Знаки препинания в сложном предложении. Повесть о лесах

В сложных синтаксических конструкциях могут встречаться разные способы связи частей предложения:

  • сочинительная и подчинительная: В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства, неизвестно доселе тлевшая в груди его, и тогда он совершает дела, о коих до сего ему не случалось и грезить. (М.Ю. Лермонтов);
  • сочинительная и бессоюзная: Маша медленно приближалась к нам; ее милые карие глаза, чуть смущенные, внимательно смотрели на нас, и вся она излучала тепло и свет. (В. Андреев);
  • подчинительная и бессоюзная: Правильный путь такой: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше. (Л.Н. Толстой)

Тест

1. Укажите предложения, в которых * части соединены при помощи сочинительной и бессоюзной связи.

    а) Спит вода спят кувшинки спят уткнувшись носами в коряги рыбы спят птицы и только совы летают около костра медленно и бесшумно как комья белого пуха. (К.Г. Паустовский)

  • б) Но самой большой любовью Чайковского были леса и величавые корабельные сосновые боры и осиновые разговорчивые рощи и березовые перелески зажженные по взгорьям тихим осенним днем как сотни белых свечей. (К.Г. Паустовский)
  • в) Последние птицы спрятались под крыши и вот уже больше недели как никто нас не навещал ни дед ни Ваня Малявин ни лесничий. (К.Г. Паустовский)
  • г) Но фронт был близко это угадывалось по озабоченным лицам жителей из которых половина была военные. (Б. Полевой)

2. Укажите предложения, в которых части соединены при помощи подчинительной и бессоюзной связи.

    а) Лес самый верный помощник человека невозможно перечислить все бедствия какие несет истребление лесов.

  • б) Как я ни готовилась сердце бешено стучало от этой встречи зависело многое.
  • в) Кто не идет вперед тот идет назад стоячего положения нет. (В. Белинский)
  • г) Хорошо так было кругом так мирно и торжественно не хотелось верить что только вот несколько часов назад над этими самыми горами пронеслась гроза и вырвала с корнем не одно дерево в этом лесу где теперь все так радуется и ликует. (Д. Мамин-Сибиряк)

3. Укажите предложения, в которых части соединены при помощи сочинительной и подчинительной связи.

    а) Человек должен трудиться работать в поте лица кто бы он ни был и в этом заключается смысл и цель его жизни его счастье его восторги. (А.П. Чехов)

  • б) Из предыдущей главы уже видно в чем состоял главный предмет его вкуса и наклонностей а потому не диво что он погрузился весь в него и телом и душою. (Н.В. Гоголь)
  • в) Андрей бросился к снарядному ящику когда его оглушило и бросило на землю. (В. Распутин)
  • г) Полк был тоже дом и дом неизменно милый и дорогой как и дом родительский. (Л.Н. Толстой)

4. Укажите предложения, в которых предложения связаны при помощи сочинительной, подчинительной и бессоюзной связи.

    а) Между тем псы заливались всеми возможными голосами один забросивши голову вверх выводил так протяжно и с таким старанием как будто за это получал бог знает какое жалование другой отхватывал наскоро как пономарь промеж них звенел как неугомонный звонок дискант вероятно молодого щенка и все это завершал бас может быть старика наделенного дюжею собачьей натурой потому что хрипел как хрипит контрабас когда концерт в полном разливе... (Н.В. Гоголь)

  • б) Лошади бегут солнце все выше и кажется что тогда в детстве степь не бывала в июне такой богатой такой пышной травы в цвету зеленые желтые лиловые белые и от них и от нагретой земли идет аромат и какие-то странные синие птицы по дороге. (А.П. Чехов)
  • в) Хоть перенесите меня в Швейцарию в Индию и окружите роскошной природой я все-таки везде найду милые мне серенькие тоны моей родины потому что я везде ношу их в моем сердце потому что душа моя хранит их как лучшее свое достояние. (М.Е. Салтыков-Щедрин)
  • г) На том поле где когда-то цвела рожь и кричали перепела теперь бродили коровы было тихо и спокойно. (А.П. Чехов)

5. Укажите верную характеристику предложения.

    а) сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью

  • б) сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью
  • в) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью
  • г) сложное предложение с бессоюзной, сочинительной и подчинительной связью

    Но тут увидел Чичиков, что это был скорее ключник, чем ключница, ключница, по крайней мере, не бреет бороды, а этот, напротив того, брил и, казалось, довольно редко, потому что весь подбородок с нижнею частью щеки походил у него на скребницу из железной проволоки, какою чистят на конюшне лошадей. (Н.В. Гоголь)

Ключи к тестам

8 КЛАСС. ТЕСТ № 1

Прочитайте текст и выполните задания А1 – А4 и В1 – В6

(1) Той осенью Левитан особенно увлёкся пастелью. (2) Эти, казалось бы,

такие неподатливые и хрупкие мелки в его руках становились послушными.

(3) Он писал ими на берегу озера, у опушки леса.

(4) Увлечённый новой техникой живописи, художник не знал усталости.

(5) Один за другим появлялись новые прекрасные картоны. (6) И в них – уже

окрепшее мастерство тонкого пастелиста.

(7) Он писал осень в солнечный день или ждал, когда озеро нахмурится,

чтобы прикоснуться к его серым благородным тонам. (8) Он переносил на

картон последние жёлтые листья, словно золотыми брызгами осыпавшие

аллеи парка.

(9) Маленькая Аня, которую в детстве прозвали нежно Люлю, старалась,

чем могла, помочь художнику. (10) Ему часто нездоровилось, тяжёлый

сердечный недуг взывал к осторожности. (11) Но пейзажиста трудно

остановить, когда кругом полыхает багрянец леса и вся природа одевается в

яркий осенний убор.

(12) Люлю носила художнику ящик с красками. (13) Она гребла в лодке,

когда тот писал водяные лилии. (14) Девочка молча стояла за спиной

художника, и на её глазах создавались изумительные шедевры.

(15) Левитан был переменчив в своих настроениях. (16) То он работает

молча, погружаясь в глубокое раздумье, то необычайно оживлён и вслух

произносит хвалу красоте природы.

(17) Девочка была свидетельницей порывистых восторгов художника, его

самозабвенного труда. (18) Научилась молчать вместе с ним, когда он глядел

перед собой притихший, заворожённый красотой.

(С. Пророкова)

А1. Почему девочка Аня постоянно сопровождала художника и старалась

ему помочь?

1) Девочке было скучно, ей нечем было заняться.

2) Художник платил ей деньги за помощь.

3) Девочка восхищалась работой художника, рядом с ним она училась

понимать красоту природы.

4) Аня хотела стать художницей.

А2. Какое выказывание НЕ ОТРАЖЕНО в содержании текста?

1) Левитан был прекрасным пейзажистом.

2) Левитан самозабвенно любил русскую природу.

3) Левитан увлёкся новой техникой живописи – пастелью.

4) Уже в тринадцать лет Левитан твёрдо решил стать художником.

А3. В каком из предложений содержится СРАВНЕНИЕ?

1) 7; 2) 8; 3) 11; 4) 14

А4. Значение какого слова определено НЕВЕРНО?

1) Пас– мягкие цветные мелки для рисования.

2) Пейзажист (11) – художник, специалист в области пейзажа.

3) Шедевр (14) – музыкальное произведение.

4) Аллея (8) – дорога (в парке или в саду) с деревьями, посаженными по

обеим её сторонам.

В1. Выпишите из текста глагол, который не употребляется без НЕ.

В2. Из предложений 9 – 14 выпишите прилагательное, в котором пишется

две буквы –Н-, потому что оно образовано от существительного с основой

на Н при помощи суффикса Н. ________________________________________

В3. Из предложений 4 - 6 выпишите причастия._________________________

__________________________________________________________________

В4. Из предложения 14 выпишите словосочетание с видом связи

ПРИМЫКАНИЕ. ___________________________________________________

В5. Среди предложений 12 – 18 найдите предложение с ДЕЕПРИЧАСТНЫМ

ОБОРОТОМ, запишите его номер. ____________________________________

В6. Из предложения 14 выпишите ____________ОСНОВЫ. ___________________________

__________________________________________________________________

8 КЛАСС. ТЕСТ № 2

Внимательно прочитайте текст и найдите в нём ответы на вопросы

А1-А4 и В1-В6.

(1) Леса являются величайшим источником вдохновения и здоровья.

(2) Это исполинские лаборатории. (3) Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль. (4) Представьте себе, что на леса обрушился пыльный ураган. (5) Уже в километре от опушки вы будете ощущать его лишь как потоки чистого и свежего ветра.

(6) Каждый из вас, конечно, помнит воздух после грозы. (7) Он душист, свеж, полон озона. (8) Так вот, в лесах как бы бушует невидимая и неслышная вечная гроза и расточает по земле потоки озонированного воздуха. <…> (9) Лес – это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. (10) Онхранит почвенную влагу, смягчает климат, останавливает сухие и жаркие ветры, преграждает своими зелёными плотинами путь сыпучим пескам – лазутчикам пустыни. (11) Он является конденсатором влаги: росы, тумана, инея. (12) Из лесных болот берут начало реки. (13) И, наконец, грунтовые воды в лесах и вблизи лесов стоят гораздо выше, чем в безлесных областях.

(14) Места, где уничтожен лес, подвергаются жестоким размывам от талых вод и дождей. (15) А то, что пощадили дожди, потом развевается ветром. (16) Иногда ураганы поднимают на воздух целые материки плодородной почвы и уносят её за целые тысячи километров. (17) Это так

называемые пыльные, или чёрные, бури. (18) Невозможно перечислить все бедствия, какие несёт истребление лесов. <…> (19) В тех местах, где уничтожены леса, земля заболевает бесплодием и

сухими язвами оврагов. (20) Нет ничего безотраднее, чем зрелище

пересыхающих грязных рек, порубок, гарей, всех этих пустошей, вызванных к жизни невежеством, нерадивостью и жадностью человека… ()

А1. К каким последствиям НЕ ПРИВОДИТ вырубка лесов?

1) к размывам почвы талыми водами;

2) к чёрным бурям, поднимающим на воздух верхний плодородный слой почвы;

3) к появлению оврагов;

4) к лесным пожарам;

1) Леса вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль.

2) Леса сохраняют влагу в почве.

3) Древесина – ценнейшее сырьё для химической промышленности .

4) Овраги появляются в тех местах, где уничтожаются леса.

А3. Какое средство художественной выразительности употреблено в предложении 19?

1) метафора 3) сравнение

2) олицетворение 4) эпитет

А4. В каком из предложений использован синоним к слову БУРЯ (17)?

1) 2; 2) 4; 3) 6; 4) 19

В1. Из предложений 9-13 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от глухости (звонкости) согласного звука, обозначенного

В2. Из предложений 18-20 выпишите слова, которые НЕ

УПОТРЕБЛЯЮТСЯ без НЕ. __________________________________________

В3. Из предложений 14-17 выпишите слово, в состав которого входят ДВА

КОРНЯ. ___________________________________________________________

В4. Из предложения 4 выпишите словосочетание с видом связи

В5. Среди предложений 5-8 найдите предложение, в котором НЕТ

однородных членов. Напишите его номер. ______________________________

В6. Найдите в тексте предложение, подлежащее и сказуемое в котором

выражены СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ.

Напишите его номер. _______________________________________________

8 КЛАСС. ТЕСТ № 3

УЧИТЕСЬ УЧИТЬСЯ!

(1) Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные

навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. (2) Без знаний,

кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить

пользу. (3) Ибо физический труд возьмут на себя машины, роботы. (4) Даже

вычисления будут делаться компьютерами, так же как чертежи, расчёты,

отчёты, планирование и т. д. (5) Человек будет вносить новые идеи, думать

над тем, над чем не сможет думать машина. (6) А для этого всё больше нужна

будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и,

конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести

машина. <…>

(7) Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого

возраста. (8) Учиться нужно всегда. (9) До конца своей жизни не только

учили, но и учились все крупнейшие учёные. (10) Перестанешь учиться – не

сможешь и учить. (11) Ибо знания всё растут и усложняются. (12) Нужно при

этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. (13)

Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее

восприимчив. <…>

(14) И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же

скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! (15) Только учиться. (16) А

где же отдых, развлечения? (17) Что же нам, и не радоваться?

(18) Да нет же. (19) Приобретение навыков и знаний – тот же спорт. (20)

Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. (21) Надо любить

учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также

чему-нибудь научить, развить в нас какие-то способности, которые

понадобятся в жизни.

А1. В каком из предложений содержится ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА?

1) 1; 2) 5; 3) 8; 4) 9

А2. Какое из высказываний НЕ ОТРАЖЕНО в содержании текста?

1) В недалёком будущем от человека потребуется внесение новых идей, а над

их разработкой и воплощением будут работать компьютеры.

2) Научиться чему-нибудь новому можно только в юности.

3) Знания, которыми обладает человечество, всё время расширяются и

усложняются.

4) Отдых и развлечения тоже могут способствовать развитию человека.

А3. Какое толкование слова ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ(6) является верным?

2) образованность, широкий кругозор, высокий уровень нравственности;

3) выдающиеся способности, талант;

4) умение быстро находить общий язык, завязывать знакомства с другими

1) 2; 2) 4; 3) 13; 4) 14

В1. Из предложений 14-21 выпишите слова с ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ

ГЛАСНЫМИ в корне._____________________________________________

В2. Из предложений 18-21 выпишите слова, правописание приставок в

которых зависит от звонкости (глухости) согласного звука, обозначенного

следующей за приставкой буквой. _____________________________________

В3 Из предложений 7-13 выпишите прилагательное в форме ПРОСТОЙ

ПРЕВОСХОДНОЙ СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ. ___________________________

В4. Из предложений 2-6 выпишите ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ ПРИЧАСТИЕ.

__________________________________________________________________

В5. Из предложения 3 выпишите словосочетание с видом связи

СОГЛАСОВАНИЕ. _________________________________________________

В6. Из предложений 7-12 выпишите АНТОНИМ к слову НИКОГДА.

__________________________________________________________________

8 КЛАСС. ТЕСТ № 4

Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1-А4 и В1-В6.

(1) Огонь быстро приближался. (2) Леонтьев со страхом и одновременно с

каким-то непонятным восторгом смотрел на бьющую в небо с треском и

гулом стену живого огня. (3) Ливнем летели искры. (4) Они прожигали

одежду. (5) Временами дым заволакивал небо. (6) Потом его сбивало в

сторону, и стена пламени появлялась снова, но уже ближе.

(7) Леонтьев не мог отвести от неё глаз. (8) Он понимал, что такой огонь

нельзя остановить, что это стихия. (9) Огонь сожжёт их так же незаметно, как

пламя костра сжигает мошкару. <…>

(10) Потом он почувствовал, как его сильно качнуло током горячего

воздуха. (11) С верхушки вала понесло в огонь сухие листья. (12) Баулин

поднял руку, что-то закричал, и лесники сразу подожгли вал.

(13) Вал как бы вздохнул, вымахал от края до края жадное пламя. (14) Оно

слилось с огнём пожара и, ревя и треща, ударило в небо. <…>

(15) Леонтьев оглянулся. (16) Две стены пламени сшиблись, как два

огромных бешеных зверя, тесно сливаясь, расшвыривая мириады искр. (17)

(18) И вдруг Леонтьев вскрикнул от неожиданности. (19) Огонь, как

подрезанный, упал на землю и только низкими языками перебегал, затихая,

вдоль вала. (20) Люди кинулись к просеке и начали засыпать песком вялое

пламя. (21) Через несколько минут огня уже не было. (22) Только едкий дым

быстро струился к небу и застилал свет месяца. (23) Всё было кончено.

(24) Стремительное исчезновение огня произвело на Леонтьева

впечатление чуда. (25) Что произошло? (26) Почему пожар сразу погас?

(27) Леонтьев разыскал Баулина. <…>

(28) – Не могу понять, - сказал Леонтьев, - почему встречный огонь

погасил пожар. (29) Раздули такой костёр, что, кажется, пылал весь мир.

(30) – Да весь смысл встречного огня в том, чтобы дать пожару огромную

пищу, действительно раздуть его до невиданных размеров. (31) Тогда в

окружающем воздухе сразу сгорает почти весь кислород, просека

заполняется углекислотой и дымом, и огонь, естественно, гаснет…

А1. В каких предложениях содержится ответ на вопрос: «ЗАЧЕМ ВО

ВРЕМЯ ЛЕСНОГО ПОЖАРА ПОНАДОБИЛОСЬ ПОДЖИГАТЬ ВАЛ?»

1) 5,6; 2) 8,9; 3) 13,14; 4) 30,31

А2. Какое из высказываний НЕ ОТРАЖЕНО в содержании текста?

1) Лесной пожар показался Леонтьеву страшным и одновременно

величественным зрелищем.

2) Люди не знали, как можно справиться с огнём.

3) Пожар потушили благодаря встречному огню.

4) В огромном пламени сгорел почти весь кислород, и без кислорода пламя

стало гаснуть.

А3. В каком из предложений НЕ СОДЕРЖИТСЯ сравнение?

1) 3; 2) 9; 3) 12; 4)16

1) 1,2; 2) 10,11; 3) 19, 20; 4) 21,22

В1. Из предложений 18-23 выпишите слово с ЧЕРЕДОВАНИЕМ ГЛАСНЫХ в

корне. _____________________________________________________________

В2. Из предложений 7-13 выпишите слово с НЕПРОИЗНОСИОЙ

СОГЛАСНОЙ в корне. ______________________________________________

В3. Из предложений 30-31 выпишите слова, правописание приставки в

которых зависит от глухости (звонкости) согласного, обозначенного

следующей за приставкой буквой. _____________________________________

В4. Из предложений 15-26 выпишите все ДЕЕПРИЧАСТИЯ. ______________

__________________________________________________________________

В5. Из предложения 18 выпишите словосочетание с видом связи

УПРАВЛЕНИЕ._____________________________________________________

В6. Среди предложений 13-17 найдите НЕРАСПРОСТРАНЁННОЕ

предложение. Напишите его номер. ___________________________________

8 КЛАСС. ТЕСТ № 5

Внимательно прочитайте текст. Выполните задания А1-А4 и В1-В6.

КАК ГОВОРИТЬ?

(1) Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в

манерах, неряшливостью в одежде, - распространённейшее явление, и оно в

основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о

его слабости, а вовсе не о силе. (2) Говорящий стремится грубой шуткой,

резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха,

боязни, иногда просто опасения. (3) Грубыми прозвищами учителей именно

слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. (4) Это

происходит полусознательно. (5) Я уже не говорю о том, что это признак

невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. <…> (6) В

основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость.

(7) «Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют своё презрение к

травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют,

что они чувствуют себя слабыми, не защищёнными против них.

(8) По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не

будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять

жаргонных слов. (9) Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

(10) Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни.

(11) И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с

кем мы имеем дело <…>

(12) Учиться хорошей, спокойной интеллигентной речи надо долго и

внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. (13) Но

хоть и трудно – это надо, надо. (14)Наша речь – важнейшая часть не только

нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума, нашей

способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

А1. Какое из высказываний НЕ СООТВЕТСТВУЕТ содержанию текста?

1) Язык является важнейшей частью нашего общего поведения в жизни.

2) Научиться хорошей, интеллигентной речи невозможно.

3) Сильный, уравновешенный человек не будет без необходимости громко

говорить, кричать, ругаться.

4) Грубость в языке, в манерах – признак слабости, а не силы.

1) 2; 2) 3; 3) 10; 4) 13

А3. Значение какого слова определено НЕВЕРНО?

1) Ирония (2) – скрытая насмешка.

2) Циничный (6) – наглый, грубый, неприличный.

3) Интеллигентная (12) – культурная, выразительная, спокойная.

4) Личность (14) – фамилия, имя, отчество человека.

1) 2; 2) 3; 3) 5; 4) 6

В1. Из предложений 1 – 5 выпишите существительное, которое не

употребляется без НЕ. ____________________________________________

В2. Из предложений 6 – 9 выпишите слово с непроизносимой согласной в

корне. ___________________________________________________________

В3.Из предложения 6 выпишите слово с НУЛЕВЫМ ОКОНЧАНИЕМ.

_________________________________________________________________

В4. ИЗ предложения 8 выпишите НАРЕЧИЯ. __________________________

В5. Среди предложений 10 – 14 найдите такие, в которых тире ставится

между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в

В6. Определите вид связи слов в словосочетании УРАВНОВЕШЕННЫЙ

ЧЕЛОВЕК (предложение 8).________________________________

8 КЛАСС. ТЕСТ № 6

Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1-А4 и В1-В6.

(1) Между лесами и Окой тянутся широким поясом заливные луга.

(2) В сумерки луга похожи на море. (3) Как в море, садится солнце в травы

и маяками горят сигнальные огни на берегу Оки. (4) Так же, как в море, над

лугами дуют свежие ветры и высокое небо опрокинулось бледной

зеленеющей чашей.

(5) В лугах тянется на много километров старое русло Оки. (6) Его зовут

(7) Это заглохшая, глубокая и неподвижная река с крутыми берегами. (8)

Берега заросли высокими, старыми, в три обхвата, осокорями, столетними

ивами, шиповником, зонтичными травами и ежевикой.

(9) Один плёс на этой реке мы назвали «Фантастической Прорвой»,

потому что нигде и никто из нас не видел таких огромных, в два

человеческих роста, репейников, голубых колючек, такой высокой медуницы

и конского щавеля и таких исполинских грибов-дождевиков, как на этом

(10) Густота трав в иных местах на Прорве такая, что с лодки нельзя

высадиться на берег, - травы стоят непроходимой упругой стеной. (11) Они

отталкивают человека. (12) Травы перевиты предательскими петлями

ежевики, сотнями опасных и колких силков.

(13) Над Прорвой часто стоит лёгкая дымка. (14) Цвет её меняется от

времени дня.(15) Утром – это голубой туман, днём – белесая мгла, и лишь в

сумерки воздух над Прорвой делается прозрачным, как ключевая вода. (16)

Листва осокорей едва трепещет, розовая от заката, и в омутах глухо бьются

прорвинские щуки.

А1. Почему один из плёсов на реке назвали «Фантастической Прорвой»?

1) Этот плёс описан в научно-фантастическом __________романе.

2) Травы, которые растут там, поражают своими размерами.

3) В этом месте встречаются редкие животные.

4) В этих местах происходили загадочные, необъяснимые события.

А2. Какое из высказываний НЕ ОТРАЖЕНО в содержании текста?

1) Старое, заросшее русло Оки называют Прорвой.

2) Из-за густоты трав на Прорве в некоторых местах трудно высадиться на

3) Над Прорвой часто стоит лёгкий туман.

А3. Какому из слов дано НЕВЕРНОЕ толкование?

1) Русло (5) – углубление в почве, по которому течёт водный поток.

2) Плёс (9) – широкий, со спокойным течением участок русла равнинной

реки, расположенный между перекатами или островами.

3) Мгла (13) – отсвет далёкого пожара.

4) Заливные (луга) (1) – затопляемые водой при разливе.

А4. Какое из средств художественной выразительности использовано

1) эпитеты; 3) сравнения;

2) метафоры; 4) олицетворение

В1.Из предложений 5-8 выпишите слово с чередующейся гласной в корне -

__________________________________________________________________

В2. Из предложения 10 выпишите слово, в состав которого входят ДВЕ

ПРИСТАВКИ - _____________________________________________________

В3. Из предложения 13 выпишите словосочетание с видом связи

ПРИМЫКАНИЕ ___________________________________________________

В4. Среди ____________предложений 5-8 найдите ПРОСТОЕ ОДНОСОСТАВНОЕ

НЕОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНОЕ. Напишите его номер - ___________________

В5. Из предложения 16 выпишите основы - ____________________________

__________________________________________________________________

их - _______________________________________________________________

8 КЛАСС. ТЕСТ № 7

Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1-А4 и В1-В6.

(1) Третьякова навсегда останется среди имён

с художниками русскую живопись вперёд. (2) Его горячая вера в будущность

народного искусства, его действенная и постоянная поддержка укрепляли

художников в сознании необходимости дела, которое они делают.

(3) Третьяков не был «покровителем искусств», меценатом того толка,

какими были в своё время многие родовитые вельможи в России. (4) Он не

красовался, не тешил собственное тщеславие, не выбирал себе любимцев

среди художников и не швырял деньги по-княжески. (5) Он был

рассудителен, расчётлив и не скрывал этого.<…>

(6) С первой же выставки передвижников он приобрёл около десятка

картин, и среди них такие, как «Грачи прилетели» Саврасова, «Сосновый

бор» Шишкина и «Майская ночь» Крамского.<…>

(7) Третьяков известен был своим удивительным чутьём. (8) Тихий,

молчаливый, сдержанный, он появлялся в мастерских, где ещё только

заканчивались будущие шедевры живописи, и, случалось, покупал их для

своей галереи прежде, чем они успевали появиться на выставке.

(9) Бескорыстие его было беспримерным. (10) Приобретя у Верещагина

предложил её в качестве дара Московскому художественному училищу. (11)

Свою галерею он с самого начала задумал как музей национального

искусства и ещё при жизни своей передал в дар городу Москве.

(12) И лишь спустя шесть лет (как раз в год смерти)

открылся первый государственный русский музей в столичном Петербурге,

да и то куда уступавший «Третьяковке», ставшей уже к тому времени местом

паломничества многих тысяч людей, приезжавших в Москву со всех концов

А1. О каком качестве характера Третьякова говорится в предложениях 10-

1) о честолюбии; 3) о бескорыстии;

2) о сдержанности; 4) о расчётливости

А2. Какое из высказываний НЕ ОТРАЖЕНО в содержании текста?

1) Третьяков не любил по-княжески «швырять» деньги.

2) Для своей галереи Третьяков покупал картины только зарубежных

художников.

3) Для своей галереи Третьяков купил картину Саврасова «Грачи прилетели».

4) Свою галерею Третьяков передал в дар Москве.

А3. Какое из слов толкуется НЕВЕРНО?

1) Коллекция (10) – собрание каких-либо предметов, представляющее

обычно научный, художественный или исторический интерес.

2) Меценат (3) – богатый покровитель наук и искусств.

3) Шедевр (8) – музыкальное произведение для скрипки с оркестром.

4) Этюд (10) – подготовительный набросок для будущей картины,

выполняемый с натуры.

А4. Сколько ПРИЧАСТИЙ в предложении 12?

1) 2; 2) 3; 3) 4; 4) 5

В1. Из предложений 1-4 выпишите слово с чередованием гласных в корне -

__________________________________________________________________

В2. Среди предложений 7-11 найдите предложение с деепричастным

оборотом. Напишите его номер. - ____________________________________

В3. Среди предложений 9-12 найдите предложение, в состав которого

входит ВСТАВНАЯ КОНСТРУКЦИЯ. Напишите его номер. - _____________

В4. Из предложения 9 выпишите его основу. -

__________________________________________________________________

В5. Определите вид связи слов в словосочетании ПОКУПАЛ ИХ

(предложение 8) - __________________________________________________

В6. Среди предложений 7-11 найдите предложение, в котором обособлены

определения, относящиеся к личному местоимению . Напишите его номер. -

__________________________________________________________________

8 КЛАСС. ТЕСТ № 8

Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы А1-А4 и В1-В6.

(1) Маленький дом, где я живу в Мещёре, заслуживает описания. (2) Это

бывшая баня, бревенчатая изба, обшитая серым тёсом. (3) Дом стоит в густом

саду, но почему-то отгорожен от сада высоким частоколом. (4) Этот частокол

– западня для деревенских котов, любителей рыбы. (5) Каждый раз, когда я

возвращаюсь с ловли, коты всех мастей – рыжие, чёрные, серые и белые с

подпалинами – берут дом в осаду. (6) Они шныряют вокруг, сидят на заборе,

на крышах, на старых яблонях, подвывают друг на друга и ждут вечера. (7)

Все они смотрят не отрываясь на кукан с рыбой – он подвешен к ветке старой

яблони с таким расчётом, что достать его почти невозможно.

(8) Вечером коты осторожно перелезают через частокол и собираются под

куканом. (9) Они поднимаются на задние лапы, а передними делают

стремительные и ловкие взмахи, стараясь зацепить кукан. (10) Издали

кажется, что коты играют в волейбол. (11) Потом какой-нибудь наглый кот

подпрыгивает, вцепляется в кукан мёртвой хваткой, висит на нём, качается и

старается оторвать рыбу. (12) Остальные коты бьют от досады друг друга по

усатым мордам. (13) Кончается это тем, что я выхожу с фонарём из бани. (14)

Коты, застигнутые врасплох, бросаются к частоколу, но не успевают

перелезть через него, а протискиваются между кольями и застревают. (15)

Тогда они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать,

прося пощады.

3) Коты не могут достать кукан с рыбой, потому что он подвешен высоко.

4) Коты разбегаются, когда из дома выходит автор с фонарём.

А2. Какому из слов дано НЕВЕРНОЕ толкование?

1) Частокол (3) – забор, изгородь из кольев, жердей, вбитых в землю близко

друг к другу часто, один подле другого.

2) Кукан (7) – бечёвка, на которую нанизывают рыбу.

3) Тёс (2) – тонкие доски (тёсаные или пиленые).

4) Западня (4) – широкая просёлочная дорога.

А3. В каком из предложений есть АНТОНИМЫ?

1) 7; 2) 9; 3) 12; 4) 15

А4. В каком из предложений есть ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ?

1) 2; 2) 6; 3) 9; 4) 13

В1. Из предложений 6-8 выпишите слово с чередованием гласных в корне. -

__________________________________________________________________

В2. Из предложений 8-12 выпишите слова, правописание приставок в

которых зависит от глухости (звонкости) согласных, обозначенных

следующими за приставками буквами. - ________________________________

В3. Из предложений 8-10 выпишите НАРЕЧИЯ. -

__________________________________________________________________

В4. Определите вид связи слов в словосочетании ВЫХОЖУ ИЗ БАНИ

(предложение 13)? _________________________________________________

В5. Из предложения 4 выпишите основу. - _____________________________

В6. Среди предложений 11-15 найдите простое, осложнённое

ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ и ОДНОРОДНЫМИ СКАЗУЕМЫМИ.

Напишите его номер. - ______________________________________________

8 КЛАСС. ТЕСТ № 9

Внимательно прочитайте текст, выполните задания А1-А4 и В1-В6.

О ВОСПИТАННОСТИ

(1) Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в

школе, но и… у самого себя.

(2) Надо только знать, что такое настоящая воспитанность.

(3) Я не берусь давать «рецепты» воспитанности, так как сам себя вовсе не

считаю образцово воспитанным. (4) Но кое-какими мыслями я хотел бы

(5) Я убеждён, например, что настоящая воспитанность проявляется

прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными.

(6) Если мужчина на улице пропускает вперёд себя незнакомую женщину

(даже в автобусе!) и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой

жене вымыть посуду, - он невоспитанный человек.

(7) Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по

каждому поводу, - он невоспитанный человек.

(8) Если он не считается с характером, психологией, привычками и

желаниями своих близких, - он невоспитанный человек.

(9) Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь

родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, - он

невоспитанный человек.<…>

(10) Если он любит трунить (шутить) над женой или детьми, не щадя их

самолюбия, особенно при посторонних, то тут уже он (извините меня!)

просто глуп.

(11) Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с

другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка,

но и приятна. (12) Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшими и с

младшими годами и по положению.

(13) Воспитанный человек во всех отношениях не ведёт себя «громко»,

экономит время других <…>, строго выполняет данные обещания, не

важничает, не «задирает нос» и всегда один и тот же – дома, в школе, в

институте, на работе, в магазине и в автобусе.

А1. Какое из высказываний НЕ ОТРАЖЕНО в содержании текста?

1) Прежде всего воспитанность проявляется в отношениях с членами своей

2) Воспитанный человек – тот, кто хочет и умеет считаться с другими

3) Быть вежливым с младшими по возрасту необязательно.

4) Воспитанный человек всегда выполняет свои обещания.

А2. В каком из предложений есть АНТОНИМЫ?

1) 3; 2) 5; 3) 11; 4) 12

А3. Предложение 1 является простым односоставным

1) определённо-личным; 3) безличным;

2) неопределённо-личным; 4) назывным

А4. В каком из предложений НЕТ однородных членов?

1) 4; 2) 6; 3) 8; 4) 13

В1. Из предложения 13 выпишите слово с чередующейся гласной в корне. -

__________________________________________________________________

В2. Из предложений 9-11 выпишите слово, в состав которого входят ДВА

КОРНЯ. - _________________________________________________________

В3. Из предложений 2-6 выпишите ОДНОКОРЕННЫЕ (РОДСТВЕННЫЕ)

слова. - ___________________________________________________________

В4. Из предложения 2 выпишите словосочетание с видом связи

СОГЛАСОВАНИЕ. - ________________________________________________

В5. Из предложения 4 выпишите ОСНОВУ. - __________________________

В6. Среди предложений 8-12 найдите такое, в состав которого входит

ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ. Напишите его номер. - ___________________

Алгоритм постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью (чужая речь оформляется кавычками):

Например: «Вам не стоит беспокоиться», – сказал он. Другой пример, где слова автора следуют за чужой речью: Он сказал: «Не стоит беспокоиться». И сравните: «Вам, – сказал он, – не стоит беспокоиться». Перед словами автора и после них ставится запятая и тире. Чужая речь может быть и в середине слов автора: Он сказал: «Вам не стоит беспокоиться», – и вышел». (См. ответ на третий вопрос алгоритма).

Две судьбы

Это было где-то в конце прошлого века. В Панаевский театр, что на набережной Невы, у самого Дворцового моста, пришёл наниматься кларнетист. Репетиция уже подходила к концу, дирижёр куда-то торопился, а предъявленные рекомендательные письма были настолько основательны, что обошлись без прослушивания. Играть следовало в тот же вечер, шёл «Фауст» с Шаляпиным.

Первые два акта новичок прошёл благополучно, но вот в третьем – ария Мефистофеля. Оркестр почти умолк, скрипачи перешли на пиццикато, кларнетист перевернул страницу и видит – соло! Не обращая ни на что внимания, боясь наврать, молодой человек старается изо всех сил. И вдруг, взглянув на дирижера, видит отчаянные знаки, улавливает яростный шёпот: «Пианиссимо!»

Музыкант растерялся, но соло все же кое-как закончил. Доиграли акт, все ушли из оркестровой ямы, а он остался с невесёлой думой: «Провалился!» И вдруг – громовой шаляпинский голос: «Где тут у вас кларнетист? Давайте его сюда!»

Ходили слухи, что великий певец бывал крут даже с маститыми дирижёрами, и новичок совсем сник. Но тут подбегает Шаляпин и тискает его в объятиях: «Ну молодец, спасибо! Спас меня! Оркестр у вас как в подземелье, – объяснил он дирижёру, – на сцене ни черта не слышно. Чувствую, что начинаю сбиваться с тона, и вдруг кларнетист как заорет! Ну, я сразу и поймал тон!»

Ю. Новиков «Две судьбы».

Судьба человека

Аккурат девятого мая, утром, в День Победы, убил моего Анатолия немецкий снайпер…

Во второй половине дня вызывает меня командир роты. Гляжу, сидит у него незнакомый мне артиллерийский подполковник. Я вошёл в комнату, и он встал, как перед старшим по званию. Командир моей роты говорит: «К тебе, Соколов», – а сам к окну отвернулся. Пронизало меня будто электрическим током, потому что почуял я недоброе. Подполковник подошёл ко мне и тихо говорит: «Мужайся, отец! Твой сын, капитан Соколов, убит сегодня на батарее. Поедем со мной!».

Качнулся я, но на ногах устоял. Теперь и то как сквозь сон вспоминаю, как ехал вместе с подполковником на большой машине, как пробирались по заваленным обломками улицам, туманно помню солдатский строй и обитый красным бархатом гроб. А Анатолия вижу вот как тебя, браток.

Подошёл я к гробу. Мой сын лежит в нём и не мой. Мой – это всегда улыбчивый, узкоплечий мальчишка, с острым кадыком на худой шее, а тут лежит молодой, плечистый, красивый мужчина, глаза полуприкрыты, будто смотрит он куда- то мимо меня, в неизвестную мне далёкую даль. Только в уголках губ так навек и осталась смешинка прежнего сынишки, Тольки, какого я когда-то знал… Поцеловал я его и отошёл в сторонку. Подполковник речь сказал. Товарищи, друзья моего Анатолия, слёзы вытирают, а мои невыплаканные слёзы, видно, на сердце засохли. Может, поэтому оно так и болит?

М. Шолохов «Судьба человека».

Огоньки

Как-то давно, тёмным осенним вечером, случилось мне плыть по угрюмой сибирской реке друг на повороте реки, впереди, под тёмными горами мелькнул огонёк.

Мелькнул ярко, сильно, совсем близко…

Ну, – сказал я с радостью, – близко ночлег! Гребец повернулся, посмотрел через плечо на

огонь и опять апатично налёг на вёсла:

Я не поверил: огонёк так и стоял, выступая вперёд из неопределённой тьмы. Но гребец был прав: оказалось, действительно, далеко.

Свойство этих ночных огней – приближаться, побеждая тьму, и сверкать, и обещать, и манить своею близостью. Кажется, вот-вот ещё два-три удара веслом, – и путь кончен… А между тем – далеко!..

Мне часто вспоминается теперь и эта тёмная река, затенённая скалистыми горами, и этот живой огонёк. Много огней и раньше, и после манили не одного меня своею близостью.

Но всё-таки… всё-таки впереди – огни!

В. Г. Короленко (133 слова)

Возвращение Чичикова

Герой наш был в самом весёлом расположении духа. Конечно, ещё подъезжая к деревне Плюшкина, он уже предчувствовал, что будет кое-какая пожива, но такой прибыточной никак не ожидал. Всю дорогу он был весел необыкновенно, посвистывал, наигрывал губами, приставивши ко рту кулак, как будто играл на трубе, и, наконец, затянул какую-то песню, до такой степени необыкновенную, что сам Селифан слушал, слушал и потом, покачав слегка головой, сказал: «Вишь ты, как барин поет!»

Были уже густые сумерки, когда подъехали они к городу. Тень со светом перемешалась совершенно, и, казалось, самые предметы перемешались тоже. Гром и прыжки дали заметить, что бричка въехала на мостовую. Фонари ещё не зажглись, кое-где только начинались освещаться окна домов, а в переулках и закоулках происходили сцены и разговоры, неразлучные с этим временем во всех городах, где много солдат, извозчиков и слуг.

Наконец, бричка, сделавши порядочный скачок, опустилась, как будто в яму, в ворота гостиницы, и Чичиков был встречен Петрушкой, который одной рукою придерживал полу своего сюртука, ибо не любил, чтобы расходились полы, а другою стал помогать ему вылезать из брички.

«Долго изволили погулять», – сказал половой, освещая лестницу.

Н. В. Гоголь «Мертвые души».

(152 слова)

Вожатый

«Где же вожатый?» – спросил я у Савельича. – «Здесь, ваше благородие», – отвечал мне голос сверху. Я взглянул на полати и увидел чёрную бороду и два сверкающих, глаза. «Что, брат, прозяб?» – «Как не прозябнуть в одном худеньком армяке? Был тулуп, да что греха таить? Заложил вечор у целовальника – мороз показался невелик».

Хорошо, – сказал я хладнокровно, – если не хочешь дать полтину, то вынь ему что-нибудь из моего платья. Он одет слишком легко. Дай ему мой заячий тулуп.

Помилуй, батюшка, Петр Андреевич – сказал Савельич. – Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьет, собака, в первом кабаке.

Это, старинушка, уж не твоя печаль, – сказал мой бродяга, – пропью ли я, или нет.

Прошу не умничать, – сказал я своему дядьке. – Сейчас неси сюда тулуп.

Бродяга чрезвычайно был доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: «Спасибо, ваше благородие!.. (…) Век не забуду ваших милостей».

А. Пушкин «Капитанская дочка».

(134 слова)

Слепой мальчик

Однажды слепой мальчик Петрусь сидел на холмике над рекой и играл на своей дудочке. Солнце садилось, в воздухе стояла тишина. Мальчик только что перестал играть и откинулся на траву. Он забылся на минуту, как вдруг чьи-то лёгкие шаги вывели его из дремоты. Он с неудовольствием приподнялся на локоть и прислушался. Шаги остановились. Походка была ему незнакома.

Слепой не любил, когда нарушали его одиночество. Поэтому он ответил на вопрос не особенно любезно:

Как хорошо ты играешь, – сказала девочка.

Слепой промолчал.

Что же вы не уходите?– спросил он затем, слыша, что девочка продолжает стоять на месте.

Зачем же ты меня гонишь?

Я не люблю, когда ко мне приходят.

Девочка засмеялась.

Вот ещё… Смотрите-ка. Разве вся земля твоя и ты можешь кому-нибудь запретить ходить по земле?

Мама приказала всем, чтобы сюда ко мне не ходили.

Мама?- переспросила задумчиво девочка. – А моя мама позволила мне ходить над рекой.

В. Короленко «Слепой музыкант».

Как это было

Почти месяц Н.И.Кузнецов вместе с товарищами жил и действовал во Львове и его окрестностях.

31 января в штабе военно-воздушных сил были убиты подполковник Петтерс и ефрейтор Зайдель. Стрелявший в форме немецкого офицера скрылся.

9 февраля на улице Лейтенштрассе к дому № 5 подъехала машина, из которой вышел гауптман. Он подошёл к группе офицеров и спросил:

Кто из вас доктор Бауэр?

И, получив ответ, спокойно сказал:

Вам секретный пакет.

Выдернув пистолет, гауптман несколько раз выстрелил. Серый «фиат» сорвался с места и, оставив на асфальте трупы фашистов, исчез на улицах города.

Фашистская газета, выходившая во Львове на украинском языке, сообщила, что убиты вице-губернатор Галиции доктор Отто Бауэр и шеф канцелярии доктор Генрих Шнайдер.

Фашисты без труда узнали почерк Пауля Зиберта и сбились с ног в поисках гауптмана. Гестаповцы окружили Львов несколькими патрульными кольцами, тщательно проверяя документы каждого офицера. Недалеко от Львова в селе Куровичи майор Кантор остановил серый «фиат» и придирчивым взглядом окинул документы гауптмана.

Странно, у вас нет отметки о выезде из Львова.

Пустяки!- хладнокровно ответил Пауль Зиберт.

Сейчас уладим!

Выстрелами из пистолета Н. И. Кузнецов уложил майора.

Я. Пеньков «Как это было».

В армию

Недолго музыка играла

Приказ майора резок был.

Что мне любимая сказала,

Не помню я.

Я все забыл.

Но я запомнил в то прощанье

одно мгновенье тишины

и материнское дыханье:

Не доведись вам знать войны…

И шел состав легко и просто,

стоял в вагонах легкий гам.

А за окном тянулись версты

земли, доверившейся нам.

Сменялись зори и закаты,

мелькали рощи и луга.

Нас, словно сталь,

везли сержанты,

незакаленную пока.

И мы тогда ещё не знали

цены той самой тишины,

в которой мамы выдыхали:

Не доведись вам знать войны!

Михйил Анищенко (65 слов)

Богатырь науки

Создание литературного портрета любого выдающегося человека – нелегкая задача. Эта работа осложняется канонизированными представлениями, вошедшими во все энциклопедии и учебники. И чем крупнее фигура, тем более устойчивым оказывается стереотипное представление и тем труднее разглядеть за привычной схемой реального живого человека.

В этом смысле жизнь Дмитрия Ивановича Менделеева особенно трудна для описания. О Менделееве мы узнаем ещё на школьной скамье: о нем написано множество специальных, популярных и художественных книг, журнальных и газетных статей. В результате мы привычно представляем его согбенным бородатым стариком, открывшим Периодический закон чуть ли не во сне. И не отдаем себе ясного отчета ни в том, какое место занимал и занимает этот закон в естествознании, ни какова была внутренняя логика его открытия, забываем и о том, что в 1869 году Менделеев был не дряхлым стариком, а цветущим, полным жизни богатырем.

Открытие Периодического закона вытекало из всего хода научного познания прошлого века и было делом всей жизни Менделеева – мысль о единстве химических элементов, об их атомном весе как основе классификации не оставляла его со студенческих лет и до конца жизни. Но Менделеев отнюдь не был лабораторным затворником: он был горячим проповедником науки и культуры, мыслителем и общественным деятелем, педагогом, редактором, публицистом.

Всё это мы узнаем, прочитав книгу «Для жатвы народной», написанную крупным советским ученым, академиком И. В. Петряновым-Соколовым и литератором В. И. Ричем.

Жизнеописание великого русского ученого обретает черты особой достоверности благодаря тому, что авторы пользовались уникальным документальным материалом – дневниковыми записями самого Дмитрия Ивановича Менделеева, в которых он раскрывается порой с совершенно неожиданной стороны.

Менделеев писал, например, что в будущем целью и задачей химии станет превращение одних элементов в другие. Есть запись о том, что при образовании более тяжёлых атомов тяжёлых элементов из более простых «будет расходоваться энергия, и равенство масс исходных и получившихся продуктов не сохранится». Ещё запись: «Мы говорим, что материя вечна, а потому и простые тела вечны, но надо [говорить] обратное: мы не умеем разлагать простые тела, а потому вес постоянен».

Поразительно, что все это было написано почти за четверть века до открытия радиоактивности, за многие десятки лет до появления знаменитой формулы Эйнштейна и атомной энергетики.

Книга издана к 150-летию со дня рождения ученого.

М. Вольпин (276 слов)

Охотники

Французская поговорка гласит: «Сухой рыбак и мокрый охотник являют вид печальный».

Не имев никогда пристрастия к рыбной ловле, я не могу судить о том, что испытывает рыбак в хорошую, ясную погоду и насколько в ненастное время удовольствие, доставляемое ему обильной добычей, перевешивает неприятность быть мокрым. Но для охотника дождь – сущее бедствие. Именно такому бедствию подверглись мы с Ермолаем в одну из наших поездок за тетеревами. С самой утренней зари дождь не переставал. Уж чего-чего мы не делали, чтобы от него избавиться! И резиновые плащики чуть не на самую голову надевали, и под деревья становились, чтобы меньше капало… Непромокаемые плащики, не говоря уж о том, что мешали стрелять, пропускали воду самым бесстыдным образом; а под деревьями – точно, на первых порах как будто и не капало, но потом вдруг накопившаяся в листве влага прорывалась, каждая ветка обдавала нас, как из дождевой трубы, холодная струйка забиралась под галстук и текла вдоль спинного хребта… А уж это последнее дело, как выражался Ермолай. «Нет, Пётр Петрович, – воскликнул он наконец. – Эдак нельзя!.. Нельзя сегодня охотиться…»

И. Тургенев «Записки охотника».

(174 слова)

«Революция сверху» в России

Представители разных общественных групп, от умеренных славянофилов до демократа Герцена, отстаивали бессословность. Известный деятель реформы А. И. Кошелев почти убедил царя, что сильное общественное самоуправление – единственное противоядие против бюрократии. «Бюрократия, – пророчествовал он, – заключает в себе источник прошедших, настоящих и ещё (надеемся, ненадолго) будущих бедствий для России».

Иван Аксаков предлагал, «чтобы дворянству было позволено торжественно перед лицом всей России совершить великий акт уничтожения себя как сословия».

Разумеется, эти идеи не прошли. Впрочем, как и чисто дворянские претензии на усиление своего политического влияния.

Одним дворянам Александр II парламент давать не желал, всем сословиям – опасался.

Любопытно, что в эти самые месяцы, когда в тайне решался столь существенный политический вопрос, из камеры Петропавловской крепости обратился к царю уже упоминавшийся заключенный «государственный преступник» Николай Серно-Соловьевич.

Н. Эйдельман «Революция сверху» в России».

Лев и ярлык

Проснулся Лев и в гневе стал

метаться,

Нарушил тишину свирепый,

грозный рык -

Какой-то зверь решил над Львом

поиздеваться:

На Львиный хвост он прицепил

Написано: «Осёл», есть номер

с дробью, дата,

И круглая печать, и рядом

подпись чья-то…

Лев вышел из себя: как быть?

С чего начать?

Сорвать ярлык с хвоста?!.

А номер?! А печать?!

Ещё придется отвечать!

Решив от ярлыка избавиться

На сборище зверей сердитый

Лев пришёл.

«Я Лев или не Лев?» – спросил

он раздраженно.

«Фактически вы Лев! – Шакал

сказал резонно. -

Но юридически, мы видим,

вы Осёл!» —

«Какой же я Осёл, когда не ем

Я Лев или не Лев? Спросите

Кенгуру!» —

«Да! – Кенгуру в ответ. – В вас

внешне, несомненно, Есть что-то львиное, а что – не разберу!..» —

«Осёл! Что ж ты молчишь?! – Лев

прорычал в смятеньи. –

Похож ли я на тех, кто спать

уходит в хлев?!»

Осёл задумался и высказал

сужденье:

«Ещё ты не Осёл, но ты уже

не Лев!..»

Напрасно Лев просил и унижался,

От Волка требовал, Шакалу

объяснял…

Он без сочувствия, конечно,

не остался,

Но ярлыка никто с него не снял.

Лев потерял свой вид, стал

чахнуть понемногу,

То этим, то другим стал уступать

И как-то на заре из логовища Льва

Вдруг донеслось ослинное: «И-аа!»

Мораль у басни такова:

Иной ярлык сильнее Льва!

Сергей Михалков (119 слов)

Из африканского дневника

В этом году мы часто встречались со слонами. В наш лагерь около водопадов слон пришёл днем и начал хозяйничать. Ему приглянулся ящик с продовольствием, содержимое которого он тщательно изучил. Когда мы вернулись в лагерь, то застали картину страшного разгрома. Вокруг палаток были рассыпаны рис и макароны, которыми слон пренебрег, но вся капуста, картошка и морковь были похищены. По утверждению повара, слон прихватил также и пять плиток шоколада. Но над этим почему-то все с недоверием посмеивались.

Слоны разгуливают спокойно по посёлку около отеля. Большую группу слонов я видел буквально в нескольких десятках метров от места строительства моста через Нил в районе Паквача. Несмотря на шум кранов, бульдозеров и многотонных грузовиков, они спокойно паслись в небольшом болотце. На дорогах Уганды часто можно видеть надпись: «Слоны имеют преимущественное право пути». В переводе с языка автомобилистов значит: уступайте дорогу слонам.

В Уганде я впервые увидел огромное количество бегемотов, или, как их там называют, «гиппо», – сокращенное гиппопотам. В воде они не производят особого впечатления, а на суше их вид вызывает невольную улыбку: огромный пузырь на коротких ножках и бегает смешной рысью. При любой опасности бегемот спешит к воде – там он подвижнее и, ныряя, спасается от любого врага. Правда, врагов у него не так уж и много, в основном человек, да ещё, по словам местных охотников, иногда на него решается напасть лев.

А. Капица «Из африканского дневника».

Встреча с первой капелью

Когда я, ещё школьником, начал записывать разные явления в природе, то скоро убедился, что в общем-то ничего не знаю об окружающих меня птицах, лесах и речках. Легко сказать: «Тополь зацвел». А что это значит? Как цветут одуванчики и ромашки, все видели. А как цветёт осина? Разве она тоже цветёт? Даже не задумывался! Чтобы определить, что прилетели зяблики, надо знать, как они поют. И вообще оказалось, они с прилёта вовсе не поют, сидят усталые, молчаливые. И лишь через несколько дней, когда появятся наконец и зябчихи, зяблики начинают заливаться по светлым березнякам.

Такое занятие – фенология, что заставляет все больше узнавать свой край. И, узнавая, всё больше и больше любить его. Потому что, как точно сказал прекрасный знаток нашей природы К. Паустовский, «счастье даётся только знающим. Чем больше знает человек, тем резче, тем сильнее он видит поэзию земли там, где её никогда не найдёт человек, обладающий скудными знаниями».

Главной ценностью века стало время. Ничего я не успеваю, невыполненные планы серым камнем каждый день нависают и гнетут. Но хуже всего - некогда стало подумать: все время под напряжением дел, под постоянной нагрузкой неотложного.

Только никакими заботами (даже и охотничьей страстью!) не отягощённое общение с миром полей и лесов доставляет такую возможность.

В. Петров «Встреча с первой капелью».

Лес

Чехов устами доктора Астрова выразил одну из своих удивительных по меткости мыслей о том, что лес учит человека понимать прекрасное. В лесах с наибольшей выразительностью предстают перед нами величие, красота и могущество природы, усиленное некоторой дымкой таинственности. Это сообщает им особую прелесть. Леса являются величайшими источниками вдохновения и здоровья. Это исполинские лаборатории. Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль. В них вы дышите воздухом, который в двести раз чище и здоровее воздуха городов. Он целебен, он удлиняет жизнь, он повышает нашу жизненную силу. Но главное не в этом. Лес – это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. Он хранит почвенную влагу, смягчает климат, останавливает сухие и жаркие ветры, преграждает своими зелеными плотинами путь зыбучим пескам – лазутчикам пустыни. Он является конденсатором влаги: росы, тумана, инея. Невозможно перечислить все бедствия, какие несет истребление лесов. В тех местах, где уничтожены леса, земля заболевает бесплодием и сухими язвами оврагов. Во время войны у нас погибли леса на площади почти в двадцать миллионов гектаров. Нам нужно сажать леса не только для восстановления природных сил земли, но и для нашего хозяйства. Нам нужно много древесины. В нашем народном хозяйстве существует не менее пяти тысяч способов ее применения. Мы – великая лесная держава. Наша лесная наука наиболее передовая. Мы можем гордиться именами Докучаева, Тимирязева, Морозова, именами талантливых лесничих. Это – подвижники лесного дела, великие труженики во имя идущих нам на смену поколений.

К.Паустовский (210 слов)

Огород в тайге

Мы давно ехали узкой дорожкой, никем не протоптанной, отчего две-три колеи ее лишь чуть-чуть взрезали целинную зелень роскошного луга. Где-то мы сбились, очевидно, с проезжей дороги, но продолжали путь, нимало не заботясь об этом, так как горы противоположного берега могли служить нам указателем. Теперь навстречу нам вырастал молоденький ярко-зеленый лесочек, над вершинами которого уже исчезали меловые скалы. Наша дорожка внезапно вбежала в какое-то неизвестное нашим спутникам пространство, обнесенное с двух сторон городьбой.

Мы оглядывались с удивлением: перед нами лежал настоящий, отлично разделанный огород. Это было столь редкое для якутских наслегов явление, что невольно захотелось сейчас же узнать историю его возникновения.

Оказалось, что один из генерал-губернаторов, прекраснодушный человек, большой знаток и любитель огородничества, предписал строжайшими циркулярами, чтобы по всем наслегам были заведены огороды. Исполнительные якуты в точности выполнили волю начальства: отвели по клочку земли, обнесли его крепчайшим частоколом, оставив лишь один вход, запиравшийся на замок. Дальше, однако, дело не шло. Якутам непонятны были идеи огородничества, а кроме циркуляров, они от начальства больше ничего не получили. Пустые участки долго-долго оставались за частоколами.

И вдруг – огород. Высокие грядки уже зеленели ботвой картофеля и кудреватыми султанчиками моркови. Бледно-зеленая капустная рассада торчала одна к одной в неглубоких лунках, еще темных от обильной поливки. По кольям, поставленным крест-накрест, завивался горох. В небольшом срубе примитивного парника уютно зеленели побеги огурчиков, по-видимому тщательно оберегаемых от недолгих, но резких утренних заморозков. Невдалеке волновалась нивка колосившейся озими.

В этих пустынных местах, где пашни составляют большую редкость, такой славный огород ошеломил нас своим видом, своей чарующей прелестью.

В. Короленко «История моего современника».

Страницы жизни великого биолога

При огромной внутренней сосредоточенности и, я не боюсь преувеличения, буквально ежесекундном использовании свободного времени для научной работы Н.И. Вавилов внешне казался экстравертивным, был весел, любил шутку и смех, умел заставить смеяться других. Атмосфера солнечного оптимизма, окружавшая ученого, удачно воссоздана с помощью сохранившихся воспоминаний современников, в том числе и неопубликованных.

Самое важное в книге об ученом – это, конечно, изложение динамики и разработки его идей, и, в зависимости от того, как это сделано, определяется в конечном итоге удача или неудача автора. Нисколько не упрощая в расчете на массового читателя изложения учения Вавилова, автор дает выпуклое и ясное представление о всем том богатейшем научном наследии, которое оставил Н.И. Вавилов и которое обессмертило его имя. Пожалуй, единственное, о чем следовало бы сказать в этой связи побольше, – о той форме, в которую отлились все эти открытия, о его статьях и особенно книгах.

Академик Вавилов был великим тружеником, работал везде и всегда, оформлял результаты своих экспериментов на полях, во время научных наблюдений, в путешествиях, не считаясь с обстоятельствами, – на бивуаке, при свете экспедиционного костра, в каюте парохода, примостившись где-нибудь на делянке. Эта постоянная не прерывающаяся ни на один день работа дала даже в количественном выражении грандиозный результат – более 400 статей и около 20 книг и брошюр были опубликованы при его жизни. Несколько толстых книг, оставшихся в рукописях, и свыше десятка статей вышли посмертно.

В. Алексеев «Страницы жизни великого биолога».

(172 слова)

Фотографировался ли Паганини?

Более ста пятидесяти лет тому назад, в 1831 году, моя прапрабабушка Клавдия Исааковна Ганнибал, внучка арапа Петра I, слушала в Париже великого Паганини.

Почему я пишу об этом? Потому что игра Паганини производила столь сильное впечатление, так потрясала слушателей, что посещение его концерта становилось своеобразной драгоценной духовной реликвией, передаваемой из поколения в поколение. Так было и у нас в семье: еще в детстве, учась под руководством отца играть на скрипке, я слышал от него рассказы о Паганини, которые он воспроизводил со слов своей бабушки, основывавшейся, в свою очередь, на воспоминаниях матери.

Не от того ли достопамятного посещения Клавдией Исааковной Ганнибал концерта Паганини тянется через пять поколений нашей семьи приверженность скрипке? Скрипичным мастером был мой отец – его инструменты и сегодня можно увидеть в Государственной коллекции Московской консерватории. Да и я, по специальности металлург, считаю скрипку своей второй профессией. Не буду дальше развивать эту тему – я уже затрагивал ее на страницах журналов.

Г. Дубинин (145 слов)

Стилистические функции союзов и союзных слов

Большую смысловую и стилистическую роль в сложном прдл играют союзы и союзные слова. Они могут иметь разные стилистические характеристики.

1. Стилистически нейтральные союзы: что, чтобы, потому что, как, если

2. Разговорные: соединительный и противительный союз ДА, разделительные ЛИБО, НЕ ТО, присоединительные союзы ДА И, А ТО, НЕ ТО: Близок локоть, да не укусишь; союзчтобы, стоящий не в начале предложения: Твой двор чтобы видеть вновь, армянских двух царевен отвергли мы любовь . РАЗ (в значении если ) Раз сказал - сделай; что (в значении как ) Людская молва что морская волна

3. Книжные: вследствие того что, в связи с тем что, ввиду того что, в силу того что, благодаря тому что, с тем чтобы, ибо, правда .

4. Устарелые: коли, доколе, коль скоро, кабы, покамест, дабы, затем, чтобы, поелику и пр. Использование их придает речи просторечный характер. В условиях контекста некоторые из этих союзов приобретают канцелярский характер (ежели, дабы, буде).

Союзные слова который и какой могут выступать как синонимы, поэтому возможна их взаимозаменяемость. Но у них разные оттенки в значениях: который – вносит в придаточное предложение общее значение определительности, а слово какой – добавочный оттенок уподобления, сравнения, качественного или количественного подчеркивания: Невозможно перечислить все бедствия, какие несет истребление лесов.

Стилистически мотивированное и грамматически точное употребление союзов делает речь ясной и убедительной.

О речевых недостатках можно говорить лишь в тех случаях, когда отход от принятых в ЛЯ норм не оправдан стилистическим заданием.

1. Загромождение сложного предложения придаточными, когда затемняется связь между частями сложного целого, иногда выпадает какой-либо конструктивный элемент, соединительное звено, что затрудняет понимание предложения.

2. Разнотипность частей сложного прдл: Докладчик выдвинул два положения: 1) Все большее значение приобретает пропаганда научных знаний; 2) роль в этой работе учителей средних школ. Нумерованные части, выступающие как своего рода однородные члены предложения при обобщающем члене предложения, имеют разную структуру: первая часть – двусоставное прдл, вторая – односоставное номинативное.

Иногда разнотипность связана с неодинаковым порядком слов в соподчиненных однородных придаточных прдл. Обычно в этих случаях сохраняется одинаковый (прямой или обратный) порядок главных членов прдл, хотя это и необязательно: К числу достижений педагогического коллектива следует отнести то, что в школе успешно проводится воспитательная работа, внеклассные мероприятия хорошо налажены, из года в год повышается успеваемость учащихся (во 2-м прдл нужен тоже обратный порядок слов).



3. Смещение конструкции: Последнее, на чем я остановлюсь, - это на вопросе об использовании цитат (в главном прдл при подлежащем последнее составное именное сказуемое, присоединенное посредством слова ЭТО без вспомогательного глагола, должно было бы стоять в форме именительного падежа): Последнее… это вопрос об использовании цитат . К смещению конструкций относится и такой случай: Кто нуждается в консультации, необходимо ему обеспечить ее. Не вызывает возражения перебой конструкции, носящий хар-р присоединения: Мир и дружба – с этими словами мы всегда принимаем гостей .

4. Неправильное употребление союзов и союзных слов, например, употребление одного союза или союзного слова вместо другого: Вопрос обсуждался на специальном совещании, где было принято развернутое решение. – нет оснований для замены слова который словом где .

Неправильно также плеонастическое употребление союзов (постановка рядом однозначных союзов): однако тем не менее , но тем не менее однако и т.п: Газета настойчиво подчеркивала, что будто бы США переживают в настоящее время переживают разгар большой полемики по вопросам внешней политики . Сочетание что будто (бы ) встречается в тех случаях, когда изъяснительное значение осложняется оттенком модальности: Захар сделал вид что будто шагнул, а сам остался на месте .

Нередко лишний союз оказывается после вводного слова или предложения, которое ошибочно принимают за часть главного предложения (сказуемое): Иногда встречаешь на улице незнакомых людей, которых, кажется, что уже где-то видел . Лишним здесь может оказаться соотносительное слово (указательное местоимение): Мы любовались теми звездами, которые сияли на ночном небе .

5. Неправильный порядок слов. Часто он нарушен в придаточных определительных. Так, слова союзные слова который, чей, какой заменяют ближайшее предшествующее существительное. Впереди неслись лошади казаков, которые были покрыты пеной . При невозможности или нецелесообразности замены придаточного причастным оборотом или затруднительности перестановки слов можно ввести в главное предложение указательное слово тот или такой , соотносительное союзному слову который или какой , другой прием – повторение определяемого слова.

Учитель русского языка И.Н.Надеждина

МБОУ СОШ №7 г-к Анапа


  • обобщить, систематизировать материал по теме «Сложные предложения и пунктуация в них»;
  • совершенствовать практические навыки;
  • повторить изученные орфограммы и пунктограммы;
  • помочь учащимся усвоить грамматико – стилистическую норму употребления сложных предложений в речи;
  • подготовка к зачету;
  • воспитание бережного отношения к языку, родной природе.

  • Экология -1)раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и окружающей средой;



  • - Какие предложения называются сложными?
  • -Что общего между ССП и СПП, чем они отличаются?
  • -Чем отличаются от них БСП и в чём они схожи?

  • 1)Из предложения Человек за всё происходящее на Земле в ответе взять существительное, выступающее в роли подлежащего, поставить в Дательный падеж ()
  • 2)Из предложения Нужно бережно относиться к братьям нашим меньшим взять составное сказуемое ()
  • 3) Взять подлежащее из предложения Леса-это исполинские лаборатории кислорода употребив его в Дательном падеже с предлогом к ()

  • 4) К полученному предложению

(Человеку нужно бережно относиться к ле сам) добавить предложения, образуя ССП, СПП и БСП.

  • Выполнить синтаксический разбор получившегося предложения.

1 уровень

Записать предложения в тетради и начертить схемы

2 уровень

По схемам, записанным на доске, определить, какое это предложение

1Леса - это исполинские лаборатории, которые вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль .

1 ., ( когда)

2.

2 .[ ] , и .

3. .

3 .[ , ( хотя), ]

4. .

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

4 . - .


1 уровень

2 уровень

1.Леса-это исполинские лаборатории, которые вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль .

, (которые …)СПП с придаточным определительным.

1 ., ( когда) –СПП

2. Места, где уничтожен лес, подвергаются жестоким размывам от талых вод и дождей.

[, (где …), ]- СПП с придаточным определительным.

2.[ ] , и . -ССП

3. Невозможно перечислить все бедствия, какие несёт истребление лесов .

, (какие…)- СПП с придаточным определительным.

3.[ , ( хотя), ] - СПП

4. Кому приходилось дышать прогретым солнцем воздухом сосновых лесов, тот вспомнит удивительное состояние радости и силы, охватывающее нас .

(Кому…),- СПП с придаточным изъяснительным.

4.- . -БСП


1.а) Которые никогда не забываются.

б) Учёными установлено.

б)В мире есть страны.

2.а) Люди поняли свою ошибку.

б)Многие из которых токсичны.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!


1 уровень - к первому предложению подберите придаточные, постройте схему:

2 уровень - постройте из данных предложений сложные и определите вид придаточных:

1.а) Которые никогда

не забываются.

б) Которые надолго определяют его поведение.

в) В жизни каждого человека бывают случаи.

1.а) Что для поддержания экологического равновесия необходимо.

б) Учёными установлено.

в) Чтобы сильно преобразованные человеком ландшафты занимали лишь строго определённую долю площади.

Ответ: в,а,б

,(которые…), (которые).- однородное подчинение

Ответ: б, а, в,

,(что…), (чтобы…).- последовательное подчинение

2.а)Где природа ярче наших полей и лугов.

б)В мире есть страны.

в)Но родная красота должна стать для наших детей самой дорогой.

2.а) Люди поняли свою ошибку.

б)Многие из которых токсичны.

в) Когда в Волге было обнаружено более миллиона химических веществ.

Ответ: б,а,в

, (где…), [ но…]-сложное с разными видами связи

Ответ: в,б,а

(Когда…), (из которых…), .- последовательное подчинение


  • Написать сочинение-миниатюру об экологии по опорным словам, используя ССП,СПП,БСП и предложения с разными видами связи на тему:
  • «Экологическая проблема на планете Земля».
  • «Покорять планету или сотрудничать с ней».
  • «Как платит природа людям за безжалостное отношение к ней».
  • Опорные слова : любовь к природе, бережное отношение, беречь и приумножать, настало время объединить усилия, созерцать.
  • Словарь:
  • Экология -1)раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и окружающей средой;
  • 2)раздел социологии, в котором рассматриваются проблемы взаимоотношений человека и среды.
  • Созерцать - рассматривать, пассивно наблюдать.





  • 1.Настало время осознать каждому, что мы живем в озоновом одуванчике.
  • 2.Настало время осознать человеку, что наша земля – одинокий небесный цветок, расположенный на удачном расстоянии от солнца.
  • 3.А мы взрываем в одуванчике бомбы!
  • 4. Мы разъедаем его ранимую оболочку, стираем пыльцу, смахиваем нежные тычинки лесов.
  • 5.Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь, - на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки.
  • 6. И твоё личное активное пространство, помноженное на миллионы, станет охраняемым пространством Отечества, помноженное на миллиарды, охраняемые пространством мира.
  • 7.Мы должны беречь природу: она необходима человеку для его биологической жизни.
  • 8.Настало время объединить усилия, чтобы всем миром сохранить окружающую среду для своих потомков.
  • 9.Человек обязан заботиться о Земле: от этого зависит его же будущее.


  • ПП- простое предложение
  • СПП- сложноподчиненное предложение
  • ССП- сложносочиненное предложение
  • БСП- бессоюзное сложное предложение
  • СРВС- сложное с разными видами связи

  • ССП-параграф 5
  • СПП-параграфы 6-9
  • БСП-параграфы10-12
  • СРВС-параграф 13

  • Подготовить карточку для соседа к уроку-зачету со следующими заданиями:
  • 1)вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания;
  • 2)определить стиль текста;
  • 3)определить тип речи.
  • Желательно, чтобы тексты содержали сложные предложения и были об экологии, о природе.
  • Мы продолжаем готовиться к сочинению на эту тему. При подготовке текста можно воспользоваться учебником географии или обществознания.