Берлинский синдром сюжет полный. Берлинский синдром

Название фильма целенаправленно навевает ассоциацию с известным термином «Стокгольмский синдром». Это своеобразный психологический парадокс, когда заложник начинает испытывать симпатию к преступнику, интеллектуальную или сугубо чувственную, и в итоге может фактически встать на его сторону. Впервые данное явление подверглось научному осмыслению после захвата заложников в столице Швеции в 1973 году. Беглый зэк напал на отделение банка Kreditbanken и в течение нескольких дней удерживал в нем четырех сотрудников. После успешного штурма, в результате которого никто не погиб, жертвы неожиданно проявили большое участие к дальнейшей судьбе своего угнетателя, за свой счет наняли ему адвоката и в один голос утверждали, что захватчик ни в чем не виноват, а вся ответственность за случившееся лежит сугубо на властях страны. Мировая статистика показывает, что «стокгольмский синдром» — далеко не частое явление, но тем не менее оно имеет место быть и способно приобретать различные формы развития в каждом конкретном случае. И не беря в расчет реальные инциденты, становится понятно, что сей феномен служит плодородной почвой для художественных историй, в которых автор хочет глубоко осмыслить возможную эволюцию отношений Хищника и Жертвы.

Картина режиссера Кейт Шортланд не зря носит видоизмененное название, так как рассматривает парадокс «безумной любви», отталкиваясь от других исходных предпосылок. По сюжету «Берлинского синдрома» молодая австралийка Клэр приезжает в поисках себя в столицу Германии. Здесь она случайно встречает симпатичного преподавателя английского Энди, с которым мгновенно вспыхивает роман. Но после страстной ночи в квартире немца, Клэр обнаруживает, что ушедший на работу Энди запер за собой дверь и не оставил ключа. А как оказывается дальше, окна в его квартире также не открываются и даже не бьются, а из мобильника девушки исчезла сим-карта…

Если абстрагироваться от заявленного в сюжете «синдрома», знатоки литературы узреют аллюзию на знаменитый роман Джона Фаулза, в котором внезапно разбогатевший интеллектуально-эмоциональный бездарь похищает уточненную и образованную девушку из высшего общества. Он делает это потому, что не видит иного способа сблизиться с ней, и стать ее мужем. Но кардинальное отличие «Берлинского синдрома» в том, что у злодея Энди нет каких-либо явных коммуникативных проблем. Как мужчина он внешне привлекателен, умен, обходителен и отнюдь не претендует на внимание девушек статуса Кейт Миддлтон. Более того, Клэр сама делает первый шаг к близости, и теоретически вполне допустимо, что между героями могли сложиться искренние отношения без принуждения. Но проблема в том, что Энди – патологический собственник, которому необходима полная власть над избранницей, подогреваемая паническим внутренним страхом быть брошенным…

К сожалению, перспективный сюжетный базис, нацеленный на многоплановую драматургию, оборачивается более чем посредственной художественной реализацией. В первую очередь (и это отнюдь не минус) конечно нужно понимать, что «Берлинский синдром» — кино не голливудское; в нем отсутствуют гламурный лоск, легковесное развитие событий и попкорновая динамика. Де-факто это психологическая драма, а не маньячный триллер, но именно глубины серьезного произведения ленте Шортланд катастрофически не достает. В условном первом акте всё исправно работает на конструирование достоверности показанных событий. Клэр гуляет по настоящему «нетуристскому» Берлину, общается со случайными, вырванными из жизни людьми, которые не будут иметь какого-либо дальнейшего значения, да и завязка отношений с Энди предстает заурядной «вспышкой страсти», характерной для случайных половых связей без обязательств. Каждая сцена работает на антигламур и «правду жизни», но после сюжетного всплеска с заточением Клэр, зритель хочет такое же жестко-искреннее противостояние персонажей, обоснованное дальнейшим раскрытием их характеров. Тем более, что если с Жертвой всё относительно понятно (девушка по воле влечения связалась не с тем парнем, и теперь ее главная задача – остаться в живых и выбраться), то суть Злодея – одна большая загадка. Основная интеллектуальная интрига в том – почему Энди такой? Каковы причины, что он не может довольствоваться нормальными отношениями, которые легко может завести? Что его заставляет так изощренно издеваться над другим человеком, при этом сильно рискуя собственным социальным благополучием и свободой? Иначе говоря – в чем «природа зверя»? Конечно здесь никто и не ждет поверхностно-прямолинейного объяснения из «бульварного чтива», что мальчика в детстве били и насиловали, и потому он стал таким…В том-то и дело, что мы хотим куда более сложного психо-портрета, тем более, что режиссер забрасывает множество смысловых крючков. Это и отношения Энди с престарелым отцом, и положение в рабочем социуме среди коллег, и самобытные рассуждения об историческом пути Германии, и сексуальное влечение к одной из учениц. Шортланд сделала множество эскизов жизненного пути Энди, но ни один из них не довела до полноценной картины. В результате публике остается констатировать лишь одно; Энди – псих, потому что псих, что обидно, в силу итоговой бессмысленности всех показанных эпизодов его бытия.

Ну а что же «триллерная» составляющая? Формально всё неплохо, но только до момента сумбурно-надуманной развязки. Изначально на удивление можно поверить, что в современном европейском мегаполисе есть такие злачные дома, где можно заточить девушку так, что ей вообще никак не выбраться. Вся специфика личной тюрьмы Энди хорошо продумана, окна квартиры выходят в некий мрачный нелюдимый двор, обеспечена полная звукоизоляция и отсутствует возможность связаться с внешним миром. Тереза Палмер убедительная в образе Клэр – до смерти напуганной девушки, которая не понимает, как такой «нормальный парень» может быть таким чокнутым выродком. Да и Макс Римельт хорош в роли «скрытого сумасшедшего» Энди, за исключением вышеупомянутых сценарных пробелов характера героя, что не вина актера. Главное, что сосуществование в кадре противников интересно и пугающе, и в плане насильственных сцен зрителю тоже есть на что посмотреть. Но в конечном итоге триллер, как и драма, оказывается серым жанровым представителем лишь с парой визуально привлекательных эпизодов, таких как секс и маньячные деяния Энди. Обидно, что разрешение конфликта мало того, что не становится хоть каким-то новым словом в осмыслении «стокгольмского синдрома», а вообще тяготеет к низкопробным потоковым «страшилкам» с роялями в кустах и отсутствием зрительского катарсиса. Авторская задумка много на себя взяла, но не выполнила обещаний касаемо как умного так и шокового кино. Поэтому в случае «Берлинского синдрома» интереснее рассуждать о потенциале картине, нежели о плачевном результате. И номинация на Гран-при фестиваля Санденс воспринимается как признание попытки затронуть серьезный и недостаточно исследованный вопрос, но, увы, так и оставшийся лишь попыткой.

Берлин словно окутан лёгкой дымкой, в отблесках холодного лета с тягучими рассветами, паром изо рта, сбивчивыми обрывками чужой иностранной речи; город кажется чужим любому, кто смотрит на него. Режиссёр Кейт Шортланд родом из Австралии – Берлин ей удаётся показать глазами любого, кто попадает в него впервые: отстранённый взгляд приезжего в её новом фильме «Берлинский синдром» – история чужих в чужом городе, которая балансирует от триллера до мелодрамы, не проваливаясь ни в один из жанров целиком.

Так же отстранённо на город смотрит и её героиня – австралийка Клэр (Тереза Палмер ), молодой фотограф с большим рюкзаком за плечами. Она путешествует одна, фотографирует города, которые хочет почувствовать, потрогать, поболтать с людьми на улицах. Она не знает Берлин, не знает языка, но Берлин ей, очевидно, нравится сразу – она долго любуется улицами, закатами, сидит в кофейнях, рассматривая получившиеся снимки на фотоаппарате. Берлин – не романтичный Париж, но – до поры до времени. Пока она не встречает на пешеходном переходе Его. Энди (Макс Римельт ) – школьный учитель, который неплохо говорит по-английски, угощает Клэр клубникой и ведёт её на прогулку по иному, загородному Берлину. Чем закончится это романтическое знакомство, гадать долго не приходится – проскочившая искра в итоге заканчивается любовной сценой у Энди дома. Наутро Клэр обнаруживает, что заперта в квартире нового знакомого.

«Берлинский синдром» родился из повести писательницы Мелани Йоостен , которая в своё время произвела на Шортланд довольно сильное впечатление. Где-то это действительно похоже на сказку о прекрасной девушке, которую заточают в башне, но реальность куда страшнее сказок, да и романтизация таких историй вряд ли возможна. Клэр обнаруживает, что Энди, который знает её буквально один день, пожелал обладать ею в полном смысле этого слова – он запирает её в своей крепости, откуда некуда бежать, да и если кричать, то никто не услышит: в доме, как выясняется, больше никто не живёт. В этой старой обветшалой пятиэтажке нет других соседей, а дверь закрывается на плотный засов. Клэр осознаёт себя пленницей, но не может до конца понять, как же это вообще могло произойти и почему именно с ней.

Всё, что будет происходить далее – не возможно ожидаемые сцены насилия или издевательств коллекционера над новой жертвой, а куда более острое действие, пропитанное безысходностью затхлого воздуха запертой на все замки квартиры и преломления героини в этой реальности. Единственное действие, которое она совершает сразу же – попытка разбить окно, – кончается разве что сквозняком на кухне. В дальнейшем она несколько раз попытается бежать, но буквально через несколько довольно мучительных сцен, кажется, ломается окончательно. Её лицо в кадре меняется тоже – стареет, глаза гаснут, морщины и мешки под глазами превращают её в заключённую.

Энди, её хранитель, Чудовище из башни, уверяет её в своей любви; он буднично продолжает жить, посещать школу, магазины, вечеринки коллег с работы. С Энди, очевидно, не всё в порядке – дружеское похлопывание по плечу коллеги по работе, которая случайно в учительской взяла его чашку вместо своей, он усердно отмывает с кожи мылом. С Энди ещё не всё в порядке потому, что вскоре Клэр поймёт: она в этой квартире была далеко не первой.

Эстетика кадра «Берлинского синдрома» хороша сама по себе – холодные оттенки, подступающая зима, а потом и наступающий Новый год в городе, где все, как кажется, немного одиноки, долгие молчаливые планы, да и вообще почти полное отсутствие диалогов. Это почти скандинавское кино снято австралийским режиссёром, что, возможно, удивит – на фестивале «Санденс», впрочем, фильм был номинирован на гран-при в разделе «Драма» программы «Мировое кино», но победил в этом году куда более откровенный и жуткий «Случай в отеле “Ник Хилтон”» смешанного германо-шведско-датского производства.

«Берлинский синдром» – кино куда более женское, медитативное, тягучее; от него прохладно, но жуть в этом случае не на поверхности, а где-то чуть глубже, как бывает, когда заходишь в холодную воду и в какой-то момент коченеют ноги. Впереди неизвестность – будет ли Клэр бороться за свободу, если в какой-то момент обнаруживаешь её, миролюбиво жарящую на кухне яичницу мужчине, который скоро вернётся с работы, или играющую с собакой, внезапным подарком на очередной праздник?

В одной из сцен Энди внезапно пропадает на несколько дней аккурат после Нового года, когда отопление в его старом доме отключено. Клэр ждёт его, уже почти ни на что не надеясь и замерзая, а когда он всё же возвращается, обнимает его так, будто уже полностью ему подчинилась. Пресловутый «стокгольмский синдром» или уловка? Ответы в загадочной женской душе тоже где-то чуть глубже, но они непременно всплывут на поверхность. Женщины чуть более непредсказуемы, чем некоторые, даже очень нездоровые мужчины. На финал этой истории Берлин будет смотреть так же отстранённо, как и в самом начале смотрела на него чужестранка Клэр – город, в котором случилась очередная мини-драма, проснулся и живёт своей жизнью дальше.

Берлинский синдром

Berlin Syndrome (18+)

Триллер, Австралия, Германия, 2017, 116 мин.

Режиссёр: Кейт Шортланд («16 лет. Любовь. Перезагрузка»)

Сценаристы: Шон Грант, Кейт Шортланд, Melanie Joosten

Продюсеры: Полли Станифорд, Наима Абед, Скотт Отто Андерсон, Энджи Филдер, Эмили Жорж, Оливер Лоуренс, Трой Льюм, Таня Майсснер, Florian Caspar Richter, Сесилия Ричи, Эстер Родуальд, Florence Tourbier

Оператор: Джермейн МакМикинг

Композитор: Брайони Маркс

Художники: Мелинда Доринг, Зильке Фишер, Джени Паркер, Мария Паттисон, Мартина Валентина Баумгартнер

Монтажер: Джек Хатчингс

В ролях: Тереза Палмер («По соображениям совести», «Тепло наших тел», «На гребне волны»), Макс Римельт («Академия смерти», «Эксперимент 2: Волна»), Маттиас Хабих, Эмма Бадинг, Elmira Bahrami , Christoph Franken , Люси Арон, Nassim Avat , Малин Стеффен, Thuso Lekwape

Во время отпуска в Берлине Клэр знакомится со школьным учителем Энди, и между ними сразу пробегает искра. После совместной прогулки по городу они проводят ночь вместе, но то, что на первый взгляд кажется началом бурного романа, неожиданно принимает зловещий оборот.

Психологический триллер «Берлинский синдром» австралийского режиссера Кейт Шортланд по одноименному роману Мелани Йоостен с Терезой Палмер и Максом Римельтом в главных ролях выходит 20 июля в российский прокат. Мировая премьера картины о патологических отношениях похитителя-психопата и его жертвы состоялась на фестивале «Сандэнс».

Одинокая австралийская туристка-фотограф Клэр (Тереза Палмер) приезжает в Берлин, где увлеченно снимает здания в стиле ГДР-овского конструктивизма. На перекрестке она сталкивается с учителем английского языка и физкультуры в местной школе Энди (Макс Римельт). Молодые люди бродят по паркам, разглядывают альбомы с эротическими рисунками Фалька и проводят бурную любовную ночь в квартире Энди, которая находится в заброшенном доме, в дебрях депрессивного восточно-берлинского района. Наутро проснувшаяся в одиночестве Клэр обнаруживает, что из помещения невозможно выйти, из ее мобильного вынута сим-карта, а на плече маркером выведено «моя». Сначала героиня думает, что все это недоразумение или тяжелая немецкая шутка, но вскоре понимает, что новый любовник не собирается ее никуда отпускать.

Съемки «Берлинского синдрома» проходили как в Берлине, так и в Мельбурне. Что примечательно, что снятые в Австралии эпизоды неотличимы от тех, что снимались в мрачных руинированных кварталах восточной части германской столицы.

Клаустрофобный триллер Шортланд, казалось бы, напоминает множество кинокартин о психопатах и нарастающем в замкнутом пространстве безумии: от классического «Отвращения» Романа Полански до легиона голливудских хорроров про безжалостных маньяков. Но «Берлинский синдром» - фильм с множеством подспудных смыслов и контекстов: в сюжете можно увидеть и метафору созависимых насильственных отношений между мужчиной и женщиной, основанных на гендерной власти мучителя, и сложное высказывание о травматическом психозе, так и не прошедшем даже спустя четверть с лишним века после падения тоталитарного режима. Холодная, точная, невозмутимая работа оператора Джермена МакМикинга (снявшего, в частности, выдающийся мини-сериал Джейн Кэмпион «Вершина озера») оставляет ощущение, что самые жуткие сцены насилия, возможно, остались за кадром, тем самым создавая напряжение, нарастающее ближе к финалу до почти невыносимой интенсивности.

Для австралийки Кейт Шортланд «Берлинский синдром» - третья полнометражная картина. Ее дебют, тинейджерская драма «16 лет. Любовь. Перезагрузка» (2004) был показан в Каннах, второй фильм – «Лоре», рассказывающий о травме только что пережившей нацизм и его крах Германии – собрал россыпь европейских кинонаград и вошел в лонг-лист «Оскара-2012». Сценарий «Берлинского синдрома» Шортланд писала вместе с Шоном Грантом, превратив многословный роман Мелани Йоостен в лаконичную историю, полную красноречивых фигур умолчания.

31-летняя Тереза Палмер, которую критики слишком часто называют копией Кристен Стюарт, снялась в массе фильмов, от зомби-мелодрамы «Тепло наших тел» до ремейка «На гребне волны». Роль в «Берлинском синдроме» - возможно, лучшая в ее карьере на сегодня: на игру Палмер опирается напряженная атмосфера ленты. Ее Клэр, о прошлом которой ничего не известно, выдает парадоксальное множество эмоций: бессильный страх, яростное стремление к освобождению, необъяснимую жалость и даже нежность к мучителю.

33-летний Макс Римельт – ведущий немецкий актер с неуловимо зловещей харизмой. В «Синдроме» бэкграунд его героя чуть более ясный, чем у героини, но все-таки его жестокость неумолима, а мотивы почти непроницаемы. Римельт, между тем, продолжает съемки в упоительно хаотичном сериале сестер Вачовских «Восьмое чувство».

Фестивальная судьба «Берлинского синдрома» сложилась более чем благополучно: премьера состоялась на главном смотре независимого кино «Сандэнс», где Тереза Палмер была названа прессой одной из лучших актрис; чуть позже фильм показали в программе «Панорама» Берлинале-2017.

Интересные факты о фильме

* В январе 2017 года «Берлинский синдром» называли одним из самых ожидаемых фильмов фестиваля «Сандэнс»

* Тереза Палмер называет свое участие в фильме одним из тех переживаний в жизни, которые изменили ее больше всего, а также самым освобождающим съемочным опытом в своей карьере

* «Берлинский синдром» - первый роман австралийской писательницы Мелани Йоостен

* За свой роман «Берлинский синдром» Мелани Йоостен получила награду Kathleen Mitchell Award for Young Writers и была названа лучшим молодым романистом 2012 года по версии Sydney Morning Herald (Sydney Morning Herald Best Young Novelist 2012)

В первый раз Мелани Йоостен посетила Берлин в возрасте 22 лет, когда путешествовала бэкпэкером по Европе

* Съемки фильма начались в Берлине в сентябре 2015 года, в ноябре переместились в Мельбурн, где и закончились

* После окончания съемок Тереза Палмер сразу отправилась на съемки фильма «По соображениям совести» (Hacksaw Ridge) режиссера Мэла Гибсона, получивший четыре номинации и две премии «Оскар» и три номинации на «Золотой глобус»

* Тереза Палмер считает себя поклонницей режиссера Кейт Шортланд и говорит, что мечтала работать с ней с тех пор, как посмотрела ее первый фильм

* Действие предыдущего полнометражного фильма режиссера Кейт Шортланд, военной драмы «Лоре» 2012 года, тоже происходит в Берлине

* Любимая сцена Терезы Палмер - Рождество в квартире Энди; любимая сцена Кейт Шортланд - в доме отца Энди

* Когда в 2013 году продюсер Полли Станифорд привезла проект в Канны, он имел большой успех: поступили предложения от нескольких крупных компаний. Создатели остановились на парижской компании Memento Films International, с которой Кейт Шортланд работала над своим предыдущим фильмом «Лоре». Прокатом также занималась компания eOne

* Продюсер Полли Станифорд считает «Берлинский синдром» мрачной историей любви, которая исследует сложные и опасные отношения главных героев

* Незаметной смены локаций было очень сложно достичь: все внешние съемки были проведены в Берлине, а квартира Энди снималась в студии в Мельбурне. В результате, благодаря работе художника-постановщика Мелинды Доринг и оператора Германа МакМикинга, смены локаций не видно

* Критики находят фильм похожим на ранние произведения Романа Полански

* Макс Римельт начал актерскую карьеру в девять лет

* До съемок фильма режиссер Кейт Шортланд не слышала о Максе Римельте, но, по ее словам, он идеально подошел на роль

20-летняя австралийская фотожурналистка Клэр приезжает в Германию, чтобы сделать серию фотографий зданий советской архитектуры для своей книги, которую она планирует выпустить в скором времени. Но все меняется, когда в первое же утро в Берлине она встречает Энди, обаятельного учителя английского языка. Непреодолимое влечение между Энди и Клэр выливается в проведенную вместе ночь страсти. На следующее утро Клэр собирается уходить, но, к своему удивлению, обнаруживает, что входная дверь заперта. Более того, во всем доме, кроме нее, никого нет.

Клэр отчаянно пытается найти выход, но у нее ничего не выходит. На окнах - ударопрочные стекла, а на двери - засов. Клэр пытается поговорить с Энди, все еще надеясь, что это просто недоразумение. Но он не собирается ее отпускать.

В отчаянии, она срывается на Энди, и тому не остается ничего, кроме как привязать ее к кровати и уйти на работу. Однажды Клэр все же удается убедить Энди снова не привязывать ее - ведь ей некуда бежать. Приехав домой, Энди с облегчением обнаруживает, что Клэр спокойно собирает пазл. Она просит его помочь и, когда он теряет бдительность, вонзает отвертку ему в руку, хватает ключи и пытается сбежать. Но это не помогает. Энди догоняет девушку и, ударив дверью, ломает ей руку.

Проходят дни, недели и месяцы. Клэр привыкает к своему заточению. В то же время, за пределами квартиры, Энди сталкивается с Франкой, по его мнению, влюбленной в него студенткой. Кроме того, его отец настаивает на том, чтобы он встретился со своей матерью, отношения с которой у Энди складываются не очень хорошо после развода родителей.

Наступает зима. Одержимость Энди становится уже их общей одержимостью, поскольку Клэр становится зависимой от Энди не только физически, но и эмоционально. Он единственный человек в ее жизни. В надежде увидеться с Энди, Франка приходит к нему домой. Тогда Энди угрожает убить Франку, если Клэр скажет хоть что-нибудь или каким-либо образом проявит себя. Но Франка все же замечает Клэр в коридоре. Ее сильно расстраивает новость о том, что у Энди есть девушка, ведь она считала, что нравится ему.

После очередной вспышки ярости, Энди уходит домой к отцу, оставляя Клэр одну. Она начинает сомневаться, вернется ли он когда-нибудь. Проснувшись утром, Энди обнаруживает, что его отец умер. Он остается в его доме и проводит несколько дней наедине с бездыханным телом отца.

Когда же он, наконец, возвращается в свою квартиру, все, казалось бы, встает на свои места. Они с Клэр снова вместе, как эмоционально, так и физически. Наступает Рождество. Энди решает пригласить Клэр на прогулку по зимнему лесу. По пути они встречают двух мальчиков, и Клэр понимает, что это ее шанс позвать на помощь. Однако языковой барьер мешает девушке, и попытка снова оказывается неудачной.

Накануне Нового года Энди отправляется на вечеринку к своему коллеге. В это время Клэр пробирается в комнату, которая все это время была закрыта, и обнаруживает там странное массажное кресло и альбомы, заполненные ее фотографиями. Среди фотографий, Клэр находит снимки другой девушки, так же как и она запертой в этой квартире. Клэр понимает, что если ей не удастся выбраться отсюда - ее судьба предрешена.

Одержимость Энди доходит до того, что он убивает бездомного, попытавшегося освободить Клэр. Тогда ей становится ясно: ее время на исходе. Нужно срочно действовать. В то же время, Энди находит в газете статью о пропаже Клэр, что приводит его в ярость. Он говорит, что собирается провести в квартире дезинфекцию. Клэр снова понимает, что ее жизни угрожает опасность. Теперь она уже окончательно уверена в том, что ей необходимо бежать, пока еще есть время. В отчаянии, она пытается выстроить новый план побега. Во время приготовления ужина, Клэр намеренно обжигает руку. И пока Энди уходит в ванную, чтобы принеси мазь от ожога, она роется в его учебнике. На следующее утро, Франка обнаруживает в этом учебнике пугающую фотографию Клэр и понимает, что девушке угрожает опасность.

Франка вспоминает, что однажды видела Клэр в квартире Энди. Она сразу же бросается к нему домой и освобождает Клэр. Но они не успевают сбежать - как раз в это время домой возвращается Энди. Скрываясь от него, девушки прячутся в квартире на верхнем этаже. И как только Энди решает, что уже поймал Клэр, она запирает его в квартире и сбегает.

Мы видим, как Клэр уезжает из Берлина на такси. В первый раз с тех пор, как Энди запер ее в своей квартире, она снова на свободе. Ее прошлое осталось позади. Впереди - новое будущее.

Интервью с создателями фильма

Тереза Палмер о работе над фильмом

Это исследование динамики отношений между двумя людьми. В ней также затрагиваются темы любви, страсти, контроля, чувственности, одиночества, страданий и развития.

Мне очень нравится Клэр, как персонаж, нравится исследовать ее несовершенства, ее темные стороны и, наконец, ее осознание того, кто она есть. Я никогда раньше не играла такого замкнутого и закрытого персонажа, так что для меня это было очень непросто, но в то же время невероятно интересно. Хотя, больше всего остального, в этом проекте меня привлекла работа с Кейт Шортланд. Я ее поклонница еще с тех пор, как в первый раз увидела «16 Лет. Любовь. Перезагрузка». Все эти годы я мечтала поработать с ней.

Как вы готовились к роли Клэр?

В основном, мои приготовления проходили на репетициях с Кейт и Максом. Мы разбирали каждую сцену, наполняли ее своими интерпретациями и видением персонажей, а затем вместе ее переписывали. Мы нашли несколько по-настоящему глубоких и отчаянных качеств в этих персонажах. И только когда мы почувствовали, что исследовали все их грани, мы были готовы к съемкам.

Расскажите нам о работе с Кейт Шортланд

На данный момент она мой любимый режиссер из всех, с кем мне довелось работать. Она точно знает, как подчеркнуть аутентичность персонажей. Именно это интересует ее больше всего. Мне так нравится, как она радовалась привычкам, которыми мы непроизвольно наделяли наших героев: например, грызть ногти, поправлять волосы, как-то по-особенному двигать ногой и т.д. Для нее было чрезвычайно важно запечатлеть эти моменты, как неотъемлемые части характера персонажей. Я никогда еще не работала с режиссером, который все в мире видит, словно в первый раз.

Расскажите нам о работе с Максом Римельтом

Мне невероятно понравилось работать с Максом. Нам пришлось научиться по-настоящему доверять друг другу, даже, можно сказать, потеряться друг в друге. И я чувствовала, что он создал для меня некое безопасное пространство, в котором я могла беспрепятственно изучать все стороны характера Клэр. Макс очень щедрый актер. Энди, в его исполнении, получился очень сложным и пугающим.

Какую сцену из фильма вам больше всего понравилось снимать?

Рождественскую сцену. Я играю на аккордеоне, мы обсуждаем наши отношения, в то же время, Клэр отчаянно пытается найти в Энди хоть что-то человеческое, что-то, что поможет им сблизиться. Эта близость – ее спасение, поэтому это настолько тонкая сцена. Клэр не может сильно на него давить, но в то же время, ей нужно быть смелее, чем обычно, ведь она чувствует, что ее время на исходе. Мне очень понравилось экспериментировать с этой сценой.

Какая сцена показалась вам наиболее трудной и почему?

Наибольшей трудностью для меня, скорее всего, было найти правильный баланс между прорывающимися эмоциями и их контролем в сцене, когда Энди приходит домой после того, как я осознала, что он не собирается меня отпускать. Я должна была быть уверена, что попадаю в правильные эмоции, ведь Клэр все еще надеется на то, что ей удастся выбраться, она настроена на выживание. Это тоже нужно было учесть.

Что вы думаете по поводу перемещения съемок между Берлином и студией в Мельбурне?

Это было здорово. Было приятно чередовать натурные и павильонные съемки. Все сцены, снятые в Берлине, были связаны с нашим знакомством, и именно с них мы и начали. Получилось довольно органично, что как раз в это время мы с Максом еще узнавали друг друга. Это сработало и для самого фильма. К тому времени, как мы приехали в Мельбурн, мы уже очень хорошо друг друга знали, так что нам было легче снимать более интимные сцены.

Интервью с режиссером Кейт Шортланд

О чем, как вам кажется, эта история?

В «Берлинском синдроме» показана история девушки, которая отчаянно пытается найти для себя лучшее, более культурное место, чем «перевернутая» Австралия. Она хочет переродиться и стать художником. Она надеется, что Берлин смоет с нее зловоние провинциального Брисбена. Но, как и многие из нас, она не понимает, что даже в самом обычном, простом и повседневном может таиться своя магия. В Энди она видит свой европейский идеал. Он пленил не только морально, но и физически. Для него она сосуд, который он наполняет своими фантазиями. Его не интересует реальность. Они оба выбрали друг друга, потому что они полностью соответствуют своим воображаемым идеалам. Но Клэр не нужна жестокость, ей нужна любовь и вдохновение. Она жаждет любви. А он жаждет контроля.

Что вас больше всего привлекло в этой истории?

Меня очень заинтересовали герои и то, как они буду вести себя в экстремальной ситуации. Клэр одержима деталями. Для нее они важнее всего на свете. Для того чтобы выжить, она выходит за пределы своей физической оболочки и буквально становится своим разумом. Изначально она очень хрупкая и застенчивая, но со временем становится сильной и изобретательной. Ей кажется, что все вокруг так непонятно и нелогично. Постепенно она понимает, что может умереть. Это также приводит ее к осознанию красоты того, от чего она бежала: ценность семьи и места, где она родилась. Она, своего рода, гипертрофированная версия многих из нас: сначала мы отвергаем наше детство и то, откуда мы родом, но потом мы учимся ценить это. По мере фильма, ее настрой несколько раз меняется: она борется за свободу, живет в страхе и свыкается со своей участью. Но как только Клэр чувствует близость смерти, от ее смирения не остается и следа. В конце она снова начинает бороться.

Меня всегда интересовали социопаты, поэтому меня заворожил персонаж Энди: его жизнь настолько двойственна. Он может скрывать свои опасные потребности и изменяться. Оба главных героя перерождаются. Меня поражает мысль о том, что под твердой оболочкой наших тел мы текучи и изменчивы. Клэр перерождается из-за необходимости, ей приходится наблюдать за Энди, слушать его, правильно реагировать. Все ради того, чтобы выжить. Энди перерождается, скрывая от общества себя настоящего. Учитель английского языка, который мечтает о своей совершенной женщине, но затем решает запереть ее рядом с собой навсегда, сделать ее идеальной ученицей, полностью подчиняющейся его воле. Таким Энди сделало окружение, в котором он вырос: родившийся в ГДР, этой сомнительной утопии, мальчик, скучающей по своей матери и, возможно, одновременно ненавидящий ее за то, что она его оставила.

Какие темы вы исследуете в фильме?

В этой истории переплетено множество самых разнообразных тем: секс и насилие, идея власти, а также идея создания и перерождения. Оба главных героя пытаются сбежать от так наскучившей им обыденности. Сначала Клэр жаждет близости, затем свободы. Энди жаждет совершенства. Он хочет претворить в реальность свои мечты об идеальных отношениях и ради этого он готов на многое. Но когда Клэр, его игрушка, наскучивает ему, он жаждет избавиться от нее, заменить чем-то новым. А жестокость и убийство – это всего лишь побочные эффекты достижения его цели.

Как выглядел процесс подготовки к съемкам?

Я очень долго работала над сценарием. В Берлине, я тесно сотрудничала с Францем Роденкирхеном. Он великолепный сценарист и редактор, к тому же, он меня вдохновляет. Я работала с ним над «Лоре». В это же время Полли, наш художник-постановщик Мелинда Доринг и я исследовали Берлин, чтобы найти подходящие места для съемки. Все это нам очень помогло в дальнейшем. В Восточной Германии нам все попадались эти велотренажеры и беговые дорожки в пустых комнатах с унылыми обоями. Мне понравилось одиночество их формы, казалось, эти странные железки мечтают так о многом. Идеальное тело, идеальный разум. Но они забыты и потеряны. Тогда у меня родилась идея с массажным креслом для Энди. Мне очень понравилось снимать эту сцену с ним: эта вибрирующая масса черного винила очень впечатляет.

Мы достаточно долго репетировали с актерами в Берлине, а потом вернулись в Мельбурн. Разбирать возникшие у нас идеи и работать над сценарием было непросто, но это очень воодушевило нас. Актерам удалось установить особую близость со своими персонажами. Все это очень сплотило нас. Целый день мы работали с хореографом Даниэль Микич над постановкой сцен жестокости и секса, продумывая, как актеры могут перевоплотиться в своих героев, при этом, не осуждая их. Просто чувствуя. Это был один из лучших дней на съемках, она так многому нас научила. Она постоянно спрашивала: «Почему? Почему он сделал это? Почему она так пошевелилась?» Нам было необходимо вернуться назад к инстинктам.

Где проходили съемки и как долго они длились? Что вы можете сказать о съемочном процессе, в целом?

Мы снимали в Берлине и Мельбурне 6 недель. Это было непросто, потому что мы были ограничены по времени, и нам нужно было часто передвигаться с места на место. К счастью, нам все удалось. Всё благодаря нашим замечательным командам в обоих городах. Все очень хорошо потрудились, чтобы этот пазл из двух стран, притворяющихся одной, в конечном итоге сошелся.

Мы с Полли Станифорд прекрасно понимали, что съемки в двух странах – это дело нелегкое. Изначально я боролась за то, чтобы все съемки прошли в Берлине, но, в конечном счете, прислушалась к совету Полли. И не зря, съемки в студии Мельбурна прошли как нельзя лучше. Студийные декорации лучше помогали нам сосредоточиться на работе. В студии мы работали с Максом и Терезой три недели и снимали все сцена по порядку.

Какая ваша любимая сцена в фильме?

Одним из самых ярких моментов для меня стала съемка дома отца Энди. Мне кажется, это одно из моих любимых мест. Мы даже подружились с его хозяевами. Его родители построили дом перед самым началом Второй Мировой Войны. Он постоянно рассказывал нам о своем чудесном саде и коллекции керамики. Мне всегда нравились натурные съемки, так что сцена в лесу – тоже одна из моих любимых. За весь день только одна локация – красота.

Еще мне понравилось снимать рождественскую сцену, где Клэр говорит о доме. Мы не так много репетировали этот диалог, поэтому он показался для меня очень свежим и живым. Клэр в этой сцене одновременно хрупкая и сильная. Энди ненавидит ее за то, что она показывает ему, что она тоже живой человек, за то, что она рассказывает ему свою историю. Это заставляет его осознать, как он одинок. Именно тогда он решает убить ее.

Не могу не отметить, что работать с Джермейном МакМикингом – одно удовольствие. Он поразительно умный и спокойный человек. Он ничего не боится и всегда готов идти на риск.

Расскажите нам о работе с Максом и Терезой

Макс и Тереза – прекрасные люди. Они оба хотели создать что-то максимально честное, настоящее. Я очень их полюбила. Мы могли позволить себе быть ранимыми рядом друг с другом, чтобы нам удалось тщательнее изучить персонажей, не пытаясь произвести друг на друга впечатление. Как и многие другие режиссеры, мне хотелось, чтобы они чувствовали себя достаточно комфортно и перестали пытаться играть, а вместо этого стали своими героями. Мы много смеялись. Они невероятно поддерживали и уважали друг друга, что радовало меня каждый съемочный день. В конце съемок они подарили мне очень красивый браслет с гравировкой “meine,” что значит «мой» - это строчка из фильма. За время съемок мы все подарили друг другу частичку себя.

Интервью со сценаристом Шоном Грантом

О чем, как вам кажется, эта история?

Мне кажется, «Берлинский синдром» рассказывает нам о многих вещах, будь то бесконечный поиск смысла жизни и родственной души, или разрушительные последствия прошлого, которые могут настигнуть вас, если вы позволите этому случиться. Кроме того, я хотел затронуть тему одиночества и изоляции, которые я всегда ощущаю во время путешествий, несмотря на то, что меня постоянно окружают люди.

Что вас больше всего привлекло в этой истории?

Меня сразу же привлек роман Мелани, он очень красиво написан. Еще в то время, я наблюдал расставание одной пары, и мне стало интересно попытаться показать разрушение отношений. Ситуацию, когда один человек хочет вырваться, но второй отчаянно цепляется за надежды о том, во что эти отношения еще могут перерасти.

Как вы подошли к адаптации романа? Что показалось вам наиболее трудным?

Как и с любой адаптацией, я постарался передать настроение и душу источника, не ограничивая себя исходным сюжетом и персонажами. К счастью, автор романа поддержала мою идею раскрыть» ее работу и внести в нее мои идеи, убеждения и темы, чтобы создать из этого по-настоящему достойный сценарий.

На большие экраны выходит долгожданный психологический триллер «Берлинский синдром» режиссёра Кейт Шортланд , для которой это стало уже третьей успешной полнометражной картиной, не считая сериалов. Специально к релизу фильма в Санкт-Петербурге подготовили отдельную бесплатную экскурсию для желающих по немецким местам города. Немецкие кварталы – комплекс объединенных зданий, расположенных в самом сердце города на Невском проспекте, где можно будет полюбоваться красивой и необычной архитектурой, а также насладиться видами винтовых лестниц, привлекающих внимание убранств и чашей бассейна в катакомбах. Кроме того, у каждого, кто посмотрит фильм и выполнит все необходимые условия конкурса, есть замечательный шанс лично увидеть красоты Берлина и прогуляться по его оживленным или тихим (кому что больше нравится) улочкам. Железная птица отвезёт двух счастливчиков-победителей в Германию и предоставит возможность лично окунуться в местный колорит и быть может даже найти те самые локации, где проходили съемки фильма. Если не испугаетесь, конечно.

Фильм основан на одноимённом романе известной писательницы Мелани Джоостен , в котором, как говорят, содержатся автобиографичные моменты. Однако по словам критиков, уже успевших оценить нашумевшую экранизацию, кинолента получилась гораздо более тяжелой с точки зрения психологического давления на сознание смотрящего. Впервые «Берлинский синдром» был показан в рамках фестиваля «Сандэнс» 20 января, где получил множество хвалебных отзывов. В самом названии есть плохо скрываемая отсылка к так называемому Стокгольмскому синдрому, когда у самой жертвы появляется симпатия к маньяку или насильнику, доселе издевавшемуся над ней настолько изощренно, насколько позволяет ему фантазия. Болезнь под названием «Берлинский синдром» тоже в природе существует. Классическим примером этой болезни считается страх загрязнения, при котором у больного каждое соприкосновение с грязными, по его мнению, предметами вызывает дискомфорт и, как следствие, навязчивые мысли. Чтобы избавиться от этих мыслей, он начинает мыть руки. Но даже если ему в какой-то момент кажется, что он достаточно вымыл руки, любое соприкосновение с «грязным» предметом заставляет его начать свой ритуал заново. Эти ритуалы позволяют пациенту достичь временного облегчения состояния. Несмотря на то, что больной осознаёт бессмысленность этих действий, бороться с ними он не в состоянии.

Люди, которые путешествуют одни, как правило что-то ищут. (с)

Юная фото-журналистка Клэр приезжает в Германию из австралийского города Брисбейна. Интересующаяся массивной архитектурой бывшей ГДР, целыми днями она гуляет по улицам Берлина в одиночестве с фотокамерой в руках и старается найти интересные ракурсы для запоминающихся фотоснимков. Несколько соприкосновений локтями со случайным прохожим на перекрёстке приводит к знакомству не слишком разговорчивой и активной девушки (уже на этих кадрах проскальзывает первая мысль о ее похожести на поведение Кристен Стюарт в кадре, о чем упоминают всё чаще и чаще, да даже сама Кристен однажды в разговоре с Терезой Палмер упомянула, что по мнению многих они страшно похожи друг на друга) с приятным и обходительным молодым человеком по имени Энди. Перекинувшись парой фраз, он угощает ее спелой и сочной клубникой. А ведь еще в старой доброй сказке «Белоснежка» все наглядно могли узнать, к чему приводит такое паталогическое доверие к незнакомцам.

По всем законам жанра эта встреча должна была перерасти в бурный курортный роман. Она — симпатичная туристка, разгуливающая по городу в одиночестве. Он – преподаватель английского языка в спортивной школе, который говорит на нём с ошибками, однако юную девушку это ничуть не смущает, потому что она уже безвозвратно попала под его умелые чары. Не смущает ее и то, что для первого свидания с ней, которое обычно бывает одним из самых романтичных, вообще ведь курортные романы завязываются крайне быстро из-за ограниченного времени, а потому протекают бурно и ярко, он выбрал забытые Богом места где-то среди огородов, где лают собаки и нет ни одной живой души. На утро Клэр просыпается в его постели, а он, обольстив ее красивыми речами о своей любви и преданности, в итоге запирает ее на засов и уходит на работу. Оставшись без связи и возможности выбраться из квартиры в заброшенном доме, девушка отчаянно пытается найти хоть какие-то пути отступления.

— Я скучаю по маме.
— Нет смысла скучать по тому, что никогда не получишь.

«Берлинский синдром» — это такая классическая ситуация, когда маньяк не похож на маньяка. На первый взгляд он кажется обыкновенным человеком, который живет своей жизнью: работает, иногда навещает своего престарелого отца и ходит на вечеринки к приятелям, лишь одно его странное хобби исключает его из рядов нормальных людей – он коллекционирует туристок и запирает их по одной в своей заброшенной берлоге. И никому неизвестно, что вытворяет он с ними, когда жертвы ему надоедают. Сцены насилия перемежаются с красивыми и романтическими кадрами, вплетенными режиссером, чтобы хоть как-то разбавить психологическую атаку. Например, прогулка в заснеженном лесу или когда Энди дарит девушке щенка на рождество, либо странное влечение к некоему эпатажу – фотографиям тела, обмотанного новогодней гирляндой. Некоторые сцены показывают такой надрыв души несчастного маньяка, что невольно к нему проникаешься жалостью и даже какими-то зачатками симпатиями, но каждый раз одергиваешь себя.

Сама Клэр, пройдя скоростной путь от первого влечения до ненависти, страха и жестокости по отношению к Энди, перепробовав методы борьбы от послушной кошечки до разбушевавшегося зверя, постепенно вроде привыкает к жизни с ним рядом и даже становится эмоционально зависимой от него настолько, что сама мысль о возможности причинить ему вред становится для нее чем-то невообразимо тяжелым, даже если на кону стоит ее собственная свобода. Что в итоге победит: болезненная привязанность, как эмоциональная, так или физическая, либо же здравый смысл возьмет верх над ситуацией?

Несмотря на то, что режиссёр в фильме «Берлинский синдром» намеренно старается обратить внимание зрителя на мелкие детали, крупные вываливаются из сюжета с космической скоростью, оставляя за собой черные дыры и полнейшее недоумение. Так, например, внезапно исчезает подаренная собака, и это воспринимается, как само собой разумеющееся событие. К тому же совсем непонятно, на что Энди рассчитывал, подарив несчастное животное. Как Клэр, запертая в 4х стенах, должна была ее выгуливать? Детали в киноленте, надо признать, продуманы не до конца, логика местами отсутствует напрочь, однако совсем уж мелочи можно заметить только при повторном просмотре, а при первом знакомстве напряжение, нарастающее по классическому развитию сюжета, захватывает к своей кульминации настолько, что обо всех нестыковках просто не остается времени думать.

«Берлинский синдром» — это австралийско-немецкая адаптация известного романа Фаулза «Коллекционер», рассказанная с особой изощренностью и жестокостью, держащая в страхе до последнего аккорда и не позволяющая целиком и полностью предугадать следующий сюжетный поворот. Ну и в следующий раз героиня Терезы Палмер , наверное, 300 раз подумает, прежде чем начинать курортный роман с незнакомцем в новом путешествии. А вместе с ней задумаются об этом и тысячи впечатлительных зрительниц. Атмосфера Берлина, темная, серая и гнетущая, отлично вписывается в настроение картины и самой Клэр, а угрюмые дворы отчаянно напоминают наши дворы-колодцы в Петербурге.