Транспортная психология. Введение Строительные машины и оборудование, справочник

Изложены основы психофизиологии труда водителя и инженерной психологии. Описаны факторы, определяющие надежность водителей, и мероприятия по ее повышению в различных видах водительской деятельности; показано влияние психологических и личностных качеств, а также погодных условий на поведение водителей, представлены методы их совершенствования и тренировки, технические средства психофизиологического отбора водителей. Рассмотрены психофизиологические особенности управления автомобилем в ночное время и на больших скоростях.
Для студентов высших учебных заведений.

ВОДИТЕЛЬ КАК ОПЕРАТОР СИСТЕМЫ ВАДС.

Человек, управляющий техникой на современном уровне развития общественного производства, является наиболее важным звеном в системе управления. Это привело к формированию понятия системы «человек -машина» (СЧМ). Под СЧМ понимается система, включающая в себя человека-оператора и машину, посредством которой осуществляется трудовая деятельность. Оператор - это человек, выполняющий какую-либо операцию (действие).
Функции оператора выполняют работники самых различных профессий. Основным содержанием их деятельности являются прием, анализ, переработка информации и выполнение соответствующих действий по управлению регулируемым объектом или производственным процессом.
Водителя автомобиля можно рассматривать как оператора сложной системы ВАДС. Однако при этом следует отметить особенности его операторской деятельности, отличающие его работу не только от работы многих операторов СЧМ, но и от деятельности операторов некоторых других транспортных средств. Например, летчик в полете 90% информации получает в закодированной форме от различных приборов, расположенных на приборной доске. Водитель автомобиля большую часть информации (до 95 %) получает от автомобиля, дороги, среды движения и лишь небольшую часть закодированной информации - от контрольно-измерительных приборов автомобиля. Летчик может использовать автопилот и периодически ослаблять режим слежения. Водитель не имеет такой возможности, так как отвлечение внимания в быстро меняющейся дорожной обстановке даже на 1 - 2 с иногда приводит к возникновению аварийной ситуации.
Однако водитель, изменяя скорость движения или маршрут, может снижать или увеличивать количество поступающей информации в единицу времени (следует отметить, что в некоторых условиях, например при
движении в плотных транспортных потоках, увеличение или уменьшение скорости движения практически невозможно).

Введение.
Глава 1. Надежность водителя в системе «водитель-автомобиль -дорога-среда».
1.1. Водитель как оператор системы ВАДС.
1.2. Психофизиология труда водителя.
1.3. Автотранспортная психология.
Глава 2. Психологическая надежность водителей.
2.1. Анатомо-физиологическле основы психики.
2.2. Ощущение и восприятие водителя.
Глава 3. Психофизиологические и социальные особенности
деятельности водителей.
3.). Психомоторика и реакции водителей.
3.2. Внимание водителя и безопасность движения.
3.3. Память и мышление.
3.4. Эмоции и воля.
3.5. Личность водителя и его профессиональная деятельность.
3.6. Профессиональный отбор водителей автомобилей.
Глава 4. Психофизиологические особенности управления
автомобилем в сложных условиях.
4.1. Управление автомобилем в темное время суток.
4.2. Управление автомобилем на больших скоростях.
Глава 5. Работоспособность водителей и их надежность.
5.1. Утомление и его влияние на работоспособность водителей.
5.2. Влияние курения на надежность водителей.
5.3. Алкоголь и безопасность дорожного движения.
5.4. Зависимость работоспособности от состояния здоровья водителей.
Глава 6. Психофизиологические основы водительского мастерства
и его совершенствование.
6.1. Водительские навыки и их формирование.
6.2. Совершенствование водительских навыков.
6.3. Использование технических средств для приобретения
и совершенствования водительских навыков.
Список литературы.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Автотранспортная психология, учебное пособие, Романов А.Н., 2002 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Автотранспортная психология

Методические указания по выполнению практических работ для студентов дневного и заочного отделений всех специальностей

Набережные Челны

Автотранспортная психология: Методические указания по выполнению практических работ для студентов дневного и заочного отделений всех специальностей. /Составитель к.п.н. Бурганова Н.Т. – Набережные Челны: Издательско-полиграфический центр НЧИ КФУ, 2014. – 48стр.

Методические указания составлены на кафедре "Социальных наук" НЧИ КФУ. Включают основные психологические и физиологические тесты, позволяющие установить профессиональную пригодность и предрасположенность к управлению транспортным средством, определить надежность и работоспособность в различных ситуациях, методику выполнения практических работ в области автотранспортной психологии и обработки полученных результатов.

Рецензенты:

кандидат психологических наук, доцент Л.М. Закирова,

кандидат технических наук, доцент И.Р. Мавлеев

Печатается в соответствии с решением научно-методического совета Казанского государственного федерального университета.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Автотранспортная психология - наука, занимающаяся вопросами управления, взаимодействия оператора и техники, проектирования и эксплуатации системы СЧМ (среда-человек-машина), называется инженерной психологией. Человеческий фактор в технике на строго научной основе стал использоваться только с появлением инженерной психологии. Известный психолог А.Н.Леонтьев в связи с этим писал: «Необходимо видеть в машине человека или, иными словами, описывать машину сквозь призму человеческой деятельности». Это стало одним из принципов инженерной психологии.

Инженерная психология объединяет такие две далекие по своей сущности области научных знаний, как психология и техника. Как техническая наука, инженерная психология изучает пульты управления, характер и источники информации, для того чтобы определить требования, которые они предъявляют к человеку. Как психологическая наука инженерная психология изучает психические процессы и физиологические свойства человека, выясняя, какие требования к техническим устройствам вытекают из особенностей человеческого организма, т.е. решает задачу приспособления техники к условиям труда человека и его возможностям.

Автотранспортная психология формирует у студентов знания по инженерной психологии на автомобильном транспорте и предполагает их использование в дальнейшей практической деятельности по совершенствованию методов обучения и тренировки водителей. Изучает особенности поведения и эмоциональной сферы участников дорожного движения, занимается разработкой научно обоснованных режимов труда и отдыха, для учета психофизиологических и личностных особенностей человека при эксплуатации автомобилей, дорог и организации дорожного движения.

Проблема безопасности движения становится с каждым днем острее, несмотря на значительные усилия, прилагаемые для ее решения. Сегодня статистика дорожно-транспортных происшествий стала осязаемой для любого из читателей журнала – всякий без труда найдет знакомых, которые попали в аварию, если эта неприятность не произошла с ним самим. Анализ приводит к неумолимому выводу о том, что никакие организационные и технические мероприятия, отдельно взятые, не позволят коренным образом снизить аварийность, потому что 60–70% ДТП случается в результате ошибок водителей и пешеходов. Стало быть, важнейший резерв снижения дорожных происшествий заложен в повышении общего уровня мастерства вождения.

Данные методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Автотранспортная психология» для студентов помогут закрепить теоретические основы курса, получить навыки тестирования и исследования психофизиологических особенностей личности, научиться определять с помощью тестов профессионально важные качества водителя, такие как темперамент, внимание, эмоциональная устойчивость, сенсомоторная координация, скорость реагирования, свойства зрения и др.

Согласно новым требования Министерства образования и науки Российской Федерации, теперь начинающие водители, обучающиеся в автошколах, прежде чем получить права, обязаны пройти специальные психологические тесты. Подобное требование появилось неслучайно. Оно вызвано высоким уровнем ДТП на отечественных дорогах. Тестовая проверка для водителей – это не просто очередное распоряжение сверху, призванное создать видимость деятельности в министерстве. Это предварительная проверка психофизиологических особенностей человека, от которых и зависит поведение водителя на дороге. Немногие знают, что в военных вузах тестирование – это неотъемлемая часть предварительного профотбора. Еще совсем недавно данные тестов носили лишь рекомендательный характер. Однако время показало, что большинство из тех, кто бросил учебу в вузе, с психологическими тестами тоже не справилось. Следовательно, тесты не так уж и бесполезны. А при обучении вождению они просто необходимы. Они проверяют память, психомоторику, глазомер, устойчивость, способность ориентироваться в пространстве, способность переключаться и распределять свое внимание, эмоциональную стабильность, динамику работоспособности. Для водителя немаловажное значение имеют и личностные качества, которые также можно проверить во время тестирования. Это в первую очередь темперамент, конфликтность, склонность к риску и способность к монотонной работе.

Транспортная психология - психология участников движения в улично- дорожной сети, почти никогда в это понятие не включается участие в железнодорожных и воздушных перевозках.

Задачи транспортной психологии:

  • 1. Как психология наука решает задачу приспособления техники и условий труда к человеку.
  • 2. И как техническая наука решает задачу приспособления человека к технике.

Перечень задач, решаемых в транспортной психологии:

1. Анализ функций человека в системе человек-машина.

Решаемые вопросы: 1) изучают цели, 2) мотивы, 3) способы вида операторской деятельности и критерии ее оценок.

2. Исследование процессов приема человеком информации о состоянии управляемых объектов.

Решаемые вопросы: 1) исследуются характеристики сенсорных входов человека, 2) особенности работы анализаторов, особенно восприятия в целом.

3. Исследование процессов памяти оперативного мышления и принятия человеком решения.

Решаемые вопросы: 1) хранение информации в памяти человека, 2) вид памяти, 3) процессы формирования команд информации.

4. Исследование работоспособности водителя.

Решаемые вопросы: 1) структура управляющих действий водителя; 2) точность и быстрота действий; 3) факторы, влияющие на работоспособность; 4) контроль за состоянием человека.

5. Анализ групповой деятельности водителя - оператора.

Решаемые вопросы: 1) организация взаимного обмена информацией; 2) определение эффективности работы группы в зависимости от различных факторов; 3) выбор крепления для подбора группы (психологическая совместимость); 4) роль и позиция лидера и ведомых.

6. Профессиональная подготовка водителя.

Решаемые вопросы: 1) профессиональный отбор; 2) обучение; 3) формирование расчетов или групп; 4) тренировка.

7. Надежность и быстродействие водителя.

Решаемые вопросы: 1) нормы и допустимые условия деятельности водителя; 2) исследование возможности работы водителя в различных условиях;

  • 3) влияние различных факторов на надежность и быстродействие водителя.
  • 8. Проблема общения человека и машины.

Решаемые вопросы: 1) разработка метода общения водителя с машиной.

Рассмотренные задачи решаются как на этапе проектировании, так и на этапе последующих эксплуатаций.

В транспортной психологии существует два основных прикладных направления:

  • 1) Системотехническое.
  • 2) Эксплуатационное.

Основной задачей системотехнического направления является проектирование деятельности водителя и используемых им технических средств.

К эксплуатационному направлению относят:

  • 1) научную организацию труда водителей;
  • 2) анализ поведения и работоспособность в различных условиях;
  • 3) разработку методов, критериев и средств контроля психологического состояния операторов в процессе работы.

Исходя из общенаучных позиций, транспортную психологию как научную дисциплину можно отнести к одной из областей прикладной психологии. Она изучает основные формы поведения участников дорожного движения, исследует возможность применения результатов фундаментальных исследований для решения прикладных задач.

Новизна самих условий поведения (очень типичными в этом отношении являются условия дорожного движения) может привести к тому, что создание положений в начальный период может стать преждевременным и в известных условиях даже неблагоприятным фактором. Это уже имеет место при максимальной объективности (почти невозможной) регистрации фактических обстоятельств поведения в ДТП, что ограничивает предмет исследований требованием непременной наблюдательности (например, при анализе водительского поведения).

Взгляд в историю транспортной психологии показывает, что практические задачи в ней ставились раньше научных. Начало практическому аспекту в транспортной психологии было положено в первых двух десятилетиях прошлого столетия. Тогда еще не было как таковой системы в деятельности транспортных психологов, были лишь некоторые практические работы отдельных специалистов . В центре внимания на этом начальном этапе стояла проблема определения пригодности к управлению транспортными средствами на железной дороге, а также трамваями и конными экипажами. Хотя при этом и выдвигались первые критерии «пригодности к управлению транспортным средством» и разрабатывались предпосылки для его применения, но при этом еще совершенно отчетливо выдвигались на передний план, прежде всего, практические интересы. Таким образом, термин «транспортная психология» был еще не совсем уместным, так как речь шла скорее о специальной психологической проверке профессионального соответствия.

Тем не менее, значение этого начального этапа в истории транспортной психологии нельзя недооценивать для дальнейшего развития. В масштабе всей экономики профессиональный отбор играет незначительную роль по сравнению с другими психологическими задачами. Через 40 лет вернулись к обсуждению этой проблемы.

До середины 50-х годов термин «транспортная психология» охватывал только медицинскую проверку водителей транспортных средств. Во второй половине 50-х годов прошлого столетия были созданы такие учреждения, как медико-психологические институты. Решение задач психофизиологического соответствия вождению транспортных средств занимало и сейчас занимает значительное место в деятельности всех этих учреждений. Но одновременно с этим все отчетливее проявлялась нехватка методологических исследований в специальных областях знаний, например, проблема выбора объективных критериев для проверки психологического соответствия вождению транспортных средств. Это еще более обострило разногласия между другими аспектами транспортной психологии. Примерно к тому же периоду времени относится и становление транспортной психологии как научной дисциплины.

Развитие транспортной психологии за последние 20 лет явилось конкретизацией нового подхода к прикладной психологии: отсутствие ярко выраженного противопоставления научных исследований и практики, все более тесное взаимодействие между ними. Специалист по транспортной психологии все чаще обращается к научно-исследовательским работам и к практическому воплощению в жизнь результатов научных исследований. С другой стороны, психологи, которые занимаются транспортной психологией при университетах, наряду со своей преподавательской и научной деятельностью все чаще обращаются также к решению практических задач, например, по проверке психологического соответствия вождению транспортного средства.

Чем шире транспортная психология рассматривается как профессиональная деятельность, тем непосредственнее ее воздействие на поведение конкретных лиц в реальной дорожной обстановке. Эту функцию специалист по транспортной психологии выполняет так же, как и все другие психологи, которые выражают на практике содержание своей деятельности.

Традиционно под «транспортной психологией» понимается психология участников движения в улично-дорожной сети и почти никогда в это понятие не включается участие в железнодорожных и воздушных перевозках. В то время как различие между транспортной и авиационной психологией (видимо, не в последнюю очередь из-за довольно большого разнообразия соответствующих форм поведения) представляется относительно отчетливо, между транспортной и железнодорожной психологией имеется больше общих точек, так как, несмотря на существующие различия в проблематике обеих дисциплин, в них все же обнаруживается много общего. Правда, современное поле деятельности железнодорожной психологии является недостаточно исследованным по сравнению со стоящими здесь проблемами. Это можно объяснить относительно невысокой долей взаимного проникновения железнодорожной психологии и транспортной психологии.

Различными по убедительности являются исходные предпосылки в трактовке транспортной психологии как подраздела психологии труда. Это объясняется тем, что многие из основных проблем трудового поведения (условия, формы проявления и поведение в трудовых отношениях) встречаются, например, и при вождении транспортного средства. Тогда поведение связывают с работоспособностью при определенных условиях и в данной обстановке.

Сложнее аргументировать сопоставление транспортной психологии с психологией труда в тех областях, где нет аспекта труда как деятельности, например, в поведении пешеходов, водителей личного транспорта.

В остальном же, транспортная психология в большей степени является прикладной научной дисциплиной, нежели «бытовой психологией».

Профилирование транспортной психологии нельзя абсолютизировать. В этой связи имеется противопоставление специальных аспектов и решаемых задач: к какой специальной дисциплине относится решение поставленных задач или какая специальная дисциплина может больше всего способствовать решению поставленных задач. Аспект определения компетентности в основном способствовал проведению актуальных полемических споров и обсуждений по специальности и лишь незначительно - конструктивному решению поставленных задач. При этом совершенно очевиден оптимальный компромиссный вариант: компетентен тот, кто способствует решению задачи.

Эта ориентация на поставленные задачи утвердилась лишь после длительного периода развития, преодолев значительные профессиональные предубеждения, тогда как, например, в Великобритании и США она с самого начала была характерна для соответствующих научно-исследовательских учреждений. Это отличие не в последнюю очередь выражается в том, что для традиционного термина «транспортная психология» в других странах нет соответствующего эквивалента, будь то обозначение специальной дисциплины или название учреждения. Научно-исследовательские центры, институты и лаборатории именуются там, в основном, в соответствии с решаемыми задачами и гораздо реже по профессиональному образованию своих сотрудников.

Если на передний план выдвигать аспект ориентации на решаемые задачи, то становится ясно, что цель изучения поведения участника движения на улицах и автодорогах может достигаться исходя из совершенно различных профессиональных отправных точек. Если при этом необходим выбор системы для проведения перспективных научных исследований, то предполагается такое деление: условия поведения, формы поведения и надиндивидуальные цели поведения.

Смежные дисциплины, которые затрагивают главным образом надиндивидуальные условия дорожного поведения, включают в себя технические средства управления дорожным движением; автомобильную технику.

Дисциплины, которые изучают главным образом условия и формы поведения и состояния участников дорожного движения, состоят из: транспортной психологии; транспортной медицины; транспортной социологии.

Специальной дисциплиной, которая занимается главным образом надин- дивидуальными целями дорожного поведения, является транспортное право (совокупность правовых норм, регулирующих работу транспорта).

Общим для всего вышеназванного является потребность во взаимном дополнении знаний.

Транспортную психологию как научную дисциплину можно отнести к одному из новых разделов прикладной психологии, которая вовсе не означает простого применения на практике результатов психологического исследования на практике результатов психологического исследования, ее следует понимать как систему получения знаний в определенных сферах поведения людей. Принципиальное противопоставление прикладной психологии и неприкладной представляется малоконструктивным, даже если в некоторых аспектах (целевые установки, методические аспекты, обработка результатов) можно усмотреть существенные различия. Транспортная психология объективно изучает особенности поведения и эмоциональную сферу участников дорожного движения, а также возможности использования результатов для решения практических вопросов.

Еще до начала становления транспортной психологии как научной дисциплины стала развиваться транспортная психология водительского труда. При этом в центре внимания находилось, прежде всего, изучение профессиональной пригодности к управлению транспортным средством. По мере прогресса в деле создания научных основ транспортной психологии в начале 50-х годов неизменно расширялось поле деятельности транспортной психологии в направлении психологических особенностей участия людей в дорожном движении.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

(ФГБОУ ВПО «СибАДИ»)»

Кафедра «Автомобили и тракторы»

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

Транспортная психология

для направления подготовки

190700.62 Технология транспортных процессов

Разработчик Арбатская Т.В.

Омск – 2011

ТРАНСПОРТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебное пособие

Разработчик Арбатская Т.В. 1

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ТРАНСПОРТНОЙ ПСИХОЛОГИИ 5

1.1. Основные определения 5

1.3. Системы "человек-машина" и "водитель-автомобиль" 6

1.3.1. Система "человек-машина" 6

1.3.2. Система "водитель-автомобиль" 7

1.4. Понятие надежности оператора 7

1.4.1. Пригодность 7

1.4.2. Подготовленность 7

1.4.3. Работоспособность 7

1.4.4. Факторы, влияющие на надежность водителя: 8

2. ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 8

2.1. Ощущение и восприятие 8

2.1.1. Анализаторы 8

2.1.2. Ощущения 9

2.1.3. Пороги чувствительности 9

2.1.4. Восприятие 11

2.2. Зрительный анализатор 12

2.2.1. Механизм зрения 12

2.2.2. Острота зрения 12

2.2.3. Поле зрения 13

2.2.4. Глазомер 13

2.2.5. Динамический глазомер 13

2.2.6. Цветоощущение 14

2.2.7. Ночное зрение 14

2.2.8. Зрение и возраст 14

2.2.9. Влияние алкоголя 15

2.3. Другие анализаторы 15

2.3.1. Слуховой анализатор 15

2.3.2. Вестибулярный аппарат 15

2.3.3. Суставно-мышечные ощущения 15

2.3.4. Кожные ощущения 15

2.4. Внимание 15

2.4.1. Активность внимания 16

2.4.3. Широта внимания 16

2.4.4. Распределение внимания 17

2.4.5. Переключение внимания 17

2.4.6. Интенсивность внимания 17

2.4.7. Устойчивость внимания 17

2.4.8. Рассеянность 17

2.5. Память 18

2.5.1. Кратковременная память 18

2.5.2. Долговременная память 18

2.5.3. Виды памяти 18

2.5.4. Продуктивность памяти 18

2.6. Эмоции 19

2.6.1. Внешние проявления эмоций 19

2.6.2. Эмоции высшие и низшие 19

2.6.3. Характеристики эмоций: 19

2.6.4. Виды эмоций 20

2.6.5. Эмоциональная устойчивость 20

2.7. Темперамент 21

2.7.1. Общая характеристика типов темпераментов 22

2.8. Время реакции 23

2.8.1. Время простой реакции 23

2.8.2. Время сложной реакции 24

3. Рабочее место оператора 25

3.1. Рабочее место водителя грузового автомобиля 25

3.1.1. Общие требования 25

3.1.2. Рабочая поза водителя 25

3.1.3. Размеры рабочего места 25

3.1.4. Сиденье 26

3.1.5. Спальное место 26

3.1.6. Основные органы управления 26

3.1.7. Кабина 27

3.1.8. Обзорность 28

3.1.9. Факторы рабочего места 28

3.2. Панель приборов 28

3.3. Системы управления автомобилем 31

3.3.1. Управляемость системы управления 31

3.3.2. Система "водитель-автомобиль" 31

3.3.3. Статическая характеристика системы управления 32

3.3.3.1. Коэффициент преобразования 32

Психология – наука о психике. Предметом ее исследования являются факты, закономерности и процессы психики.

Психика (от греческого psichicos – душевный) – свойство живой материи, достигшей достаточно высокого уровня организации и развития. Это функция мозга, заключающееся в отражении объективной действительности. Психические явления не имеют ряда непосредственных качеств, присущих материальным явлениям: физических, химических, пространственных, энергетических характеристик. К психической деятельности относятся ощущения, восприятие, внимание, память, чувства и т.п.

Объектом психологии является человек, а предметом закономерности и механизмы его психики.

Психические явления неотделимы от физиологических процессов мозга, продуктом которого они являются. Психофизиология – наука, изучающая взаимоотношение психических процессов с их физиологической основой.

Психология изучает психические явления в различных видах деятельности человека. Поэтому выделяют общую или теоретическую психологию, которая составляет основу психологии видов деятельности человека, например:

Педагогической психологии;

Военной психологии;

Юридической психологии;

Медицинской психологии;

Психологии спорта;

Психологии искусства;

Транспортной психологии (и.т.д.).

В свою очередь, транспортная психология также распадается на ряд отраслевых направлений, например в сфере транспорта это:

Авиационная психология;

Железнодорожная психология;

Автотранспортная психология и т.д.

    1. Направленность транспортной психологии

Объект транспортной психологии – это человек-оператор, т.е. человек, осуществляющий трудовую деятельность при взаимодействии с машиной, предметом труда или внешней средой посредством дистанционного управления. Предмет транспортной психологии – психические процессы, порождающие трудовую деятельность и обусловливающие ее результат.

Автотранспортная психология является разделом транспортной психологии. Объект автотранспортной психологии более узкий – это водитель автомобиля и другие участники дорожного движения. Предмет – психическая деятельность при управлении автомобилем.

Транспортная психология возникла на стыке технических и психологических наук, поэтому она имеет две направленности в решении практических задач. Применительно к автотранспортной психологии они звучат так:

1. Как психологическая наука транспортная психология изучает психические и психофизиологические процессы и свойства человека, выясняя требования к техническим устройствам, исходя из особенностей деятельности водителя. В этом случае направленность транспортной психологии – приспособление техники и условий труда к человеку. Применительно к автомобильному транспорту и организации движения – это совершенствование:

а) рабочего места водителя автомобиля, которое включает в себя:

Сиденье;

Органы управления;

Температурный режим;

Вибрации и т.д;

б) систем управления автомобилем:

Рулевого;

Тормозного;

Скоростью движения и т.п.;

в) средств регулирования дорожного движения:

Светофоров;

Дорожных знаков;

Разметки проезжей части и т.д.

2. Как техническая наука транспортная психология изучает принципы построения технических систем, выясняя требования к психическим и психофизиологическим свойствам человека. В этом случае направленность транспортной психологии – приспособление человека к технике. Применительно к водителю транспортного средства это выражается в том, что:

а) установлен возрастной ценз на право вождения;

б) имеется перечень медицинских противопоказаний для водительской профессии, выявляемых при медицинских переосвидетельствованиях;

в) установлена программа обучения водителей;

г) применяются стажировки и периодическое повышение квалификации водителей некоторых типов транспортных средств (например, стажировки водителей автобуса при смене маршрута и обучение водителей транспортных средств для опасных грузов);

д) запрещается употребление алкоголя и наркотических веществ.