Социальная структура общества - целостная совокупность всех функционирующих в нем общностей, взаимодействующих друг с другом. Социальная структура общества есть целостная совокупность всех функционирующих в нем общностей Совокупность всех функционирующих

« Социальные отношения»

Вариант 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания поставьте знак «X » в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа,

А 1. К социальной сфере жизни общества относится институт

1) производства 2) государства 3) религии 4) семьи

2. Сотрудничество нескольких индивидов для решения общей задачи называется

1) поступком 2) конфликтом 3)кооперацией 4) конкуренцией

3. Определение: «Установленные в обществе правила, образцы поведения, регулирующие жизнь людей» относится к понятию

1)социальный статус 2) социальные нормы 3) социальные ценности 4) социальный престиж

4. Что из перечисленного подпадает под определение социальной группы?

1)семья 2) социальный слой 3) производственное объединение 4) все перечисленное выше

5. Определение: «Социальные группы, выделяемые на основании отношения к собственности и получаемой доле общественного богатства» относится к понятию

1) сословия 2)нации 3) страты 4)классы

6. В процессе социализации индивид осваивает социальные

    профессии 2)статусы 3)позиции 4) роли

7. Верны ли следующие суждения о социальных отношениях?

А. Социальные отношения - это отношения национальных, демографических, классовых, профессионально-образовательных, социальных общностей.

Б. Социальные отношения - это политические и экономические отношения между социальными группами.

8. Совокупность всех функционирующих в обществе общностей называется социальным (ой)

1) институтом 2)структурой 3)средой 4)группой

9. Временной социальной общностью является

    класс 2)нация 3)очередь 4)страта

10. Молодежь, женщины, старики - это социальные общности

    территориальные 2) демографические 3)этнические 4)культурные

11. К малой социальной группе относится (относятся)

    интеллигенция 2)преподаватели 3)выпускники школ 4)семья

12. К этносоциальным группам принадлежат

    сословия 2)касты 3)народности 4)классы

13. Рабочие, инженеры, учителя составляют общность

    политическую 2) демографическую 3) профессиональную 4)этническую

14. Средний класс

    выполняет функцию стабилизатора общества

    выполняет деструктивную социальную функцию

    является социальной прослойкой между рабочим классом и крестьянством

    возникает в результате уничтожения частной собственности

15. Какое социологическое понятие используется для обозначения общественной группы, занимающей промежуточное, неустойчивое положение в социальной структуре?

    Пролетариат 2)интеллигенция 3)маргиналы 4)люмпены

    16. Понятие, используемое в социологии для определения тех, кто оказался на социальном дне

1)страта 2)маргинал 3)люмпен 4)плебей

17. Верны ли следующие суждения о социальных группах?

А. Основанием выделения социальных групп может являться признак этнической принадлежности.

Б. Основанием выделения социальных групп может являться демографический признак.

    верно только А 2)верно только Б

    Безработных 2)интеллигенцию 3) молодежь 4)нищих

19. Среди студентов вузов был проведен анонимный опрос об их национальной принадлежности. Полученные результаты объединяют группы опрошенных на основании общности

1) демографической 2)этнической

3)профессиональной

20. Верны ли следующие суждения о видах социальных групп?

А. Русские, белорусы и украинцы являются этническими группами.

Б. Мужчины, женщины, дети, пожилые люди представляют собой профессиональные группы.

    верно только А 2)верно только Б

3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

21. Социальный статус - это

    ожидаемое от личности поведение

    совокупность прав и обязанностей индивида

    группа людей, связанных единством проживания

22. Достигаемому статусу личности соответствует принадлежность к определенной (ому)

1) профессии 2)возрасту

3) происхождению 4)религии

23. Верны ли следующие суждения о социальном статусе личности?

А. Смена одного социального статуса на другой всегда означает переход человека из одной профессии в другую. Б. Смена одного социального статуса на другой означает, как правило, изменение социальных ролей человека.

    верно только А 2)верно только Б

3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

24. Верны ли следующие суждения о социальном статусе личности?

А. Права, обязанности, привилегии всех статусов основаны исключительно на общественном мнении.

Б, В современном обществе ведущее значение приобрета ют достигаемые статусы.

    верно только А 2)верно только Б

3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

25. Великий князь киевский Ярослав Мудрый вел наРуси активное строительство каменных храмов. Этотисторический факт служит примером проявления социальной (ого)

    происхождения 2)адаптации 3)роли 4) мобильности

26. Представление о том, что ученик должен отвечать на уроке, является примером

    социальной мобильности 2)социального положения

3)социального статуса 4)социальной роли

Вариант 2

27. К достигаемым относится статус

    француз 2) флегматик 3)президент в США 4)представитель касты брахманов в Индии

28. К предписанным относится статус

    женщина 2)жена 3) мать 4)волейболистка

29. Социальная роль - это

    социальное положение человека в обществе

    изменение положения личности в социальной структуре

3)определенная модель поведения, отвечающая ожиданиям окружающих права и обязанности личности

30. Верны ли следующие суждения о социальной роли?

А. Социальная роль включает в себя набор прав и обязанностей.

Б. Для каждого статуса характерно выполнение одной социальной роли.

    верно только А 2)верно только Б

3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

31. Социальный престиж - это

    социальная значимость, привлекательность той или иной профессии

    социальное положение человека в обществе, которое характеризуется его способностями, образованием

    социальное перемещение индивида от низкого к более высокому статусу

    социальное поведение индивида, определяемое его социальной ролью

32. Оценка общественной значимости позиций, занимаемых людьми, называется

33. Под социальным неравенством понимается

    изменение в статусе человека

    освоение индивидом разных социальных ролей

    выделение в обществе разных социальных групп

    различие людей в доступе к социальным благам

34.Социальная стратификация представляет собой

    социальное различие, неравенство в положении людей

    результат взаимодействия внутри общественной группы

    любые изменения в статусе личности

    освоение индивидом социальных норм

35. Различный доступ людей к социальным благам отражен в понятии

    социальное происхождение 2)социальное неравенство

3)социализация 4) социальная мобильность

36. Перемещение людей из одной социальной группы в другую составляет суть понятия

    социальная мобильность

    социальная стратификация

    социальная адаптация

    социальная стабильность

    37. В Древнем Риме рабы не имели права наследовать имущество, участвовать в общественной жизни, вступать в брак. Это пример проявления социального (-ой)

    стабильности 2)мобильности 3)неравенства 4)эволюции

38. Восходящую вертикальную социальную мобильность иллюстрирует пример

1) актер перешел из одного областного театра в другой

2) баскетбольный тренер перешел из одной команды высшего дивизиона в другую

3) начальник цеха получил приглашение занять должность главного конструктора завода

4) лейтенант был разжалован в прапорщики

39. Многие римские императоры являлись выходцами из простых солдат. Данный факт - пример проявления

1) социальной стратификации

2) социального статуса

3) горизонтальной социальной мобильности

4) вертикальной социальной мобильности

40. Окончив институт, М. пришел работать в школу учителем. Через 15 лет его назначили на должность директора этого учебного заведения. Данный факт является примером

    горизонтальной социальной мобильности

    социальной стратификации

    социализации

    вертикальной социальной мобильности

41. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А. В процессе социальной мобильности происходит перемещение людей в рамках социальных страт.

Б. В процессе социальной мобильности происходят изменение статуса только индивидов и никогда социальных групп.

1)верно только А

    верно только Б

    верны оба суждения

    оба суждения неверны

42. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А. Под социальной мобильностью понимается перемещение человека из одной социальной группы в другую.

Б. Под социальной мобильностью понимается в первую очередь увеличение уровня дохода человека.

    верно только А

    верно только Б

    верны оба суждения

    оба суждения неверны

43. Социальные нормы

    неизменны на протяжении всей истории человечества

    одинаковы для всех обществ

    неукоснительно выполняются всеми членами общества

    распространяются на всех членов общества

44. Древнейшей социальной нормой, выработанной
человечеством, является

    мораль 2)традиция 3)вежливость 4)табу

45. Для всех социальных норм характерен следующий признак

    закрепление в нормативных актах

    выражение общественного мнения

    обеспечение принудительной силой государства

    выполнение роли регулятора поведения людей

46. Мера, принимаемая против стороны, которая нарушила правила поведения, называется

1) презумпцией 2)санкцией

    девиацией

    фикцией

47. К социальным нормам не относится

    обязанность заботиться о престарелых родителях

    обязанность здороваться, когда человек входит в помещение

    запрещение разбирать электроприбор, если он подключен к электричеству

    запрещение переходить улицу на красный сигнал светофора

Вариант 3

48. Эстетические нормы

    закреплены в официальных документах

    обеспечены силой государственного принуждения

3) отражают представления о прекрасном и безобразном

4) представлены религиозными запретами и предписаниями

49. Предписания снимать пальто и шляпу при посещении театра, не шуметь во время спектакля иллюстрируют социальные нормы

    этикет 2)морали 3)права 4)религии

50. Преступное поведение, нарушающее формальные нормы, называется

    конформистским

    девиантным

    неформальным

    делинкветным

51. Новаторство является формой

    негативного отклоняющегося поведения

    позитивного отклоняющегося поведения

    неправомерного поведения

    неотклоняющегося поведения

52. Молодой талантливый актер, стремящийся к популярности, имеет обыкновение носить странные, необычные наряды. Этот пример иллюстрирует поведение

    соответствующее обычаям

    нарушающее нормы права

    негативное отклоняющееся

    позитивное отклоняющееся

53. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А. Отклоняющееся поведение всегда приводит к позитивным последствиям.

Б. Отклоняющееся поведение всегда расценивается как негативное явление.

    верны оба суждения 4)оба суждения неверны

54. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А. Отклоняющееся поведение может быть социально одобряемым.

Б. Проявлением отклоняющегося поведения является

участие в предвыборной кампании.

1)верно только А

    верно только Б

    верны оба суждения

    оба суждения неверны

55. Система способов воздействия общества, социальных групп на личность - это

1) социальный статус 2)социальный контроль

    социальная норма

    социальная санкция

56. К числу неформальных негативных санкций относится

    осуждение

    штраф

    выговор

57. Верны ли следующие суждения о функциях социального контроля?

А. Социальный контроль служит достижению и поддержанию социальной стабильности в обществе.

Б. Социальный контроль способствует формированию самоконтроля.

    верно только А

    верно только Б

    верны оба суждения

    оба суждения неверны

58. Верны ли следующие суждения о самоконтроле?

А. Совесть - проявление внутреннего контроля.

Б. Чем выше уровень самоконтроля у человека, тем регулятивная функция внешнего контроля проявляется меньше.

    верны оба суждения 4)оба суждения неверны

59. Официальной формой выражения одобрения со стороны начальства для человека является

    устная характеристика

    лестный отзыв на собрании коллектива

    доброжелательное отношение

    вручение премии

60. Милиционер получил строгий выговор за превышение полномочий во время спецоперации по борьбе с
уличной преступностью, в которой пострадали более десяти жителей города. Данное взыскание является проявлением санкций

    формальных позитивных

    формальных негативных

    неформальных позитивных

    неформальных негативных

61. Известный бизнесмен учредил именную стипендию для студентов-отличников. Это пример социального (-ой)

    нормы

    санкции

    стратификации

62. Семью как малую группу характеризует

    общность политических взглядов

    общность быта

    получение образования

    осуществление профессиональной деятельности

63. Семья относится к социологическому понятию

    институт 2)престиж 3)статус 4) мобильность

64. Элементом механизма самоконтроля не является

    общественное мнение

    индивидуальное сознание 3)совесть

4) коммуникация

65. Верны ли следующие суждения о психологических особенностях молодежи?

А. Для подростка важны в первую очередь внешние события, поступки, друзья.

Б. В юношеском возрасте большее значение приобретает внутренний мир человека, открытие собственного «Я».

1)верно только А 2)верно только Б

    верны оба суждения

    оба суждения неверны

66. Какой признак отличает молодежь как социальную группу?

    однородность, отсутствие дифференциации

    общность политических убеждений

    сходные черты поведения

    единство уровня доходов

Вариант 4

67. Принадлежность к семье А. предоставляет ее членам возможность получить известность в научных кругах. Данный пример отражает функцию семьи

1) эмоционально-психологическую 2)воспитательную

    защитную

    социально-статусную

68. Верны ли следующие суждения о молодежи?

А. Для молодежи характерен публичный отказ от существующей идеологии.

Б. Для молодежи характерно наличие собственных убеждений, ценностей.

1)верно только А

2)верно только Б

    верны оба суждения

    оба суждения неверны

69. Признак этнической социальной общности

    сословное деление

    единое гражданство

    язык и культура

    религия и мораль

70. Определение: «Совокупность родов, связанных между собой общностью культуры, происхождения, диалекта, религиозных представлений, обрядов» относится к понятию

1) семья 2)народ 3)племя 4)нация

71. Наименование принадлежности лица к какой-либо этнической группе

    народ 2национальность 3)нация 4)племя

72. Верны ли следующие суждения об этническом самосознании народа?

А. Этническое самосознание народа фиксирует унаследованные культурные традиции, понимание своего места среди других народов.

Б. Этническое самосознание народа еще не сформировалось на такой стадии развития этноса, как племя.

1) верно только А 2)верно только Б

    верны оба суждения 4) оба суждения неверны

73. Верны ли следующие суждения о нации?

А. Люди, принадлежащие к одной нации, объединены общностью исторических и культурных традиций.

Б. Люди, принадлежащие к одной нации, всегда говорят на одном языке.

1) верно только А 2)верно только Б

    верны оба суждения 4)оба суждения неверны

74. Определение: «Идеология и политика, состоящие в проповеди национальной исключительности и национального превосходства, направленные на разжигание национальной вражды и натравление одной нации на другую в интересах одной нации» относится к понятию

    ксенофобия 2) геноцид 3)дискриминация 4)национализм

75. Верны ли следующие суждения о тенденциях в развитии наций на современном этапе?

А. Процесс сближения, объединения наций на основе экономической интеграции.

Б. Процесс дифференциации наций, выражающийся в их стремлении к самоопределению.

    верно только А 2)верно только Б

3)верны оба суждение 4)оба суждения неверны

76. Тенденцию к межнациональной интеграции в обществе отражает

    сепаратизм

    сближение народов

    национальная изоляция

    национальная дифференциация

77. Причиной возникновения конфликтов на этнической почве является (-ются)

    усиление инфляционных процессов в экономике

    ущемление прав национальных меньшинств

    экологические проблемы в регионах

    имущественная дифференциация населения

78. Геноцид - это

    политика насильственного обособления населения на основе расовой дискриминации

    политика, направленная на уничтожение какой-либо национальной, этнической или религиозной группы

    ограничение или лишение прав отдельных групп людей по национальным, политическим или другим социальным признакам

    идеология и политика приоритета национального фактора в общественном развитии

79. В демократическом государстве национальная политика реализуется через

    гарантирование прав малочисленных народов

    конституционное закрепление национального избирательного ценза

3) предоставление прав гражданам по национальному признаку

4) ограничение использования национального языка

80. Верны ли следующие суждения о социальной напряженности в обществе?

А. Социальная напряженность в обществе характеризуется утратой доверия к власти.

Б. Социальная напряженность в обществе характеризуется стихийными массовыми действиями.

1)верно только А 2)верно только Б

3)верны оба суждения 4) оба суждения неверн

В2. 1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «социальная норма».

Санкция; социальный контроль; девиантное поведение; социальная общность; самоконтроль.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «социальная норма».

Ответ: .

2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «национальная политика».

Ассимиляция; расизм; дискриминация; стратификация; этническая чистка.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «национальная политика».

Ответ: .

3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «социальный конфликт».

Компромисс; переговоры; арбитраж; реабилитация; свидетели.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием « социальный конфликт ».

Ответ: .

Среди студентов вузов был проведен анонимный опрос об их национальной принадлежности. Полученные результаты

Ответы к тесту
1. 4
2. 3
3. 2
4. 4
5. 4
6. 4
7. 3
8. 2
9. 3
10. 2
11. 4
12. 3
13. 3
14. 1
15. 3
16. 3
17. 3
18. 4
19. 2
20. 1

1. К социальной сфере жизни общества относится институт
1) производства
2)государства
3)религии
4) семьи
2. Сотрудничество нескольких индивидов для решения общей задачи называется
1) поступком
2)конфликтом
3)кооперацией
4)конкуренцией
3. Определение: «Установленные в обществе правила, образцы поведения, регулирующие жизнь людей» относится к понятию
1) социальный статус
2) социальные нормы
3) социальные ценности
4) социальный престиж
4. Что из перечисленного подпадает под определение социальной группы?
1) семья
2) социальный слой
3) производственное объединение
4) все перечисленное выше
5. Определение: «Социальные группы, выделяемые на основании отношения к собственности и получаемой доле общественного богатства» относится к понятию
1) сословия
2)нации
3)страты
4) классы
6. В процессе социализации индивид осваивает социальные
1) профессии
2) статусы
3) позиции
4)роли
7. Верны ли следующие суждения о социальных отношениях?
А. Социальные отношения - это отношения национальных, демографических, классовых, профессионально-образовательных, социальных общностей.
Б. Социальные отношения - это политические и экономические отношения между социальными группами.
1)верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8. Совокупность всех функционирующих в обществе общностей называется социальным (ой)
1) институтом
2) структурой
3)средой
4) группой
9. Временной социальной общностью является
1) класс
2) нация
3)очередь
4)страта
10. Молодежь, женщины, старики - это социальные общности
1) территориальные
2) демографические
3) этнические
4) культурные
11. К малой социальной группе относится (относятся)
1) интеллигенция
2) преподаватели
3) выпускники школ
4) семья
12. К этносоциальным группам принадлежат
1) сословия
2) касты
3) народности
4) классы
13. Рабочие, инженеры, учителя составляют общность
1) политическую
2) демографическую
3) профессиональную
4) этническую
14. Средний класс, .
1) выполняет функцию стабилизатора общества
2) выполняет деструктивную социальную функцию
3) является социальной прослойкой между рабочим классом и крестьянством
4) возникает в результате уничтожения частной собственности
15. Какое социологическое понятие используется для
обозначения общественной группы, занимающей промежуточное, неустойчивое положение в социальной структуре?
1) пролетариат
2) интеллигенция
3) маргиналы
4) люмпены
16. Понятие, используемое в социологии для определения тех, кто оказался на социальном дне
1)страта
2) маргинал
3) люмпен
4) плебей
17. Верны ли следующие суждения о социальных группах?
А. Основанием выделения социальных групп может являться признак этнической принадлежности.
Б. Основанием выделения социальных групп может являться демографический признак.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
18. Какую категорию населения относят к люмпенам?
1) безработных
2) интеллигенцию
3) молодежь
4) нищих
19. Среди студентов вузов был проведен анонимный опрос об их национальной принадлежности. Полученные результаты объединяют группы опрошенных на основа-нии общности
1) демографической
2)этнической
3) профессиональной
4) экономической
20. Верны ли следующие суждения о видах социальных групп?
А. Русские, белорусы и украинцы являются этническими группами.
Б. Мужчины, женщины, дети, пожилые люди представляют собой профессиональные группы.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Итак, в порядке рабочего определения можно сказать, что социальная структура общества есть целостная совокупность всех функционирующих в нем общностей, взятых в их взаимодействии.

I. ЭТНИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

Все структуры составляющие в своей совокупности и взаимодействии социальную структуру общества, имеют двоякое происхождение. Две из них - этническая и демографическая - по своим корням связаны с биологической природой человека и в самой значительной степени, хотя и под эгидой социального, представляют это биологическое в общественной жизни. Три другие - поселенческая, классовая, профессионально-образовательная - социальны в полном смысле слова, то есть цивилизационны, и сложились в результате трех великих общественных разделений труда, перехода к частной собственности и классообразования.

Коль скоро избран исторический подход к последовательности рассмотрения каждой из пяти структур, то вполне естественно, что начаться он должен со структур биосоциальных, а еще конкретней - с анализа этнической структуры общества, поскольку имен-

но этнические образования (род, племя) представляли собой первоначальные социальные общности, а демографическая структура, в силу этого, была ничем иным, как демографической структурой этноса.

Доклассовое общество выработало свои, обусловленные в конечном счете технологическими и экономическими причинами, формы общности людей - род и племя.

Род представлял собой объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, общим языком, общими обычаями и верованиями. Род был основной ячейкой первой в истории общественно-экономической формации, причем ячейкой многофункциональной: не только этнической, но и производственной и социальной. Экономической основой рода являлась общинная собственность на землю, охотничьи и рыболовные угодья. Такие производственные отношения (включая уравнительное распределение продуктов) соответствовали крайне низкому уровню производительных сил.

Более высокой исторической формой общности людей в пределах той же первобытно-общинной формации явилось племя - объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделившихся друг от друга родов. Как и род, племя продолжает оставаться этнической категорией, поскольку в основе ее продолжают оставаться кровно-родственные связи. И в то же время образование племени уже положило начало расчленению единой многофункциональной общности. Поскольку племя несло лишь часть общественных функций (хозяйственной ячейкой оставалась родовая община), то тем самым было положено начало обособлению этнической общности от непосредственно хозяйственных функций. Когда возникает парная семья, появляется тенденция к обособлению семейно-брачных отношений, кровно-родственных связей от этнических общностей.

В основу следующей, более высокой формы общности - народности, легли уже не кровно-родственные, а территориальные, соседские связи между людьми. В. И. Ленин критиковал в свое время Н. К. Михайловского, не понявшего этого принципиального отличия народности от племени. По Михайловскому, народность есть просто разросшееся племя. Таким образом, он не видел распада, предшествовавшего возникновению народностей родоплеменных связей и формированию на этой основе принципиально новой исторической формы общности людей - уже не сугубо этнической, а социально-этнической. Мы знаем немало таких народностей, которые образовались не только из различных этнических групп (болгарская, венгерская), но и различных рас (например, итальянцы). Процесс этот был

очень длительным: "сосуществование" племен и народностей характерно для всего периода рабовладельческого общества, а своего развитого состояния народности достигают лишь при феодализме. Народность - это исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, известную общность культуры, зачатки экономических связей.

К анализу этой общности в ее взаимосвязях с нациями, крупномасштабным членением исторического процесса и т.д. мы будем еще возвращаться. Сейчас же отметим только следующее: необходимость соблюдения принципа историзма при исследовании природы и сущностных черт народностей.

Во-первых, народности претерпевают в ходе своего развития самую настоящую метаморфозу, в связи с чем было бы ошибочно отождествлять народности эпохи рабовладения с народностями эпохи феодализма. Встречающееся в литературе предложение различать первичную народность, возникшую непосредственно из разложения родоплеменных общностей, и вторичную, представляющую собой дальнейшее развитие первичной, позволяет подойти к анализу народностей конкретно-исторически.

Во-вторых, народности принадлежит определенное историческое место между родоплеменными общностями и нациями под углом зрения такого критерия, как степень развития внутриобщностных экономических связей. В первобытных общностях господствовало натуральное хозяйство, для наций, как мы вскоре увидим, характерна экономическая целостность на базе развитой специализации и разделения труда между отдельными районами страны. Народность еще не может "похвастаться" такой целостностью экономической жизни, но она уже выгодно отличается от исторически предшествующих ей этносов серьезными подвижками в этом отношении. Эволюция сугубо натурального хозяйства в натурально-товарное как нельзя лучше выражает эти подвижки.

Формирование следующей, еще более высокой формы общности людей - нации - совершенно справедливо и в марксистской, и в немарксистской литературе связывается с развитием капитализма. При этом отнюдь не игнорируется то обстоятельство, что все предшествовавшее капитализму экономическое, политическое и духовное развитие общества явилось подготовкой материальных и духовных предпосылок для образования наций. И все же в докапиталистическом обществе нации вызреть не могли. Если такие предпосылки консолидации народностей в нации, как общность территории, общность языка, определенные черты культурной общности, зачатки хозяйственной целостности, можно обнаружить еще при феодализме, то становление общности экономической жизни связано уже с процессом генезиса и утверждения капитализма, сломавшего всякого

Общность - совокупность людей, объединяемая общими признаками и отношениями.

Социальная стратификация

Элементы социальной структуры общества

Понятие и основные признаки социальной сферы жизни общества

План

Социальная сфера жизни общества

Каждый человек вплетен в сложную систему со своим окружением. Он является представителем и конкретного государства и определенной этнической общности и соответствующей религиозной конфессии и т.д. Человечество состоит из многообразных социальных групп. При этом класс, нация, народ, община, трудовой коллектив и т.д. - это социальные общности, которые являются главным признаком социальной сферы.

Социальные общности отличаются друг от друга рядом черт: спецификой потребностей и интересов, ценностей и норм, местом в общественном разделении труда; степенью социальной однородности и устойчивости. Различия между социальными общностями имеются также в их количественном составе. Самыми крупными (или большими) оказываются расы, нации, классы, к малым относятся социальные группы – трудовые коллективы в цехах заводского предприятия, больницах, а также такой важнейший институт общества как семья.

Виды социальных общностей, по Ю.В. Бромлею (1921-1990):

· временные и устойчивые общности, охватывающие многие по­коления людей;

· общности, ограниченные малыми территориями и экстерриториальные;

· общности с синхронным и диахронным харак­тером взаимодействия;

· общности, складывающиеся объективно, по­мимо воли и сознания включенных в них индивидов, и общности, возникшие на базе сознательного целеполагания;

· общности макро- и микро-уровней.

Она включает два компонента:

· Социальные связи между элементами;

· Социальный состав – набор элементов, входящих в социальную структуру.

Социальная структура общества представляет собой сложное и многоплановое образование. В ней выделяются различные по характе­ру, масштабу, общественной роли социальные общности, которые имеют двоякое происхождение. Этническая, расовая, половая и возрастная – по своему происхождению связаны с биологической природой человека. Они, хотя и под эгидой социального, представляют биологическое в общественной жизни. В то время как поселенческая, классовая, профессионально-образовательная – социальны в полном смысле слова и сложились в результате великих общественных разделений труда, перехода к частной собственности и классообразования.

Между тем, все вышеперечисленные структуры взаимосвязаны друг с другом, что проявляется в их взаимодействии по поводу удовлетворения их потребностей и реализации интересов. При этом они вступают в определенные социальные отношения (экономические, социальные, политические и духовные), которые складываются между субъектами по поводу удовлетворения их социальных потребностей в соответствующих условиях труда, потреблении материальных благ, улучшении их быта и отдыха, получении образования, доступе к предметам духовной культуры. В настоящее время вполне определенно заявляют о своих потребностях и интересах не только значительная часть рабочих, крестьян, интеллигенции и предпринимателей, но и представители таких социально-демографических групп, как молодежь, женщины, старшее поколение людей. То же можно сказать и о национальных общностях. В условиях обновления общества каждая нация, народность, этническая группа стремится полнее реализовать свои экономические, политические и духовные интересы.


Важной стороной функционирования социальной структуры общества является социальная мобильность. Речь идет о переходе людей из одних социальных групп и слоев в другие.Так, например, когда крестьянин переезжает в город и становится рабочим завода, он переходит не только из сельского слоя общества в городской, но становится представителем другого класса и профессиональной группы. Социальное положение меняется также тогда, когда дети рабочих и крестьян становятся интеллигентами, а дети интеллигентов – предпринимателями. Изучение социальной мобильности имеет государственное значение. Необходимо иметь полные представления о происходящих в обществе социальных перемещениях, знать их причины, чтобы контролировать и воздействовать на них в интересах сохранения не только целесообразной социальной динамики, но и стабильности общества.

Можно отметить две основные тенденции в развитии социальной структуры современного общества. Первая из них заключается в активном процессе дифференциации общества, появлении новых социальных групп. Например, резкое расслоение общества на бедных и богатых, пошатнувшееся социально-экономическое положение многих людей и социальных групп порождают острые социальные противоречия. Появляется объективная необходимость повышения уровня социальной защищенности многих людей. Имеется в виду не только оказание им соответствующей материальной помощи, но и поддержка в адаптации в новых условиях – приобретение новых профессий, освоение новых для них видов профессиональной деятельности.

Вторая тенденция обусловлена идущими в мире интеграционными процессами в экономике, которые воздействуют на развитие социальной структуры общества. Сближаются условия труда, его характер и содержание у представителей различных социальных групп. Это ведет к сближению других условий их жизни, а также структуры их потребностей и интересов.

В своей социальной политике государство должно учитывать обе эти тенденции, что направлено на регулирование отношений между всеми социальными группами, на согласование их интересов. Главное здесь создание условий для их нормальной жизнедеятельности и повышения их благосостояния, соблюдая при этом принципы социальной справедливости.

Под социальной структурой понимается расслоение и иерархическая организация различных слоёв общества, а также совокупность институтов и отношений между ними.
Страты - большие группы людей, отличающихся по своему положению в социальной структуре общества.
Причиной социальной стратификации является естественное и социальное неравенство.
Неравенство - это неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества - денег, власти, образования, престижа между различными стратами.

Исторические типы стратификационных систем

Наименование Сущность Характер общества
Рабство форма максимально жёсткого закрепления людей в низших стратах.
Раб - говорящее орудие труда, собственность другого человека, лишён всех прав и свобод
«Закрытое общество», социальные перемещения из низших страт в высшие либо запрещены, либо существенно ограничены
Кастовая пожизненное закрепление человека за определённой стратой по этническому или религиозному признаку
Членство в касте человека определяется только рождением, передаётся по наследству, жёсткая регламентация. Социальная мобильность отсутствует.
Например, в Древней Индии существовали четыре основные касты:
а) брахманы — священнослужители;
б) кшатрии — воины;
в) вайшьи — купцы;
г) шудры — крестьяне, ремесленники, рабочие.
Особое положение занимали чандалы - неприкасаемые, которые не входили ни в одну касту и занимали низшую позицию
Сословная Деление людей на группы - сословия, которые обладают закреплёнными в законе или обычае правами и обязанностями и привилегиями, передаваемыми по наследству (дворянство, духовенство, казачество, крестьянство). Принадлежность к определённому сословию могла быть приобретена за деньги, дарована властью за службу
Классовая Деление людей на большие группы, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.
В зависимости от исторического периода в обществе выделяют в качестве основных следующие классы:
а) рабов и рабовладельцев;
б) феодалов и зависимых крестьян;
в) буржуазии и пролетариата;
г) средний класс
«Открытое общество»: социальные перемещения из одной страты в другую свободны

Поскольку всякая социальная структура представляет собой совокупность всех функционирующих социальных общностей, взятых в их взаимодействии, в ней могут быть выделены следующие элементы:


Социальная мобильность - изменение места, занимаемого индивидом или группой людей в обществе.

Социальные лифты (каналы социальной мобильности) - социальные институты, способствующие социальной мобильности: брак, профессиональная деятельность, образование, армия, СМИ, партийная деятельность.
Виды социальной мобильности:
- индивидуальная и групповая;
- межпоколенная и внутрипоколенная;
- организованная и стихийная;
- структурная - вызвана изменениями в структуре экономики;

Значение социальной мобильности

Позитивное значение Отрицательные последствия
для человека
- реализация личностных качеств человека;
- выработка реалистической самооценки;
- выбор более реалистических целей;
- появляются возможности создания новых групп, новых идей, нового опыта
- индивид утрачивает свою групповую принадлежность, становится маргиналом, ему теперь необходимо приспосабливаться к новой группе;
- проявление напряжённости в отношениях с другими людьми
для общества в целом
- предотвращается застой в социальной структуре общества, происходит обновление элиты;
- способствует интеллектуальному и научному прогрессу, формирует новые ценности и социальные движения;
- общество освобождается от устаревших элементов
- повышает социальную напряжённость, вызывает конфликты;
- дестабилизирует общество;
- происходит разрыв социальных связей