Толкование евангелия от иоанна глава 17. Толкование нового завета феофилактом болгарским

17:1 Отче! Любимое обращение Иисуса к Первому Лицу Троицы; встречается в этом Евангелии 109 раз. В этой молитве оно употребляется шесть раз, четыре раза самостоятельно и по одному разу с прилагательными Святый и Праведный.

пришел час. Ср. с 2,4.

прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя. Тема Божией славы, впервые прозвучавшая в 1,14, приобретает в этой молитве особо важное значение. Слава, воздаваемая любому из лиц Троицы, распространяется на всю Троицу; служение, совершенным образом исполненное Сыном в Его воплощении, приносит славу Божеству в целом. Сын прославляется в распятии, воскресении и восшествии на престол (см. ком. к 12,23; 13,31).

17:2 дал. Глагол "давать" использован в этой молитве шестнадцать раз. Этим подчеркивается, что Бог дал Иисусу и что Иисус, в свою очередь, дал Своим ученикам.

всему, что Ты дал Ему. Здесь подчеркивается (см. также ст. 6,9,24; ср. 6,44; 10,29), что инициатива в деле спасения принадлежит Богу.

жизнь вечную. См. ком. к 3,16.

17:4 совершил дело. Эти слова предвосхищают победный возглас, раздавшийся с креста: "совершилось!" (19,30). Все в жизни Иисуса было направлено на прославление Бога.

17:5 прославь Меня... славою. Здесь Иисус двояко свидетельствует о Своей Божественности. Во-первых, в самом Своем прошении Он утверждает, что Его слава существовала "прежде бытия мира", из чего следует, что Иисус не был создан, а существовал вечно. Во-вторых, указывая на "славу", которую Он имел там (у Отца), Он говорит о той самой славе, которая во всей Библии всегда связывается с истинным, живым и единым Богом.

17:6 открыл имя Твое. Слово "имя" обозначает Бога - во всем Его совершенстве, как оно открывается человеческому роду.

от мира. Указание на то, что искупленные находятся в мире, но предназначены к отделению от него.

они были Твои. Все в мире, включая людей, принадлежит Богу по праву Творца, но здесь имеется в виду, что некоторые люди определены Богом к искуплению. Бог дал избранных Искупителю (ср. Евр. 2,12.13).

17:7 все... от Тебя есть. Совершенное единство Отца и Сына - один из основополагающих аспектов учения Иисуса (5,17).

17:8 Здесь указаны три критерия, которым должны соответствовать ученики Иисуса: верить в слова Иисуса, признавать Его Божественное происхождение и верить в Него Самого.

17:9 не о всем мире молю. С какой бы благожелательностью ни относился Иисус ко всему творению, Его искупительная священническая деятельность распространяется только на избранных - на тех, кого дал Ему Отец (10,14.15.27-29). Этот стих служит мощным аргументом в поддержку доктрины искупления избранных: для Иисуса было бы абсурдом умереть за тех, за кого Он отказывался молиться!

17:10 и Твое Мое. Это явное утверждение Иисусом Своей Божественности.

и Я прославился в них. См. ком. к 16,14.

17:11 Отче Святый! Такая форма обращения встречается только в этом месте НЗ, но она наилучшим образом выражает как близость отношений между Богом и Его детьми, так и величие Бога. Бог хочет защитить Своих избранных, потому что Он заботится о них, и Он может защитить их, потому что Его власть беспредельна.

во имя Твое. Т.е. "силой Твоей и Твоей властью, оспаривать которую не может никто". Откровение Бога о Самом Себе, проявленное в слове и деле, соответствует понятию "имя Твое", поскольку для древних имя являлось выражением сущности.

чтобы они были едино, как и Мы. Единство Лиц Троицы служит величественным образцом для общности верующих через их единство со Христом (см. ком. к 14,10.11). Особенно решительно это подчеркивается в молитве Иисуса (ст. 21-23). Поэтому каждый христианин должен постоянно стремиться к такому единству, чтобы прославить Бога, и проявлять любовь ко всем детям Божиим.

17:12 Я соблюдал их... и никто из них не погиб. Замечательное определение служения, которое Иисус совершал для апостолов.

сына погибели. В 2 Фес. 2,3 это же выражение употреблено в отношении антихриста. Предательство Иуды служило исполнением слов Писания (Пс. 40,10) и было необходимо для осуществления многих других пророчеств, в которых описываются страдания нашего Господа. Иисус рассматривал многие тексты Писания как прорицание различных подробностей Его мессианского служения и подчеркивал, что все они должны претвориться в жизнь, поскольку являются Словом Божиим. Избирая Иуду, Иисус знал о роли, которую этот ученик сыграет в Его страданиях.

17:13 радость Мою. Из этих слов можно заключить, что Иисус молился в присутствии учеников, чтобы они могли почерпнуть радость в Его молитве (ср. 15,11; 16,24).

17:14 Я передал им слово Твое. Здесь, несомненно, говорится об учении Иисуса, которое отождествляется со Словом Божиим, точно так же, как и Ветхий Завет является Словом Божиим (ср. Мк. 7,13; Деян. 10,36; Рим. 9,6).

они не от мира. Новое рождение влечет за собой глубокий раскол в человечестве. Верующие тоже происходят из падшего человеческого мира, но они продолжают жить в этом мире, уже не принадлежа к нему (ст. 16).

17:17 Освяти их истиною Твоею. Два примечательных аспекта этой просьбы Иисуса: 1) Он молится не о временном благополучии учеников, но об их освящении; более всего Он желает, чтобы они были святы; 2) Он указывает на средство, с помощью которого можно достичь святости (т.е. на истину). Так же, как заблуждение и обман являются корнями, из которых произрастает зло, так из истины произрастает благочестие.

17:18 Как Ты послал Меня... и Я послал их. Ср. 20,21. Иисус - высший образец миссионера. Каждый истинный христианин является "миссионером", посланным в мир, чтобы свидетельствовать о Христе, достигать погибающих грешников везде, где только их можно найти, и приводить к Спасителю.

17:19 Я посвящаю Себя. Использованный здесь греческий глагол может означать также "освящаю", но Иисус, будучи абсолютно свят, не нуждается в дальнейшем освящении (Евр. 7,26). Являясь же первосвященником, Он отдает Себя (Исх. 28,41) делу, для исполнения которого и необходима совершенная святость. Из этого следует, что те, кто принадлежит Ему, должны быть богодухновенны и посвящены на свое служение.

17:20 о верующих в Меня по слову их. Начиная с этого момента Господь охватывает в Своей молитве всех верующих, даже тех из них, кто должен прийти к вере спустя многие века. Каждый истинный христианин может быть уверен в том, что в этой молитве Иисус молился и за него.

17:21 да уверует мир, что Ты послал Меня. Предметом этой молитвы является не какое-то незримое единство, но единство, видимое всему миру, дабы мир мог уверовать (см. ком. к 17,11).

17:23 совершены воедино. Мы имеем здесь образец единства, по которому строятся отношения как между Отцом и Сыном, так и между Сыном и христианином (см. ком. к 14,10.11)

возлюбил их, как возлюбил Меня. Это утверждение касается любви Бога Отца к искупленным (3,16). Иногда этой любви не придают должного значения, сосредоточивая все внимание на любви к ним Христа.

17:24 да видят славу Мою. Второе прошение Иисуса в Его молитве за Церковь состоит в том, чтобы она была с Ним во славе. Он не просит временного преуспевания ни для учеников, ни для Церкви в целом, но просит о том, чтобы Его избранные были святы и едины на земле, а затем были бы взяты на небеса.

17:25 Отче Праведный! См. ком. к 17,11. То же, что и Святый.

17:26 Эта молитва заканчивается повторением основных понятий: единство, знание, служение и любовь. Учение Иисуса достигает здесь кульминации.

Ст. 1,2. После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час: прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную:

Прекрасным образом здесь смешаны учения о всеобщем и частичном искуплении. "Так как Ты дал Ему власть над всякою плотью", то силой Его несравненной Жертвы вся плоть находится под Христовым посредническим управлением, но объект, имеющийся здесь в виду, особый -это дар вечной жизни избранному народу: "да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную".

Ст. 3. сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.

Это значит, что никто из пребывающих в неведении относительно Бога и Его Сына Иисуса Христа, не имеет жизни вечной; но знание Бога и знание Христа есть несомненное доказательство того, что мы располагаем жизнью, которая никогда не умрет: "сия же есть жизнь вечная".

Ст. 4-6. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить; и ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое;

Не сладостно ли это - стать причастными нашему Божественному Господу? Эти избранные были в лучшем случае жалкими тварями, весьма забывчивыми и весьма заблуждающимися; и все же их Господь не выдвигает против них никаких обвинений, но говорит Своему Отцу: "Они сохранили слово Твое".

Ст. 7. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть;

"Они научились соединять воедино Отца и Сына. Они знают, что, хотя Я есмь русло всякого благословения, все же Ты, Мой Отче, являешься источником, из которого оно истекает".

"О, мы небесного Отца
как собственного чтим!
Мы ищем свет Его лица,
мы "Отче!" говорим!

Сын искупил нас на кресте,
и мы - Его народ.
Но Сын с Отцом - Одно везде,
и благодать, что во Христе,
к нам от Отца течет".

Ст. 8. Ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.



Он смотрит на них в противоположность миру, который всецело отверг Его. В противоположность этому миру ученики приняли и уразумели Христа. О, какое блаженное различие производит благодать Божия между людьми! Все мы были слепыми по природе, и если теперь мы видим, то потому, что священный перст Христов коснулся глаз наших и отверз их. Пусть вся слава этого принадлежит Ему, но все же заметьте, как хорошо говорит Он о Своем народе: см. ст. 8.

Ст. 9,10. Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои; и все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них.

О, блаженное единство интересов Христа и Его Отца! О, как несомненно мы принадлежим Отцу, если подлинно, на самом деле принадлежим Христу! О, какое святое единение учреждено таким образом!

Ст. 11. Я уже не в мире, но они в мире, а Як Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.

Таким образом, это - молитва о сохранении и единстве народа Божиего, две весьма необходимые просьбы. Дай же Бог, чтобы они были исполнены в нас, чтобы мы были соблюдены, и соблюдены до конца, и - далее - соблюдены в живом единстве со всем народом Божиим, и с Отцом и Сыном!

Ст. 12,13. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.

В этой изумительной молитве обратите внимание на особый смысл слов Христа: не только, чтобы мы имели радость, но чтобы имели радость Христову; и чтобы не просто имели ее, но чтобы имели ее в нас совершенную.

Ст. 14-16. Я передал им слово Твое, и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира. Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла; они не от мира, как и Я не от мира.

Иисус дважды подчеркивает этот в высшей степени особый и важный факт, о котором мы никогда не должны забывать: "они не от мира". Давайте же никогда не будем жить так, как будто мы от мира, но там, где установлено такое живое различие, Бог да поможет, чтобы такое же различие было и в наших жизнях! А теперь следует молитва об освящении.

Ст. 17,18. Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир;

Христос был Великим Миссионером, Мессией, Посланным. Мы же - меньшие миссионеры, посланные в мир, чтобы совершать волю и замысел Отца.

Ст. 19, 20. и за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их:

Это говорит о том, что Христова молитва объемлет также тех из нас, кто уверовал в Него по слову, возвещенному апостолами. Христос предвидящим оком смотрел на каждого из нас, кто веровал в Него, и молился за каждого из нас так же, как Он молился за Иоанна, Петра и Иакова.

Ст. 21, 22. да будут все едино;как Ты, Отче, во Мне, иЯв Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.

Единство - это слава Церкви Христовой. Оно призвано быть подлинным венцом Церкви Бога живого, и когда она оденет его, тогда изумленный мир признает и примет ее Господа.

Ст. 23. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены во едино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня.

Изумительные слова! Как нам погрузиться в их глубину? Подумать только - Отец возлюбил нас так же, как Своего Единородного Сына! О, высота и глубина этой изумительной любви!

Ст. 24, 25. Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира. Отче Праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня;

Обратите внимание на разделение, присутствующее здесь. Есть два лагеря: есть мир и есть Церковь. Что же их разделяет? Прочтите две этих фразы: "мир тебя не познал" и "сии познали, что Ты послал Меня". Что стоит между ними? - "А Я познал Тебя". Это Сам Христос, идущий между двумя лагерями подобно столпу облачно-огненному, черному от мрака для египтян, но яркому от света для израильтян. О, иметь Христа между вами и миром! Это -лучшая форма отделения: "Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал меня".

Ст. 26. и Я открыл им имя Твое и открою,

Я читаю это так, как написано. Из-за опасения впасть в тавтологию наши добрые переводчики всегда боялись слишком часто употреблять одно и то же слово. И поэтому ради того, что они считали красотой языка, они употребили слово "открыл" вместо "дал познать (в смысле: "сделал известным, возвестил" - П. П.)". Но на каком основании? Кто они такие, чтобы сметь поправлять слова Христовы? Здесь должно быть то же слово, которое было и до этого: "Мир Тебя не познал, а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня; и Я дал познать им имя Твое и дам познать".

Ст. 26. да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них.

О, да будет в нас эта любовь, ради Христа! Аминь.

17:1 Иисус молится Отцу в присутствии учеников и вслух для того, чтобы ещё раз пояснить им значение миссии своей и показать свои с Отцом близкие отношения.
Отче! пришел час,
Как Иисус понял, что пришло время принести себя в жертву? Время его мессианского служения Отцу было предсказано как половина седьмины, то есть, три с половиной года (Дан.9:2). Он также знал о том, что должен выполнить функцию Пасхи - искупления человечества от рабства греха и смерти. К тому же видение Моисея и Илии, говоривших ему об исходе пути его в Иерусалиме (Лука9:31) - также помогло ему сориентироваться в определении времени окончания своего земного пути.

прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, Прославление Иисуса Христа как сына Божьего открылось через его воскресение - благодаря Отцу, воскресившему сына.
А прославление Отца открылось через сохранение верности сына Ему до самой смерти: всё, что Отец заповедал сыну для его земного пути - сын со со славой Божьего сына и с честью духовного человека - выполнил.

17:2 так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Ученики должны понять, что основное задание от Отца сыну – это сделать что-то, что даст им и всем христианам возможность жить вечно в будущем (здесь говорится об учениках Христа, о тех, кого Отец доверил Христу на «сохранность»)

17:3 Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Эта вечная жизнь зависит не только от того, насколько на земле познают Иисуса Христа как посланника небес. Но и от того, насколько разберутся в единственном истинном Боге мироздания - в Том, КТО послал Иисуса Христа на землю, в его небесном Отце.

17:4 Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить.
Иисус считает свою миссию законченной, хотя ему предстояло пройти самый сложный для плотского человека этап: сохранить верность Богу, не испугавшись при этом потерять жизнь ради сохранения верности. Иисус был уверен, что силой веры в Отца справится и с этим.

Он прославил Иегову, своего Отца, на земле и словом и делом - всем, что было поручено ему на небесах. Он РАССКАЗАЛ через благовествование суть своей искупительной миссии на земле, дал надежду на спасение и счастливое будущее в мире Отца своего. И он ПОКАЗАЛ на примерах Божьих дел в Израиле, что Отец желает сделать для всех будущих подданных Своего Царства: воскресить, исцелить, насытить физически и духовно, создать райские условия для жизни вечной (утихомирить все разрушительные «ветры» на земле и на море)

17:5 И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Теперь Иисус ожидает, что Бог вернёт ему ту славу, которую он имел у Отца ещё до прихода на землю.
Здесь речь идёт не о репутации человека Христа, а о том, чтобы ему снова стать духом - духовной личностью на небесах, кем он и был задолго до того, как Иегова запланировал сотворить земной миропорядок (прежде бытия человеческого мира )

17:6 Я открыл имя Твое человекам Имя Того, кому служит на земле Иисус - он открыл и на земле для всех будущих учеников своих не только, показав произношением, как звучит вслух это имя. Но и открыл сущность этого имени Вседержителя, обозначающего «давать быть и давать становиться всему, что задумано Им».
Иисус на деле показал, каким образом возможно давать быть всему, что задумано Богом: например, сказал, что воскреснет Лазарь - и он воскрес; сказал, что буря утихнет -и буря утихла. «Сказал - и стало так» в 1 веке всего лишь по слову посланника Иеговы так же, как «сказал - и стало так» ещё до сотворения мира по слову Иеговы (Быт.1:3,9)

которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне
Иисус также дал понять своим ученикам также и то, что в мире людей их высмотрел для него - Иегова его Отец, а не он сам. Он лишь отыскал тех, кого ему дал Бог - и позаботился о них.

и они сохранили слово Твое. Ученики Христа взяли всё, что дал им Иисус от Отца, посеяв в них слово Божье. Теперь они оставались на земле продолжать дело, начатое Иисусом по спасению человечества от смерти через ознакомление со словом Божьим и распространение его по всей земле, ибо Бог хочет, чтобы люди спаслись через познание Его сущности и Его намерений (1Тим.2:4). Слово Христа они должны сохранять в неискажённом виде и Иисус был уверен в том, что его ученики справятся с этим. Потому и сказал о всех своих учениках, что они «сохранили», а не «сохранят» слово Божье.

17:7,8 Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть,
К этому времени исхода Христа ученики должны были перестать теряться в догадках о значении Христа для них: он довольно внятно разъяснил им, кто он и кто его Отец, что он сделал уже и что сделает ещё по намерениям Отца своего для людей:
ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.

17:9 Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.
Иисус разъяснил, что его забота не о мире людей в общем, а прежде всего - об учениках Христа, которых Отец находит для него в мире, об избранных Божьих и призванных Им на служение.
Что они Божьи - видно из того, что им дорого Божье наставление, и они стараются следовать ему несмотря на трудности.

17:10 И все Мое Твое, и Твое Мое; Всё, что избирает Отец – с тем согласен Иисус, у них одинаковое вИдение и отношение ко всему, у них один и тот же дух, настрой, понимание сути вещей, одинаковые цели и интерес во всём, они - единомышленники во всех сферах бытия.

и Я прославился в них.
Благодаря появлению учеников – прославился и Иисус, ибо они – не сами по себе чьи-то ученики, а ученики Христа, посланного Иеговой, и открылись они не сами по себе, а благодаря мессианской деятельности сына Иеговы.

17:11 Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Иисус о себе говорит так, будто его уже нет здесь, в этом земном миропорядке с учениками: хотя телом он ещё пребывает на ней, все его помысли устремления - ТАМ, духом он уже пребывает с Отцом на небесах, ибо его человеческая миссия подошла к концу.
И на самом деле Иисусу осталось всего лишь (!!!) умереть жертвенной смертью и отдать последнее, что у него осталось от человека - свою жизнь совершенного безгрешного человека. Всё остальное он уже отдал ученикам своим.

Отче Святый! соблюди их во имя Твое, [тех], которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Понимая, что ему предстоит уйти, Иисус просит Отца о помощи в том, чтобы ученики его между собой оставались в таком же тесном единстве миропонимания - внутреннего вИдения, отношения ко всему, настроя, понимания сути вещей, одинаковых целей и интереса во всём - в каком Иисус пребывает с Богом.

17: 12 Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; До тех пор, пока сам Иисус был с учениками в мире - эта задача по сохранению единства между учениками, и самих учеников для всевышнего - лежала на нём.

тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб,
С этой задачей Иисус справился успешно: в основном все, кого доверил ему Отец в качестве апостолов - сохранили верность Ему и единомыслие между собой. Потому и сказано о них, что никто из них не погиб как апостол Христа, что все они остались достойными этого духовного звания.

кроме сына погибели, да сбудется Писание.
Что касается Иуды Искариота - то Иисус ничего не мог сделать для спасения Иуды, погнавшегося за мздой неправедной. Выбор Иуды был сделан, он только что ушёл предавать Христа и непременно предаст, ибо должно исполниться Писание о предательстве Мессии, и Иисусу Бог открыл, что оно исполнится именно на Иуде Искариоте. В итоге Иисус знает, что его предатель - погибнет в глазах Бога сразу, как только завершит начатое предательство. Потому его место позже было отдано другому ученику Христа (Деян.1:16-20)
(заметим: в отличие от оценки Иуды - оценка начальствующим, убившим Христа, дана была иная. По мнению Всевышнего начальствующие убили Христа в неведении, Деян.3:17)

да сбудется Писание Факт, что один из учеников оказался предателем Иисуса Христа - был предсказан и Иисус не имел возможности отменить сказанное Отцом об Иуде Искариоте.
Был ли Иуда поэтому обречён на предательство?
Нет: Иуда изначально имел возможность не грешить подворовыванием и не давать места дьяволу, ведь сохранить в качестве апостола можно только того, кто сам стремится и желает быть сохранённым (остаться непорочным) и прилагает собственные усилия для того, чтобы не согрешать.

Ни Бог, ни Христос не удерживают никого сверхъестественным способом от греха, но могут использовать укоренившегося грешника в своих интересах: вспомним фараона Египта, ожесточавшего своё сердце всё более и более. В результате Бог смог показать на нём силу свою и прославить своё имя (Исх.9:16).
Так же и Иуда: как видно из его поступка, он не считал для себя непорочность - чем - то важным, потому и разрешил себе согрешать, время от времени подворовывая. Этим - сам дал место дьяволу, за что ещё при жизни в веке сём жестоко поплатился (см. Мтф.26:24 о том, почему такому человеку лучше было бы не родиться) .

17:13 Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.
Говорит он об этом сейчас, перед тем, как уйдёт на небеса - для того, чтобы ученики имели возможность усвоить: Иисус полностью удовлетворён своей жизнью, прожитой на земле ради исполнения воли Божьей. Такого же удовлетворения от осознания мысли, что Отец их одобряет - и ученики достичь смогут.
Именно в этом и заключается радость духовно зрелого человека, радующегося одобрению небесного Отца, а не тому, например, что достиг в мире этом нечестивом высокого положения и стал миллиардером.

17:14 Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их
За то, что ученикам Иисуса Христа предстоит стать носителями слова Божьего и увещевания стремиться к праведности, достигая через искупление Христово спасения - к ним будут плохо относиться и путь их при жизни в этом веке не будет устлан лепестками роз.

потому что они не от мира, как и Я не от мира.

Те, кто желает жить по Божьи - не принадлежат миру, которым управляет дьявол, ибо им не нравится быть нечестивыми и поступать по законам, которые диктует мир нечестия.
Как и Иисус: телом жил в этом нечестивом мире, но поступал не так, как привычно поступать здесь. Он жил по иным законам, законам иного мира - Божьего. Потому мир дьявольский и не смог его принять в свою нечестивую «стаю», за это и отверг.
Такое же положение изгоев мира сего - ожидает и верных последователей его. Если, конечно, они повторят его путь в точности, и не пожелают приспосабливаться к диктаторам морали и нравственности века сего.

17:15,16 Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира.
И, тем не менее, нет воли Отца изолировать христиан от неприятностей мира сего из-за желания идти путём Христа: именно в этом мире им и надлежит светить светом Божьей истины и христианским поведением, иначе как же мир получит возможность спастись?

Итак, нет у христианина возможности жить в полной изоляции от мира сего и уединяться в «скитах». Но есть возможность ожидать и получить помощь свыше для того, чтобы претерпеть всё до конца, не сходя с дистанции пути Христова к Отцу.

17:17 Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина.
Истина Иеговы воплощена и в Библии - в слове Божьем, которое все пророки Бога, в том числе и Иисус Христос - передавали человечеству от Него. И в самом Иисусе Христе, названном Словом Бога (Иоанн.1:1, Откр.19:13) , ибо он во всём поступал по слову Отца своего.

Познавая истину Божью через исследование Писания и знакомство с сущностью искупления Иисуса Христа, христиане смогут достичь того уровня святости, который достижим для несовершенного человека. Иного способа освятиться (достичь святости пред Богом) - у христианина нет.

17:18 Как Ты послал Меня в мир, [так] и Я послал их в мир.
Прежде, чем Иегова послал в мир людей Иисуса Христа со спасательной миссией - Он подготовил его, дав необходимые наставления тому, что делать, зачем и как (Иоанн..12:49,50).
Иисус точно так же посылает своих учеников в мир со спасающей миссией - подготовленными и вооружёнными словом Божьим, а также пониманием, что воину Господа рафинадной жизни в веке этом ожидать не стоит.

17:19 И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною.
Именно за своих учеников Иисус, в первую очередь, готов отдать свою жизнь: он посвящает себя целиком исполнению воли Отца. Воля же Отца - в искуплении и освящении их благодаря искуплению. В этом - истина Божья для человечества.

17:20 Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их,
Иисус заботится также и обо всех будущих христианах в принципе, кто найден будет его учениками для Иеговы.
И поскольку Христос не будет иметь возможность общаться с ними лично, ему достаточно будет слышать слово их веры в него - с небес.

17:21 да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня.
Здесь не о том, что Бог и Христос должны будут разделиться на множество частиц и вселиться буквально в тела христиан. Или - что христиане должны каким-то образом вселиться в них. Здесь о ЕДИНСТВЕ миропонимания, целий, устремлений, интересов и т.д. Иисус желает видеть в христианах своих с Отцом единомышленников.

Пусть все верующие, сколько бы их ни появилось на земле - были бы единомысленны между собой так же, как единомысленны между собой Иисус и Отец его.
Всё, что поможет им сохранять вИдение миропонимания Христа и Отца его – Иисус дал апостолам. Дело теперь - только за ними самими.

17:22 И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.
Речь идёт о славе Божьих сыновей: Иисус показал, что означает на деле - быть Божьим сыном. Божий сын - в абсолютном единстве с Отцом пребывать должен. А если противится Ему в чём-то - значит, не сын Ему.

17:23 Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино,
СовершенЫ воедино - означает «слеплены» в одно целое, разумеется, образно, как единомышленники в абсолюте.

и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня.
Через учеников Христа – узнАют сущность Иисуса и мессианской роли его для человечества. Через Христа – узнАют Бога.
Все ученики Христа вместе – суть одно целое с Христом в стремлении способствовать исполнению замысла Иеговы. Потому и возлюбил Бог их всех, что они пожелали жить для Него.

17:24 Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира.
Здесь Иисус просит Отца о том, чтобы апостолы имели возможность увидеть его прославленным на небесах, быть там с ним и узнать о подробностях зарождения его предназначения ещё от времени Эдема.

17:25 Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня.
Остальные из мира сего, в котором Иисус жил 33,5 года - не познали Бога потому, что не приняли замысла Его в отношении Иисуса Христа.
Только ученикам удалось на тот момент вместить Христа как посланника Иеговы.

17:26 И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них . О значении открытия имени - см. 17:6.
Иисус просит Отца помочь ученикам иметь и сохранять любовь Божью в себе. Благодаря пребыванию в них Божьей любви - они и смогут быть единомышленниками со Христом и Богом, который и Сам есть любовь.

Иисус молится о Себе

1 Закончив говорить, Иисус поднял глаза к небу и сказал:

– Отец, настало время. Прославь Твоего Сына, чтобы Сын мог прославить Тебя. 2 Ты дал Ему власть над всеми, чтобы Он мог давать вечную жизнь всем тем, кого Ты дал Ему. 3 Ведь вечная жизнь состоит в познании Тебя, единственного истинного Бога, и Иисуса Христа, Которого Ты послал. 4 Я прославил Тебя на земле, совершив работу, которую Ты Мне поручил. 5 И сейчас, Отец, прославь Меня у Тебя Самого той славой, которую Я имел у Тебя еще до начала существования мира.

Иисус молится об учениках

6 – Я открыл Твое имя # 17:6 В древние времена иудеи, говоря: «имя такого-то», часто имели в виду саму личность, носящую это имя. Иисус открыл нам характер Бога на более высоком уровне, показав, что Бог заботится о нас и любит нас, как отец своих детей. тем, кого Ты взял из мира и дал Мне. Они были Твоими, и Ты дал их Мне, и они соблюдали слово Твое. 7 Теперь они поняли, что все, что Ты дал Мне, исходит от Тебя, 8 потому что слова, которые Ты дал Мне, Я передал им. Они приняли их и действительно поняли, что Я от Тебя пришел, и поверили, что Ты послал Меня. 9 Я молюсь о них. Молюсь не обо всем мире, но о тех, кого Ты дал Мне, потому что они принадлежат Тебе, 10 так как все, что Я имею, принадлежит Тебе, и все Твое принадлежит Мне. В них Я был прославлен. 11 Я уже больше не в мире, но они в мире, а Я иду к Тебе. Святой Отец, сохрани их во имя Твое – имя, которое Ты дал Мне, – чтобы они были одно, как и Мы с Тобой одно. 12 Пока Я был с ними, Я Сам хранил их во имя Твое, которое Ты дал Мне. Я охранял их, и никто из них не погиб, кроме осужденного на погибель # 17:12 То есть Иуды Искариота. , чтобы исполнилось Писание. 13 Сейчас Я возвращаюсь к Тебе, но пока Я еще в мире, Я говорю это, чтобы они познали Мою радость сполна.

14 Я дал им слово Твое, и мир ненавидит их, потому что они не от мира, как и Я не от этого мира. 15 Я молюсь не о том, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы Ты сохранил их от зла # 17:15 Или: «от дьявола». . 16 Ведь они не принадлежат миру, как и Я не принадлежу ему. 17 Освяти их Твоей истиной: Твое слово есть истина. 18 Как Ты послал Меня в мир, так и Я посылаю их в мир. 19 Я Тебе посвящаю Себя ради них, чтобы и они истиной были освящены.

Иисус молится о всех Своих последователях

20 – Я молюсь не только о них, но и о тех, кто поверит в Меня по их слову, 21 чтобы все они были одно. Как Ты, Отец, во Мне и Я в Тебе, пусть и они будут в Нас, чтобы мир поверил, что Ты послал Меня. 22 Я наделил их славой, которую Ты дал Мне, чтобы они были одно, как и Мы с Тобой одно: 23 Я в них, а Ты – во Мне. Пусть же они будут в совершенном единстве, чтобы мир узнал, что Ты послал Меня и что Ты полюбил их, как и Меня.

24 Отец, Я хочу, чтобы те, кого Ты дал Мне, были со Мной там, где Я буду . Хочу, чтобы они увидели Мою славу, которую Ты дал Мне, потому что Ты полюбил Меня еще до создания мира. 25 Праведный Отец, хотя мир и не знает Тебя, но Я знаю Тебя, и Мои последователи # 17:25 Букв.: «они». знают, что Ты послал Меня. 26 Я открыл им Твое имя и еще открою, чтобы та любовь, которой Ты полюбил Меня, была и в них, и чтобы Я был в них.

17:1 Отче! Любимое обращение Иисуса к Первому Лицу Троицы; встречается в этом Евангелии 109 раз. В этой молитве оно употребляется шесть раз, четыре раза самостоятельно и по одному разу с прилагательными Святый и Праведный.

пришел час. Ср. с 2,4.

прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя. Тема Божией славы, впервые прозвучавшая в 1,14, приобретает в этой молитве особо важное значение. Слава, воздаваемая любому из лиц Троицы, распространяется на всю Троицу; служение, совершенным образом исполненное Сыном в Его воплощении, приносит славу Божеству в целом. Сын прославляется в распятии, воскресении и восшествии на престол (см. ком. к 12,23; 13,31).

17:2 дал. Глагол "давать" использован в этой молитве шестнадцать раз. Этим подчеркивается, что Бог дал Иисусу и что Иисус, в свою очередь, дал Своим ученикам.

всему, что Ты дал Ему. Здесь подчеркивается (см. также ст. 6,9,24; ср. 6,44; 10,29), что инициатива в деле спасения принадлежит Богу.

жизнь вечную. См. ком. к 3,16.

17:4 совершил дело. Эти слова предвосхищают победный возглас, раздавшийся с креста: "совершилось!" (19,30). Все в жизни Иисуса было направлено на прославление Бога.

17:5 прославь Меня... славою. Здесь Иисус двояко свидетельствует о Своей Божественности. Во-первых, в самом Своем прошении Он утверждает, что Его слава существовала "прежде бытия мира", из чего следует, что Иисус не был создан, а существовал вечно. Во-вторых, указывая на "славу", которую Он имел там (у Отца), Он говорит о той самой славе, которая во всей Библии всегда связывается с истинным, живым и единым Богом.

17:6 открыл имя Твое. Слово "имя" обозначает Бога - во всем Его совершенстве, как оно открывается человеческому роду.

от мира. Указание на то, что искупленные находятся в мире, но предназначены к отделению от него.

они были Твои. Все в мире, включая людей, принадлежит Богу по праву Творца, но здесь имеется в виду, что некоторые люди определены Богом к искуплению. Бог дал избранных Искупителю (ср. Евр. 2,12.13).

17:7 все... от Тебя есть. Совершенное единство Отца и Сына - один из основополагающих аспектов учения Иисуса (5,17).

17:8 Здесь указаны три критерия, которым должны соответствовать ученики Иисуса: верить в слова Иисуса, признавать Его Божественное происхождение и верить в Него Самого.

17:9 не о всем мире молю. С какой бы благожелательностью ни относился Иисус ко всему творению, Его искупительная священническая деятельность распространяется только на избранных - на тех, кого дал Ему Отец (10,14.15.27-29). Этот стих служит мощным аргументом в поддержку доктрины искупления избранных: для Иисуса было бы абсурдом умереть за тех, за кого Он отказывался молиться!

17:10 и Твое Мое. Это явное утверждение Иисусом Своей Божественности.

и Я прославился в них. См. ком. к 16,14.

17:11 Отче Святый! Такая форма обращения встречается только в этом месте НЗ, но она наилучшим образом выражает как близость отношений между Богом и Его детьми, так и величие Бога. Бог хочет защитить Своих избранных, потому что Он заботится о них, и Он может защитить их, потому что Его власть беспредельна.

во имя Твое. Т.е. "силой Твоей и Твоей властью, оспаривать которую не может никто". Откровение Бога о Самом Себе, проявленное в слове и деле, соответствует понятию "имя Твое", поскольку для древних имя являлось выражением сущности.

чтобы они были едино, как и Мы. Единство Лиц Троицы служит величественным образцом для общности верующих через их единство со Христом (см. ком. к 14,10.11). Особенно решительно это подчеркивается в молитве Иисуса (ст. 21-23). Поэтому каждый христианин должен постоянно стремиться к такому единству, чтобы прославить Бога, и проявлять любовь ко всем детям Божиим.

17:12 Я соблюдал их... и никто из них не погиб. Замечательное определение служения, которое Иисус совершал для апостолов.

сына погибели. В 2 Фес. 2,3 это же выражение употреблено в отношении антихриста. Предательство Иуды служило исполнением слов Писания (Пс. 40,10) и было необходимо для осуществления многих других пророчеств, в которых описываются страдания нашего Господа. Иисус рассматривал многие тексты Писания как прорицание различных подробностей Его мессианского служения и подчеркивал, что все они должны претвориться в жизнь, поскольку являются Словом Божиим. Избирая Иуду, Иисус знал о роли, которую этот ученик сыграет в Его страданиях.

17:13 радость Мою. Из этих слов можно заключить, что Иисус молился в присутствии учеников, чтобы они могли почерпнуть радость в Его молитве (ср. 15,11; 16,24).

17:14 Я передал им слово Твое. Здесь, несомненно, говорится об учении Иисуса, которое отождествляется со Словом Божиим, точно так же, как и Ветхий Завет является Словом Божиим (ср. Мк. 7,13; Деян. 10,36; Рим. 9,6).

они не от мира. Новое рождение влечет за собой глубокий раскол в человечестве. Верующие тоже происходят из падшего человеческого мира, но они продолжают жить в этом мире, уже не принадлежа к нему (ст. 16).

17:17 Освяти их истиною Твоею. Два примечательных аспекта этой просьбы Иисуса: 1) Он молится не о временном благополучии учеников, но об их освящении; более всего Он желает, чтобы они были святы; 2) Он указывает на средство, с помощью которого можно достичь святости (т.е. на истину). Так же, как заблуждение и обман являются корнями, из которых произрастает зло, так из истины произрастает благочестие.

17:18 Как Ты послал Меня... и Я послал их. Ср. 20,21. Иисус - высший образец миссионера. Каждый истинный христианин является "миссионером", посланным в мир, чтобы свидетельствовать о Христе, достигать погибающих грешников везде, где только их можно найти, и приводить к Спасителю.

17:19 Я посвящаю Себя. Использованный здесь греческий глагол может означать также "освящаю", но Иисус, будучи абсолютно свят, не нуждается в дальнейшем освящении (Евр. 7,26). Являясь же первосвященником, Он отдает Себя (Исх. 28,41) делу, для исполнения которого и необходима совершенная святость. Из этого следует, что те, кто принадлежит Ему, должны быть богодухновенны и посвящены на свое служение.

17:20 о верующих в Меня по слову их. Начиная с этого момента Господь охватывает в Своей молитве всех верующих, даже тех из них, кто должен прийти к вере спустя многие века. Каждый истинный христианин может быть уверен в том, что в этой молитве Иисус молился и за него.

17:21 да уверует мир, что Ты послал Меня. Предметом этой молитвы является не какое-то незримое единство, но единство, видимое всему миру, дабы мир мог уверовать (см. ком. к 17,11).

17:23 совершены воедино. Мы имеем здесь образец единства, по которому строятся отношения как между Отцом и Сыном, так и между Сыном и христианином (см. ком. к 14,10.11)

возлюбил их, как возлюбил Меня. Это утверждение касается любви Бога Отца к искупленным (3,16). Иногда этой любви не придают должного значения, сосредоточивая все внимание на любви к ним Христа.

17:24 да видят славу Мою. Второе прошение Иисуса в Его молитве за Церковь состоит в том, чтобы она была с Ним во славе. Он не просит временного преуспевания ни для учеников, ни для Церкви в целом, но просит о том, чтобы Его избранные были святы и едины на земле, а затем были бы взяты на небеса.

17:25 Отче Праведный! См. ком. к 17,11. То же, что и Святый.

17:26 Эта молитва заканчивается повторением основных понятий: единство, знание, служение и любовь. Учение Иисуса достигает здесь кульминации.