Деятельность первых князей таблица в сфере управления. Деятельность первых князей

Рюрик (?-879) - родоначальник династии Рюриковичей, первый русский князь. Летописные источники утверждают, что Рюрик был призван из варяжских земель новгородскими гражданами на княжение вместе с братьями - Синеусом и Трувором в 862 г. После смерти братьев правил всеми новгородскими землями. Перед смертью передал власть своему родственнику - Олегу.

Олег (?-912) - второй правитель Руси. Княжил с 879 по 912 г. вначале в Новгороде, а затем в Киеве. Является jснователем единой древнерусской державы, созданнойим в 882 г. с захватом Киева и подчинением Смоленска, Любеча и других городов. После переноса столицы в Киев подчинил также древлян, северян, радимичей. Одним из первых русских князей предпринял удачный поход на Константинополь и заключил с Византией первый торговый договор. Пользовался большим уважением и авторитетом среди подданных, которые стали именовать его "вещим", т. е. мудрым.

Игорь (?-945) - третий русский князь (912-945), сын Рюрика. Главным направлением его деятельности была защита страны от набегов печенегов и сохранение единства державы. Предпринял многочисленные походы по расширению владений Киевской державы, в частности против угличей. Продолжил походы на Византию. В ходе одного из них (941) потерпел неудачу, в ходе другого (944) получил от Византии выкуп и заключил мирный договор, закрепивший военно-политические победы Руси. Предпринял первые успешные походы русичей в пределы Северного Кавказа (Хазария) и Закавказья. В 945 г. попытался дважды собрать дань с древлян (порядок ее сбора не был закреплен юридически), за что был ими убит.

Ольга (ок. 890-969) - жена князя Игоря, первая женщина-правительница Русского государства (регентша при сыне Святославе). Установила в 945-946 гг. первый законодательный порядок сбора дани с населения Киевской державы. В 955 г. (по другим данным, 957) предприняла поездку в Константинополь, где тайно приняла христианство под именем Елены. В 959 г. первой из русских правителей направила посольство в Западную Европу, к императору Оттону I. Ответом его было направление в 961-962 гг. с миссионерскими целями в Киев архиепископа Адальберта, который попытался принести на Русь западное христианство. Однако Святослав и его окружение отказались от христианизации и Ольга была вынуждена передать власть сыну. В последние годы жизни от политической деятельности была фактически отстранена. Тем не менее сохранила значительное влияние на внука - будущего князя Владимира Святого, которого смогла убедить в необходимости принятия христианства.

Святослав (?-972) - сын князя Игоря и княгини Ольги. Правитель Древнерусской державы в 962-972 гг. Отличался воинственным характером. Был инициатором и руководителем многих захватнических походов: на окских вятичей (964-966), хазар (964-965), на Северный Кавказ (965), Дунайскую Болгарию (968, 969-971), Византию (971). Воевал также против печенегов (968-969, 972). Русь превратилась при нем в крупнейшую силу на Черном море. С этим не могли смириться ни византийские правители, ни печенеги, договорившиеся о совместных действиях против Святослава. Во время возвращения из Болгарии в 972 г. его обескровленное в войне с Византией войско атаковали на Днепре печенеги. Святослав был убит.

Владимир I Святой (?-1015) - младший сын Святослава, победивший своих братьев Ярополка и Олега в междоусобной борьбе после гибели отца. Князь новгородский (с 969) и киевский (с 980). Покорил вятичей, радимичей и ятвягов. Продолжил борьбу отца с печенегами. Волжской Булгарией, Польшей, Византией. При нем были сооружены оборонительные рубежи по рекам Десна, Осетр, Трубеж, Сула и др. Заново укреплен и впервые застроен каменными строениями Киев. В 988-990 гг. ввел в качестве государственной религии восточное христианство. При Владимире I Древнерусское государство вступило в период своего расцвета и могущества. Вырос международный авторитет новой христианской державы. Владимир был канонизирован Русской православной церковью и упоминается как Святой. В русском фольклоре назван Владимиром Красное Солнышко. Был женат на византийской принцессе Анне.

Святослав II Ярославич (1027-1076) - сын Ярослава Мудрого, князь черниговский (с 1054), великий князь киевский (с 1073). Вместе с братом Всеволодом оборонял южные границы страны от половцев. В год смерти принял новый свод законов-"Изборник".

Всеволод I Ярославич (1030-1093) - князь переяславский (с 1054), черниговский (с 1077), великий князь киевский (с 1078). Вместе с братьями Изяславом и Святославом вел борьбу против половцев, принимал участие в составлении Правды Ярославичей.

Святополк II Изяславич (1050-1113) - внук Ярослава Мудрого. Князь полоцкий (1069-1071), новгородский (1078-1088), туровский (1088-1093), великий князь киевский (1093-1113). Отличался лицемерием и жестокостью как по отношению к подданным, так и к близкому окружению.

Владимир II Всеволодович Мономах (1053-1125)- князь смоленский (с 1067), черниговский (с 1078), переяславский (с 1093), великий князь киевский (1113-1125). . Сын Всеволода I и дочери византийского императора Константина Мономаха. Был призван на княжение в Киеве во время народного восстания 1113 г., последовавшего после смерти Святополка П. Принял меры по ограничению произвола ростовщиков и управленческого аппарата. Ему удалось добиться относительного единства Руси и прекращения усобиц. Дополнил своды законов, существовавшие до него, новыми статьями. Оставил "Поучение" своим детям, в котором призывал крепить единство Русского государства, жить в мире и согласии, избегать кровной мести

Мстислав I Владимирович (1076-1132) - сын Владимира Мономаха. Великий князь киевский (1125-1132). С 1088 г. правил в Новгороде, Ростове, Смоленске и др. Участвовал в работе Любечского, Витичевского и Долобского съездов русских князей. Принимал участие в походах против половцев. Возглавил оборону Руси от западных соседей.

Всеволод П Ольгович (?-1146) - князь черниговский (1127-1139). Великий князь киевский (1139-1146).

Изяслав II Мстиславич (ок. 1097-1154) - князь владимиро-волынский (с 1134), переяславский (с 1143), великий князь киевский (с 1146). Внук Владимира Мономаха. Участник феодальных усобиц. Сторонник независимости Русской православной церкви от византийской патриархии.

Юрий Владимирович Долгорукий (90-е гг. XI в. - 1157) - князь суздальский и великий князь киевский. Сын Владимира Мономаха. В 1125 г. перенес столицу Ростово-Суздальского княжества из Ростова в Суздаль. С начала 30-х гг. боролся за южный Переяславль и Киев. Считается основателем Москвы (1147). В 1155г. вторично овладел Киевом. Отравлен киевскими боярами.

Андрей Юрьевич Боголюбский (ок. 1111-1174)-сын Юрия Долгорукого. Князь владимиро-суздальский (с 1157). Перенес столицу княжества во Владимир. В 1169 г. покорил Киев. Убит боярами в своей резиденции в селе Боголюбове.

Всеволод III Юрьевич Большое Гнездо (1154-1212)- сын Юрия Долгорукого. Великий князь владимирский (с 1176). Сурово подавил боярскую оппозицию, участвовавшую в заговоре против Андрея Боголюбского. Подчинил Киев, Чернигов, Рязань, Новгород. В его правление Владимиро-Суздальская Русь достигла периода своего расцвета. Прозвище получил за большое количество детей (12 человек).

Роман Мстиславич (?-1205) - князь новгородский (1168-1169), владимиро-волынский (с 1170), галицкий (с 1199). Сын Мстислава Изяславича. Укреплял княжескую власть в Галиче и на Волыни, Считался могущественнейшим правителем Руси. Убит в войне с Польшей.

Юрий Всеволодович (1188-1238) - великий князь владимирский (1212-1216 и 1218-1238). В ходе междоусобной борьбы за владимирский престол потерпел поражение в Липицкой битве в 1216г. и уступил великое княжение брату Константину. В 1221 г. заложил г. Нижний Новгород. Погиб в ходе битвы с монголо-татарами на р. Сити в 1238 г.

Даниил Романович (1201-1264) - князь галицкий (1211-1212 и с 1238) и волынский (с 1221), сын Романа Мстиславича. Объединил галицкие и волынские земли. Поощрял строительство городов (Холм, Львов и др.), ремесла и торговлю. В 1254 г. получил от папы римского титул короля.

Ярослав III Всеволодович (1191-1246) - сын Всеволода Большое Гнездо. Княжил в Переяславле, Галиче, Рязани, Новгороде. В 1236-1238 гг. княжил в Киеве. С 1238 г. - великий князь владимирский. Дважды ездил в Золотую Орду и в Монголию.

Устройство Древнерусского государства чрезвычайно трудно определить с точки зрения современных политологических понятий. С одной стороны в то время господствовало обычное право, сохранявшее много первобытных обычаев. В частности продолжали функционировать народные собрания (веча), на которых обсуждались наиболее важные вопросы жизнедеятельности сначала племенных союзов, а затем нарождающихся земель, группирующихся вокруг городов. Здесь на лицо объединение не на этнической, а территориальной основе, скрепляющей отдельные города географической и экономической близостью интересов. С другой стороны, вместе с пришлыми варяжскими князьями стало распространяться новое право. Оно заключалось в праве каждого князя Рюриковича на участие в управлении, суде, военном предводительстве, распределении налогов, законотворчестве.

Внутри княжеского рода отношения между князьями строились по принципу старшинства, сначала родового, затем фиктивного, в зависимости от силы, успеха, авторитета того или иного князя, а также от междукняжеских договоров. Так во главе князей Рюриковичей, а стало быть, государства находился Великий князь Киевский, власть которого передавалась по принципу родового старейшинства («лествичным» порядком наследования). Он означал переход власти не к старшему сыну, а от брата к брату, т.е. к старшему в роде. Однако были и другие способы престолонаследия, князь мог быть избран на вече, захватить престол силой или сесть на него по договору с другими князьями.

Первоначально управление страной киевский князь осуществлял во время полюдья – объезда с дружиной подвластных земель для сбора дани и суда. Затем для управления отдельными княжествами киевский князь стал отправлять в качестве наместников своих сыновей, братьев, дружинников.

Великий князь Киевский опирался на дружину. Она делилась на старшую и младшую. В старшую дружину входили наиболее знатные воины («мужи»), они являлись советниками князя и именовались «боярами». Младшую дружину составляли рядовые войны, которых называли «гриди», «мечники», «детские», «отроки». Они осуществляли сбор дани, участвовали в военных походах.

Правление киевских князей вкратце можно охарактеризовать следующим образом. Олег включил в состав своих владений земли древлян, северян, радимичей. При нем в 907 г. и 911 г. были совершены два удачных похода на Константинополь. Греки были вынуждены заключить договор на выгодных для русских условиях. По договору русские купцы имели право беспошлинно торговать и месяц жить за счет греков в Константинополе, но обязаны были ходить по городу без оружия.

После Олега в Киеве княжил сын Рюрика Игорь (912-945). Он отразил нашествие печенегов и совершил два неудачных похода на Константинополь (941 и 944 гг.). В 944 г. был подтвержден договор с Византией, но на менее выгодных условиях. В 945 г. он был убит древлянами за то, что попытался повторно собрать с них дань. Само взимание дани еще не было упорядочено.

Жена Игоря Ольга (945-957) жестоко отомстила за смерть мужа. Столица древлян Искоростень была сожжена. Тем не менее, Ольга была вынуждена упорядочить сбор дани. Она установила «уроки » – размеры дани и «погосты » – места сбора дани. Таким образом, было положено начало формирования налоговой системы. В княжение Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно – древлян. Но самым важным деянием Ольги было то, что она первая из киевских правителей приняла христианство. Причем крещение состоялось в Константинополе (957 г.).

Сын Ольги и Игоря Святослав (957-972) прославился полководческой деятельностью. В период своего правления он присоединил земли вятичей, победил Волжскую Булгарию, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат. Воевал с Византией за господство на Дунае. Возвращаясь после поражения в Дунайской Болгарии, отряд Святослава был разбит печенегами, а сам Святослав был убит.

Объединителем всех земель восточных славян в составе Киевской Руси стал сын Святослава – Владимир (980-1015), прозванный народом Красное Солнышко. В 980 г. он попытался провести первую религиозную реформу. Был создан единый пантеон наиболее почитаемых языческих богов во главе с Перуном. Поклоняться этим божествам должны были во всем государстве. Но реформа потерпела крах. Население по-прежнему поклонялось традиционным божествам. Тем не менее, реформа 980 г. подготовила условия для принятия христианства (см. далее).

Расцвет древнерусского государства связан с именем Ярослава Мудрого (1019-1054). Когда в 1015 г. Владимир умер, на киевском престоле оказался его сын Святополк (1015-1019), но влиятельная дружина Владимира на престоле хотела видеть других сыновей Владимира - Бориса и Глеба. Святополк приказал их убить. Известие об убийстве Бориса и Глеба всколыхнуло восточнославянское общество. Русская Православная Церковь назвала их своими первыми святыми. Святополк получил прозвище Окаянный. Против Святополка выступил его брат Ярослав, княживший в это время в Новгороде. В 1019 г. Ярослав утвердился на киевском престоле. При Ярославе Мудром Русь достигла наивысшей точки развития. Он покровительствовал образованию, живописи, строительству. При нем появились первые государственные школы. Появился первый свод законов – «Русская правда» . При Ярославе Мудром появляются первые монастыри, самым крупным из них стал Киево-Печерский. Династические браки сыновей и дочерей Ярослава с многими европейскими династиями правителей подняли международный авторитет Руси.

Таким образом, в политике киевских князей прослеживаются общие черты. Они настойчиво расширяли свои владения, подчиняя все новые славянские племена, вели постоянную борьбу с кочевниками - хазарами, печенегами, половцами; стремились обеспечить более благоприятные условия для ведения торговли с Византией. В результате деятельности киевских князей было укреплено государство, Русь значительно расширила свои владения и вышла на международную арену.

В 882 г. Он совершил поход в земли кривичей и захватил Смоленск, затем взял Любеч и Киев, который сделал столицей своего государства. Позже присоединил земли древлян, северян, радимичей, вятичей, хорватов и тиверцев. Покоренные племена обложил данью. Успешно воевал с хазарами. В 907 г. Осадил столицу Византии Константинопль и наложил на империю контрибуцию . В 911 г. Олег заключил выгодный торговый договор с Византией. Таким образом, при Олеге начинает формироваться территория раннерусского государства путем насильственного присоединения славянских союзов к Киеву.

Княжение Игоря . После смерти Олега великим князем киевским стал Игорь, правивший с 912 до 945 г. Князь Игорь считается фактическим родоначальником династии Рюриковичей. Игорь подчинил своей власти восточнославянские племенные между Днестром и Дунаем. В 941 г совершил не удачный поход на Константинопль. Поход 944 г. Был успешен, Византия предложила Игорю выкуп, между греками и русскими был заключен договор. Игорь первым столкнулся с печенегами. Был убит древлянами за попытку повторно собрать с них дань.

Княгиня Ольга . После убийства Игоря его вдова, княгиня Ольга, жестоко подавила восстание древлян. Затем она предприняла объезд некоторых земель, установив фиксированы размер повинностей для древлян и новгородцев, организовав специальные административные центры для сбора дани - становнища и погосты. Так была установлена новая форма получения дани - так называемый «повоз». Ольга значительно расширила земельные владения Киевского великокняжеского дома. Она посетила Константинопль, где приняла христианство. Ольга правила в период малолетства своего сына Святослава Игоревича и позднее, во время его походов. В 98 г. Ей пришлось руководить защитой Киева от нападения печенегов. Поход Ольги на новгородцев и древлян означал начало ликвидации автономии союзов славянских племен, входивших в состав русского раннефеодального государства. Это привело к слиянию военнодружинной знати племенных союзов с военнодружинной знатью киевского князя. Так произошло образование объединения древнерусской служилой рати, возглавляемой велики князем киевским. Постепенно он становится верховным собственником всех земель русского государства.

Святослав Игоревич . В 964 г. Правление Русью вступает достигший совершеннолетия Святослав Игоревич. Он почти всю жизнь провел в походах, прежде всего был князем-воином, стремившимся приблизить Русь к крупнейшим державам тогдашнего мира. При нем завершился столетний период далеких походов княжеской дружины, обогативших ее. Святослав резко меняет политику государства и начинает планомерное укрепление границ Руси. В 964-966 г. Святослав освободил вятичей от власти хазар и подчинил Киеву. В 60-х г. 10 в. Разгромил Хазарский каганат и взял столицу каганата город Итиль, воевал с волжско-камским болгарами. В 967 г. Используя предложение Византии, стремившейся ослабить своих соседей, Русь и Болгарию, столкнув их друг с другом, Святослав вторгся в Болгарию и обосновался в устье Дуная, в Переяславце. Около 971 г. В союзе с болгарами и венграми он начал воевать с Византией, но не удачно и был вынужден заключить мир с византийским императором. Погиб в бою с печенегами. Правление Святослава было временем широкого выхода древнерусского государства на международную арену, периодом значительного расширения ее территорий.


Владимир 1 Святославич . Сын Святослава Игоревича Владимир с помощью своего дядя Добыни в 969 г. Стал князем в Новгороде. После смерти отца в 977 г. Он участвовал в усобице и одержал победу над старшим братом Ярополком. Походами на вятичей, литовцев, радимичей, болгар Владимир укрепил владение Киевской Руси. Он соорудил первую в истории Руси засечную черту. Для укрепления княжеской власти Владимир предпринял попытку превратить народные языческие верования в государственную религию, для этого установив в Киеве и Новгороде культ главного славянского дружинного бога Перуна. Попытка была безуспешной. Тогда Владимир обратился к иной религиозной системе- христианству проникновение которого на Русь началось еще при Ольге. В 988 г. Владимир объявил христианство единственной общерусской религией. Время княжения Владимира Святославича является периодом подъема Киевского государства: усиление феодальной власти, успешных завоевательных походов, развитие культуры, земледелия и ремесел.

Ярослав Мудрый . В 1019 г. Ярослав Владимирович утвердился в качестве князя Киевского. после смерти Мстислава в 105 г. Ярослав стал единодержавным князем Киевской Руси. При Ярославе Мудром Русь стала одним из сильнейших государств Европы . В 1036 г. Русские войска несли крупное поражение печенегам, после чего их набеги на Русь прекратились. Огромное значение имело принятие единого для всей Руси судебного кодекса-« Русской Правды». При Ярославе Мудром произошли большие реформы в церковной организации. В 1051 г. Киевский митрополит впервые был избран в Киеве собором русских епископов. Им стал митрополит Илларион. При Ярославе была зафиксирована церковная десятина - десятая часть получаемых князем дани и оброков отдавалась на нужды церкви. При Ярославе Мудром книжность впервые выходит за пределы монастырей. В городах появляются профессиональные переписчики книг.

Владимир Мономах . Владимир Всеволодович Мономах, князь киевский в 1113- 1125 г., был сыном князя Всеволда Ярославича, внуком Ярослава Мудрого. В 1078 г. Отец Владимира стал киевским князем, а сам он получил Чернигов. С 1039 г. Владимир вел войну с половцами и их союзником Олегом Святославичем, которому вынужденно уступил Чернигов, и обосновался в Переяславском княжестве, подвергавшимся постоянными набегам половцев. Он был вдохновителем непосредственным руководителем военных походов против половцев в 1103, 1107 и 1111 г. Половцы потерпели ряд поражений и надолго оставили русские земли. После смерти в 1113 г. Киевского князя Святополка Изяславича в Киеве вспыхнуло народное восстание. Вехи киевского общества призвали на княжение Владимира Мономаха. Став киевским князем, он подавил восстание, и смягчил законодательным путем положение низов общества. Так возник устав Владимира Мономаха, который не покушаясь на основы феодальных отношений, стремился облегчить положение должников и закупов. Княжение Владимира Мономаха было временем усиления Киевской Руси. Он сумел объединить под своей власть до трех четвертей территорий древнерусского государства и прекратить княжеские междоусобицы.

После смерти новгородского князя Рюрика в 879 г. власть перешла к его сородичу Олегу (ум. 912 г.), с деятельностью которого связано формирование ядра будущего государства. (Сын Рюрика – Игорь был в малолетнем возрасте).

Первый свой поход Олег предпринял из Новгорода на юг. Захватив по пути Смоленск и Любеч, он в 882 г. подошел к Киеву, и после убийства княживших там Аскольда и Дира захватил Киев. Так произошло объединение под одной властью двух крупнейших государственных образований Новгородского Севера и Киевского Юга. Эту дату - 882 г. г. принято считать (условно) датой образования Древнерусского государства. Олег провозгласил Киев столицей, «матерью городов русских» (находился на перекрестке торговых путей, являлся узловым пунктом экономической жизни и оборонительным форпостом). Именно поэтому древнерусское государство принять называть Киевская Русь.

Древнерусское государство прошло в своем развитии три этапа

    Становление (начальный период)

  • Упадок и распад

Происхождение слова «Русь» загадочно. Согласно летописи, русь название варяжского племени, из которого происходил Рюрик. Одни историки принимают это сообщение как достоверное, другие же считают его поздней легендой и предполагают, что так назывался большой союз славянских племен, сложившийся в районе реки Рось, южнее Киева.

    объединение всех восточнославянских (и части финских) племен под властью киевского князя: Олег подчинил себе племена древлян, северян, радимичей, Игорь – уличей, дреговичей, Святослав – вятичей, расширил границы Древнерусского государства до Крыма и Таманского полуострова.

    защита границ русской земли от нападений степных кочевников: Игорь, Святослав отражали набеги печенегов. 965 г. разгром Хазарского каганата.

    приобретение заморских рынков для русской торговли и охрана торговых путей, которые вели к этим рынкам; Олег в 907 г. совершил успешный поход на Константинополь, итогом которого стали выгодные для Руси два мирных договора (907 и 911). Игорь в 944 г. заключил взаимовыгодный торговый договор с Византией, 971 г. Святослав воевал с Константинополем.

    В обмен за эту службу князья с дружиной получили право сбора дани с подвластного населения. Способами сбора дани были «полюдье» и «повоз».

    Князья во время «полюдья» разрешали конфликты между соплеменниками, вершили суд, регулировали пограничные споры, назначали наместников. Но это не означало, что князь мог самоуправствовать. Вспомните, чем закончилось полюдье в древлянской земле для князя Игоря (945 г). Самовластье древних князей ограничивалось волей дружины, особенно старшей, а также вечевыми собраниями свободных граждан.

2. Древнерусские реформаторы и их преобразования. Крещение Руси

Одним из первых реформаторов Древнерусского государства являлась княгиня Ольга (945–964) – жена второго киевского князя Игоря (912–945).(правила в период малолетства сына Святослава)

В 945 г. князь Игорь с дружиной собрал один раз дань с Древлянской земли, решил вернуться и добрать еще. Древляне, сказав, что если волк повадится ходить в стадо, то переведет его все, перебили княжеский отряд, жестоко казнили самого князя Игоря.

Княгиня Ольга организовала кровавую карательную экспедицию в землю древлян и отомстила за мужа. Но это было одной частью реакции Ольги на восстание древлян. Другую часть составили изменения системы сбора дани. Суть ее заключалась в том, что в 946 г. она определила размеры дани («уроки») и установила твердый порядок ее сбора. На местах сбора дани создавались «погосты», которые стали административными центрами. Таким образом, дань – полюдье превратилось в фиксированный налог. Теперь дань собиралась не путем объезда, а путем повоза в специальные места – «погосты».

Н.М.Карамзин отмечал, что если первые киевские князья были главным образом воинами-завоевателями, то первой управительницей на русской земле была княгиня Ольга. Помимо реформы сбора дани, Ольга предприняла длительную поездку в Византию (955-957гг.) и первая из великих киевских князей лично приняла христианство под именем Елена, в 968 г. руководила защитой Киева от печенегов во время военных походов Святослава в Дунайскую Болгарию.

При Святославе произошло дальнейшее расширение территорий Киевской Руси, изменилось ее международное положение. Однако первые киевские князья чувствовали себя больше завоевателями, чем государями русских земель, которые были объединены лишь механически, лишь военной силой. Можно сказать, что первые киевские князья создали лишь тело древнерусского государства, но только Владимир Святославич с принятием христианства вдохнул душу в тело.

Крупнейшим преобразователем Киевской Руси был внук княгини Ольги – князь Владимир I (980–1015). В годы княжения Владимира Святославича окончательно сложилась территория Древнерусского государства, он создал систему обороны страны от печенегов; покончил с остатками старого племенного сепаратизма, рассадив своих многочисленных сыновей (их было 12) по основным центрам Руси в качестве наместников киевского князя. Именно со времен Владимира I Русь стала управляться всем кланом князей-рюриковичей.

Введение Владимиром христианства в качестве официальной религии Древнерусского государства – одно из наиболее масштабных деяний всей русской истории, которое определило на века путь дальнейшего развития страны и общества.

Восточные славяне до образования государства и в первое столетие существования Киевской Руси были язычниками. Они верили в леших, домовых, русалок. Наиболее значительную фигуру в языческих верованиях славян представлял культ Рода, который олицетворял начало жизни, продолжение рода. Поэтому не случайно, корень «род» является основой многих понятий (народ, природа, родина, родник, родной, урожай, родить и т. п.).

Кроме того, в языческих символах отражены три сферы:

    небесная – поклонение явлениям природы;

    земная - земледельческие культы (урожай, рог изобилия)

    подземная - культ предков

Главное предназначение богов – покровительствовать человеку, создавая в пространстве вокруг него (под землей, на земле, над землей) своеобразный систематизированный мир, синтезирующий отдельные сферы бытия.

Таким образом, верования древних славян представляли собой достаточно стройную систему воззрений, обобщающих накопленные знания социального, духовного, нравственного содержания.

Однако верования славян носили первобытный, доклассовый характер. Появление у восточных славян классов и государства потребовало новой идеологии и, следовательно, новой религии. К тому же языческие религиозные представления постепенно входили в противоречие с политическими тенденциями развития Руси и ее взаимоотношениями с крупнейшим и могущественным соседом – Византийской империей, для которой языческая Русь оставалась не более чем младшим партнером, отсталым варварским государством.

Сначала Владимир попытался усовершенствовать старую религию, приспособить язычество к новым условиям, а для этого – создать единый общерусский религиозный культ и единый пантеон богов. Это была первая реформа Владимира (983 г.). Ее символом явилось размещение на холме в Киеве вблизи княжеского двора пантеона с деревянными идолами («кумирами»), всех – теперь уже общерусских – богов: Перуна (который стал главным божеством, и поэтому идол имел серебряную голову и «ус злат»), Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоши. Всем этим божествам приносились жертвы.

Но вскоре стало ясно, что реформированное язычество не годится. Киевская Русь нуждалась в новой, монотеистической религии способной укрепить государство.

Ближние и дальние соседи древнерусского государства уже исповедовали такие монорелигии. Например, Волжская Болгария и часть хазар исповедовали ислам, другая часть Хазарского каганата – иудаизм, страны центральной Европы – христианство в католическом варианте, Византийская империя и южные славяне – православие. Поэтому Владимир приступил к проведению второй религиозной реформы.

Причины принятия христианства

    Необходимость объединения племен на новой духовной основе и укрепление власти киевского князя

    Необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, повышение международного авторитета Руси

    Приобщение к европейским (византийским) духовным и культурным ценностям

    Оправдание социального неравенства

В 988 г. Русь приняла христианство (в византийском варианте, православие) в качестве государственной религии. Этот год и считается датой крещения Руси. Конечно, в таком процессе как христианизация огромной страны, всякая дата будет достаточно условна. Дело в том, что христианство появилось в восточнославянских землях задолго до официального крещения. Церковная традиция относит начало христианизации к хождению апостола Андрея Первозванного (брата апостола Петра) на Русь еще в I веке н.э. Есть известие, что Приазовская Русь частично обратилась к христианству уже в 60-е гг. IX в. Немало христиан было и среди купцов и дружинников Игоря, христианкой была и княгиня Ольга.

Почему же Владимир остановился именно на христианстве «восточного образца» - православии?

Греческая (византийская) православная религия в значительной мере устраивала Владимира более всего по соображениям политического характера:

    У Руси с Византией были налажены долгосрочные экономические и торговые связи (путь из «варяг в греки»)

    Русь нуждалась в сильном и мощном союзнике для защиты своих границ от кочевников, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно использовала для борьбы со своим северным соседом

    Византия находилась на пике своего культурного и духовного развития, и Русь могла многое позаимствовать от греческой культуры (письменность, архитектура, новые ремесла - более 60)

    Болгария приняла христианство в IX веке и византийские проповедники Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку и перевели всю церковную литературу на славянский язык, так что можно было распространять религию на живом, понятном языке, а не на книжном - латинском

    христианство достаточно четко отражало монистическое начало, отвечающее становлению единой государственной власти в лице киевского князя (хотя и язычестве тоже присутствовало верховенство одного бога Рода, однако христианство выражало эту идею более осмысленно).

    православие во многом совпадало с духовно-нравст-венными устремлениями русского народа, отражавшимися в проповедях добра, милосердия, сострадания и сочувствия чужому горю. Красота и великолепие церковной службы!

Однако перед этим важным шагом Владимир совершил поход в Крым на Корсунь, принадлежавший Византии, захватил его и потребовал себе в жены сестру византийских императоров, братьев-соправителей. В качестве условия этого брака греческая сторона выдвинула переход Владимира в православие. Поскольку сам уже князь до похода на Корсунь оценил христианскую веру, он согласился. В 988 г. в Корсуне Владимир стал христианином и мужем принцессы («царицы») из могущественной Византийской империи. Вернувшись после свадьбы в Киев, Владимир приказал сбросить с холма деревянных идолов языческих богов, одного изрубить, а других сжечь. И только после этого было объявлено всеобщее крещение киевлян в Днепре. Итак, в 988 г. в Киевской Руси была введена государственная религия – христианство в его православном варианте. Общество получило новую идеологию.

Принятие христианства - важнейший рубеж европеизации Руси. Замена традиционных верований на религию, предпочитавшую родству по крови родство по «духу» (единоверие), придала Древней Руси действительное единство. Это не только вера в бога, это проблема выбора духовных и нравственных приоритетов. Это колоссальная духовная революция.

Крещение Руси во многом носило насильственный характер. Насилие действительно применялось довольно широко. Не желавшие креститься люди уходили в леса, занимались разбоем. Однако посмотрим на это с другой стороны. Смена духовных и нравственных приоритетов - это трудный процесс в любой стране. Не был он простым и на Руси. На смену жизнелюбивому, оптимистическому язычеству, шла вера, которая требовала ограничений, строгого выполнения нравственных принципов. Принятие христианства означало изменение всего строя жизни - от семейных до общественных отношений. Это была революция во всех сферах жизни.

В то же время важно заметить, что введение христианства на Руси принципиально отличалось от крещения, например, языческих племен Прибалтики крестоносцами или аборигенов Америки - испанцами. В двух последних случаях смена веры происходила с помощью иностранного вмешательства. Распространение христианства в Киевской Руси было внутренним делом государства. Внешнего насильственного напора страна не испытывала.

Русь была крещена примерно за 100 лет. Это короткий срок для такого кардинального перелома (для сравнения - Норвегии для этого понадобилось 150 лет, Швеции-250). Христианство создавало широкую основу для объединения древнерусского государства, для формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов. Исчезала граница между русами и славянами, между различными племенами славян. Всех, постепенно объединила общая духовная основа.

С принятием христианства на Руси появился новый институт -церковь. Первое время она формально подчинялась византийской церкви, митрополит на Руси назначался константинопольским патриархом. Русская митрополия состояла первоначально из 9 епархий. Появилось белое с (семьями) и черное (с обетом безбрачия) духовенство, монастыри. В пользу церкви население платило налог - десятину (1/10 часть налога).

Принятие христианства укрепило государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Усилился авторитет великокняжеской власти, т.к. на киевского князя духовенство переносило византийское понятие о государе, поставленном от Бога не только для внешней защиты, но и для установления и поддержания внутреннего порядка: владычествовать по закону, пресекать зло, наказывать разбойников, сочувствовать обиженным. Народ же призывался к повиновению властям.

С самого принятия христианства устанавливается тесная взаимосвязь светской и церковной, власти в Русском государстве, которую Русь заимствовала у Византии. В первой половине XI в. начинается оформление церковной юрисдикции: в ведение церкви передаются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные дела, внутрицерковные вопросы. К концу XП в. церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов. На определенных этапах светская и церковная власти сотрудничали в области разработки норм уголовного права, церковного права и др.

Высокий уровень материальной и духовной культуры Киевской Руси являлся основанием и предпосылкой развития православной церкви, которая в свою очередь создала благоприятные условия для развития русской культуры.

Крещение имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расши-рились.

Оно способствовало гуманизации древнерусского общества, осуждало рабство, человеческое жертвоприношение. Призывало «возлюбить ближнего своего, как самого себя».

Принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, а через нее и античной культуры. Церковь способствовала созданию на Руси великолепной храмовой архитектуры и живописи, развитию ремесел, чеканки монет, культурному просвещению, созданию школ, библиотек при монастырях и т.п.

Христианство было принято в восточном, византийском варианте. Позднее оно получило название православие, т.е. истинная вера. Принятие христианства означало включение Руси в европейский христианский мир. С этого времени Русь, а затем и Россия считала себя частью христианского мира, всегда сравнивала себя с ним. Однако то, что христианство было принято в восточном варианте имело и несколько иные последствия, хотя сказались они не сразу, а проявились в отдаленной исторической перспективе.

1054 г. – распад единой христианской церкви на православную и римско-католическую. Приняв восточный вариант христианства, Русь отгородилась от столбовой дороги христианской цивилизации, которая вела на Запад. После крещения Руси Византия медленно пришла в упадок, а Рим пошел в гору.

С ослаблением и падением Византии (1453 г.) русская православная церковь и русское государство оказались по существу в изоляции от остального христианского мира. Отсюда – отказ Западной Европы прийти на помощь Руси в ее противоборстве с иноверцами, например, с татаро-монгольскими, а в последствии и с другими завоевателями.

Деятельность первых киевских князей (Олег, Игорь, Ольга, Святослав)

Предпосылками образование древнерусского государства стали распад родоплеменных связей и развитие нового способа производства. Древнерусского государство складывалось в процессе развития феодальных отношений, возникновения классовых противоречий и принуждения.

Среди славян постепенно формировался господствующий слой, основой которого являлась военная Знать киевских князей - дружина. Уже в 9 в., укрепляя позиции своих князей, дружинники прочно заняли ведущие позиции в обществе.

Именно в 9 в. в Восточной Европе сформировались два этнополитических объединения, которые в итоге и стали основой государства. Оно сложилось в результате объединения полян с центром в Киеве.

Славяне, кривичи и финоязычные племена объединились в районе озера Ильмень (центр - в г. Новгороде). В середине 9 в. этим объединением стал править выходец из Скандинавии Рюрик (862-879). Поэтому годом образования древнерусского государства считается 862 год.

Рюрик, взявший на себя управление Новгородом, послал свою дружину во главе с Аскольдом и Диром править Киевом. Преемник Рюрика, варяжский князь Олег (879-912), завладевший Смоленском и Любечем, подчинил своей власти всех кривичей, в 882 г. обманным путем выманил из Киева и убил Аскольда и Дира. Захватив Киев, он сумел объединить силой своей власти два важнейших центра восточных славян - Киев и Новгород. Олег подчинил себе древлян, северян и радимичей.

Основными направлениями деятельности правителей древнерусского государства являлись подчинение славянских племен для сбора дани, борьба за проникновение на византийский рынок, защита границ от набегов кочевников, проведение религиозных преобразований, подавление восстаний эксплуатируемого люда, укрепление экономики страны. Каждый из князей в большей или меньшей степени решал задачи, связанные с упрочением государственного аппарата. Понятно, что все они нелегкое дело управления огромными территориями сочетали с отчаянной борьбой за сохранение власти и собственной жизни. У большинства из них имелись и славные дела, и злодеяния.

После смерти Рюрика в 879 году новогородским князем стал Олег, с именем которого связана дата рождения Киевской Руси. В 882 году он совершил поход на Киев, там вероломно убил его правителей Аскольда и Дира и таким путем объединил новгородские и приднепровские земли. Столицу Олег перенес в Киев, учитывая его экономические, географические и климатические выгоды. В его руках оказалась территория от Ладоги на севере до низовьев Днепра на Юге. Ему платили дань поляне, северяне, радимичи, древляне, восточные кривичи, словене ильменские и некоторые финно-угорские племена.

Не менее внушительными оказались успехи Олега на внешней арене.

Олег совершил удачный поход на Константинополь в 907 году. Спустя четыре года в результате вторичного нападения на окрестности этого города он заключил более чем выигрышное соглашение с византийцами помимо огромной дани, Киевская Русь получила для своих купцов право беспошлинной торговли.

Менее яркой представляется фигура Игоря, сменившего Олега на престоле. Известно, что начало его княжения связано с усмирением древлян, пытавшихся уйти из-под власти великого киевского князя, и обороной от нападения печенегов. Не столь успешными у него оказались и походы на Константинополь. В первом из них - в 941 году - флот Игоря византийцы сожгли греческим огнем. В 944 году он решил реабилитировать себя в глазах дружинников и с огромным войском опять двинулся на южные рубежи. На сей раз жители Константинополя не рискнули искушать судьбу и согласились выплачивать дань. Только вот в новом договоре с Византией уже отсутствовало положение, столь приятное для русских купцов.

Сгубила Игоря жадность. В 945 году он не удовлетворился привычным однократным сбором дани с древлян и пошел с небольшой группой дружинников вторично грабить представителей этого племени. Возмущение их было вполне оправданным, потому что воины великого князя чинили насилие. Они убили Игоря и его дружинников. Действия древлян можно определить как первое известное нам народное восстание.

С привычной для того времени жестокостью поступила жена Игоря Ольга, ставшая великой княгиней. По ее приказу была сожжена столица древлян город Искоростень. Но (и это будет в дальнейшем закономерным явлением) после свирепой расправы она пошла на незначительные уступки простому люду, установив «уроки» и «погосты» (размеры и места сбора дани). Такой шаг свидетельствовал о ее мудрости. Это же качество проявила Ольга, приняв христианство в 955 году в Константинополе, что имело далеко идущие положительные последствия: улучшились взаимоотношения с могучей, развитой в культурном отношении Византией и повысился в международном плане авторитет великокняжеской власти в Киеве. В целом ее политика внутри страны (кроме безжалостного подавления древлян) и за ее пределами отличалась сдержанностью и миролюбием. Иной курс проводил ее сын Святослав, отличавшийся честолюбием, поисками славы на поле брани. Летописец рисует его неприхотливым воином, который провел всю свою жизнь в военных походах. Создается впечатление, что этого русского князя скопировал двумя веками позднее легендарный король Англии Ричард Львиное Сердце.

До нас дошли два главных принципа Святослава: «Иду на вы» и «Мертвые срама не имут». Он никогда не нападал на противника внезапно, а также любил подчеркнуть, что о погибших в бою будет отзываться только хорошо. Можно сказать, что этот князь являл собой образец храброго и благородного рыцаря. Недаром перед ним трепетали враги русской земли. Но, разумеется, не все действия Святослава заслуживают одобрения с позиции современного человека. Отважно разил он захватчиков земли русской, но также совершал и агрессивные действия. Казалось, что этот великодушный витязь не имел продуманных военно-политических планов, что его просто влекла стихия похода сама по себе.

В 966-967 гг. Святослав разгромил Волжскую Булгарию, (ульяновцы проживают на территории этого государства, некогда развитого в экономическом и культурном отношении), затем направился на юг и сокрушил Хазарское царство, которое, как и во времена Олега, немало досаждало Киевской Руси своими набегами. В итоге своего длительного похода он добрался до Приазовья, где основал Тмутараканское княжество. С богатой добычей князь вернулся домой, но надолго там не задержался: византийский император попросил его помочь в усмирении восставших дунайских болгар. Уже в конце 967 года Святослав сообщил в Константинополь о победе над мятежниками. После этого он как будто бы несколько потерял интерес к походам, ему так понравилось житье в устье Дуная, что дружинники вскоре услышали его решение: перенести столицу из Киева в Переяславец. Действительно, город и окружающие земли находились в зоне благодатного климата, здесь же проходили важные торговые пути в Европу и в Азию.

Естественно, что новый политический курс крайне обеспокоил византийского императора, появление воинственного князя с постоянной «пропиской» в Переяславце было весьма опасным. К тому же русские дружинники тут же начали грабить византийские селения. Вспыхнула война, которая закончилась поражением Святослава. Конец князя, вечного воина, оказался закономерным. В 972 году, когда он возвращался домой после неудачных сражений с византийцами, его подкараулили у днепровских порогов печенеги и убили.

После гибели Святослава великим князем стал Ярополк.Важнейшим направлением в деятельности правителей Древней Руси являлась охрана торговых путей и оборона южных рубежей от кочевников. Особую остроту эта проблема приобрела с появлением в южно-русских степях печенегов, впервые упоминающихся русской летописью в 915 г. Олег с первых лет своего правления в Киеве приступает к сооружению своеобразного защитного пояса. Однако набеги печенегов на Русь продолжались. Именно от их рук погиб в 972 г. князь Святослав, возвращавшийся из Византии. По летописному преданию, печенежский князь Куря сделал из черепа Святослава чашу и пил из нее на пирах. По представлениям той эпохи, в этом проявлялось уважение к памяти павшего противника: считалось, что воинская доблесть владельца черепа перейдет к тому, кто пьет из такой чаши.

Подводя итоги политики первых киевских князей, В.О. Ключевский определил не только ее суть, но и главные результаты: «Первые русские князья очертили своим мечом довольно широкий круг земель, политическим центром которого был Киев».