Спектакль заповедник. Все отзывы о спектакле Спектакль по довлатову

Очень жизненный, трогательный, глубокий и бесконечно философский спектакль До+вла=тов предлагают посмотреть жителям и гостям столице. Постановка при всей своей серьезности, а иногда даже печальности, увлекает с первых минут и смотрится на одном дыхании. Основой для спектакля послужили три повести С. Довлатова «Зона», «Компромисс» и «Заповедник». Это биографические сочинения, через которые мы можем узнать о жизни писателя, его желаниях и переживаниях.

Главные роли в спектакле исполняют студенты: когда-то постановка была дипломной, но получилась настолько сильной, что вошла в репертуар театра. Режиссер Р. Овчинников хорошо знаком театральным зрителям по пронзительным, глубоким и даже эпическим постановкам. В этой своей работе он превзошел самого себя, а билеты на спектакль До+вла=тов убедят вас в этом. Он сказал, что его представление будет интересно всем тем, кто способен к сопереживанию и чувствует дыхание времени. Три произведения, взятых за основу, на сцене превращаются в гармоничный биографический рассказ. Сначала С. Довлатова отчисляют из института, и он идет работать надзирателем на зону, потом он оказывается в Эстонии, где служит журналистом. Позже он становится экскурсоводом в одном из музеев и живет с мыслью о том, что от эмиграции ему не уйти.

Страну ему покидать не хочется, но иного выхода, кажется, нет. Это большой моральный груз, который артисты умело передают на сцене с помощью слов и движений. Постановка вышла очень сильной, она заставляет задуматься над некоторыми вехами нашей историей, о людях, которые это все пережили. Спектакль будете интересен широкой аудитории зрителей, особенно молодому поколению, которое знает о советском периоде только лишь по рассказам родителей и по параграфам в учебниках.

Спектакль поставлен по трем повестям Сергея Довлатова:

"Зона"

"Компромисс"

"Заповедник"

Для тех, кто остро чувствует дыхание времени и способен к искреннему сопереживанию.

Феерически смешной и обжигающе грустный спектакль.

Режиссер Родион Овчинников известен театральной публике как режиссер пронзительный, ставящий спектакли почти эпического толка, бьющие наотмашь безоговорочностью тем, будь то любовь, которая превыше всего, или безжалостность страны к своему народу.

Среди его восторженных зрителей – знатоки и ценители театрального искусства и те, кто, в общем, не слишком увлечен театром, рафинированные интеллектуалы и простые российские граждане, «отцы» и «дети», художники, поэты, политики, инженеры, строители – все те, кто нуждается в подключении к мощному источнику горячих эмоций и ярких впечатлений.

На сцене играют выпускники Театрального института им.Бориса Щукина при театре Евгения Вахтангова. Их детство пришлось на конец «лихих девяностых». Они знают о том, как строился коммунизм, по рассказам родителей и дедов. Они живут в настоящем с мыслями о будущем и вопросами о прошлом. Они находят ответы и делятся со зрителем своими открытиями.

Успех спектакля "ДО+ВЛА=ТОВ" на первом показе говорит о том, что это важное театральное впечатление для всех зрителей, а возможно, и самая яркая премьера сезона.

1 АКТ: «ЗОНА»

2 АКТ: «КОМПРОМИСС»

3 АКТ: «ЗАПОВЕДНИК»

Ислам Зафесов

Сергей Довлатов

Сергей Довлатов

Сергей Довлатов

Валерий Карпов

Полковник прищепа

Фотограф Жбанков

Работник КГБ

Николина Калиберда

Жена полковника Прищепы

2-я машинистка; 2-я проводница

4-я экскурсовод

Александр Сударев

Заключенный Ероха; рядовой Аристарх

Сотрудник редакции; отец новорожденного - Кузин

Александр Сергеевич Пушкин

Даниил Беломестных/Алексей Алешин

Заключенный Замораев; рядовой Балодис

Редактор Борис Штейн; Моряк

Аскар Ильясов

Замполит Хуриев (деж.офицер)

Водитель Хуберт

Дядя Миша

Серафима Красникова

Тамара Николаевна из АХЧ; невеста чекиста Тимофея- Полина

3-я машинистка; Белла Константиновна

1-я экскурсовод

Эдуард Йоонас

Рядовой Лопатин; заключенный Цуриков; Феликс Эдмундович Дзержинский

Редактор Генрих Францевич; Линда Пейпс

Сын дяди Миши-Толик

Андрей Соловьев

Рядовой Тимощук; заключенный Чмыхалов (по кличке Геша); чекист Тимофей

2-й сотрудник редакции; сын доктора Михкеля Теппе

Руководитель пионерского отряда

Никита Манилов

Заключенный Гурин; Владимир Ильич Ленин

Главный редактор Безуглов; начальник поезда

Валера (по кличке Мудозвон)

Валерия Моисеева/ Александра Платонова

1-я медсестра

5-я машинистка; медсестра; 1-я проводница

Татьяна (жена С.Довлатова)

Марика Отса

2-я медсестра

4-я машинистка; Марина

3-я экскурсовод

Полина Куценко

3-я медсестра

1-я машинистка; Эви Саксон

2-я экскурсовод

Сергей Уусталу

Рядовой Фидель

Доктор Михкель Теппе; секретарь Райкома Партии Лиивак

Писатель Потоцкий

Довлатова прочитала впервые в школе.
Это была "Зона. Записки надзирателя". И это была любовь.
Потом были "Заповедник", "Чемодан", "Соло на ундервуде", "Наши", "Иностранка".
Иногда Довлатов мне напоминает Веничку Ерофеева своим бунтарским характером. Иногда, и даже сильнее, Вампилова. Какие-то родные души, очень тонко чувствовавшие.
Повести и рассказы Сергея Довлатова автобиографичны. Они очень искренни и полны юмора, иронии, здорового сарказма. В них есть и боль, и грусть, и сильная любовь.
Для меня Довлатов очень "свой". Его нельзя не любить. То есть, я не могла в него не влюбиться. Мне кажется, было в нем что-то такое... Абсолютная вера в Добро и Справедливость. И открытость. Много чего еще. А еще очень большое серце и невероятное чувство юмора.

- Давайте познакомимся.
- Аврора.
- А я, - говорю, - танкер Дербент.
Девушка не обиделась.
- Над моим именем все смеются. Я привыкла… Что с вами? Вы красный!
- Уверяю вас, это только снаружи. Внутри я - конституционный демократ.

Я люблю экранизации его произведений. И, конечно, театральные постановки.
В понедельник 25 сентября мне посчастливилось попасть на одну из самых запоминающихся, ярких и талантливых постановок по Довлатову.
Продюсерский центр "Театромания" представил нашему вниманию прекрасный спектакль под названием «ДО+ВЛА =ТОВ».
Поставил спектакль Родион Овчинников. В спектакле играют выпускники Театрального института им.Б. Щукина при театре Е.Вахтангова. Это молодые актеры, рожденные уже после развала Советского Союза. Они не помнят той, другой страны. Они не слышали пионерского горна, не читали книг и не заучивали стихов о дедушке Ленине. Тем интереснее смотреть, как видят они то время, как мастерски показывают советских людей.

«ДО+ВЛА =ТОВ» - это три этапа жизни самого Сергея Донатовича Довлатова, которые отразились в его повестях.
Зона. Записки надзирателя
Компромисс
Заповедник

Зона. Одно из самых тяжелых произведений. Страшные поступки, которые никогда не придут в голову здравомыслящему человеку на свободе. Страшные мысли и слова. Холод и вой собак. Лесоповал. И среди всего этого черного, прогнившего, злого... проступает надежда на лучшие времена, проступает даже любовь и вообще какие-то светлые чувства... И, конечно, спасает всю ситуацию невероятное чувство юмора.

Мы без конца проклинаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить - кто написал четыре миллиона доносов?

Как говорил зека Хамраев, отправляясь на мокрое дело, - с Богом!

Прибежали грузины в белье, загорелые даже на Севере. Они стали так жестикулировать, что у Фиделя пошла кровь из носа.

Зона - первая часть спектакля.
Запоминающаяся история из "Зоны" (как в книге, так и в спектакле) - это, несомненно, театр! О, это слово - Театр!
А теперь представьте театр на зоне.
Конечно, словами это не описать.
Это очень смешно, и это обязательно надо смотреть!

Вторая часть - "Компромисс".
Отражает она период жизни Довлатова в Эстонии.
Довлатова не принимают, не печатают, он словно зажат в тиски. Семейная жизнь рушится. Где-то приходится врать, но в какой-то момент врать уже невозможно.
"Компромисс" о том, как получается найти его между тем, что надо, и тем, как велит сердце и совесть...

Третья часть - "Заповедник".
Одна из моих самых любимых повестей писателя.
То ли оттого, что Пушкин- наше все. То ли от пронзительности, от безысходности и очень большой искренности. И, конечно, от юмора, который спасает, чтобы не сойти с ума...
Утренняя горечь заслоняла вчерашний позор.
Желаю абстракционизма с додекакофонией!
Я почему-то всегда беспокоюсь, если две женщины остаются наедине. Тем более что одна из них - моя жена.
Цензура вызывает у меня алкогольный протест!..
... кот Ефим, глубоко уважаемый мною за чуткость. Не в пример моим лучшим друзьям и знакомым, он стремился быть человеком...
Начался "Заповедник" вполне весело, с чувством юмора...
А потом, я не знаю, это какая-то магия Театра. Не объяснить словами, но актеры и режиссер смогли настолько пронзительно показать эту боль, эту обреченность, когда приходит понимание, что все-таки надо, надо уезжать. Ради дочери, ради семьи, ради еще чего-то то ли высокого, то ли комфортного...

Довлатов стал очень успешным писателем в Америке, его печатали в Нью-Йоркере. И, если мне не изменяет память, он стал вторым русским писателем после Набокова, кого печатали в Нью-Йоркере. А после смерти писателя в 2014 году в Нью-Йорке появилась официально улица, названная в честь писателя...

Спектакль «ДО+ВЛА =ТОВ» мне очень понравился. И я уверена, что всем зрителям. Не смотря на то, что он состоит из трех частей и длится больше трех часов, время пролетело незаметно.
Очень порадовали молодые актеры. Играют на высоком профессиональном уровне. Прекрасные, молодые, красивые! Очень понравился исполнитель главной роли - Сергея Довлатова.
И еще рецидивист Гурин. Один из самых ярких и запоминающихся персонажей спектакля!

Спасибо большое за приглашение Продюсерский центр "Театромания" и Майя Сугакова, а также сообщество moscultura!

Советую обязательно смотреть этот чудесный спектакль! Особенно если вы поклонник Довлатова!

Если вы хотите подготовиться к просмотру одного из самых ожидаемых фильмов года "Довлатов", или просто поразмышлять на вновь актуальную тему отъезда из страны, или вспомнить Пушкина, но так, чтобы без пафоса, а по-свойски, вам самое время пойти на новый спектакль Студии театрального Искусства (СТИ) "Заповедник".

Просто так туда не попасть - билеты раскуплены надолго вперед. В январе играют еще два раза - 19-го и 28-го числа, несколько раз в феврале, далее - следите за афишей. Но и на афише, и в программке, задавая вектор, сразу написано, что это - инсценировка режиссера Сергея Женовача, он же - худрук СТИ, по мотивам повести Сергея Довлатова "Заповедник". И в авторах значится не только Сергей Довлатов, но Александр Пушкин, что логично. Ибо каждый, кто знаком с книгой "Заповедник", представляющей собой некий художественный дневник и рассказывающей в остроумной форме о том, как писатель Довлатов подвизался поработать в Пушкинских горах в Псковской области, при словах "Любите ли вы Пушкина?" рассмеется, не объясняя причин. Читатели Довлатова поймут.

Что интересно - просто перечитать довлатовский "Заповедник" - займет менее часа. Новый спектакль длится три с половиной часа, с одним антрактом. В нем нет модных нынче сценических экранов и спецэффектов. На сцене все просто и сводится к формуле - мосты и подмостки. Два деревянных моста плюс воображаемая река. В этой "воде" спрятано столько бутылок, что можно было бы пошутить на тему, что в спектакле водка течет рекой, но это уже дело фантазии зрителя.

Можно, например, нафантазировать, что зрительный зал хотелось было на этой постановке организовать по другому. Не то, чтобы столики поставить, но в первом отделении хочется огурцов, во втором - яблок. Однако авторы ограничились бочкой сухого виноградного вина - оно в лучших советских традициях продается в фойе.

Два отделения спектакля можно было бы условно разделить на мужское и женское. В первом перед зрителем разыгрываются знакомые многим истории Михал Иваныча Сорокина, ленинградских экскурсоводов (Лев Коткин в роли гения Володи Митрофанова - одно из самых сильных мест спектакля), Валерия Маркова (рассказывают, что реальный Марков, когда прочитал довлатовский "Заповедник", расплакался и произнес фразу "А ведь мы с ним столько пили"). Толик-сосед тут же присутствует.

Во втором на первый план выходят "заповедные девушки" - методист Марианна Петровна, Аврора ("Как вас зовут?" "Аврора". "А я - "Танкер "Дербент"), хранительница "музэя" Виктория Альбертовна, экскурсовод Галя, учительница Натэлла... И туристка, которой достались все самые выигрышные реплики - про дали и том, что мужчин - мало и многие девушки уезжают, так и не отдохнув. Девушки много читают Пушкина, и на все голоса поют романсы. Ощущение того, какие таланты бытуют в русской глубинке - непередаваемое. Весь этот "театр имени Пушкина" смешит и расстраивает одновременно.

На фоне этого развивается семейная история писателя Довлатова, по поводу которой он очень переживает, отъезд из СССР его жены Татьяны (актриса Екатерина Васильева) и дочки Маши - ее в постановке нет. И в начале, и в конце фоном звучит песня Нью-Йорк, Нью-Йорк в исполнении Фрэнка Синатры, словно предвещая перемещение в то место, где в конце концов Довлатов и окажется.

Смотреть этот спектакль не то, чтобы очень легко. Да, смешно и радостно слышать фразы и рифмы человеку, который многие из них знает наизусть. Однако сама постановка требует внутренней работы, потому что режиссер Сергей Женовач вложил в нее не просто много текстов (и каких(!)), но и большое количество смыслов. И переводя все это на язык сегодняшнего дня, многое воспринимаешь, словно находишься в своеобразной "дополненной реальности". Вот, например, довлатовские размышления о том, что художник не примыкает ни к какому лагерю. "Больше всего меня заинтересовало олимпийское равнодушие Пушкина. Его готовность принять и выразить любую точку зрения. Его неизменное стремление к последней высшей объективности. Подобно луне, которая освещает дорогу и хищнику и жертве. Не монархист, не заговорщик, не христианин - он был только поэтом, гением и сочувствовал движению жизни в целом". Как не перенести на день сегодняшний, когда общество снова раскалывается и ведутся споры о том, на какой стороне должен быть творец.

В СТИ есть удивительный спектакль по Венечке Ерофееву "Москва - Петушки" - один из лучших в столичном театральном пространстве. И значительная часть успеха этой постановки в том, как верно подобран исполнитель главной роли. Алексей Вертков за роль Венечки Ерофеева "коронован" "Золотой Маской", и не зря. Даже, если бы он ничего больше не сыграл, одной этой работы хватило бы на целую актерскую карьеру. Явно перед тем, как заявиться с "Заповедником", перед режиссером и командой стоял вопрос выбора главного героя. Причем не меньший, чем перед кинорежиссерами Алексеем Германом-младшим - он долго искал Милана Марича, и Станиславом Говорухиным, который свой фильм "Конец прекрасной эпохи" снимал по мотивам повести Сергея Довлатова "Компромисс".

У Говорухина роль писателя играет Иван Колесников - актер, похожий внешне, но в силу тогдашней молодости еще не наполненный "довлатовскими смыслами". У Женовача главного героя играет заслуженный артист России Сергей Качанов. Ему не впервой играть писателей. Есть в его послужном списке, например, роль Маяковского, сыгранная во времена, когда артист работал в театре-студии "Человек". В спектакле "Заповедник" он - старше всех остальных исполнителей, из-за чего выглядит писателем, который словно вспоминает, что был в его жизни такой период - работа в Пушкинских горах, присутствовали все эти люди... Но все это было давно, и унеслось по реке времени.

При просмотре этого "Заповедника" вспомнился спектакль Псковского Академического театра драмы имени А.С Пушкина "Человек, обреченный на счастье". В образе Сергея Довлатова там предстает актер Всеволод Цурило. Спектакль этот играли прямо в том самом "Заповеднике" на "Довлатов-Фесте", что вот уже несколько лет проходит в сентябре. И, наверное, если бы на очередной Довлатовский фестиваль в Псковскую область приехала со своим спектаклем "Заповедник" СТИ - это было бы правильно. Тем более что в программке особой благодарности удостаивается потрясающая женщина - Наталья Рясенцева, экскурсовод Дома-Музея Сергея Довлатова как раз в тех местах. Она рассказывает столько интересного, что еще не на одну постановку хватит. А если еще при этом по-новому услышать Пушкина...

Его книг не было в школьной программе.
Во всяком случае, когда я училась в школе.
И, несмотря на то, что читать я люблю и читаю много, о Довлатове услышала лишь некоторое время назад.

Сидя небольшой компанией в количестве двух человек, мы разговаривали о книгах, литературе, и не помню к чему мой одноклассник вдруг вспомнил о Довлатове и его "Заповеднике.
Было это почти десять лет назад. Разговор забылся. Но кто мог подумать, что спустя годы, я окажусь там... В Заповеднике, в Михайловском...
Потом, был еще один знакомый, интересовавшийся Довлатовым.
Этот, правда, все больше о "Зоне" рассуждал.
Мне захотелось прочитать рассказы Довлатова.
Но то ли время не пришло, то ли...

А месяц назад на экраны кинотеатров вышел фильм "Довлатов". Но...
Видимо была не судьба. В тот день фортуна оказалась не на его стороне.
А потом... Он уже сошел с экранов. Как-то неправильно быстро.
Можно скачать или посмотреть в интернете, но... привыкла я, за последние годы, смотреть фильмы в кинотеатрах.

И вот... случайно, в интернете, увидела афишу спектакля "ДО+ВЛА=ТОВ". Захотела посмотреть... И... снова не срослось...
Хотя, почему не срослось. Просто отложилось... на неделю с небольшим.
27 марта я оказалась в зале театра "Модерн", в предвкушении чего-то необычного, особенного, нового...

Сказать, что спектакль мне понравился, значит не чего не сказать.
Он меня зацепил. Наверное, это лучшее из того, что я видела за последнее время.
Зацепил настолько, что еще по дороге домой, я залезла в интернет и скачала себе на планшет "Заповедник". А на следующий день, попыталась в "Лабиринте" заказать сборник рассказов, но кроме CD дисков в продаже ничего не оказалось. Надо будет доехать до какого-нибудь книжного.

Но все-таки о самом спектакле. Несмотря на то, что я человек театральный, работаю в одном из, с драматическим театром последних лет не очень знакома. С режиссерскими работами Р.Ю.Овчинникова и Ю.Ф.Титова не сталкивалась. Спектакль стал для меня открытием. Во всех смыслах.
Интересные режиссерские задумки, находки и их воплощение актерами. Порнография без порнографии, без пошлости и... красиво.

Об актерах отдельное слово. Не зная Довлатова, да и откуда, мне кажется очень точным попаданием в образ игра Ислама Зафесова. И внешне, на мой взгляд, есть некоторое сходство.

Великолепен в роли Ленина Никита Манилов.
Да и вообще. Глядя на тех, кто на сцене, видишь не студентов актерского факультета, а настоящих актеров.
Которые играют на равных с актерами Таганки, МХАТа, МТЮЗа, Ленкома и других театров.

Несколько раз ловила себя на мысли - настолько погружаешься в спектакль, что забываешь от том, что ты сидишь в зале. По эту сторону рампы.

А еще... Еще не успев выйти из театра, я поняла, что хочу увидеть этот спектакль вновь. И не имеет значения, что идет он почти четыре часа. Я готова смотреть его снова и снова, потому что уверенна, что каждый раз буду открывать для себя что-то новое. Незамеченное ранее.

Это спектакль надо увидеть. Идите, обязательно идите в театр.


Фото из интернета