Г д комитет охраны здоровья. В Государственной Думе состоялось заседание Экспертного совета Комитета по охране здоровья по редким (орфанным) заболеваниям

В Государственной Думе состоялось заседание Экспертного совета Комитета по охране здоровья по редким (орфанным) заболеваниям, на котором обсудили проект закона о расширении списка орфанных заболеваний, препараты для лечения которых закупает Минздрав РФ

Проект закона предполагает расширение действующей в России с 2008 года программы 7 ВЗН («Семь высокозатратных нозологий»), в рамках которой Министерство здравоохранения РФ централизованно закупает препараты для больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей и рассеянным склерозом. Предлагается расширить эту программу еще несколькими заболеваниями: гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом и мукополисахаридозом I, II и VI типов. Обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения этих заболеваний в настоящее время отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.

Ранее Председатель ГД Вячеслав Володин заявил , что депутаты рассмотрят инициативу в приоритетном порядке. Первое чтение состоится уже во вторник, 24 июля. Как отмечал Вячеслав Володин, из региональных бюджетов обязательства по финансированию этого направления забирают на федеральный уровень, и на финансирование этого дополнительного перечня выделяется около 8 млрд рублей.

В состав Экспертного совета входят специалисты по лечению таких заболеваний, представители пациентских и фармацевтических организаций, депутаты - члены Комитета по охране здоровья.

Руководитель Экспертного совета - Председатель Комитета ГД по охране здоровья Дмитрий Морозов , открывая заседание, напомнил, что совет с момента своего образования в ноябре 2017 года всегда держал на контроле и обсуждал этот вопрос, понимая, что речь идет не только о лекарственном обеспечении, но и о создании целой системы мониторинга, лечения и диагностики орфанных заболеваний. «Позиции Минздрава, Минфина, многих депутатов, на самом деле, схожи. Мы находимся в процессе согласований, поиска новых возможностей, новых путей решения, – сказал он. – Сегодня мы обсуждаем законопроект, который внесен Советом Федерации, думаю, это неслучайно, потому что это палата регионов. Но я уверен, что каждый из нас сейчас чувствует, что наш совместный труд «камень точит», и это очередной и очень серьезный шаг».

По словам Первого заместителя Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Игоря Каграманяна, на законопроект поступил положительный отзыв Правительства. «Как было справедливо подчеркнуто, работа велась на протяжении последних лет. Ситуация с лекарственным обеспечением больных редкими заболеваниями в регионах разная: где‑то пациенты обеспечиваются в полном объеме, но в ряде субъектов они вынуждены добиваться своего права на лекарства через суд. Поэтому было принято решение идти таким путем. Это затрагивает напрямую интересы 2130 пациентов, в том числе 547 взрослых и 1583 детей. Стоимость лечения этих пациентов, по расчетам и согласно финансово-экономическому обоснованию Минздрава, составляет 10 млрд рублей», – сказал сенатор.

Директор Департамента бюджетной политики в отраслях бюджетной сферы и науки Министерства финансов РФ Светлана Гашкина

Заболевания, которыми предлагается расширить перечень 7 ВЗН, отобраны по трем критериям, подчеркнула директор Департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздрава РФ Елена Байбарина. Первый критерий – это наиболее дорогостоящие заболевания, второй – это те заболевания, которыми страдают преимущественно дети, третий критерий – высокая социализация больных.

По словам руководителя Центра изучения и анализа проблем народонаселения, демографии и здравоохранения Института ЕАЭС Елены Красильниковой, обсуждаемый законопроект очень важный и давно ожидаемый. Предлагаемые нововведения означают, что теперь каждый пятый ребенок из Перечня 24 будет лечиться за федеральный счет (в России статус редких получили 24 заболевания и группы болезней, их перечень утвержден Постановлением Правительства от 26 апреля 2012 года №403. На сегодняшний день обеспечение лекарственными препаратами и продуктами лечебного питания указанной категории пациентов относится к расходным обязанностям регионов, многим из которых затруднительно справиться с этой задачей самостоятельно, поскольку лечение очень дорогостоящее) .

«Мы проанализировали, какую долю пациентов из субъектовых регистров благодаря законопроекту регионы передадут на федеральный уровень. Более семи субъектов передадут треть пациентов из регистра Перечня 24. Лидером здесь является Псковская область, где 57% регистра перейдут на федеральный уровень», – сказала Елена Красильникова.

Сопредседатель Всероссийского Союза общественных объединений пациентов Юрий Жулев назвал предлагаемый законопроект новой вехой в лечении орфанных заболеваний, отметив, что профессиональное сообщество добивалось этого долгие годы. При этом он выразил обеспокоенность недостаточностью финансирования лечения таких больных и попросил депутатов обратить на это внимание. «Всероссийский союз пациентов направил письмо вице-премьеру по социальной сфере и здравоохранению Татьяне Голиковой с просьбой выделить из бюджета дополнительные средства на закупку лекарств для лечения редких (орфанных) заболеваний по программе «Семь нозологий». «По нашим оценкам, при росте численности пациентов в среднем на 8% в год дефицит в 2019 году составит 10,725 млрд рублей», – сказал Юрий Жулев.

Участвующий в дискуссии член Комитета ГД по охране здоровья Александр Петров выразил надежду на исчезновение такого явления как «медицинская миграция».

Законодательное определение понятия редкого заболевания (оно имеет распространенность не более 10 случаев на 100 тыс. человек) появилось в России в 2012 году, когда вступил в силу новый закон об охране здоровья граждан РФ (323-ФЗ). Финансирование медицинской помощи орфанных больных было возложено на регионы.

В России, по оценке Всероссийского общества редких заболеваний, около 32 тыс. человек страдают редкими заболеваниями. На данный момент известно около 7 тыс. разновидностей редких болезней.

В ходе заседания Экспертный совет Комитета по охране здоровья обсудил также законодательное регулирование вопросов диагностики и профилактики редких заболеваний, в том числе расширение программ скрининга на редкие заболевания, преимплантационную генетическую диагностику для семей с редкими заболеваниями, расширение применения генетического тестирования, образование в области редких болезней.

Председатель комитета Государственной Думы по охране здоровья.

Дмитрий Морозов родился 5 мая 1971 года в городе Минск. В 1994 году с отличием окончил педиатрический факультет Саратовского государственного медицинского университета, а в 1996 году - клиническую ординатуру кафедры детской хирургии.

С 1996 года по 2012 год работал на кафедре детской хирургии Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского, с 2003 года был - заведующим кафедрой и руководителем университетской клиники. В 1998 года стал членом Российской ассоциации детских хирургов. В 2000 году Дмитрий Анатольевич защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора медицинских наук в Российском ГМУ им. Н.И. Пирогова. В 2008 году ему было присвоено ученое звание профессора по кафедре детской хирургии.

В 2004 году Дмитрий Морозов стал лучшим врачом России - лауреатом Первой Национальной премии «Призвание» в номинации «За проведение уникальной операции, спасшей жизнь человека». С 2004 года по 2005 годы Морозов проректор университета по научно-исследовательской работе. С 2005 года - заместитель директора по научно-исследовательской работе. В 2005 году вступил в Научный Совет по детской хирургии РАМН и МЗ РФ, проблемной комиссии «Хирургия новорожденных». Член Европейской Ассоциации детских хирургов.

С 2008 года по 2012 год - председатель Саратовского регионального отделения Российской ассоциации детских хирургов. С 2010 года - директор НИИ фундаментальной и клинической уронефрологии Саратовского государственного медицинского университета. С 2012 года - главный специалист детский хирург по Приволжскому федеральному округу.

С 2012 года по 2013 год - заместитель директора Московского НИИ педиатрии и детской хирургии МЗ России, заведующий отделением абдоминальной хирургии. С сентября 2013 года - директор НИИ детской хирургии. С октября 2015 года - руководитель отдела детской хирургии Научного Центра здоровья детей, заведующий отделением общей хирургии. С октября 2013 года - заведующий кафедрой детской хирургии и урологии-андрологии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.

С 2013 года - председатель Жюри ежегодных Российских научных студенческих конференций. Руководитель Школы мастерства «Детская хирургия» Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. Член редколлегий журналов: «Российский Вестник хирургии, анестезиологии и реаниматологии детского возраста», «Детская хирургия», «Лечение и профилактика». Член Правления Общества детских хирургов Москвы. В 2013 году был зарегистрирован в Федеральном реестре экспертов научно-технической сферы НИИ РИНКЦЭ министерства образования и науки РФ. Член и эксперт Общероссийского Народного Фронта, руководитель рабочей группы «Общество и власть - прямой диалог» Штаба ОНФ по городу Москва.

Морозов Дмитрий Анатольевич - детский хирург высшей категории. Сертифицирован по детской хирургии, эндоскопической хирургии, колопроктологии, детской урологии-андрологии. Автор свыше 470 печатных работ, включая монографии, атласы и учебные пособия; редактор нескольких российских научных сборников. С 2014 года - заместитель председателя Президиума Российской Ассоциации детских хирургов. Под его руководством защищено 7 кандидатских и одна докторская диссертации. Член Диссертационного Совета Саратовского ГМУ по специальности «урология», с 2015 года - член Диссертационного Совета Научного Центра здоровья детей по специальности «детская хирургия».

Дмитрий Анатольевич имеет звание - «Отличник здравоохранения РФ». Лауреат конкурса Союза педиатров России «Детский врач 2007 года», награжден Государственной Думой РФ. Награжден Почетной грамотой министерства здравоохранения РФ. Был удостоен дипломом III степени премии Российского конкурса «Лучший детский хирург России 2011 года». Отмечен Благодарственным письмом президента РФ.

В 2006-2007 годах был удостоен Гранта президента РФ по поддержке молодых докторов наук для исследования фертильности мужчин, в 2008-2009 - второго президентского Гранта для изучения обструктивного пиелонефрита у детей, а в 2010-2011 годах - третьего Гранта президента РФ с целью проведения исследований нефросклероза.

На выборах 18 сентября 2016 года Морозов Дмитрий Анатольевич был избран Депутатом Государственной Думы VII созыва от избирательного округа 0209, Черемушкинский - город Москва. Член фракции «Единая Россия». Председатель комитета ГД по охране здоровья. Дата начала полномочий - 18 сентября 2016 года.

В Государственной Думе седьмого созыва приступили к работе профильные комитеты. О том, какие первоочередные задачи стоят перед новым составом Комитета по охране здоровья, "РГ" рассказал его председатель Дмитрий Морозов.

Дмитрий Анатольевич, какой портфель законопроектов остался в наследство новому составу комитета от предыдущего?

Дмитрий Морозов: Сейчас в портфеле комитета на разных стадиях рассмотрения 70 законопроектов. И мы уже инициируем новые. Для сравнения: Госдума прошлого созыва за 5 лет рассмотрела около 140 проектов, касающихся охраны здоровья, приняла 55 из них. Так что масштаб предстоящей работы нам понятен. Но состав комитета очень сильный: из 20 человек 18 - врачи, это люди активные, с большим опытом, знающие проблемы не понаслышке.

Какие из законопроектов вы считаете приоритетными?

Дмитрий Морозов: Назову лишь несколько. Например, законопроекты о трансплантации органов, о психиатрической помощи и защите прав пациентов, об охране здоровья детей, закон о санитарной авиации, который будем рассматривать в ближайшее время. Или законопроект по школьной медицине, который мы инициируем. Как человек новый в законодательной власти, я проанализировал практику предшественников - таких крупных законов каждый созыв принимал 5-7, не больше. И это для нашего комитета шанс сделать нечто важное для страны, а с другой стороны - высочайшая ответственность за то, чтобы сделать их профессионально, с серьезной экспертной поддержкой, привлечь к этому профессиональные ассоциации, профильные научные институты, медицинское сообщество.

Новый состав комитета
 очень сильный:
 из 20 человек 18 - врачи

Какие острые проблемы здравоохранения должны решить новые законы?

Дмитрий Морозов: Начиная работу в Думе, мы первым делом встретились с министром здравоохранения Вероникой Игоревной Скворцовой. Обсудили самые острые проблемы здравоохранения, приоритетные задачи в русле Стратегии его развития. Мы сконцентрированы на 4-5 позициях. Первая из них - завершить программу строительства перинатальных центров. В течение года надо пустить в строй около 20, и тогда мы покажем, чего добились в этой сфере, а тут достижения потрясающие. Я врач, всю жизнь занимался хирургией новорожденных, и когда начинал, у нас младенческая смертность была 14 промилле, а сейчас - 6 промилле, хотя мы перешли на другие критерии живорожденности и выхаживаем новорожденных весом от 500 граммов. Но это невозможно было бы сделать без выстраивания всей системы. И как только мы закончим ее формирование, перейдем к следующему этапу - будем настаивать на совершенствовании педиатрической помощи. Потому что эти детки требуют серьезного долечивания.

Но та же проблема - отсутствие реабилитации - есть и в нашем здравоохранении в целом.

Дмитрий Морозов: Совершенно верно. Базовые лечебные технологии уже выверены, врачам все понятно. Например, пациенту выполнили шунтирование коронарных артерий, и это прекрасно, но он требует дальнейшего лечения, иначе весь результат операции сводится к нулю. И сейчас мы обсуждаем, что необходимо вводить сертификат лечения после оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Мне кажется, это весьма зрелые решения.

Какие еще проблемы ждут первоочередного решения?

Дмитрий Морозов: Важнейшее направление - информатизация здравоохранения. Тут мы завязли - от бумаг по-прежнему не удалось оторваться. Надо переходить на электронные формы, но у нас есть люди старших поколений, которые еще плохо работают с электронной формой. Но вопрос не требует отлагательства, руководством страны даны четкие задания по созданию "личного кабинета" пациента, и он в ближайшие годы будет создан, в этом нет сомнений. Каждый человек получит возможность зайти в свой электронный "личный кабинет", посмотреть свои анализы, рекомендации врача, записаться на прием и т.д. Или развитие санитарной авиации - на это необходимо изыскать средства. Это продвинет решение многих задач: поддержку авиастроения, создание вертолетных площадок и аэропортов, производство специальной портативной медтехники и т.д. Будем делать ставку на выездные формы лечения, а также на дистанционную медицину. Надо, чтобы любой человек, где бы он ни жил, знал, что у него есть все возможности получить качественную медицинскую помощь. Врачи у нас в регионах замечательные, главное - создать им для работы нормальные условия.

Однако федеральный бюджет на 2017 год претерпел серьезные сокращения, в том числе и по расходам на здравоохранение. Хватит ли средств, чтобы правильные законодательные решения были реализованы?

Дмитрий Морозов: Бюджет здравоохранения складывается из трех источников. Первый - федеральный бюджет, который действительно уменьшился. Второй - бюджет Федерального фонда ОМС, который значительно увеличился. И третий - региональные бюджеты. Так что консолидированный бюджет здравоохранения в следующем году будет больше почти на 200 миллиардов рублей. Кроме того, многие целевые программы будут получать субвенции, дотации и т.п. В трехлетнем бюджете по каждому году также есть прибавка, этот вопрос стоит на контроле президента и правительства.

Тем не менее и из регионов, и даже в Москве люди нередко жалуются на то, что в результате модернизации системы сократился коечный фонд, закрыты так называемые неперспективные больницы, а доступность медицинской помощи уменьшилась.

Дмитрий Морозов: Вопрос, конечно, серьезный. Но, во-первых, нам нужно четко определить, что входит в программу государственных гарантий бесплатной медпомощи. И выполнять ее полностью, без всяких оговорок - или давайте пересматривать ее так, как позволяют средства. Но прежде всего надо смотреть на результаты. Два года назад все обсуждали закрытие кардиологических отделений в Москве. Но ведь закрыли те, где не владели современными технологиями - например, не выполняли аортокоронарное шунтирование. В них пациенты с инфарктами лежали месяцами, а потом еще те, кто выжил, лежали в санаториях. Создали новые отделения - и результаты лечения инфарктов улучшились на 30 процентов, сейчас они среди лучших в Европе. Второе - многие ментально привязаны к койкам и коечному фонду. Я даже не говорю про сельские больнички, куда бабушки ложились зимой, чтобы просто полежать, отдохнуть, пообщаться. Бабушек жалко, но мы финансово такие стационары уже не тянем. Или ЦРБ, где не могут выполнять современные лапароскопические операции, и пациентов вынуждены везти в областной центр. Но мы предлагаем, во-первых, ввести законодательный запрет на ликвидацию или организацию медицинского учреждения без общественного обсуждения. Во-вторых, рассматриваем необходимость восстановить в здравоохранении вертикаль. Сейчас региональный министр не подчиняется федеральному, поэтому многие решения, казалось бы, не требующие никаких затрат, кроме здравого смысла, попросту виснут.

Мы предлагаем ввести законодательный запрет на ликвидацию или организацию медицинского учреждения без общественного обсуждения

Некоторые законодательные инициативы, мягко говоря, удивляют россиян. Вот приняли прекрасный закон по борьбе с курением, но уже слышим: не надо так жестко, надо смягчить. Или алкогольная политика - то принимаем ограничения, то говорят, что надо их отменить. Какую позицию будет занимать комитет, когда депутаты станут выдвигать подобные инициативы?

Дмитрий Морозов: Я надеюсь, от членов нашего комитета непродуманные популистские инициативы не будут исходить. Сейчас идет создание экспертных советов Госдумы, которые будут первыми оценивать каждый законопроект и давать рекомендации - вносить его или не стоит. Иначе Дума будет просто задыхаться, ведь по закону любой законопроект - даже тот, который явно будет отклонен, - должен пройти через все процедуры. Вот на днях мы рекомендовали к отклонению 8 подобных законопроектов. Комитет обязан иметь единую четкую позицию по серьезным вопросам здравоохранения. Постараемся быть интеллигентными, точными в экспертизе, в суждениях. Но при этом мы не отрицаем и право каждого на собственное мнение.

Дмитрий Анатольевич Морозов родился в 1971 году в Минске. В 1994 году с отличием окончил педиатрический факультет Саратовского государственного медицинского университета, а в 1996 году - клиническую ординатуру кафедры детской хирургии.

С 1996 до 2012 года работал на кафедре детской хирургии Саратовского государственного медицинского университета, с 2003 года - заведующим кафедрой и руководителем университетской клиники.

В 2000 году защитил докторскую диссертацию в Российском государственном медицинском университете им. Пирогова. С 2004 по 2010 год - проректор, затем заместитель директора по научно-исследовательской работе, а с 2010 года - директор НИИ фундаментальной и клинической уронефрологии Саратовского ГМУ.

В 2012-13 годах - заместитель директора Московского НИИ педиатрии и детской хирургии Министерства здравоохранения Российской Федерации.

С сентября 2013 года - директор НИИ детской хирургии, с октября 2015 года - руководитель отдела детской хирургии Научного центра здоровья детей.

С октября 2013 года - заведующий кафедрой детской хирургии и урологии-андрологии Первого Московского государственного медицинского университета им. Сеченова. Автор более 470 печатных работ, включая монографии, атласы и учебные пособия. Под его руководством подготовлены и защищены семь кандидатских и одна докторская диссертации.

Дмитрий Морозов: Будем привлекать к работе над законопроектами экспертное сообщество. Фото: Пресс-служба ГД

«Единая Россия» определилась с кандидатом на пост главы Комитета по охране здоровья Государственной думы седьмого созыва – как и Vademecum, комитет возглавит детский хирург Дмитрий Морозов. Геннадий Онищенко и Николай Герасименко, также называвшиеся в числе претендентов на эту позицию, получат в комитете свои кресла и полномочия, которые будут определены позже. В целом же думский Комитет по охране здоровья, отошедший по межфракционному «пакетному соглашению» от ЛДПР единороссам, лишился как минимум четырех ключевых депутатов.

В числе не прошедших в новую Думу бывших «профильных» депутатов – член центрального штаба ОНФ Разиет Натхо, занимавшая в 2009–2011 годах пост министра здравоохранения Республики Адыгея. В Госдуме шестого созыва Натхо занималась вопросами лекарственного обеспечения, финансирования лечения пациентов, страдающих редкими заболеваниями, а выборную кампанию 2016 года проиграла в Адыгейском одномандатном округе самовыдвиженцу. Покинет комитет и Салия Мурзабаева, отметившаяся в прошлом созыве борьбой с распространением стероидов и призывами к пересмотру финансирования программы «Земский доктор». «В текущей выборной кампании Мурзабаева не принимала участия», – рассказал Vademecum ее помощник. Коллега Мурзабаевой, в прошлом депутат «Единой России» Лариса Фечина также не сможет принять участие в работе комитета во время седьмого созыва – избиратели не поддержали ее кандидатуру на выборах.

Остался без мандата и Сергей Дорофеев, ранее занимавший пост заместителя руководителя комитета. На его счету множество резонансных инициатив, от восстановления системы вытрезвителей до выплат компенсаций на лекарства для инвалидов и детей с ограниченными возможностями, а также поддержки санкций для аптек, завышающих цены на лекарства. Отдельную известность Дорофеев получил как борец с табакокурением – в октябре 2015 года он внес на рассмотрение Госдумы одобренный правительством законопроект об ограничении количества сигарет в пачке.

Большинство опрошенных Vademecum бывших членов комитета, получивших свежие думские мандаты, подтвердили свое намерение выступать в прежнем законотворческом качестве. «Конечно, я бы хотел продолжить работать в Комитете по охране здоровья, а там уже как руководство [партии. – Vademecum] решит. Я врач, и для меня это логично», – говорит депутат, координатор Центра ОНФ по мониторингу качества и доступности здравоохранения Николай Говорин. Подтвердили намерения попасть в комитет депутаты Александр Кравец, Василий Максимов, Александр Прокопьев, Николай Герасименко, Сергей Фургал. Последний, не получив в этом созыве пост председателя комитета, тем не менее уже строит планы по продвижению законопроектов в Госдуме нового созыва. «То, что сегодня происходит со здравоохранением на Дальнем Востоке [депутат выдвигался в Думу от Хабаровского края. – Vademecum], вообще разумному осмыслению не подвергается. Ситуация близка к коллапсу – обеспеченность медицинским персоналом в больницах – 50–70%. Проблема нарастает, мы не можем привлечь на работу молодежь. С узкими специалистами детского профиля у нас вообще катастрофа. А новая реформа образования наслаивается на уже существующие проблемы», – говорит Фургал. По его мнению, необходимо изменить подход к финансированию здравоохранения на Дальнем Востоке: «Из-за низкой плотности населения система не может работать исключительно на средства фонда ОМС».

Среди новобранцев комитета, помимо уже называвшегося собеседниками Vademecum экс-главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко, депутат от «Единой России» Валерий Елыкомов, на прошлой неделе оставивший пост главврача Алтайской краевой клинической больницы. Подтвердить эту информацию – ни у самих депутатов, ни в думской фракции «ЕР» – не удалось. Дмитрий Морозов также не стал ни подтверждать, ни опровергать свое выдвижение на пост главы комитета. Известно лишь, что окончательный состав комитета будет утверждаться 5 октября на первом заседании Госдумы седьмого созыва.

14.05.2018 18:26:15

Федеральное законодательство в сфере оказания психиатрической помощи населению нуждается в серьезном реформировании, на сегодняшний день далеко не все вопросы в этой области отрегулированы должным образом. Более того, существуют такие острые проблемы, которые нуждаются в незамедлительных решениях. Об этом заявил заместитель Председателя комитета ГД по охране здоровья, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ», врач-психиатр, д.м.н. Николай Говорин , открывая заседание «круглого стола» «Законодательное регулирование охраны психического здоровья населения Российской Федерации», который состоялся в Госдуме в понедельник, 14 мая.

«В этом зале собрались ведущие эксперты, депутаты разного уровня, представители органов исполнительной власти. В ходе подготовки к «круглому столу» стала очевидной необходимость создания рабочей группы при комитете по охране здоровья на долгосрочной основе, члены которой будут собираться с определенной периодичностью для обсуждения отдельных конкретных проблем и вопросов, определяя законодательные инициативы с позиции их актуальности, а главное их неотложности», – заявил он.

Появляются новые социальные и медицинские проблемы, которые требуют совершенствования законодательства именно в сфере охраны психического здоровья населения, продолжил Говорин. «Это касается высокого уровня распространения социально стрессовых расстройств, невротических нарушений, депрессий, когнитивных нарушений, а главное – высокой коморбидности психических и соматических расстройств», – сказал он.

По словам депутата, особую актуальность в обществе представляют психические расстройства у детей и подростков, включая поведенческие аффективные расстройства, высокий уровень самоубийств и подростковую агрессию, зависимость от психоактивных веществ, расстройство пищевого поведения. «Вот тот неполный перечень проблем, которые сегодня являются чрезвычайно важными и требуют не только клинического лечебного решения, но и изменения законодательства», – считает Говорин.

Психические расстройства, отметил он, становятся все большим экономическим бременем для государства. «Мы обращаем внимание на рост первичной инвалидности среди детей, и, к сожалению, на протяжении последних трех лет в структуре причин такой инвалидности отчетливо первое место занимают именно психические расстройства», – сказал выступающий. «Сотрудники Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В. П. Сербского проделали большую работу по систематике мер принудительного характера и сформулировали основные предложения для законодателей. Отмечается, что до сих нет эффективного законодательного регулирования охраны стационарных отделений судебно-психиатрической экспертизы, что вызывает очень серьезные проблемы и нарекания в субъектах. В Госдуму по этому поводу поступают обращения. Не устранены противоречия, касающиеся легитимности амбулаторных судебно-психиатрических учреждений или отделений», – перечислил депутат.

Николай Говорин заострил внимание на вопросе повышения доступности психиатрической помощи населению. Вопрос, который сейчас активно обсуждается в профессиональном сообществе – нормативно-правовое регулирование диагностики и лечения тревожных и депрессивных расстройств врачами первичного звена. «В настоящее время это противоречит закону о психиатрической помощи, который в п. 2 ст. 20 регламентирует, что установление диагноза психического расстройства и заболевания и принятие решения об оказании психиатрической помощи в недобровольном порядке является исключительным правом врача-психиатра, при этом заключение врача другой специальности о состоянии психического здоровья носит предварительных характер. С другой стороны, учитывая высокий уровень распространенности невротических заболеваний существует реальная проблема снижения доступности психиатрической помощи населению в первую очередь в амбулаторно-поликлиническом звене, – констатировал он. – Мы в профессиональном сообществе должны продумать объем тех компетенций, которые можно делегировать врачам общей практики, в том числе врачам-неврологам».

Особое внимание – кадровому обеспечению. «Реализуя поручение Президента в части модернизации амбулаторно-поликлинического звена, особое место должны занимать вопросы подготовки медицинских кадров и расширение их компетенции в области ранней диагностики, в том числе, как мы считаем, психических, наркологических расстройств», – добавил Говорин.

По его словам, в серьезной ревизии нуждается, в частности, законодательство по применению принудительных мер медицинского характера. В проекте рекомендаций «круглого стола» говорится, что следует законодательно предусмотреть порядок помещения психически больных, в отношении которых вынесено судебное решение о назначении принудительных мер медицинского характера, а также государственный орган, обязанный осуществлять доставку этих лиц на принудительное лечение в стационары; порядок исполнения принудительного лечения в отношении лиц с психическими расстройствами, совершивших общественно опасные деяния.

Свои подходы по решению существующих проблем предложили ведущие ученые и специалисты. На заседании, в частности, выступили главный психиатр Минздрава РФ Зураб Кекелидзе , член-корреспондент РАН, руководитель отдела пограничной психиатрии Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В. П. Сербского Юрий Александровский , Президент Российского общества психиатров, профессор, д.м.н. Николай Незнанов , директор Московского НИИ психиатрии Минздрава России Валерий Краснов и другие.

Николай Незнанов привел данные Минздрава, согласно которым порядка 20% населения России нуждаются в помощи специалистов, занимающихся проблемами психического здоровья. При этом обращаемость достаточно низкая. Доминирующее положение в структуре таких заболеваний занимают аффективные расстройства, расстройства тревожно-депрессивного спектра. Потребность в психотропных препаратах оценивается как весьма высокая. Ученый подробно рассказал о том, как депрессия и прочие психические расстройства влияют на развитие различных тяжелых заболеваний, таких как сахарный диабет и онкология.

«При таком масштабе проблемы психиатрическая служба справиться не может сама по себе, – констатировал Валерий Краснов. – Мы не должны пренебрегать опытом большинства стран мира, которые наладили систему взаимодействия врачей-психиатров и основательно подготовленных в области психиатрии врачей общей практики, имеющих за плечами по крайней мере два-три года резидентуры. У нас применение такого опыта также возможно». Директор Московского НИИ психиатрии нашел прототип в дореволюционной России: «Это земские доктора, которые могли помогать на первых этапах всем, но тяжелые случаи передавали профильным специалистам».

«Наше заседание посвящено сложной, но в то же время очень важной проблеме. Наша работа будет продолжена, мы планируем выйти на конструктивные и конкретные предложения, которые могут стать проектами федеральных законов», – подытожил Николай Говорин.