Презентация по русскому языку "игра-путешествие в страну "причастие". Повторение орфографии и морфологии: написание н-нн в суффиксах причастий и прилагательных

ПОСЛЕ УРАГАНА

Двое суток русский военный клипер «Жемчуг» штормовал, как говорят моряки. Двое суток он выдерживал жестокий ураган в Индийском океане. (…)

Когда громадные, высокие и пенящиеся волны с бешенством нападали на маленький клипер со всех сторон (…), в такие часы, казавшиеся вечностью, смерть витала перед глазами моряков. Эти водяные горы казались неминуемой общей братской могилой (…).

К вечеру вторых суток буря несколько затихла. (…)

Клипер, хорошо построенный, не особенно пострадал. В нескольких местах волны проломали борт.

Несмотря на то, что буря заметно стихла и «Жемчуг» был уже вне опасности, капитан и старший штурман, видимо, чем?то озабоченные, оба с истомленными, осунувшимися лицами, не сходили с мостика.

Ночь была темная. Среди этой тьмы клипер покачивался на волнах, все еще сердито разбивающихся о бока «Жемчуга». (119 слов.)

По К. Станюковичу.

НА ТРАССЕ СТРОИТЕЛЬСТВА НЕФТЕПРОВОДА

Забравшись в кабину, Алексей только теперь понял, что ему предстоит далекое путешествие. Он попросил пилота вести самолет низко над трассой.

Со сложным чувством волнения, радости и светлой грусти смотрел он на стремительно сменявшиеся картины созидательного боя за нефтепровод (…).

Десятки автомашин и тракторов ползли по дороге, растаскивая трубы. Тысячи строителей и колхозников копали траншею вручную, и земля, перемешиваемая лопатами, словно висела в воздухе сплошной серой лентой.

Работа сварщиков обозначалась многочисленными огоньками, видимыми с самолета даже под солнцем. Связисты заканчивали навеску проводов на установленные вдоль трассы белые столбы, похожие сверху на ровно вычерченный по зеленому полю пунктир.

Трасса жила, шумела! Алексей, внезапно выхваченный из ритма жизни своего участка, явственно слышал голоса трассы (…). Ему даже казалось, что он узнает лица, людей: они отрывались от работы, чтобы взглянуть на пролетавший над ними самолет. (133 слова.)

По В. Ажаеву.

ГОРНАЯ ПАНОРАМА

1. Хнойный лес выстилал синевшую даль, сливаясь с горизонтом в мутную белесоватую полосу. Где?то далеко желтел своими песчаными отвалами небольшой прииск, дальше смутно обрисовывалась глухая лесная деревушка, прятавшаяся у подножия довольно высокой горы с двумя вершинами. В нескольких местах винтом поднимался синий дымок, тихо таявший в воздухе и расплывавшийся голубым пятном. Несколько бойких горных речек сбегались в одну, которая смело пробивалась между загораживавших ей дорогу прикрутостей и увалов; в одном месте она пробила скалистый берег, который вставал отвесной каменной стеной, точно полуразрушившийся замок.

Над этой картиной плыло несколько белоснежных облачков, прохваченных по краям розоватым золотом, густевшим и точно спекавшимся в кровавый сгусток на самом западе, где багровым шаром спускалось над горами закатившееся солнце. (112 слов.)

Д. Мамин-Сибиряк.

Пенящиеся волны; еще не проснувшийся город; не нарушаемая ничем тишина; масляная краска; масленая сковородка; смышленые ребята, непрекращающийся дождь; застреленный охотником зверь; не оттаявшая от снега земля; негреющее солнце; колеблемая ветром рожь; рокочущее море; борющаяся с бурей лодка; стелющийся над долиной туман; колющие дрова рабочие; моющие окна уборщицы; едва видимое течение реки; плохо слышимая передача; строящееся здание; щебечущая ласточка; трепещущаяся бабочка; лающая лисица; веющий с гор ветер; колышущиеся паруса; движимый лучшими чувствами товарищ; замерзшая река; крашеные скамейки; раненная охотником утка; раненая птица; ломаная линия; незасеянные поля. (85 слов.)

Тема урока : « Орфография. Повторение изученного по теме «Причастие» ».
Цели: 1. закрепить полученные знания по теме «Причастие»: отработать навыки написания суффиксов -ом-(-ем-) , -ым-(-им-) в страдательных причастиях , н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных, гласной перед -н- в полных и кратких страдательных причастиях ;

2. продолжить работу по обогащению словарного запаса , развитию речи учащихся с использованием действительных и страдательных причастий;

3. раскрепощать мышление детей, развивать чувство юмора, повышать интерес к урокам русского языка;

Оборудование : карточки для групповой работы, проектор

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня у нас не обычный урок, а урок-соревнование. Совсем недавно мы познакомились с действительными и страдательными причастиями. Разделившись на три команды, мы проведем соревнование и выявим сильнейших, то есть наиболее хорошо усвоивших эту сложную тему.

Победителям будут вручены… пятерки в журнал и дневник. Судить соревнование буду я и мой ассистент... (сильный по успеваемости ученик).

Итак, соревнование начинается.

III. Проведение игры (в форме групповой работы).

Задание 1

- Разминка . Напишите интересный рассказ об одном из участников вашей команды, используя при этом как можно больше причастий. Имя и фамилия описываемого ученика не указываются, команды-соперницы должны угадать, о ком идет речь.

Проверка.(Чтение рассказов и определение «героев»)

Задание 2.

Составьте слова по схеме ( выведена на экран ).

Надо прочитать и записать как можно больше слов. Читать можно по всем линиям и во всех направлениях, можно возвращаться к одной и той же букве, но нельзя перескакивать с одной буквы на другую. Составьте с найденными существительными как можно больше словосочетаний. Главное слово – причастие, выделите в нем формообразующие суффиксы.

(Ответ: МАРТ, САД, КАРТА, ОДА, ДОСАДА, ДАР, ДАМА, ОСА, ОСАДОК, РАМА, ТОК, СОК, ОСАДА, ТАРА, ЛАК, ДАТА, КАТОК, ОТАРА, КОСА, АТАКА, КОТ; ВЫПАВШИЙ В МАРТЕ, ВЫРАЩЕННЫЕ В САДУ, ОТВЕЧАЮЩИЙ У КАРТЫ и т.п. )

Проверка.

Задание 3. Вспомните написание н и нн в причастиях и прилагательных . Запишите без ошибок рецепт из «Книги о вкусной и здоровой пище людоеда» Григория Остера.

(Текст спроецирован на экран.)

1 команда

Кваше(н,нн)ые девочки

Отобрать грязных, растрепа(н,нн)ых девочек-плакс, умыть, причесать и плотно набить ими прочную деревя(н,нн)ую кадку. Соль можно не сыпать – девочки сами наплачут полную кадку соле(н,нн)ых слез.

2 команда

Консервирова(н,нн)ые грязнули

Взять несколько вываля(н,нн)ых в грязи мальчиков, добавить к ним измаза(н,нн)ую вареньем девочку, посадить их всех в стекля(н,нн)ую непрозрачную банку, плотно закрыть крышкой и поставить в темное место, чтоб никто никогда не смог их увидеть. Консервирова(н,нн)ые грязнули приятно украшают любой стол.

3 команда

Распуще(н,нн)ые девчонки

Распустить на сковородке сливочное масло и выпустить на нее совершенно распуще(н,нн)ых девчонок. После того как они минут пятнадцать побегают по сковородке, их можно подать к столу, предварительно посыпав девчоночьи головы изрубле(н,нн)ой лимо(н,нн) ой коркой.

Дополнительное задание (для ассистента и команд, которые справились раньше)

Компот из испорче(н,нн)ых мальчиков

Если ваши мальчики окончательно испортились, сделайте из них компот. Для этого нужно как следует обработать порче(н,нн)ых мальчиков, предварительно вынув из них душу.

Кривляка в собстве(н,нн)ом платьице

Снять с кривляющейся девочки сандалики и уложить ее на блюдо, вымаза(н,нн)ое горчицей. Сандалики можно съесть потом, на закуску.

Проверка.

Задание 4.

Восстановите слова, объясните написания. (Командам раздаются карточки).

Карточка для 1-й команды

Ст_иж_н_а_ ; взво_н_в_н_о_ ; пр_ч_т_н_а_ ; выко_а_н_а_ ; сл_ж_н_ы_ ; п_д_бр_н_а_ .

( Ответ ы: стриженная, взволнованное; прочитанная; выкопанная; сложенный; подобранная .)

Карточка для 2-й команды

Исп_г_н_ы_ ; без_м_н_ы_ ; соз_а_н_ы_ ; озаб_ч_н_ы_ ; вып_лн_н_а_ ; оказ_н_ы_ .

( Ответ ы: испуганный, безымянный, созданный, озабоченный, выполненная, оказанный .)

Карточка для 3-й команды

Усып_н_ы_ ; осве_ё_н_й; выч_щ_н_ы_ ; р_зб_о_а_н_й; сло_е_н_й; выу_е_н_й.

( Ответ ы: усыпанный, освещенный, вычищенный, разбросанный, сложенный, выученный.)

Проверка.

Задание 5 Игра «Кто быстрее угадает 3-е лишнее?»

1. От какого глагола нельзя образовать действительное причастие настоящего времени?

а) выйти;

б) кормят;

в) гонишься;

2. От какого глагола нельзя образовать страдательное причастие настоящего времени?

а) усиливать;

б) получить;

в) увлекаться;

3. В суффиксе какого причастия пишется буква пишется буква и?

а) реша..мый.

б) слыш..мый;

в) исполня..мый;

4. В суффиксе какого причастия пишется буква я;

а) трепещ..щий;

б) сража..щийся;

в) прос..щийся;

5. В суффиксе какого причастия пишется буква ю;

а) стел..щийся;

б) стро..щийся;

в) дыш..щего;

6. Указать причастие прошедшего времени

а) жаждущий;

б) борющийся;

в) заросший;

7. Указать действительное причастие

а) поднятое;

б) сгораемый.

в) прожженный.

Задание 6.

Шуточная игра «Энтимологический словарь».

Какая команда больше и быстрее подберет неверные, но правдоподобные толкования, отталкиваясь от внешней формы слов. Например: нелепица – некачественный пластилин .

(Слова выведены на экран):

Дурманящий, журивший, обескровленный, пригубивший, ручающийся, сопевший, топорщившийся, усугубляющий.

Шуточные толкования : глупый человек; судья конкурса; лишившийся крыши над головой; не совсем погубивший; здоровающийся за руку; подпевающий в хоре; питающийся щами из топора; сбривающий усы .

Задание 7. Кто больше?

Соедините части слов так, чтобы получились причастия; определите, действительное или страдательное.

Воз, рас, зва, сши, ко, кло, лож, стил, коч, леб, ты, ущ, ему, мо, ена, го, ле, а, ся, ющ, ны, ие, е.

( Ответ ы: воз-лож-ена; рас-стил-а-ющ-ие-ся; зва-ны-е; сши-ты; ко-леб-ле-мо-го; кло-коч-ущ-ему. )

Задание 8. Кто быстрее и интереснее подберет как можно больше причастий с разными формообразующими суффиксами по одной выбранной теме: «Школа», «Осень», «Родина». Все составленные вами причастия будут отражать название или ассоциации, возникающие при произнесении данного слова. Составьте словосочетания с этими словами.

Задание 9 (для ассистента).

Карточка с задание м.

Расскажите об одном из подвигов Геракла, включив в рассказ причастия; выделите в этих причастиях формообразующие суффиксы.

«Знаете ли вы о яблоках Гесперид? А об одиннадцати подвигах Геракла?

Но прежде – тем, кто забыл мифы, кое-что о великом муже Геракле. Я резвый поклонник этого мифа, этой песни непобедимого мужества!

Геракл – величайший герой древности. Он поставил задачей своей жизни биться для блага людей со всем нечистым и злым, если даже это будет сопряжено с могучими трудами и гибельными опасностями. Геракл – честнейшая натура! Он достоин самой счастливой участи. Но злая доля преследует его с самого рождения, и, только совершив величайшие усилия, пережив мучительные страдания, награждается он за свои подвиги бессмертием и общением с блаженными богами». (Вс. Иванов.)

Резерв:

Подберите синонимы к глаголу обмануть

(Ответы : солгать, одурачить, околпачить, надуть), фразеологические обороты (оставить с носом, обвести вокруг пальца).

IV. Подведение итогов урока, объявление победителей, выставление оценок.

Домашнее задание: Образуйте все возможные формы причастий от глаголов: везти, стричь, хранить.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

« Шварцевская СОШ»

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Повторение изученного по теме «Причастие»

7 класс

Урок разработал учитель русского

языка и литературы Дубоносова А.В .

2016-2017 уч. год

Пояснительная записка

Данная методическая разработка представлена для проведения урока русского языка в 7 классе «Повторение изученного по теме «Причастие» (по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского).

В ходе урока учащиеся повторяют изученный материал по теме «Причастие» (урок обобщения изученного материала + урок применения знаний, умений и навыков), проходит наблюдение над языком писателя, определение роли причастий в художественном тексте (урок усвоения нового материала).

Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный; метод наблюдения и анализа языковых единиц, частичного поиска.

Принципы: доступности, сознательности и активности, связи теории с практикой, прочности, научности, наглядности.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: повторить и обобщить изученный материал по теме «Причастие».

Задачи урока:

образовательные: систематизировать знания учащихся о причастии; отработать умения применять на практике орфографические и пунктуационные правила; определить роль причастий в художественном тексте;

развивающие: развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать интерес к русскому языку и литературе как учебным предметам;

воспитательная: воспитывать любовь к родной природе, уважение к труду писателя.

Достижению поставленных целей урока способствует интеграция учебных предметов (русский язык + литература) и живописи, применение компьютерной презентации.

Перечень дополнительных материалов, предоставляющихся вместе с разработкой.

Методическая разработка состоит из:

1) пояснительной записки;

2) конспекта урока;

3) презентации, созданной в программе Office Power Point 2003.

В конспекте урока отражено его содержание и основные этапы. Урок построен на произведениях И. А. Бунина. Презентация содержит иллюстративный материал: портрет писателя, репродукции картин русских художников.

Использованные источники:

Бунин И. А. Собрание сочинений в 4 томах. М., - Правда. 1988 г.

I – Значение и формы причастий.
1. Укажите словосочетание «причастие + сущ.».
А) Необыкновенные растения.
В) Кожаный диван.
С) Горящее полено.
D) Горячая печка.
Е) Дремучий лес.
Правильный ответ: С.
2. Укажите словосочетание «причастие + сущ.».
А) Красная заря.
В) Связный ответ.
С) Краснеющий закат.
D) Бесчисленные стада.
Е) Настоящее искусство.
Правильный ответ: С.
3. Укажите словосочетание «причастие + сущ.».
А) Связанный свитер.
В) Лежачий камень.
С) Связный рассказ.
D) Настоящее искусство.
Е) Кипучая энергия.
Правильный ответ: А.
4. Укажите словосочетание «причастие + сущ».
А) Летучие семена (растение).
В) Строящийся город.
С) Изящные очертания.
D) Зловещие звуки.
Е) Строительная компания.
Правильный ответ: В.
5. Укажите словосочетание «причастие + сущ.».
А) Зловещие звуки.
В) Изящные очертания.
С) Сложный пример.
D) Пахучие цветы.
Е) Сложенный лист бумаги.
Правильный ответ: Е.
6. Укажите словосочетание «причастие + сущ.».
А) Пахучие цветы.
В) Горячее молоко.
С) Растительный мир.
D) Связный ответ.
Е) Выросший сорняк.
Правильный ответ: Е.
7. Укажите словосочетание с действительным причастием настоящего времени.
А) Распускающиеся бутоны пионов.
В) Учёный, открывший закон.
С) Непаханое поле.
D) Охваченные утренним солнцем посевы.
Е) Бившееся о скалы море.
Правильный ответ: А.
8. Укажите словосочетание с действительным причастием настоящего времени.
А) Раскрытые окна и двери.
В) Над зеленеющим полем.
С) Заросший бурьяном сад.
D)Погасший свет зари.
Е) Забрызганные росой листья деревьев.
Правильный ответ: В.
9. Укажите словосочетание с действительным причастием настоящего времени.
А) Покрытые ольхой и берёзой болота.
В) Черневший вдали лес.
С) Взъерошенные воробьи.
D) Поющие на заре соловьи.
Е) Едва различимый берег.
Правильный ответ: D.
10. Укажите словосочетание с действительным причастием прошедшего времени.
А) Чернеющий вдали лес.
В) Нескошенные луга.
С) Покрытые ольхой и берёзой болота.
D) Едва различимый берег.
Е) Черневший вдали лес.
Правильный ответ: Е.
11. Укажите словосочетание со страдательным причастием прошедшего времени.
А) Видневшийся издали костёр.
В) Едва различимый берег.
С) Колеблющийся полёт бабочек.
D) Подстреленные утки.
Е) Тихо плещущееся море.
Правильный ответ: D.
12. Укажите страдательное причастие настоящего времени.
А) Отличаемый.
В) отличившийся.
С)Отличающий.
D) Отличные.
Е) Отличный.
Правильный ответ: А.
13. Укажите страдательное причастие прошедшего времени.
А) Готовый.
В) Изготовляющий.
С) Изготовляемый.
D) Изготовленный.
Е) Изготовлявший.
Правильный ответ: D.
14. Укажите действительное причастие прошедшего времени.
А) Объединяемый.
В) Объединяющийся.
С) Единый.
D) Объединённый.
Е) Объединявший.
Правильный ответ: Е.
15. Укажите страдательное причастие.
А) Стелющийся по полю.
В) Ненавидящий взгляд.
С) Слышимый издалека.
D) Режущий предмет.
Е) Летающий аппарат.
Правильный ответ: С.
16. Укажите страдательное причастие.
А) Клеящий карту ученик.
В) Бегущая волна.
С) Спящий ребёнок.
D) Колеблемый ветром.
Е) Тающий снег.
Правильный ответ: D.
17. Укажите предложение со страдательным причастием.
А) Мишка забыл про нанесённую ему обиду.
В) Выстрелы звоном будоражат застывшую тишину.
С) Для знающего мир светел.
D) Все были рады наступающей зиме.
Е) Он подошёл ко мне слегка хромающей походкой.
Правильный ответ: А.
18. Укажите предложение со страдательным причастием.
А) Дует сильный ветер, сметающий всё на своём пути.
В) В темноте раздался еле различимый звук.
С) Не знающий меры будут горевать и в богатстве.
D) Под окном стоял необлетевший клён.
Е) Летят над станицей журавли, сыплют на захолодевшую землю призывные звуки.
Правильный ответ: В.
19. Укажите предложение с действительным причастием.
А) Ошибка осталась незамеченной.
В) Некошеный луг пестрел цветами.
С) Он принял необдуманное решение.
D) Письмо так и осталось не отправлено.
Е) К моей бабушке приходил лечащий врач. Правильный ответ: Е.
20. Укажите предложение с действительным причастием.
А) Люблю дымок спалённой жнивы.
В) Чуть шелестят листья берёз, едва колеблемые ветром.
С) Нашлась потерянная книга.
D) Море, вздыхающее у берегов, уснуло.
Е) Работа окончена своевременно.
Правильный ответ: D.
21. Укажите предложение с действительным причастием.
А) Добываемый уголь льётся непрерывным потоком.
В) Ты открыл утром глаза, переполненные жаждою счастья.
С) Поблёскивали лужицы от тающего снега.
D) Его нечёсаные волосы ниспадали на глаза целой волной.
Е) Плыла по реке голубой русалка, озарённая луной.
Правильный ответ: С.
22.Укажите предложение, в котором причастие является сказуемым.
А) Попадается оголённая земля.
В) Дул сильный ветер, сметавший всё на своём пути.
С) Нежданный успех голову кружит.
D) Письмо так и не отправлено адресату.
Е) Я отвёл от него недоумевающий взгляд.
Правильный ответ: D.
23. Укажите предложение с причастным оборотом.
А) На каждом дереве и кусте лежала красота такая своеобразная и яркая, что невозможно равнодушно пройти мимо.
В) Хозяин, большой любитель всего прекрасного, с умом и любовью расположил растения в саду.
С) Исполинские кусты алоэ далеко раскидывали свои колющиеся кусты.
D) От дома во все стороны шли узенькие аллеи, обсаженные или деревьями, или кустарниками, или цветами.
Е) Домик доктора был маленький, но очень уютный.
Правильный ответ: D.
24. Укажите предложение с причастным оборотом.
А) Очищенная от снега и посыпанная песком дорожка вела вниз.
В) Трава, мокрая от дождя, блестела на солнце.
С) Ночь, вьюжная, морозная, кажется длинною.
D) Одуванчик – медоносное растение- можно встретить повсюду.
Е) Вдали, сливаясь с небом, громоздились льды.
Правильный ответ: А.
25. Укажите какой из признаков не имеет отношения к причастию.
А) Род.
В) Лицо.
С) Время.
D) Число.
Е) Вид.
Правильный ответ: В.
26. Укажите, какой из признаков не имеет отношения к причастию.
А) Краткая форма.
В) Падеж.
С) Степень сравнения.
D) Род.
Е) Число.
Правильный ответ: С.
27. Определите полный ряд суффиксов действительных причастий.
А) –уш, -юш, -вш, -ш.
В) –уш, -юш, -вш, -ш, -енн, -нн, -т.
С) –ем, (-ом), -им, -вш, -ш.
D) –ущ, -ющ, -ащ, -ящ, -вш, -ш.
Е) –-ущ, -ющ, -ащ, -ящ.
Правильный ответ: D.
28. Определите полный ряд суффиксов страдательных причастий.
А) –ет, -ешь, -ете, -ут, -ют, -у, (ю).
В) –ем, (-ом), -им, -вш, -ш.
С) –енн, -нн, -т, -ем, (-ом), -им.
D) –енн, -онн, -ан, -ян, -ин.
Е) –енн, -онн, -т, -ем, (ом),-им.
Правильный ответ: С.
29. Выберите ряд только действительных причастий.
А) Пьющий, проливаемый, вытоптанный.
В) Пропитанный, сомневающийся, выбравший.
С) Торопящийся, разбираемый, настроенный.
D) Ведомый, выпотрошенный, сломанный.
Е) Выбравший, делающий, глядящий.
Правильный ответ: Е.
30. Выберите ряд только страдательных причастий.
А) Прослушанный, выполнен, редактируемый.
В) Разбитый, распиливший, выстроенный.
С) Замеченный, подстреленный, замешавший.
D) Окованный, подбитый, прощавшийся.
Е) Решаемый, хранящий, собиравший.
Правильный ответ: А.
31. Выберите глагол, от которого нельзя образовать страдательное причастие прошедшего времени.
Прибить.
В) Прибежать.
С) Присмотреть.
D) Нарисовать.
Е) Обдумать.
Правильный ответ: В.
32. Краткую форму имеют:
А) Действительные причастия прошедшего времени.
В) Страдательные причастия прошедшего времени.
С) Действительные причастия настоящего времени.
D) Все причастия.
Е) Действительные причастия настоящего и прошедшего времён.
Правильный ответ: В.
33. Какой из названных признаков отличает причастие от прилагательного.
А) Согласование с существительным.
В) Роль в предложении.
С) Изменяемость по падежам, числам. Имеет род.
D) Наличие форм времени.
Е) Наличие краткой и полной формы.
Правильный ответ: D.
34. Укажите признак, не имеющийся у причастия.
А) Возвратность.
В) Переходность.
С) Значение действия.
D) Изменяемость по лицам.
Е) Способность к управлению.
Правильный ответ: D.
35. Укажите причастие.
А) Охраняя.
В) Охранявший.
С) Охраняет.
D) Охранный.
Е) Охранять.
Правильный ответ: В.
36. Какое причастие образуется от глагола рассчитывать.
А) Рассчитанный.
В) Не образуется от данного глагола.
С) Рассчитавший.
D) Рассчитывающий.
Е) Рассчитавшийся.
Правильный ответ: D.
37. Выделите ряд причастий, образованных от глаголов убедить, завершиться, пропускать.
А) От данных глаголов причастия не образуются.
В) Убедивший, завершившийся, пропускаемый.
С) Убеждавшийся, завершаемый, пропущенный
D) Убедивший, завершающий, пропускающий.
Е) Убеждавший, завершавший, пропустивший.
Правильный ответ: В.
38. Найдите глагол, от которого не образуется причастия настоящего времени.
А) Прочитать.
В) Слышать.
С) Говорить.
D) Брить.
Е) Приходить.
Правильный ответ: А.
39. Укажите глагол, от которого не могут быть образованы страдательные причастия.
А) Облить.
В) Строиться.
С) Изменять.
D) Узнавать.
Е) Решить.
Правильный ответ: В.
40. Выберите глагол, от которого можно образовать действительное причастие настоящего времени с суффиксом –ащ.
А) Угнать.
В) Забыть.
С) Услышать.
D) Дышать.
Е) Кинуть.
Правильный ответ: D.
41. Найдите глагол, от которого можно образовать действительное причастие настоящего времени с суффиксом –ущ (-ющ).
А) Приклеить.
В) Закрыть.
С) Колоть.
D)Написать.
Е) Увидеть.
Правильный ответ: С.
42. Найдите предложение с причастием.
А) Свет луны, таинственный и длинный.
В) По морю шла волна, и пена, облизывая борта, тотчас таяла.
С) Ведь то, что мы с ней знаем сегодня, так мало по сравнению с тем таинственным, что нам ещё предстоит о ней узнать.
D) Надо мной, наклонившись, стоял Дерсу.
Е) Надо ли словами говорить о счастье, если перед вами мир, открытый настежь.
Правильный ответ: Е.
43. Страдательное причастие настоящего времени есть в предложении.:
А) Из перин летел пух, уносимый ветром.
В) Непрекращающимся потоком шли немцы.
С) Колонны беженцев, оказавшиеся в зоне вспыхнувшего боя, видели перед собой горящие дома и развалины.
D) Оглядываясь на пройденный путь, я вспоминаю дороги Германии, заваленные брошенными повозками.
Е) Они шли, как преступники, видящие надвигающееся возмездие.
Правильный ответ: А.
44. Причастие совершенного вида есть в предложении.
А) Фашисты, рассчитывавшие захватить Москву, жестоко ошиблись в своих расчётах.
В) Поспешно убегали люди, стоящие у власти.
С) Наши войска вступили в Берлин, и под рейхстагом взвилось овеянное славой пурпурное знамя.
D) Возмездие пришло, и правый суд народов сказал своё решающее слово.
Е) Народ, борющийся за своё счастье, добился победы.
Правильный ответ: С.
45. Укажите вариант с причастием, образованным от переходного глагола.
А) В пенящихся над волнами струях видим мы соляные пузырьки.
В) Ребята, клеящие игрушки, вырезали и снежинки.
С) На мысли, дышащие силой, как жемчуг, нижутся слова.
D) Корабли, движущиеся по лазури точки.
Е) Колеблющийся полёт бабочек над свежей полянкой – прелестнейшее зрелище.
Правильный ответ: В.
46. Укажите предложение, в котором причастие употреблено в творительном падеже.
А) Я бегал по нескольку раз в день на берег бушующего Бугуруслана.
В) Небольшое село, приютившееся над дальней речкой, тонуло в полумраке.
С) Терек бурлил в проснувшемся лесу.
D) Путешественник говорит о каком-то русском романе, прославившем автора и находящемся в рукописи.
Е) Я стоял с сильно бьющемся сердцем.
Правильный ответ: Е.
47. Причастие является сказуемым в предложении:
А) Сваренные стыки остались без изоляции.
В) Все стулья были новыми, а на диване появились свёрнутые в рулон куски ваты.
С) Море штормящее.
D) Волга была пустынна.
Е) Вид у нашего героя был невесёлый.
Правильный ответ: С.
48. Укажите действительное причастие настоящего времени.
А) Любящий.
В) Несший.
С) Наполненный.
D) Понятый.
Е) Зажигаемый.
Правильный ответ: А.
49. Укажите действительное причастие настоящего времени.
А) Выдуманный.
В) Воспетый.
С) Сверкнувший.
D) Прибывший.
Е) Борющийся.
Правильный ответ: Е.
50. Укажите действительное причастие настоящего времени.
А) Погашенный.
В) Потерянный.
С) Видимый.
D) Любивший.
Е) Лечащий.
Правильный ответ: Е.
51. Укажите страдательное причастие прошедшего времени.
А) Объявляемый.
В) Погасший.
С) Несущий.
D) Красящий.
Е) Награждённый.
Правильный ответ: Е.
52. Укажите страдательное причастие прошедшего времени.
А) Стелющийся.
В) Находившийся.
С) Погружаемый.
D) Дышащий.
Е) Обиженный.
Правильный ответ: Е.
53. Укажите страдательное причастие прошедшего времени.
А) Несший.
В) Качающийся.
С) Переведённый.
D) Рокочущий.
Е) Управляемый.
Правильный ответ: С.
54. Укажите страдательное причастие настоящего времени.
А) Пересылаемый.
В) Хлопочущий.
С) Нарвавший.
D) Тающий.
Е) Нескошенный.
Правильный ответ: А.
55. Укажите страдательное причастие настоящего времени.
А) Расколотый.
В) Убегающий.
С) Охрипший.
D) Решённый.
Е) Движимый.
Правильный ответ: Е.
56. Укажите действительное причастие прошедшего времени.
А) Строивший.
В) Любящий.
С) Взволнованный.
D) Подразумеваемый.
Е) Идущий.
Правильный ответ: А.
57. Укажите действительное причастие прошедшего времени.
А) Нарисованный.
В) Движущийся.
С) Погасший.
D) Улыбающийся.
Е) Объявляемый.
Правильный ответ: С.
58. Укажите действительное причастие прошедшего времени.
А) Любимый.
В) Мечтающий.
С) Охвативший.
D) Видимый.
Е) Понятый.
Правильный ответ: С.
59. Укажите вид причастия в предложении:
Долгожители не спали и меж собою толковали о дне минувшем.





Правильный ответ: D.
60. Укажите вид причастия в предложении:
Лодка, вёслами махая, плыла по дремлющей реке.
А) Краткая форма страдательного причастия.
В) Действительное причастие прошедшего времени.
С) Страдательное причастие прошедшего времени.


Правильный ответ: Е.
61. Укажите, в какой форме употреблено причастие в предложении:
Между палатками желтели расчищенные в траве и посыпанные песком дорожки.

В) Страдательное причастие настоящего времени.



Правильный ответ: А.
62. Укажите, в какой форме употреблено причастие в предложении:
Старик сидел на корме, едва видимый в облаке водяной пыли.
А) Страдательное причастие прошедшего времени.
В) Действительное причастие настоящего времени.

D) Действительное причастие прошедшего времени.

Правильный ответ: С.
63. Причастие – это:
А) Особая форма местоимения, которая обозначает признак предмета по действию.
В) Особая форма наречия, которая обозначает признак предмета по действию.
С) Особая форма существительного, которая обозначает признак предмета по действию.
D) Особая форма прилагательного, которая обозначает признак предмета по действию.
Е) Особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию.
Правильный ответ: Е.
64. Укажите страдательные причастия настоящего времени.
А) Трепещущий листок, любящая мать.
В) Задержанный преступник, просмотренный спектакль.
С) Вошедший человек, нашедший клад.
D) Сражающийся взвод.
Е) Зависимый человек, проверяемое задание.
Правильный ответ: Е.
65. Укажите страдательные причастия прошедшего времени.
А) Умывшийся тёплой водой, доносившийся с моря.
В) Увлёкшийся живописью, растаявший снег.
С) Скошенная трава, разбросанные игрушки.
D) Пишущий студент, кричащий громко.
Е) Читавший книгу, замёрзший в степи.
Правильный ответ: С.
66. Укажите действительное причастие прошедшего времени.
А) Исписанный.
В) Читаемый.
С) Читающий.
D) Читавший.
Е) Прочитанный.
Правильный ответ: D.
67. Укажите действительное причастие настоящего времени.
А) Читаемый.
В) Читающий.
С) Вычитанный.
D) Прочитанный.
Е) Читающий.
Правильный ответ: В.
68. Укажите страдательное причастие настоящего времени.
А) Читавший.
В) Читаемый.
С) Читающий.
D) Прочитавший.
Е) Прочитанный.
Правильный ответ: В.
69. Укажите, в какой форме употреблено причастие в предложении:
В наступившей тишине раздавалось завывание ветра.
А) Краткое страдательное причастие.
В) Действительное причастие настоящего времени.
С) Страдательное причастие прошедшего времени.
D) Действительное причастие прошедшего времени.
Е) Страдательное причастие настоящего времени.
Правильный ответ: D.
70. Укажите, в какой форме употреблено причастие в предложении:
Много раз обманывались мы, стараясь разглядеть на приближающемся берегу признаки человеческой жизни.


С) Действительное причастие настоящего времени.

Е) Действительное причастие прошедшего времени.
Правильный ответ: С.
71. Укажите, в какой форме употреблено причастие в предложении:
Пустынное море смеялось, играя отражённым солнцем.
А) Страдательное причастие прошедшего времени.
В) Действительное причастие настоящего времени.
С) Краткая форма страдательного причастия.
D) Страдательное причастие настоящего времени.
Е) Действительное причастие прошедшего времени.
Правильный ответ: А.
72. Укажите страдательное причастие прошедшего времени.
А) Организующий.
В) Организовать.
С) Организуемый.
D) Организованный.
Е) Организовавший.
Правильный ответ: D.
73. Укажите действительное причастие настоящего времени.
А) Организовать.
В) Организованный.
С) Организуемый.
D) Организующий.
Е) Организовавший.
Правильный ответ: D.
74. Укажите действительное причастие прошедшего времени.
А) Организующий.
В) Организовать.
С) Организовавший.
D) Организованный.
Е) Организуемый.
Правильный ответ: С.
75. Укажите вид причастия в предложении:
Подул ветер, пахнущий полынью и пшеничной соломой.


С) Действительное причастие настоящего времени.
D) Краткая форма страдательного причастия.
Е) Страдательное причастие настоящего времени.
Правильный ответ: С.
76. Укажите, в какой форме употреблено причастие в предложении:
Деревья напоминали скалы, обросшие тёмным мхом.
А) Действительное причастие настоящего времени.
В) Краткая форма страдательного причастия.

D) Страдательное причастие настоящего времени.
Е) Страдательное причастие прошедшего времени.
Правильный ответ: С.
77. Укажите вид причастия в предложении:
Месяцы, прожитые у бабушки, я вспоминаю с трудом.
А) Действительное причастие прошедшего времени.
В) Страдательное причастие прошедшего времени.
С) Страдательное причастие настоящего времени.
D) Краткая форма страдательного причастия.
Е) Действительное причастие настоящего времени.
Правильный ответ: В.
78. Укажите вид причастия в предложении:
Описываемые действия происходили в старинном замке в прошлом веке.
А) Страдательное причастие настоящего времени.
В) Действительное причастие настоящего времени.
С) Действительное причастие прошедшего времени.
D) Страдательное причастие прошедшего времени.
Е) Краткая форма страдательного причастия.
Правильный ответ: А.
79. Страдательные причастия образуются:
А) При помощи суффиксов –т-, -вш-, -ем-, присоединяемых к основе настоящего и прошедшего времени.
В) С помощью суффиксов-уш-, -ющ-, -ащ-, -ящ- и суффикса –нн-, присоединяемых к основе настоящего времени.
С) От основы неопределённой формы глагола с помощью суффиксов –нн-,-енн-, -т-, от основы настоящего времени глагола с помощью суффиксов –ем-, -им-.
D) С помощью суффиксов –н-, -енн-.
Е) От основы неопределённой формы глагола с помощью суффиксов –им-, -ем-, -нн-, ени-.
Правильный ответ: С.
80. Выберите строку глаголов, от которых можно образовать формы страдательных причастий прошедшего времени.
А) Мыть, мыться.
В) Сковать, вливаться.
С) Смеяться, читать.
D) Увидеть, вооружить.
Е) Умолкать, летать.
Правильный ответ: D.
81. Выберите строку с глаголами, от которых возможно образование страдательных причастий настоящего времени.
А) Рекомендую, сберегу, прочитаю.
В) Выращу, объявлю, напишу.
С) Посылаю, посажу, испеку.
D) Слышу, значу, вижу.
Е) Мыслю, начну, огорчу.
Правильный ответ: D.
82. Выберите строку с глаголами, от которых образуются действительные причастия с суффиксами –УЩ-, -ЮЩ-.
А) Дышать, держать, полоть.
В) Стелить, славиться, вертеться.
С) Бороться, хлопотать, трепетать.
D) Зависеть, лечить, реять.
Е) Веять, клеить, догонять.
Правильный ответ: С.
83. Выберите строку глаголов, от которых нельзя образовать страдательные причастия прошедшего времени.
А) Принести, кончить.
В) Сказать, озарить.
С) Носить, видеть.
D) Засеять, сделать.
Е) Покупать, бросать.
Правильный ответ: :Е
84. Укажите предложение с причастием в винительном падеже.
А) Я пошёл вдоль задымившейся реки.
В) Ветер разгоняет накопившийся зной.
С) Лошади при чуть брезжущем свете лежали, понурив головы.
D) Мы подъехали к горам, поросшим лесом.
Е) Я прожил в городе, славящемся своими водами.
Правильный ответ: В.
85. Определите слова, с пропущенной одной буквой –и-.
А) Посея..ый, рассмотре..ый, устрое..ый.
В) Сваре..ый, поглаже..ый, вскопа..ый.
С) Потеря..ый, юн..ый, испуга..ый, прочита..ый.
D) Жёва..ый, кова..ый, варё..ый.
Е) Решё..ый, купле..ый, встрече..ый.
Правильный ответ: D.
86. Слова с одной буквой н:
А) Нежда..ый, негада..ый, нечая..ый.
В) Свяще..ый, жела..ый, изжёва..ый.
С) Корчева..ый, опубликова..ый, отвоёва..ый.
D) Дроблё..ый, пиле..ый, мощё..ый.
Е) Раздробле..ый, распиле..ый, вымоще..ый.
Правильный ответ: D.
87. Действительные причастия настоящего времени имеют суффиксы:
А) –нн, -енн, -т.
В) –ем, -ом, -им.
С) –ущ, -ющ, -ащ, -ящ.
D) –вш, -ш, -ем.
Е) –вш, -енн, -т.
Правильный ответ: С.
88. Суффиксы действительных причастий прошедшего времени:
А) –ин, -енн, -т.
В) –вш, -ш.
С) –ащ, -ящ, -им.
D) –ущ, -ющ, -ем.
Е) –ащ, -ущ, -ющ.
Правильный ответ: В.
89. Укажите суффиксы страдательных причастий настоящего времени.
А) –нн, -енн,-т.
В) –ущ, -ющ, -т.
С) –ем, -ом, -им.
D) –ащ, -ящ, -нн.