Игры и упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики. При отборе упражнений для артикуляционной гим­настики надо соблюдать определенную последователь­ность, идти от простых упражнений к более сложным

ГБОУ Школа № 1375 ДО №6 г. Москва.

Методический материал для педагогов и родителей

Игры и упражнения по развитию артикуляционной моторики.

Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь слышать себя и окружающих. Тренировка органов артикуляции, особенно с детьми раннего возраста, осуществляется в игровой форме. Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее.

Главное условие эффективности этой работы – положительный эмоциональный фон занятий, интрига игры. Наибольший отклик у детей раннего возраста находят упражнения-пантомимы («Покажите, как лягушки улыбаются»), упражнения в комбинации с движениями («Фонетическая ритмика»), упражнения с опорой на картинный материал.

Упражнение «Лягушки улыбаются»

Квака любит улыбаться
Тянуть губы прямо к ушкам
Рот у Кваки до ушей
Очень нравится лягушкам
Хоть завязочки пришей.
Улыбаются, смеются
А глаза у них, как блюдца.
Упражнение «Заборчик»
Зубы ровно мы смыкаем и заборчик получаем
А сейчас раздвинем губы – посчитаем наши зубы.
Упражнение «Хобот слоненка»
Подражаю я слону: губы хоботом тяну…
Даже если я устану, их тянуть не перестану.
Буду долго так держать, свои губы укреплять.
Упражнение «Трубочка»
Мои губы – трубочка – превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу: Ду-ду, ду-ду-ду, ду-ду, ду-ду-ду.

Речевые упражнения для закрепления звуков раннего онтогенеза

Задержка речевого развития – это не только бедный, примитивный словарь, грубое нарушение слоговой структуры, звуконаполняемости, но и нарушение, а чаще всего и отсутствие даже тех звуков русск5ого языка, произношение которых не требует тонких дифференцированных движений органов артикуляции. Дети с нормальным речевым развитием легко справляются с воспроизведением этих звуков. Конечно, говорить о точной схеме появления речевых звуков у ребенка раннего возраста нельзя, поскольку процесс звукопроизношения проходит индивидуально. Однако некоторые закономерности все же существуют.

Многие дети раннего возраста правильно и четко произносят звуки:

— гласные А, О, У, И;
— согласные М, Н, П, Т, Д, Б, Ф, В, К, Г, Х (и их мягкие варианты)
— дифтонги йА, йУ, йО, йЭ.

Поэтому необходимо в стихах и играх закреплять (или вызывать) звуки раннего онтогенеза, вызывая их правильное произношение с активной артикуляцией. Безусловно, процесс работы со звуком должен происходить только при желании малыша играть. Необходимо использовать весь арсенал игровых приемов, наглядности, действий с пальчиками и т.д.

Упражнение «Мы шагаем по мосту»

Ту-ту–ту, ту–ту–ту мы шагаем по мосту.
Дети шагают по кругу
Та–та–та, та-та-та, ах какая высота.
Ты-ты-ты, ты-ты-ты не боимся высоты.
Ат-ат-ат, ат-ат-ат я шагаю как солдат.

Упражнение «Машина»

Би-би-би – гудит машина
«Моторчик» — кулачки быстро крутятся вокруг друг друга
Тук-тук-тук – мотор стучит Кулачки стучат друг по другу поочередно
Едем, едем, едем, едем – «Моторчик»
Он так громко говорит. «Кулачки»
Шины трутся о дорогу. Потирать ладошки
Шу-шу-шу они шуршат.
Быстро крутятся колеса. Согнутые в локтях руки двигаются вперед-назад
Та-та-та – вперед спешат. топают ногами

Игры по развитию общей моторики

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупнейших ученых. Речевое развитие начинается с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений. До трех лет ребенок должен научиться правильно ходить, бегать, прыгать, ползать, действовать различными предметами, владеть руками, пальцами рук, выполнять движения в соответствии с сопроводительным текстом, управлять мышечным напряжением, организовывать движения в соответствии с ритмом звучания игрушек, хлопками, звукоподражаниями, сопровождающими движениями.

В процессе движения ребенок естественно, без напряжения усваивает колоссальный объем информации об окружающем мире. Мышечная радость – основа возможности восприятия и переработки этой информации. В процессе движений, сопровождаемых словами, решаются задачи речевого развития малыша: развивается импрессивная речь, расширяется активный словарь, формируются грамматические формы слов.
Таким образом, целенаправленный, систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий в сочетании с сопровождающим эти движения текстом (лучше стихотворным) является мощным, а главное, естественным средством воспитания правильной речи при нормальном ее развитии и в случаях патологического формирования речевых функций.

Упражнение

1,2,3,4,5 – в лес отправились гулять.
По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем.
Может быть, мы под листочком сладку ягодку найдем.
На носочки дети встали, по дорожке побежали.
И на каблучках пойдем, через лужи перейдем.
Где ты прячешься, грибок? Полезай-ка в кузовок.

Упражнение

Мы идем по кругу, посмотри.
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дороге, меняя часто ноги.
Поскакали, поскакали: скок, скок, скок.
А потом, как аист, встали — и молчок!
Подвижные игры с речевым сопровождением

Дети раннего возраста еще очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Малыши с удовольствием повторяют слова, интонацию и движения за взрослым, предвкушая знакомый финал.

Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.

Логоритмические игры с самомассажем

Лягушата.

Лягушата встали, потянулись и друг другу улыбнулись.
Выгибают спинки, спинки-тростинки.
Ножками затопали, ручками захлопали.
Постучим ладошкой по ручкам немножко.
А потом, а потом грудку мы чуть-чуть побьем.
Хлоп-хлоп тут и там и немного по бокам.
Хлопают ладошки нас уже по ножкам.
Погладили ладошки и ручки и ножки.
Лягушата скажут: «Ква! Прыгать весело, друзья!»
Хлоп, ладошка!
Вот у нас игра какая! Хлоп, ладошка, хлоп, другая!
Правою ладошкой шлеп мы по правой ножке.
А потом ладошкой левой ты хлопки погромче делай.
А потом, потом, потом левой правую побьем.
Вверх ладошки! Хлоп, хлоп.
По коленкам шлеп, шлеп!
По плечам теперь похлопай. По бокам себя пошлепай!
Можем хлопнуть за спиной! Хлопаем перед собой!
Вправо можем! Влево можем!
И крест-накрест руки сложим!

Игры-подражания с речевым сопровождением.

Как уже отмечалось, основой обучения детей раннего возраста является стремление малышей к подражанию действиям взрослого. Подражание движениям, мимике, интонации способствуют освоению просодических компонентов речи. Просодия – общее название для сверхсегментных свойств речи, таких как повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа, ритмические характеристики, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, сила, длительность звучания, плавный речевой выдох, четкость дикции, интонация, тембровая окраса. Без всех этих качеств наша речь превратилась бы в речь робота.

Дети раннего возраста с нормальным речевым развитием уже в 6 – 7 месяцев отлично понимают интонацию взрослых и соответственно на не реагируют. Отсутствие реакции на просодические свойства языка при общении с ребенком раннего возраста говорит о неблагополучии в его речевом развитии. Поэтому развитию просодических компонентов речи необходимо уделять особое внимание. Наиболее эффективно, с нашей точки зрения, это происходит в играх – подражаниях, где наряду с развитием импрессивной и экспрессивной речи, расширением активного словаря, формированием грамматических форм слов особенно чувствуется интонация, тембр и т.п., что способствует усвоению просодических свойств языка.

Упражнение «Птичий двор»

Наши уточки с утра –«Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!»
Наши гуси у пруда – «Га-га-га! Га-га-га!»
Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу! Гу-гу-гу!»
Наши курочки в окно – «Кхо-кхо, кхо-ко-ко-ко-ко!»
А наш Петя-петушок ранним-рано по утру
Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»

Упражнение «Соседи»

Над нашей квартирой собака живет
Лает собака и спать не дает: -Ав-ав-ав.
А над собакою кошка живет
Мяукает кошка и спать не дает: -Мяу.
Ну а над кошкою мышка живет.
Мышка вздыхает и спать не дает: -Ш-ш-ш-.
Ночью по крыше злой дождик стучит.
Только поэтому мышка не спит Ш-ш
И кошка не спит, Мяу.
И собака не спит. Ав – ав. И не спит весь дом.

Упражнение «Лесной шум»

Шу-шу-шу, шу-шу-шу, мы в лесу слыхали шум Дети берут неотточенный ребристый
Ша-ша-ша, ша-ша-ша, это листья шуршат. карандаш и катают его между ладонями
Ши-ши-ши, ши-ши-ши, это мышка шуршит, поочередно: перед собой,
Шу-шу-шу, шу-шу-шу, это ветер шумит. затем возле каждого уха.
Ш-ш-ш-ш-ш-ш – это мишка спит. Положить карандаш, ладошки под голову.
Тс-с-с пальчик к губам.

Использованная литература:

1. Датешидзе Т.А. Система работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. – СПб.: Речь, 2004
2. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов. – М.: Айрис-пресс, 2004
3. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004
4. Григорьева Г.Г Играем с малышами: Игры и упражнения для детей раннего возраста: Пособие для воспитателей ДОУ и родителей. М.: Просвещение, 2003


«Весёлый язычок»

Развитие артикуляционной моторики

Правильное произнесение звуков обеспечивается бла­годаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мяг­кое нёбо. Точность, сила и дифференцированность дви­жений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. У ребенка, имеющего общее недоразвитие речи вследствие недоразвития или мозгового поражения, нарушается подвижность органов артикуляционного аппарата.

Работа по развитию подвижности органов артику­ляционного аппарата проходит по следующим направ­лениям:

· проведение дифференцированного массажа лицевой и артикуляционной мускулатуры;

· проведение работы по борьбе с солевацией;

· проведение артикуляционной гимнастики .

Артикуляционная гимнастика

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артику­ляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и опреде­ленных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки за­креплялись.

При отборе упражнений для артикуляционной гим­настики надо соблюдать определенную последователь­ность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для по­вторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать пра­вильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим руч­ным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом:

1.Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2.Показывает его выполнение.

3.Упражнение делает ребенок, а взрослый контроли­рует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнасти­ку, должен следить за качеством выполняемых ребен­ком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движе­ния к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрич­но по отношению к правой и левой стороне лица. В про­тивном случае артикуляционная гимнастика не дости­гает своей цели.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражне­ние неверно, — это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), под­бодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»).Если у ребенка при выполнении упражнений на­блюдается саливация, то перед артикуляционной гим­настикой рекомендуется проведение следующих уп­ражнений:

1.Ребенку объясняют необходимость проглатывания слюны.

2.Проведение массажа жевательных мышц, которые мешают проглатыванию слюны.

3.Вызывая пассивно и активно жевательные движе­ния, попросить ребенка откинуть голову назад, так возникает непроизвольное желание проглотить слю­ну; можно подкрепить просьбой.

4.Ребенку перед зеркалом предлагается жевать твер­дую пищу (можно печенье), это стимулирует движе­ния жевательной мускулатуры и приводит к необ­ходимости делать глотательные движения, можно подкрепить просьбой (таким образом, непроизволь­ные движения переходят в произвольные).

5.Произвольное закрытие рта за счет пассивно-ак­тивных движений нижних челюстей. Сначала пас­сивно: одна рука логопеда — под подбородком ре­бенка, другая — на его голове, путем надавливания и сближения руками челюсти ребенка смыкаются — движение «сплющивание». Потом это движение проделывается при помощи рук самого ребенка, затем активно без помощи рук, с помощью счета, команды.

Артикуляционная гимнастика для развития подвижности губ

Работа по развитию подвижности губ начинается с подготовительных упражнений:

· рассмешить ребенка (непроизвольное растягивание губ);

· намазать губы сладким («слизывание» — поднятие кончика языка вверх или вниз);

· поднести ко рту длинный леденец (вытягивание губ ребенка вперед).

После вызывания непроизвольных движений они закрепляются в произвольном плане, в активной гим­настике. На первых порах движения будут выполнять­ся не в полном, не в точном объеме, затем закрепляют­ся в специальных упражнениях для губ («улыбка, «хо­боток», чередование их).

Далее вводятся следующие упражнения:

1.« Непослушные губки». Покусывание и почесыва­ние сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

2.«Улыбка -трубочка». Вытянуть вперед губы тру­бочкой, затем растянуть губы в улыбку.

3.« Хоботок». Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

4.« Рыбка »:

· хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук);

· сжать большим и указательным пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя паль­цами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз;

· щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения раздавался характерный звук «по­целуя».

5.« Уточка». Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все осталь­ные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как мож­но сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

6 .«Недовольная лошадка». Поток выдыхаемого воз­духа легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук,похожийна фырканье лошади.

7. «Львенок сердится». Поднимать верхнюю губу так, чтобы были видны верхние зубы.Опускатьнижнюю губу, обнажая нижниезубы.

8.« Губки спрятались». Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

9.« Воздушный шарик» (если губы совсем слабые). Сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту.

10.«Сильные губки»:

· удерживать губами карандаш, пластмассовую тру­бочку. Карандашом нарисовать круг (квадрат);

· удерживать губами марлевую салфетку — взрослый пытается ее выдернуть.

Артикуляционная гимнастика для губ и щек

1.« Щечки замерзли». Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2.« Толстушка». Надуть обе щеки, потом наду­вать щеки поочередно.

3. «Худышка». Втянуть щеки.

4.« Кулачки». Рот закрыт. Бить кулачком по наду­тым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Артикуляционная гимнастика для мышц языка

Работа по развитию подвижности языка начинается с общих движений, с постепенным переходом к более тонким, дифференцированным движениям. В случае выраженной дизартрии для артикуляционной гимнас­тики рекомендуются следующие упражнения:

· помещение кончика языка к внутренней поверхнос­ти нижних резцов;

· вытягивание языка вперед и убирание его назад;

· стимуляция мышц корня языка. Сначала произволь­но, путем рефлекторных сокращений, в результате раздражения корня языка шпателем. Затем движе­ния закрепляются в безусловных рефлексах, а затем и произвольных «кашлевых» движениях.

Далее проводится выполнение тонких, дифференци­рованных движений языка. С этой целью целенаправ­ленно подбираются движения, направленные на выра­ботку нужного артикуляционного уклада, с учетом нор­мальной артикуляции звука и характера дефекта. Артикуляционную гимнастику лучше всего проводить в виде игр, которые подбираются с учетом возраста ре­бенка, характера и степени органического поражения. Рекомендуются следующие упражнения:

1.« Блинчик». Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык удерживается в полости рта в расслабленном, спо­койном состоянии под счет до 5-10. Следить, чтобы язык не сужался, а кончик касался нижних зубов.

2. «Лопаточка». Рот открыт, губы в улыбке, поло­жить кончик языка на нижнюю губу «лопаткой», боко­вые края языка касаются углов рта. В спокойном, рас­слабленном состоянии удерживать язык под счет до 5- 10. Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась, широкий кончик языка лежал на губе, не выходя за ее пределы. Если язык не получается сделать широким, можно пошлепать по нему губами, произнося пя-пя-пя, или нараспев тянуть звук [и].

3. «Накажем язычок». Губы в улыбке, легко поку­сывая, промассировать зубами всю поверхность языка, медленно высовывая и втягивая его в рот. Потом чесать язык зубами.

4. «Иголочка». Рот открыт, губы в улыбке, высу­нуть язык наружу «иголочкой», тянуться к отодвигае­мому от языка пальцу, карандашу, конфетке. Следить, чтобы губы и челюсти былинеподвижны.

5. «Качели». Рот открыт, губы в улыбке, двигать язык к уголкам рта вправо-влево. Следить, чтобы че­люсть и губы были неподвижны, язык не скользил по нижней губе.

6. «Вкусное варенье». Рот открыт, губы в улыбке. Облизнуть кончиком языка верхнюю губу от одного угол­ка рта до другого. Следить, чтобы язык доходил до угол­ков рта, движение было плавным, без скачков, челюсть не двигалась. Так же облизать нижнюю губу. Потом облизать губы по кругу.

7.« Почистим зубки-1». Рот закрыт. Облизывать зубы под нижней, потом под верхней губой. Следить, чтобычелюсть и губы не двигались.

8.« Почистим зубки-2». Рот закрыт. Облизывать зубы под губами круговыми движениями языка. То же по­вторять с открытым ртом.

9.Рот открыт, губы в улыбке. Плавно провести язы­ком по верхним зубам, прикасаясь к каждому зубу, пе­ресчитывая их. Следить, чтобы челюсть не двигалась. То же движение — по нижним зубам.

10.Рот закрыт. Напряженный кончик языка упира­ется то в одну, то в другую щеку. То же, но рот открыт.

11.« Почистим зубки-3». Рот закрыт. Кончик языка упирается в щеку и делает языком движения вверх-вниз. Следить, чтобы челюсть не двигалась.

12.« Фасолька». При паретичном, вялом языке пе­ремещать во рту фасоль, горох и т. п.

13.« Качели». Рот открыт, губы в улыбке. Подни­мать широкий язык к носу и опускать к подбородку. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.

14.« Качели-1». Рот открыт, губы в улыбке. Подни­мать широкий язык к верхним и опускать к нижним зубам. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.

15.« Качели-2». Рот открыт, губы в улыбке. Широ­кий кончик языка положить на альвеолы за нижними зубами с внутренней стороны, потом поднять на бугор­ки за верхними зубами тоже с внутренней стороны. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

16.« Фокус». Рот открыт, губы в улыбке. Язык вы­сунуть «чашечкой», «ковшиком». Сдуть ватку с кон­чика носа, воздух выходит по середине языка, ватка летит строго вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, а нижняя губа не натягивалась на нижние зубы.

17. «Барабанщик». Рот открыт, губы в улыбке. Бо­ковые края языка упираются в боковые верхние зубы. Многократно барабанить напряженным широким кон­чиком языка по верхней десне: д-д-д, постепенно убыст­ряя темп. Следить, чтобы нижняя челюсть не двига­лась, губы оставались в улыбке, звук носил характер четкого удара, чтобы отчетливо ощущалась выдыхае­мая струя воздуха.

18. «Дождик». То же, но произносить ды-ды-ды. Как и в упражнении 17, работает только язык. Для контро­ля можно поднести ко рту полоску бумаги. При пра­вильном выполнении она будет отклоняться.

19.« Индюк». Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на верхнюю губу и двигать им вперед- назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы по­глаживая ее. Темп убыстряется постепенно, добавляет­ся звук голоса, пока не услышатся звуки, похожие на бл-бл (индюк разговаривает). Следить, чтобы язык был широким, он должен облизывать верхнюю губу. Нижняячелюстьне двигается.

20. «Лошадка-1». Рот открыт, губы в улыбке. Широ­кий кончик языка прижать к нёбу за верхними зубами и оторвать со щелчком (пощелкать кончиком языка). Темп постепенно убыстряется. Следить, чтобы губы улыбались, нижняя челюсть не двигалась.

21 .«Лошадка-2». То же, но беззвучно.

22. «Катушечка». Рот открыт, губы в улыбке. Ши­рокий кончик языка упирается в нижнюю десну, спин­ка языка выгибается. Следить, чтобы язык не сужался, кончик языка оставался у нижних зубов и не оттяги­вался назад, челюсть и губы были неподвижны.

23.« Приклей конфетку-1». Присасывание спинки языка к нёбу, сначала при сомкнутых челюстях, а за­тем при разомкнутых. Если присасывание не удается, то на спинку языка можно положить липкую конфе­ту — ребенок старается, прижимая спинку языка к нёбу, сосать конфету.

24.« Приклей конфетку-2». Рот открыт, губы в улыб­ке. Широкий язык присосать к твердому нёбу, удержи­вать под счет до 10, потом оторвать со щелчком. Сле­дить, чтобы губы и нижняя челюсть не двигались, бо­ковые края языка были одинаково плотно прижаты (ни одна половинка не должна провисать). При повторении упражнения открывать рот шире.

25.« Гармошка». Присосать спинку языка всей плос­костью к твердому нёбу. Не отпуская языка, закры­вать и открывать рот, растягивая подъязычную уздеч­ку. При повторении упражнения надо стараться откры­вать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны, не провисала одна из сто­рон языка.

26 .«Дразнилка». Кончик языка высовывается на­ружу и двигается между губами сначала по вертикали, а затем по горизонтали, при этом чувствуется напряже­ние в уздечке языка. При включении голоса получаетсязвук, похожийна детское«поддразнивание».

27. «Ветерок». Рот открыт, губы в улыбке. Поло­жить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы длительно произнося звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола

Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти

Необходимым условием четкой речи является уме­ние правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.

Комплекс упражнений для развития мышц нижней челюсти:

1. «Трусливый птенчик». Широко открывать и зак­рывать рот так, чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух паль­цев. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высо­вывается. Упражнение выполняется ритмично.

2. «Акулы». На счет «один» челюсть опускается, на «два» — челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» — челюсть опущена на место, на «четыре» — че­люсть двигается влево, на «пять» — челюсть опущена, на «шесть» — челюсть выдвигается вперед, на «семь» — подбородок в обычном удобном положении, губы сомк­нуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

3. «Верблюд». Имитация жевания с закрытым и от­крытым ртом.

4. «Обезьяна». Челюсть опускается вниз с макси­мальным вытягиванием языка к подбородку.

5. «Сердитый лев». Челюсть опускается вниз с мак­симальным вытягиванием языка к подбородку и мыс­ленным произнесением звуков [а] или [э] на твердой ата­ке, сложнее — с шепотным произнесением этих звуков.

6. «Силач-1». Рот открыт. Представить, что на под­бородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.

7. «Силач-2». Поставить руки на стол, сложить ла­дони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони.Расслабиться.

8. «Силач-3». Опустить челюсть вниз с преодолени­ем сопротивления (взрослый держит руку под челюс­тью ребенка).

9. «Силач-4». Открывать рот с откидыванием голо­вы назад с преодолением сопротивления руки взросло­го, лежащей на затылке ребенка.

10. «Дразнилки». Широко, часто открывать рот и произносить па-па-па.

Артикуляционная гимнастика для мышц глотки и мягкого нёба

1.« Спатьхочется»:

· позевывать с открытым и закрытым ртом;

· позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

2 .«Горлышкоболит»:

· произвольнопокашливать;

· хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки;

· покашливать с высунутым языком;

· имитировать полоскание горла с запрокинутой го­ловой;

· полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, со­ком с мякотью, кефиром);

· глотать воду маленькими порциями (20-30 глотков);

· глотать капли воды, сока.

3. «Шарик». Надувать щеки с зажатым носом.

4.Медленно произносить звуки [к], [г], [т], [д].

5.Подражать:

· стону;

· мычанию;

· свисту.

6. «Силач»:

· запрокидывать голову с преодолением сопротивле­ния. Взрослый держит руку на затылке ребенка;

· опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка;

· запрокидывать и опускать голову при сильном на­жатии подбородком на кулаки обеих рук;

Сусанна Полякова
Консультация для родителей «Развитие артикуляционного аппарата у детей»

Консультация для родителей

«РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ »

Учитель-логопед высшей категории МБДОУ №2 «Ладушки»

Полякова С. С.

Для того чтобы сформировать правильное звукопроизношение у детей , необходимо развивать артикуляционный аппарат .

Артикуляционный аппарат состоит из трех основных отделов : ротового, носового и голосообразующего. Все они являются частями дыхательной системы. Причем для речи необходимо брюшное дыхание. Дыхание верхней частью грудной клетки всегда затрудняет речь.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции , к которым относятся язык (1, губы (2, нижняя челюсть (3, мягкое нёбо (4, маленький язычок (5, зубы (6, их основания (7, твердое нёбо (8, альвеолы (9) (бугорки за верхними зубами) (рис. 1) .

Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Большое значение в развитии органов артикуляции играет артикуляционная гимнастика .

Необходимо отметить, перед началом занятий познакомьте ребенка с теми речевыми органами, которые находятся во рту. Изучите их с ним перед зеркалом, а для доходчивости позвольте ему ощупать их пальцем (особенно те из них, которые плохо видны) .

Артикуляционной гимнастикой называются специальные упражнения для развития подвижности , ловкости языка, губ, щек, уздечки.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата , необходимых для правильного произношения звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за один раз. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9-12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка, выработать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата . Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новые упражнения, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

В процессе выполнения артикуляционной гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, это может привести к отказу, выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким» , подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху» ). Взрослый, который занимается с ребенком, должен самостоятельно ознакомиться и усвоить комплекс универсальных упражнений для губ и языка. При выполнении упражнений можно использовать игрушки, для которых язычок показывает упражнения, и различные сказки о язычке.

Логопед раздает родителям ручные зеркала и предлагает ознакомиться с комплексом универсальных упражнений для губ и языка с помощью «Сказки о веселом Язычке» .

СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ

Жил на свете Язычок. Был у него на свете свой домик. Домик назывался ротиком. Домик открывался и закрывался. Посмотри, чем закрывался домик. (Взрослый медленно и четко смыкает и размыкает зубы.)

Зубами! Нижние зубы - крылечко, а верхние зубы - дверка. Жил Язычок в своем домике и часто глядел на улицу. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется в домик. Посмотри! (Взрослый показывает несколько раз широкий язык и прячет его.) Язык был очень любопытным. Все ему хотелось знать. Увидит, как котенок молоко лакает, и думает : «Дай-ка и я так попробую» . Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Сначала медленно, а потом быстрей. Совсем как у котенка получается. А ты так умеешь? А ну-ка, попробуй! А еще любил Язычок песни петь. Веселый он был. Что увидит и услышит на улице, о том и поет. Услышит, как дети кричат «а-а-а» , откроет дверку широко-широко и запоет : «А-а-а» . Услышит, как лошадка ржет «и-и-и» , узенькую щелку в дверке сделает и запоет : «И-и-и» . Услышит, как поезд гудит «у-у-у» , кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет : «У-у-у» . Так у Язычка незаметно и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется. Вот и сказке конец.

Занятия по развитию подвижности артикуляционной моторики у детей могут носить чисто подражательный характер. Предложите малышу немного «пообезьянничать» : Вы будете показывать движения губами, языком, а он будет за вами повторять.

Для формирования правильного произношения необходимо также развитие дыхания . Существует речевое дыхание, которое формируется в процессе речи человека. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Желательно перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики выполнить 1-2 упражнения. Все эти упражнения помогут достичь плавного выхода и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.

Важно соблюдать параметры речевого дыхания :

Выдоху предшествует сильный вдох через нос - «набираем полную грудь воздуха» ;

Выдох происходит плавно, а не толчками;

Во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

Во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, предложите ему прикрыть ноздри ладонью, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух через рот);

Выдыхать следует, пока не закончится воздух;

Во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Чтобы развитие речевого дыхания ребенка было интересным и увлекательным, можно предложить ему подуть на вертушку, надувать мыльные пузыри, воздушные шарики, дуть на разноцветные ленточки, ватные шарики, на бумажные кораблики, плавающие по воде, сдувать листочки или снежинки с ладошки.

Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению.

Без голоса нет звука. Необходимо развивать голосовой аппарат ребенка . Хорошим помощником в этом вопросе может стать фонетическая ритмика - сочетание дыхания, звука и движения. Например, можно проделать следующие упражнения.

Упражнение № 1.

«а-а-а.» «рисуют» круг вокруг талии. Произнесение звука [а] стимулирует работу легких, трахеи и гортани.

Упражнение № 2.

Исходное положение - произвольное. Руки вытянуты перед грудью вперед. Пальцы сжаты в кулачки. Указательные пальцы направлены вверх. Глубоко вдохнуть и на выдохе громко и протяжно произнести звук «и-и-и.» . Тянуть как можно дольше. Руки при этом медленно поднимать вверх.

Произнесение звука «и» очищает сосуды мозга, ушей, глаз, улучшает слух и стимулирует работу щитовидной железы.

Упражнение № 3.

Исходное положение - произвольное. Руки прижаты к груди. Пальцы сжаты в кулачки. Указательные пальцы направлены вверх. Глубоко вдохнуть и на выдохе громко и протяжно произнести звук «у-у-у.» . Тянуть как можно дольше. Руки при этом медленно вытянуть вперед.

Произнесение звука [у] усиливает функцию дыхательных и речевых центров мозга, способствует профилактике мышечной слабости и заболеваний органов слуха.

Упражнение № 4.

Исходное положение - произвольное. Руки вытянуты перед грудью вперед. Глубоко вдохнуть и на выдохе громко и протяжно произнести звук «о-о-о.» . Тянуть как можно дольше. Руки при этом «рисуют» круг, который замыкается над головой.

Произнесение звука [о] стимулирует работоспособность, способствует профилактике вегетативно-сосудистой дистонии, а также заболеваний центральной нервной системы, связанных с головокружениями и нарушениями походки.

Упражнение № 5.

Исходное положение - произвольное. Руками дотронуться до плеч. Локти опущены вниз. Глубоко вдохнуть и на выдохе громко и протяжно произнести звук «ы-ы-ы.» . Тянуть как можно дольше. При этом соединить локти и приблизить плечи друг к другу.

Произнесение звука [ы] положительно влияет на общий тонус организма : снимает усталость, повышает работоспособность. Ежедневные упражнения на развитие артикуляционного аппарата помогут сформировать у ребенка правильное, четкое произношение.

Юлия Фесенко
Занятия по развитию подвижности артикуляционного аппарата. Упражнения по развитию у детей артикуляционной моторики

Упражнения по развитию у детей артикуляционной моторики .

Занятия по развитию подвижности артикуляционного аппарата и моторики рук , должны носить подражательный характер.

Предложите своему ребёнку немного «пообезьянничать» . Взрослый будет показывать движения, а ребёнок должен повторить движения за вами.

Показать как воет волк, (вытянуть губы вперёд и произнести звук у-у-у-у) . Следует ребёнка научить вытягивать губы трубочкой.

Научить ребёнка надувать щёки и резко «разрывать» смычку губ.

Попросить ребёнка «полакать» , как котёнок, быстро выбрасывая и втягивая язык.

Пощёлкать язычком, поцокать, как лошадки (подготовка для артикуляции звука –р- ) .

Закроем – откроем домик.

Научить ребёнка смыкать и размыкать обнажённые губы (подготовительные упражнения для артикуляции звуков с , з, ц, ш, ч, щ).

Чтобы было интересно выполнять все эти упражнения , можно превратить занятия в рассказывание занимательной сказки. Можно использовать небольшие стихотворения.

Мы в лес пойдём,

Грибов наберём.

Папу громко позовём,

Ау – ау – ау – ау.

Ай ду – ду – ду – ду – ду – ду – ду,

Сидит ворон на дубу.

Ай качи – качи – качи,

Под подушкой калачи.

Встань малыш ещё разок. Ещё разок.

Сделай маленький шажок. Топ, топ, топ, топ.

Гуси, гуси га –га –га. Пить хотите? Да – да – да.

Гуси, гуси! Вот вода. Га, га, га, га, га, га.

Чики, чики, чикалочки,

Едет Ваня на палочке, а Дуня на тележке, щёлкает орешки.

Ку – ка – ре – ку! Кур стерегу.

Куд – кудах, снеслась в кустах.

Наши уточки с утра, кря – кря – кря – кря.

Наши гуси у пруда, га –га –га.

А индюк среди двора, бал – бал – бал – бал.

Наши курочки в окно, ко –ко –ко –ко.

А как Петя – петушок, ранним утром поутру.

Нам споёт, ку – ка – ке – ку!

Так – же необходимо развивать у детей голосо – дыхательные упражнения .

Такие упражнения помогают детям на подготовительном этапе для формирования у него шипящих и свистящих звуков. Существует много игр по развитию дыхания . Вот некоторые из них :

Дуть на одуванчик, вату, пушинку, мелкие бумажки.

Налить тазик с водой и научить ребёнка дуть на мелкие предметы которые могут плавать в тазу (кораблики, рыбки, уточки) .

Пускание мыльных пузырей.

Игра на музыкальных инструментах.

Надувание воздушных шариков.

Наряду с играми по развитию дыхания необходимо учить ребёнка правильно пользоваться голосом и интонацией :

Протягивать различные гласные звуки, а – у – е – о – ю – я, разматывая при этом верёвочку. Верёвочка может быть при этом длинная или короткая в зависимости от того, какой ритм речевого выдоха у ребёнка. При длительном выдохе голос звучит долго и верёвочка получится длинной. При коротком – голос быстро обрывается, и получается короткой.

Эту игру с ребёнком можно продолжить в сочетании с гласными звуками. Игра «Кто больше скажет» , га – га – га – га, кис – кис – кис – кис, ду – ду – ду –ду, му –му – му – му, и т. д.

Развитие у детей подражательной стороны хорошо сочетается с наглядностью. Такие игры как, «Кто как говорит» , ребёнок не только учится говорить, как животные, но и запоминает их внешний вид, названия, а в дальнейшем их разновидность (домашние или дикие) .повторяя вслед за взрослым слова и фразы, ребёнок укрепляет свой артикуляционный аппарат .

Эти занятия необходимы для детей маленького возраста , у которых развивают не только понимание речи, но и произносительные возможности. Со временем ваш ребёнок научится правильно произносить не только слоги, короткие слова, но и сложные, которые включают в себя в себя два, и более слогов, и тем самым, вы поможете своим детям воспроизводить правильно слоговую структуру слова, исключая укорачивание слов, пропуски звуков в словах. Если нарушения в речи до определённого возраста не исправятся, то необходимо в таких случаях получить консультацию у логопеда.


Многим людям, даже не связанным с публичными выступлениями как таковыми, нередко всё же приходится брать на себя функцию оратора, ведущего или конферансье. Это может быть презентация проекта или доклад, проведение какого-либо мероприятия или просто рассказ интересной истории в кругу друзей. Что уж говорить о тех, для кого выступления – это профессия? Но абсолютно неважно, выступает человек профессионально, только обучается этому мастерству или же вообще толком не имеет к этому отношения, в любом случае правильная артикуляция всегда будет играть ему только на руку, т.к. благодаря ей все произносимые слова будут звучать внятно, ясно и чётко, а речь будет красивой и запоминающейся. В особенности же это, конечно, касается тех людей, которые имеют к выступлениям непосредственное отношение. В этой статье мы представляем вашему вниманию 10 действенных упражнений по улучшению артикуляции.

Каждое из упражнений направлено на тренировку мышц речевого аппарата и улучшение их подвижности. При выполнении важно уделить особенное внимание тому, что нагрузка должна направляться на конкретные группы мышц. Важно также, чтобы мышцы шейно-плечевого отдела могли работать свободно, а темп упражнений должен быть замедленным – это способствует получению от упражнений наибольшего эффекта. Перед выполнением упражнений обязательно нужно выполнить разогревающую гимнастику речевого аппарата. Уделить ей можно всего 5-7 минут, но качество практики улучшится существенно.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика различается по видам:

Гимнастика для щёк

  1. Втягивание и раздувание щёк поочерёдно
  2. Перегонка воздуха из одной щеки сначала в другую щёку, затем под нижнюю губу, затем под верхнюю губу
  3. Напряжение щёк и губ с попыткой выталкивания из ротовой полости воздуха
  4. Втягивание щёк и одновременное смыкание и размыкание губ

Гимнастика нижней челюсти

  • Упор кулаками в нижнюю челюсть и давление челюстью на кулаки
  • Различные движения нижней челюстью: вверх-вниз, назад-вперёд, круговые

Гимнастика мягкого нёба

  1. Зевание с открытым ртом
  2. Движения языком, собранным в «лопатку» до мягкого нёба и возвращение к альвеолам – основанию верхних нижних зубов
  3. Произношение гласных звуков с позёвываниями
  4. Имитация полоскания горла

Гимнастика губ

  • Напряжённая улыбка с сомкнутыми зубами и вытягивание губ трубочкой
  • Различные движения губ с сомкнутыми зубами: вверх-вниз, влево-вправо, круговые
  • Пожёвывание губ
  • Натягивание губ на зубы и последующая улыбка со скольжением губ по зубам
  • Подтягивание верхней губы с обнажением верхних зубов, затем нижней губы с обнажением нижних зубов
  • Фырканье

Гимнастика языка

  1. Вращение языком по кругу в пространстве между губами и зубами и задержка языка под правой и под левой щёками поочерёдно
  2. Пожёвывание языка
  3. Похлопывание языка губами
  4. Вытягивание языка вперёд «иголочкой»
  5. Попытки достать языком до подбородка и до носа
  6. Складывание языка «трубочкой», движение «трубочкой» вперёд-назад и выдувание в неё воздуха
  7. Переворачивание языка на разные бока
  8. Удерживание языка у верхнего нёба

После того как артикуляционная гимнастика окончена и вы убедились, что все части речевого аппарата разработаны, можно переходить к основным упражнениям на улучшение артикуляции.

Упражнения на улучшение артикуляции

Упражнение 1

Упражнение на чувствование кончика языка – его твёрдости и активности в произношении. Для этого используйте своё воображение: представьте, что ваш язык — это маленький молоточек. Затем побейте его кончиком по зубам, проговаривая: да-да-да-да-да. После этого потренируйтесь в произношении букв «Т-Д».

Упражнение 2

Упражнение для освобождения гортани и языка. Суть его заключается в том, что нужно быстро сделать короткий вдох носом и полностью выдохнуть через рот. Выдох также должен быть резким и должен сопровождаться звуком «Фу». Это же упражнение можно дополнить упражнением на укрепление мышц гортани: несколько раз произносите буквы «К-Г».

Упражнение 3

Упражнение на быструю активацию губных мышц. Нужно надуть щёки и сбросить набранный воздух резким хлопком через сжатые губы, одновременно энергично произнося буквы «П-Б».

Упражнение 4

Упражнение на отработку навыка набора воздуха перед каждой новой фразой. Возьмите любое стихотворение или отрывок произведения и осознанно перед каждой новой фразой набирайте воздух. Старайтесь не забывать об этом, чтобы выработалась привычка. И ещё нужно учесть три момента: дыхание должно быть бесшумным, в начале каждой фразы следует держать губы немного разомкнутыми, а после окончания каждого звука нужно сразу же закрывать рот, чтобы окончание не «зажёвывалось».

Упражнение 5

Упражнение на правильное распределение воздуха. Как правило, больше дыхания человеку требуется при громком произношении, но тихое произношение зачастую предполагает большего контроля выдоха. Потренируйтесь в произношении фраз тихим и громким голосом и определите, какое количество воздуха вам требуется для каждого из них. Совмещайте данный приём с предыдущим.

Упражнение 6

Упражнение на ровное произношение гласных единым потоком и чёткое произношение согласных внутри этого потока. Выберите любое стихотворение (или несколько строк из него) и делайте следующим образом: сначала исключите из строк все согласные и ровно произносите только гласные, немного их протягивая. После этого в поток гласных начинайте вставлять чёткие и быстрые согласные, стремясь к тому, чтобы поток гласных сохранился таким же звучным.

Упражнение 7

Упражнение на дикцию. Оно представляет собой простое чтение скороговорок. Выберите для себя несколько скороговорок с различными буквосочетаниями и начинайте оттачивать произношение. Сначала не спеша, размеренно. Затем увеличивайте темп. Следите за ритмичностью, контролируйте дикцию, внятность и выразительность.

Упражнение 8

Ещё одно упражнение на улучшение дикции. Заключается оно в том, что в конце каждого слова нужно уделять особое внимание резкому подчёркиванию его окончания. Это сделает произношение слова чётче и выразительнее.

Упражнение 9

Упражнение на улучшение произношения звуков. Оно применяется для тех звуков, произносить которые вам наиболее сложно. Возьмите словарь, откройте букву, которая вызывает у вас затруднения, и читайте подряд все слова, в которых есть сложный для вас звук, тщательно в него вслушиваясь. Посредством многократных повторений произношение улучшится. В дополнение к этому упражнению можно использовать для отслеживания прогресса диктофон: записывайте все произносимые слова, затем прослушивайте записи и работайте над ошибками.

Упражнение 10

Упражнение на развитие тембральных и акустических свойств голоса. В него входит развитие мышц глотки и языка. Нужно по 10 раз беззвучно произносить буквы «А-Э-О», стараясь при этом раскрывать не рот, а полость зёва.

И в качестве небольшого бонуса ещё один классный и эффективный приём на улучшение общего качества не только артикуляции, но и вступлений вообще — это работа с зеркалом . Выберите отрывок из прозы или стихотворение, которое вы помните, и прочите его, наблюдая за своим отражением в зеркале. Отслеживайте свою мимику, движение губ, глаз, бровей, скул. Прислушивайтесь к своему голосу. Главными критериями оценки должны выступать эстетичность, естественность, гармоничность, а также психологический и физический комфорт. Вы должны добиться того чтобы нравиться себе, чтобы звук вашего голоса был для вас самих приятен, а мимика и жестикуляция вызывали исключительно положительные эмоции.

Естественно, эти упражнения не являются исчерпывающими и единственными в своём роде. И они должны служить вам лишь указателями в работе над своей артикуляцией. При желании вы можете найти огромное количество подобных упражнений в Интернете или специализированной литературе. Но подводя итог, можно составить краткое резюме и выделить несколько главных принципов:

  • Особой важностью в тренировке артикуляции обладают систематичность занятий и их сознательный контроль
  • Очень важно регулярно работать перед зеркалом
  • В процессе занятий вы должны требовательно относиться к себе, уметь смотреть (слушать) себя со стороны
  • Нужно обязательно делать многочисленные повторения неудобопроизносимых звуков до ощущения состояния полного комфорта при их произношении
  • Особое внимание следует уделять работе с мышечными и эмоциональными зажимами
  • Прогресс значительно ускоряет прослушивание аудио- и просмотр видеоматериалов с записями людей, обладающих превосходной артикуляцией

Руководствуйтесь в своей практике этими принципами, и нужный результат очень скоро даст о себе знать. А первый ощутимый эффект проявится уже на начальном этапе. Запомните, что развивать артикуляцию рекомендуется не только певцам, профессиональным ведущим, лекторам, ораторам или актёрам, но и любому человеку вообще хотя бы по той простой причине, что все мы живём в социуме, и нам постоянно приходится взаимодействовать с другими людьми.

Мы желаем вам удачи в работе над артикуляцией. Говорите красиво!

Для тренировки артикуляции и поднятия настроения мы предлагаем вам пройти небольшой тест:

  1. Попробуйте, не используя рук и с закрытым ртом, вывернуть наизнанку нижнюю губу
  2. Попробуйте сделать то же самое, но уже с открытым ртом
  3. Повторите пункт №2 у зеркала