Темы для юкоз. Классные часы Темы классных часов в 5 кл

Цель данного классного часа: развить представления обучающихся о доброте, ее видах, способах проявления. При организации классного часа используются групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час в 5 классе

Тема: Давайте быть добрее!

Цель: Развить представления учащихся о доброте, ее видах, способах проявления.

Задачи:

  • развить этические нормы поведения в обществе и общения друг с другом,
  • развить эмоционально-ценностную сферу учащихся,
  • содействовать воспитанию культуры общения друг с другом, самовоспитанию личности ребёнка
  • развить умения сравнивать, анализировать, обобщать.
  • развить умение совместно работать в группе;

Оборудование: презентация, притча, клубочек ниток, карточки с ситуациями, пословицы о добре, «золотые» ключики из картона.

Форма: беседа.

Методы: дискуссия, практикум по решению ситуаций, игровые (моделирование жизненных ситуаций в сюжетной игре)

Форма работы : индивидуальная, групповая, работа в парах.

Технологии: проблемные, витагенные, модерации


Ход урока:

Здравствуйте ребята! Я рада вас всех видеть сегодня! Меня зовут Дубанова Ольга Викторовна, я – учитель школы №2 п.Новоорск, сегодня я буду вести у вас классный час.

А сейчас ребята, и вы еще раз поприветствуйте друг друга, только не просто так, а с улыбкой на лице. А теперь посмотрите вокруг, как в нашем классе стало теплее и светлее! Вы согласны с этим?

Ребята, сегодняшнее наше занятие мне бы хотелось начать со следующей истории, послушайте ее, пожалуйста, и постарайтесь определить тему нашего классного часа.

Видео притча (учитель на фоне видео читает притчу):

Семья очередной раз отдыхала на пляже. Дети купались в море, загорали, строили замки из песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая неприметная старушка, ее седые волосы развевались по ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и складывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться от старушки подальше. Когда она проходила мимо, нагибаясь то и дело, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто на ее приветствие не ответил.

Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, что подбирала на пляже осколки стекла, которыми дети могли поранить ноги. Уважайте друг друга, дарите добро соседям, родственникам, другу другу и оно, как истинное волшебство вернется к вам непременно!

Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей,
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.

Какие чувства у вас вызвала эта история? Кто в этой ситуации ведет себя не правильно? Почему? Как можно назвать поступки этой бабушки?

Итак, ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить? Какова тема нашего сегодняшнего урока?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Верно, о доброте. Тема нашего занятия «Давайте быть добрее!»! Ребята, как вы думаете, какова цель нашего занятия?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Ребята, а как вы понимаете, что такое доброта? Что значит быть добрым?

ОТВЕТЫ.

Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим

Прочитайте притчу и выскажите свое мнение о ней.

Работа с текстом (Самостоятельное чтение)

«Шел охотник по лесу, вдруг видит: дерево упало на дорогу и придавило змею. Подошел охотник к змее, а та умоляет его: «Спаси меня, я уже вторые сутки здесь лежу, умираю, приподними дерево». Охотник поднял дерево, выскользнула змея, обвила ногу охотнику и готовится укусить его. Взмолился охотник: «Что же ты делаешь, я ведь тебя от смерти спас?» «На то я и змея»,- отвечает она. Тут на счастье охотника пробегает лиса. Просит охотник лису рассудить, кто прав из них. А лиса сделала вид, что ничего не поняла, и просит, чтобы змея опять под дерево легла. Придавил охотник змею деревом и больше спасать не стал, пошел своей дорогой, оставив змею умирать».

Вопросы учащимся:

Значит, не надо делать добра?

Правильно поступили змея и человек?

Мы часто говорим о хороших людях. На самом деле выделяют 3 вида доброты:

  1. Пассивная (бездейственная)
  2. Активная (деятельностная).
  3. Созидательная.

Я вас прошу, поработать, каждый сам, установите соответствие между видом доброты и ее характеристикой:

А. Человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла.

Б. Человека с чувством обострённого достоинства, защитит слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

В. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого, но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.

Индивидуальная работа:

Ребята, а как вы думаете, легко ли быть добрым, внимательным, отзывчивым?

ОТВЕЧАЮТ

На самом деле, быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу с вниманием и пониамнеим, у каждого из нас свои достоинства и свои недостатки.

СИТУАТИВНЫЙ ПРАКТИКУМ

Сейчас я вам предлагаю поработать в группах. Каждой группе нужно будет разыграть ситуацию, а мы с вами должны будем ее оценить с позиции доброты, и высяснить, как бы поступили мы в этой ситуации.

1 группа: Вас обидел одноклассник, и убегая от вас, он сильно упал и подвернул ногу. Кроме вас рядом никого нет. Никто не слышит его крик о помощи. Вы разворачиваетесь и уходите, говоря ему в след «Так тебе и надо! Мне тоже было больно от твоих слов!».

Правильно ли поступил мальчик? А вы что бы сделали в этой ситуации?

2 группа. Автобус стоял на конечной остановке, когда в него вошёл молодой человек, очевидно, очень уставший после работы. Он тяжело опустился на сидение, и даже задремал. Потом, когда в салоне автобуса не осталось уже свободных мест, вошла старушка. Бабушка молча встала около молодого человека и вздохнула.

Куда тебе ехать, бабка? –спросил её парень.

А до Вокзала, сынок, до Вокзала.

Садись уж, раз едешь.

Спасибо, милок.

И чего вам, пенсионерам, дома на сидится? А?

И он продолжил свой путь, стоя, встав над старушкой.

Какой поступок совершил молодой человек?

(Хороший, он уступил место пожилому человеку.)

А почему он это сделал?

(Он знает, что пожилым людям тяжело стоять, когда движется автобус; потому что надо место уступать)

А как он это сделал?

(Плохо, обидел старушку.)

Вы совершенно правы, ребята. Сделал он это некрасиво, грубо, и ценность его поступка стала ничтожной. Оказывать помощь надо тактично, не подчёркивая, что ты совершаешь хороший поступок.

  1. Группа. Во дворе многоэтажного дома есть узенькая дорожка, по льду которой во время мороза любят кататься ребятишки. Её присыпало снегом, и старушка, шедшая в гости к кому-то из жильцов, не заметила льда, поскользнулась и упала. Мальчишка подошёл и с укором сказал: « Что ж вы, бабуля, такая невнимательная? Так и кости переломать можно».

Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?

  1. Группа. Девочка возмущенно жаловалась маме: «Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой». «А ты как его зовешь» – спросила мама. «Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: «Эй, ты!»

Права ли была девочка? (Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать «Эй, ты!»)

  1. Группа. В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: «Здравствуйте, Ольга Ивановна!»

Правильно ли поступила девочка?

(Надо было сказать общее “Здравствуйте”)

Какие вы молодцы! Сделали совершенно правильные выводы! Надеюсь, что вы не только говорите, но и поступаете правильно.

А как мы можем в повседневной жизни делать добро?

Доброжелательный человек, желающий другим всего доброго, и ведёт себя соответственно. Он не может быть злым, грубым и жестоким.

А сейчас, ребята, я предлагаю вам побыть в роли строителей. Вы в парах будете строить дом мудрости, из кирпичиков, которые лежат на ваших партах. На каждом кирпичике написана часть пословицы. Соедините половинки пословиц о доброте.

  • Добрыми делами славен человек.
  • Злой не верит, что есть добрый.
  • Доброе слово и кошке приятно.
  • Добрая слава лежит, а худая бежит.
  • Доброе слово лечит, злое калечит.
  • Доброта без разума пуста.
  • Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
  • Делай другим добро - будешь сам без беды.
  • Доброе дело питает и душу и тело.
  • Добрый человек в добре живет век.
  • Худо тому, кто добра не творит никому.
  • Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.
  • За доброго человека сто рук.

Молодцы, ребята справились с заданием! А теперь давайте с вами поработаем в группах и вместе вырастим дерево добра. Вам предлагается набор различных слов на листочках. Выберите те качества, которые необходимы добром у человеку и прикрепите их на ствол дерева на доске. Это будет крона дерева добра для нашего сада . (Работа в группах)

1 группа:

  • аккуратный
  • доброжелательный
  • вежливый
  • грубый
  • неучтивый
  • лживый

2 группа:

  • умеет прощать обиды
  • чуткий
  • отзывчивый
  • лживый
  • грубый
  • наглый

3 группа

  • помогает в беде
  • часто ссорится
  • вспыльчивый
  • общительный
  • ласковый
  • наглый

4 группа:

  • веселый
  • счастливый
  • наглый
  • внимательный
  • жадный
  • крикливый
  1. группа
  • понимающий
  • великодушный
  • сердечный
  • наглый
  • лживый
  • жадный

(Выполняют задание.)

Ребята, а вы обладаете этими качествами? Все ли вы можете спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять окружающих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем? (Ребята отвечают).

А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим? Как мы можем это сделать?
(Ребята отвечают).

Главное не забывать, что для того, чтобы это дерево росло и не зарастало сорняками, нужно наполнять его солнечным светом, добрыми словами и добрыми поступками.

Ребята, теперь давайте подведем итог, продолжите, пожалуйста, следующие предложения:

1.Теперь я знаю, что …

2. Теперь я научился …

3. Для себя я отметил, что …

Таким образом, ребята, нам всем приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее.

Добрые дела нельзя откладывать на потом. Добро надо делать сегодня и сейчас. Ведь, говорят, одно сегодня стоит двух завтра. А сейчас я вас всех прошу послушать песню и каждому я раздам памятку с правилами доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.

Правила доброты:

  1. Не бойся предлагать помощь другим, помогай в первую очередь людям попавшим в беду, слабым, больным.
  2. Не мешай окружающим тебя людям работать и отдыхать.
  3. Будь вежливым, добрым, внимательным к другим, оказывай уважение старшим.
  4. Будь терпим к другим людям, но никоим образом не мирись с их неправильным поведением.

Звучит песня.

Открытый классный час на тему: «Закон – твой друг»

для учащихся 5 классов

Учитель: Московских Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы; Дубовик Ольга Юрьевна, учитель английского языка

Цели:

    Донести до сознания детей смысл Всеобщей Декларации прав человека: все люди, не зависимо ни от чего, равны в своих правах и обязанностях.

    Воспитывать гражданские и патриотические чувства у детей.

Примечание: учащиеся разделены на 3 группы, заранее подготовить некоторых учащихся в инсценировке проблемных ситуаций.

Ход занятия.

    Организационный момент.

Звучит гимн России.

Ребята, что сейчас мы прослушали?

Да, прозвучала самая главная и торжественная песня страны – гимн России. Вы уже поняли, что разговор у нас будет очень важный и серьезный. Давайте разгадаем кроссворд и узнаем тему нашего сегодняшнего классного часа.

1. Отдых, перерыв между уроками.

    Если она крепкая, то она не сломается и не расклеится от дождей и вьюг.

    Основная деятельность учеников в школе.

    Возможность выбирать или когда человек не находится в заключении, под стражей.

    Синоним к слову «страна», где живут люди, говорящие на одном языке, имеющие общие традиции.

(Ответы: 1. Перемена; 2. Дружба; 3. Учеба; 4. Свобода; 5. Государство.)

Получилось ключевое слово «права». А права закреплены законом РФ.

Тема сегодняшнего кл. часа: «Закон – твой друг»

Как думаете о чем мы сегодня будем разговаривать?

Для начала попробуйте объяснить смысл слова «права», «закон».

- Это данные человеку возможности жить в обществе как свободная личность, когда эти возможности закреплены в законах. А законы соблюдаются каждым человеком.

    Понятие о Всеобщей Декларации прав человека.

С тех пор как появились на Земле люди, они стали искать ответы на главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? На что имеют право и на что не имеют?

    Права ребенка.

Всеобщая Декларация написана взрослыми людьми, она для взрослых. А вы еще дети. Нужны ли вам вообще какие-либо права?

Люди взялись за решение этих проблем в беседе между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. Наконец людям удалось решить эту проблему. 10 декабря 1948 года на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека.

В словарь:

Декларация - правовой документ, имеющий силу рекомендации

Приняв краткую Декларацию прав ребенка, ООН поставила цель: разработать документ о правах детей, который имел бы обязательную силу для государств, согласившихся его подписать.

Конвенция о правах ребёнка была принята 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН (Главный орган ООН).

Конвенция ООН о правах ребенка - это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Конвенция признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет, если по законам страны возраст совершеннолетия не наступает раньше. Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому

Подумайте и назовите права, которыми, по вашему мнению, должен обладать ребенок. (Право на жизнь, на образование, на отдых, на охрану здоровья, на личную неприкосновенность, право на гражданство, …)

    Обсуждение статей Конвенции.

А сейчас рассмотрим и обсудим некоторые статьи Конвенции прав человека.

Каждая группа получает статьи Конвенции прав человека и задание.

Ваша задача : вспомнить сюжет известных вам сказок, выполнить задание и подобрать подходящую статью Конвенции.

Задания для групп

Он был самый умный;

Он был не похож на других

Он был самый красивый;

Он был самый вежливый.

Право на жизнь

Право на перемещение

Назовите статью конвенции по защите прав ребенка, которая была нарушена. Поясните.

Сейчас мы с вам рассмотрели сказки, в которых присутствуют добро и зло и в них вы тоже смогли увидеть примеры нарушения прав ребёнка. А теперь давайте обратимся к реальной жизни. Мальчики приготовили нам небольшую инсценировку. Ситуация, которую они нам продемонстрируют может быть для вас знакомой…

- Целевой вопрос: Что нарушили мальчишки? К какой статье относится их правонарушение? Инсценировка. 3 мальчика сидят на скамейке.

3-й мальчик: А то?! Взяли бы чипсов...

3-й мальчик: как это? ...

Входит мальчик.

4-й мальчик: Нету.

2-й мальчик: А не врешь?

2-й мальчик: А по репе?..

.

4-й мальчик: Не принесу!

Уходят, насвистывая.

Назовите какие права ребенка были нарушены?

Как можно мальчику, оказавшемуся в данной ситуации, помочь? Что бы вы ему посоветовали?

    Обязанности.

Права ребенка и взрослого важно знать каждому.

Но важно помнить и о том, что кроме прав у человека есть и обязанности.

А перед кем у людей имеются обязанности? И какие обязанности у вас, детей? (дети приводят примеры )

Вы имеете право на заботу и охрану со стороны государства. А есть ли у вас обязанности перед государством?

Государство предоставляет вам возможности свободно развиваться: духовно, умственно и физически, а ваша обязанность – стараться вырасти таким человеком, который в будущем сделает свое государство еще лучше.

    Итог классного часа.

Ребята, мы очень надеемся, что все, о чем мы говорили сегодня, вы запомнили и правильно поняли.

Нам предстоит еще ответить на последний вопрос: чему научились, что возьмете с собой в дальнейшую жизнь? Для этого мы проведем с вами игру.

Игра «Можно – нельзя» (Сигнальные карточки)

1. Можно ли оскорблять личность человека

2.Имеет ли ребенок право самостоятельно (один) поехать отдыхать? а с родителями?

3. Имеешь право получать бесплатное образование

4. Может ли кто-либо вас увезти без согласия родителей в другую страну

5. Можешь ли игнорировать человека другой национальности

6. Могут ли взрослые, в том числе и родители жестоко обращаться с детьми

7. Может ли ребенок свободно выражать свои мысли

8. В праве ли ребенок получить имя и гражданство при рождении

9. Может ли ребенок самостоятельно участвовать в судебном процессе

10. Может ли медицинский работник отказать в мед. помощи

Обобщение. Итак, вы дети, - вы тоже полноправные граждане общества, что и взрослые люди. Значит, вы обладаете всеми правами и свободами человека. Кроме прав у каждого человека есть и обязанности.

И если соблюдать все, что записано в Конституции РФ, в Декларации прав человека, не преступать закон, не поддаваться чужому влиянию, то жизнь, уверяю вас, станет спокойнее и счастливее. Морали …… Относитесь к людям так, как хотели бы, чтобы относились к вам.

Было очень интересно с вами общаться. Наш классный час окончен. Спасибо.

Раздаточный материал

1-й мальчик: Стремно как-то, пойти некуда...

2-й мальчик: Бабки были бы, веселее было?

1-й мальчик: Может занять у кого-нибудь?

2-й мальчик: А отдавать чем будем?

1-й мальчик: Нет, занимать надо так, чтобы не отдавать.

3-й мальчик: как это? ...

1-й мальчик: А вот смотри… видишь, пацан идет, сейчас у него займем...

Входит мальчик.

1-й мальчик: Эй, шкет, стой! Деньги есть?

4-й мальчик: Нету.

2-й мальчик: А не врешь?

4-й мальчик: Честно, нету денег.

1-й мальчик: Сейчас проверим твою честность, выворачивай карманы.

4-й мальчик: Не буду, не имеете права.

2-й мальчик: А по репе?..

Мальчик покорно выворачивает карманы, в одном - несколько монет.

1-й мальчик: Ну, вот видишь, а ты говорил «нету денег».

4-й мальчик: Так тут всего рубль, что на него купишь?

2-й мальчик: Это не важно, ты нас обманул (возвращает деньги)! На, забирай свою мелочевку, а завтра принесешь нам 10 рублей, понял?

4-й мальчик: Почему я вам должен деньги приносить?

3-й мальчик: А разве тебя не учили, что взрослых нельзя обма­нывать? Вот за обман денежку и принесешь. Понял?

4-й мальчик: Не принесу!

1-й мальчик: Не принесешь - в репу, мы ведь знаем, где ты жи­вешь.

2-й мальчик: А если кому пожалуешься, мы тебя так отделаем, что и мамочка не узнает.

Уходят, насвистывая.

1-й мальчик: Стремно как-то, пойти некуда...

2-й мальчик: Бабки были бы, веселее было?

3-й мальчик: А то?! Взяли бы бутылочку...

1-й мальчик: Может занять у кого-нибудь?

2-й мальчик: А отдавать чем будем?

1-й мальчик: Нет, занимать надо так, чтобы не отдавать.

3-й мальчик: как это? ...

1-й мальчик: А вот смотри… видишь, пацан идет, сейчас у него займем...

Входит мальчик.

1-й мальчик: Эй, шкет, стой! Деньги есть?

4-й мальчик: Нету.

2-й мальчик: А не врешь?

4-й мальчик: Честно, нету денег.

1-й мальчик: Сейчас проверим твою честность, выворачивай карманы.

4-й мальчик: Не буду, не имеете права.

2-й мальчик: А по репе?..

Мальчик покорно выворачивает карманы, в одном - несколько монет.

1-й мальчик: Ну, вот видишь, а ты говорил «нету денег».

4-й мальчик: Так тут всего рубль, что на него купишь?

2-й мальчик: Это не важно, ты нас обманул (возвращает деньги)! На, забирай свою мелочевку, а завтра принесешь нам 10 рублей, понял?

4-й мальчик: Почему я вам должен деньги приносить?

3-й мальчик: А разве тебя не учили, что взрослых нельзя обма­нывать? Вот за обман денежку и принесешь. Понял?

4-й мальчик: Не принесу!

1-й мальчик: Не принесешь - в репу, мы ведь знаем, где ты жи­вешь.

2-й мальчик: А если кому пожалуешься, мы тебя так отделаем, что и мамочка не узнает.

Уходят, насвистывая.

1-й мальчик: Стремно как-то, пойти некуда...

2-й мальчик: Бабки были бы, веселее было?

3-й мальчик: А то?! Взяли бы бутылочку...

1-й мальчик: Может занять у кого-нибудь?

2-й мальчик: А отдавать чем будем?

1-й мальчик: Нет, занимать надо так, чтобы не отдавать.

3-й мальчик: как это? ...

1-й мальчик: А вот смотри… видишь, пацан идет, сейчас у него займем...

Входит мальчик.

1-й мальчик: Эй, шкет, стой! Деньги есть?

4-й мальчик: Нету.

2-й мальчик: А не врешь?

4-й мальчик: Честно, нету денег.

1-й мальчик: Сейчас проверим твою честность, выворачивай карманы.

4-й мальчик: Не буду, не имеете права.

2-й мальчик: А по репе?..

Мальчик покорно выворачивает карманы, в одном - несколько монет.

1-й мальчик: Ну, вот видишь, а ты говорил «нету денег».

4-й мальчик: Так тут всего рубль, что на него купишь?

2-й мальчик: Это не важно, ты нас обманул (возвращает деньги)! На, забирай свою мелочевку, а завтра принесешь нам 10 рублей, понял?

4-й мальчик: Почему я вам должен деньги приносить?

3-й мальчик: А разве тебя не учили, что взрослых нельзя обма­нывать? Вот за обман денежку и принесешь. Понял?

4-й мальчик: Не принесу!

1-й мальчик: Не принесешь - в репу, мы ведь знаем, где ты жи­вешь.

2-й мальчик: А если кому пожалуешься, мы тебя так отделаем, что и мамочка не узнает.

Уходят, насвистывая.

1-й мальчик: Стремно как-то, пойти некуда...

2-й мальчик: Бабки были бы, веселее было?

3-й мальчик: А то?! Взяли бы бутылочку...

1-й мальчик: Может занять у кого-нибудь?

2-й мальчик: А отдавать чем будем?

1-й мальчик: Нет, занимать надо так, чтобы не отдавать.

3-й мальчик: как это? ...

1-й мальчик: А вот смотри… видишь, пацан идет, сейчас у него займем...

Входит мальчик.

1-й мальчик: Эй, шкет, стой! Деньги есть?

4-й мальчик: Нету.

2-й мальчик: А не врешь?

4-й мальчик: Честно, нету денег.

1-й мальчик: Сейчас проверим твою честность, выворачивай карманы.

4-й мальчик: Не буду, не имеете права.

2-й мальчик: А по репе?..

Мальчик покорно выворачивает карманы, в одном - несколько монет.

1-й мальчик: Ну, вот видишь, а ты говорил «нету денег».

4-й мальчик: Так тут всего рубль, что на него купишь?

2-й мальчик: Это не важно, ты нас обманул (возвращает деньги)! На, забирай свою мелочевку, а завтра принесешь нам 10 рублей, понял?

4-й мальчик: Почему я вам должен деньги приносить?

3-й мальчик: А разве тебя не учили, что взрослых нельзя обма­нывать? Вот за обман денежку и принесешь. Понял?

4-й мальчик: Не принесу!

1-й мальчик: Не принесешь - в репу, мы ведь знаем, где ты жи­вешь.

2-й мальчик: А если кому пожалуешься, мы тебя так отделаем, что и мамочка не узнает.

Уходят, насвистывая.

    Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок».

Выбери и подчеркни правильный ответ.

Почему обитатели птичьего двора обижали гадкого утенка?

Он был самый умный;

Он был не похож на других

Он был самый красивый;

Он был самый вежливый.

Назовите статью конвенции по защите прав ребенка, которая была нарушена. Поясните.

    Русская народная сказка «Гуси-лебеди».

Выбери и подчеркни право, которое нарушила Баба - Яга в этой сказке:

Право на жизнь

Право на получение образования

Право на владение имуществом.

Право на перемещение

Назовите статью конвенции по защите прав ребенка, которая была нарушена. Поясните.

А чьи еще права были нарушены в этой сказке?

    А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Закончи предложение словами из данного списка:

Законный и справедливый суд;

Уехать из своей страны и вернуться на Родину;

Посягательство на честь и репутацию.

а) Князю Гвидону, превратившемуся в комара, никто не мешал воспользоваться правом

б) Ткачиха с поварихой и сватьей бабой Бабарихой виноваты в

в) Получив сообщение от гонца, царь Салтан решил отложить решение до своего возвращения, чтобы установить виновность или невиновность царицы с помощью

    Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок».

Выбери и подчеркни правильный ответ.

Почему обитатели птичьего двора обижали гадкого утенка?

Он был самый умный;

Он был не похож на других

Он был самый красивый;

Он был самый вежливый.

Назовите статью конвенции по защите прав ребенка, которая была нарушена. Поясните.

    Русская народная сказка «Гуси-лебеди».

Выбери и подчеркни право, которое нарушила Баба - Яга в этой сказке:

Право на жизнь

Право на получение образования

Право на владение имуществом.

Право на перемещение

Назовите статью конвенции по защите прав ребенка, которая была нарушена. Поясните.

А чьи еще права были нарушены в этой сказке?

    А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Закончи предложение словами из данного списка:

Законный и справедливый суд;

Уехать из своей страны и вернуться на Родину;

Посягательство на честь и репутацию.

а) Князю Гвидону, превратившемуся в комара, никто не мешал воспользоваться правом

б) Ткачиха с поварихой и сватьей бабой Бабарихой виноваты в

в) Получив сообщение от гонца, царь Салтан решил отложить решение до своего возвращения, чтобы установить виновность или невиновность царицы с помощью

Цель: воспитание добрых качеств детей, умение дружить и бережно относиться друг к другу. Способствовать воспитанию чувства уважения друг к другу, взаимопомощи, взаимоподдержки, сплочению коллектива, развивать творческую активность. Раскрыть значение дружбы, доброты, отзывчивости в жизни людей.

Столы в классе сдвинуты по 2. Дети рассаживаются по 5-6 человек.

Атрибуты: пазлы, фломастеры, бумажные ладошки, мячи, обруч, скотч.

Дети входят в класс под песню: “Настоящий друг”.

Классный руководитель : Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада всех вас приветствовать на нашем мероприятии: “В поисках дружбы”! Надеюсь, что мы интересно с вами пообщаемся.

Уж множество веков среди людей
Две разные волшебницы живут.
Одну привыкли ДРУЖБОЙ называть,
Враждой другую средь людей зовут.

Нас ДРУЖБА учит жизнью рисковать,
В огонь и в воду за друзей идти.
Вражда нас заставляет враждовать,
И злость, и зависть для людей нести.

– Ребята, это вступление к нашему классному часу не случайно. Дело в том, что без ДРУЖБЫ жизнь в классе невозможна, и вы своими делами должны сегодня доказать, что выбираете дружбу, а не вражду для своих отношений в классе. Только с ДРУЖБОЙ жизнь в классе будет интересной. Но волшебница Вражда решила спрятать от вас ДРУЖБУ. На её поиски вам предстоит сегодня отправиться на острова Интересов. Итак, скорее в путь!

Для путешествия нам понадобится карта. (Слайд 2). Вот она перед вами. На ней различные острова. Первый остров, к которому мы причалили:

  1. Остров “Улыбки”.
(слайд3)

Ведущий: Наше первое задание: Знаешь ли ты своих одноклассников?

Необходимо выбрать себе партнёра из другой команды, не называя его имени, а только перечисляя его человеческие качества и некоторые внешние признаки. Например: “Это мальчик. Он любознательный, очень весёлый, большой друг Васи и Коли. У него костюм синего цвета”. С этим партнёром нужно пронести мяч в другой конец кабинета, зажав его между своими плечами.

  1. Остров “Знайка”.
(слайды 4-11)

Ведущий: Ребята! Здесь нам надо показать, как мы умеем думать, рассуждать. Попробуйте проанализировать ситуации, о которых я вам сейчас расскажу.

Ситуация №1.

В воскресенье вечером, когда должна быть интересная передача по телевизору, мне звонит Олег и просит помочь разобраться с заданием по математике. Представляете, я ждал эту передачу всю неделю, я так хотел её посмотреть. Но я не мог поступить иначе, ведь Олег – мой друг! И вместо телевизора я просидел за книгой вместе с другом. Но я видел, насколько Олег был признателен мне. Я думаю, что если бы мы поменялись местами, то есть не ему, а мне нужна была его помощь, то он тоже не задумываясь помог бы мне. А как бы вы поступили на моём месте?

Ситуация №2.

Когда мы готовили спектакль для Новогоднего праздника, то всем хотелось получить главные роли. Я предложил дать главные роли тем, кто ещё ни разу ни в чём не участвовал. Илья сказал, что лучше дать главные роли тем, кто уже проявил свои способности. Наш руководитель театральной студии предложила тянуть жребий. Но я точно знал, что Игорь очень хотел играть роль Бармалея, хотя и никогда в наших постановках не принимал участия. Мы стали тянуть жребий, и роль досталась Илье. Я его долго уговаривал уступить Игорю эту роль, но хоть Илья всегда играл в школьном театре и в этот раз мог отказаться, он не согласился со мной. Я видел, что Игорь был очень расстроен, но помочь ему мог только морально. А как бы вы поступили на моём месте и на месте Ильи?

Ситуация №3.

Вместе с моим другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет с овощами и фруктами, а у Николая в руках – упаковка стирального порошка. Он случайно зацепил мой пакет коробком с порошком и порвал его. Всё содержимое пакета рассыпалось по всей улице. Колька стал смеяться в полный голос, а я – собирать всё с асфальта. Мне было очень обидно и грустно, что мой друг мне не только не помог, но и сам послужил причиной моего несчастья. А как бы вы поступили на моём месте и на месте Николая?

Ведущий: А сейчас, дети, послушайте небольшую сказку:

Тихим летним вечером сидели на крылечке бабушка Настя и внучка Катя. И вот какую сказку рассказала бабушка…
Бабушка: Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет, волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, что бы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла любовь в установленное место к трем соснам, что стояли на краю леса…Пришла и видит: стоят у сосен пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот, выбирай, - сказал дедушка-волшебник. - Одну зовут - Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвертую - Печаль, пятую - Доброта.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда, - ответил волшебник, - Они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой: у одной - как небо - синие, у другой - как изумруд - зеленый, у третьей - как яхонт - серые, у четвертой - как темный бархат - черные, у пятой - как незабудки - голубые.
Задумалась Любовь. Потом подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку…

Ведущий: Вот и вся сказка. Ну, а вы, ребята, кого бы выбрали себе? А сейчас дополните пословицу:

  • Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.
  • Старый друг лучше новых двух.
  • Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • Друзья познаются в беде.
  • Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
  • Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.
  1. Остров “Домисолька”
(слайд 12 -18)

Ведущий: Собрать строчки из песен о дружбе и пропеть по одному куплету.

На проекторе слова написаны вразброс:

  • Если с другом вышел в путь;
  • Дружба крепкая, не сломается;
  • Три танкиста, три весёлых друга;
  • Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету;
  • Вместе весело шагать по просторам;
  • Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернётся;
  1. Остров Мечты
(слайд 19)

(Показ фрагмента из мультфильма “Крокодил Гена и Чебурашка) (слайд 20)

Ведущий: Ребята! Всем известный вам мультфильм рассказывает нам о том, как важно, чтобы у каждого был друг. На острове мечты мы должны смоделировать качества настоящего друга. Здесь мы с вами должны показать, как мы умеем представлять, воображать, выбирать.

Моделирование дружбы. (слайд 21)

Ребята! Давайте вместе определим качества настоящего друга. Я буду называть вам положительные и отрицательные качества человека, если оно подходит к слову “друг”, то хлопаем в ладоши 3 раза, если нет – тишина.

Положительные качества личности Отрицательные качества личности
доброта, честность, ум, смелость, сила, трудолюбие, чувство юмора, щедрость, аккуратность, преданность, целеустремленность, мужество, умение держать слово, бескорыстие, согласие, умение слушать и уступать другу, доверие, уважение, терпимость, обязательность, умение признавать свои ошибки, терпение, несёт ответственность за друга, волнение, переживание, радость за друга, умение давать полезные советы, умение оказывать помощь, поддержка в хорошем деле злоба, лень, хвастовство, жадность, зависть, трусость, неряшливость, эгоизм, подлость, оскорбления, насмешки над своим товарищем,
отрицательное влияние на друзей, поддержка в озорстве и хулиганстве
  1. Остров “Выручалка”
(слайд 22)

Игра “передай мяч”. Дети должны передавать мяч своему соседу с помощью локтей, при этом постараться не уронить и как можно быстрее передать от первого к последнему участнику и обратно.

  1. Остров “Мастеров”
(слайд 23)

На нашем пути оказался остров Мастеров . Они любят шить, вязать, вышивать, выжигать, выпиливать, ухаживать за животными и растениями, изготавливать игрушки, плести из бисера и многое другое. Одним словом, мастерить.

Детям раздаются бумажные ладошки, и каждый на нём пишет одно слово, которое подходит к образу его друга. Затем ученики вместе прикалывают их к кругу.

Ведущий: Сегодня мы докажем Вражде, что ей не место в нашем классе. А показать это мы ей сможем, выполнив быстро и дружно последнее задание. У вас на столах разложены бумажные фигурки. Вы должны быстро сложить из них букву. Посмотрим, что у нас получится?

Дети складывают буквы: Д, Р, У, Ж, Б, А.

Итак, ребята, какое слово у нас получилось? Конечно ДРУЖБА! Это и есть название главного острова, к которому мы плыли! (слайд 24)

Ведущий: Ребята, я могу вас поздравить: вот мы и нашли ДРУЖБУ! Вы не только правильно сложили это слово, но и показали, как дружно вы работаете в классе, умеете поддержать друг друга! Берегите ДРУЖБУ! ВРАЖДА всегда рада её заменить.

Ребята! А вы считаете ваш класс дружным? Да!

Тогда я предлагаю вас всех встать в круг дружбы, взяться за руки и сказать друг другу приятные слова:

В нашем классе – все друзья!

Посмотрите на себя, на соседа справа, на соседа слева.
В нашем классе все друзья!
-Я, ты, он, она – вместе дружная семья!
Улыбнись соседу слева, улыбнись соседу справа!
В нашем классе все друзья!
Я, ты, он, она – вместе дружная семья!
Посмотрите на себя – вместе мы сто тысяч “Я”!

(Детям раздаются светящиеся сердечки)

А теперь давайте зажжём свои СЕРДЦА, чтобы их тепло передалось каждому из нас!

Дружба школьная прекрасна!
Не страшны ей и года!
Где бы ни были, ребята,
Помните друзей всегда!

Надо мне, чтобы юные души
Научились любить и дружить,
Друга выслушать, песню послушать
И любовью могли дорожить.
Чтоб весною нам ласточка пела,
И судьба всех была хороша.
Чтобы вечной струною звенела
И была вечно юной душа.

(Фрагмент из мультфильма “Кот Леопольд”, фраза: “Ребята! Давайте жить дружно!”) (слайд 25)

В заключении дети и учитель исполняют песню: “Совершите чудо”.

  • Приложение 3(Приложение можно взять у автора)

«Доброта»

Классный руководитель

учебный год

1. Тема классного часа «Одеваем радугу»

Ребята, сегодня у нас открытый классный час, тему которого вы узнаете чуть позже.

Сначала отгадайте загадку:

На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил. (Радуга)

Верно! Но наша радуга будет необычной. На полосках восковой свечой я написала слова, вы раскрасите их красками и тогда сможете прочитать эти слова.(показываю на первой полоске и прикрепляю ее). Ваша задача - быстро раскрасить полоски соответствующими красками (только берите немного воды!) и прикрепить их к доске. Кто быстрее и аккуратнее?

Обществу

Благородство

Читая сверху вниз первую букву каждого слова, вы узнаете тему классного часа.

О чем будем говорить? (о доброте).

А эпиграфом к нашему классному часу станут слова А, Чепурова

Давайте поклонимся доброте

Давайте с думой жить о доброте:

Вся в голубой и звездной красоте,

Земля добра. Она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту!

2. Беседа "Значение добрых слов"

Мы поговорим об уважительном и заботливом отношении к окружающим, об очень важном и нужном качестве для человека – о доброте. Создадим себе хорошее настроение. И для начала – улыбнитесь всем окружающим.

А знаете ли вы историю слова "добро"? Это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок. Слышали вы и такие выражения, как "Дать добро" и "Получить добро". А понятен ли вам смысл этих слов?

ДАТЬ ДОБРО – дать согласие, разрешение на что-либо, одобрение.

ПОЛУЧИТЬ ДОБРО – получить разрешение, согласие на что-либо, одобрение.

Как вы думаете, что такое доброта?

С чем можно сравнить доброту?

Итоги теста

3. “Одеваем солнышко”.

Когда у вас в классе все по-доброму, какое у всех настроение?

Становится теплее, правда?

А что всех людей согревает? (солнышко)

У нас на доске солнышко. Только у него короткие лучики. Ваша задача написать за 1 минуту добрые слова на букву “Д” и прикрепить лучики к солнышку.

(дорогой, добросердечный, душевный, доброжелательный, добродушный, добропорядочный, достойный)

4. Чтение стихов.

Как хорошо вы знаете добрые слова! Но вот сила вежливых слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо они перестают быть волшебными.

На сколько вы умеете владеть силой вежливых слов мы сейчас проверим. Вам было дано домашнее задание выучить стихотворение о доброте и сейчас вы послушаем, как по доброму вы их прочтете.

(чтение стихотворений)

Добрый день! – тебе сказали.
- Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.

Нам желают “Доброго пути!”
- Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Только к доброму чему-нибудь.

Мой добрый товарищ, пожалуйста,

Добро совершать не бойся.

Но только прошу не жалуйся

Пожалуйста, мне больше

Не ожидай благодарности

За сделанное тобою

За те нежданные радости

Подаренные добротою

Добро - не доблесть!

Не жалуйся,

Добро совершать не бойся

Помог человеку и радуйся

Награды не нужно большей.

- Здравствуйте! - ты скажешь человеку.

Здравствуй! - улыбнется он в ответ.

И здоровым будет много лет.

За что мы говорим «спасибо»?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали? Сколько раз?

Эти слова все известны давно,

Видишь, они и просты, и не новы.

Но я еще раз повторю все равно: -

Добрые люди, будьте здоровы!

Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что, без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду,

И взрослых перебивать,

И что обещал - забывать.

Но если я все же забуду -

Простите, я больше не буду.

Когда по склонам вечной суеты

Бежать от неудач устанешь люто,

Направь шаги

Тропою доброты

И радость помоги найти кому-то (И. Романов)

Как бы жизнь не летела -

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело –

Тем живем на земле.

А. Лесных

Стираются лица и даты,

Но все ж до последнего дня.

Мне помнить о тех, кто когда-то

Хоть чем-то согрели меня.

Согрели своей плащ-палаткой,

Иль тихим шутливым словцом,

Иль чаем за столиком шатким,

Иль попросту добрым лицом.

Как праздник, как счастье, как чудо

(Все вместе):

Идет доброта по земле

И я про нее не забуду,

Как я забываю о зле.

Ю. Друнина

5. Игры с пословицами.

Много теплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, согреть душу. Но только ли добрые слова нужны людям? Только ли по количеству добрых слов, которые произносит человек, можно судить о том, добрый ты или нет?!

Есть пословица: "Доброе слово и кошке приятно"

Как вы понимаете смысл этой пословицы? (ответы детей)

А теперь подумаем над смыслом еще одной пословицы: "Доброе слово человеку, что дождь в засуху" Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы детей)

А) прочти пословицу

В) кроссворд

6. Составление фамилий с корнем - добр-.

Из этих пословиц видно, что добро всегда приносит радость окружающим людям.

Есть еще одна пословица “Жизнь дана на добрые дела”. Человек совершает добрые дела в течение всей жизни. А нашим предкам давали фамилии по их делам.

Ваша задача за 1 минуту подобрать или придумать как можно больше фамилий с корнем – - добр-.

Эти фамилии может и существуют. А вот фамилии с корнем “-добр-” реальных людей:

(1928 – 1971) – космонавт, Герой Советского Союза, полёт на “Союзе-11”. Погиб при возвращении на Землю.

Добронравов Николай – современный поэт-песенник.

(19– в 1962 году посол в США.

Добрынин Вячеслав – известный современный композитор.

И этот список можно продолжать долго.

7. Игра "Сказочный герой – добрый или злой"

Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладошки, если злой – закрываете лицо ладошками. (Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Водяной, Баба Яга, Морозко, Мальвина)

А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)

8. Рисунок “Доброта”.

9. Комплименты.

А часто ли вы употребляете добрые слова? Эти слова еще называют "волшебными словами" Почему? (Ответы детей)

Какие добрые, "волшебные слова" звучат в нашей речи? Что они означают? (Ответы детей)

Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы часто встречаемся в жизни. И есть приветствия и пожелания, в которые входит само слово "добро"

Добро пожаловать!
В добрый час!
В добрый путь!

За такие рисунки мне хотелось бы подарить вам комплименты. А знаете ли вы, что это такое?

Давайте говорить друг другу комплименты.

Ребята встают друг против друга и, глядя друг другу в глаза, говорят комплименты.

Я тоже хочу сказать вам комплимент: мне было очень хорошо с вами работать.

10. Добро и зло на чашах весов

«Спешите делать добро». Эти красивые, меткие слова принадлежат главному врачу московских тюремных больниц. Он очень много делал по облегчению условий жизни заключенных. Этот призыв высечен на постаменте памятника доктору, установленного в 1909 году в Москве, в переулке Мечникова.

Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут это узнать старинные весы?

Учитель показывает самодельные чашечные весы.

Что вы сделали хорошего?

Чем вы помогли людям?

На одну чашу мы будем класть "зло" (таблички с надписями "Зависть", "Жадность", "Грубость" и т. д.).

Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с "добром". Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас, и по капельке положим их на чашу весов с добром.

Дети подходят по одному к весам, говорят о своем добром деле и кладут на чашу свою "капельку" (приготовить заранее). Вскоре чаша весов "добра" перевешивает чашу "зла".

Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.

На чистый лист ватмана каждый ребенок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации : дом, птицы, деревья, фигурки детей, облака, солнце. Получается красивая аппликация.

Как мы назовем эту картину? ("Мир", "Как прекрасен этот мир", "Добро победило зло").

Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро приятно и радостно).

11. Подведение итогов

Наш классный час подходит к концу. Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово.

Надо, надо добрым быть,

И в беде друг друга не забыть,

И завертится Земля быстрей.

Если будем мы хоть чуточку добрей!

Финальная песня «Дорогою добра»

right " style="border-collapse:collapse;border:none;margin-left:6.75pt;margin-right: 6.75pt">

Можно ли человека заставить быть добрым? Можно ли стать добрым на время? Нужно ли быть добрым к любому человеку? Легко ли быть добрым? Есть ли у вас желание делать добрые дела? Можно ли быть добрым вообще, никак не проявляя доброту в делах? Согласны ли вы с мыслью о том, что началом доброго отношения к людям явля-ется умение прощать?

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 7

Красносельского района г. Санкт-Петербург

Открытый классный час:

« C емья и семейные ценности».

Составитель:

классный руководитель 5 Б класса,

СвистуноваТатьяна Эвальдовна

2016-17 уч. год

Цели и задачи:

    Воспитание чувств любви и гордости за свою семью;

    Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям;

    Побудить участников классного часа к размышлениям об отношениях в их семьях;

    Способствовать формированию нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к родителям, взаимопонимания и терпимости в отношениях взрослых и детей;

    Формировать потребность в общении взрослых и детей, необходимость друг другу;

    Развивать интерес и любознательность, открытость, положительные эмоции и чувства.

Оборудование класса: уголок с рисунками «Моя семья», «Золотые руки моей мамочки», выставка фотоальбомов "Моя семья", тема, эпиграф на доске, распечатанные пословицы и поговорки о семье, Интернет-ресурсы: грамзаписи с песнями о семье и дружбе, презентация «Моя семья».

Приглашены родители обучающихся.

Место и время проведения: кабинет 358, 09.12.2016г.

Ход классного часа.

Несколько учеников рассказывают стихотворение о семье:

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

Кл рук: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости и родители! Сегодня мы встретились с вами, чтобы поговорить о самом важном в жизни каждого человека – семье. Вы становитесь год от года взрослее и придет время, когда вы тоже будете создавать свою семью.

Класс: Семья – это святое слово,

и обижать его нельзя!

В нем наши корни, наша сила,

Наши заветные слова!

Кл час: А как вы понимаете это слово «семья»? Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?..

Слово «семья» понятно всем, как слова «мама», «хлеб», «родина». Семья… История идет от слова «семя». Маленькое семя, посаженное с любовью, дает свои всходы. И для того, чтобы семя взошло, нужно жить в любви и согласии. И если ты так будешь жить, у тебя появятся замечательные и нежные плоды – это дети. А что, ребята, для вас значит семья? (по одному выбирают листочки, на которых написано: забота, счастье, труд, любовь, дети, родители, родня, тепло, хлеб и др, объясняют данные понятия и прикрепляют на доску с помощью магнитов к листку «семья»).

Кл рук: Существует такая заповедь – наказ: «Почитай мать и отца своего, и будет тебе счастье, и будешь ты долго жить». И если все это исполнилось, значит, семя дало положительные всходы.

Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете .

У каждого человека должен быть дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдем сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Именно самому близкому человеку вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что вас волнует, посоветоваться с ними. Каждая семья - уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. У каждого из вас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых. Именно15 мая 2008 года в России впервые отмечался Международный день семьи. С семьи начинается жизнь любого человека, именно в семье происходит формирование его как личности и гражданина. Семья - это источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

Кл рук: С семьи начинается все. От ее благополучия, успехов и развития зависит развитие города, региона, страны.

На сегодняшний день поддержка семьи – одно из приоритетных направлений в государственной политике нашей страны. Семья делает нашу жизнь счастливее, ярче и богаче. А сейчас мы послушаем рассказ об одном знаменитом празднике.

Кл рук:В России впервые 8 июля 2008 года отмечался новый праздник - День семьи. Он посвящен памяти святых Петра и Февронии Муромских. В православной традиции они считаются покровителями супружеской верности, любви и семейного счастья.

По преданию Петр, младший сын муромского князя, расправился со змеем-демоном, приходившим в человеческом обличье к снохе Петра блудить. Зарубив оборотня, сам Петр получил тяжелое кожное заболевание.

Феврония, дочь бортника, была девушкой мудрой, она общалась с животными и лечила травами. Когда Петр узнал о способностях девушки, то пообещал в случае исцеления на ней жениться. Однако слово своё не сдержал. Только со второго раза, после того как был вылечен вернувшийся недуг, князь женился на простолюдинке.

Много испытаний выпало на долю Петра и Февронии. Сила любви помогала им одолеть зависть, ненависть и коварство. Они жили долго и счастливо, и княжили в Муроме на радость своим подданным.

В старости супруги приняли монашеский постриг и молили Бога, чтобы им умереть в один день. Завещав положить их тела в одном гробу, они, и правда, скончались в один день и час 25 июня 1228 года. Сочтя погребение в одном гробе для монахов не по канонам, их тела положили раздельно. На следующий день они оказались вместе. А в 16 веке супругов причислили к лику православных святых.

Петр и Феврония обладали любовью, наполненной необыкновенным духовным содержанием. На такой любви держится мир. Именно этим святым молились наши предки, прося благословения на вступление в брак.

День Петра и Февронии пока празднуется не так романтично, как день святого Валентина, без сердечек и прочей альковной атрибутики. Но уж если делать избраннику предложение, то лучше всего в этот день. Брак наверняка будет крепким. СЛАЙД с иконой Петра и Февронии.

Кл рук: Ребята, а с чем можно сравнить семью?

    Что с течением времени не увядает, а только растет и крепнет?

Часто проводят аналогию между семьей и деревом, существует даже такое понятие, как «генеалогическое дерево» – это родословная семьи, которая для наглядности изображается в виде схемы. (СЛАЙД) и рисунок-дерево…

Кл рук: Знаете ли вы, что раньше человек, не знающий свою родословную, считался необразованным. Например, родословная великого русского поэта А.С. Пушкина насчитывала 5 тысяч имен. А сможете ли вы назвать 50 членов своей семьи?

Кл рук: А теперь поговорим о семейных традициях. Что это такое? Это обычаи, которые существуют в семьях в течение долгих лет. Подходим к стендам, рассказываем о своих семьях, увлечениях семей.

Кл рук: Молодцы, ребята, интересные получаются у вас рассказы. Одой из традиций, обычаев – давать новорожденному ребенку имя в честь одного из членов семьи. Традиция давать имена в честь родственников имеет давние корни. Считалось, что, унаследовав имя старшего члена семьи, ребенок унаследует и его судьбу. Кого из вас, ребята, назвали в честь близких родственников, бабушек или дедушек? А знаете ли вы, почему вас назвали в их честь?
(предоставляется возможность высказаться двум-трем детям).

Кл рук: Давным-давно сформировалась еще одна семейная традиция – члены одной семьи занимались одним, общим для всех, видом деятельности. Таким образом, создавались династии – несколько поколений семьи были кузнецами, ткачами, строителями, учителями или врачами.(предоставляется возможность высказаться детям, родителям).

Кл рук: А знаете ли вы примеры таких династий? Может быть, представители вашей семьи как раз и являются династией? Или вы сами хотите пойти по стопам родителей? (предоставляется возможность высказаться двум-трем детям, я рассказываю о себе: династия учителей).

Кл рук: русский язык очень богат, вот и сегодня я предлагаю вашему вниманию пословицы и поговорки о семье, если вам они знакомы, то попробуйте продолжить их, если не знакомы, послушайте, запомните, станьте мудрее (на выбор):

    Вся семья вместе, так и душа на месте.

    В семье разлад, так и дому не рад.

    Земля без воды - мертва, человек без семьи - пустоцвет.

    В родной семье и каша гуще.

    Семья сильна, когда над ней крыша одна.

    Согласие да лад в семье клад.

    В семье согласно, так идет дело прекрасно.

    Когда нет семьи, так и дома нет.

    Семья в куче - не страшна и туча.

    Семья без детей что цветок без запаха.

    Семья человеку первую путевку в жизнь дает.

    В хорошей семье хорошие дети растут.

    Намеки да попреки - семейные пороки.

    Семья - опора счастья.

    Семейное согласие всего дороже.

Кл рук: А теперь я предлагаю немного поиграть, проявить ловкость, смекалку. Посмотрим, что вы умеете делать. Игра №1: «Построй дом» (раздаются 2 командам вырезанные детали – квадрат, треугольник, цветы и др.)

Игра №2: «Бабушкин помощник» (кто быстрее намотает клубочек из шерстяных ниток).

Кл рук: Ну что, какие ещё традиции чтутся в ваших семьях? Гостеприимство, радушие, желание угостить родственников, пришедших поздравить, навестить больного, провести вместе время….Добро пожаловать к столу. Приглашаем гостей, мам, товарищей за стол.

Кл рук: А за столом вы придерживаетесь каких-нибудь правил?

(правила этикета, поведения за столом).

Кл рук: И конечно же, собирась вместе, мы любим смотреть альбомы с фотографиями, делиться своими удачами, победами, книгами, танцевать и петь песни. Предлагаю всем спеть песню о семье. (включаем фонограмму…).

Кл рук: И напоследок давайте пожелаем хорошее нашим близким, нашим мамам, которые пришли к нам в гости. То, что они пришли к нам, большой показатель поддержки, любви, доброго отношения ко всем нашим начинаниям. Счастья и взаимопонимания нашим семьям! До новых встреч!