Учим как играть настольный теннис. Большой теннис

Привет! С вами Жданов Василий. В этой статье я предложу вам план-схему тренировки детей в настольном теннисе, а также 8 веселых игр для детей. Вы можете сами по нему тренироваться или использовать в тренировках. Тренировочный план рассчитан на 12 уроков. По продолжительности тренировочный курс занимает 6 недель (полтора месяца) по два занятия в неделю.

Задача данного плана повышения навыков игры у детей в настольном теннисе с нуля до базового уровня, когда ученик понимает основы игры. Работа происходит в группе.

Ниже в таблице представлен план из 12 уроков. Каждый урок по времени длится от 40 до 50 минут (этого достаточно для удержания внимания у детей в настольном теннисе). Урок делится на 6 частей, где две части подготовительные (подготовить и убрать столы, включить и настроить тренажеры-роботы и т.д.). Остальные четыре части составляют цельный урок. Первая часть (10 минут) включает в себя разминку, затем 10-15 минут отводится технической подготовке, 10-15 минут тактическая и игровая подготовка, а оставшиеся 10 минут разбираются ошибки, проводится заминка и дается обратная связь.

Для создания и удержания внимания у детей в настольном теннисе используются различные игровые ситуации, которые позволяют отработать какой-либо технический прием и содержащие в себе элементы игры. Дети всегда обожают игры и зачастую приходят на тренировку только из-за них. Игры полезно использовать на ранних стадиях обучению игре в настольный теннис детей. Ниже приведем основные игровые упражнения для тренировок детей в настольный теннис. Можно изменять и совершенствовать эти игры в своих вариациях.

8 вспомогательных игр и упражнений для детей в настольном теннисе

Бег по кругу с мячом на ракетке(“яичница на сковородке”)
Дети бегут по кругу в игровой зоне (возможно вокруг стола) с мячом, удерживая его на ракетке. Если мяч упал на пол, то он выбывает. Это продолжается пока не останется один игрок. Возможной вариацией может быть бег с набиванием справой/ слевой/ поочередной стороне ракетки или бег приставными шагами.

Минута ралли
Группа делится по парам на команды. Считается суммарное количество чеканки мяча за одну минуту. Чеканить мяч можно на открытой стороне ракетки, закрытой или чередуя. Побеждает та команда, которая в сумме сделала большее количество.

Игра «Солнышко»
Дети выстраиваются в линию друг за другом. После каждого удара игрок бежит по кругу вокруг стола на другой его край и становится очередь для приема/удара. Если игрок делает три ошибки, то он выбывает из игры. Для разнообразия игры в «Солнышко» и более лучшего контроля за мячом я тоже подключаюсь в игру, но стою на месте на одно половине стола, а дети оббегают меня вокруг и всегда играют на одной стороне.

Игра «Паровозик»
Дети выстраиваются в линию друг за другом. После удара игрок бежит не на другую сторону стола, как в «Солнышке», а бежит в конец очереди. Круг, который нужно бегать детям меньше. Подходит, когда детей не так много (3-4 человека), чтобы создать непрерывный поток.

Стенка на стенку
Формируются две команды по два человека (минимум). Сначала первые два игрока играют между собой розыгрыш. Проигравший игрок уходит и его место занимает следующий член команды (у второй команды игрок не уходит).

Баскетбол-теннис
Дети пытается попасть мячом в цель расположенную на столе или пытается попасть в ведро, расположенное на полу. Тренировка точности и координации в игровой форме.

Крикет-теннис
Нужны две команды с минимумом в три игрока каждая. Подающий бросает мяч руками из-за линии стола на стол, и первый игрок бьет по нему на противоположный угол. Высота броска должна быть около уровня головы. Очко выиграно, когда отбивающий игрок отбил мяч до противоположной стороны. Мяч проигран, если принимающий пропустил мяч или попал при ударе в сетку.

Передача
Игрок подает по прямой линии, потом бежит вокруг стола и ловит мяч после своего же удара, прежде чем он коснется пола. Если все сделано правильно, то игрок получает очко. Игрок возвращается к команде и так далее продолжается. Первая команда, которая наберет 10 очков выиграет.

Самое главное и сложное в обучении настольному теннису - это тренировки. Для того чтобы поскорее из новичков перейти в профи вы должны дозировать свои занятия, не слишком утомляться и разделить процесс освоения техникой на три этапа. Первый – начальный, когда вы только осваиваете приемы, на нем надо сформировать двигательные рефлексы и зрительный образ, второй – процесс закрепления техники начат, вы совершенствуете ваши движения, устраняете неточности в технике, в навыках. А третий этап это совершенствование техники. Ваша задача на этой этапе не только в том, чтобы довести навыки до совершенства, а выработать свой собственный стиль игры.

Отрабатывайте коронные удары, анализируйте стиль игры соперников, вырабатывайте различные тактики и накапливайте опыт.

Никогда не прекращайте тренировки, ведь без них вам никогда не добиться успеха. Рассмотрим каждый этап обучения в отдельности.

Вначале, прежде чем приступать к игре на столе, прочувствуйте ракетку, мяч, научитесь направлять его полет, освойте начальные движения. Чем больше времени уйдет у вас на начальные тренировки - тем проще будет в дальнейшем. Ниже приведен список рекомендуемых упражнений

  1. Двигайтесь по площадке, удерживая мяч ракеткой.
  2. Перекатывайте мяч по ракетке.
  3. Подкидывайте мяч ракеткой вверх и следите, чтобы он как можно дольше не падал вниз. Упражнение делается как стоя на месте, так и в движении.
  4. Дриблинг (ведения мяча, ударяя его об пол).
  5. Придавайте мячу вращение ракеткой.
  6. Практикуйте высокий и низкий отскок мяча.
  7. Приседайте и между приседаниями отбивайте мячи.

Самое важное это держать ракетку перпендикулярно полету мяча, не отбивайте мяч выше глаз, а ракетку держите у пояса. Не тяните руку к мячу, придвигайтесь всем телом.

Когда первый этап тренировок будет позади, вы можете приступить к следующим упражнениям:

  1. Во время отбиваний мяча меняйте стороны ракетки.
  2. Не давайте мячу упасть на пол, меняя ладонную или тыльную стороны ракетки.
  3. Играйте в паре, не давая мячу попасть на начерченную на земле линию.

Если вам уже легко даются эти упражнения, то займитесь тренировкой двигательной реакции, техникой передвижения и возможностью управлять полетом мяча. Вам поможет комплекс следующих упражнений:

  1. Десять или пятнадцать раз отбивайте мяч поверхностью и ребром ракетки.
  2. Подбросьте мяч высоко верх, а потом примите его ракеткой без отскока, погасив кинетическую энергию падения, проведя ракеткой за мячом.
  3. Парное упражнение. С трех или четырех метров перебивайте мяч на высоте не ниже плеч. Если вы не поспеваете за мячом, то дистанцию можно увеличить.
  4. Упражнение с тренировочной стенкой. Двигайтесь вдоль нее, посылая один удар вправо, другой влево. Например, срезка слева по очереди в 2-3 квадрата, начерченные мелом на стене на уровне плеч, или накаты с двух сторон в мишень на столе.

Освоив удары и стойки, переходите к отработки индивидуальной тактики. Внимательно следите за четкостью стоек и направлением ударов и все у вас непременно получится.

При игре на столе обращайте внимание на верность движений. Только благодаря им и отработке элементов игры, вашей мышечной чувствительности, упорства, целенаправленности и трудолюбию вы сможете усовершенствовать ваше мастерство.

Не надо придавать мячу вращение, ваша цель заключается в том, чтобы удержать мяч как можно дольше в пределах стола. И лишь потом вы сможете перейти к основным видам подач, накатов и срезок. Помните, что неправильно заученная техника помешает вашему продвижению в освоении игры.

Для усовершенствования практики ставьте перед собой цели, которые вы действительно можете достичь, только не слишком напрягайтесь, переутомление в практике плохой помощник. Зато все это поможет вам организовать свои действия и действия партнеров.

Во время тренировок постарайтесь придерживать следующей последовательности:

1 этап - Тренировка у стенки, отработка накатов справа и слева, срезки, их имитация, тренировка хватки.
2 этап – усовершенствование срезок с накатами, разучивание подач с обеих рук, их усовершенствование без вращения, накатов с двух сторон.
3 этап – подрезки с двух сторон, совершенствование подач со сложным вращением,тактические комбинации и их усовершенствование, накаты по подрезке и их улучшение
4 этап – изучение топ-спина слева и справа, «свеча» и усовершенствование освоенных ранее техник и приемов
5 этап – закрепление техник, тактик и их усовершенствование в играх и тренировках. Изучайте каждый тактический прием в таком порядке:

  • ознакомьтесь с траекторией движения мяча.
  • освоение и отработка движений «Колесо» и «Мяч на спице», которые дают полное представление о взаимодействии ракетки с мячом, зависимости дальнейшей траектории мяча от этого, о работе всего тела во время удара. В общем, это целый комплекс упражнений, которые придется отрабатывать то в одиночку, то с партнером, иногда у стенки и так далее.

Помните, не стойте на месте, всегда двигайтесь во время тренировок. Освоение новых тактик всегда требует многократного повторения, так что не опускайте руки. И у вас все получится. Удачной игры!

Галина Афанасьева

НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Когда речь заходит о физическом воспитании детей дошкольного возраста , мы, следуя традиции, прежде всего, представляем себе бег, прыжки, лазание и другие гимнастические упражнения .

Но оказывается, обучая детей спортивным играм, можно отличнейшим образом решать разные задачи. Спортивные игры способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем

организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств, формированию таких нравственных качеств, как умение добиваться цели и сотрудничать, проявлять выдержку и настойчивость , действовать в коллективе, в команде и т. д.

Основной целью этих занятий является ознакомление детей со спортивными играми, закладывание азов правильной техники. Но это ни в коем случаи не должно стать узкоспециализированными тренировками, подготовкой к участию в соревнованиях. Настоящие соревнования , где борьба ведется за очки, за места, являются непосильной психологической нагрузкой для ребенка.

В нашем детском саду обучение спортивным играм протекает более успешно при реализации всех обще дидактических принципов. При подборе физических упражнений учитываю возрастные особенности ребенка и на их основе определяю посильные для него задания.

Целесообразно использую подводящие упражнения, которые помогут быстрее научить детей избранному двигательному действию.

На протяжении нескольких лет обучаю детей настольному теннису .

Игра в настольный теннис способствует развитию быстроты, ловкости, координации движений, воли, настойчивости , внимания. Весьма ценное

преимущество настольного тенниса-его положительное влияние на развитие ловкости, точности, быстроты рук.

Программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено обучение детей настольному теннису в старшей и подготовительной группах. Но я начинаю вводить упражнения с элементами тенниса с младших групп .

Детям в возрасте 2-3 года предлагаю такие упражнения :

1 .Подбрасывание шарика вверх с отскоком о стол.

2. Катание шарика по столу.

3. Бросание шарик вперед.

4. Перекладывать шарик из одной руки в другую.

Такие занятия проходят в игровой форме.

Дети 4-5 лет выполняют такие упражнения :

1. Катание шарика по столу ладошкой .

2. 2. Перебрасывание шарика друг другу.

3. 3. Подбрасывание шарика вверх и ловля его двумя руками.

Дети без особого труда овладевают этими элементами.

После изучения этих приемов приступаю к изучению более сложных действий для детей старшего дошкольного возраста .

Возможности детей с развитием ловкости,координации движений постепенно увеличиваются : поэтому нужно усложнять требования, чтобы стимулировать дальнейшее развитие ребенка.

Детям 6-7 лет предлагаю выполнить такие упражнения. :

1 .Вращать кисть руки с ракеткой.

2. Бросить и поймать шарик обеими руками.

3. Бросить шарик одной рукой и поймать другой.

4. Бросить шарик вниз одной рукой, подождать, пока отскочи^ и поймать другой.

5. Пол ожить шарик на середину ракетки и как можно дольше удержать его.

6. Подбросить шарик вверх и несколько раз отбить его ракеткой.

7. С помощью ракетки ударить шариком о стену и, не давая ему упасть на пол повторить упражнение.

8. С помощью ракетки ударить шариком по нарисованным мишеням на стене.


Все занятия по обучению детей спортивным играм проводятся в совместной деятельности.

Примерный план занятия в подготовительной группе.

Задачи : приучать детей следить за полетом шарика, развивать «чувство мяча» , внимание, приучать соразмерять бросок с расстояния до цели, учить быстро реагировать на сигнал.

Место : спортивный зал.

Инвентарь : шарики по количеству детей.

I.Часть занятия : подготовительная (4 мин)

1 .Бросить шарик вверх левой рукой и поймать его правой, затем бросить правой и поймать левой. -15-20 раз.

(Если детям трудно ловить мяч в воздухе, можно разрешить ловить его после отскока)

1. Бросить мяч вниз левой рукой и поймать его после отскока правой рукой, затем бросить правой и поймать левой. -10-12 раз.

(следить за мячом глазами)

3. Каждый ребенок имеет шарик и ракетку. Дети кладут шарик на середину ракетки и стараются как можно дольше удержать его. -5-6 раз.

(ракетка держится ровно. (Тому, кто хорошо выполняет задание на месте, можно разрешить пройти вперед с шариком на ракетке)

II.Часть занятия : основная (10 мин)

1. Подвижная игра «Прокати мяч» . Дети делятся на две команды и встают на разные стороны теннисного стола в колонны (одна команда с левой стороны, другая с правой) . Первые номера команд бегут к столу и катят по его сторонам мячи до обозначенной линии, затем берут мячи и передают их следующим товарищам по команде. Так повторяется до тех пор, пока все дети в колонах не прокатят мячи. Выигрывает колонна, выполнившая задание первой и меньше всех уронила мячей со стола. -7 мин.

(можно сделать на столе коридор из палок)

2. Дети располагаются парами (на расстоянии 1 метра) . Один ребенок бросает шарик, чтобы он отскочил, ударившись о пол. Стоящий напротив ударяет ракеткой обратно. -З мин.

(оба ребенка с ракетками)

III.Часть : заключительная (4 мин)

Малоподвижная игра «Лови мяч» . Дети располагаются по кругу. Воспитатель стоит в центре круга. Он бросает мяч одному из детей. Тот ловит мяч и бросает обратно. -З мин

(роль водящего может выполнять ребенок, хорошо владеющий мячом)


В статье мы расскажем о том, что больше всего волнует родителей, решивших отдать своего ребенка в теннис: во сколько обойдутся занятия, какие есть медицинские противопоказания, как выбрать секцию и чем полезен теннис для детей. Оставайтесь с нами, чтобы не упустить важное.

Одни родители мечтают вырастить профессионального спортсмена, а другие просто хотят, чтобы ребенок был сильным и здоровым. Занятия теннисом помогают держать физическое здоровье ребенка в тонусе: укрепляется мускулатура, развивается мышечная ткань, повышается общая выносливость к физическим нагрузкам.

С какого возраста

Бывают случаи, когда родители отдают своего ребенка в теннис в возрасте 3 лет, чтобы дети привыкали к мячу и ракетке. В этом случае, занятия проходят в игровой форме. Тренер может предложить несколько подвижных упражнений, например: катать мяч ракеткой по одной линии, затем собирать мячи на ракетку; соревнования - кто больше поймает или отобьет мячей. Родители наблюдают за своим чадом и решают, подходит этот вид спорта для ребенка, нравится он ему или нет.

Оптимально - начать заниматься в 4 - 5 лет. В этом возрасте дети изучают технику: как правильно держать ракетку, выполняют различные прыжки, прорабатывают тактики. В эти годы у детей еще недостаточно развита координация, поэтому на тренировках особое внимание уделяется физическим упражнениям, направленным на развитие ловкости, гибкости и внимательности. Мозг 4-х, 5-ти летнего ребенка лучше всего «впитывает» и запоминает информацию. Кроме того, начав заниматься в этом возрасте, ребенок не только быстрее освоит базовые техники тенниса, но и начнет лучше ориентироваться в правилах, сможет анализировать игровые ситуации и продумывать стратегии. Все это влияет и на развитие интеллекта в целом. У ребенка развивается логика и аналитическое мышление.

Переусердствовать с тренировками не стоит. Занятий 2 - 3 раза в неделю по 1 часу для юных теннисистов вполне достаточно. Когда ребенку исполнится 7 - 8 лет, нагрузку можно увеличить до занятий 4 - 5 раз в неделю.

Медицинские противопоказания

Так как этот вид спорта подвижен и предполагает активные, порой резкие движения, теннисом противопоказано заниматься при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, после травм, при грыжах, воспалениях связок, проблем с позвоночником или суставами. Существуют ограничения при заболеваниях сердца и сосудов. Решив отдать своего ребенка в спорт, обязательно проконсультируйтесь с врачом-педиатром.

Мальчики и девочки

В теннисе нет разделения по половому признаку. Любой активный ребенок - мальчик и девочка, склонные к гиперподвижности, могут заниматься теннисом. Кроме того, этот спорт подходит для детей с избыточным весом, а такая проблема может встретиться у детей любого пола. Регулярные занятия большим теннисом схожи с аэробикой - идет нагрузка на все группы мышц и как результат - снижение веса и стройное тело.

Плюсы

  • Теннис полезен для зрения. Во время тренировки ребенку нужно фокусировать взгляд на движущемся мяче. Это отлично развивает мышцы глаз.
  • Выплеск энергии. Теннис подходим подвижным и любознательным детям. Во время игры, они направляют свою активную энергию в полезное русло.
  • Формирование характера. Игроки во время состязания должны самостоятельно анализировать ситуацию и быстро принимать решения. Исход игры зависит от их действий. Кроме того, игра в теннис - это взлеты и падения, состязание не всегда заканчивается победой. Благодаря этому воспитываются качества, которое пригодятся детям не только в спорте, но и в жизни - ответственность, самостоятельность, контроль над эмоциями.
  • Большой теннис полезен для здоровья. Повышается гибкость, развивается скорость, реакции, улучшается кровообращение. Во время занятий активно работают мышцы спины, рук, ног; тренируется пресс. Активно работают система дыхания и сердечно-сосудистая система.
  • Теннис - увлекательная игра. В нем присутствуют и элементы состязаний, есть силовые, аэробные тренировки. А также, теннис заставляет думать и принимать решения.

Минусы

Большой теннис, как любой активный вид спорта, требует правильного подхода и внимательности во время игры к себе и окружающим. Ведь при безответственном отношении может быть приченен урон здоровью.

  • Теннисный мяч, несмотря на свою легкость (всего 50 г), при неудачном попадании на скорости, может стать причиной ушибов, гематом, вывихов (при ударе в палец).
  • Случаются травмы опорно-двигательного аппарата: при неудачном резком движении можно вывихнуть ногу, получить растяжение связок, травмировать колено или лодыжку.
  • Во время занятий теннисом происходит большая нагрузка на суставы рук и ног. Это нужно обязательно контролировать, чтобы не получить серьезных заболеваний или травм.

Перед тренировкой необходимо хорошо размять мышцы и суставы - выполнить приседания, махи, наклоны, попрыгать на скакалке, а во время игры нужно соблюдать технику и быть внимательным. Тогда все невзгоды пройдут мимо.

Сколько стоят занятия

Теннис для детей сейчас очень доступен. Заниматься им можно бесплатно в спортивных клубах, в физкультурно-оздоровительных центрах, в домах спорта и культуры.

Абонементы в частных школах тенниса стоят от 3000 рублей. Потратиться также придется на форму для занятий и соревнований, удобную спортивную обувь и ракетку. Детская ракетка для большого тенниса в спортивных магазинах может стоить от 1000 рублей. Костюм для тенниса (майка, для девочек - платье, или юбка; для мальчиков - шорты) может стоить от 1000 до 3000, в зависимости от марки.

Как выбрать секцию

В первую очередь решите для себя - вы хотите вырастить чемпиона или просто здорового и достойного человека. От этого и отталкивайтесь. , поинтересуйтесь, какой там работает тренерский состав, как ведутся занятия, на что делается упор, устраиваются ли соревнования. Можете пообщаться лично с руководителями секции, тренерами или другими родителями. Почитайте отзывы в интернете.

Не стоит выбирать клуб далеко от дома. Ребенок после долгой поездки, будет уставшим и непродуктивным на занятии. Следите за реакцией своего ребенка. Если он счастлив и светится после занятий, значит, вы сделали правильный выбор.

Подводим итог

Большой теннис для детей - это воспитание здоровых, ловких, выносливых, внимательных и умных детей. Ведь для того, чтобы отбить летящий мяч, нужно быстро среагировать, спрогнозировать ситуацию и сделать резкий удар. Благодаря теннису развивается мускулатура, улучшается кровообращение, активизируются все мышцы. Ребенок учится думать и анализировать. Он чувствует себя счастливым во время выигрыша, и учится держать эмоции после неудачного исхода и ставить новые цели.

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку в нашей статье, напишите нам об этом в комментариях. Мы обязательно ее исправим. Спасибо!

5. Придавать мячу вращение ладонной или тыльной стороной ракетки в различных направлениях: от туловища в правую или левую сторону.

6. Подбивать мяч ракеткой на различную высоту поочередно - высокий отскок, низкий отскок.

7. Приседая и вставая, отбивать мяч: отбить - присесть, снова отбить - встать.

При выполнении этих упражнений принимайте во внимание следующее:

Ракетку держите гак, чтобы мяч ударялся перпендикулярно ее поверхности;

Старайтесь держать ракетку на уровне пояса и отбивать мяч не выше уровня глаз, при этом внимательно следите за полетом мяча (только глазами);

Отбивая мяч, не тяните к нему руку, все время двигайтесь, подходите к нему.

Если вы освоили эти упражнения и можете выполнить безошибочно 100 ударов, то можно устроить соревнование - кто больше набьет, кто быстрее пронесет мяч на ракетке и т.д.

Затем можно использовать и такие упражнения.

1. Удары мяча о стенку ладонной или тыльной стороной ракетки, а затем можно и поочередно, после отскока от пола.

2. Удары мяча о стенку ладонной или тыльной стороной ракетки с лёта, не давая ему падать на пол.

3. Игра в парах - мяч должен отскакивать от пола через начерченную на нем линию или коридор, через бортик или гимнастическую скамейку.

Потренировавшись в простых ударах без придания мячу вращения, можете попробовать выполнять те же упражнения у стенки и в парах, придавая ему верхнее и нижнее вращение соответственно движением наката или подрезки.

Если предыдущие упражнения уже освоены и вы можете отбивать мяч у стены не менее 50 раз подряд, советуем перейти к тренировке двигательной реакции, способности управлять полетом мяча и ракеткой в пространстве, а также освоению техники передвижений. Для этого рекомендуем использовать следующие упражнения.

1. Поочередное отбивание мяча игровой поверхностью и ребром ракетки. 10-15 раз в одной серии (рис. 43, 1).

2. Подбросить мяч ракеткой высоко вверх (выше головы), а затем мягко принять его на ракетку без отскока, погасив кинетическую энергию падающего мяча проводкой ракетки за мячом. Упражнение можно выполнять ладонной и тыльной стороной ракетки на месте и в движении. 10-15 раз в одной серии.

3. Игра в паре на полу: партнеры, стоя друг от друга на расстоянии 3-4 метров, перебивают мяч на высоте плеч в разных направлениях. Если вы не успеваете к мячам, то увеличьте дистанцию, если хотите усложнить задание, то подойдите ближе (рис. 43, 2).

4. Упражнения у тренировочной стенки. Их можно выполнять, передвигаясь вдоль стены, одним ударом вправо, влево или отбивая мяч поочередно: один раз справа, другой слева (рис. 43, 3, 4). Например, срезка слева поочередно в два-три квадрата, начерченные на стене мелом на уровне плеч играющего, или поочередные накаты справа и слева мишень на столе. Намного сложнее упражнения на сочетание наката и подрезки: справа один раз выполнить накат, другой - подрезку или справа накат, слева подрезка, и наоборот.

Перечисленные упражнения можно выполнять как самостоятельно, так и вдвоем, вчетвером. Если же участвующих больше, то можно устроить соревнование или эстафеты.

Что хочется вам посоветовать? Внимательно следите за правильностью стоек, движений, ударов ракеткой по мячу, высотой, скоростью и направлением полета мяча, правильностью передвижений к мячу.

Освоив азы, вы можете применять упражнения для совершенствования технических приемов на столе, а если у вас хорошо получается, то и в играх на счет.

При игре на столе обращайте внимание на правильность движений. Основы техники вы можете правильно освоить и закрепить только при многократном повторении технических элементов в игровых условиях на столе, а этому должна предшествовать отработка техники с помощью имитационных упражнений.

В дальнейшем многое зависит от координации движений, мышечно-двигательной чувствительности, от вашей внимательности, скорости реакции, а также от уровня развития таких качеств, как выносливость, упорство, целенаправленность и работоспособность.

Начав тренироваться на столе, главной своей задачей поставьте совершенствование «чувства» мяча, ракетки и стола, ориентации в пространстве с учетом направления полета мяча.

Отрабатывая технику, первые удары выполняйте, не придавая мячу вращения. Ваша задача удержать мяч на столе как можно дольше.

И только когда вы этого добились, можете переходить к отработке основных видов подач, накатов, срезок. Стремитесь, чтобы движения были быстрыми, точными, чтобы вы правильно передвигались у стола.

Внимательно следите, правильно ли вы выполняете удары, поскольку неправильно освоенная техника является тормозом дальнейшего роста ваших успехов.

Для того чтобы освоить основные игровые действия, стабильно овладеть ударами на столе, рекомендуем тренироваться с партнером или у стенки. Партнер, набрасывая мячи, может регулировать скорость длину и направление их полета.

Игра на столе с наклонным щитом позволяет тренировать всевозможные удары и значительно повышает эффективность занятия.

Для совершенствования ударов и передвижений ставьте перед собой задачи, которые вы хотите решить в каждом конкретном занятии. Это поможет вам точнее подбирать средства для решения задач и более эффективно и целенаправленно организовывать и свои действия и действия партнеров.

Для освоения и совершенствования техники игры на столе рекомендуем следующие упражнения (рис. 44): игра по прямым (рис. 44, 1, 14), по диагоналям (правой, левой) (рис. 44,2), «треугольник» (правый, левый) (рис. 44, 3, 4, 10, 11, 12, 13), «восьмерка» (по прямым, по диагоналям) (рис. 44, 5, 6), «веер» (рис. 44, 7, 8, 9, 15, 16). Названия эти упражнения - «треугольник» и «восьмерка» получили от рисунка, который выполняет мяч во время полета, если смотреть на стол сверху.

При овладении техникой игры в настольный теннис старайтесь придерживаться следующей последовательности:

I этап - разучивание хватки, жонглирование мячом, имитация срезок слева и справа, накатов справа и слева, отработка этих элементов у тренировочной стенки;

II этап - совершенствование срезок и накатов на столе в различных направлениях и сочетаниях, освоение подач справа и слева без вращения;

III этап - овладение подрезками слева и справа, подачами со сложным вращением, разучивание технико-тактических комбинаций, совершенствование накатов справа и слева по подрезке;

IV этап - освоение топ-спина справа и слева, «свечи», дальнейшее совершенствование освоенных ранее технических приемов и технико-тактических комбинаций;

V этап - закрепление и дальнейшее совершенствование техники и тактики игры в игровых упражнениях, играх на счет, соревнованиях. Каждый технический прием советуем изучать в следующем порядке:

Ознакомление с движением без мяча (в общих чертах без деталей);

Изучение движения рукой с ракеткой на тренажерах «Колесо» или «Мяч на спице», где вы получаете представление о взаимодействии ракетки с мячом, о работе ног и туловища во время выполнения удара; - изучение движения в игровой обстановке по движущемуся мячу.

Это различные упражнения с мячом у тренировочной стенки, на столе со щитом-отражателем, с партнером, набрасывающим мячи под удар и т. д. Здесь обязательно включать элементы передвижения. В этих упражнениях стремитесь совмещать выполнение технического приема с одновременной работой ног, туловища и руки с ракеткой.

Закрепляя освоенное и совершенствуя основные технические приемы, постоянно контролируйте свою основную позицию, работу туловища, перенос центра тяжести тела в направлении удара, работу руки, ног и т. д.

Освоение технических элементов потребует от вас многократного их повторения. И не забывайте следить за правильностью выполнения, отмечать удачные удары, анализировать свои действия и тут же исправлять ошибки.