Тает снег в городе. Почему снег тает? Грязный и чистый снег в комнате

Когда на землю выпадает первый снег, и воздушные пушинки укрывают всё вокруг мягким белоснежным ковром, создаётся впечатление, будто нет ничего невесомее крохотной и маленькой снежинки: весит она около миллиграмма и редко достигает трёх.

Не может не удивлять, как за считанные часы белоснежным осадкам удаётся накрыть огромные пространства суши толстым пушистым одеялом, которое оказывается настолько тяжёлым, что непосредственно влияет на скорость вращения нашей планеты. Например, снег летом, в августе, покрывает лишь 8,7% всей поверхности Земли, при этом вес его составляет 7,4 млрд. тонн, а к концу зимы, перед началом весны, его масса увеличивается в два раза.

Снег – это разновидность атмосферных осадков, которые состоят из мелких ледяных кристалликов, выпадающих на поверхность нашей планеты из слоисто-дождевых облаков в зимнее время года, создавая снежный покров, постоянно или с незначительными перерывами укрывающий земную поверхность до прихода весны.

В регионе, где выпал снег, устанавливается минусовая температура, удерживающая осадки в кристаллической форме.

Когда температурные показатели становятся выше нуля, снег тает, а если этот процесс происходит в начале весны, это символизирует об окончании холодного периода. Выпадают ледяные кристаллики не везде: со снегом незнакомы люди, обитающие в странах, что расположены в экваториальных широтах (в Африке, Австралии, Южной Америке, Юго-Восточной Азии, Новой Зеландии и некоторых странах Центральной Азии).

Снежинки летят на землю из слоисто-дождевых облаков после того, как капельки воды прилипают к находящимся в тучах конденсационным зёрнам, мельчайшим частицам пыли. Если температура в верхних слоях атмосферы составляет от -10°С до -15°С, осадки выпадают смешанного типа, поскольку состоят из капель и ледяных кристаллов (в этом случае, выпадет дождь со снегом или мокрый снег), а если ниже -15°С – будут состоять лишь из ледяных кристалликов.

Когда образовавшиеся кристаллики начинают передвигаться вверх-вниз по облаку, они постепенно увеличиваются за счёт прилипающих к ним капель (они частично таят и кристаллизуются заново). В результате льдинки приобретают шестиконечные формы пластинок или звёздочек, лучи которых находятся или под углом 60 или 120 градусов. После этого к вершинам лучей начинают прилипать новые кристаллы, к которым также примерзают капли, в результате чего снежинки приобретают самые разнообразные формы.


Кристаллики обычно белого цвета, который они приобретают благодаря оказавшемуся внутри них воздуху: после того, как выпал снег, солнечные лучи, отбиваясь от воздуха и граничных поверхностей снежинки, рассеиваются и придают ей белоснежный вид. Стоит заметить, что любая снежинка на 95% состоит из воздуха, а потому характеризуется низкой плотностью и медленной скоростью падения (около 0,9 км/ч).

Существуют следующие виды ледяных осадков:

  • Кристаллы – диаметр их составляет несколько миллиметров, являют собой кристаллы в основном шестигранной формы;
  • Снежинки – каждая содержит около ста скрепленных между собой кристалликов, которые в случае мокрых осадков могут достигать больших размеров (до 10 см в диаметре);
  • Иней – чрезвычайно холодные и маленькие капельки (например, туман);
  • Град – этот снег летом выпадает обычно в виде крупных твёрдых льдинок и образуется, когда к кристаллику прилипают крупные капли.

Виды снежного покрова

После того как выпал снег в первый раз, приходит климатическая зима (период, когда температурные показатели в течение пяти дней ниже нуля градусов по Цельсию). Если температура в нижних слоях атмосферы в то время, как снежинки будут падать вниз, окажется очень низкой и будет дуть сильный ветер, кристаллики станут сталкиваться друг с другом, ломаться, крошиться и падать на землю в виде обломков.

А вот если ледяные кристаллы начнут лететь на землю при плюсовой температуре, выпадет мокрый снег. Стоит заметить, что если дождь со снегом выпадет из облака при отрицательной температуре, осадки, примерзнув к дороге, образуют гололёд.

Снег на земле постоянно видоизменяется. Как именно будет выглядеть снежный покров, во многом зависит от ветров (они делают его неравномерным), дождей (они его уплотняют), оттепелей, морей (на востоке России ледяных осадков значительно больше, чем в западной Европе: из-за влияния Атлантического океана осадки здесь выпадают в виде дождей).

Различают следующие основные виды снежного покрова:

  • Пушистый снег – после того как выпал снег, он какое-то время представляет собой нетронутый пушистый покров. Этот снег зимой примечателен тем, что представляет собой мягкую подушку, а потому падение обычно обходится без травм: рыхлый снег смягчает удары. По нему очень трудно передвигаться, он вполне может скрывать под собой камни, лед, ветки деревьев, а из-за того, что нельзя точно определить глубину снежного покрова, можно неожиданно очутиться по колено в сугробе и даже увязнуть.
  • Жёсткий – чем больше люди утаптывают снежный покров, тем жёстче он становится. Если он не раскатанный, то передвигаться значительно легче.
  • Наст – корка твёрдого льда, которая накрывает пушистый снег. Формируют её солнце и ветер: тает снег сначала под солнечными лучами, после чего холодный воздух его снова замораживает. Наст может быть мягким, средним и твёрдым: мягкий наст будет проваливаться, по твёрдому насту можно ходить, а если он окажется средним, пешеход будет то скользить, то проваливаться. В горах слабое сцепление наста со снегом может вызвать лавину.
  • Лёд являет собой замёрзший мокрый снег, который несколько раз растаял и снова замёрз. Этот тип снежного покрова наиболее неприятный, поскольку очень жёсткий, гладкий, скользкий, и падение чревато серьёзными последствиями, которые могут привести к травме или даже летальным исходам. Передвигаться по нему нужно очень осторожно и если есть возможность, обойти стороной.
  • Мокрый снег – после того как температурные показатели воздуха оказываются выше нуля, ледяные кристаллы начинают таять и, наполняясь водой, превращаются в мокрый снег. В результате снежинки начинают слепляться и образовывать комки льда. Ступать по нему довольно опасно: можно промочить ноги, что чревато самыми разнообразными заболеваниями, а если поскользнуться, можно оказаться в холодной воде и промокнуть.

Время выпадения снега

Поскольку в последнее время климат нашей планеты чрезвычайно сильно меняется, учитывая непредсказуемость погоды, довольно сложно предсказать, когда выпадет первый снег. Например, в Якутии, на Чукотке, в Красноярском крае первый снег можно увидеть уже в начале октября, а таяние снегов в некоторых областях происходит лишь в июне.

А вот в Оймяконе (находится южнее полярного круга) невозможно определить, когда появится первый снег. Несмотря на то, что постоянный снежный покров здесь обычно появляется в конце сентября, его можно увидеть и в августе (таяние снегов в этом регионе происходит весной, в конце мая).

Что касается Европы, то первый снег здесь бывает уже в конце октября или в начале ноября (самый первый снег был зафиксирован в семидесятых годах в Москве: он выпал 25 сентября). Выпадает он в основном ночью, когда температура воздуха понижается и даёт снежинкам возможность достигнуть земли.

Лежит первый снег недолго: днём, когда температурные показатели значительно поднимаются, и исчезает уже через несколько часов. А вот после того как устанавливается постоянный, зимний покров, снег лежит долго, до весны: тают снега окончательно в марте или даже апреле.


Что касается южного полушария, то самыми северными точками, где когда-либо выпал снег, в Южной Америке считается Буэнос-Айрес, в Африке – мыс Доброй Надежды, в Австралии – Сидней. Правда, тает он быстро и выпадает нечасто: так, в июле 2007 года в Буэнос-Айресе выпал снег в первый раз за восемьдесят лет (причина – холодный воздух с Арктики). По словам метеорологов, они стали свидетелем редкого события, подобный вид осадков здесь можно наблюдать лишь раз в сто лет.

Таяние

Обычно снег тает весной, когда происходят изменения температурного режима: таяние снегов происходит при температуре, превышающей ноль градусов Цельсия. Нередко бывают ситуации, когда он тает при минусовых температурах (под воздействием солнечных лучей: ледяные кристаллы испаряются, минуя стадию жидкости).

Если снег грязный, то он тает быстрее (поэтому в городе он исчезает намного быстрее, чем в лесу): солнечные лучи нагревают грязь, вызывая таяние снегов.

Также исчезнуть снежному покрову нередко помогает соль, при этом она не топит льдинки, а разрушает кристаллы, которые вначале охлаждаются, а затем возвращаются к температуре окружающей среды в виде солёной воды, создавая впечатление, будто снежинки растаяли.

Во время таяния снегов весной, плотность снежного покрова очень быстро меняется. Сначала она составляет 0,35г/м3, затем – 0,45 г/см3, а в самом конце доходит до своей критической плотности – 0,6 г/см3. Таяние снегов заканчивается, когда мокрый снег достигает плотности 0,99 г/м3 и превращается в воду. После этого наступает долгожданная весна.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 г. АСИНО

Юдина Татьяна Валентиновна

Почему снег в городе тает быстрее , чем в лесу?

Методическая разработка

(План урока по предмету «Окружающий мир» 2 кл.)

Томск 2007

_______________________________________________

© Юдина Т.В., 2007

© СОШ № 1 г. Асино, Томская обл. 2007

© Томский государственный университет, 2007

Тема: Почему в городе снег тает быстрее, чем в лесу?

Цель:


  • организация работы детей по отработке простейшего экспериментирования на разных материалах;

  • развитие критического мышления;

  • воспитание любви к родному краю.

Средства:

- настольная лампа; проигрыватель, запись «Времена года» П.И. Чайковского;

плакат «Зима»; иллюстрации о зиме.

Ход урока.


  1. Оргмомент.
Доброе утро! Я очень рада вас всех видеть. Повернулись друг к другу и подарили добрую улыбку, тем самым передавая тепло сердец своих.

II. Этап введения в тему: -Сегодня, когда я шла на работу, долго любовалась тем, что меня окружало. А чем я любовалась, попробуйте отгадать.

А) Загадка: Он все время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идет и красит белым

Все, что видит на пути. (Снег.)

Б) – Что вы знаете о снеге? ( Дети обмениваются своими знаниями)

в) Работа с текстами (прием «ИНСЕРТ»)
- Я предлагаю вам поработать с текстом , но работа будет необычная. В каждом тексте тоже говорится о снеге. Ваша задача: читая текст, отмечать карандашом то, что вы уже знаете (v) и знаком (+) то, что вы узнали что-то новое… А потом поделитесь впечатлениями. Я прошу всех читать внимательно, т.к. у каждой группы свой текст, а …

(текст №1 – 1 группа, текст №2 -2 группа, текст №3 – 3 группа, текст №4 – 4 группа, текст -№5 – 5 группа. См. дополнительный материал.)

III. Отдыхательная пауза: - Прослушайте мелодию так, чтобы вы могли представить картину. Закройте глаза. …(Звучит мелодия) …………………………

Какую картину вы представили? Каким бывает снег? (Ответы детей записываю на доске) .

IV.Этап постановки проблемы: - Вот видите как много вы узнали о снеге. Ответьте на такой вопрос: «Почему в городе снег тает быстрее, чем в лесу?»

V. Этап решения проблемы: - Чтобы решить данную проблему, что мы должны сделать?

(Провести наблюдение или какой-то эксперимент.)

А). – Хорошо. Недавно мы ходили на экскурсию и проводили наблюдения за снегом, что новое вы открыли для себя? ….

Можете ли вы доказать эту проблему?

Чем отличается снег в городе от снега в лесу? Почему он грязный?

Как влияет солнышко на снег?

Б). 1 версия. (Проведение опыта: нагревание черной и белой бумаги.)

2 версия. - Я заметила, что у нас во дворе, везде лежит снег , а в одном месте полосой проходит голая земля. Почему?

(Дома обогреваются, под землей проходят трубы теплоцентрали.)

3 версия.

Не так давно мне довелось побывать в гостях, в деревне, и не поверите, там дороги белоснежные, а у нас видно асфальт, в валенках не пройти, тут же ноги становятся сырыми. Почему?

(Дороги посыпают солью и …) (Ответы детей записываю на доске.)

в). Вывод. – В городе весной снег тает быстрее, потому что:

1. Дороги грязно – черные, а черное нагревается быстрее, чем белое.

2. В городе теплее, потому что дома обогреваются , под землей проходят трубы теплоцентрали.

3. Дороги посыпаются солью, шлаком…

VI. Составление «синквейна». (по схеме) Дети работают в группах.

Одна из работ: Снег

Легкий, белый.

Сверкае, падает, летит.

Снег укрыл землю пушистым покрывалом.

Капелька.

VII. Домашнее задание: - Написать рассказ о снеге.

VIII. Итог урока. – Что нового вы узнали на уроке?

Кому понравился урок?

Какое задание вам показалось самым трудным?

Дополнительный материал к уроку:

Текст №1.

Говорят: снег, как одеялом, одел землю. Почему снежный покров сравнивают с одеялом? Снег ведь холодный, разве он может греть землю? Нет, снег не может греть, ты прав. А вот что под снегом теплее, чем над снежным покровом, это действительно так и есть. Если в воздухе тридцать градусов мороза, то под снегом может быть намного меньше. То есть теплее. Почему? Дело в том, что в рыхлом снегу, между снежинками, находится воздух, а воздух плохо нагревается и плохо охлаждается. Случился мороз в воздухе , а под снег он пробраться не может. Это хорошо знают животные, они прячутся под снег. Так поступают полевые и лесные мыши, некоторые птицы: куропатки, тетерева. Заяц в сильный мороз тоже прячется в снег.

Текст №2.

ПОЧЕМУ СНЕГ БЕЛЫЙ?*

По М. Гумилевской

В городе снега почти не видно. Не успеет он покрыть тротуары и мостовую, как тут же появля­ются дворники со скребками и метлами, снегоубо­рочные машины со своими металлическими лапами. Машины ловко собирают снег, отправляют его на грузовик. Глядишь -а снега уже нет, он вывезен куда-то, подальше от больших людных улиц. Если и залежится где-нибудь снежок, то очень скоро он потеряет свою безупречную белизну, почернеет от копоти и дыма.

То ли дело за городом , в лесу! Особенно после обильного снегопада. Да ещё в ясный морозный денёк! Идёшь по тропинке, а ещё лучше - на лыжах среди деревьев.

Снежная белизна. Белее ничего нет на свете. Недаром, когда хотят подчеркнуть безупречную чистоту белого цвета, его всегда сравнивают со снегом: белоснежный лебедь, белоснежные лепестки лилии, белоснежное платье.

Каждая снежинка» каждая красивая звёздочка в отдельности свободно пропускала бы через себя весь солнечный луч, как лёд, и тоже была бы бесцветна. Но снежинки в беспорядке падают друг на друга, лежат рыхлой массой. Все вместе они становятся непрозрачными и потому не могут пропустить через себя весь луч солнца. Они его целиком отражают нам в глаза. И снег потому ослепительно белый, что он отражает солнце, чистейший цвет белого солнечного луча.

Текст №3.

СНЕЖНАЯ ШУБА

По В. Архангельскому

На обширных просторах нашей страны снег лежит долго, с ноября по апрель. Круглый год он бывает в Арктике и на высоких горах, где лежит белой , сверкающей на солнце шапкой. Зато в южных районах тает очень рано, в конце февраля - начале марта уже в полном разгаре весенние полевые работы.

Страшны бывают бураны и снежные метели. Не раз заставали они людей в степи, и тогда путники останавливались, пережидая непогоду. А поедешь

Метели нередко заносят рельсы, останавливают движение трамваев и поездов. Тысячи людей выхо­дят с лопатами и метлами убирать снег с путей. На помощь им приходят снегоочистители, которые валят вправо и влево высокие сугробы, очищая рельсы.

Вдоль полотна железной дороги мы ставим деревянные щиты, высаживаем узкой полоской деревья. Особенно хороши ёлочки. Тесно сплетая свои густые вечнозелёные ветви, они живым заслоном встают навстречу снежным заносам.

Но снежная шуба нужна для защиты посевов от холода. Она же помогает бороться с засухой. Хорошо хлебам под снегом! Снаружи стоят холода до 20-30 градусов, а на земле, одетой снегом, почти не бывает больше двух градусов мороза. И такая температура держится всю зиму , до самой весны. А там и солнышко пригреет.

Текст№4.

Если ты живешь в такой местности, где снега выпадает мало, а злой ветер и его уносит в овраги и балки, помогай взрослым расставлять щиты, заставляй снег оставаться на полях.

Весной он растает и увлажнит почву. А придёт осень - и с полей, на которых лежала пушистая подушка снега, соберут богатый урожай.

В суровые, морозные зимы в снег прячутся многие птицы. Каждый вечер в снег падают тетерева. В мягкой снежной постели они устраиваются на ночлег и спят там до утра. И рябчики так делают, и куропатки, и глухари - самые большие птицы наших северных лесов.

Да и не только птицы прячутся в снегу. Прячется мышонок под снегом. Он находит себе там разный корм: ростки и листья растений, пауков, зарывшихся в мох, насекомых. А то и ягодкой брусники или клюквы полакомится.

Всю зиму под снегом лежит в берлоге медведь. В снежном домике укрывается в непогоду и зай­чишка. И маленький зверь бурундук спит

Осенью детвора и взрослые с нетерпением ждут появления снега, который пышными сугробами накроет грязь и слякоть дорог. Можно будет дни напролет лепить снеговиков и кидаться снежками! Но придет весна и рано или поздно снег растает - вначале в городе, потом в лесу. Почему тает снег, и из-за чего он тает неравномерно?

Что такое снег

Снег - это разновидность осадков, он представляет собой крошечные кристаллики льда, образующиеся в воздухе. Снег образуется, когда микрокапли воды в облаках под действием низкой температуры притягиваются к пылевым частицам и замерзают в сложные симметричные кристаллики, которые падают вниз и растут за счет того, что на них продолжает конденсироваться влага. Замечали ли вы, что снежинки всегда имеют шестиконечную форму? Это из-за того, что структура молекул воды может образовывать только кристаллы с лучами, расположенными под углом 60° или 120° друг к другу. Главный кристалл в форме шестиугольника обрастает маленькими шестиугольничками, так и получаются снежинки, которые мы просто называем снегом.

Когда начинает таять снег

Из школьного курса физики всем нам известно, при какой температуре тает снег: Снег начинает таять, когда температура воздуха поднимается выше 0° С. Но в природе снег может испаряться даже при отрицательной температуре. Когда вода из твердого состояния переходит в газообразное, минуя стадию жидкости, это называют возгонкой, и вероятность такого явления повышается под действием яркого солнечного света. Известно ли вам, какой снег быстрее тает? Грязный снег тает быстрее, чем чистый. Грязь снижает светоотражающие свойства снега и нагревается под действием солнечных лучей, заставляя снег таять. Вот почему в городе снег тает быстрее, чем в поле. В поле снег тает быстрее, чем в лесу. Так происходит из-за того, что в лесу солнце меньше пробивается сквозь кроны деревьев, поэтому температура в лесу ниже, чем в поле и снег может лежать, не растаяв, довольно долго.

Поможет ли соль растаять снегу? На самом деле, соль не топит снег, она разрушает лед. Когда соль попадает на лед, он диффундирует, при этом процессе лед сначала охлаждается, а потом возвращается к температуре окружающей среды, но при этом уже превращается в соленую воду. При этом внешне кажется, будто соль разъедает лед. Таким образом, получается, что это лишь иллюзия. Как вывод можно сказать, что в природе снег тает в основном потому, что со сменой сезонов происходит изменение температурного режима.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ

«Решение проектной задачи» для учащихся 3-4-х классов

1 этап. Беседа.

Дорогие ребята вам предлагается проектная задача-игра

«Весной снег в городе тает всегда быстрее, чем за городом. Саша предложил свое объяснение этому и сказал, что ему для проверки потребуется лист черной бумаги, лампа и термометр. Какое предположение высказал Саша и какой предмет, требующийся для проверки, он забыл назвать?»

Выполняя ее вы сможете показать много того, чему вы научились в школе. Особенность этой задачи в том, что в ней участвует группа учеников разных возрастов или разных классов. Мы надеемся, что каждый из вас найдет в игре свое место, сможет принести пользу своей группе. Но, чтобы все получилось, в процессе решения этой задачи вам придется договориться о том, какую часть общей задачи будет решать каждый из вас, приходить на помощь друг другу, проявлять умение доказывать свою точку зрения и с пониманием относиться к мнению своих товарищей.

Проектная задача выполняется в два этапа. На первом этапе вы будете готовиться к решению задач, а во втором отправитесь в научную лабораторию, и проведете ряд опытов и сделаете отчет о том, как проходил эксперимент, каковы его результаты. .

Во время проведения исследований вам нужно будет выполнить ряд заданий. Вы можете двигаться от стола к столу, а возможно некоторые задания будете выполнять одновременно, распределив их между собой. Может быть вам будет удобнее работать над содержанием заданий не в той последовательности, в которой они даны. Главное – постараться выполнить работу за отведенное время (80 минут). Между этапами будет перерыв.

Желаем вам показать свои лучшие человеческие качества, а также знания и умения.

На доске две фотографии: 1- дорога в поле на опушке леса и 2 – дорога в городе среди домов.

Рассмотрите эти снимки, которые сделали ребята. Где происходят события? Если бы вы были художниками, какие краски вам понадобились бы больше всего? Почему?

Вы сейчас сидите за столами и к каждому месту приклеены белые и черные кружки. Это команды по 6 человек. Разделитесь на команды по цветам и придумайте название своим командам.

ЗАДАНИЕ № 1

Пред вами карта района Солнцево-парка. Одна группа пойдет в направлении, указанном на маршрутном листе и вы должны проложить на карте этот маршрут. А вторая прокладывает свой маршрут в направлении, указанном на втором маршрутном листе. Первая и вторая группа должны прийти на свой опытный участок и провести там исследование, которое поможет решить нашу задачу.

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ – 1

Выйти из здания школы (на карте обозначено звездочкой) , повернуть на северо-восток и пройти 350 м, затем повернуть на юго-восток и пройти еще 350 метров. Далее вы поворачиваете на восток и проходите 250 метров до поворота, свернуть на северо-запад и пройти 100 метров. Перед вами ваш опытный участок.

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ -2

Выйти из здания школы, повернуть на юго-запад и пройти 400 метров. Затем повернуть на запад и пройти еще 100 метров. Подойдите к опушке леса около пруда и перед вами ваш опытный участок.

СОВЕТЫ БЫВАЛОГО ПУТЕШЕСТВЕННИКА

Главное требование к маршруту – это его безопасность. Планируя переход следует избегать препятствий, поскольку именно при их преодолении путешественников подстерегают опасности, кроме того преодоление препятствий требует больших затрат времени, чем их обход по более длинному пути. При планировании маршрута следует внимательно изучить карту местности, а также описания, сделанные теми, кто уже побывал в этих местах. Обращайте внимание на окружение, растительность, дороги, населенность. Соблюдайте правила дорожного движения.

2 этап. Оборудование для эксперимента.

На этом столе лежат предметы, которые вы можете взять для эксперимента.

Оборудование: листы черной и белой бумаги, настольная лампа, термометр, секундомер, песочные часы на 3 минуты

Какие предметы вы выбрали и для чего они понадобятся?

1 пара – засекает время,

2 пара- записывает результаты,

3 пара – определяет температуру.

Определите название профессий, которые занимаются данной работой. (на доске: синоптики, учетчики, тайм менеджер)

Провести эксперимент для ответа на поставленную задачу.

Данные своих опытов занести в лист наблюдений

лист наблюдений

№ исследования

t ° C

в начале

Время проведения (минуты)

t ° C

в конце

Средняя температура (для чистоты исследования)

Этап 4 . Презентация работы 1 и 2 группы.

ИТОГ: Составление вывода- ответа на задачу на основании наблюдений четырех групп.