Самые известные инквизиторы. Сообщество Империал: Известные Инквизиторы - Сообщество Империал

Портретами именно этих людей были увешаны стены кабинета рейхсфюрера СС Гиммлера. И доктрина борьбы фашистов с недочеловеками очень сильно напоминала борьбу инквизиторов с чародеями средневековья. Только вместо чародеев нацисты своими мишенями избирали уже евреев, русских, поляков, цыган и прочих, кто «не вышел формой черепа».

Александр VI (Папа)
XV век. В это время инквизиция громила ведьм поголовно. Папа Иннокентий VIII буллой распространял влияние инквизиции на всю территорию Германии, при этом полагаясь на полномочия, которые ему были даны папой Александром VI. Шел период, в который инквизиция не чувствовала никакого сопротивления со стороны антиколдовского фанатизма. Александр VI бесконтрольно правил в период с 1492 по 1503 гг.

Бальтазар Беккер
1634-1698 гг. Голландец. В написанном им в 1691 году труде «Околдованный мир» выступал против учений о колдовстве, демонологии и магии. За этот весомый труд он поносится проклятиями со стороны практически всего писательского общества того времени. Единственным вставшим на его защиту был главный магистр Амстердама, который, несмотря на все препоны светского общества, продолжал выплачивать ему жалование священника и открыто выступал против его высылки из Голландии.
Личность Беккера была также ненавистна и духовенству - за то, что в своем знаменитом труде, кроме развенчания колдовства как такового, он пытался рассказать миру о том, с какой целью инквизиторы выступают против ведьмовства и колдовства. Достаточно одиозная фигура, напоминающая анархистов конца XX века. Но умер Бальтазар Беккер отлученным от церкви примерно в 1698 году.

Питер Бинсфельл
Пожалуй, самый крупный авторитет Германии из числа всех известных инквизиторов. Его учение против колдовства в течение 1540-1603 годов цитировали все католические и протестантские приходы в Германии.
Основной идеей учений Бинсфельда была тема возможности принятия на веру признание ведьм против их сообщников. По его личному убеждению, можно былопонять, что дьявол не проникает в тела невинных грешников, а лишь в тех, кто крайне виноват перед создателем, тех, кто грешил, грешит и грешить будет. Он говорил, что лучше пытаться защищать виновных, чем слушать разговоры невиновных, а лишь подозреваемых. При его неусыпном руководстве начала раскручиваться структура тайных доносов соседа на соседа, друга на друга и родственника на родственника...

Анри Боге
1550-1619 гг. «Судебное руководство по наказанию ведьм», написанное Анри Боге за довольно длительный период времени, выдержало двенадцать переизданий. Это самая авторитетная работа того времени, которую можно назвать неким видом средневекового демониари-ума. Будучи председателем верховного суда и знаменитым адвокатом, Анри Боге самостоятельно провел ряд громких процессов против сект, обнаруженных инквизиторами. Всех обвиненных Анри Боге казнили. В течение процессов он лично допросил более сорока ведьм, и ни одна из них не была помилована.
Основная идея его руководства процессами - сожжение всех ведьм на одном гигантском костре. Именно это поддерживалось священниками, политиками и философами того времени, стоящими на стороне инквизиции. Интересно то, что семья Анри Боге несколько раз - и, к сожалению, безрезультатно - пыталась воспротивиться выходу в свет его трудов.

Лоран Борделон
1653-1730 гг. Родившись в Бурже, он впоследствии стал армейским капелланом и весьма именитым писателем, вставшим на сторону борцов против ведьм и колдунов. К его мнению прислушивались люди из правящих кругов Франции. Бытует мнение, что им было основано тайное движение, в которое, возможно, входил известный литератор Сирано Де Бержерак, включавший в свои произведения элемент пародийности, отражающий его личное отношение к колдовству и демонологии. Например, Люцифера он называл безмозглым ослом с огромными ушами, которые мешают ему рассмотреть истину.

Буве Ле Сьер
1641 г. Этот человек прославился тем, что впервые в истории инквизиции составил общие сведения для ведения протоколов на судах против ведьм и колдунов. Практически все еретики в его трактате приравнивались к богохульникам и всех их следовало казнить без сожаления.

Личный опыт Буве ле Сьера, приобретенный на посту провост-генерала в Италии, пригодился ему в точном описании действий судей на допросах. Он четко описывал ситуации, в которых даже бывалые судьи могли бы проколоться. Так, например, Ле Сьер пояснял, каким образом нужно себя вести в том случае, если обвиняемый болен лихорадкой или сифилисом, или «в какой момент допроса судья должен отвлекать свою жалость к обвиняемому, дабы не уменьшить его участь...»

Франц Бьюэрман
Этот человек был идолом для Адольфа Гитлера. Дело в том, что судов, которые беспристрастно вел Бьюэрман, боялись все без исключения. А за глаза его звали «Кровавым молотом». Один из писателей-современников судьи-изувера очень точно описывал свое состояние, в котором он пребывал на одном из судов с участием Бьюэрмана: «Мне казалось, что судья сам чем-то походит на демона, в связи с которым на сей раз обвиняли бедную, несчастную Эльзу. Находясь на ее месте я предпочел бы оказаться в лапах самого свирепого хищника на земле, нежели перед трибуналом Франца Бьюэрмана...»

Однажды, находясь в поездке по городам и весям, он приказал сжечь без промедления более ста пятидесяти (!) человек из трехсот (!) подозреваемых в колдовстве.

Будучи разъездным судьей и наделенный особыми полномочиями, Бьюэрман мог легко отменять решения любого местного суда, заседание которого он тайно посещал. Но, как и в других случаях, Бьюэрман, будучи садистом по натуре, кроме всего прочего, неплохо зарабатывал на смертях невинных людей. Большая часть конфискованного у людей, обвиняемых в колдовстве - имущества отходило к нему лично.

В 1636 году, находясь в Зисбурге, Бьюэрман вдруг обнаружил, что его собственный палач - черный колдун... Решение пришло практически мгновенно - этот каратель приказывает другому палачу сжечь прежнего. И несчастный палач-колдун тут же - без суда и следствия! - был брошен на костер. Правда, любвеобильный Бьюэрман прежде увидел этого несчастного человека в объятиях пьяной проститутки...

Генрих VIII
В годы правления короля Генриха VIII вышел в свет первый в истории Англии билль, действующий против чародейства и колдовства.

Пауль Гриландус
Составленный Паулем Гриландусом трактат о ведьмах содержал примеры уничтожения ведьм и колдунов самыми изощренными методами. В нем довольно ярко описывались различные способы обнаружения богохульников. К колдунам и ведьмам Гриландус причислял и гадалок. Фанатизм этого инквизитора доходил до того, что Гриландус, увидев свою благоверную супругу с любовником, приказал немедленно схватить их и бросить в тюрьму как злостных богоненавистников. Впоследствии женщина была признана судом ведьмой и в присутствии бывшего супруга сожжена на костре.

Королева Елизавета
В период с 1547 по 1563 год в Англии практически не было законов, по которым колдовство признавалось как тяжкое преступление... Однако уже в 1563 году на престол взошла королева Елизавета. И всего через месяц подверглись аресту и были посажены в тюрьму некие сэр Энтони Форескью, Артур и Эдмонд Поллами, которые значились в (!) племянниках кардинала. А чуть позже схватили еще пять человек. Кстати, всех арестованных официально обвинили в составлении ложного гороскопа королеве Англии, в котором якобы говорилось о ее скорой кончине. Вполне естественно, что никакой монарх такого бы не вынес, ведь подобные вольности в ту пору приравнивались к действительному свержению монарха.

В 1581 году в Англии вышел закон, в котором говорилось примерно следующее: «Любая попытка колдовства впредь рассматривается как государственная измена!»

Нетрудно нащупать причины, побудившие королеву издать такой странный закон. Дело в том, что арестованные, о которых говорилось ранее, были протестантами - вот истинная опасность для королевы. Примерно в то же время колдовство было признано самым опасным и всех возможных преступлений. Перечислим основные положения этого документа:

Смертная казнь за убийство при помощи колдовства;
- годичное заключение с покаянием у столба за колдовство, не приведшее к смертельному исходу;
- конфискация имущества ведьм и колдунов при повторном осуждении, связанным с гаданием;
- конфискация имущества за покушение на убийство путем применения магии;
- конфискация имущества за супружескую измену.

Бенедикт Карпцов
1595-1666 гг. Этот судья слыл настоящим головорезом. Доподлинно известно, что он в разные годы лично подписал смертные приговоры более двум тысячам обвиненных в колдовстве.

Современники, описывающие Бенедикта Карпцова, в один голос утверждали, что он прочел Библию более пятидесяти трех раз, все время - каждую субботу - посещал церковь и причащался не менее одного раза в месяц.

Ульрих Молитор
Доктор права Падуанского и профессор Констанцского университетов, знаменит своим литературным трудом, написанным под впечатлением книг Шпренгера и Инститориса.

В своем нетленном сочинении Ульрих Молитор вставлял не только строки из священного писания, но и цитаты из книги, посвященной королю Артуру.

Невольно призадумываешься: а не подтверждается ли еще одна теория появления инквизиции - конкуренция? Дело в том, что цитаты из подобных книг тогда приравнивались к занятиям колдовством и магией. Ведь известно давно, что в книге о короле Артуре неплохо представлен другой загадочный персонаж этого труда - знаменитый волшебник Мерлин.

В Испании, от страха онемелой,
Царили Фердинанд и Изабелла,
Но властвовал железною рукой
Великий инквизитор над страной...
Он был жесток, как повелитель ада,
Великий инквизитор Торквемада.
— Г. Лонгфелло «Торквемада»
Основатель испанской инквизиции родился около 1420 года в маленьком кастильском городке Торквемада в семье служителя Доминиканского ордена Иоанна Торквемады. Само название города, так же как и фамилия Великого инквизитора происходит от слова torre cremate — «горящая башня».
Согласно местным преданиям, там когда-то сгорел феодальный замок, который принадлежал предкам Томаса. От одного из слуг мальчик узнал, что его бабушка Инесс, как и его родной дядя Хуан де Торквемада, кардинал и теолог, были «конверсо», то есть крещеными евреями. Для Томаса это открытие стало настоящим потрясением, ведь евреи, как и мавры-мусульмане, являлись злейшими врагами христианства. А Торквемада всегда был образцовым католиком.
Возможно, именно это знание и послужило толчком к его будущей деятельности. Томас решил, что должен очиститься в глазах Господа, для чего ему необходимо проявлять особое рвение в борьбе с врагами христианской веры. Так как его отец был служителем церкви, то с образованием у Томаса проблем не возникло, а ребёнком он был весьма одарённым, в чём потом многие убедятся.
Когда Томасу исполнилось двенадцать, он покинул дом и отправился в монастырскую школу, которую закончил с отличием. В 1451 году в возрасте 31 года Томас Торквемада вступает в Доминиканский орден и с этого момента, собственно, и начинается история инквизитора как таковая.
Как я уже писала в предыдущей статье, Испания до 1492 года представляла собой 4 отдельных государства, одним из которых был Гранадский эмират. Здесь жило большинство испанских евреев. Из 16 миллионов жителей Испании мусульмане в то время составляли 3 миллиона, а евреи — почти миллион. Инаковерующие, а следовательно, еретики, отступники, колдуны и ведьмы, враги в глазах церкви и государства. Против всех этих «врагов» молодой Торквемада обратил свои гневные проповеди. Ораторский талант он начал проявлять, поступив в доминиканский монастырь Сан-Педро. По округе разнеслась молва не только о красноречии, но и благочестии молодого монаха — он не ел ни мяса, ни рыбы, носил грубую шерстяную хламиду и спал на голых досках. Скоро Томасу начали предлагать высокие должности в Мадриде, но он каждый раз отказывался. Согласился только занять пост настоятеля обители Святого Креста в Сеговии (область Кастилии). И судьба подарила ему головокружительный взлет.
Этот маленький монастырь посещали представители высшего кастильского общества, в том числе королева-мать с маленькой дочерью Изабеллой. В 1459 году монах стал духовником семилетней инфанты. Стоит отметить, что Изабелла воспитывалась под влиянием матери, которая была ревностной католичкой и отчасти переняла у неё эту фанатичность. Торквемада ухватился за это и пробыл в роли духовного наставника до конца своей жизни. Влияние на Изабеллу он имел сильнейшее, будучи ярой католичкой, Изабелла Кастильская видела в Томасе Торквемаде нечто большее, чем просто монаха, инквизитора или священнослужителя. Из монастырского затворничества Торквемада шагнул в большую политику, обретя власть, которой не было ни у кого из испанских отцов церкви.
1474 год. На трон взошли Фердинанд и Изабелла, и Торквемада становится уже не духовным наставником не инфанты, но королевы.
Торквемада постоянно убеждал их, что благочестие народа падает из-за соседства с иноверцами. Для начала, считал он, нужно разобраться с врагами среди самих христиан. Многие крещеные мавры и евреи продолжали тайно исповедовать веру отцов. Чтобы выявить этих отступников, доминиканец предложил основать инквизиционный трибунал. Строго говоря, инквизиция была создана еще в XII веке по инициативе римского папы. Григория IX, но до XIII в. не имела позднейшего своего специального значения, и церковь еще не пользовалась ей для обозначения той отрасли своей деятельности, которая имела целью преследование еретиков.

С приходом Торквемады Инквизиция переживает второе рождение, его кандидатуру своей буллой утверждает папа Сикст IV.
Одним из основных лозунгов Торквемады был: «Испания для испанцев». Знакомый лейтмотив, не правда ли?
Уже первые шаги испанской инквизиции вызвали сопротивление в придворных и церковных кругах, считавших, что методы инквизиции не только не приведут к решению проблемы марранов в Испании, но, напротив, жестокость, не различающая между малым и большим преступлением, лишь усугубит проблему, вызвав бегство марранов в места, где они не будут под опекой и руководством церкви, а наказания должны быть избирательными, и основным методом интеграции марранов должно быть их терпеливое воспитание в духе католичества. Противники инквизиции оказались в меньшинстве, и институт инквизиции интенсивно развивался.

Духовник королевы быстро превратил инквизицию в мощную организацию с жесткой, почти военной дисциплиной. В 1479 году в каждой испанской провинции были созданы трибуналы во главе с великими инквизиторами. Руководил ими Великий инквизитор всего королевства Торквемада. По новым правилам, еретики могли покаяться в течение месяца после создания в городе трибунала. Остальных отправляли в тюрьму и добивались от них признания. Тех, кто искренне раскаивался в грехах, осуждали на вечное заключение, а всех, кто упорствовал в своей ереси, ждало сожжение, получившее название «аутодафе», то есть «акт веры».

В первые полгода правления Торквемады было сожжено 298 человек а 79 приговорили к вечному заточению. Число жертв инквизиции увеличилось с каждым днем. Дыба, пытки водой, огнем, испанским сапогом доводили несчастных до последней степени изнеможения и нередко кончались смертью прямо в темнице. Из-за многочисленности осужденных пришлось даже придумать особый эшафот, так называемое квемадеро. Он был сложен из камня наподобие печи — туда вводили сразу несколько осужденных и сжигали. Возможно, именно это дьявольское изобретение послужило прототипом гитлеровских газовых камер.

В конце концов, многие богатые мавры и евреи начали покидать Испанию. Оставшиеся посылали в Рим жалобы на жестокость Торквемады. Уже через месяц после начала работы трибуналов папа Сикст IV потребовал приостановить их деятельность (!) Великий инквизитор не послушался, и по его просьбе Фердинанд и Изабелла отправили понтифику письмо с советом впредь не вмешиваться в дела королевства.

Уничтожая еретиков, Торквемада никогда не забывал об иноверцах. Именно их он считал своими главными врагами. Великий инквизитор настоял на том, чтобы королевские войска окружили Гранаду — последний оплот мавров. После долгой осады арабы сдались. Католические монархи могли торжествовать — Испания впервые стала единой, но инквизитор не успокоился.

В начале 1492 Торквемада убедил Фердинанда II и Изабеллу I заставить всех иудеев принять христианство; в противном случае они должны были покинуть пределы Арагона и Кастилии. Как только началось преследование иудеев, еврейская община собрала огромную по тем временам сумму в 30 000 дукатов, чтобы откупиться от преследования. Они предложили её Фердинанду. Тот был не против принять деньги. И вот здесь произошёл знаменитый эпизод. Узнав об этом, Торквемада вошёл к королям и швырнул перед ними распятие, закричав, что однажды уже Иуда предал Христа за 30 серебряников, теперь же вы хотите его предать снова. Набожная Изабелла приняла это очень близко к сердцу. А так как Фердинанд не имел полноценной власти и считался с мнением супруги, то и здесь Торквемада победил.

800 тысяч евреев в повозках и пешком потянулись к портовым городам. Расправившись с одними врагами, Торквемада взялся за других — мавров. Он лично прибыл в Гранаду, чтобы превратить одну из многочисленных мечетей города в католическую церковь. И сам зажигал костры, на которых горели тысячи экземпляров Корана, Талмуда и других еретических сочинений. Уже после смерти Торквемады испанских мавров стали в массовом порядке подвергать крещению. Тогда они подняли восстание и в 1520 году были изгнаны, как и евреи.
На несколько веков Испания стала страной, где не было места иноверцам. Сам Торквемада никогда не появлялся в пыточных камерах и не приближался к кострам, на которых сжигали вероотступников, но всем управляла его твердая рука. Он руководил десятками инквизиторов и тысячами их помощников-доминиканцев. При подготовке Торквемадой процесса против ряда испанских епископов по обвинению в поощрении ереси, уже сам папа Александр VI Борджиа остановил процесс и помиловал осужденных. Он же убедил короля Фердинанда обуздать чересчур ретивого борца за веру.
Король послушался и, объявив, что Торквемада уже стар и болен, назначил ему в заместители четырех генерал-инквизиторов, которые получили право обжаловать его решения. Для Великого инквизитора это было оскорблением. Он больше ни разу не переступил порога королевского дворца, но когда Торквемада умирал, королева Изабелла сама приехала к нему, чтобы попрощаться.

Томас Торквемада прожил достаточно долго - 78 лет. И всю жизнь был одинок. Хотя власть его была велика, но и страх его был велик. Личная охрана Торквемады составляла 250 человек: 200 пехотинцев и 50 всадников. Без этой охраны он нигде не появлялся. Его дом напоминал крепость, сам он постоянно ждал ножа в спину или подсыпанного яда. Его ненавидела вся страна, и он знал это. И так до самой смерти…

16 сентября 1498 года, Томас Торквемада скончался.
За восемнадцать лет своей карьеры «инквизитором душ» Торквемада «десять тысяч двести двадцать жертв сжег живыми, шесть тысяч восемьсот шестьдесят сжег фигурально после их смерти или по случаю их отсутствия и девяносто семь тысяч триста двадцать одного человека подверг опозоренью и исключению из службы на общественных и почетных должностях. Общий итог этих варварских казней доходит до ста четырнадцати тысяч четырехсот навсегда погибших семейств. Сюда не включены те лица, которые по своим связям с осужденными разделяли более или менее их несчастье и горевали, как друзья или родственники, о строгостях, постигших несчастные жертвы» (Льоренте X. А. Критическая история испанской инквизиции).
Если считать «очищением» в глазах Господа то, что устроил Томас Торквемада во второй половине XV века в Испании, то не слишком ли велика цена, заплаченная за это?
Трагедия целой страны, последствия которой ещё чувствуются - цена «чистоты веры» ревностного католика. Торквемада — самый страшный и зловещий инквизитор за всю историю этой организации. В двадцатом веке католическая церковь признала его преступником. Доминиканский орден отрекся от него, посмертно исключив из братства и, тем не менее, у него и сегодня есть поклонники.
За дымом костров уже не разглядеть человека из плоти и крови, а лишь живое воплощение должности Великого инквизитора. Того, кто посылает людей на мучительную смерть, чтобы спасти их души.

От древнего до современного значения каждое слово проходит свой извилистый путь. В одних случаях оно теряет свой смысл, в других - приобретает совсем другое значение. Рассмотрим в статье понятие «инквизитор». Значение слова не изменилось с веками, а лишь расширило первоначальное значение.

Происхождение слова

Многие понятия нашего времени уходят своими корнями в Такая же история произошла и со словом «инквизитор». Это кто, чем данный человек занимается, можно узнать из дословного перевода данного термина на русский язык. Латинское слово inquisitio означает "расследование", "дознание". Поэтому ответ на вопрос, кто такой инквизитор, будет звучать, что расследователь, а иногда и судья. Простое латинское слово стало означать грозную силу, наводившую ужас на жителей средневековой Европы.

Кто такой инквизитор

Появление инквизиции датируется началом XII века. До этого времени никто еще не знал, кто такой инквизитор и не имел понятия о том, что веру нужно отстаивать довольно страшными способами. В конце XII века начинается рост различных оппозиционных христианских течений, которые ставили под сомнение некоторые догматы церкви, а вместе с тем снижали влияние папства на ум католиков. Эта тенденция не могла не тревожить католиков, ведь вызов им бросали не бедные язычники прошлого, а представители достаточно знатных и богатых семейств.

Одно из течений христианства называлось альбигойством. Катары представляли серьезную угрозу могуществу Рима. Именно для борьбы с ними были учреждены первые суды веры.

Первоначально роль инквизитора сводилась к дознанию. Представители инквизиционных отрядов направлялись в различные местности, где задавали множество вопросов в настроениях, царивших на данной территории. Понятно, что такой сбор сведений открывал широкие возможности для неправедного доноса.

Всех подозреваемых в инакомыслии приводили к епископу, чтобы тот вершил суд и выносил приговор. А вот приводить приговоры в исполнение поручалось уже светским властям. Нередко приговоренные так и не были казнены из-за своевременного побега в другую провинцию.

Такое легкомысленное отношение к ересям вынудило церковь пойти на крайние меры. Начиная с XIII века преступления против веры стали считаться одним из тягчайших, и тех, кто был признан виновным, ждала ужасная смерть - сожжение на костре. О том, кто такой инквизитор, узнали все, ведь указы папства разрешали казнить даже детей уже с семилетнего возраста. Даже могила не спасала от приговора. Тела умерших нередко быть выкопаны, а затем сожжены на костре.

Инквизиторы и ведьмы

Последний очаг инакомыслия был подавлен в Лангедоке. В этой провинции на юге Франции было обвинено в ереси и казнено одновременно более двухсот человек. Официально церковь победила, целые институты инквизиторов искали новые жертвы. Ими стали женщины и девушки, уличенные в колдовстве.

Для выявления ведьм и принуждения их к признаниям существовала особая книга, которая называлась «Молот ведьм». Особая роль отводилась дознавателям. Понятие, кто такой инквизитор было немного изменено - теперь так называли охотников на ведьм и колдунов. Именно из-за усердия инквизиторов многие женщины были подвергнуты страшным мукам и закончили свои дни на костре.

Современное значение слова

О том, кто такой инквизитор, наши современники узнают из книг или фильмов. Большое распространение получила тема инквизиции в фэнтези и научной фантастике. Древние обязанности ревнителей веры, разумеется, могли частично измениться, но иногда инквизиторы в фантазиях автора выполняют абсолютно несвойственные им функции, например, принимают участие в сражениях.

Следует понимать, что инквизиция - это часть тайной церковной полиции, и по смыслу своему она была далека от власти светской. Поэтому инквизиторы не могли активно принимать участие в боевых действиях. За веру Христову сражались совсем другие представители церкви, например, рыцари ордеров.

Благодаря влиянию средств массовой информации, появились новые значения слова «инквизитор». Синонимы его в современном русском языке - палач, аспид, живодер, иногда въедливый дознаватель. Реже инквизитор - это судья, выносящий суровые и несправедливые приговоры.

Вел икий инквиз итор (ист.; лит. персонаж) … Русский орфографический словарь

Великий инквизитор Witchfinder General Жанр … Википедия

Великий инквизитор глава инквизиции. Также может означать: Великий инквизитор (Братья Карамазовы) притча, рассказанная одним из героев романа. Великий инквизитор (фильм) британский фильм ужасов 1968 года … Википедия

Аутодафе (1475). Святая инквизиция общее название ряда учреждений Римско католической церкви для борьбы с ересью. Содержание 1 Происхождение термина … Википедия

Великий инквизитор Witchfinder General Жанр фильм ужасов исторический фильм Режиссёр Майкл Ривз Продюсер Луис Хэйард Арнольд Миллер Тони Тенсер Автор сценария Том Бэйкер Рональд Бассетт Луис Ъэй … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Дон Карлос. Опера Дон Карлос Don Carlos … Википедия

АНТИХРИСТ - [греч. ὁ ἀντίχριστος тот, кто против или вместо Христа], в Свящ. Писании А. именуется всякий отрицающий то, что Иисус есть Христос, т. е. обетованный Богом Мессия, а также тот, кто отвергает Его Богосыновство: «Кто лжец, если не тот, кто… … Православная энциклопедия

Невендаар вымышленный мир из сеттинга Disciples. Название мира с вымышленного языка переводится как «Священные земли». Начиная со второй игры серии, государство людей, Империя, также называется Невендааром. Также существуют различные мнения … Википедия

ДОСТОЕВСКИЙ, Федор Михайлович - (1821 1881) Великий русский писатель мыслитель не скрывал глубокой противоречивости своего личного религиозного опыта и неоднократно признавался, что на протяжении всей жизни мучился вопросом о существовании Бога и что чем больше его разум… … Эстетика. Энциклопедический словарь

Книги

  • Великий инквизитор / Der Grossinquisitor , Федор Достоевский , "Неужели мы не любили человечества, столь смиренно сознав его бессилие, с любовию облегчив его ношу и разрешив слабосильной природе его хотя бы и грех, но с нашего позволения? К чему же… Издатель: Deutscher Taschenbuch Verlag ,
  • Великий Дракон , Дивов Олег Игоревич , О чем эта книга? Пятая книга из цикла «Профессия: инквизитор». Личная жизнь инквизитора Августа Маккинби вдруг стала частью хитрой игры, в которую оказались вовлечены земные спецслужбы,… Серия: Новый Дивов Издатель:

Застенки инквизиции

Инквизиция (от латинского inquisitio - «розыск»), Святая Инквизиция , Святая Палата (sanctum officium) - до г. высшая конгрегация (орден) католической церкви, входящая в состав курии Ватикана, с г. переименована в Конгрегацию доктрины веры и потеряла свой высший статус; инквизиция в России существовала в – гг., как следственная контора при Святейшем Синоде

«Церковь имеет врожденное и собственное право, независимое от какой–либо человеческой власти, наказывать своих преступных подданных как карами духовными, так и карами мирскими». п. 2214 , Католический кодекс канонического права, г.

История инквизиции

Первый церковный труд по истории инквизиции написал сицилийский инквизитор Луис Парамо , опубликовавший книгу «О происхождении и развитии святой инквизиции» (Мадрид, ), где доказывал, что первым инквизитором был Господь Бог , покаравший Адама и Еву . Первым инквизитором Нового Завета , по мнению Парамо , был Иисус Христос , а Христа сменили апостолы Пётр и Павел . Далее он утверждал, что современные ему инквизиторы являются прямыми продолжателями инквизиторского дела апостолов.

Первые критические сообщения об инквизиции появились в XVI веке и были популярны своим живописанием ужасов церковных застенков. Автором одной из первых книг на эту тему был узник севильских палачей Раймундо Гонсалес де Монтес , который написал «Деяния священной инквизиции» (Гейдельберг, ), почти сразу переведённые на все языки Западной Европы.

Методы инквизиционного трибунала раскрывала книга Шпренгера и Инститориса «Молот ведьм» , впервые опубликованная в конце XV века и многократно переиздававшаяся на разных языках с призывными надписями «Прочитай эту книгу, не пожалеешь!»

«Обязанностью, присущей Конгрегации вероучения, является стимулирование и защита вероучения и морали во всем католическом мире: по этой причине все, что каким–то образом касается этого, попадает под ее компетентность.»

Конгрегация вероучения поделена на четыре подразделения: богословский офис, дисциплинарный офис, супружеский офис и офис для священников.

Задачи инквизиции

«Инквизиция по своей природе добра, нежна и консервативна, таков всеобщий и неизменный характер всякого церковного института. Но если гражданская власть, используя это учреждение, считает полезным для своей собственной безопасности сделать его более строгим - церковь не несет за это ответственности.» иезуит Жозеф де Местр «Письма одному русскому дворянину об инквизиции», Париж,

Официально сформулированные направления деятельности Конгрегации доктрины веры , сменившей Священную Палату инквизиции на её месте в римской курии, таковы:

  • слежение за чистотой католической доктрины
  • наблюдение за моралью духовенства
  • дела брака и семьи
  • изучение сверхъестественных явлений и разоблачение суеверий

За этими словами по–прежнему скрывается стремление к укреплению морального, интеллектуального и религиозного лидерства католической церкви, навсегда подорванного демократизацией общества и научно–техническим прогрессом.

Методы инквизиции

Следствие инквизиции начиналось по доносу в ереси или аморальности, совершаемому гражданскими «доброжелателями», штатными доносчиками или специальными духовными цензорами, если речь шла о «еретической» книге. Инквизиционный суд принимал своё решение ещё до рассмотрения показаний обвиняемого - его роль в процессе заключалась добровольном признании своей вины, и тем самым - в мнимом «спасении своей заблудшей души». Обвиняемый не знал своих доносчиков, и должен был оправдываться не представляя и списка предьявляемых ему обвинений, отвечая на вопросы типа:

«Сознайтесь - почему вы здесь оказались?!»

Попытка самозащиты рассматривалась как упрямство в ереси и приводила к пыточному мучительству, называемому «испытанием», в котором монахи–инквизиторы были весьма изобретательны. Самооговор во всех предьявляемых грехах и донос на своих близких избавлял обвиняемого от долгих мучений и зачастую приводил к скорой казни. Сам процесс мог длиться годами без вынесения приговора, например,- Джордано Бруно находился в застенках инквизиции почти 9 лет: с года по –ый. Некоторым, напрасно оговорённым людям, удавалось выходить из под обвинения оправданными или прощёнными: так, к примеру, - основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола в молодости за свою проповедническую деятельность был трижды привлекаем инквизицией и даже сечён розгами, а будущий Великий инквизитор Дж.А. Сантори около двух лет содержался под следствием за мнимое покушение на жизнь папы Пия IV ( –).

Пыточное следствие инквизиции сохранялось до середины XIX века, что, впрочем, в то время мало отличало инквизиторов от обычного государственного суда. В XX–XXI веках «Священная Инквизиция» продолжает свою деятельность под именем «Конгрегации догматов веры», занимаясь отлучением от католической Церкви и пополняя «Индекс запрещённых книг» сочинениями католических богословов–новаторов (например, «теологов освобождения»). Мучения и пытки к осуждённым, вроде бы не применяются, но следствие, по–прежнему, проводится тайно, в отсутствии прений сторон и в попрании всяких прав обвиняемого. В связи с этой практикой Ватикан до сих пор не присоединяется к «Всеобщей декларации прав человека» года.

После упразднения приказа инквизиторских дел расследованием религиозных преступлений продолжили заниматься Раскольническая контора, просуществовавшая до года и духовные консистории, организованные в году. Наиболее важными делами занимался непосредственно Синод. Они располагали собственными тюрьмами и следственным аппаратом. Если церковные органы не могли справиться с отдельными случаями, тогда они передавали дело в светские дознавательные органы - Сыскной приказ, Тайную канцелярию, Преображенский приказ, надзирая за ходом дознания. Таким образом, видно, что инквизиционная практика русской православной церкви мало чем отличалась от аналогичной деятельности римской церкви.

Попытки апологии инквизиции

В современных клерикальных кругах активизируются попытки оправдания инквизиции. О чём свидетельствуют следующие высказывания:

  • «Инквизиторы обычно были профессиональными легистами и бюрократами, строго руководствовавшимися установленными процедурными правилами, а не какими–либо личными чувствами. Правила эти сами по себе не были несправедливы. Они требовали наличия доказательств, позволяли обвиняемому защищаться и изымали из употребления сомнительные свидетельства. Таким образом, в большинстве случаев вердикт трибунала был справедлив, то есть соответствовал доказательствам. Многие дела прекращались на той или иной стадии, поскольку инквизиторы убеждались в несостоятельности доказательств. Пытки использовались лишь в незначительном числе случаев и дозволялись лишь в случаях, когда наличествовали убедительные доказательства того, что обвиняемый лжет. В ряде случаев (например, в исследованиях, проведенных Карло Гинзбургом в итальянской местности Флиулия) свидетельств о применении пыток нет вовсе. Лишь небольшой процент осужденных подвергался смертной казни (в каждом конкретном регионе он колебался в пределах не более двух или трех на сотню). Гораздо чаще приговор состоял в пожизненном заключении, нередко смягчавшемся по прошествии нескольких лет. Наиболее распространенным наказанием было публичное покаяние в той или иной форме. Особенно преувеличивается число жертв "кошмарной" испанской Инквизиции. Она преследовала не миллионы людей, как часто приходится слышать, а примерно 44 тысячи (с по гг.), из которых казнено было менее двух процентов. Знаменитый случай Жанны д"Арк связан с многочисленными нарушениями процедуры, а сам процесс был подстроен ее политическими врагами, англичанами. Когда несколько лет спустя был проведен повторный, без нарушений, процесс, инквизиторы посмертно оправдали ее. ...» (Джеймс Хичкок «Инквизиция»)
  • «Масштабы многих представлений о Святой Инквизиции сократились, другие были полностью разрушены. Например, «охота на ведьм». В –х годах теолог Ганс Кюнг говорил о девяти миллионах ведьм (девяти миллионах!), которые преследовались и были сожжены Церковью (это более кровавый геноцид, чем тот, что устроили нацисты в прошлом веке по отношению к евреям). Но светские эксперты, к которым обратился Папа, существенно опровергли оценки Кюнга. Преследования ведьм были весьма распространенным явлением, но речь идет не о миллионах, а о нескольких тысячах случаев. ... В общем, исследование показало, что количество смертных приговоров, вынесенных трибуналами Инквизиции, намного меньше, чем принято считать. Профессор Агостино Борромео заявил: «К пыткам и смертной казни прибегали не так часто, как считалось долгое время; смертные приговоры, выносимые инквизицией, были гораздо менее частотными, чем приговоры любого государственного суда». ... Но имеет ли смысл в таком случае просить прощения, как делает это Папа, от лица Церкви за грехи Священной Инквизиции? Многие авторитетные католические мыслители, от Витторио Мессори до кардинала Джакомо Биффи, свободно высказали свои колебания. ...» (–
  • Грэхам Патрик «Евангелие от Сатаны» ,- М.: Центрполиграф, , 541 с.
  • Льоренте Х.А. «История испанской инквизиции, в 2–х томах» ,- М.: Ладомир, , 1424 стр. ISBN 5–86218–162–8
  • Кураев А.В., протодиакон; профессор МДА «Доброе слово об инквизиции»
  • Paulus III Bull «Licet ab initio» , Bullarium Romanum, VI, p.~344–346