Самый большой подводный тоннель. Самые длинные тоннели в мире

13 марта 1988 года в Японии был открыт тоннель Сэйкан – самый длинный в мире подводный железнодорожный тоннель. Сегодня мы решили рассказать о нем и других самых примечательных подводных тоннелях, которые могут посетить туристы.

Самый длинный

Пока китайские ученые корпят над проектом очередного рекордсмена – подводного тоннеля протяженностью 123 км, – самым длинным действующим железнодорожным коридором на планете остается японский Сэйкан. На реализацию задумки соединить кратчайшим путем два самых крупных острова Страны восходящего Солнца потребовалось 42 года и более 3,6 миллиарда долларов. Первоначальные сроки и стоимость возведения Сэйкана увеличивали то слабые грунты, то слишком сильное давление воды, то бесконечные финансовые трудности. И вот 13 марта 1988 года японская пресса наконец взорвалась восторженными очерками: состав, скрывшийся в глубинах тоннеля на Хонсю, промчался под водами Сангарского пролива и вынырнул, будто поплавок, на Хоккайдо. «Величественное зрелище» (так переводится с японского «Сэйкан») достигает в длину 53,85 км, чуть меньше половины из которых скрываются в подводных глубинах. Тоннель оборудован защитой от природных катаклизмов и силы водной стихии: внутри установлены сверхчувствительные датчики, реагирующие на малейшие колебания земли, мощные насосы, за минуту откачивающие до 16 тонн воды, и внушительные убежища, имеющие достаточные запасы на случай бедствия. Сейчас Сэйкан уже не так знаменит, как 20 лет назад, но все еще является достопримечательностью Японии.

Самый старый

Любопытный факт: самый первый на планете “подводный мост” должен был соединить два берега Невы в Петербурге. Но судьба распорядилась иначе. Царственный заказчик Александр I скончался раньше, чем талантливый архитектор Марк Брюнель закончил проект, а его наследник Николай I технической новинкой не заинтересовался. Разработчик решил: не пропадать же добру, и обратился к другому «продвинутому» монарху – английской королеве Виктории. Тут ему повезло больше: придуманный им метод, до сих пор использующийся при строительстве тоннелей, был реализован для соединения двух берегов Темзы. Поглазеть на открытие подводной коммуникации длиной 459 метров собралось 50 тысяч лондонцев. По меркам 1843 года это была почти половина населения столицы! Хотя из-за нехватки финансирования тоннель так и не стал грузовым, он пользовался огромной популярностью: пройтись под рекой казалось столь же невероятным, как оказаться на Луне. Коридор превратился в город развлечений: здесь появились торговая галерея и подводный бордель, прошла первая в мире ярмарка под водой. Через некоторое время проход под Темзой был заброшен: в течение 145 лет сюда заглядывали лишь путевые проходчики. Совсем недавно в самом старом подводном тоннеле мира вновь зазвучали голоса: власти Лондона проводят пешие прогулки по историческим подземельям.

Фото: usolt.livejournal.com

Самый глубокий

Строительство тоннеля под проливом Босфор, сумевшего связать Европу с Азией, было давней турецкой мечтой, казавшейся фантастикой. Более 150 лет потребовалось для того, чтобы реализовать задумку, возникшую у османского султана Абдула-Гамида еще в 1860 году. Открытие тоннеля Мармарай, состоявшееся 29 октября 2013 года и приуроченное ко Национальному дню Турции, не обошлось без эксцессов: в Мармарае было отключено электричество и пассажиры были вынуждены сами выбираться из застрявшего в тоннеле поезда. Длина коммуникации, объединяющей три подземные и 37 наземных станций, 8 пригородных и 4 пересадочных вокзала, достигает 13,6 километра, причем 1400 метров проходит непосредственно под Босфором. Пропускная способность двойной трубы, проложенной на 60 метров ниже дна пролива, составляет полтора миллиона пассажиров за день, а ее система безопасности способна выдержать землетрясения в 9 баллов по шкале Рихтера. Помимо неоспоримой экономической выгоды, решившей проблему перегрузки транспортной системы Стамбула, строительство Мармарая принесло еще одну неожиданную пользу. Во время мега-стройки было обнаружено 40 тысяч важных археологических находок, включая флотилию из 30 византийских судов, достойную занять место среди объектов Всемирного наследия.

Фото: andrewgrantham.co.uk

Самый развлекательный

До 1997 года смешное по нынешним меркам расстояние в 15 километров жителям японских городов Кисарадзу и Кавасаки не казалось просто досадной мелочью. Из-за того, что кратчайшее расстояние между этими точками пролегало через Токийский залив, Кисарадзу, лежащий совсем рядом с ультрасовременным Токио, напоминал деревенскую глубинку. Ведь чтобы добраться на авто из столицы, приходилось преодолевать путь в сотню километров. Японским инженерам предстояла архитрудная задача: возведение моста между разными сторонами Токийского залива затруднило бы передвижение морских судов, а прокладка тоннеля была слишком проблемной из-за неустойчивости морского дна. Техническое решение было гениальным: «Аквалайн» стал весьма удачной и безопасной комбинацией из подводного тоннеля длиной 9,6 км и моста протяженностью 4,4 км. Но не чувствительные датчики дыма, установленные через каждые 25 метров, и не новейшие антисейсмические технологии поместили токийский тоннель в этот рейтинг. На одном из двух искусственных островов, через которые проходит «Аквалайн», расположен целый развлекательный комплекс, похожий на пассажирский лайнер. Помимо парковки, рассчитанной на 480 автомобилей, тут находятся рестораны, сувенирные магазины, зоны отдыха и обзорные площадки.

Самый известный

О современном чуде света, соединившем Туманный Альбион с Пятой республикой, знает каждый: Евротоннель, открытый под Ла-Маншем в 1994 году, стал символом объединения Европы. Идея проложить прямой путь из Англии на материк приходила в голову выдающимся деятелям всех времен: от ученых 13 века до амбициозного Наполеона, мечтавшего пустить под проливом конницу, осуществляя вентиляцию через выходящие на поверхность трубы. И лишь в конце 20 века «Европа наконец присоединилась к Британии»: три тоннеля (два для движения поездов и один резервный) соединяются в единую систему воздухоотводами и запасными тоннелями. Для того чтобы уменьшить эффект поршня, возникающий при движении скоростных поездов, способных развивать скорость до 350 км/ч, над тоннелями проложена вентиляционная система, а на обоих концах установлены рефрижераторные станции, охлаждающие рельсы. Интересный факт: англичане подошли к строительству 51-километрового Евротоннеля с особым энтузиазмом. Они копали быстрее, чем французы, и вырыли на 15 км больше. Да и с землей, образовавшейся при строительстве, они обошлись романтичнее, образовав рукотворный мыс Шекспира. Недостатки Евротоннеля (например, высокая плата за проезд) компенсируются неоспоримым достоинством: это самый быстрый и интересный способ добраться из континентальной Европы в Британию.

Честно говоря, никогда не посещал очень длинных автомобильных или железнодорожных тоннелей, но хорошо запомнил ощущения от проезда под Темзой на Дартфорд Кроссинг. Это крупное пересечение в Лондоне в одном направлении автомобили идут по мосту Queen Elizabeth II, а в обратном по двум автомобильным тоннелям, трудно себе представить движение по 24 километровому тоннелю.
Итак, топ 10 самых длинных тоннелей в мире

1 Готардский базовый тоннель 57,00 км

Крупнейший строящийся тоннель за всю историю Европы, запланированная протяжённость - 57 км, сооружение станет самым длинным железнодорожным тоннелем в мире. Проект планируется завершить в 2015 г.

2 Сейкан 53,90 км


Самым длинным на сегодня является японский тоннель «Сейкан», соединяющий острова Хонсю и Хоккайдо. Тоннель открыт для движения 13 марта 1988 года. Имеет титулы самый длинный железнодорожный тоннель и самый длинный подводный тоннель.

3 Евротоннель 49,94 км


Евротоннель, проложенный под Ла-Маншем между Фолкстоуном (графство Кент, Великобритания) и Кале (Франция). Несмотря на то что этот тоннель уступает по общей протяжённости туннелю Сейкан, его подводный участок (около 39 км) на 14,7 км длиннее подводного участка железнодорожного туннеля Сейкан. Тоннель под Ла-Маншем официально открыт в 1994 г.

4 Лёчберг 34,70 км


Самым длинным сухопутным тоннелем является Лёчберг на линии Берн - Милан, который находится в Швейцарии. Его длина 34 километра. Он соединяет район Берна и Интерлакена с районом Брига и Церматта.

5 Guadarrama Tunnel 28,37 км


Железнодорожный тоннель в Испании, соединяющий высокоскоростным маршрутом Мадрид и Вальядолид. Тоннель открыт в декабре 2007 года. Имеет титул самый длинный тоннель Испании.

6 Iwate-Ichinohe Tunnel 25,81 км


Подземный железнодорожный тоннель в Японии связывающий Токио и Аомори. Тоннель открыт в 2002 году и при открытии имел титул самый длинный подземный железнодорожный тоннель.

7 Хаккода 26,5 км


Самый длинный сухопутный тоннель Хаккода находится в Японии — протяженность железнодорожного отрезка составляет 26,5 километра.

8 Лердальский тоннель 24,50 км


Cамый длинный автомобильный тоннель, соединяющий муниципалитеты Лердал и Эурланн в Норвегии, имеет протяжённость 24,5 километра. Открыт в 2000 году.

9 Daishimizu Tunnel 22,20 км


Железнодорожный тоннель в Японии соединяющий Ниигата и Токио. Во время строительства тоннеля возник пожар и задымление, которое унесло жизни 16 рабочих.

10 Wushaoling Tunnel 21,05 км

Двойной железнодорожный тоннель в провинции Ганьсу на северо-западе Китая. Имеет титул самый длинный железнодорожный туннель в Китае

Самым длинным железнодорожный тоннель в России — «Северо-Муйский тоннель», его длина 15,3 км.
Самый длинный тоннель будущего — Японо-корейский тоннель длиной 187 километров, который соединит Японию и Южную Корею, переговоры о его строительстве ведутся длительное время.


1 марта 1880 год а было закончено строительство железнодорожного тоннеля на перевале Сен-Готард в Швейцарии – самого сложного инженерного сооружения тех времен, ставшего символом подчинения природы человеком. И сегодня мы расскажем про несколько величайших и значимых в мире тоннелей – от уже упомянутого Сен-Готарда в Альпах до открывшейся в октябре 2013 года линии Мармарай под Босфором, каждый из которых ознаменовал новую веху в развитии своей страны.

Готардский тоннель. Швейцария

Перевал Сен-Готард в Альпах известен в России благодаря подвигу полководца Александра Суворова, с большим трудом и потерями перешедшего через него осенью 1799 года. А в 1880 преодолеть горы в этом районе стало намного проще, ведь там было закончено сооружение 15-километрового железнодорожного тоннеля, одного из самых известных подобных сооружений в мире. Он значительно упростил передвижение грузов по Европе, а также стал одним из залогов экономического благополучия Швейцарии.



В 1980 году неподалеку от векового железнодорожного тоннеля был открыт и автомобильный длиной 16,9 километра. А сейчас ведется строительство еще более масштабного сооружения на перевале Сен-Готард – 57-километрового железнодорожного тоннеля, который после ввода его в эксплуатацию в 2017 станет самым длинным в мире.


Тоннель Сэйкан. Япония

В 1954 году в Японии произошло трагическое событие – во время невиданного шторма в Сангарском проливе между островами Хонсю и Хоккайдо затонуло пять пассажирских паромов, что привело к гибели более чем тысячи человек. И это была далеко не первая подобная катастрофа в этом месте – корабли, курсирующие между двумя крупнейшими японскими островами, гибли регулярно в течение столетий. Чтобы наконец-то решить эту проблему, правительство Японии приняло решение построить тоннель под проливом.



Работы над этим сооружением началось в 1964 году и длились более двадцати лет. Открытый в 1988 54-километровый Сэйкан стал самым длинным железнодорожным тоннелем в мире и держит этот рекорд до сих пор.



В 1988 году услугами Сангарского тоннеля воспользовалось около 3 миллионов пассажиров, в 1999 – 2 миллиона, а в 2009 – чуть больше миллиона. Для сравнения, ежегодный объем пассажирского трафика между Хонсю и Хоккайдо – в десятки раз больше. А вот в качестве грузовой дороги этому тоннелю нет достойных конкурентов.

Евротоннель. Франция-Великобритания

Сложно поверить, но идея о строительстве тоннеля между Францией и Великобританией появилась еще в конце восемнадцатого – начале девятнадцатого века, а «заказчиком» проекта выступил сам Наполеон Бонапарт. Но реальные продвижения в этом направлении начались только после Второй Мировой войны, само же строительство стартовало лишь в декабре 1987 года.



Торжественное открытие Евротоннеля состоялось 6 мая 1994 года при участии Королевы Великобритании Елизаветы II и президента Франции Жака Ширака. Тоннели (всего три: два транспортных и один технический) используются в качестве железнодорожных – по ним в обе стороны ходят скоростные поезда TGV Eurostar и Eurotunnel Shuttle, соединяющие Лондон с Парижем и Брюсселем. На Евротоннель приходится 67% пассажирских перевозок между Францией и Англией.


Лердальский тоннель. Норвегия

Построенный в Норвегии в 1995-2000 годах Лердальский тоннель можно назвать самым красивым подобным инженерным сооружением на планете. К тому же это самый длинный автомобильный тоннель в мире, ведь его длина составляет 24,5 километра.



Чтобы хоть немного разнообразить маршрут продвижения и снять напряжение у водителей, архитекторы, работавшие над Лердальским тоннелем, разбили его на четыре примерно равные части тремя искусственными пещерами. Каждый из этих гротов имеет собственный цвет подсветки, которая и придает данному инженерному объекту оригинальность и красоту. В этих пещерах можно также остановиться, припарковавшись в специальных отстойниках, и немного отдохнуть.


Эресуннский мост. Дания, Швеция

Это не вполне логично, что в список величайших тоннелей мира попал мост, соединяющий две скандинавские страны – Данию и Норвегию. Но никакой ошибки в данном факте нет, ведь из почти 12 километров длины этого сооружения 4050 метров проходят под землей.



На такое неординарное решение архитекторы Эресуннского моста пошли по той причине, что именно в этом месте проходит глиссада самолетов, направляющихся в аэропорт Копенгагена, и ее нельзя перегораживать. Да и суднам, идущим через пролив Эресунн, тоже нужно пространство для удачной навигации.


Северомуйский тоннель. Россия

5 декабря 2003 года в Бурятии произошло историческое для всей России событие – там был открыт Северомуйский тоннель длиной 15 километров 343 метра. Он стал не только самым длинным в России, но и ознаменовал окончание строительства Байкало-Амурской магистрали, легендарного БАМа – одной из величайших строек советских времен.



Строительство Байкало-Амурской магистрали началось еще в 1938 году, в 1974 оно было объявлено всесоюзной ударной комсомольской стройкой, про него начали писать песни и снимать фильмы, а закончилось в предполагаемом объеме лишь в 2003. При создании БАМа было пробито 10 тоннелей, самым крупным и важным из которых стал Северомуйский.


Мармарай. Турция

В октябре 2013 года случилось событие, о котором Человечество мечтало столетиями, но в реальность осуществления которого не верило до самого последнего момента. В Стамбуле был открыт железнодорожный тоннель Мармарай, соединивший европейский и азиатский берега пролива Босфор.



После открытия Мармарай был интегрирован в систему метрополитена Стамбула в качестве отдельной ветки. Его также планируется использовать для трансконтинентальных грузовых и пассажирских перевозок – тоннель станет частью глобального железнодорожного проекта по созданию единой путейной инфраструктуры от Великобритании до Южной Кореи.


Тоннели - настоящие архитектурные чудеса, которые развивались и совершенствовались с самых давних времён. Тоннели, вероятно, берут своё начало от пещер, которые древние люди использовали в качестве жилища. Если обратиться к будущему, к более цивилизованному периоду, можно видеть, что туннели используются в качестве потайных проходов, обычно под землёй. Их использовали для укрытия от врагов. В наши же дни тоннели возводят совсем для других целей. В этой подборке я расскажу вам о самых длинных тоннелях в мире и их предназначении

1. Итак, самый длинный тоннель в мире на данный момент - в Японии. Этот железнодорожный туннель в длину составляет 53, 850 метров. Только вообразите, сколько дней займет путешествие по нему пешком, прежде чем вы доберетесь до другой стороны

Тоннэль Сэйкан также самый длинный подводный туннель в мире. После Второй мировой войны Япония испытывала потребность соединить острова Хоккайдо и Хонсю, так, чтобы страна была географически объединена. С момента планировки в 1946 до его официального открытия 13 марта 1988, потребовалось больше чем 40 лет для того, чтоб его закончить. Строительство стоило больших денег: ?538,4 миллиардов, эквивалентные 3,6$ миллиардам

Сегодня, к сожалению, Сэйкан не используется так часто, как это было прежде, потому что путешествие авиалиниями и быстрее, и дешевле. Однако, это сооружение послужило одной из главных причин тому, что Япония сильна и едина и по сей день. Стоит упомянуть, что этот тоннель будет оставаться самым длинным вплоть до 2016 года, когда построят Готардский базовый тоннель в Швецарии

2. Тоннель под Ла-Маншем, или - самый длинный международный туннель в мире, соединяет Соединенное Королевство и Францию 50 500 метровым проходом. Туннель соединяет города Фолкстон в Великобритании и Кале во Франции. Тоннель также может похвастаться самым большим в мире поездом для перевозки автомобилей под названием Eurotunnel Shuttle

Строительство Тоннеля под Ла-Маншем было заморожено в течение почти двухсот лет с 1802, из-за постоянных колебаний со стороны британцев и политической нестабильности. В конечном счете, в 1988, году строительство началось и закончилось довольно быстро, в 1994. Тоннель под Ла-Маншем также был одни из кандидатов на попадание в список Семи Новых Чудес Света . Несомненно, это великое сооружение сыграло ключевую роль в объединении Британии с материком, хотя с материальной точки зрения оно до сих пор остается убыточным

3. По сравнению с другими тоннелями тоннель Лёчберг (L?tschberg) совсем еще молод, он был закончен в 2006, и официально открыт в июне 2007. Тоннель Лёчберг - самый длинный туннель в мире на территории суши, составляет в длину 34 700 метров. Тоннель пролегает между Швейцарскими кантонами Берн и Вале, по нему ходят грузовые и пассажирские поезда. Благодаря новейшим технологиям тоннель был построен очень быстро, менее чем за два года. Еженедельно более 20 000 швейцарцев пользуются им чтобы кратчайшим путем попасть на валлийские термальные курорты. Благодаря L?tschberg значительно уменьшился трафик в этом регионе, так как раньше грузовикам необходимо было ехать в обход Швейцарии, чтобы добраться из Берна в Вале. Интересно, что тепло от подземных вод из тоннеля обогревает оранжерею Tropenhaus Frutigen, где выращиваются тропические фрукты

4. в Норвегии - самый длинный дорожный туннель в мире, длина его составляет целых 24 000 метров, находится в графстве Sogn og Fjordane. До 1999 года швейцарский Туннель Готтард-Роуд был самым длинным дорожным туннелем, пока в 2000 году не построили Лаэрдаль

Туннель Lardal был разработан согласно современным стандартам. В отличие от большинства туннелей, Лаэрдаль делится на четыре части, в каждой из которых особое освещение. Эффект освещения подражает естественному освещению на рассвете и сумраку. Также позитивным моментом является то, что не нужно платить никаких денег за проезд

Проезд по тоннелям всегда воспринимается по особенному, очень увлекательно - Вы видите как свет фар выхватывает изображения и дорожные знаки, как шумит воздух во время быстрой езды и с особой радостью воспринимаете свет в конце тоннеля. Мы рассказали вам о четырех самых длинных тоннелях мира, желаем вам проехать по каждому их них и получить незабываемые впечатления

Полезно будет узнать какой из железнодорожных тоннелей самый длинный, а какой тоннель наидлиннейший в мире. Так же интересно выяснить название самого длинного тоннеля в России и в её столице.

Самый длинный железнодорожный туннель

Известно, что самым длинным тоннелем среди железнодорожных, является уникальный Готардский тоннель в Швейцарии. Его строительство велось с 1999 года - почти семнадцать лет, хотя первый эскиз появился в 1947 году. 1 июня 2016 года власти объявили о том, что тоннель будет готов к вводу в эксплуатацию после того, как пройдет серьезные испытания, которые продлятся до декабря 2016 года.

Инженерная конструкция проложила путь под горным перевалом, который называется Сен-Готард. Протяженность тоннеля – пятьдесят семь километров, а если считать оба ствола, а также вспомогательные ходы и шахты, получится более ста пятидесяти трех километров.

С 2017 года Готардский тоннель станет частью единой общеевропейской высокоскоростной железнодорожной сети NEAT (NEue AlpenTransversale), сократив расстояние между Цюрихом и Миланом. Предполагается, что скорость скоростных поездов во время прохождения по данному подземному туннелю будет составлять порядка 250 километров в час, а грузовые составы будут развивать скорость не менее чем 160 километров.


Тоннель построен так, чтобы поезда могли двигаться во встречном направлении по разным стволам. Будут обеспечены аварийные шахты и аварийные станции. Из уже действующих железнодорожных тоннелей, самым протяженным является тоннель Сэйкан, находящийся в Японии, который короче Готардского всего на три километра.

Самый длинный тоннель в Москве

Много тоннелей построено в российской Москве. Сегодня тоннели помогают разгрузить столичные дороги, а так же являются оптимальным решением транспортной проблемы мегаполиса. Одним из самых длинных считается тот, что проложен под Серебряным Бором. Его протяженность – более трех километров. Данный тоннель является одним из сложнейших участков Краснопресненского проспекта.


Благодаря этому сооружению, не пришлось прокладывать дорогу по Серебряному Бору. Тоннель представляет собой три яруса. По нижнему ярусу происходит движение поездов метрополитена, по среднему двигается автотранспорт, а сводовый верхний ярус предназначен для дымоудаления. Точная длина этого тоннеля – 3126 метров. Средний тоннель, который предназначен для автотранспорта - трехполосный, с шириной полосы три с половиной метров. Диаметр каждого тоннеля составляет четырнадцать метров.


Одним из наиболее длинных столичных тоннелей долгое время был тоннель Лефортовский. Его протяженность – два километра сто пятьдесят метров. Пока самым длинным остается Серебряноборский тоннель, но наидлиннейшим он будет оставаться недолго, так как в планах строительство еще нескольких тоннелей, среди которых будет тот, чья длина превысит четыре километра.

Самый длинный тоннель в России

Небезынтересно выяснить подробности о туннеле наибольшей протяженности в России. Таковым признан Гюмринский туннель, который является автодорожным и находится в Дагестане. Он длиннейший не только в России, но и во всем СНГ.


Этот туннель связывает с Махачкалой девять горных районов Дагестана. Он играет важнейшую роль, так как с его помощью жители горных районов всего за два-три часа добираются до Махачкалы.

Строительство начали еще в семидесятых годах, однако в девяностых прокладка была приостановлена. В 2008-ом началась его реконструкция, на которую затратили более десяти миллиардов рублей. Открытие состоялось осенью 2012-го года.


Точная длина этого туннеля – четыре километра двести восемьдесят пять метров. В нем есть эксплуатационная вентиляция, автоматическая пожарная сигнализация, телевизионное наблюдение, громкоговорящее оповещение и охранная сигнализация. Там же установлена совершенно уникальная сейсмическая лаборатория, которая способна информировать о сейсмической активности как в этом регионе, так и за его пределами. Оборудование для этой лаборатории специально заказывалось в Италии.

Самый длинный тоннель в мире

Так как тоннели бывают разные, можно назвать самые длинные тоннели каждого вида. Так «чемпионом» среди автомобильных тоннелей является Лердальский тоннель. Он находится в Норвегии и имеет длину двадцать четыре с половиной километра.


А вот наидлиннейшим водопроводным тоннелем считают Делавэрский акведук. С 1945-го года именно он обеспечивает Нью-Йорк водой. Протяженность его целых сто тридцать семь километров.

Длиннейшим железнодорожным тоннелем долгое время был японский Сэйкан. Но скоро начнется движение по другому уже построенному тоннелю, который почти на три километра длиннее японского – это Готардский тоннель, проложенный в Швейцарии под горным перевалом. Его длина пятьдесят семь километров.


Наидлиннейший тоннель метро находится в городе Гуанчжоу. Протяженность третьей линии метрополитена составляет шестьдесят семь километров и триста метров.

Есть еще оросительные тоннели. Самым длинным из них является турецкий тоннель с названием Шанлыурфа. Его задача – распределение воды реки Евфрат так, чтобы близлежащие пустынные земли превратить в плодотворные хозяйства. Он состоит из двух основных тоннелей по двадцать шесть километров четыреста метров каждый. Среди мелиоративных систем – это абсолютный рекорд.

Интерес вызывают не только тоннели, но и мосты. Например, по сведениям сайт, самый длинный в мире железнодорожный мост длиной 164,8 километров. Подробнее об этом можно прочитать .
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен