Звук и буква д задания для дошкольников. «Звуки,

Обучение грамоте

Тема: Согласные звуки [д] , [д’] , буква Д . Написание строчной буквы д .

Цель: Формирование способности учащихся соотносить своё поведение с ситуацией общения.

Задачи:

формируем умение различать гласные и согласные звуки;

формируем умение выделять звук в слове;

формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;

формируем умение писать предложения;

формируем умение анализировать текст.

Оборудование: буквы печатные и письменные, в т.ч. Д , картинки «дом», «дым», «дерево», «дупло», «дятел», «дедушка», «дорожка», «дрова», «дети».

Символы:



Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Орг.момент.

Ι. Актуализация знаний

У нас сегодня необычный урок.

Давайте расскажем о себе и настроим себя на работу.

Мы умные, серьёзные,

Мы отлично учимся, всё у нас получится.

Приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке мы могли всё слышать, видеть и запоминать.

Незнайка прислал письмо. На письме адрес школа 42. Самым серьёзным, умным, любознательным первоклассникам. Это наверно нам?

Он задаёт такие вопросы. Согласны ответить на вопросы? Чтобы Незнайка, тоже знал ответы на эти вопросы.

- Какие звуки мы слышим? (речевые и неречевые).

- Какие группы речевых звуков мы знаем? (гласные и согласные).

- Какие гласные звуки вы выучили?(а, и, о, ы, у).

- Что вы знаете о гласных звуках? (ударные или безударные, смягчают предшествующий согласный или нет).

- Что знаете о согласных звуках? (звонкие, глухие, парные или непарные, мягкие или твёрдые).

Молодцы! На все вопросы Незнайки мы ответили. Надеемся, что помогли ему узнать немного больше.

Звуки бывают разные: согласными или гласными, звонкими или глухими. Мягкими или твёрдыми. Звуки по – разному ведут себя в разных ситуациях. Согласны со мной? Так и человек может вести себя по - разному. Главное уметь правильно понять, где ты находишься, с кем разговариваешь, кто тебя окружает. Если ты умеешь во время быть мягким и добрым, либо твёрдо отстоять своё мнение. Тогда тебя уважают окружающие, у тебя много друзей и ты счастлив. Если ты не умеешь быть добрым, когда это необходимо окружающим, или не можешь отстоять своё мнение. Тогда тебя не будут уважать, не будет друзей, будет скучно и одиноко.

Как дети умные, любознательные хотите научиться соотносить своё поведение с ситуацией общения через участия в проекте «Выявление характеров одной буквы нашего алфавита».

Согласны.

1 3 - А сейчас, помогите мне, пожалуйста, закончить предложения.

Таблички со словами – опора для запоминания.

Это…
. Из трубы идёт… .

У дома растёт … .

На дереве … . У дупла … .

У дома сидит …. .

К дому ведёт … .

Какие слова понадобились, чтобы создать эту картину? (Дом , дым , дуб , дупло , дятел , дед , дорожка .)

Давайте произнесём слова: дом , дым , дуб , дупло , дорожка .

Что общего в этих словах? (Все слова начинаются с твёрдого со­гласного звука [д]. )

Прикрепляем синий кружок.

Послушайте внимательно слова: дед , дятел . Что вы заме­тили?

(Все слова начинаются с мягкого со­гласного звука [д’]. )

Прикрепляем зелёный кружок.

Какой звук по глухости – звонкости.

Послушаем (закрываем уши руками).

Какой головной убор будет у звуковичка? (звонок).

На доске слова.

.ом.упло.

Почему в этих словах пропущены буквы? (мы не изучали эту букву)

Какая буква будет обозначать эти звуки? (буква де).

Как вы думаете, какая будет цель нашего урока? (Учиться читать и писать слова с новой буквой).

Предлагаю спланировать план урока.

План (примерный) 3 2

    Знакомство с новыми звуками и буквой.

    Знакомство с написанием буквы д.

    Чтение слогов.

    Чтение слов.

    Работа над рассказом.

Что мы сейчас с вами делали? (планировали свою деятельность).

Какой пункт плана мы уже выполнили? (1).

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3 ) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

Посмотрите что должны мы выполнить 2 пунктом плана?(знакомство с написанием буквы д).

А для чего мы изучаем эту букву? (Чтобы научиться читать и писать)

Чтобы научиться писать слова с этой буквой мы сначала должны научиться писать эту букву. Для этого откроем пропись на стр. 14.

3. Работа в прописи. 2 5


Посмотрите не звуковичка и оденьте его, ещё раз вспомнив и рассказав соседу про характер этих звуков.

1) Посмотрите на табло.

Из скольких элементов состоит буква? (из двух)

В каких буквах эти элементы встречаются? (о, а, у)

Учитель соединяет на доске элементы буквы д:

Пишу букву а , но не закругляю вправо, а веду вниз, как у буквы у .

2) – Напишите первую и вторую строчку.

Для кого буква д в написании была трудной?

Мы с вами ещё будем на следующих уроках тренироваться писать слоги, слова и предложения.

Что учились сейчас делать?(писать букву д).

Выполнили второй пункт плана.

А сейчас отдохнём.(физ.минутка).

Игра «Поймай звук».

Я буду называть слова. Мальчика встают на твёрдый звук д. а девочки на мягкий звук д.

Дети, драка, друг, деревня, душа, Дима, Родина, дружба.

Отдохнули и в тоже время поработали.

Кто – то может услышал из моих предложенных слов в игре самое плохое слово? (драка).

Когда наступает драка? (Когда люди не умеют правильно выбирать манеры общения).

А сейчас мы поучимся правильно выбирать свои действия через чтение слогов.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3 ) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

ΙΙΙ. Применение нового знания

4. Итог

1. Работа в «Букваре». 5 6 2

Обратим внимание на следующий пункт плана.

    Чтение слогов. Для этого откроем стр.92

Подготовимся к чтению слогов.

Прочитайте про себя.

Чем отличаются слоги 1 и 2 строчки?

А чем отличаются слоги 3 и 4 строчки?

Есть ли слоги с мягким согласным? В каком столбике? Прочитайте. Почему, докажите.

Девочки читают слоги с буквой Д, а мальчики – слоги с буквой Т.

Читаем хором.

Почему? (т.к. слова состоят из нескольких слогов)

Прочитайте слова 1-го столбика.

Прочитайте слово, похожее на слово мысль.(Дума).

Слово, обозначающее женщину. (Дама).

Назовите слово, обозначающее действие. (Дышит)

Найдите слово, обозначает которое то, что поёт, когда человеку делают хорошо? (душа)

Подготовьтесь к чтению 4-го столбика.

Что общего в словах этого столбика? (однокоренные)

Что обозначает слово Дар (1. подарок, пожертвование.

2.способность,талант).

Скоро Новый год кому вы приготовите подарок?

Кто вам дарит каждое утро хорошее настроение?

Замечательно.

Какие пункты плана выполнили?(3 и 4)

3).– Вернёмся к словам нашего рассказа (картинкам на доске).

Давайте прочитаем ещё раз предложения.

Что мы с вами сейчас читали? (рассказ)

Почему вы так решили? (связаны между собой по смыслу).

Чего не хватает у этого рассказа? (заглавие)

Давайте озаглавим его.

Обратите внимания где происходят события? (в деревне, во дворе).

Заглавие (Во дворе у деда, В деревне.)

Что мы сейчас делали? (работали над рассказом)

Выполнили 5 пункт плана.

Мы с вами справились со всеми заданиями?

Но я хочу вам предложить ещё одно, нарисовать своего человечка со своим характером и ему передать своё настроение.

Рисуем.

Выставка человечков.

Подведём итог нашей работы.

Свою работу я бы оценил…………………

Я бы похлопал в ладоши за хорошую работу…………….

Я делал на уроке……………………….

Я думаю…………...........

Каким словом вы бы оценили свою работу?.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3 ) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание .

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1. Актуализация

Работа с текстом. Выделение звуков [д], [д`] из слов.

Читаю текст и выставляю таблички со словами на доску в определённой последовательности (это опора для запоминания).

Это…(дом). Из трубы идёт…(дым). У дома растёт…(дуб). На дубе…(дупло). У дупла…(дятел). У дома сидит…(дед). Рядом с дедом играют…(дети).

Какие слова помогли нам создать эту картинку?

Что общего в этих словах?

Какой это звук?

Читаю слова: дом, дым, дуб, дупло.

Каким цветом обозначим?

Читаю слова: дед, дети.

Какой звук в начале этих слов?

Каким цветом обозначим?

Ребята, какую шапочку подарим схеме-человечку этих звуков?Проверим.

- Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?

Составляем план работы на уроке.

Знакомство со звуками [д], [д`].

Знакомство с новой буквой.

Письмо букв, слогов, слов.

Чтение слогов, слов.

Работа с предложением.

Работа с текстом.

Работа с иллюстрацией.

Что мы сейчас сделали?

(выставляю оранжевый кружок).

Каждый пункт плана обозначаем знаком.

Диалог учителя и учеников.

Обозначают синим кружком.

Обозначают зелёным кружком.

Познавательные:

1). Формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

3). Формировать умение выявлять сущность, особенности объектов.

Регулятивные:

3). Формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Личностные:

2. Постановка учебной проблемы.

Открытие нового знания.

Кто знает, какой буквой обозначают звуки [д], [д`]?

Найдём эту букву в печатном алфавите.

Расскажите, что мы узнали про звуки, которые обозначаем буквой д.

1. Работа со схемой-человечком.

Какие новые знания мы открыли?

2. Сравнение печатной и письменной буквы д (на доске).

Чем похожи, чем отличаются?

На что похожа буква д?

Вот стоит, дымок пуская,

Буква д, труба печная,

Этот домик - буква д.

А как сделать, чтобы в доме было тепло и уютно?

3. Работа в прописи. (стр. 14)

работа с иллюстрацией.

Рассмотрите иллюстрацию.

Как думаете, а в этом доме тепло и уютно? Почему?

Назовите, глядя на рисунок. Как можно больше слов со звуками [д], [д`].

письмо буквы д.

1). - Из каких элементов состоит буква д?

В каких буквах мы встречаем эти элементы?

Что показывают точки?

Что показывает стрелка?

2). Показ учителем (под счёт - раз и два).

3). Обведение буквы д в табло.

4). Письмо букв.

1 строка : обведите красной ручкой овал, зелёной ручкой - петлю.

Красной ручкой 3 - букву О.

Зелёной ручкой 3 - букву Д.

2 строка : элементы буквы д - красной, зелёной ручкой;

Наклонные линии - синей ручкой;

Буква д - красной, зелёной, красной…

Обозначьте самую красивую букву.

- Какой пункт плана выполнили (отметили).

Диалог ученика и учителя.

Дают устную характеристику звукам.

Работа в парах (выполненные работы вывешивают на доску).

Рассказ о букве и звуках по схеме-человечку (проверка).

Обводят букву д.

Гимнастика для пальцев: постукивание, поглаживание.

Оцениваем работу по алгоритму.

Познавательные:

4). Формирование умения на основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные:

Коммуникативные:

Познавательные:

1). Формирование умения извлекать информацию из схем иллюстраций текстов.

Познавательные:

7). Формирование умения находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные:

2). Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

2). Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные:

3. Применение нового знания.

1). Составление рассказа по опорным словам.

Прочитайте слова, в которых звук [д] твёрдый.

Прочитайте слова, в которых звук [д`] мягкий.

Кто попробует вспомнить нашу картинку и составить рассказ с помощью опорных слов?

Можно ли сказать, что это - текст? Почему?

Где происходят события?

Как можно назвать наш текст?

- Какой пункт плана выполнили (отметили).

2). Чтение слогов (домик со слогами):

ДА ТА АД АТ

ДО ТО ОД ОТ

ДУ ТУ УД УТ

ДЫ ТЫ ЫД ЫТ

ДИ ТИ ИД ИТ

Читаем громко с буквой д, тихо - с т.

3). Игра «Доскажи словечко» (выбираем слог, дополняем до слова).

4). Работа в прописи. Письмо слогов. (использую карточки с цифрами)

ДО (синий) - 3

ОД (зелёный) - столько же, сколько слогов ДО

ДА (красный), АД (зелёный), ДУ (синий) - 2

ДЫ (синий), ЫД (зелёный), ДИ (красный) - 1

УД (зелёный, красный), ИД (зелёный, красный)

- Какой пункт плана выполнили .

5). Звуко-буквенный анализ слова Родина.

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Поле с тонким колоском,

Тёплый вечер за окном.

Как всё это мы зовём?

Ребята, а зачем нам уметь делать звуко-буквенный анализ слова?

6). Работа со словами.

Прочитайте слова.

Подчеркните слова, которые можно отнести к теме «Родина»:

дом, дуб, дорога, душа, дырка, ладони, родник.

Какое слово лишнее? Почему?

Чем слово дом отличается от слова домик?

Источник воды, бьющий из-под земли - что это?

7). Работа в прописи. Письмо слов (цветными ручками).

Родина, дом, род, родник, друг, подруга.

Списывание предложения с печатного текста.

Анализ предложения:

Постановка ударения в словах;

Подчёркивание опасных мест;

Выбор необходимой схемы предложения на доске;

Повторение правописания заглавной буквы в словах.

Коллективная работа.

В деревне.

Во дворе.

Работа в парах (один читает слова с буквой д, другой - с т, потом - наоборот).

Один ряд - с д, второй ряд - с т.

Проверка: сверяют с образцом на доске.

Оцениваем по алгоритму.

Работа в группах.

Выполняют анализ по плану учителя.

Взаимопроверка.

Работа в парах.

Проверка фронтальная.

С комментированием.

Проверка (сверяют с образцом).

Оцениваем по алгоритму.

Познавательные:

1). Формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Коммуникативные:

1). Формирование умения слушать и понимать других.

2). Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

3). Формирование умения работать в паре.

Личностные:

2). Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные:

2). Формируем умение представлять информацию в виде схемы.

Познавательные:

Познавательные:

4). Формирование умения на основе анализа объекта делать выводы.

Регулятивные:

4). Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные:

2). Формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные:

3). Формирование умения выявлять сущность, особенность объектов.

5). Формирование умения обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные:

3). Формирование умения работать в парах.

Познавательные:

2). Формирование умения представлять информацию в виде схемы.

Какую работу мы сейчас выполняли?

Все ли пункты плана выполнили?

Кому было легко?

Кому пока трудно?

Кто или что помогло справиться?

Кто доволен своей работой?

Кто хотел бы что-то исправить?

Что для этого нужно сделать?

Как бы оценили свою работу на уроке?

Познавательные:

4). Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные:

4). Формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Работа с текстом

В. Хмельницкого «Дымок» *

1). Работа с текстом до чтения.

Что изобразил наш художник?

Прочитайте название текста В. Хмельницкого.

Как думаете, это сказка или рассказ?

2). Чтение по предложениям с комментированием (учитель).

Над трубой появился белый дымок.

Представьте, какой был дымок.

Осмотревшись, он быстро помчался вверх.

Постой, не спеши! - стала учить труба. - Некогда мне, - запыхтел дымок. - Я хочу всё увидеть.

Каким был дымок?

А как в тексте об этом узнаём?

Мир велик, - возразила труба. - Вряд ли тебе это удастся.

Почему так думает труба? А что ответит дымок? Предположите.

А я сразу на все четыре стороны полечу! - выпалил дымок. И… не успела труба его предупредить, как дымок растаял.

Каким образом ответил дымок трубе? Что значит слово выпалил?

Что случилось с дымком? Почему? Поразмышляйте, что могла сказать или подумать труба, увидев, что дымок растаял.

Слишком он у меня горячий, - огорчённо вздохнула труба и посмотрела вверх: там, в голубом небе, плыли чьи-то послушные дети.

А как об этом говорится в тексте? Размышляем дальше. Куда плывут послушные дети? Мог быть с ними наш дымок?

3). Выявление первичного восприятия.

За какие важные мысли можно тексту сказать «спасибо».

Сказку подарил нам В. Хмельницкий или рассказ?

4). Творческое задание.

А о чём вы мечтаете, когда смотрите на облака?

Познавательные:

6). Формирование умения ориентироваться на развороте учебника.

Регулятивные:

1). Формирование умения высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника.

Личностные:

1). Формирование умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

3). Формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Духовно-нравственное развитие воспитания.

1). Воспитание нравственного чувства, этического сознания готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.

2). Гражданско-патриотическое воспитание.

3). Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

4). Воспитание ЗОЖ.

5). Эстетическое воспитание.

В течение урока проводятся физкультурные минутки дежурными ребятами.

Вы ребята поспешите,

Прозвенел уже звонок.

Это значит, это значит,

Начинается урок!

Сегодня к нам в гости пришла героиня сказки, а чтобы узнать как ее зовут давайте отгадаем загадку:

Появилась девочка в чашечке цветка

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке та девочка спала

И маленькую ласточку от холода спасла.

(Г.- Х. Андерсен «Дюймовочка»

А перед тем как прийти к нам, она гуляла в саду и видела много красивых цветов и фруктов.

Дюймовочка принесла нам некоторые цветы и фрукты из сада в своей корзинке. Давайте назовем их:

(по очередной показ рисунка – анализ звука)

На какой звук начинается слово Роза?

А какой это звук гласный или согласный?

Твердый он или мягкий?

На письме какой буквой будет обозначаться звук Р?

(Аналогично со звуками п, а, о, б,)

Ребята, а на какие две группы мы можем разделить все звуки?

Как можно проверить, что звук гласный? А согласный?

Давайте поможем разделить эти звуки на две группы:

Молодцы ребята, вы знаете, какие звуки гласные, а какие согласные. Знаете, как они обозначаются на письме.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми звуками, а с какими вы сейчас узнаете. Внимательно слушайте загадки. Те, кто отгадал загадку, поднимает руку. Выкрикивать нельзя.

Кто в дни болезней

Всех полезней,

И лечит нас

От всех болезней?

Я по дереву стучу

Червячка достать хочу,

Хоть и скрался под корой

Всё равно он будет мой!

Кто знает, с каких звуков начинаются эти слова?

Ребята, а как вы думаете, эти звуки гласные или согласные?

Почему вы считаете, что эти звуки согласные?

Ребята, эти звуки бывают мягким и твердым.

Игра «Узнай звук»

Услышав звук [д ], поднимите синюю карточку; звук [д”] - зелёную.

Дом, девочка, дочка, Дюймовочка, Дима, дружба, дерево, дятел, дупло, доброта.

Посмотрите, Дюймовочка приготовила для нас волшебные слова. На столах у каждого есть карточка, приготовьте ваши цветные карандаши. К доске пойдет (имя)

Посмотрите первое слово Дыня.

Давайте разделим слово на слоги, прохлопаем его.

Правильно в слове мыши два слога.

Назови первый звук первого слога.

(остальные дети работают у себя на карточках)

Назови первый звук второго слога.

Какой он? Почему он согласный?

Квадратиком, какого цвета мы будем обозначать его на схеме?

Назови второй звук первого слога? Какой он? Почему он гласный?

Квадратиком, какого цвета ты обозначить его на схеме?

А теперь разделим это слово на слоги – прохлопаем его. А какое правило мы занем?

Давайте поставим ударение в слове Дыня. Позовём это слово – Дыня. На какой звук упало ударение?

А теперь ребята попробуйте самостоятельно сделать слова дом и дерево.

(дети самостоятельно выполняют слова:Дом, дерево

Коллективная проверка.

Молодцы ребята, вы сделали звуко-слоговой анализ слов.

Ребята, а кто знает, какой буквой на письме обозначается звук д?

Давайте откроем наши буквари на странице. В левом углу страницы, мы видим с вами букву Д. Ребята, а почему буква Д обозначена, синим и зеленым цветом, кто знает?

Ребята а как вы думаете на что похожа буква Д?

Сначала прочту я потом все вместе.

До,ду,да,ды,ди

Хорошо, теперь прочтет (имя)

Дом, дым, Дина, Дана, дуга, радуга, иди, сиди

Ребята, когда говорят дом, а когда дома?

Почему Дина и Дана написаны с заглавной буквы?

А теперь прочтем текст. Сначала прочту я, затем прочтем все вместе жужжащим чтением.

Дом. Стоит дом у дороги. Дом как дом. Окна, крыша, труба. Над домом дым. У дома дуб. Под дубом грибы.

Ребята в каких словах нам встретилась буква Д?

Кто стоит у окна?

А под окном?

А под дубом?

Физминутка

Музыкальная - котята

Молодцы, мы немного отдохнули и можем продолжить работать дальше.

Закройте ваши буквари, откройте прописи на странице

Найдите картинку домик. Все нашли? Поднимите руки те кто не нашел.

Возьмите ручку и обведите узор, идущий к домику по контуру. Пишите аккуратно, старайтесь. В конце урока Дюймовочка наградит самых старательных ребят.

Посмотрите из сколький элементов состоит строчная буква д?

Правильно из двух. Сейчас я покажу вам, как пишется элемент буквы д. Поставьте руку на локоток. Внимательно следите за тем, как я буду писать элемент.

(показ на доске)

Пропишем этот элемент в воздухе. Повторяйте за мной.

Теперь попробуйте в своей прописи написать этот элемент. Кто затрудняется, поднимите руку, я подойду.

Сейчас мы научимся писать строчную букву д. Как мы уже сказали она состоит из двух элементов.

(показ на доске)

Давайте попробуем написать строчную д в воздухе.

Теперь обведите по контуру букву д а затем попробуйте самостоятельно написать букву д. Кто затрудняется, поднимите руку. Я подойду и помогу.

Соединения:

Молодцы мы научились писать строчную букву д. Научились писать ее в соединении со строчными гласными буквами. Научились писать слова с буквами д.

Сейчас мы с вами поиграем в игру Кто больше.

К доске выйдет один ученик, он будет назвать слова в которых есть буква д. А ваша задача назвать какой звук в этом слове

(2 ученика)

Молодцы, мы закрепили умение отличать звуки д и д’. Расширили словарный запас.

К сожалению наш урок подходит к концу. Подведем итоги:

Какие 2 новых звука мы узнали? Какие они?

Какой буквой на письме обозначается этот звук?

Какие навыки развивали?

Сегодня на уроке мы с вами узнали 2 новых согласных звука. Узнали какой буквой они обозначаются на письме. Научились читать слоги и слова с этой буквой. Научились писать строчную букву, строчную в соединении с гласными, слова с этой буквой. Закрепили умение выполнять слого-звуковой анализ слов. Развили навыки письма и чтения.

Оценивание:

Как вы думаете, кто заслуживает награду за работу на уроке? Почему? (раздача призов)

Урок закончен. Можете идти на перемену.

Тема: Звуки д, д". Буква Д.

Цели:

Познакомить с согласными звуками д, д", буквой д;
- развивать фонематический слух, связную речь, навык чтения, внимание;
- обогащать словарный запас слов детей;
- воспитывать культуру поведения на уроке.

Ход урока

1. Орг. момент

Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
Можно за партой тихонько сидеть,
А можно отправиться в лес-
Чудеса посмотреть.

2. Актуализация знаний.

Сегодня я приглашаю вас на прогулку в лес. Для чего можно пойти в лес?
- А мы пойдем в сказочный лес за новой буквой и звуками и возьмем с собой корзинки.
- Эта корзинка для букв (выставляется корзинка ).
- А вот вторая корзина – для звуков. Вы ее видите? А почему?
- А почему корзинка для букв пустая, мы ведь с вами столько букв изучили, давайте соберем их в корзинку? (буквы рассыпаны по всему классу )
- На какие 2 группы делятся все буквы? (гласные, согласные )
- Какие звуки называются гласными?
- Какие звуки называются согласными?
- Какими могут быть согласные звуки? (При ответе пользуйтесь схемой )
- Итак, в добрый путь! (музыка ) Презентация


По тропинке побежим,
До лужайки побежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немного отдохнем и мы в сказочном лесу.

3. Работа над новой темой.

Перед нами – дом. В этом доме живет лесовичок Дима. У него много друзей, которые приготовили для вас интересные задания.
Леший: Сделайте звукобуквенный анализ слова дом.
- Назовите первый звук в слове дом. Дайте характеристику звуку.
- Составьте звуковую модель к слову дом. (1 учащийся у доски )
- Сколько слогов в слове? (1, почему )
- Будем ли в слове ставить знак ударения?
- А у лесовичка Димы в доме живет Домовенок Кузя. Он просит сделать вас звукобуквенный анализ слова Дима.
- Произнесите слово Дима. Назовите 1 звук.
- Что общего в звуках д, д". (согласные, звонкие ) – Чем отличаются? (д" – мягкий )
- Составим звуковую модель к слову Дима. (1 ученик у доски )
- Сколько в слове слогов? Покажите на схеме. Какой слог ударный?
- Давайте знакомые звуки обозначим буквами. (с 1 словом работают мальчики, со 2 словом – девочки ).
- Какие звуки мы не обозначили? (д,д")
- Кто знает, какой буквой можно обозначить эти звуки.
-Почему слово с заглавной буквы?
- Звуки д, д обозначаются буквой Д. (показ буквы ). Имя этой буквы ДЭ. На каком месте в алфавите стоит буква Д на 5 месте.
- Ребята, а что похожа буква Д? (Крыша домика, печная труба, колокольчик )
На что еще похожа буква д послушайте стихотворения.

Д – это домик аккуратный,
С высокой крышею двускатной.
Вот стоит дымок пуская
Буква Д – труба печная.

Построим букву Д из карандашей.
- Давайте расскажем лесовичку по схеме, что мы узнали про букву Д.
- Какую букву мы положим в корзинку? А звуки?
Лесовичок приготовил для нас игру: «Поймай звук»: встают мальчики – д(твердый ); встают девочки – д" (мягкий ).

СЛОВА: Дуб, дерево, девочки, Даша, люди, радуга, Денис, домино, подушка, дождик.

4. Чтение слогов и слов с новой буквой.

Домовенок Кузя предлагает нам прочитать слоги с новой буквой.

Назовите слоги, в котором согласный звук произносится мягко.

Какое слово может быть «лишнее»? Почему? (дышит – обозначает действие, совершаемое каким-либо предметом, орфограмма -ши- ).

У лесовичка очень много дел в лесу, хоть лес и сказочный. Надо и за животными присмотреть и за деревья ухаживать. А, чтобы лес всегда был молодым и красивым лесовичок просит нас вырастить молодые деревца. Давайте поможем лесовичку. А для этого (Откроем азбуку на стр. 94 и прочитаем 2 столбик слов ).

Подумайте, как можно назвать эти пары слов? Докажите. Назовите корень 1 пары слов (дом ). Назовите корень 2 пары слов (дол ). (Долина - пространство вдоль реки, расположенное ниже окружающей местности ). Молодцы, вот и выросло в лесу еще два деревца.

Прочитайте самостоятельно слова 3 столбика.
- Назовите слова с корнем дым. Подберите родственное слово (труба дымовая ). Прочитайте слова с корнем дыр. Молодцы, мы еще помогли лесовичку вырастить деревца.

А желаете еще вырастить деревце. Прочитайте 4 столбик слов и найдите слово, состоящее из корня. Назовите. Будут ли слова этого столбика родственными. Почему?
- Какие мы молодцы, сколько деревьев вырастили, помогли лесовичку.

Физминутка.

Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
А потом вприсядку,
И опять вприсядку,
Побежим мы по дорожке
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки
Раз, два, три!
И покрутим головами
Раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами
Раз, два, три!

У лесовичка есть друг. Отгадайте кто это?

Кто в беретке ярко-красной
В черной курточке атласной?
Жил в дупле пустом.
Дуб долбил как долотом.
День долбил, два долбил –
Дырку в дубе он пробил? (дятел )

Что вы знаете о дятле? Да, ребята, дятлы лечат деревья. Они прослушивают деревья, как доктора, выстукивают дерево своим клювом, ищут пустоту, где спрятался червяк, и приступают к операции, пока не вытащат вредителя. Вот так дятлы спасают лес.
- Дятел тоже ученик, как и вы. Учится в лесной школе. Предлагает хорошо читающим детям на стр. 95 прочитать текст «Дымок».
- Остальные дети читают текст с картинками на стр. 94. (Что это за дерево, дуб – лиственное крупное дерево с плотной древесино й). Какие слова выделены? (предлоги ). Для чего нужны предлоги?

Вопросы для тех кто читал текст «Дымок».Что произошло с дымком? (растаял ). Почему? (горячий, очень торопливый, не захотел слушать трубу, труба не успела предупредить

5. Итог урока.

Нам пора возвращаться.
(музыка )

По дорожке по дорожке скачем мы на левой ножке,
И по этой же дорожке скачем мы на правой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки побежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немного отдохнем и мы дома.
– Какую букву мы принесли из сказочного леса? – Расскажите по схеме, что вы узнали про эту букву.

6. Рефлексия урока.

Я предлагаю вам дорисовать схему – человечка . (дорисуйте колпачок и разукрасьте башмачки). Этот звуковичок остается у вас в награду за хорошую работу.

Тема: «Звуки [Д], [Д , ], буква Д».
Цель: Формирование позитивной мотивации к обучению чтению.
Задачи:
Образовательные

  1. Научить различать на слух звуки [д], [д,]
2. Научить дифференцировать звуки [д], [т] и буквы Д, Т..
3. Познакомить с графическим изображением буквы Д.
4. Научить читать слияния да, ду, до, ди и слова с буквой Д.
Развивающие
  1. Развивать любознательность.
  2. Развивать мелкую моторику руки.
Воспитательные
1. Формировать умения доброжелательно общаться со сверстниками.
Методические приёмы:
  1. Игровой (использование сюрпризных моментов)
  2. Наглядный (использование иллюстраций, лепка из пластилина)
  3. Словесный (вопросы, ответы, указания, напоминания, советы, поощрения)
Демонстрационный материал к занятию:
1. Иллюстрация дятла на дереве.
2. Пособие для игры «Прокатись в лифте».
3. Картинки животных, начинающихся на буквы Д, Т.
Раздаточный материал к занятию:
1. Синие и зелёные квадратики.
2. Колокольчики.
3. Буквы разрезной азбуки: М, Д, Б, А, У, О, И, Н, Т, К.
4. Пластилин.
Ход занятия:
I. Повторение материала изученного на предыдущем занятии.
Постановка цели занятия.
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Но когда с умом, толково
Их построишь в чёткий ряд, -
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят!
Прочитайте буквы, которые мы уже выучили: А, О, У, М, И, Т, Б, К, Н. Все они спешат на день рождения к новой букве. Сегодня на занятии мы поиграем с вами в новую игру: «Звонкий или глухой?» и в уже знакомые вам игры: «Слово, оживи», «Большой и маленький»,
« Превращение слов», «Прокатимся в лифте». Буквы научат вас читать и составлять новые слова с буквой - именинницей.
II. Знакомство со звуками [Д] и [Д,].
Отгадайте загадку:
На когтях на ствол сосновый
Влез монтёр красноголовый.
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит (дятел).
Дятел очень спешит на праздник к новой букве (иллюстрация).
Дятел дерево долбил
Всех он стуком разбудил.
Знаете, как дятел долбит дерево клювом? [Д-Д-Д-Д] Так долбит большой дятел. Этот звук гласный или согласный? Приложите ладошку к горлышку и определите, звонкий этот звук или глухой. Твёрдый или мягкий? Как стучит маленький дятел? [Д, - Д, - Д, - Д,] Чем этот звук отличается от звука [Д]?
III. Игра «Большой и маленький».
Если услышите в слове твёрдый звук [Д], покажите синий квадратик, значит стучит большой дятел. Если застучит маленький дятел и вы услышите в слове мягкий звук [Д,], покажите зелёный квадратик. Дом, дупло, диван, дырка, дерево, дядя, дача, деньги, дождь, директор, дятел, Дима, Даша, дубок, дедушка, дыня, динозавр, дудочка, дым, дюймовочка, дети.
IV. Знакомство с буквой Д.
Звуки [Д] и [Д,] на письме обозначаются буквой Д. Вот и наша именинница (показ карточки с буквой Д). Скажите ей: «С д нем рожд ения!» На что похожа буква Д?
Буква Д, как будто дом,
Кто играет в доме том?
V. Игра «Прокатись в лифте» (фото 1) .
(Чтение «слияний» ДА, ДУ, ДО. Буква Д вместе с дятлом ездит на «лифте» к соседям - буквам А, У, О и приглашает их на «день рождения»). Разучивание чистоговорки:
ДИ-ДО-ДУ-ДА- загудели провода.
VI. Физминутка. Игра «Дятел».
Дети рассаживаются по кругу. В центре стоит ребенок, изо бражающий дятла. Вместе с воспитателем дети хором произносят скороговорку:
Дятел дерево долбит,
День-деньской кору дробит.
Дятел лечит древний дуб,
Добрый дятел дубу люб.
Когда они замолкают, ребенок, изображающий дятла, гово рит: «Д-д-д...» — и бьет кулачком о кулачок. Затем дятлом становится другой, и игра повторяется.
VII. Игра «Звонкий или глухой?»
Сейчас мы познакомимся с новой игрой. К дятлу на день рождения пришло много животных. Если название животного начинается на звонкий звук [Д], вам нужно будет позвенеть в колокольчик. Если животное начинается на глухой звук [Т], закройте руками уши. (Показывать картинки животных, начинающихся на буквы Д и Т).
VIII. Составление и чтение слов с буквой Д.
Игра «Превращение слов».
Отгадайте загадку:
Загремел сердитый гром.
Забежали дети в …(дом)
Выложите это слово из букв на столе. Справа добавьте букву А. Какое слово получилось? (ДОМА) Замените вторую букву на У. Прочитайте слово. (ДУМА) Вместо У положите А. Что получилось? (ДАМА).
IX. Игра «Слово, оживи» (фото 2).
(На столах у каждого ребёнка крупные буквы, надеваемые на шею. Дети с соответствующими буквами на шее выходят в центр и составляют названное слово: ИДУ, ДИМА, НАМ, ТУДА, ОДИН, НАДО, МОДА, ДУБ. Остальные дети хором читают составленные слова).
X. Закрепление изученного материала.
Лепка буквы Д из пластилина.
XI. Подведение итогов занятия.
На дне рождения у буквы Д мы научились отличать мягкие и твёрдые звуки [Д] и [Д,], различать звонкие и глухие звуки [Д] и [Т]. Мы почитали слоги и слова с новой буквой, поиграли в игры. Какие игры вам понравились? А теперь пора вставать в дружный хоровод (фото3).

Букве Д на день рожденья
Испекли мы каравай.
Вот такой вышины,
Вот такой нижины,
Вот такой ужины,
Вот такой ширины.
Каравай, каравай,
Потанцуй, подпевай,
Всех друзей, каравай,
Для веселья собирай!

Один из детей стоит в центре хоровода с буквой Д.