Цивилизация по истории. Цивилизация – что такое? Значение понятия, типы цивилизаций

ЦИВИЛИЗАЦИЯ, -и, ж. 1. Определенная ступень развития общества, его материальной и духовной культуры. Античная, ц. Современная ц. Исчезнувшие цивилизации. 2. ед. Современная мировая культура (в 1 знач.). 3. Мыслимая как реальность совокупность живых существ со своей материальной и духовной культурой. Внеземные цивилизации.


Смотреть значение ЦИВИЛИЗАЦИЯ в других словарях

Цивилизация — ж. общежитие, гражданственность, сознание прав и обязанностей человека и гражданина. Цивилизовать народ, обратить из дикого, грубого быта в гражданственный.
Толковый словарь Даля

Цивилизация — и (устар., по фр. произношению) Сивилизация, цивилизации, ж. (от латин. civilis - гражданский). 1. только ед. Высокая степень общественного развития, возникшая на основе товарного........
Толковый словарь Ушакова

Цивилизация Ж. — 1. Уровень общественного развития, материальной и духовной культуры. 2. Современная мировая культура, прогресс, просвещение. 3. Третья - следующая за дикостью и варварством........
Толковый словарь Ефремовой

Сакральная Цивилизация — (от слова "sacrum", "sacro" (лат.) - "священный", "святой", "освященный") - такая цивилизация, которая ставит во главу божественные культы, религиозные ценности и обряды, утверждает........
Политический словарь

Цивилизация — (лат. civilis гражданский)- 1) синоним культуры; 2) уровень развития общества и культуры; 3) ступень развития общества, следующая за варварством (по классификации Л.Моргана).
Политический словарь

Цивилизация — -и; ж. [от лат. civilis - гражданский]
1. Уровень общественного развития, материальной и духовной культуры, достигнутый той или иной общественно-экономической формацией.........
Толковый словарь Кузнецова

Хараппская Цивилизация — археологическая культура бронзового века (сер.3-го - 1-я пол. 2-го тыс. до н. э) в Индии и Пакистане. Название понаходкам в Хараппе. Руины городов, крепостей, морских портов........

Цивилизация — (от лат. civilis - гражданский - государственный),..1) синонимкультуры...2) Уровень, ступень общественного развития, материальной идуховной культуры (античная цивилизация,........
Большой энциклопедический словарь

Ахейская (микенская) Цивилизация — Создателями микенской культуры были греки-ахейцы, вторгшиеся на Балканский полуостров на рубеже III-II тысячелетий до н.э., по-видимому, с севера, из района придунайской........
Исторический словарь

Древнейшая История Шумера, Шумерская Цивилизация — Политическая карта Шумера вначале III тысячелетия.
В начале III тысячелетия до н. э. Двуречье ещё не было политически объединено и на его территории находилось несколько........
Исторический словарь

Древнейшая Цивилизация В Долине Инда. Культура Хараппы — Период энеолита и бронзовый век на северо-западе Индии
Древнейшие энеолитические поселения пока обнаружены на западной окраине долины Инда. Хотя климат в Северо-Западной........
Исторический словарь

Индская Цивилизация — Самые ранние поселения земледельцев в Индостане относятся к IV тысячелетию до н.э., периоду позднего неолита; с переходом к медному веку (конец IV - начало III тысячелетия........
Исторический словарь

Минойская (критская) Цивилизация — Древнейшим очагом цивилизации в Европе был остров Крит. По своему географическому положению этот гористый остров, замыкающий с юга вход в Эгейское море, представляет........
Исторический словарь

Ориентализирующая Цивилизация. Тартесс — Финикийские колонии связывали культурные страны Восточного Средиземноморья с более отсталым населением западных и центральных районов средиземноморского мира и........
Исторический словарь

Хараппская Цивилизация — цивилизация долины Инда, - 1) высокоразвитая гор. цивилизация, существовавшая примерно с сер. 3-го тыс. до н. э. до 17-16 вв. до н. э. на С.-З. Индостана. Совр. исследования, однако,........

Цивилизация — (от лат. civilis - гражданский, государственный) - синоним понятия культура; совокупность материальных и духовных достижений общества в его ист. развитии, уровень обществ.........
Советская историческая энциклопедия

Хараппская Цивилизация — - археологическая культура бронзового века середины З-го-1-й поло-вины 2-го тысячелетия до н. э. в Индии и Пакистане Название по находкам в Хараппе. Руины городов крепостей, морских портов и др.
Исторический словарь

Цивилизация — – гражданский, государственный – синоним культуры. Уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры: античная Ц., современная Ц. Ступень общественного........
Исторический словарь

Аграрная Цивилизация — форма общества, в особенности традиционного, основанного в большей мере на сельскохозяйственном и ремесленном производстве, нежели на промышленном. Главные доиндустриальные........
Философский словарь

Восточная Цивилизация — общая характеристика цивилизаций Индии, Китая, Японии, стран Юго-Восточной Азии, имеющих общие черты в генезисе, функционировании и развитии. К ним относятся: установка........
Философский словарь

Информационная Цивилизация — - складывающаяся в настоящее время на планете структура общества, обусловленная высокой производительностью труда, причем в сферах, не связанных с обработкой информации,........
Философский словарь

Либеральная Цивилизация — - одна из основных форм цивилизаций человечества, характеризуемая господством либерального нравственного идеала. противоположность традиционной цивилизации основана........
Философский словарь

Цивилизация — (от лат. ciwlis - гражданский, государственный) - англ. civilization; нем. Zivilisation. 1. См. КУЛЬТУРА. 2. Уровень, ступень обществ, развития материальной и духовной культуры, связанный........
Социологический словарь

Цивилизация Риска — - возникшая в 1980-е и широко распространенная в философии Запада концепция, согласно которой разрыв между усиливающимися сложностью и могуществом технологии,........
Социологический словарь

Цивилизация Человеческая — - то, что людьми уже создано - осталось создать человечную...
Социологический словарь

Ненасильственная Цивилизация Махатмы Ганди — Не исключена, однако, и вероятность выбора восточными народами иных парадигм. Во всяком случае поиск в этом направлении идет. Делаются заявки на открытие новых цивилизационных........
Философский словарь

Промежуточная Цивилизация — - особая переходная форма от традиционной к либеральной цивилизации, от господства инверсионной логики к медиационной, характеризующаяся мучительной неспособностью........
Философский словарь

Сакральная Цивилизация — (лат. "sacrum", "sacro", "священный", "святой", "освященный") - цивилизация, которая ставит во главу божественные культы, религиозные ценности и обряды, утверждает полный и общеобязательный........
Философский словарь

Цивилизация — - основная типологическая единица человеческой истории. основе типологии лежит практическое и духовное отношение человека к самому себе, к своему развитию, т.е. уровень........
Философский словарь

Цивилизация (от Лат. - Гражданский) — - межэтнич. культурно-истор. общность людей, основания и критерии для выделения к-рой, как правило, разнятся в зависимости от контекста и целей применения этого термина.........
Философский словарь

ЦИВИЛИЗАЦИЯ

цивилиза ция

1) Уровень общественного развития, материальной и духовной культуры.

2) Современная мировая культура, прогресс, просвещение.

3) Третья - следующая за дикостью и варварством - ступень общественного развития.

Ефремова. Толковый словарь Ефремовой. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЦИВИЛИЗАЦИЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ в Новейшем философском словаре:
    (лат. civilis - государственный, гражданский) - в высшей степени эклектичное и многозначное понятие, обозначающее: 1) одно из разнокачественных состояний общества …
  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ
  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ в Высказываниях известных людей:
  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ
    - это процесс освобождения человека от человека. Эйн …
  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ в Словаре Одно предложение, определения:
    - прогресс в сторону общества уединенности. Все существование дикаря публично и управляется законами его …
  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ в Афоризмах и умных мыслях:
    это процесс освобождения человека от человека. Эйн …
  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ в Афоризмах и умных мыслях:
    прогресс в сторону общества уединенности. Все существование дикаря публично и управляется законами его …
  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ в Основных терминах, используемыех в книге А.С.Ахиезера Критика исторического опыта:
    - основная типологическая единица человеческой истории. В основе типологии лежит практическое и духовное отношение человека к самому себе, к своему …
  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    (от лат. civilis - гражданский государственный),..1) синоним культуры...2) Уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация)...3) …
  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от лат. civilis - гражданский, государственный), 1) синоним культуры. В марксистской литературе употребляется также для обозначения материальной культуры. 2) …
  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (от латинского слова civis, "гражданин", прилаг. civilis, гражданский, общественный — откуда Ц. = "гражданственность") — состояние народа, которого он достиг …
  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ
    (от латинского civilis - гражданский, государственный), 1) синоним культуры. 2) Уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры (античная цивилизация, …
  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ в Энциклопедическом словарике:
    и, ж. 1. Ступень общественного развития и материальной культуры, характерная для той или иной соци-ально-политической формации. Античная ц. Ц. Древнего …
  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ж. 1. Определенная ступень развития общества, его материальной и духовной культуры. Античная, ц. Современная ц. Исчезнувшие цивилизации. 2. …
  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЦИВИЛИЗ́АЦИЯ (от лат. civilis - гражданский, государственный), термин, близкий к понятию культура. Ц. часто наз. поздняя стадия развития культуры, отмеченная …
  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (от латинского слова civis, "гражданин", прилаг. civilis, гражданский, общественный? откуда Ц. = "гражданственность") ? состояние народа, которого он достиг …
  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    цивилиза"ция, цивилиза"ции, цивилиза"ции, цивилиза"ций, цивилиза"ции, цивилиза"циям, цивилиза"цию, цивилиза"ции, цивилиза"цией, цивилиза"циею, цивилиза"циями, цивилиза"ции, …
  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -и, ж. 1) Уровень общественного развития, материальной и духовной культуры. Античная цивилизация. Исчезнувшие цивилизации. Внеземные цивилизации. Со времен крито-микенской цивилизации …
  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ в Новом словаре иностранных слов:
    (лат. clvilis гражданский) 1) уровень общественного развития, материальной и духовной культуры (определяемый уровнем развития производительных сил), достигнутый данной общественно-экономической …
  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ в Словаре иностранных выражений:
    [ 1. уровень общественного развития, материальной и духовной культуры (определяемый уровнем развития производительных сил), достигнутый данной общественно-экономической формацией; 2. современная …
  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ в словаре Синонимов русского языка.
  • ЦИВИЛИЗАЦИЯ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) Уровень общественного развития, материальной и духовной культуры. 2) Современная мировая культура, прогресс, просвещение. 3) Третья - следующая за …

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Попытку установить время появления термина «цивилизация» одним из первых предпринял французский историк Люсьен Февр . В своей работе «Цивилизация: эволюция слова и группы идей» он зафиксировал первое появление термина в напечатанном виде в работе «Древность, разоблачённая в своих обычаях» (1766) французского инженера Буланже.

    Однако данная книга увидела свет уже после смерти автора и к тому же не в изначальном варианте, а уже с существенной корректурой , внесённой бароном фон Гольбахом - известным в ту эпоху автором неологизмов . Авторство Гольбаха кажется Февру ещё более вероятным в свете того, что Буланже в своей работе упомянул термин единожды, Гольбах же неоднократно использовал понятия и термины «цивилизация», «цивилизовать», «цивилизованный» и в своих работах «Система общества» и «Система природы». С этого времени термин входит в научный оборот, а в 1798 году он впервые попадает в «Словарь Академии» .

    Швейцарский историк культуры Жан Старобинский в своём исследовании не упоминает ни Буланже, ни Гольбаха. По его мнению, авторство термина «цивилизация» принадлежит Виктору Мирабо и его труду «Друг человечества» () .

    Тем не менее оба автора отмечают, что до приобретения термином социокультурного значения (как стадии развития культуры, противопоставленной дикости и варварству) оно имело юридическое значение - судебное решение , которое переводит уголовный процесс в разряд процессов гражданских - которое со временем было утрачено.

    Такую же эволюцию (от юридического значения к социальному) слово проходило и в Англии, однако там в печатном издании оно появилось спустя пятнадцать лет после публикации книги Мирабо (). Тем не менее обстоятельства упоминания этого слова указывают на то, что слово ещё ранее вошло в обиход, что также объясняет быстроту его дальнейшего распространения как термина. Исследование Бенвениста указывает на то, что появление слова «civilization» (разница в одной букве) в Великобритании было практически синхронным. В англоязычную научную терминологию его ввёл шотландский философ Адам Фергюсон , автор сочинения «An Essay on the History of Civil Society» (в русс. пер. «Опыт истории гражданского общества») (), где уже на второй странице отметил :

    И хотя Бенвенист оставил открытым вопрос об авторстве термина, о возможном заимствовании Фергюсоном понятия из французской терминологии или из ранних трудов его коллег, именно шотландский учёный впервые использовал понятие «цивилизация» в теоретической периодизации мировой истории, где противопоставил его дикости и варварству . С этого времени судьба данного термина тесно переплелась с развитием историософской мысли в Европе.

    Цивилизация как стадия общественного развития

    Периодизация, предложенная Фергюсоном, продолжала пользоваться большой популярностью не только в последней трети XVIII в. но и на протяжении почти всего XIX в. Её плодотворно использовали Льюис Морган («Древнее общество»; ) и Фридрих Энгельс («Происхождение семьи, частной собственности и государства»; ).

    Для цивилизации как стадии общественного развития характерно выделение социума из природы и возникновение расхождений (вплоть до противоречий) между естественными и искусственными факторами развития общества. На данном этапе превалируют социальные факторы жизнедеятельности человека (или иного разумного существа), прогрессирует рационализация мышления. Для этого этапа развития характерно преобладание искусственных производительных сил над естественными .

    Также признаки цивилизованности включают в себя развитие земледелия и ремёсел, классовое общество, наличие государства, городов, торговли, частной собственности и денег, а также монументальное строительство, «достаточно» развитую религию, письменность и т. п . Философ востоковед Б. С. Ерасов выделил следующие критерии, отличающие цивилизацию от стадии варварства :

    1. Система экономических отношений, основанная на разделении труда - горизонтальном (профессиональная и укладная специализация) и вертикальном (социальная стратификация).
    2. Средства производства (включая живой труд) контролируются правящим классом, который осуществляет централизацию и перераспределение прибавочного продукта , изымаемого у первичных производителей через оброк или налоги, а также через использование рабочей силы для проведения общественных работ.
    3. Наличие сети обмена, контролируемой профессиональным купечеством или же государством, которая вытесняет прямой обмен продуктов и услуг.
    4. Политическая структура, в которой доминирует слой общества, концентрирующий в своих руках исполнительные и административные функции. Племенная организация, основанная на происхождении и родстве, замещается властью правящего класса, опирающейся на принуждение. Государство, обеспечивающее систему социально-классовых отношений и единство территории, составляет основу цивилизационной политической системы.

    Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю

    Изучение локальных цивилизаций

    Впервые слово «цивилизация» было использовано в двух значениях в книге французского писателя и историка Пьера Симона Балланша «Старик и юноша» (). Позже такое же его употребление встречается в книге востоковедов Эжена Бюрнуфа и Христиана Лассена «Очерк о пали» (1826), в работах известного путешественника и исследователя Александра фон Гумбольдта и ряда других мыслителей и исследователей . Использованию второго значения слова «цивилизация» поспособствовал французский историк Франсуа Гизо , который неоднократно использовал термин в множественном числе, но тем не менее оставался верен линейно-стадиальной схеме исторического развития .

    Впервые термин «локальная цивилизация» появился в работе французского философа Шарля Ренувье «Руководство к древней философии» (). Спустя несколько лет свет увидела книга французского писателя и историка Жозефа Гобино «Опыт о неравенстве человеческих рас» (1853-1855), в которой автор выделил 10 цивилизаций, каждая из которых проходит свой собственный путь развития. Возникнув, каждая из них рано или поздно погибает.Однако мыслителя совершенно не интересовали культурные, социальные, экономические различия между цивилизациями: его волновало лишь то общее, что было в истории цивилизаций, - возвышение и падение аристократий . Поэтому его историософская концепция имеет косвенное отношение к теории локальных цивилизаций и прямое - к идеологии консерватизма .

    Идеи, созвучные работам Гобино, излагал и германский историк Генрих Рюккерт , который пришёл к выводу, что история человечества - это не единый процесс, а сумма параллельно протекающих процессов культурно-исторических организмов, которые невозможно расположить на одной линии. Рюккерт впервые обратил внимание на проблему границ цивилизаций, их взаимовлияния, структурных взаимоотношений внутри них. Вместе с тем Рюккерт продолжал рассматривать весь мир как объект воздействия Европы (то есть Европейской цивилизации как ведущей), что обусловило наличие в его концепции реликтов иерархического подхода к цивилизациям, отрицание их равноценности и самодостаточности.

    Первым на цивилизационные отношения взглянуть через призму неевропоцентрического самосознания удалось русскому социологу Николаю Яковлевичу Данилевскому , который в своей книге «Россия и Европа» () противопоставил стареющей западноевропейской цивилизации молодую восточноевропейскую - славянскую. Русский идеолог панславизма указывал, что ни один культурно-исторический тип не может претендовать на то, чтобы считаться более развитым, более высоким, чем остальные. Западная Европа в этом отношении не представляет исключения. Хотя эту мысль философ не выдерживает до конца, порой указывая на превосходство славянских народов над своими западными соседями.

    Следующим значительным событием в становлении теории локальных цивилизаций стала работа германского философа и культуролога Освальда Шпенглера «Закат Европы » (). Неизвестно доподлинно, был ли знаком Шпенглер с работой русского мыслителя, но тем не менее основные концептуальные положения этих учёных сходны во всех важнейших пунктах . Как и Данилевский, решительно отвергая общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мир - Средние века - Новое время», Шпенглер выступил сторонником другого взгляда на мировую историю - как на ряд независимых друг от друга культур , проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания. Как и Данилевский, он выступает с критикой европоцентризма и исходит не из нужд исторического исследования, а из необходимости найти ответы на вопросы, поставленные современным обществом: в теории локальных культур этот германский мыслитель находит объяснение кризису западного общества, которое переживает такой же упадок, который постиг египетскую, античную и другие древние культуры. Книга Шпенглера содержала не так уж много теоретических новаций в сравнении с опубликованными ранее работами Рюккерта и Данилевского, однако она имела шумный успех, поскольку была написана ярким языком, изобиловала фактами и рассуждениями и была опубликована после завершения Первой мировой войны , вызвавшей полное разочарование в западной цивилизации и усилившей кризис европоцентризма .

    Гораздо более весомый вклад в изучение локальных цивилизаций внёс английский историк Арнольд Тойнби . В своём 12-томном труде «Постижение истории » (1934-1961 гг.) Тойнби подразделил историю человечества на ряд локальных цивилизаций, имеющие единую внутреннюю схему развития. Появление, становление и упадок цивилизаций характеризовался такими факторами, как внешний Божественный толчок и энергия, вызов и ответ и уход и возвращение. Во взглядах Шпенглера и Тойнби есть много общих черт. Главное же различие состоит в том, что у Шпенглера культуры совершенно обособлены друг от друга. У Тойнби же эти отношения хотя и имеют внешний характер, но составляют часть жизни самих цивилизаций. Для него чрезвычайно важно, что некоторые общества, присоединяясь к другим или наоборот обосабливаясь, обеспечивают тем самым непрерывность исторического процесса .

    Российский исследователь Ю. В. Яковец, основываясь на работах Дэниела Белла и Элвина Тоффлера , сформулировал концепцию «мировых цивилизаций» как определённой ступени «в историческом ритме динамики и генетики общества как целостной системы, в которой взаимно переплетены, дополняя друг друга, материальное и духовное воспроизводство, экономика и политика, социальные отношения и культура» . История человечества в его трактовке представлена как ритмичная смена цивилизационных циклов, продолжительность которых неумолимо сокращается.

    Критерии выделения цивилизаций, их количество

    Впрочем, попытки введения критериев для выделения цивилизаций предпринимались неоднократно. Российский историк Э. Д. Фролов в одной из своих работ перечислил их наиболее распространённый набор: общность геополитических условий, исконное языковое родство, единство или близость экономического и политического строя, культуры (включая религию) и менталитета. Вслед за Шпенглером и Тойнби учёный признавал, что «оригинальное качество цивилизации обусловлено оригинальным свойством каждого из структурообразующих элементов и их неповторимым единством» .

    Циклы цивилизаций

    На современном этапе учёные выделяют следующие циклы цивилизационного развития: зарождение, развитие, расцвет и угасание . Впрочем не все локальные цивилизации проходят все стадии жизненного цикла, в полном масштабе разворачиваясь во времени. Цикл некоторых из них прерывается в силу природных катастроф (так произошло, например, с минойской цивилизацией) либо столкновений с другими культурами (доколумбовы цивилизации Центральной и Южной Америки, скифская протоцивилизация) .

    На этапе зарождения возникает социальная философия новой цивилизации, которая появляется на маргинальном уровне в период завершения предцивилизационной стадии (или расцвета кризиса предыдущей цивилизационной системы). К её составляющим можно отнести поведенческие стереотипы, формы экономической активности, критерии социальной стратификации , методы и цели политической борьбы . Поскольку многие общества так и не смогли преодолеть цивилизационный порог и остались на стадии дикости или варварства, учёные долгое время старались ответить на вопрос: «если предположить, что в первобытном обществе у всех людей был более или менее одинаковый образ жизни, которому соответствовала единая духовная и материальная среда, почему не все эти общества развились в цивилизации?». Согласно мнению Арнольда Тойнби, цивилизации рождают, эволюционируют и адаптируются в ответ на различные «вызовы» географической среды. Соответственно, те общества, которые оказались в стабильных природных условиях, старались приспособиться к ним, ничего не изменяя, и наоборот - социум, который испытывал регулярные или внезапные изменения окружающей среды, неизбежно должен был осознать свою зависимость от природной среды, и для ослабления этой зависимости противопоставить ей динамичный преобразовательный процесс .

    На этапе развития складывается и развивается целостный социальный порядок, отражающий базисные ориентиры цивилизационной системы. Цивилизация формируется как определённая модель социального поведения индивида и соответствующей структуры общественных институтов.

    Расцвет цивилизационной системы связан с качественной завершённостью в её развитии, окончательным складыванием основных системных институтов. Расцвет сопровождается унификацией цивилизационного пространства и активизацией имперской политики, что соответственно символизирует остановку качественного саморазвития общественной системы в результате относительно полной реализации базовых принципов и перехода от динамичного к статичному, охранительному. Это составляет основу цивилизационного кризиса - качественного изменения динамики, движущих сил, основных форм развития.

    На этапе угасания цивилизация вступает в стадию кризисного развития, крайнего обострения социальных, экономических, политических конфликтов, духовного разлома. Ослабление внутренних институтов делает общество уязвимым для внешней агрессии. В итоге цивилизация погибает или в ходе внутренней смуты, или в результате завоевания.

    Критика

    Концепции Данилевского, Шпенглера и Тойнби были неоднозначно встречены научным сообществом. Хотя их труды и считаются фундаментальными работами в области изучения истории цивилизаций, их теоретические разработки встретили серьёзную критику. Одним из наиболее последовательных критиков цивилизационной теории выступил русско-американский социолог Питирим Сорокин , который указал, что «самая серьезная ошибка этих теорий состоит в смешении культурных систем с социальными системами (группами), в том, что название „цивилизация“ дается существенно различным социальным группам и их общим культурам - то этническим, то религиозным, то государственным, то территориальным, то различным многофакторным группам, а то даже конгломерату различных обществ с присущими им совокупными культурами» , в результате чего ни Тойнби, ни его предшественники не смогли назвать главные критерии вычленения цивилизаций, ровно как и их точное количество.

    В настоящее время (2014 год) свою деятельность продолжает «Международное общество сравнительного изучения цивилизаций », которое проводит ежегодные конференции и осуществляет выпуск журнала «Comparative Civilizations Review».

    Примечания

    Источники

    1. , с. 28.
    2. , с. 114-115.
    3. , с. 152.
    4. , с. 239-247.
    5. Жан Старобинский . Слово «цивилизация» // Поэзия и знание. История литературы и культуры. В 2 томах / Старобинский, Жан, Васильева, Е.П., Дубин, Б.В. , Зенкин, С.Н. , Мильчина, В.А. . - М. : Языки славянской культуры, 2002. - Т. 1. - С. 110-149. - 496 с. - (Язык. Семиотика. Культура). - ISBN 5-94457-002-4 .
    6. Бенвенист Э. Глава XXXI. Цивилизация. К истории слова = Civilization. Contribution à l"histoire du mot // Общая лингвистика. - М. : URSS , 2010.
    7. Фергюсон А. Опыт истории гражданского общества = An Essay on the History of Civil Society / Фергюсон, Адам, Мюрберг, И.И., Абрамов, М.А. . - М. : РОССПЭН, 2000. - 391 с. - (Университетская б-ка: Политология). - 1 000 экз. - ISBN 5-8243-0124-7 .
    8. Д.Ф. ТЕРИН. «ЦИВИЛИЗАЦИЯ» ПРОТИВ «ВАРВАРСТВА»:К ИСТОРИОГРАФИИ ИДЕИ ЕВРОПЕЙСКОЙ УНИКАЛЬНОСТИ
    9. , с. 55.
    10. Ерасов Б. С. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов

    от лат., - гражданский, государственный). Невозможно дать абсолютную дефиницию понятия. Цивилизация определяет уровень и ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (в марксистской литературе). Цивилизации управляют духовным прогрессом человечества, различаются по крови (славянская, романо-германская) и по духу (православно христианская и западно-христианская). Современная цивилизация - совокупность достижений техники и связанного с ними комфорта.

    Цивилизация пришла на смену варварства или ранней древности, когда по Аристотелю мир человека делился на «свободного» и «раба по природе». В широком смысле цивилизацию рассматривают как устойчивую социокультурную общность (культурно-исторический тип) людей и стран, как синонимом культуры или конфессионального мира (христианского, мусульманского и др.). В более узком смысле цивилизация как суперэтнос (по Гумилеву) - это народы, консолидированные некоторым духовным родством, психологическим сходством и взаимными симпатиями (комплиментарностью). Суперэтносы характеризуются социально неоднородным временем, а контакты между ними дают часто негативный результат. Невозможен контакт между цивилизациями или суперэтносами с неоднородным социальным временем. Насильственное наложение одних «прогрессивных» культурно-исторических традиций на другие порождает кентавра (например, когда модернизацию отождествляют с вестернизацией). Цивилизация - целостная суперэтническая система с циркумграничными энергонасыщенными зонами, тонкой социальной прослойкой интеллектуальной и духовной элиты.

    Природно-географический фактор является одним из фундаментов формирования цивилизаций. Это находит отражение в природных аналогах: цивилизации и великие исторические реки, средиземноморская, атлантическая, тихоокеанская, дунайская, степная, евразийская и т.д. По технологии производства и управления, отношений и механизма регулирования человеческой деятельности выделяются цивилизации «традиционалистического» и «техногенного» типа. В современном мире цивилизация рассматривается и как «комфорт» или удобство, предоставляемое в наше распоряжение техникой. Создание и использование комфортной среды обитания способствует срастанию человека с техническим коллективом, что приводит к утрате внутренней потребности быть не только цивилизованным, но также культурным.

    Среди современных цивилизаций (в широком смысле) выделяются западноевропейская христианская, мусульманская, индийская индуистская, китайская буддистско-конфуцианская, латиноамериканская католическая, мезоафриканская (Черная Африка) и др. Западноевропейская цивилизация включает романо-германский мир, англосакский и рубежный англоамериканский суперэтносы. Мусульманская - арабский, тюркский и малайский суперэтносы; китайская - китайский, японский, корейский и вьетнамский суперэтносы. Л.Н. Гумилев выделяет также евразийский (российский) суперэтнос. Полицентризм цивилизаций проявляется в разнообразии типов восприятия пространства-времени, а так же в социопсихологических, конфессиональных, геоэкономических и других особенностях. Для западноевропейской цивилизации характерны культура разума, права человека. динамизм (революции), прагматизм, протестантская этика индивидуализма и др. В восточных цивилизация выделяется мусульманский интегризм, обращение к конфуцианству, личному самоограничению и общественной солидарности, приоритет государства над человеком. Важнейшей чертой японской культуры является преемственность сложившихся культурно-исторических традиций, неразрывность прошлого и настоящего, отсутствие между ними резких переходов. Сложилась следующая схема японского диалога с другими культурами от средневековья до современности: японская душа и китайская мудрость, японская душа и западные знания (рационализм), а последние десятилетия - американские знания.

    Современные цивилизации различаются степенью структурированностью общества - традиционного и гражданского. В западноевропейском гражданском обществе меритократия (элита качества) доминирует над аристократией (элитой по крови). В Китае и Индии доминирует традиционное общество.

    Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

    Значение слова цивилизация

    цивилизация в словаре кроссвордиста

    Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

    цивилизация

    ж. общежитие, гражданственность, сознание прав и обязанностей человека и гражданина. Цивилизовать народ, обратить из дикого, грубого быта в гражданственный.

    Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

    цивилизация

    и (устар., по фр. произношению) Сивилизация, цивилизации, ж. (от латин. civilis - гражданский).

      только ед. Высокая степень общественного развития, возникшая на основе товарного производства, разделения труда и обмена (науч.). Дикость, варварство и цивилизация.

      Вообще общественная культура, достигшая высокой степени развития, а также общество, являющееся носителем такой культуры. Цивилизации древности.

      только ед. Употр. как обозначение современной европейской культуры. Он был не чужд европейской цивилизации. Чехов. Сивилизация - это такое тонкое нежное вещество, которое нельзя по произволу бросать в грязь. Салтыков-Щедрин. Цивилизация, свобода и богатство при капитализме вызывают мысль об обожравшемся богаче, который гниет заживо и не дает жить тому, что молодо. Ленин.

    Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

    цивилизация

      Определенная ступень развития общества, его материальной и духовной культуры. Античная, ц. Современная ц. Исчезнувшие цивилизации.

      ед. Современная мировая культура (в 1 знач.).

      Мыслимая как реальность совокупность живых существ со своей материальной и духовной культурой. Внеземные цивилизации.

    Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

    цивилизация

      Уровень общественного развития, материальной и духовной культуры.

      Современная мировая культура, прогресс, просвещение.

      Третья - следующая за дикостью и варварством - ступень общественного развития.

    Энциклопедический словарь, 1998 г.

    цивилизация

    ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. civilis - гражданский, государственный)

      синоним культуры.

      Уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация).

      В некоторых идеалистических теориях эпоха деградации и упадка в противовес целостности, органичности культуры.

    Цивилизация

    (от лат. civilis ≈ гражданский, государственный),

      синоним культуры. В марксистской литературе употребляется также для обозначения материальной культуры.

      Уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная Ц., современная Ц.).

      Ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).

      Понятие «Ц.» появилось в 18 в. в тесной связи с понятием «культура». Французские Философы-просветители называли цивилизованным общество, основанное на началах разума и справедливости. В 19 в. понятие «Ц.» употреблялось как характеристика капитализма в целом, однако такое представление о Ц. не было господствующим, Так, Н. Я. Данилевский сформулировал теорию общей типологии культур, или Ц., согласно которой не существует всемирной истории, а есть лишь история данных Ц., имеющих индивидуальный замкнутый характер. В концепции О. Шпенглера Ц. ≈ это определённая заключительная стадия развития любой культуры. Её основные признаки: развитие индустрии и техники, деградация искусства и литературы, возникновение огромного скопления людей в больших городах, превращение народов в безликие «массы». При таком понимании цивилизация как эпоха упадка противопоставляется целостности и органичности культуры. Эти и др. идеалистические концепции не раскрывают природы Ц., действительной сущности её развития. Классики марксизма проанализировали движущие силы и противоречия развития Ц., обосновав необходимость революционного перехода к новому её этапу ≈ коммунистическому обществу.

      Лит.: Маркс К., Конспект книги Моргана «Древнее общество», Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, т. IX, М., 1941; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Морган Л., Древнее общество, пер. с англ., 2 изд., М., 1935; Маркарян Э. С., О концепции локальных цивилизаций, Ер., 1962; Артановский С. Н., Историческое единство человечества и взаимное влияние культур, философско-методологический анализ современных зарубежных концепций, Л., 1967; Einge К. A., Die Frage nach einern neuen Kulturbegriff, Meinz, 1963.

    Википедия

    Цивилизация (значения)

    Цивилизация :

    • Цивилизация - локализованное во времени и пространстве общество.
    • Цивилизация - ведущая российская телекомпания, специализирующаяся на производстве научно-просветительских программ и фильмов.
    • Цивилизация Mare Nostrum - настольная игра в жанре пошаговой стратегии.

    Цивилизация

    1. общефилософское значение - социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой;
    2. историко-философское значение - единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса;
    3. стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы, дифференцированности общественного сознания);
    4. локализованное во времени и пространстве общество . Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем и развивающиеся по законам витальных циклов.

    Одним из первых термин «цивилизация» в научный оборот ввёл философ Адам Фергюсон, который подразумевал под термином стадию в развитии человеческого общества, характеризующуюся существованием общественных страт, а также городов, письменности и других подобных явлений. Предложенная шотландским учёным стадиальная периодизация мировой истории (дикость - варварство - цивилизация) пользовалась поддержкой в научных кругах в конце XVIII - начале XIX века, но с ростом популярности в конце XIX - начале XX века плюрально-циклического подхода к истории, под общим понятием «цивилизации» всё больше стали подразумеваться «локальные цивилизации».

    Примеры употребления слова цивилизация в литературе.

    Хотя Корпоративный Сектор Автаркия и включал в себя десятки тысяч звездных систем, он представлял собой не более чем небольшое звездное скопление среди неисчислимого количества солнц, известных цивилизации .

    Железная дорога из Бомбея в Аллахабад проходит через эту страну от юго-запада к северо-востоку, есть даже ветвь до центра Нангапурской провинции, но племена остались дикими, не поддаются цивилизации , с негодованием несут европейское иго.

    Сама мысль о том, что Техно-Центр, эта конгрегация ИскИнов, которая консультирует Сенат и Альтинг, обеспечивает работу нашей экономики, нуль-сети - по сути, всей нашей технической цивилизации .

    Там дотлевали книги, обращенные дымом труды Синессия и Златоуста, Пселла и Амартола, Ареопагита и Василия Великого, христианских богословов и греческих философов, труды ученых риторов, мыслителей и поэтов, скопленные за полторы тысячи лет античной и христианской цивилизаций .

    Якобы, анархизм проповедует разнузданность народных страстей, направленных против общественного спокойствия, культуры и цивилизации .

    Потому что это -- пост-европейская цивилизация ,-- отозвалась Анат с понимающей усмешкой кухонной сплетницы и отхлебнула.

    Однако, несмотря на все свои преимущества и успехи в завоевании финикийской части побережья, где Ливанские горы круто спускаются к морю, египетская культура не получила широкого распространения в Сирии, тогда как намного более отдаленная шумерская цивилизация преуспела в своих аннексионистских устремлениях и существенно расширила своп владения за счет Сирии.

    Телескоп Аресибо, работая в режиме радара, способен послать в заданном направлении один мегаватт мощности, думала она, тогда цивилизация , даже чуть опережающая нас, может передать сотни мегаватт или более!

    Если такая цивилизация наведет на Землю радиотелескоп размером с Аресибо, земная обсерватория обнаружит аналогичный источник в любом месте галактики Млечного Пути.

    Но Арт был дитя цивилизации , в единственное, что она дала ему, - это умение сдерживать свои импульсы.

    Но если на территории Египта была одна из древнейших цивилизаций планеты, то в Атакаме во все времена обитали примитивные охотники и рыбаки, которые отнюдь не могли владеть столь тонким искусством бальзамирования.

    В нашей цивилизации не всегда одни и те же тексты требовали атрибуции какому-то автору.

    Наконец, были общины, которые ответили на вызов засухи изменением родины и образа жизни, и эта редкая двойная реакция означала динамический акт, который из исчезающих примитивных обществ Афразийской степи породил древнеегипетскую и шумерскую цивилизации .

    Достаточно мощный радиоприемник в районе Ахернара в настоящий момент может принимать радиосигналы, распространявшиеся по Земле в 1938 году - неопровержимое доказательство существования технологической цивилизации .

    Его ведущий тезис -- о бездушии буржуазной цивилизации , о тем, что богатство материальное не гарантирует богатства духовного, о том, что достижения и прогресс оказываются, с другой стороны, одичанием.