Всемирный потоп и последние научные данные. Всемирный потоп с научной точки зрения

Поводом для этой работы явились публикации об открытии Всемирного «Потопа» в Черном море , в первую очередь книги и статьи Билла Райана, Уолтера Питтмана (1997), Петко Димитрова (2003) и д-ра Балларда.
Данный материал авторами рассматривается в новом направлении развития географических знаний — «Геомифология», предложенное академиками Леоновым и Хаином (2008 г.).

Цель этой работы — поиск и детальное исследование событий, близких по масштабам и времени к Библейскому Потопу и сходным с ним событиям, отраженным в памяти человечества. Если Потоп действительно имел место, то кроме мифов и сказаний должны были сохраниться его следы: донные отложения бассейнов, палеонтологические остатки, формы рельефа, следы береговых линий и др.

В результате наших исследований удалось обнаружить следы грандиозного затопления в Понто-Каспийском регионе и его водосборном бассейне в эпоху дегляциации последнего (валдайского) оледенения в интервале 16-10 тыс. лет назад. Это обводнение проявилось в различных ландшафтах: приморских равнинах, речных долинах, междуречьях и даже на склонах.

Материалы исследований получены в результате выполнения проектов по грантам РФФИ № 08-06-00061 , 05-05-64929 , 02-05-64428

Геологическими свидетельствами «Потопа» могут считаться донные и прибрежные отложения потопных бассейнов, а также палеонтологические остатки в них. Их детальный анализ, включая литологические, минералогические, геохимические показатели, а также изотопный состав осадков и ископаемых остатков позволяет реконструировать условия осадконакопления, состав потопных вод и последовательность потопных событий.

В эпицентре «Потопа» — Каспийской котловине — донные отложения представлены осадками хвалынского (точнее ранне-хвалынского для максимума «Потопа») бассейна. Они отличаются от выше- и нижележащих осадков по многим признакам. Наиболее характерными являются т.н. "шоколадные глины", названные за своеобразный красновато-коричневый цвет. Местами они переслаиваются зеленовато-серыми и темно-серыми глинами, образуя тонкую (1-2 см) ленточную слоистость. Шоколадные глины также переслаиваются и фациально переходят в алевриты, супеси, редко пески с высоким содержанием глинистого вещества и раковинами морских моллюсков каспийского типа. Мощность шоколадных глин и связанных с ними хвалынских осадков обычно не превышает нескольких метров (3-5 м), иногда достигает 20-25 м и более. Основной ареал этих отложений — Прикаспийская низменность от современного берега Каспия до подножий окружающих возвышенностей (Ергени, Общий Сырт, Приволжская, Ставропольская), а также в эстуариях Волги и Урала. Площадь хвалынских отложений, обнажающихся прямо на дневную поверхность, достигает здесь 0,5 млн. км 2 ., а общая площадь развития хвалынских осадков - до 1 млн. км 2 .

Характерный красновато-коричневый цвет шоколадных глин связан не со свободными окислами железа, а с глинистыми минералами, включающими окислы Fe. Низкое содержание или отсутствие карбонатов в глинах свидетельствует о холодном климате, т.к. при низких температурах растворимость карбонатов возрастает, и они удерживаются в растворе. С другой стороны, обилие хемогенного распыленного карбоната и отсутствие вторичных изменений терригенного пелитоморфного глинистого вещества свидетельствует о том, что седиментация шла в условиях сухого климата. Начало и пик этой трансгрессии приходится на аридные обстановки с усилением процессов испарения. Геохимия осадков и состав аутигенных минералов позволяют сделать вывод, что хвалынская трансгрессия формировалась не в условиях увлажнения, а в достаточно аридных условиях (Чистякова, 2001).

В серии морских слоев Каспийского бассейна хвалынские отложения залегают выше поздне-хазарских (последнее межледниковье) и ниже новокаспийских (голоцен) осадков. От нижнего хазара их отделяют континентальные пресноводные ательские слои, синхронные в глубоководной впадине отложениям Ательского регрессивного бассейна, уровень которого был на 110-120 м ниже современного уровня Каспия, т.е. на отметке -140 -150 м абс. (Лохин, Маев, 1986; Чепалыга, 2002).

В Манычской впадине аналогом шоколадных глин являются глинисто-алевритовые красновато-коричневого цвета - абескунские слои Г.И. Попова (1980) - залегают на поверхности депрессии и ничем не перекрыты, но содержат фауну моллюсков каспийского типа с Didacna Monodacna, Adacna, Hipanis, Dreissena, Micromelania. Они слагают аккумулятивные валы Манычского пролива и соответствуют только ранне-хвалынским отложениям Каспия и основному эпизоду потопных событий 16-14 тыс. лет.

В Черноморской впадине отложения «Потопа» залегают внутри новоэвксинских отложений (каркинитские слои). На континентальном склоне и в глубоководной впадине они представлены своеобразными светло-красновато-коричневыми и палевыми илами мощностью до 0,5-1,0 м. Своим цветом они напоминают шоколадные глины Каспийского бассейна, их возраст также близок (15 тыс. лет).

Основным индикатором морского «Потопа» являются специфические солоноватоводные моллюски, представленные видами, близкими к современным северо-каспийским. Среди них выделяются каспийские эндемики из семейства Limnocardiidae: род Didacna Eichwald, ныне нигде не обитающий вне Каспийского моря, но широко представленный в плейстоцене Азово-Черноморского бассейна вплоть до Карангатского бассейна включительно. Дидакны представлены Didacna praetrigonoides (доминант), D. paralella, D. delenda, D. supcatillus, D. ebersini, D. pallasi, а также относительно глубоководными (>25 м) D. (Protodidacna) protracta. Из других эндемических лимнокардиид здесь характерны Monodacna caspia, M. laeviscula, Adacna vitrea, Hypnanis pklicata. Наиболее широко распространенными вне Каспия элементами ранне-хвалынской фауны являются дрейссены подрода (Pontodreissena (D. rostriformis), а в опресненных участках D. polymorpha. Из гастропод часто встречаются представители каспийских эндемичных родов Caspia и Micromelania. Раковины ранне-хвалынского комплекса отличаются мелкими размерами (в 2-3 раза меньше современных) и тонкостенной раковиной. Эти отложения обычно связываются с холодным климатом и низкой соленостью. Однако в холодных условиях обычно развиваются более крупные особи (закон Копа), а вывод о низкой солености несостоятелен, т.к. богатый видовой состав свидетельствует о солености, близкой к Северному Каспию - до 10‰ и более. Более реальное объяснение - значительная мутность воды и недостаток кислорода на дне бассейна. Причиной повышенной мутности могли быть солифлюкционные процессы, сопровождающие таяние вечной мерзлоты.

Новоэвксинские отложения содержат фауну моллюсков каспийского типа; причем доминируют здесь дрейссены Dreissena rostriformis, реже Dr. polymorpha и лимнокардииды Monodacna Caspia, M. colorata, Adacna, Hipanis и гастроподы Caspia, Micromelania.

В Черном море полностью отсутствуют дидакны рода Didacna, они прослежены по долине Маныча вплоть до низовий р. Зап. Маныч (с. Маныч-Балабинка). Это может быть показателем более низкой солености (до 5-6‰) в Новоэвквинском бассейне.

Близкая по составу фауна каспийского типа обнаружена нами (Algan et oth., 2001, 2003) в донных отложениях Босфора в скважине 14 на отметках 80-100 м с датированием 16-10 ка. В ее составе преобладают Каспийские Dreissena rostriformis.

В отложениях Ранне-Хвалынского моря встречается также микрофауна: фораминиферы, остракоды, а также диатомовые водоросли.

Воды «Потопа» оставляли четкие следы своей динамики в морфологии рельефа: морские террасы, специфические береговые линии, выровненный плоский рельеф дна, а также эрозионно-аккумулятивные формы рельефа каналов сброса потопных вод: Маныч-Керченского пролива, Босфора и Дарданелл.

Долины сброса потопных вод. Маныч-Керченский пролив - это гигантская эрозионная ложбина стока, соединявшая Каспий с Черноморским бассейном. Общая длина пролива достигала 950-1000 км и варьировала в зависимости от уровня моря; максимальная ширина 50-55 км, минимальная - 10 км. Глубина - до 30-50 м. Уклон дна пролива составлял 0,0001, а перепад уровня воды от Каспия (+50 м абс.) до Черного моря (-80 -100 м) достигал 150 м в начале слива и 100 м в конце слива. Расход воды достигал 50 тыс. км3

Береговая линия. Ранне-Хвалынского бассейна принципиально отличалась от современной, т.к. при более высоком уровне моря она упиралась в подножья возвышенностей, окружающих Каспийскую впадину (Ергени, Общий Сырт, Приволжскую). Вместо причудливо изрезанных мелководными заливами аккумулятивных берегов на плоской поверхности Прикаспийской низменности и крупных дельт Волги и Урала появились абразионные берега с глубокими заливами - лиманами типа фиордов. Примером может быть изученный нами залив по долине р. Яшкуль, проникавший вглубь Ергеней на 50 км и заполненный толщей шоколадных глин с морской хвалынской фауной.

Морские террасы фиксируют положение уровня моря и береговой линии на каждой осцилляции в фазе спада Хвалынского моря. Ввиду необычно высокого подъема уровня Потопного бассейна его отложения перекрывают гораздо более древние террасы и образуют до 9 морских террас со следующими уровнями в тектонически стабильных районах (Дагестан): 48, +35, +22, +16, +6, -5, 0, -6, -12 м (Рычагов 2001, ....; Свиточ 2000, ....). Эти террасы фиксируют стояние уровней на фазе общего спада бассейна, причем эти осцилляции прерывались значительным снижением уровня на десятки метров. Наиболее значительны из них 2 регрессии: Эльтонская (до -50 м абс.) и Енотаевская (до -100 м абс.). Эти данные позволяют реконструировать
колебания уровня Хвалынского бассейна на фазе спада.

Особенно детально изучена хронология Хвалынской трансгрессии Каспия, для которой имеется более полусотни радиоуглеродных датировок (Рычагов, 1997; Свиточ 2002; Леонов и др., 2003). Большая часть датировок укладывается в интервале 16-10 тыс. лет.

Всего в течение хвалынского времени (5-6 тыс. лет) отмечается до 10 циклов колебаний уровня с периодичностью 500-600 лет. Они объединяются в 3 группы длительностью по 2 тысячи лет. Колебания уровня Хвалынского бассейна, а также перемещения береговой линии на сотни и тысячи километров, а также масштабные затопления и осушения морских бассейнов, могут рассматриваться как волны «Потопа», растянутого на 5-6 тысяч лет. Первая волна «Потопа» ранне-хвалынская, началась 14-15 тыс. лет назад и продолжалась около 2 тысяч лет; она осложнялась тремя осцилляциями с уровнями моря +40, +50, +35 м абс. Т.к. порог стока в Манычском проливе в это время был на отметке всего +20 м, то все эти три бассейна переливались в Черное море через Манычко-Керченский пролив. Именно эта первая волна и особенно ее восходящая фаза могут рассматриваться как собственно Всемирный Потоп в Понто-Каспии. Вторая волна «Потопа», средне-хвалынская, в пиках осцилляций уже не превышала отметок +22, +16 и +6 м и каспийские воды не переливались в Черное море, пролив, вероятно, не функционировал. Третья волна «Потопа», позднехвалынская, уже не поднималась выше отметок современного уровня океана и все ее 4 осцилляции (-5, 0, -5, -12 абс.) были ниже его, но выше голоценового уровня Каспия.

Морские бассейны.
Самые значительные по масштабам и наиболее подходящие для сравнения с древними мифическими потопами разворачивались во внутренних морских и озерно-морских бассейнах Евразии, известных как Понто-Каспий.

Хвалынское море. Эпицентром «Потопа» и наиболее чувствительным индикатором его событий (повышение уровня моря, перемещения береговых линий и затопления прибрежных территорий) оказался Хвалынский бассейн Каспия, особенно в пике трансгрессии. Именно в нем концентрировалась основная масса вод «Потопа», трансформировались их состав и среда обитания, а избыток вод сливался в Черное море. В результате развития «Потопа» Хвалынское море разлилось на площади около миллиона кв. км, а вместе с Арало-Сарыкамышским бассейном его акватория превышала 1,1 млн. км 2 , что в 3 раза больше современного Каспия. Объем накопившихся водных масс (130 тыс. км 3) превышал современный в 2 раза. Что касается событий собственно «Потопа», то при этом было затоплено почти миллион км 2 низменных территорий до отметок +48 +50 м абс. г.о. в Прикаспийской равнине. Изменился также тип бассейна: изолированное бессточное озеро (Ательский бассейн) превратилось в результате «Потопа» в гигантское проточное озеро-море с односторонним сбросом вод в соседний бассейн. Несмотря на неоднократное промывание бассейна пресными водами, химический состав и минерализация вод изменились мало (в пределах 10-12‰), т.к. основной экологический показатель - состав фауны моллюсков и других организмов не изменился существенно. Возможно, это свидетельствует о кратковременности существования проточного бассейна. И все же вода Хвалынского моря отличалась от каспийской низкой температурой (4° С на севере и до 14° С на юге), что подтверждается изотопным составом кислорода (18 O = 10‰). Можно также предположить высокую мутность хвалынских вод, что отразилось на составе осадков и мелких размерах раковин моллюсков. Это связано с мощным влиянием солифлюкционных процессов и увеличением твердого стока с речных бассейнов (Леонов и др., 2002).

Новоэвксинское море. В Черноморской впадине во время «Потопа» располагалось Новоэвксинское озеро-море, уровень которого был очень низкий и вначале не превышал отметок -80 -100 м. В результате слива потопных вод из Каспия уровень очень быстро поднялся до -50 -40 м абс. Акватория увеличилась с 350 до 400 тыс. км 2 , поэтому площадь затопления шельфа водами «Потопа» не превышала 20-30 тыс. км 2 . Объем водных масс в Новоэвксинском бассейне достигал 545 тыс. км 3 (несколько меньше, чем Черное море), но это были воды совсем другого происхождения.

Речные затопления были вызваны многократным возрастанием речного стока, особенно во время грандиозных весенних половодий - сверхполоводий (super foods) в речных долинах с затоплением всех пойм и низких речных террас. Эти процессы вызвали формирование крупных речных русел, значительно превышающих по размерам современных русел соответствующих рек. Они известны под названием широтных долин, макромеандров, больших излучин (Dyry 1964, Панин, Седарчук 2005). По этим палеоруслам проходил речной сток, служивший основным источником для морских затоплений - трансгрессий внутренних озерно-морских бассейнов.

Склоновые затопления охватили практически все склоны долин и других элементов рельефа и проявились особенно активно в весеннее-летний сезон во время интенсивного таяния многолетней мерзлоты, усилением солифлюкционных потоков вниз по склонам, их увлажнению, плоскостному сток воды накопление мелкоземистых осадков на перегибах склонов. Таяние вечной мерзлоты и склоновые затопления явились дополнительными источниками воды для формирования речных сверхполоводий. Эти процессы наиболее изучены при детальных исследованиях на палеолитических стоянках.

Междуречные затопления охватили огромные площади плато и междуречий со сравнительно плоским рельефом. В результате неравномерного таяния многолетней мерзлоты активизировались процессы термокарста и значительно возросла площадь термокарстовых озер - палеоаласов. Заозеривание междуречий привело к увеличению пространств акваторий и сокращению площади территорий.

Каскад Евразийских бассейнов (море Ворукаша). В результате событий Великого «Потопа» во внутренней Евразии образовалась система связанных между собой бассейнов. Они прослежены от Каспийского моря до Мраморного моря, что позволяет реконструировать Каскад Евразийских бассейнов, включающий Арало-Сарыкамышский бассейн, Узбой, Хвалынское море, Маныч-Керченский пролив, Новоэвксинское море, Босфор, древнее Мраморное море. Далее через пролив Дарданеллы воды этого Каскада сливались в Средиземное море. По масштабам акватории озерно-морская система Евразийского каскада не имеет аналогов. Из современных внутриконтинентальных бассейнов самая крупная озерная система мира - Великие Озера Северной Америки - значительно уступают потопному бассейну по всем параметрам: по площади (245 тыс. км 2) - в 6 раз, по объему водных масс (227 тыс. км 3) - в 30 раз, по расходу сбрасываемых под (14 тыс. м 3 /сек) - более чем в 4 раза, по площади водосборного бассейна - в 3 с лишним раза.

Каскад Евразийских бассейнов производил впечатление на древнего человека и мог отразиться в древнем эпосе и мифологии. В частности описание сходного бассейна приводится в "Авесте" — море Ворукаша.

Источники воды для потопа:

  • сверхполоводья в долинах рек
  • таяние вечной мерзлоты
  • более высокий коэффициент стока за счет вечной мерзлоты
  • увеличение площади водосбора за счет Средней Азии
  • уменьшение испарения с акватории за счет ледового режима. Реконструкция «Всемирного Потопа»

    Библейская версия потопа.
    Рассмотрим сначала библейскую версию гидрологических событий Всемирного потопа. Начало потопа описано так:
    "…разверзлись все источники великой бездны и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей" (Бытие 7,11-12).

    Дальнейшее развитие событий привело к возникновению экстремальных гидрологических явлений:

    "И продолжалось на Земле наводнение сорок дней (и сорок ночей) и умножилась вода и он (ковчег) возвысился над землею; вода же усиливалась и весьма умножалась на земле и ковчег плавал на поверхности вод". (Бытие 7,11)

    "И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под небом; на пятнадцать локтей поднялась на ними вода… И лишилась жизни всякая плоть, движущая на земле… Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней". (Бытие 7, 11-21).

    Это был пик потопных событий, максимальный подъем уровня. После этого наводнение пошло на спад:

    "… и навел Бог ветер на землю и вода остановилась. И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба. И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских. Вода постоянно убывала до десятого месяца, в первый день десятого месяца показались верхи гор (Араратских)"(Бытие 7, 8).

    Завершение потопных событий описано так:

    "Шестьсот первого года (жизни Ноевой) к первому (дню) первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кролю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли. И во втором месяце к двадцать седьмому дню месяца, земля обсохла". (Бытие 8,14).

    Хронология и локализация библейского потопа.

    Возраст потопа. Время потопных событий определено в библейском календаре от рождества Ноева, аналогично современному календарю с отсчетом времени от рождества Христова.

    "Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю" (Бытие 7, 6).

    Эта дата имеет вид: 600 г. РН (рождество Ноева). Правда, эта дата не привязана к другим известным датам в том числе к настоящему времени. Но богословы уже давно вычислили дату потопа, используя данные о рождении, смерти и продолжительности жизни последующих поколений многочисленных потомков Ноя (Бытие 10-11).

    Временные рамки «Библейского Потопа» по разным источникам варьируют от 4,5 до более 10 тысяч лет. Так, потоп в Месопотамии определяется в интервале 4500-6000 лет (Роу, 2003), однако этот Потоп не был всемирным, это скорее описание крупного наводнения. Что касается Библейского потопа, то по новейшим исследованиям, основанным на разных источниках, преобладают датировки от XII до IX тысячелетия до н. э. (Баландин, 2003), т.е. от более 13 до 12 тысяч лет назад. Значит, возраст «Потопа» уходит в конец ледникового периода, причем не в самый его финал. Длительность «Потопа» также варьирует от двух недель до нескольких месяцев. В богословской литературе есть даже точная дата Всемирного «Потопа» - 9545 лет до н. э. (Леонов и др., 2002), т.е. 11949 лет назад. Довольно близкие датировки событий «Потопа» получены на основании изучения его отложений: хвалынских отложений Каспия, новоэвксинских осадков Черного моря, а также аллювиальных осадков, заполняющих макроизлучины в речных долинах.

    Зато эта дата хорошо согласуется с радиоуглеродными датами Позднехвалынской трансгрессии (Арсланов и др. 2007, 2008).

    Длительность плавания Ноя.
    До сих пор господствует мнение, что потоп и путешествие Ноя продолжались всего 40 дней. Но это глубоко ошибочное представление: внимательное чтение библии позволяет установить значительную большую продолжительность этих событий.

    Для более точного определения длительности плавания Ноя нужно выявить дату исхода, т.е. старта и дату сошествия, т.е. его конца и высадки из ковчега. Обе эти даты указаны в Книге Бытия достаточно точно, правда в системе отсчета времени от рождества Ноева. Но это не помешает нам определить время плавания с точностью до одного дня.

    Время исхода, т.е. отплытия, определяется следующей цитатой:

    "воды потопа пришли на землю. В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца" (Бытие 6, 11).
    По аналогии с современным календарём, это будет выглядеть так: 17.02.600г. РН (от рождества Ноева). И далее:
    "В сей самый день вошел в ковчег Ной и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы и жена Ноева и три жены сынов его с ними" (Бытие 7, 13).
    Время сошествия с ковчега (вблизи горы Арарат) приведено точно в главе 8 Книги Бытия:
    "Шестьсот первого года (жизни Ноевой), к первому [дню] первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега, и посмотрел, и вот обсохла поверхность земли. И во втором месяце к двадцать седьмому дню месяца земля высохла… И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним". (Бытие 8, 13-14, 18).
    В современном виде дата сошествия имеет вид 27.02.601г. РН. Разница в датах исхода (17.02.600г. РН и сошествия 27.02.601г. РН) составляет один год и 10 дней. Это и есть полная продолжительность плавания Ноя от посадки на ковчег до высадки на землю - всего 375 дней.

    Правда, чистое время плавания по морю может получиться несколько меньше. Нужно вычесть время от посадки на корабль (17.02.600г. РН) до всплытия ковчега (до 40 дней) и после открытия кровли ковчега 01.01.601г. РН до полного высыхания земли 27.02.601г. РН, т.е. 57 дней. Тогда продолжительность плавания Ноя в акватории Хвалынского бассейна составит от 278 до 318 дней, т.е. около одного года, в среднем 300 дней.

    Расстояние плавания Ноя. Теперь, зная длительность плавания, можно приблизительно оценить расстояние, которое проплыл Ной на ковчеге за это время. Логично, что он плыл в одном направлении с севера на юг достаточно целенаправленно. Вначале плавание проходило в палеоэстуарии Волги, ковчег медленно дрейфовал вниз по течению до впадения в море и далее - вдоль западных берегов Хвалынского моря. Примем реальную среднюю скорость плавания около 5 км в день, учитывая также неизбежные остановки для пополнения запасов и по метеоусловиям. Тогда скорость движения могла составлять около 200 м/час или 3,5 м/минуту или 5-10 см/секунду. За время плавания в течение года корабль мог покрыть расстояние около 1500 км. Это превышает длину современного Каспия с севера на юг (1200 км). Казалось, что это противоречит библейской версии. Однако нужно учесть, что Позднехвалынский бассейн того времени имел более высокий уровень, выше отметок ±0 м абс. и более обширную акваторию, его длина с севера на юг достигала 1400-1500 км, а если учитывать палеоэстуарий Волги, то и несколько больше - 1500-1600 км., что примерно соответствует дистанции, покрытой за время плавания Ноя. Это достаточно хорошее совпадение палеогеографических и библейских данных.

    Место потопных событий в ЭЭЗ. Теперь можно определить по библейским источникам место действия, т.е. акваторию, в которой проходило плавание Ноя. Для этого необходимо сначала выявить тип морского бассейна, его размеры, и географическое положение по упоминаемым в первоисточнике географическим объектам. Все эти сведения можно получить из Библии, точнее из Книги Бытия (Ветхий Завет) в главах 7, 8 и 9. весьма полезным для этой цели будет также реконструкция плавсредства - Ноева ковчега.

    При определении типа бассейна исходим из того, что быстрый подъём уровня воды невозможен в водоёме, соединенным с океаном, т.к. уровень океана из-за его размеров и инерционности не может подняться так быстро. Значит, это был внутриконтинентальный замкнутый водоём без связи с океаном. Теперь можно определить географическое положение этого водоёма по подсказкам из самой Библии. В Книге Бытия упоминается, что плавание Ноя проходило вдоль гор Араратских:

    "И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день на горах Араратских", (Бытие 7, 10)

    Упомянутые здесь "горы Араратские" имеют прямое отношение к Кавказу. Причем не только к Большому Кавказу, но и к Малому Кавказу, где и расположена гора Арарат, как место сошествия и конца путешествия Ноя. А ближайший большой изолированный водоём расположен как раз восточнее гор Кавказа в Каспийской котловине. Если привлечь палеогеографические данные, то можно реконструировать потопный бассейн времени плавания Ноя. это время (11-12 тыс. лет назад) здесь существовал Хвалынский бассейн, в поздней фазе трансгрессии, т.е. Позднехвалынское море с уровнем хайстендов от отметок ±0 м абс. (Махачкалинская фаза) до + 15 м абс. (Туркменская фаза). Поскольку основные параметры бассейнов этих фаз нам уже известны, их можно использовать для реконструкции библейских событий в том числе и плавания Ноя.

    Ноев ковчег. Большое значение для реконструкции потопных событий и плавания Ноя имеет восстановление типа и размеров плавсредства, на котором плавал Ной - Ноев ковчег. Основные его размеры приводятся в Книге Бытия и могут быть использованы для интерпретации параметров водоёма и потопных событий:


    Графическая реконструкция Ковчега

    "Сделай себе ковчег и сделай его так: длина Ковчега 300 локтей, ширина его 50 локтей и высота его 30 локтей".

    Учитывая, что локоть в древние времена составлял около 0,5 метра, то в метрических единицах это будет: длина 150, ширина 25 и высота 15 метров. По размерам - это достаточно крупное плавсредство даже для современных судов. Обращает внимание соблюдение идеальных пропорций ширины и длины (1:6), принятых и сейчас в кораблестроении. Это значит, что ковчег был предназначен для дальнего и длительного плавания.

    Что касается материала, из которого был построен ковчег, то это - конечно, деревянное судно, о чем четко сказано в Библии. Причем именно из одной породы дерева:

    "Сделай себе ковчег из дерева гофер…" (Бытие 6, 14).

    Дерево гофер - это скорее всего хвойное дерево, а именно лиственница Larix sibirica, т.к. она не гниёт в воде. В подтверждение этого есть указание, что ковчег был пропитан смолою для герметичности:

    "…отделения сделай в Ковчеге и осмоли его смолою изнутри и снаружи…". (Бытие 6, 14).

    Как же выглядел и как устроен был Ноев ковчег? Скорее всего он не имел никакого сходства с рисунками Доре и других художников, посвященным Всемирному Потопу, где изображен деревянный корабль современного типа, сделанный из пиломатериалов. Но это невозможно, так как по всем законам кораблестроения, корабль таких размеров может быть только цельнометаллическим, а деревянное судно сразу развалится. Да и технологические возможности того времени (11-13 тыс. лет назад) по стройматериалам были весьма ограниченными и позволяли реально построить только самое простое и примитивное плавсредство - деревянный плот. Но это был не простой плот, а трехпалубный. Об этом есть прямые сведения из Библии: во-первых, большая высота корабля - 15 м (Бытие 6, 15) уже предполагала наличие нескольких ярусов построек или палуб. Во-вторых - прямые указания Ною по устройству ковчега:

    "отделения сделай в ковчеге…" (Бытие 6, 14).
    "устрой в нем нижнее, второе и третье [жильё]" (Бытие 6, 16)

    Предназначение этих трех палуб может интерпретироваться, исходя из потребностей плавания. Так, нижняя палуба могла быть населена только животными, что также логично и решало проблему уборки помещения путём смыва навоза морскими волнами. Третья палуба, вероятно, использовалась как командный мостик и резиденция Ноя с его семейством. Что касается второй (средней) палубы, то ее могли занимать команда и обслуживающий персонал. Не могли же всего шесть человек (три сына и три невестки Ноя) управляться с навигацией, вахтенной службой, ухаживая за животными, кухней, уборкой и другими многочисленными обязанностями на таком большом корабле, да еще при столь длительном плавании. Значит была еще дополнительно команда: моряки, слуги, пленники, которые могли размещаться на средней палубе.

    Анализ параметров Ноева ковчега позволяет реконструировать также природную среду того времени и уточнить место начала плавания. Для строительства плота-ковчега понадобилось большое количество стройматериалов, в первую очередь дерева. Можно посчитать объём материала. Площадь нижней палубы ковчега при размерах 150 х 25 м составляла 3750 м 2 , а если взять бревна среднего диаметра 0,5 м и длиной по 10 м, то получится 750 бревен общим объемом до 1000 м 3 . И это только нижняя палуба и только один слой бревен. Это - громадное количество высококачественного леса-кругляка, причем одной только породы - лиственницы. Столько леса можно было собрать только в устье великой реки, концентрирующей воды и плавник с большого водосборного бассейна. Этой рекой могла быть только Волга - крупнейшая река Европы. Остальные реки бассейна Каспия, (кроме Амударьи) - небольшие и горные, в горах тогда лесов не было. По палинологическим данным лиственничные леса тогда произрастали в бассейне Волги и Камы и на всей Русской равнине (Гричук 1971, Абрамова 1990).

    Поэтому данные по Ноеву Ковчегу дают основание считать местом исхода Ноева племени из палеоэсутуария Волги, впадавшей в Позднехвалынский бассейн где-то в районе нынешней Прикаспийской низменности около 50° с.ш. Расстояние отсюда до конечной точки плавания - южного побережья Хвалынского моря и г. Арарат составляет 1500-1600 км, что примерно равно нашим расчетам расстоянию годового плавания Ноева ковчега. Это — хорошее совпадение библейских и палеогеографических данных.

    Источники воды «Всемирного Потопа». Что касается источников воды, то в Книге Бытия имеются достаточно четкие указания, полезные для палеогидрологических реконструкций. В Главе 7 приводятся сведения, что потоп начался с того, что

    "…разверзлись все источники великой бездны" (Бытие,7,10),

    а потом только

    "…окна небесные отворились и лился на землю дождь 40 дней и ночей"[там же].

    Интерпретация второй цитаты не вызывает споров и традиционно считалась как проявление интенсивных атмосферных осадков в виде дождя. А вот первая цитата до сих пор не трактовалась как объективное явление. А ведь это очень важно, скорее всего, выражение "источники великой бездны" следует понимать, как подземные водные источники, в том числе родники, мочажины, болота, солифлюкционные потоки на склонах, и питающиеся ими речные сверхполоводья, переполненные озера. То, что "источники великой бездны" упомянуты первыми, раньше атмосферных осадков, может свидетельствовать о преобладании стока подземных вод, связанных с таянием вечной мерзлоты, перед дождевыми осадками. И это хорошо согласуется с нашей полиландшафтной концепцией ЭЭЗ включающей кроме морских затоплений также речные сверхполоводья, склоновые затопления и заозеривание междуречий палеоаласами (Чепалыга 2006). В ней как раз найдется место для подземных и грунтовых вод из источников "великой бездны". Тоже неплохое совпадение библейских данных с событиями ЭЭЗ.

    Ранее выявлено, что плавание ковчега проходило в акватории Хвалынского моря, наиболее вероятно в бассейне туркменской фазы развития Хвалынской трансгрессии с уровнем моря на отметках +15м абс. Площадь моря тогда составляла 809 тыс.км² и более чем в 2 раза превышала размеры акватории современного Каспия (380тыс.км²), а объем вод достигал 102 тыс.км² (в 1,4 раза больше современного Каспия). Берега моря были извилистыми особенно на северном берегу, длина береговой линии (9458км), однако, была наименьшей среди Хвалынских бассейнов, (в хайстендах) но больше современной в 1,6 раза. Особенно сложной была береговая линия северного побережья, где было много заливов, полуостровов и несколько островов. Самый крупный залив вдавался глубоко в сушу вдоль современной долины Волги, а севернее поворота Волги он продолжался в виде глубоковдающегося в сушу, но узкого эстуария, откуда предположительно вышел в море Ноев ковчег. Это - Волжский палеоэстуарий.

    Начало плавания (исход). Реконструкцию плавания Ноя начнем с установления крайних точек путешествия: погрузки на ковчег (исход) и высадки (сошествия). Что касается последнего то традиционно местом сошествия считается гора Арарат в Малом Кавказе, недалеко от побережья Хвалынского моря.

    Теперь определим место начала плавания. Учитывая удлиненность моря с севера на юг на 1600км и место высадки близ южного побережья можно предположить, что Ной плыл на юг с севера. Это подтверждается данными по Ноеву ковчегу. Необходимость сбора большого количества лесоматериалов для Ковчега предполагает начать плавание с северных берегов Хвалынского моря, точнее из палеоэстуария Волги. Это было единственное место на каспийских берегах с богатыми запасами леса-плавника.


    Реконструкция плавания Ноя

    Теперь проверим эту гипотезу по сведениям из первоисточника. В Книге Бытия (глава 9) описывается, что вскоре после окончания плавания и высадки из Ковчега (предположительно вблизи г.Арарат) Ной имел опыт дегустации виноградного вина. Но этот опыт оказался первым и поэтому неудачным. Ной выпил вина и упал голый в палатке, чем вызвал насмешки даже своего сына Хама:

    "…и выпил он вина, и опьянел и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам наготу отца своего и, выйдя, рассказал братьям своим… Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан, раб рабов будет он у братьев своих". (Бытие 9, 21-25)

    Как могло случиться что такой праведный и непорочный человек как старец Ной (ему было уже 601 год) так непристойно вел себя? Ведь, он был богоугодным и даже после плавания его благословил сам Господь! Ответ может быть только один: Ной не знал коварных свойств вина, потому что до плавания он его никогда не пробовал. Значит, он прибыл сюда из страны, где не растет виноград, т.е., в более холодной стране и родина Ноя находится далеко к северу от Арарата и Кавказа. А так как Ковчег покрыл расстояние 1500-1600км, то нужно отмерить это расстояние от южного берега Каспия на север, чтобы попасть на родину Ноя. И тогда мы попадаем на северо-западное побережье Хвалынского моря, в палеоэстуарий Волги, где-то около 50°с.ш. Опять достаточно хорошее совпадение библейских данных с палеогеографическими реконструкциями.

    Этапы плавания Ноя.

    Первый этап плавания. Итак, плавание Ноя проходило с севера на юг, из палеоэстуария Волги до южного побережья Хвалынского моря. Наиболее вероятно, что вначале Ноев Ковчег медленно дрейфовал в эстуарии Волги вниз по течению вплоть до ее впадения в море. А затем Ковчег двигался на юг вдоль западного берега Хвалынского моря. Поэтому, на первом этапе плавания, который продолжался 5 месяцев (150 дней), сведений о побережье или других ориентиров в Библейском описании путешествия не приводится, только описываются потопные события и гибель всего живого. Причиной отсутствия сведения о береговых ориентирах может быть отсутствие каких-либо примечательных ориентиров на берегах. Если принять нашу реконструкцию, то это вполне объяснимо. Плавание проходило в Северном Прикаспии вдоль плоских низменных берегов, да еще заросших тростником и прибрежной растительностью. Так, что с корабля этого низкого берега почти не было видно. Только через 150 дней показались горы, вернее верхи гор Араратских.

    "И остановился Ковчег в 7 месяце, в 17-й день месяца на горах Араратских" (Бытие 8, 4).

    Под этим названием в Библии понимаются горы Кавказские, причем не только Большого Кавказа, но и Малого Кавказа, где расположена гора Арарат, место сошествия с Ковчега.

    Второй этап. Попробуем определить где же Ной мог впервые увидеть вершины Кавказских гор. Если проплыть вдоль западного берега Хвалынского моря на юг, 700-800км до 43°с.ш., то это место можно определить у современной дельты Терека, тогда затопленной до отметки +15м абс водами Терского палеозалива. Отсюда действительно можно наблюдать в хорошую погоду снежные вершины Кавказа, даже гору Эльбрус. Сколько же мог проплыть Ноев Ковчег за 150 дней плавания со скоростью 5км/день? Это будет 150х5км=750км. Опять удивительное совпадение расчета расстояний по библейским данным и палеогеографическим реконструкциям.

    Третий этап продолжался еще полтора месяца (45 дней), плавание проходило вдоль Кавказского побережья:

    "вода постепенно убывала до 10 месяца; в первый день 10 месяца показались верхи гор" [Араратских] (Бытие 9,5)

    За это время Ковчег мог проплыть около 220-250км и оказаться в районе устья Самура между Дербентом и Апшеронским полуостровом. Именно здесь Кавказские горы близко подходят к берегу Хвалынского моря. Здесь в отложениях Туркменской стадии Хвалынского моря у с.Билиджи была обнаружена костяная чаша, изготовленная человеком из коленной чашечки мамонта - билиджайская чаша. Так как мамонты в это время здесь не обитали, можно предположить что она была принесена с севера племенем кроманьонцев, мигрировавших, как и Ной, из бассейна Волги. Опять хорошее совпадение библейских, палеогеографических и археологических данных.

    Четвертый этап. Следующий переход продолжительностью 40 дней завершился 10.12.600IРН значительно южнее:

    "По прошествии сорока дней Ной открыл…окно ковчега…"(Бытие 8,6)

    За это время Ковчег мог проплыть 40х5км=200км. Отмерим на юг вдоль берега еще 200км и попадаем к югу от Апшерона в устье р.Пирсагат. Чем же примечательно здесь побережье? Здесь в районе Гобустана, среди скалистых берегов и удобных бухт могла быть очередная стоянка Ноева ковчега.

    Именно здесь в Гобустане имеются следы крупной якорной стоянки древних кораблей и поселений человека в течении многих тысяч лет от палеолита до средневековья. Об этом свидетельствуют многочисленные наскальные рисунки древних кораблей. Среди них есть и плоскодонные корабли, похожие на плоты, причем они самые большие и самые древние имеют возраст - 9-10 тысяч лет назад. На одном из них изображено 37 человек, сидящих с луками наперевес, но без весел. Это были вероятно воины, среди них двое погибших лежат, а один стоит, вероятно жрец или вождь. Здесь можно опять зафиксировать совпадение не только библейских, палеогеографических но и археологических данных.

    Финал плавания. Далее путь Ноя, вероятно, пролегал через Куринский залив к юго-западному берегу Хвалынского моря, откуда уже совсем недалеко до г.Арарат и Араратской долины - предполагаемого места сошествия с ковчега. Вполне возможно что на завершающем этапе плавания с 01.01.601г.РН по 27.02.601г.РН экспедиция Ноя исследовала южные побережья моря, пока не остановилась в Араратской долине. Это место оказалось для Ноя более комфортным, чем засушливое побережье моря. Здешний ландшафт горного редколесья Араратской долины, орошаемого многочисленными речками и ручьями, и богатого дикой фауной, был боле привычным, похожим на родные лесостепи Среднего Поволжья.

    Итак, при наложении библейского описания потопа и плавания Ноя на реконструированные события ЭЭЗ можно отметить многочисленнее совпадения этих параметров, как количественных, так и фактических, что подтверждает реальность библейских потопных событий.

    Теперь, после выяснения всех деталей плавания Ноя можно определить место и время этого события в природных процессах ЭЭЗ. По длительности эти процессы несопоставимы с разницей в тысячи раз: ЭЭЗ продолжался 6 тыс.лет, а плавание Ноя - всего около года. Это значит, что плавание на Ковчеге представляет собой всего лишь короткий эпизод на фоне более длительных событий ЭЭЗ. Соответственно и значение этих событий оценивается по-разному. Исходя из библейского текста первичными были грехи человеческие, кара господня и чудесное спасение Ноя. А потоп был вторичным, он был необходим как фон и мотивация для спасения племени Ноя и всего человечества. Всемирный потоп или библейский потоп был, вероятно, всего лишь одним из весенне-летних половодий во время одного из хайстендов (+15 м абс.) Хвалынской трансгрессии.

    На самом деле основным процессом выступают события Всемирного «Потопа», а в природе — это ЭЭЗ и Хвалынская трансгрессия которые начались гораздо раньше (на четыре тысячи лет) и продолжались еще две тысячи лет, до конца плейстоцена. Значит, библейские события потопа и плавания Ноя развивались на фоне гораздо более длительных и масштабных событий ЭЭЗ и представляют собой лишь частный эпизод истории ЭЭЗ. Возможно, что плавание Ноя является не уникальным событием, а одним из эпизодов массовых миграций позднепалеолитических племен кроманьонцев из бассейна Волги через Хвалынское море на Кавказ, Закавказье и далее на Ближний Восток. Это мог быть один из серии целенаправленных походов на юг более высокоразвитых племен кроманьонцев Северной Евразии для открытия и завоевания новых земель, Прикаспия и Центральной Азии, заселенных тогда более примитивными племенами неандертальцев. Это подтверждается археологическими данными, т.к. на берегу Каспия имеются мустьерские стоянки расположенные на хвалынских террасах в районе р.Манас-озень (Амирханов, 2005), но нет позднепалеолитических находок. Аналогичная ситуация для всего Каспийского региона, где нет позднего палеолита но зато известны мустьерские стоянки. (Амирханов, 2005). Их возраст очень молодой для мустье, не древнее 12-14тыс.лет. значит неандертальские племена обитали на побережьях Каспия почти вплоть до конца плейстоцена. А в это время, начиная с 40-35тыс лет назад, севернее Хвалынского моря и всего Каскада Евразийских бассейнов и западнее Кавказа обитали уже позднепалеолитические племена. Вокруг Каспия и в Средней Азии образовался своеобразный рефугиум (убежище), где сохранились мустьерские племена неандертальцев обитавшие здесь более 20-25тыс.лет после из исчезновения из Европы. (Doluhanov et al., 2007)

    Плавание Ноя на Ковчеге представляется как поход эволюционно продвинутого племени кроманьонцев из бассейна Волги на юг на завоевание новых земель, занятых племенами примитивных неандертальцев, которые в конце плейстоцена были вытеснены более высоко развитыми кроманьонцами. Это были первопроходцы-завоеватели подобно конкистадорам в Америке и русским казакам в Сибири.

    Данный материал стоит рассматривать как научно-популярный, призванный дать «земное» объяснение одному из величайших мифов на планете.

    1. Библия. Книги священного писания и Нового Завета, канонические, Московская Патриархия.1988. Первая Книга Моисея, Бытие. Гл. 6,7,8. сс. 9-11.
    2. Джафарзаде И. М. Гобустан. Институт истории АН Азербайджанской ССР. Элм. Баку. 1973г. С. 374
    3. Леонов Ю.Г. Лаврушин Ю.А. и др. Новые данные о возрасте отложений трансгрессивной фазы раннехвалынской трансгрессии Каспийского моря. Доклады Академии Наук, т. 386, № 2, сс 229-233.
    Публикации
    1. Чепалыга А.Л. Всемирный потоп как реальное палеогидрологическое событие. Экстремальные гидрологические ситуации. М., Медиа-ПРЕСС, 2010. С. 180-214
    2. Чепалыга А.Л. Реконструкция событий Всемирного потопа (эпохи экстремальных затоплений) на основе палеогеографических данных и анализа библейских текстов. Изд-во РГО. Труды XIV Съезда РГО. Санкт-Петербург, 12.2010г.
    3. Чепалыга А.Л. Эпоха экстремальных затопления (ЭЭЗ) как прототип Всемирного потопа. Понто-Каспийские бассейны и северное измерение // Квартер-2005: Тр, 4 Всерос. Совещ. по изуч. Четвертичного периода. Сыктывкар, 2005. С.447-450.
    4. Чепалыга А.Л., Пирогов А.Н. События эпохи экстремальных затоплений в долине реки Маныча: сброс каспийских вод через Маныч-Керченский пролив // Квартер-2005: Тр. 4 Всерос. Совещ. по изуч. четвертичного периода. Сыктывкар, 2005. С. 445-447.
    5. Чепалыга А.Л., Пирогов А.Н., Садчикова Т.А. Сброс каспийских вод хвалынского бассейна по Манычской долине в эпоху экстремальных затоплений (Всемирный потоп) // Проблемы палеонтологии и археологии Юга России и сопредельных территорий. Ростов н/Д, 2005. С. 107-109.
    6. Chepalyga A.L. Late Glacial Great Flood in the Black Sea and Caspian Sea // Abst/ Geol. Soc. Amer. An. Meeting. Seattle, 2003. P. 460.
    7. Chepalyga A.L. Late Glacial Great Flood in the Ponto-Caspian basin // The Black Sea Flood Question: Changes in coastline, climat and human settlement. Dordrecht, 2006. P. 119-148.
    8. Chepalyga A.L. Noah,s Flood in the Ponto-Caspian region: theory, influence on the BSMC corridor and a reconstruction of Noah, s voyage // Extended abstracts OGSP 521-481 Joint Meeting and Trip. Gelendzhik; Kerch, 2007. P. 35-36.
    9. Ryan William, Pitmant Walter. Noahs Flood. The new scientific discoveries about the event, that changed history. Simon and Shuster Publ. New York, 1999.
    10. Чепалыга А.Л. Особенности развития внутренних морей в плейстоцене и голоцене. В кн. Атлас-монография: Динамика ланлшафтных компонентов бассейнов Северной Европы за последние 130 000 лет. Часть 2 "Морские бассейны". М.: ГЕОС, 2002.
    11. Чепалыга А.Л. Позднеледниковое обводнение в Понто-Каспийском бассейне как прототип Всемирного потопа. В книге: Экология антропогена и современности: природа и человек. СПб.: Гуманистика, 2004.
    12. Чепалыга А.Л. Прототип Всемирного потопа. М.: Знание-сила, 2005, с 85-91.
    13. Чепалыга А.Л. в Д. Мисюров. Эпоха Экстремальных Затоплений. В мире науки. М:№ 5/2006, с 60-67.
  • «Всё то, что есть на земле, лишится жизни». Когда Ною было уже 600 лет, и в его семье выросли три сына — Сим, Хам и Иафет, на земле случилось страшное бедствие.

    К тому времени людей было уже очень много, и вели они себя плохо: обманывали, грабили, убивали друг друга. Только Ной и его семейство жили честно и ничем не провинились перед Богом. А Бог смотрел-смотрел на дурные дела людей и раскаялся в том, что создал их. Решил он уничтожить весь род людской, пощадив только Ноя и его семью. Должны были погибнуть и остальные живые существа на суше.

    Ною же Бог сказал: “Сделай себе ковчег [что-то вроде корабля, но без мачт] из дерева гофер [вероятно, кедр или кипарис] ; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега - триста локтей [локоть — около 50 сантиметров] , ширина его - пятьдесят локтей, а высота его - тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчеге сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье жилье. И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни [то есть всякое живое существо] . Все, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою Я поставлю завет [заключу союз] , и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. Введи также в ковчег из всех животных и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых: мужеского пола и женского пусть они будут.

    Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых.

    Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею”.

    «Из обитателей земли уцелели только те кто был в ковчеге». Ной построил ковчег, и за семь дней до начала потопа Бог приказал ему начать погрузку. Когда ковчег был наполнен пищей и живыми существами, Ной с женой и его сыновья со своими женами вошли туда, и Бог плотно закрыл за ними дверь.

    Тогда сразу же “открылись окна небесные” и из них на землю хлынули потоки воды. Дождь продолжался сорок дней и ночей. Ковчег всплыл, а вода поднималась все выше и выше, пока не покрыла на пятнадцать локтей вершины самых высоких гор. Из обитателей земли уцелели только те, кто был в ковчеге.

    Вода продолжала прибывать сто пятьдесят дней (кроме “окон в небе”, Бог открыл все водные источники на земле) и только потом пошла на убыль. Через пять месяцев после начала потопа ковчег остановился на горе Арарат. Прошло еще сорок дней, и Ной решился открыть окно и выпустить на волю ворона. Но тот даже не отлетел далеко, а стал кружить у ковчега, временами присаживаясь на него: вокруг был виден лишь бескрайний водный простор. Потом Ной выпустил голубя, но и голубь вернулся к окошку.

    Прошло еще семь дней. Ной опять выпустил голубя. Тот вернулся только вечером, держа в клюве свежий лист оливкового дерева. Так Ной узнал, что вода сошла с земли. Но из осторожности он подождал еще семь дней, вновь выпустил голубя, который на этот раз не вернулся. Тогда Ной выпустил на волю всех обитателей ковчега, а сам построил из камней на вершине горы жертвенник и принес жертву Богу. Бог почувствовал приятный запах сжигаемой жертвы и сказал себе, что не будет больше посылать потоп на землю для уничтожения человечества. В знак того, что Он воздвигает завет (заключает союз) с Ноем и его потомками, Бог поставил радугу между облаком и землей и сказал Ною, что теперь радуга будет каждый раз напоминать о конце дождя и о том, что после потопа был заключен союз между Богом и всеми живыми существами.

    Ной и его сыновья стали хозяйничать на опустевшей земле. Они научились выращивать виноград и делать вино. Однажды в летнюю жару Ной выпил вина и уснул без одежды в своем шатре. Это увидел Хам, его младший сын. Очень смешным показалось ему такое зрелище, и он рассказал об этом братьям. Но Сим и Иафет взяли одежду, отвернувшись, вошли в шатер и набросили ее на спящего отца. Когда Ной проснулся и узнал о случившемся, он проклял Хама и его сына Ханаана и предсказал, что их потомки будут рабами потомков Сима.

    Потомство Ноя. Ной прожил после потопа еще 350 лет и умер, когда ему было 950 лет. Потомки его постепенно заселили всю землю. Иафет стал родоначальником северных народов, от Хама произошли народы Африки, а от Сима — семиты, жившие в Азии. Одним из семитских народов были евреи, и дальше Библия рассказывает главным образом о них.

    Великий потоп в мифах разных народов.

    Всемирный потоп. Часть 1. Библия и другие сказания.

    Основным источником знаний о Всемирном потопе для большинства является Библия. При этом отсылки к ней со стороны верующих выглядят более менее нормально. Отсылки же к Библии со стороны альтернативно одаренных личностей выглядят уже смешными - ведь те же личности утверждают что Библия является фикцией, но уверенно подгоняют свои "факты" именно под нее.

    Предлагаю расширить кругозор, и показать еще немного существующих мифов о Великом потопе у разных народов мира. В данной статье речь будет идти только про мифы, без данных археологии и других наук.

    Всемирный потоп. Библейская версия.
    «…Спустя семь дней воды потопа пришли на землю. В шестисотом году жизни Ноевой, во втором месяце, в семнадцатый день месяца, в этот день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились. И был дождь на земле сорок дней и сорок ночей… И было наводнение сорок дней на земле, и умножилась вода, и подняла ковчег и он возвысился над землей. И усиливалась вода и весьма умножилась на земле, и плавал ковчег на поверхности вод. И вода усилилась чрезвычайно на земле, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом. На пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись горы. И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся на земле: и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди. Все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих, все, что на суше, умерло. И истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов и птиц небесных, истребились они на земле: остался только Ной и что с ним в ковчеге. И усиливалась вода на земле сто пятьдесят дней. И вспомнил бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, бывших с ним в ковчеге; и навел бог ветер на землю, и воды остановились. И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба. И возвращалась вода с земли постепенно, и стала убывать вода по прошествии ста пятидесяти дней. И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских. И вода постепенно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор.»

    Так рассказывает о всемирном потопе священная книга христиан и иудеев. И, если переводить ее свидетельства на язык современных наук о Земле, мы получим следующую картину.

    Первое: причина катастрофы. Согласно Библии причиной был гнев божий, обрушившийся на окончательно развратившееся человечество. История религии, мифоведение, фольклористика дают нам множество примеров того, как стихийные бедствия, вроде засухи, извержения вулкана, землетрясения, наводнения, трактовались как «кара божья». Стало быть, речь идет о природном явлении, истолкованном создателями Библии в полном соответствии со своим мировоззрением.

    Второе: механизм потопа. Вероятно, понятно, что причиною потопов нашего столетия были различные явления природы. Это и землетрясения, порождающие гигантские волны цунами, и весенние паводки, связанные с таяньем снега, и ураганы, и штормы, нагоняющие воды моря в устья рек и на низменные берега, и проливные дожди, и прорывы плотин. Согласно Библии «разверзлись все источники великой бездны» и «окна небесные отворились». Трактовку «отворенных небесных окон» дать нетрудно: речь идет, очевидно, о ливневых дождях. Как понимать разверзшиеся «источники великой бездны» - вопрос спорный. Это могут быть и волны цунами, и нагнанные ураганом воды, и штормовая волна.

    Третье: темпы потопа. В Библии говорится, что «было наводнение сорок дней». Однако через шесть фраз утверждается, будто вода «усиливалась на земле сто пятьдесят дней». Возможно, здесь мы имеем дело с какой-то ошибкой или опиской, ибо еще дальше, через две фразы, говорится о том, что «возвращалась вода с земли постепенно, и стала убывать вода по прошествии ста пятидесяти дней». Так что, вероятнее всего, «сорок дней» - это время нарастания потопа, прибывания вод, а «сто пятьдесят дней» - время продолжительности его, время высокого стояния воды.

    Четвертое: прекращение потопа. Причиной того, что потоп прекратился, Библия считает то обстоятельство, что бог «вспомнил о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, бывших с ним в ковчеге». Технология описывается более реалистично: «закрылись окна небесные», так же как и «источники бездны», воды остановились, ибо «навел бог ветер на землю» и «перестал дождь». Вода потопа «постепенно убывала до десятого месяца» (по другому же варианту; вода спала всего лишь за три недели).

    Пятое: уровень воды при потопе. Тут Библия сообщает буквально следующее: водой «покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом», причем вода над ними поднялась «на пятнадцать локтей», то есть семь с половиною метров.

    Шестое: масштаб потопа. Затоплению подверглась вся земля, включая «все высокие горы». Суша осталась только «на горах Араратских», где и остановился со своим ковчегом благочестивый Ной.

    Седьмое: причиненный ущерб. «Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов и птиц небесных». Погибли все, «остался только Ной и что с ним в ковчеге».
    А в ковчеге, помимо Ноя, были «сыновья его и жена его и жены сынов его… и (из птиц чистых и птиц нечистых) из скотов чистых и из скотов нечистых (и из зверей) и из всех пресмыкающихся по земле» по одной паре (по другому варианту, по одной паре было взято живых существ нечистых, а чистых - по семи пар).

    Восьмое: датировка потопа. В Библии говорится, что потоп начался «в шестисотом году жизни Ноевой, во втором месяце, в семнадцатый день месяца». Как соотнести эту дату с той хронологией, которой пользуемся мы? Из Библии известна дата «сотворения мира», там приведена генеалогия различных персонажей и названы сроки их жизни. И в средние века, и в Новое время, и по сей день верующие христиане и иудеи, так же как и неверующие ученые, спорят о «точке отсчета», благодаря которой можно было бы сопоставить библейскую шкалу времени с современной. Вот почему мы имеем несколько разных датировок времени всемирного потопа, о котором повествует Библия.

    Некоторые авторы называют 2501 год до н. э. Другие, опираясь на хронологическую систему, разработанную английским архиепископом Ушером, датируют потоп 2349 годом до н. э. 3553 год до н. э. называет православный богослов, скрывшийся под псевдонимом Ф. Р. Согласно же выкладкам, опирающимся на хронологические данные греческого перевода Библии - Септуагинты («Семьдесят толковников»), всемирный потоп имел место в 3213 году до н. э. Таким образом, разброс датировок, несмотря на то, что он довольно-таки велик (от 3553 до 2349 года до н. э.), ограничивает время катастрофы IV–III тысячелетиями до н. э.

    Всемирный потоп. Эпос о Гильгамеше.
    Ради справедливости, стоит отметить, что некоторые фольк-хисторики знакомы и с этим эпосом.

    Человеческая цивилизация заново открыла для себя "Эпос о Гильгамеше" в 1872 году, когда Джордж Смит, разбирая привезенный материал с раскопок Ниневии, столицы Ассирии, обнаружил табличку на которой было написано следующее:
    У горы Ницир корабль остановился,
    Гора Ницир корабль удержала, не дает качаться.
    Один день, два дня гора Ницир держит корабль,
    не дает качаться.
    Пять и шесть гора Ницир держит корабль,
    не дает качаться.
    При наступлении дня седьмого
    Вынес голубя и отпустил я;
    Отправившись, голубь назад вернулся:
    Места не нашел, прилетел обратно.

    Возраст глиняной таблички явно превосходил возраст Библии, поэтому Смит приложил все усилия, чтобы разыскать остальные таблички, относящиеся к данному тексту. Что-то он нашел среди привезенного материала...
    И тайну богов расскажу тебе я.
    Шуруппак - город, который ты знаешь,
    Что лежит на берегу Евфрата;
    Этот город древен, близки к нему боги.
    Задумало сердце богов великих потоп устроить…

    А за чем-то пришлось и организовывать еще одну экспедицию к месту раскопок. В итоге набралось еще 384 глиняных таблички с другими частями текста.

    Во главе с грозным Энлилем держат совет боги: они решают наслать потоп на род людской. Благоволящий к людям бог Эа посылает Утнапиштиму вещий сон, в котором повелевает:
    Я открою, Гильгамеш, сокровенное слово,
    Снеси жилище, построй корабль,
    Покинь изобилье, заботься о жизни,
    Богатство презри, спасай свою душу!
    На свой корабль погрузи все живое.
    Тот корабль, который ты построишь.
    Очертаньем да будет четырехуголен,
    Равны да будут ширина с длиною.
    Как Океан, покрой его кровлей!

    Утнапиштим созывает «весь край», и по его приказу строят корабль, размерами соперничающий с Ноевым ковчегом: «треть десятины площадь, борт сто двадцать локтей высотою, по сто двадцать локтей края его верха». Когда же корабль был готов, то, как говорит Утнапиштим Гильгамешу:
    Нагрузил его всем, что имел я.
    Нагрузил его всем, что имел серебра я,
    Нагрузил его всем, что имел я злата,
    Нагрузил его всем, что имел живой я твари,
    Поднял на корабль всю семью и род мой,
    Скот степной и зверье, всех мастеров я поднял.

    В назначенное богами время утром хлынул ливень, ночью - «хлебный дождь», и страшно было глядеть «на лицо погоды»:
    Что было светлым - во тьму обратилось,
    Вся земля раскололась, как чаша.
    Первый день бушует Южный ветер,
    Быстро налетел, затопляя горы.
    Словно войною людей настигая.

    Когда же потоп прекратился (длился он, в отличие от библейского, «шесть дней, семь ночей» и прекратился «при наступлении дня седьмого»), Утнапиштим увидел, что «все человечество стало глиной». Подобно праведному Ною, старец Утнапиштим высылает птиц-гонцов: сначала голубя, затем ласточку и, наконец, ворона, который не возвращается, «спад воды увидев». Утнапиштим покидает гору Ницир и возвращается к себе, принеся жертвоприношения богам. И боги делают его бессмертным.

    Всемирный потоп. Шумерская версия - шумерская ли?
    После открытия «Эпоса о Гильгамеше» стало ясно, что история потопа, изложенная в Библии, является лишь пересказом более древней легенды, созданной в Двуречье. Джордж Смит извлек одиннадцатую песню эпоса из 20 тысяч табличек, составлявших библиотеку повелителя Ассирии Ашшурбанипала. Ассирийцы заимствовали рассказ о Гильгамеше у более древних жителей долины Тигра и Евфрата - вавилонян. В XX столетии в земле Двуречья были открыты памятники еще более древнего народа - шумеров. И чем больше изучали ученые шумерскую культуру, мифологию, литературу, тем ясней становилось им, что Библия обязана шумерам большим числом своих «богодухновенных истин».

    Здесь я не буду показывать параллели между шумерской мифологией и библейскими сюжетами. Из всего этого интересен лишь один текст. При раскопках шумерского города Ниппур была найдена табличка, вернее, фрагмент таблички, на котором сохранилось шесть столбцов. «Содержание этого фрагмента в основном посвящено потопу. До сих пор он остается уникальным, несмотря на то, что ученые сделали все от них зависящее, чтобы отыскать еще хотя бы одну аналогичную табличку, - пишет С. Крамер. - Ни в одном музее, ни при новых раскопках, ни в частных коллекциях не было обнаружено даже обломка с надписью, посвященной потопу.» Фрагмент, повествующий о «шумерском потопе», хранится в Филадельфии в Музее Пенсильванского университета. Он был опубликован в 1914 году известным ассириологом и шумерологом Арне Пёбелем.

    В сохранившейся примерно на одну треть части текста речь идет о сотворении человека, животных и растений, затем о ниспослании свыше царской власти и основании пяти городов, о гневе богов и решении их наслать на землю потоп, чтобы уничтожить род людской. Набожному и богобоязненному царю Зиусудре божественный голос возвещает о решении богов: на землю обрушится потоп, дабы целиком «уничтожить семя рода человеческого».

    Потоп, обрушившийся «на страну», продолжался семь дней и семь ночей, а на восьмой день явился бог солнца Уту:
    Все бури с небывалой силой разбушевались одновременно.
    И в тот же миг потоп залил главные святилища.
    Семь дней и семь ночей Потоп заливал землю,
    И огромный корабль ветры носили по бурным водам.
    Потом вышел Уту, тот, кто дает свет небесам и земле.
    Тогда Зиусудра открыл окно на своем огромном корабле,
    И Уту, герой, проник своими лучами в огромный корабль.
    Зиусудра, царь. Простерся перед Уту,
    Царь убил для него быка, зарезал овцу.

    В конце поэмы Зиусудра получает «жизнь, подобно богу», и «вечное дыхание», которое дают ему всемогущие божества Ан и Энлиль.
    Потом Зиусудру, царя,
    Спасителя имени всех растений и семени рода человеческого,
    В страну перехода, в страну Дилмун,
    где восходит солнце, они поместили.

    Очевидно, что богобоязненный царь Зиусудра, бессмертный старец Утнапиштим и благочестивый патриарх Ной - одно и то же лицо, тот же самый персонаж, лишь по-разному названный шумерами, вавилонянами и древними авторами Библии. И столь же очевидно, что библейская история потопа восходит к шумерской мифологии, создававшейся за несколько тысяч лет до того, как была написана священная книга иудеев и христиан. Творцы Библии жили в стране, не знавшей ни губительных ураганов, ни грандиозных наводнений, ни мощных разливов рек. Всем этим стихийным бедствиям подвергалась земля Двуречья, страна шумеров.

    Позже была обнаружена табличка с текстом, в котором потоп упоминается вскользь.
    После того, как буря принесла дожди,
    После того, как все постройки были разрушены,
    После того, как яростная буря принесла дожди,
    После того, как люди поднялись, как враги, друг на друга;
    После того, как семя было насаждено, - да, насаждено,
    После того, как зерно было порождено, - да, порождено.
    После бури он сказал: «Я принесу дожди»,
    После он сказал: «Я пролью в них дожди»,
    После Потопа он сказал: «Я сотру с лица земли все».
    Небеса повелевают. Земля даст рождение,
    дает рождение растению «нумун»,
    Земля дает рождение, небеса повелевают,
    дают рождение растению «нумун».

    Помимо вышеуказанного, был обнаружен и "список царей", сделанный шумерскими жрецами, в котором говорится следующее:
    Всего 8 царей, 5 городов… Затем был потоп. После него была вновь ниспослана свыше царская власть.

    Были и другие глиняные таблички с разнообразными текстами, упоминавшими потоп и/или его последствия, подтверждающие смену власти после потопа и т.д.

    Археологи называют иногда землю Двуречья «большим слоеным пирогом». Ибо нынешней арабской цивилизации, имеющей возраст более тысячи лет, предшествовали другие, корни которых уходят в глубочайшую древность. И, словно в многослойном пироге, археологи обнаруживают под очередным слоем, считавшимся древнейшим, новый культурный слой, следы еще более древней цивилизации. Ассирийцы, завоевавшие всю долину Тигра и Евфрата, а затем распространившие свое господство и на другие земли Ближнего Востока вплоть до Египта, были «варварами» по сравнению с вавилонянами, чья история была на тысячи лет древней, чем история ассирийцев, появившихся на исторической арене в VIII столетии до н. э. В эпоху, отдаленную от нас четырьмя - пятью тысячелетиями, уходит время появления в Двуречье аккадцев, народа, говорившего на семитском языке. Однако семитам-аккадцам предшествовал еще более древний народ - шумеры.

    Леонард Вулли, проводя раскопки Ура, обнаружил, что классической культуре шумеров предшествовала другая, более древняя. По холму, где впервые были найдены ее следы, культура эта стала именоваться «Эль-Обейдской», или «Эль-Убейдской». Поначалу она показалась археологам типичной культурой позднего каменного века: люди жили в примитивных хижинах с глиняной обмазкой, металлы употреблялись для изготовления предметов роскоши. Однако дальнейшие раскопки в Уре, а затем в городе Эриду, где согласно списку правителей Шумера царская власть впервые «спустилась с неба», представили культуру Эль-Убейда в новом свете. Именно тогда был совершен стремительный скачок из первобытного общества в раннеклассовое, от «дикости» к цивилизации. Именно тогда был одомашнен крупный рогатый скот, изобретены колесо и плуг. Именно тогда начали возводиться первые дворцы и храмы. Именно тогда возникли древнейшие города Двуречья - Эриду, Ур, Урук. Именно тогда орудия из камня начинают заменяться орудиями из металла… Словом, у истоков культуры шумеров, которые были учителями вавилонян, стоит культура Эль-Убейда (или Эль-Обейда).

    «До сих пор неясно, можно ли называть людей периода Эль-Обейда шумерийцами. Но одно совершенно очевидно: созданная ими культура не была бесплодной, она пережила потоп и сыграла немалую роль в развитии шумерийской цивилизации, позднее достигшей пышного расцвета. Среди прочих ценностей они передали шумерийцам и легенду о всемирном потопе. Это не вызывает сомнений, так как именно они пережили это бедствие и никто другой не мог бы создать подобной легенды», - так писал Леонард Вулли, подводя итоги своих раскопок в Уре. В настоящее время мы можем с большой уверенностью сказать, что люди, пережившие потоп, создатели культуры Эль-Убейда, шумерами не были.

    Шумеры были в долине Тигра и Евфрата пришельцами, хотя и очень древними. А до шумеров в Двуречье жил народ, создавший цивилизацию Эль-Убейда. По отношению к нему шумеры были такими же кочевниками-варварами, пришедшими извне, а затем усвоившими достижения культуры оседлого народа, какими были по отношению к шумерам вавилоняне.

    Сэмюэл Н. Крамер, лучший знаток шумерского языка и литературы, проанализировав названия древнейших шумерских городов, таких, как Эриду, Ур, Ларса, Урук, Лагаш, Ниппур, Киш и др., пришел к выводу, что они не являются шумерскими. А это говорит о том, что язык создателей городов, бывших в эпоху Эль-Убейда еще поселками, не шумерский, а иной. Точно так же нельзя объяснить исходя из законов шумерского языка названия двух великих рек Двуречья - Тигра и Евфрата (в клинописных текстах они читаются как «Идиглат» и «Буранун»). Названия рекам также дали первые поселенцы на их берегах - убаидцы, если называть предшественников шумеров, как предлагают С. Крамер и другие исследователи, по названию Эль-Убейда, где впервые открыта была дошумерская культура. Убаидскими, а не шумерскими оказываются слова, обозначающие различные профессии в древнем Шумере; крестьянин, плотник, купец и т. д. Это опять-таки говорит о том, что профессии крестьянина, плотника, купца и многие другие возникли до появления шумеров в Двуречье и «творцами» этих профессий были люди, говорящие на другом языке.

    На каком? Список убаидских слов, дошедших до нас, невелик. Это названия рек, городов, богов, профессий. Анализ же их показывает, что в убаидском языке есть ряд черт, сближающих его с языками дравидов, населяющих Южную Индию. У дравидийских народов имеется предание о потопе, поглотившем много тысяч лет назад Южный материк, который был их прародиной. Легенды о потопе фигурируют в священных книгах Индии. Но только спасителем рода людского является не праведный патриарх Ной, не вавилонский старец Утнапиштим, не шумерский царь Зиусудра, а законодатель и пророк Ману…

    Теперь мы можем покинуть долину Двуречья, и совершить путешествие в поисках потопа на восток, обращаясь к мифам и преданиям народов, живущих в самых различных уголках планеты.

    Большинству людей известно сказание о библейском потопе, когда 40 дней и ночей вся суша была покрыта водой, и только праведник Ной с семейством и всякоразным зверьем, заботливо погруженным на ковчег, уцелел и тем самым спас жизнь на Земле.

    Сказка - ложь, да в ней намек?

    Исследователи, естественно, верить легендам не склонны. Но и просто так сбрасывать их со счетов не хотят. Поэтому ученые умы уже долгое время бьются над вопросом, какое же природное явление послужило прообразом для «Всемирного потопа»?

    Профессор океанологии Роберт Баллард, которому удалось установить в 1985 году точное место крушения «Титаника» и отыскать останки легендарного судна, недавно заявил, что нашел доказательства того, что эта история основана на реальных событиях.

    «12 000 лет назад большая часть мира была покрыта льдом. Но потом ледники стали таять, что привело к повышению уровня океанов. Мы задались вопросом - был ли это тот самый всемирный потоп?» - цитирует профессора океанологии портал FederalPost.

    Согласно выдвинутой ранее теории, Черное море когда-то было изолированным пресноводным озером, вокруг которого находилось множество селений. Но вследствие таяния ледников «переполненное» Средиземное море через сухопутный перешеек, который сейчас мы знаем как пролив Босфор начало выливаться в Чёрное.

    Воды буквально обрушились на местность и погребли в пучине все живое. Также на подъём уровня воды оказал влияние многодневный дождь - в библейской истории именно он является виновником потопа.

    Выйдя из берегов, Чёрное море затопило обширные пространства, увеличив береговую линию более чем в два раза. Всё остальное, по мнению ученых, уже придумали люди, ведь для древнего человека, обитающего сугубо локально, такая катастрофа казалась всемирной.

    «Мы отправились на Черное море и, используя беспилотных роботов, обнаружили на глубине 122 метра древнюю береговую линию, - описывает ученый в интервью ABC News работу своей команды. - Сделав радиоуглеродный анализ грунта, мы пришли к выводу, что катастрофа произошла примерно в 5600 году до нашей эры».

    Многие ученые и археологи со скепсисом отнеслись как к самой экспедиции, так и к ее результатам. Но это не охладило пыл подводного археолога. «Мы сосредоточились на поисках структур, напоминающих искусственные сооружения, сделанные людьми, - рассказывает Роберт Баллард. - Поначалу наши роботы находили груды керамики, однако затем обнаружили материалы, напоминающие древесину, а также останки человеческой бедренной кости.

    Все эти предметы прекрасно сохранились благодаря тому, что в водах Черного моря практически нет кислорода, а значит, процесс гниения значительно замедляется. Я не думаю, что смогу найти Ноев ковчег, но обязательно докажу - Всемирный потоп был на самом деле. Мы вернемся на место наших исследований, чтобы найти затопленные деревни и останки их жителей».

    По мнению океанолога, затопление огромной территории (около 100 тысяч квадратных километров) продолжалось по меньшей мере около года, а уровень воды в Чёрном море поднялся примерно на 140 метров.

    Грядет очередное «наказание богов»!

    О страшной катастрофе, описанной в Библии, ученые спорят давно. И не только спорят, но и пытаются найти то самое «яйцо», из которого вылупился «цыпленок», то бишь знаменитый библейский сюжет. В связи с чем следует упомянуть исследование украинского ученого В. Моисеенко «Боги, потопы и люди».

    «Мы не знаем, - говорит Моисеенко, - прорвалась ли перепонка, отделявшая современный пролив Босфор от Черного моря, сама по себе, была ли она размыта, было ли землетрясение. Но мы можем себе представить эту грандиозную картину, когда поток силой в несколько сотен ниагарских водопадов с высоты 200 метров около года с огромным шумом, его было слышно на несколько сотен километров, падал в когда-то пресноводное Черное озеро. Для местных жителей такая катастрофа была как наказание богов».

    По словам украинского исследователя, в результате были затоплены большие территории суши с поселениями людей. Тогда территорию северного Причерноморья населяли от 10 до 200 тысяч человек, которые были вынуждены переселяться вверх по Дунаю, о чем свидетельствуют остатки многочисленных поселений второй половины шестого тысячелетия до Рождества Христова.

    Тем временем, заявляют ученые, Земле грозит еще один Всемирный потоп, если активизируется сосед печально знаменитого вулкана Эйяфьятлаокудль - Катла.

    Так, доктор философии из МГУ Николай Жарвин утверждает, что некий «конец света» настанет между 2030 и 2070 годами, и сейсмическая активность в Исландии - его предвестник. А принесет катастрофические изменения, сообщает РИА «Новости», не что иное, как тающий ледник Гренландии. Он столь велик, что при нынешней толщине прогибает литосферную плиту на несколько километров. В процессе таяния ледника плита выравнивается, чего можно ожидать и теперь.

    В то же время Исландия, как известно, лежит на Срединно-Атлантическом хребте - зоне, где две океанические литосферные плиты расходятся. В Атлантическом океане скорость их движения невелика - около 2 сантиметров в год. Однако, например, в Тихом океане это движение происходит со скоростью 15-20 сантиметров в год.

    На срединно-океанических хребтах земная кора очень тонкая. Исландия в этой ситуации является своего рода скрепкой, сковывающей движение океанических плит. Но эта скрепка, считает Жарвин, может разорваться, если ледники Гренландии растают до критической толщины.

    В этом случае в районе Исландии произойдет гигантский взрыв. Он спровоцирует движение всех литосферных плит и вызовет невиданного размера цунами, которые сметут не только прибрежные города Северной Америки и Европы, но и все живое на расстоянии сотен или даже тысяч километров от побережья.

    Поэтому российский ученый предлагает уже сейчас разрабатывать план эвакуации жителей Мурманска, Калининграда, Санкт-Петербурга и Архангельска на случай такого бедствия.

    Геннадий ФЕДОТОВ, anomaliy.ru
    По материалам информагентств