Есенин с добрым утром художественные средства. Анализ стихотворения Есенина «С добрым утром

Цели урока:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока литературы по стихотворению С. Есенина «С добрым утром

Цели урока:

Образовательные: познакомить учащихся со стихотворением С. Есенина « С добрым утром!»; обогащать словарный запас детей;

Учить чувствовать и понимать образный язык поэтического произведения;

Развивающие: развивать критическое мышление, читательские умения; формировать собственное отношение к изучаемому материалу, работать над выразительностью речи;

Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе.

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Проверка домашнего задания (сообщения учащихся о жизни и творчестве Есенина, показ презентаций)

– Ребята, сегодня нас ожидает встреча с замечательным русским поэтом Сергеем Есениным.

– Посмотрите на портрет С. Есенина и попробуйте сказать, какой он.

Кто из вас может рассказать об этом поэте? (Ответы детей)

В нашем классе есть ребята, которые поработали с дополнительной литературой и подготовили сообщения к уроку.

3) Сообщение темы урока с первичной актуализацией знаний.

Сегодня мы отправляемся в мир поэзии. Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Что вы хотели бы узнать и чему научиться? Исходя из этого- цель нашего урока? (Учиться чувствовать и понимать образный язык поэтической речи).

Для чего нужны вам эти знания?

Давайте с вами подумаем, что такое поэзия и что она значит для человека

4) Выразительное чтение стихотворения «Сдобрым утром!» учителем.

5). Анализ стихотворения .

Подумайте, о чем это стихотворение? Какова его тема? Каков характер стихотворения? Какое настроение создает стихотворение Сергея Есенина “С добрым утром”? Какими средствами выразительности языка воспользовался поэт? (Стихотворение о природе, это пейзажная лирика)

Обратите внимание на задачи, которые нужно решить на уроке.

Постарайтесь проследить за тем, как движется взгляд поэта, как он показывает читателю картину природы.

Первая строфа:

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Первая и последняя строки этой строфы показывают нам небо (звезды золотые, сетку небосклона) – верхнюю границу мира. Вторая и третья строка показывают нам воду (зеркало затона, заводи речные) – нижнюю границу мира. Таким образом, взгляд поэта, перемещаясь вверх-вниз-вверх, заставляет читателя тоже охватить взглядом весь огромный мир.

Вторая строфа.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

Внимательно всмотритесь в картину, которую рисует поэт. Как движется его взгляд? Какой прием использует поэт? (Каждая следующая строчка этой строфы дает все более детальное описание любимого дерева поэта, словно картина наплывает на нас. Мы вместе с поэтом все более внимательно рассматриваем деревья, вглядываемся в них. Используется прием приближения).

Таким образом, центральная строфа стихотворения показывает читателю срединный мир общей картины.

Третья строфа.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
"С добрым утром!".

На что поэт обращает внимание читателя? Проследим за взглядом поэта.

Взгляд опускается до нижней горизонтали картины, до уровня травы: “у плетня…крапива”.

Насколько ожидаемой оказалась для нас самая последняя строка стихотворения? Как она помогает почувствовать настроение поэта?

Вряд ли мы рассчитывали услышать поздравление "С добрым утром!" от лица крапивы. Недаром поэт использовал здесь слово “шаловливо”, потому что он, верно, и сам немного пошалил с читателем. Поэт намеренно использовал образ самого непритязательного растения для произнесения самой главной фразы произведения, чтобы показать, что в природе нет избранных, что все одинаково рады наступлению нового дня.

6). Работа над средствами выразительности языка в стихотворении.

Рассмотрим, какими средствами поэт рисует картину природы, создает настроение человека.

В нашу задачу входит поиск средств выразительности языка, среди которых очень часто встречается эпитет. Вспомним, что такое эпитет? Ответы учеников подтверждаются примерами из стихотворения. Запишем определение эпитета в тетрадь.

Вспомним, что такое олицетворение, которое тоже очень часто встречается в поэтических текстах пейзажного характера. Ответ проверим. Запишем определение олицетворения в тетрадь.

Повторим задачу по поиску олицетворения в следующей строфе стихотворения и проверим себя. На работу отводится одна минута.

Вспомним, что такое метафора. Чем метафора отличается от сравнения? Запишем определение метафоры в тетрадь.

Повторим задачу по поиску метафоры в следующей строфе стихотворения и проверим себя. На работу отводится одна минут

Стихотворение С. А. Есенина «С добрым утром!» написано предположительно в 1914 году и относится к ранней лирике поэта. По своему настроению оно оптимистичное, жизнеутверждающее, и с этой точки зрения созвучно с общим эмоциональным тоном поэзии Есенина начала 10-х гг. Свою первую книгу, вышедшую в эти годы, поэт назвал «Радуницей». Само ее название отражает радость восприятия, полноту ощущения жизни, характерную для дореволюционных стихотворений молодого автора.

При «до-анализовом» прочтении произведения его, как правило, относят к пейзажной лирике поэта, считая, что основной целью Есенина было изображение утренней пробуждающейся природы и выражение чувства восхищения ее красотой. Однако практика показывает, что достаточно провести анализ хотя бы некоторых языковых уровней текста, чтобы прийти к более глубокому его пониманию, к определению мировоззренческих основ есенинской поэзии.

С первых строк бросается в глаза, что все первые слова начинаются с буквы «з». Последующий фонетический анализ текста позволяет установить, что он богато инструментован. Его ритмомелодика выстроена на двух рядах звуков: с одной стороны, звонкие согласные з, д, б и сонорные р, л, м, н, поддерживаемые ассонансами а, э, о ; с другой – глухие и шипящие с, т, п, ж, ш . Глухие, как нам кажется, призваны передать некоторую «затушеванность», «пастельность» картины утра, ее «туманность», когда природа еще не до конца «проснулась», жизнь в природе проявилась не в полную меру. Но с каждой секундой она все более заявляет о себе, в природе звучат все новые и новые голоса, что и выражено с помощью звонких, сонорных и гласных звуков. Следует подчеркнуть, что два, казалось бы взаимоисключающих, звуковых ряда не диссонируют, а наоборот – создают особую мелодику стихотворения, позволяющую автору выразить мысль о гармонии происходящего в природе. Оба звуковых ряда смыкаются в стержневой строке стихотворения – «С добрым утром!».

В произведении очень много тропов: олицетворений (задремали звезды, улыбнулись березки, растрепали косы, крапива обрядилась, шепчет) ; эпитетов (звезды золотые, сонные березки, шелковые косы, серебряные росы, ярким перламутром, шепчет шаловливо) ; метафор (зеркало затона, сетку небосклона, горят росы, перламутром (жемчуг = капли росы)). Даже слово сережки воспринимается не в значении березовых семян, а как женское украшение, предмет бижутерии и таким образом включается в общий пласт слов с переносным значением. Тропы призваны создать красочность, пластичность картины, передать полноту «живой жизни» в природе. Все явления природы Есениным оживлены, очеловечены, одухотворены.

Полнота жизни в пробуждающейся природе выражена и с помощью стилистических фигур. В стихотворении есть инверсии (звезды золотые, брезжит свет и др.), отражающие необычность, новизну, свежесть происходящего. Много бессоюзных конструкций (Задремали… // Задрожало… // Брезжит…; Улыбнулись… // Растрепали… // Шелестят…). «Сквозным» приемом оказывается синтаксический параллелизм. На протяжении всего стихотворения главенствующее первое место занимает глагол, несущий мысль о движении как жизни (жизнь – форма существования материи).

Однотипно выстроена первая строфа: сказуемое (глагол) – подлежащее (существительное) – второстепенный член. Однотипна с точки зрения ее синтаксиса и вторая строфа. Правда, акценты здесь несколько смещаются. Если первое место в первой строфе было отведено глаголу-сказуемому, второе – существительному-подлежащему, а третье – определению, выраженному прилагательным или существительным, обстоятельству места или дополнению, то во второй строфе центральное место в трехчленной структуре стихотворных строк начинает занимать определение-прилагательное. Возможно, это связано с тем, что во второй строфе жизнь более проявлена, ясно обозначена. Природа проснулась, и каждое явление в ней, каждый предмет предстает в своем истинном облике, в своем своеобразии, отличительных признаках.

С точки зрения строения, самой «отличительной» является последняя строфа. Здесь всего один образ (одно подлежащее) – крапива. Но это самое «действенное» существо, самое «живое», поэтому оно сопровождается четырьмя словами, выражающими действие: глаголами обрядилась, шепчет , причастием заросшая , деепричастием качаясь . И даже наречие шаловливо содержит в себе действие (шалит). Наверное, благодаря своей «живости» (и живучести) крапива и получила право выразить ключевую мысль стихотворения, выраженную в его заглавии и в последней строке.

Строка «С добрым утром!» выбивается из общего ритмико-интонационного строя стихотворения. В отличие от других стихов, она написана не пятистопным хореем (кстати, самым «жизненным», оптимистичным метром), а двустопным. «Усечение» строки наполняет ее бо льшей энергетикой за счет того, что сила усеченных стоп передается оставшимся. Так, интонационно выделяя последний стих из ряда других, Есенин актуализирует его, придает ему особое звучание. И это неслучайно. Мысль о доброте как силе, благости жизни – ключевая и в этом стихотворении, и во всей поэтической системе автора. Она составляет зерно мироощущения и миропонимания Сергея Есенина.

Стихотворение имеет кольцевую композицию, цель которой – отразить целостность жизни, ее гармонию, ее «вечность». Гимн жизни, пропетый поэтом в стихотворении «С добрым утром!» – в произведении, написанном в самом начале XX века, был как предостережение от предощущаемых национальным гением трагических, кровавых событий наступившего столетия и как глубинная вера русского человека в «неуничтожимость жизненной материи»

(Иллюстрация: Геннадий Целищев )

Анализ стихотворения "С добрым утром"

Пейзажная лирика в творчестве Есенина передана автором с большой трепетностью и чувственностью. Вместе со стихотворением «С добрым утром», где бы мы не находились, какая бы погода не была за окном, мысленно обязательно перемещаемся в уголок природы, окруженный березами и крапивником, которые только отошли от сна.

После прочтения стихотворения душа чувствует летний рассвет, когда вместе с природой просыпается все живое. А лето - это, пожалуй, самая яркая и самая увлекательная пора. Такое чувство, что радость крепчающих с каждым днем березок, чувствуется в каждом листочке, в каждом прутике. Тем более, что в лирике Есенина, каждое природное создание, каждое существо - живое. Читая строки поэта, будто видишь, как улыбается береза, открывает глаза после сна крапива, как каждый росточек будто вытягивается под лучами летнего солнца.

«Звезды золотые» сменились ласковым солнышком. Настала его пора. Его первые лучи, появляясь на восходе, окрасили небо в румяный цвет. Это предвестие ясного летнего дня, который принесет теплую погоду, благодатные лучи, так необходимые всем растениям.

Образу березы в творчестве Есенина вообще, надо сказать, уделено множество внимания. Ведь именно эти деревья ассоциируются у поэта с Родиной. В любом стихотворении береза - это своеобразная девчушка-веселушка, с сережками и длинными кудрявыми косами. Капельки росы дополняют этот озорной образ, как жемчужные и изумрудные украшения.

Представляешь сразу деревенский «плетень», около которого растет крапива. Самым интересным и необычным в этом стихотворении можно отметить превращение крапивы из, так привычной для нас неприятной, жалящей травы, в кокетливую красавицу, которая «обрядилась ярким перламутром». Кажется, что все вокруг наполнено добродушием, улыбками и радостным ожиданием предстоящего дня.

1.История создания стихотворения
2. Жанр и идея
3.Композиция
4. Поэтические средства

Стихотворение С добрым утром С.А. Есенин написал в начале своего творческого пути, в 1914г. Какие чувства и переживания испытывает молодой автор, совсем недавно покинувший родное село и приехавший покорять Москву? Конечно, он вспоминает природу родных мест, которая долгие годы была неотъемлемой частью его жизни.

Жанр и идея

«С добрым утром» — это лирическое стихотворение. Оно описывает то, с чего начинается каждый день сельского жителя — рассвет. Есенину очень тонко и живо удается передать пробуждение «сонных березок» и ничем не приметной заросшей крапивы, которая с рассветом «обрядилась ярким перламутром».

Идея произведения заключается в описании всей красоты и неповторимости начала нового дня.

Композиция

Произведение состоит из трех коротких четверостиший. Используя множество художественных образов поэт придает своему творению особую красочность и живость. Кажется, что вот вот взойдет солнце, оно уже виднеется на горизонте, хотя само слово «солнце» или «восход» автором не употребляется.

Поэтические средства

Вся природа тут словно живое существо. Это ощущение рождается благодаря использованию тропов, особых поэтических средств. Рассмотрим их подробнее:

Анафора — повторение одинаковых звуков или слов в начале нескольких фраз или строф. В этом стихотворении повторяется согласная «з» в первых двух строчках: Задремали звезды золотые, /Задрожало зеркало затон… Первое четверостишье — вступительная часть. Эти строки отчетливо рисуют водоем, уходящие ночные сумерки, приближающийся рассвет.

Аллитерация, выраженная повторениями гласных «з», «д» в сочетании с буквой «ж» привлекает внимание. Создается яркий образ жужжащих над водой стрекоз или пчел.

Метафоры Есенина рисуют красочный пейзаж: «сетка небосклона», «зеркало затона», «горят росы». Во второй строфе природа выступает в роли основного действующего лица. Она как-будто стала живой. Березы — это словно только что проснувшиеся молодые девушки с растрепанными косами, сонно улыбаются встречая новый день. В третьей строфе происходит кульминация сюжета. Есенину удается придать крапиве образ красавицы. Ведь неприметный сорняк обрядился …ярким перламутром и …качаясь шепчет финальную фразу стихотворения …с добрым утром! «С добрым утром» раскрывает мысли и чувства автора. Поэт словно художник рисует читателю рассвет. Безмятежное, тихое и родное начало дня в селе.

Это стихотворение Сергея Александровича Есенина относится к его ранней лирике, так как написано в самом начале его творческого пути. Юный автор сочинил его в четырнадцатом году прошлого столетия.

Поэт легко и непринуждённо мог писать о природе, ведь он вырос близко к земле. Он хорошо знал, быт и уклад сельской жизни, так как только несколько лет прошло с той поры, когда он впервые покину свою малую родину.

Произведение «С добрым утром» имеет оптимистическую направленность. Основа сюжета передана в виде жизненного утверждения. Следует отметить, что в строчках прослеживается особенное эмоциональное состояние автора, которое свойственно было ему именно с десятых годов прошлого столетия.

Первая книга, которую создал Сергей Есенин, называлась «Радуницей». В названии просматривается радость восприятия, а также полнота ощущения всех прелестей жизненного пути. Именно такие принципы были свойственны стихотворениям, которые создавались в дореволюционный период молодым автором.

Если стих прочитать поверхностно, то сразу же возникает ощущение того, что произведение имеет прямое отношение к лирике пейзажного плана. Есенин на главный сюжетный план вынес изображение постепенно пробуждающейся природы. Здесь наблюдаются явно выраженные чувства восхищения ее красотой.

Чтобы наиболее точно провести анализ стихотворения, потребуется рассмотреть особенности языковых уровней. Как показывает практика, именно эти особенности позволяют наиболее точно охарактеризовать сам текст, прийти к наиболее глубокому пониманию и восприятию мировоззренческих форм в поэзии.

Анализ стихотворения «С добрым утром!»

После прочтения первых строк произведения сразу же становится понятно, что поэт акцентирует внимание именно на красоте природы. Следует отметить, что в строках изобилует буква «з» - это своеобразное выделение определенных слов и фраз в тексте. Такой приём: «Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона» - называемый аллитерацией, говорит о профессионализме автора.

Если произвести анализ фонетического плана, читатель сможет установить, что сюжетная линия стихотворения весьма инструментирована. Вся ритмичная мелодика представляет собой два эксклюзивных ряда звукового сопровождения. Первый – это использование при создании рифм звонких согласных – «з», «д», «б», а также сонорных букв – «р», «л», «м», «н». Они придают шарм и выделяют стихотворение из многообразия аналогичных. Вышеописанные согласные, для достижения большего эффекта, поддерживаются различными ассонансами – «а», «э», «о».

Второй ряд звукового сопровождения отличается использованием глухих шипящих звуков – «с», «т», «п», «ш». Эти буквы предназначены для создания своеобразной затушёванности в произведениях, а также придания картине пастельности, туманность образов природы, которая еще полностью не пробудилась после ночной спячки.

Стоит отметить, что природа здесь показана весьма изысканно. В начале стихотворения, когда спать отправляются звёзды, вся остальная природа совсем сонная, только начинает пробуждаться. Она заявляет о своем существовании и в стихотворении начинают проявляться все новые и новые разнообразные голоса. Это достигается с помощью использования при создании рифм различных звонких букв, а также сонорных звуков, дополненных повторяющимися гласными.

Использование в тексте различных взаимоисключающих звуков придает исключительную особенность стихотворным строкам. Звуковые ряды в данном случае не диспонируются, а создают эксклюзивную мелодику самого стихотворения, позволяя автору произведения передать читателю все внутренние мысли, созданные на основе гармонии природы и человеческой натуры. Явно выражено соединение смыкающихся звуковых рядов в первой строке стихотворения:

«…С добрым утром!...»

Особенная структура стихотворных строк

Произведение имеет в своем составе большое количество всевозможных форм. Это и разнообразные олицетворения, которые представлены постоянно дремлющими звездами, улыбками и растрепанными косами милых берёз, нарядной крапивой и шепотом натуральной природы.

В стихотворении имеются и эксклюзивные эпитеты, придающие произведению отличительную пикантность. Они представлены в виде золотых звезд, сонных берез, шелковых кос, серебристой росы, ярко-перламутровой природой, а также шаловливым шепотом рассвета.

В творении Сергея Есенина имеются и метафоры, которые придают произведениям некий шарм. Они представлены в виде зеркального затона, сетей небосклона, пылания росы, а также перламутровыми каплями росы в виде жемчуга.

Следует отметить, что автор смог написать стихотворение так, как будто природа в нем выступает в роли живого существа. Даже сережки на березе воспринимаются не в качестве семян, а как особенное украшение, отдельный предмет бижутерии. Значение его переносно, и относится к женственности самого природного ландшафта.

Использование тропов в стихотворении придает произведению красочность, пластично передвигая сюжет от начала до конца. Сергей Есенин сумел передать читателю всю полноту жизни, происходящую при формировании натуральной природы. Все до мелочей в строках приобретает живой, очеловеченный характер.

Стоит отметить, что пробуждающая природа выражается и с использованием разнообразных фигур стилистики. В произведении присутствуют разнообразные инверсии. К примеру, золотые звезды, брезжание света. Такие особенности позволяют отражать необычность природного ландшафта, придавая ему свежесть.

Присутствуют в строках и сквозные приемы, которые автор использовал максимально искусно. Наиболее распространенный прием – это синтаксический параллелизм. На главном месте здесь выступает глагол, который несет мысли о движении, имитируя жизнь как форму существующей материи.

Следует особое внимание уделить первой строфе. Здесь присутствует глагол, подлежащее, а также второстепенный член предложения. Однотипной является и следующая строфа, которая имеет слегка смещенные акценты. В первом случае ключевая роль отведена глаголу, а во второй строфе – трехчленной структуре самого прилагательного. Это связано с тем, что во второй строчке особенное внимание уделяется жизни самой природы, и она здесь наиболее проявлена. Природа здесь уже проснулась и каждое ее проявление, каждая отдельная частица представлена читателю в своем изысканном и натуральном виде.

Особенности строения стихотворных строк


Если посмотреть на произведение, с точки зрения строения, наиболее выделяется именно последняя строфа. Здесь присутствует лишь одно подлежащее, а именно - крапива. Данный образ является живым и сопровождается дополнением в виде четырех слов-глаголов. Каждая отдельная фраза содержит в себе определенное действие, даже наречие – шаловливо – подразумевает в своем смысле глагол «шалит». Именно благодаря этой живучести у автора получилось передать мысль, которая присутствует в заглавии.

Следует отметить, что строка «С добрым утром!» заметно выбивается из общего ритма стихотворения. Она, если сравнивать с остальными словосочетаниями, имеет структуру пятистопного хорея, совмещенного с двустопным. «Усеченность» данного словосочетания прибавляет дополнительной энергетики во все стихотворение.


Интонационно выделяются последние строки, придавая особое звучание произведению. И это создано автором совершенно неслучайно. Он старается передать читателю мысли, переходящие от доброты к силе и благодати. Это придает произведению особую поэтичность.

Стихотворение «С добрым утром!», созданное Сергеем Есениным, представлено в виде кольцевой композиции. Главная цель такой формы – это отражение целостности жизненного пути, а также гармония природы и человека, с элементами, указывающими на вечность её существования.