Аннотация к исследовательской работе психология цвета. Исследовательская работа "магия цвета"

  • Значение цвета
Актуальность
  • Человека окружает многоцветие. Но каждый из нас в одежде, предметах, вещах отдаёт предпочтение определённому цвету. Почему?
Цели исследования:
  • Выяснить значение каждого цвета, найти связь между выбором цвета и характером человека.
Гипотеза исследования
  • Выбор определённого любимого цвета
  • влияет на характер и поведение людей.
Задачи:
  • 1.Собрать и изучить материалы из различных источников о значении цвета;
  • 2.Определить, что в человеке влияет на выбор того или иного цвета;
  • 3.Презентовать работу и рассказать об этом своим одноклассникам и друзьям.
Выбор любимого цвета в нашем классе
  • Количество опрошенных
  • Семье Лихачёвых нравятся все цвета.
Красный
  • Красный- это лидер, упорство, борьба за свои права. Созидание, динамичность,
  • настойчивость.
  • Красный цвет означает могущество, волю к победе, желание жить полной жизнью,
  • стремление к новым впечатлениям. Человек приверженец красного цвета,
  • всегда добивается того, чего хочет. Он всегда в движении. Любит быть первым,
  • но не всегда может быть им.
Человек смелый, волевой, властный, вспыльчивый и общительный, бесстрашный, уверенный, не боится следовать за своей мечтой и одновременно чувствительный человек. В нашем классе красный цвет любят: Лихачёва Настя, Лысенко Максим, Тихонов Илья,Трояновский Игнат
  • Бордовый
Бордовый (красно- коричневый) от красного взял силу воли, а от коричневого – склонность к глубоким размышлениям. Его проблема- способность зацикливаться на давно прошедших неприятных событиях. Бордовый цвет в любимый выбрали: Филонов Захар
  • РОЗОВЫЙ
  • Розовый _ это дружелюбие, женственность, зрелость, легкомысленность. Розовый –
  • это цвет жизни, всего живого. Он говорит о необходимости любить и быть добрее.
Те, кому он нравится, могут разволноваться по самому незначительному поводу. Такой человек добрый и заботливый, любящий, красивый. чувствительный и очень щедрый. В нашем классе розовый цвет любят: Кожевникова Даша
  • СИНИЙ
Синий- организованность, непреклонность, сила духа. Люди предпочитающие этот цвет стараются всё привести в порядок, имеют собственную точку зрения, преданы тому, что делают.Выбрали этот цвет: Бодоряк Денис, Бородин Кирилл
  • ЖЁЛТЫЙ
  • Жёлтый – это ловкость, сообразительность, радость жизни, терпимость, честность
  • в себе, радость, веселье.
Такие люди любят, чтобы ими восхищались, у них самооценка. Им нравятся далёкие путешествия. Этот цвет выбрала – Инна Николаевна Храмова - учитель нашего класса
  • ЗЕЛЁНЫЙ
Зелёный цвет – это гибкость ума, упорство, самоуверенность. упрямство, самоуважение Люди, выбирающие этот цвет, легко приспосабливаются к обстоятельствам. Любят дружеское общение, воспринимают жизнь очень легко, в неудачах винят других людей. Выбрали этот цвет: Микунов Иван Трояновский Богдан В нашем классе выбрал чёрный цвет:Севастьянов Андрей Вывод
  • Исследование любимых цветов моих одноклассников помогло лучше узнать их характер, настроение, понять их поведение в той или иной ситуации. Если мы будем знать друг о друге больше, это сплотит наш классный коллектив.
  • Исследовательская работа чётко показала, что воспитание начинается в семье и мы похожи на своих родителей, но характер не наследуется, а формируется под влиянием окружающей среды в процессе воспитания.
Интернет- ресурсы
  • 1 Энциклопедия.
  • 2 Сайты в интернете:
  • www.osytactor.org/color.htm
  • www.colorzone/ru/pages_o_cvete psyho.html
  • www.yugzone.eu/psy/colors.htm

Изучить Изучить теоретическую основу вопроса. приоритетный цвет у учащихся разного возраста (2-х, 9-х классов и учителей начальных классов). влияние красного цвета на психику человека. Разработать Разработать рекомендации по использованию цветовой цветовой гаммы в ученических кабинетах.


Поскольку цвет влияет на поведение людей, есть смысл разобраться, как и почему возникают те или иные реакции на цвет? Поскольку цвет влияет на поведение людей, есть смысл разобраться, как и почему возникают те или иные реакции на цвет? В проекте я постарался объяснить наши реакции на цвет с точки зрения психологических и возрастных особенностей. Также в проекте есть советы, как наилучшим образом использовать эту информацию в деловых и бытовых ситуациях. В проекте я постарался объяснить наши реакции на цвет с точки зрения психологических и возрастных особенностей. Также в проекте есть советы, как наилучшим образом использовать эту информацию в деловых и бытовых ситуациях. Выбор иактуальность проекта.




Зеленый Зеленый Зелёный - цвет надежды, естественности и свежести. Зелёный - цвет надежды, естественности и свежести. Зелёный цвет успокаивает, а его обилие может вызывать депрессию, "тоску зелёную". Зелёный цвет успокаивает, а его обилие может вызывать депрессию, "тоску зелёную". Любители зелёного цвета скромны, сдержанны, терпеливы и не склонны к бурному проявлению своих чувств. Любители зелёного цвета скромны, сдержанны, терпеливы и не склонны к бурному проявлению своих чувств.


Белый Белый Белый - цвет невинности и чистоты. Белый - цвет невинности и чистоты. У славянских народов белый цвет символизирует искренность, чистоту души и помыслов. У славянских народов белый цвет символизирует искренность, чистоту души и помыслов. Белоснежное свадебное платье означает невинность. Белоснежное свадебное платье означает невинность. Люди, которых притягивает белый цвет, постоянно находятся в поисках самих себя и стремятся к совершенству. Люди, которых притягивает белый цвет, постоянно находятся в поисках самих себя и стремятся к совершенству.


Черный Черный Чёрный - цвет тайны, печали, зла и смерти. Чёрный - цвет тайны, печали, зла и смерти. Чёрный цвет почти всегда символизирует что-то негативное, опасное или запретное - чёрная душа, чёрная магия, чёрная зависть. Чёрный цвет почти всегда символизирует что-то негативное, опасное или запретное - чёрная душа, чёрная магия, чёрная зависть. Одеваться в чёрное предпочитают творческие личности, философы жизни. Одеваться в чёрное предпочитают творческие личности, философы жизни.


Желтый Он привлекает внимание своей яркостью, но в то же время может вызывать и противоречивые чувства. Жёлтый цвет возбуждает и создаёт хорошее настроение. Он привлекает внимание своей яркостью, но в то же время может вызывать и противоречивые чувства. Жёлтый цвет возбуждает и создаёт хорошее настроение. Жёлтый - цвет счастья, мудрости и фантазии. Жёлтый - цвет счастья, мудрости и фантазии. Люди, которых привлекает жёлтый цвет, открыты для всего нового. Они обладают хорошими аналитическими способностями и острым умом. Люди, которых привлекает жёлтый цвет, открыты для всего нового. Они обладают хорошими аналитическими способностями и острым умом.


Красный Красный Красный - цвет жизни, радости, силы и здоровья. Красный - цвет жизни, радости, силы и здоровья. Красный цвет символизирует опасность. Это цвет агрессивности и страсти. Красный цвет символизирует опасность. Это цвет агрессивности и страсти. Люди, предпочитающие красный - импульсивны, энергичны - это истинные любители дискуссий и споров. Люди, предпочитающие красный - импульсивны, энергичны - это истинные любители дискуссий и споров.


Синий Синий цвет означает интуицию, идеализм, стабильность. Синий цвет означает интуицию, идеализм, стабильность. Синий успокаивает, охлаждает, расслабляет и умиротворяет. Синий успокаивает, охлаждает, расслабляет и умиротворяет. Люди, отдающие предпочтение синим тонам - обязательны и стремятся к гармонии во всём. Любовь к синему цвету говорит о совестливости и честности. Люди, отдающие предпочтение синим тонам - обязательны и стремятся к гармонии во всём. Любовь к синему цвету говорит о совестливости и честности.


Коричневый Коричневый Коричневый - цвет солидности. Коричневый - цвет солидности. Люди, предпочитающие коричневый цвет, зачастую, чересчур осторожны, но всегда верны своим принципам и отвечают за свои поступки. Люди, предпочитающие коричневый цвет, зачастую, чересчур осторожны, но всегда верны своим принципам и отвечают за свои поступки. Им присущи характерные черты - основательность и ответственность. На таких людей всегда можно положиться - они не подведут. Им присущи характерные черты - основательность и ответственность. На таких людей всегда можно положиться - они не подведут.




Учащиеся вторых классов предпочитают красные и сине- голубые цвета. Красный-синий, что говорит об активности этого возраста и желании добиться успеха в чем-либо. Красный-синий, что говорит об активности этого возраста и желании добиться успеха в чем-либо.




Педагоги начальной школы предпочитают сине- голубые цвета. Педагоги начальной школы предпочитают сине- голубые цвета. Люди, предпочитающие синий цвет и голубой, стараются все привести в порядок, систематизировать. Они всегда имеют собственную точку зрения; преданы тому, что делают. Синий цвет – это постоянство, упорство, настойчивость, преданность, самоотверженность, Люди, предпочитающие синий цвет и голубой, стараются все привести в порядок, систематизировать. Они всегда имеют собственную точку зрения; преданы тому, что делают. Синий цвет – это постоянство, упорство, настойчивость, преданность, самоотверженность, серьезность, строгость. серьезность, строгость.


Моя первая гипотеза, что каждый возрастной уровень имеет предпочтение определённого цвета, оказалась верна и характеристика цвета это подтверждает. моя первая гипотеза, что каждый возрастной уровень имеет предпочтение определённого цвета, оказалась верна и характеристика цвета это подтверждает.


2 гипотеза: цвет оказывает влияние на поведении детей? 2 гипотеза: цвет оказывает влияние на поведении детей? Для этого мы, 16 января, устроили «красный день», т.е. дети надели красную одежду, весь класс завешали красной тканью и бумагой. Весь учебный день провели в этом кабинете. Для этого мы, 16 января, устроили «красный день», т.е. дети надели красную одежду, весь класс завешали красной тканью и бумагой. Весь учебный день провели в этом кабинете. С одной стороны красный цвет повысил общую работоспособность и активность на уроках, он целиком захватил внимание детей. Детям медлительным, вялым красный цвет дал бодрость и уверенность в себе.



С другой стороны сосредоточение на красном цвете привело к повышению пульса (10 человек). У 4 детей к концу уроков появилась головная боль. У многих учащихся покраснели глаза. Ученики с повышенной активностью крутились, кричали с места, просились выйти. С другой стороны сосредоточение на красном цвете привело к повышению пульса (10 человек). У 4 детей к концу уроков появилась головная боль. У многих учащихся покраснели глаза. Ученики с повышенной активностью крутились, кричали с места, просились выйти. Что интересно, многим детям стало жарко. Показалось, что в красной комнате стало на 3-4 градуса теплее, чем в обычном классе (хотя температура осталась прежняя). Что интересно, многим детям стало жарко. Показалось, что в красной комнате стало на 3-4 градуса теплее, чем в обычном классе (хотя температура осталась прежняя).


Так каким же цветам рекомендуется отдавать предпочтение при оформлении класса? При выборе цвета интерьера существует лишь одно правило: подбирая гамму для комнаты, помните, что цвет должен давать энергию, которой вам не хватает. Лучше использовать желтые тона, тона, но в небольших количествах. Они стимулируют мозговую деятельность и повышают эффективность умственного труда. Коричнево – желтый (медовый) объединяется легкость желтого и тяжесть коричневого. Потребность в счастливом и полном, наслаждение положением. Это цвет трудолюбия и строгости. Кремовый Кремовый оказывает мягкое воздействие, расширяет пространство, облегчает восприятие действительности, дает уверенность, что все будет в порядке.


Эксперимент, проведённый в классе, показал, что цвет действительно влияет на поведение, самочувствие и работоспособность учащихся класса. Эксперимент, проведённый в классе, показал, что цвет действительно влияет на поведение, самочувствие и работоспособность учащихся класса.


ЛИТЕРАТУРА Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская работа в школе. Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская работа в школе. Эллис Вестгейт, Дизайн интерьера. Ростов н/Д: Изд – во «Феникс», 2005г. Эллис Вестгейт, Дизайн интерьера. Ростов н/Д: Изд – во «Феникс», 2005г. Сборник: энциклопедия чародейства. Красноярск кн. изд-во 1992 год. Сборник: энциклопедия чародейства. Красноярск кн. изд-во 1992 год. Сурина М. О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. Ростов н/Д: Изд – во «Феникс», 2005г. Сурина М. О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. Ростов н/Д: Изд – во «Феникс», 2005г.

Темой данной исследовательской работы является влияние цветового оформления учебных помещений на поведение, настроение и способность к восприятию учебного материала учащихся нашей школы.

Данная тема представляет особую актуальность, так как настроение учащихся играет большую роль в образовательном процессе.

Испытывая «подавленное» настроение ученик не сможет в полной мере погрузиться в учебную деятельность, не будет полностью усвоен урок, будет вести себя на уроке пассивно, неадекватно, процесс восприятия материала будет заторможенным. Учащимся с «хорошим» настроением, получать учебные знания намного легче, легко усваивается материал на уроке, ученик активен, общителен, проявляет интерес к происходящим вокруг него событиям.

Целью данной работы является изучение влияния цветовой гаммы в оформлении кабинетов на настроение учащихся и выработка рекомендацийдля администрации школы по оформлению учебных помещений.

Предмет исследования: цвет и его влияние нанастроение учащихся.

Объект исследования: учащиеся 4 - 6 классов МОУ СОШ № 21 города Волгограда.

Гипотеза: Мы предполагаем, что цветовая гамма, используемая в оформлении кабинетов, оказывает значительное влияние на настроение учащихся, их поведение, способность к восприятию учебного материала.

Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

  • определение понятия и сущности цвета,
  • исследование, что означает каждый цвет спектра и как он влияет на самочувствие человека,
  • проведение тестов среди учащихся школы для определения особенности восприятия ими цвета,
  • выявление неблагоприятных цветовых гамм коридоров, классов и других рабочих помещениий, окружающих учащихся в школе,
  • разработка рекомендации по использованию цветовой гаммы в оформлении кабинетов.

Поставленные нами цель и задачи исследования определили следующие проблемы:

  • почему и как человек реагирует на цвет;
  • как правильно использовать цветовое решение в учебных классах.

Для исследования влияния цветовой гаммы на настроения учащихся мы выбрали следующие методы:

  • анализ литературы по данному вопросу;
  • исследование цветовой гаммы в оформлении школьных кабинетов;
  • наблюдение за учащимися нашей школы;
  • анкетирование среди учащихся.

Исследование проходило на базе МОУ СОШ № 21 города Волгограда.. Были задействованы учащиеся 4- 6 классов в количестве 150 учащихся. Было исследовано 15 кабинетов; большой спортивный зал; столовая; холл первого, второго и третьего этажей.

Первым этапом нашей работы было исследование цветовой гаммы в оформлении кабинетов.

Цель: определить сочетаемость цветов (цвет стен, цвет парт, штор на окнах) по трём категориям: гармоничное сочетание, характерное сочетание, нехарактерное сочетание. В своей работе мы также использовали метод наблюдения.

Цель: выявить какое настроение у учащихся преобладает на переменах в каждом конкретном кабинете, в зависимости от его цветового оформления.

Для более достоверных результатов было проведено анкетирование.

Цель: выявить преобладающее настроение учащихся на уроках, в зависимости от цветовой гаммы в оформлении кабинетов.

Проанализировав результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что в кабинетах, где преобладает гармоничное сочетание цветов, учащиеся чувствуют себя более комфортно, более внимательны, лучше усваивают учебный материал. Поведение более спокойное.

В учебных помещениях с нехарактерным сочетанием цветов обстановка в классе более напряженная. Учащиеся раздражительны, невнимательны или пассивны. Учащаются жалобы на плохое самочувствие.

При правильном использовании цветовых оттенков и сочетаний можно создать более благоприятные условия для работы и повысить производительность труда.

В заключении работы нами были разработаны рекомендации для администрации школы по оформлению классов и других школьных помещений. Оформление должно быть эстетично и безопасно.

Красивый, приятный, ненавязчивый и уютный интерьер школы - немаловажный стимул и ключ к успешному обучению,ведь ребенок проводит в школе большую часть своего времени.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Госконзаводская средняя общеобразовательная школа»

Исследовательская работа

«Цветное настроение»

Выполнил:

ученик 3 класса

Садиев Данил.

Руководитель:

Фарахетдинова Л. И.

учитель началных классов

высшая квалификационная

2013 – 2014 учебный год

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2

Теоретическая часть……………………………………………………………..4

    Что такое цвет………………………………………………....………….4

    Как возникает цвет.……………………………………………………....4

    Характеристика цветов..……………………………………………..….. 4

    Использование цветов в жизни………………………………………..…9

    Использование характеристик цветов в повседневной речи………...10

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………..………………….11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..………..12

ЛИТЕРАТУРА ……………………………………..……………………..…….13

Введение

Человек видит мир в цветах, цвет присутствует везде, поэтому он влияет на человека так же, как и все остальное. У каждого человека есть свой любимый цвет. Но, несмотря на это, мы редко задумываемся над тем, какое значение в нашей жизни имеет цвет.

Цвет – это дар самой природы. Без него жизнь была бы скучной и неинтересной.

Мы не случайно начали работать над изучением данной проблемы. Оказывается, ещё в древности люди верили, что цвет обладает магической силой. С тех пор ученые провели многочисленные исследования, которые подтвердили тот факт, что цвет оказывает воздействие на настроение, на чувства, мысли и, в целом, на здоровье человека.

Цель работы: изучение роли и особенности влияния цвета на настроение человека.

Задачи исследования:

    изучить литературу по данной теме;

    изучить приоритетный цвет у учащихся начальной школы и их родителей.

    сделать выводы, подвести итоги исследования.

Методы исследования: наблюдение, изучение литературы, анализ различных источников, анкетирование.

Объект исследования : цветовая гамма.

Предмет исследования: влияние цвета на настроение учащихся, влияние возрастных особенностей на предпочтение определённого цвета.

Гипотезы исследования:

    каждый возрастной уровень имеет предпочтение определённого цвета;

    цвет оказывает влияние на настроение людей.

Теоретическая часть

1.Что такое цвет

Цвет - это свойство объектов.

Цветное – то, что окрашено в какой-либо цвет, имеет не белую и не черную окраску. (Толковый словарь rulib.Info)

Цвет - это просто свет, без которого никто из нас не может жить. Клетки наших тел реагируют как на цвет, так и на недостаток цвета; цвет оказывает влияние на наше физическое, умственное и душевное состояние. Например, при сиянии солнца мы испытываем благоговение, а при виде радуги - надежду.

2. Как возникает цвет

Для того, чтобы изучить влияние цвета на человека, необходимо разобраться каким образом он возникает. Свет, излучаемый Солнцем, называется белым цветом. Но в действительности белый цвет – это смесь разных цветов. Это можно обнаружить, если посмотреть через стеклянную призму. Свет, проходя через нее, распадается на различные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

3. Характеристика цветов

Цвета подразделяют на хроматические, т. е. цветные, и ахроматические (белые, черные и все серые). Качественная характеристика хроматического цвета - цветовой тон, светлота, насыщенность, яркость.

Цветовой тон определяет название цвета: зеленый, красный, желтый, синий и др.

Светлота характеризует , насколько тот или иной хроматический цвет светлее или темнее другого цвета или насколько данный цвет близок к белому.

Насыщенность – это степень чистоты цвета. Чем больше цвет похож на эталонный, тем более он будет насыщен. Чем больше в цвет прибавляется серого, тем менее он насыщен.

Яркость - это степень присутствия в каком-либо цвете черного или белого. Сначала красный цвет почти черный, но по мере добавления к нему белого, светлеет и постепенно переходит в розовый, а затем и вовсе переходит в белый.)

Так же цвета подразделяются на теплые и холодные.

Теплые цвета – это цвета огня, солнца, всего двух источников света и тепла на Земле.

К группе теплых цветов относятся: желтый, желто-оранжевый, оранжевый, красный, охра, охристо-коричневый, кофейный, бордовый, красно-коричневый, темно-коричневый цвета, а также огромное количество оттенков, содержащих в себе солнечные, пламенные цвета и их оттенки: желтый, оранжевый, красный.

Эти цвета олицетворяют собой добро, радость, благородство души, душевную щедрость все то лучшее, к чему стремится человек в жизни. Наверное, в вязи с этим положительные герои сказок, фантастики, мультфильмов изображаются всегда в одеждах теплых цветов.

К группе холодных цветов относятся: зеленый, зелено-синий, голубой, синий, сиреневый, фиолетовый и все остальные оттенки, имеющие в себе присутствие основных холодных цветов – зеленого, синего, фиолетового.

Эти цвета несут противоположное теплым цветам эмоциональное значение. Они олицетворяют бескрайний голубой простор небес, синюю тень, сиреневые сумерки, темно-синюю ночь, темный непроходимый лес. Холодные цвета вызывают эмоциональное ощущение холода, пустоты, печали, трагичности. В связи с ночным, теневым происхождением холодные краски выглядят очень таинственно и загадочно. Данные цвета используются при создании художественных образов сказочно-фантастических героев, и не всегда добрых. Это Леший, трехглавый Змей Горыныч, Кикимора, привидения. Музыка этих героев всегда печальна, тревожна, взволнованна.

Красный.

Красный цвет наиболее активный. Это насыщенный, тяжелый, горячий, яркий цвет. Он символизирует любовь, власть, огонь, войну. Светлые оттенки красного действуют возбуждающе, темные придают солидность.

У китайцев красный цвет - символ удачи, счастья, благородства. Стимулирует, снабжает очень сильной, но достаточно грубой энергией. Способствует активности, уверенности. В больших количествах может провоцировать ярость, гнев.

Физиология: стимулирует нервную систему, высвобождает адреналин, улучшает кровообращение, повышает количество красных телец в крови.

Психология: наделяет чувством безопасности, уверенностью в завтрашнем дне, помогает проще справиться с неприятностями. Формирует лидера.

Оранжевый.

Оранжевый цвет малонасыщенный, теплый, легкий. Действует возбуждающе. Оранжевый цвет стимулирует эмоциональную сферу, создает ощущение благополучия и веселья. Он символизирует наслаждение, праздник, благородство.

Высвобождает эмоции, поднимает самооценку, учит прощать. Отличный антидепрессант, способствует хорошему настроению. Пастельные оттенки (абрикосовый, персиковый) восстанавливают нервные затраты.

Физиология: находится между красным и желтым цветами спектра, поэтому обладает свойствами этих двух цветов. Наделяет энергией как красный и способствует мыслительному процессу, как желтый цвет.

Психология: очищает от неприятных ощущений, помогает принять негативные события в жизни (например, разрыв отношений или потеря близкого человека), помогает простить другого человека, отпустить неразрешимую ситуацию. Если вы находитесь в тупике и боитесь перемен, которые откроют новые горизонты в жизни, обратитесь к оранжевому цвету.

Желтый.

Желтый цвет теплый, легкий, яркий, струящийся, радостный. Он вызывает приятные ощущения и символизирует движение, радость и веселье. Желтый цвет способствует активизации умственной деятельности. Желтый - долго сохраняется в памяти. Радостный, стимулирующий цвет. Его ассоциируют с интеллектом и выразительностью. Он увеличивает концентрацию, организует, улучшает память, способствует справедливому и быстрому принятию решений.

Желтый цвет помогает принимать новые идеи и точки зрения других людей. Это цвет оптимизма.

Физиология: хорошо лечит пищеварительную систему, обеспечивает ее работу. В основном воздействует на течение желчи, которая играет роль в поглощении и переваривании жиров. Улучшает память.

Психология: приводит чувства в движение, освобождает от негатива, который подрывает уверенность в своих силах. Помогает легче воспринимать новые идеи и принимать различные точки зрения. Он способствует лучшей самоорганизации и концентрации мысли. Для детей: повышает познавательный интерес. Можно использовать для детских комнат, но в ограниченном количестве, иначе дети не смогут спокойно заснуть.

Зеленый.

Зеленый цвет насыщенный, спокойный, свежий, нежный, живой. Действует успокаивающе. Он символизирует мир, покой, любовь, спасение.

Зеленый цвет любят в Мексике, Австралии, Ирландии и Египте. В Китае зеленый цвет символизирует роскошную жизнь и молодость; в Индии - мир и надежду.

Жизнь, рост, гармония. Он объединяет нас с природой и помогает быть ближе друг к другу.

Физиология: помогает при негативных состояниях: неуравновешенность, злоба, грубость, скованность в эмоциях и чувствах.

Психология: когда вам недостает зеленого цвета, вы лишаетесь гармонии. Не рекомендуется в случае, если вам надо быстро принимать решения, так как зеленый расслабляет.

Голубой.

Голубой цвет слабонасыщенный, легкий, воздушный, прохладный, спокойный, слегка пассивный. Он символизирует чистоту, разум, постоянство и нежность. Если же голубого цвета слишком много, это может вызвать лень, апатию.

Голубой цвет считается цветом креативности, его рекомендуют для учебных аудиторий или кабинетов. Бирюзовый оттенок способствует общению.

Физиология: помогает при бессоннице - поможет заснуть, так как действует расслабляюще. Имеет вяжущее и противовоспалительное действие.

Психология: помогает при негативных психических состояниях: застенчивость, страх говорить, плохие отношения.

Синий.

Синий цвет очень насыщенный и очень холодный. Он тяжелый, строгий, таинственный, чистый. Первое чувство, которое он вызывает, - это чувство настороженности. Синий цвет символизирует вселенную, космос.

Успокаивающий цвет. Он способствует физическому и умственному расслаблению, создает атмосферу безопасности и доверия.

Физиология: лечит глухоту, катаракту, кровотечения, бессонницу. Является анестетиком. Помогает при ангинах, ревматизмах. Воздействует на эндокринную систему.

Психология: развивает психические способности. Очищает мышление, освобождает от тревог и страхов, позволяет услышать внутренний голос и принять правильное решение (интуиция).

Фиолетовый

Фиолетовый цвет насыщенный, холодный, тяжелый, спокойный, таинственный. Он символизирует мудрость, зрелость, высший разум. Фиолетовый цвет легко подавляется другими цветами, но сам по себе фиолетовый цвет глубокий и выразительный. Он придает одежде торжественный и роскошный вид. В большом количестве фиолетовый цвет вызывает меланхолию.

Этот цвет с артистизмом, великими идеями, интуицией. Он способствует вдохновению, состраданию, чувствительности.

Величественный цвет, всегда присутствовавший в одежде королей и духовенства. Это цвет вдохновения, который свойственен целителям и творческим личностям. Он поможет научиться принимать все происходящее с вами со спокойным сердцем, успокоить душу и напитать ее энергией вдохновения. Фиолетовый цвет объединяет тело и мышление, материальные потребности с потребностями души.

Физиология: лечит физиологические заболевания: сотрясение мозга, эпилепсия, невралгия, рассеянный склероз.

Психология: помогает при негативных психических состояниях: невроз, потеря веры, отчаяние, потеря самоуважения.

4. Использование цветов в жизни

Цвет используется в профессиональной деятельности художниками, дизайнерами, полиграфистами, светотехниками, химиками, геологами, работниками кино и телевидения, фотографами, модельерами, медиками.Это не просто интересная проблема, но и одно из условий решения конкретных практических задач. Исходя из этого, каждый специалист применяет цвет в его определенной функции. Для одной группы людей важны эстетические функции цвета, его способность гармонизировать окружающую действительность. Для другой группы основополагающей является информационная сущность цвета, те значения, которые заложены в нем человечеством. Третьи, например, психологи, применяют цвет как средство психодиагностики и терапии. Причем в данном случае лечение будет без побочных эффектов.

По сей день люди используют осознанно или нет магическое воздействие цветов в повседневной жизни.

Приведем несколько примеров использования цветов в прошлые века и в наши дни.

Красный- цвет лидеров, опасности, любви

В древнем Риме это цвет знати и императоров Рима. Только они могли носить одежду красного цвета.

Красный флаг в Британском военно-морском флоте существует с 17 века и символизирует "вызов на бой".

В наши дни этот цвет используют для предупреждения об опасности, например запрещающие дорожные знаки. Использование в открытках красной розы или сердца символизирует признание в любви.

Синий- цвет неба и моря, символ высоты и глубины. Постоянство, преданность, правосудие.

По сей день форма летчиков и моряков синего цвета. А когда мы собираемся включить холодную воду, то не задумываясь поворачиваем синий вентиль.

5. Использование характеристик цветов в повседневной речи.

Так же в своей повседневной речи, мы часто используем выражения, которые используются уже многое годы, и произнося их мы уже не задумываемся почему именно этот цвет употреблен в данном выражении.

Например «Смотреть сквозь розовые очки», человек «голубых кровей», наступили «черные дни», «красный день календаря», «белая ворона». Все эти выражения издавна вошли в нашу речь, и употребляя их мы не задумываемся, что розовый цвет свидетельствует о радостном восприятии всего окружающего, а голубой о спокойствии, разуме и надежности.

Практическая часть

Люди, ассоциирующие себя с определенным цветом, дружат с людьми, выбирающими такой же цвет или цвет сочетающийся с ним.

Каждый человек рождается с внутренним ощущением цвета, и на протяжении всей жизни имеет эмоциональную реакцию на тот или иной цвет, поэтому мы все знаем, что нам нравиться и что – нет.

Чтобы доказать или опровергнуть гипотезу - было проведено анкетирование среди учащихся начальных классов и их родителей.

Вопрос: какой цвет вам нравится?

Учащиеся начальных классов (опрошено 40 чел.) предпочитают красные и сине - голубые цвета.

Красный, синий цвета говорят об активности этого возраста и желании добиться успеха в чем-либо.

Родители (опрошено 20 чел.) предпочитают сине - голубые цвета.

Люди, предпочитающие синий цвет и голубой, стараются все привести в порядок, систематизировать. Они всегда имеют собственную точку зрения, преданы тому, что делают.

На вопросы:
1. Каким цветом вы раскрасите грусть?
2. Каким цветом вы раскрасите радость, счастье? Дети ответили так.

Из всех радостных цветов предпочтение отдано красному, розовому, желтому и оранжевому цвету, а самые «грустные» цвета – это серый и черный.

Заключение
Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить. Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека. Мной установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации. Так же установлено, что уравновешенная в цветовом отношении среда привлекает, создает творческую атмосферу, успокаивает и улучшает общение людей между собой. Цвет существенно влияет на состояние человека. Цвета обращаются к чувствам, а не к логикечеловека, а именно:

    вызывают какую-либо реакцию;

    подчеркивают качество, настроение, чувство; создают теплую или холодную среду; отражают времена года и т.д.;

    имеют физиологические последствия, как положительные или отрицательные оптические раздражители;

    прикасаются к ощущениям: удовлетворение, приятный внешний вид и т.п.

Также одним из моментов изучения этой темы является то, что цвет способен закономерно выражать эмоциональное (личностно-смысловое) отношение человека к чему-то значимому и самому себе. В цвете происходит визуализация эмоционального отношения. Свойство цвета преобразовывать наше душевное состояние и сигнализировать об этом изменении имеет оборотную сторону. Если мы обозначаем кого-то (или себя) с помощью цвета, мы сообщаем этим, какое душевное состояние вызывает у нас этот объект.

Цвет – мощное средство воздействия на психику человека. И сила цвета во многом заключается в том, что он способен «обойти» защитные механизмы нашего сознания и действовать на бессознательном уровне. Поэтому в этом своем качестве он становится очень привлекательным средством для психологических манипуляций. Соответственно современный человек должен знать и понимать, как цвет воздействует на его организм и психику, чтобы лучше ориентироваться в окружающем мире

Литература

1. Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, 1984.

2. Фрумкина Р.М. Цвет, смысл, сходство. М., 1984.

3 . Ж. Агостон “Теория цвета и её применение в дизайне” М. “Мир” 1982 г.

4. Б. А. Шашлов “Цвет и цветовоспроизведение” М. “Книга” 1986 г.

5.Дженис Линдси “Все о цвете” Книжный клуб 36.6. 2012

6. Люшер М. Цвет вашего характера/Сара Д. Тайны почерка. – М.: Из «Вече: Персей», 1996.

7. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест. – М.: Изд. «Харвест»,

2000. (Серия «Библиотека практической психологии»).

8. Клар Г. Тест Люшера. Психология цвета. – М.: Изд. «Питер», 1998.

9. Люшер М. Оценка личности посредством выбора цвета. – М.: Изд.

«ЭКСМО-Пресс», 1998.

10. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек – цвет – пространство. – М.: Изд.

«Питер», 1995.

11.http://www.iluhin.com/notes/color/index.html

12.http://www.art-granatis.ru/information/color/index.html

13.http://www.gdekakpochemu.ru/chto-takoe-cvet/