Врачебная этика и медицинская деонтология в педиатрии. Определение роли и места ухода за детьми в лечебно- диагностическом процессе

Этика – система норм нравственного поведения людей, их обязанностей по отношению друг к другу, к обществу, Родине на основе общечеловеческих представлений о доброте и зле; а также – философское учение о морали, нравственности, как одной из форм идеологии, о ее сущности, законах исторического развития и роли в общественной жизни. Медицинская этика рассматривает всю совокупность моральных критериев, которыми руководствуется работник здравоохранения в повседневной работе, направленной на удовлетворение потребностей общества и каждого человека в сохранении и укреплении состояния здоровья или возвращении его при болезни.

Медицинская деонтология- совокупность этических норм при выполнении медицинским работникам своих профессиональных обязанностей, а также принципов поведения, профессиональных приемов психологического общения с обратившимся к врачу здоровым или больным человеком.

Деонтология педиатра. Александр Федорович Тур повторял, что для того, чтобы быть хорошим педиатром, необходимо:

1. любить детей;

2. быть терпеливым к их родителям;

Любить педиатрию.

Педиатр и родители здорового ребенка

Здоровый образ жизни родителей – фундамент формирования здоровья ребенка. Задача педиатра – всемерно способствовать образованию родителей по их роли в рациональном формировании состояния здоровья у детей в семье. В этом плане педиатру важно иметь объективное представление о материальных и психологических особенностях родителей, психосоциальных возможностях семьи. Все рекомендации педиатр должен давать родителям так, чтобы они поняли, то есть педиатру надо иметь «обратную связь» - уточнить, как родители уразумели те или иные его рекомендации. Нужно все время ставить себя как бы наместо матери и с учетом этого давать рекомендации.

Педиатр и родители больного ребенка

Деликатность, собранность, подтянутость, уверенность, внимательность, без улыбки на лице способствуют успокоению родителей, а значит и ребенка.

Тщательный сбор анамнеза и расспрос о начале болезни, предпринятых родителями мерах и их эффективности, причинах, по мнению родите­лей, болезни, состоянии здоровья окружающих взрослых нередко опре­деляют тактический диагноз.

Обязательно мытье рук до начала осмотра больного. Аккуратный, скру­пулезный, пунктуальный осмотр ребенка и лишь после этого - сужде­ние о диагнозе. «Диагноз с первого взгляда» расценивается родителями нередко как халатность, небрежность. Необходимо убежденное и четкое, но не категоричное, изложение све­дений о болезни. Излишних подробностей о болезни лучше избегать. Никогда не высказываться отрицательно или скептически о диагнозе и назначениях врачей, осматривавших ребенка до Вас, даже если они не правы, надо лишь скорректировать терапию, сказав, что ситуация изме­нилась и сейчас нужно другое лечение. Давать родителям лишь выполнимые рекомендации. Обязательно убедиться, как родители поняли сказанное, и быть уверен­ным, что они будут выполнять рекомендации, а также владеют ли они навыками ухода. О любых инвазивных манипуляциях и агрессивных методах лечения должны быть поставлены в известность родители ребенка. Никогда нельзя скрывать от родителей возникшие у ребенка в ходе ле­чения нарушения состояния или осложнения, но давать им соответству­ющую трактовку. Никогда не ругать ребенка или высказываться негативно о нем, особен­но в присутствии родителей.

Если у ребенка есть повреждения, не характерные для его возраста, осо­бенно повторные травмы, если ребенок выглядит запуганным, а один из родителей агрессивен, алкоголик - особое внимание педиатра должна привлекать семья. Это может быть «синдром жестокого обращения с детьми», который по данным ВОЗ встречается в 5% случаев.

Педиатр и здоровый ребенок.

Для снятия страха педиатру лучше при осмотре детей раннего возраста адресоваться в своих первых словах, не глядя на ребенка и как бы не обращая на него внимания, прежде всего, к родителю, который его при­нес или с которым он пришел. Напротив, для детей дошкольного и школьного возраста лучше, как правило, если педиатр вначале обраща­ет внимание на них, устанавливает контакт в первую очередь с ребен­ком: спрашивает его имя, возраст и т. д. Если ребенок плачет, лучше дать ему успокоиться и лишь потом осмат­ривать его. У детей первых месяцев жизни прекращение плача иногда вызывает перемена положения ребенка (например, из положения лежа - в положение сидя или стоя), отвлечение на яркую игрушку, осо­бенно звучащую. Иногда срабатывают другие приемы отвлечения - дать пощупать фонендоскоп, поднеся его к ладони. Для более старших детей - условный рисунок педиатра - котенка, зайца и других живот­ных. Иногда надо вначале «выслушать» фонендоскопом зайца, мишку, маму. Раздевать малыша лучше поэтапно, постепенно, это его успокаивает. Детей дошкольного возраста очень важно периодически хвалить - не­важно за что, но всегда поощрять за поведение: «Молодец! Хорошо ды­шишь!» и т. д. Каждый педиатр вырабатывает свои методы отвлечения и поощрения ребенка.

Никогда нельзя посмеиваться над ребенком или стыдить его перед дру­гими детьми, родителями, всегда надо уважать его достоинство и лич­ность. Если мать или отец ругают, отчитывают ребенка при осмотре, всегда надо встать на сторону ребенка, оправдать дефекты его поведе­ния - этим легко заслужить доверие ребенка. Педиатр во время приема должен быть внимателен, спокоен, сдержан, аккуратен, приветлив и ребенок должен почувствовать интерес к нему, его доброту, желание помочь. Все расспросы и беседа должны идти ров­ным и спокойным голосом. От педиатра не должно исходить раздража­ющих запахов духов, табачного дыма и др.

Педиатр и больной ребенок

«Больница - доброжелательная к ребенку» - программа Всемирной Организации Здравоохранения.

Перед контактом с больным ребенком педиатр должен отключиться от личных забот и настроиться на эмпатию, сочувствие, сопереживание, сострадание чувствам больного, создать «доминанту на лицо другого» (А. А. Ухтомский). Ребенок должен почувствовать внимание, любовь и защиту осматривающего врача, то, что помощь ребенку в настоящее вре­мя - главное дело врача.

Телесный контакт при осмотре обязателен, ибо при этом происходит энергетическая и эмоциональная «подпитка». Прикосновение к руке, поглаживание и другие виды ободряющих прикосновений во время рас­спроса, осмотра в сочетании с ласковым взглядом укрепляют в ребенке чувство безопасности и уверенности в себе, уменьшают страх.

При расспросе о симптомах болезни необходимо учитывать особеннос­ти личности опрашиваемого ребенка, его возраст, состояние. Нередко дети односложно отвечают на вопрос врача, используя его формулиров­ку, то есть «каков вопрос - таков ответ», и врач получает ответ, кото­рый он хочет, находится в плену собственной версии болезни, локали­зации боли. Дети плохо ориентируются во времени, поэтому вопросы, связанные со временем, следует задавать в понятной для них форме (например, «до или после Нового года или елки заболел животик» и т. д.).

К детям в стационаре нужно обращаться по имени, иногда с ласкатель­ными сокращениями, особенно принятыми в семье ребенка. Необходимо расспрашивать ребенка о его опасениях, страхах перед пла­нируемыми обследованиями и успокоить его, медикаментозно подго­товив к болезненной процедуре.

Студент должен строжайше соблюдать все правила этики и деонтологии!

ГЛАВА 3

3.1. Распределение студентов. Знакомство со структурой и характеристикой клинической базы (1 день)

Пребывание ребенка в стационаре является вынужденной ситуацией, а поэтому травматичной. Необычайность обстановки, внезапный круг новых людей, медицинские лечебно – диагностические мероприятия – все это накладывает на психику ребенка большие нагрузки, резко затрудняющие адаптацию.

Исходя из этого, кроме общих принципов устройства стационаров, для детских отделений создается особенная обстановка, благодаря которой период адаптации проходит более гладко. Персонал отделений на срок болезни ребенка заменяет ему родителей в уходе и воспитании, кроме этого выполняет свою основную обязанность в лечении больного. Очень сложно разграничить основные и второстепенные функции персонала в отношениях с детьми, так как процесс лечения является единым процессом, а создание лечебно – охранительного режима для ребенка – одним из залогов его успешного выздоровления.

Лечебно-профилактические учреждения по своему устройству, оборудованию и содержанию должны отвечать самым строгим гигиеническим требованиям. Эти требования необходимы, так как:

· позволяют создать для больных наиболее благоприятные условия внешней среды;

· способствуют проведению лечебно - охранительного режима, в основе которого лежат мероприятия, обеспечивающие больным физический и эмоциональный покой и ограждение от тех факторов среды, которые могут отрицательно влиять на течение заболевания;

· предупреждает возможность инфицирования больных во время пребывания в стационаре и распространение внутрибольничных инфекций;

· облегчает работу медицинского персонала по лечению и уходу за больным;

· способствует скорейшему выздоровлению больных.

В деятельности детской больницы особое значение придается поддержанию порядка, чистоты, а также пре­емственности в работе медицинского персонала. Младший сестринский, сестринский и врачебный персонал должен соблюдать правила санитарно-противоэпидемического ре­жима, предусматривающего организацию и проведение необходимых санитарно-профилактических и противоэ­пидемических мероприятий. В стационаре концентриру­ются больные и ослабленные дети, поэтому самое серьез­ное внимание должно уделяться профилактике внутрибольничных (нозокомиальных) инфекций. Для обеспечения санитарно-противоэпидемического благополучия в детской больнице необходимо придерживаться существу­ющих санитарных правил: соблюдать принцип изоляции отдельных групп детей при заполнении отделений (палат, боксов и т. д.), использовать имеющиеся помещения по назначению; создавать оптимальный воздушно-тепловой поток в помещениях; строго соблюдать правила работы пищеблока и буфетов-раздаточных; соблюдать правила приема на работу персонала и обеспечивать своевремен­ное прохождение обязательных профилактических меди­цинских осмотров; детям и персоналу соблюдать правила личной гигиены; иметь средства для проведения дезин­фекционных мероприятий (достаточное количество спец­одежды, уборочного инвентаря, моющих и дезинфициру­ющих средств); осуществлять инженерно-техническое и санитарное благоустройство учреждения и принадлежа­щих ему участков земли.

Медицинская этика и деонтология в педиатрии

Выполнил: студент 104 группы

педиатрического факультета

Манюк А.В.

1. Особенности медицинской этики и деонтологии в педиатрии.

2. Качества, необходимые врачу-педитру.

3. Сложные ситуации в общении детского врача и матери в период беременности и первые годы жизни ребенка.

4. Медицинские эксперименты в педиатрии.

Заключение.

Список литературы.

Введение.

Согласно существующей терминологии, этика – учение о нравственных, моральных нормах и правилах, которые определяют взаимоотношение людей в семье, обществе, в быту и трудовой деятельности.

Деонтология (греч. deon - должное, logos - слово, наука, учение) – раздел общей этики, в котором рассматриваются специфические критерии долга, моральных требований при исполнении профессиональных обязанностей.

Принципы поведения врача и такт всего медицинского персонала в их практической и научной деятельности названы медицинской деонтологией (медицинской этикой).

Под деонтологией в медицине понимают принципы поведения медицинского персонала, которые направлены на максимальное повышение полезности лечения путем создания благоприятного психологического климата с пациентами, а также поддержание отношений между членами коллектива вне зависимости от занимаемой ими должности.

Стоит отметить, что, несмотря на то, что медицинская этика и является своеобразным сводом правил и запретов, но регулируется только совестью врача и медицинского работника.

Также стоит выделить ещё один раздел медицинской этики – биоэтику, которая связывает современные генные технологии и человеческие ценности.

Основные деонтологические принципы отражены в ряде международных документов:

· Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН, 1948 г.)

· Международный кодекс медицинской этики (Женевская декларация, 1949 г.)

· Декларация прав ребёнка (1959 г.)

· Конвенция о правах ребенка (1979 г.)

· Всемирная декларация ООН об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.)

Особенности медицинской этики и деонтологии в педиатрии.

Наиболее сложные взаимоотношения детского врача и медицинского персонала с детьми и их родителями, что и объясняет выделение ещё одного раздела медицинской этики – педиатрической деонтологии.

Можно выделить 4 проблемы в контакте врача-педиатра и медицинских сестер с больными детьми и их родителями:

1. Их деятельность основана не только на прямом контакте врача и ребенка, но и на контакте с ближайшими родственниками с их восприятием состояния здоровья ребенка и с их особенностями характера.

Врач-педиатр должен находить подход к родителям и близким родственникам, не забывая при этом о сохранение медицинской тайны. Кроме того в последнее время с распространением легкодоступных и притом не всегда точных источников информации некоторые родители считают, что знают как лучше будет для их ребенка, не всегда понимая при этом суть проблемы и её последствия. В качестве примера – отказ родителей от профилактических прививок. Следствием этого стал рост заболеваемости дифтерией, корью, туберкулёзом, эпидемические вспышки коклюша.

Несмотря на то, что некоторый процент прививок сопровождается побочными эффектами, но отказ от них чаще всего несет больший риск, что и должен доступно объяснить родителям врач.

2. Необходимость использования специальных навыков общения с детьми, которые основаны на знании их возрастных особенностей.

Любой врач-педиатр должен учитывать возраст ребенка. Педиатр должен быть одновременно и педагогом, ведь в первую очередь контакт налаживается именно с ребенком. К примеру, стоит отметить, что если при осмотре ребенок не сопротивляется врачу, то родители будут относиться к последнему с большим доверием.

3. Необходимость глубоких знаний не только в возрастной патологии, но и возрастной физиологии, без которых трудно выявить ранние отклонения, свидетельствующие о болезни.

Организм человека в первые годы жизни претерпевает наиболее сильные изменения, строение организма детей разных возрастов довольно сильно отличается и врач-педиатр должен это учитывать.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
МЕДИЦИНСКАИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

КАФЕДРА ГОСПИТАЛЬНОЙ ПЕДИАТРИИ

ДОКЛАД НА ТЕМУ «ЭТИЧЕСКИ-ПРАОВЫЕ НОРМЫ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО ГИНЕКОЛОГА,ДЕТСКОГО УРОЛОГА-АНДРОЛОГА И ДЕТСКОГО ПСИХИАТРА»

Выполнила студентка педиатрическогофакультета 54 группы А.Сергеева

ПЛАН ДОКЛАДА


2. Этика и деонтология в детской гинекологии
3.Правовые аспекты оказания гинекологической помощи девочкам.
4.Этика и деонтология при оказании урологической и андрологической помощи детям
5.Этически-правовые нормы в работе детского уролога-андролога
6. Работа детского участкового психиатра. Этика и деонтология вработе детского психиатра.

1.Этика и деонтология в педиатрии
Впервые термин "этика" был предложен Аристотелем. Под этикой философ понимал человеческую мораль. Позже термин приобрёл более широкое значение, включив такие разделы, как эксикология (учение о добре и зле) и деонтология (учение о долге). Под врачебной этикой подразумевают принципы врачебной морали, а под деонтологией –правила поведения врача.
Врач-педиатр, как и всякий врач, выполняя свой профессиональный долг в отношении больного или здорового ребенка, обязан, с одной стороны, обеспечить оказание ему необходимой медицинской помощи, используя все достижения современной медицины, и с другой стороны, всеми мерами избежать нанесения своими действиями какого-либо вреда его физическому состоянию и психике. Это, конечно,относится и к работе медицинских сестер.

Медицинская деонтология учит врача относиться к больному не как к объекту своих наблюдений и лечебных действий, но как к личности со своим духовным миром, своими желаниями, надеждами, опасениями, страхами. Такое отношение должно быть, конечно, и к ребенку, начиная с самого раннего возраста; к нему тоже нужно подходить как к личности, правда, еще не сложившейся,формирующейся, но даже на ранних ступенях своего развития имеющей определенные черты индивидуальности.

Уже на первом году жизни усваиваются формы человеческого общения, формируются новые специфически человеческие способности и функции. Однако автор не считает возможным «всерьез говорить» о личности новорожденного и даже двухлетнего ребенка. К 2-2,5 годам малыш говорит и сознательно руководствуетсятем, что видит и слышит от взрослых, проявляет известную, инициативу, самостоятельность. «Словом, его поведение характеризуется чертами, присущими человеческой деятельности». Приблизительно с трехлетнего возраста начинает создаваться более сложная внутренняя организация поведения, а к 7 годам подготовительный период или период «фактического складывания личности» завершается.

Таким образом,формирование личности происходит значительно ранее, нежели думают некоторые врачи. Можно иногда услышать такие реплики: «Он еще маленький, не понимает, не осознает». В становлении личности, очевидно, огромную роль играют окружающая среда, развитие речи, способствующей возникновению человеческого мышления и значительному расширению возможностей общения с людьми. Постепенно прививается способность кформированию понятий, к оценке хорошего и плохого, появляются симпатии и антипатии.

Познать индивидуальность ребенка можно лишь при общении с ним, внимательном наблюдении за его поведением.
Узкая специализация, широкое пользование аппаратной техникой обследования в какой-то мере суживают возможности познания больного как личности. Вместо тесного общения врача с больным все большее место воврачебной деятельности занимает опосредованный контакт. Врач стал меньше видеть больного; для оценки его состояния все чаще используются различные аппаратные графические записи, кривые, цифры, формулы, обезличивающие человека. При сборе анамнеза вместо живой свободной беседы с больным иногда проводится анкетный опрос в форме и системе, удобной для статистической...






Ребенок - это, прежде всего развивающийся человек, которому взрослые должны обеспечить условия для нормального развития психики. Взрослые, в частности медики, создают первую безопасную среду для ребенка. Существующие психологические проблемы родителей, медицинских работников препятствуют формированию такой среды для развивающегося человека.








Первая проблема - прямое противопоставление добра (мамы, папы) и зла (врачей и медицинских сестер). Вторая проблема в том, что, несмотря на все родительские попытки хорошими быть, быть хорошими не получается. Хотя бы потому, что обманывать ребенка долго не удается. Пообещали, что не больно и не страшно, а было и больно и страшно. Третья проблема - проблема непосредственного контакта медицинского работника и ребенка.


1. Контакт устанавливают в первую очередь с ребенком, ибо, как только мама замечает, что ребенок не сопротивляется медсестре, она относится к нему с доверием; 2. Доверие к медработнику вызывается его поведением, личным примером, человеческими качествами. Спокойная, внимательная, оптимистичная, аккуратная медсестра, сохраняющая здоровый цвет лица, правильную осанку, не курящая служит примером, внушающим доверие; Полезно воспользоваться следующими рекомендациями


3. Убежденное и четкое изложение сведений о больном ребенке в доброжелательной и мягкой форме, свидетельствующее о высоком профессиональном уровне медсестры, вызывает доверие к ней лично и к учреждению, которое она представляет; 4. Соблюдение известной дистанции при условии предельной доброжелательности облегчает взаимопонимание в сложных ситуациях; 5. Проявление таких душевных качеств, как внимание, доброта, ласка, вносит успокоение в сознание матери, ближайших родственников.


Полезно воспользоваться следующими рекомендациями 6. Твердая воля при предъявлении матери, как посреднику в общении с ребенком, определенных требований облегчает лечебный процесс, так как родители, порой теряющие самообладание, не всегда понимают, что их поведение отражается на состоянии ребенка; 7. Внушение ребенку и его матери мысли о том, что они сами заинтересованы и нуждаются в выполнении врачебных предписаний, снимает многие деонтологические трудности.











Деонтология неонатолога

Необходимо сразу подчеркнуть, что деонтологические принципы педиатра должны соблюдаться и неонатологом. Неонатология - молодая наука, и многовековых специфических деонтологических принципов в ней не разработано. Те же, которые были, устарели (например, ввиду высокой смертности новорожденных врач и философ Аристотель рекомендовал давать имя ребенку лишь на 7-й день жизни.

Новорожденный не может сказать о своих желаниях, предпочтениях, неблагополучии, боли, защитить себя. Но поскольку гомеостаз существует не только на уровне организма, но и на уровне вида, рода и даже, несомненно, жизни на Земле, гомеостаз новорожденного достигается путем помощи ему взрослых - родителей, медицинских работников, общества. Именно поэтому столь важно соблюдение в повседневной работе неонатолога принципов биоэтики, медицинской этики.

Неонатолог и новорожденный ребенок

Десять п р и н ц и п о в общения со здоровым новорожденным

Перед осмотром ребенка неонатолог должен настроиться на эмпатию (empathia; эм- + pathos - чувство, переживание) - готовность к пониманию психологического состояния другого человека, сопереживанию ему (доминанта на лицо другого, по А.А.Ухтомскому). В настоящее время никто не сомневается в наличии у плода чувствительности - тактильных, звуковых, вкусовых анализаторов, своеобразной психической жизни, в возможности эмоционального дистресса плода и целесообразности дородового воспитания ребенка. Выдающийся философ К.Юнг заметил, что душа, т.е. психика, не может появиться вдруг, в момент родов.

Асептика - ведущий принцип работы неонатолога. Приступая к обходу детей, неонатолог переодевается и надевает чистый халат, снимает кольца, часы, браслеты, обнажает руки до локтя, непосредственно перед осмотром каждого ребенка обязательно моет руки с бактерицидным мылом. В родильной комнате неонатолог должен осматривать ребенка в одноразовых перчатках. Опыт показывает, что ношение маски необязательно, но в родильной комнате - необходимо.

Коммуникабельность - способность вступить в контакт. Первое, что оценивает неонатолог у ребенка, - именно коммуникабельность: вступает ли но ворожденный в контакт с осматривающим. Конечно, не всегда это можно сде лать сразу при первом взгляде на ребенка, но всегда на основании полного ос мотра неонатолог должен сделать по этому поводу вывод. Подчеркнем, что до сих пор медицина, в том числе и неонаталогия, - это и наука, и искусство. Оценка коммуникабельности новорожденного как раз и есть искусство, она требует навыка. Кстати, все хорошие неонатологи во время осмотра говорят с новорожденным, хвалят ребенка - восхищаются его красотой, эмоциональностью (особенно хорошо на это реагируют девочки), крепостью, пропорциональностью и силой (мальчики воспринимают это положительно).

Как ребеночек выглядит? Как, с вашей точки зрения, он себя чувствует! На эти вопросы вы должны ответить при первом взгляде на новорожденного, а затем, в процессе осмотра, убедиться в правильности вашего вывода.

Полнота ежедневного клинического осмотра новорожденного по системам - залог успеха в полноте понимания ситуации. . Вообще в момент осмотра полезно задать себе вопрос: в чем же индивидуальность ребенка! Это помогает объективнее понять, что с ним происходит. Чем дольше неонатолог осматривает ребенка, тем больше шансов, что он поймет, что с новорожденным, и поставит правильный диагноз. Неприятные для ребенка манипуляции надо делать в конце осмотра.

Поспешайте не торопясь, оценивая неврологический статус новорожденного и формулируя неврологический диагноз, да и вообще любой диагноз; помните о пограничных состояниях (в частности, о транзиторной неврологической дисфункции новорожденных) и о том, что адаптация детей к условиям вне-утробной жизни очень индивидуальна и у разных детей она может быть вариабельна. А.Ф.Тур говорил, что длительность периода адаптации к условиям вне-утробной жизни (т.е. периода новорожденности) у разных детей неодинакова -от 2,5 до 3,5 нед., что определяется динамикой пограничных состояний. Фиксируйте в истории развития пограничные состояния.

Забота о рациональном питании ребенка - одна из важнейших для неона- толога. В настоящее время здоровых новорожденных должно прикладывать к груди в первые полчаса жизни. Никаких сосок и бутылочек с питьем в родильном доме! В настоящее время твердо установлено, что оптимальным является совместное пребывание матери и ребенка и кормление его не по часам, а по желанию малыша. Учите мать правильно узнавать желания ребенка!

Температурная защита - предмет постоянной заботы неонатолога , в том числе и в момент осмотра ребенок не должен охлаждаться. Никогда долго не осматривайте ребенка не под лучистым источником тепла и не оставляйте его голеньким. Перегревание ребенка не менее опасно, чем охлаждение.

Обязательно ознакомьтесь с медицинской документацией матери и ребенка до вашего первого осмотра . Важно знать, как протекала беременность, особенности соматического и трофического статуса женщины до и во время беременности, как питалась мать во время беременности, социальный и образовательный статус семьи. Необходимо беседовать с матерью обо всем вышеизложенном. При последующих осмотрах обязательно поинтересуйтесь, каково впечатление матери и медицинской сестры о ребенке в период, когда вы его не видели, расспросите о его поведении, о том, как он ел, физиологических испражнениях, срыпшаниях, узнайте динамику массы тела.

Проверьте, взят ли у новорожденного материал для скрининг-исследований (на фенилкетонурию, муковисцидоз, врожденный гипотиреоз), сделана ли вак цинация против гепатита В, BCG.

Десять принципов выхаживания больного новорожденн ого (помимо вышеизложенных)

При любых манипуляциях с повреждением кожных покровов, интубациях, установке зонда необходимо надеть одноразовые перчатки. Никакие самые современные мониторы не заменят больному новорожденному постоянного наблюдения сопереживающего, сочувствующего (и сострадающего!) медика. Новорожденный чувствует присутствующего рядом сопереживающего взрослого. Не случайно в действующих нормативных документах разрешается индивидуальный сестринский пост в отделении реанимации новорожденных.Столы сестринского поста в палате должны быть поставлены так, чтобы медицинская сестра сидела лицом к детям. Новорожденных, особенно недоношенных, не вылечивают, а выхаживают.

Энергодефицит - условие, при котором новорожденный либо поправ ляется с трудом, либо вообще не может успешно бороться с болезнью. Голодающий ребенок имеет минимальные шансы поправиться. Ежедневно подсчитывайте калораж и оценивайте водную, минеральную, витаминную, микронутри- ентную, углеводную, белковую и жировую нагрузки!

Полипрагмази я - бич отечественной неонатологии. Помните, что чем больше медикаментов назначают больному, тем выше вероятность лекарственной несовместимости, иатрогении. Оптимальный вариант - не назначать более 5 лекарств, при этом важно правильно распределить их прием по времени, чтобы они не снижали эффект друг друга или максимально не ингибировали функцию тромбоцитов. Посиндромная терапия - необходимое условие терапии в отделении реанимации. Всю клиническую симптоматику у больного новорожденного надо объединить в группы, характеризующие поражение той или иной функциональной системы.

Принципы при проведении интенсивной терапии:

синдромность;

приоритетность;

этапность;

от простого к сложному;

применение лекарств с очевидным (оцениваемым) эффектом;

принцип обратной связи (проб и ошибок).

Полиорганность поражения (а некоторые реаниматологи, на наш взгляд ошибочно, считают, что у любого реанимируемого больного всегда имеются полиорганные поражения) - не аргумент для полифармакотерапии, назначения медикаментов для лечения поражения каждого органа. Никогда не следует забывать основную заповедь врача Noli nocere! (He навреди!).

Навыки персонала - ваши навыки по технике осмотра, проведению тех или иных манипуляций определяют успех лечебно-диагностической работы. Высший контролер - ваша совесть! Асептика и антисептика - необходимое условие работы неонатальных стационаров - дело не только администрации, но и, опять-таки, вашей совести!

А.Ф.Тур всегда настаивал на том, чтобы записи в истории болезни (истории развития) делались в палате, непосредственно у постели ребенка. Очень важно, чтобы записи были динамичны, т.е. отражали особенности течения патологии каждодневно и не походили на ежедневные записи: Status idem, Status idem, Status idem, Status idem... Посмертный эпикриз.

Информированное согласие матери на терапию ребенка или отказ от нее в настоящее время является необходимым условием лечения.

Профессор-реаниматолог А.П.Зильбер (1998) так резюмирует ситуацию:

· Любой новорожденный, независимо от его состояния, имеет право на реанимацию и поддерживающую терапию. От их проведения могут отказаться родители, объективно информированные врачами, но не сами врачи. При расхождении мнений родителей и врачей тактику ведения новорожденных определяют вышестоящие инстанции и суд.

Неонатолог и мать, родственники новорожденного

Индивидуальный подход - залог успешного и плодотворного контакта неонатолога и матери. Важно беседовать с ней с эмпатией (доминантой на лицо другого, по А.А.Ухтомскому), сочувствием, сопереживанием; понять образовательный и социальный уровень женщины, ее страхи, волнения и переживания за ребенка; давать советы на уровне ее понимания. Обратная связь, т.е. осознание доктором, что поняла и усвоила мать из беседы, должна быть непременным условием общения неонатолога и матери.

Составление родословной - крайне желательно. Никогда не давайте оснований для обвинения одного члена семьи другим в болезнях ребенка.

При первом общении чрезвычайно важно завоевать (вероятно, лучше сказать, заслужить, а то все у нас полувоенная терминология) доверие матери, проявив максимальное внимание к ней и больше слушая, чем говоря, ни в коем случае не осуждая. Подробно следует расспросить о соматическом здоровье матери, перенесенных ею болезнях, течении беременности, применявшихся во время беременности медикаментах, традициях питания в семье и о питании во время беременности, профессии, жилищных условиях, состоянии здоровья мужа, о том, как изменился быт семьи во время беременности, о подготовке семьи к приему ребенка, выяснить уровень знаний женщины о кормлении ребенка, об уходе за ним и т.д. Следует выяснить также, какую общеобразовательную педиатрическую, медицинскую и педагогическую литературу она читала. При последующих беседах всегда надо прежде всего интересоваться состоянием здоровья матери: состоянием молочных желез, лактацией, общим самочувствием, возможными волнениями; каково мнение матери о ребенке, его поведении в ее присутствии, активности сосания и прочем - повседневные вопросы педиатра.

Хвалите ребенка матери, подчеркивая его индивидуальность, неповторимость, красоту, ум и т.д.

Оптимистичный настрой в рассказе о больном ребенке обязателен. Не пугайте мать, когда у вас появились какие-либо сомнения, касающиеся состояния здоровья ребенка, но немедленно тактично информируйте мать, если выявлены бесспорные врожденные пороки развития или другая опять-таки бесспорная патология.

Не перекладывайте на плечи матери решение проблем лечения ребенка, если она не может их понять, но, как сказано выше, информированное согласие матери на лечение ребенка - обязательно. При критической ситуации или выявлении тяжелой болезни информирование матери должно быть все же осторожным и по мере возможности содержать оптимистические нотки, поскольку репаративные возможности детского организма очень велики.

Информация матери о состоянии ребенка всегда должна быть честной, в том числе и о возникших осложнениях терапии. Полнота информации матери определяется и ее возможностями понять ее, принять без ущерба для своего здоровья и семейных отношений. Перегружать мать не медика избыточно подробной информацией вредно. В то же время надо постоянно напоминать (внушать) молодым матерям, что воспитание ребенка - повседневный и напряженный труд (хотя и радостный, ибо также повседневно мать получает плату - неповторимый прекрасный эмоциональный ответ ребенка), и у ребенка с теми или иными дефектами материнским, семейным трудом (конечно, при помощи медиков, педагогов, общества) можно добиться многого, а счастливая, полноценная жизнь человека возможна и с болезнью, дефектами. Великое множество таких примеров дает повседневная жизнь, материалы газет, жизнеописания великих людей. Нужно помнить, что нередко физический дефект организма сопровождается более активной работой мозга, а это обеспечивает более полноценную чисто человеческую жизнь.

Соблюдение врачебной тайны - обязательный компонент беседы с родственниками. Необходимо поинтересоваться у матери, кому из родственников и в каком объеме она позволяет рассказать подробности о ее больном ребенке. Иногда мать какую-то часть информации о ребенке хочет сохранить в тайне даже от мужа. Это ее право. Нередко для сохранения семьи, хороших семейных отношений она какую-то часть информации решает на время не доводить до других членов семьи. Повторю: никогда не давайте оснований для обвинения одного члена семьи другим в болезнях ребенка.

Медицинское образование матери в доступной для нее форме - этическая и медицинская обязанность неонатолога.

Педиатрия – как самостоятельная медицинская специальность педиатрия начала развиваться в России в 30-40-х годах ХIХ века. Важным этапом в развитии педиатрии явилось открытие в 1834 г. в Петербурге первой детской больницы, носящей ныне имя замечательного рус-ского педиатра Н.Ф. Филатова. В конце XIX века в России появляются первые клиницисты - педиатры - Н.А.Тольский (1832-1891) и Н.Ф.Филатов (1847 - 1902) в Москве, К.А.Раухфус (1835-1915) в Петербурге. Н.А.Тольскому было поручено чтение первого курса детских болезней в Московской университете. Большой вклад в развитие педиатрии внесли советские педишпры В.И.Молчанов и М.С.Маслов. #.И.Молчанов (1868-1959) , профессор 1 -го Московского медицинского института им. И.М. Сеченова, был ближайшим учеником основоположника русской педиатрии Н.Ф.Филатова. Большое значение имели работы В И.Молчанова по изучению острых детских инфекций, ревматизма. Им совместно с профессорами Ю.Ф.Домбровской и Д.Д.Лебедевым написан учебник "Пропедевтика детских болезней", сыгравший большую роль в подготовке врачей.

Долг врачей, наблюдаюищх подростков, которые в недалеком будущем сами станут родителями, состоит в разъяснении не обходим о спш. соблюдении ими здорового образа жизни.От этого во многом зависит здоровье будущих поколений.

Работа врача - педиатра с больным имеет особенности в зависимости от возраста пациента.

Так, новорожденныйи ребенок первых лет жизни не в состоянии сообщить о своих ощуимениях, жалобах. Поэтому врач вынужден опираться на анамнез со слов взрослых.

Ребенок более старшего возраста, как правило, не понимает степени опасностиего заболевания. Он боится врачей, склонен скрьпь страдание или ввести в заблуждение врача ("диссимуляция").

И, наконец, самым сложным и порождающим наибольшее число конфликтов и недоразумении является психологический барьер между врачом и ребенком, врачом и родственниками. В первом случае врач забывает ощущения, которые испытывает ребенок данного возраста, встречающийся с врачом. Во втором случае врач реже допускает ошибки, когда общается с людьми своего возраста, коль скоро сам имеет детей.

Национальной принадлежности ребенкане всегда уделяется достаточно внимания. Однако, это имеет большое значение в оценке возможного течения заболевания, осложнений и непредвиденных трудностей, возникающих в связи с традиционным питанием, выполнением гигиенических процедури др.

Объектом подробного изучения и пристального внимания со стороны представителей многих меди ко-социальных специальностей являются подростки. Подростковый возраст - решающий этап формирования личности человека, его отношения к здоровью, образованию, воспитанию, во многом определяющий его дальнейшее будущее. За короткий отрезок времени родители, еще недавно бывшие непререкаемым авторитетом, его утрачивают.

Невозможно избежать трудной ситуации в работе педиатра - общения с ребенком и близкими, когда возможности медицины исчерпаны. Вне зависимости от причины, вызывающей приближение печального исхода(травма, злокачественная опухоль и др.), отношение педиатра к ребенку должно бьипь предельно деонпюлогически правильным.

Психологи выделяют различные варианты психологических характеристик родителей; правильные, искатели несовпадений, педанты, истерики, скептики, эрудиты, энергичные, героические.

В свою очередь, пациенты выделяют различные типы врачей: обычный, вредный, пожилой, веселый, ученый, странный, артистичный, суровый, начальник, "затюканный", известный, молодой.

Правильный психологический подход- важная составная часть знаний и опыта педиатра Необходимо учитывать в практической работе не только физиологические, но и психологические, возрастные и индивидуальные особенности детей и близких.