Египетская принцесса нефертити. Мифы и Легенды * Нефертити

%0A %0A %0A %0A %0A %0A %0A %0A %0A

%D0%9B%D0%B5%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D1%8B%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%82,%20%D1%87%D1%82%D0%BE%20%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%B4%D0%B0%20%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%B5%20%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%82%20%D0%BD%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BB%20%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%86%D1%8B.%20%D0%95%D1%91%20%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B8%20%C2%AB%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F%C2%BB;%20%D0%B5%D1%91%20%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%BE%20%D1%83%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%88%D0%B0%D0%BB%D0%BE%20%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC%D1%8B%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%B9%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5%20 .

С начала исследования и проведения раскопок в развалинах Ахетатона (современная Тель-эль-Амарна) в 80-х годах XIX века до настоящего времени не обнаружено ни одного чёткого свидетельства о происхождении Нефертити. Только упоминания на стенах гробниц семьи фараона и вельмож дают некоторые данные о ней. Именно надписи в усыпальницах и клинописные таблички Амарнского архива помогли египтологам выстроить несколько гипотез о том, где родилась царица. В современной египтологии есть несколько версий, каждая из которых претендует на истинность, но недостаточно подтверждена источниками, чтобы занять лидирующее положение.

В целом, взгляды египтологов можно разделить на 2 версии: одни считают Нефертити египтянкой, другие - иноземной принцессой. Гипотеза о том, что царица не была знатного происхождения и случайно появилась у трона, сейчас отвергается большинством египтологов.

Нефертити - иноземная принцесса

У сторонников иноземного происхождения Нефертити есть две версии, подкрепляемые несколькими аргументами. Считается, что Нефертити - это митаннийская принцесса, присланная ко двору отца Эхнатона - фараона Аменхотепа III . У тогдашнего царя Митанни Тушратты (ок. 1370 - ок. 1350 гг. до н. э.) было 2 дочери: Гилухепа (Гилухиппа) и Тадухепа (англ.) (Тадухиппа), обе были отправлены ко двору фараона. В некоторых источниках упоминается, что младшая сестра Нефертити впоследствии стала женой одного из последующих фараонов (возможно её мужем стал Хоремхеб).

  • Гилухепа прибыла в Египет ещё при жизни Аменхотепа III и была отдана замуж за него. Версия о том, что Гилухепа могла быть Нефертити, в настоящее время опровергается свидетельствами о её возрасте.
  • Младшая сестра Тадухепа (англ.) прибыла в начале правления Аменхотепа IV Эхнатона . В защиту своей гипотезы учёные приводят значение имени Нефертити «Прекрасная пришла», явно указывающее на иноземное происхождение. Считается, что принцесса Тадухепа, прибыв в Египет, приняла новое имя, как это делали все иноземные невесты. Считалась дочерью богини красоты.

Версия о египетском происхождении

Изначально египтологи шли простой логической цепочкой. Если Нефертити - «главная жена фараона», она должна быть египтянкой, более того египтянкой царских кровей. Поэтому изначально считалось, что царица - одна из дочерей Аменхотепа III . Но ни один из списков дочерей этого фараона не содержит упоминаний о царевне с таким именем. Среди его 6 дочерей нет и сестры Нефертити - принцессы Мут-Ноджемет (Бенре-Мут).

К 14-му году правления Эхнатона (1336 до н. э.) все упоминания о царице исчезают. Одна из статуй, обнаруженных в мастерской скульптора Тутмоса, показывает Нефертити на склоне лет. Перед нами то же лицо, все ещё прекрасное, но время уже наложило на него свой отпечаток, оставив следы утомленности годами, усталости, даже надломленности. Идущая царица одета в облегающее платье, с сандалиями на ногах. Утратившая свежесть молодости фигура принадлежит уже не ослепительной красавице, а матери трех дочерей, которая многое видела и испытала в своей жизни.

Бюст Нефертити

Бюст Нефертити, одна из самых известных находок Людвига Борхардта

В 1912 году германским археологом Людвигом Борхардтом в мастерской скульптора в эль-Амарне был обнаружен уникальный бюст царицы Нефертити, которая с тех пор стала одним из символов красоты и изысканности древнеегипетской культуры.

Первоначально её бюст обнаружила команда египтолога Л.Борхарда и увезла в Германию (где ныне и хранится); чтобы скрыть её от египетской таможни его специально вымазали гипсом. В своем археологическом дневнике напротив зарисовки памятника Борхардт написал всего одну фразу: «Описывать бесцельно, - надо смотреть». Вывезенный в 1913 году в Германию, уникальный бюст царицы хранится в собрании Египетского музея в Берлине . Позже в 1933 году министерство культуры Египта затребовала его обратно в Египет, но Германия отказались его возвращать, тогда египтологам Германии были запрещены археологические раскопки. Вторая мировая война и преследование жены Борхарда из-за еврейского происхождения помешали археологу продолжить исследования в полной мере. Египет официально требует у ФРГ вернуть вывезенный бюст Нефертити.

Недавно было обнаружено, что бюст красавицы Нефертити имеет позднюю «пластическую операцию» штукатуркой. Изначально слепленный с носом «картошкой» и т. п., позже был подправлен и стал считаться эталоном египетской красоты. Пока не известно - было ли первоначальное изображение Нефертити ближе к оригиналу и позже приукрашено, или наоборот последующая доделка улучшала неточности первоначальной работы… Доказать это может только исследование мумии самой Нефертити, если она будет обнаружена.

Гробница

Нефертити, не была обнаружена или опознана среди уже найденных мумий.

До генетического исследования в феврале 2010 года египтологи предполагали, что мумией Нефертити может быть одна из двух женщин, найденных в гробнице KV35 , например мумия KV35YL . Однако в свете новой информации эта гипотеза отвергнута.

Один из археологов, ряд лет возглавлявший раскопки в Ахетатоне, пишет о легенде местных жителей. Якобы, в конце XIX века группа людей спустилась с гор, неся золотой гробик; вскоре после этого у антикваров появилось несколько золотых вещей с именем Нефертити. Проверить эти сведения не удалось.

Бюсты и фигуры Нефертити, Берлин, Египетский музей

Литература

  • Матье М. Э. Во времена Нефертити. - М ., 1965.
  • Перепелкин Ю. Я. Тайна золотого гроба. - М ., 1968.
  • Aldred C. Akhenaten: king of Egypt. - London, 1988.
  • Anthes R. Die Büste der Königin Nofretete. - Berlin, 1968.
  • Arnold D. The royal woman of Amarna. - New York, 1996.
  • Ertman E. The Search for the Significance and Origin of Nefertiti’s Tall Blue Crown.// Sesto Congresso Internazionale di Egittologia. Atti. Vol. I. - Torino, 1992, pp. 189-193.
  • Müller M. Die Kunst Amenophis’III. und Echnatons. - Basel, 1988.
  • Pharaohs of the Sun: Akhenaten, Nefertiti, Tutankhamen. - Boston, 1999.
  • Samson J. Nefertiti and Cleopatra: queen-monarchs of Ancient Egypt. - London, 1985.
  • Tyldesley J. Nefertiti: Egypt’s sun queen. - London, 1998.
  • Солкин В. В. Нефертити // Древний Египет. Энциклопедия . - М ., 2005.
  • Солкин В. В. Нефертити: странствие через пески вечности // Новый Акрополь . - 2000. - № 3. - С. 12-18.
  • Солкин В. В. Египет: вселенная фараонов. - М., 2001.

Ссылки

  • Царица Нефертити - "Прекрасная пришла. Программа «Эха Москвы» из цикла «Всё так»

Фильмография

  • «Загадки истории. Нефертити: Мумия возвращается» (англ. Mysteries of History. Nefertiti: The Mummy Returns ) - научно-популярный фильм, снятый в 2010 г.

Могущественные фараоны, величественные пирамиды, молчаливый Сфинкс олицетворяют далекий и загадочный Древний Египет. Царица Нефертити является не менее загадочной и известной царственной красавицей древности. Ее имя, покрытое ореолом из легенд и вымыслов, стало символом всего прекрасного. Кем была возвеличенная и отождествленная с самая загадочная и «совершенная» женщина Древнего Египта, упоминания о которой в один момент исчезли, как и она сама?

Египетская царица Нефертити правила вместе с фараоном Аменхотепом IV, больше известным в истории как Эхнатон, более трех тысячелетий назад. Пески времени поглотили тот давний период истории, превратили в прах все, что окружало царицу. Но слава Нефертити пережила века, извлеченная из небытия, она снова властвует над миром.

В 1912 году, во время в Египте, Людвигом Борхардтом - германским археологом, была обнаружена мастерская скульптора Тутмеса, о чем явно свидетельствовали скопления камней разных пород, маски из гипса, незавершенные статуи, фрагмент ларца с именем скульптора Ахетатона. В одной из комнат был найден выполненный из известняка бюст женщины в натуральную величину. Борхардт хитростью вывез его из Египта. В 1920 году бюст был передан в дар Тайны и загадки о жизни царицы пытались раскрыть при помощи различных гипотез. Можно сказать, что с тех пор ее имя было овеяно всемирной славой, не угасающей до сих пор. Возрос и интерес к судьбе царицы. Долгое время о ней встречались лишь отдельные упоминания, не так много сведений можно обнаружить и сейчас.

Существует немало версий о происхождении Нефертити. Скудные сведения, почерпнутые из упоминаний на стенах усыпальниц, надписей на клинописных табличках Амарнского архива, стали почвой для развития множества версий о происхождении царицы. «Совершенная», как ее называли, была египтянкой, но существуют версии, утверждающие, что она была иноземной принцессой. Египтологи выстроили несколько гипотез о её происхождении. Некоторые исследователи считают, что она является дочерью Тушратты, царя Митанни. Свое настоящее имя Тадухиппа она поменяла, выйдя замуж за Аменхотепа III. Нефертити рано стала вдовой, и после смерти мужа была объявлена супругой его сына Аменхотепа IV. Юного фараона Нефертити покорила своей невероятной красотой. Говорили, красоты еще не порождал вскоре стала «главной» супругой правителя. Это своего рода подтверждало версию о ее египетском происхождении, потому что обычно становились египтянки царских кровей. Вполне вероятно, что это могла быть и дочь фараона. Также предполагалось, что Нефертити - дочь одного из приближенных ко двору Эхнатона.

Царица поражала не только своей необыкновенной красотой, но и бесконечным милосердием. Она дарила людям умиротворение, ее солнечная душа воспевалась в поэмах и легендах. Ей легко давалась власть над людьми, ей поклонялся Египет. Царица Нефертити обладала сильной волей и способностью внушать к себе благоговение.

Древнеегипетские папирусы, рисунки, барельефы свидетельствуют, что ее брак с Аменхотепом IV был идеален, являлся символом уважения, любви и сотрудничества. Всесильный фараон вошел в историю как религиозный реформатор. Это был незаурядный человек, объявивший войну касте жрецов. Он именовал себя Эхнатон, «угодный богу», перенес столицу из Фив в Ахетатон, вознес новые храмы, увенчал их скульптурными колоссами нового Атона-Ра. В проведении данной политики правителю необходим был надежный союзник, и им стала Нефертити. Умная и сильная супруга помогала фараону преломить сознание целой страны и одержать победу в столь опасной войне с таинственными служителями культа, которые подчинили себе Египет. Царица Нефертити посещала дипломатические приемы. Фараон советовался с супругой прилюдно. Порой она заменяла ему сановных советников. Нефертити поклонялись, ее величественные изваяния можно было видеть практически в каждом египетском городе. Чаще всего она изображалась в головном уборе, представляющем собой высокий синий парик, который был обвит золотыми лентами и уреем, символически подчеркивающим ее власть и связь с богами.

Были также зависть и интриги. Но открыто выступать против супруги властителя никто не решался, скорее, наоборот, на Нефертити сыпались подношения и дары просителей. Однако мудрая царица помогала лишь тем, кто, по ее мнению, мог оправдать и заслужить доверие фараона.

Но судьба, являясь самым непревзойденным режиссером в жизни человека, не благоволила бесконечно и по отношению к Нефертити. Боги не даровали ей наследника власти. Царица лишь подарила фараону 6 дочерей. Вот тут-то не без помощи завистников нашлась замена царствующей супруге, власть над сердцем фараона перешла к красивой наложнице Киа. Ей не удалось надолго удержать возле себя фараона, а ему было трудно выбрать между двумя женщинами. Со стороны бывшей царицы его всегда ждал радушный прием, но показная любезность не обманула фараона. Прежних отношений между волевой и самолюбивой Нефертити и Эхнатоном больше не было. Но ей удалось удержать власть над ним. Существуют версии, что именно Нефертити, продемонстрировав свой государственный ум, предложила в жены Эхнатону Анхесенамон, их совместную третью дочь, по другим версиям, это была старшая дочь Меритатон.

После смерти Эхнатона их дочь выдали замуж за Тутанхамона, который перенес столицу в Фивы. Египет снова стал поклоняться Амону-ра и все вернулось на круги своя. В Ахенатоне осталась лишь Нефертити, верная идеям мужа. В изгнании она провела остаток жизни. После смерти царицы по ее просьбе она была похоронена в гробнице Эхнатона, но ее мумию так и не нашли. И точное место ее захоронения неизвестно.

Однако имя ее, означавшее «Прекрасная пришла», и поныне является олицетворением всего прекрасного. Скульптурный портрет царицы Нефертити, найденный в Амарне в 1912 году, а также другие тонкие и поэтичные наброски, созданные Тутмесом, древним мастером Ахенатона, хранятся в музеях Берлина и Каира. В 1995 году в Берлине прошла сенсационная выставка, объединившая египетскую коллекцию, центром которой стали встретившиеся вновь Нефертити и Эхнатон.

Нефертити стала одним из самых известнейших персонажей истории искусства, олицетворением изящества и нежности, открывшим еще во время правления Эхнатона эмоциональную сторону искусства. Очарование прекраснейшей царицы подарило художникам невероятную возможность соединить в одном образе красоту искусства и жизни.

Царица Древнего Египта оставила после себя много загадок и тайн, связанных с ее жизнью, которые кому-то еще только предстоит раскрыть.

Неферти́ти (Нефер-Неферу-Атон Нефертити , др.-егип. Nfr-nfr.w-Jtn-Nfr.t-jty , «Прекрасная красота Атона, красавица пришла»; ок. 1370-1330 до н. э.) - «главная супруга» древнеегипетского фараона XVIII династииНового царства Эхнатона (Аменхотепа IV, ок. 1351-1334 до н. э.). Время правления Эхнатона и Нефертити, известное как «Амарнский период», ознаменовалось крупномасштабной религиозной реформой - переходом к монотеистическому культу Атона. Роль самой царицы в проведении «солнцепоклоннического переворота» спорна.

Происхождение

Легенды рассказывают, что никогда ранее Египет не порождал такой красавицы. Её называли «Совершенная»; её лицо украшало храмы по всей стране.

С начала исследования и проведения раскопок в развалинах Ахетатона (современная Тель-эль-Амарна) в 80-х годах XIX века до настоящего времени не обнаружено ни одного чёткого свидетельства о происхождении Нефертити. Только упоминания на стенах гробниц семьи фараона и вельмож дают некоторые данные о ней. Именно надписи в усыпальницах и клинописные таблички Амарнского архива помогли египтологам выстроить несколько гипотез о том, где родилась царица. Выдвигалось несколько версий, каждая из которых претендует на истинность, но недостаточно подтверждена источниками, чтобы занять лидирующее положение. Версии менялись с течением времени в зависимости от интерпретации обнаруживаемых археологических находок.

В целом, взгляды египтологов можно разделить на 2 версии: большинство считают Нефертити египтянкой, другие - иноземной принцессой. Гипотеза о том, что царица не была знатного происхождения и случайно появилась у трона, сейчас отвергается большинством египтологов.

Иноземная принцесса

Имя Нефертити переводится как «Красавица пришла», поэтому, согласно одной из версий, супруга Эхнатона не была египтянкой. У сторонников иноземного происхождения Нефертити есть две версии, подкрепляемые несколькими аргументами. Считается, что Нефертити - это митаннийская принцесса, присланная ко двору отца Эхнатона - фараона Аменхотепа III. У тогдашнего хурритского царя Митанни Тушратты (ок. 1370 - ок. 1350 гг. до н. э.) было две дочери: Гилухепа (Гилухиппа) и Тадухепа (Тадухиппа), обе были отправлены ко двору фараона. В некоторых источниках упоминается, что младшая сестра Нефертити впоследствии стала женой одного из последующих фараонов (возможно её мужем стал Хоремхеб).

  • Гилухепа прибыла в Египет ещё при жизни Аменхотепа III и была отдана замуж за него. Версия о том, что Гилухепа могла быть Нефертити, в настоящее время опровергается свидетельствами о её возрасте.
  • Младшая сестра Тадухепа прибыла в начале правления Аменхотепа IV Эхнатона. В защиту своей гипотезы учёные приводят значение имени Нефертити «Прекрасная пришла», явно указывающее на иноземное происхождение. Считается, что принцесса Тадухепа, прибыв в Египет, приняла новое имя, как это делали все иноземные невесты. Считалась дочерью богини красоты.

Версия о египетском происхождении

Изначально египтологи шли простой логической цепочкой. Если Нефертити - «главная жена фараона», она должна быть египтянкой, более того египтянкой царских кровей. Поэтому считалось, что царица - одна из дочерей Аменхотепа III. Но ни один из списков дочерей этого фараона не содержит упоминаний о царевне с таким именем. Среди его 6 дочерей нет и сестры Нефертити - принцессы Мутнеджмет (Бенре-Мут).

В современной египтологии распространено предположение, что Нефертити - дочь вельможи Эйе (одного из сподвижников Эхнатона, впоследствии - фараона), вероятного брата царицы Тии, и его первой супруги, а значит, также была родом из Ахмима. Соответственно, Нефертити могла приходиться двоюродной сестрой Эхнатону. Тия, вторая супруга Эйе, упоминается как кормилица будущей царицы и поэтому не может быть её биологической матерью, а кроме того она стала впоследствии свекровью Нефертити. В пользу египетского происхождения Нефертити свидетельствуют упоминания о её сестре Мутнеджмет, занимавшей высокое положение при дворе фараона и ставшей впоследствии супругой фараона Хоремхеба.

Дети

От Эхнатона родила шесть дочерей:

  • Меритатон («возлюбленная Атона»): до свадьбы или сразу после (1356 до н. э.). После отстранения от власти Нефертити стала главной женой Эхнатона.
  • Макетатон («хранимая Атоном»): год 1-3 (1349 до н. э.).
  • Анхесенпаатон (1345 до н. э.) (позже сменила имя на Анхесенамон), вышла замуж за Тутанхамона, позже стала женой Эйе.
  • Нефернефруатон-ташерит: год 6 (1344 до н. э.).
  • Нефернефрура: год 9 (1341 до н. э.).
  • Сетепенра: год 11 (1339 до н. э.).

Царствование

Предполагается, что Эхнатон, тогда ещё Аменхотеп IV, и Нефертити поженились незадолго до его восшествия на трон. Невесте было 12-15 лет, жених был её старше на несколько лет. Нефертити полностью поддерживала религиозные преобразования, начатые мужем, и была не менее убеждённой сторонницей новой религии, чем Эхнатон. Некоторые авторы даже отводят Нефертити роль инициатора религиозной реформации, движущей силы и верховного жреца божества Атона и даже соправительницы Эхнатона. В гробнице фараона Эйе одна из надписей посвящена Нефертити: «Она проводит Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами, при звуке голоса её ликуют». На так называемых «талататах», песчаниковых блоках из храма Атона в Карнаке, супруга Эхнатона изображена чаще самого фараона. Эхнатон всегда появлялся на публике в сопровождении супруги, Нефертити принимала участие во всех значимых религиозных церемониях, о чём свидетельствуют их многочисленные совместные изображения.

На 12-м году правления Эхнатона умирает средняя дочь царственной четы - принцесса Макетатон, а вскоре и сама Нефертити исчезает с исторической арены, возможно, попав в опалу; её место заняла второстепенная царица из женского дома Эхнатона - Кийа, а позже - старшая дочь Нефертити - Меритатон.

К 14-му году правления Эхнатона (1336 до н. э.) все упоминания о царице исчезают. Одна из статуй, обнаруженных в мастерской скульптора Тутмоса, показывает Нефертити на склоне лет. Перед нами то же лицо, все ещё прекрасное, но время уже наложило на него свой отпечаток, оставив следы утомленности годами, усталости, даже надломленности. Идущая царица одета в облегающее платье, с сандалиями на ногах. Утратившая свежесть молодости фигура принадлежит уже не ослепительной красавице, а матери трех дочерей, которая многое видела и испытала в своей жизни.

В одной из скульптурных мастерских (O.47.16) была найдена маска, снятая с Нефертити уже на склоне лет. Так как маска подверглась скульптурной обработке, невозможно установить, была ли она снята с мёртвой или живой женщины. Об обстоятельствах смерти царицы Нефертити сведения отсутствуют. Отсутствие у царицы сына - наследника царского престола, могло сказаться на ухудшении взаимоотношений внутри царской семьи.

Доказано, что матерью Тутанхамона является сестра Эхнатона. Но все же воспитывался фараон в семье Нефертити. Для продолжения родословной был заключен брак между Тутанхамоном и дочерью Нефертити.

В искусстве её эпохи

Любовь царской четы стала одним из основных сюжетов для художников Ахетатона - столицы Эхнатона и Нефертити. Никогда ещё в египетском искусстве не появлялись произведения, столь живо демонстрирующие чувства царственных супругов.

Нефертити, «красавица, прекрасная в диадеме с двумя перьями, владычица радости, полная восхвалений… преисполненная красотами » с супругом сидят с детьми; Нефертити болтает ногами, взобравшись мужу на колени и придерживая рукой маленькую дочь. На одном из рельефов, обнаруженном в Ахетатоне, запечатлен кульминационный момент этой идиллии - поцелуй Эхнатона и Нефертити. На каждой сцене обязательно присутствует Атон - солнечный диск с многочисленными руками, протягивающими царственной чете анхи символы вечной жизни.

Нефертити играла исключительно важную роль в религиозной жизни Египта того времени, сопровождая супруга во время жертвоприношений, священнодействий и религиозных празднеств. Она была живым воплощением животворящей силы солнца, дарующей жизнь. В Гемпаатоне и Хутбенбене - больших храмах бога Атона в Фивах ей возносили молитвы; ни одно из храмовых действ не могло происходить без неё, залога плодородия и процветания всей страны. «Она проводит Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами , - говорится о ней в надписях гробниц вельмож-современников, - при звуке голоса её ликуют ». Стены зала, возведенного Эхнатоном на 6-м году правления в своей столице для празднования церемонии Сед, были декорированы колоссальными скульптурными изображениями Нефертити, отождествленной с богиней Тефнут - богиней влаги, дочерью Солнца-Ра, стоящей на поддержании мировой гармонии и божественного закона. В этой ипостаси Нефертити могла изображаться в качестве сфинкса, поражающей врагов Египта палицей.

Обладавшая огромной властью и полномочиями, царица чаще всего изображалась в своем излюбленном головном уборе - высоком синем парике, обвитом золотыми лентами и уреем, который символически подчеркивал её связь с грозными богинями, дочерьми Солнца.

Бюст

6 декабря 1912 года германским археологом Людвигом Борхардтом и его ассистентом Германом Ранке в мастерской скульптора Тутмоса Младшего в Амарне был обнаружен уникальный бюст царицы Нефертити, которая с тех пор стала одним из символов красоты и изысканности древнеегипетской культуры. В своём археологическом дневнике напротив зарисовки памятника Борхардт написал всего одну фразу: «Описывать бесцельно, - надо смотреть».

Обнаруженный командой египтолога Борхардта и вывезенный в 1913 году в Германию уникальный бюст царицы хранится в собрании Египетского музея в Берлине, хотя с 1924 года звучат требования и ведутся споры насчет необходимости его возвращения. Когда позднее в 1933 году министерство культуры Египта затребовало его обратно, а Германия отказалась его возвращать, египтологам Германии было запрещено вести археологические раскопки в Египте. Вторая мировая война и преследование жены Борхардта из-за её еврейского происхождения помешали археологу продолжить исследования в полной мере. Бюст Нефертити официально принадлежит Фонду прусского культурного наследия, тем не менее, Египет в лице высокопоставленных чиновников министерства культуры официально требует у ФРГ вернуть вывезенный бюст Нефертити.

Бюст Нефертити, высотой 50 см и весом около 20 кг, изготовлен из цельного известняка, отделан гипсо-ангидритовой смесью и полностью окрашен. На нём нет никаких иероглифических надписей. Однако характерная корона, которую Людвиг Борхардт назвал «париком» (на самом деле восходящая к хепрешу или же атеф), помогла исследователям идентифицировать модель, сравнивая скульптуру с другими изображениями Нефертити. Почти идеальная сохранность, яркость красок и живость правого глаза производят поразительное впечатление на зрителя. В то же время левый глаз отсутствует; некоторые египтологи предполагают, что вкладка в него так никогда и не была установлена, хотя портрет Нефертити до настоящего времени является единственным образцом древнеегипетской скульптуры с одним глазом.

Недавно было обнаружено, что бюст красавицы Нефертити имеет позднюю «пластическую операцию» штукатуркой. Изначально слепленный с носом «картошкой» и т. п., позже был подправлен и стал считаться эталоном египетской красоты. Пока остаётся неизвестным, было ли первоначальное изображение Нефертити ближе к оригиналу и позже приукрашено, или наоборот последующее вмешательство устранило неточности первоначальной работы. Доказать это может только исследование мумии самой Нефертити, если она будет обнаружена.

Гробница

Нефертити не была обнаружена или опознана среди уже найденных мумий.

До генетического исследования в феврале 2010 года египтологи предполагали, что мумией Нефертити может быть одна из двух женщин, найденных в гробнице KV35, например мумия KV35YL. Эту гипотезу выдвинули в 2001-2003 годах египтологи Сьюзен Джеймс и Джоан Флетчер, указавшие на ряд косвенных признаков, подтверждающих царское происхождение мумии, и объявившие в СМИ, что нашли Нефертити. В 2003 году была сделана реконструкция прижизненного облика мумии; заявлялось, что она очень похожа на бюст Нефертити. Однако другие египтологи, включая доктора Захи Хавасса, подвергли самой резкой критике версию Флетчер, запретили работать британской экспедиции, и объявили найденный возле мумии парик «подброшенной фальшивкой».

Результат экспертизы опроверг эту гипотезу: мумия была идентифицирована как дочь царицы Тии (покоящейся рядом) и Аменхотепа III (из этой же гробницы), жена и сестра Эхнатона, мать Тутанхамона.

28 ноября 2015 года министр по делам древностей Египта объявил, что «с вероятностью в 90 % » за стенами гробницы фараона Тутанхамона находится по крайней мере одно ранее не исследованное помещение. Предположение основано на гипотезе британского египтолога Николаса Ривса, что после внезапной и ранней кончины Тутанхамона жрецам пришлось экстренно перестраивать чужую усыпальницу для похорон молодого царя.

Один из археологов, ряд лет возглавлявший раскопки в Ахетатоне, пишет о легенде местных жителей. Якобы, в конце XIX века группа людей спустилась с гор, неся золотой гробик; вскоре после этого у антикваров появилось несколько золотых вещей с именем Нефертити. Проверить эти сведения не удалось.

Бюсты и фигуры (Египетский музей Берлина)

Фигура стоящей Нефертити. Матье М. Э. Во времена Нефертити. - М., 1965.

  • Перепёлкин Ю. Я. Тайна золотого гроба. - М., 1968.
  • Уэллс Эвелин. Нефертити. Повелительница двух земель. - М., 2002.
  • Флетчер Д. В поисках Нефертити. - М.: АСТ, 2008
  • Aldred C. Akhenaten: king of Egypt. - London, 1988
  • Anthes R. Die Büste der Königin Nofretete. - Berlin, 1968
  • Arnold D. The royal woman of Amarna. - New York, 1996
  • Ertman E. The Search for the Significance and Origin of Nefertiti’s Tall Blue Crown.// Sesto Congresso Internazionale di Egittologia. Atti. Vol. I. - Torino, 1992, pp. 189-193
  • Müller M. Die Kunst Amenophis’III. und Echnatons. - Basel, 1988
  • Pharaohs of the Sun: Akhenaten, Nefertiti, Tutankhamen. - Boston, 1999
  • Samson J. Nefertiti and Cleopatra: queen-monarchs of Ancient Egypt. - London, 1985
  • Tyldesley J. Nefertiti: Egypt’s sun queen. - London, 1998
  • Солкин В. В. Нефертити // Древний Египет. Энциклопедия. - М., 2005.
  • Солкин В. В. Нефертити: странствие через пески вечности // Новый Акрополь. - 2000. - № 3. - С. 12-18.
  • Солкин В. В. Египет: вселенная фараонов. - М., 2001
  • Вульф В., Чеботарь С. Женщины-легенды. Они покорили мир - М.: Эксмо, 2011
  • Художественная:

    • Мишель Моран. Нефертити: Роман. - М., 2008
    • Наталья Павлищева. Нефертити и фараон. Красавица и чудовище. - М.: Эксмо, 2011
    • Алина Реник. Нефертити. Красота грядёт. М.: Фолио, 2005

    При рождении ее назвали Нефертити, что означало «пришедшая красавица». Согласитесь, довольно рискованно называть девочку таким именем, а вдруг она вырастет уродиной? Но египетские жрецы по извечному ходу звезд угадывали судьбу новорожденного и в соответствии с этим давали имя. Отец девочки был жрецом, и с именем он не ошибся. В 15 лет Нефертити стала женой Аменхотепа, сына и наследника фараона.

    В 1364 году до нашей эры Аменхотеп взошел на трон. И Нефертити вместе со своим мужем правила Египтом почти 20 лет. Годы эти потрясли весь общественный и религиозный уклад страны.

    Аменхотеп IV, как и многие фараоны до него, считал, что каста жрецов, опиравшаяся на культы древних богов во главе с Амоном, богом-покровителем Фив, захватила слишком много власти в стране. Но он был первым, кто решился изменить порядок вещей. Одним ударом, совершив «переворот на небесах», фараон выбил опору у фиванских узурпаторов. Отныне не просто верховным, а единственным богом стал Атон, божество животворящего солнечного диска. Бог, который не где-то в Фивах, а вот здесь, прямо над твоей головой.

    Это было первое единобожие в истории человечества. И рядом с фараоном, учредившим его, была она, Нефертити. Впрочем, теперь у нее было и второе имя. Его она взяла в честь единого бога. Если Аменхотеп IV стал Эхнатоном – то есть «угодным Атону», то она – Нефернефруатон, что означает «прекрасны красоты солнечного диска».

    Чудо в стране чудес

    Эхнатон приказал закрыть храмы старых богов, уничтожить все их изображения и конфисковать храмовое имущество. В Среднем Египте он заложил новую столицу. Это было удивительно даже для этой страны чудес: среди безжизненных скал и песка, подобно прекрасному миражу, словно в одночасье, вырос город с величественными дворцами, садами, голубыми водоемами, в которых качались огромные лотосы. Город назвали Ахетатон - «небосклон Атона». «Великое очарование, приятное красотой для глаз» - так называли его современники. И среди всего этого великолепия высились, поднимаясь к солнечному диску, стены царского дворца, в котором жила она – «госпожа Верхнего и Нижнего Египта», «супруга бога» и «украшение царя».

    Нежная и могущественная

    Каждое утро с первыми лучами солнца она в сопровождении многочисленных жрецов и жриц выходила в сад и, обратившись лицом на восток, подняв руки к восходящему диску, пела гимны великому Атону, которые слагала сама.

    Но в то же время она, слагавшая умилительные стихи о слабой, только еще зарождающейся жизни, считалась земным воплощением грозной львиноголвой богини Тефнут, дочери солнца, карающей преступивших закон. Не только с прекрасными воздетыми к солнцу руками изображали ее, но и сжимающей грозную палицу. Действительно, эта нежная женщина была непреклонна, когда речь шла о делах государственных, сам фараон не прекословил ей.

    Любимая и счастливая

    Никогда прежде на стелах, стенах, обелисках не изображали частной жизни фараонов. Однако новая религия сбила с искусства оковы тяжелых многовековых канонов. И даже теперь, через три с лишним тысячи лет, мы можем увидеть не только сцены официальных церемоний, но и частную жизнь царей в их семейных покоях. Вот они сидят дома с детьми, царица еще молода, но у нее уже шесть дочек. А вот - неслыханное дело – царица взобралась царю на колени и болтает ногами, придерживая рукой маленькую дочку. А вот барельеф, на котором запечатлен долгий и страстный (это чувствуется!) поцелуй Нефертити и Эхнатона.

    И все-таки она не была счастливой. Такое случалось тысячи раз до Нефертити и тысячи раз после нее. Каждое утро она пела Атону, который «оживляет сына в чреве его матери…», и каждую ночь молила его о сыне. Но шестерых дочек родила царица, и ни разу Атон не «оживил» в ее чреве мальчика.

    Эхнатону же был нужен наследник, который обеспечил бы преемственность власти и завершил дело его жизни - укрепил единобожие. Годы шли, и фараон, охваченный манией иметь наследника, похоже, потихоньку сходил с ума. Надеясь, что родится сын, он женился на одной своей дочери, потом на другой. И что же? Обе дочери родили собственному отцу еще по дочери.

    А вскоре у царицы появилась соперница, звали ее Кэйе. Она-то и стала второй женой фараона, принесла ему двух мальчиков - Сменхкара и Тутанхамона.

    Опальная Нефертити жила одиноко в маленьком дворце. Сохранилась ее статуя в полный рост, сделанная в конце жизни. Все те же прекрасные черты лица, но неужели это та, которую называли «владычицей радости»? Усталость, разочарование на лице и в то же время упорство в гордо вскинутой голове, величие во всем облике, столько тихого упорства и достоинства…

    Вот уже многие столетия, лицо этой женщины считается эталоном женской красоты, о которой сочиняют легенды, ведь оно изысканное и одухотворенное. В последнее время, начался настоящий бум возле образа Нефертити, так как женщины обращаются к пластическим хирургам с просьбами, скопировать им форму лица царицы. Женщины делают макияж, какой был у знаменитой египетской девы, ну а модельеры создают наряды, обувь и головные уборы, тоже напоминающие туалеты Нефертити.

    Существует много версий происхождения египетской царицы, но в последнее время появилась еще одна, более свежая версия, согласно которой, она родилась в 1370 году, но не в Египте, как считалось ранее. Правда историки до сих пор не могут прийти к общему мнению, в какой стране и семье она появилась на свет.

    Странно, но раньше не обращали внимания на имя царицы Египта, а ведь Нефертити, с египетского языка переводиться — пришедшая красавица , это дает основания предполагать, что она прибыла в Египет из другой страны. Значит, тайна ее происхождения может находиться в ее имени, да и разрез глаз Нефертити, говорит о ее, не египетском происхождении. Есть гипотеза, что отец будущей царицы был родом из Турции, а мать из Митании. Скорее всего, именно из Турции, в юном возрасте девочка была доставлена в страну пирамид, как подарок Аменхотепу третьему, и стала одно из многочисленных наложниц фараона. Женщины из гарема, должны были рожать детей фараону и заботиться о нем.

    Однако судьба распорядилась по-своему, так как сразу после прибытия в Египет будущей царицы, старый Аменхотеп скончался, а по традиции того времени, все жены фараона должны были быть умерщвлены и погребены вместе со своим хозяином. В отличии от остальных, Нефертити повезло, ведь в нее влюбился сын покойного фараона – Аменхотеп четвертый. Именно он сделал смелый по тем временам шаг, оставил в живых наложницу отца своего, а со временем женился на ней. Понятно, что двигала им пламенная любовь к девушке, ведь недаром все свои указы он подписывал клятвой вечной любви к Богу и Нефертити.

    Еще в юном возрасте, девушка наблюдала за своим супругом и училась у него вести государственные дела. Уже в двадцатилетнем возрасте, она была виртуозом в политических играх, к тому же, в умении убеждать оппонентов ей не было равных, в том далеком времени. Она, что хотела, то и делала, ее супруг не перечил ей, а потакал всегда и во всем. Нефертити убедила своего мужа отказаться от своей религии и принять богов ее земли, после чего Аменхотеп четвертый сменил свое имя и стал именоваться Эхнатон , что означает угодный Атону, то есть, ново провозглашенному Богу солнца. Фараон объявил свою супругу равной себе и приказал выполнять любой ее приказ, таким образом, Нефертити добилась того, чего хотела, а именно, стала настоящей царицей со всеми правами и властью.

    По ее приказу была построена новая столица страны, разрушались древние храмы и начались гонения на приверженцев старой веры. Царица один раз в неделю выходила на балкон своего дворца, под которым собиралась толпа, произносила пламенными речи, а потом одаривала подданных, бросая золотые монеты на головы удивленных египтян, при этом, не забывая упоминать, что это дары ново провозглашенного, солнечного Бога Атона.

    Однако в семейной жизни стали возникать проблемы, так как Нефертити родила своему мужу шесть дочерей, а ему нужен был наследник престола, поэтому Эхнатон взял себе другую, молодую жену, которая родила ему мальчика, будущего фараона Тутанхамона. Нефертити отвезли за город, где она жила ровно год, после чего тоскующий Эхнатон вернул ее в царские палаты, но жить вместе, им было суждено не долго. Изгнанные и притесненные религиозные жрецы объединились в группы, и подняли бунт. Фараон был схвачен, ему выкололи глаза, а затем казнили. Нефертити была главой государства еще несколько дней, после чего ее тоже убили взбесившиеся фанатики старой религии. Они не успокоились и после смерти Нефертити, сначала разворовали ее гробницу, а затем изуродовали тело и предали его забвению на тысячелетия.

    А тайна происхождения, власти, и личной жизни царицы Нефертити, до сих пор остается не разгаданной.