргией оргию, имеющим ванную и теплый клозет!

Как вам не стыдно о представленных к Георгию вычитывать из столбцов газет?!

Стихотворение «Вам!» и его премьера в «Бродячей собаке», вызвавшая лицемерные сетования газет, знаменует критический момент, внутренний поворот в понимании войны Маяковским. В это время он вернулся к позме «Облако в штанах», которую начал еще в первой половине 1914 года, после посещения во время турне Одессы.

В Одессе Маяковский влюбился. Влюбился с первого взгляда в юную Марию Александровну Денисову, девушку необыкновенного обаяния и, судя по ее дальнейшей судьбе, сильного характера. Влюбился безответно, страдал от этого и уже по дороге в следующий город в вагоне поезда читал друзьям первые строки поэмы...

Затем был большой перерыв, война отодвинула этот замысел. И когда наступило прозрение относительно войны, когда поэту открылись истоки мировой катастрофы, он понял, что готов к продолжению работы над поэмой, но уже в ином понимании жизни. вообще. Любовная драма перерастала в драму жизни. Сам поэт так определил смысл произведения: «долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию» - четыре крика четырех частей».

Тема любви не исчезла из поэмы, первоначальный импульс был настолько мощен, настолько внутренне испепеляющ, что своим нервным током пронизал всю поэму, каждую ее часть. Но это чувство уже не автономно, оно приобретает характер социальной драмы. Моля о любви чистой, не испоганенной никакой корыстью, всю страсть отрицания поэт переносит на буржуазное мироустройство. В нем он видит зло, искажающее мораль, искажающее искусство. Он бросает вызов самому богу, он - «тринадцатый апостол» - могучий образ отрицания, бунта (так сперва называлась поэма).

Богохульство, агрессивная лексика, уличная грубость и нарочитый антиэстетизм выявляют анархические тенденции, бунтарскую стихию поэмы. И хотя Маяковский, богохульствуя, возвышает человека, но стихия захлестывает его: «Выньте, гулящие, руки из брюк,- берите камень, нож или бомбу...»

Страдание и отчаяние толкают героя поэмы к бунту, и страдания его выплескиваются на такой мощной лирической волне, которая способна затопить человека, увлекая его в поток невиданных страстей. Именно тут рождаются парадоксальные метафоры: «Мама! Ваш сын прекрасно болен! Мама! У него пожар сердца!»; «Глаза наслезненные бочками выкачу. Дайте о ребра опереться».

Антибуржуазный бунт Маяковского в этой поэме был также и бунтом против салонного, обескровленного голым эстетством искусства. Косвенно, инстинктом здорового, социально запрограммированного человека Маяковский таким образом выступает и против футуризма с его в сущности эстетской концепцией искусства. Поэт исходит из потребности глубоко демократической: «... улица корчится безъязыкая - ей нечем кричать и разговаривать». Искусство в его концепции, вытекающей из смысла поэмы, приобретает общественный, нравственный характер.

К 120-летию со Дня Рождения
Владимира Владимировича Маяковского

Глыба и облако, страстный бунтарь,
нового слова фундамент,
флейта двадцатого, окна и сталь
в солнце упёршихся зданий.

Паспорт советский, всех дел громадьё,
сжатое гением в слово,
всех деревенек и всех городов,
жизнью пропитанным слогом.

Глас Революции, символ её,
глотка двадцатого века,
всех огнестрельных поэтов цевьё,
всех от Москвы до Певека.

Красного знамени бунт и азарт,
красной морковки нетленки,
дождь чуть скосивший когда-то глаза,
ну и конечно же - Ленин.

Глыба, гигант и гигант-Человек
нашей советской эпохи,-
жаль что не дал нам таких больше век,
жаль что в Поэзии нет больше Бога!

Владимир Владимирович Маяковский родился в Грузии, в селе Багдади, в семье лесничего. С 1902 г. учился в гимназии в Кутаиси, затем в Москве, куда после смерти отца переехал вместе со всей семьей. В 1908 г. оставил гимназию, отдавшись подпольной революционной работе. В пятнадцатилетнем возрасте вступил в РСДРП(б), выполнял пропагандистские задания. Трижды подвергался аресту; в 1909 г. сидел в Бутырской тюрьме в одиночке. Там и начал писать стихи. С 1911 г. занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Примкнув к кубофутуристам, в 1912 г. опубликовал первое стихотворение - "Ночь"- в футуристическом сборнике "Пощечина общественному вкусу".

По силе таланта и размаху литературной деятельности Маяковский принадлежит к числу титанических фигур русского искусства. Его поэзия - художественная летопись нашей страны в эпоху Великой Октябрьской революции и построения социализма. Маяковский - истинный певец Октября, он как бы живое олицетворение нового типа поэта - активного борца за светлое будущее народа. Его стихи и поэмы "весомо, грубо, зримо" навсегда вошли в историю XX...
http://www.vmayakovsky.ru/

В интернете много интересных статей посвященных Владимиру Маяковскому. И пусть многие из них почти забыли такие великие произведения, как поэму "Владимир Ильич Ленин", поэму "Хорошо" и многие стихотворения времён Великой Октябрьской Революции и Гражданской войны, которые не по нраву новому буржуйско-криминальному режиму, читать их надо, а главное надо читать самого Маяковского. Маяковский это не сопли, не слюни, это сила, мощь, страсть, подобные которым трудно найти во всей мировой литературе. Старшее поколение воспитывалось на стихах Маяковского, очень хотелось бы чтобы его знала и молодёжь. А пока вспомним его самые известные стихи и отрывки из поэм:

1. Это одно из первых напечатанных стихотворений
Маяковского:

Багровый и белый отброшен и скомкан,
в зеленый бросали горстями дукаты,
а черным ладоням сбежавшихся окон
раздали горящие желтые карты.

Бульварам и площади было не странно
увидеть на зданиях синие тоги.
И раньше бегущим, как желтые раны,
огни обручали браслетами ноги.

Толпа - пестрошерстая быстрая кошка -
плыла, изгибаясь, дверями влекома;
каждый хотел протащить хоть немножко
громаду из смеха отлитого кома.

Я, чувствуя платья зовущие лапы,
в глаза им улыбку протиснул, пугая
ударами в жесть, хохотали арапы,
над лбом расцветивши крыло попугая.

2.Владимир Маяковский
"Нате!"

Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я - бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца
10 взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется -и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я - бесценных слов транжир и мот.

Если вы вспомните или узнаете где, когда причитаны эти строки
и к кому они обращены, вы оцените и стихотворение и двадцатилетнего Маяковского.

3. Эти стихи в советское время знали все...

Владимир Маяковский

"СТИХИ О СОВЕТСКОМ ПАСПОРТЕ"

Я волком бы
выгрыз
бюрократизм.
К мандатам
почтения нету.
К любым
чертям с матерями
катись
любая бумажка.
Но эту...
По длинному фронту
купе
и кают
чиновник
учтивый движется.
Сдают паспорта,
и я
сдаю
мою
пурпурную книжицу.
К одним паспортам -
улыбка у рта.
К другим -
отношение плевое.
С почтеньем
берут, например,
паспорта
с двухспальным
английским левою.
Глазами
доброго дядю выев,
не переставая
кланяться,
берут,
как будто берут чаевые,
паспорт
американца.
На польский -
глядят,
как в афишу коза.
На польский -
выпяливают глаза
в тугой
полицейской слоновости -
откуда, мол,
и что это за
географические новости?
И не повернув
головы кочан
и чувств
никаких
не изведав,
берут,
не моргнув,
паспорта датчан
и разных
прочих
шведов.
И вдруг,
как будто
ожогом,
рот
скривило
господину.
Это
господин чиновник
берет
мою
краснокожую паспортину.
Берет -
как бомбу,
берет -
как ежа,
как бритву
обоюдоострую,
берет,
как гремучую
в 20 жал
змею
двухметроворостую.
Моргнул
многозначаще
глаз носильщика,
хоть вещи
снесет задаром вам.
Жандарм
вопросительно
смотрит на сыщика,
сыщик
на жандарма.
С каким наслажденьем
жандармской кастой
я был бы
исхлестан и распят
за то,
что в руках у меня
молоткастый,
серпастый
советский паспорт.
Я волком бы
выгрыз
бюрократизм.
К мандатам
почтения нету.
К любым
чертям с матерями
катись
любая бумажка.
Но эту...
Я
достаю
из широких штанин
дубликатом
бесценного груза.
Читайте,
завидуйте,
я -
гражданин
Советского Союза.

4. И этот отрывок из поэмы "Владимир Ильич Ленин"
знали почти все:

Если бы
выставить в музее
плачущего большевика,
весь день бы
в музее
торчали ротозеи.
Ещё бы -
такое
не увидишь и в века!
Пятиконечные звёзды
выжигали на наших спинах
панские воеводы.
Живьём,
по голову в землю,
закапывали нас банды
Мамонтова.
В паровозных топках
сжигали нас японцы,
рот заливали свинцом и оловом,
отрекитесь! - ревели,
но из
горящих глоток
лишь три слова:
- Да здравствует коммунизм! -
Кресло за креслом,
ряд в ряд
эта сталь,
железо это
вваливалось
двадцать второго января
в пятиэтажное здание
Съезда советов.
Усаживались,
кидались усмешкою,
решали
пОходя
мелочь дел.
Пора открывать!
Чего они мешкают?
Чего
президиум,
как вырубленный, поредел?
Отчего
глаза
краснее ложи?
Что с Калининым?
Держится еле.
Несчастье?
Какое?
Быть не может!
А если с ним?
Нет!
Неужели?
Потолок
на нас
пошёл снижаться вороном.
Опустили головы -
ещё нагни!
Задрожали вдруг
и стали чёрными
люстр расплывшихся огни.
Захлебнулся
колокольчика ненужный щёлк.
Превозмог себя
и встал Калинин.
Слёзы не сжуёшь
с усов и щёк.
Выдали.
Блестят у бороды на клине.
Мысли смешались,
голову мнут.
Кровь в виски,
клокочет в вене:
- Вчера
в шесть часов пятьдесят минут
скончался товарищ Ленин!

5. А эта незаконченная поэма обращена к потомкам,-
то есть к нам и как жаль, что мы не оправдали его надежды...

Уважаемые
товарищи потомки!
Роясь
в сегодняшнем
окаменевшем дерьме,
наших дней изучая потемки,
вы,
возможно,
спросите и обо мне.
И, возможно, скажет
ваш ученый,
кроя эрудицией
вопросов рой,
что жил-де такой
певец кипяченой
и ярый враг воды сырой.
Профессор,
снимите очки-велосипед!
Я сам расскажу
о времени
и о себе.
Я, ассенизатор
и водовоз,
революцией
мобилизованный и призванный,
ушел на фронт
из барских садоводств
поэзии -
бабы капризной.
Засадила садик мило,
дочка,
дачка,
водь
и гладь -
сама садик я садила,
сама буду поливать.
Кто стихами льет из лейки,
кто кропит,
набравши в рот -
кудреватые Митрейки,
мудреватые Кудрейки -
кто их к черту разберет!
Нет на прорву карантина -
мандолинят из-под стен:
«Тара-тина, тара-тина,
т-эн-н...»
Неважная честь,
чтоб из этаких роз
мои изваяния высились
по скверам,
где харкает туберкулез,
где б... с хулиганом
да сифилис.
И мне
агитпроп
в зубах навяз,
и мне бы
строчить
романсы на вас,-
доходней оно
и прелестней.
Но я
себя
смирял,
становясь
на горло
собственной песне.
Слушайте,
товарищи потомки,
агитатора,
горлана-главаря.
Заглуша
поэзии потоки,
я шагну
через лирические томики,
как живой
с живыми говоря.
Я к вам приду
в коммунистическое далеко
не так,
как песенно-есененный провитязь.
Мой стих дойдет
через хребты веков
и через головы
поэтов и правительств.
Мой стих дойдет,
но он дойдет не так,-
не как стрела
в амурно-лировой охоте,
не как доходит
к нумизмату стершийся пятак
и не как свет умерших звезд доходит.
Мой стих
трудом
громаду лет прорвет
и явится
весомо,
грубо,
зримо,
как в наши дни
вошел водопровод,
сработанный
еще рабами Рима.
В курганах книг,
похоронивших стих,
железки строк случайно обнаруживая,
вы
с уважением
ощупывайте их,
как старое,
но грозное оружие.
Я
ухо
словом
не привык ласкать;
ушку девическому
в завиточках волоска
с полупохабщины
не разалеться тронуту.
Парадом развернув
моих страниц войска,
я прохожу
по строчечному фронту.
Стихи стоят
свинцово-тяжело,
готовые и к смерти
и к бессмертной славе.
Поэмы замерли,
к жерлу прижав жерло
нацеленных
зияющих заглавий.
Оружия
любимейшего
род,
готовая
рвануться в гике,
застыла
кавалерия острот,
поднявши рифм
отточенные пики.
И все
поверх зубов вооруженные войска,
что двадцать лет в победах
пролетали,
до самого
последнего листка
я отдаю тебе,
планеты пролетарий.
Рабочего
громады класса враг -
он враг и мой,
отъявленный и давний.
Велели нам
идти
под красный флаг
года труда
и дни недоеданий.
Мы открывали
Маркса
каждый том,
как в доме
собственном
мы открываем ставни,
но и без чтения
мы разбирались в том,
в каком идти,
в каком сражаться стане.
Мы
диалектику
учили не по Гегелю.
Бряцанием боев
она врывалась в стих,
когда
под пулями
от нас буржуи бегали,
как мы
когда-то
бегали от них.
Пускай
за гениями
безутешною вдовой
плетется слава
в похоронном марше -
умри, мой стих,
умри, как рядовой,
как безымянные
на штурмах мерли наши!
Мне наплевать
на бронзы многопудье,
мне наплевать
на мраморную слизь.
Сочтемся славою -
ведь мы свои же люди,-
пускай нам
общим памятником будет
построенный
в боях
социализм.
Потомки,
словарей проверьте поплавки:
из Леты
выплывут
остатки слов таких,
как «проституция»,
«туберкулез»,
«блокада».
Для вас,
которые
здоровы и ловки,
поэт
вылизывал
чахоткины плевки
шершавым языком плаката.
С хвостом годов
я становлюсь подобием
чудовищ
ископаемо-хвостатых.
Товарищ жизнь,
давай
быстрей протопаем,
протопаем
по пятилетке
дней остаток.
Мне
и рубля
не накопили строчки,
краснодеревщики
не слали мебель на дом.
И кроме
свежевымытой сорочки,
скажу по совести,
мне ничего но надо.
Явившись
в Це Ка Ка
идущих
светлых лет,
над бандой
поэтических
рвачей и выжиг
я подыму,
как большевистский партбилет,
все сто томов
моих
партийных книжек.

Читайте, изучайте Маяковского! Такие, как ОН, не каждый век рождаются.

2.1 Патриотические мотивы в стихотворениях В. Маяковского, посвященных СССР

Первая разновидность патриотических мотивов у В. Маяковского связана с прославлением Советского Союза. Искусство для Маяковского неразрывно связано с идеей партии и пропагандой ее идей. Главная функция искусства - направленность на коммунизм и реализация идей партии.

Например, стихотворение «Товарищу Нетте» - пароходу и человеку» и «Стихи о советском паспорте» наиболее ярко реализуют патриотические мотивы. Первое стихотворение - воспоминание о советском дипкурьере Теодоре Нетте, героически погибшем при выполнении служебного долга. Вступлением к теме служит встреча Маяковского с пароходом, носящим имя прославленного героя. Но постепенно пароход как бы одушевляется, и перед поэтом возникает образ человека.

Это он - я узнаю его

В блюдечках-очках спасательных кругов.

Здравствуй, Нетте!

(Маяковский,2009,С.55).

Маяковский в своей безоговорочной вере в революцию был предельно искренен. Им двигали не вероподданические стремления быстрее присягнуть новой власти, а глубокая гражданская убежденность в святости революционных идей. Стихотворение «Революция» написано по горячим следам февральских революционных событий и имеет подзаголовок «Поэтохроника».

Пьяные, смешанные с полицией, солдаты

стреляли в народ (Маяковский, 2001, С.34).

Последние пушки грохочут в кровавых спорах,

последний штык заводы гранят.

Мы всех заставим рассыпать порох.

Мы детям раздарим мячи гранат

(Маяковский, 2001, С.34).

И все же поэт не был до конца уверен в правильности революционных методов, Маяковский так характеризует революцию, подчеркивая ее противоречивость:

О, звериная!

О, детская!

О, копеечная!

О, великая!

(Маяковский, 1998, С.39).

Маяковский стремится быть оригинальным даже в жанровом определении произведения. Бесспорно, имеются многочисленные историко-документальные хроники, скрупулезно описывающие события 1917 года, повествующие о них существующим языком цифр и дат. Маяковский же ставит иную задачу. Лишь художественная (а в особенности поэтическая хроника) может наполнить повествование жизненной силой. Маяковский показывает, как растет и ширится народное движение («Шире и шире крыл оружие»). В тексте произведения часто встречаются лозунги и призывы, призванные усилить динамику развития сюжета. Победа революции также связана в авторском сознании с окончанием международных войн:

И мы никогда, никогда!

никому, никому не позволим!

землю нашу ядрами рвать,

воздух наш раздирать остриями отточенных копий

(Маяковский, 1999,С.178)

Многочисленные повторы, патриотический пафос призваны подчеркнуть важнейшую мысль о борьбе за землю, единстве, всеобщей вере в положительном исходе революционного движения. Для поэта крайне важно верить и призывать советских граждан совершать благое дело, ради благополучного будущего всего Советского Союза.

Эти же мотивы слышны также в стихотворении «Наш марш», походный ритм которого символизирует триумфальное шествие победителей.

Есть ли наших золот небесней?

Нас ли сжалит пули оса?

Наше оружие - наши песни.

(Маяковский,1997,С.45)

Сделав пропаганду коммунистических идей и идеалов патриотизма одной из основных задач своего творчества, Маяковский не мог не писать о руководителе большевиков. В.И Ленину посвящены стихи «Владимир Ильич!», «Ленин с нами!», «Разговор с товарищем Лениным» и ряд других произведений.

будем нести,

Ильичево, знамя

(Маяковский,2005,С.33)

Автор пытался прославить, пропагандировать, осветить не биографию вождя, а ленинское дело. «Центральным произведением, посвященными руководителю государства рабочих и крестьян, является поэма «Владимир Ильич Ленин». Через все произведение проходит мысль о том, что рождение Ленина в России является исторической закономерностью» (Дядичев В.Н, 2006, С.128).

Антивоенные мотивы - еще одна важная грань патриотической лирики Маяковского, возникшая в связи с началом Первой мировой войны. В стихотворении «Война объявлена» уже само известие о начале войны уподобляется «струе крови». Первая и последняя строфы произведения образуют благодаря повторам кольцевую композицию «багровой крови лилась и лилась струя». Образный ряд стихотворения разделен на две части, к первой можно отнести образы, энергично и позитивно откликнувшиеся на начало войны. Маяковский подчеркивает бравурные плакатные лозунги, гиперболизированный подъем человеческого духа, «когда даже бронзовые генералы готовы ринутся на фронт». Ко второй части относятся образы и явления противоположного порядка, люди, отрицающие и не принимающие насилие: «небо, изодранное о штыков жала», «красный снег», «падающий сочными клочьями человеческого мяса».

Стихотворение «Великолепные нелепости» развенчивает убеждения тех, кто сморит на войну бравурно-парадными взглядами.

Все они встанут

вернутся

и, улыбаясь, расскажут жене,

какой хозяин весельчак и чудак.

Скажут: не было ни ядр, ни фугасов

и, конечно же, не было крепости!

Просто именинник выдумал массу

каких-то великолепных нелепостей!

(Маяковский, 1996. С.277).

Патриотическая направленность поэзии Маяковского устремлена в будущее. В стихотворениях «Красная зависть» и «Секрет молодости» поэт обращается к детям. Ради них, ради будущих масштабных экономических свершений старшее поколение идет на жертвы и лишения.

В первый раз

малышам-ка я

барабанящим

позавидую.

в грядущее рваться,

оббивать

его порог,

грядущее это

в двадцать

расшагаете

громом ног

(Маяковский, 1993. С.44).

Молодые -

кто бойцовым

рядам поределым

всех детей:

земную жизнь переделаем!»

(Маяковский, 2001. С.38).

Посвящать лучшие строки родной земле - глубокая традиция как русской классической поэзии, так и литературы в целом со времен ее древнейшей истории. Особенно актуальны размышления о судьбе родины, прославлении ее величия и переломные моменты, когда определяется выбор дальнейшего пути развития державы на долгие годы.

Патриотическая лирика Маяковского многогранна. Большинство стихотворений патриотической направленности славят новую советскую страну. Но есть и стихотворения о малой родине:

Только нога ступила в Кавказ,

я вспомнил, что я - грузин

Эльбрус, Казбек. И еще - как вас?!

На гору горы грузи!

(Маяковский, 2001. С.55).

глупость - эдемы и рай!

пелось про это,

должно быть,

радостный край,

подразумевали поэты…

(Маяковский, 2001. С.79).

В стихотворении «Владикавказ-Тифлис» лирический герой путешествует по родным местам, свободно перемещаясь в пространстве и во времени. Для создания национального колорита Маяковский использует грузинские фразы. Он жаждет прогрессивных перемен в жизни родной страны, размаха строительства, развития промышленности, Маяковскому хотелось бы видеть, как процветает и преображается его Грузия.

Во всю трудовую прыть, для стройки не жаль ломаний!

Если даже

Казбек помешает - срыть!

Все равно не видать в тумане.

Подводя итог параграфа, нужно отметить, что патриотические мотивы в стихотворениях В.В. Маяковского реализованы в образах отдельных граждан (Теодоре Нетте, В.И. Ленин), так и народа в целом: русских солдат, обычных советских граждан, земляков, молодежи («Владимир Ильич!», «Ленин с нами!» «Товарищу Нетте», поэма «Владимир Ильич Ленин» «Стихи о советском паспорте»). Поэт подчеркивает свою преданность народному вождю, благодарит и любит его, а также призывает весь советский народ идти за лидером навстречу светлому будущему.

Поэт ратует за всеобщее единение, борется за свою Родину, прославляет революцию, как способ изменить жизнь людей в лучшую сторону, («Революция», «Война объявлена», «Шире и шире крыл оружие», «Великолепные нелепости», «Наш марш»).

Патриотизм и любовь Маяковского также реализуется с помощью образа малой Родины, в таких произведениях, как «Владикавказ-Тифлис», «Юбилейное». Автор заботится и переживает за будущее своего родного края, мечтает увидеть Грузию прогрессивной и процветающей страной с утверждением нового строя.

Владимир Маяковский беспокоится за молодое советское поколение («Красная зависть», «Секрет молодости»), призывает их беречь и заботиться о благе Советского Союза. Оригинальность, новаторство, мощная энергетика, уникальность лирического героя, вера в то, что он всеми силами отстаивает и неиссякаемый патриотизм - вот что отличает поэзию Владимира Маяковского.

Аллюзия как стилистический прием в поэтическом тексте

Аллюзия является константной чертой индивидуального стиля Лоуэлла, так как присутствует на всех этапах творчества писателя. Каждый его сборник изобилует большим количеством ссылок и аллюзий. Более того...

Былины киевского цикла, как исторический источник

После октябрьской революции господствовавшая в русском былиноведении историческая школа была обречена. Причиной этого стала концепция провозглашения роли древнерусской аристократии как творца эпоса. В 20-е гг...

Литературно-философские источники футуристической утопии Маяковского ("Футуризм" Маринетти)

Мотив природных стихий в творчестве Даниила Хармса

Для того чтобы провести целостный анализ мотива в творчестве автора, нам необходимо найти этот мотив в каждом из выбранных произведений, выделить идеи, связанные с ним и выводы объединить в общее заключение...

Новаторство в поэзии В.В. Маяковского

Б. Эйхенбаум писал: «История поставила перед Маяковским задачу огромной важности и трудности. Он должен был изменить не только поэзию, но и самое представление о ней и о поэте, что было, пожалуй, еще трудней...

Образ няни в лирике Ходасевича и Пушкина

Няня - излюбленный литературный образ Пушкина. Какое бы произведение солнца русской поэзии мы не вспомнили, там все равно можно было бы найти упоминание о няне: «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Барышня-крестьянка»...

Образ русских в иностранной художественной литературе

В XX веке, особенно после Второй мировой войны, когда разделение мира на три системы ставит западный мир перед фактом превращения СССР в основного противника в мире и предопределяет потребность в формировании "образа врага"...

Поэтическое творчество Владимира Маяковского и патриотические мотивы в нем

Владимир Маяковский увидел капиталистический «новый свет» глазами гражданина Советского Союза. Во время пребывания в буржуазных странах поэт чувствовал себя глашатаем нового мира. Его стихотворения «Парижанка», «Небоскреб в разрезе»...

Религиозно-богословская поэзия С.С. Аверинцева

Тема безмолвия звучит во многих стихотворениях С.С.Аверинцева. Она является сквозной темой всего сборника духовных стихов и имеет два источника. Во-первых, безмолвие тесно связано с традицией исихазма. Собственно само слово - исихазм (от греч...

Своеобразие патриотической лирики А. Блока

В 1915 году выходит в свет книга Блока с названием "Стихи о России". В лирическом трехтомнике, который автор назвал "романом в стихах", есть цикл "Родина", который объединял написанное с 1907 по 1916 год...

Семантика текстов В.В. Маяковского в индивидуальном восприятии (на примере стихотворения "Лиличка! Вместо письма")

В искусстве XX века В. Маяковский -- явление огромного масштаба. В его творческом наследии мы находим лирику и сатиру, поэмы и пьесы, очерки и критические статьи, рекламные стихи и рисунки. Но истинное величие В...

Специфика мотивной организации художественного текста Федора Сологуба

Исследование алголагнических мотивов в поэзии Ф. Сологуба неизбежно влечет за собой обращение к рассмотреию той грани авторского сознания, которая связана с декадентским имморализмом...

Тема народных страданий в поэзии Некрасова

Трансформации классической рифмы А.С. Пушкина в творчестве В. Маяковского

Ранние стихотворения Маяковского, в которых он применял рифмовку начала строк и рифмовку целого слова со словами, рассеченными на части («Утро» и «Из улицы в улицу»), получили противоречивую оценку в статье Валерия Брюсова «Футуристы» (1913)...

Художественные особенности повести Андрея Платонова "Котлован"

Усматривая близость гуманистических взглядов А. Платонова с другими художниками слова, исследователи его творчества Н.П. Сейранян, Л.А. Иванова отмечают, что в платоновских произведениях определеннее, чем в прозе середины двадцатых годов...