Пещерный храм донаторов в бахчисарае. Храм Донаторов в Крыму

Вблизи Эски-Кермена, к западу от северной части возвышенности Тапшан, в глубоком ущелье располагалась деревня Черкес-Кермен, давшая названия этому ущелью.

В южной части ущелья Черкес-Кермен, к югу от того места, на котором располагалась деревня, в скалистом мысе высечен пещерный храм «Донаторов», один из уникальнейших и труднодоступных исторических объектов Крыма. прославившийся своей уникальной фресковой росписью.

До сих пор доподлинно неизвестно кем и для каких целей был построен этот необычный храм. Храм расположен на скалистом плато в камне нависающем над ущельем. Храм скрыт в скалах, имеет вход с юга.

К храму ведёт вырубленная в скале лестница, рядом с которой расположена гробница и типичная для Эски-Кермена, усыпальница. Перед входом в храм имеется глубокая расщелина в скале.

Вход в него трудно заметить. Из балки к храму ведёт крутая тропа.

Древняя тропа к храму начиналась из долины, отсюда вверх со стороны деревни вела крутая лестница. Большая высота ступеней объясняется своеобразной конструкцией лестницы.

Она составлена как бы из двух частей, сдвинутых вдоль центральной оси на половину высоты одной ступени. Поэтому при винтообразном подъёме в центре лестницы поднимающийся человек встречал ступени, отстоящие одна от другой на половину их высоты - обычно, около 0,2 м.

Если выйти к верховьям ущелья, окажешься в зеленой долине, откуда хорошо видно отполированный ветрами и солнцем «лоб» скалы-останца, с деревянным крестом на вершине. Если подойти ближе – можно рассмотреть среди деревьев два грота, зияющих в скальном массиве и с любопытством «вглядывающихся» вдаль: «Кто к нам в гости на этот раз?».

Темные гроты-«глаза» сразу же проникают в душу, и по спине бежит холодок: а ведь не зря скалу называют Черепом… Современное название храма от латинского слова donator, «даритель», «приносящий дар»), организатор и покровитель строительства храма является условным.

Такими покровителями оказалась некая княжеская семья, на средства которой и был обустроен Храм. Отсюда и его название. На западной стене храма изображены две фигуры, видимо супруги: слева - мужчина с бородой, в короне и воинском облачении, справа – можно различить женскую фигуру с серьгами в ушах и остроконечной шляпе. Считается, что это изображение самих донаторов, которые были местными феодалами, и чье родовое гнездо находилось поблизости – на плато Топшан.

Соответственно эта небольшая церквушка на тот момент выполняла функции семейного храма. Некоторые исследователи считают, что на фреске изображен сам князь Феодоро со своей супругой, основавший княжество Феодоро, считающееся одним из самых загадочных в истории Крыма.

Храм "Донаторов" представлял собой небольшой ктиторский монастырь. Удаленность и труднодоступность храма намекает на то, что некогда здесь был монастырский скит, основанный на пожертвование княжеской семьи донаторов. Это единственный храм в Крыму, в котором на настенной фреске сохранилось изображение чаши-колыбели.

Появление этой композиции в византийском искусстве, особенно в Сербии и Крыму, связано с широким распространением в XIII-XIV вв. мистических идей, которые утверждали возможность личного общения с Богом, минуя священника.

Помещение храма, в отличие от других подобных сооружений пещерного Крыма, кажется миниатюрным – комнатка два на три метра, однако внутри этой неприметной скальной базилики скрыто много интересных деталей. В южной части церкви находится окошко, освещающее остатки большой фрески на противоположной стене и алтарную апсиду справа.

От былого убранства храма сейчас мало что осталось – всюду высечены каменные лавки, в стенах можно заметить ниши, вероятно, для икон или лампадок, возле северной стены виднеется остаток колонны. Посещающие древний храм верующие оставили здесь множество икон и свечей, что добавило жизни в эту заброшенную обитель Бога. На иссеченных временем стенах проступает еле заметная фресковая роспись.

Сейчас трудно оценить по нескольким плохо сохранившимся фрагментам те великолепные картины, которые когда-то украшали стены храма. В 70-х годах ХХ в. большая часть из них была облита черной краской; спустя 30 лет фрески частично реставрировали, однако от их былой красоты мало что осталось.

Фрески располагаются на штукатурке в два слоя, причем изображения первого слоя не везде совпадают с росписью второго. Самая большая фреска некогда покрывала северную стену храма-базилики. Здесь видны остатки фигур Дмитрия Солунского и Георгия Победоносца. Удивительно, но хорошо сохранившаяся часть фрески, изображающая Георгия, была похищена – роспись довольно профессионально подрубили, предварительно заклеив её холстом, чтобы сохранить ценный рисунок.

Рядом с фигурой Дмитрия находится еще одна, изображающая всадника на коне с копьем в руке. Фресками расписаны не только стены, но и потолок храма – библейские картины перемежаются искусным тончайшим орнаментом.

По бокам от него стоят 5 святых со свитками в руках. Эта чаша не что иное, как Священный Грааль или Золотая колыбель, которая, как свидетельствуют многие мистические истории, до сих пор находится где-то в Крыму Вдоль стен помещения высечена скамья.

Северная стена и ближайшая к ней часть западной стены делятся на три аркосолевидных углубления. В восточной части северной стены вырублены две ниши, возможно, одна из них – жертвенник.

В алтаре, к северу от предалтарной преграды, в скальном простенке высечена ещё одна ниша. Вблизи северной стены была скальная колонна, основание которой сохранилось в каменном полу. В южной стене имеются единственное окно и дверной проём.

Как добраться

Найти храм и добраться до него нелегко.

Оптимальный пеший вариант : двигаться от села Залесное (до него ходят рейсовые автобусы из Севастополя, Ялты, Бахчисарая) по туристической тропе 3-4 км.

На машине лучше ехать через село Красный Мак и свернуть влево не доезжая до села Холмовка. Затем направо и ехать до конца северной части плато.


Аня благосклонно отнеслась к моей идее посетить храм Донаторов.
Водитель 40-го автобуса на Терновку тоже был сговорчив и остановил нам возле тополей.
Отсюда идет дорога к теплицам и начинается подъем к пещерному монастырю Челтер-Мармара.
Вот мимо этой дымящейся трубы мы подходим к началу подъема.

Пещерный монастырь хорошо виден еще с дороги.
Промахнуться трудно.

Между первым и вторым окном слева хорошо виден вырезанный в камне крест.
Я его хорошо помню еще с тех пор, когда здесь не жили монахи.

На помощь нам пришел местный сторожил.

Он следил за тем, что-бы никто не смел повернуть назад.

Так мы и подошли ко входу.
Посещение монастыря в наши планы не входило и мы по склону обошли его территорию.

У подъема на верх решили передохнуть под неусыпным контролем хозяина этих мест.

Подъем несложный и скоро мы оказываемся наверху.

Наверху установлен крест.
Отсюда хорошо видна Терновка. В исторических документах встречаются и другие названия: Старый Шулю, Шулю, Шули, Старошули, Старошуль.

Поднявшись наверх мы сразу же пошли на северо-запад или в сторону города Севастополь.
Этим мы преследовали сразу две цели: найти сон-траву и выйти на дорогу к храму Донаторов.

Сверху хорошо видны окрестности.

Балаклава.

Модный пробор лесных просек и скала Мытилино в Балаклаве.

Первая цель была достигнута не сразу.
У нас даже зародилось сомнение.
Но все закончилось благополучно.
Сначала мы нашли один цветок.

Потом два.

Потом много.
Это удивительный цветок.
Невозможно им налюбоваться.
















Доходим до каменного тура, рядом с которым выложена каменная стрела.
Направление стрелы на северо-восток, в кусты. Имеется тропа.
По этой тропе мы попадаем в лес.

В лесу нас встречают подснежники.
Я то думал, что они уже отцвели.
Но в Крыму бывают чудеса.

Идем по тропе все время прямо, на пересекающую её дорогу не отвлекаемся и приходим на поляну.

Сразу же обходим ей слева и по тропе заходим в лес, где начинается спуск в долину.

Колючая проволока на пути - верная примета.
Обходим колючку справа и по скользкому скальнику выходим на окончательную тропу вниз.

А тут нас уже радостно встречают цветочки.
Примула разных цветов.

Выходим в долину Черкез-Кермен.

Находим указатель и начинаем подъем.

Мы наверху.
Тропа привела к храму.
















Этот храм производит сильное впечатление.
Но нам пора.

По склону, усыпанному подснежниками, спускаемся в долину.

Мимо старинного родника и быка с привязанным колоколом, звон от которого разносится по всей округе, мы идем к выходу.

Небольшое чаепитие с видом на башню Кыз-Куле.

Здесь у меня и родилась мысль сбегать налегке наверх.
Аня осталась внизу отдыхать.

Забрался я наверх не там, где планировал.
Но помогло дерево, растущее близко к скале.

Находясь возле башни, я внезапно вспомнил время, когда побывал здесь впервые.
Эх, где мои 17 лет? Вернее 18, т.к. было это в 1978 году.
Вон тот волосатик посредине и есть я).

С Башни видно Эски-Кермен и прилигающие к нему долины.

Черкез-Кермен тоже хорошо видно.

Увлекся я что-то воспоминаниями, Аня заждалась.

Спуск вниз я нашел сверху.
Старинные ступени, вытесанные в камне.

Уже внизу мы увидели, что декорации к фильму "Алмазы для Сталина", которые мы встретили в прошлом году, до сих пор на месте.
Снова побываем в Ураллаге, хорошо, что не в качестве узников.

Египтяне считали улитку символом вечности.
К чему это я?
Сам не знаю.

"Опять он" - подумал я и ошибся.
Это уже следующее поколение монастырских котов.

Идем вниз, не забывая оглядываться.
А оглянувшись, забываем, что надо спускаться.

Это поле уже возле дороги.
Спуск закончился к радости обоих.

Уставшая, но не побежденная Аня.

Последний бонус этой прогулки - автобус, который отправился через 10 минут, после нашего прихода.

Отличная получилась прогулка.
А на карте это выглядит так.

Всего хорошего и до новых встреч!

Храм Донаторов (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

В живописной долине Черкез-Кермен, на высоком плато есть отвесная скала, внутри которой находится Храм Донаторов - небольшая скромная старинная церковь, где сохранились фрагменты фресок 12-14 веков.

Название было дано храму в честь княжеского семейства «донаторов», изображенного на одной из фресок. В переводе с греческого языка это слово означает «дарующий» или «даритель». В данном случае имеется в виду инициатор постройки церкви и ее покровитель.

Храм был возведен примерно в 15 веке и долгое время существовал на средства дарителей - донаторов.

Внутри церкви немало любопытных мест, но наибольший интерес представляют две вырубленные в стене ниши. Исследователи полагают, что одна из них была жертвенником. Также достоин внимания древний алтарь, попасть к которому можно по лестнице, вырубленной из камня.

Что касается знаменитых фресок, то самой выдающейся можно назвать фреску 14 века, расположенную возле алтаря. На ней изображена божественная литургия Св. Грааля. В других описываются сюжеты из Евангелия. К сожалению, с годами фрески стремительно разрушаются.

Сегодня в храм приходят туристы и паломники, в нем стоят иконы, всегда горят свечи, иногда проводятся церковные службы.

Практическая информация

Церковь находится в Бахчисарайском районе, недалеко от села Холмовка. Добираться до нее удобнее всего на маршрутке или автобусе из Бахчисарая , Севастополя или Ялты . Также можно доехать на автомобиле; GPS-координаты: N 44 36.689; E 33 43.618.

Добавить отзыв

Следить

Другие достопримечательности рядом

  • Где остановиться: Оставим банальные крымские курорты отпускникам - а сами остановимся в уютном Симферополе : моря нет, зато достопримечательностей с лихвой и атмосфера располагающая. Джанкой очаровывает минимальным количеством туристов и живописными пейзажами. В Белогорске просто сказочные цены на размещение и отличные вина. Бахчисарай и Чуфут-Кале в представлении не нуждаются: их конёк - великолепная «экскурсионка».
  • Что посмотреть: Ханский дворец, «фонтан любви, фонтан живой…», Музей крымских татар и Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае , а также красочные мечети. Город-крепость Чуфут-Кале интересна средневековыми сооружениями, монетным двором и мавзолеями. В Белогорске стоит увидеть неприступную Белую скалу и старинные православные храмы, а в Джанкое - крупнейший вокзал и Калиновский парк-заповедник. Достопримечательности Симферополя : «штучные» деревья, скифское городище и живописные пещеры в окрестностях.
  • Вас также могут заинтересовать

Вернулась из Крыма, но рассказать хочу об одном месте, где была не в этом году, а дважды в другие приезды (в 2011-м и 2013-м году). Это интересное и сильное место в горах - Храм Донаторов.
У него достаточно необычное название, как и внешний вид. Это просто пещера в скале, которую не так-то просто найти. А что касается названия, слово donator означает с латинского «даритель» или «приносящий дар». Ранее такими дарителями выступали богатые, чаще всего княжеские, семьи или феодалы, владеющие большими земельными наделами. Рядом с «церковной скалой», на плато Топшан найдены остатки большого родового поместья. Может быть, маленькая горная базилика выступала чем-то вроде семейного храма. Историки полагают, что донаторами храма являлся князь Феодоро с женой, который основал легендарное княжество, названное в его честь, а сам храм построен в период с XII по XV вв.

Узнала я о нём просто случайно наткнувшись в интернете, а потом оказалось, что мои крымские знакомые - покорители гор - ходят туда регулярно и в один из таких походов взяли меня с собой. В тот раз мы поднимались через пещерный монастырь Челтер-Мармара, шли до Храма Донаторов через Черкез-Кермен, потом возвратились по Пятой Балке, спустившись недалеко от Пещерного монастыря Шулдан.
Во второй раз мы просто подъехали на машине поближе к Храму Донаторов и поднялись. В этом и плюсы этого места - можно устроить себе красивую прогулку, приехав на общественном транспорте и увидев много интересного за один раз, а можно подъехать и на машине поближе, а подъем в гору там совсем небольшой и несложный.
А теперь в подробностях:

3
Начинаем свой подъём со стороны села Терновка, вверху видны окошки в скале - это и есть Челтер-мармара:

4
Пещерный монастырь Челтер-Мармара располагается над селом Терновка Балаклавского района. Здесь над Кара-Кобинской и Шульской долинами возвышается скала Челтер-Кая. На западной стороне скалы отчетливо просматриваются четыре яруса пещер, а на вершине стоит православный крест. Это и есть пещерный монастырь Челтер-Мармара. Челтер в переводе означает решетка, а Мармара – название средневековой деревни, которая находилась у подножия горы:

5
Вид оттуда. Я давно хотела увидеть Крым в осенних цветах и тогда мне это немного удалось:

6
Долгое время пещерный монастырь был заброшен, но потом начал восстанавливаться, благодаря жителю Терновки Константину Гудкову. есть мистическая история про него.

7
Вход в действующий монастырь

8

9

10
Из Севастополя лучше всего добираться рейсовым автобусом 40, отправляющимся с остановки "5-й км". Ехать необходимо до конечной остановки автобуса - село Терновка. Затем немного возвратиться по шоссе в северо-западном направлении около 1.5 км.

11

13
Осенние цвета Крыма:

14
А вот эта невзрачная на вид скала и таит внутри себя Храм Донаторов:

15

16

17
По такой вот тропинке и нужно подняться:

18
Сверху открывается красивый вид на долину Черкез-кермен:

Долина Черкез-Кермен. Некогда здесь находилось одноименное селение, переименованное в послевоенные годы в село Крепкое.
В 60 годах прошлого века, в период укрупнения сельских районов в Крыму, это село было ликвидировано, и теперь на его территории располагаются частные владения. В западной части урочища, надежно скрытый от людских глаз, находится небольшой мыс-останец Кильсе-Кая («церковная скала»). Он имеет довольно необычную форму, поэтому туристы прозвали его Череп: два грота – результат выветривания скальных пород в юго-западной оконечности мыса, издали напоминают глазницы, делая скалу похожей на человеческий лик. Внутри скалы находится загадочное сооружение средневековья – Храм Донаторов.

20
Здесь снимали фильм "Алмазы для Сталина", в один из приездов мы застали декорации, изображающие Ураллаг:

21
Осенью особенно красиво. Эта фотография сделана в октябре:

22
А эта в сентябре (другого года):

23

24

25

Вход в храм не так-то легко заметить. Он спрятан недалеко от расселины, расколовшей скалу надвое. В правом «осколке» находится сам храм, в левом – его усыпальница. Между ними проходит необычайно ветхий деревянный мостик. Лучше оставить его и пройти к храму по небольшому скальному уступу. Вход в храм в настоящее время загорожен железной решеткой, но остается открытым для посетителей.

От былого убранства храма сейчас мало что осталось – всюду высечены каменные лавки, в стенах можно заметить ниши, вероятно, для икон или лампадок, возле северной стены виднеется остаток колонны. Посещающие древний храм верующие оставили здесь множество икон и свечей.

Самая большая фреска некогда покрывала северную стену храма-базилики (на фото слева). Здесь видны остатки фигур Дмитрия Солунского и Георгия Победоносца. Хорошо сохранившаяся часть фрески, изображающая Георгия, была похищена – роспись довольно профессионально подрубили, предварительно заклеив её холстом, чтобы сохранить ценный рисунок (на стене осталась вырубленная ниша)

28
Внутреннее помещение Храма очень маленькое – около 2х3 метра. Раньше к наружной стороне примыкали деревянные пристройки. Их сооружали с помощью проделанных в камне углублений, в которых устанавливали балки. Вырубленная в скале лестница вела во вход помещения.

Но вот что интересно. Самым загадочным является изображение в алтарной части храма – здесь сохранились формы фрески 14 века, в апсиде изображен младенец, лежащий в чаше. По бокам от него стоят 5 святых со свитками в руках. Эта чаша не что иное как Священный Грааль или Золотая колыбель, которая, как свидетельствуют многие мистические истории, до сих пор находится где-то в Крыму, и именно её более 60 лет назад безуспешно разыскивали представители легендарной секретной организации Аненербе. Эта фреска поистине уникальна, подобная ей находится в одном из сербских храмов в Сопочанах.
Святой Грааль символизирует вечную жизнь, может даровать прощение грехов и бессмертие тому, кто найдет его. Увлеченные данной темой эзотерики склоняются к мысли, что эта священная чаша не имеет материального выражения и является своеобразным символом обретения себя, которое в восточной традиции называют «просветлением».


29
На западной стене храма нанесено изображение двух фигур. Предполагается, что это были супруги: слева - мужчина с бородой, в короне и воинском облачении, справа – различается женская фигура с серьгами в ушах и остроконечной шляпе. Говорят, что это изображение тех самых донаторов - основателя крымского княжества Феодоро - князя Феодоро с женой.

Сам храм внутри, вход в него:

30

31
На горы можно любоваться бесконечно:

32

33

35
Здесь за нами увязался кот:

36

37
А вот эти белые скалы почему-то напомнили мне о магическом городе Черхавла из книжек Макса Фрая:

38
Тут же есть озеро, в нём можно купаться:

39

40
В первый приезд погода не очень располагала, а вот во второй вполне:

41

42

43
В Долине Черкез-кермен много необычных пещер, многие из них были стоянками первобытного человека:

44

45

46

47
А так выглядит Эски-Кермен - пещерный город, достаточно известный и популярный, сюда регулярно возят экскурсии:

48

49
Но вокруг множество других интересных пещер:

50

51
Далее мы идём по Пятой Балке.
Что вообще такое балка в данном контексте? Название часто встречается (взять хотя бы "Золотую Балку" - известное игристое вино родом из Балаклавы, про которое я скоро расскажу).
Балка - это сухая или с временным водотоком долина с задернованными склонами.

52

53

54

55

56

57

58

59
Вот там в облаках на горе виден пещерный монастырь Шулдан.
Он был основан в VIII - IХ вв. монахами-иконопочитателями, бежавшими в Крым из Византии в период господства там иконоборцев.
есть интересны пост про Шулдан

60

61
Шулдан в переводе - "отдающий эхо":

62
Спуск кажется простым, но на самом деле не расслабишься - сплошная меловая скала, гладкая и скользкая, особенно под дождём:

63
Мы внизу у села Терновка ждём автобус, а сверху нас провожает Шулдан:

Фотографии сделаны в октябре 2011-го и сентябре 2013-го года

Как добраться до Храма Донаторов в Крыму:

Дорога до Эски-Керменского плато протекает по разным маршрутам:

1. Идти от села Залесное (в село ходят рейсовые автобусы из Бахчисарая, Севастополя, Ялты) по туристической тропе около 3-4 км к южной части Эски-Кермена. Тропу легко найти южнее селения. Более того, она обозначена на топографической карте горного Крыма.

2. От села Холмовка (на рейсовом автобусе из Бахчисарая), по дороге около 6-7 км в юго-западном направлении.

3. От села Терновка через пещерный монастырь Челтер-Мармара. От него необходимо свернуть на север, и немного выше села идти по дороге к пещерному монастырю Шулдан (от которого по балке тропа соединяется с тропой из села Залесное).

4. Если следовать на своей машине, лучше всего проехать через село Красный Мак до села Холмовка. Свернуть налево, не доезжая до последнего. Далее свернуть направо в конце по плитовому покрытию, которое сменяется на грунтовую дорогу. Ехать до конца северной части плато.
Подняться в храм можно после того, как свернуть в балку справа и пройти вперед 200 м, далее подняться по левому склону. Если идти по верху скалы (на которой заметны остатки фундамента), можно обнаружить две смежные пещеры. Именно в одной из них расположен храм Донаторов.

В скале, в верховьях балки Черкез-Кермен (Бахчисарайский район), где находилась когда-то одноименная деревня (потом Крепкое, ныне не существует), неподалеку от Эски-Кермена к западу от Кыз-Куле. К ней через скалистую площадку в расселину ведёт вырубная лестница, по сторонам которой высечены гробница и усыпальница. Вход в храм со дна балки не виден. Его можно обнаружить лишь поднявшись на вершину. Памятник знаменит тем, что здесь долгое время сохранялась средневековая фресковая роспись. Одна из фресок изображала семью донаторов храма. По этой фреске церковь и получила свое название. Донаторы - в дословном переводе с греческого «дарители» - люди, которые на свои пожертвования содержали храм. В алтарной части храма частично сохранилась фреска проведения литургии Святого Грааля. По мнению археологов, появилась церковка не ранее XIV века.

Вход в храм с юга, в южной стене - окно, освещавшее храм и апсиду. Церковь прямоугольной формы, размерами 5,1×3,2×2,5, апсида подковообразная, по ее полукружию вырублен синтрон с примыкающим к нему престолом. Апсида отделялась от наоса скальной алтарной преградой, сохранившейся на высоту 0,35 м . На северной стене - два углубления в виде аркосолиев. На стенах храма сохранились фрагменты фресковой росписи. Согласно описанию Н. И. Репникова, в апсиде над престолом изображен младенец Христос в чаше («Поклонение жертве» - сюжет, повторявшийся в храме Успения на Эски-Кермене, в храме Биясала (Верхоречье) и др.); по северной стене им отмечены также композиция мучения Федора Стратилата перед царем, далее фигуры Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского, фрагменты конной фигуры. Другими словами, можно отметить преобладание изображений святых воинов - мучеников за веру. Особенно интересны фрагменты композиции, изображавшей донаторов - лиц, на чьи средства устроен храм - в узком аркосолии западной стены. По бокам святого в нимбе изображены слева - донатор с бородой, в шапке с меховой опушкой и красным матерчатым верхом, справа - женская фигура в темно-красном платке и оливковом плаще. На ближайшей к аркосолию части северной стены помещено изображение девичьей фигуры в темно-розовом платье, остроконечном кокошнике и с серьгами в ушах. В настоящее время от изображений «княжеской семьи» сохранились фрагменты.

В западном аркосолии северной стены, рядом с фигурами св. воинов, согласно подписям - св. Георгия и св. Димитрия, были изображены еще два донатора. От одного сохранились часть торса и кисти рук, скрещенных на груди; от другого - ноги, обутые в красные сапожки. Отмечался поминальный характер храма. Вероятно, вокруг него существовал небольшой монастырь с фамильной усыпальницей для местных правителей.

Фресковые росписи храмов Эски-Кермена и его округа в течение XX века неоднократно изучались и копировались (в начале XX века рисунки были ещё в хорошей сохранности). В 2001–2002 гг. иконописец и реставратор И. Г. Волконская выполнила кальки с частичной реконструкцией рисунка всех сохранившихся и читаемых фресковых композиций храма Успения и храма Донаторов. Ценность средневековых фресок Юго-Западного Крыма отмечали исследователи. Н. И. Репников находил в них отражение двух художественных влияний, более раннего - малоазийского (XII–XIII вв.), последующего константинопольского (XIV в.). О. И. Домбровский отметил тесное соприкосновение последнего с аристократическим искусством Византии.

Фотографии храма


Как добраться?

Необходимо обойти небольшой мыс с башней Кыз-куле справа (при подходе со стороны с. Холмовка), затем, пройдя по долине почти до самого конца, до разветвления балки, будет скала, в верхней части которой высечен храм Донаторов. Чтобы подняться в храм, надо свернуть в балку справа и, пройдя вперед 200 м , подняться по левому склону. Пройдя по верху скалы (на которой видны остатки фундамента), можно увидеть две смежные пещеры, одна из которых и есть храм Донаторов.