Фостер архитектор работы. Великие архитекторы: Норман Фостер

Норман Фостер - это всемирно известный британский архитектор. Родился 1 июня 1935 года, его полное имя Норман Роберт Фостер, барон Фостер из Темзского банка красноватых. Свое признание получил еще в 1970-х годах в качестве ключевого архитектора в продвижении высоких технологий, которое продолжает оказывать глубокое влияние на архитектуру, какой мы ее знаем сегодня.
Архитектура Фостера удивительно разнообразна; он проектировал небоскребы, офисы, галереи, аэропорты, стадионы, здания парламента, городские генеральные планы и даже космодром. Тем не менее, его работа объединена одной темой, обозначенной в жюри для его Притцкеровской премии 1999 года - он использует самые передовые технологии, соответствующие современному строительству. Именно эта преданность новейшим архитектурным технологиям принесла ему место в движении хай-тек с такими зданиями, как и Центр визуальных искусств Sainsbury .

штаб-квартира Willis Faber & Dumas

Хотя высокие технологии в настоящее время в значительной степени исчезли как «движение», вместо этого ассимилировавшись во множестве других направлений основной архитектуры, работа Фостера продолжает раздвигать границы архитектурных технологий, такие как новое футуристическое здание Apple в Купертино и один из первый в мире специально построенный устойчивый «умный город» Masdar .

здание Apple в Купертино
С момента своего основания в 1960-х годах компания Foster + Partners стала плодовитой, и в дополнение к Притцкеровской премии, Фостер получил две премии Стирлинга, золотую медаль RIBA, золотую медаль AIA и рыцарское звание. Такие проекты, как Гонконгский и Шанхайский банки, The Gherkin в Лондоне и The Hearst Tower в Нью-Йорке, позволили Фостеру занять место одного из величайших архитекторов XXI века.

Рассмотрим 4 уникальных архитектурных проекта Нормана Фостера

1. Штаб-квартира Norman Foster"s Swiss Re

Штаб-квартира Norman Foster"s Swiss Re, также известная как «Корнишон», была выбрана в качестве первого лауреата премии по высотным зданиям и городской среде обитания (CTBUH). Небоскреб уникальной формы, расчистил путь для нового поколения высоких зданий в Лондоне и за его пределами. Его сужающаяся форма и диагональная структура обеспечивают многочисленные преимущества: гибкость программирования, естественная вентиляция внутренних социальных пространств, которые обеспечивают комфорт пользователя при одновременном снижении потребления энергии, и достаточное, защищенное общественное пространство на уровне земли.


2. Башня Херста

Первое «зеленое» высотное офисное здание, построенное в Нью-Йорке. Hearst Tower точно представляет талант и интеллект, которые подталкивают Foster and Partners к инновационному и революционному дизайну.
Симметрично зазубренный силуэт здания легко узнаваем по окружению. Фасад из диагоналей, в виде треугольной стальной рамы, был спроектирован таким образом, чтобы использовать на 21% меньше стали, чем традиционные здания такого типа. Также впечатляет статистика, которая гласит, что 90% из 10 480 тонн используемой стали получены из вторичного сырья.
Дополнение из стекла и стали усилено на шестиэтажной основе литым камнем, которая была спроектирована Джозефом Урбаном в 1928 году и обошлась в 2 миллиона долларов. Башня основанная Уильямом Рэндольфом Херстом, площадь в 40000 квадратных футов была обозначена как достопримечательность во время первоначальной разработки. Новая башня имеет высоту 46 этажей, в которой размещается 80 000 квадратных метров офисных площадей.
Hearst Tower построена в очень важный исторический момент в американской истории, так как это был первый небоскреб, построенный после 11 сентября 2011 года. Приверженность Foster and Partners несравненному дизайну становится яснее с каждым проектом, когда Hearst Tower получает Премию Emporis Skyscraper Award 2006 года как лучший небоскреб года в мире.
Foster and Partners раздвинули границы со своим длинным списком экологических соображений, которые привели к назначению Hearst Tower в качестве первого небоскреба с сертификатом LEED Gold в Нью-Йорке. Теплопроводящий известняк покрывает пол атриума, защищая полиэтиленовые трубки, по которым вода циркулирует круглый год, чтобы помочь контролировать температуру окружающей среды в здании. Во время дождя вода собирается на крыше, а затем хранится в подвале. Это создает ирригацию и поддерживает водную скульптуру в холле.
Водопад «Ледопад», высота которого достигает трех этажей, построен из тысяч стеклянных панелей, создавая тепловые условия в здании, охлаждая и увлажняя воздух с помощью вторичной дождевой воды. Башня Херста имеет комфортную температуру большую часть года благодаря естественной вентиляции.
Еще один очевидный способ снизить финансовые и экологические издержки небоскреба - оптимизировать количество естественного света, проходящего через здание. Для максимизации проникновения света, Фостер ограничил количество внутренних стен, чтобы блокировать меньше света. Датчики света используются для измерения его количества и автоматически реагируют в зависимости от необходимости.
Hearst Tower - всемирная штаб-квартира всех компаний Hearst Corporation, занимающихся публикациями и коммуникациями, такими как Cosmopolitan, Esquire, Marie Claire, Harper"s Bazaar, Good Houskeeping.



3. Аэропорт Аммана

Аэропорт имеет высокоэффективный пассивный дизайн, основанный на местных традициях, и гибком модульном решении, которое позволяет расширяться в будущем. Новое здание обеспечивает положение города в качестве основного центра для региона Левант и позволяет аэропорту расти на 6 процентов в год в течение следующих двадцати пяти лет, увеличив пропускную способность с 3,5 млн. до 12 млн. пассажиров в год к 2030 году.
В ответ на климат Аммана, где летние температуры заметно различаются между днем ​​и ночью, здание построено в основном из бетона, а высокая тепловая масса материала обеспечивает пассивный контроль окружающей среды. Тесселированный навес крыши включает в себя ряд мелких бетонных куполов, которые расширяют границы фасадов - каждый купол являлся модулем для строительства. Купола разветвляются от опорных колонн, как листья пустынной пальмы, и дневной свет заливает зал через расщепленные лучи в местах соединения колонн. Повторяя вены листа, геометрический образец, основанный на традиционных исламских формах, применен к каждому выставленному софиту. Сложная геометрия кровельных каркасов и стратегия изготовления была разработана совместно со специалистами по геометрии Foster + Partners.
По обе стороны от центрального здания проходят два пирса въездных ворот, в которых расположены основные зоны обработки и магазины, комнаты отдыха и рестораны. Между этими объемами дворы под открытым небом - особенность народной архитектуры в регионе - вносят вклад в экологическую стратегию терминала: растения и деревья помогают фильтровать воздух и предварительно его кондиционировать.
Терминал застеклен со всех сторон, что позволяет наблюдать за самолетом на перроне и помогает ориентироваться. Горизонтальные жалюзи затеняют фасады от прямых солнечных лучей - чтобы устранить блики, жалюзи концентрируются в более открытых местах рядом с колоннами. Бетонная конструкция включает местный гравий, чтобы снизить требования к техническому обслуживанию и энергию материала, а также гармонировать с естественными оттенками местного песка.
Амман является одним из старейших постоянно населенных городов в мире - дизайн аэропорта перекликается с ощущением места и местной архитектуры, особенно в куполообразной крыше, которая с воздуха перекликается с черной струящейся тканью бедуинской палатки. Территория перед аэропортом была расширена, чтобы создать благоустроенную площадь с местами для сидения в тени деревьев, где люди могут собраться.












4. Финансовый центр «Бунд»

Финансовый центр «Бунд» - новый многофункциональный проект, разработанный совместно Foster + Partners и Heatherwick Studio, - призван оживить набережную Шанхая. Занимая видное место на Бунде, здания определяют «конечную точку» самой известной улицы Шанхая. Генплан площадью 420 000 квадратных метров доступен для пешеходов, а его дизайн задуман как точка соединения между старым городом и новым финансовым районом.
Вдохновленные этим городским контекстом, две южные башни высотой 180 метров расположены на юге участка, а здания, обращенные к набережной, имеют ступенчатую высоту и соответствуют по масштабу и ритму великим достопримечательностям XIX века вдоль Бунда. В основе схемы лежит гибкий культурно-художественный центр, где проживает Фонд Fosun, который объединяет выставочные залы и залы для проведения мероприятий с площадкой для выступлений, вдохновленной открытыми сценами традиционных китайских театров.
Комплекс из восьми зданий площадью 420 000 квадратных метров объединяет офисы премиум-класса с бутик-отелем, культурным центром и множеством роскошных торговых площадей, расположенных вокруг благоустроенной общественной площади. Торговые площади вертикально выложены бутиками, концептуальными магазинами для международных брендов, роскошными торговыми центрами и ресторанами. Палитра из обработанного камня и бронзовых деталей придает зданиям ювелирное качество. Края каждого объема сделаны из богато текстурированного гранита ручной работы и становятся тоньше по мере подъема, создавая впечатление основательности у основания и прозрачности сверху.
Социальная направленность этой схемы - культурный центр, задуманный как платформа для международного обмена искусством и культурой, а также место для показа бренда, запуска продуктов и корпоративных функций. Здание окружено движущейся завесой, которая приспосабливается к изменяющемуся использованию здания и показывает сцену на балконе и вид на Пудун. Разработанный в сотрудничестве с местными инженерами Университета Тунцзи, фасад представляет собой завесу, организованную по трем дорожкам и состоящую из слоев 675 отдельных «кисточек» из магниевого сплава - отсылки к традиционному китайскому свадебному головному убору. Длина кистей колеблется от 2 до 16 метров, поэтому, когда каждая дорожка движется независимо, завеса вращается с наложением кисточек, создавая различные визуальные эффекты и уровни непрозрачности.
Год рождения - 1935
Согласно формулировке Ф. Ньюби, хай-тек - это эстетизация технологии, больше обязанная наперед заданному архитектурному представлению о ней, чем ее инженерной рационализации. Хотя в рамках хай-тека архитектор тесно сотрудничает с инженером, это направление фактически лежит вне инженерной традиции как таковой и имеет прежде всего дело с экспериментами в области технологической образности.


Дворец мира и согласия, Астана

Фостер по праву считается лидером, если не живым классиком сегодняшней архитектуры хай-тека.

Родился Норман Роберт Фостер 1 июня 1935 года в рабочей семье в пригороде Манчестера. Отслужил в армии летчиком. В 1967 году он основал свою фирму из трех человек.

Проект башни "Россия", Москва

Ранние жилые постройки Фостера, начиная с террасообразно спускающихся по прибрежным склонам Корнуолла и кончая его Лондонским «Мьюс-хаус» (1965), активно эксплуатируют традиционные мотивы. Вместе с тем в них неожиданно многое оказалось созвучным сегодняшнему экологическому подходу. Очевидны и отдельные вкрапления, как бы предвещающие будущий хай-тек, и в этом смысле корнуоллский «приют» с его застекленным «капитанским мостиком», вырастающим прямо из земли, был в высшей степени симптоматичен. Сам Фостер отмечает эту смесь традиционного и супернового на заре творческой деятельности и находит там отдельные прототипические элементы «Виллис Фабер» и Сайнсбери-сентр.

Creek Vean, Корнуолл

Его имя стало известным благодаря супертехнологической архитектуре - после постройки производственного здания «Рилайенс контролс» (1966) и ньюпортского конкурса на новый тип школы с его ставшей для Фостера «фирменной» верхней разводкой всех сложных систем оборудования здания (1967). Сам мастер считает здание фабрики по производству компьютеров «Рилайенс контролс» особо важным - как бы поворотным пунктом в своем творчестве. Публику и знатоков поразили элегантная сдержанность решения, изящество и гармоничность, виртуозное умение выявить эстетические возможности новых материалов и конструкций, прежде всего профилированного металла. Вместе с тем Фостер подчеркивает и иные грани: «Форма здания была осмыслена как социально более подходящая для чистой и быстро расширяющейся в XX веке индустрии электроники, чем обычные рабочие пространства и управленческие помещения с их подразумеваемыми смыслами «мы и они», «чистое и грязное», «шикарное и неряшливое», «заднее и переднее»… Где было возможно, элементы выполняли двойную или даже тройную функцию - например, металлические профили покрытия были также световыми рефлекторами для утопленных флюоресцентных трубок, равно как и структурными элементами в качестве жестких диафрагм». Здание «Рилайенс контролс» было последней работой «Группы 4», в рамках которой Фостер сотрудничал с Роджерсом.

Reliance Controls Factory, Swindon, Wiltshire

Первыми работами «Группы 2», в которой Фостер сотрудничал со своей женой В. Фостер, стали операционный центр и пассажирский вокзал в лондонских доках. Особенно примечателен «Фред Олсен сентр» (1967) с его впервые примененными нерасчлененными поверхностями рефлектирующего стекла в сверхтонких алюминиевых обрамлениях, в которых, как в некоем Зазеркалье, опрокидывался окружающий мир порта, доков с их кранами, прихотливыми очертаниями судов, корабельной оснастки.

Проект Хрустального острова, Москва

Дженкс справедливо подчеркивает сам факт воспроизведения этого эффекта Зазеркалья в широко известной гиперреалистической картине Вена Джонсона «Отражение доков». Сюрреалистичность визуального эффекта минималистской архитектуры здесь выявлена с наибольшей полнотой. «Фред Олсен сентр» как бы дал толчок серии сходных «стеклянных боксов» (в основном связанных с нуждами крупного концерна компьютеров IBM), где металлические крепления стекла неуклонно минимизировались. Финалом этого процесса и апогеем всей «стеклянной серии» стало знаменитое здание фирмы «Виллис Фабер и Дьюма» в Ипсвиче (1974).

Willis Faber and Dumas Headquarters, Ipswich

Однако до конца понять смысл этого феноменального объекта можно, лишь учитывая связи Фостера с Фуллером, мощное влияние последнего, их творческое сотрудничество, начавшееся в конце шестидесятых годов и закончившееся со смертью Фуллера в 1983 году. Идеи Фуллера о легких покрытиях (геодезических куполах) над значительными участками городской территории оказали решающее влияние на их совместный проект подземного Самюэль-Беккет-театра в оксфордском Сент-Питер колледже (1971), форму многоцелевого пространства которого Фостер связывает с подводной лодкой. Итогом сотрудничества стал их совместный проект для Международного энергетического ЭКСПО (1978). В столь же ярком виде и крупном масштабе давняя идея многоцелевого надземного пространства с собственным микроклиматом, выделенного в городской среде замкнутой оболочкой, была реализована в опять-таки совместном проекте «Климатрофис» (1971).

Климатрон - геодезический купол оранжереи ботанического сада в Миссури

Проект Фостера - Сайнсбери-сентр в Норвиче (1977) - совсем новый тип монументализма. Здание было неоднократно официально отмечено наградами разного уровня, в том числе наградами Королевского института британских архитекторов (1978) и Американского института архитекторов (1979). Здесь синтезировались, по сути дела, все наиболее характерные аспекты творчества Фостера. Ближайшим прототипом Сайнсбери-сентр послужило здание «Модерн-арт гласс» в Темзмиде, Кент (1973). Сверхмощная, открыто демонстрируемая пространственная конструкция в форме огромной распластанной буквы «П» объединяет в Сайнсбери-сентр под одной крышей многие функции, среди которых, естественно, доминирует экспозиция уникальной художественной коллекции примитивного и современного искусства.

Сайнсбери-сентр

В больших пространствах между артикулированными поясами ферм и более хрупкими раскосами размещены все коммуникации, рабочие помещения, но все это в общем-то уведено из поля зрения и как бы «обернуто» вокруг главного - гигантского экспозиционного помещения - уже даже не зала, а некой крытой и защищенной с боковых сторон площади свободного многоцелевого использования. С торцов огромное здание просматривается насквозь и как бы сливается с природой. С других точек зрения его лаконичный абрис противостоит ей. Огромные обрамленные фермами порталы торцов этого супершеда буквально распахнуты в природу. Они служат своего рода обрамлениями, кулисами прекрасных ландшафтных картин, и внешнее пространство как бы с гулом устремляется сквозь гигантское сооружение, сообщая его статике неожиданный динамизм.

Хотя в некоторых аспектах Сайнсбери-сентр - здание «низкой» технологии, его по праву называют «храмом хай-тек». Но это уже хай-тек какого-то особого рода, более высокой ступени. Здесь практически ничего нет от холодного любования супертехникой. Алюминий, сталь, стекло, неопрен - новейшие материалы, как бы согретые неким особым, почти рукодельным к ним отношением, воскрешая, казалось бы, навек ушедшие традиции ремесленной обработки поверхности, лепки деталей. Огромная «живая машина» покоряет своей особой красотой очеловеченной техники.

Даже принципиальные противники технологической образности подпадают под чары этого удивительного сооружения. Архитектурные достоинства Сайнсбери-сентр неоспоримы - эта новая по духу архитектура формально совершенна и рождает многообразные образные ассоциации.

Здание Рено-сентр близ Суиндона (1983) - один из «ударных» объектов первой половины восьмидесятых - по меркам сдержанного Фостера в высшей степени экспрессивно. Крупные фирмы теперь стремятся к повышенной образности своих зданий, убедившись, что дополнительные затраты на это окупаются с лихвой. Если Сайнсбери-сентр воплощает в творчестве Фостера классические начала, то в Рено-сентр просвечивают некие барочные тенденции. Предварительно напряженные шестнадцатиметровые колонны держат с помощью натянутых тросов модули перекрытия с вырезанными в них «окнами» верхнего света. Сетка таких модулей покрывает прямоугольный с одним срезанным утлом участок. Использованы характерные для Фостера «переносы технологий». Здание в целом оказалось столь выразительным и запоминающимся, что сразу же стало использоваться в рекламе фирмы «Рено».

Рено-сентр

Затем последовало строительство Шанхайского банка в Гонконге (1981—1985). Гонконгский небоскреб поражает размерами и сложностью конструкции, представляет собой выдающееся достижение современной технической мысли. Здание, проект которого был заказан в период политической нестабильности, теперь стало символом Гонконга (ныне Сянган) как крупного мирового финансового центра. Шанхайский банк был возведен всего за четыре года. В начале работы автор проекта Фостер придерживался принципа «постепенной перестройки» - новое здание возводилось на базе функционирующего банка так называемыми вертикальными слоями. В основе конструкции - вертикальные опорные башни, несущие межэтажные перекрытия офисных ярусов и скрепленные между собой огромными стальными раскосными фермами. От принципа «постепенной перестройки» со временем пришлось отказаться, но благодаря оригинальной конструкции остается возможность гибкой перепланировки служебных помещений и других мелких и крупных переделок - целостная структура здания при этом не нарушается.

Шанхайский банк

Во время строительства подъемные краны укрепляли прямо на опорных башнях - так экономилось место на стройплощадке. В период тайфунов краны оснащали металлическими лопастями (флюгарками), благодаря которым краны свободно двигались, но не ломались. Каждая из восьми опорных башен состоит из четырех колонн. Они располагаются двумя рядами в западной и восточной частях здания. Служебные башни, в которых размещены лифты и туалеты, сгруппированы. Эскалаторы, смонтированные по диагонали в соответствии с китайским учением фэн-шуй, вносят динамизм в интерьер главного холла и банковского зала.

Горизонтальные раскосные фермы, расположенные через каждые восемь этажей, поддерживают нижние этажи Н-этажных секций. Фермы через опорные башни передают нагрузку на землю. При планировке каждого этажа соблюдены три принципа: перегородки офисов скрывают входы и проходы: обеспечен максимальный простор для служащих; сохраняется свобода и прозрачность внутреннего пространства.

Атриум прорезан на высоту двенадцати этажей. Свет проникает туда через сплошные окна фасадов. Кроме того, солнечный рефлектор улавливает и направляет в атриум дневной свет. Атриум играет важную роль в организации внутреннего пространства здания - он зрительно объединяет сгруппированные вокруг него помещения. Солнечный рефлектор из зеркал, помещенный на южном фасаде здания на уровне потолка атриума, через систему отражателей направляет свет в атриум. Оттуда свет проникает дальше - в банковский зал и сервисный комплекс.

В 1991 году по проекту Фостера строится аэропорт «Стендстед» в Эссексе, удостоенный премии Королевского института архитекторов. Подобной награды удостоена и пристройка к зданию Королевской академии искусств в Лондоне (1992), гармонично сочетающаяся со старинной архитектурой.

Аэропорт "Стендстед"

Одна из последних работ Фостера - проект реконструкции рейхстага. По мере развития конкурса немцы решили, что мир не будет упрекать их в возрождении фашизма, если реконструированный рейхстаг будет как можно менее имперским. Форстер ответил на это сохранением идеи музея, в который незаметно вставлен зал заседаний. В рейхстаге сохраняются и восстанавливаются все пласты истории, кроме периода фашизма. Последний заменяют, как сказано в пояснительной записке Фостера, «граффити русских-1945». Зал же заседаний, по мысли Фостера, должен был быть максимально незаметным, для чего - иметь плоское стеклянное перекрытие, поскольку купол - имперская деталь.

Рейхстаг

Купол рейхстага - это огромный аттракцион. Сотни зеркал улавливают дневной свет и посыпают его в зал заседаний парламента, поворачиваясь под разными углами в зависимости от времени суток и погоды. Как всегда здание оснащается самой современной техникой.

Купол Рейхстага

Здания Фостера регулярно попадают в Книгу рекордов Гиннесса по какому-нибудь техническому показателю. С Фостером связано даже специальное понятие «умные здания» - когда дом превращается в сложнейшую машину, которая управляется серьезной компьютерной станцией.

Проект небоскреба "Кристалл", Ханты-Мансийск

За проект реконструкции рейхстага Германия удостоила архитектора Ордена за заслуги - это высшая награда в области культуры. Кстати, он является дважды кавалером Ордена за заслуги - в 1997 году его удостоила этого звания британская корона. Английская королева в 1990 году посвятила его в рыцари. Жюри премии Притцкера - аналога Нобелевской премии в области архитектуры - объявило о том, что Фостер становится лауреатом премии 1999 года. В мире сегодня нет более чествуемого архитектора. Фирма Фостера процветает. Сегодня в ней работают пятьсот постоянных архитекторов. И еще по сто нанимаются на каждый новый объект.

Башня Херст, Нью-Йорк

Фостера продолжают ценить за виртуозную художественную трактовку, многообразие возможностей техники, за постоянное стремление ее гуманизировать, дать человеческое измерение масштабу, превратить ее из пугающей отчужденной силы в источник радости и красоты. Именно в этом состоит ядро его творческой концепции, ее глубинная цельность, объединяющая столь, казалось бы, разные по назначению и образным характеристикам объекты мастера. Это точно уловил Б. Фуллер. Свою речь на торжественном акте вручения Фостеру Золотой медали Королевского института британских архитекторов в 1983 году он завершил словами: «Я низко кланяюсь Вам, Норман, за Вашу исключительную цельность».


Kogod Courtyard, Center for American Art and Portraiture at the National Portrait Gallery , Washington, DC

Сам Фостер против однозначного уравнивания его творчества с эстетикой хай-тека. «Все зависит от того, что вы подразумеваете под термином. Если хай-тек вы понимаете как неразборчивую погоню за передовой и изощренной технологией ради нее самой, тогда я буду категорически отрицать, что мы архитекторы хай-тека».

Expo MRT Station, Сингапур

Для таких утверждений есть основания, но и очевидность пристрастий к супертехнике несомненна. «Он испытывает просто какой-то детский восторг, обнаруживая новые конструктивные и экспрессивные возможности. Его находки всегда интересны, неожиданны. Он использует самые последние достижения в наиболее развитых областях техники». Недаром сам Фостер считает, что использование передовых технологий, не свойственных строительству, «всегда было главной заботой фирмы», приводя в качестве примеров свою надувную оболочку для компьютерного производства, систему, принятую им во «Фред Олсен сентр», суперскульптурные панели Сайнсбери-сентр, сочетание конструкций и остекления в здании Рено-сентр, перекрытия в гонконгском банке, где опробована технология самолетостроения. Создается впечатление, что самые сложные обстоятельства, финансовые ограничения, головоломные функциональные требования лишь воодушевляют Фостера.

Gherkin, Лондон

Текст Дмитрия Самина

Компания знаменитого британского архитектора Нормана Фостера разработала архитектурный план офисного здания на Урале. Это будет девятый проект архитектурной знаменитости в России.

Знаменитый британский архитектор Норман Фостер спроектировал офисное здание для штаб-квартиры "Русской медной компании" (РМК) в Екатеринбурге. Информация о новом российском проекте сэра Нормана Фостера появилась на сайте его компании Foster+Partners (см. фото ниже).

Как уточняет газета "Ведомости", строительство штаб-квартиры РМК в центре Екатеринбурга начнется в августе этого года, ввод здания в эксплуатацию намечен через два года. Общая площадь офисных помещений составит 14 тыс. кв. м. В бизнес-комплексе будет 13 этажей, подземный трехуровневый паркинг, внутренний двор со сквером для отдыха сотрудников и гостей штаб-квартиры.


Проект офисного здания в Екатеринбурге



Фото: imago stock&people / Globallookpress

Норман Фостер

Норман Фостер - известный британский архитектор, лауреат Императорской и Притцеровской премий. Является одним из основателей стиля хай-тек в архитектуре. Среди наиболее известных его проектов - башня The Bow в Канаде и жилой комплекс 610 Lexingtone Avenue в США. В числе работ его компании реконструкция Рейхстага в Берлине, Центрального вокзала в Дрездене и стадиона "Уэмбли" в Лондоне.

На территории СНГ он построил несколько зданий в Казахстане: Дворец Мира и Согласия, торгово-развлекательный центр "Хан-Шатыр" и Библиотеку первого президента. Всего Норман Фостер и его фирма спроектировали и построили более 100 зданий самого разного назначения.

Отметим, что это далеко не первый проект сэра Нормана Фостера в России. Впрочем, ни один из них на территории нашей страны пока так и не был реализован.

Редакция "РБК-Недвижимости" собрала здания Нормана Фостера, которые он когда-либо планировал построить в России.

Норман Фостер в России

"Башня Россия"



Решение построить самое высокое здание в Европе было озвучено столичными властями еще в 1994г. Тогда рассматривалось несколько вариантов его размещения. В 2006г. состоялась выставка проектов, по одному из вариантов, придуманных известным архитектором Норманом Фостером, высота башни должна была составить 1000 м. Но этот вариант отклонил мэр Москвы Юрий Лужков, и высотность здания сократили до 600 м. В 2007г. Юрий Лужков заложил капсулу с пергаментом в основание башни. Уже через год строительство объекта было приостановлено по причинам финансовых трудностей застройщика компании "СТ Тауэрс" Шалвы Чигиринского. В 2009г. власти Москвы и вовсе отказались от возведения башни "Россия". На этом месте планировалось построить автомобильную стоянку. В 2012г. были утверждены новые параметры 17-18 участков в ММДЦ "Москва-Сити" - вместо первоначально утвержденных 612 м максимальная высота здания на этом участке составит 360 м.

"Хрустальный остров"


Еще одному проекту бизнесмена Шалвы Чигиринского - "Хрустальный остров" - также не суждено было появиться в Москве. Разработанный архитектором Норманом Фостером культурно-деловой центр предполагалось построить в Нагатинской пойме в 2014г. Небоскреб высотой 450 м имел огромную площадь внутренних помещений - более 2,5 млн кв. м. Планировалось, что это будет самое вместительное здание в мире. В соответствии с проектом Нормана Фостера, по форме здание представляло собой конус с вогнутой боковой поверхностью. Диаметр основания - 700 м. Диагональная сетка с ромбическими ячейками на фасаде здания и гиперболоидная форма конструкции сблизила "Хрустальный остров" с Шуховской башней. Проект так и не был реализован опять же из-за финансовых проблем Шалвы Чигиринского.

"Апельсин"


На месте здания Центрального дома художника на Крымском Валу в 2008г. планировалось построить МФЦ "Апельсин" по проекту всемирно известного архитектора Нормана Фостера.

На Крымском Валу должен был появиться 15-этажный дом в виде разрезанного фрукта. Каждая из пяти оранжевых "долек" "Апельсина" являлась отдельным функциональным сегментом, расположенным под наклоном к сердцевине. Помимо музея на первых этажах он включал гостиницу, офисы и жилые апартаменты. Согласно проекту общая проектная площадь здания составила 80 тыс. кв. м. Данный проект вызвал бурную реакцию общественности, и его пришлось свернуть. Со сменой столичных властей про него и вовсе забыли.

Реконструкция ГМИИ им. Пушкина




В 2009 г. Фостер совместно с "Моспроект-5" выиграл тендер на проект реконструкции ГМИИ им. Пушкина, но в 2013г. компания британского архитектора вышла из проекта.

Новая Голландия (Санкт-Петербург)







Администрация Санкт-Петербурга в 2004г. объявила тендер на реконструкцию острова Новая Голландия. В 2006г. в конкурсе на реконструкцию Новой Голландии победило ООО "СТ Новая Голландия". По заказу компании архитектурное бюро Нормана Фостера разработало проект создания многофункционального комплекса, включающий театры, конференц-залы, галереи, гостиницу и рестораны. Проект был утвержден губернатором и даже взял несколько наград на престижной выставке в Каннах, однако так и не осуществился из-за смены девелопера в 2010г.

(Norman Foster, р. 01.06.1935) успевает всегда и везде - баронет, лыжник, увлеченный пилот и велосипедист, отец пятерых детей, 84-летний архитектор-машина. Успевает работать над сотней проектов одновременно, управляет бюро Foster + Partners, 1200 сотрудников которого говорят на 40 языках, - идеально налаженный механизм, чей продукт моментально становится стандартом: так надо строить.

NORMAN FOSTER Закончил School of Architecture and City Planing в Университете Манчестера и Йельский университет. Ученик Р.Б. Фуллера и последователь В. Шухова, от которых воспринял остекленные своды и сетчатые диагональные металлоконструкции. Его бюро получило с 1967 года две сотни наград и выиграло полсотни конкурсов.
С 1990 года - сэр, с 1999-го - пожизненный пэр и лауреат Притцкеровской премии.

Один из примеров - эко-город Масдар, проектируемый недалеко от Абу-Даби. Низкоэтажные дома для сорока тысяч жителей, начиненные современными технологиями, построят по-арабски скученно, что позволит сохранить относительно низкие температуры во внутренних дворах. Masdar City - не социальный проект, но в качестве «идеального города» способен стать урбанизационной моделью в любой стране. С шейхами Фостер сотрудничает давно и плотно, он - автор национальных павильонов ОАЭ на межэдународных EXPO

Фостера можно назвать рекордсменом во многих измерениях. Едва ли манчестерский мальчишка из неблагополучного рабочего района, подрабатывавший то мороженщиком, то пекарем, то вышибалой на дискотеке, мог мечтать, что станет архитектором самых больших, высоких, длинных и дорогих сооружений в мире, получит все возможные профессиональные награды, станет героем нашумевшего документального фильма How Much Does Your Building Weigh, Mr Foster? и будет автором космодромов, городских агломераций и политической фигурой мирового масштаба.

Проект аэропорта New Mexico Сity. Foster + Partners совместно с Фернандо Ромеро (FR-EE). 2014.

Известность пришла в 1975-м, когда здание страхового общества Willis Faber & Dumas в Ипсвиче перевернуло традиционные взгляды на офис: изогнутые стены одело сплошное затемненное стекло, в котором отразилась окружающая историческая застройка, газон на крыше начал свою работу по сохранению тепла, а бассейн разбавил рабочие будни.

Кампус Apple Cupertino 2, Калифорния. Foster+Partners.

Основные клиенты Фостера - люди, которые стоят у руля или, по выражению самого архитектора, «держат кнут за рукоятку». Его можно сравнить с Карлом Фридрихом Шинкелем: в XIX веке тот стал практически официальным архитектором прусской столицы, а Фостер определил картину сегодняшнего Лондона. Сейчас мало кто может представить город не только без старинного Тауэрского моста, но и без фостеровского моста Millennium, здания городской мэрии со сдвинутыми с вертикальной оси этажами, реконструированных музеев и, конечно, 180-метрового небоскреба швейцарской страховой компании Swiss Re. Это первое экологически чистое высотное здание в Британии журналисты едко сравнивали с початком, корнишоном, гильзой, шишечкой и т. п. За этот проект архитектор был удостоен премии Стерлинга.

Главный офис компании Swiss Re, Лондон, 2003.

Станция «Экспо» в Сингапуре, «Хёрст-тауэр» в Нью-Йорке, «Сити-холл» и «Мэри-Экс» в Лондоне, «Клайд Аудиториум» в Глазго – что общего между этими архитектурными сооружениями? Футуризм, космос, модернизм? Нет, общий у них – создатель.

Непревзойденный британский современный архитектор Норман Фостер (Norman Foster) по сей день поражает мир своими оригинальными проектами в стиле хай-тек.

Лауреат Императорской и Притцкеровской премий, зарубежный почётный член Российской академии художеств, обладатель высшего ордена Германии в области культуры «За заслуги» Норман Фостер родился в 1935 году в Англии в обычной семье рабочего. В юности он работал в казначействе Манчестера, изучал торговое право, а в качестве хобби рисовал эскизы воображаемых строений. Для карьеры архитектора было необходимо профильное образование, а его у Нормана не было. До 21 года он был вынужден браться за любую работу, и только потом поступил в архитектурную школу при Манчестерском университете, а следом - в Йельский университет, где познакомился со своим будущим партнером по мастерской «Команда 4» (Team 4) Ричардом Роджесом. Они вместе и придумали хай-тек.

Имя Нормана Фостера впервые громко прозвучало в 1966-м году в связи с проектом «Рилайенс контролс». И с тех пор архитектор стал удивлять мир своими идеями. Во многом благодаря этому человеку современный мир имеет такой облик, который мы знаем. Можно сказать, что он создал стиль мегаполисов XX и XXI веков.

Мосты, небоскребы, аэропорты, правительственные здания, торговые комплексы – для Фостера все задачи одинаково хороши и интересны. Его архитектурные проекты объединили 22 страны мира в единой дизайнерской концепции. Сейчас Норману 82 года, в его компании «Фостер и партнеры» работают более 500 человек, в том числе люди, имена которых известны во всем мире.

«Нужно все время изобретать себя заново – иначе наскучишь и себе, и людям» , − поделился секретом своего успеха архитектор в одном интервью.

Интересно, что Нормана Фостера волнует не только внешний вид зданий, но и их экологичность. Архитектор делает акцент на энергосбережении, ресурсах природы (солнечная энергия и так далее). В его проекты внедрены смарт-системы, позволяющие разумно распределять свет, воздух и тепло. Кстати, в собственном доме Фостера есть выход на крышу, на которой находится сад. В нём растут берёзы, специи и мята. Архитектор обожает завтракать там со своей семьей.

Давайте подробнее остановимся на самых значительных проектах Фостера.

Башню «Мэри-Экс» в Лондоне как только не называют в простонародье – и корнишоном, и сигарой, и неприличными фаллическими прозвищами. В этом 40-этажном здании, покрытом листами стекла, сейчас находится офис швейцарской компании Swiss Re. Споры об уместности этого сооружения в старинном Лондоне не утихают по сей день: одни считают эту груду вычурного стекла вульгарной пощёчиной чинному облику города, другие ратуют за функциональность и большое число офисных помещений (а также ресторанов и кафе на самой вершине), но кто-то рад, что его город «осовременился». Конечно же, для этого проекта Фостер применил свои главные принципы экологичности: в здании внедрены солнечные батареи, которые существенно экономят энергию, а также система естественной вентиляции воздуха. Этот дом-огурец, возведенный в 2004-м году, считается самым зеленым небоскребом в мире. И самым дорогим зданием Великобритании.

В 2007-м году в Лондоне свои двери открыл футбольный стадион «Уэмбли», рассчитанный на 90 тысяч зрителей, где проводит свои матчи сборная Англии. Обновленная версия этого знаменитого стадиона появилась на месте старого. Знаменито сооружение своей уникальной раздвижной крышей и решетчатой стальной аркой высотой 134 метра, которая ее поддерживает и позволяет маневрировать. Такая особенность - не столько ради красоты, сколько для функциональности: трава на поле стадиона растет значительно быстрее.

Если продолжить разговор о модернизации известных сооружений, то нельзя не упомянуть легендарный стеклянный купол на крыше берлинского Рейхстага.

Ещё в 1993-м году Норман Фостер выиграл конкурс на реконструкцию здания. Его купол сделан из стекла и стали, диаметр составляет 40 метров, а в высоту он достигает 24 метров. Внутри находятся 360 зеркал, которые создают самую настоящую сказку из отражений.

Сейчас купол Рейхстага считается лучшей панорамной площадкой Берлина, на его вершине находится сад и ресторан, а туристы полюбили это место ещё больше, чем раньше. Интересно, что Фостер умудрился сохранить историческую внешность здания, но значительно «перекроил» его внутренности. Так, он снес некоторые стены, заменив их современными конструкциями.

Работы Фостера можно перечислять еще очень долго, за свою удивительную творческую карьеру архитектор возвел десятки невероятных сооружений. Но, конечно, на эти шедевры зодчества лучше смотреть вживую.