Материал (средняя группа) на тему: Презентация «Уголок природы в средней группе. Как оформить уголок природы в детском саду своими руками

Любить и охранять природу - это задача каждого гражданина, поэтому прививать сознательность нужно с самого детства. Уход за растениями для малышей - это не просто интересное занятие, а способ открыть еще один красочный кусочек жизни. А если придумать тайну или секрет, то ребенку непременно захочется возвратиться к тому, что он делал. Превратить уголок природы в детском саду в увлекательную игру - вот первоначальная задача воспитателей.

Требования согласно нормативным документам

Прежде всего нужно ознакомиться с требованиями, установленными на государственном уровне. Согласно нормативным документам, в групповых помещениях запрещается:

  • размещать аквариумы, животных и птиц;
  • ставить цветы в горшках на подоконниках в тех комнатах, где дети играют и спят;
  • выращивать ядовитые и колючие растения.

Особое внимание уделяется безопасности детей. Вазоны должны размещаться на специальных подставках или полках, обязательно закрепленных. Высота размещения растений в горшках не должна превышать 1 метр. Уход и ответственность за уголок природы в детском саду осуществляет персонал учреждения, поливать могут дети.

Дополнительные требования к организации уголка природы

В любом дошкольном учреждении управляющий персонал следит за воспитательным процессом в каждой группе. И одной из обязательных норм программы является создание уголка природы в группе детского сада. При его организации воспитателям следует придерживаться следующих норм:

  • Оформление должно быть ярким и красочным, а растения — интересными.
  • Приветствуется наличие календаря природы.
  • Все материалы должны размещаться на уровне глаз ребенка.
  • Инвентарь, необходимый для ухода за растениями, которым могут пользоваться дети, должен храниться в контейнерах с плотно закрывающейся крышкой. Сюда могут относиться: палочки для рыхления, губки и тряпочки.
  • Если в уголке есть природный материал (камни, веточки, мох), то он должен размещаться в отдельных контейнерах.
  • Оборудование, необходимое для проведения опытов, не должно содержать острых и режущих предметов.

Требования к отбору растений

Растения уголка природы в детском саду должны быть типичными для той местности, где живут дети. Конечно же, никто не говорит выращивать деревья, но дети должны понимать, что их окружает.

Важно помнить, что ребятишки будут стремиться помогать воспитателям ухаживать за растениями. Поэтому нужно выбирать такие виды, которые требуют минимального внимания, чтобы забота о них была бы по силам маленьким исследователям.

При оформлении уголка природы в группе детского сада необходимо выбирать внешне привлекательные вазоны. Они должны удерживать внимание ребенка. Очень хорошо, когда цветки имеют разные листочки по размеру, цвету, форме, структуре. Это помогает детям определять не только общие, но индивидуальные признаки. Понимание разнообразия и многогранности природы определяет жизненные ценности.

Думая о детях, не забывайте о растениях. Некоторые виды требуют особых условий окружающей среды для нормальной жизнедеятельности. Свой выбор следует останавливать на тех, которые способны прижиться в коллективе детского учреждения.

Значение уголка природы

У детей не всегда есть возможность ухаживать за растениями дома. Многие родители не держат вазонов. Но в саду такой уголок является обязательным. И это правило, ведь он выполняет множество важных функций:

  1. Познавательная. Дети узнают мир, который их окружает, знакомятся со строением растений, стремятся познать их. В маленьких исследователях просыпается любознательность, внимание, наблюдательность.
  2. Эколого-эстетическая. Именно от эстетического вкуса воспитателя зависит оформление уголка природы в детском саду. Если он красиво оформлен, в нем есть множество деталей (домики, деревья, нарисованы птицы и другие животные), то это обязательно оценят дети.
  3. Воспитательная. У ребят формируется бережное отношение к флоре, вырабатывается чувство ответственности за зеленые насаждения, осознание значимости их действий.
  4. Практическое. Дети приучаются к труду, к правилам ухода за питомцами, у них формируется трудолюбие, инициативность.
  5. Оздоровительная. Многие растения обладают полезными свойствами: фильтруют воздух, впитывают негативные бактерии. Кроме того, в комнатах, где есть вазоны, всегда свежий воздух.

Самое важное в возрасте 2-3 лет - это научиться различать основные составляющие декоративных культур: листья, стебли, цветки. Поэтому уголок природы в детском саду младшей группы должен иметь крупные вазоны с растениями, у которых большие листки, массивные стебли, есть бутоны. Их не должно быть много. 3-4 представителей флоры достаточно, чтобы малыши уделили им внимание.

Нужно выбирать экземпляры, требующие минимального ухода: полив раз в два-три дня, рыхление земли и очистка листьев от пыли. Эти задания будут посильными для маленьких непосед. Подходящие растения: герань, фикус, бегония, колеус, бальзамин, фуксия.

Своими руками для самых маленьких

Пример организации пространства в младшей группе приведен на фото. Уголок природы в детском саду такого плана сделать очень просто. Обратите внимание, что растений совсем немного, но каждое очень отличается от соседнего.

Отдельно сделан небольшой забор, чтобы отделить зоны. Отличная идея - посадить в прозрачные горшки небольшие растения. Например, фитонию. Она неприхотлива, хорошо растет в тени и не требует ежедневного полива. Ребятам будет интересно наблюдать, как появляются листочки, как внутри горшка развивается маленький мир. Они с удовольствием будут ухаживать за таким уголком природы в детском саду.

Наполнение уголка природы в средней группе

В возрасте 2-4 лет дети часто с радостью посещают детский сад. Уголок природы средней группы уже можно разнообразить более широким ассортиментом растений. В этом возрасте малыши хорошо понимают отличия и могут ухаживать по-разному за растениями. Например, гладкие листочки протирать тряпочкой, а махровые - стряхивать кисточкой. Будет полезно подбирать цветы с разными оттенками. Самое любимое занятие детей - опрыскивать листья из пульверизатора. Предоставьте им эту возможность, поместив растения в отдельную емкость или в раковину, и покажите ребятам, как правильно это делать.

В средней группе количество растений можно увеличить до 5-7 единиц. Пополните ассортимент агавой, хлорофитумом, замией, аспарагусом.

Оформление в средней группе своими руками

Предлагаем разнообразить уголок природы в детском саду своими руками с помощью панно. Возьмите деревянную раму и поместите в нее распечатанное изображение пейзажа родного края. Украсьте раму по периметру бусинами и бисером. Из лент или бумаги можно сделать небольшие оригинальные цветы, которые станут интересным дополнением.

Другой вариант панно - это гербарий. Привлечь к созданию композиции можно и детей. Возьмите формат побольше, например, А3, чтобы хорошо было видно детали. Из высушенных листьев и цветов создайте сюжет из сказки или выложите пейзаж. Приклейте все клеем ПВА, а сверху закрепите лаком. Вставьте панно в раму и поместите в уголок природы.

Старшая группа: выбираем растения

У детей старшей группы продолжает формироваться умение сравнивать предметы и выделять схожие и различные черты. Основное внимание уделяется процессу роста и развития растений. Уголок в группе необходимо обязательно пополнить новыми видами: традесканцией, сеткреазией, плющом, фикусом, папоротником, цикламеном, бегониями, амариллисом.

Существует два интересных растения: спатифиллум и антуриум. Первый символизирует женское начало. Он выпускает длинные белые цветки, похожие на каллу. Внутри они изогнуты спиралькой. Второй - антуриум - имеет крупный красный бутон. Центральный листок круглой формы, а посередине выступает длинная желтая тычинка, символизирующая мужское начало. Эти два растения принято ставить рядом.

Идеи для оформления

Животных в уголок природы помещать нельзя. Но можно сымитировать их присутствие. Предложим несколько идей.

  1. Искусственный аквариум. Возьмите пустой аквариум и на заднем стекле поместите изображения с подводным видом. Пускай там будут кораллы, водоросли, рыбы. Наполните сам аквариум искусственными растениями и камнями. Добавьте башню или красивые раковины. В качестве интересного дополнения закрепите игрушечных рыбок на разной высоте, имитируя их присутствие.
  2. Птичий дом. Из веток сделайте дерево и поместите на него скворечник. Развешайте небольших искусственных птичек: на ветках, в домике.
  3. Норка лисички. Из картона вырежьте куст и раскрасьте его. Внизу сделайте отверстие. Картон закрепите на полу. За ним постелите темную ткань. Отверстие будет имитировать норку. В него можно посадить мягкую или резиновую лису.

Подготовительная группа

В этом возрасте дети уже довольно взрослые, и простого наблюдения для них уже недостаточно. Они активно принимают участие в пересадке и знакомятся с методами размножения растений. У них формируются элементарные знания:

  • какие условия нужны растениям, чтобы лучше расти - свет, вода, тепло;
  • какое у них внешнее строение;
  • как с помощью листочка или части вазона можно вырастить новый саженец.

Выбирать для группы можно абсолютно разнообразные растения, количество которых можно увеличить до 10-12 единиц.

Удивить детей необычным оформлением уголка живой природы в детском саду можно, поместив туда прекрасное растение, которое называется «Жених и невеста». Этот цветок необычен тем, что имеет разные оттенки и чаще всего продается в голубом и белом тонах. Садят два вида в один горшок, и когда они начинают цвести, возникает удивительная картина: одна половина голубая, другая - белая. Так и прозвали - «Жених и невеста», хотя по-научному он называется кампанула.

Идеи для оформления в подготовительной группе

Рассмотрим фото оформления уголка природы в детском саду в подготовительной группе. Детям будет очень полезно принимать участие в процессе посадки растений. Проводить опыты можно с:

  • горохом;
  • перцем;
  • луком;
  • морковкой;
  • укропом, петрушкой;
  • рассадой цветов.

Обязательно нужно вести дневник, в котором отмечать изменения. Для наглядного понимания цикла роста в уголок природы рекомендуется поместить стенд, на котором будут изображения с фазами развития растения — от зернышка до полноценного ростка.

Календарь природы

Любой уголок природы в детском саду будет выглядеть незаконченным, если в нем не будет календаря природы с изображениями:

  • погодных изменений;
  • времен года;
  • дней недели.

Начиная со старшей группы, дети отмечают, какое сейчас время года, какой день и какая погода на улице. В младшей группе в качестве игры предлагается одеть куклу точно также, как дети одевались на прогулку. Таким образом ребята запоминают, чем отличается зима от лета, и как нужно одеваться в разную погоду.

Кроме того, воспитатель должен позаботиться о том, чтобы в каждой группе были:

  • игрушечные овощи и фрукты в большом количестве;
  • игровые наборы с изображением животных и птиц;
  • альбомы и картинки с временами года;
  • рисунки детей о природе, поделки из природного материала;
  • средства для создания поделок - материалы, клей;
  • различные инструменты для ухода за растениями и проведения опытов;

Детей подготовительной группы можно познакомить с такими предметами, как лупа, микроскоп, весы.

Выводы

Любой уголок природы в детском саду является важной частью воспитательного процесса и создается прежде всего благодаря стараниям и работе воспитателей. Детям нужна природа, особенно в городах, где выезд в лес на пикник - это очень большая редкость, а огородов нет и в помине. Приучать детей к труду, воспитать любовь к ближним - вот первостепенная задача не только педагогов, но и нас - взрослых ответственных родителей.

Елена Кандакова

Доброго времени суток, всем, кто заглянул на страничку!

В октябре 2015 году я загорелась идеей по оформлению нового уголка природы .

Цель создания уголка природы – способствовать развитию ребёнка в целом, формированию его как личности, удовлетворять его потребности в различных видах деятельности, научить детей экологически целесообразному образу жизни.

Для достижения этой цели, я создала условия для формирования у детей элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации новых идей об универсальности и самоценности природы .

Покупать готовый уголок нет средств , бюджет не позволяет, поэтому я сделала его из подручных материалов. Администрация нашего детского сада помогла купить потолочную плитку, я её наклеила на стену между двух окон и занялась оформлением. С интернет ресурсов скачала подходящие картинки для календаря, распечатала, заламенировала (при помощи скотча, вставила стрелочки, которые я взяла от старых часов и игр. Получился календарь природы , который учитывает сезонность, время суток и дни недели.


Нарисовала дерево на листе ватмана, раскрасила и вырезала. Дерево приклеила на готовую стену из потолочных плит. Теперь мы с ребятами можем менять «наряд» дерева по сезонам.

Наше дерево осенью

Дерево зимой


Дерево весной

Летнее оформление уголка будет оформлено по сезону.

Так же определять время года и сезонные изменения помогают детям бумажные куклы, которые мы «одеваем» по сезону.

Кукла «Осенинка»

Кукла «Зимушка»

Кукла «Веснянка»

В уголке имеется подборка картин по сезонным изменениям, которые мы закрепляем на леске при помощи скрепок.




Все картинки собраны и распределены по конвертам и альбомам, с соответствующей надписью.


В календаре природы есть подборка загадок, примет, пословиц и поговорок о каждом времени года.

Все съёмные предметы (листочки, цветочки, животные, птицы и т. д.) с уголка природы складываются в коробку.


Для каждого времени года мы с моими воспитанниками изготавливаем композиции из природного и подручного материала.






Систематические наблюдения за состоянием погоды дети фиксируют в календаре природы . Ежедневно беседуем вместе с детьми об изменениях погоды, выясняем, почему они происходят. Дети старшей подгруппы отмечают особенности погоды условными знаками. Работа с календарем развивает наглядно-образное и схематическое мышление дошкольников.



Имеющаяся в уголке литература помогает закрепить у детей те знания, которые они получают на занятиях по ФЦКМ и то, что они не могут увидеть сами. В таких случаях на помощь приходит детская литература, в которой поэтапно все показано в красочных иллюстрациях. В свободное время дети рассматривают данную литературу. Если у них возникают вопросы, я помогаю найти на них ответы.




В уголке природы находится небольшое количество комнатных растений : бегония, глоксиния, кактус (неколючий, так как группа у нас расположена с северной стороны, мало солнечного света. За остальными растениями мы с детьми ухаживаем в небольшом мине-цветнике. Цветник располагается в переходе, возле бассейна.

На протяжении всего учебного года, мы проводим с детьми уход за комнатными растениями. Дети учатся ухаживать за растениями, поливают, протирают, рыхлят, опрыскивают. Чтобы ребёнок понимал свою неотрывность от природы , важно окружить его ею.

Поливка цветов – один из сложных приёмов. Нужно научить детей тому, что не все цветы одинаково поливают. Одни цветы не любят влагу, другие страдают от её недостатка. Так же дети учатся учитывать время года : во время усиленного роста – поливают усиленно, во время покоя – поливку сокращают.



Учимся протирать пыль с листьев растений.



Дети учатся опрыскивать комнатные растения с помощью пульверизатора.



Собирают сухие листья и рыхлят землю.


Учимся сажать цветы.



Учимся измерять (при помощи мерки) и вести наблюдения за ростом растений, все изменения записываем и зарисовываем.




На окошке располагается мини огород, который каждый год имеет разное название. В этом году дети назвали наш огород «Огород тётушки Розы» . Почему мы так назвали огород? Да, потому что мы с ребятами сделали тётушку Розу из природного материала , и она поселилась у нас на огороде!

Вместе с детьми мы выращиваем в группе лук и чеснок на «перо» , рассаду уличных цветов и овощей (петрушку, салат, огурцы, свеклу) . Создание огорода способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей. Помогает лучше узнать растительную жизнь, формирует исследовательские навыки. Способствует расширению представлений у детей о растениях, как о живых организмах, об условиях необходимых для роста и развития. Развивает эстетические чувства, прививает желание трудиться и умение видеть результат своего труда.

Дети учатся посадке семян и овощей. Для рассады мы использовали тару от киндеров, йогуртов, сметаны и др. Для почвы использовали как землю, так и опилки (при наблюдении дети отметили, что лук лучше и быстрее растет в опилках) .





Вот и посадили наш лучок и чесночок! Теперь будем ждать и наблюдать.



Примемся за посадку семян уличных цветов и овощей.






Посадили огород! Теперь будем поливать, за росточками станем наблюдать!


Ребята ждут с нетерпением первые всходы…


В свободное от занятий время дети рассматривают собранные природные «сокровища» , так они называют природный материал (ракушки, камешки, шишки, орехи и т. д.)




Является местом систематического труда и наблюдений. Где дети имеют возможность максимально проявить активность и самостоятельность. В повседневной жизни у моих дошколят воспитывается познавательное отношение к природе , желание ухаживать за объектами, добрые чувства, ответственность, гуманность.

Спасибо, всем за внимание! Всего доброго!

Составила: старший воспитатель МБДОУ №2 Гапоненко Марина Сергеевна, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №2 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно — речевому направлению развития воспитанников» г. Кемерово. 2016г.

Цель: раскрыть воспитательно-образовательное значение уголков природы в дошкольных учреждениях, подбор и размещение объектов уголка природы.

«Природа так обо всём позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться»
Леонардо да Винчи.

Уголки природы в дошкольном образовательном учреждении - это неотъемлемая часть образовательной среды каждой группы. Считаем важным, в рамках ознакомления детей с окружающим миром, с помощью уголков природы привлечь детей к постоянному непосредственному общению с ней.

Цель работы — средствами уголка природы в ДОУ осуществлять экологическое воспитание, обучение, развитие и социализацию воспитанников.

В работе с детьми ставим перед собой следующие задачи:

  • средствами природы воспитывать эстетические и патриотические чувства,
  • развивать умение видеть связи между явлениями,
  • формировать умения и навыки по уходу за растениями и животными,
  • воспитывать заботливое отношение ко всему живому.

Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы в ДОУ украшает групповую комнату, доставляет удовольствие детям, дает возможность проводить интересные наблюдения, ухаживать за растениями в течение года.
В уголке природы дети сосредотачивают свое внимание на большом количестве объектов, что обеспечивает их глубокое познание. На основе знаний и навыков, которые приобретают дошкольники, формируется интерес к природе, бережное отношение ко всему живому, чувство ответственности. Уголок природы должен быть эстетичен, не перенасыщен атрибутами, находится в чистоте, а так же соответствовать возрасту детей.

Труд и наблюдения детей за растениями и животными, в уголке природы организуют в течение всего года (зимой, поздней осенью и ранней весной). Поскольку в условиях средней полосы труд и наблюдения детей на участке в эти периоды значительно сокращаются, уголок природы обеспечивает возможность для непрерывной систематической работы по ознакомлению детей с природой.

Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, по возможности, можно организовать экологическую комнату для всего детского учреждения. Ее можно использовать для пополнения обитателей уголков природы возрастных групп.

Уголок природы в ДОУ может быть оформлен природными материалами: ракушками, камешками, шишками, веточками, поделками детей.

При отборе растений и животных для уголка природы следует учитывать требования, предъявляемые образовательной программой ДОУ. Только при этом условии можно обеспечить воспитательное и образовательное воздействие на детей труда и наблюдений.

Оборудование уголка природы в группах содержит:

  • календарь природы,
  • комнатные растения (в соответствии с требованиями возрастной группы и безопасности, таблички и паспорт на каждое растение),
  • инвентарь для ухода за ними (ящики для рассады, лейки, совочки, палочки для рыхления, тазики, тряпочки, фартуки, грабельки.),
  • оборудование для экспериментирования (мини-лаборатория для продуктивной и исследовательской деятельности, рисунки детей по результатам наблюдений и экспериментов),
  • природные зоны (макеты),
  • дидактические игры по экологии, презентации о природе,
  • уголок дежурств (начиная со средней группы),
  • наглядный материал (альбомы и их сериация по темам: изображения природы в разные времена года, животных, насекомых, растений и т. д.)
  • природный материал для поделок,
  • образцы семян растений, гербарии,
  • аудиозаписи звуков природы,
  • природоведческая литература (методическая и детская),
  • материал для работы с родителями по вопросам экологического воспитания (памятки, консультации, конспекты мероприятий и т. д.).

Иллюстративно-наглядный материал, используемый в уголках природы, помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно (например, показать диких зверей или домашних животных других климатических зон можно только на картине).

Перечисленное содержание уголка природы, может быть использовано как критерии оценки уголков природы в ДОУ.
В каждой группе находятся комнатные растения для наблюдения и ухода за ними. Существуют примерные требования к содержанию растений в ДОУ.

При отборе растений в уголок природы в ДОУ мы педагоги должны учитывать ряд требований, что помогает избежать ошибок и обеспечивает эффективность воспитательно-образовательного воздействия наблюдений детей:

  • растения должны быть типичными для той или иной систематической или экологической группы, что дает возможность познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений,
  • растения должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание детей дошкольного возраста,
  • необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений, это дает детям возможность увидеть в объектах не только общие, но и индивидуальные признаки, подводит ребят к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов,
  • растения должны быть абсолютно безопасными для здоровья дошкольников.

Уголок природы в ДОУ — место посильного труда и наблюдений детей. Уход за его обитателями по качеству и затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при помощи воспитателя). Поэтому подбираются неприхотливые растения, не требующие для своего содержания сложного оборудования.
Необходимо, так же учитывать возможности нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений в условиях помещения дошкольного учреждения с его повышенной температурой, сухостью, наличием шума.

По вопросу подбора растений нами была создана презентация-консультация для воспитателей В ней подробно рассказывается о разных видах комнатных растений, и полезных и в том числе о ядовитых растениях, которые нужно убрать из группы или поставить в недосягаемое для детей место.

Задача взрослых помочь увидеть своеобразие и тайны жизни растений, их красоту, ради которой они содержаться дома и в детском саду.

В группах должно быть наличие достаточного количества растений в соответствии с возрастом детей. Внешний вид растений обязательно должен быть ухоженный. По необходимости на каждое растение прикрепляют таблички с названием и способами ухода за ними. Табличка может быть следующего содержания: название растения, его происхождение, схематичное изображение способов ухода (светолюбивость, полив и т. д.).

В рамках педсовета по экологическому воспитанию дошкольников воспитателями нашего ДОУ были представлены авторские игры по экологическому воспитанию, которые используются в группах. Родители воспитанников оказывали помощь в изготовлении календарей природы и других дидактических материалов.

В течение года уголки природы пополняются пособиями, наглядным и демонстрационным материалом, приобретенным, а так же изготовленным руками воспитателей и родителей воспитанников.

2. Уголок природы в средней группе.

В средней группе у детей формируют умение видеть разнообразие свойств и качеств предметов и их частей (разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности и т.д.). Дети овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать различия и сходство предметов, обобщать предметы по тем или иным признакам.

Усложняются знания о растениях и животных. Дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Число растений, которые узнают и называют ребята, возрастает. Ребенок пятого года жизни, знакомясь с животными, отмечает своеобразие их внешнего вида, строения, движения, способа питания; устанавливает и первые связи – зависимость характера движения от особенностей строения конечностей.

В процессе ухода (вместе с воспитателем) за обитателями уголка дети овладевают несложными умениями: поддерживать растение в чистоте, правильно поливать его, мыть поилки и кормушки для животных, давать корм. Наблюдая за растениями и животными, подмечают яркие проявления в росте, развитии растений и животных. Свои наблюдения учатся отражать в связной, точной речи.

Расширение и усложнение программных задач в средней группе требует пополнения уголка природы новыми обитателями. Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой – опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости. В дополнение к растениям, названным для уголка природы младших групп, в средней группе помещают алоэ или агаву (с сочными листьями, имеющими зазубрины по краям), бегонию-рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми, опушенными листьями) и др. Одновременно в уголке природы может быть до 6–8 видов растений.

3. Уголок природы в старшей группе.

В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений и животных, изменения их по сезонам. Дети должны знать, что растения для своего роста нуждаются в свете, влаге, тепле, почвенном питании; разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги.

Продолжается ознакомление детей с растениями, с особенностями их внешнего строения: не только с разнообразием листьев, но и стеблей, цветков. Закрепляются умения определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебля (способ поддержания растения в чистоте).

В содержание познавательных задач о растениях включают знания о некоторых способах их вегетативного размножения, в частности стеблевыми черенками. Все это требует пополнения уголка природы новыми растениями: с разнообразными стеблями (вьющимися, стелющимися или видоизменениями прямостоячих стеблей), имеющими луковицы, клубнелуковицы и т.д. Это могут быть 2–3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, фикус, алоэ, зигокактус, эпифиллюм, цикламен, примула, амариллис, кливия и др. Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы, у них разные потребности в свете и влаге.

При подборе животных для уголка природы старших детей необходимо учитывать основную программную задачу – обеспечить формирование первоначальных знаний об особенностях приспособления животных к условиям среды обитания.

4. Уголок природы в подготовительной к школе группе.

Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе – формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы: зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света и т.д.), зависимости внешнего строения и образа жизни животного от условий среды обитания. Дети знакомятся с постоянно повторяющимися закономерными изменениями в жизни растений и животных в разные сезоны, с основными периодами их роста и развития.

В содержание знаний о растительном мире включаются знания о некоторых способах вегетативного размножения растений. Дети должны уметь видеть существенные признаки предметов, общие и индивидуальные, их вариативность. В соответствии с этим при подборе растений и животных обращается особое внимание не только на разнообразие их строения, но и на приспособленность к определенным условиям среды.

Чтобы дети усвоили, как поливать различные растения, в зависимости от условий их обитания в естественной среде, в уголок природы следует поместить растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге: циперус, который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве (вазон помещают в воду); кактусы (1–2 вида), требующие очень небольшой и редкой паливки, традесканции – с большой потребностью во влаге; узамбарские фиалки, поливать которые следует весьма умеренно, и др. В умеренной поливке зимой нуждаются многие субтропические растения, находящиеся в это время на родине в относительном покое, – герани, фуксии и др. О зависимости условий роста и развития растений, находящихся в уголке природы, от условий их происхождения надо помнить и при уходе за другими растениями, особенно из семейства лилейных и амариллисовых, – амариллис, кливия, кринум, драцена, гемантус и др. Первый период зимы для этих растений – период покоя, и в это время их почти прекращают поливать.

Вегетативное размножение комнатных растений весьма разнообразно: побегами (герани, фуксия, розы, бегонии и др.); листовыми черенками (узамбарская фиалка, бегония-реке, сансевьера и др.); аспидистра, аспарагусы и др. размножаются делением куста. Большой интерес вызывают у детей так называемые живородящие растения – камнеломка, хлорофитум, бриофиллюм и др. Все они имеют отпрыски, растущие не из корневища, скрытого в земле, а появляющиеся на других частях растений (усы у камнеломки, цветочная стрелка у хлорофитума, отпрыски на краях листьев у бриофиллюма).


К окружающей действительности, глубоко связывала его с ней. 2. Опытно-экспериментальная часть по изучению влияния музыки на формирование экологического сознания у дошкольников 2.1 Различные формы и методы использования музыки на занятиях по экологическому воспитанию в ДОУ Существуют различные формы проведения экологических занятий. Мы рассмотрим два занятия абсолютно разных по форме...

Значение имеет сюжетно-ролевая игра. РАЗДЕЛ 2 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ 2.1 Использование дидактических игр в процессе ознакомления с природой с детьми дошкольного возраста Дидактическая игра, как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность...

(Слайд 3) Оформление детского сада имеет большое значение для гармоничного развития ребёнка. Для результативного обучения, очень важна правильно подготовленная развивающая среда. Важное условие, необходимое для всестороннего развития и воспитания детей в детском саду, это оборудованный в группе уголок природы.

Уголок природы – это одна из игровых и учебных зон групповой комнаты.

(Слайд 4) Уголок природы, нашей группы, который органично вписывается в интерьер, является украшением групповой комнаты и позволяет детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность. В данном уголке, нашим детям прививаются такие чувства, как ответственность и забота, так как они учатся ухаживать за растениями.

Уголок природы в ДОУ – это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой.

(Слайд 5) Какое же значение имеет уголок природы в нашей группе?

Познавательное развитие : расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность.

Эколого – эстетическое значение: формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение.

Воспитательное значение : формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе).

(Слайд 6) Практическое значение : приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность.

Оздоровительное значение : растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.

(Слайд 7) Подбор и размещение объектов в уголок природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами. В связи с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. Подбор растений проводят в соответствии с возрастом детей.

(Слайд 8) Дети средней группы должны знать и уметь:

Названия 5-6 растений, называть их части (стебель или ствол, ветки, листья, цветы), уметь более точно описывать растение, отмечать форму листьев (овальные, круглые).

Основные растительные группы: дерево, трава, куст.

Должны различать растения и находить сходство по форме, величине, окраске листьев и цветов, уметь различать изменения в их развитии.

Уметь поливать растения водой комнатной температуры.

Знать какое растение нуждается в поливе, а какое нет (у одного земля светлая, сухая на ощупь, у другого земля темная, сырая на ощупь).

(Слайд 9) Чтобы уголок природы выполнял возложенные на него функции, нужно продумать все до мелочей. Конечно, учитываются санитарные нормы:

СанПиН 2.4.1.3049-13

п.6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.

(Слайд 10) А так же взять во внимание возраст деток, воспитательную программу, но в целом, то, как оформить уголок природы, - зависит от фантазии и умений воспитателя.

Прежде чем заняться оформлением уголка природы в группе необходимо правильно выбрать его месторасположение. Как правило, это самая светлая и солнечная часть комнаты.

(Слайд 11) С целью развить у малышей наблюдательность и закрепить материал о временах года и сезонных особенностях погоды, в уголке природы необходимо поместить календарь погоды. С его помощью детки каждый день смогут отмечать погоду по возвращению с прогулки, а спустя время делать соответствующие выводы.

(Слайд 12) Оформление уголка природы своими руками – это кропотливый труд, требующий определенных знаний, усердия, а главное большого стремления воспитать в ребятах добрые чувства, отзывчивость, внимательность и чуткое отношение ко всему живому.

Поэтому в нашем уголке находятся следующие макеты:

(Слайд 13) Макет «Домашние животные»

(Слайд 14) Макет «Дикие животные»

(Слайд 15) Макет «Домашние птицы»

(Слайд 16) Макет «Сухой аквариум».

(Слайд 17) Кроме этого, в уголке природы в нашей группе

имеются:

* Сезонным материал, к примеру, овощи и фрукты или их муляжи

* Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.

* Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные.

* Поделки из природного материала.

* Материал для труда.

* Дидактические и развивающие игры природного содержания.

* Оборудование для экспериментов. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал.

(Слайд 19) Так же в уголке природы, дети самостоятельно могут построить из деревянного конструктора свою ферму для животных.

(Слайд 20) Наполнение уголка природы необходимым материалом будет зависеть от возраста детей и от требований Программы воспитания.

Уголок природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.

Таким образом, уголок природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении

(Слайд 22) Критерии оценки уголков природы.

*соответствие уголков природы возрасту детей и требованиям примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13

*разнообразие дидактического материала и соответствие его возрастным особенностям, в т. ч. наличие материала инновационного характера;

*наличие материала для детского экспериментирования, труда, изготовления поделок из природного материала, календарей природы;

*эстетичное оформление уголка природы;

*место размещения уголка природы и его доступность;

*создание условий для игр с песком и водой;

*отсутствие растений и предметов, угрожающих здоровью детей;

*наличие сезонного материала.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Берегите эти земли, эти воды, даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, убивайте всех зверей внутри себя. Е. Евтушенко.

Оформление детского сада имеет большое значение для гармоничного развития ребёнка. Для результативного обучения, очень важна правильно подготовленная развивающая среда. Важное условие, необходимое для всестороннего развития и воспитания детей в детском саду, это оборудованный в группе уголок природы. Уголок природы – это одна из игровых и учебных зон групповой комнаты.

Уголок природы, нашей группы, который органично вписывается в интерьер, является украшением групповой комнаты и позволяет детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность. В данном уголке, нашим детям прививаются такие чувства, как ответственность и забота, так как они учатся ухаживать за растениями Уголок природы в ДОУ – это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой.

Какое же значение имеет уголок природы в нашей группе? Познавательное развитие: расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность. Эколого – эстетическое значение: формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение. Воспитательное значение: формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе).

Практическое значение: приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность. Оздоровительное значение: растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.

Подбор и размещение объектов в уголок природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами. В связи с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. Подбор растений проводят в соответствии с возрастом детей.

Названия 5-6 растений, называть их части (стебель или ствол, ветки, листья, цветы), уметь более точно описывать растение, отмечать форму листьев (овальные, круглые). - основные растительные группы: дерево, трава, куст. - должны различать растения и находить сходство по форме, величине, окраске листьев и цветов, уметь различать изменения в их развитии. - уметь поливать растения водой комнатной температуры. - знать какое растение нуждается в поливе, а какое нет (у одного земля светлая, сухая на ощупь, у другого земля темная, сырая на ощупь). ДЕТИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И УМЕТЬ:

Чтобы уголок природы выполнял возложенные на него функции, нужно продумать все до мелочей. Конечно, учитываются санитарные нормы: СанПиН 2.4.1.3049-13 п.6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения. п. 7.5. Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях.

А так же взять во внимание возраст деток, воспитательную программу, но в целом, то, как оформить уголок природы, - зависит от фантазии и умений воспитателя. Прежде чем заняться оформлением уголка природы в группе необходимо правильно выбрать его месторасположение. Как правило, это самая светлая и солнечная часть комнаты.

С целью развить у малышей наблюдательность и закрепить материал о временах года и сезонных особенностях погоды, в уголке природы необходимо поместить календарь погоды. С его помощью детки каждый день смогут отмечать погоду по возвращению с прогулки, а спустя время делать соответствующие выводы.

Оформление уголка природы своими руками – это кропотливый труд, требующий определенных знаний, усердия, а главное большого стремления воспитать в ребятах добрые чувства, отзывчивость, внимательность и чуткое отношение ко всему живому. Поэтому в нашем уголке находятся следующие макеты:

МАКЕТ «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

МАКЕТ «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

МАКЕТ «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

МАКЕТ «СУХОЙ АКВАРИУМ».

Кроме этого, в уголке природы в нашей группе имеются: Сезонным материал, к примеру, овощи и фрукты или их муляжи Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее. Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные. Поделки из природного материала. Материал для труда. Дидактические и развивающие игры природного содержания. Оборудование для экспериментов. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал.

Так же в уголке природы, дети самостоятельно могут построить из деревянного конструктора свою ферму для животных.

Наполнение уголка природы необходимым материалом будет зависеть от возраста детей и от требований Программы воспитания. Уголок природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы. Таким образом, уголок природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал» Сухомлинский В. А.

Критерии оценки уголков природы. *соответствие уголков природы возрасту детей и требованиям примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 *разнообразие дидактического материала и соответствие его возрастным особенностям, в т. ч. наличие материала инновационного характера; *наличие материала для детского экспериментирования, труда, изготовления поделок из природного материала, календарей природы; *эстетичное оформление уголка природы; *место размещения уголка природы и его доступность; *создание условий для игр с песком и водой; *отсутствие растений и предметов, угрожающих здоровью детей; *наличие сезонного материала.