Искушение понятие слова. Способы и виды искушения

Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мк. 14, 38). Что такое искушение? Во-первых, искушением называют все тяжёлые для души переживания, приходящие к человеку извне по Божию попустительству для исправления, для испытания в вере и так далее. Сюда будут относиться болезни, нужды, несправедливости от людей, обиды.

Во-вторых, искушением называется состояние души, когда ей тёмной силой навязываются мысли, а сердцу - чувства, нарушающие душевный мир или влекущие к нарушению Божественных заповедей, требований совести и разума.

Подобное искушение неизбежно для каждого человека, пока он живёт на земле. Сам Господь в пустыне был искушён от диавола.

Святой Иоанн Кронштадтский говорит: «В жизни христианской необходимы искушения - пробы или испытания нашего духовного состояния...» Как для пробы серебра нужны инструменты, так для испытания души нужны люди.

Сатана и его воинство в течение тысячелетий не устают изощряться в искушении людей - каждой человеческой души.

Одним из типичных видов мысленных искушений является беспокойство за обеспечение себя и своих ближних, недовольство своим материальным положением; одним из мысленных искушений является сожаление: «Как жаль, что так получилось». Т к же ловит нас лукавый бесплодными самоукорениями: «Зачем я сделал так?» В житейских делах самоукорение вредно. Если мы ошиблись, то и это, надо думать, случилось не без Промысла Божия, чтобы смирить нас.

Даже премудрый Соломон не считал, что способности человека могут влиять на житейские дела. Он пишет: Обратился я и видел под солнцем, что не проворным достигается успешный бег, не храбрым - победа, не мудрым - хлеб, и не у разумных - богатство, и не искусным - благорасположение, но время и случаи для всех их (Еккл. 9, 11).

Итак, всё зависит от Бога. А мы забываем в делах сначала внимательно помолиться Богу.

Есть и ещё случай, когда мы искушаемся и когда надо быть очень внимательным к себе. Это совершение какого-либо доброго дела. Диавол в этих случаях более, чем обычно, злобится на нас и старается на нет свести результаты нашего дела, испортить его каким-нибудь проступком невоздержания. Иногда мы желаем потщеславиться, а иногда осуждаем того, кому даём.

Игумения Арсения (Себрякова): «Ко всякому доброму чувству враг примешивает свою отраву. Так, к сокрушению о грехах - отчаяние, к любви - сладострастие, к отречению от мира - холодность к людям. Только при молитве именем Господа Иисуса Христа, произносимым с верою, этот яд отделяется».

Одним из наиболее тяжёлых искушений является искушение против любви - вражда или неприязнь к кому-либо из окружающих, часто близких и ранее любимых.

Нужно делиться с опытными в духовной жизни людьми. Уже один рассказ о своём состоянии является часто достаточным, чтобы искушение прошло. Духи тьмы боятся своего обнаружения и уходят.

Если ясны причины нашего искушения, то нужно молиться Господу Иисусу: «Господи, я вижу себя в искушении, помоги преодолеть его. И если я не в состоянии это сделать, то Сам изгони борющего меня злого духа, как некогда Ты победил его в пустыне и изгонял из людей, одержимых им».

Если искушение связано с осуждением ближнего, то надо горячо молиться за него, и помощь Господня не замедлит. В недоумении душа себя потом спрашивает: «И чего было бояться? Чему было завидовать?»

Следует отметить, что в некоторых случаях Господь попускает длительные искушения и медлит со Своею помощью, чтобы более закалить душу в борьбе или предохранить душу от гордости.

Старец Силуан Афонский: «Господь воспитывает душу человека, не отстраняя его от встречи со злом, а давая ему силу на преодоление всякого зла».

См. испытание, приманка, соблазн вводить в искушение... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. искушение испытание, приманка, соблазн; совращение, соблазнение, обольщение, искус… … Словарь синонимов

Искушение Б. Жанр фантастика … Википедия

Я могу устоять против всего, кроме искушения. Оскар Уайльд Единственный способ отделаться от искушения поддаться ему. Оскар Уайльд Есть несколько способов справиться с искушением; самый верный из них трусость. Марк Твен Я никогда не противлюсь… … Сводная энциклопедия афоризмов

ИСКУШЕНИЕ, я, ср. 1. см. искушать. 2. Соблазн, желание чего н. запретного. Вводить кого н. в и. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

- «ИСКУШЕНИЕ Б.», СССР, ЛАТЕРНА, 1990, цв., 84 мин. Сатирическая фантастика. Писатель Феликс Снегирев становится потенциальным компаньоном владельцев «живой воды», поле действия которой распространяется только на пятерых. Он же шестой, и именно ему … Энциклопедия кино

ИСКУШЕНИЕ - побуждение к нарушению религ., нравственного закона; соблазн. Производное от старослав. глагола (испытать, оценить, попробовать, узнать, соблазнить ЭССЯ. Вып. 9. С. 39 40), к рый восходит к праслав. kusiti, имевшему нейтральное в религ. отношении … Православная энциклопедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Искушение (значения). Искушение Адама и Евы Искушение (испытание) стечение обстоятельств внутренней и внешней жизни верующего, при которых исп … Википедия

искушение - большое искушение непреодолимое искушение огромное искушение страшное искушение … Словарь русской идиоматики

Искушение - (лат. – мучение от вкушения) – влечение к какому либо запрещаемому Божиими законами действию, поддавшись которому можно обнаружить в себе скрытые, добрые и злые, свойства, наклонности. Искушение – повод, внешний или внутренний, к нарушению… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

искушение - ▲ побудительный мотив для (чего), нарушение искушение испытание совести или веры. искус. искуситель. искушать. завлекать. прельщать. соблазн (велик #). соблазнитель. соблазнить. ся. вводить в соблазн [в искушение. в грех]. соблазнительный.… … Идеографический словарь русского языка

Книги

  • Искушение , А. Куприн. Александр Иванович Куприн (1870–1938) – известный русский писатель, творчеству которого присущ активный, действующий гуманизм, пламенная любовь к природе и человеку.«Искушение» – прекрасный…
  • Искушение , Куприн Александр Иванович. Александр Иванович Куприн (1870-1938) - известный русский писатель, творчеству которого присущ активный, действующий гуманизм, пламенная любовь к природе и человеку. "Искушение"-прекрасный…
  • ответ свящ. К. Пархоменко
  • прот.
  • cвящ. Валерий Духанин
  • архиеп.
  • свящ. Сергий Дергалев
  • прот.
  • Екатерина Прогнимак
  • Сборник историй
  • Искуше́ние (с церковнославянского языка переводится как «испытание»):
    1) ;
    2) действие Божье, направленное на испытание человеческого произволения, духовно-нравственного расположения ();
    3) внешний повод, провокация или людей, имеющее целью расположить человека ко греху;
    4) действие , направленное против другого человека с целью выказать его в невыгодном свете ();
    5) внутренний помысл, мысль или желание, подталкивающие человека ко греху;
    6) испытание долготерпения Божия со стороны человека ().

    Если человек согрешает по искушении его Богом, то не следует ли из этого, что Бог является Причиной греха?

    Напротив, используя искушение для того, чтобы поставить людей перед возможностью или даже необходимостью нравственного выбора, это делает исключительно из соображений добра, в частности для того, чтобы выявить, будут ли они держаться Его путей (), любят ли они Его от всей души, от всего сердца (). При этом Бог никогда не накладывает на человека бремени большего, чем тот сможет вынести.

    Так, искушение Авраама обнаружило искренность его веры, жертвенность, ревность о Господе. Вера патриарха была вменена ему в праведность (). Должное, богоугодное отношение Аврааму к искушению способствовало низведению благословений не только на него самого, но и на его потомков, на его род ().

    Однако часто бывает и по-другому. Нередко случается, что люди, искушаемые Богом, не желают следовать Его требованиям, действуют вопреки голосу совести, используя предоставленную им свыше возможность для нравственного выбора не во благо, а на зло.

    Так, искушая Израильский народ (), Господь попустил, чтобы на территории вместе с сынами жили и языческие народы. Такое Божественное определение дало народу Завета дополнительную возможность проявить верность Единому Богу, утвердиться в истинной вере, возрасти в святости, добродетели. Кроме того, пример их послушания Богу мог бы благотворно сказаться и на язычниках.

    Вместо этого Израильтяне уклонились от веры и сами стали перенимать языческие культы, обряды, традиции, строить идольские капища, жертвенники. В силу непослушания они всё больше и больше отдалялись от Бога, переполняя чашу Его священного гнева.

    Для того, чтобы вразумить Свой народ, Господь посылал к ним судей, пророков. Но по упрямству и жестокосердию этот народ, в основной своей массе, неохотно прислушивался к Божьим посланникам. В результате, со временем он был разделен, пленен и рассеян.

    Большим искушением для многих, как это ни странно, стало Благовестие Христа. Ведь и оно требовало от человека выбора: последовать за Спасителем или отвергнуть Его (). В этом отношении Господь ещё во времена Ветхого Завета был назван, камнем преткновения, скалою соблазна и даже петлею и сетью для жителей Иерусалима ().

    Что означает в молитве Господней «Отче наш» прошение «и не введи нас во искушение»?

    Кто совершит дело, угодное Богу, того непременно постигнет искушение; ибо всякому доброму делу или предшествует, или последует искушение, да и то, что делается ради Бога, не может быть твёрдым, если не будет испытано искушением.
    Как за телами следуют тени, так и за исполнением заповедей – искушения, ибо никто, сказал Великий Антоний, не войдет в Царство Небесное без искушений. Итак, не удивляйся, сын мой, что, заботясь о спасении своём, ты встречаешь искушения и скорби. Но терпи без смущения и молись, благодаря, что ты, за исполнение заповеди, сподобляешься быть в искушении, для обучения и испытания души твоей. Благий Бог да подаст тебе во время искушения внимание и терпение.

    Плод искушения — самопознание: «А вот здесь, оказывается, я слаб; вот здесь у меня нет сил, здесь я ничего не понимаю». И всё это узнаётся для того, чтобы деятельно исправляться.
    прот. Андрей Ткачев

    По мере воцерковления кажется, что избавление от внешних обстоятельств сможет коренным образом изменить жизнь. Увы, на месте одних внешних причин незамедлительно появляются другие. По мере духовного роста приходит осознание, что главные наши враги – внутри нас, это тщеславие, раздражительность, суетливость, осуждение и т.п., а внешние трудности лишь выявляют их.

    искушение

    искуше ние , искушения, ср. (книж. ).

    1. Действие по гл. искусить-искушать (редк. ).

    2. Соблазн, желание чего-нибудь запретного, недозволенного. Искушение было большое. Вводить кого-нибудь в искушение. Много было искушений.

    Библейская энциклопедия арх. Никифора

    искушение

    (Мф 6:13). Под искушением в молитве Господней должно разуметь такое стечение обстоятельств, в котором есть близкая опасность потерять веру или впасть в тяжкий грех. Искушения на людей приходят от плоти, от мира, от других людей или от диавола. В словах молитвы Господней: «…не введи нас во искушение», мы просим, во-первых, о том, чтобы Бог не допустил нас до искушения; во-вторых , о том, чтобы Он, если нужно нам быть очищенными и испытанными посредством искушения, не предал нас искушению совершенно и не допустил нас до падения.

    Библейский Словарь к русской канонической Библии

    искушение

    искуш’ение - в одних случаях означает испытание (Быт.22:1 ; 1Кор.10:13 ), в других - побуждение к какому-либо действию (2Цар.24:1 ; 1Пар.21:1 ), в третьих - обольщение (1Тим.6:9 и др.). Искушение никогда не исходит от Бога (Иак.1:13 ), но всегда от собственной плоти человека, который нечисто реагирует на воздействия мира или желания своего собственного тела. Человек же часто пытается искушать Господа (Исх.17:2 ; Исх.77:18 ; Мат.22:18 ; Деян.15:10 ), что запрещено законом (Втор.6:16 ). Все искушения, которым подвергается человек, можно подразделить на искушения тела, души (ума) и духа. Те же искушения были предложены и Христу в пустыне диаволом, причем в усиленном, сконцентрированном виде (Мат.4:3 ; Мат.4:6 ; Мат.4:9 ).

    Православная энциклопедия

    искушение

    в молитве Господней («Отче наш») под искушением подразумеваются такие обстоятельства , которые ведут к тяжкому греху или потере веры. Они приходят к людям с разных сторон: из мира, от плоти, окружающих людей или дьявола. Произнося слова молитвы: «Не введи нас во искушение», мы просим Господа не допустить до нас искушения, а если Ему угодно испытать искушением нашу веру, чтобы не допустить нашего совершенного падения.

    Библия: Тематический словарь

    искушение

    соблазнять кого-либо грешить против Бога

    А. Источник искушения

    1. Бог не искушает нас грешить:

    2. Сатана искушает нас грешить

    Адам и Ева:

    Давид:

    Иов:

    Иисус:

    Анания и Сапфира:

    3. Различные ситуации искушают нас

    желание легкого пути:

    Мф 7:13,14; Мф 16:21-23

    мирские соблазны:

    слабость веры:

    сексуальные желания:

    гордыня:

    преследования:

    богатство:

    нечистые желания:

    Б. В борьбе против искушений мы должны знать

    о дьявольских замышлениях:

    2Кор 2:11; Еф 6:11

    о необходимости остерегаться искушения:

    Мф 26:41; Лк 22:40,46; 1Пет 5:8

    о Божией помощи в преодолении искушений:

    о Христовой помощи в преодолении искушений:

    Евр 2:17,18; Евр 4:15,16

    о помощи молитвы против искушений:

    Вестминстерский словарь теологических терминов

    искушение

    ♦ (ENG temptation)

    (от др.-евр. nasah, греч. peirazein, лат. temptare - испытывать)

    соблазн совершения зла и грех а . В Библии это - "проверка испытанием" как приверженности Богу (Иов 1-2), так и впадения во грех. Бог не искушает (Иак. 1:12-15). Иисус искушался, но не согрешил (Евр. 4:15).

    Словарь Ожегова

    искушение

    ИСКУШЕ НИЕ, я, ср.

    1. см. искушать .

    2. Соблазн, желание чегон. запретного. Вводить когон. в и.

    Словарь Ефремовой

    искушение

    Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    искушение

    (ten tatio) - на языке христианской морали и аскетики означает: 1) внешний повод или вызов (соблазн) согрешить - нарушить данную заповедь, собственный обет, изменить сознанному идеалу, отступить от усвоенных убеждений и принципов; 2) внутреннее влечение и возбуждение, под влиянием порочной наклонности или страсти, поступить таким же образом. По учению христианской аскетики, И. посылаются или попускаются Богом (кн. Бытия XXII, 1, Псал. XXV, 2) для того, чтобы человек опытно убедился в своей нравственной немощи и в необходимости благодати Божией, а также как средство укрепления в добре через свободное, усилием собственной воли, преодоление И. и отвержение предметов соблазна (Иак. I, 12). И. - обычный и неизбежный спутник в нравственной жизни христианина, на какой бы высоте нравственного достоинства он не находился; их не следует ни бояться, ни искать (I Кор. X, 13); убегать от них христианину то же, что воину бежать с поля сражения, но искать их опасно: ап. Петр уверял, что если и все отвергнутся от И. Христа, то он один останется ему верен, а когда представилось ему И. отречься от Христа - отрекся. Учение христианской аскетики об И. вообще, их классификация, психология борьбы с ними и анализ психических процессов под влиянием их - литературная специальность св. Исаака Сирина (см. русский перев. его слов, М., 1854). Свод мнений других св. отцов церкви об этом предмете см. в сочинениях епископа Игнатия Брянчанинова, особенно же в его книге "Отечник".

    Искушения от собственной плоти

    Это различные плотские увлечения. Иаков говорит, что впа­дают в различные искушения, ибо каждый искушается увлекаясь и обольщаясь собственной похотью.

    Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают лю­дей в бедствие и пагубу (1Тим. 6:9).

    Нужно бодрствовать, чтобы влечение не переходило в обольще­ние и увлечение, достигать господства нашего духа над желания­ми плоти. Послушаешься плоти - станешь плотским. Плоть не родилась свыше и поражение нашего духа идет через увлечения плоти. Бог оставил нас во плоти, чтобы через нее испытать нас и привести в совершенство. Грех горит как огонь, но ты греха не тронь.

    Среди всех желаний, которые исходят от плоти, христианин должен выбирать только те, которые полезны и назидают, и не являются грехом.

    Искушения от людей

    Это незаконные унижения, незаконные обвинения, страдания от незаконно причиненного тебе зла.

    При таком искушении победа дается через молитву, как напи­сано: «Злостраждет ли кто из вас? пусть молится» (Иак. 5:13). «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Ко­торый не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при ис­кушении даст и облегчение» (1Кор. 10:13).

    «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мат. 5:44). Иисус Христос и Стефан молились за своих мучителей и убийц, говоря: «Прости им, ибо не знают что делают и не вмени им греха сего».

    Написано: «Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим» (1Кор. 4:12-13). «Не будь побеж­ден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21).

    Искушения от сатаны, от духов бесовских

    Иисус сорок дней был искушаем от диавола. «И окончив все ис­кушения, диавол отошел от Него до времени» (Лук. 4:13, Мат. 6:13).

    «Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтоб ис­кусить вас» (Отк. 2:10). «Противник ваш диавол ходит, как рыка­ющий лев, ища кого поглотить; противостойте ему твердою ве­рою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями ваши­ми в мире» (1Пет. 5:8-9).

    Диавол имеет три основных вида искушений:

    Лесть - предлагает славу, почет, богатство, благополучие через поклонение ему.

    Строгость - чтобы устрашить: отнимает работу, благополу­чие, лишает свободы и т.п.

    Огненное - чрезмерные страдания и различные мысленные искушения (1Пет. 4:12).

    При искушении от диавола нужно противостать ему твердой верой и избрать превыше всего Бога.

    Испытания, посылаемые от Бога

    Бог может испытывать каждого, ибо Он создал сердца всех человеков и вникает во все дела их.



    Когда Бог искушал-испытывал Авраама в первый раз, Авраам терпеливо и очень долго ожидал исполнения обетования Божьего. Когда Исаак возрос, Бог во второй раз испытал Авраама: «Отдай Мне дитя, которое ты любишь» (Быт. 22:1).

    Бог при испытании может лишить человека самого дорогого и наблюдать, прославит ли человек Бога, находясь в скорбях или будет роптать.

    Через участие в Христовых страданиях Церковь Христова ис­пытывается в любви и верности к Богу и ко Христу.

    «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и... злосло­вить за Меня» (Мат. 5:11). «Вы участвуете в Христовых страдани­ях, радуйтесь» (1Пет. 4:13). «Выйдем к Нему за стан, нося Его по­ругание» (Евр. 13:13). «Мы сонаследники Христу» если только с Ним страдаем» (Рим. 8:17). «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Будь верен до смерти» (Отк. 2:9-10). Христос гово­рит, что Он есть испытывающий сердца и внутренности (Отк. 2:23)