Классный час этикет от а до я. Классный час "этикет для меня"

Классный час «Поговорим об этикете»

Цели:

познавательная: познакомиться с историей этикета, выявить уровень своих знаний в этой области, побудить применять эти знания на практике.

воспитательная: способствовать усвоению студентами норм этикета и повышению общей культуры.

развивающая: продолжать развитие умений работать в коллективе, внимательно слушать и задавать вопросы, адекватно оценивать себя и свои поступки.

Структура:

Складывается из трёх этапов.

проектировочный.

Подбор материала, место данного занятия в системе классных часов, определение целей, методов и форм проведения.

2. исследовательский.

Работа студентов в микрогруппах по предложенным ситуациям, составление памяток, анкетирование.

3. рефлексивный.

Направлен на осознание и осмысление результатов своей деятельности.

Нормы исследования.

теоретический этап (Кл. руководитель).

Практический (самостоятельная деятельность студентов).

Регламент проведения 40 - 45 минут.

Метод

Групповая исследовательская деятельность студентов, индивидуальная деятельность.

Результат:

Проследить достаточно сложно, в идеале это усвоение норм этикета, применение этих правил в повседневной жизни.

Введение

В человеке всё должно быть прекрасно:

И лицо, и одежда, и душа, и мысли.

А. П. Чехов

Быстрый ритм современной жизни предъявляет к человеку много требований: быть образованным, мобильным, успешным, творческим - перечислять можно бесконечно. Однако многое в жизни каждого человека зависит от умения произвести впечатление, внимательно выслушать собеседника, уверенности в себе, правильной речи и т. д. Этикет пронизывает все стороны жизни человека. Основы этих знаний закладываются в семье и школе, и тем не менее каждый человек, вступающий в самостоятельную жизнь и намеревающийся реализовать свои таланты и способности, нуждается в их совершенствовании и развитии.

Знание этикета открывает путь к успеху в личной и профессиональной сфере и помогает избежать лишних стрессов и волнений.

Поэтому выбор темы «Этикет» для классных часов я считаю актуальным и необходимым.

Алгоритм проведения

Из истории этикета (вступительное слово кл.руководителя)

Этикет- слово французского происхождения. Оно вошло в лексикон со времён французского короля Людовика 14, имевшего громкое прозвище Король- Солнце за необычайную любовь к роскоши. На одном из пышных приёмов у короля гостям вручили карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек - этикеток и произошло слово «этикет».

В 18 веке потерпела крах наша миссия в Китае из-за того, что русский посланник отказался преклонить перед императором колени, т. к. это требовал этикет Пекинского двора.

В 1804 году Адам Крузенштерн, доставивший с кораблём российское посольство в Нагасаки, описывал с возмущением появление голландцев. При появлении высокопоставленного японца они сгибались в поклоне под прямым углом, вытянув руки по швам. После неудачной попытки русских поклониться на этот манер японцы больше не беспокоились на их счёт. И опять - таки нашим предкам пришлось удалиться ни с чем из-за нежелания соблюсти глупые, на их взгляд, правила этикета.

Тибетцы, например, здороваясь, снимают свой головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо да и ещё высовывают язык. Европейцы ограничиваются тем, что приподнимают шляпу и отдают лёгкий поклон. У японцев для приветствия применяются три вида поклонов: низкий, средний и лёгкий. На крайнем севере охотники, встречаясь, тёрлись носами. Доблестные мушкетёры, изящно склонившись, помахивали шляпами с длинными перьями. На Востоке было принято подносить руку ко лбу и к сердцу, а винных странах в качестве приветствия показывали друг другу языки … Теперь это нам кажется смешными, не так ли?

Актуализация знаний ребят о правилах поведения.

А что вы знаете об этикете?

Необходимы ли правила этикета в современной жизни? Почему?

Нужно ли пополнять знания об этикете, в связи с изменяющимися условиями жизни.

Знакомство с человеком всегда начинается с приветствия.

Вспомните, словесные приветствия русского и других народов (Привет! Как поживаешь! Добрый день! Здоровенько буллы!).

«Здоров ли ваш скот» - эту фразу произносят монголы. Представители африканского племени зулусов говорят: «Я тебя вижу» В Китае спрашивают: « Ели вы сегодня?» И всё это означает одно и то же. А как звучит это по- русски? Мы говорим просто: «Здравствуйте», т. е. желаем нашему знакомому здоровья. Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим, считалось, если человек уклоняется от приветствия или не отвечает на него.

А сейчас давайте проверим насколько вы владеете искусством этикета и откроем небольшие секреты поведения.

Исследование.

Ребята разбиваются на группы в зависимости от общего количества, каждая микрогруппа получает задание.

Задание включает в себя рассказ с ошибками, которые необходимо найти и исправить, а также итогом работы микрогруппы должна стать памятка с правилами поведения в зависимости от ситуации, которую необходимо защитить перед другими группами.

Задание для м/г - 1.

Действие первое «Привет, именинник!»

У Серёжи день рождения. Он ждёт гостей, в комнате мама хлопочет у стола, папа с Серёжей смотрят телевизор, дедушка читает газету. Раздаётся звонок в дверь, входят одноклассники Серёжи - Илья и Настя.

Серёжа: «Ну наконец - то, я вас уже заждался. Что не могли раньше прийти?!»

Илья: «Серёжа, мы тебя поздравляем с днём рождения!»

Настя: «Это тебе от нас подарок». Ребята вручают имениннику цветы и пакет. Серёжа проводит ребят в комнату и кладёт подарок на полку.

Серёжа: «Ко мне пришли мои друзья. Позовите нас, когда всё будет готово, а мы пока в приставку поиграем».

Мама: «Хорошо, детки. Я постараюсь управиться побыстрее. Правда нужно ещё бутерброды сделать.

Серёжа: «Папа пусть тебе поможет, а нам некогда.

Серёжа с одноклассниками удаляется в другую комнату.

М/г - 1 разбирается, что было неверно в поведении ребят. В чём они допустили бестактность? Каковы самые элементарные правила поведения в гостях? Эти правила отражаются в памятке, которую можно выполнить на бумаге или устно.

Памятка 1 . Правила для гостей и хозяев.

Входя в дом необходимо со всеми поздороваться.

В гости нужно приходить точно назначенное время, об опоздании предупреждать. Заранее приходить не стоит т. к. это может вызвать неудобства для хозяина, который ещё не готов к встрече.

Хозяину дома нужно начать разговор не с нападок и претензий, а радостно приветствовать своих гостей.

Хозяину дома необходимо представит окружающим своих друзей поимённо.

Имениннику желательно сразу раскрыть подарок и поблагодарить гостя; ни в коем случае не спрашивать о стоимости подаренной вещи; неприлично оставлять без внимания врученный подарок.

Стол к приходу гостей должен быть сервирован.

Если у хозяев что-то не готово к столу, гости должны предложить свою помощь; хозяева, поблагодарив, отказываются от неё. Гостей необходимо занять просмотром журналов, фотографий, прослушиванием музыки.

Задание для м/г - 2.

Действие второе «Почему обиделась мама»

Подруга: «Алло, Катя, это ты?»

Мама: «Нет, это не Катя, а кто её спрашивает?»

Подруга: «Да, так, знакомая. А где Катя?»

Мама: «Её нет дома. Что ей передать?»

Подруга: «Вот, коза, обещала меня подождать, а сама куда-то слиняла!»

Мама: « Простите, я с вами в таком тоне не могу дальше разговаривать».

После прочтения диалога м/г - 2 обсуждает ошибки и составляет памятку по телефонному этикету.

Памятка 2. Телефонный этикет.

На телефонный звонок отвечайте сразу.

Не забывайте здороваться по телефону и лишь затем обращайтесь с просьбой.

Звонивший обязан назвать себя, если он не застал нужного человека, просит передать какое-нибудь сообщение.

Никогда в начале разговора не спрашивайте: «Кто говорит?»

Если звонивший ошибся номером отвечайте вежливо.

Если вам в гостях необходимо позвонить не забудьте спросит разрешения.

Если на пятый-шестой сигнал не отвечают, вешайте трубку.

Три чудодейственных слова, которых часто не хватает в нашей речи - «извините», «пожалуйста», «спасибо» - особенно полезны при телефонных разговорах.

Задание для м/г - 3.

Действие третье. В кинотеатре.

Саша и Петя давно собирались на новый фильм Стивена Спилберга. Они договорились встретиться у кинотеатра ровно перед началом сеанса. Однако, заигравшись в компьютерные игры, Саша опоздал. У кинотеатра его ждал злой Петя. Схватив друга за руку, и забыв извиниться, Саша потащил друга в зал. Пробираясь к своему месту Петя, нечаянно наступил одному из зрителей на ногу, но извинился. Ребята боялись пропустить самое интересное, и толкая друг друга, торопились на свои места. Наконец-то заняв их, они зашуршали фантиками от конфет, и довольные приступили к просмотру фильма.

(После прочтения действия 3 м/г №3 исправляет ошибки ребят и представляет свою памятку «О правилах поведения в общественных местах»).

Памятка 3. Поведение в общественных местах (на примере кинотеатра).

Пунктуальность в кинотеатре не так обязательна как в театре, но её всё же следует придерживаться, хотя бы ради того, чтобы не мешать другим зрителям.

Тот, кто входит в зал уже после начала фильма, должен выждать в начале прохода, пока глаза не привыкнут к полутьме, чтобы не спотыкаться, не наступать людям на ноги и поскорее найти свободное место, где можно присесть.

Если вы идёте на просмотр фильма с группой друзей, а зал полон зрителей, не старайтесь все непременно сесть в один ряд, не кричите и не размахивайте руками, указывая друг другу свободные места: до них можно добраться спокойно, без лишнего шума, не толкая других зрителей.

Во время сеанса не прилично шуршать фантиками от конфет, перешёптываться и комментировать происходящее.

Пока по экрану пробегают последние титры, нужно подняться и направиться к выходу, стараясь при этом не создавать давки в проходе и не расталкивать других зрителей.

Задание для м/г - 4.

Действие четвёртое. Зав столом.

Ваня торопился в гости к своей подруге Маше, поэтому пришёл за полчаса до назначенного времени. Его встретили очень радушно и пригласили к столу. Как культурный человек за столом Ваня пользовался приборами, а не ел руками. Причём вилку он держал в правой руке, а нож в левой. Вспомнив о салфетке, Ваня заправил её за воротник рубашки. На столе чего только не было. Ваня решил, что нужно пробовать всё. На тарелку он положил очень много и как не старался доесть не смог. Затем хозяйка принесла своё фирменное блюдо, и Ваня очень подробно расспрашивал как оно готовится. Потом Маша принесла торт и вишнёвый компот. Компот был очень вкусный и Ваня выпил 2 стакана, мужественно глотая косточки.

Напившись компота, Ваня сказал: «Ну и наелся же я,» - встал из-за стола и поблагодарил Машу за обед.

(После прочтения четвёртого действия м/г №4 составляет памятку «Правила поведения за столом» ).

Памятка 4. Поведение за столом.

В гости приходят в точно назначенное время, раньше приходить не рекомендуется, чтобы не застать врасплох.

Во время еды рот не должен производить никакого шума, есть нужно спокойно, неторопливо, не давясь.

Нож всегда полагается использовать в паре с вилкой. Нож держат в правой руке, вилку - в левой.

Салфетку необязательно развёртывать полностью, достаточно образовать широкий треугольник и положить его на колени. Никогда не заправляйте салфетку за воротник рубашки, за вырез жилетки и не повязывайте вокруг шеи. По окончании трапезы салфетку кладут слева от своей тарелки.

Не накладывайте на тарелку слишком много, не оставляйте слишком много объедков, не крошите хлеб и не размазывайте соус.

Никогда не расспрашивайте слишком подробно о поданном блюде, прежде чем положить порцию себе на тарелку.

Не нужно глотать апельсиновые семечки, вищневые и сливовые косточки, их полагается тихонько выплёвывать в поднесенный ко рту кулак, а затем незаметно класть на тарелку.

Категорически запрещается подробно рассказывать о болезнях, ужасных или безобразных сценах, а также сальные анекдоты. Нельзя отпускать замечания вслух по поводу подаваемых блюд, сплетничать с соседями по столу о тех, кто сидит дальше, наклоняться и тянуться к собеседнику, сидящему через одного от вас.

После того, как каждая микрогруппа представит свои результаты в виде разбора ошибок и составит памятки, ребята продолжают исследование на индивидуальном уровне. Студентам предлагается выполнить два теста «Приятно ли с вами общаться» и «Умеете ли вы слушать?»

После классный руководитель подводит небольшой итог.

Рассмотрев несколько жизненных ситуаций мы с вами показали и доказали, что тема нашего классного часа актуальна и полезна.

Я надеюсь, что она помогла всем вам задуматься и посмотреть на себя со стороны. Может быть вы исправите некоторые шибки в своём поведении, в контакте с друзьями, родными и знакомыми, в общении между собой, дома, по телефону и в учебном заведении.

Рефлексия

Выборочно или каждого опросить о том, что полезного и нового для себя они узнали на классном часе - это показатель результатов деятельности по содержанию.

В качестве оценки результатов по личному состоянию, можно использовать смешные рожицы, предварительно задав вопрос: «Был ли для вас полезен, занимателен, данный классный час? Уверенно ли вы себя чувствовали, когда выступали, высказывали собственное мнение?»

Литература:

1. Сгибнева Е. П. Солдатова Т. Б. Классные часы в 10-11 классах.: Ростов-на-Дону «Феникс», 2004.

2. Современный этикет. М.: Эксмо-Пресс, 2001.

3. Трофименко А., Волгин А. Поговорим об этикете. М: «Московская Правда», 1991.

Классный час на тему «Этикет для меня"

Цели:

научить умению общаться с людьми; своду правил, регулирующих внешние формы поведения

развивать чувство такта, опираясь на мир чувств ребёнка, чтобы приобретённые понятия он соотносил с опытом своего поведения;

воспитание нравственных и эстетических качеств

Оборудование: картины звёзд, на которых написаны слова этикета, раздаточные карточки с записью ситуаций, карточки со значением слов ЭТИКА и ЭТИКЕТ, цветные полоски

Эпиграф:

Посеешь Поступок – пожнёшь Привычку, посеешь Привычку – пожнёшь

Характер, посеешь Характер – пожнёшь Судьбу

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Вступительное слово учителя

Прежде чем приступить к разговору по данной теме, выясним, что такое ЭТИКА и ЭТИКЕТ

Этика – одна из древнейших отраслей философии, наука о морали (нравственности), которая помогает выработать свою жизненную ориентацию и даёт возможность оценить поступки свои и окружающих.

Этикет –слово французского происхождения– это соглашение между людьми о том, что является в обществе правильным и неправильным, что принято в обществе и что не принято, рассматривает главным образом поведение людей в повседневной жизни.

Придворный этикет -строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов.

Дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приёмах, визитах, переговорах.

Воинский этикет - свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности.

Общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

2. Работа с эпиграфом

Как вы думаете, почему так происходит?

Что бы ты ни делал, ты всегда должен помнить, что живёшь на свете не один. Тебя окружают люди, твои близкие, твои товарищи. Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой

4. Игра «Закончи фразу»

Иметь опрятный, чистый внешний вид нужно потому, что…

Нельзя ходить злым и раздражительным, так как…..

Говоря бабушке, что она ничего не понимает, это свидетельствует о…

Деликатность может удержать человека от….

Здороваться первым, значит быть….(вежливым)

Так какими же качествами личности надо руководствоваться? (открывают звёзды, на которых написано: такт, вежливость и другие понятия

5. Поговорим о вежливости

Сервантес писал: "Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость". Именно эти слова встречают вас при входе в школу. Вежливость - это умение проявлять такт, держаться доброжелательно по отношению к собеседнику

6. Чтение стихотворения уч-ся

Настанет, друзья, счастливое время,

Настанут чудесные дни:

Ребята приветливы будут со всеми,

Грубить перестанут они.

Не будет детей нехороших,

Придут золотые года,

И в комнату люди в калошах

Не будут входить никогда.

Подует ветер свежий,

Фиалки расцветут,

Исчезнут все невежи,

Навеки пропадут.

Распустятся фиалки,

Зимой придёт весна,

И в школьной раздевалке

Настанет тишина.

Пусть грубость исчезнет навеки.

Пускай по рецептам врачей

Появится в каждой аптеке

Лекарство для грубых детей.

Но иногда, ребята, наше поведение, даже вежливое противоречит этикету.

будучи вежливым, не забывай о такте.

7. Разбор ситуаций

Ситуация 1:

Нарядная, оживлённая женщина входит в автобус; увидев её рядом поднимается мальчик.

Садитесь, пожалуйста!

Ну, что ты…Спасибо…Не надо…

Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым людям место уступаю.

В чём не прав мальчик?

Ситуация 2:

Две девочки, проходя мимо мальчика, рассыпали яблоки из пакета. Наклонились, собирают. Мальчик, внимательно наблюдая, говорит: "Вон там поднимите, пожалуйста, за стул закатилось". В чём не прав мальчик?

(вывешивают на доску звезду со словом ТАКТ)

Главное, чтобы при соблюдении деталей этикета, мы не забывали об искреннем, радушном и добром отношении к людям. Ведь если все мелочи этикета не подкреплены внутренней воспитанностью и высокой нравственностью, то вряд ли от этикета будет много пользы окружающим нас людям.

8. Упражнение «Мелочи жизни»

Если вы считаете поступок, о котором я вам скажу, мелочью жизни, то поднимите красную карточку, а если так не считаете – зелёную.

Входит в комнату человек, со всеми здоровается – это…

Ученик опаздывает в школу, при входе всех расталкивает – это….

Плакать по пустякам -…

Сидеть за столом, чавкать и болтать ногами -…

Обещали позвонить по телефону бабушке и забыли -…

Вы опоздали на встречу -…

Глотать наспех завтрак -….

Каких карточек вы поднимали больше?

Получается, что вы правильно понимаете: с детства надо заставлять себя делать не только то, что хочется, но и то, что надо. Не нужно, чтобы небрежность в человеческих отношениях вошла в привычку

Часто мы спрашиваем друг у друга: какое у тебя настроение? И это не случайно. Наверное, вы сами замечали, что когда настроение хорошее, то многие вещи нам нравятся, дела все ладятся, всё получается, а когда плохое – то всё окрашено как бы в чёрный цвет, и люди почему-то кругом какие-то злые, а хорошего мы просто не замечаем

Простой рецепт на все случаи жизни дать трудно, но всё-таки можно попробовать.

Пронаблюдайте за собой в течение недели, отмечая символами своё настроение и я, Уверена, это повлияет на ваши отношения с окружающими, ведь не хочется иметь дело с человеком, который скисает от любой неприятности.

Ну и говоря о нашем этикете нельзя обойти стороной улыбку. Какая бывает улыбка?

И ещё один совет в этикете для меня: по мнению психологов это очень эффективно.

Упражнение 1 Выбери улыбку для себя (перед зеркалом)

Упражнение 2 Собери лоб в «гармошку»

Это вам поможет успокоиться, создать настроение и общаться с людьми.

9. Работа с эпиграфом

Воспитывай в себе привычку постоянно помнить об окружающих:

Не проталкивайся в толпе, помогая себе локтями;

Закрывай рот рукой, когда кашляешь или чихаешь;

Не забывай говорить "волшебные слова";

Помоги пожилому человеку или малышу;

Если в компании что-нибудь разыгрывают или делят, старайся подойти последним;

Помоги взрослым поддерживать чистоту окружающего нас мира: не сори на улице, в общественных местах;

Помни: ты - человек, веди себя по-человечески!

«Этикет и мы»

Классный час

Классный час на тему: "Этикет и мы"

Цель: усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми, овладеть навыками культурного поведения.

Форма: беседа о правилах хорошего тона.

1. Вступление

Этикет – это установленный порядок поведения, предсказанный человеку на протяжении его обитания на земле. Матерью этикета является этика, т.е нравственное поведение человека в обществе, его моральная нагрузка в целях удобства жизни среди себе подобных и природы.

Этикет исходит из глубокой древности. Обычай, ряд, что в переводе с французского бытовал в ратном деле, в охотничьих и артельных промыслах, в семейном очаге, при всевозможных жертвоприношениях, празднествах, семейных обедах, пиршествах. Фиксироваться письменно этикет начал в римских рукописях. Родиной светского этикета считают Италию. Со временем появился не только бытовой этикет, но и политический.

2. Общая часть

Рассмотрим некоторые общие правила хорошего тона.

Книга «Золотая книга этикета», В.Ф. Андреев:

1. Хороший тон в семье и доме.

2. Правила поведения в семье.

3. Семейные ссоры.

4. Дети.

5. Этикет общения.

6. Подарки.

7. Этикет поведения в общественных местах.

8. Этикет внешнего вида.

9. Взаимоотношения в коллективе.

10. Имидж современного делового человека.

- Как можно приветствовать друг друга и в каких случаях?

(Кивок, жест, рукопожатие, слово, объятия. Чаще всего- "Здравствуйте"; кивок и жест- при встрече в транспорте, на улице при сравнительно большом расстоянии; объятия - при встрече родственников или близких старых друзей; пожилой мужчина может приветствовать наклоном головы сидя.)

- Кто первым здоровается при входе в помещение? (Первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста)

- Закончите фразу: "При знакомстве в гостях со старшими членами семьи хозяйка (хозяин) представляют сначала …" (… новых знакомых, если они моложе родителей).

Когда мы впервые встречаемся с людьми, кто должен представляться первым (женщина, мужчина, младшие, старшие, начальник, подчиненный)? (Всегда действует правило: старший подает руку младшему, женщина - мужчине, начальник - подчиненному).

- На улице кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий? (Проходящий)

- Мужчина и женщина входят в помещение. Кто первый? (Входит первой всегда дама).

- Паре нужно в театре, кинозале пройти до места. Кто идет первым? (Ищет и ведет до места мужчина)

- Если опоздали в кино (театр), куда садиться? Нужно ли искать свое место? (Необходимо сесть на ближайшие свободные места)

- Пара поднимается или спускается по лестнице. Кто идет первым? (Вверх по лестнице - мужчина, вниз - дама)

- При входе или выходе из общественного транспорта кому отдается первенство? (Первой заходит (садится) дама, затем - мужчина, выходят - наоборот).

- При разговоре по телефону, кто здоровается первым? (Позвонивший, представившись)

- Если при разговоре по телефону неожиданно прервалась связь, кто должен перезвонить? (Позвонивший)

- В какой промежуток времени можно звонить по телефону в будние и выходные дни? (В будни - 8.00-22.00, в выходные и праздничные - 09.00-23.00)

- Вы пришли в гости с подарком и цветами. Как их нужно преподносить? Как, должен именинник (хозяин) поступить с подарком? (Цветы держат в левой руке, подарок вручают в развернутом виде (не в газете) или в красивой упаковке. Именинник (хозяин) обязательно должен раскрыть подарок и посмотреть, что в нем)

- Как мужчины и женщины, супруги должны сидеть за столом? (Мужчина с мужчиной, женщина с женщиной, муж с женой рядом не садятся)

Поведение за столом:

- Как надо есть хлеб, бутерброды? (Хлеб берут руками и кладут на салфетку или специальную тарелочку, едят, отламывая маленькими кусочками)

- У вас на тарелке виноград, яблоко, апельсин. Как надо их есть? (Виноград едят по ягодке. Яблоко желательно очистить от кожуры ножом для фруктов, разрезать на дольки, вы резать серединку, есть маленькими дольками. Апельсин разрезают дольками или колечками, разрезав их, в свою очередь, пополам)

- Что такое "шведский стол"? (Прием, посетители которого могут неоднократно подходить к столам, на которых выставляются кушанья, и по желанию выбирать наиболее понравившиеся. Наполнив тарелку, гости отходят и дают возможность подойти к столу другим. Затем они располагаются на стульях, креслах, диванах)

- Как едят пирожные, торты, пироги? (Кусочки бисквита едят, отламывая маленькие порции чайной ложечкой. Слоенные пирожные и пироги едят, держа их в руках)

- По окончании обеда как выйти из-за стола? (Из-за стола выходят вместе с другими, поблагодарив хозяев, за собой задвигают стул)

Рассмотрим 2 задачи на вежливость.

1. В одном автобусе едут учительница и ее ученик вместе с мамой. Саша и его мама сидят. Увидев учительницу, Саша здоровается с ней и представляет её своей маме. Мама тоже приветствует педагога. На этом их общение заканчивается.

Все ли правильно сделала Саша и его мама?

2. 2 мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Как вы думаете, кто должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 11 и 13 лет?

Ответ: обычно уступает тот, кто вежливее.

Давайте сформулируем основные правила речевого этикета:

1. Нельзя, чтобы речь была засорена жаргонными словами. Произношение должно быть правильным, ударение верным. Нужно говорить ясно, спокойно, не повышая голоса.

2. На «ты» можно обращаться к людям, с которыми вас связывают узы товарищества, любви, дружбы. К детям обращаются на «ты» до тех пор, пока они не становятся молодыми людьми (студентами).

3. Умение выслушать другого – непременное условие беседы. Бестактно прерывать собеседника

4. У каждого человека, как бы ему не было скучно, должно хватить терпения, чтобы выслушать до конца мысль или рассказ собеседника. Если вы хотите вставить что-нибудь существенное, можно сказать: «Извините, что я перебиваю, но…»

5. Нельзя начинать спор в защиту своего мнения. Такие споры портят настроение присутствующим.

6. В компании не шепчутся. Это воспринимается как оскорбление. Если нужно сказать что-нибудь важное незаметно отходят в сторону.

7. Неприлично делать вид, что не замечаете знакомого и тем более неприлично не отвечать на приветствие.

8. Прежде чем обратиться с вопросом к незнакомому, необходимо с ним поздороваться.

9. Нельзя использовать слово «эй» для привлечения внимания к себе. Например, вместо эй! надо сказать: «Извините, пожалуйста…»

Итак , общие правила общения:

1. Не воспитывайте собеседника.

2. Стремитесь понравиться собеседнику.

3. Демонстрируйте хорошее настроение.

4. Показывайте собеседнику, что он вам нравится.

5. Укрупняйте собеседника.

6. Показывайте собеседнику, что вы его уважаете.

7. Говорите меньше собеседника.

8. Не вспоминайте плохое.

9. Не давайте советов, если вас не просят.

10. Не спорьте по мелочам.

3. Заключительная часть

Подходя к концу нашего классного часа, мне хотелось бы прочесть слова писательницы В.Зинченко: «Культура непосредственна, искренна и скромна, а бескультурие расчетливо, притворно и нагло. Культура бесстрашна и неподкупна, а бескультурие трусливо и продажно. Культура совестлива, а бескультурие хитро».

Давайте послушаем стихотворение поэта Расула Гамзатова, в котором тоже говорится, что речевой этикет это не пустая формальность, а очень важная часть культуры человека:

Когда моя жизнь, дорогая,

Придет к своему рубежу,

Три слова тебе, дорогая,

Я в час мой последний скажу.

То слово… Хватило бы силы

Мне вымолвить тихо его…

«За все, дорогая, спасибо», -

Сказал бы я прежде всего.

Смогу ли я слово второе,

Успею ли произнести?

Глаза я устало прикрою:

«За все, дорогая, прости».

И третье я вымолвлю слово,

Своей покоряясь судьбе:

«О будь, дорогая, здорова,

Здоровья желаю тебе».

А если судьба милосердно

Сказать мне дозволит еще,

Я те же три слова усердно

Опять повторю горячо.

О, только хватило бы силы

Их явственно произнести:

«За все, дорогая, спасибо…

Здоровья тебе… И – прости…»

Будем помнить! Один великий мыслитель сказал: «Слово - полководец человеческой силы. Могущество его беспредельно. Оно лечит, и наносит смертельные раны, яростных врагов делает верными друзьями или дружбу превращает в ненависть и навсегда разлучает людей. И, видимо, потому с древних времен мудрецы призывают умело обращаться с этим грозным оружием, словом».

Классный час

Этикет и мы!

Воспитатель Мамсурова И.К.

Классный час в 5 классе на тему «Учимся быть культурными»

Поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свой облик.

И. Гете

Классный час нравственной направленности. Формально речь ведется об этикете , правилах поведения, но главное направление разговора - формирование внутренней культуры детей, воспитание уважения к окружающим.

Значительную часть сценария занимает беседа, направленная на мотивацию культурного поведения, формирование положительной оценки хороших поступков. Пятиклассникам не всегда удается объяснить, почему им нужно вести себя культурно.

Практическая часть требует некоторой психологической подготовки: пятиклассники обычно стесняются проявлять вежливость и учтивость по отношению к девочкам. Нужно им объяснить, что это всего лишь упражнение - упражнение в культуре поведения, такое же, как физическое упражнение. Только там наращиваются мышцы, а здесь растет общая культура. А она, кстати, у каждого мужчины проявляется прежде всего в том, как он относится к женщинам.

Необходимо предупредить и девочек, чтобы они помогли ребятам, подыграли им. В конечном счете выиграет от этих упражнении весь класс.

Цели: расширить представления детей о правилах этикета; развивать умение правильно оценивать себя и других; формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни и опыт нравственных взаимоотношений в коллективе.

Подготовительная работа с детьми

Предупредить девочек (каждую в отдельности), чтобы они подыграли ребятам и помогли им выполнить упражнения по этикету, объяснив, что игра поможет их взаимоотношениям с мальчиками, улучшит атмосферу в классе.

Оборудование

Заготовить лотерейные билеты с номерами от 1 до 15 (по количеству мальчиков в классе). По ходу игры мальчики тянут билеты с номерами заданий, учитель читает по книге задания, а мальчики выполняют упражнения по этикету. В карточках нужно указать конкретные имена и фамилии девочек класса.

Оформление класса

На перемене перед классным часом записать на доске тему, эпиграф.

План классного часа

1. Интерактивная беседа. Мотивация к занятию.

2. Работа в группах. Проблемные вопросы.

3. Разбор и оценка ситуаций. Кто здоровается первым?

4. Задачи на вежливость. Игра «Беспроигрышная лотерея».

5. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Интерактивная беседа. Мотивация к занятию

Классный руководитель. Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая груша от культурной, породистой груши?

Примерные ответы детей:

Дикая груша растет где попало и как попало, а культурная - в саду.

За дикой грушей никто не ухаживает, а культурную поливают, удобряют, прививают.

Плоды у дикой груши некрасивые, невкусные, а у культурной - плоды хорошие.

Классный руководитель. Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются?

Примерный ответ детей:

Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно.

Классный руководитель. Как вы считаете, людям прият. нее общаться с культурным человеком или с диким?

Дети отвечают, что с культурным человеком общаться интересно и приятнее.

Груше можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить?

Примерные ответы детей:

Можно сделать прививку от гриппа, от дифтерии.

Можно привить правила культурного поведения, хорошие манеры.

Можно привить хорошие навыки, привычки.

Классный руководитель. Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет?

Дети (хором). Культурным.

Классный руководитель. Что значит быть культурным человеком?

Примерные ответы детей:

Это значит соблюдать правила культурного поведения.

Значит вести себя так, чтобы себя не опозорить.

Значит вести себя так, чтобы родителям за тебя не было стыдно.

Классный руководитель. Я с вами согласен. А как вы думаете, какого человека в старину называли «неотесанный»?

Примерные ответы детей:

Человека невоспитанного, необразованного, некультурного.

Того, который ничему не учился.

Того, которого никто не уважает.

Классный руководитель. Действительно. Обтесать бревно или камень - значит сделать их гладкими, блестящими. Неотесанный - значит необработанный. А в переносном значении неотесанный - значит невоспитанный, невежественный человек, болван. Так объясняется значение этого слова в словаре Даля.

Хотите ли вы быть культурными людьми?

Дети отвечают утвердительно.

II. Работа в группах. Проблемные вопросы

Классный руководитель. Ребята, правила культурного поведения называются этикетом. Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях, в театре, на работе. Но все эти правила сводятся к одному, главному принципу: «Уважай окружающих людей». Если будешь исходить из этого принципа, никогда не ошибешься!

В связи с этим у меня появилось к вам несколько вопросов. Отвечать будете по группам. (Группы делятся по рядам: каждая группа - половина ряда.)

1. Итак, первая группа: почему некультурно ходить по тротуарам толпой? (Потому что это неуважение к людям, идущим навстречу: толпа перегораживает весь тротуар, мешает встречному движению людей.)

2. Вторая группа: почему в общественных местах некультурно размахивать руками, жестикулировать? (Потому, что можно задеть руками постороннего человека.)

3. Третья группа: Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать, смеяться? (Потому что это - неуважение к окружающим: у них может быть совсем невеселое настроение, и ваш смех их может раздражать.)

4. Четвертая группа: почему некультурно мусорить на улицах? (Потому что - это неуважение к труду дворников и к другим людям, которым неприятно видеть мусор.)

5. Пятая группа: почему некультурно приходить в школу в коротких топиках с голым животом, в обтягивающих джинсах, в спортивной одежде, с распущенными волосами, в шортах и майках? (Потому что это - неуважение к одноклассникам и к учителям: так одеваются для отдыха, а не для работы.)

6. Шестая группа: почему за столом некультурно говорить с набитым ртом, размахивать вилкой? (Это - неуважение к окружающим, так как можно вилкой задеть человека, во время разговора изо рта будут лететь крошки в тарелки соседей, а это никому не понравится.)

III. Разбор и оценка ситуаций. Кто здоровается первым?

Классный руководитель. Уважение к окружающим - это закон для культурного человека. Этот закон обязательно включает в себя уважение к старшим, почтение к женщине. А всегда ли мы выполняем этот закон?

Послушайте рассказ «Кто здоровается первым?».

«В последнее время вокруг Димки стало твориться что-то непонятное. С ним перестали здороваться знакомые. Вчера, например, по дороге в школу встретилась ему соседка, баба Катя. Димка смотрел на нее во все глаза, а она прошла мимо и даже не поздоровалась. Подходя к школе, Димка встретил Учителя математики, и тот тоже молча прошел мимо. Весь день Димка мучительно искал ответ на вопрос, почему никто с ним не здоровается. А вечером в° дворе нос к носу столкнулся с Ленкой из 5-Б. Он буквально сверлил ее базами - и представьте себе, она даже не сказала "привет". Всю ночь Димка Мучительно искал разгадку этого странного явления и решил, что вокруг Него зреет заговор».

А как вы считаете, ребята, почему с Димкой никто не здоровался?

Примерные ответы детей:

Никакого заговора вокруг героя рассказа нет. Просто он сам должен был поздороваться первым.

Мужчины должны первыми здороваться со старшими, с женщинами, а не ждать, пока с ними поздороваются.

А девочки тоже должны первыми здороваться со старшими, но не с мальчиками.

Классный руководитель. Действительно, младшие первыми должны здороваться со старшими, мальчики первыми должны приветствовать девочек, но если вы забыли это правило, поздороваться первым никогда не помешает.

А теперь продолжение этого рассказа.

«На следующий день наш герой встретил своего друга Дениса, и тот объяснил, что Димка первым должен был всех приветствовать. И решил Дима исправить положение и поздороваться со всеми еще раз, да не просто так, а за руку. Что может быть лучше, чем крепкое мужское рукопожатие!

Он решил начать с бабы Кати. Та, как всегда, возвращалась из магазина с огромной сумкой на колесиках. "Здравствуйте, баба Катя!"- закричал Димка и бросился к старушке, протянув руку для рукопожатия. Старушка поздоровалась, но на рукопожатие не ответила. Она решила, что Димка хочет ей помочь, и радостно вручила ему свою тяжелую сумку. Пришлось уже быть до конца благородным и тащить эту сумку на 5 этаж. Из-за этого Димка чуть не опоздал в школу - а ведь ему еще предстояло поприветствовать учителя математики!

Ивана Ивановича Димка увидел издалека. Но в руках у него был тяжелый портфель. Димка решил не рисковать и дождаться, пока Иван Иванович оставит портфель в учительской. Как только учитель вышел в коридор, Димка протянул ему руку: Здравствуйте Иван Иванович! Но учитель торопливо отвел руки за спину и виновато улыбнулся: "Здравствуй, Ежиков, к сожалению, дать мне тебе нечего". Расстроенный, Димка пошел к 5-Б классу, чтобы хоть Ленке подарить свое крепкое мужское рукопожатие, но Ленка возмутилась и прочитала ему лекцию».

Как вы думаете, ребята, о чем ему рассказала Лена?

Примерные ответы детей:

Что он своим поведением унизил старушку, учителя и Лену.

Что первым протягивает руку всегда старший, а не младший.

Что первой всегда протягивает руку женщина, а не мужчина, и если она этого не сделала, то здороваться за руку с ней не надо.

Когда встречаются двое мужчин одного возраста и положений (например, два одноклассника), не имеет значения, кто первый протянет руку для рукопожатия.

Классный руководитель. Наш герой, оказывается, не знал элементарных правил поведения. И, сам того не желая, оскорбил окружающих.

IV. Задачи на вежливость. Игра «Беспроигрышная лотерея»

Классный руководитель. А теперь, ребята, у нас будет практическая работа. Я приглашаю сюда всех наших мальчиков.

Мальчики выходят к доске.

Классный руководитель. Все вы знаете, что такое лотерея. А мы сейчас проведем с вами беспроигрышную лотерею. Каждый из вас вытянет из коробки лотерейный билет, на котором будет записано, какое правило этикета вам нужно выполнить. Вы выполняете правило и получаете награду - аплодисменты наших девочек.

Итак, начинаем. Кто первый?

Мальчики подходят к учителю, вытягивают из коробки билетики с номерами заданий. Учитель читает текст задания по книге и подсказку о том, как нужно выполнять это задание.

Задания для карточек:

1. Выйти с (имя, фамилия девочки) за дверь.

Надо, чтобы мальчик открыл дверь и пропустил девочку вперед.

С девочкой учителю нужно договориться заранее, что, как только выпадет этот билет, она выйдет к доске и медленно направится к двери.

2. Пригласить (имя, фамилия девочки) на танец.

Нужно подойти к девочке, наклонить голову и сказать: «Можно пригласить тебя на танец?», затем взять девочку за руку и вывести ее к доске.

С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она ответила: «Хорошо».

3. Помочь (имя, фамилия девочки) надеть куртку.

Нужно взять у девочки куртку и держать, пока девочка вставит руки в рукава, потом сзади поправить воротник на куртке.

С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она, как только выпадет это билет, вышла к доске с курткой, пиджаком или пальто.

4. За партой сидят две девочки. Они беседуют. Спросите у одной из них, который час.

Нужно подойти к двум девочкам, которые сидят за партой, и сказать: «Извините, что я вас перебиваю, (имя девочки), скажи, пожалуйста, который час?»

5. Позвоните по телефону (имя, фамилия девочки), узнайте, что задано по математике. И, если девочки нет дома, поговорите с ее мамой.

Нужно взять трубку, сказать: «Здравствуйте, позовите, пожалуйста (имя девочки). Передайте, пожалуйста, что звонил (имя, фамилия мальчика). Я хотел узнать, что задано по математике.

С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она, как только выпадет это билет, подыграла мальчику, ответив, будто она мама: «Ее нет дома. А кто это звонит? Что ей передать?»

6. Подойти к (имя, фамилия девочки) и предложить ей сесть.

Нужно сказать: «Присаживайся, пожалуйста».

Нужно договориться с девочкой, чтобы она вышла к доске.

7. Вы чихнули. Ваши действия.

Нужно сказать: «Простите».

8. Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия.

Нужно постучать, открыть дверь и сказать: «Здравствуйте, я опоздал, разрешите, пожалуйста, войти».

Для этого упражнения мальчик должен выйти за дверь, постучать и войти.

9. Вы звоните другу. Но вам отвечают: «Здесь таких нет». Ваши слова в ответ.

Нужно сказать: «Извините, пожалуйста, я, наверное, ошибся номером».

10. Сядьте на стул, затем уступите место учителю. Ваши слова и действия.

Нужно встать, обратиться к учителю и сказать: «Садитесь, пожалуйста (имя, отчество учителя)».

11. Поздравьте (имя, фамилия девочки) с днем рождения, пожелайте ей чего-то хорошего.

12. Поздравьте всех девочек с хорошим весенним днем, пожелайте им чего-нибудь хорошего.

13. Вы идете по улице. Впереди старушка с тяжелой сумкой. Предложите ей свою помощь.

Нужно подойти к «старушке» и сказать: «Давайте я вам помогу».

Нужно попросить одну из девочек сыграть роль старушки (надеть платочек и взять большую сумку).

14. Скажите всем девочкам: «Доброе утро, девчонки!»

15. Вы сидите у друга в гостях. Внезапно в комнату входит бабушка вашего друга. Ваши действия?

Нужно встать и стоять, пока бабушка не сядет, или не выйдет из комнаты, или сама не предложит вам сесть.

Нужно попросить одну из девочек сыграть роль бабушки.

Классный руководитель. Наша лотерея подошла к концу- Скажите, пожалуйста, ребята, а почему она называется беспроигрышной? Что вы выиграли в этой лотерее?

Примерные ответы детей:

Мы выиграли аплодисменты девочек, значит, мы вели себя культурно.

Каждый из нас стал чуточку культурнее, а значит, и выиграл.

Мы выиграли знания о том, как нужно вести себя в разных ситуациях.

V. Подведение итогов

Классный руководитель. Мыс вами живем в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил поведения?

Примерные ответы детей:

Сейчас правила поведения тоже нужны, потому что без них люди не будут уважать друг друга.

Без правил нельзя жить в обществе, люди поссорятся.

Правила очень нужны. Дети должны учиться у взрослых, как себя вести, иначе они превратятся в дикарей.

Дополнительный материал

Для разговора об этикете

Классный руководитель. Итак, культурный человек - это человек, который знает и выполняет правила поведения, знает этикет. Этикет в переводе с французского - это правила культурного поведения, которые нужно знать каждому человеку.

В России первые правила поведения были записаны в книге «Домострой». «Домострой» учил «не красть, не лгать, не завидовать, не осуждать, не помнить зла...» Находим мы в Домострое и такое золотое правило: «Чего сам не любишь, то и другим не делай».

Царь Петр Первый часто давал балы, на которых бывали послы из других стран. На этих балах и приемах молодые люди могли найти себе невесту, сделать карьеру. Но, для того чтобы достичь успеха, нужно было уметь себя вести. Тогда-то и появилась книга о культуре поведения. Там были, например, такие правила: «в платок громко не сморкаться и не чихать», «перстом носа не чистить», «не жри, как свинья, и не дуй в суп, чтобы везде брызгало». И многим это помогало казаться культурными, воспитанными людьми. Книга эта называлась «Юности честное зерцало». Как вы понимаете эти слова?

Примерные ответы детей:

Книжка - как зеркало, глядя в которое будешь выглядеть честным и красивым.

Это зеркало, которое честно показывало молодежи ее бескультурье.

Это волшебное зеркало, в котором ты видишь только хорошее.

Для дополнительного классного часа такой же тематики

Сценарий воспитательного дела . Сценка-легенда о Вавилонской башне.

Ученики разыгрывают сценку.

Автор. На всей земле были один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, люди нашли на земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали люди друг другу: наделаем кирпичей и обожжем их огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню высотою до небес и сделаем себе имя прежде, нежели расселимся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть на город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь...

Господь. Вот один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем язык их так, чтобы один не понимал речи другого.

Выходят ведущие.

Ведущий 1. Здравствуйте, все! Давайте представим, что мы с вами находимся в том самом времени и месте, о которых нам только что рассказали ребята, и попытаемся достроить башню. Получится или нет достроить башню, зависит только от вас, уважаемые участники нашей встречи.

Сейчас всем будут выданы карточки, на каждой карточке написано слово «здравствуйте» на 4 разных языках.

Здороваясь друг с другом, все участники должны собраться по командам (в зависимости от выбранного языка).

В результате должны получиться 4 команды (далее будем называть их «народами»).

Ведущий 2. Прошли века, и возродилась идея построить башню. Но это может получиться в том случае, если люди разных народов, говорящие на разных языках и наречиях, смогут договориться между собой. Нашим четырем «народам» придется пройти большие испытания, чтобы проверить, сумеют ли они найти общий язык, даже если говорят на разных языках.

Каждому «народу» будет предложено выполнить задание. Если «народ» правильно его выполняет, то получает часть башни, которую предстоит достроить всем вместе.

Ведущий 1. «Народы», вы готовы? Итак, послушайте условия первого задания. Каждому «народу» необходимо придумать свое название. Название должно отличаться от существующих в реальной жизни названий народов.

Ведущий 2. А еще вы должны придумать ритуал приветствия. Например, в Японии при встрече говорят «коннитива» и при этом кланяются. В Бурятии говорят «санбойна», при этом вытаскивают кинжал из ножен, убирая его за спину, а в Якутии при встрече говорят «дорообо» и прикладывают руку к сердцу, чуть-чуть наклоняясь вперед.

Ведущий 1. Время на подготовку 3 минуты.

«Народы» готовятся и выполняют первое задание.

Ведущий 2. Во все времена между народами развивались торговые отношения. Не зная языка соседних народов, люди общались посредством жестов.

Рассказ двух учеников о жестах. Один ученик рассказывает о жестах другой ученик показывает их.

Ученик 1. Жест в Японии «большой палец вверх» означает старший по положению. Жест «рука ложится на сердце» означает в Японии «положись на меня». Жест «показывать указательным пальцем на себя» означает «я». Когда нам нужно сказать «тише» мы заменяем это слово на жест: поднимаем указательный палец вверх и прикладываем ко рту. Этот жест используется как в России, так и в Японии.

Ученик 2. Например, в Америке жест «ноль», образованный большим и указательным пальцами правой руки, означает «о"кей», т. е. «все в порядке».

Такой же «ноль» в Японии означает «деньги». А вот в Португалии, Испании и некоторых других странах с этим жестом будьте поосторожнее - там он воспринимается как нечто непристойное.

Ведущий 1. Второе задание будет следующим: «народу» необходимо купить что-либо у другого «народа», объясняясь языком жестов, можно использовать пантомиму. Участники первой команды должны показать, изобразить, что они хотят купить, участники второй команды за 30 секунд должны догадаться, о чем идет речь. Купля-продажа происходит по круговой системе.

Ведущий 2. Вы знаете, что у нас в мире есть 7 чудес света. Например: в Париже это Эйфелева башня, в Москве это Кремль и т. д. Теперь всем «народам» придется придумать свое чудо света.

На подготовку - 3 минуты.

Ведущий 1. Мы переходим к последнему заданию. Представьте себе, что один из жителей вашего «народа» попал в плен, а выручить его из плена можно одним только способом - узнать руку своего соплеменника, попавшего в плен.

Ведущий 2. Задание следующее: от каждого «народа» выбирается пленник и тот, кто будет его спасать. Предварительно спасатель ощупывает руку пленника, стараясь запомнить ее. Затем спасателю завязываются глаза, и он из четырех разных рук пытается угадать руку своего соплеменника.

Участники выполняют задание.

Ведущий 2. Мы подошли к очень важному и ответственному моменту нашей встречи. Каждый «народ» набрал определенное количество частей башни, и теперь вам всем вместе предстоит воздвигнуть ее. Делать это надо основательно, чтобы башня получилась крепкая и никакая сила не смогла разрушить ее.

Дети «строят» башню.

Ведущий 2. Вы построили высокую башню, а для того чтобы она оставалась устойчивой, необходимо, чтобы у нее был прочный фундамент, основа. Нашу башню строили представители разных народов. Как вы думаете, что является основой, прочным фундаментом взаимоотношений между народами?

Дети. Взаимопонимание, доверие между народами.

Ведущий 1. Какими качествами должны обладать люди разных народов, чтобы сохранялись прочные взаимоотношения между людьми и был мир во всем мире?

Мы, наверное, об этом узнаем, если каждая команда впишет в кирпичиках башни одно качество, самое важное, на ваш взгляд.

Ребята выполняют задание.

Ведущий 1 (читает слова, вписанные в кирпичики). Конечно, если бы все люди мира строили свои взаимоотношения на такой основе, то на этом свете было бы сделано много больших, красивых, добрых дел на благо всему человечеству.

Тема «Правила знакомства»

Форма проведения: ролевая игра.

Цель:

Ознакомиться с правилами поведения, которые необходимо знать при знакомстве и представлении незнакомого человека в обществе;

Обсудить некоторые правила этикета.

Подготовка

Чтобы провести успешно и с пользой такой классный час, необходимо тщательно подготовиться, не надеясь на экспромт или на то, что все получится в процессе занятия, поэтому нужно:

Подобрать ребят, желающих разыграть сценки;

Отработать и отрепетировать сценарий;

Продумать элементы костюмов или хотя бы написать имена героев, которых они изображают;

Подготовить «памятки» правил этикета по данной теме для всех участников.

Вводное слово учителя

Следует рассказать о том, что в нашей жизни существуют определенные правила поведения, выработанные обществом, которые необходимо знать и которым необходимо следовать в различных ситуациях.

Так, например, существуют четкие правила знакомства и представления людей в обществе.

Учитель : Ребята, чтобы нам лучше понять правила этикета при общении и выяснить, что мы делаем верно, а что выходит за рамки приличия, давайте разыграем несколько коротких сценок и в ходе их обсудим, что в них было правильно, а что неверно.

СЦЕНКА «В ГОСТЯХ»

Действующие лица:

Мама — Елена Ивановна

Папа — Петр Павлович

Их сын Сергей

Друзья сына (одноклассники) — Илья, Настя

Вадим и Лена — ребята из другой школы, соседи Сергея

Дедушка — Павел Николаевич

Действие первое «Привет, именинник!»

Не сиди дома — выходи в люди!

М. Генин

В центре класса стоит стол, накрытый скатертью, Около стола несколько стульев. В комнате находятся Сережа, его родители, дедушка. Мама хлопочет у стола, папа с Сережей смотрят телевизор, дедушка читает газету.

Звонок в дверь.

Сережа открывает. Входят его одноклассники — Илья и Настя.

Серёжа: Ну, наконец-то, я вас уже заждался. Что, не могли раньше прийти?!

Илья: Сережа, мы тебя поздравляем с днем рождения!

Настя: Это тебе от нас подарок.

Ребята вручают имениннику цветы и пакет. Сережа проводит ребят в комнату, подарок кладет на полку.

Сережа: Ко мне пришли мои друзья. Позовите нас, когда все будет готово, а мы пока посмотрим новый журнал.

Мама: Хорошо, детки, я постараюсь побыстрее управиться. Правда, нужно еще бутерброды сделать.

Сережа: Папа пусть тебе поможет, а нам некогда.

Сережа с одноклассниками удаляются в другую комнату.

«Стоп-кадр» №1. «В чём бестактность»

Учитель : Ребята, давайте обсудим, что было неверно в поведении ребят. В чём они допустили бестактность?

Давайте вспомним самые элементарные правила поведения в гостях.

Памятка №1 «Правила для гостей к хозяев дома»

Самое изысканное удовольствие состоит в том, чтобы доставлять удовольствие другим.

Ж. Лабрюйер

Входя в дом, необходимо со всеми поздороваться.

В гости нужно приходить в точно назначенное время, опоздание на 10—-15 минут по непредвиденной причине оправдано, но приход гостя загодя может создать неудобства для хозяина, который еще не готов к встрече.

Однако хозяину дома по правилам этикета желательно приготовиться к приему гостей за 30 минут до назначенного времени.

Хозяину дома нужно начинать разговор не с нападок и претензий за опоздание, а радостно приветствовать своих гостей. Если уж случилась задержка, гостю необходимо извиниться за опоздание, объяснив причину (транспорт, часы и др.).

Если вы пришли на праздник, день рождения или просто в гости, вручите цветы маме, а подарок — виновнику торжества.

Хозяину дома необходимо представить окружающим своих друзей поименно.

Имениннику желательно сразу раскрыть подарок и поблагодарить гостя, ни в коем случае не спрашивая о стоимости подаренной вещи; неприлично равнодушно оставить без внимания врученный подарок.

Стол к приходу гостей должен быть сервирован.

Если у хозяев что-то не готово к столу, гости должны предложить свою помощь; хозяева, поблагодарив, отказываются от нее. Гостей занять просмотром журналов, фотографий, прослушиванием музыки.

Примечание: Эту памятку желательно отпечатать заранее и размножить, чтобы при обсуждении сценки у ребят она была перед глазами.

Действие второе «Мы такие вежливые...»

...Если из тебя может выйти человек, не препятствуй ему в этом.

М. Гении

Учитель: Ребята, давайте повторим эту сценку в «классическом варианте», исправив допущенные ошибки.

Ребята отмечают, чтобы все получилось согласно сказанным правилам, необходимо изменить вводную неправильную семейную ситуацию:

По хозяйству хлопочет только мама, а папа с сыном смотрят телевизор, дедушка читает газету.

На правильную: вся семья дружно хлопочет, готовится к встрече гостей. Ребята повторяют сценку.

Звонок в дверь. Заходят одноклассники Сергея.

Ребята весело приветствуют друг друга.

Гости извиняются за опоздание, здороваются с родителями.

Сережа представляет родителям своих друзей по имени и называет по имени-отчеству, начиная с дедушки, своих родственников.

Илья вручает цветы Елене Ивановне, поздравляя ее с днем рождения сына.

Настя поздравляет Сережу и вручает ему подарок.

Сережа раскрывает подарок и благодарит ребят за внимание, отмечая их тонкий вкус, или благодарит их за то, что они помнили о его давней мечте иметь эту вещь.

Сережа в более деликатной форме и доброжелательном тоне спрашивает родителей, нужна ли его помощь в приготовлении праздничного застолья.

Мама говорит, что она управится сама.

Папа и дедушка предлагают свою помощь маме.

Родители просят Сергея занять гостей, пока будет все готово.

Примечание: В процессе действия можно повторять «стоп- кадр», делая замечания, реплики, исправления, касающиеся правил хорошего тона. В результате обсуждения рождается нужная фраза, жест. Ребята могут поменяться ролями или заменить прежних «артистов».

Действие третье «Кто там? Добро пожаловать!»

Звонок в дверь. Открывает дверь папа. Входят соседи — Вадим и Лена

Вадим: Здравствуйте, Петр Павлович, поздравляю вас с днем рождения вашего сына.

Лена: Здравствуйте, Елена Ивановна, я вас тоже от души поздравляю с днем рождения Сережи, примите этот скромный букет.

Вадим: А где же виновник торжества?

Папа: Проходите, ребята. Сережа со своими одноклассниками смотрит какой-то новый журнал. Присоединяйтесь к ним.

Вадим: Спасибо. Но вначале мы хотим его поздравить.

Сережа выходит из комнаты, извинившись перед одноклассниками, объяснив, что ему необходимо встретить новых гостей.

Сережа: Привет, Лена и Вадик. Рад вас видеть, я немного беспокоился, что вас нет.

Лена: Сережа, извини нас за опоздание, но случилась непредвиденная задержка — нужно было срочно купить бабушке лекарство.

Сережа: Лена, ты нашла лекарство? Нужна ли наша помощь? Может быть, посоветоваться с моим дедушкой?

Лена: Нет, не беспокойся. Теперь уже все в порядке, с ней моя мама.

Вадим: Сережа, мы с Леной хотим тебя поздравить, прими от нас общий подарок.

Сережа: Спасибо, ребята. Мне очень приятно, что вы помните о моем увлечении музыкой. Этого диска как раз нет в моей фонотеке. Пойдемте, я вас познакомлю со своими одноклассниками.

Сережа: Ребята, познакомьтесь, пожалуйста, Лена и Вадим.

Илья подает руку Вадиму, называет свое имя.

Настя подходит к Лене и представляется сама, называя свое имя.

«Стоп-кадр» № 2 «Правила знаем и применяем»

Когда человек приходит в гости, он тратит время хозяев, а не свое.

Джентльмен — это человек, который никогда не оскорбит ближнего без намерения.

О. Уайльд

Учитель: Ребята, давайте обсудим третье действие. Как, на ваш взгляд, прошло появление новых гостей, их приветствия со взрослыми, именинником и одноклассниками Сергея?

Ребята выясняют, что в этой сценке практически не было изъянов, за исключением вынужденного опоздания, о котором необходимо было предупредить по телефону.

Отмечают, что Сергей представил Вадима и Лену своим одноклассникам, не акцентируя внимания на том, что дружит с ними с детства.

Всем понравилось, что знакомство прошло дружелюбно.

Делают вывод, что дальнейшее общение будет удобным, интересным и взаимноприятным, что порадует именинника и его родственников, а у ребят появятся новые знакомые.

Учитель предлагает классу ознакомиться с правилами поведения, представленными в памятке № 2.

Памятка № 2 «Представимся друг другу по этикету»

Обожаю хорошо воспитанных людей!

Они никогда не ответят грубостью на вашу брань...

М. Генин

Младших по возрасту представляют, или они сами представляются старшим.

То же при очевидной разнице в общественном положении: младший представляется старшему.

Женщина независимо от возраста и положения не представляется мужчине первой.

Из последнего правила могут быть исключения, например, если эта женщина — студентка, а мужчина — почетный профессор.

При знакомстве принято смотреть собеседнику с глаза. Знакомство, начатое с доброжелательной улыбки, наверняка будет иметь для вас положительное продолжение.

Первым подает руку человек, которому представили другого. Женщина протягивает руку мужчине, старший — младшему (не забудьте, если вы уже знакомы, то это делается наоборот). Лицо, которое только что представили, приветливо и спокойно ждет, когда можно будет наконец ответить взаимным пожатием руки.

Когда представляют мужчину, он должен встать. Дама встает лишь в случае знакомства с гораздо более старшей женщиной или с весьма почтенным во всех отношениях мужчиной. В обществе (в гостях, в театре) знакомит людей друг с другом хозяйка (хозяин) дома или организатор мероприятия.

Трудности при знакомстве возникают, если один из приглашенных приходит с опозданием. Ни в коем случае не здоровайтесь в первую очередь со своими друзьями, старыми знакомыми, оставляя без внимания всех остальных. Хозяин дома представит вас всем сразу и усадит на свободное место. Опоздавший может потом сам познакомиться с ближайшими соседями по столу.

Если возникла необходимость быть представленным, а вокруг нет никого, кто мог бы вам в этом помочь, то следует просто подать руку и четко назвать себя.

Своих жену, мужа, дочь, сына представляют словами: «моя жена», «мой сын». Знакомство с матерью и отцом — исключение из этого правила: родителям представляют знакомых, но не наоборот.

Представляя человека, следует четко произносить его имя и фамилию.

Среди ровесников при знакомстве вполне допустимо называть только имя.

Не говорите, представляя вашего спутника или спутницу: «Это мой друг». Такое подчеркивание личных отношений может обидеть остальных. Просто назовите имя.

Заключение

Не руби сук, на котором кроме тебя, никто не сидит.

М. Генин

Учитель подводит итог проведенной игры. Благодарит ребят за то, что они активно участвовали в обсуждении, надеется, что знания правил этикета станут нормой жизни и они не будут у них держаться как бы «про запас».

Неверно думать, что вы знаете, как себя вести, как быть воспитанным, хотя сейчас вам это не нужно, а при надобности вы все сможете сделать так, как надо. Эти правила необходимо вырабатывать человеку с самого раннего детства, чтобы впоследствии не чувствовать себя неловко в любой обстановке, вести себя корректно, естественно и непринужденно. Казалось бы, этикет не имеет прямого отношения к безопасности, но это отнюдь не так. Порой от нашего поведения, умения вести себя в обществе, правильно общаться может зависеть не только ваши безопасность и благополучие, но и жизнь.