Елена Блаватская: запрещенная история и тайные общества. Елена Блаватская: «русская ведьма», которая обманула весь мир

Елена Блаватская признана величайшим оккультистом Запада, а ее «Тайная доктрина» до сих пор обсуждается в высших кругах! Что же это была за женщина?

1. Детство Елены Блаватской
2. Какими сверхспособностями владела Блаватская?
3. Странствия Елены Блаватской
4. Дальнейшая судьба и развитие сверхспособностей
5. «Тайная доктрина» Елены Блаватской

Детство Елены Блаватской

Елена фон Хан родилась в семье аристократов на юге Российской империи в Екатеринославле (сейчас Днепр, Украина) 12 августа в 1831 году.

Ее родителями были Петер фон Хана и одаренная русская писательница Елена Фадеева, родословная которой начиналась от самих Рюриков. Мать умерла, когда девочке было около одиннадцати лет, и ей пришлось переехать жить к дедушке, которого на тот момент назначили губернатором Саратовской губернии.

С раннего детства Елена Блаватская выделялась среди других детей!

Ее экстрасенсорные способности и таланты не раз удивляли и восхищали семью. Также она имела исключительные способности к иностранным языкам, была талантливой пианисткой и художницей, великолепной и бесстрашной наездницей.

Какими сверхспособностями владела Блаватская?

С юных лет Елена Блаватская рассказывала своим домашним, что постоянно видит различных существ, призраков и слышит загадочные и красивые звуки. Особо часто она упоминала о важном и благородном индусе, которого она видела, как во сне, так и наяву. Она уверяла, что это Хранитель, который убережет ее от многих бед и несчастий.

Через несколько лет выяснилось, что этот индус не кто иной, как Махатма Мориа¹, ее духовный Учитель.

Их знакомство состоялось в 1852 году в Лондоне. Махатма Мориа сказал Елене, что ему нужна ее помощь, что ей следует приехать в Тибет и провести там три года.

Психические способности Блаватской до сих пор ставят под сомнение, хотя очевидцы говорили, что она неоднократно:

  • предсказывала будущие события,
  • могла читать нераспечатанные письма,
  • бесконтактно двигать предметы и т.д.

Блаватская одной из первых предсказала:

  • появление ядерного оружия,
  • начало войны,
  • предвидела многочисленные открытия и изобретения в области физики,
  • говорила о покорении Космоса в XX веке.

Также она говорила, что у Солнца есть пульс, как и у сердца человека, но с промежутком в одиннадцать лет. Это предположение позже было научно доказано Александром Чижевским².

Одно из ее предсказаний гласит, что настанет время, когда русский народ заинтересуется буддизмом, реинкарнацией³, кармой и вегетарианством.

Странствия Елены Блаватской

Стремясь выйти из-под опеки отца, Блаватская решила выйти замуж в восемнадцать лет за сорокалетнего вице-губернатора Эриванской провинции Н. Блаватского, но спустя три месяца убежала от мужа. Так и начались ее бесчисленные странствия.

На протяжении жизни Елена Блаватская побывала почти во всех развитых странах мира, ей дважды удалось совершить путешествие вокруг земного шара, и она стала одной из первых русских женщин, которым удалось получить гражданство в Соединенных штатах.

Дальнейшая судьба и развитие сверхспособностей

Первое путешествие в Тибет 1852 г. было неудачным, ей пришлось вернуться в Англию и, спустя год, снова уехать в Штаты. Осенью 1855 года Блаватской удалось добраться до Кашмира⁴ и Ладакха⁵, а оттуда уже в Тибет.

В горной стране она прожила три года, получая оккультные знания от своего Учителя Махатмы Мориа, занимаясь мистическими практиками и развивая сверхспособности.

В 1858 году она уезжает из Тибета во Францию, после в Германию, и далее в Россию, где какое-то время живет у своей сестры в Пскове. В 1860-1865 гг. Блаватская жила на Кавказе, чтобы укрепить здоровье, несколько подорванное неумением контролировать свои сверхспособности.

В 1865 г. она вновь уезжает из России и путешествует по странам Средиземноморья и Африки.

Посетив в Тибет в 1868 году, Блаватская знакомится и обучается у Мастера Кут Хуми⁶. Через пять лет, выполняя поручение своих учителей, она отправляется в Соединенные Штаты.

В Америке судьба подарила Елене знакомство с Генри Олкоттом⁷, журналистом, юристом и военным в отставке. Они прожили вместе до конца жизни. В 1975 году они стали соучредителями Теософского сообщества⁸, основной целью которого было объединить религию, философию и науку, а также изучение сверхспособностей и возможностей человека.

«Тайная доктрина» Елены Блаватской

В последний раз Блаватская посетила Индию в 1984 году. Несколько последних лет жизни она провела в Лондоне, где и создала свое главное сочинение «Тайную доктрину». Трехтомный труд вышел в 1988 году и мгновенно привлек внимание всего мирового сообщества.

Несмотря на нападки и громкую критику, «Тайную доктрину» читали и перечитывали выдающиеся умы того времени. Махатма Ганди⁹ как-то признался, что для него была большая честь даже прикоснуться к одеждам Елены Блаватской.

В 20-х годах «Тайная доктрина» попала в руки Адольфа Гитлера…

Именно из трудов Блаватской Гитлер¹⁰ узнал, что немецкий народ является прямым наследником и потомком ариев, имеющих право устанавливать новые порядки и законы.

Если бы Блаватская могла предположить, какие последствия будут иметь ее высказывания…

Елена Петровна Блаватская скончалась в мае 1891 года, когда в Англии случилась сильнейшая эпидемия гриппа. Тело кремировали в Уокинге (графство Суррей), а прах поделили на три части, одна из которых хранится в Мадрасе, вторую отвезли в Нью-Йорк, а третью оставили в Лондоне.

1991 год был объявлен ЮНЕСКО годом Елены Блаватской.

Это была действительно легендарная женщина. За свои труды и учения, за верность своей миссии и за свои сверхспособности Елена Петрвна Блаватская была признана величайшим оккультистом в истории Западной цивилизации.

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Махатма Мориа - один из «Учителей Мудрости», в Учении Вознесённых Владык (под именем Эль Мория) - один из «Вознесённых Владык» (Википедия).

² Александр Леонидович Чижевский (26 января (7 февраля) 1897 - 20 декабря 1964) - советский учёный, биофизик (основоположник гелиобиологии), философ, поэт, художник (Википедия).

³ Переселение душ, перевоплощение, реинкарнация, - группа религиозных философских представлений, согласно которым бессмертная сущность живого существа (в некоторых вариациях - только людей) перевоплощается снова и снова из одного тела в другое (Википедия).

⁴ Кашмир - спорная область на северо-западе полуострова Индостан, исторически бывшее княжество в Гималаях (Википедия).

⁵ Ладакх, или Ладак - историческая и географическая область, в настоящее время входящая в состав индийского штата Джамму и Кашмир (Википедия).

⁶ Кут Хуми, иногда Кутхуми, реже Кут Хуми Лал Сингх, чаще Учитель К. Х. или просто К. Х. - в теософии один из Учителей Вневременной Мудрости (Википедия).

⁷ Генри Стил Олкотт (2 августа 1832 - 17 февраля 1907) - один из основателей и первый президент Теософского Общества, участник Гражданской войны в США, полковник, юрист, журналист и писатель (Википедия).

⁸ Теософское общество Адьяр - базовое подразделение международного сообщества теософов (Википедия).

⁹ Мохандас Карамчанд «Махатма» Ганди - индийский политический и общественный деятель, один из руководителей и идеологов движения за независимость Индии от Великобритании (Википедия).

¹⁰ Адольф Гитлер - основоположник и центральная фигура национал-социализма, основатель тоталитарной диктатуры Третьего рейха, вождь (фюрер ) Национал-социалистической немецкой рабочей партии (1921-1945), рейхсканцлер (1933-1945) и фюрер (1934-1945) Германии, верховный главнокомандующий вооружёнными силами Германии (с 19 декабря 1941) во Второй мировой войне (

Писательница Елена Блаватская родилась 31 июля 1831 года в городе Екатеринославе (нынешний Днепропетровск). У нее была знатная родословная. Ее предки были дипломатами и известными чиновниками. Двоюродный брат Елены - Сергей Юльевич Витте - занимал должность министра финансов Российской империи с 1892 по 1903 год.

Семья и детство

При рождении Елена Блаватская имела немецкую фамилию Ган, которая ей досталась от отца. Из-за того что он был военным, семье приходилось постоянно перемещаться по всей стране (Санкт-Петербург, Саратов, Одесса и т. д.). В 1848 году девушка была помолвлена с Никифором Блаватским - губернатором Эриванской губернии. Однако брак продлился недолго. Спустя несколько месяцев после свадьбы Елена Блаватская сбежала от мужа, после чего отправилась странствовать по всему миру. Первым пунктом ее путешествия стал Константинополь (Стамбул).

Елена Блаватская о России и своих детских годах на родине вспоминала с теплом. Семья обеспечивала ее всем необходимым, предоставив качественное образование.

Путешествия в юности

В турецкой столице девушка занималась тем, что выступала в цирке наездницей. Когда в результате несчастного случая она Елена решила перебраться в Лондон. Деньги у неё были: она и сама зарабатывала, и получала переводы, посылаемые ей отцом Петром Алексеевичем Ганом.

Поскольку Елена Блаватская не вела дневников, то ее судьба во время странствий отслеживается довольно нечетко. Многие ее биографы расходятся во мнении, где она успела побывать, а какие маршруты остались только в слухах.

Чаще всего исследователи упоминают, что в конце 40-х годов писательница отправилась в Египет. Причиной тому стали увлечения алхимией и масонством. Многие члены лож имели в своих библиотеках книги, обязательные для прочтения, среди которых были тома египетской «Книги мертвых», «Кодекса Назареев», «Мудрости Соломона» и т. д. Для масонов существовало два главных духовных центра - Египет и Индия. Именно с этими странами связаны многочисленные изыскания Блаватской, в том числе и «Разоблаченная Изида». Однако книги она напишет уже в преклонном возрасте. В молодости же девушка набиралась опыта и практических знаний, живя непосредственно в среде разных мировых культур.

Прибыв в Каир, Елена отправилась в пустыню Сахару, чтобы изучать Древнеегипетскую цивилизацию. Этот народ не имел ничего общего с арабами, которые уже несколько столетий властвовали на берегах Нила. Знания древних египтян распространялись на самые различные дисциплины - от математики до медицины. Именно они стали предметом скрупулезного изучения Елена Блаватской.

После Египта была Европа. Здесь она предалась искусству. В частности, девушка брала уроки игры на пианино у знаменитого богемского виртуоза Игнаца Мошелеса. Набравшись опыта, она даже давала публичные концерты в европейских столицах.

В 1851 году Елена Блаватская побыла в Лондоне. Там ей удалось впервые встретиться с настоящим индусом. Им был Махатма Мория. Правда, до сегодняшнего дня не найдено никаких доказательств существования этого человека. Возможно, он был иллюзией Блаватской, практиковавшей различные эзотерические и теософские обряды.

Так или иначе, Махатма Мория стал источником вдохновения для Елены. В 50-е годы она оказалась в Тибете, где изучала местный оккультизм. По разным оценкам исследователей, Елена Петровна Блаватская пробыла там около семи лет, периодически отправляясь в путешествия по другим частям света, в том числе и США.

Формирование теософского учения

Именно в эти годы сформировалось учение, которое исповедовала и пропагандировала в своих работах Елена Петровна Блаватская. Это была своеобразная форма теософии. Согласно ей, человеческая душа едина с божеством. Это означает, что в мире есть некие знания за пределами науки, которые доступны только избранным и просветленным. Это была форма религиозного синкретизма - помеси множества культур и мифов разных народов в одном учении. Это неудивительно, ведь Блаватская впитала в себя знания о многих странах, где она успела побывать в молодости.

Самое большое влияние на Елену оказала которая развивалась изолированно на протяжении многих тысячелетий. Также теософия Блаватской включала в себя буддизм и брахманизм, популярные среди В своем учении Елена использовала термины "карма" и "реинкарнация". Учение теософии повлияло на таких знаменитых людей, как Махатма Ганди, Николай Рерих и Василий Кандинский.

Тибет

В 50-е годы Россию периодически (так сказать, наездами) посещала Елена Блаватская. Биография женщины удивляла местную публику. Она проводила многолюдные ставшие популярными в Санкт-Петербурге. В начале 60-х женщина побывала на Кавказе, Ближнем Востоке и в Греции. Тогда же она попыталась впервые организовать общество последователей и единомышленников. В Каире она принялась за дело. Так появилось «Спиритическое общество». Однако оно просуществовало недолго, зато стало еще одним полезным опытом.

Далее последовало очередное длительное путешествие на Тибет - тогда Блаватская посетила Лаос и Каракорумские горы. Ей удалось побывать в закрытых монастырях, куда не ступала нога ни одного европейца. Зато таким гостем стала Елена Блаватская.

Книги женщины содержали много отсылок к культуре Тибета и жизни в буддистских храмах. Именно там были получены ценные материалы, вошедшие в издание «Голос безмолвия».

Знакомство с Генри Олкоттом

В 70-е годы Елена Блаватская, философия которой стала популярной, начала деятельность проповедника и духовного учителя. Тогда же она перебралась в США, где получила гражданство и прошла процедуру натурализации. Тогда же ее основным соратником становится Генри Стил Олкотт.

Это был юрист, получивший звание полковника во время Гражданской войны в США. Был назначен на должность специального уполномоченного военного министерства для расследования коррупции в компаниях, поставляющих боеприпасы. После войны стал успешным адвокатом и членом нью-йоркской коллегии, пользующейся авторитетом. Его специализация включала в себя налоги, пошлины и страхование имущества.

Знакомство Олкотта со спиритизмом произошло еще в 1844 году. Гораздо позже он познакомился с Еленой Блаватской, с которой отправился путешествовать по миру и преподавать. Также он помог ей начать писательскую карьеру, когда женщина принялась за рукописи «Разоблаченной Изиды».

Теософское общество

17 ноября 1875 года Елена Блаватская и Генри Олкотт основали Теософское общество. Его главной целью было желание объединить единомышленников по всему миру, вне зависимости от расы, пола, касты и веры. Для этого была организована деятельность по изучению и сравнению различных наук, религий и философских школ. Все это делалось для того, чтобы познать неизвестные человечеству законы природы и мироздания. Все эти цели были закреплены в уставе Теософского общества.

Помимо основателей, в него вступило множество известных лиц. Например, это был Томас Эдисон - предприниматель и изобретатель, Уильям Крукс (президент Лондонского Королевского общества, химик), французский астроном Камиль Фламмарион, астролог и оккультист Макс Гендель и т. д. Теософское общество стало площадкой для духовных споров и диспутов.

Начало писательской деятельности

Чтобы распространить учение своей организации, Блаватская и Олькотт в 1879 году отправились в Индию. В это время писательская деятельность Елены переживает расцвет. Во-первых, женщина регулярно издает новые книги. Во-вторых, она зарекомендовала себя как глубокий и интересный публицист. Ее талант был оценен и в России, где Блаватская печаталась в «Московских ведомостях» и «Русском вестнике». Тогда же она являлась редактором собственного журнала «Теософ». В нем, например, впервые появился перевод на английский язык главы из романа Достоевского «Братья Карамазовы». Это была притча о Великом инквизиторе - центральный эпизод последней книги великого русского писателя.

Путешествия Блаватской легли в основу ее мемуаров и путевых записок, изданных в различных книгах. В качестве примера можно привести произведения «Загадочные племена на голубых горах» и «Из пещер и дебрей Индостана». В 1880 году буддизм становится новым объектом исследований, которые проводила Елена Блаватская. Отзывы на ее труды печатались в самых разных газетах и сборниках. Для того чтобы узнать о буддизме как можно больше, Блаватская и Олькотт отправились на Цейлон.

«Разоблаченная Изида»

«Разоблаченная Изида» была первой крупной книгой, изданной Еленой Блаватской. Она вышла в двух томах в 1877 году и содержала огромный пласт знаний и рассуждений об эзотерической философии.

Помимо этого, «Изида» рассматривала религиозные учения: индуизм, буддизм, христианство, зороастризм. Сначала книга задумывалась как обзор восточных школ философии. Работа началась накануне основания Теософского общества. Организация этой структуры задержала выпуск произведения. Только после того, как в Нью-Йорке было объявлено об учреждении движения, началась интенсивная работа по написанию книги. Блаватской активно помогал Генри Олкотт, который именно в то время стал ее главным соратником и сподвижником.

Как вспоминал сам бывший юрист, никогда еще Блаватская не работала с таким усердием и выносливостью. По сути, она обобщила в своем труде весь многогранный опыт, полученный за долгие годы путешествий по разным уголкам мира.

Поначалу книга должна была получить название «Ключ к таинственным вратам», о чем автор сообщила в письме к Александру Аксакову. Позже было решено озаглавить первый том как «Покрывало Изиды». Однако британский издатель, работавший над первым тиражом, узнал, что книга с таким наименованием уже вышла (это был распространенный теософский термин). Поэтому был принят окончательный вариант «Разоблаченная Изида». В нем нашел свое отражение юношеский интерес Блаватской к культуре Древнего Египта.

У книги было множество идей и целей. За долгие годы исследователи творчества Блаватской по-разному формулировали их. Например, первая публикация в Великобритании содержала предисловие от издателя. В нем он сообщал читателю, что книга содержит в себе самое большое количество источников по теософии и оккультизму, какое только существовало в литературе прежде. А это означало, что читатель мог максимально приблизиться к ответу на вопрос о существовании тайного знания, которое служило истоком всех религий и культов народов мира.

Александр Сенкевич (один из самых авторитетных исследователей библиографии Блаватской) по-своему формулировал основной посыл «Разоблаченной Изиды». В своей работе, посвященной биографии писательницы, он объяснял, что эта книга является образцом критики церковной организации, собранием теорий о психических феноменах и секретов природы. «Изида» анализирует тайны каббалистического учения, эзотерические идеи буддистов, а также их отражение в христианстве и других мировых религиях. Также Сенкевич отмечал, что Блаватской удалось доказать существование субстанций нематериального характера.

Особое внимание уделяется тайным сообществам. Это масоны и иезуиты. Их знания стали плодородной почвой, которой пользовалась Елена Блаватская. Цитаты из «Изиды» позже стали массово появляться в оккультных и теософских трудах ее последователей.

Если первый том издания был сфокусирован на изучении науки, то второй, наоборот, рассматривал теологические вопросы. В предисловии автор объяснила, что конфликт этих двух школ является ключевым в познании мироустройства.

Блаватская критиковала тезис научного знания о том, что в человеке отсутствует духовное начало. Писательница пыталась найти его с помощью разных религиозных и духовных учений. Некоторые исследователи творчества Блаватской отмечают, что в своей книге она предлагает читателю бесспорные доказательства существования магии.

Второй теологический том анализирует различные (например, христианскую Церковь) и критикует их за лицемерное отношение к собственному учению. Иначе говоря, Блаватская заявляла, что адепты предавали свои истоки (Библию, Коран и т. д.).

Автор рассмотрела учения известных мистиков, которые противоречили мировым религиям. Исследуя эти философские школы, она пыталась найти общий корень. Многие ее тезисы были и антинаучны, и антирелигиозны. За это «Изида» была раскритикована самыми разными читателями. Но это не помешало ей приобрести культовую популярность у другой части аудитории. Именно успех «Разоблаченной Изиды» позволил Блаватской расширить ее Теософское общество, которое обзавелось членами во всех уголках мира, от Америки до Индии.

«Голос Безмолвия»

В 1889 году была издана книга «Голос Безмолвия», автором которой выступила все та же Елена Блаватская. Биография этой женщины гласит, что это была удачная попытка объединить под одной обложкой многочисленные теософские изыскания. Главным для «Голоса Безмолвия» стало пребывание писательницы на Тибете, где она познакомилась с учением буддистов и изолированной жизнью местных монастырей.

На этот раз Блаватская не стала сравнивать или оценивать несколько философских школ. Она принялась за фактурное описание буддистского учения. В нем присутствует подробный разбор таких терминов, как «Кришна», или «Высшее Я». Большая часть книги была выдержана в буддистском стиле. При этом она не являлась ортодоксальным изложением этой религии. В ней присутствовала привычная для Блаватской мистическая составляющая.

Этот труд стал особенно популярным у буддистов. Он выдержал много переизданий в Индии и на Тибете, где для многих исследователей стал настольной книгой. Ее высоко оценивали Далай-ламы. Последний из них (кстати, ныне живущий) сам написал предисловие для «Голоса Безмолвия» в сотую годовщину первого издания. Это отличный фундамент для тех, кто хочет познать и понять буддизм, в том числе и школу дзен.

Книга была подарена писательницей Льву Толстому, который в свои последние годы усиленно изучал самые разные религии. Дарственный экземпляр и сейчас хранится в Ясной Поляне. Автор подписала обложку, назвав Толстого «одним из немногих, кто может постичь и понять то, что там написано».

Сам граф тепло отзывался о подарке в своих публикациях, где он компилировал мудрые выдержки из повлиявших на него книг («На каждый день», «Мысли мудрых людей», «Круг чтения»). Также писатель в одном из своих личных писем сообщил, что «Голос Безмолвия» содержит много светлого, но также затрагивает вопросы, которые человек познать вообще не в состоянии. Также известно, что Толстой читал журнал «Теософ» Блаватской, который очень ценил, о чем говорил в своем дневнике.

«Тайная доктрина»

«Тайная доктрина» считается последним произведением Блаватской, в котором она подытожила все свои знания и умозаключения. При жизни писательницы были изданы первые два тома. Третья книга увидела свет уже после ее смерти в 1897 году.

Первый том анализировал и сопоставлял различные взгляды на Второй рассматривал человеческую эволюцию. В нем затронуты расовые вопросы, а также исследован путь развития людей как биологического вида.

Последний том был сборником биографий и учений некоторых оккультистов. Большое влияние на «Тайную доктрину» оказали стансы - стихи из Книги Дзиан, которые часто цитировались на страницах произведения. Другим источником фактуры стала предыдущая книга «Ключ к теософии».

Новая публикация отличалась особенным языком. Писательница использовала огромное количество символов и образов, порожденных самыми разными религиями и философскими школами.

«Тайная доктрина» стала продолжением «Разоблаченной Изиды». По сути, это был более глубокий взгляд на вопросы, обрисованные в первой книге писательницы. А в работе над новым изданием Блаватской помогало её Теософское общество.

Работа над написанием этого монументально труда стала самым тяжелым испытанием, которое пережила Елена Блаватская. Книги, изданные ранее, не отбирали так много сил, как эта. Многочисленные свидетели позже в своих мемуарах отмечали, что автор доводила себя до полного исступления, когда одна страница могла переписываться до двадцати раз.

Огромная помощь в деле издания этого труда была оказана Арчибальдом Кейтли. Он являлся членом Теософского общества с 1884 года, а на момент написания книги был генеральным секретарем его отделения в Великобритании. Именно этот человек собственноручно отредактировал кипу листов высотой в метр. В основном коррективы затронули пунктуацию и некоторые моменты, важные для будущего издания. Его финальный вариант был представлен писательнице в 1890 году.

Известно, что «Тайную доктрину» увлеченно перечитывал великий русский композитор Александр Скрябин. Одно время ему были близки теософские идеи Блаватской. Мужчина постоянно держал книгу на своем рабочем столе и публично восхищался знаниями писательницы.

Последние годы

Деятельность Блаватской в Индии увенчалась успехом. Там были открыты отделения Теософского общества, которое пользовалось популярностью среди местного населения. В последние свои годы Елена жила в Европе и перестала путешествовать из-за ухудшения здоровья. Вместо этого она принялась активно писать. Именно тогда выходит большая часть ее книг. Блаватская умерла 8 мая 1891 года в Лондоне, после того как переболела тяжелой формой гриппа.

Елену Блаватскую можно назвать одной из самых влиятельных женщин в мировой истории. Ее называли «русским сфинком»; она открыла миру Тибет и «соблазнила» западную интеллигенцию оккультными науками и восточной философией.

Дворянка из Рюриковичей

Девичья фамилия Блаватской - фон Ган. Её отец принадлежал к роду наследных макленбургских принцев Ган фон Ротенштерн-Ган. По линии бабушки родословная Блаватской восходит к княжескому роду Рюриковичей.

Мать Блаватской, романистку Елену Андреевну Ган, Виссарион Белинский называл «русской Жорж Санд»

Родилась будущая «современная Изида» в ночь с 30 на 31 июля 1831 года (по старому стилю) в Екатеринославе (Днепропетровск). В своих воспоминаниях о детстве она писала скупо: «Моё детство? В нём баловство и проказы с одной стороны, наказания и ожесточения с другой. Бесконечные болезни до семи-восьми лет… Две гувернантки - француженка мадам Пенье и мисс Августа София Джефрис, старая дева из Йоркшира. Несколько нянек… Солдаты отца заботились обо мне. Мать умерла, когда я была ребёнком».

Блаватская получила великолепное домашнее образование, ещё в детстве выучила несколько языков, училась музыке в Лондоне и Париже, была хорошей наездницей, хорошо рисовала.

Все эти умения позже пригодились ей во время странствий: она давала фортепианные концерты, работала в цирке, изготовляла краски и делала искусственные цветы.

Блаватская и призраки

Блаватская ещё в детстве отличалась от своих сверстников. Она часто говорила домочадцам о том, что видит разных странных существ, слышит звуки загадочных колокольчиков. Особое впечатление на неё производил величественный индус, которого не замечали другие. Он же, по её словам, являлся ей во снах. Она называла его Хранителем и говорила, что он спасает её от всех бед.

Как позже напишет Елена Петровна, это был Махатма Мориа, один из ее духовных учителей. Она встретила его «вживую» в 1852 году в лондонском Гайд-парке. Графиня Констанс Вахтмейстер, вдова шведского посла в Лондоне, со слов Блаватской передала подробности того разговора, в котором Учитель сказал, что ему «требуется её участие в работе, которую он собирается предпринять», а также, что «ей придётся провести три года в Тибете, чтобы подготовиться к выполнению этой важной задачи».

Путешественница

Привычка к переездам у Елены Блаватской была сформирована ещё в годы её детства. Из-за служебного положения отца семье приходилось часто менять место жительства. После смерти матери в 1842 году от чахотки воспитание Елены и её сестер взяли на себя бабушка и дедушка.

В возрасте 18 лет Елена Петровна была помолвлена с 40-летним вице-губернатором Эриванской губернии Никифором Васильевичем Блаватским, однако через 3 месяца после свадьбы Блаватская от мужа сбежала.

Дед отправил её к отцу с двумя сопровождающими, но Елене удалсь бежать и от них. Из Одессы на английском паруснике «Коммодор» Блаватская уплыла в Керчь, а затем в Константинополь.

О своем браке Блаватская позже написала: «Я обручилась, чтобы отомстить моей гувернантке, не думая о том, что не смогу расторгнуть обручение, ну а карма последовала за моей ошибкой».

После бегства от мужа началась история странствий Елены Блаватской. Хронология их трудно восстановима, поскольку сама она дневников не вела и никого из близких с ней рядом не было.

Всего за годы своей жизни Блаватская дважды совершила кругосветное путешествие, была и в Египте, и в Европе, и в Тибете, и в Индии, и в Южной Америке. В 1873 году она, первой из русских женщин, получила американское гражданство.

Теософское общество

17 ноября 1875 года в Нью-Йорке Еленой Петровной Блаватской и полковником Генри Олкоттом было основано «Теософское общество». Блаватская уже вернулась из Тибета, где, как она утверждала, получила от махатм и лам благословение на передачу духовных знаний миру.

Задачи при его создании были заявлены следующие: 1.Создание ядра Вселенского Братства Человечества без различия рас, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи. 2. Содействие изучению сравнительной религии, философии и науки. 3. Исследование необъяснённых законов Природы и сил, сокрытых в человеке.

Блаватская в тот день в своем дневнике записала: «Дитя родилось. Осанна!».

Елена Петровна писала, что «члены Общества сохраняют полную свободу религиозных убеждений и, вступая в общество, обещают такую же терпимость по отношению ко всякому иному убеждению и верованию. Связь их состоит не в общих верованиях, а в общем стремлении к Истине».

В сентябре 1877 г. в нью-йоркском издательстве J.W. Bouton"a вышел в свет первый монументальный труд Елены Блаватской «Разоблаченная Исида», и первый тираж в тысячу экземпляров был распродан в течение двух дней.

Мнения о книге Блаватской были полярны. В The Republican работа Блаватской была названа «большим блюдом объедков», в The Sun - «выброшенным мусором», а рецензент New York Tribune писал: «Знания Блаватской грубы и не переварены, её невразумительный пересказ брахманизма и буддизма скорее основан на предположениях, чем на информированности автора».

Однако Теософское общество продолжало расширяться, в 1882 году его штаб-квартира была перенесена в Индию.

В 1879 году в Индии вышел первый номер журнала The Theosophist. В 1887 году в Лондоне начал издаваться журнал Lucifer, через 10 лет переименованный в The Theosophical Review.

На момент смерти Блаватской в Теософском обществе состояло больше 60 тысяч членов. Эта организация оказывала большое влияние на общественную мысль, в нем состояли выдающиеся люди своего времени, от изобретателя Томаса Эдисона до поэта Уильяма Йейтса.

Несмотря на неоднозначность идей Блаватской, в 1975 году правительством Индии была выпущена памятная марка, посвященная 100-летию основания Теософского Общества. На марке изображена печать Общества и его девиз: «Нет религии выше истины».

Блаватская и теория рас

Одной из спорных и противоречивых идей в творчестве Блаватской является концепция об эволюционном цикле рас, часть которой изложена во втором томе «Тайной доктрины».

Некоторые исследователи считают, что теория рас «от Блаватской» была взята за основу идеологами Третьего рейха.

Об этом писали американские историки Джексон Спейлвогел и Дэвид Редлс в работе «Расовая идеология Гитлера: содержание и оккультные корни».

Во втором томе «Тайной доктрины» Блаватская писала: «Человечество ясно делится на Богом-вдохновлённых людей и на низшие существа. Разница в умственных способностях между арийскими и другими цивилизованными народами и такими дикарями, как например, островитяне Южного Моря, необъяснима никакими другими причинами. <…> «Священная Искра» отсутствует в них, и лишь они являются сейчас единственными низшими расами на этой Планете, и по счастью, - благодаря мудрому уравновесию Природы, которая постоянно работает в этом направлении - они быстро вымирают».

Сами теософы, впрочем, утверждают, что Блаватская в своих работах имела в виду не антропологические типы, а ступени развития, через которые проходят все человеческие души.

Блаватская, шарлатанство и плагиат

Чтобы привлечь к своей работе внимание, Елена Блаватская демонстрировала свои сверхспособности: с потолка ее комнаты падали письма от друзей и учителя Кута Хуми; предметы, которые она держала в руке, исчезали, а потом оказывались в тех местах, где она не была вовсе.

Для проверки её способностей к ней была направлена комиссия. В опубликованном в 1885 году отчете Лондонского общества психических исследования было сказано, что Блаватская - «самая образованная, остроумная и интересная обманщица, которую только знает история». После разоблачения популярность Блаватской стала идти на убыль, многие из теософических обществ распались.

Двоюродный брат Елены Блаватской, Сергей Витте, писал о ней в своих воспоминаниях:

«Рассказывая небывалые вещи и неправду, она, по-видимому, сама была уверена в том, что то, что она говорила, действительно было, что это правда, - поэтому я не могу не сказать, что в ней было что-то демоническое, что было в ней, сказав попросту, что то чертовское, хотя, в сущности, она была очень незлобивый, добрый человек».

Романист Всеволод Соловьев в 1892-1893 годах в журнале «Русский вестник» опубликовал серию очерков о встречах с Блаватской под общим названием «Современная жрица Изиды». «Чтобы владеть людьми, необходимо их обманывать, - советовала ему Елена Петровна. - Я уже давным-давно поняла этих душек людей, и глупость их доставляет мне громадное иногда удовольствие… Чем проще, глупее и грубее феномен, тем он вернее удается».
Соловьев назвал эту женщину «ловцом душ» и безжалостно разоблачил ее в своей книге. В результате его усилий перестал существовать парижский филиал Теософского общества.

Елена Петровна Блаватская умерла 8 мая 1891 года. На её здоровье негативное влияние оказало постоянное курение - она выкуривала до 200 сигарет в день. После смерти ее было сожжено, а пепел разделили на три части: одна его часть осталась в Лондоне, другая - в Нью-Йорке, а третья в Адьяре. День поминовения Блаватской называется Днем Белого Лотоса.

Блаватской. Но, так или иначе, эти две трагические смерти стали для нее серьезным испытанием. В письме к тете, Надежде Фадеевой, пытаясь объяснить свой разрыв с христианской церковью, она писала: «Бог русской православной церкви умер для меня в тот день, когда не стало Юры».

А быть может, на написание этого письма Блаватскую подвигли бесконечные ссоры и дрязги с родственниками во время ее пребывания в Одессе в апреле 1872 года? Так или

иначе, письмо, сравнительно недавно обнаруженное в одесском архиве, по логике его издателей, должно было стать бесспорным свидетельством якобы духовного несовершенства русской теософии, веским компроматом, поскольку быть тайным осведомителем, соглядатаем, стукачом, секретным агентом по доброй воле во все времена и во всех государствах считалось и считается действием постыдным, недостойным, самым последним.

Но действительно ли это письмо было столь злонамеренным?

Елена Петровна Блаватская просила разрешения у русского правительства стать международным агентом. Также в своем письме она исповедовалась, эти строки полны раскаяния и покаяния. Она писала о своих возможностях, на этот раз связанных не с ее медиумическими способностями, а приобретенных в процессе неустанного самосовершенствования и образования.

Практически все, кто брался комментировать это злополучное письмо Елены Петровны Блаватской, характеризуют его прежде всего как действие, изначально преступное с точки зрения морали. Вынося подобный обвинительный вердикт, они не обращают внимания как на внешние факторы, так и на внутренние мотивы Блаватской, заставившие ее взяться за перо. Многие из этих так называемых комментаторов настолько предвзяты в недоброжелательном отношении к автору письма, что не хотят даже вчитаться в него и потому-то превратно толкуют его содержание. Они просто-напросто неспособны увидеть и понять, какова природа услуг, которые предлагает Блаватская через охранное отделение русскому правительству, каковы истинные цели ее обращения, в основе которых, как она пишет, верность России и ее интересам.

Трудно не заметить, что Блаватская считала себя искусной и проницательной шпионкой в чужом стане, лазутчицей, и готова была в соответствии со своей новой ролью пойти на всевозможные жертвы, лишения и невзгоды, причем как моральные, так и физические, не ради собственной корысти или выгоды, а исключительно ради интересов Российского государства.

В конце концов то, что предлагала Блаватская русским жандармам, значило ее полный переход в отряд тех, кого на современном языке разведки называют «нелегалами», она даже ни в коей мере не рассчитывала на дипломатический иммунитет. Нельзя также не принимать во внимание того факта, что имперское, великодержавное мышление среди представителей русской культуры было свойственно не только одной Блаватской. XIX век представлял собой арену борьбы империй за сферы своего влияния. Блаватская предлагала себя в качестве тайного агента прежде всего на территориях Египта и Индии. Её главным врагом была Англия. Не стоит забывать о том, что подобный патриотизм в русских душах взрастила и укрепила Крымская война 1853—1856 годов за господство на Ближнем Востоке.

Вообще говоря, в сфере нравственных ценностей детали иногда приобретают весьма важное значение в конечной оценке, что есть хорошо, а что есть плохо.

И в конце концов, разве можно забывать о том, что письмо было написано талантливой писательницей, чьи очерки «Из пещер и дебрей Индостана» спустя двенадцать лет читала вся образованная Россия? Для этого письма Блаватской характерен острый новеллистический, даже приключенческий тон.

Читая его, начинаешь постепенно понимать, что перед нами не столько формальное письмо-обращение, сколько искусный набросок будущей авантюрной новеллы. Понимаешь, что вовсе нет ничего удивительного в том, что в итоге Блаватская получила резкий отказ. Чиновники сыска в России всегда сторонились художников, людей с непредсказуемыми действиями и поступками, опасались их и не доверяли им. А ведь письмо Блаватской — явное свидетельство того, что ее обман, мистификация — все это всего лишь игра художника. Игра, предопределившая стиль поведения, манеру и творческие поиски будущего художника-авангардиста, тип которого только начал складываться в самом начале XX века".

Так и не получив официальный статус международного тайного агента русского правительства, Елена Петровна Блаватская углубилась в сферу тайного и непознанного.

Именно на этом пути, казалось бы не имеющем ничего общего с деятельностью спецслужб, она едва было не оказалась замешанной в мерзкой интриге, связанной с фальсификацией «Протоколов сионских мудрецов», чуть было не стала участницей весьма некрасивой истории. Однако ее уберег от этого то ли Бог, то ли случай.

В те времена, когда Елена Петровна Блаватская познакомилась с Юлианой Глинкой, фрейлиной русской императрицы Марии Федоровны и тайным агентом зарубежного отделения охранки в Париже, в ее душе четко обозначился надлом, — она перешагивала порог, за которым начинался последний период ее жизни, старость, которой далеко не всегда сопутствует мудрость.

Итак, вот это письмо.

Ваше превосходительство!

Я жена действительного статского советника Блаватского, вышла замуж 16 лет и по обоюдному соглашению через несколько недель после свадьбы разошлась с ним. С тех пор постоянно почти живу за границей. В эти 20 лет я хорошо ознакомилась со всей Западной Европой, ревностно следила за текущей политикой не из какой-либо цели, а по врожденной страсти, я имела всегда привычку, чтобы лучше следить за событиями и предугадывать их, входить в малейшие подробности дела, для чего старалась знакомиться со всеми выдающимися личностями политиков разных держав, как правительственной, так и левой крайней стороны. На моих глазах происходил целый ряд событий, интриг, переворотов... Много раз я имела случай быть полезной сведениями своими России, но в былое время по глупости молодости своей молчала из боязни. Позже семейные несчастья отвлекли меня немного от этой задачи. Я — родная племянница генерала Фадеева, известного Вашему превосходительству военного писателя. Занимаясь спиритизмом, прослыла во многих местах сильным медиумом. Сотни людей, безусловно, верили и будут верить в духов. Но я, пишущая это письмо с целью предложить Вашему превосходительству и родине моей свои услуги, обязана высказать Вам без утайки всю правду. И потому каюсь в том, что три четверти времени духи говорили и отвечали моими собственными — для успеха планов моих — словами и соображениями. Редко, очень редко не удавалось мне посредством этой ловушки узнавать от людей самых скрытных и серьезных их надежды, планы и тайны. Завлекаясь мало-помалу, они доходили до того, что, думая узнать от духов будущее и тайны других, выдавали мне свои собственные. Но я действовала осторожно и редко пользовалась для собственных выгод знанием своим. Всю прошлую зиму я провела в Египте, в Каире, и знала все происходящее у хедива, его планы, ход интриг и т. д. через нашего вице-консула Лавизона покойного. Этот последний так увлекся духами, что, несмотря на всю хитрость свою, постоянно проговаривался. Так я узнала о тайном приобретении громадного числа оружия, которое, однако ж, было оставлено турецким правительством; узнала о всех интригах Нубар-паши и его переговорах с германским генеральным консулом. Узнала все нити эксплуатации нашими агентами и консулами миллионного наследства Рафаэля Абета и много чего другого. Я открыла Спиритское общество, вся страна пришла в волнение. По 400, 500 человек в день, все общество, паши и прочие бросались ко мне. У меня постоянно бывал Лавизон, присылал за мной ежедневно, тайно, у него я видела хедива, который воображал, что я не узнаю его под другим нарядом, осведомляясь о тайных замыслах России. Никаких замыслов он не узнал, а дал узнать мне многое. Я несколько раз желала войти в сношение с г. де Лексом, нашим генеральным консулом, хотела предложить ему план, по которому многое и многое было бы дано знать в Петербурге. Все консулы бывали у меня, но потому ли, что я была дружна с г. Пашковским и женой его, а т-те де Леке, была во вражде с ними, по чему ли другому, но все мои попытки остались напрасными. Леке запретил всему консульству принадлежать Спиритскому обществу и даже настаивал в том, что это вздор и шарлатанство, что было неполитично с его стороны. Одним словом, Общество, лишенное правительственной поддержки, рушилось через три месяца. Тогда отец Грегуар, папский миссионер в Каире, навещавший меня каждый день, стал настаивать, чтобы я вошла в сношения с правительством папским. От имени кардинала Барнабо он предложил мне получать от 20 до 30 тысяч франков ежегодно и действовать через духов и собственными соображениями в видах католической пропаганды ит. д.(...) Отец Грегуар принес мне письмо от кардинала, в котором тот, снова предлагая мне в будущем все блага, говорит: «11 est temps que l"ange des tene-bres devienne ange de lumiere»* и обещает мне бесподобное место в католическом Риме, уговаривает повернуться спиной к еретической России. Результат был тот, что я, взяв от папского миссионера 5 тысяч франков за потерянное с ним время, обещала многое в будущем, повернулась спиной не к еретической России, а к ним и уехала. Я тогда же дала об этом знать в консульство, но надо мной только смеялись и говорили, что глупо я делаю, что не соглашаюсь принять такие выгодные предложения, что патриотизм и религия есть дело вкуса — глупость и т. д. Теперь я решилась обратиться к Вашему превосходительству в полной уверенности, что я могу быть более чем полезна для родины моей, которую люблю больше всего в мире, для государя нашего, которого мы все боготворим в семействе. Я говорю по-французски, по-английски, по-итальянски, как по-русски, понимаю свободно немецкий и венгерский язык, немного турецкий. Я принадлежу по рождению своему, если не по положению, к лучшим дворянским фамилиям России и могу вращаться поэтому как в самом высшем кругу, так и в нижних слоях общества. Вся жизнь моя прошла в этих скачках сверху вниз. Я играла все роли, способна представлять из себя какую угодно личность; портрет не лестный, но я обязана Вашему превосходительству показать всю правду и выставить себя такою, какою сделали меня люди, обстоятельства и вечная борьба всей жизни моей, которая изощрила хитрость во мне, как у краснокожего индейца. Редко не доводила я до желаемого результата, какой бы то ни было предвзятой цели. Я перешла все искусы, играла, повторяю, роли во всех слоях общества. Посредством духов и других средств я могу узнать, что угодно, выведать от самого скрытного человека истину. До сей поры все это пропадало даром, и огромнейшие в правительственном и политическом отношении результаты, которые, примененные к практической выгоде державы, приносили бы немалую выгоду, — ограничивались микроскопической пользой одной мне. Цель моя — не корысть, но скорее протекция и помощь более нравственная, чем материальная. Хотя я имею мало средств к жизни и живу переводами и коммерческой корреспонденцией, но до сей поры отвергала постоянно все предложения, которые могли бы поставить меня хоть косвенно против интересов России. В 1867 г. агент Бейста предлагал мне разные блага за то, что я русская и племянница ненавистного им генерала Фадеева. Это было в Песте, я отвергла и подверглась сильнейшим неприятностям. В тот же год в Бухаресте генерал Тюр, на службе Италии, но венгерец, тоже уговаривал меня, перед самым примирением Австрии с Венгрией, служить им. Я отказалась. В прошлом году в Константинополе Мустафа-паша, брат хедива египетского, предлагал мне большую сумму денег через секретаря своего Вилькинсона, и даже один раз сам, познакомившись со мной через гувернантку свою француженку, — чтобы я только вернулась в Египет и доставляла бы ему все сведения о проделках и замыслах брата его, вице-короля. Не зная хорошо, как смотрит на это дело Россия, боясь идти заявить об этом генералу Игнатьеву, я отклонила от себя это поручение, хотя могла превосходно выполнить его. В 1853 г., в Баден-Бадене, проигравшись в рулетку, я согласилась на просьбу одного неизвестного мне господина, русского, который следил за мной. Он мне предложил 2 тысячи франков, если я каким-нибудь средством успею добыть два немецких письма (содержание коих осталось мне неизвестным), спрятанных очень хитро поляком графом Кви-легрсим, находящимся на службе прусского короля. Он был военным. Я была без денег, всякий русский имел симпатию мою, я не могла в то время вернуться в Россию и огорчалась этим ужасно. Я согласилась и через три дня с величайшими затруднениями и опасностью добыла эти письма. Тогда этот господин сказал мне, что лучше бы мне вернуться в Россию и что у меня довольно таланту, чтобы быть полезной родине. И что если когда-нибудь я решусь переменить образ жизни и заняться серьезно делом, то мне стоит только обратиться в III отделение и оставить там свой адрес и имя. К сожалению, я тогда не воспользовалась этим предложением.

Все это вместе дает мне право думать, что я способна принести пользу России. Я одна на свете, хотя имею много родственников. Никто не знает, что я пишу это письмо.

Я совершенно независима и чувствую, что это — не простое хвастовство или иллюзия, если скажу, что не боюсь самых трудных и опасных поручений. Жизнь не представляет мне ничего радостного, ни хорошего. В моем характере любовь к борьбе, к интригам, быть может. Я упряма и пойду в огонь и воду для достижения цели. Себе самой я мало принесла пользы, пусть же принесу пользу хоть правительству родины моей. Я — женщина без предрассудков и если вижу пользу какого-нибудь дела, то смотрю только на светлую его сторону. Может быть, узнав об этом письме, родные в слепой гордости прокляли бы меня. Но они не узнают, да мне и все равно. Никогда ничего не делали они для меня. Я должна служить им медиумом домашним так же, как их обществу. Простите меня, Ваше превосходительство, если к деловому письму приплела ненужные домашние дрязги. Но это письмо — исповедь моя. Я не боюсь тайного исследования жизни моей. Что я ни делала дурного, в каких обстоятельствах жизни ни находилась, я всегда была верна России, верна интересам ее. 16 лет я сделала один поступок против закона. Я уехала без пашпорта за границу из Поти в мужском платье. Но я бежала от старого ненавистного мужа, навязанного мне княгиней Воронцовой, а не от России. Но в 1860 г. меня простили, и барон Бруно, лондонский посланник, дал мне пашпорт. Я имела много историй за границей за честь родины, во время Крымской войны я неоднократно имела ссоры, не знаю, как не убили меня, как не посадили в тюрьму. Повторяю, я люблю Россию и готова посвятить ее интересам всю оставшуюся жизнь. Открыв всю истину Вашему превосходительству, покорнейше прошу принять все это к сведению и если понадобится, то испытать меня. Я живу пока в Одессе, у тетки моей, генеральши Витте, на Полицейской улице, дом Гааза, № 36. Имя мое Елена Петровна Блаватская. Если в продолжение месяца я не получу никаких сведений, то уеду во Францию, так как ищу себе место корреспондентки в какой-нибудь торговой конторе. Примите уверения, Ваше превосходительство, в безграничном уважении и полной преданности всегда готовой к услугам Вашим Елены Блаватской».

«Время ангелу тьмы становиться ангелом света» (фр.)

Елена Петровна Блаватская родилась 12 августа 1831 года в Екатеринославе на Украине в семье военного. Мать Елена Андреевна Фадеева (вышедшая замуж за офицера Гана, командующего батареей конной артиллерии) писала повести и романы под псевдонимом « Зинаиды Р-вой «и была очень популярной в начале сороковых годов; её ранняя смерть вызвала всеобщее сожаление, и Белинский посвятил ей несколько хвалебных страниц, назвав её русской «Жорж-Санд». В семье своего дедушки рано осиротевшая Елена Петровна провела большую часть своего детства, сперва в Саратове, где он был губернатором, а позднее в Тифлисе.

По свидетельству очевидцев детство и юность её протекли при очень счастливых условиях в просвещенной и очень дружной семье с гуманными традициями и чрезвычайно мягким отношением к людям.

Из всех воспоминаний сестры Елены Петровны (Веры Петровны) о её детстве становится ясным, что Елена Петровна обладала ясновидением; невидимый для обыкновенных людей мир был для неё открыт, и она жила наяву двойной жизнью: общей для всех физической и видимой только для неё одной. Часто Елена рассказывала о различных посещениях неведомых всем лиц. Чаще всего перед ней появлялся величественный образ индуса в белой чалме, всегда один и тот же, и она знала его также хорошо, как и своих близких, и называла своим Покровителем; она утверждала, что именно он спасал её в минуты опасности. Один из таких случаев произошел, когда ей было около 13-ти лет: лошадь, на которой она каталась верхом, испугалась и понесла; девочка не смогла удержаться и, запутавшись ногой в стремя, повисла на нем; но, вместо того, чтобы разбиться, она ясно почувствовала чьи-то руки вокруг себя, которые поддерживали её до тех пор, пока лошадь не была остановлена.

С детства у Елены была страсть к путешествиям, к смелым предприятиям, к сильным ощущениям. Она никогда не признавала авторитетов, всегда шла самостоятельно, сама себе прокладывая пути, задаваясь независимыми целями, презирая условия света, решительно устраняя стеснительные для её свободы преграды, встречавшиеся на её пути… В семнадцать лет она вышла самовольно замуж за человека, годившегося ей в отцы, и через несколько месяцев, не задумываясь, его бросила, уехала неведомо куда и почти десять лет исчезала так, что её родные годами не знали о её местопребывании…

Близким своим она сознавалась, что затем только и обвенчалась в 1849 году с немолодым уже Никифором Васильевичем Блаватским, назначенным незадолго до свадьбы вице-губернатором Эривани (Ереван), чтобы быть свободной от контроля родных.

Большую часть своей молодости Блаватская провела вне Европы:

С 1848г. по 1851 г. - путешествие по Египту, Афинам, Смирне и Малой Азии - первая неудавшаяся попытка проникнуть в Тибет;

С 1851г. по 1853 г. - путешествие по Южной Америке и переезд в Индию - вторая неудавшаяся попытка проникнуть в Тибет и возвращение через Китай и Японию в Америку;

С 1853 г. по 1858 г. - странствование по Северной и Центральной Америке и переезд в Англию; возвращение из Англии через Египет и Индию и третья неудавшаяся попытка проникнуть в Тибет;

В декабре 1858г. Елена Петровна неожиданно появляется в России у своих родных, сначала она приехала к сестре Вере Петровне и своему отцу в Псковскую губернию, а потом к родным своей матери, в Тифлис, где она пробыла до 1863 года.

В 1864 году она проникает наконец в Тибет, оттуда уезжает на короткое время (в 1866 г.) в Италию, затем снова в Индию и снова в Тибет. В 1872 году она едет через Египет и Грецию к своим родным в Одессу, а оттуда в следующем 1873 году уезжает в Америку.

В 1851 году в Лондоне происходит самое важное событие в жизни Елены Петровны Блаватской - её первая встреча с Учителем, который появлялся ей в детстве и которого она звала своим Покровителем. Истинная цель этих 20-летних скитаний (если вычесть 4 года, проведенные с родными) по земному шару - снова и снова возобновляющиеся попытки проникнуть в Тибет, где она надеялась приблизиться к своему Учителю.

Чтобы верно понять эту сторону её жизни, необходимо знать, что такое «ученичество», в чем оно состоит, какого рода обязательства оно налагает на ученика и каково на Востоке отношение ученика оккультной школы к своему Учителю.

Для европейцев представляется какой-то сказкой самое существование восточных Учителей, живущих совершенно особой жизнью, где-то среди неприступных Гималаев, никому неведомых, кроме теософов-мечтателей. Но это представление совершенно меняется, когда начинаешь знакомиться с внутренним смыслом религиозных учений Индии. Разница умственной и духовной жизни материалистического Запада и мистического Востока очень глубока, и непонимание со стороны Запада самых существенных особенностей Востока вполне естественно. На Востоке никто не сомневается в существовании высоких адептов Божественной Мудрости. Но и западные ученые, по крайней мере наиболее передовые, не отрицают возможности сверх нормальных психических способностей, которые у большинства людей находятся в скрытом состоянии и только со временем развиваются до полного своего проявления; а если это так, совершенно нелогично отрицать возможность все более и более высоких ступеней психической и духовной эволюции, следовательно и появления таких «Высоких Существ», душевные силы и свойства которых еще неведомы на нашей низшей ступени развития.

Люди, достигавшие святости, которая неизбежно сопровождается утончением всей нервной системы, всегда стремились к уединению, скрывались в пустынях и джунглях. Когда же человеку с исключительно тонким психическим развитием все же приходится оставаться среди многолюдья, он должен сильно страдать, а на очень высокой ступени развития без предосторожностей, известных оккультизму, он даже может не выдержать грубых шумов современной городской жизни. Блаватская возвратилась из своих странствий в Россию человеком одаренным исключительными свойствами и силами, проявившимися немедленно и поражавшими всех её окружавших. Она оказалась сильнейшим медиумом, - состояние которое она впоследствии сама сильно презирала, считая его не только унизительным для человеческого достоинства, но и очень вредным для здоровья. Позже её психические силы, развернувшись, дали ей возможность подчинить своей воле и контролировать внешние проявления медиумизма. Но в 27 лет они проявлялись помимо её воли, редко ей повинуясь. Её окружали постоянные стуки и постоянное движение, происхождение и значения которых она тогда ещё не умела объяснить…»

Весь второй период жизни Блаватской Е. П. был сначала - подготовлением к ученичеству, а затем и самим ученичеством. Психические силы Елены Петровны достигли той ступени развития, при котором общения между Учителем и учеником, или Гуру и челой, как выражаются на Востоке, были постоянны и достигали такой же отчетливости, как физические (чаще эти общения были ясновидяще- психические: ясно виден образ и слышен голос физически отсутствующего). Между ними устанавливается нечто вроде беспроволочного телеграфа; лишь до её раскрытого внутреннего слуха ясно доносились внутренне произносимые слова Учителя, которые и передавались посредством соединявших их магнетических токов.

Все такие явления, как ясновидение и ясно слышание, психометрия, телепатия, внушение и т. д., казавшиеся еще недавно явлениями сверхъестественными, начинают регистрироваться в летописи научных наблюдений. Правильная культура высших психических сил имеет свою науку, свои строго обоснованные дисциплины, свой многовековой опыт, своих учителей и свои школы. Уже в 1884 году проявления сил невидимых агентов… были вполне покорны Е. П. Блаватской и никогда не проявлялись без её воли и прекращались мгновенно по её желанию, она переносилась духовным взором туда, куда хотела, и видела только то, что хотела видеть.

Именно эти психические силы, развитие до полной сознательности и вполне подчинявшиеся её воле, и служат самым неоспоримым доказательством, что психическое развитие Блаватской прошло через правильную культуру оккультной школы. Силы эти можно разделить на несколько групп:

а) Внушение, вызывающее различные иллюзии - световые, звуковые, осязательные, вкусовые и иллюзии обоняния у того, кто подвергаются внушению.

б) Ясновидение всех видов, чтение чужих мыслей и настроений.

в) Общения на расстоянии с лицами, одаренными таким же или большим психическим развитием.

г) Сильно развитое высшее ясновидение, дававшее ей возможность черпать знания недоступным для большинства способом.

д) Запечатление объективных представлений актом воли на бумаге или ином материале.

е) Явления, требующие знания первичных свойств природы, силы сцепления, образующей различные агломераты из атомов, и знания эфира, его состава и потенциальности.

Ещё одним доказательством её высокого оккультного развития служит её упорное молчание относительно всех обстоятельств этого таинственного периода её жизни. Ни один истинный чела никогда, ни при каких условиях, не говорит о своей принадлежности к школе и ни о чем, относящемся к его оккультному обучению.

Следующим доказательством служат постоянные и неизменные заявления Блаватской, что не она автор своих книг, что она только орудие, только пишущая под диктант и т. д.

Третий период жизни Е. П. Блаватской, который она, начиная с 1873 года, провела последовательно в Америке (1873-1878 гг.), в Индии (1878 - 1884 гг.) и в Европе (1884 -1891 гг.), был настолько известен, имел такое множество свидетелей, постоянно окружавших её, что можно проследить день за днем во всех подробностях.

В 1875 году, 7 сентября, произошло открытие Теософического Общества. В скромной квартире Елены Петровны собралось 17 человек. Полковник Олькотт предложил учредить Общество оккультистов и при нём библиотеку для изучения скрытых законов природы. Предложение его было принято, и его выбрали президентом Теософического Общества.

В 1876 году Елена Петровна начала писать Изиду, а в 77-м году Изида была уже издана в Нью-Йорке и вызвала к себе большое внимание в американской прессе.

В 1878 году основатели Теософического Общества решили переселиться в Индию и уже 17 февраля 1879 г. Блаватская и Олькотт достигли берегов Индии. В октябре 1879 г. был основан свой журнал «Theosophist». Следующие пять лет до 1884 года прошли в энергичной пропаганде Теософии внутри Индии. Оба разъезжали по всей Индии, стараясь везде возбудить интерес к высокой красоте древне индусских верований и вызвать воспоминание о былой славе великого народа. Из-за болезни Елена Петровна была вынуждена возвратиться в Европу. За пять последующих лет (с 1887 года) многое было сделано: написаны три тома Тайной Доктрины, из которых два были напечатаны при ней, а третий после её смерти; написаны: «Ключ к Теософии» и «Голос безмолвия» и множество статей в журнале «Lucifer», который она начала издавать немедленно после приезда в Лондон (в 1887 г.). Кроме этого литературного труда, которым она занималась по 12 часов в день, Блаватская по вечерам была окружена посетителями, в числе которых было много литераторов и ученых, а по четвергам на вечерних заседаниях Теософического общества давала ответы на многочисленные вопросы, с которыми члены Общества обращались к ней.

8 мая 1891 года Елена Петровна Блаватская скончалась от гриппа в своем рабочем кресле, как истинный воин духа, каким она была всю жизнь.