Основатель социальной психологии.

» Поле и вектор интериоризации

Психологическая теория поля Курта Левина (1890-1947)

В течение своей тридцатилетней научной деятельности психолог Курт Левин разработал то, что в широком смысле называется мотивацией человеческого поведения.

Левин преодолевает в своем учении о мотивационных аспектах поведения идею «изоморфизма» между непосредственным опытом и мозговой динамикой. Ассоциативные либо инстинктивные структуры должны быть в достаточной степени активизированы влечениями, потребностями и квазипотребностями, которые превращаются впоследствии на временные интересы, интенции.

Мотивация оказывается не изоморфно структурной связью среды, а определенным результантом внешней и внутренней связи. Поскольку истинное значение ситуации впитывает в себя человеческий фактор, то и мотивация оказывается также (и даже в большей степени) «гуманизированной». Вот почему свой главный научный интерес Левин направляет прежде всего на социальную, а не физиологическую, психологию.

Кратко о теории поля

Курт Левин в 1951 г. сформулировал теорию, которая сравнивает социальное давление, которые определяют поведение человека, с физическими силами:

Люди существуют в поле сил, которые толкают или тянут их в разных направлениях.

Внутренние силы:

Собственные чувства человека, воспринимаемые желаниями, целями и способностями.

Внешние силы (социального давления):

Восприятие человеком чужих ожиданий или желаний.

«Поле» как одно из важнейших понятий теории Левина стало не мозговым полем, изоморфным непосредственному личному опыту, а больше социальным окружением индивида. Сама человеческая личность оказалась системой, которая включает в себя субсистемы, взаимодействующие друг с другом. Если особенность активна, субсистема находится в напряжении; деятельность прервана - напряжение остается до момента выполнения действия. Если деятельность не может быть завершена, напряжение субституируется или дренажируется.

Формула поля

Одной из основных концепций Левина является формула поля, согласно которой поведение (B) является производной функцией внутренних факторов человека (p ) и внешней окружающая среды (E ).

B = f(pE)

P и E являются взаимозависимыми переменными, когда человек и окружающая среда непрерывно и взаимно влияют друг на друга.

Ведущая формула поля, по Левину, имеет бихевиористский оттенок В=f(рЕ) , то есть поведение зависит от взаимодействия личности и окружения. Левин, ища структуры личности, определяющие ее поведение, уходит от идеи влияния опыта на нее, не хочет примешивать апперцептивные компоненты, чтобы бесконечно не усложнять и не запутывать и свою формулу поведения.

Согласно теории поля, поведение не зависит ни от прошлого, ни от будущего, а только от настоящего. Этот физикализм (физические тела имеют свойства, но не имеют опыта) контрастирует как с телеологической верой, согласно которой будущее является причиной поведения, так и с асоцианизмом, который утверждает, что прошлое является такой причиной.

Левинское «поле» как «жизненное пространство» включает в себя «личность и ее психологическое окружение». Психологическое (или поведенческое) окружение, правда, окружением в том смысле, как оно воспринимается и понимается личностью. Оно является окружением, которое соотносится с ее нынешними потребностями и квазипотребностями.

Левин в связи с этим выдвигает ряд понятий, которые должны объяснять поведение:

  • положительная или отрицательная валентность;
  • вектор как направление движения в сторону объекта или от него;
  • локомоция как движение в определенном направлении;
  • барьеры, которые задерживают или блокируют локомоции;
  • фрустрация, возникающая перед барьером, а при росте напряжения завершается случайным, не направленным действием.

Своеобразность подхода в изучении мотивации привела Левина к необходимости обратиться к комбинации топологии и векторного анализа - соответственно для разработки карты «жизненного пространства» и для обработки мотивов.

Несмотря на то, что диаграммы и уравнения четко репрезентируют ситуацию, трудность изложения материала заключается в том, что результанты двух векторов при изучении человеческого поведения не могут быть найдены с помощью параллелограмма сил. Если личность видит одну желаемую цель на севере, другую - равножелаемую - на востоке, она не может двигаться на северо-восток, а осуществляет выбор. Правда, иногда в особых условиях личность направляется на северо-восток, но не в связи с параллелограммом сил, а с требованием четкости предпочтения и упрощения выбора, когда остаются две равные цели, а действие происходит в направлении третьей.

Несмотря на то, что Левин говорит о локомоции как о настоящих реакциях организма, в которых виден выход за пределы «движущих сил поведения», он все же остается в области мотивации. Хотя эта проблема нашла большое количество исследователей и время от времени появляется ее расширенное понимание, с введением реальных поступков Левин четко фиксирует возникновение проблемы мотивации в истории психологии.

Если гештальтпсихологию можно было бы назвать психологией ситуации, то исследования Левина посвящены именно мотивам, с их проблемами выбора, борьбы и т.п. Здесь происходит дальнейшее углубление связи внешнего и внутреннего, историческое раскрытие противоречивости мотивов. Поскольку здесь еще не поставлена четко проблема личности, то мотивация, фиксированная как таковая, приобретает физико-математический оттенка, а вся психология Левина имеет еще и значительную поведенческую окраску.

Курт Левин стоит близко к гештальтпсихологии, но он существенно глубже определяет главный предмет психологического исследования: если проблема значимости противопоставляется физикалистскому мыслительному стимулу, то сам стимул может стать движущей силой тогда, когда он с со внешнего превращается на внутренний. Собственно говоря, не внешняя, объективная физическая природа стимула делает его таким. Он становится стимулом, когда превращается на психический феномен.

Стимул может действовать лишь в том случае, если он вызывает боль. Попытка избежать боли является существенным фактором поведенческой реакции. Но такое стремление означает уже мотивационный аспект поведения.

Трудность установления четких границ мотивации заключается в том, что она имеет объективные и субъективные основания одновременно. Мотив определяется внешним предметом и поэтому имеет определенную предметность, на которую и направляется действие индивида. Но эта внешняя предметность должна стать достоянием индивида, его внутренним опредмечиванием.

Генетически последовательные формы мотивации (импульсивная, эмоциональная, эмоционально-рассудительная, рационалистическая, интуитивно-нравственная) завершаются постановкой цели поступка.

Пока человек находится в состоянии борьбы мотивов, он действует. Это состояние может длиться долго, ведь такая борьба возникает именно потому, что альтернативные сторон и - каждая из них - имеют положительные и отрицательные моменты. В этом - драматизм «борьбы мотивов» как наиболее выдающейся их характеристики. Она никогда не может быть завершенной, а приостанавливается просто потому, что объективное развитие ситуации заставляет человек в прекратить борьбу мотивов и начать действовать. Вот это объективное ограничение мотивации является ее переходом в цель. Здесь уже нет предметного множества.

Более того, сам мотив полностью поглощен единой предметностью цели, и на последнюю направляется поступок человека. Она вбирает в себя собственно и цель и средства ее достижения.

Поскольку средства сами происходят из процесса развертывания цели, то в этом оказывается их настоящая диалектика. Развертывание цели означает практический контакт с ней человека как действие с реальным предметным миро. Это - практический анализ цели, в которой оказывается сам необходимый предмет и то, что следует за ним, - средство. Часть цели, остается вне ее ядра, становясь средством. Без такого расчленения достижения цели вообще становится невозможным. Таким средством, как и такой целью, оказывается не просто какая-то предметность, а человек, имеющий цель и использующий других людей как средство достижения своей цели.

Идею цели в человеческом поведении была внимательно исследована еще в недрах необихевиоризма Е. Толмена, а включение личности в механизм поступка и его состояния, вытекающие из этого, были раскрыты в трудах социального психолога Дж. Мида.

Литература:

Роменець В.А., Маноха И.П. История психологии XX века. - Киев, Лыбидь, 2003.

Рис. 2.8.

К. Левин - крупнейший немецкий и американский психолог, яркий представитель гешталь- тпсихологии - известен, прежде всего, как создатель теории психологического поля, в которой принципы гештальтпсихологии применены им для создания оригинальной теории личности, а впоследствии и как разработчик многих идей в области социальной психологии (социальная перцепция, групповая динамика, групповая дифференциация, типология стилей общения и др.). В ряде его работ эти две линии исследований пересекались. Авторам настоящего учебника повезло: продуктивность такого рода пересечений сам К. Левин показал на примере анализа подросткового возраста , высказав интереснейшие соображения, касающиеся психологии подростка, которые до настоящего времени не только не потеряли актуальности, но остаются по-прежнему ключевыми для понимания отрочества.

Как известно, К. Левин в своей теории поля исходил из понимания жизненного пространства как функционального единства психологической среды (психологического поля), с одной стороны, и человека - с другой. Это положение он выражал формулой

где В (behavior) - это поведение, которое является функцией F (Junction) от человека Р (person ) и среды Е (environment ), или, по-другому, функцией жизненного пространства LSp (life space).

Подростковый период, по К. Левину, является периодом наиболее значительных и наиболее быстрых - по сравнению со всеми другими периодами жизни человека - изменений жизненного пространства, что влечет за собой и те бросающиеся в глаза изменения в поведении, которые характеризуют этот период. Анализируя его сущность, К. Левин выделяет следующие особенности.

Во-первых, происходит смена групповой принадлежности - «социальное передвижение», а именно, переход из группы детей в группу взрослых. Этот переход - переход к более или менее неизвестной позиции. К. Левин, опираясь на свою «топологическую» позицию, говорит об указанном переходе как о вхождении в незнакомый регион, сравнивая его с переездом в новый город.

«Вхождение в новую социальную группу может означать нечто очень похожее на ситуацию , когда человек брошен в когнитивно неструктурированное поле, вынужден стоять на нетвердой почве и не знает, делает ли он “то, что надо”. Изменчивый характер поведения подростка и его конфликты можно отчасти объяснить недостатком когнитивной ясности мира взрослого, в который он собирается вступить »".

С этим «социальным передвижением», делающим подростка пластичным и поэтому способным к быстрым переменам, К. Левин связывает часто встречающийся радикализм подростков, проявляющийся в их готовности примкнуть к каким-либо крайне левым или крайне правым политическим группировкам, в резкости суждений, в смене своих убеждений и т.п.

С переходным положением подростка, оказывающегося между миром детей и миром взрослых, К. Левин связывает и специфическую «марги- нальность» подростка, которую он иллюстрирует следующим образом (рис. 2.9).

Рис. 2.9.

а - в период детства и взрослости «взрослый» (В) и «ребенок» (Р) рассматриваются как относительно изолированные группы, причем каждый отдельно взятый ребенок (р 1 , р 2) или взрослый (в 1 , в 2) уверен в том, что принадлежит к соответствующей группе;

б - подросток принадлежит к группе (II), которую можно рассматривать как область пересечения групп детей (Р) и взрослых (В), принадлежащую к обеим из них, или как область, стоящую между ними и не включенную ни в ту, ни в другую группу 2

Подросток нередко ведет себя так, как это делают описанные в социологии «маргинальные люди»: он бывает чрезмерно чувствительным, особенно к недостаткам младших детей, легко переходит от одной крайности к другой, обидчив и т.д. И это объясняется именно его маргинальной позицией: он больше не хочет принадлежать к своей прежней группе (группе детей), но еще не принят в более привилегированную, с его точки зрения, группу взрослых. Сходство подростка с представителями маргинальных меньшинств кажется К. Левину столь очевидным, что поведение последних, по его мнению, может быть названо как поведение постоянного отрочества.

Во-вторых, меняется отношение подростка к своему телу как особенно близкому и важному для человека «региону». В некоторых отношениях, пишет К. Левин, этот регион, с психологической точки зрения, также можно рассматривать как окружающую среду.

«Период полового созревания приносит с собой изменения, в результате которых индивида иногда беспокоит его собственное тело. Появляются более или менее странные и новые телесные ощущения, они делают эту часть жизненного пространства, которая так близка и жизненно важна для индивида, странной и неизвестной. В этом случае изменение не просто влечет за собой обычные неопределенности новой и странной окружающей среды ; но, кроме того, регион, который ранее казался хорошо известным и надежным, теперь становится неизвестным и ненадежным» .

В-третьих, происходит расширение жизненного пространства не только за счет географического окружения (увлечение путешествиями, походами и т.д.) и социального окружения (более широкие социальные группы типа политических или профессиональных), но и за счет его временного изменения. Подростковый возраст - период глубокого изменения в отношении временной перспективы, которая была для К. Левина крайне важной и, по большому счету, им для психологии и открытой. Происходящее в подростковом возрасте он описывает так:

«В подростковом возрасте, вероятно, происходит определенная дифференциация в отношении временной перспективы. В тех частях жизненного пространства, которые представляют будущее, постепенно дифференцируются уровни реальности и ирреальности. То, о чем мечтается или что является желаемым (уровень ирреальности в будущем), отделяется от того, что ожидается (,уровень реальности в будущем). Туманные идеи должны быть заменены более или менее определенными решениями в отношении подготовки к будущей профессии. Другими словами, человек должен “планировать”-, структурировать временную перспективу таким образом, который соответствует как собственным идеальным целям или ценностям человека, так и тем реальностям, которые необходимо принимать во внимание для реалистичного структурирования уровня ожиданий».

Описанными изменениями психологического пространства К. Левин объясняет всю феноменологию отрочества: застенчивость, чувствительность и агрессивность подростка вследствие неясности и нестабильности

почвы; более или менее постоянный конфликт между различными отношениями, ценностями, идеологиями и стилями жизни; эмоциональное напряжение, являющееся результатом этих конфликтов; готовность занимать крайние позиции и предпринимать крайние меры, радикально менять свою позицию.

Степень и конкретный тип подросткового поведения зависят от складывающейся структуры психологического пространства и от мощности конфликтующих в этой структуре сил. Первостепенное значение имеет степень различия и разделения между взрослыми и детьми, которая характеризует данную культуру. Важна и та степень, в какой подросток оказывается в положении маргинального человека.

Курт Левин - психолог, история жизни и достижений которого заслуживает особого внимания. Это человек, который вложил душу в то, чтобы сделать мир немножечко добрее, урегулировать отношения, которые возникают в разных социальных группах. Он был настоящим гуманистом.

Курт Левин: биография

Будущий психолог родился 2 сентября 1890 в городе Могильно, который находился на территории прусской провинции Позен (сегодня это территория Польши). При рождении мальчика назвали Цадек. Но такое имя в Пруссии не предвещало ничего хорошего. По этой причине мальчику дали второе имя - Курт.

Юноша едва мог надеяться на счастливое будущее в отдаленной провинции. Однако в 1905 г. его семья покидает родной город и переезжает в Берлин. Курт поступает на медицинский факультет в Университет Фрайбурга, посещает лекции по биологии в Мюнхенском университете.

Научная деятельность

С началом Первой мировой войны Левин нес службу в немецкой армии. Там он сделал свое первое открытие. Будущий ученый выяснил, что мировосприятие человека полностью зависит от той группы и среды, с которыми он связан. Так, исследователь на собственном примере знал, что солдаты могут считать грязную канаву подходящим укрытием, а ровную цветущую лужайку - территорией смерти. Тем самым Левин смог доказать, что восприятие окружающего мира фронтовиков отличается от мышления людей в мирное время. Причем изменения в сознании происходили у всех представителей одной общности.

Получивший во время службы ранение Левин Курт был демобилизован, что подтолкнуло его продолжить работу над диссертацией в Берлинском университете.

Изначально Левин углубился в поведенческую психологию. Но со временем его исследования несколько изменили свое направление в сторону гештальтпсихологии. Это дало возможность проводить работу с такими представителями данной школы, как и

В 1933 году Левин Курт отправляется в Англию, откуда вскоре переезжает в США. В это же время произошла встреча ученого с Эриком Тристом, который был впечатлен исследованиями Курта во время службы в армии.

До этого Левин на протяжении полугода занимал должность профессора в Стэнфорде, после чего отправился в Корнеллский Университет. Вскоре Курт был назначен директором Центра в Массачусетском технологическом институте.

1946 год стал для Левина судьбоносным. Ему поступила просьба отыскать метод, который сможет побороть религиозные и расовые предрассудки. Курт взялся за эксперимент, который позже станет известен как «групповая психотерапия». Такие достижения стали важным элементом в основании Национальной учебной лаборатории.

По окончании Второй мировой войны Курт занимался психологической реабилитацией бывших заключенных концлагерей.

Умер Курт Левин 12 февраля 1947 года в городе Массачусетс. Захоронен выдающийся ученый на своей родине. Смерть его наступила в скорости после открытия центра для переобучения мировых лидеров. К сожалению, Курту не удалось дожить до момента исполнения своей мечты.

Предпосылки открытия «Теории поля»

Формирование теории поля произошло под влиянием достижений в частности физики и математики. В это же время Левина увлекала психология, в которую он также стремился внести некую точность. Таким образом, главным открытием Левина в послевоенный период стал До этого времени было принято считать, что психология совершенно несовместима с этим понятием, ведь эта наука основывается на таких субстанциях, как душа, эмоции, характер. Словом, считалось, что психология тесно связана с тем, что нельзя изучить под микроскопом.

Теория поля Курта Левина (кратко)

Однако Левин пошел в обратном направлении, взяв на вооружение проделки со скрытой камерой. В ходе своих экспериментов ученый помещал испытуемого в комнату, где находились различные предметы: книга, колокольчик, карандаш и тому подобное. Каждый человек начинал производить с вещами какие-либо манипуляции. А вот звонить в колокольчик - было характерным для каждого.

Эксперименты Курта Левина привели его к выводу: человек без определенной цели оказывается под влиянием внешних факторов. Всем испытуемым были присущи такие действия, на которые их как бы подталкивали сами предметы. Из этого следовало, что людьми, выбитыми из привычной среды, довольно легко управлять. Ведь ни один участник эксперимента не имел нужды брать карандаш или звонить колокольчиком. Таким образом, предметы оказывали влияние на потребности человека, которые психолог трактовал как некие энергетические заряды, провоцирующие напряжение испытуемого. Такое состояние подталкивало человека к разрядке, которая заключалась в удовлетворении потребностей.

Так, теория поля Курта Левина, краткое содержание которой представлено вашему вниманию в статье, стала оригинальной интерпретацией поведения человека. Благодаря ей было доказано, что совокупность действий полностью зависит от конкретных условий существующего поля.

Специфика учения Левина Курта

Психологическое изучение сводилось к ряду особенностей:

  1. Поведение должно анализироваться в рамках общей ситуации.
  2. Отдельный человек в отдельной ситуации представляется математически.
  3. Поведение формируют только настоящие события. То, что произошло в прошлом или произойдет в будущем, лишь незначительно меняет композицию поля.
  4. Одинаковое на первый взгляд поведение не всегда провоцируют одни и те же причины.

Ученым было введено понятие «родового тождества». Курт Левин, фото которого вы видите в статье, считал, что поведение личности не может быть обусловлено характером человека или его воспитанием. Однако обе эти природы весьма значимы. Из этого вытекает, что поведение является итогом взаимодействия индивида и ситуации.

Основные методы управления

Левин Курт, помимо прочего, изучал организационные методы управления в группах. По мнению ученого, их можно классифицировать, исходя из стиля руководства. Существуют такие основные стили:

  1. Авторитарный. Человек чувствует себя враждебно из-за сильного давления лидера группы.
  2. Демократический стиль заключается в совместной выработке стратегии на основе коллективных процессов с учетом мнения лидера.
  3. Полное невмешательство. Суть этого стиля состоит в том, что все решения принимаются без участия лидера. Он участвует в разделении труда, только если его об этом попросят. Такой руководитель очень редко кого-нибудь хвалит.

Деятельность Курта Левина в исследовательском центре

В 1944 году Курту Левину удалось основать Центр изучения групповой динамики при Массачусетском технологическом институте. При этом он преследовал чисто альтруистические цели. Ученый всю жизнь надеялся на утверждение в мире гуманизма. По его мнению, всему человечеству необходима демократия, для того чтобы смягчить свои нравы. Помочь становлению гуманизма Курт Левин пытался при помощи проведения групповых тренингов.

Ученый убежден, что для группе нужно пройти через несколько стадий:

  • «размораживание»;
  • «изменение»;
  • «новая заморозка».

«Размораживание» представляет собой ситуацию, когда группа лишена своих привычных жизненных и ценностных приоритетов. В такой период она находится в полной растерянности. На следующем этапе ей предлагается новая ценностная и мотивационная система, после выработки которой состояние группы следует снова «заморозить».

Кстати, именно Левину принадлежит создание нового типа общения между психологом и его клиентом. Зачастую такая коммуникация больше похоже на беседу врача с пациентом. Курт полностью изменил стратегию построения коммуникации. Его общение было похоже на диалог между студентами и профессором.

Эксперименты психолога Курта Левина

Исследовательский центр, созданный Куртом Левином, активно проводил тренинги для сотрудников различных предприятий. Например, к услугам психолога обращалась Harwood Manufacturing Company с жалобой на то, что при введении любых новшеств сотрудники предприятия очень долго обучаются, что приводит к падению уровня производительности.

Для решения проблемы Левин Курт взял три группы сотрудников и дал им задания:

  • Первая группа решала, как эффективнее всего работать в рамках нового техпроцесса.
  • Вторая группа должна была выбрать несколько представителей, которые будут направлены к руководству для того, чтобы обсудить новшества.
  • Третья группа, состоящая из рабочих и менеджеров, должна была провести «мозговой штурм» по освоению новой технологии.

В результате эксперимента оказалось, что самые лучшие результаты продемонстрированы последней группой. После этого руководство компании получило рекомендации от выдающегося психолога.

Последователи ученого

Курт Левин, достижения которого мы рассмотрели, пользуется огромной популярностью. Ученые из разных уголков мира развивают его идеи, развивают «Теорию поля». Среди людей, которые продолжили дело выдающегося психолога, - автор теории когнитивного диссонанса Леон Фестингер, исследователь психологии окружающей среды Роджер Баркер, а также основатели теории разрешения конфликтов Мортон Дойч и Блюма Зейгарник.

Курт Цадек Левин (Kurt Zadek Lewin) родился 9-го сентября 1890-го, в еврейской семье, в Могильно, Польша (Mogilno, Poland), на то время провинция Позен, Пруссия (Posen, Prussia). Он был одним из четырех детей, появившихся на свет в семье среднего класса. Его отец владел небольшим универсамом и фермой. Семья перебралась в Берлин (Berlin) в 1905-м.

В 1909-м Курт поступил в Университет Фрайбурга (University of Freiburg), чтобы изучать медицину, но был переведен в Мюнхенский Университет (University of Munich) для изучения биологии. В это время он начал участвовать в деятельности социалистического движения и отстаивать права женщин. Левин служил в немецкой армии, когда началась Первая мировая война. Он был демобилизован после ранения, и вернулся в Берлинский Университет (University of Berlin), чтобы при руководстве Карла Штумпфа (Carl Stumpf) завершить работу над своей докторской диссертацией.

Первоначально Левин был связан со школой поведенческой психологии, прежде чем изменил направление в научных исследованиях и провел работу с психологами школы гештальтпсихологии, включая Макса Вертгеймера (Max Wertheimer) и Вольфганга Кёлера (Wolfgang Kohler). Он также читал лекции и проводил семинары по философии и психологии в Институте Психологии Берлинского Университета.

Довольно часто психолог связывал себя с ранней Франкфуртской школой (Frankfurt School), представляющей собой влиятельную группу, по большей части, еврейских марксистов из Института социальных исследований (Institute for Social Research) в Германии. Но с приходом к власти Гитлера в 1933-м члены института были вынуждены сначала перебраться в Англию, а затем в Америку. В этом же году Левин встретился с Эриком Тристом (Eric Trist), который остался под впечатлением от теорий Левина, используя их в своих исследованиях на солдатах в ходе Второй мировой.

Курт эмигрировал в США в августе 1933-го и получил гражданство в 1940-м. Ранее он полгода провел в Стэнфорде (Stanford) как приглашенный профессор, однако после эмиграции оказался в Корнеллском Университете (Cornell University) и впоследствии стал директором Центра групповой динамики в Массачусетском Технологическом Институте (MIT). В 1946-м директор комиссии по расовому равноправию (Connecticut State Inter Racial Commission) позвонил Левину, прося его помочь найти эффективный способ борьбы с религиозными и расовыми предрассудками. И Курт начал работать над экспериментом, который заложил основы того, что ныне известно как "групповая психотерапия". В 1947-м это привело к созданию Национальной учебной лаборатории в штате Мэн (National Training Laboratories, Bethel, Maine). Влиятельный американский психолог Карл Роджерс (Carl Rogers) посчитал, что групповая психотерапия, "пожалуй, самое значительное изобретение нашего века".

После Второй мировой Левин принимал участие в психологической реабилитации бывших заключенных концлагерей вместе с д-ром Джейкобом Файном (Jacob Fine) из Гарвардской медицинской школы (Harvard Medical School). Откликнувшись на предложение Эрика Твиста (Eric Trist) из Тавистокского института человеческих отношений (Tavistock Institute), Курт принял участие в создании научного журнала "Человеческие отношения" ("Human Relations"). Также он некоторое время преподавал в Университете Дьюка (Duke University).

Левин ввел понятие "родовое тождество" (genidentity), которое приобрело определенное значение в различных пространственно-временных теориях и смежных областях. Он предположил, что ни характер человека (врожденные качества), ни воспитание (приобретенный опыт) не могут объяснить поведения индивидуальной личности, но значение имеют обе этих природы, то есть поведение - это результат взаимодействия личности и ситуации. Эта идея была представлена уравнением B = f (P, E).

В своих работах психолог писал, что человек живет и развивается в "психологическом поле", состоящем из окружающих его предметов. Причем у каждого предмета есть своя валентность, некий энергетический заряд, который создает в человеке специфическое напряжение. Чтобы избавиться от него, необходима разрядка. Само же поведение делится на "волевое", вызванное внутренними потребностями, и "полевое", складывающееся под влиянием внешних факторов. В теории поля Левин попытался применить топологию для создания годологии - геометрии психологического описания поведения человека.

Курт часто характеризует организационные методы управления с точки зрения выбранного стиля руководства, влияющего на климат в коллективе: (1) авторитарный, (2) демократический и (3) полное невмешательство. В авторитарной среде лидер не обязательно настроен враждебно, часто отвечая личной похвалой или критикой за проделанную работу в рамках его установок. Дипломатический климат представляет собой стратегию, при которой задачи выводятся на основе коллективных процессов с помощью решения лидера. Невмешательство подразумевает определение установок без участия лидера. Лидер не принимает решений, если его об этом не просят, не участвует в разделении труда и очень редко одаривает похвалой.

Учениками Левина были Леон Фестингер (Leon Festinger), известный по своей теории когнитивного диссонанса; Роджер Баркер (Roger Barker), исследователь психологии окружающей среды; Мортон Дойч (Morton Deutsch), основатель современной теории разрешения конфликтов; и Блюма Зейгарник (Bluma Zeigarnik).

Курт Левин умер 12-го февраля 1947-го, в Ньютонвилле, штат Массачусетс (Newtonville, Massachusetts), от сердечного приступа. Он был похоронен в своем родном городе.

___________________________________

Levin, 1890-1947) - нем.-амер. психолог. В германский период своего творчества (до эмиграции в 1933 г. в США) разрабатывал целостный подход к анализу явлений человеческого поведения, примыкая тем самым к представителям гештальт-психологии. В этот период Л. разработал ряд интереснейших методических приемов экспериментального исследования мотивационно-потребностной и волевой сферы личности. Результатом их применения явился цикл исследований, проведенных под руководством Л. его учениками и последователями: Б. В. Зейгарник - о забывании завершенных и незавершенных действий, Г. В. Биренбаум - о забывании намерений, Т. Дембо - о фрустрации, А. Карстен - о психическом пресыщении, Ф. Хоппе - об уровне притязаний и др. Результатом теоретических обобщений этих исследований явилась созданная Л. концепция "топологической и векторной психологии".

В амер. период своей деятельности Л. исследовал проблемы групповой динамики. Школа Л. обогатила психологию множеством новых понятий, отражающих различные стороны поведения личности: квазипотребности, валентности, жизненного пространства, временной перспективы, уровня притязаний и др. Л. известен также своими теоретическими разработками проблемы методологии психологического познания (в частности, проблемы эксперимента в психологии). См. также Виды наблюдения. (Е. Е. Соколова.)

ЛЕВИН (Lewin) Курт

(1890-1947) - немецкий и американский психолог. Автор концепции групповой динамики (теории психологического поля). Образование получил в Берлинском ун-те (д-р философии, 1947). С 1932 г. жил и работал в США. Заинтересовавшись в ун-те психологией, Л. пытался в эту науку внести точность и строгость научного эксперимента, сделав ее объективной и экспериментальной. Получив в 1914 г. приглашение преподавать в психологическом институте Берлинского ун-та, он сближается с Коффкой, Келлером и Вертгеймером, основателями гештальтпсихологии. Близость их позиции связана как с общими взглядами на природу психического, так и с попытками в качестве объективной основы экспериментальной психологии выбрать физическую науку. Однако, в отличие от своих коллег, Л. сосредотачивается не на исследовании когнитивных процессов, но на изучении личности человека. После эмиграции в США Л. преподавал в Стенфордском и Корнелльском ун-тах. В этот период он занимается, главным образом, проблемами социальной психологии и в 1945 г. возглавляет исследовательский центр групповой динамики при Массачусетском технологическом ин-те. Свою теорию личности Л. разрабатывал в русле гештальтпсихологии, дав ей название теория психологического поля. Он исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Его эксперименты доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Л. рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, то есть к удовлетворению собственной потребности. Л. различал два рода потребностей - биологические и социальные (квазипотребности). Потребности в структуре личности не изолированы, но находятся в связи друг с другом и в определенной иерархии. При этом те квазипотребности, которые связаны между собой, могут обмениваться находящейся в них энергией. Этот процесс Л. назвал коммуникацией заряженных систем. Возможность коммуникации, с его точки зрения, ценна тем, что делает поведение человека более гибким, позволяет ему разрешать конфликты, преодолевать различные барьеры и находить удовлетворительный выход из сложных ситуаций. Эта гибкость достигается благодаря сложной системе замещающих действий, которые формируются на основе связанных, ком-муницирующих между собой потребностей. Т. о., человек не привязан к определенному действию или способу решения ситуации, но может менять их, разряжая возникшее у него напряжение, и это расширяет его адаптационные возможности. Л. пришел к мнению, что не только неврозы, но и особенности когнитивных процессов (такие феномены как сохранение, забывание, волевое поведение) связаны с разрядкой или напряжением потребностей. В многочисленных экспериментах Л. и его учеников было доказано, что нереализованные потребности лучше запоминаются, чем реализованные, что состояние напряжения может вызвать агрессию или тревогу, была доказана связь между интеллектуальным уровнем человека и его способностью к замещению одного действия другим. Исследованиями было показано, что не только существующая в данный момент ситуация, но и ее предвосхищение, предметы, существующие только в сознании человека, могут определять его деятельность. Наличие таких идеальных мотивов поведения дает возможность человеку преодолеть непосредственное влияние поля окружающих предметов, встать над полем, как писал Л. Такое поведение он называл волевым, в отличие от полевого, которое возникает под влиянием непосредственного сиюминутного окружения. Таким образом, Л. приходит к важному для него понятию временной перспективы, которая определяет поведение человека в жизненном пространстве и является основой целостного восприятия себя, своего прошлого и будущего. В своих работах Динамическая теория личности(1935), Принципы топологической психологии(1936) Л. показал необходимость не только целостного, но и адекватного понимания себя. Открытие им понятия уровня притязаний и аффекта неадекватности, который проявляется при попытках доказать человеку неадекватность, неправильность его представлений о себе, сыграли огромную роль в психологии личности, в понимании причин отклоняющегося поведения и его коррекции. При этом Л. подчеркивал, что отрицательное влияние на поведение имеет и завышенный и заниженный уровень притязаний, так как и в том, и в другом случае нарушается возможность установления устойчивого равновесия со средой. Открытие временной перспективы и уровня притязаний во многом сближает Л. с А. Адлером и др. представителями гуманистической психологии, которые также пришли к мысли о важности сохранения целостности личности, ее самости, о необходимости осознания человеком структуры своей личности. После переезда в США Л. занимался проблемами групповой дифференциации,типологией стиля общения. Ему принадлежит описание наиболее распространенных стилей общения -демократического, авторитарного, попустительского, а также исследование условий, способствующих выделению лидеров, звезд и отверженных в группах. Эти исследования Л. стали основой целого направления в социальной психологии и получили название процессов групповой динамики. Л. была написаны также монографии Resolving Social Conflicts: Selected Papers on Group Dynamics , 1948; Field Theory in Social Science: Selected Theoretical Papers, 1951 и др. В рус. пер. издано: Определение понятия поля в данный момент; Топология и теория поля/ Хрестоматия по истории психологии, М., МГУ, 1980; Теория поля в социальных науках, СПб., 2000; Разрешение социальных конфликтов, СПб., 2000; Динамическая психология. Избранные труды, М., Смысл, 2001. Т.Д. Марцинковская, М.Г. Ярошевский